Выставки в третьяковской – Формула цветка. Картины русских художников XVIII–XX веков из собрания Государственной Третьяковской галереи

Италия. 2016, 86 мин.

Режиссёр Паоло Чивати 

В ролях: Клаудио Превост Капуоццо, Дебора Тизо, Роберто Капелли, Франческо Гуарини 

Название «Кастро» получил занятый бездомными людьми дом в Риме, убежище для отверженных, дом для многих — и в то же время ничей. На протяжении десяти с лишним лет он был единственной надеждой в жизни множества семей. Еще вчера с его наличием мирились, но сегодня его уже нет. Съемки, длившиеся больше года, открывают нам повседневную жизнь общины, живущей в совершенно необычных условиях. Кастро, некое подобие Вавилонской башни, рассказывает о себе сам — языком с тысячью акцентов, но с одним и тем же повествованием: о попранных правах и несбывшихся надеждах.

Бесплатный вход по картам «Друг Третьяковки» уровней 2, 3 и 4. Количество мест ограничено. Необходима предварительная регистрация по почте [email protected]

                    

Стоимость билета:

200 ₽

Адреса и время работы

Лаврушинский переулок, 12, конференц-зал

Карта

Из цикла:

Фестиваль нового итальянского кино N.I.C.E. в Третьяковской галерее

Подробнее

Проход кинозрителей в Галерею начинается за 30 минут до начала сеанса.

www.tretyakovgallery.ru

Третьяковская галерея открывает крупную ретроспективную выставку Михаила Фёдоровича Ларионова (1881–1964), одного из основоположников русского авангарда и его признанного лидера.

Наделенный мощным живописным даром и талантом экспериментатора, с самого начала своей деятельности Ларионов оказал огромное влияние на становление и развитие нового искусства ХХ столетия. В его творчестве отразились основные направления начала века: кубизм, примитивизм, футуризм. Произведения художника в стиле примитивизма стали воплощением национального варианта авангарда. Ларионов стоял у истоков абстрактного искусства в России. Его «авторский» вариант беспредметной живописи, получивший название лучизм (rayonisme), представляет собой один из путей к абстракции.

Художник необыкновенно широкого диапазона, блестящий, всегда неожиданный живописец, изысканный график, изобретательный театральный декоратор, книжный иллюстратор, стоявший у истоков футуристической книги, организатор выставок и художественных объединений, хореограф, историк балета, коллекционер — все это Михаил Ларионов, человек-оркестр, который интересовался в художественной сфере буквально всем. Задача выставки — представить эту уникальную творческую личность во всем многообразии ее проявлений. В состав экспозиции вошли работы, отражающие основные направления деятельности художника, а также широкий круг интересов Ларионова-коллекционера.

Последняя выставка Михаила Ларионова в нашей стране была организована А.К.Ларионовой-Томилиной 38 лет назад, в 1980 году, в Государственном Русском музее, а затем — в Третьяковской галерее. Настоящая выставка восстанавливает историческую справедливость и отдает дань памяти и благодарности одному из главных русских художников прошлого века, мечтавшему, чтобы его произведения вернулись на родину и стали доступны публике.

К открытию экспозиции подготовлен альбом-каталог, в котором содержатся статьи о различных аспектах творчества М.Ф.Ларионова — живописи, графике, театре, рассматривается его деятельность в качестве куратора выставок и организатора художественных объединений. Специальный раздел посвящен коллекции Ларионова. Каталог дополняют обзор архива Ларионова и публикация отдельных документов из него, а также хроника, в которой приводятся наиболее важные события — выставки, постановки, работа над изданиями.

Каталог выставки доступен в мобильном приложении «Книги Третьяковской галереи».

Также специально к ретроспективе подготовлена редкая по широте и разнообразию сувенирная линейка, включающая броши, значки, сумки, свитшоты. Эти предметы не только включают яркие мотивы и цитаты из знаковых произведений художника, но, главное, передают эмоцию «веселого гения» Ларионова.

Для сборных групп индивидуальных посетителей по пятницам в 18.00 и субботам в 15.00 проводятся обзорные экскурсии по выставке.

Узнайте больше о художнике на сайте «Большой музей»


Культурно-образовательная программа 


Выставку сопровождает обширная образовательная программа «Придумывая современность».

Лейтмотивом программы станет тема современности, как будто предугаданной Михаилом Ларионовым. 

В ходе лекций будет рассмотрен феномен художественного авангарда и освещены радикально новые методы, внедренные Ларионовым. 

Важной составляющей творчества художника был опыт взаимодействия с миром театра и непосредственное участие в создании балетных постановок. В рамках программы планируется цикл выступлений известных отечественных и зарубежных балетмейстеров, анализирующих исторический опыт Ларионова и его влияние на театр сегодняшнего дня.   

В цикле авторских экскурсий – «часов со специалистом» — проанализируют новаторские художественные приемы художника, а также его увлечение коллекционированием и влияние «примитивов» на его собственное творчество. 

В ходе профессиональных семинаров – ридинг-групп – подробно прокомментируют основные футуристические тексты-манифесты, сыгравшие важную роль в формировании и развитии исторического авангарда. 

По выходным раз в две недели пройдут семейные мастер-классы для родителей с детьми.

В рамках «Философской школы», предполагающей встречи-дискуссии искусствоведов с философами, рассмотрят общие тенденции творчества Михаила Ларионова и Ильи и Эмилии Кабаковых, чья выставка проходит в Новой Третьяковке параллельно с ларионовской, их принципиальные различия, преемственность и влияния.

Для студентов и выпускников художественных ВУЗов подготовлена серия публичных лекций и мастер-классов под руководством современных зарубежных дизайнеров и художников книги.

www.tretyakovgallery.ru

2018 год в Третьяковской галерее: 8 самых интересных выставок

Анонсируем самые ожидаемые выставочные проекты, которые подготовила Государственная Третьяковская галерея.


1. Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга

Выставка, которая откроется 24 января 2018 года, познакомит московскую публику с произведениями знаменитого художника, которые не увидишь в постоянных музейных экспозициях. Восемь работ, созданных Карлом Брюлловым в различные годы, демонстрируют разнообразие портретного жанра в творчестве мастера: это парадные и камерные изображения, групповой семейный портрет, конный «портрет-прогулка», автопортреты.

Среди произведений в экспозиции — парадное изображение «Дама у фортепьяно»(1838), «Портрет Е. П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом» (1824), а также повторение самого известного автопортрета Карла Брюллова.

 Карл Брюллов. «Портрет Е. П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом» (фрагмент). 1824

Карл Брюллов. «Портрет молодой женщины у фортепиано» (Эмилия Тимм). 1838. Частная коллекция

Выставка «Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга» работает с 24 января по 24 июня 2018 года.

2. Картины русской истории

Еще одна презентация февраля в музее — экспозиция «Картины русской истории», которая представит зрителям работы исторических живописцев второй половины XIX — начала ХХ века: Василия Смирнова, Григория Седова, Константина Маковского, Клавдия Лебедева и других.

Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча. Клавдий Васильевич Лебедев, 1889

После завершения сложного комплекса реставрационных работ зрители увидят масштабное полотно Клавдия Лебедева «Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча» (1889). Изначально представленное на 19-й выставке ТПХВ, полотно размером 4 на 2,5 метра впервые экспонируется в Третьяковской галерее.

Выставка «Картины русской истории» будет работать с 23 февраля по 24 июля 2018 года.

3. Ретроспектива Василия Верещагина

Весенний сезон в Третьяковской галерее откроется масштабной ретроспективой лучших работ Василия Васильевича Верещагина (1842−1904) — выдающегося русского живописца, историка, исследователя и этнографа. Основной состав экспозиции составят работы из собрания Третьяковской галереи, которые дополнят работы из Государственного Русского музея и собраний Новгорода, Вологды, Казани, Перми. Зрители увидят около 100 живописных и 130 графических произведений.

Мавзолей Тадж-Махал в Агре. Василий Васильевич Верещагин, 1876

Произведения будут демонстрироваться сериями, посвященными походам и путешествиям Верещагина: Туркестанская, Балканская, Индийская серии, «Русский Север», Японская серия. Выстраивая экспозицию таким образом, кураторы выставки учитывают стремление самого художника сохранять целостность каждой из них. Цикл»Трилогия казней» и «Палестинская серия» станут особыми разделами на выставке. Одна из теоретических проблем, которую ставит выставка, — размышления о границах реализма на примере творчества Верещагина.

Ретроспектива Василия Верещагина в Новой Третьяковке будет работать с 6 марта по 15 июля 2018 года.

4. Путник по вселенным. Максимилиан Волошин

4 апреля в Новой Третьяковке откроется выставка, на которой будут представлены лучшие акварели Максимилиана Волошина (1877−1932). В экспозиции — работы европейского периода, который менее известен зрителю, а также крымские пейзажи 1920-х годов. Реалистические виды Коктебеля и его окрестностей будут демонстрироваться отдельно от фантастических сочиненных пейзажей.

Лунное безмолвие. Максимилиан Александрович Волошин, 1930

Помимо акварелей на выставке будут показаны малоизвестные произведения печатной графики — офорты, выполненные Волошиным в парижской мастерской Елизаветы Кругликовой, портреты и интерьеры, первые издания поэтических сборников, архивные фотографии.

Экспозиция будет дополнена прижизненными портретами художника, видами коктебельского дома и его гостей работы Анны Остроумовой-Лебедевой, Елизаветы Кругликовой, Бориса Кустодиева. Всего на выставке будет экспонироваться около 120 работ.

Выставка «Путник по вселенным. Максимилиан Волошин» будет открыта с 04 апреля по 19 августа 2018 года.

5. Илья и Эмилия Кабаковы.

«В будущее возьмут не всех»

Масштабная ретроспектива, которая до 28 января проходит в Галерее Тейт Модерн(Лондон), затем переедет в Эрмитаж (Санкт-Петербург, 20 апреля — 29 июля 2018), в обновленном варианте развернется в самых крупных залах Третьяковской галереи с 7 сентября 2018 года. В экспозиции будет представлено более 100 произведений Кабаковых — живопись, графика, альбомы, макеты, а также масштабные инсталляции. Среди последних центральное место займут «Лабиринт (Дневник моей матери)» (1990), «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1985), «Три ночи» (1989), «Предметы его жизни» (2005).

Илья Кабаков. «Человек, улетевший в космос из своей комнаты». 1985

Название выставки повторяет название одного из центральных проектов экспозиции — инсталляции «В будущее возьмут не всех» (2000), представляющей железнодорожные пути с удаляющимся поездом, на которых лежат отвергнутые будущим картины.

В Третьяковской галерее будет представлена не показанная в Тейт Модернинсталляция «Случай в музее, или Музыка на воде» (1992). Особый раздел включит ранние работы Ильи Кабакова 1960−1970-х годов.

Выставка Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех» открыта с 7 сентября 2018 по 13 января 2019 года.

6. Михаил Ларионов

19 сентября 2018 года в Новой Третьяковке откроется крупная ретроспективная выставка Михаила Фёдоровича Ларионова (1881−1964), одного из основоположников русского художественного авангарда и его признанного лидера. В состав экспозиции войдут около 500 экспонатов, которые представят все основные направления творчества художника, а также широкий круг интересов Ларионова-коллекционера.

Сад. Михаил Федорович Ларионов, 1904

Экспозиция представит произведения из российских собраний, а также из крупных зарубежных коллекций Центра Помпиду, Музея Людвига и Галереи Тейт. На выставке впервые покажут собранные вместе работы из серии «Времена года» (1912, «Зима» и «Осень» — ГТГ, «Весна» — Центра Помпиду).

Раздел французского периода творчества мастера включит не только живопись, но и значительный корпус графических произведений Ларионова, многие из которых впервые предстанут перед публикой. Также будут экспонироваться работы 1910−1920-х годов, связанные с «Русскими сезонами» Дягилева: Ларионов выступал как художник-декоратор, автор либретто, консультант и хореограф.

Выставка «Михаил Ларионов» будет работать с 19 сентября 2018 по 20 января 2019 года.

7. Архип Куинджи

С 3 октября в Инженерном корпусе открывается большая выставка выдающегося пейзажиста, одного из самых ярких представителей русской живописи второй половины XIX столетия Архипа Ивановича Куинджи (1842−1910). Проект представит более 120 произведений мастера из коллекции Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и нескольких региональных музеев, обладающих работами живописца исключительного качества. Особый акцент будет сделан на этюдах художника — ведь именно во время работы над ними происходили творческие поиски и эксперименты мастера.

Лунная ночь на Днепре. Архип Иванович Куинджи, 1880

Выставка работ Архипа Куинджи будет работать с 3 октября 2018 по 27 января 2019 года.

8. Неизвестные передвижники

Завершится выставочный сезон Третьяковской галереи масштабной экспозицией»Неизвестные передвижники», которая представит зрителям около 200 произведений Ильи Репина, Валентина Серова, Исаака Левитана, Ивана Шишкина и других, выполненные в графических техниках. Графика не публична, это техника «для себя», дающая абсолютную свободу самовыражения — так считают кураторы. В этом виде искусства знаменитые и хорошо известные живописцы предстают непривычными и, без преувеличения, «неизвестными художниками», с которыми и предстоит заново познакомиться зрителям.

Вид в окрестностях Дюссельдорфа. Уменьшенный вариант одноименной картины. Иван Иванович Шишкин, 1865

Выставка «Неизвестные передвижники» откроется 23 ноября 2018 и будет работать до 19 мая 2019 года

Источник

hram-aif.ru

Главные выставки года

Василий Верещагин, жены русских художников, голландские шедевры и фарфор эпохи Мин: «Культура.РФ» рассказывает, какие выставки нельзя пропустить в этом году.

«Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга»

24 января — 24 июня

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея впервые представляет широкой публике восемь малоизвестных работ Карла Брюллова. Семь из них — портреты из частной коллекции потомка художника, которые до этого года практически не экспонировались. Также впервые в Третьяковке выставлен «Портрет А.К. Демидовой» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Стрельне. Это полотно галерея безуспешно пыталась купить на торгах лондонского аукциона «Сотбис» дважды: в 1995 и в 2007 году. Редкие работы Брюллова покажут рядом с его известными картинами из выставочных залов Третьяковки.


«Жены»

1 февраля — 15 мая

Музей русского импрессионизма

В Музее русского импрессионизма можно посетить первую в России масштабную выставку портретов жен русских художников — Ильи Репина, Михаила Врубеля, Петра Кончаловского, Валентина Серова, Игоря Грабаря и многих других. Экспозиция не только показывает, как менялось русское искусство в XIX–XX веках, но и рассказывает множество интересных историй о художниках и их избранницах. Например, Игорь Грабарь начал писать свой портрет с двумя девушками еще в 1904 году, а завершил работу спустя десять лет — когда одна из них уже стала его женой. А еще позже вторая модель, позировавшая для картины, стала второй супругой Грабаря. Музей организует специальные экскурсии по выставке, а индивидуальный аудиогид для экспозиции записал Сергей Чонишвили.


«Екатерина Великая в стране и мире»

15 февраля — 28 мая

Государственный Русский музей

Выставка Русского музея рассказывает, как политика Екатерины Второй отразилась в искусстве второй половины XVIII века. В экспозиции представлены всевозможные виды и жанры искусства. Военные события эпохи иллюстрируют гравюры и графика, великие современники Екатерины Второй запечатлены на портретах кисти Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Ивана Аргунова, а также в скульптурах Федора Шубина, Джакопо Мональди и других мастеров. Города, которые посещала императрица, остались в пейзажах Федора Алексеева и Михаила Иванова. Экспонаты для выставки предоставили крупнейшие музеи страны: Русский музей, Государственный исторический музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Третьяковская галерея и другие.


«Два века Петипа»

7 марта — 10 июня

Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина

К 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина пройдет выставка, посвященная жизни и творчеству балетмейстера. Архивные документы и фотографии расскажут, когда Петипа оказался в России, как он знакомился с музыкальными и театральными деятелями Москвы и Петербурга и, конечно, как работал над культовыми балетами — «Лебединым озером», «Спящей красавицей» и другими. В экспозицию войдут эскизы костюмеров и декораторов XIX века, а также кинокадры хореографического наследия Петипа — от эпохи немого кино до современных постановок.


Василий Верещагин

7 марта — 15 июля

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея решила повторить успех выставок Валентина Серова и Ивана Айвазовского — посетителей ждет масштабная экспозиция работ Василия Верещагина. Для самого художника всегда была важна целостность серий его картин, посвященных путешествиям, поэтому кураторы экспозиции расположат произведения именно по этому принципу — циклами: Туркестанская, Балканская, Индийская, Палестинская серии и другие. Всего на выставке представят около 100 живописных и 130 графических произведений — в основном из собрания Третьяковской галереи. Однако некоторые работы привезут из других городов — Новгорода, Вологды, Ярославля, Казани, Иванова, Серпухова, Череповца и Перми.


«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»

28 марта — 22 июля

ГМИИ имени А.С. Пушкина

ГМИИ имени А.С. Пушкина впервые в России покажет 82 шедевра Лейденской коллекции Томаса Каплана и Дафны Реканати-Каплан, американских филантропов. Томас Каплан известен как крупнейший частный коллекционер голландской живописи, и его Лейденская коллекция — одно из наиболее значимых собраний голландского искусства XVII века. Особую ценность коллекции придают работы Рембрандта и его учеников, а также Франса Халса и Яна Вермеера. А также — произведения Лейденской школы тонкой живописи: это уникальная по технологии живопись по дереву и меди.

Осенью полотна из Лейденской коллекции привезут и в Санкт-Петербург: 5 сентября выставка откроется в Государственном Эрмитаже и продлится до 13 января 2019 года.


«Династия Мин — сияние учености»

17 апреля — 25 июля

Музеи Московского Кремля

В выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы откроется выставка, посвященная искусству эпохи династии Мин — золотого века китайской культуры. На экспозиции представят уникальную коллекцию мебели династии Мин из собрания Шанхайского музея и разные предметы эпохи, резьбу по камню, живопись, редкие ювелирные изделия. Особое внимание кураторы выставки советуют обратить на фарфор и обещают показать почти все достижения мастеров-керамистов этого периода.


«Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех»

21 апреля — 29 июля

Государственный Эрмитаж

Илья Кабаков — концептуальный художник, автор жанра так называемой «тотальной инсталляции», в которой зритель оценивает не отдельные арт-объекты, а единое творческое пространство, отображающее будни советской жизни. На выставке в Эрмитаже произведения Ильи и Эмилии Кабаковых — живопись и графика, инсталляции и архитектурные модели — расскажут о становлении московского концептуализма как творческого метода. Над масштабной экспозицией работали Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж и британская галерея Тейт.


«Изобразительное искусство эпохи Эдо»

4 сентября — 28 октября

ГМИИ имени А.С. Пушкина

ГМИИ имени Пушкина станет центром культурных событий «перекрестного» Года Японии и России. Выставка искусства эпохи Эдо — времени становления японского духа и национальной идеи — будет уникальным собранием всех течений японского искусства XVII–XIX веков. Многие работы, которые войдут в экспозицию, никогда не покидали пределы Японии, а две из них обладают почетным статусом «национальное сокровище».


Архип Куинджи

3 октября 2018 года — 27 января 2019 года

Третьяковская галерея

Еще одной персональной выставкой в Третьяковке станет экспозиция работ пейзажиста Архипа Куинджи. Она объединит 120 работ художника из собрания Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и нескольких региональных музеев. Особое внимание уделят этюдам Куинджи — ведь именно во время работы над ними художник активно экспериментировал с цветом и светом, использовал результаты научных опытов в области физики и химии.


Выставка Марселя Бротарса

29 сентября 2018 года — 3 февраля 2019 года

Музей современного искусства «Гараж»

«Гараж» представит первую в России ретроспективную выставку бельгийского поэта, художника и кинорежиссера Марселя Бротарса. Экспозиция охватит все сферы его творчества: фильмы, объекты и инсталляции. Несмотря на то что художественная карьера Бротарса была недолгой — художник обратился к пластическому искусству только в 40 и работал лишь 12 лет — его видение во многом определило дальнейшее развитие современного искусства. Бротарс смело экспериментировал с разными техниками, соединял в своих работах разные медиа — и такой новаторский для 1960-х годов подход стали развивать и другие художники.

Автор: Полина Пендина

www.culture.ru

Третьяковская галерея открывает новый сезон серией выставок о Москве. Проекты предлагают рассмотреть образ города в изобразительном искусстве с разных ракурсов.


Третьяковская галерея ранее уже обращалась к теме города: «Москва в русской и советской живописи» (1980), «Москва и москвичи» (1997), «Екатерина Великая и Москва» (1997), «Пётр Великий и Москва» (1998), «Елизавета Петровна и Москва» (2010). Образ города неизменно привлекает и вдохновляет художников. Современным кураторам представляется интересным познакомить с ним новое поколение москвичей. Выставки этого года отличает то, что они составлены почти полностью на основе работ из собрания Третьяковской галереи.

В экспозиции выставки «Москва сквозь века» значительное внимание уделено формированию иконографии города — от образов допожарной Москвы в иконописи XVII века и первых пейзажных видов столицы в работах Ф. Алексеева до поисков «формулы Москвы» художниками начала ХХ века и отображения образа города в новых формах и материалах современными мастерами. Выставка состоит из пяти тематических разделов: «Москва — третий Рим», «Московский Кремль — сердце города», «Разговоры о старой Москве», «Красная площадь. „Формула Москвы”» и «ХХ век. Городские голоса». Посетителей ждет встреча как с хорошо известными произведениями Симона Ушакова, В. Сурикова, Б. Кустодиева, А. Лентулова, В. Поленова, так и с мало знакомыми широкому зрителю полотнами А. Васнецова, В. Перова, В. Маковского, И. Николаева, А. Дейнеки, А. Лабаса, К. Юона, Е. Вахтангова, В. Брайнина, Т. Назаренко, Н. Нестеровой и других.

Многие картины не экспонировались ранее, например, «Пушкинская площадь» М. Гуревича, написанная в 1937 году, когда памятник А.С. Пушкину располагался не там, где мы привыкли его видеть, а на противоположной стороне улицы напротив снесенного позже Страстного монастыря. Впервые будут показаны картины «Москва 30-х годов» (1932) В. Мидлера, «Кузнецкий мост» (1958) О. Васильева, «Кропоткинская улица» (1948) В. Апфельбаума, «Яузские ворота» (1979) И. Сорокина и прочие. Эти художники обычно представлены в экспозиции и на выставках более известными произведениями – перечисленные работы мало выставляются в Третьяковской галерее и почти не отправляются на выездные выставки. В рамках настоящего проекта, наконец, появилась возможность показать и эти малодоступные для публики вещи.

Часть картин была отреставрирована специально к этому проекту. Так, после серьезных работ по удалению загрязнений и пожелтевшего лакового покрытия, впервые покидает фонд и демонстрируется публике «Извозчичий двор в Замоскворечье» (1887–1892) С. Светославского. Картину А. Лентулова «Москва» (1913), выполненную в смешанной технике, можно видеть в постоянной экспозиции Новой Третьяковки, однако она тоже прошла сложные реставрационные работы, после которых заметно преобразилась.

Одной из особенностей выставки является возможность услышать «голоса города»: к работе над экспозицией был привлечен Институт звукового дизайна, располагающий самым обширным в России архивом звуков. Совместно со специалистами в различных областях были созданы аудио инсталляции, «озвучивающие» главные произведения выставки и позволяющие погрузиться в атмосферу Москвы разных эпох. Так, для озвучивания «Московского дворика» (1878) орнитологи помогали подобрать голоса птиц, обитавших в 1878 году в районе переулков Арбата — именно эта часть города изображена на картине В. Поленова. Так выглядел Спасопесковский переулок около 150 лет назад. Всего было озвучено восемь работ, среди которых: «Соборная площадь в Московском Кремле» (начало XIX века) Ф. Алексеева, «Голубятник» (1874) В. Перова, «Московский трактир» (1916) Б. Кустодиева, «Новая Москва» (1937) Ю. Пименова, «Метро» (1935) А. Лабаса, «Строители» (1959-1960) А. Дейнеки, «Московский вечер» (1978) Т. Назаренко.

Выставочный проект выходит за стены музея и продолжается специальными экскурсиями по городу, маршрут которых разработан «Экскурс-бюро №1» по мотивам произведений, представленных в экспозиции.

Если проект «Москва сквозь века» представляет своего рода мозаику живописных образов города, то выставка «Город и люди. Москва в графике ХХ века» (11 октября 2017 — 14 января 2018, Новая Третьяковка) отражает личный подход художников, показывает, какой они видели столицу, переживавшую драматические события 1917 и 1941 годов, а также эйфорию оттепельного времени.

Выставка «Сохраненные святыни Москвы ушедшей…» (8 сентября 2017 — 21 января 2018, Инженерный корпус) является уникальной. Впервые экспонируются произведения декоративно-прикладного искусства из фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Третьяковской галереи — одного из самых закрытых для широкой публики запасников музея. Камерная экспозиция объединяет 30 произведений церковного искусства XVI — XIX веков из 17 разрушенных московских церквей.

Проект «Москва сквозь века» осуществляется при поддержке компании «ЕВРОЦЕМЕНТ груп».

www.tretyakovgallery.ru

Третьяковская галерея представляет крупнейший выставочный проект, посвященный периоду отечественной истории, обозначаемому как «эпоха оттепели». Она охватывает время с 1953 года, когда после смерти Сталина произошли первые амнистии политических заключенных, и до 1968 года, когда ввод советских танков в Чехословакию развеял иллюзии о возможности построения социализма с «человеческим лицом».

Этот период — важнейший политический, социальный и культурный проект в истории СССР, одна из «великих утопий» XX века, которая осуществлялась параллельно с демократическими преобразованиями и культурными революциями в странах Западной Европы и США.

Относительно короткий промежуток времени, длившийся около 15 лет, не случайно получил громкое название «эпоха». Плотность времени, его насыщенность важнейшими событиями были невероятно высокими. Ослабление контроля государства и демократизация способов управления культурой значительно оживили творческие процессы. Сформировался стиль оттепели, представляющий собой оригинальный вариант советского модернизма 1960-х. Во многом он стимулировался научными достижениями в области космоса и атомной энергетики. Космос и атом — как самая большая и самая малая величины — определяли диапазон «вселенского» мышления шестидесятников, устремленных в будущее.

Всепроникающее ощущение создававшегося буквально на глазах великого и нового не могло не отразиться на искусстве. Все участники творческого процесса работали над поиском нового языка, способного выразить время. Раньше всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель и зритель заново открыл для себя многие имена, табуированные в 1930–1940-х годах. В изобразительном искусстве появился «суровый стиль». В то же время часть художников обратилась к наследию русского авангарда, начались активные поиски в области нефигуративной изобразительности. Новый импульс развития получили архитектура и дизайн.

Настоящая выставка представляет кураторскую интерпретацию процессов, происходивших в культуре и обществе. Цель проекта не только показать достижения оттепели, продемонстрировать взрыв невероятной творческой активности, которую дала появившаяся свобода, но и артикулировать проблемы и конфликты эпохи. 

Экспозиция включает произведения художников, скульпторов, режиссеров, ставших свидетелями происходивших изменений в важнейших сферах жизни советского человека. Их мнения полемичны в ряде вопросов, что делает выставку объемной и полифоничной.

Экспозиция представляет собой единую инсталляцию, в которую интегрированы разные артефакты: произведения живописи и графики, скульптура, предметы быта, образцы дизайна, видеопроекции с фрагментами художественных фильмов и документальными кадрами. Выставочное пространство поделено на семь тематических разделов, демонстрирующих важнейшие феномены эпохи.

Раздел «Разговор с отцом» рассматривает диалог поколений в послевоенном советском обществе. Он поддерживался двумя темами, о которых было принято молчать: правда о войне и правда о лагерях.

Раздел «Лучший город Земли» раскрывает тему города как места соприкосновения приватной и публичной сфер, когда жители еще не замкнулись в маленьких квартирах перед телевизором, не ушли на кухни, как это произойдет в 1970-е.

В разделе «Международные отношения» рассматривается противостояние СССР и США, которое определяло политическую картину мира во второй половине ХХ века. Холодная война и угроза ядерного уничтожения оказали решающее влияние на культурное мышление этого времени. Две сверхдержавы соревновались не только в гонке вооружений, но и в пропаганде своего образа жизни на международных выставках и в средствах массовой информации.

«Новый быт» иллюстрирует программу по созданию комфортного частного быта, когда вновь приобрел актуальность лозунг 1920-х годов «Художник — на производство». Художникам-дизайнерам была поставлена задача воспитать у граждан «правильный» вкус в противовес «мещанству», улучшить мир советского человека с помощью предметно-бытовой среды.

«Освоение» предлагает разговор о «романтике дальних странствий», о стремлении молодых людей к самоутверждению и самостоятельности, о героизации тяжелых «трудовых будней», то есть на те темы, которые использовались в пропагандистских кампаниях, сопровождавших освоение целинных земель, призывы на далекие стройки. Художники и поэты отправлялись в творческие командировки, чтобы запечатлеть молодых романтиков.

«Атом — космос» демонстрирует, как массовость высшего образования и развитие научных институтов породили новых героев времени — студентов и ученых. С запуска в 1957 году «Спутника-1» космос завладел умами и стал одной из главных тем в советской культуре, затронув не только живописные или поэтические произведения, но и дизайн бытовых предметов и приборов.

В разделе «В коммунизм!» становится очевидно, как успехи в освоении космоса и научные открытия стимулировали воображение художников. В культуре 1960-х можно найти множество футуристических прогнозов, похожих на те, что делались в период первого революционного десятилетия.

Эпоха оттепели была полна противоречий. Выставка в Третьяковской галерее представляет собой попытку системного исследования ее культурного наследия. Планируется, что проект станет первой частью выставочной трилогии, которая будет продолжена показом искусства 1970-х – первой половины 1980-х, так называемой эпохи застоя, а вслед за этим — времени перестройки.

К выставке подготовлено уникальное издание, посвященное эпохе советских 1950–1960-х. Книга содержит научные статьи о живописи, скульптуре, архитектуре, дизайне, моде, кино, театре, поэзии, литературе, также в ней рассматриваются вопросы социологии, политологии и философии этого времени.

Проект сопровождает обширная образовательная программа, включающая лекции, кинопоказы, поэтические чтения, олимпиаду для школьников. Часть программы организована в рамках межмузейного фестиваля «Оттепель. Лицом к будущему».

 

Поделиться:

  • » data-share-fb-title=»Оттепель» data-share-fb-image=»https://www.tretyakovgallery.ru/upload/iblock/4b1/4b19ddaa6b7f38a83835e4733e333b5a.jpg»>

  • » data-share-vk-title=»Оттепель» data-share-vk-image=»https://www.tretyakovgallery.ru/upload/iblock/4b1/4b19ddaa6b7f38a83835e4733e333b5a.jpg»>

www.tretyakovgallery.ru

Архип Иванович Куинджи (1842–1910) — один из самых ярких русских художников XIX столетия. Он совершил прорыв в художественных исканиях своего поколения живописцев, создал особый тип романтического пейзажа, основанного на реалистическом восприятии мира, но преображенного творческой индивидуальностью художника.

Искусство Куинджи тесно связано с традициями передвижников. В своем творчестве он сплавил опыт предшествующего развития пейзажной живописи и со свойственной ему самобытностью трансформировал русский и европейский романтизм, достижения французских барбизонцев, открытия импрессионистов и совершенно новую для той эпохи декоративную театрализацию в станковых полотнах.

Третьяковская галерея ранее уже обращалась к теме города: «Москва в русской и советской живописи» (1980), «Москва и москвичи» (1997), «Екатерина Великая и Москва» (1997), «Пётр Великий и Москва» (1998), «Елизавета Петровна и Москва» (2010). Образ города неизменно привлекает и вдохновляет художников. Современным кураторам представляется интересным познакомить с ним новое поколение москвичей. Выставки этого года отличает то, что они составлены почти полностью на основе работ из собрания Третьяковской галереи.

В экспозиции выставки «Москва сквозь века» значительное внимание уделено формированию иконографии города — от образов допожарной Москвы в иконописи XVII века и первых пейзажных видов столицы в работах Ф. Алексеева до поисков «формулы Москвы» художниками начала ХХ века и отображения образа города в новых формах и материалах современными мастерами. Выставка состоит из пяти тематических разделов: «Москва — третий Рим», «Московский Кремль — сердце города», «Разговоры о старой Москве», «Красная площадь. „Формула Москвы”» и «ХХ век. Городские голоса». Посетителей ждет встреча как с хорошо известными произведениями Симона Ушакова, В. Сурикова, Б. Кустодиева, А. Лентулова, В. Поленова, так и с мало знакомыми широкому зрителю полотнами А. Васнецова, В. Перова, В. Маковского, И. Николаева, А. Дейнеки, А. Лабаса, К. Юона, Е. Вахтангова, В. Брайнина, Т. Назаренко, Н. Нестеровой и других.

Многие картины не экспонировались ранее, например, «Пушкинская площадь» М. Гуревича, написанная в 1937 году, когда памятник А.С. Пушкину располагался не там, где мы привыкли его видеть, а на противоположной стороне улицы напротив снесенного позже Страстного монастыря. Впервые будут показаны картины «Москва 30-х годов» (1932) В. Мидлера, «Кузнецкий мост» (1958) О. Васильева, «Кропоткинская улица» (1948) В. Апфельбаума, «Яузские ворота» (1979) И. Сорокина и прочие. Эти художники обычно представлены в экспозиции и на выставках более известными произведениями – перечисленные работы мало выставляются в Третьяковской галерее и почти не отправляются на выездные выставки. В рамках настоящего проекта, наконец, появилась возможность показать и эти малодоступные для публики вещи.

Часть картин была отреставрирована специально к этому проекту. Так, после серьезных работ по удалению загрязнений и пожелтевшего лакового покрытия, впервые покидает фонд и демонстрируется публике «Извозчичий двор в Замоскворечье» (1887–1892) С. Светославского. Картину А. Лентулова «Москва» (1913), выполненную в смешанной технике, можно видеть в постоянной экспозиции Новой Третьяковки, однако она тоже прошла сложные реставрационные работы, после которых заметно преобразилась.

Одной из особенностей выставки является возможность услышать «голоса города»: к работе над экспозицией был привлечен Институт звукового дизайна, располагающий самым обширным в России архивом звуков. Совместно со специалистами в различных областях были созданы аудио инсталляции, «озвучивающие» главные произведения выставки и позволяющие погрузиться в атмосферу Москвы разных эпох. Так, для озвучивания «Московского дворика» (1878) орнитологи помогали подобрать голоса птиц, обитавших в 1878 году в районе переулков Арбата — именно эта часть города изображена на картине В. Поленова. Так выглядел Спасопесковский переулок около 150 лет назад. Всего было озвучено восемь работ, среди которых: «Соборная площадь в Московском Кремле» (начало XIX века) Ф. Алексеева, «Голубятник» (1874) В. Перова, «Московский трактир» (1916) Б. Кустодиева, «Новая Москва» (1937) Ю. Пименова, «Метро» (1935) А. Лабаса, «Строители» (1959-1960) А. Дейнеки, «Московский вечер» (1978) Т. Назаренко.

Выставочный проект выходит за стены музея и продолжается специальными экскурсиями по городу, маршрут которых разработан «Экскурс-бюро №1» по мотивам произведений, представленных в экспозиции.

Если проект «Москва сквозь века» представляет своего рода мозаику живописных образов города, то выставка «Город и люди. Москва в графике ХХ века» (11 октября 2017 — 14 января 2018, Новая Третьяковка) отражает личный подход художников, показывает, какой они видели столицу, переживавшую драматические события 1917 и 1941 годов, а также эйфорию оттепельного времени.

Выставка «Сохраненные святыни Москвы ушедшей…» (8 сентября 2017 — 21 января 2018, Инженерный корпус) является уникальной. Впервые экспонируются произведения декоративно-прикладного искусства из фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Третьяковской галереи — одного из самых закрытых для широкой публики запасников музея. Камерная экспозиция объединяет 30 произведений церковного искусства XVI — XIX веков из 17 разрушенных московских церквей.

Проект «Москва сквозь века» осуществляется при поддержке компании «ЕВРОЦЕМЕНТ груп».

www.tretyakovgallery.ru

Третьяковская галерея представляет крупнейший выставочный проект, посвященный периоду отечественной истории, обозначаемому как «эпоха оттепели». Она охватывает время с 1953 года, когда после смерти Сталина произошли первые амнистии политических заключенных, и до 1968 года, когда ввод советских танков в Чехословакию развеял иллюзии о возможности построения социализма с «человеческим лицом».

Этот период — важнейший политический, социальный и культурный проект в истории СССР, одна из «великих утопий» XX века, которая осуществлялась параллельно с демократическими преобразованиями и культурными революциями в странах Западной Европы и США.

Относительно короткий промежуток времени, длившийся около 15 лет, не случайно получил громкое название «эпоха». Плотность времени, его насыщенность важнейшими событиями были невероятно высокими. Ослабление контроля государства и демократизация способов управления культурой значительно оживили творческие процессы. Сформировался стиль оттепели, представляющий собой оригинальный вариант советского модернизма 1960-х. Во многом он стимулировался научными достижениями в области космоса и атомной энергетики. Космос и атом — как самая большая и самая малая величины — определяли диапазон «вселенского» мышления шестидесятников, устремленных в будущее.

Всепроникающее ощущение создававшегося буквально на глазах великого и нового не могло не отразиться на искусстве. Все участники творческого процесса работали над поиском нового языка, способного выразить время. Раньше всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель и зритель заново открыл для себя многие имена, табуированные в 1930–1940-х годах. В изобразительном искусстве появился «суровый стиль». В то же время часть художников обратилась к наследию русского авангарда, начались активные поиски в области нефигуративной изобразительности. Новый импульс развития получили архитектура и дизайн.

Настоящая выставка представляет кураторскую интерпретацию процессов, происходивших в культуре и обществе. Цель проекта не только показать достижения оттепели, продемонстрировать взрыв невероятной творческой активности, которую дала появившаяся свобода, но и артикулировать проблемы и конфликты эпохи. 

Экспозиция включает произведения художников, скульпторов, режиссеров, ставших свидетелями происходивших изменений в важнейших сферах жизни советского человека. Их мнения полемичны в ряде вопросов, что делает выставку объемной и полифоничной.

Экспозиция представляет собой единую инсталляцию, в которую интегрированы разные артефакты: произведения живописи и графики, скульптура, предметы быта, образцы дизайна, видеопроекции с фрагментами художественных фильмов и документальными кадрами. Выставочное пространство поделено на семь тематических разделов, демонстрирующих важнейшие феномены эпохи.

Раздел «Разговор с отцом» рассматривает диалог поколений в послевоенном советском обществе. Он поддерживался двумя темами, о которых было принято молчать: правда о войне и правда о лагерях.

Раздел «Лучший город Земли» раскрывает тему города как места соприкосновения приватной и публичной сфер, когда жители еще не замкнулись в маленьких квартирах перед телевизором, не ушли на кухни, как это произойдет в 1970-е.

В разделе «Международные отношения» рассматривается противостояние СССР и США, которое определяло политическую картину мира во второй половине ХХ века. Холодная война и угроза ядерного уничтожения оказали решающее влияние на культурное мышление этого времени. Две сверхдержавы соревновались не только в гонке вооружений, но и в пропаганде своего образа жизни на международных выставках и в средствах массовой информации.

«Новый быт» иллюстрирует программу по созданию комфортного частного быта, когда вновь приобрел актуальность лозунг 1920-х годов «Художник — на производство». Художникам-дизайнерам была поставлена задача воспитать у граждан «правильный» вкус в противовес «мещанству», улучшить мир советского человека с помощью предметно-бытовой среды.

«Освоение» предлагает разговор о «романтике дальних странствий», о стремлении молодых людей к самоутверждению и самостоятельности, о героизации тяжелых «трудовых будней», то есть на те темы, которые использовались в пропагандистских кампаниях, сопровождавших освоение целинных земель, призывы на далекие стройки. Художники и поэты отправлялись в творческие командировки, чтобы запечатлеть молодых романтиков.

«Атом — космос» демонстрирует, как массовость высшего образования и развитие научных институтов породили новых героев времени — студентов и ученых. С запуска в 1957 году «Спутника-1» космос завладел умами и стал одной из главных тем в советской культуре, затронув не только живописные или поэтические произведения, но и дизайн бытовых предметов и приборов.

В разделе «В коммунизм!» становится очевидно, как успехи в освоении космоса и научные открытия стимулировали воображение художников. В культуре 1960-х можно найти множество футуристических прогнозов, похожих на те, что делались в период первого революционного десятилетия.

Эпоха оттепели была полна противоречий. Выставка в Третьяковской галерее представляет собой попытку системного исследования ее культурного наследия. Планируется, что проект станет первой частью выставочной трилогии, которая будет продолжена показом искусства 1970-х – первой половины 1980-х, так называемой эпохи застоя, а вслед за этим — времени перестройки.

К выставке подготовлено уникальное издание, посвященное эпохе советских 1950–1960-х. Книга содержит научные статьи о живописи, скульптуре, архитектуре, дизайне, моде, кино, театре, поэзии, литературе, также в ней рассматриваются вопросы социологии, политологии и философии этого времени.

Проект сопровождает обширная образовательная программа, включающая лекции, кинопоказы, поэтические чтения, олимпиаду для школьников. Часть программы организована в рамках межмузейного фестиваля «Оттепель. Лицом к будущему».

 

Поделиться:

  • » data-share-fb-title=»Оттепель» data-share-fb-image=»https://www.tretyakovgallery.ru/upload/iblock/4b1/4b19ddaa6b7f38a83835e4733e333b5a.jpg»>

  • » data-share-vk-title=»Оттепель» data-share-vk-image=»https://www.tretyakovgallery.ru/upload/iblock/4b1/4b19ddaa6b7f38a83835e4733e333b5a.jpg»>

www.tretyakovgallery.ru

Архип Иванович Куинджи (1842–1910) — один из самых ярких русских художников XIX столетия. Он совершил прорыв в художественных исканиях своего поколения живописцев, создал особый тип романтического пейзажа, основанного на реалистическом восприятии мира, но преображенного творческой индивидуальностью художника.

Искусство Куинджи тесно связано с традициями передвижников. В своем творчестве он сплавил опыт предшествующего развития пейзажной живописи и со свойственной ему самобытностью трансформировал русский и европейский романтизм, достижения французских барбизонцев, открытия импрессионистов и совершенно новую для той эпохи декоративную театрализацию в станковых полотнах.

В Третьяковской галерее выставка выдающегося пейзажиста в последний раз была организована в 1992 году. На ней была представлена часть художественного наследия мастера, главным образом законченные произведения. В сегодняшней экспозиции, наряду с известными полотнами, можно увидеть многочисленные этюды и эскизы. Именно в процессе их создания живописец много экспериментировал, находясь в постоянных творческих поисках. Первое знакомство с подготовительными работами произошло на двух посмертных выставках, организованных Обществом Куинджи в 1913 году в Санкт-Петербурге и в 1914 году в Москве. Вторая встреча состоялась в 2007 году на выставке, устроенной Государственным Русским музеем на основе богатейшего материала, поступившего в 1930 году из Общества Куинджи.

Нынешний проект представит значительно расширенную экспозицию из более чем 180 избранных произведений. В состав выставки включены, помимо полотен и работ из коллекции Третьяковской галереи и Русского музея, произведения из 19 крупнейших региональных собраний, а также музеев стран ближнего зарубежья — Азербайджана, Беларуси, и из одной частной коллекции.

Выставка позволяет по-новому открыть личность Куинджи. Художник осознанно использовал в своем творчестве новейшие открытия физики и химии. Новаторство Куинджи связано не только с формальными сторонами живописи, но и с тем пониманием единства мира и человека, которое было особенно близко следующему поколению мастеров начала ХХ века. Смелость обращения Куинджи с цветами и краской, которая казалась его современникам дерзкой и часто оставалась необъяснимой, находит свое продолжение в творчестве его учеников, в том числе, Н. Рериха, А. Рылова, К. Богаевского, Ф. Рущица, Н.Крымова. Куинджи открыл богатые перспективы и для искусства будущего — символизма, экспрессионизма, примитивизма, фовизма.



Аудиогид по выставке А.И. Куинджи можно взять напрокат во входной зоне Инженерного корпуса. Стоимость проката аудиогида — 350 ₽ (на русском и английском языках). Залог за прокат устройства — 2000 ₽ или любое удостоверение личности (кроме паспорта). Время проката ограничено только часами работы музея.

Каталог выставки доступен в мобильном приложении «Книги Третьяковской галереи».

К выставке подготовлен бесплатный аудиогид для детей с квестом, записанный учениками детской изостудии при Третьяковской галерее. 

Также вы можете скачать буклет для более детального знакомства с выставкой.

Билеты на выставку можно приобрести в кассах Третьяковской галереи и на сайте Галереи. Билеты и экскурсионные путевки, приобретенные иными способами не действительны. 

Обратите внимание, что посещение осуществляется по сеансам. Рекомендуем приобретать билеты онлайн.

Заказать экскурсию по выставке для организованной группы до 15 человек можно в экскурсионном бюро Третьяковской галереи, расположенном в главном здании (Лаврушинский пер., 10). Также можно приобрести экскурсию онлайн.



Режим работы:

Понедельник — выходной
вторник, среда — 10:00‒18:00
четверг — воскресенье — 10:00‒21:00

www.tretyakovgallery.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *