Художник тимур новиков – Тимур Новиков в комментариях современников – Антон Сазонов – Культура – Материалы сайта – Сноб

Тимур Новиков — официальный сайт

Timur Petrovich Novikov (24.09.1958, Leningrad – 23.05.2002, Petersburg) is an outstanding artist, publicist, teacher, who in many ways determined the development of Russian art and culture of the end of the XX c. In 1977, he joined the avant-guard group “Letopis”. Following an ideological and esthetic conflict with the organizers of this non-conformism movement caused by “Object-Zero”, in 1982 he formed his own group, the “New Artists”, which united contemporary art with the youth culture. Stylistically one can draw parallels between the “NA” and such western art movements as Neue Wilde (Germany), East Village (USA), Figuration Libre (France), Transavanguardia (Italy) as well as such concepts as “new figurativeness”, “new wave”, “new romantism”. This group turned into a real movement with its own theatre (where in 1984-85 a number of productions was staged: performances “Idiot”, “Anna Karenina”, “A Shooting Skier”, “The Ballet of 3 Inseparable” etc.), and with its own cinematography (“parallel cinema”, “necrorealism”), literature, music, “new criticism”. Starting from mid 80-s, Novikov in his art shifts from expressive style of painting to some minimalistic stencils and collages on textile. At the same time he is studying the theory of perspective and creates the method or “re-composition”. He creates art studios in squats (“Cyril and Mefody” (1978), the gallery “Assa” (1983)). He was the artist of the rock group “Kino”, the orchestra “Pop-Mechanica”, he collaborated with the: ”New Composers”, invented some musical instruments (Utyugon, Dlinnye Struny etc.). In 1988 he stood at the foundation of the Free University Of Various Arts. He was holding potlatches and joint Acts with the most distinguished western artists: Warhol, Kage, Rauschenberg and others. In 1987 he is collaborating with Solovyev making the film “Assa” (it was the first in the history of Soviet Cinema award for design). He was practically first media-artist on the USSR, developing the concept of «Pirate Television» (1989), and later director of the films «The Golden Section» (1999) and «The Terror Of Modernism». He took part in developing club music and rave movement at Fontanka — 145 and was one of the organizers of Gagarin-Party (1991). Following his first trips to the West, in 1989 he founded the «Neoacademism» art movement, which was in opposition to modernism and promoted preservation and regeneration of classical art. Novikov continued to develop the principles and the methods which he discovered in the 80-s, making the decorative and texture-related affects more powerful and using the neo-classical imagery. In 1993 he opens the Museum of the New Academy of Fine Arts at the 10 Pushlinskaya street squat, which at the same time functioned as an art academy (The New Academy of Fine Arts). NAFA was reviving old photo techniques and was actively introducing new technology which uses methods of classical art. The ideas of Neoclacicism were spreading, reaching Moscow and other countries («‘The European Society on Preserving Classical Aesthetics»). Novikov was an initiator of the organization «Art Will», which was promoting the idea of preserving «cultural environment». In 1990-s, Novikov was acively involved in publishing: he became a member of the editing offices of » Kabinet», «Hydozhestvennaya Volya», «Susanin» (www.susanin.zarazum.ru). He had his radio show “The New Academy» on the techno music radio station Port-FM which was targeted at young people and where he was promoting classical music. In 1997, he went blind, but he continued to be the leader of St.Petersbug art. He was s collector and charitable person, and left part of his collection to the Hermitage and Russian Museum.

Andrey Khlobystin

www.timurnovikov.ru

Художник — революционер Тимур Новиков

Что общего между группой «Кино» и рейв вечеринками 90-х? Кто вдохновлял Сергея Соловьева при создании фильма «Асса»? И почему Гоша Рубчинский посвятил этому человеку свою коллекцию одежды.

Пророк и провокатор. Человек, с легкостью скрестивший подпольный художественный андеграунд и молодежную культуру 80х начала 90х. Главный питерский художник, с именем которого связан огромный пласт культуры и современного искусства. Человек легенда, который вдохновлял и зажигал известнейшие творческие  имена. Просто отец-основатель Новой Академии Изящных Искусств — Тимур Петрович Новиков. 

Тимур Новиков родился в 1958, в Ленинграде. Рос без отца, мама воспитывала его одна. Жили в центре Ленинграда, на Литейном проспекте, в доме 60. Простое советское детство с занятиями в кружке рисования. Но однажды они с мамой уехали на Дальний Север на целых три года. Мама работала, а маленький Тимур, уже как творческая личность вдохновлялся пейзажами Новой Земли. То детское восприятие просторов Севера навсегда повлияло на его  пространственное мышление в творчестве. Вернувшись с Новой Земли, Тимур поступил в клуб юных искусствоведов при Государственном Русском музее и навсегда определился со своим призванием. Он решил стать художником.

 

Тимуру Петровичу Новикову в 1980 году исполнилось  22 года и он только что вместе со своим другом и соратником Олегом Котельниковым в коммунальной квартире организовал и  открыл первую в стране негосударственную галлерею. Назвали просто «Асса» и объединили всех друзей-художников, выставляющих работы в галерее в проект «Новые художники».  Этот союз собрал всю творческую андеграундную молодежь Ленинграда. «Новые художники» организовывали  выставки, устраивали показы артхаусного кино, концерты-квартирники рок-музыкантов  и конечно вечеринки. Там же проходили первые показы альтернативной моды и  репетиции «Нового театра», в качестве актеров в котором выступали музыканты группы «Кино», Наталья Пивоварова из «Колибри»,  тогда еще начинающая певица Жанна Агузарова и все  стиляги и модники города Ленинграда и не только. Во время таких представлений зритель мог быть обсыпан мукой, облит кефиром или арестован КГБ, что и произошло как-то раз с одним американским дипломатом.

Легкий на подьем, всегда активный и общительный Тимур Новиков плотно дружил с Ленинградским рок клубом, культовым местом на Рубинштейна, 13. «Новые художники» оформляли концерты и пластинки группы «Кино». Организовывали свои неформальные выставки в стенах рок-клуба. В СССР 80х, лениградский рок клуб как магнит притягивал необычно одетую неформальную молодежь: первых панков, рокеров, «металлистов», с ультракороткими разноцветными прическами. На концерты туда ломились толпы подростков, каждый концерт  сопровождался арестами и проверками документов со стороны милиции. Когда питерский музыкант Сергей Курехин организовал  свой ансамбль «Популярная механика», «Новые художники» влились в него как музыканты, шоумены, декораторы, и костюмеры.

 

 

Тот период жизни Тимура  можно увидеть в сценах   фильма режиссера Учителя «Рок» и в фильме Сергея Соловьева  «Асса», который, в сущности, вдохновлен ленинградским союзом  «Новых художников».

В конце 80х, Тимур Новиков начал активно продавать свои работы и выезжать с выставками в Европу и  США. «Новые художники» стали востребованными, а их работы существенно выросли в цене. Поездки «за границу» вносили в союз «Новых художников» новые свежие и модные перемены. Тимур умел вдохновлять и его идеи всегда были актуальны: «Новые художники» занялись технодвижением, первыми ночными клубами в «сквотах»-  заброшенных питерских квартирах, самовольно занятыми художниками  под мастерские. Для выступлений привозили знакомых диджеев из Европы и Америки, что в постперестроечной России было просто революцией. Именно Тимур стоял у истоков клубной культуры Питера и Москвы, до тех пор пока  это явление не стало массовым, и потеряло свое уникальность.

Как художника, Тимура Новикова всегда завораживало классическое искусство. В 1990-е годы он обратился к  классике, вдохновив своих соратников на первую волну консерватизма и создание «Новой Академии Изящных искусств», кардинально изменив не только стиль искусства, но и образ жизни.  Бывшие рокеры и рейверы состоявшие в группе «Новые художники» стали завсегдатаями  Мариинского театра, Эрмитажа и Русского музея. В 1997 году после поездки в Нью-Йорк, где была организована его персональная выставка в мировом финансовом центре, Тимур Новиков тяжело заболел и ослеп. Но по прежнему оставался эпицентром культурной жизни Санкт-Петербурга.  Он изменился внешне, но по прежнему оставался идейным вдохновителем и куратором «Новой Академии Изящных Искусств». С тростью, с лорнетом и во фраке, на вернисажах, где  классическая музыка сменила техно, Тимур Новиков оставался главным идейным персонажем. С его легкой подачи стали модными поэтические вечера под аккомпанемент  скрипки и фортепиано, выставки во дворцах и парках Санкт-Петербурга.  С его помощью «Новая Академия» создала учебные классы при Государственном Русском музее в Михайловском замке. В 2002, незадолго до своей кончины,  Тимур открыл Музей современного искусства в Санкт-Петербурге, на Пушкинской, 10, совместно с Музеем нонконформистского искусства и Институтом истории современного искусства. Сейчас спустя 16 лет, после его ухода, его работы и его жизнь вдохновляют по прежнему. Его умение красиво и точно соединить несоединимое, его поразительное  чутье времени и тенденций, владение культурной ситуацией вдохновляет многих дизайнеров в творчестве. В 2016 году Гоша Рубчинский выпустил ставшую уже культовой коллекцию с принтами художника, посвятив ее Легенде по имени Тимур Новиков.

 

Что почитать: «Рейволюция. Роман в стиле техно» И. Стогов

Что посмотреть: фильм «Асса» С.Соловьев, фильм «Рок» А. Учитель, фильм «Тимур Новиков. Ноль объект» А.Шейн

Куда съездить: Санкт-Петербург, Пушкинская, 10 АРТЦЕНТР

 

bigmaturdom.ru

Волшебник абсурда — журнал «Искусство»

Тимур Новиков. Пингвины, 1989

Коллекция ART4.RU. Изображение предоставлено Московским музеем современного искусства

Объяснять это на словах — занятие бесполезное и неправильное, это нужно именно показывать. Поэтому о таких вещах Тимур говорит вскользь. В лекции «Новые художники» он лишь упоминает о своих товарищах по группе и друзьях — художнике Вадиме Овчинникове, композиторе Игоре Веричеве и поэте Кирилле Хазановиче как о волшебниках и магах. Смысл магической практики, в его понимании, состоит в мощном воздействии на сознание людей. И такое воздействие он приписывал «Новым композиторам» и «Кино». Вся страна начинает повторять слова их песен, хотя они не рекламируют себя и известны лишь узкому кругу ленинградской молодёжи, и наконец «Перемен, мы ждём перемен» произносит Горбачев — и входит в зенит перестройка. Однако функция мага не в том, чтобы изобрести или инициировать магические перемены. Его предназначение — служить ретранслятором перемен, происходящих в ноосфере и захватывающих весь мир, взаимодействовать с «ветром перемен», который спускается из высших сфер Поднебесной. Тимур сразу предупреждает слушателей своей лекции об ответственности за попытки поиска контактов с магической силой: все упомянутые им друзья или рано погибли, или пережили тяжёлые времена.

Заниматься искусством Тимур начинает во второй половине семидесятых, а именно это десятилетие отличалось повышенным интересом к магии и таинственному. Напомню, что начинается оно с показа в разных странах кинохита «Воспоминания о будущем», в котором главные памятники древнего искусства представлены как образчики «творчества инопланетян». Однако для Тимура первостепенное значение, он об этом пишет и рассказывает, имела традиция русского и советского авангарда, которая дала много материала для изучения магических практик. Тимур в последние годы жизни собирал вместе с Александром Медведевым сведения об увлечениях Малевича мартинизмом. А в упомянутой лекции он пересказывает эпизод о Хармсе из воспоминаний жены писателя Марины Малич о том, как муж магическим действием спас её от отправки на строительство противотанковых рвов под Ленинградом, откуда живой она бы уже не вернулась.

Один из первых перформансов «Новых художников» и «Нового театра» — постановка «Балет трёх неразлучников» Даниила Хармса. Тимур осуществил её в 1984 году на чердаке у Эрика Горошевского. Действие спектакля заключалось в следующем: трое, цепляясь друг за друга, скачут по клеткам магического квадрата. Со стороны «священнодействие» смотрится как самое весёлое и абсурдное занятие.

Тимур Новиков. Иоанн Кронштадтский, 1998

Из собрания семьи художника. Изображение предоставлено Московским музеем современного искусства

Если говорить о традиции ленинградского авангарда, то Тимур застал живым носителя её священного знания Якова Друскина, чинаря и спасителя архива Хармса. Нет сведений о том, что они были знакомы, но именно в 1970‑е годы в Публичной библиотеке начинают разбирать переданный Друскиным архив, и тексты Хармса тайно перепечатывают, передают из рук в руки по Ленинграду и Москве с неуклонностью распространения самых насущных новостей. Это событие обеспечило Тимура и его товарищей по группе «Новые художники» правильной мировоззренческой позицией по отношению к происходящему в СССР. На родине тогда (и почти всегда) царил абсурд в общественной жизни. Тексты Хармса, поэтические, философские и комментарии к ним Друскина помогали разделять абсурд критико-анекдотический или карнавально-магический, и абсурд высший — чудесный. Примером абсурда первого типа является искусство соц-арта, которое эффективно разлагает среду своего существования в полный бред. Пример абсурда второго типа — заумное творчество Хлебникова, Хармса, Введенского, Стерлигова. В нём сокрыт чудесный экологический процесс рождения смысла из хаоса и бессмыслицы. И в философском плане традиция Хлебникова — ОБЭРИУ очень близка таким исследованиям 1960‑х годов, как «Логика смысла» Делеза. Она описывает тот же самый способ рождения смысла гениальным алогическим путём. Несомненно, и для Хармса, и для Тимура Новикова такая магия была необходима как путь к свободе и творческой, и социальной (философские записи Хармса о единице и нуле, прямой и кривой демонстрируют, как ломается сама собой прямая и уходит из‑под контроля, становясь сколь угодно малой, но всегда самой в себе совершенной кривой).

Пройдя через школу понимания магического алогизма, «Звёзды бессмыслицы», художник проходил через точку сборки своей профессии. Он ясно понимал свою ответственность ретранслятора вселенского процесса создания образа, воплощения идеи и слова. И действуя как абсурдист, показывал зрителям ясное чудо преображения мира. Тимур продемонстрировал такое чудо преображения окружавшей его мизерабельной советской жизни в универсальное искусство. Из набора простейших тканей, которые с точки зрения обывателя мало кому могли понадобиться, он создаёт новый род картины — пейзажа и портрета, свидетельствующий о гармонии и единстве мироздания. При сравнении, скажем, творческого наследия «Новых художников» и «Мухоморов» (например, каталог «Новые идут!» и книга «Мухомор») разница видна очень хорошо. Свойственный «Новым» панковский дадаизм отнюдь не мешает им осознавать серьёзную волшебную функцию художников. Всё это ярко отражено в обилии активных и радостных картин о живописце-творце, о начале мира, о творчестве музыкальном и живописном. От «Мухоморов» же как от группы не осталось ничего настоящего, разве что несколько личных шедевров Звездочётова и — в меньшей степени — Гундлаха. Потому что цель своего творчества они формулируют как «создание атмосферы полного идиотизма», показывая неготовность преобразовать бытовой абсурд в творческий, смыслопорождающий.

iskusstvo.taggart.ru

Новиков, Тимур Петрович — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Новиков.

Тимур Петрович Новиков (24 сентября 1958, Ленинград — 23 мая 2002, Санкт-Петербург) — российский художник, основатель петербургской Новой Академии Изящных Искусств.

Детство, юность

Родился 24 сентября 1958 года в Ленинграде. Воспитывался матерью Новиковой Галиной Васильевной, своего отца не знал. В 1965 году пошёл в школу. Начал посещать кружок рисования в Дома пионеров Дзержинского района г. Ленинграда. В 1967 году участвует в выставке детского рисунка в Нью-Дели. В 1968 году переезжает с родителями на Новую Землю, в 1972 году возвращается в Ленинград; впоследствии подчёркивает, что именно пейзаж Крайнего Севера оказал на него сильное влияние, повлияв на его восприятие пространства.

В 1973 году поступил в Клуб юных искусствоведов при Государственном Русском Музее. Поступает в Техникум химической промышленности на отделение технологии лаков и красок, уходит из техникума в 1975 году. Отказывается[как?] от службы в армии как убежденный пацифист. В 1976 году поступает в Клуб юных любителей искусства в Эрмитаже. Пишет свои первые картины. Вместе с Олегом Котельниковым[1] создает ансамбль «Монстерз» и в 1977 году примыкает к авангардистской группе «Летопись», которая сформировалась вокруг Бориса Николаевича Кошелохова. В составе группы участвует в своей первой квартирной выставке.

В 1978 году осуществляет свой первый кураторский проект: арендует помещения в бывшей церкви Шестаковской Божьей Матери в Санкт-Петербурге, организует творческие мастерские имени Кирилла и Мефодия, 2 июня 1978 года проводит квартирную выставку.

В 1980 году открывает, вместе с художником Олегом Котельниковым, квартирную галерею, названную ими «АССА». Галерея располагается в коммунальной квартире на ул. Воинова, д. 24. В галерее проходит «I биеннале портретов Тимура Новикова». Галерея прекратила своё существование в 1987 году.

В этом же(1980) году знакомится в Москве с художницей М. М. Синяковой-Уречиной, вручившей ему право именоваться Председателем земного шара.

В 1981 г. вступает в ТЭИИ, первый союз неофициальных художников Ленинграда. В 1982 г. на первой выставке ТЭИИ в ДК им Кирова устраивает, вместе с художником Иваном Сотниковым, панковскую акцию: экспонирует фанерный щит с дырой, назвав работу «Ноль-объект».[2]

Видео по теме

Новые художники

В 1982 году Тимур Новиков создает группу «Новые художники». Первыми участниками группы становятся Георгий Гурьянов, Евгений Козлов, Олег Котельников, Иван Сотников, Кирилл Хазанович. Стилистически «новые художники» были параллельны таким западноевропейским движениям в искусстве, как Новые Дикие (Neue Wilde, Германия), Ист Вилледж (East Village, США), Фигурасьон Либр (La Figuration libre, Франция), Трансавнгард (Transavantgarde, Италия) и таким явлениям как «новая фигуративность», «новая волна», «новый романтизм». [3]

В 1985 году создает Новую Академию Всеческих Искусств. Взятое у футуристов понятие «ВСЕЧЕСТВО» связывало группу с искусством русского авангарда. Живой связью с этим периодом русского искусства были знакомые художники того поколения — Мария Александровна Спендиарова и Мария Михайловна Синякова-Уречина, Татьяна Николаевна Глебова, написавшая портрет Новикова. От художников авангарда «Новых художников» отделяло прежде всего отсутствие серьёзной теории.

В группу входили: Е. Козлов, Иван Сотников, Олег Котельников, Тимур Новиков, Георгий Гурьянов и другие художники. Позднее к группе присоединились Евгений Юфит, Сергей Бугаев, В. Черкасов, Андрей Медведев, Владислав Гуцевич, Вадим Овчинников, Инал Савченков, Андрей Крисанов, Олег Маслов и Виктор Цой.[4]

Проводил совместные акции с выдающимися художниками Запада — Э. Уорхоллом, Д. Кейджем, Р. Раушенбергом.

Кино и музыка

В 1983 году организовал музыкальную авангардистскую группу «Новые композиторы», с того же года стал сотрудничать с оркестром «Популярная механика» Сергея Курёхина

В 1985—1986 гг. сотрудничает с Рок-клубом как оформитель концертов группы «Кино» в качестве художника-оформителя концертов; в 1987-89 гг. привлекает художника-модельера Константина Гончарова к работе над сценическими костюмами музыкантов группы[5].(В. Цой, Г. Гурьянов, Ю. Каспарян).

В 1984—1985 гг. «Новые художники» ставили перформансы: «Идиот», «Анна Каренина», «Стреляющий лыжник», «Балет трех неразлучников» (по Даниилу Хармсу, музыка И. Веричева и В. Алахова)) . Художники занимались также кинематографом («параллельное кино», «некрореализм»), литературой, музыкой, «новой критикой» и сами изобретали музыкальные инструменты (утюгон, длинные струны и др.)

В 1987 году участвует как художник и актёр в фильме «Асса», сотрудничает с режиссёром Сергеем Соловьевым (первая в истории советского кинематографа премия за художественное оформление). Был едва ли не первым медиа-художником в СССР, став идеологом «Пиратского Телевидения» (1989), а в последующем режиссёром-постановщиком фильмов «Золотое сечение» (1999), «Кошмар модернизма» (1999).

Участвует в создании клубного движения и рейва на Фонтанке-145; один из организаторов «Гагарин парти» на ВДНХ (1991).[6]

В 1992 г. участвует в съёмках фильма Сергея Дебижева «Два капитана-2».

«Берём курс на классику»

В декабре 1988 года открывает Свободный университет. Преподавателями университета, помимо Тимура Новикова, становятся Сергей Курехин и Борис Юхананов. «Свободный университет» располагался в Центральном лектории общества «Знание».

В конце 1989 года на одном из заседаний Новиков объявляет, что он берёт «курс на классику и красоту, публично провозглашая их наиболее актуальными и современными».[7] Он создает новое «нео-академическое» направление в петербургском искусстве, противостоящее модернизму и выступающее за сохранение и возрождение классического искусства.

«Академизм — это умение пользоваться различными приёмами художественного ремесла с одинаковым умением. Неоакадемизм является прямым продолжением этого „техницизма искусств“ на уровне нашего времени, попыткой применения новых техногенных форм как возможности сделать классическое по содержаню, академическое по форме искусство достоянием всех» (Алёна Спицына).

В 1990 году впервые выставляется в Русском музее на выставке «Территория искусства» (панно «Нью-Йорк ночью»). Совместно с Дуней Смирновой проводит выставку и конференцию «Молодость и красота в искусстве». Вместе с Сергеем «Африкой» Бугаевым, Иреной Куксенайте, Олесей Туркиной и Виктором Мазиным учреждает журнал «Кабинет».

В 1991 г. делает две политические инсталляции, посвящённые американской войне в Ираке — «Разлив нефти в Персидском заливе» и «Обстрел Багдада».

Дворцовый мост

В июне 1990 года Новиков и его коллеги приняли участие в Первой выставке на пролёте Дворцового моста, организованной художником Иваном Мовсесяном, и отражавшей стремление ленинградских художников к публичным акциям. Участники выставки создавали произведения специально для этой экспозиции, в контакте с заданным городским пространством. Экспонированные работы вошли в собрание Музея «Дворцовый мост»[9].

21—22 июня 1991 года участвует во Второй выставке — проекте художника Ивана Мовсесяна — на пролёте Дворцового моста, выставляет монументальное живописное панно «Борцы». Другими участниками выставки были Г.Гурьянов, И. Мовсесян, Д. Егельский, В. Тузов, Ольга Комарова (Тобрелутс)[10].

Новая Академия

В своем искусстве Новиков продолжает развивать находки 80-х, усиливая декоративный и фактурный эффекты и используя неоклассическую образность. В его новом творческом периоде «классицистические декларации Новой Академии соседствуют с красочной богемностью жизни девяностых годов».[7]

С конца 1980-х годов Новиков навсегда оставляет живопись, и, под влиянием эстетических идей своего друга, художника и fashion-дизайнера Константина Гончарова, переходит от «экспрессивного рисования» к другой технике: текстильному коллажу. Использует минималистские трафареты. Иконография его работ упрощается и «сводится к двухчастному разделению плоскости и установке на ней простого знака»[11].

В 1991 г. проводит первую программную выставку НАИИ «Неокадемизм» в Русском музее. Художники, разделившие идею Новикова, экспонируют свои работы каждый в отдельном зале: Тимур Новиков и Константин Гончаров, Георгий Гурьянов, Денис Егельский, Сергей Бугаев. Выставляет работы «Аполлон, попирающий красный квадрат», «Нарцисс»; в том же зале Константин Гончаров выставляет «Рыцарские плащи», — просторные бархатные плащи, украшенные необычными вставками из открыток. Художники ориентированы на «не поддающуюся пошлости красоту», на идеалы образов классического искусства и классического балета. С этого времени Новиков включает открытки и фотографии (репродукции классической живописи и образы балета) в свои работы.[12]

С этого времени панно Новикова становятся «знамёнами» неоакадемизма с образами греческих богов, «отвечающих за живую силу творчества» — Аполлона, Афродиты, Эрота. Ряд работ посвящены античной повести, истории Амура и Психеи. Героями работ становятся великие и несчастные эстеты — Оскар Уайльд (серия «Приключения Оскара Уайльда») и Людвиг Баварский, в их честь проводятся особые выставки («Тайный культ» 1992, Русский музей; «Лебединая песня немецкого романтизма» 1995, Айдан-галерея, Москва; «О красоте» 1995, «Риджина», Москва; Людвиг Второй Баварский и «Лебединое озеро», 1996, галерея XL, Москва).

В 1993 году круг неоакадемистов преображается в институт под названием «Новая академия изящных искусств». «Появление Новой академии рассматривалось как некая игра в новый официоз». Художники неоакадемисты — сам Т. Новиков, Г. Гурьянов, также В. Тузов, Д. Егельский и А. Медведев — получают звания почётных профессоров Новой Академии[13]. НАИИ занимала помещения на Пушкинской ул, 10 и была одновременно учебным заведением (Новая Академия Изящных Искусств). В НАИИ одновременно возрождались старые фототехники и активно использовались новые технологии, использующие формы классического искусства.

«Неоспоримое превосходство и достоинство неоакадемизма в том, что он даёт почувствовать классику» (Олег Котельников)

Под этим лозунгом в залах НАИИ начинаются занятия для студентов НАИИ и проходят регулярные выставки профессоров НАИИ — Ольги Тобрелутс (Комаровой), Беллы Матвеевой[15] , Г. Гурьянова, Д. Егельского, О. Маслова и В. Кузнецова, К Гончарова и студентов НАИИ Егора Острова, Станислава Макарова.

В 1994 г. при участии Новикова открывается галерея моды «Строгий Юноша», которой руководит Константин Гончаров.

В 1995 г. живёт в Берлине. Его выставка «Закат немецкого романтизма» или «Архитектура в Третьем Рейхе» (на основе проектов монументов для установки на границах Третьего Рейха) закрывается по цензурным соображениям[16].

В 1997 году устраивает праздник неоакадемизма в Павловском дворце, музыку для которого пишет и исполняет Брайан Ино. Открывает учебные классы НАИИ в Русском музее, в Михайловском замке. Инициирует создание Европейского общества классической эстетики, с участием профессора А. И. Зайцева.

В 1998 году в Русском Музее проходит ретроспективная выставка Новикова, к которой музей издаёт его книгу «Новый русский классицизм».

В 1999 году Тимур Новиков вместе с Марусей Климовой организовывает фестиваль петербургского декаданса «Тёмные ночи».

«Художественная воля»

С 1998 выступает инициатором создания организаций: «Институт Истории Современного Искусства» и «Художественная Воля» (1998), выступавшей за сохранение «культурной экологии». Издаёт месте с художником и критиком Андреем Хлобыстиным газету «Художественная воля» и радикальный журнал «Сусанинъ». Меняет свои политические взгляды на консервативные и ортодоксальные, утверждает, что «классика — традиционная форма для воспевания российской государственности». Считает, что «Петербург должен укреплять свою репутацию столицы классической культуры, а не конкурировать с мировыми столицами актуального искусства, как Лондон и Нью-Йорк».[14] В 1990-е активно занимался книгоиздательской деятельностью.

23 мая 1998 г. в Кронштадте на форте № 7 «Художественная воля» и НАИИ проводит мемориально-художественную акцию. В заброшенном форте было устроено «Сжигание сует», посвященное 500-летию казни Савонаролы на флорентийской Пьяцца Синьория: художники сжигали свои картины.

