Вишнева диана контекст – 6 событий фестиваля «Context. Diana Vishneva»

Татьяна Навка, Диана Вишнева, Ксения Раппопорт и другие гости открытия фестиваля Context. Diana Vishneva — 2018

Михаил Друян, Наталья Дубовицкая, Дина Хабирова, Сергей Харченко, Светлана Бондарчук и Полина Юмашева

Вчера, 15 октября, в Москве начал свою работу VI Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva. Все самые интересные подробности и фото звездных гостей мероприятия — в нашем материале.

Посмотреть все

Каждый год организаторы фестиваля знакомят российских зрителей с лучшими достижениями современного танца, представляя мировые премьеры, уникальные коллаборации (и знаменитых хореографов, и молодых постановщиков), а также актуальное и заслужившее высокую оценку критиков кино, посвященное этой теме.

О последнем пункте хочется сказать чуть больше. В этом году кинопрограмма фестиваля будет доступна не только зрителям Москвы и Санкт-Петербурга, но и всей России — впервые за всю историю Context. Diana Vishneva фильмы про современный танец, хореографов и артистов можно будет посмотреть на платформе фестиваля Nonfiction весь следующий месяц. К слову, первые семь дней бесплатно.


Диана Вишнева


Ксения Раппопорт


Алена Долецкая


Полина Юмашева

Открыли наш прекрасный Context. Diana Vishneva. Проводить фестиваль — дело трудоемкое и невозможное без преданной команды. Горжусь нашим лидером Софьей Капковой и абсолютно каждым из Context. Diana Vishneva — you’re special team! Спасибо всем, кто нас поддерживает и верит, благодарим наших зрителей. Мы продолжаем,

— поделилась после мероприятия основатель и арт-директор фестиваля — балерина Диана Вишнева.


Диана Вишнева и Софья Капкова


Дина Хабирова, Наталья Дубовицкая и Светлана Бондарчук


Айсель Трудел и Михаил Друян


Пропустить открытие не смогли многие знаменитости: этим вечером в объективы светских фотографов попали Татьяна Навка, Алена Долецкая, Ксения Раппопорт, Полина Юмашева, Светлана Бондарчук, Михаил Друян и не только.


Светлана Бондарчук


Наталья Синдеева


Евгения Милова


Сергей Капков и Владислав Лантратов


Илья Стюарт

Первый день фестиваля завершился постановкой «Возникновение» Кристал Пайт — одной из самых востребованных хореографов мира. И, по словам Софьи Капковой, это было потрясающее шоу:

Вчера балет Кристал Пайт ожидаемо взорвал Москву. Билетов на сегодня нет. Мой телефон уже нервно попискивает на каждое входящее СМС с мольбой о билетах.


Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva продлится в Москве и Санкт-Петербурге до 6 ноября.


Софья Капкова, Диана Вишнева и Карен Кейн


Марсело Гомез


Валерия и Александр Роднянские


Владимир Познер

www.spletnik.ru

«Context. Диана Вишнева»

На фестивале «Context. Диана Вишнева» пять дней современный танец будет говорить нам о нас самих на языке музыки, движения, ритма.

ФОТО dianavishneva.com 

Прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева — виртуоз классического танца, а вместе с тем большой энтузиаст современной хореографии. Именно она придумала международный фестиваль Context как лабораторию, где зарубежные и российские хореографы могут показать свои работы друг другу и публике. «Мы хотим вписать Россию в контекст мировой современной хореографии, помочь талантливым российским постановщикам занять в нем свое место», — объясняет Диана Вишнева. Фестивалю уже три года, и сегодня это не только выступления ведущих зарубежных трупп, но и премьеры молодых хореографов и мастер-классы мэтров, лекции, кинопоказы и творческие встречи. Пять дней интенсивной работы обещают зрителям новые открытия и массу впечатлений.

читайте такжеТеатр в режиме онлайн

Спектакли лучших хореографов мира. Впервые в России выступит труппа Марты Грэм (Martha Graham Company), основоположницы танца модерн. Москву вновь посетит одна из старейших трупп современного танца Нидерландов Introdans, а всемирно известный хореограф из Израиля Ицик Галили представит на фестивале свою новую работу — Man of the Hour. Впервые к нам приезжает коллектив из Аргентины Brenda Angiel Aerial Dance Company, сочетающий танго, хип-хоп и современную хореографию. Хореографу Бренде Анхиел и ее команде удалось воплотить идею о новой природе движения — танце в воздухе. Коллектив получил международное признание и неоднократно участвовал в танцевальных фестивалях. Выступления пройдут на двух площадках: в Театре имени Моссовета и в Гоголь-центре.

читайте такжеАнна Халприн: «Все, что происходит в жизни, можно станцевать»

Конкурс молодых российских хореографов. Такой конкурс Context проводит впервые. Из множества заявок было отобрано 50 полуфиналистов, а затем — шесть финалистов, с работами которых можно познакомиться 25 ноября в Электротеатре «Станиславский». Это Сона Овсепян, основатель танцевальной компании Sona Hovsepyan Dance Company, Михаил Колегов, хореограф в школе Олимпийского резерва по фигурному катанию на коньках, Константин Семенов, артист Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Елизавета Некрасова, магистр хореографического искусства (АРБ им. А.Я. Вагановой), Арина Тростянецкая, артист Нидерландского театра танца, и Екатерина Лещенко, танцовщица, педагог, хореограф Театра-студии современной хореографии. Победитель конкурса отправится на стажировку в Центр хореографического развития Каролин Карлсон Atelier de Paris во Франции.

читайте такжеДля чего мы танцуем

Кинопоказы. Кино, посвященное искусству танца, — особое направление в документалистике. Настолько особое, что ему посвящен целый фестиваль — San Francisco Dance Film Festival. Пять картин — участниц этого форума показывают в рамках Context. Об одной хочется сказать отдельно. Фильм «Редкие птицы» Т. Райвса показывае процесс рождения спектакля «Озеро лебедей» Норвежского национального балета от его изначального замысла до воплощения (включая установку на сцене 6000-литрового озера). «Редкие птицы» — это и портрет хореографа-постановщика Александра Экмана, и торжество искусства балета («Озеро лебедей» стал сенсацией и в 2014 году был номинирован на премию «Бенуа танца»). Фильм открывает нам все сложности и радости создания такой грандиозной постановки.

RARE BIRDS Trailer from Odd Beast on Vimeo.

24–28 ноября на четырех площадках Москвы: в Гоголь-центре (ул. Казакова, 8), Театре им. Моссовета (Основная сцена, Сцена «Под крышей», Большая Садовая, 16), Электротеатре «Станиславский» (ул. Тверская, 23), Центре документального кино (Зубовский бульвар, 2).

Подробнее о программе фестиваля см. на сайте http://dianavishneva.com/ru

Читайте также

www.psychologies.ru

Гид по фестивалю «Context. Diana Vishneva» — главные труппы, хореографы и постановки

С 15 октября по 6 ноября в Москве и Санкт-Петербурге пройдет шестой международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva. В программе фестиваля — лаборатория танцевальной критики и мастерская театральной фотографии, мастер-классы для танцовщиков и паблик-токи, онлайн-показы документального кино о танце, но самое интересное для неискушенного зрителя — это, конечно, спектакли, выбор которых, как всегда, разнообразен и небанален.

«Национальный балет Канады»:
канадцы — самые милые люди на планете

На вечере одноактных балетов (15 и 16 октября в Москве, 19 октября в Петербурге) «Национальный балет Канады», приезжающий в Россию впервые, покажет работы трех хореографов — Кристал Пайт, Джастина Пека и Гийома Коте.

Кристал Пайт — одна из важнейших современных хореографов, лауреат всевозможных премий и наград, создательница собственной танцевальной труппы Kidd Pivot, которая базируется в Ванкувере. Ученица Уильяма Форсайта, никогда профессионально не занимавшаяся классическим балетом, Пайт славится головокружительной техникой и нетривиальным чувством юмора. Работы знаменитой канадки ставят по всему миру, и многие труппы — от NDT до Royal Opera House в Лондоне — счастливы иметь ее постановки в своем репертуаре. Этой весной Opera de Paris представляла вечер одноактных работ, в том числе «Канон сезонов» Пайт.


Образец хореографического стиля Кристал Пайт


Кристал Пайт танцует соло в постановке своего учителя Уильяма Форсайта


«Канон сезонов» Кристал Пайт в Opera de Paris

Пересказывать работы Пайт довольно бессмысленно, их надо видеть своими глазами. В них не будет нежного принца в камзоле или девушки, похожей на весеннюю розу, зато будет много силы, борьбы и философских размышлений. На фестивале покажут спектакль Emergence 2009 года, который был отмечен театральной премией «Дора» в категориях «Лучшая постановка», «Лучшая новая хореография», «Лучшее исполнение» и «Лучшее музыкальное оформление». Удивительно, что вдохновение для этой работы Пайт почерпнула в научно-популярной книге Стивена Джонсона Emergence: the Connected Lives of Ants, Brains, Cities and Software, рассказывающей о том, что общего между муравьиной колонией, человеческим мозгом и программным обеспечением сайтов глобальных ритейлеров.


Трейлер спектакля Emergence

Джастин Пек — танцовщик и самый молодой в истории хореограф-резидент «Нью-Йорк Сити балет» (и нет, прима-балерина Тайлер Пек ему не родственница). Как и многие американцы, например, Дэвид Холберг, он начинал свою танцевальную карьеру с уроков чечетки, а в 13 лет увидел «Жизель» и понял, что ужасно хочет примерить эти чудесные белые колготки.

Пек учился в «Школе американского балета» (School of American Ballet) при «Нью-Йорк Сити Балет» и по окончании логичным образом был принят в труппу, а вскоре заслужил и позицию штатного хореографа. Америка обожает Джастина Пека, восхваляя легкость и виртуозность его творений. В 2018 году он получил престижную награду Tony Award за лучшую хореографию в мюзикле, а недавно было объявлено, что он присоединился к команде Стивена Спилберга и поставит танцы в новой киноверсии «Вестсайдской истории», культового американского мюзикла. Отдавая должное основателям и главным творцам «Нью-Йорк Сити Балет» Джорджу Баланчину и Джерому Роббинсу, в своих работах Пек часто использует приемы заслуженных мастеров: тут у него и Чайковский, и изящная неоклассика, и бег по сцене в разноцветных футболках, и даже кроссовочки. Ничего сверхсерьезного, зато как красиво.


Одна из известных работ Джастина Пека, исполненная им в нью-йоркской подземке

Наравне с Кристофером Уилдоном и Алексеем Ратманским, Джастина Пека называют одним из трех главных хореографов ХХI века, работающих в жанре классического балета. Paz de la Jolla Джастин Пек создает в 2013 году специально для вечера, посвященного Джорджу Баланчину. «Нет новых шагов, есть новые комбинации», — говорил Баланчин, и в этом двадцатиминутном творении Пек явно идет по его стопам.


Превью постановки Paz de la Jolla в Нью-Йорке


Трейлер Paz de la Jolla в Канаде


Трейлер документального фильма Ballet 422, который покажут в рамках образовательной программы «Контекста» в онлайн-кинотеатре Nonfiction.film

Гийом Коте — премьер Национального балета Канады с 2004 года, хореографию ставит с 2013-го. В отличие от Пека в белых колготках уже с трех лет, и заниматься классическим балетом ему всегда было в радость, особенно учитывая, что в его танцевальном классе из 16 мальчиков все были невероятно дружелюбны и добры (кажется, не зря говорят, что канадцы — самые милые люди на планете).


Короткий фильм о Гийоме Коте

За свою карьеру танцовщика Коте перетанцевал, кажется, все классические роли принцев и романтически настроенных героев и участвовал, наравне с Марсело Гомесом, Леонидом Сарафановым, Иваном Васильевым и другими танцовщиками, в проекте «Короли танца», так полюбившемся широкой публике. Для одного из номеров он даже написал музыку.


«Короли танца», музыка Гийома Коте, хореография Марсело Гомеса

Работа «Бытие и ничто» выросла из сольного номера, который Коте ставил для персонального проекта примы-балерины театра Греты Ходжкинсон. В то время хореограф увлекался экзистенциализмом, и идея Сартра о некоем эфемерном отражении собственной личности, которому мы пытаемся соответствовать всю свою жизнь, показалась Коте очень любопытной. Карен Кейн дала добро, и па-де-де балерины с электрической лампочкой вместо партнера выросло в большое произведение.


Как создавался балет «Бытие и ничто»

«Батшева»: танец на языке гага
(Леди Гага тут ни при чем)

5 и 6 ноября израильская танцевальная компания «Батшева» представит новую постановку Охада Нахарина «Венесуэла».


Трейлер «Венесуэлы»

Любой сколько-нибудь интересующийся современной хореографией человек при имени Нахарина приходит в состояние экзальтации и кидается покупать билеты. В прошлом году «Батшева» — и то не основная труппа, а так называемая молодежка — приезжала на Dance Open, и у театра стояла очередь желающих выкупить у вас свой билет если не деньгами, то мольбой и скупой балетоманской слезой. Если говорить о главных мировых театрах, где идут постановки Нахарина, то проще сказать, где их нет. (Вот в Мариинском театре нет, а жаль.) «Декаданс» в Париже, например, всегда собирает полные залы.

Нахарин — новатор и экспериментатор, создатель танцевального языка гага, который кратко можно описать как «освободи свой мозг, и тело тоже освободится». Класс гаги — это своего рода управляемая импровизация на тему визуальных образов, задаваемых педагогом. Танцовщики репетируют без зеркала, которое, по мнению хореографа, мешает им чувствовать свое тело, а в их движениях сочетается чувственность и взрывная энергия, удивительная гибкость и мощь.


Охада Нахарина объясняет технику языка гага

В сентябре 2018 года для возвращения на сцену после рождения ребенка Диана Вишнева выбрала именно работу Нахарина — B/olero, которое ранее танцевала вместе с Орели Дюпон в рамках фестиваля Context. Кстати, недавно вышел подкаст Chanel, в котором Вишнева говорит о своем возвращении в балет и Нахарине.

Молодые хореографы: потом будете хвастаться,
что первыми увидели восходящую звезду

Также в танцевальной части фестиваля — конкурсная программа молодых хореографов. В этом году финалистами стали Константин Матулевский (Москва), Ксения Вест (Берлин), Ирина Кононова (Ставрополь), Анна Щеклеина (Екатеринбург), Ольга Тимошенко (Москва), Алексей Кононов (Санкт-Петербург).

Про молодых хореографов всегда известно мало, но это и прекрасно — всегда есть шанс потом похвастаться, что первыми увидели восходящую звезду. В программе вечера также покажут свои работы Ольга Лабовкина, победитель лаборатории прошлого года, и замечательный Павел Глухов, выигравший стажировку у Уэйна Макгрегора. Должно быть любопытно.


Работа Павла Глухова, победившая на конкурсе «Арабеск»

www.buro247.ru

#V Фестиваль современной хореографии CONTEXT. Diana Vishneva

Всем привет. С вами Артем, и это обзор на альбомы, которые привлекли мое внимание. Предновогодняя суета касается всего, и в большей степени – маркетинга. Четыре месяца перед новым годом – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь – являются наиболее прибыльными для всех сфер, в том числе и для музыкальной. Вот целая лавина недавно вышедших альбомов, которые мы рассмотрим сегодня.

Исполнитель: Khalid
Название альбома: Suncity
Жанр: R’N’B /soul
Обратить внимание на треки: Better, Suncity

Один из самых узнаваемых голосов R’n’B современности с его небольшим EP. Обволакивающий голос, все та же энергия, присущая его работам, и хороший продакшн делают свое дело. Suncity не является полноценным альбомом и не имеет определенного стиля, и его цель, скорее, показать разнообразие звучания автора. Трудно быть «всем для всех», но этого альбому и не нужно. Плавный и размеренный R’n’B не отпускает от начала до конца – отличный выбор для зимних вечеров.

Исполнитель: MIH-TY
Название альбома: MIH-TY
Жанр:  R’N’B /soul
Обратить внимание на треки: FYT, The light

Со времен Chris Brown я не слышал настолько правильный, можно сказать, каноничный R’n’B-альбом. Проект MIH-TY – это коллаб двух гигантов: Jeremih и Ty Dolla Sign. Деликатный, романтичный и убаюкивающий саунд. Отлично сбалансированный альбом, который напоминает, за что мы когда-то полюбили R’n’B. Кстати, вышеназванный Chris Brown также принял участие в записи одного из треков альбома.

Исполнитель: Tesla Boy
Название альбома: Remedy
Жанр: Alternative, Electropop
Обратить внимание на треки: U, Remedy

Группа Tesla Boy представила альбом Remedy спустя 8 лет после дебютного. Первый альбом в свое время был прорывом для российской музыки, и если вы его еще не слышали – очень советую Modern Thrills. Лидер коллектива Антон Севидов надеется, что песни из нового альбома станут «лекарством для души», особенно в холодные дни, и помогут поклонникам пережить сложные моменты жизни.

Исполнитель:  NAO
Название альбома: Saturn
Жанр: R’N’B /soul
Обратить внимание на треки: If you ever, Gabriel

Лично моя фаворитка среди женской части исполнителей – NAO. Ее треки как независимое и совершенно правильное продолжение течения R’n’B – настоящий глоток свежего воздуха. В своем втором альбоме Saturn лондонская певица и автор песен расширяет звук. Отличная работа и достойный представитель жанра.

Исполнитель: High Hoops
Название альбома: Seasons on planet earth
Жанр: Alternative, pop
Обратить внимание на треки: People, Body

Самый энергичный и «движовый» альбом за последние несколько месяцев – Seasons on Planet Earth. High Hoops удалось создать стилистически разнообразную и хорошо построенную пластинку, которая отражает суть того, к чему они стремились в течение последних лет. Отличная работа над звуком и вокалом, замечательное сопровождение для катания на лыжах или доске.

Исполнитель:  ZAPP
Название альбома: ZAPP VII: Roger & Friends
Жанр: Funk
Обратить внимание на треки:  Rock ya body, Shy

Первый свой альбом ZAPP выпустил в 1980 году, а популярность к нему пришла с композицией Computer Love. Новый релиз Zapp VII: Roger & Friends – спокойный, легкий и солнечный микс – для всех любителей фанка и таких групп, как Chromeo или Tuxedo. Ребята искренне хотят заставить нас встать и танцевать, позабыв обо всех проблемах – то, что надо для праздничного настроения!

Исполнитель: Black Eyed Peas
Название альбома: Masters Of The Sun vol. 1
Жанр: Hip–Hop, Rap
Обратить внимание на треки: Yes or No, Dopeness

Black Eyed Peas триумфально возвращаются к своим корням, правда, уже без Fergie. Альбом Masters Of The Sun Vol. 1 напоминает нам, кем когда-то были Black Eyed Peas. Звуки хип–хопа старой школы, сбалансированное звучание и капля современности. Группе удалось передать ностальгическую ауру классических хип-хоп композиций. Один из лучших альбомов 2018, без сомнений.

Исполнитель: NoMBe
Название альбома: They might’ve even loved me
Жанр: Alternative
Обратить внимание на треки: Wait, Freak like me 

В своем дебютном альбоме They Might’ve Even Loved Me NoMBe соединяет лирический R’n’B и классические мотивы гитарных и ударных. Это безусловно вызывает сильные эмоции, которые мы все можем понять на глубоко человеческом уровне. Волшебный, захватывающий, потрясающий – вот подходящие слова для этой пластинки. Часовая запись заканчивается как раз так, чтобы мы снова захотели нажать на кнопку PLAY и переслушать альбом.

Исполнитель: JMSN
Название альбома: Velvet
Жанр: R’N’B /soul
Обратить внимание на треки: Levy, Talk is cheap, So badly

Однозначно лучший представитель жанра и отличная работа с голосом и звуком. JMSN, наконец, нащупал свой стиль, уловил веяния и тренды. Результатом стал, пожалуй, лучший альбом в его дискографии. В общем, Velvet – это хорошо сделанный и качественный альбом, который открывает нам жанр R’n ’B и Soul с новой стороны.

Исполнитель: Chris
Название альбома: Christine and the Queens
Жанр: Alternative, pop
Обратить внимание на треки: Girlfriend, Doesn’t matter

Christine and the Queens – легкий и ненавязчивый, как будто вернувшийся из 80-х альбом о поп-музыке. Вернее, о вере в поп-музыку как в нечто эфемерное. Вроде пространства, в котором вы можете трансформировать себя. Этот альбом, как саундтрек к знойному лету на берегу моря с налетом французской легкости – чудесный фон для снежных будней.

Исполнитель: Parcels
Название альбома: Parcels
Жанр: Alternative, electropop
Обратить внимание на треки: Comedown, Everyroad

Сама обложка альбома Parcels подталкивает к определенным мыслям и настрою. В то время, когда новые исполнители подвергаются давлению со стороны модных течений, похвально, что Parcels взяли под контроль свою музыку и звучание. Альбом воспринимается как современный и в то же время классический – очень редкое явление.

Надеюсь, в данной подборке каждый найдет для себя хотя бы парочку песен по душе. Музыки много, альбомов еще больше. 2018 год был богат на отличные релизы и новые имена, будем надеяться, что 2019 нас тоже не разочарует.

Автор | | Артем Говердовский

*Эту статью можно прочитать в печатном номере журнала #17, зима 2018/19

cabinetdelart.com

Продолжается фестиваль «Context. Diana Vishneva»

Международный фестиваль современной хореографии Context

В Москве открылся Международный фестиваль современной хореографии Context.

Ежегодно смотр и его арт-директор ‒ прима-балерина Диана Вишнёва ‒ представляют мировые премьеры, спектакли именитых хореографов и молодых постановщиков.

Открыл фестиваль Национальный балет Канады в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

На фестивале Context. Diana Vishneva быть не только престижно, модно, но и необходимо. Особенно, если хочется прослыть знатоком современного танца. Дав фестивалю свое имя, прима-балерина Мариинки лично формирует программу, досконально разбирая контексты и коды каждого приглашенного хореографа. В этот раз Диана Вишнева отказалась от гала-концертов, доверив открытие фестиваля Национальному балету Канады.

Пять месяцев назад балерина стала мамой, но уже в форме ‒ станцевала в Парижской опере. Обещает выйти на сцену на следующем фестивале. Похоже, зритель увидит новую Диану.

Канадский балет молод (ему чуть больше шестидесяти), он открыт ко всему новому. Балансирует между классикой и современной хореографией. На фестивале показали философское «Бытие и ничто» Гийома Коте на музыку Филипа Гласса. История о любви и о том, как легко ее можно потерять. Соня Родригес ‒ в Канадском балете почти тридцать лет. Говорит, что труппа для нее ‒ семья, которая готова к экспериментам.

«Мне нравится, что мы открыты ко всему новому. Поэтому с нами любят работать начинающие хореографы. Они воспринимают труппу как чистый лист и делают постановки в разных стилях»,

‒ рассказывает Соня Родригес.

Эван Макки, хоть и родился в Канаде, балету учился в Германии у знаменитого педагога Петра Пестова, воспитавшего немало звезд. Эван танцевал с Дианой Вишневой в Парижской опере. Помнит, как она разрабатывала идею фестиваля.

«Диана умеет найти необычных и талантливых хореографов. Поэтому мне так важно танцевать для нее. Особенно в балете Кристал Пайт, где на первом плане ‒ психология и взаимодействие с большим количеством танцовщиков»,

‒ говорит Эван Макки.

Один из вечеров в программе смотра посвящен работам финалистов конкурса молодых хореографов. Они представляют постановки, созданные специально для фестиваля.

Критики называют Кристал Пайт самым инновационным хореографом. В балете «Возникновение» она словно проводит параллель между миром людей и насекомых, исследует инстинкты самосохранения, лишает танец сентиментальности, наполняет его агрессивностью.

Канадский балет увидит вначале Москва, затем ‒ Петербург. Балетные столицы смогут не только оценить современный танец, но и найти неожиданные контексты в Context. Diana Vishneva.

Елена Ворошилова, Новости культуры

Почитайте еще:

www.classicalmusicnews.ru

Диана Вишнева и ее «Контекст»

Алексей Кононов. “Душа и тело”. Фото – Ирина Григорьева

Фестиваль современной хореографии “Контекст” проходит в Москве и Петербурге в шестой раз.

Вдохновитель проекта — знаменитая балерина Диана Вишнева, чья любовь к современному танцу общеизвестна.

Вишнева рассматривает “Контекст” двояко — как возможность преодоления разобщенности молодых хореографов России, существующих зачастую в финансовом и творческом вакууме, и как шанс российской публике увидеть достижения танцевальных компаний мира.

“Контекст” важен как лаборатория, “где зарубежные и российские хореографы могут показать свой творческий почерк и методы работы зрителям и друг другу”.

Причем неважно, насколько  резиденты фестиваля радикальны в своем творчестве. Главное — представить панораму современного танца во всем ее многообразии (плюс программы документального кино о танце, мастер-классы и лекции).

Тут важен накопительный эффект — за пять лет на фестивале были показаны работы 35 хореографов мира.  Да и в России цифры внушительные: свыше 150 заявок в этом году на участие в конкурсе молодых хореографов.  Не факт, что постановки каждого победителя прошлых лет были  отмечены  печатью особого совершенства: что есть,  то есть, а задача “Контекста” —  фиксировать текущий процесс в надежде  прорыва.  Хотя с решениями жюри, бывает, можно и поспорить.

На вечере конкурса молодых хореографов в “Гоголь-центре” были показаны новые работы, созданные специально для фестиваля. В соревновании участвовали шесть соискателей. Победитель,  выбранный жюри, традиционно получил  грант на  зарубежную стажировку.

На этот раз в Европу поедет Ольга Тимошенко – за номер “Вдоль другого”. Почему именно она – жюри во главе с Вишневой не объяснило. Дуэт, название которого говорит само за себя, погружает публику в медитацию с помощью любовников в джинсах,  выясняющих отношения на основе брейка и танца – унисекс: она так же запросто держит его на руках,  как он – ее.

Что именно тут очаровало судей, сказать трудно. И чем это лучше, танцевально и концептуально, например, многозначительной “Несовместимости” Константина Матулевского (на ту же тему “невозможности, недостижимости гармоничной прочной связи между людьми”) или наивной “Aveever” Анны Шеклеиной (все о том же).

На взгляд автора этих строк, работа Алексея Кононова “Душа и тело” (по произведениям Николая Гумилева) была сложней и интересней. Нелегко ведь показать средствами танца, как рождается “орган для шестого чувства”.

В этом году в рамках “Контекста” предложены гастроли известных коллективов — Национального балета Канады и труппы “Батшева” из Израиля. Выступления проходят на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко

Канадцы привезли три одноактных балета. Первый из них – попытка философствовать с помощью танца. Премьер труппы Гиойм Котэ, познакомившись с трудом Сартра, сочинил спектакль, навеянный его трактатом “Бытие и ничто”.  В данном случае неважно, читали ли вы трактат французского философа или нет: Котэ, вслед за автором книги, показывает прежде всего трудности  человеческой коммуникации. Ведь человеческая пластика это наглядно позволяет. И не он первый, надо сказать. Великий Матс Эк, например, сделал это гораздо раньше и гораздо компактней — в  балете “Квартира”.

“Ад — это другие”, вслед за Сартром считает Котэ, избравший для выражения чувств минималистскую музыку Филипа Гласса.  Приметы одиночества и ада в повседневности — дверь в сценической пустоте, кровать с лежащими на ней заклятыми врагами (мужчина и женщина, которые выталкивают друг друга с узкого ложа), одинокое кресло и ковер на полу. Да еще звонки из висящего  на кулисе телефона, шнур от которого становится связующим звеном  в па-де-труа двух исполнителей с аппаратом.

Танцовщики двигаются так, как  будто  их жизненная ноша непосильна, но от нее никуда не денешься: бегают на пятках,  хватают друг друга за головы, повторяемо вьются торсом   и топорщат локти.  Толпа мужчин в черных шляпах, как античный хор, “комментирует” действие и вмешивается в него, хотя действия как такового нет, есть лишь разрозненные  грустные  картинки —  на тему всеобщей неустроенности.

В финале одна из женщин нервически хватает  себя за пятку, и свет гаснет. Бытия в спектакле много. Ничто тоже есть. Поскольку набор “экзистенциальных” и танцевальных трюизмов, предложенный хореографом, на философствование не очень провоцирует. А на иллюстрацию идеи–вполне.

Балет Джастина Пека “Paz de la Jolla” на музыку Богуслава Мартину посвящен детству хореографа в Южной Калифорнии. Безымянные персонажи щеголяют дизайнерскими купальниками и прочими легкими одеждами. Неоклассический опус похож на рекламу здорового образа жизни и правильного питания: танцовщики стремительно носятся  из кулисы в кулису, ловко крутясь на пальцах и сияя белозубыми улыбками.

Часть исполнителей напоминает бабочек или эльфов, часть — земных людей, и кажется, что счастливое калифорнийское детство Пек вспоминал сквозь шекспировский “Сон в летнюю ночь”. Все это зверски серьезно — и потому немного забавно. Солисты канадской компании совершенно неразличимы в этом опусе про дружескую компанию, хотя и все ловки, как на подбор.

Понятно, что выбор имен для московского показа  правилен в принципе:  хореографы с афиши фестиваля известны в мире, но их постановок нет в репертуаре российских театров. Другое дело, что только “Возникновение”— постановка Кристал Пайт на электронную музыку Оуэна Белтона – заставило согласиться с выбором конкретных балетов. И как иначе, если декорация — задник с черной воронкой посередине – напоминает таинственный лаз в глубокую нору, а приемы движений танцовщиков – грацию муравьев в муравейнике?

Пайт, которая хотела как она говорит, представить “развитие инстинкта социальной организации у насекомых как точную метафору взаимодействия между людьми”, вполне преуспела в реализации замысла.  Исполнители, соревнуясь в рваной пластике, дергали лопатками, сводя спины в судорогах, а руки – в подобии жестких “крыльев”за спиной, растопыривали дрожащие пальцы, взламывали воздух выпяченной грудью, ходили по сцене ползущими “синкопами”(как бы не человеческой походкой). В общем, всячески подчеркивали, что к оценке этого “хитинового” танца нужно подходить с дотошностью энтомолога.

Впереди — выступления израильской компании “Батшева” с балетом “Венесуэла”. Труппа существует с 1964 года, и ее высокая репутация связана с автором спектакля Ахадом Наарином – многолетним худруком (теперь уже бывшим), автором многих постановок и главное, создателем уникального пластического языка “гага”, владение которым  придает танцу израильтян особый привкус.

Абсолютная телесная свобода, которой добивается “гага”, подразумевает, что движение в танце должно выглядеть так, словно оно для танцовщика – вторая кожа.  В “Батшеве”это именно так. Под грегорианские хоралы и американский рэп танцовщики в черном швыряют в воздух белые платки и исследуют “тему диалога и конфликта между движением и заключённом в нём значении”.

Они демонстрируют не сдержанную почтительность к “высокой”музыке и не раскованность – в “низкой”. Артисты  вступают в разнокалиберный и непредсказуемый диалог с ней. А градус танцевальной энергии зашкаливает на неизмеримых высотах.

Майя Крылова, “Ревизор”

Почитайте еще:

www.classicalmusicnews.ru

Что смотреть на фестивале современной хореографии Context. Diana Vishneva?

Собрали все самое важное, что нужно знать об этом грандиозном празднике танцевального искусства.

Что такое фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva?

Проект Context. Diana Vishneva, придуманный примой-балериной Дианой Вишневой как лаборатория, где отечественные и зарубежные хореографы могут продемонстрировать свой творческий почерк и произвести обмен опытом, впервые прошел в 2013 году, и за эти пять лет вырос из трехдневного фестиваля в важное культурное событие, объединяющее всех любителей как современного танца, так и классического балета. За эти годы на фестивале были показаны работы 35 лучших хореографов мира (в их числе — Матс Эк, Ханс ван Манен, Марко Гекке, Морис Бежар, Марта Грэм, Анжелен Прельжокаж и многие другие), представляющих все разнообразие современной хореографии, органично вписанной в актуальный контекст. Покинув подмостки столичных театров, смотр расширил свою географию, охватив как ряд российских городов, так и европейские сцены. Основатель и арт-директор фестиваля Диана Вишнева считает, что цель Context — помочь зрителю говорить с танцем на одном языке и увидеть современную хореографию как мир, где важна не только художественная форма, но социальное и человеческое высказывание балетмейстера и артистов.

Какие труппы примут участие в фестивале текущего года?

15 октября фестиваль откроется выступлением Национального балета Канады, который впервые проведет тур по России. Одна из самых сильных танцевальных трупп мира во главе с художественным руководителем Карен Кейн представит на сцене Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко три одноактовых балета: «Возникновение» Кристал Пайт, Paz de la Jolla самого молодого резидента-хореографа в истории New York City Ballet Джастина Пека, а также постановку Гийома Коте «Бытие и ничто» по мотивам эссе Жан-Поля Сартра. 17 октября на сцене столичного «Гоголь-центра» пройдет важное для фестиваля событие — Вечер молодых хореографов Context Lab, объединяющий лучших молодых постановщиков России, победителей Context Lab 2018 года. Во втором акте вечера будут представлены новые работы победителя смотра прошлого года Ольги Лабовкиной и лауреата программы Mind and Movement Павла Глухова. Наконец, 5 и 6 ноября при поддержке Посольства Израиля танцевальная компания «Батшева» — один из самых передовых коллективов мира — представит российскую премьеру Venezuela («Венесуэла») хореографа Охада Наарина, исследующую тему диалога и конфликта между движением и заключенном в нем значении.

«Возникновение»

Paz de la Jolla

«Бытие и ничто»

Работа Ольги Лабовкиной

«Венесуэла»

Какие еще мероприятия запланированы в рамках фестиваля?

В новом сезоне образовательная программа фестиваля заметно расширяет как количество, так и тематику мероприятий, проходящих в его рамках. 14 октября в 10:30 в Еврейском музее и центре толерантности пройдет открытый урок по языку движений gaga для широкой публики от бывшего педагога танцевальной компании «Батшева», а начинающие и профессиональные танцовщики смогут разнообразить свой репертуар на интенсивных мастер-классах, в том числе от школы искусств Codarts, которые продлятся по несколько дней. Художник и театральный фотограф Макс Олич расскажет о том, как правильно фотографировать танцевальные спектакли: воркшоп рассчитан на четыре дня — с 14 по 18 октября и состоится в Библиотеке № 19 им. Ф.М. Достоевского. Лаборатория танцевальной критики Виты Хлоповой подготовила цикл лекций, которые пройдут с 15 по 18 октября в L’Appartement 83 и будут посвящены новым способам коммуникации и современным медиа. Запланирована серия публичных разговоров с хореографом Охадом Наарином и художественным руководителем Национального балета Канады Карен Кейн. Кинопрограмма смотра обещает быть не только насыщенной, но и доступной: фильмы, презентуемые во время фестиваля, будут также представлены на платформе интеллектуального кино Nonfiction.film.

Охад Наарин

Карен Кейн

posta-magazine.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о