Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века
Сегодня, 3 февраля, исполняется 120 лет с дня рождения, пожалуй, главного финского архитектора и дизайнера Алвара Аалто. Buro 24/7 рассказывает о принципах работы Аалто и его достижениях.
Алвара Аалто принято называть одним из величайших архитекторов и дизайнеров XX века. В архитектуре он сумел соединить функциональный модернизм с гуманизмом, что выгодно отличает его здания от холодной рациональности конструктивизма. Кроме того, Аалто много работал с мебелью, изобретая более эффективные способы ее изготовления, что позволило начать массовое производство его изделий и сделать их более доступными по цене.
Хуго Алвар Хенрик Аалто родился в городе Куортане на юге Финляндии в 1898 году. В 1916-м Аалто поступил в Политехнический институт Хельсинки, чтобы изучать архитектуру (Ле Корбюзье, к слову, не получил специализированного архитектурного образования). В 1918 году Аалто прервал обучение из-за Гражданской войны в Финляндии и сам ушел в армию «белых» (буржуазно-демократических сил финского сената), а после окончания конфликта вернулся к студенческой жизни.
Выпустившись из университета, он открыл собственное архитектурное бюро в 1923 году, а в 1927-м перенес его в город Турку. В Финляндии как раз шел строительный бум, начавшийся после Первой мировой войны, которая стала катализатором свежих идей у молодых людей Западной Европы. В Турку Аалто и еще несколько молодых архитектров начали воплощать в жизнь новые концепции, преодолевая предрассудки и привычки, устоявшиеся в обществе.
Архитектура
За свою полувековую карьеру Аалто спроектировал около пяти десятков зданий, а если брать в расчет его бюро — еще больше. Его стиль менялся со временем от северного неоклассицизма 1920-х до функционализма позднего периода его работы, но он всегда сохранял верность принципу гезамткунстверка, то есть воспринимал каждое здание, которым занимался, как абсолютное произведение искусства и продумывал не только его внешний вид и инженерное устройство, но и интерьер вплоть до мельчайших деталей.
Аалто всегда думал о цели, которой должно служить строение, и отталкивался от этого, но был противником голого функционализма, часто забывавшего о психологическом комфорте человека. Работы Аалто никогда не бывают избыточны, они всегда сделаны так, чтобы точно соответствовать своему назначению. Он создавал пространства, наполненные естественным дневным светом. Последователи и исследователи Аалто отмечают его феноменальное чувство природы, психологии человека и пространства.
Архитекторы Западной Европы довольно сильно влияли на Аалто в начале его карьеры, и здание санатория напоминает о принципах Ле Корбюзье. Работая над этим зданием, Аалто в первую очередь думал о его функциональности и заботился, чтобы пациентам санатория было комфортно в нем находиться.
Библиотека в Выборге была первым проектом Аалто, но работа над ним затянулась: начав в 1927 году, архитектор не мог воплотить свою идею в жизнь, потому что духовенство и местные жители воспротивились строительству, так как не были готовы к слишком современной архитектуре. Аалто воспользовался тем, что проект был отложен, улучшил его и проработал детальнее.
Этот особняк Аалто спроектировал для семьи коллекционеров и любителей искусства и высшего общества Финляндии. Архитектор ориентировался на природные формы и использовал для отделки один из своих самых любимых материалов — дерево.
Аалто чаще всего строил в родной Финляндии, и это одна из причин, почему его имя не прогремело на весь свет. Если бы он чаще строил в других странах, о нем бы говорили гораздо больше. Финский павильон на Международной выставке в Нью-Йорке произвел фурор, и в отзывах писали, что это здание мог создать только гений.
После Второй мировой Аалто уехал работать и преподавать в США, и одним из следов его пребывания там стал кампус знаменитого Массачусетского технологического института, который, как отмечают архитектурные критики, и сегодня отлично служит по назначению.
Это один из главных культурных центров Финляндии, расположенный в Хельсинки. В здании есть несколько концертных залов, помещения для выставок и залы для конференций. Белоснежное строение находится на берегу бухты Тёёлёнлахти.
Кампус Отаниеми сегодня служит зданием Университета Аалто. Построенный великим архитектором с использованием другого его любимого материала — кирпича — был отреставрирован в 2015 году.
Следуя идее гезамткунстверка, Аалто прорабатывал свои проекты и внутри, создавая для них интерьер. Одним из следствий этого подхода стал мебельный бренд Artek, созданный при участии Аалто. В мебели Аалто отражены его архитектурные принципы — функциональность, лаконичность и гуманизм. Особенностью мышления Аалто было то, что он создавал мебель для определенных целей — для отдыха, для чтения, для того чтобы прихорашиваться у зеркала.
Аалто много работал с деревом — традиционным для финнов материалом. Он изучал свойства дерева и тщательно обдумывал, как вписать его в свои эстетические взгляды. Сегодня мы пользуемся многими идеями и достижениями Аалто, всего после него осталось семь патентов на его новаторские идеи по изготовлению мебели. Например, именно он придумал, как изгибать дерево, и использовал его для создания своей канонической табуретки Stoll 60.
Развитие фабричного производства позволило Аалто наладить массовое производство своих стандартизированных моделей мебели. Он распространял эти изделия с помощью своего бренда Artek, который, пожалуй, может считаться предтечей IKEA.
Аалто создал специальные кресла для санатория в Паймио. В первую очередь его заботило, чтобы мебель была удобной для пациентов, как и все придуманное им здание.
Табуретка, ставшая канонической, была сделана Аалто в 1930-е, когда он придумал, как изгибать дерево для создания таких ножек. До этого он использовал в изготовлении мебели металл, потому что не мог добиться таких изгибов с деревом. Эти табуретки использовали в Выборгской библиотеке как дополнительные сидячие места. Stool 60 удобны тем, что их можно ставить друг на друга башенкой, что позволяет лучше использовать пространство.
Стекло было одним из любимых материалов Аалто: в архитектуре он сочетал его с деревом, а в дизайне мебели использовал для предметов домашней утвари.
Придумав модель кресла, Аалто работал над ее вариациями. Это было очень удобно, потому что позволяло легко удовлетворить растущий спрос на разнообразие от начавшего двигаться в сторону все большего потребления общества.
Аалто предпочитал рассеяный свет за его мягкость — и именно такой дает придуманная им напольная лампа.
www.buro247.ru
Алвар Аалто — эталон скандинавской архитектуры
Хуго Алвар Хенрик Аалто — новатор финской архитектуры, «отец» североевропейского модернизма и представитель скандинавского дизайна ХХ века.
Алвар Аалто — финский архитектор и дизайнер, один из основоположников современного дизайнаДетство, юношество, обучение
Будущий зодчий родился 3 февраля 1898 года в небольшом финском поселении Куортане, в семье лесника. Детство юный Алвар провел в деревне Алаярви среди поэтической северной природы, любовь и бережное отношение к которой он пронес через все свое творчество. Рос Аалто очень любопытным и самостоятельным ребенком, что в дальнейшем объясняет его тягу к созданию новаторских идей и переосмыслению существующих архитектурных канонов.
Интерес к искусству проявился в юноше благодаря урокам рисунка, которые он посещал, учась в лицее г. Ювяскюля (Jyväskylä Lyceum). На этих уроках местный художник Йонаса Хейска обучил Алвара графике и объемно-пространственному мышлению.
Финляндия и Аалто едины — она служит ему источником вдохновения
Начало карьеры
В 1916 году Алвар поступает на архитектурный факультет Политехнического института г. Хельсинки (Teknillinen korkeakoulu), где его наставником становится Сигурда Фростеруса — один из ведущих архитекторов рационалистического крыла Финляндии того времени. Именно Фростерус повлиял на формирование стилевых предпочтений юного Аалто. По счастливой случайности позднее архитектор создал проект расширения кампуса своего института, а в 2010-м учебное заведение назовут в честь Алвара Аалто(Aalto University School of Science and Technology).
Учебные годы были прерваны на непродолжительный период гражданской войной, но это не помешало Аалто в 1921 году стать дипломированным архитектором.
Профессиональное «крещение» молодой зодчий получил еще в студенческие годы благодаря проекту реконструкции деревянного дома родителей в Алаярви. Именно с этого проекта начинается «большая любовь» Алвара к работе с деревом. Финляндия с ее трудолюбивым народом и недавно обретенной независимостью определила основную черту его мировоззрения — чувство самоутверждения.
Дом Алвара Аалто в Хельсинки, 1936
Поиск своего стиля
В 1923-м Аалто возвращается в Ювяскюля и открывает свою первую архитектурную мастерскую под названием «Алвар Аалто, архитектор и монументальный художник». В этот период архитектор начинает формировать свой стиль и подход к проектированию, смешивая рационализм функционалистов и подражание истории у неоклассиков.
Также архитектор начинает экспериментировать с идеей национального романтизма, применяя в проектировании традиционные природные материалы (дерево, кирпич, гранит, т.д.) и тесную связь построек с природным окружением. В 1927 году Алвар Аалто, уже вместе со своей женой Айно, переехал в город Турку.
В этот год был создан проект библиотеки в Выборге — один из самых известных объектов архитектора. В этом проекте архитектор впервые также разрабатывает дизайн помещений и мебели, что в последующих работах становится обязательным условием.
При проектировании здания Аалто создавал «идеальное пространство», в котором было продумано все: от мелочей декора до освещения в разное время суток.
Библиотека в г. Выборге
Автор фото: Egor RogalevВ 2013 году была произведена полная реконструкция здания библиотеки. Был сохранен аутентичный вид интерьеров и всех элементов декора и мебели. На данный момент объект вновь открыт для посетителей.
Желание заниматься не только архитектурой, но и предметным дизайном подтолкнуло архитектора в 1933 году переехать в Хельсинки и открыть собственную фирму «Артек». Начался выпуск предметов интерьера, становившихся образцами современного стиля и финского дизайна. В работах он отдавал предпочтение природным материалам и силуэтам: ламинированное дерево и стекло, абстрактные формы и гибкие силуэты. Аалто воспроизводил знакомые очертания живой природы, используя тонкие слои цельной древесины, придавая им изогнутую форму.
Кресло Paimio, 1932
Трехногий табурет №60
Предметам дизайна Алваро Аалто не подвластно время. Не теряя актуальности, они и по сей день массово привлекают людей и оказывает все большее влияние на эстетические вкусы потребителей. К примеру, любой желающий прямо сейчас может приобрести табурет дизайна Алвара в ИКЕА.
Зрелое творчество
Строгость геометрических форм, присущая в начале карьеры, уступила место свободе и гибкости объемно-пространственной композиции. Архитектор воссоздавал силуэты и мотивы природы в своих работах.
Эксперименты этого времени воплотились в проекте виллы Марейа (1939), созданной для семьи коллекционеров искусства. По словам архитектора, эта вилла стала его любимым «детищем». В этом проекте Алвар Аалто впервые «впустил» природу в жилое пространство человека. «Открытая» планировка, многочисленные окна и природные строительные материалы создали естественную и комфортную среду для жизни. В дальнейшем виллу Марейа сравнивали со знаменитым Домом над водопадом Френка Ллойда Райта.
Для него единство с окружающей средой — непререкаемый закон!
Всемирное признание
Работы дизайна Аалто принимали участие на выставках Парижа (1937) и Нью-Йорка (1939). Уже с 1930-х годов часть экспозиции Нью-Йоркского Музея Современного Искусства состояла из элементов декора и графики архитектора.
Проекту Финского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году принес архитектору мировую славу. Именно эту работу сам Фрэнк Ллойд Райт назвал «работой гения».
После приобретенной мировой славы Аалто начинает получать проекты за рубежом, например, кампус Массачусетского технологического университета (MIT). Также в этот период он ведет курс лекций (1940–1948) в этом университете. Вернувшись в Финляндию, Аалто разрабатывает проект дворца «Финляндия», муниципального центра в Сяюнятсало и другие «знаковые» здания современной Финляндии.
Дворец «Финляндия»
Бесспорно, Аалто принадлежит большой вклад в архитектуру ХХ века, в центре внимания которой всегда должен стоять человек. Его успех сформирован на простоте во всем: линий, объема, материала, текстуры — все, что понятно и естественно для людей. Умер архитектор в возрасте 78 лет, оставив после себя память, знания, пример и вдохновение для последующих поколений.
Известные проекты
Санаторий в Паймио, 1933
Автор фото: FEDERICO COVREСанаторий в Паймио вблизи Турку — один из первых крупных проектов архитектора. Органичные и продуманные планировки сделали объект символом перехода Аалто к рационалистической архитектуре. Как говорил сам архитектор, в первую очередь санаторий — это медицинский инструмент, и он должен служить людям.
Музей современного искусства в Ольборге, 1972
Автор фото: Lisette HedegaardПроект был спроектирован Алваром Аалто в сотрудничестве с его второй женой Элиссой и датским архитектором Жан-Жаком Барюелем. Здание имеет форму зиккурата и гармонично вписывается в окружающие природные холмы. Особенность проекта — крыша в форме пирамиды, которая накрывает центральный зал. Архитектор ловко «пропускает» во все выставочные помещения мягкое естественное освещение через многочисленные окна.
Церковь Риола в Вергато, 1978
Автор фото: Franco Di CapuaАалто также занимался религиозной архитектурой, и один из интересных проектов — приходская церковь Riola в итальянской Гриццане, недалеко от Болоньи. Бетонное здание повторяет по форме окружающий горный ландшафт. Интерьерная особенность церкви — белые асимметричные «ребра», которые создают мягкую тень. Дневной свет проходит сквозь ленточные окна в крыше церкви. Интерьер церкви выполнен в модернистском стиле: в зале стоят деревянные скамьи, высота которых уменьшается по мере приближения к алтарю.
Узнайте больше про выдающихся дизайнеров и архитекторов современности в наших статьях:
— Дитер Рамс и его принципы дизайна
— Ле Корбюзье — новатор в современной архитектуре
— Ёдзи Ямомото — философ в мире моды
— Заха Хадид — одна из известнейших женщин архитекторов, представительница деконструктивизма
losko.ru
описание, история, экскурсии, точный адрес
Библиотека Алвара Аалто (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
Центральная городская библиотека Выборга носит имя известного финского архитектора Алвара Аалто, который спроектировал здание, в котором она размещается. Это единственное строение в России, созданное Аалто, а особенность его заключается в том, что при проектировании были учтены все тонкости работы библиотеки и процессов, протекающих внутри хранилища книг.
Строительство библиотеки Алвара Аалто велось с 1933 по 1935 г. То, что городу нужно здание, которое смогло бы выполнять функции библиотеки, стало обсуждаться еще в 1920-х гг., а в 1927 состоялся конкурс, по итогам которого ответственным за проект был назначен молодой архитектор Аалто.
После того, как богатая жительница Выборга Мария Лаллука оставила городу приличную сумму денег на строительство библиотеки, все задумки пришли в движение, и спустя некоторое время библиотека Алвара Аалто сыскала мировую славу идеального библиотечного здания! Талантливый архитектор отнесся к проекту со всей внимательностью, учитывая по ходу его разработки важнейшие детали помещения, в котором живут книги.
Библиотека Алвара Аалто сыскала мировую славу идеального библиотечного здания, ведь при проектировании здания были учтены все тонкости работы библиотеки и процессов, протекающих внутри хранилища книг
Характерные черты библиотеки Алвара Аалто
Архитектурный стиль, в котором выстроена библиотека, — смесь модернизма с финским функционализмом, так называемая «органическая архитектура». Финский архитектор был противником всего искусственного, поэтому даже внешняя отделка у здания особенная: Алвар Аалто отказался от использования красок и выложил фасад мыльным камнем.
Особенности, присущие стилю Аалто, заметны повсюду: потолок читального зала, бегущий волнами, или отсутствие окон в стенах, предназначенных для книжных полок. Удивительны круглые окна в крыше, тонкой системой отражений не пропускающие прямые солнечные лучи (от которых выгорают книги), но наполняющие залы уютным светом. Даже чертежи стульев и банкеток архитектор разрабатывал сам: по его идее, читателю удобнее располагаться на стульях, подлокотники которых плавно переходят в ножки.
Есть малоправдоподобная версия, что прототипом для этого чуда архитектуры послужила упаковка для куриных яиц — с намёком на круглые окна с крыши. Ещё библиотеку называют «домом без окон» — окон и в самом деле нет, чтобы стены были заняты стеллажами книг, которые от света выгорают.
Аалто видел будущее библиотек в их открытости для посетителей. Всё продумано так, что любую книгу можно самостоятельно снять с полки. Перила регулируют читательские потоки, ненавязчиво указывая куда нужно проследовать. Кроме того, здесь, впервые в России, детский читальный зал был объединён со взрослым. А у регистрационной стойки сохранена широкая корзина, в которой раньше лежали свертки оберточной бумаги, в которую после регистрации заворачивали каждую книгу.
Говорят, в этой библиотеке есть своя особенная атмосфера, которая сплетается из книжных запахов и звуков, из тишины и шелеста страниц, из магического света и людского шепота. Библиотека и ее история неотделимы от исторического наследия Выборга, вместе они пережили радостные и тяжелые времена, падения и подъемы.
Выборг библиотека Алвара АалтоИстория библиотеки
Из-за войн здание пострадало и оказалось закрытым, долгое время стояло без работы. Книжные хранилища тоже пострадали: сначала одни книги заменялись на другие, потом многие и вовсе были потеряны. Только в 1961 г. здание было восстановлено, но, увы, без учета авторских чертежей, а местами даже нарочно им противореча. Но, несмотря на все трудности, в 1961 г. двери библиотеки Алвара Аалто были снова открыты для горожан, и она получила статус центральной городской библиотеки.
Коллекция книг, собранная в библиотеке Алвара Аалто, тоже очень особенная. Здесь находится внушительное собрание отдела краеведческой литературы, которое создано на основе фонда, подаренного библиотекой финского города Лаппеенранта. В это собрание входят замечательные книги о Выборге и Карелии на многих языках мира.
В 2011-2013 гг. была проведена крупная реставрация библиотеки, в ходе которой удалось сохранить и воссоздать все именно так, как видел это много лет назад Алвар Аалто. Примечательно, что при восстановлении фасада использовались материалы производства тех самых фирм, которые поставляли их на строительство библиотеки в 30 годах. Такая тщательность не случайна: в то время, когда было построено здание библиотеки, оно шагнуло настолько вперед относительно своей эпохи, что и сегодня выглядит очень современно и производит огромное впечатление. Это не только одна из лучших библиотек в России, но, кроме того, еще и прекрасный архитектурный памятник, который находится под охраной государства.
Как добраться
Адрес: Россия, Ленинградская область, Выборг, Суворова проспект, 4.
От железнодорожного и автовокзала Выборг до библиотеки можно добраться пешком по Ленинградскому проспекту до пересечения с проспектом Ленина, далее повернуть налево, по проспекту Ленина до пересечения с проспектом Суворова, повернуть направо: библиотека находится на территории Парка эспланада.
График работы: 11:00-19:00, суббота — 12:00-19:00, воскресенье — выходной.
Посещение библиотеки бесплатно, стоимость экскурсии на русском языке — 150 RUB, продолжительность — 1 час; стоимость экскурсии на английском языке для группы — 2500 RUB.
Контактные телефоны (факсы): (81378) 2-20-90, (81378) 2-49-37.
Веб-сайт: www.aalto.vbgcity.ru
Цены на странице указаны на август 2018 г.
Аренда авто в России цены пользуется в последнее время стабильной популярностью среди путешественников. Особенно это относится к онлайн-бронированию, когда путешественник выбирает и заказывает авто заранее, еще из дома.
tonkosti.ru
Творчество Алвар Аалто | История архитектуры
Алвар Аалто
Алвар Аалто является ярчайшим представителем скандинавского направления стиля функционализм. Визитной карточкой архитектора стали удобные, эстетичные и функциональные здания, гармонично сочетающиеся с окружающим ландшафтом.
Алвар Аалто появился на свет 3 февраля 1898 года. В 1916 году Алвар поступает в Политехнический институт в Гельсингфорсе. Через два года он уходит солдатом на войну за независимость Финляндии. После войны он продолжает учебу, заканчивает институт и получает диплом архитектора.
В самом начале творческого пути Аалто искал новые конструктивные формы, отдавая предпочтение естественным материалам. В начале тридцатых годов архитектор переезжает в столицу, открывает фирму по выпуску предметов интерьера.
Здание газетной редакции в Турку
Первые здания были построены по проектам финского архитектора в Турку в конце двадцатых годов прошлого столетия. Постройки не отличались от иных массовых проектов — были спроектированы в форме параллелепипеда с ровными рядами окон.
Однако проект первого собственного дома, который был построен в 1934 в столице отличается наличием характерных признаков скандинавского направления функционального стиля.
Среди проектов Аалто наиболее интересными считаются следующие:
Дом культуры в Хельсинки, построенный в пятидесятые
Дом в Мунккиниеми
Дом в Мунккиниеми со стороны белой башни
Дом в Мунккиниеми, по соседству с Хельсинки, выполнял функцию студии и жилую одновременно. Между функциональными частями было четкое разграничение. Башня из белого кирпича была для работы, жилая часть располагалась на нижних этажах.
Дворец «Финляндия»
Дворец «Финляндия»
Дворец «Финляндия», являющийся наиболее известным проектом архитектора, образцом скандинавского функционализма. Это светлое строгое здание с мраморной отделкой с просторными залами.
Спроектированные в функциональном стиле здания являются яркими примерами конструкций для жизни. Они четко разделены на блоки, отвечающие конкретным функциональным задачам — работа, отдых и переходы. Скандинавский функционализм отличался тем, что всегда учитывал окружающие условия, кроме того эстетика занимала в проектировании не последнее место.
Аалто особое внимание уделял единству архитектуры и окружения здания. В проектах Алвара вы не найдете элементов декора. Если и есть какие-либо украшения, то на них возложена определенная функциональная нагрузка. В основном декоративными элементами служат технические детали такие как вентсистемы, оборудование для освещения.
Ярко выражен функционализм в проектах Аалто для постройки домов отдыха и больниц. Такие здания рассматривались архитектором как инструменты для отдыха и оздоровления.
Туберкулезный санаторий в Паймио в провинции Варсинайс-Суоми
Стоит отметить, что большое значение Аалто придавал комфортности внутренних помещений. Например система бестеневого освещения залов и библиотек. Разворачивая веером помещение к свету, архитектор компенсировал его недостаток в климате страны. Свет являлся фактором формообразования. Читальные залы, каталоги и абонементы не отгорожены друг от друга. Они образуют единое пространство, которое делится на зоны с помощью освещения. Залы выдачи и чтения книг спроектированы без окон — стены заняты книжными полками. В активе архитектора 10 неосуществленных и 12 осуществленных проектов библиотек.
Библиотека в Выборге
Интересен проект библиотеки г. Выборга. В данном проекте Аалто реализовал волнообразный поток пластин из дерева, который отличался уникальными акустическими характеристиками. Для того, чтобы книги освещались со всех сторон, Алвар сделал в библиотеке стеклянные стены и окна в потолке.
Скандинавский функциональный стиль Аалто был близок к органическому архитектурному стилю. Архитектор одновременно раскрывает свойства природных материалов и органично вписывает архитектуру в окружающую природу.
Излюбленная волнообразная форма используется Аалто повсеместно. Финскому архитектору принадлежит идея о том, что здание является продолжением пространства, а природа и архитектура являются единым целым. Его проектам характерно точное соответствие формы каждого строения его назначению, при этом здания органически сочетаются с ландшафтом.
Муниципальный центр Сяюнятсало
Творчество скандинавского архитектора отмечено созданием большого количества крупных проектов общественных зданий: это муниципальный центр Сяюнятсало, Управление пенсионного обеспечения, Дом культуры рабочих, дом северных стран в Рейкьявике. Среди культовых сооружений церковь Трех крестов в Вуоксенниска, приходские центры. Проектировал также промышленные сооружения, жилые дома и выставочные павильоны.
Церковь Трех крестов в Вуоксенниска
Скончался 11 мая 1976 года.
archi-story.ru
Библиотека Алвара Аалто — Школа Путешественника
Была недавно в Выборге по работе.
Работу сделала, осталось два часа до электрички. Давно мечтала побывать в библиотеке Алвара Аалто и воспользовалась этим шансом!
1. Библиотека — это белое здание за фигурой лося.
Лось — скульптура, созданная Юсси Мянтюненом, была установлена в 1928 году.
Образ был навеян одним из сюжетов «Калевала». Лось — анималистический символ Финляндии. Так что это не просто зверь в парке.
2. Уголок около входа. Библиотеки — это чудо. Не только спроектированные Аалто. Чудо по своей демократичной природе. В этом уголке любой может сесть и поработать, почитать.
3. Заходим в конференц зал.
4. Аалто добивался максимальной функциональности своих помещений. Конференц зал знаменит волновым потолком для оптимальной акустики. Именно в библиотеке он начал первые опыты с формой и качеством материалов для сохранения и усиления звуков. Развитие этой темы можно видеть в Хельсинки, например в ДК рабочих организаций и, конечно, в концертном зале Финляндия (см ссылки в конце статьи).
5. Горизонтальные полосы кресел перекликаются с вертикальными полосами занавеса и радиаторов и закручиваются в спирали в углу, в горке из знаменитых табуреток Аалто (и Икеи сейчас).
6. Материалы! Материалы! Дверь оббита фанерой, стены покрыты рогожей. Льняные занавески.
7. Продуманные мелочи. Как понимаю, стена конференц зала закругляется по требованиям акустики, а кафедра — уже по требованиям эстетики.
8. Стена со вставкой из мешковины.
Что за штуки внизу, я без экскурсовода не узнала. Батареи?
9. «Европа Ностра» объявила о присуждении своей престижной Премии 2015 года в категории «Сохранение культурного наследия» проекту реставрации Библиотеки Алвара Аалто в Выборге. Шедевр архитектуры европейского функционализма ХХ века реставрировался в 1994-2013 гг. при тесном взаимодействии и сотрудничестве финских и российских специалистов, а основное финансирование обеспечил российский госбюджет.
Фраза про финансирование из бюджета греет душу. Не ракетами хочется гордиться, а такими проектами… Побольше бы их!
10. Много света, много стекла.
11. Знаменитый потолок читального зала. В этом помещении нет окон. Книгам вреден прямой свет, да и расположить стеллажи по всему помещению окна мешают. В потолке не светильники, а окна.
57 отверстий спроектированы для оптимального освещения во все времена года. При выборе их диаметра и наклона учтено и размещение здания относительно сторон света и траектория солнца в наших северных широтах.
12. Столики в детской библиотеке.
Думаю, это уже современная разработка финских дизайнеров, вряд ли эти столики были в 30-х.
15. Но весь дизайн Финляндии идет от Аалто. Правда ведь, в форме столиков считывается форма знаменитой вазы, разработанной им вместе с женой, в самом начале пути?
20. Дедушка, в библиотеку зайдем?
Еще про библиотеку и другие работы знаменитого зодчего:
club.silver-ring.ru
Архитектура с человеческим лицом Алвара Аалто
11 июля 2016 г.
Финский архитектор и дизайнер Алвар Аалто считается крупнейшей фигурой в архитектуре Финляндии и «отцом модернизма» в Северной Европе. Отличительные черты его творчества – простота, минимализм и функциональность, а особенность авторского стиля – отношение к своим работам, как к «абсолютным произведениям искусства», которые Аалто продумывал, начиная с проектирования самого здания и заканчивая выбором осветительных приборов, фурнитуры, обстановки. Большинство статей и лекций архитектора собраны в его книге «Архитектура и гуманизм». Вот о чём он говорил и писал.
Настоящая архитектура только там, где в центре – человек со всеми его трагедиями и комедиями.
Театр в Эссене, Германия
Хотя мы знаем, что едва ли в состоянии помочь несчастному человеку, всё же общая задача архитекторов состоит в том, чтобы очеловечить нашу машинную эпоху.
Муниципалитет Сяюнятсало, Финляндия
В последние десятилетия архитектуру часто сравнивали с наукой, были попытки сделать её методы более научными, предпринимались даже попытки превратить её в чистую науку. Но архитектура не наука. Она по-прежнему является обширным синтетическим процессом, объединяющим тысячи определённых человеческих функций, и остаётся при этом архитектурой. Её назначение по-прежнему – приводить материальный мир в гармонию с человеческой жизнью.
Библиотека в Выборге, Россия
Стремиться к большей гуманности архитектуры – это значит улучшать архитектуру, это значит понимать функционализм шире, чем просто технический функционализм.
Церковь Трёх Крестов в Иматре, Финляндия
Наиболее сложная проблема заключается вовсе не в том, чтобы найти формы, соответствующие современной жизни, а в том, чтобы создать формы, основанные на подлинных человеческих ценностях.
Дворец «Финляндия», Хельсинки
Кирпич служит важным средством в создании формы. Однажды я был в Милуоки вместе со своим старым другом Фрэнком Ллойдом Райтом. Он прочитал там лекцию, начав её такими словами: «Уважаемые дамы и господа, знаете ли вы, что такое кирпич? Этот небольшой, дешёвый, самый обыкновенный предмет, стоящий всего одиннадцать центов, обладает совершенно удивительным свойством. Дайте мне кирпич, и он станет ценностью на вес золота». Впервые в жизни мне довелось услышать, чтобы для публики столь прямо и столь образно говорили о том, что такое архитектура. Архитектура – это превращение ничего не стоящего камня в слиток золота.
Дом культуры в Хельсинки, Финляндия
Однажды меня спросили: «Почему вы так редко используете в своих работах свободные формы вроде тех, которыми отличается павильон в Нью-Йорке? (Основной темой интерьера финского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года была большая стена-экран свободной, волнообразной формы, на которой были смонтированы фотографии – прим. ред.)» Собеседник, очевидно, был эстетом. Я ответил ему: «У меня нет подходящих строительных материалов». Мы никогда не получим архитектуру свободных форм из стандартных деталей. Кирпичная стена сохранит прямоугольную форму до тех пор, пока у нас не появится кирпич, который обеспечит свободу формообразования. Необходимо создание такого кирпича, который, сохраняя все качества кирпичной кладки, в то же время позволил бы делать стены криволинейными, изогнутыми, прямыми – словом, какими угодно».
Финский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке, 1939 год
Вот я выхожу из поезда на Центральной станции в Нью-Йорке или на вокзале в Чикаго, меня встречают несколько молодых архитекторов, и первый их вопрос, если они меня не знают: «Are you old-fashioned or modern?» («Вы старомодный или современный?» − прим. ред.) Я слышал этот вопрос на языках всех цивилизованных народов, последний раз в Португалии, в Эштремоше. Эта формула − Are you old-fashioned or modern? – как мне кажется, самая наивная, хотя и самая расхожая. Вдумавшись в неё, мы сейчас же поймём, что это полнейшая бессмыслица. У искусства только два определения: человечно оно или нет.
Алвар Аалто за работой над проектом дворца «Финляндия»
Мы, архитекторы, − единственные в современном индустриальном обществе, кто разрабатывает проект и сразу же воплощает его. Между этими двумя стадиями работы, безусловно, должна пролегать стадия экспериментов. Изредка сейчас так и происходит, однако у каждой уважающей себя цивилизованной страны должна быть целая программа экспериментальных городов и экспериментальных зданий.
Экспериментальный дом в Мууратсало, Финляндия
Архитектура – это не декорация, это явление глубоко биологическое, а может быть, ещё в большей мере – этическое.
www.berlogos.ru
Алвар Аалто – финский архитектурный волшебник
Алвара Аалто финны считают не просто одним из самых выдающихся дизайнеров современности, а самым настоящим волшебником.
Господин сказочник
То, что именно Алвар Аалто придумал и сконструировал окружающую нас среду – от табуретов, миллионами продающихся в ИКЕА, до бетонных «коробок» новых микрорайонов, в России знают не все. В Финляндии всё наоборот. Такие понятия, как Аалто-дом, Аалто-стиль, Аалто-мировоззрение, прочно вошли в финский быт и с успехом экспортируются во все стороны света.
По проекту знаменитого финского архитектора построены здания церквей в Финляндии, Италии и Германии, художественный музей в Дании, бизнес-центры в Финляндии и в Германии, здание оперного театра в Германии, офисы фирм в Швеции, культурные центры в Дании и Исландии, библиотеки в Финляндии, США и Выборге, частные виллы в Финляндии, Италии, Франции, Эстонии, студенческое общежитие Массачусетского института в Бостоне, университеты и учебные центры в Эспоо, Кайаани, Отаниеми, Ювяскюля… Перечислить всё практически невозможно. У всех его проектов есть одно общее – они так или иначе несут элемент водной стихии, и это не случайно. Аалто пытался точно соответствовать своей фамилии, которая в переводе с финского означает «волна». По велению руки мастера Аалто-волна прошла по XX столетию, перемешав его. Подарив ему Аалто-представление о жизни. А между тем господину Гению, господину Архитектору часто был важен не конечный результат, а сам процесс творчества.
Финский павильон на всемирной торговой выставке в Нью-Йорке, 1939 год
Церковь RIOLA Parish Church (1966) в Италии
Церковь Riola Parish, Италия
Церковь Riola Parish, Италия
Церковь Riola Parish, Италия
Wolfsburg Cultural Center, Германия, 1958-1962
Алвар Аалто считал, что каждое творение проживает несколько стадий: интуитивную – когда оно придумывается, стадию осмысления – когда первые идеи получают пространственное решение, и стадию материализации – когда проект сначала выполняется на бумаге, а потом переносится в жизнь. Его завораживал процесс, казалось, что многочисленные инновации, щедро приправленные духом функционализма, в состоянии изменить жизнь людей. Когда вы приедете в Финляндию, первым, что вам покажут, будет творение Аалто – Дворец Финляндии. А ведь там совершенно невозможно слушать концерты! Аалто обожал Италию, хотел вживить ее в финскую почву, мечтал отделать Дворец Финляндии, главный концертно-конгрессный центр страны, каррарским мрамором. Задумано – сделано.
Хельсинки, Дворец Финляндии
Мрамор хорошо смотрелся, напоминал об Италии, но плохо приживался. Оказался совершенно непрактичным в суровом северном климате. Мраморную отделку до сих пор терпеливо обновляют, попутно критикуя здание за плохую акустику. Но Аалто-дворец, даже несмотря на недостатки, остается одним из самых известных в мире образцов скандинавского функционализма и непревзойденным шедевром великого мастера. Аалто придумывал дома отдыха и больницы, которые рассматривал как «инструменты для выздоровления». В них все работало на покой и комфорт пациентов, помогало работе медперсонала. Он критиковал современную архитектуру. Считал, что она должна быть функциональной прежде всего с человеческой точки зрения, а не с точки зрения техники. Утверждал, что человеку не нужно становиться рабом машины, вместо этого он должен овладеть ее возможностями.
Санаторий Paimio (1929-1933)
Санаторий Paimio (1929-1933)
Аалто довольно много времени уделял проектам библиотек. Разрабатывал систему бестеневого освещения. Проектировал залы в форме веера, разворачивая помещение к свету, компенсируя его недостаток в северных широтах. Свет-волна у Алвара Аалто имеет форму. Между читальными залами Аалто, каталогами и абонементами библиотек нет перегородок, они составляют единое пространство, расчлененное на зоны разным освещением. Проектируя библиотеку довоенного Выборга, он с присущим ему поэтическим остроумием создал свой знаменитый волнообразный потолок из деревянных пластин, помогающий охранять и «тишь библиотек», и «концертов строгие мотивы», погружая свое творение в пучину эклектики. Может, и правильно сказал кто-то из критиков: «Понятия стиля у Аалто нет вообще – он всегда берет только то, что ему хочется, и то, что ему нужно».
Алвар Аалто / Библиотека в Выборге, 1940-е
Алвар Аалто / Библиотека в Выборге
Здание библиотеки в Выборге / Алвар Аалто
Алвар Аалто / Световые ловушки на крыше библиотеки в Выборге
Алвар Аалто / Библиотека в Выборге, 1940-е
Алвар и Айно Аалто в библиотеке города Выборга, 1935
Шутки Аалто
У мастерской Алвара Аалто в районе Хельсинки Мунккиниеми тихо. Скромная деревянная дверь ничего не говорит о жизни финского гения. Чтобы попасть внутрь, нужно предварительно позвонить по телефону. А со вторника по пятницу в 11.30 здесь проводятся экскурсии. Иностранцы – частые посетители музея. Они скупают недорогие стаканы, фотографируют чертежные инструменты, с помощью которых мастер создавал свои шедевры, и просто сидят на авторских стульях и креслах, пытаясь представить себе время, когда то же самое здесь делал Аалто. Алвар Аалто сам спроектировал это здание. Населил его своими мыслями, предметами.
Дом и студия Алвара Аалто в Хельсинки, р-н Мунккиниеми
Дом и студия Алвара Аалто в Хельсинки, р-н Мунккиниеми
Интерьер студии Алвара Аалто в Хельсинки, р-н Мунккиниеми
И если можно говорить о том, что дом является «усыпальницей духа», то мастерская, где архитектор работал до своей кончины, прекрасный тому пример. В разговоре с сотрудником музея Лаури Мартикайненом признаюсь, что Аалто всегда напоминал мне Сальвадора Дали. Ведь он тоже играл со временем, лепил из него новые формы, не обращал внимания на общепринятые нормы в архитектуре, промышленном дизайне. Лаури охотно поддерживает разговор: – Его жизнь и творчество были попыткой распрямить острые углы в архитектуре и дизайне. Придать им обтекаемую форму волны.
Он утверждал, что ничто никуда не исчезает и бесконечно повторяется, как штормы на море. Самая сильная волна финского дизайна пришлась на время его творчества. Собственно, Аалто и был той самой волной. Он испробовал все жанры: дом, храм, университет, мебель, посуду, светильники… Был поразительно чуток к миру, любил жизнь, любил людей. И видел свое предназначение не в переустройстве, а в благоустройстве. А потом переводит беседу на несколько неожиданную тему. Спрашивает: – А вы знаете, что Аалто любил и пошутить?
Оказывается
• Крыша Алвара Аалто всегда протекает (Aallon katto vuotaa aina). Мастер любил проектировать плоские крыши, потому что ему нравился цвет мокрых крыш. А это значит, на них всегда скапливалась вода, которая при известных обстоятельствах стремилась просочиться внутрь. Показательный пример – библиотека в Выборге.
• Он любил небольшие туалеты, поэтому в них лучше входить спиной. В мастерской именно такая уборная.
• Алвар Аалто любил печки, но они, как правило, дымили, так как не были оснащены вентиляцией. Поэтому у финских аалтоведов есть выражение «у печки Аалто не погреешься».
Мастер и Айно
На рояле в зале мастерской – портрет первой супруги Аалто Айно. Она молчаливо взирает в большое окно. Жена, спутница, соавтор, прекрасный менеджер. Это содружество было необычным, как и все связанное с микрокосмом Аалто. Взаимоотношения с супругой базировались не только на общности взглядов.
Айно и Алвар Аалто
Портрет Айно – жены Алвара Аалто
Аалто не был расчетливым, несмотря на огромное количество серьезных заказов. Он предпочитал «халтурить» в быту и отдавать все силы творчеству. Любил людей, стремился общаться. Айно же, напротив, была женщиной молчаливой и настойчивой. В совместных работах Алвар всегда ставил имя супруги перед своим именем. Она разрешала все бытовые проблемы, давала ему возможность «доиграть в детские игры», ведь в душе Аалто всегда оставался ребенком. То есть была мастеру не только женой, но и прекрасным секретарем и деловым партнером, что Алвара абсолютно устраивало.
Кстати, знаменитые стаканы, которые так приятно держать в руках, – изобретение Айно. Они скромны, но очень удобны, пальцы не скользят по поверхности, отражения предметов преломляются в странной игре света и граней, как бы говоря: «Добро пожаловать в мир Айно и Аалто».
Присядем?
— Милый, пожалуйста, вынеси мусор!
— Но я только что присел…
— А что ты до этого делал?
— Лежал.
На многих креслах и стульях Алвара Аалто можно и сидеть, и лежать. Это реально сделать и в его мастерской, и в магазинах Artek, предлагающих продукцию Аалто. Проверено – удобно, оригинально. Хотя и недешево. Открытие Аалто было предельно простым: дома и вещи должны существовать в гармонии со своими обитателями. Первым шедевром «органического дизайна» Аалто стало кресло № 41, производимое сегодня массовым тиражом.
Artek/ предметы интерьера, созданные Алваром Аалто
Artek/ предметы интерьера, созданные Алваром Аалто
В 1931 году самое человечное кресло в мире было создано для отдыха пациентов туберкулезного санатория и полностью соответствовало требованиям: в нем приятно сидеть, с него легко вставать. Испробовано на себе. Функционализм Аалто проявляется в полной мере в стульях и креслах. Помните, как устроены лыжи? Их носы завернуты вверх. Вы никогда не задавали себе вопрос, как это получается? Способность дерева гнуться, создавая формы плавных очертаний, свойственные живой природе, легла в основу уникального метода дизайнера. Он придавал изогнутую форму распиленной на тонкие слои цельной древесине. Склеенные воедино пластины и «деревянные макароны» Аалто отличались упругой прочностью и эстетическим превосходством над гнутыми контурами деревянных каркасов предыдущего поколения.
Кресло Paimio
Вскоре финские мастера придумали многослойную фанеру, позволяющую создавать аналогичные предметы. Таким образом, Аалто смог достичь одной из главных целей современного дизайна мебели – стулья были прекрасно адаптированы для массового производства. Столярные соединения, которые требовали много времени и квалифицированного мастерства, стали просто не нужны. Сборка на месте ножек и их крепеж несколькими винтами – что может быть удобней? Столы могли быть произведены по той же технологии, что и стулья. Самая первая модель табурета, спроектированная Аалто, была трехногой. Табуреты можно было легко «надеть» друг на друга и хранить где угодно.
Artek / Табурет Stool 60
Artek / Табурет Stool 60
Его следующий, 4-ногий, табурет носил название «барный». В самых ранних моделях подставка для ног, формирующая кольцо вокруг табурета, была сделана из металла. Сегодняшняя жизнь, как, впрочем, и весь финский дизайн, который Аалто усадил на ложе своих представлений об удобстве, изобилует аналогичными повторениями. «Аалто знал, как живут люди, как действуют вещи. Он умел служить красоте. Создал свой собственный сказочный мир. Его произведения можно узнать с первого взгляда, почувствовать Аалто-здания сердцем» – утверждает наш современник, финский писатель Антти Туури. И я с ним абсолютно согласна.
Мнения
«Аалто Аалто был человеком-ренессансом», – Эдвард Грю, архитектор, работал в бюро Алвара
Масштаб его личности позволял создавать новую модель стола и одновременно с этим проект города. Но все-таки не стоит делать из него икону, Аалто был гением, но он тоже допускал в работе ошибки.
Антти Туури, писатель
Не все финны могут себе позволить иметь дома мебель Алвара Аалто. Это дорогое удовольствие. И причина дороговизны не в том, что это раскрученный бренд, за которым стоит имя гения, а в красоте, функциональности, удобстве, продуманности его творений, которые не могут быть дешевы. У меня дома есть стол и три стула от Аалто и, конечно, ваза Аалто, которую выпускает Iittala. Когда ко мне в гости приезжают иностранцы, я всегда знаю, что им подарить. Финский нож и ваза знаменитого архитектора – самые лучшие финские подарки.
Оригинал публикации: Журнал Stop in Finland, № 9(91), 2009
Рекомендуем:
- Архитектурный алфавит: Алвар Аалто на букву «А»
- Вдохновленные Аалто
- Алвар Аалто «Мотивы былых времен»
- Легендарная ваза Алвара Аалто Savoy
- Алвар Аалто «Рационализм и человек»
nordicdesign.ru