В 1997 г. тяжело заболевает во время поездки в Нью-Йорк; болезнь привела к тому, что художник ослеп. Но несмотря на это, после выхода из больницы он продолжает руководить Новой академией. Читает лекции в СПбГУ и других институтах города. Ведёт передачу «Новая Академия», пропагандирующую классическую музыку, на молодежной техно-радиостанции «Порт FM» (1998). Собранную им художественную коллекцию передаёт, частично, в собрания Русского музея и Эрмитажа.

В 2001 г. принимает участие в выставке «Между землёй и небом. Неоклассические тенденции в современном искусстве», в Остенде (Бельгия), которую курирует Эдвард Люси-Смит.

23 мая 2002 года Тимур Новиков умер от пневмонии. Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Выставки

  • 2018 — Тимур Петрович Новиков. К 60-летию со дня рождения художника. Государственный Русский музей. Мраморный дворец (Санкт-Петербург).
  • 2018 — «В садах Тимура». Куратор О. Туркина. Центр Курехина, Санкт-Петербург.
  • 2013 — «Тимур Новиков в ММОМА».Куратор Е. Андреева. Московский музей современного искусства (Гоголевский, 10), Москва.
  • 2011 — «Новая Академия. Санкт-Петербург». Кураторы А. Ипполитов и А. Харитонова. Москва, Фонд культуры «Екатерина».
  • 2008 — «Пространство Тимура. Петербург — Нью-Йорк. К 50-летию Тимура Новикова». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
  • 2003 — Ретроспектива работ художника. «Айдан галерея», Москва.
  • 2002 — «Горизонты». Государственная картинная галерея, Калининград.
  • 2002 — «Евро-Китай». «Айдан-галерея», Москва.
  • 2002 — «Палладианский полет». Музей Архитектуры, Москва.
  • 2001 — «Горизонты». «Айдан-галерея», Москва.
  • 2001 — «Горизонты». Музей Изобразительных Искусств Республики Карелия.
  • 2001 — «Ретроспектива». Тульский художественный музей, Тула.
  • 2001 — «Открытая студия». Музей Новой Академии Изящных Искусств, Петербург.
  • 2001 — «Евро-Китай». Музей Новой Академии Изящных Искусств, Петербург
  • 2000 — «Утраченные идеалы счастливого детства». «Айдан-галерея», Москва.
  • 2000 — «Утраченные идеалы счастливого детства», Музей Новой Академии Изящных Искусств, Петербург.
  • 2000 — «Страстотерпцы». Музей Новой Академии изящных искусств, Петербург
  • 2000 — «Ретроспектива». Тверская областная картинная галерея, Тверь.
  • 2000 — «Ретроспектива». Государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина, Рязань.
  • 2000 — «Закат немецкого романтизма». Галерея Терпсихора, Петербург.
  • 2000 — «Горизонты». Галерея «Navicula Artis», Петербург
  • 1999 — «Царица неба». Айдан-галерея, Москва.
  • 1999 — «Царица неба». Музей Новой Академии Изящных Искусств, Петербург.
  • 1999 — «Балет глазами художников». Санкт-Петербургский Союз Художников, Петербург.
  • 1998 — «Людвиг 2 и Лебединое озеро». Выставочный зал Navicula Artis, Петербург.
  • 1998 — «Российские императоры». Айдан Галерея, Москва.
  • 1998 — «Маленькие тайны истории». Фотографии. Центр искусства фотографии. Петербург.
  • 1998 — «Загадки истории». Хироголограммы. Государственный центр современного искусства. Петербург.
  • 1998 — «Ретроспектива». 1978—1998. Государственный Русский музей. Мраморный дворец (Санкт-Петербург).
  • 1998 — «Russians Saints». 1-20 Gallery, Нью-Йорк.
  • 1998 — «Timur Novikov, Andrej Barow. Abend mit Oscar Wild». Lichtblick Gallerie, Кёльн.
  • 1997 — World Financial Center, Нью-Йорк.
  • 1997 — Gallery Art Kiosk, Брюссель.
  • 1996 — «Людвиг 2 Баварский и „Лебединое озеро“ П. И. Чайковского». Галерея XL, Москва.
  • 1996 — «Тимур Новиков. Шелкографии». Центр Современного искусства Дж. Сороса, Петербург.
  • 1995 — «Тимур Новиков. Архитектура в немецкой империи». Музей Новой Академии Изящных искусств, Петербург.
  • 1995 — «Лебединая песня немецкого романтизма». «Айдан-галерея», Москва.
  • 1994 — «Гобелены». Музей Новой Академии Изящных искусств, Петербург.
  • 1994 — «В стране литературных героев». Всесоюзный музей А. С. Пушкина, Мемориальный музей-квартира Н. А. Некрасова, Петербург.
  • 1994 — «Тимур Новиков. Персональная выставка в редакции журнала „Декоративное искусство“». Москва.
  • 1994 — «Лебединая песня немецкого романтизма». Kunstlerhaus Bethanien, Берлин.
  • 1993 — «Лебединое озеро». Музей городской скульптуры, Петербург.
  • 1993 — «Западно-Восточный диван. Убранство Арабской гостиной». Николаевский дворец, галерея Navicula Artis. Санкт-Петербург
  • 1993 — «Timur Novikov». Stedelijk museum, Амстердам.
  • 1993 — «Russian Resurgence: Recent Works by Timur Novikov». Frederic R. Weisman Museum of Art, Pepperdine University, Malibu, Калифорния, США.
  • 1993 — «Oscar Wilde’s Adventures». Paul Judelson Arts, Нью-Йорк.
  • 1993 — «Timur Novikov». Espace Montjoie, Париж.
  • 1993 — «Timur Novikov». Kunsthalle, Дюссельдорф.
  • 1993 — «Timur Novikov». Griffelkunst, Гамбург.
  • 1992 — «Тимур Новиков. Апология красоты». Галерея 1.0, Москва.
  • 1992 — «Дуэты». Московский Архитектурный институт, Москва.
  • 1992 — «Тимур Новиков». Музей Этнографии, Петербург.
  • 1992 — «Russian Resurgence: Recent Works by Timur Novikov». Center for the Fine Arts, Miami. Florida.
  • 1991 — «Тимур Новиков. Gagarin Party». Павильон «Космос», ВДНХ, Москва.
  • 1991 — «Timur Novikov. Interferenzen». Musee D’Art Moderne Vienne, Palais Lieshtenstein.
  • 1991 — «Timur Novikov». Raab Gallery, Берлин.
  • 1991 — «Timur Novikov». Phyllis Kind Gallery, Нью-Йорк.
  • 1989 — «Timur Novikov and Africa». Tate Gallery, Liverpool. Raab Gallery, Лондон.
  • 1989 — «Timur Novikov». Turun Linna ja Historiallienen Museo. Turku.
  • 1986 — Персональная выставка в галерее «АССА», Ленинград.
  • 1985 — Персональная выставка. Театр Клуба 81, Ленинград.
  • 1983 — Персональная выставка в Библиотеке Академии наук СССР, Ленинград.

Работы находятся в собраниях

  • MUMOK, Вена.
  • Музей Стеделик, Амстердам.
  • Музей Людвига, Будапешт.
  • Русский музей, Санкт-Петербург.
  • Музей Новой Академии Изящных Искусств, Санкт-Петербург.
  • Новый музей, Санкт-Петербург.
  • ММСИ, Москва.
  • ГЦСИ, Москва
  • Музей Art4.ru, Москва.
  • Aboa Vetus & Ars Nova, Турку.
  • Paul Judelson Arts, Нью-Йорк.
  • Фонд Art ex East.
  • Фонд «Новый», Москва.
  • Арт-Киоск, Брюссель.
  • Галерея Forsblom, Хельсинки.
  • Галерея Рааб, Берлин.
  • Частное собрание Ю. Новикова, Санкт-Петербург.
  • Частное собрание Регины и Владимира Овчаренко, Москва.
  • Частное собрание Татьяны Панченковой, Москва.
  • Частное собрание Николы Саворетти.
  • Частное собрание Инала Савченко, Санкт-Петербург.
  • Частное собрание Елены Селиной, Москва.
  • Частное собрание Екатерины и Владимира Семинихиных, Москва.
  • Частное собрание Сергея Шутова, Москва.
  • Частное собрание Пакиты Эскофе-Миро.
  • Частное собрание Арендта Эткера, Кёльн.
  • Частное собрание Anton Milagros, Berlin.

Снимался в фильмах

Источники

  • Olesya Turkina, Victor Mazin, Timur Novikov. Timur. Moscow: Avant Garde, 1993.
  • Виктор Мазин, Олеся Туркина, Тимур // Художественный журнал, № 45, 2002. — С. 24-28.
  • Боровский А. Тимур Петрович (Т. Новиков) // Боровский А. Силуэты современных художников. СПб., 2003. — С. 165—170.
  • Тимур. «Врать только правду!» / Автор-составитель Андреева Е. — СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007. — 527 с. — (Серия «Артефакт»).
  • Imanse, Geurt «On Timur = On Beauty» // Art Exis. Collector Book. Paris, 2007. — P. 42-43.
  • Ипполитов А. Пространство Тимура. Петербург-Нью-Йорк. СПб: Государственный Эрмитаж. 2008.
  • А. Ипполитов. Бронзовый век Петербурга /Новая Академия. Санкт-Петербург./ Каталог выставки, кураторы А. Ипполитов и А. Харитонова. М.: Фонд культуры «Екатерина», 2011. С. 11-17.
  • Котломанов А. Тимур Новиков и «нулевые». Петербургское современное искусство в поисках идентичности // Вестник СПбГУ. Сер. 15. 2012. Вып. 2. — C. 173—183.

Примечания

  1. ↑ Олег Котельников (р. 1958, Ленинград) — художник, музыкант, поэт. Входил в группу «Новые художники», созданную им в 1982 году вместе с Тимуром Новиковым. Сотрудничал с группой «Автоматические удовлетворители» Андрея «Свина» Панова и «Поп-Механикой» Сергея Курехина. Работы Котельникова находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской Галереи, а также в других музеях страны и за рубежом.
  2. Аркадий Ипполитов Пространство Тимура. Петербург-Нью-Йорк. СПб: Государственный Эрмитаж. 2008. C. 154.
  3. Андрей Хлобыстин. Новиков-Улисс. / Пространство Тимура. Петербург-Нью-Йорк. СПб: Государственный Эрмитаж. 2008. C. 156
  4. Аркадий Ипполитов . Пространство Тимура. Петербург-Нью-Йорк. СПб: Государственный Эрмитаж. 2008. C. 156
  5. ↑ В Петербурге открылась выставка, посвященная главному моднику страны — Павел Корнеев, Татьяна Корнеева — Российская газета
  6. Андрей Хаас. Корпорация счастья. История российского рейва СПб: Амфора. 2006
  7. 1 2 А. Ипполитов. Бронзовый век Петербурга /Новая Академия. Санкт-Петербург./ Каталог выставки, кураторы А. Ипполитов и А. Харитонова. М.: Фонд культуры «Екатерина», 2011. С. 11-17.
  8. Алёна Спицына. Семейный портрет в интерьере европейской истории./ Каталог выставки Егора Острова и Ольги Тобрелутс. СПб : 1997.
  9. ↑ Иван Мовсесян. Музей — Дворцовый мост/ «Декоративное искусство», 1992, № 7-8, С. 59.
  10. ↑ См. Хронограф НАИИ. / Там же, С. 416
  11. Е. Андреева. Гений Тимура. / Пространство Тимура. Петербург-Нью-Йорк. / СПб: Государственный Эрмитаж. 2008. C. 54
  12. ↑ Там же.
  13. ↑ Олег Котельников (р. 1958, Ленинград) — художник, музыкант, поэт. Входил в группу «Новые художники», созданную им в 1982 году вместе с Тимуром Новиковым. Сотрудничал с группой «Автоматические удовлетворители» Андрея «Свина» Панова и «Поп-Механикой» Сергея Курехина. Работы Котельникова находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской Галереи, а также в других музеях страны и за рубежом.
  14. 1 2 А. Ипполитов. Бронзовый век Петербурга /Новая Академия. Санкт-Петербург./ Каталог выставки, кураторы А. Ипполитов и А. Харитонова. М.: Фонд культуры «Екатерина», 2011. С. 46.
  15. ↑ Сайт Беллы Матвеевой
  16. Андрей Хлобыстин.Новиков-Улисс. / Пространство Тимура. Петербург-Нью-Йорк. / СПб: Государственный Эрмитаж. 2008. C. 111.

Ссылки

wiki2.red

Новиков Тимур Петрович Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Новиков.

Тимур Петрович Новиков (24 сентября 1958, Ленинград — 23 мая 2002, Санкт-Петербург) — российский художник, основатель петербургской Новой Академии Изящных Искусств.

Детство, юность

Родился 24 сентября 1958 года в Ленинграде. Воспитывался матерью Новиковой Галиной Васильевной, своего отца не знал. В 1965 году пошёл в школу. Начал посещать кружок рисования в Дома пионеров Дзержинского района г. Ленинграда. В 1967 году участвует в выставке детского рисунка в Нью-Дели. В 1968 году переезжает с родителями на Новую Землю, в 1972 году возвращается в Ленинград; впоследствии подчёркивает, что именно пейзаж Крайнего Севера оказал на него сильное влияние, повлияв на его восприятие пространства.

В 1973 году поступил в Клуб юных искусствоведов при Государственном Русском Музее. Поступает в Техникум химической промышленности на отделение технологии лаков и красок, уходит из техникума в 1975 году. Отказывается[как?] от службы в армии как убежденный пацифист. В 1976 году поступает в Клуб юных любителей искусства в Эрмитаже. Пишет свои первые картины. Вместе с Олегом Котельниковым[1] создает ансамбль «Монстерз» и в 1977 году примыкает к авангардистской группе «Летопись», которая сформировалась вокруг Бориса Николаевича Кошелохова. В составе группы участвует в своей первой квартирной выставке.

В 1978 году осуществляет свой первый кураторский проект: арендует помещения в бывшей церкви Шестаковской Божьей Матери в Санкт-Петербурге, организует творческие мастерские имени Кирилла и Мефодия, 2 июня 1978 года проводит квартирную выставку.

В 1980 году открывает, вместе с художником Олегом Котельниковым, квартирную галерею, названную ими «АССА». Галерея располагается в коммунальной квартире на ул. Воинова, д. 24. В галерее проходит «I биеннале портретов Тимура Новикова». Галерея прекратила своё существование в 1987 году.

В этом же(1980) году знакомится в Москве с художницей М. М. Синяковой-Уречиной, вручившей ему право именоваться Председателем земного шара.

В 1981 г. вступает в ТЭИИ, первый союз неофициальных художников Ленинграда. В 1982 г. на первой выставке ТЭИИ в ДК им Кирова устраивает, вместе с художником Иваном Сотниковым, панковскую акцию: экспонирует фанерный щит с дырой, назвав работу «Ноль-объект».[2]

Новые художники

В 1982 году Тимур Новиков создает группу «Новые художники». Первыми участниками группы становятся Георгий Гурьянов, Евгений Козлов, Олег Котельников, Иван Сотников, Кирилл Хазанович. Стилистически «новые художники» были параллельны таким западноевропейским движениям в искусстве, как Новые Дикие (Neue Wilde, Германия), Ист Вилледж (East Village, США), Фигурасьон Либр (La Figuration libre, Франция), Трансавнгард (Transavantgarde, Италия) и таким явлениям как «новая фигуративность», «новая волна», «новый романтизм». [3]

В 1985 году создает Новую Академию Всеческих Искусств. Взятое у футуристов понятие «ВСЕЧЕСТВО» связывало группу с искусством русского авангарда. Живой связью с этим периодом русского искусства были знакомые художники того поколения — Мария Александровна Спендиарова и Мария Михайловна Синякова-Уречина, Татьяна Николаевна Глебова, написавшая портрет Новикова. От художников авангарда «Новых художников» отделяло прежде всего отсутствие серьёзной теории.

В группу входили: Е. Козлов, Иван Сотников, Олег Котельников, Тимур Новиков, Георгий Гурьянов и другие художники. Позднее к группе присоединились Евгений Юфит, Сергей Бугаев, В. Черкасов, Андрей Медведев, Владислав Гуцевич, Вадим Овчинников, Инал Савченков, Андрей Крисанов, Олег Маслов и Виктор Цой.[4]

Проводил совместные акции с выдающимися художниками Запада — Э. Уорхоллом, Д. Кейджем, Р. Раушенбергом.

Кино и музыка

В 1983 году организовал музыкальную авангардистскую группу «Новые композиторы», с того же года стал сотрудничать с оркестром «Популярная механика» Сергея Курёхина

В 1985—1986 гг. сотрудничает с Рок-клубом как оформитель концертов группы «Кино» в качестве художника-оформителя концертов; в 1987-89 гг. привлекает художника-модельера Константина Гончарова к работе над сценическими костюмами музыкантов группы[5].(В. Цой, Г. Гурьянов, Ю. Каспарян).

В 1984—1985 гг. «Новые художники» ставили перформансы: «Идиот», «Анна Каренина», «Стреляющий лыжник», «Балет трех неразлучников» (по Даниилу Хармсу, музыка И. Веричева и В. Алахова)) . Художники занимались также кинематографом («параллельное кино», «некрореализм»), литературой, музыкой, «новой критикой» и сами изобретали музыкальные инструменты (утюгон, длинные струны и др.)

В 1987 году участвует как художник и актёр в фильме «Асса», сотрудничает с режиссёром Сергеем Соловьевым (первая в истории советского кинематографа премия за художественное оформление). Был едва ли не первым медиа-художником в СССР, став идеологом «Пиратского Телевидения» (1989), а в последующем режиссёром-постановщиком фильмов «Золотое сечение» (1999), «Кошмар модернизма» (1999).

Участвует в создании клубного движения и рейва на Фонтанке-145; один из организаторов «Гагарин парти» на ВДНХ (1991).[6]

В 1992 г. участвует в съёмках фильма Сергея Дебижева «Два капитана-2».

«Берём курс на классику»

В декабре 1988 года открывает Свободный университет. Преподавателями университета, помимо Тимура Новикова, становятся Сергей Курехин и Борис Юхананов. «Свободный университет» располагался в Центральном лектории общества «Знание».

В конце 1989 года на одном из заседаний Новиков объявляет, что он берёт «курс на классику и красоту, публично провозглашая их наиболее актуальными и современными».[7] Он создает новое «нео-академическое» направление в петербургском искусстве, противостоящее модернизму и выступающее за сохранение и возрождение классического искусства.

«Академизм — это умение пользоваться различными приёмами художественного ремесла с одинаковым умением. Неоакадемизм является прямым продолжением этого „техницизма искусств“ на уровне нашего времени, попыткой применения новых техногенных форм как возможности сделать классическое по содержаню, академическое по форме искусство достоянием всех» (Алёна Спицына).

В 1990 году впервые выставляется в Русском музее на выставке «Территория искусства» (панно «Нью-Йорк ночью»). Совместно с Дуней Смирновой проводит выставку и конференцию «Молодость и красота в искусстве». Вместе с Сергеем «Африкой» Бугаевым, Иреной Куксенайте, Олесей Туркиной и Виктором Мазиным учреждает журнал «Кабинет».

В 1991 г. делает две политические инсталляции, посвящённые американской войне в Ираке — «Разлив нефти в Персидском заливе» и «Обстрел Багдада».

Дворцовый мост

В июне 1990 года Новиков и его коллеги приняли участие в Первой выставке на пролёте Дворцового моста, организованной художником Иваном Мовсесяном, и отражавшей стремление ленинградских художников к публичным акциям. Участники выставки создавали произведения специально для этой экспозиции, в контакте с заданным городским пространством. Экспонированные работы вошли в собрание Музея «Дворцовый мост»[9].

21—22 июня 1991 года участвует во Второй выставке — проекте художника Ивана Мовсесяна — на пролёте Дворцового моста, выставляет монументальное живописное панно «Борцы». Другими участниками выставки были Г.Гурьянов, И. Мовсесян, Д. Егельский, В. Тузов, Ольга Комарова (Тобрелутс)[10].

Новая Академия

В своем искусстве Новиков продолжает развивать находки 80-х, усиливая декоративный и фактурный эффекты и используя неоклассическую образность. В его новом творческом периоде «классицистические декларации Новой Академии соседствуют с красочной богемностью жизни девяностых годов».[7]

С конца 1980-х годов Новиков навсегда оставляет живопись, и, под влиянием эстетических идей своего друга, художника и fashion-дизайнера Константина Гончарова, переходит от «экспрессивного рисования» к другой технике: текстильному коллажу. Использует минималистские трафареты. Иконография его работ упрощается и «сводится к двухчастному разделению плоскости и установке на ней простого знака»[11].

В 1991 г. проводит первую программную выставку НАИИ «Неокадемизм» в Русском музее. Художники, разделившие идею Новикова, экспонируют свои работы каждый в отдельном зале: Тимур Новиков и Константин Гончаров, Георгий Гурьянов, Денис Егельский, Сергей Бугаев. Выставляет работы «Аполлон, попирающий красный квадрат», «Нарцисс»; в том же зале Константин Гончаров выставляет «Рыцарские плащи», — просторные бархатные плащи, украшенные необычными вставками из открыток. Художники ориентированы на «не поддающуюся пошлости красоту», на идеалы образов классического искусства и классического балета. С этого времени Новиков включает открытки и фотографии (репродукции классической живописи и образы балета) в свои работы.[12]

С этого времени панно Новикова становятся «знамёнами» неоакадемизма с образами греческих богов, «отвечающих за живую силу творчества» — Аполлона, Афродиты, Эрота. Ряд работ посвящены античной повести, истории Амура и Психеи. Героями работ становятся великие и несчастные эстеты — Оскар Уайльд (серия «Приключения Оскара Уайльда») и Людвиг Баварский, в их честь проводятся особые выставки («Тайный культ» 1992, Русский музей; «Лебединая песня немецкого романтизма» 1995, Айдан-галерея, Москва; «О красоте» 1995, «Риджина», Москва; Людвиг Второй Баварский и «Лебединое озеро», 1996, галерея XL, Москва).

В 1993 году круг неоакадемистов преображается в институт под названием «Новая академия изящных искусств». «Появление Новой академии рассматривалось как некая игра в новый официоз». Художники неоакадемисты — сам Т. Новиков, Г. Гурьянов, также В. Тузов, Д. Егельский и А. Медведев — получают звания почётных профессоров Новой Академии[13]. НАИИ занимала помещения на Пушкинской ул, 10 и была одновременно учебным заведением (Новая Академия Изящных Искусств). В НАИИ одновременно возрождались старые фототехники и активно использовались новые технологии, использующие формы классического искусства.

«Неоспоримое превосходство и достоинство неоакадемизма в том, что он даёт почувствовать классику» (Олег Котельников)

Под этим лозунгом в залах НАИИ начинаются занятия для студентов НАИИ и проходят регулярные выставки профессоров НАИИ — Ольги Тобрелутс (Комаровой), Беллы Матвеевой[15] , Г. Гурьянова, Д. Егельского, О. Маслова и В. Кузнецова, К Гончарова и студентов НАИИ Егора Острова, Станислава Макарова.

В 1994 г. при участии Новикова открывается галерея моды «Строгий Юноша», которой руководит Константин Гончаров.

В 1995 г. живёт в Берлине. Его выставка «Закат немецкого романтизма» или «Архитектура в Третьем Рейхе» (на основе проектов монументов для установки на границах Третьего Рейха) закрывается по цензурным соображениям[16].

В 1997 году устраивает праздник неоакадемизма в Павловском дворце, музыку для которого пишет и исполняет Брайан Ино. Открывает учебные классы НАИИ в Русском музее, в Михайловском замке. Инициирует создание Европейского общества классической эстетики, с участием профессора А. И. Зайцева.

В 1998 году в Русском Музее проходит ретроспективная выставка Новикова, к которой музей издаёт его книгу «Новый русский классицизм».

В 1999 году Тимур Новиков вместе с Марусей Климовой организовывает фестиваль петербургского декаданса «Тёмные ночи».

«Художественная воля»

С 1998 выступает инициатором создания организаций: «Институт Истории Современного Искусства» и «Художественная Воля» (1998), выступавшей за сохранение «культурной экологии». Издаёт месте с художником и критиком Андреем Хлобыстиным газету «Художественная воля» и радикальный журнал «Сусанинъ». Меняет свои политические взгляды на консервативные и ортодоксальные, утверждает, что «классика — традиционная форма для воспевания российской государственности». Считает, что «Петербург должен укреплять свою репутацию столицы классической культуры, а не конкурировать с мировыми столицами актуального искусства, как Лондон и Нью-Йорк».[14] В 1990-е активно занимался книгоиздательской деятельностью.

23 мая 1998 г. в Кронштадте на форте № 7 «Художественная воля» и НАИИ проводит мемориально-художественную акцию. В заброшенном форте было устроено «Сжигание сует», посвященное 500-летию казни Савонаролы на флорентийской Пьяцца Синьория: художники сжигали свои картины.

В 1997 г. тяжело заболевает во время поездки в Нью-Йорк; болезнь привела к тому, что художник ослеп. Но несмотря на это, после выхода из больницы он продолжает руководить Новой академией. Читает лекции в СПбГУ и других институтах города. Ведёт передачу «Новая Академия», пропагандирующую классическую музыку, на молодежной техно-радиостанции «Порт FM» (1998). Собранную им художественную коллекцию передаёт, частично, в собрания Русского музея и Эрмитажа.

В 2001 г. принимает участие в выставке «Между землёй и небом. Неоклассические тенденции в современном искусстве», в Остенде (Бельгия), которую курирует Эдвард Люси-Смит.

23 мая 2002 года Тимур Новиков умер от пневмонии. Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Выставки

  • 2018 — Тимур Петрович Новиков. К 60-летию со дня рождения художника. Государственный Русский музей. Мраморный дворец (Санкт-Петербург).
  • 2018 — «В садах Тимура». Куратор О. Туркина. Центр Курехина, Санкт-Петербург.
  • 2013 — «Тимур Новиков в ММОМА».Куратор Е. Андреева. Московский музей современного искусства (Гоголевский, 10), Москва.
  • 2011 — «Новая Академия. Санкт-Петербург». Кураторы А. Ипполитов и А. Харитонова. Москва, Фонд культуры «Екатерина».
  • 2008 — «Пространство Тимура. Петербург — Нью-Йорк. К 50-летию Тимура Новикова». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
  • 2003 — Ретроспектива работ художника. «Айдан галерея», Москва.
  • 2002 — «Горизонты». Государственная картинная галерея, Калининград.
  • 2002 — «Евро-Китай». «Айдан-галерея», Москва.
  • 2002 — «Палладианский полет». Музей Архитектуры, Москва.
  • 2001 — «Горизонты». «Айдан-галерея», Москва.
  • 2001 — «Горизонты». Музей Изобразительных Искусств Республики Карелия.
  • 2001 — «Ретроспектива». Тульский художественный музей, Тула.
  • 2001 — «Открытая студия». Музей Новой Академии Изящных Искусств, Петербург.
  • 2001 — «Евро-Китай». Музей Новой Академии Изящных Искусств, Петербург
  • 2000 — «Утраченные идеалы счастливого детства». «Айдан-галерея», Москва.
  • 2000 — «Утраченные идеалы счастливого детства», Музей Новой Академии Изящных Искусств, Петербург.
  • 2000 — «Страстотерпцы». Музей Новой Академии изящных искусств, Петербург
  • 2000 — «Ретроспектива». Тверская областная картинная галерея, Тверь.
  • 2000 — «Ретроспектива». Государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина, Рязань.
  • 2000 — «Закат немецкого романтизма». Галерея Терпсихора, Петербург.
  • 2000 — «Горизонты». Галерея «Navicula Artis», Петербург
  • 1999 — «Царица неба». Айдан-галерея, Москва.
  • 1999 — «Царица неба». Музей Новой Академии Изящных Искусств, Петербург.
  • 1999 — «Балет глазами художников». Санкт-Петербургский Союз Художников, Петербург.
  • 1998 — «Людвиг 2 и Лебединое озеро». Выставочный зал Navicula Artis, Петербург.
  • 1998 — «Российские императоры». Айдан Галерея, Москва.
  • 1998 — «Маленькие тайны истории». Фотографии. Центр искусства фотографии. Петербург.
  • 1998 — «Загадки истории». Хироголограммы. Государственный центр современного искусства. Петербург.
  • 1998 — «Ретроспектива». 1978—1998. Государственный Русский музей. Мраморный дворец (Санкт-Петербург).
  • 1998 — «Russians Saints». 1-20 Gallery, Нью-Йорк.
  • 1998 — «Timur Novikov, Andrej Barow. Abend mit Oscar Wild». Lichtblick Gallerie, Кёльн.
  • 1997 — World Financial Center, Нью-Йорк.
  • 1997 — Gallery Art Kiosk, Брюссель.
  • 1996 — «Людвиг 2 Баварский и „Лебединое озеро“ П. И. Чайковского». Галерея XL, Москва.
  • 1996 — «Тимур Новиков. Шелкографии». Центр Современного искусства Дж. Сороса, Петербург.
  • 1995 — «Тимур Новиков. Архитектура в немецкой империи». Музей Новой Академии Изящных искусств, Петербург.
  • 1995 — «Лебединая песня немецкого романтизма». «Айдан-галерея», Москва.
  • 1994 — «Гобелены». Музей Новой Академии Изящных искусств, Петербург.
  • 1994 — «В стране литературных героев». Всесоюзный музей А. С. Пушкина, Мемориальный музей-квартира Н. А. Некрасова, Петербург.
  • 1994 — «Тимур Новиков. Персональная выставка в редакции журнала „Декоративное искусство“». Москва.
  • 1994 — «Лебединая песня немецкого романтизма». Kunstlerhaus Bethanien, Берлин.
  • 1993 — «Лебединое озеро». Музей городской скульптуры, Петербург.
  • 1993 — «Западно-Восточный диван. Убранство Арабской гостиной». Николаевский дворец, галерея Navicula Artis. Санкт-Петербург
  • 1993 — «Timur Novikov». Stedelijk museum, Амстердам.
  • 1993 — «Russian Resurgence: Recent Works by Timur Novikov». Frederic R. Weisman Museum of Art, Pepperdine University, Malibu, Калифорния, США.
  • 1993 — «Oscar Wilde’s Adventures». Paul Judelson Arts, Нью-Йорк.
  • 1993 — «Timur Novikov». Espace Montjoie, Париж.
  • 1993 — «Timur Novikov». Kunsthalle, Дюссельдорф.
  • 1993 — «Timur Novikov». Griffelkunst, Гамбург.
  • 1992 — «Тимур Новиков. Апология красоты». Галерея 1.0, Москва.
  • 1992 — «Дуэты». Московский Архитектурный институт, Москва.
  • 1992 — «Тимур Новиков». Музей Этнографии, Петербург.
  • 1992 — «Russian Resurgence: Recent Works by Timur Novikov». Center for the Fine Arts, Miami. Florida.
  • 1991 — «Тимур Новиков. Gagarin Party». Павильон «Космос», ВДНХ, Москва.
  • 1991 — «Timur Novikov. Interferenzen». Musee D’Art Moderne Vienne, Palais Lieshtenstein.
  • 1991 — «Timur Novikov». Raab Gallery, Берлин.
  • 1991 — «Timur Novikov». Phyllis Kind Gallery, Нью-Йорк.
  • 1989 — «Timur Novikov and Africa». Tate Gallery, Liverpool. Raab Gallery, Лондон.
  • 1989 — «Timur Novikov». Turun Linna ja Historiallienen Museo. Turku.
  • 1986 — Персональная выставка в галерее «АССА», Ленинград.
  • 1985 — Персональная выставка. Театр Клуба 81, Ленинград.
  • 1983 — Персональная выставка в Библиотеке Академии наук СССР, Ленинград.

Работы находятся в собраниях

  • MUMOK, Вена.
  • Музей Стеделик, Амстердам.
  • Музей Людвига, Будапешт.
  • Русский музей, Санкт-Петербург.
  • Музей Новой Академии Изящных Искусств, Санкт-Петербург.
  • Новый музей, Санкт-Петербург.
  • ММСИ, Москва.
  • ГЦСИ, Москва
  • Музей Art4.ru, Москва.
  • Aboa Vetus & Ars Nova, Турку.
  • Paul Judelson Arts, Нью-Йорк.
  • Фонд Art ex East.
  • Фонд «Новый», Москва.
  • Арт-Киоск, Брюссель.
  • Галерея Forsblom, Хельсинки.
  • Галерея Рааб, Берлин.
  • Частное собрание Ю. Новикова, Санкт-Петербург.
  • Частное собрание Регины и Владимира Овчаренко, Москва.
  • Частное собрание Татьяны Панченковой, Москва.
  • Частное собрание Николы Саворетти.
  • Частное собрание Инала Савченко, Санкт-Петербург.
  • Частное собрание Елены Селиной, Москва.
  • Частное собрание Екатерины и Владимира Семинихиных, Москва.
  • Частное собрание Сергея Шутова, Москва.
  • Частное собрание Пакиты Эскофе-Миро.
  • Частное собрание Арендта Эткера, Кёльн.
  • Частное собрание Anton Milagros, Berlin.

Снимался в фильмах

Источники

  • Olesya Turkina, Victor Mazin, Timur Novikov. Timur. Moscow: Avant Garde, 1993.
  • Виктор Мазин, Олеся Туркина, Тимур // Художественный журнал, № 45, 2002. — С. 24-28.
  • Боровский А. Тимур Петрович (Т. Новиков) // Боровский А. Силуэты современных художников. СПб., 2003. — С. 165—170.
  • Тимур. «Врать только правду!» / Автор-составитель Андреева Е. — СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007. — 527 с. — (Серия «Артефакт»).
  • Imanse, Geurt «On Timur = On Beauty» // Art Exis. Collector Book. Paris, 2007. — P. 42-43.
  • Ипполитов А. Пространство Тимура. Петербург-Нью-Йорк. СПб: Государственный Эрмитаж. 2008.
  • А. Ипполитов. Бронзовый век Петербурга /Новая Академия. Санкт-Петербург./ Каталог выставки, кураторы А. Ипполитов и А. Харитонова. М.: Фонд культуры «Екатерина», 2011. С. 11-17.
  • Котломанов А. Тимур Новиков и «нулевые». Петербургское современное искусство в поисках идентичности // Вестник СПбГУ. Сер. 15. 2012. Вып. 2. — C. 173—183.

Примечания

  1. ↑ Олег Котельников (р. 1958, Ленинград) — художник, музыкант, поэт. Входил в группу «Новые художники», созданную им в 1982 году вместе с Тимуром Новиковым. Сотрудничал с группой «Автоматические удовлетворители» Андрея «Свина» Панова и «Поп-Механикой» Сергея Курехина. Работы Котельникова находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской Галереи, а также в других музеях страны и за рубежом.
  2. Аркадий Ипполитов Пространство Тимура. Петербург-Нью-Йорк. СПб: Государственный Эрмитаж. 2008. C. 154.
  3. Андрей Хлобыстин. Новиков-Улисс. / Пространство Тимура. Петербург-Нью-Йорк. СПб: Государственный Эрмитаж. 2008. C. 156
  4. Аркадий Ипполитов . Пространство Тимура. Петербург-Нью-Йорк. СПб: Государственный Эрмитаж. 2008. C. 156
  5. ↑ В Петербурге открылась выставка, посвященная главному моднику страны — Павел Корнеев, Татьяна Корнеева — Российская газета
  6. Андрей Хаас. Корпорация счастья. История российского рейва СПб: Амфора. 2006
  7. 1 2 А. Ипполитов. Бронзовый век Петербурга /Новая Академия. Санкт-Петербург./ Каталог выставки, кураторы А. Ипполитов и А. Харитонова. М.: Фонд культуры «Екатерина», 2011. С. 11-17.
  8. Алёна Спицына. Семейный портрет в интерьере европейской истории./ Каталог выставки Егора Острова и Ольги Тобрелутс. СПб : 1997.
  9. ↑ Иван Мовсесян. Музей — Дворцовый мост/ «Декоративное искусство», 1992, № 7-8, С. 59.
  10. ↑ См. Хронограф НАИИ. / Там же, С. 416
  11. Е. Андреева. Гений Тимура. / Пространство Тимура. Петербург-Нью-Йорк. / СПб: Государственный Эрмитаж. 2008. C. 54
  12. ↑ Там же.
  13. ↑ Олег Котельников (р. 1958, Ленинград) — художник, музыкант, поэт. Входил в группу «Новые художники», созданную им в 1982 году вместе с Тимуром Новиковым. Сотрудничал с группой «Автоматические удовлетворители» Андрея «Свина» Панова и «Поп-Механикой» Сергея Курехина. Работы Котельникова находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской Галереи, а также в других музеях страны и за рубежом.
  14. 1 2 А. Ипполитов. Бронзовый век Петербурга /Новая Академия. Санкт-Петербург./ Каталог выставки, кураторы А. Ипполитов и А. Харитонова. М.: Фонд культуры «Екатерина», 2011. С. 46.
  15. ↑ Сайт Беллы Матвеевой (недоступная ссылка — история). Проверено 12 августа 2014. Архивировано 16 мая 2014 года.
  16. Андрей Хлобыстин.Новиков-Улисс. / Пространство Тимура. Петербург-Нью-Йорк. / СПб: Государственный Эрмитаж. 2008. C. 111.

Ссылки

wikiredia.ru

Московский музей современного искусства — Тимур Новиков

Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Российская академия художеств
Московский музей современного искусства

представляют

Тимур Новиков в ММОМА

Портрет Тимура. 1998. Фото Натальи Жерновской

Тимур Новиков. Тимур Новиков Оскар и Бози 1992 -1993. Собрание семьи художника.

Тимур Новиков. Автопортрет. 1979

Тимур Новиков. Ледокол. 1989. Коллекция В. Добровольского

Тимур Новиков. Петроградская сторона. 1983. Собрание семьи художника.

Дата проведения: 19 марта — 14 апреля 2013
Адрес: Гоголевский бульвар, 10

Московский музей современного искусства и куратор Екатерина Андреева представляют масштабную ретроспективу творчества Тимура Новикова (1958 — 2002), самого известного петербургского художника последней трети ХХ — начала XXI вв. Живопись, графика, коллаж, панно, видео, инсталляция, исторические документы из архива Т. Новикова, Музея новой Академии Изящных Искусств, собраний Третьяковской галереи, Русского музея, Музея Art4.ru, частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга.

Выставка организована к 55-летию художника и наиболее полно представляет его творчество и историю его жизни. Это история непрестанного исследовательского поиска, страсти к искусству, резких поворотов судьбы и верности очень рано сделанному эстетическому выбору. Это история короткой и драматической жизни гениального художника, который ослеп в 39 лет и, невзирая на поразившую его болезнь, продолжал быть лидером новейшего искусства. И вместе с тем это история удивительного успеха. Новикову едва исполнилось двадцать пять, когда он стал вождем молодой неофициальной группировки «Новые художники» и сформулировал принципы своего творчества — идею независимости и добра. К тридцати он уже придумал и воплотил в серии «Горизонты» свой «прибавочный элемент» — теорию перекомпозиции и знаковой перспективы. Знаковая перспектива стала языком нового искусства, близкого и современной компьютерной эстетике, и древней иероглифике, искусству архаики, разнообразным социо-эстетическим феноменам (татуировкам, детскому творчеству и т. п.).

Перекомпозиция — создание нового искусства из старого — преобразила жизнь, открыв «Новым художникам» метод работы с источниками современных образов и материалов. Совершенствуя идею перекомпозиции, в 1990-м Новиков приходит к необходимости пропаганды образов классической культуры, так как главная цель искусства — идеальное преображение мира. Оба созданные Новиковым движения становятся массовыми и популярными. В архиве Новикова хранятся письма к нему Марии Спендиаровой, хранительницы традиций русского авангарда; Энди Уорхола, не нуждающегося в представлении; Юргена Хартена, знаменитого куратора; Брайна Ино, гуру техно-музыки.

За неполные 44 года своей жизни Новиков один сделал не меньше, чем целый институт: он создал первые российские художественные сквоты им. Кирилла и Мефодия и галерею «Асса»; передал первоклассные коллекции живописи и фотографии Русскому музею и Эрмитажу; устроил несколько сотен выставок нескольким десяткам российских и зарубежных художников, среди которых были Олег Котельников, Александр Самохвалов, Пьер и Жиль, Карл Лагерфельд, Денис Егельский, Георгий Гурьянов, Владислав Мамышев, Вильгельм фон Глёден, Сергей Шутов; издал около сотни книг, статей и прокламаций; развивал вместе с «Новыми композиторами» музыку техно а вместе с Константином Гончаровым авангардную моду, запустил первый проект отечественного видео-арта «Пиратское телевидение» с Юрисом Лесником. Благодаря Тимуру Новикову никто не сомневался в том, что искусство — это адреналин на всю жизнь. Его творчество и поведение вызывали и вызывают сильнейшие эмоции. Интерес к искусству Новикова за последние 10 лет, прошедшие после его смерти, неуклонно возрастает.

Произведения для выставки в ММОМА предоставляют основные российские музеи и 15 частных коллекций России и Европы. Планируется выпуск каталога с подробной биографией художника, которую готовит Ксения Новикова. В экспозицию включено более 125 произведений. Большая часть из них — около 100 работ — впервые выставляется в Москве и значительная часть впервые будет показана в России. Разделы экспозиции посвящены основным этапам творчества Новикова: экспрессивной живописи и графике 1978- 1980-х; серии панно «Горизонты» 1987-1991; неоакадемизму 1990-х; новой серьезности рубежа 1990-2000-х годов.

Куратор выставки — Екатерина Андреева, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея, автор биографии Т. Новикова «Тимур. Врать только правду!», куратор проекта «Удар кисти» (ГРМ, 2010), признанного лучшей выставкой Русского музея 2010 года.

Основные персональные выставки Новикова проводились в Музее этнографии народов России (Санкт-Петербург, 1992), Стеделийк-музее (Амстердам, 1993), Кунстхалле Дюссельдорфа (1993), Государственном Русском музее (1998), Музее Art4.ru и Государственном Эрмитаже (2008).

www.mmoma.ru

Тимур Новиков в комментариях современников – Антон Сазонов – Культура – Материалы сайта – Сноб

Александр Шейн, режиссер, продюсер, основатель киногруппы 2plan2, постановщик фильма «Тимур Новиков. Ноль Объект»:

Когда я начал делать кино, то о Тимуре Петровиче ничего не знал. Я все о нем узнал уже в процессе работы над картиной. Этот фильм я делал четыре года. Он о времени, о стране, о моих 37 годах. Рассказ ведется через жизнь художников поколения Новикова. Мне эти люди близки и интересны.

«Тимур Новиков. Ноль Объект» — третий по счету фильм из цикла «Антология современного искусства», который мы делаем с режиссером Евгением Миттой. Первый — «Олег Кулик. Вызов и провокация», второй — «Виноградов и Дубосарский. Картина на заказ». Все эти три фильма рассказывают о том, как меняется мир при помощи искусства. Тимур Петрович был одним из тех, кто эти изменения осуществил. Новиков повышал и повышает радостность жизни. Это очень важно. 

Еще мне Тимур Петрович и его поколение интересно тем, что их деятельность пересекается с началом ХХ века. Между революциями 1917 года и 1991 года прослеживается параллель, эти два события как бы вторят друг другу. Если в начале века мир поменяли художники-авангардисты первой волны, то в конце — художники-авангардисты новой волны, то есть поколение Тимура. Сейчас я снимаю художественный фильм о Маяковском, и фильм про Тимура — его предтеча, первая часть, можно сказать. Они для меня существуют вместе, эти две картины. То есть я через историю своих современников разбирался с историей начала XX века. Обнаруживать совпадения на уровне судьбы и мифа мне очень интересно. Жизнь таких художников, как Тимур, протекает в такой последовательности: cначала ты панк, потом становишься националистом, далее реалистом, и наконец ты погибаешь. Это закон, который я обнаружил, делая эти фильмы. Мне интересно увидеть время, в котором мы живем, через сопоставление судеб этих двух поколений. Как это время проходило, как оно менялось и формировалось. Потому что история формирования новой реальности под названием «государство Россия» — это моя жизнь, моя личная судьба, моя Родина.

СССР. Середина 80-х

Иллюстрация: Тимур Новиков

Ленинград. 1989

Иллюстрация: Тимур Новиков

Иван Вырыпаев, режиссер, драматург, художественный руководитель театра «Практика»:

Про Новикова, признаюсь честно, знаю мало. Кто он и что делал — знаю, конечно. Понимаю его влияние на рок-культуру и культуру вообще. Он — двигатель всего этого направления. Именно Тимур придал этому направлению вид искусства. Вот, скажем, был кубизм или футуризм, и был Маяковский, который сделал эти направления популярными. Так скажем, превратил артхаус-культуру в поп-арт. В этом смысле Тимур Новиков — тайный кардинал всей этой волны искусства конца 80-х — начала 90-х годов. 

Мы все вытекаем из того, что делали Тимур и команда в свое время. То есть мы вторичны или даже третичны тут. При этом они как-то сильно тогда погубили себя в наркотиках, алкоголе. Абсолютно не справлялись с бытовой стороной жизни. Все они были очень красивые внешне при этом. Сексуальные. И большинство из них не выбралось из того времени. Это ведь сложные вещи — наркотики. Совпало это со свободой. Страна в одну секунду поменялась, а жить по новым правилам научились не сразу. За людей долгое время все решали и ничего не давали делать, а тут раз — и свобода. 90-е — самые страшные годы вообще в истории России.

Показать фильм про Тимура в «Практике» предложил его автор — Саша Шейн. Мы ухватились за этот проект, потому что, во-первых, это очень крутой фильм. Для ценителей искусства это прямо событие. Это же не только фильм о Новикове. Сюжетная линия проходит через Тимура, но вообще это о России высказывание. О том, где была и что делала наша интеллигенция, прогрессивная часть общества, пока другие люди конкретно брали страну в свои руки и занимались ей, и теперь она их. То есть интеллигенция — это всегда что-то очень талантливое, но беспомощное, на жизнь никак не влияющее. С другой стороны — это очень интересное кино с

snob.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *