Звягинцев нелюбовь концовка – Фильм «Нелюбовь» Звягинцева, чем закончилась картина, что с мальчиком?

Содержание

«Люди не заметили, что «Нелюбовь» про них» :: Общество :: РБК

Нелюбовь как социальное явление. Режиссер Андрей Звягинцев рассказал новосибирским журналистам о проекции образов своего нового фильма на политику, общество и персонально каждого человека

Фото: Максим Табунов РБК Новосибирск

Звягинцев 1 июня провел премьерный показ фильма «Нелюбовь» в Новосибирске. По словам организаторов, картина произвела фурор — залы были забиты до отказа, а после просмотра зрители не могли справиться эмоциями.

Фото: Максим Табунов РБК Новосибирск

На следующий день режиссер принял участие во встрече с новосибирскими журналистами. Диалог получился личным и честным.

Про фильм «Нелюбовь»

Ремарка. В картине «Нелюбовь» центральной темой выступает семейный кризис российской пары, которая собирается подавать на развод. Казалось бы, ситуация банальная, но акцент в фильме сделан на их сыне, 12-летнем Алеше, к которому у родителей нет ни капли любви. И мать, и отец хотят отдать его в детский дом, чтобы он не мешал им «двигаться дальше». Случайно мальчик слышит диалог на эту тему и решает убежать. Процесс его поисков с помощью отряда «Лиза Алерт» занимает основную часть картины.

Как отмечает сам Звягинцев, зарубежные прокатчики столкнулись с проблемой перевода фильма, ведь слова «нелюбовь» нет в других языках.

«Наверное, можно перевести на английский как «loveless», но это означает отсутствие любви, что неверно», — объяснил он.

С другой стороны, Звягинцев подчеркнул, что это не значит, что ситуация, описанная в фильме характерна только для России:

«Нет, это не так. Ко мне подходили люди из разных стран и говорили, что все это актуально и для них».

По словам автора картины, неважно какой ты национальности, нелюбовь как явление существует везде, но не все это осознают.

Фото: Максим Табунов РБК Новосибирск

Звягинцев лично столкнулся с этим после показа фильма.

«Одна зрительница заявила, что нужно запретить таким людям, как главная героиня, рожать детей. Это портрет той самой нелюбви — такая реакция. Как же нужно относиться к людям, чтобы бросать такие заявления?», — сказал режиссер.

Фото: Максим Табунов РБК Новосибирск

С хэштегом «будеттрудно» люди публиковали информацию о фильме в социальных сетях. Сама фраза связана с одним эпизодом. После продолжительных поисков, родители ребенка обращаются в морг, куда поступило тело ребенка с похожим описанием.

«Мы сняли этот эпизод с одного дубля. Вся реакция настоящая — актеры не видели макет изуродованного мальчика раньше. И вот, глава поискового отряда говорит «будет трудно» и убирает ткань с тела. Мы видим живые эмоции», — рассказал Звягинцев.

Согласно сюжету, остается неясно, чье это тело, но, по словам режиссера, это совершенно неважно.

«Все спрашивают это он или нет. А я отвечаю: либо он, либо не он. Но дело не в этом, а в том, что происходит с персонажами, которые сталкиваются с этим», — сказал Звягинцев.

По его мнение, гораздо важнее, что в итоге ничего не изменилось. В конце фильма зрители видят, что спустя несколько лет, когда герои уже завели другие семьи, нелюбовь присутствует и там:

«Важно, что такие сильные уроки и потрясения редко нас выводят как ракету на новую арбиту понимания себя и других»

По словам режиссера, единственной эмоциональной целью картины было появление у зрителя желания после просмотра прийти домой и обнять своих близких.

Про нелюбовь в политике и обществе

В ходе дискуссии речь зашла о процессе выбора темы для нового фильма:

«Ты не выбираешь тему, и вообще слово «тема» я не люблю. В этом случае ты сужаешь высказывание в фильме до каких-то простых вещей, — объяснил Звягинцев, — Ты живешь, наблюдаешь жизнь, дышишь, волнуешься. Ты смотришь на все эти «мы», «они», «чужие» «заокеанские соседи», «Украина» — сколько можно это возгонять? Сколько можно жить атмосфере разобщения и ненависти? Это копится в тебе, и в какой-то момент рождается история».

Фото: Максим Табунов РБК Новосибирск

В зале подхватили тему про натянутые отношения между Россией и Европой.

«А кто их натянул? , — продолжил Звягинцев, — У нас же тоже рыльце в пушку. Давайте посмотрим на себя. Во что мы превратили соседа? Ненавидим люто, обзываемся. Мы же были одной страной».

Фото: Максим Табунов РБК Новосибирск

Тема конфликта на Украине имеет отражение в фильме.

Ремарка. На фоне семейных распрей, в картине упоминается политическая ситуация на Украине в 2015 году. Например, в фильме присутствует отрывки из новостей по радио или репортажей канала «Россия».

«Там много кадров из «котла» в Дебальцево. Также мы делаем акцент на передаче Киселева. Мне нужна была некая пропагандистская икона. Он отлично подходит. Ведь смотреть на Киселева, это как на дерево смотреть.», — рассказал режиссер.

В тоже время Звягинцев подчеркнул, что выбрал этот кусок из-за того, что это часть реальности, а не из-за желания сделать политическое заявление.

Про творческие планы

Деполитизация темы Великой отечественной войны, по словам режиссера, могла бы стать основой для нового фильма.

«Рассказать о человеке на войне в условиях тотального ужаса. Как человек пытается остаться человеком или встроиться в эти обстоятельства. Этому сценарию уже много лет, поэтому он не имеет отношения к возгонке милитаристских настроений сегодня. Но есть еще два сценария и какой из них будет запущен неизвестно», — рассказал гость.

Про социальные сети

В ходе разговора речь зашла про социальные сети. Они в фильме тоже присутствуют — главная героиня почти не отрывается от смартфона. Сам Звягинцев рассказал, что не представлен в соцсетях.

«Главная причина — я увлекающийся человек и боюсь просто потонуть в этой бездне. Кроме этого, я стараюсь не читать отзывы. Левиафан научил меня не слушать пустые слова брошенные на ветер, анонимные и ничего не значащие, но больно ранящие. С этим трудно жить, поэтому я стараюсь не заглядывать туда», — объяснил он.

Фото: Максим Табунов РБК Новосибирск

Про деньги Министерства культуры

​«Я рад, что нас не финансировало Минкульт, потому что эти деньги невозвратные. Я рад, что никто из зрителей в своих «комментах» не будет бросать мне упреки, что я трачу их средства. Мы тратим другие деньги. Вообще, только «Левиафан» был снят при поддержке властей, что иронично», — сказал режиссер.

Про Новосибирск

«В Новосибирске встречаюсь в основном со зрителями. Раз в три года — как фильм выходит. Пока нет других обстоятельство, которые бы меня сюда привели. Мама живет в Москве. Близкие люди есть конечно, но что, я приеду к ним, сяду за стол, и о чем мы будем разговаривать?», — объяснил Звягинцев.

www.rbc.ru

Символика в фильме «Нелюбовь»: (почти) полный список

«Нелюбовь» Андрея Звягинцева — безусловно, главное событие российского кинематографа 2017 года. Не будем пересказывать многочисленные холивары на тему «Звягинцев не любит Россию» или «кому не понравился фильм — тот бездушная сволочь» и т.д. То, что кинолента Звягинцева вызвала среди кинокритиков и простых зрителей множество дискуссий разной степени конструктивности, уже говорит в пользу фильма: режиссеру удалось создать кино-зеркало, которое хоть и не показывает нам всю «правду жизни», но помогает отрефлексировать наше текущее бытие. Если вынести за скобки все неудобные, некомфортные подтексты, которые заложил в «Нелюбовь» Звягинцев, сложно поспорить с тем, что фильм сделан мастерски. Операторская работа, актеры, свет, музыка, монтаж, декорации — кажется, режиссеру удалось собрать команду перфекционистов. Наконец, еще один пласт мастерства, чисто режиссерский — это символы и метафоры, щедро, но аккуратно и изящно раскиданные по фильму. Символ у Звягинцева — вроде бы явный намек на что-то очень важное (на продажность церкви, на кризис современной семьи, на разгул политической пропаганды и т.д.) и в то же время вроде бы случайная деталь, попавшая в кадр. «Скол реальности», как говорит сам Звягинцев в интервью. Символы и метафоры в «Нелюбви» действительно гармонично вписаны в кино-пространство и не бьют в лоб (хотя есть спорные моменты). Но их настолько много, что вряд ли это не более чем «сколы жизни» — полагаю, режиссер всё же сформировал полноценный символический художественный пласт, который отлично работает на концепцию фильма. В этом материале я постарался собрать в общий список символы и метафоры из «Нелюбви» и их возможные интерпретации — в этом мне помогли своими рецензиями и обзорами российские кинокритики и киноблогеры: каждый заметил что-то интересное, и теперь мы можем собрать общую картину. Осторожно, есть спойлеры!

Слепцовы
Все заметили эту говорящую фамилию у супругов Жени и Бориса, которые готовятся к разводу. Если заглянуть в словарь, то одно из значений слова «слепец» — тот, кто не замечает чего-то. Или кого-то. По сюжету всё так и происходит. Обратите внимание, что фоном в доме идет «Дом 2» — передача, которая якобы помогает «найти свою любовь», но мы-то понимаем, что ничего подобного.

Семья Слепцовых.

Сигнальная лента
Фильм начинается и заканчивается этим символом: сначала мальчик играет сигнальной лентой по пути из школы домой, в финале эта лента просто свисает с дерева. Сигнальная лента — что это? Сигнал! Что-то произойдет… Что-то уже произошло. «Возможно, она обозначает место бедствия или место преступления, которое теперь повсюду. Отсутствие разделения на опасную и безопасную зону, на виновных и безвинных, на жертв и карателей» (Антон Долин, «Искусство кино»).

Суперсемейка
Еще одно закольцовывание в фильме (см. сигнальная лента). В комнате мальчика висит постер «Суперсемейки» — оцените режиссерскую иронию. В конце фильма, после всех событий и продажи квартиры, гастарбайтер срывает постер. Суперсемейки из семьи Слепцовых не получилось…

2012 год
Действие начинается во второй половине 2012 года, который, по некоторым предсказаниям, должен завершиться концом света. Помните красивую дату 20.12.2012? Борис едет в автомобиле на работу и слушает новости по радио, в которых как раз говорится об этом событии. Персональный «конец света» действительно случится, да и в глобальном понимании происходящее вокруг нас (с точки зрения фильма «Нелюбовь» — название, конечно, тоже символично) — медленный духовный апокалипсис.

Православный офис
Борис заходит в свой офис под названием «Отдел продаж», внутри по стенам развешаны репродукции икон и плакаты с изображением церкви — они сразу бросаются в глаза (эту деталь подметил Станислав Зельвенский). Мы уже знаем, что Борис работает в «православной корпорации», в которой религиозные правила жизни легко сочетаются с эффективными бизнес-моделями. Намек на то, что церковь и бизнес — вещи вполне совместимые.

Начальник-бог
Невидимый босс по кличке Борода, навязывающий сотрудникам офиса жесткие правила поведения в православном духе — очевидно, проекция бога, точнее, образа бога, который складывается в русской православной среде. То, что мы его ни разу не видим в фильме, говорит, как мне кажется, не о том, что «бога нет», а о том, что бог на самом деле где-то в другом месте. Возможно, офисные работники сами придумали (или охотно приняли) образ бога-начальника, с которым можно чувствовать себя комфортно и безопасно. Другими словами, явление скорее психологическое, нежели религиозное. И «корпоративный бог» здесь выступает в роли хранителя стабильности и зоны комфорта, а не в роли сверхъестественной силы, стимулирующей человека к духовному развитию. Эту ситуацию можно легко перенести на более широкие слои населения.

Общий вид «православного офиса»

Сон с выпавшим зубом
Маша, будущая жена Бориса, делает голосовой запрос своему смартфону: «Во сне вырвали зуб, что это значит?». Первый попавшийся мне онлайн-сонник толкует этот знак как грядущие тяжелые жизненные испытания. Антон Долин находит еще одно значение: «Зловещий знак, в том числе обозначающий пропажу или смерть близкого родственника».

Возраст мальчика
Игорь Нестеров, один из авторов портала Postcriticism, нашел возможную политическую метафору, связанную с Алешей. Возраст мальчика соответствует времени нахождения Путина у власти. Таким образом, Алеша — «ровесник режима». С этой точки зрения, трагедия с мальчиком символизирует безжизненность путинского режима и четко указывает на политическую позицию Звягинцева. Честно говоря, сомневаюсь, что режиссер тут спрятал какой-то подтекст.

Внешность Жени
Известная блогерша-психолог Эволюция (Марина Комиссарова) посвятила один из своих текстов фильму «Нелюбовь». Эволюция делает психологический разбор ситуации Жени и Бориса, находит причину проблем персонажей в их инфантильности, в отсутствии личных опор. Особое внимание уделяется Жене, точнее, типажу актрисы Марьяны Спивак, который очень точно подобран для такого сценария. «Мужеподобные черты героини (и мужское имя Женя) неслучайны, они как бы подчеркивают, что эта женщина не имеет нормальных женских инстинктов: холодная жена и очень плохая мать».

Мать и дочь
Неожиданную историческую метафору находит блогер Женя Васильев. Сцена общения Жени и ее мамы — одна из самых эмоциональных и тяжелых в фильме. zheniavasilievv видит в ней аллюзию на политические перемены, которые произошли с нашей страной за последние 20-30 лет. «Злобная Бабушка – это Сталинско-Ленинская СССР. Женя, ее дочь – есть Россия. Бабушка в 1991 году предупреждает дочь не вырываться из-под ее опеки, но дочь ненавидит свою советскую Родину-Мать. Выходит, замуж за бородатого буржуазно-православного мужа, который обещал ей благополучие счастье и свободу, а получилось одно ***».

Заброшенный Дом культуры
Еще одну метафору, связанную с разрушением советской эпохи, отмечает Андрей Архангельский в своей рецензии для dp.ru. Поиски мальчика привели волонтеров в заброшенный Дом культуры (слово «культура» здесь приобретает особую силу), который наверняка когда-то был оживленным и востребованным местом. Разрушение советской культуры имело позитивные и негативные последствия. Среди последних — разобщенность людей, образование культурной пустоты. «Это <дом культуры> пустое место — на месте советской культуры, промокшая, прогнившая, истлевшая иллюзия о великом прошлом».

Антенна
В тех же окрестностях волонтеры наткнулись на военный объект — антенну, возможно, тоже заброшенную (но охраняемую). Антенна сама по себе — символ информационного охвата, быстрого доступа к информации, а применительно к поисковой ситуации — символ быстрого обнаружения пропавшего. Но в фильме антенна не работает и никак не помогает поисковикам (охранник объекта, рассматривая ориентировки, произносит: «Нет, не видели здесь такого…») «Что она <антенна> ищет, какие сигналы ловит? Ловит ли? Почему замерла?» (Антон Долин).

Подземный переход
Интересный момент во время поисковой операции заметил Ян Джэсси в комментариях к посту Антона Долина о «Нелюбви» в Фэйсбуке. «Когда волонтеры оклеивают стены подземного перехода листовками и удаляются. Левая сторона экрана — по которой они уходят вглубь — освещена теплым, желто-песочным светом. Правая — на которой лесенка на улицу и листовки на стене — холодного, мертвенно-зеленого, как у разложившегося тела».

Загадочная фигура
Наверное, самый неоднозначный и сложный для расшифровки символ Звягинцева. Странный персонаж возникает во время поисков, когда камера несколько секунд следит за мужчиной-прохожим, скрывающимся во тьме. Персонаж явно неслучайный — оператор делает на нем акцент. Как он связан с пропажей мальчика — неизвестно. Может быть, это похититель или маньяк, чьей жертвой стал Алеша? Нет, само настроение фильма наталкивает на более приземленную интерпретацию этого символа: прохожий —> человек, который проходит мимо —> мимо чужой беды. По сюжету, волонтеры расклеивают объявления в большом количестве. Мальчика вполне возможно было найти, если бы не только волонтеры прочесывали близлежащие парки и кварталы, но и простые жители более внимательно смотрели по сторонам. Кто знает, может быть, тот самый загадочный прохожий где-то заметил замерзшего Алешу, но прошел мимо, размышляя о своих повседневных проблемах. По развязке истории можно предположить, что мальчик (внимание, спойлер!) просто замерз где-то в том районе, а потом его тело погрызли собаки.

Серое небо
Мрачное настроение фильма подчеркивает противная погода в кадре (поздняя осень). Фильм снят в холодных серо-синих красках — это не только цвет окружающей обстановки, но и символ жизни миллионов людей, обитающих в серых спальных районах мегаполисов. Такую мысль высказывает kinoedd в своей рецензии. «Одинаковое серое небо висит над одинаковыми серыми квартирами, где в стандартные двери врезаны типовые замки, за которыми синхронно нелюбимые супруги делают вид, что воспитывают нелюбимых детей, огрызаясь периодически на нелюбимых своих родителей. И так — повсюду и всегда».

Зима 2015 года
В конце фильма действие переносится из 2012 года в февраль 2015-го. Это зима не только календарная, но и «зима политическая». Сам Андрей Звягинцев подтверждает символику этого момента в интервью «Медузе»: «Концовка фильма — это февраль 2015-го. Зима. И политическая в том числе. Собственно, это те три года жизни страны, когда схлопнулись все иллюзии, когда мы все совершенно очевидно очутились в другом государстве».

Пропаганда Дмитрия Киселёва
Одна из завершающих сцен — выступление Кисёлева по телевизору, которое фоном транслируется в квартире Жени и ее нового мужчины. Кисёлев уже давно является для нас олицетворением российской политической пропаганды, и Звягинцев неслучайно вставляет его речь в свой фильм, подчеркивая ту самую «политическую зиму» (см.выше). Кинокритик Андрей Плахов видит в лицемерной пропаганде Киселева символ «ухудшение климата» российского общества, из-за чего и возникает идеальная среда для трагических событий, подобных тому, что произошло в «Нелюбви». «Показанная в фильме драма обескровленных человеческих отношений вызвана общим климатом современной российской жизни, с непроходящей зимой, непреходящим ожесточением и разлитой в воздухе агрессией».

Олимпийка «Russia»
Самый спорный и скандальный символ из фильма, вызвавший обвинения режиссера в дурном вкусе, высокомерии, русофобии и пр. Метафора, на первый взгляд, действительно прямолинейная: Россия топчется на месте, создавая видимость движения вперед. Плюс намеки на наши сомнительные олимпийские достижения последних лет (допинговые расследования, распил бюджета при строительстве спортивных объектов в Сочи). Казалось бы, для такого тонкого мастера непозволительно «бить в лоб» столь очевидными разоблачающими образами. Но, с одной стороны, это «скол реальности», который необязательно рассматривать как прямую метафору. С другой стороны, можно увидеть в этом более глубокую символику — в контексте искаженных представлений о патриотизме, навязывания населению ложных политических ценностей. Об этом пишет Антон Долин: «Спортивные костюмы от Bosco – знак Олимпийских игр в Сочи, последнего рывка, в котором страна пыталась доказать всему миру и самой себе, что она – часть мирового пространства, что слово «Russia» – не только для ее обитателей и патриотов, но для всех. Через два месяца после Олимпиады случилось присоединение Крыма и начался неостановимый разлад как внутри России, так и вне. Спортивные игры закончились, настало время настоящей войны».

***
«Нелюбовь», конечно, нужно пересматривать, поэтому в будущем наверняка найдется, чем дополнить этот список. Данный обзор не претендует на то, чтобы делать выводы о фильме «Нелюбовь»: на мой взгляд, для адекватной его оценки требуется какое-то время. Но вот что уже можно с уверенностью сказать: Андрей Звягинцев очень внимательно работает с символикой и использует ее как один из ключевых художественных приемов.

Купить книгу «Елена». История создания фильма Андрея Звягинцева.
Елена — глазами своих создателей. Елена из перспективы режиссё­ра (Андрей Звягинцев), сценариста (Олег Негин), оператора (Михаил Кричман). Елена в разной степени приближения. Елена как история. Елена как мизансцена. Елена как цвет и звук, как пространство и ритм.

Похожие записи

altereos.ru

Рецензия на фильм «Нелюбовь»

Новая блистательная драма от главного современного российского режиссера – глубокая, страшная, многослойная и безысходная. Запечатленный на кинопленку слепок общества, утратившего веру, надежду, любовь.

Борис и Евгения после двенадцати лет брака не могут друг друга выносить – они и раньше не любили друг друга, а теперь и вовсе не в состоянии жить под одной крышей. Каждый устраивает личную жизнь на стороне, у каждого свои дела, своя работа, свои интересы, в которых не находится места сыну Алеше. А ребенок между тем становится невидимым свидетелем очередной ссоры родителей и узнает, что в новом семейном укладе его ждет детский дом. Занятые собой Борис и Женя даже не замечают, что сын ушел из дома и два дня не появляется в школе, пока об этом не сообщает учительница. Реагировать на «бегунка» в полиции не торопятся, а волонтеры после череды мероприятий разводят руками – по горячим следам найти мальчика живым не удалось. Нелюбовь родителей, кажется, может стать для мальчика смертельной…

Кадр из фильма «Нелюбовь»

После реакции на финансирование государством скандального «Левиафана» Андрей Звягинцев и продюсеры «Нелюбви» отказались от денежных отношений с Минкультом РФ и Фондом кино, бюджет картины сложился из инвестиций европейских киноассоциаций

Сегодня совершенно очевидно, что потомки через много лет будут говорить о начале XXI века как об эпохе Андрея Звягинцева. Наряду с Кириллом Серебренниковым, Павлом Лунгиным, Алексеем Учителем, Юрием Быковым и еще двумя-тремя молодыми режиссерами он формирует новое российское кино, тот пласт современного искусства, которым можно и нужно гордиться. И имя Звягинцева справедливо ставить первым в этом ряду – на мировой арене он сейчас самый титулованный, востребованный и почитаемый постановщик, каждая новая его картина становится предметом конкуренции отборочных комиссий престижнейших кинофестивалей, а говоря об универсальных вещах, он остается предельно русским человеком, живо и трепетно переживающим проблемы родного государства и общества.

Кадр из фильма «Нелюбовь»

На этапе съемок журналисты ошибочно назвали «Нелюбовь» ремейком картины Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни». На самом деле Звягинцев и Негин всего лишь вдохновлялись работой шведского режиссера в поисках темы для своей четвертой совместной ленты

А поскольку времена сейчас непростые, то и рассказывает Звягинцев в своей «Нелюбви» о грустном, о трагедии людей с не сложившейся жизнью, о людях, не умеющих любить и не способных быть счастливыми, о тех, кто не только сам живет во мраке, но и тянет в тот же мрак окружающих. Как ни пафосно это звучит, режиссер ставит нелицеприятный диагноз современному россиянину, утратившему веру, надежду и любовь, обменявшему светлые и теплые чувства на суррогаты, притворство и внешнюю респектабельность.

Кадр из фильма «Нелюбовь»

Как и в своих предыдущих работах, Звягинцев в «Нелюбви» крайне нетороплив – он не расставляет фигуры на доске, он половину фильма тщательно расчерчивает само шахматное поле, и в своей привычной команде со сценаристом Олегом Негиным и оператором Михаилом Кричманом делает это невероятно красиво. Зритель погружается в мир обычной семьи, неприметной и невыдающейся, где каждый только формально считается частью целого, а на деле живет собственной жизнью. Мы в мелких деталях читаем накопившееся недоверие (попытка Бориса угадать код телефона жены), обращаем внимание на растущее напряжение (разговоры на повышенных тонах), видим невозможность обратного хода (еще не расставшийся с прежней семьей Борис снова готовится стать отцом) – совершенно очевидно, гремучая смесь закончится взрывом.

Кадр из фильма «Нелюбовь»

И взрыв случается, причем ужасают даже не финальные сцены, не отчаяние бесплодных поисков, не тающая надежда, а пронзительная сцена беззвучных рыданий Алеши, подслушавшего разговоры родителей, – Звягинцев из обыденных вещей, из того, к чему мы все, почерствев, привыкли, делает фантастические по силе и напряжению драматические эпизоды. Выдержать простоту и легкость, с которой жизнь трех героев ломается, сложно – как в лучших своих картинах, как в финальных сценах «Возвращения» или «Изгнания», режиссер задевает в душе зрителя что-то такое, от чего становится по-настоящему больно и страшно. Кино не должно быть наставником, учителем или проводником, но «Нелюбовь» настолько сильно встряхивает зрителя, что стремление не допустить трагедии, показанной в фильме, появляется само собой. И не отпускает.

Кадр из фильма «Нелюбовь»

Разумеется, Звягинцев, по заведенной в «Елене» и «Левиафане» традиции, не мог обойти стороной проекцию государственного на частное, правда, в этот раз параллели и отсылки стали слишком уж явными. Конфликт Жени с матерью нарочито груб и лишен жизни, «корпоративная православнутость» фирмы, в которой работает Борис, анекдотична, даже символизм, присущий всем картинам Звягинцева, стал как-то «толще». Разрушение жизни героев сопровождается очевидным даже самому неподготовленному зрителю контрастным видеорядом жилых зданий и разрушенной постройки, а финальная сцена с бегущей на месте «Россией», лишенной прошлого, настоящего и будущего, и вовсе выглядит искусственной. Возможно, подспудно создатели картины желали сделать кино понятным как можно более широкой зрительской аудитории, но упрощение здесь на пользу не идет.

Впрочем, лента в любом случае остается выдающейся работой. Картина великолепно сыграна, причем привлечение в кадр малоизвестных, «не задерганных» ширпотребом актеров идет истории только на пользу, в кои-то веки у Звягинцева появился положительный герой (даже несколько, волонтеры – люди удивительной чистоты души), «Нелюбовь» снова визуально безупречна, а музыкальное сопровождение фильма выше всяких похвал. Нет, это не «Возвращение», конечно, фильмы уровня «Возвращения» превзойти почти невозможно, но это именно то, что зритель ждет от Андрея Звягинцева: сгусток боли за чужие души, сосредоточение эмоций и чувств там, где, кажется, все затянуто забвением, проявление жизни в больном и мертвом.

С 1 июня в кино.

 

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс Дзен | Instagram | Telegram | Твиттер

www.film.ru

Фильм «Нелюбовь» 2017: что случилось с мальчиком

В Новосибирск приехал режиссёр Андрей Звягинцев с картиной «Нелюбовь» и ответил на прямые вопросы журналистов и зрителей про суть фильма, съёмки, критику и награды, передаёт корреспондент Сиб.фм 2 июня по итогам встречи с режиссёром.

1 июня режиссёр Андрей Звягинцев презентовал в новосибирском кинотеатре «Победа» фильм «Нелюбовь». Новосибирск стал одним из немногих городов, где Звягинцев презентует свой фильм лично.

В день премьеры были раскуплены билеты во все семь залов кинотеатра. После показа режиссёр встретился со зрителями. 2 июня он отвечал на вопросы сибирских журналистов.

Картина «Нелюбовь» рассказывает о семейном кризисе людей, которые прожили в браке более 10 лет. Оба завели отношения на стороне и желают скорее начать новую жизнь. В процессе бесконечных ссор родители забывают о 12-летнем сыне Алёше. Не выдержав скандалов родителей, мальчик уходит из дома. Родители бросаются на поиски сына. Главные роли исполнили Марьяна Спивак и Алексей Розин.

«Эмоциональной целью является желание, чтобы зритель после картины пришёл домой и обнял своих близких, — пояснил Андрей Звягинцев. — Это не приговор, не морализаторский тон, что такие люди не должны иметь детей. Это призыв быть более чуткими к близким: мужьям, жёнам, детям, родителям. Получается работа от противного: ты видишь это и жаждешь испытать другое».

Больше всего вопросов вызвал неопределённый финал фильма. Зрителям остаётся додумывать, нашёлся мальчик или нет. Однако режиссёр расставил акценты по-своему.

«Концовка, что именно случилось с мальчиком, меня интересует меньше всего, — сказал он. — Зритель ждёт, что до финальных титров ему на все вопросы ответят, и он выдыхает спокойненько: „Ну понятно, нашли мальчика“. На самом деле важно то, что происходит с нашими персонажами, когда они встречаются с этим. Человек просто в отчаянии, опустошении, понял всё, что они совершили. Другой вопрос, что в финальной сцене дальнейшей жизни, когда наблюдаем их (главных героев — прим. Сиб.фм) спустя два года: мы видим, что ничего не изменилось. Что такие сильные уроки и потрясения редко нас выводят, как ракета на орбиту, в какое-то новое понимание себя самих, своих связей с людьми. Мы часто на том же уровне и остаёмся».

Картины Андрея Звягинцева — неоднозначные, и находят у зрителей как отклик, так и протест. Режиссёр сознался, что не читает отзывы о своих фильмах в интернете, равно как не имеет страниц ни в одной из соцсетей.

«Читаю ли я отзывы… Я стараюсь их не читать, — отметил Звягинцев.

— „Левиафан“ научил меня не слушать пустые слова, брошенные на ветер — анонимные, ничего не значащие, но больно ранящие.

Я знаю, что делаю, и мне не нужно читать неаргументированную, неконструктивную злобу».

Напомним, в мае 2017 года Андрей Звягинцев получил приз жюри 70-го Международного Каннского фестиваля за картину «Нелюбовь». Это третья по значимости награда кинофестиваля.

Автор
Алёна Мартынова
журналист

sib.fm

отзывы о фильме зрителей и критиков

Как пела когда-то эстрадная дива Клавдия Шульженко: «О любви не говори, о ней все сказано…». Руководствуясь этим принципом, известный российский режиссер Андрей Звягинцев снял в 2017 г. кинокартину о нелюбви. Вскоре после премьеры проект вызвал много споров. Давайте узнаем больше о фильме «Нелюбовь» (содержание, отзывы критиков и зрителей, рейтинги), а также рассмотрим наиболее значимые проблемы, поднятые Звягинцевым в этой работе.

«Нелюбовь» Андрея Звягинцева

Эта социальная драма была снята по оригинальному сценарию Олега Негина и Андрея Звягинцева.

Работа над проектом была начата в 2015 г. и продлилась до начала апреля 2017 г. При этом монтаж начал осуществляться, когда съемки были еще в самом разгаре.

Несмотря на такие полевые условия работы, к середине апреля рабочая версия картины была продемонстрирована на Каннском кинофестивале. Она была хорошо встречена европейскими зрителями. На основе их позитивных отзывов о фильме «Нелюбовь» была удостоена специального приза жюри фестиваля.

Столь высокие оценки привели к тому, что права на прокат ленты были приобретены Великобританией, Францией, Бельгией, Германией и другими странами.

Главные герои

В центре сюжета находятся супруги средних лет, которые собираются разводиться. Именно на их переживаниях сосредоточено действие картины.

Муж Борис — классический среднестатистический отец семейства: работает на нелюбимой работе (менеджером по продажам), погряз в кредитах и вынужден терпеть самодурство начальника, чтобы не потерять место. Сам по себе человек он не плохой, однако очень пассивный и эгоцентричный.

У Бориса давно есть любовница Маша. К началу фильма она находится на последних месяцах беременности. При этом будущий отец тянет с разводом. Он любит Машеньку и ненавидит жену, однако опасается, что его помешанный на православных ценностях начальник уволит Бориса за столь нехристианский поступок.

Жена Женя, несмотря на свою неброскую внешность, ухоженная, приятная и, в общем-то, неглупая женщина. В отличие от Бориса, более энергичная и целеустремленная. Но, как и он, сконцентрирована только на своих желаниях.

У Жени мать живет в Подмосковье. Однако женщина с ней не общается. Дело в том, что, как и Евгения, ее мать в свое время не любила свою дочь и превращала жизнь девочки в настоящий ад. Стремясь вырваться из него, Женя выскочила замуж за первого попавшегося парня – Бориса, едва забеременев от него. При этом она признает, что не любила ни супруга, ни родившегося у них сына Алешу.

Все годы брака эта героиня прожила без любви, чувствуя себя несчастной и обвиняя в этом окружающих – мать, мужа и сына.

Со временем ей удалось найти состоятельного любовника – Антона. Он является воплощением идеала Евгении. Не курит, почти не пьет, в хорошей физической форме и способен обеспечить ей безбедную жизнь. От прошлого брака у Антона есть взрослая дочь, но она учится в Европе и не является помехой.

Сын главных героев – Алеша. Это умный, но чрезмерно эмоциональный мальчик. Чувствуя, что родители его не любят, он не жалуется и не капризничает, а уходит в себя. Беда в том, что отец и мать даже не замечают этого, ведь им плевать на наличие у него друзей или увлечений. Ведь главное, чтобы он хорошо учился и доставлял как можно меньше хлопот.

Мать Жени – одинокая и обозленная на весь мир женщина. Она не любила ни дочку, ни внука, и всю жизнь опасалась того, что на нее повесят заботу о ком-то из них.

Прямой противоположностью ей является мать Маши. Она, наоборот, очень близка с дочкой (о чем свидетельствуют многочисленные фото на холодильнике) и заботится о ее благополучии.

Иван — координатор волонтерского поисково-спасательного отряда. Этот человек и его подчиненные самоотверженно занимаются помощью в поисках пропавших людей. Причем делают это «за так».

Сюжет

После многолетнего брака родители Алеши собираются разводиться. Каждый из них уже нашел уже новую вторую половинку и теперь остаются нерешенными всего два вопроса: как быстрее продать квартиру и с кем будет жить мальчик.

У Бориса на подходе уже второй малыш, поэтому ни ему, ни его новой возлюбленной Маше нет дела до Алеши. Тем более что влюбленные планируют жить в крохотной квартире матери девушки. По этой причине Борис хочет, чтобы сына забрала Женя, как это обычно бывает при разводах.

При этом Евгения против, чтобы на нее спихивали ребенка. Тем более что ее возлюбленный Антон уже не молод и мечтает пожить для себя, а не возиться с чужим сыном.

Поскольку никто не хочет уступать, Женя решает, что они отдадут сына в интернат, аргументируя поступок тем, что «ему все равно скоро в армию, пусть привыкает».

Этот разговор слышит Алеша и на следующий день уходит из дома и исчезает.

Родители так увлечены своими любовными похождениями, что замечают пропажу сына только на вторые сутки, да и то, когда им звонят из школы.

Женя обращается в полицию, но видя их бездействие, просит помощи у волонтеров. Те быстро и квалифицированно организовывают поиски. При этом выясняется, что ни Борис, ни его супруга толком ничего не знают о своем чаде и мало чем могут помочь в поисках.

Спустя пару дней находят изуродованное тело мальчишки, похожего на Алешу. На опознании родители утверждают, что это не их ребенок. На этом поиски сворачиваются.

Эпилог: проходит два года. Супруги развелись, квартира продана, и новые жильцы делают в ней ремонт.

Борис женился на Маше, и они теперь вчетвером ютятся в крохотной двухкомнатной квартирке ее матери. К новому ребенку он абсолютно равнодушен, как и к Алеше.

Евгения живет гражданским браком с Антоном в его роскошной квартире. Общих детей у них нет. Несмотря на то что ее мечты сбылись, героиня продолжает чувствовать себя несчастной.

Проблематика

В своей новой картине Андрей Звягинцев сумел коснуться массы важных проблем, на которые современное общество привыкло закрывать глаза.

В первую очередь — это стремление к внешнему благополучию в ущерб всему остальному. К примеру, Женя все время хочет быть «в тренде». Вместо заботы о семье или своем духовном и культурном развитии она все время тратит на салоны красоты и выкладывания фотографий о ее «счастливой» жизни в интернет. Женщина так замкнулась на себе, что равнодушна не только к сыну, но и к кредитам мужа (часть из которых явно сама и потратила), а также проблемам любовника с его дочерью.

Еще одной важной проблемой, поднятой в картине, является всеобщее равнодушие. Пропажа Алеши в таком ключе выглядит, как лакмусовая бумага, которая заставляет каждого из персонажей проявить свою истинную сущность.

Евгения поначалу как бы переживает о сыне. Она организовывает активные поиски, но позже отстраняется от проблемы. И пока волонтеры ищут Алешу, придается плотским утехам в объятьях Антона. Кстати, его тоже не волнует пропажа ребенка любимой женщины, хотя при этом он горько переживает равнодушие его взрослой дочки к нему.

Борис оказывается вовлечен в поиски против своей воли, поскольку он даже в милицию не хотел обращаться, полагая, что сын сам вернется домой. Ближе к финалу кажется, что он раскаялся. Но когда судьба дарует ему шанс искупить свое прошлое с новым ребенком, герой продолжает вести себя все так же равнодушно.

К слову, его возлюбленная Маша — такая же эгоистка. Узнав о пропаже сына любимого мужчины, она переживает лишь о том, уйдет ли к ней Борис или останется с женой.

Учительница Алеши вовсе не волнуется об исчезнувшем ученике. Ее мысли и заботы сконцентрированы лишь на том, как поскорее уйти домой.

Контрастом ко всем этим персонажам выглядят волонтеры. Пока родители мальчика решают свои сердечные проблемы, эти люди не щадят ни сил, ни времени, чтобы отыскать ребенка.

При этом равнодушии практически всех главных героев к судьбе Алеши довольно трагикомично смотрится всеобщая озабоченность концом света 2012 г. или военными действиями в соседнем государстве.

И, конечно же, одной из главных проблема кинокартины – любовь, точнее ее отсутствие.

Практически никто из героев не способен никого полюбить, кроме самого себя. Даже Женя, часто говорящая о поиске любви, в реальности так же равнодушна к переживаниям Антона, как и он к ее.

А Маша, которая вначале, кажется, искренне любит Бориса (после нескольких лет жизни с ним), предпочитает посидеть в интернете, чем пообщаться с мужем или успокоить своего плачущего ребенка.

Красной нитью через всю ленту проходит тема материнской любви. Лента выбивается из общей массы кинопродукции, убеждающей зрителей, что стремление заботиться о своем потомстве – врожденный материнский инстинкт. Звягинцев показывает, что на самом деле далеко не каждая мать любит свое чадо. И в данном случае идет речь не об алкоголичках или наркоманках, а об интеллигентных, адекватных женщинах, вроде Маши, Жени, их подруг и знакомых.

Единственным исключением выглядит мать Маши, однако и она в финале показывает свое равнодушие, когда игнорирует плач ее внука в манеже.

Как встретили картину критики и зрители

Разобравшись с сюжетом и проблематикой данной ленты, стоит перейти к главному вопросу и узнать об отзывах критиков о фильме «Нелюбовь».

Практически все, кто посмотрел картину, отмечают, что она неспособна оставить равнодушным. Большинством российских критиков данный проект принят с воодушевлением как отображающий действительную ситуацию в современном обществе.

К примеру, известный российский журналист и кинокритик Антон Долин после просмотра картины оценил мастерское использование социально-политической ситуации для создания особенно реалистичного эмоционального фона.

А кинообозреватель «Комсомольской правды» Стас Тыркин назвал детище Звягинцева «диагнозом болезни современной российской жизни».

Критик Татьяна Шорохова назвала ленту «триллером о несчастном браке», а также призвала зрителей научиться любить таких героев, как Женя и Борис. Поскольку именно подобное немотивированное и незаслуженное чувство способно стать тем живительным лекарством, которое может спасти не только их семью, но и современное общество в целом.

Что касается рядовых зрителей, то они восприняли ленту по-разному.

Во многих отзывах о фильме «Нелюбовь» их авторы откровенно признаются, что так и не смогли понять этот проект. Те, кто не готов был признать, что еще не дорос до кино Звягинцева, часто называли его творение слишком затянутым и скучным.

В то же время в других отзывах зрителей о фильме «Нелюбовь» можно встретить многочисленные похвалы ему за реализм и изображение важных проблем, без купюр и пафоса.

Непосредственно сам стиль картины часто сравнивается критиками и зрителями с «Левиафаном». При этом отмечается, что в «Нелюбви» режиссер значительно больше отстранился от своих персонажей и происходящего с ними, предоставив аудитории самой судить или оправдывать героев.

Часто критике в отзывах о фильме «Нелюбовь» поддается чрезмерная унылость интерьеров, экстерьеров и пейзажей ленты. Однако большинством аудитории эта депрессивность была воспринята, как удачный режиссерский ход, который заставил аудиторию верить происходящим событиям картины, будто они происходят сейчас в соседнем доме.

Рейтинги

Хотя в РФ лента была приняла позитивно, многим зрителям было интересно узнать какие отзывы о фильме Звягинцева «Нелюбовь» (Loveless) оставили жители дальнего зарубежья.

На популярном ресурсе Rotten tomatoes этой картине посвящена 31 рецензия, из которых отрицательными являются только 3. Посетители сайта из разных уголков мира в своих отзывах о фильме «Нелюбовь» называют его трогательным и живым.

Благодаря столь теплому приему, рейтинг картины на сегодняшний день составляет 90%. Для сравнения, «Чудо-женщину» посетители этого же ресурса оценили в 92%.

На «Кинопоиске» отзывов о фильме «Нелюбовь» было оставлено значительно больше — 180. Из них 138 – положительные, 15 – нейтральные, и совсем немного негативных. К слову, общий рейтинг проекта на «Кинопоиске» – 81 %. Что тут сказать: «Пророков нет в отчестве своем…».

Фильм «Нелюбовь»: отзывы о сюжете и финале

Особое внимание в рецензиях на данную ленту уделяется обсуждению ее сюжета. И сторонники, и противники сходятся в том, что все происходящее чрезмерно реалистично.

При этом многие люди в отзывах о фильме Звягинцева «Нелюбовь» вменяют в вину режиссеру невнятный финал. По их мнению, тайна дальнейшей судьбы Алеши должна была быть раскрыта, иначе остается впечатление оборванности повествования.

В ответ на подобную критику другие зрители в отзывах о фильме «Нелюбовь» отмечают, что возможно мальчик в морге – это и был сын Бориса и Жени. И герои узнали его, но не были готовы принять его гибель, хотя она фактически развязала им руки. Именно поэтому они так плакали и отказались делать ДНК-тест.

Еще очень часто присутствует обсуждение вопроса: «Нашли мальчика?» в отзывах о фильме «Нелюбовь». Выдвигаются самые что ни на есть безумные теории по этому поводу, включая ту, что Алеша выжил, и когда подрастет, вернется мстить родителям.

Отдельные представители зрительской аудитории отмечают, что незаконченность этой сюжетной линии – ловкий режиссерский эксперимент Звягинцева над зрителями. Ведь многие из них, вместо того чтобы волноваться: «Нашли мальчика?», в отзывах о фильме «Нелюбовь» обсуждают сексуальные сцены в картине. Получается, что безразличием больны не только персонажи ленты, но и те, кто ее смотрят.

Среди других обсуждаемых проблем сюжета – эпилог кинокартины. Зрители спорят о том, нужен ли он вообще. Ведь без него у всех остается надежда, что, пережив потерю ребенка, Женя и Борис изменятся в лучшую сторону и постараются не повторять былых ошибок.

Фильм «Нелюбовь»: отзывы об актерах

Особой темой для обсуждения является подбор артистов. Если с Алексеем Розиным (Борис) многие знакомы по предыдущим работам Звягинцева (снимался в «Левиафане» и «Елене»), то Марьяна Спивак (Женя) впервые появилась на киногоризонте этого режиссера.

Немало нареканий в отзывах о фильме «Нелюбовь» было вызвано тем, что практически все главные герои имеют прозаическую внешность. Это при том, что многие эпизодические персонажи весьма хороши собой (как, например, девушки, делающие селфи в ресторане).

Некоторые из зрителей (кто остался доволен актерским составом) отмечают прекрасную речь всех персонажей. Ведь ни для кого не секрет, что добрую половину артистов, снимающихся в современном российском кино, слушать невозможно. И дело тут не только в акценте, но и в плохо поставленной дикции, и просто в неприятном тембре голоса.

Мнения о сексуальных сценах в ленте

В отдельных отзывах о фильме Звягинцева «Нелюбовь» ее автора упрекают в огромном количестве откровенных сцен, которые не всегда обязательны. Также зрители жалуются на то, что сам секс в картине показан слишком бытовым, точнее сказать, банальным.

Справедливости ради стоит отметить, что в этом плане лента соответствует лучшим европейским кинотрадициям, в то время как отечественного зрителя разбаловали американские кинофильмы (в которых занятия любовью происходят чрезмерно картинно, под пафосную музыку, что очень далеко от реальной жизни). В большинстве же современных европейских элитарных кинофильмов сексуальные отношения снимаются практически так же, как и у Звягинцева.

Кстати, некоторые внимательные зрители в своих отзывах о фильме «Нелюбовь» отметили, что сцена секса между Борисом и беременной Машей, вероятно, позаимствована из ленты «Мюнхен» 2005 г.

Получит ли эта картина «Оскар»? Мнения зрителей

Рассмотрев позитивные и негативные аспекты, наиболее обсуждаемые в отзывах зрителей о фильме Звягинцева «Нелюбовь», стоит обратиться к главному вопросу, который волнует всех их сегодня. Итак, получит ли картина долгожданный «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»?

Те, кто сомневается в присуждении столь престижной премии новому творению Звягинцева, аргументируют свое мнение тем, что лента «слишком российская». Поэтому из-за разных культурных традиций члены киноакадемии попросту могут до конца не понять картину, как это случилось с «Левиафаном». Кроме того, американцы обожают хеппи-энды, пусть и не очень реалистичные. А в «Нелюбви» — сплошная беспросветность.

Более оптимистично настроенные зрители (которые верят, что картина получит заветную статуэтку) парируют, что «Утомленные солнцем» Михалкова (в отличие от фильма «Москва слезам не верит» Меньшова) тоже имела совсем не радостный финал, и это не помешало ей заслужить «Оскар».

Кто из них прав, кто ошибается – станет известно в 2018 г.

fb.ru

Андрей Звягинцев: «Нелюбовь» — это не фильм про русских. Он про людей» | КУЛЬТУРА

Корреспондент АиФ.ру Анастасия Медведева побывала на премьерном показае фильма «Нелюбовь» и поговорила с режиссером картины  Андреем Звягинцевым о том, что он хотел донести до зрителей  и какие творческие планы строит на будущее.

 «Нелюбовь» в Новосибирске

Показы в Новосибирске, родном городе режиссера,  проходили при максимально заполненных залах. Публика, пришедшая на премьеру, была совершенно разная и отзывы зрителей о картине сильно различались, тем более что сам фильм уже активно откомментировали как российские, так и западные медиа.

«Нелюбовь» вошла в основную конкурсную программу 70-го Каннского фестиваля и получила Приз жюри, подтвердив статус новосибирца Андрея Звягинцева как одного из лучших современных российских кинорежиссеров.

Сюжет фильма прост  — в его основе кризис семьи, которая неуклонно движется к разводу. Фильм полон напряжения, тяжелых эмоций и у зрителей вызывает разное отношение – от полного неприятия сюжета до попыток обобщить сюжет до масштабов страны, а рассказанную историю представить как политическую аллегорию.

«В каком впечатлении выходили зрители? Не в самом радужном настроении. Было много заплаканных лиц. Разные чувства видел – кого-то пробило, кого-то прибило. Одна зрительница даже сказала, что таким людям (главным героям — прим.ред.) надо запретить рожать. Но этот человек почему-то не заметил, что фильм о всех нас, в том числе и про нее», — прокомментировал Андрей Звягинцев реакцию новосибирской публики на его картину, подчеркнув, что в  фильме нет виноватых, нет злодеев, но есть изломанные люди, в которых каждый может разглядеть себя.

Образ разрушенного дома Звягинцев использует не в первый раз. Кадр из фильма «Нелюбовь»

По обственному признанию Звягинцева, все премьерные дни в родном городе ему приходилось очень много общаться. Корреспондент АиФ.ру побывала на встрече режиссера со зрителями и журналистами.

Анастасия Медведева, nsk.aif.ru: Почему именно эту тему вы выбрали для работы?

Андрей Звягинцев: Не могу сказать почему. Мне вообще трудно определить тему этой картины. Я никогда не иду от жанра или от темы. Это бы значило сузить историю до совсем простых вещей. Всех нас беспокоит то, что происходит в семьях близких, мы смотрим на происходящее вокруг – враги, чужие, соседи, разобщение, ненависть – это копится в голове и в какой-то момент в тебе рождается история. Ты не выбираешь как стратег, за что будешь браться. Она сама в тебе рождается и живет, а ты ее рассказываешь так, как можешь.

— Образ заброшенного дома идет лейтмотивом через весь фильм. Образ дома был и в «Левиафане». Это аллегория, которую вы хотите провести с судьбой человека? 

— Над образом дома я долго ломал голову – отказаться или нет от этого эпизода. Меня он мучал тем, что отчасти повторяет сцену из предыдущего фильма, только в «Левиафане» разрушение дома, а  здесь всего лишь ремонт. Но я сознательно его оставил, было трудно  от него отказаться. Не потому что это сквозная тема, и не потому, что мне хочется рассказать о каком-то разрушенном доме, обобщить этот образ до масштабов всей страны. Нет! Хотя многие пытаются сделать  именно такое обобщение.  Мы интерпретируем увиденное ровно так, как мы того заслуживаем. Мы не можем увидеть ничего другого, кроме нашего собственного мира. Поэтому я  всегда воздерживаюсь от комментариев по части чужих интерпретаций. Это как в жизни – каждый смотрит на жизнь и видит в ней свои грани. И каждый прав. Так же и в произведении должно быть устроено, потому что в противном случае это будет плоская агитка и указующий перст – вот посмотрите, так жить нельзя.  Понятно, что так жить нельзя. Но я не раздаю указания.

Аллегории и домыслы

— В фильме многие увидели две параллели – нелюбовь внутри семьи, которая иллюстрирует отношения в российском обществе в целом: нелюбовь  государства к гражданам. Это история про российское общество?

«>

— Нет, разумеется! Это не российская история. Я бы не стал это утверждать. Это история взаимоотношений, которые могут случится в любой семье. Просто снят фильм  на русском языке, но многие мои зарубежные коллеги уже сказали, что это и про их общество тоже. Это не фильм про русских, это фильм про человека. Это универсальная история.

— Главная героиня в фильме, по мнению некоторых критиков – это собирательный образ настоящей России. Насколько такая параллель корректна с вашей точки зрения?

— Это только ваше представление. У меня другие представления об этой истории. Совсем другие! Единственной эмоциональной целью было желание, чтобы каждый зритель пришел домой и обнял своих близких. Это не приговор, не морализаторский тон, но призыв быть более чутким к своим друзьям, соседям, своим близким.

Андрей Звягинцев. Фото: www.globallookpress.com

Это работа от противного — ты видишь одну действительность, но жаждешь испытать другие чувства. Что касается надписи «Россия» в финальном кадре — расскажу откуда это взялось. Несколько лет назад было очень модно носить одежду с российской олимпийской символикой у совершенно разных людей, в том числе людей очень состоятельных.  Бывало  летишь в самолете, особенно если это  бизнес-класс, а тебя окружает чуть ли не целая сборная страны. При этом никакого отношения к спорту эти люди не имели. Другая метафизическая аллюзия – отсыл к гоголевской тройке. Она мчится, но ответа на вопрос «куда?» никто не знает.

— Фильмы не имеют национальности. Но тем не менее, как вы считаете, может ли национальность повлиять на решение жюри, учитывая существующие антироссийские настроения в Евросоюзе?  Мешает ли этот аспект современному российскому кино быть объективно оцененным за рубежом и получать престижные кинопремии, например «Пальмовую ветвь» ?

— Я не знаю, правда не знаю. Фильм как раз об этом — что все вокруг виноваты. Давайте посмотрим на самих себя сначала.

А что касается призов – из 19 конкурсных картин в Каннах 12 фильмов не получили ничего. Поэтому приз жюри я оцениваю как большую победу. Я не вижу политизированности в этом решении. Культура — единое поле, нам самим в первую очередь надо перестать смотреть через призму политики.  Я не думаю, что члены жюри: Уилл Смит, Джессика Честейн, Педро Альмодовар или Паоло Соррентино оценивают картины потому что это «сделано в России». Я абсолютно в этом уверен, меня никто в этом не переубедит.

Я примерно понимаю, какие пристрастия у Педро Альмадовара по его фильмам. Моя картина полностью погружена в социальный быт, для Альмадовара она едва ли стала каким-то откровением. Что до оценок других членов жюри – Паоло Соррентино после показа сказал, что «Нелюбовь» своим финалом войдет в историю мирового кино. Я, правда, не до конца его понял, хотелось бы понять  какой именно финал он имел в виду, потому что даже для меня все не так очевидно (смеется).  Этот же приз получали такие картины как «Седьмая печать» Бергмана и «Приключение» Микельанджело Антониони. Уверяю вас – это мы сами политизируем все вокруг.

— После просмотра фильма все спрашивают – а что же случилось с мальчиком? Почему история не рассказана до конца?   

— Это или он или не он. Меня меньше всего интересует судьба мальчика. Зритель привык, что в финале получает все ответы. Но дело то не в этом. Дело в том, что происходит с самими персонажами и со зрителями. Вы представьте, что происходило бы с героями в реальном времени? Они получают приглашение на опознание за несколько часов до события и к моменту, рассказанному в эпизоде, уже прошли несколько кругов ада. Тут история еще про то, что такие страшные потрясения обычно ни к чему людей не приводят. Но это уже не про судьбу мальчика.

Планы на будущее.

— Вы не любите делиться планами, но обмолвились, что вам интересна история Великой отечественной войны. Учитывая то, что у вас уже сложился собственный язык повествования, как вы видите себе рассказ истории на эту тему? 

— Да, есть желание деполитизировать этот аспект нашей истории. Мне было бы интересно рассказать о человеке, как он старается выжить в условиях тотального ужаса, потому что война – это ужас. Как он встраивается в эти обстоятельства, как он дышит. Этой теме много лет, сценарий был написан еще в 2008 году. Я стараюсь двигаться вне исторического контекста, меня острые темы мало волнуют, но они иногда оказываются острыми – как например «Нелюбовь» очень сейчас актуальна, на мой взгляд.

Есть еще два других сценария. В одном события происходят в 1015 году, это Киевская Русь, в центре сюжета воин из дружины князя Глеба, который после смерти князя становится монахом. Сценарий написан в 2014 году и автор обещал не публиковать произведение, пока не снимем фильм. В другом сценарии события разворачиваются в 400 год н.э. на территории Древней Греции.  Но все эти проекты очень дорогие, высокобюджетные. Поэтому их реализация пока не понятна. А может быть что-то четвертое «выскочит».

— Читаете ли вы отзывы и насколько эти отзывы совпадают с вашими собственными оценками?

— После «Левиафана» — нет, я не читаю пустых слов, которые меня больно ранят, но ничего не дают. Читать неконструктивную злобу я не хочу. Я не участвую в жизни своих картин после того как их снял – это задача продюсеров.

— И последний вопрос — как часто в Новосибирск приезжаете?

— В Новосибирске бываю раз в три года. У меня нет никаких обстоятельств, которые бы меня сюда возвращали. Не приглашают, говорят: «Фильм как сделаете – приезжайте» (смеется).

«>

Смотрите также:

www.nsk.aif.ru

«Нелюбовь» могла бы закончиться иначе». Режиссер Звягинцев об успехе фильма | КУЛЬТУРА

Российский режиссер Андрей Звягинцев, чья картина «Нелюбовь» получила приз жюри на Каннском кинофестивале, приехал со своей картиной в Екатеринбург. На встрече с журналистами Звягинцев сразу признался: картина могла бы закончиться по-другому, но та концовка, которую увидят зрители,  более правдива.

«История фильма могла бы закончиться иначе, хотя бы для одного из персонажей. Но значительно правдивей звучит история хождения по кругу, чтобы была возможность порвать этот порочный круг. Эти грабли, на которые ты поступаешь постоянно. Человек ходит по кругу, единственный выход из этого попасть в другую пьесу. Я исходил из этих соображений. И поэтому в конце фильма был необходим эпилог», — рассказал Звягинцев.

 Вслед за успехом на Каннском фестивале критики уже заявили о возможном номинировании «Нелюбви» на «Оскар», однако автор картины, как выяснилось, пока предпочитает не загадывать.

«Не знаю и не думаю. Этот вопрос не ко мне. Придет сентябрь, когда оскаровский комитет выберет. Меньшов его возглавляет. Будем ждать!» — оптимистично заявил режиссер. При этом он рассказал, что в Каннах были определенные ожидания и надежды. – «Все мы отчетливо понимаем, что человеческая природа так устроена, и когда жюри рассматривает 19 фильмов вместе с твоим, то ты понимаешь что попасть в этот круг затруднительно. В Каннах золотое правило: организаторы звонят и деликатно намекают, что ты попал «в круг». Ты уже понимаешь, что что-то тебя ждет. 

Звягинцев, Спивак и Розин в Ельцин-Центре 6 июня 2017 года Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

У нас был именно первый вечер, первый показ, и мы получаем оценку 3,2 рейтинг. И до самого конца, в течение 10 дней, были лидером фестиваля, были ожидания «пальмы». И ты надеешься, что это случится! Но я очень давно для себя решил, что твоя конечная цель – готовый фильм. Дальше с фильмом происходят невероятные вещи, и все ожидания – небольшая человеческая слабость».

При этом создатели фильма настаивают, что не ставили перед собой задачу как-то очернить действительность. Более того, по признанию Звягинцева, во время интервью журналисты из разных стран признавались, что увидели именно «свою» историю, которая описывает жизнь в их стране.

«Я видел реакцию аудитории в Каннах. У меня было рекордное количество интервью. Это 106 интервьюеров за два с половиной дня. Они все из разных стран. 14 круглых столов с журналистами. Ни одного иностранного журналиста я не встретил, чтобы был вопрос, «боже, у вас такая жизнь». Нет! Все с пониманием отнеслись к фильму. Мы эмоционально и ярко попадаем в черты. Национальный характер может разниться, но это история понятная везде.

Ко мне подходили и говорили, что это «наша американская история», «итальянская история» и так далее. Все знакомы с матриархатом или патриархатом, как ты его не назови. В этом проблема нашего общества – мы все стремимся в Европу, но эти ценности никак не привьются к нашему дереву. 31 мая мы показали премьеру в Москве, и на следующее утро я улетел в родной Новосибирск.  Владелец кинотеатра мне телеграфировал, что поставили для премьеры самый большой зал – и он был продан. Во всех восьми залах была запущена премьера, и я перебегал от одного зала к другому. Мне кажется, зритель должен принять эту картину без всяких оговорок. Кто-то попытается сказать про фильм, что он опять очерняет Россию, как это было с «Левиафаном». Это не так. Они просто будут готовы так встретить. Так работает сила пропаганды».

По словам актеров, на съемочной площадке установилось полное взаимопонимание, причем режиссер, понимая, что именно он хочет увидеть в конечном итоге, давал возможность реализовывать и предложения актеров.

«Со Звягинцевым интересно работать, — признался актер Алексей Розин. — Все предложения, которые у тебя есть, ты можешь сделать. Но при этом и режиссер знает точно, что он хочет сделать, — это здорово».

С ним согласна и актриса Марьяна Спивак: «Любовь есть. У меня есть сын, который снялся в этой картине. Он молодец, доволен. С Андреем работать – полное счастье. Когда меня утвердили на съемки – это был просто подарок».

Марьяна Спивак и Алексей Розин Фото: «АиФ-Урал»/ Дмитрий Шевалдин

Кстати, по признанию режиссера, если Марьяна оказалась первой, кто пришел на кастинг, то исполнителя главной мужской роли он искал довольно долго, несмотря на то, что уже работал с Алексеем Розиным в других картинах.

«Марьяна пришла на кастинг первым актером. Я еще сказал, что не помню что нужно делать с актерами и предложил просто познакомиться. С Лёшей тоже, я его давно искал. С ним работали на «Елене» и «Левиафане», но я долго его искал. В результате на сцене, где они на кухне, у меня просто была идиосинкразия (Болезненное восприятие чего-либо — Прим. редакции)». 

www.ural.aif.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *