Школа для детей – Как правильно выбрать школу для ребенка? Выбираем школу

Содержание

Как правильно выбрать школу для ребенка? Выбираем школу

Ваш ребенок настолько подрос, что пора его определять в
школу. Если ранее родители задумывались, в какой лучше определить его садик, то
сейчас они думают, какая школа предпочтительнее для их ребенка.

Данный вопрос очень важен, поскольку школа — это то место,
где ваш ребёнок будет проводить
значительную часть своего времени, на протяжении многих лет.

 

Школа для ребенка, своего рода alma mater, и чтобы дать ему
определенные знания и развить в нем личность, она должна относиться к нему
одновременно и ласково, и строго.

В каждой школе свое мироустройство и свой микроклимат.
Несмотря на общие для всех школьные программы, опытный глаз через несколько
лет, безошибочно определит из какой школы ученик.

В одной школе, кроме негативных факторов и сопутствующих
психологических проблем ребенок ничего не получит. Он все время будет
испытывать напряжение, чувствовать себя ущербным и, постоянно кого-либо и что-
либо догоняющим.

В другой же школе, ребенок сможет полноценно развиваться, у него
будут стимулы к обучению. Он будет
успевать посещать и интересные дополнительные кружки, да и вообще просто
радоваться жизни.

Но, скажете вы, ведь и дети разные. Да, все правильно. Так
какую же лучше школу подобрать для ребенка?

Какая школа предпочтительнее
вашему ребенку?

Прежде всего, она должна соответствовать интеллектуальным, психологическим
и физическим возможностям ребёнка. Если ваш ребенок боится высоты, вы же не
будете отдавать его в секцию, например, прыжков в воду. Так же стоит вопрос и
со школой.

Амбиции родителей при выборе общеобразовательной школы просто
неуместны. Прежде всего, они должны ориентироваться на индивидуальные
особенности ребенка. Домашнему ребенку комфортнее всего будет в классе с
минимальным количеством учеников.

 

Немногочисленные классы также показаны и
детям, которые нуждаются в индивидуальном подходе, привыкшие к общению в
индивидуальном порядке. К тому же, детям, не умеющим сконцентрироваться на
определенном действии 2-3 минуты, крайне сложно будет в многочисленном классе. Здесь предпочтительнее выбирать для ребенка
частную школу.

Сложившееся годами мнение, что ребенок, поступая в школу
должен уже уметь писать, читать и считать – ошибочно. Школа, на то и школа,
чтобы научить этому всему. Важнее для ребенка желать учиться, быть
любознательным и общительным, задавать интересующие его вопросы и правильно
понимать ответы, уметь правильно рассуждать. Ребенку, который не научен
находиться и работать в коллективе, не умеющему самоорганизовать свою
деятельность, естественно будет невероятно сложно.

Нужно учитывать и индивидуальные особенности ребенка.

Например, плохо изъясняющегося и на своем родном языке, в школу, где основным
направлением являются иностранные языки, лучше не отдавать. Физическое здоровье
ребенка также является важным показателем. Истощение нервной системы
первоклассника приведет к большим проблемам и изучение предметов, на которые
необходимо много времени, окажется непосильной ношей для такого ребенка.

Интегральный показатель необходимой вам школы — это когда
ребёнок основное время на учёбу использует в школе. Необходимость тратить
больше времени на домашнее задание, чем в школе, означает одно — эта школа не
для него.

Идеальный вариант для первоклассника — на домашнее задание у него должно
уходить всего полчаса времени. Ведь он же еще ребенок, ему хочется и поиграть с
игрушками, и физически размяться в подвижных играх.

Также многое определяет и личность первого учителя. Он
наделяет ребенка «поведенческим кодом» и может привить ему как хорошие
качества, так и плохие. И, желательно, чтобы учитель привил ребенку
рассудительность, уверенность, вдумчивость. Следует учитывать темперамент и
совместимость ученика и педагога. Если ребенок медлительный, а учитель просто
искрит своей активностью, естественно, между ними возникнет неприязнь.

 

Многие родители ошибочно думают, что чем больше нагружать
ребенка с самого начала, тем лучше для него. Но, никто не знает пограничного
состояния ребенка, он ведь может и «сломаться» психологически. Так что, обращайте
внимание, как реагирует ребенок на учебный план, не испытывает ли перегрузок.

Знакомство со
школой

Родители должны посетить лично школу, куда планируется
отдать ребёнка, даже если их несколько. Потрудитесь обойти их все и не
ограничивайтесь отзывами на различных форумах.

Основные показатели для родителей при выборе школы:

  • дисциплина;
  • социальный статус детей и их родителей;
  • уровень образования;
  • педагогический состав;
  • профессиональность учителя начальных классов;
  • стабильность состава учеников;
  • техническая оснащенность;
  • существует ли связь с вузами;
  • развита ли внешкольная работа;
  • наличие собственных спортивных площадок;
  • достойная ли система питания, наличие и столовой, и
    буфета;
  • постановка пропускного режима;
  • близость от дома.

Специализированные школы

Школы, которые не всегда себя оправдывают. Жизнь порою
расставляет все по-своему, к тому же выбрать специализацию можно и в более
сознательном возрасте, а не с первого класса. К тому же, компетентность
педагогического состава в спецшколах оставляет желать лучшего. Амбиции
родителей также играют при выборе школы определенную роль. Многие родители,
отдавая свое чадо в такую школу, совсем не руководствуются пожеланиями и
возможностями ребенка а, прежде всего, удовлетворяют свое тщеславие, особенно
перед другими.

Но, все же приведем основной перечень типов
специализированных школ:

  • языковые;
  • физико-математические;
  • гуманитарной направленности;
  • юридические и экономические;
  • художественно-эстетические;
  • школы при вузах.

Применяемые в школе методы обучения

Необходимо при выборе школы обращать свое внимание и на
методы обучения, применяемые в школе.

А подразделяются они, на:

  • методы работы учителя путем бесед, объяснений, рассказа;
  • методы работы учащихся в виде самостоятельной работы и
    упражнений.

По источнику получения знаний делятся на:

  • словесные методы в
    виде дискуссий, бесед, объяснений, рассказов, лекций, работа с книгой,
    основанные на печатном либо устном слове;
  • наглядные методы, основанные на наблюдение за явлениями и
    предметами;
  • практические методы в виде практических и лабораторных
    работ, упражнений.

Выбор системы обучения

Всю систему можно условно разделить на три основных типа:

  • традиционная, где урок
    начинается либо с опроса учеников, либо с объяснения новой темы;
  • устоявшиеся новаторские в виде различных систем;
  • экспериментальные, обычно находящиеся в стадии тестирования
    или разработки.

Со школой определились и что же дальше?

Времена, когда школы записывали детей с началом летних
каникул, ушли безвозвратно. В настоящее время автоматически в школу записывают
детей, проживающих в районе, где находится школа. Сегодня наблюдается
повсеместная «миграция» учеников. И, родители зачастую, отдают своего ребенка в
школу, какую они считают более приемлемой для их ребенка. Следует отметить,
несмотря на то, что вступительные экзамены запрещены законом, все же набор
в учреждениях типа гимназий производится
по конкурсному отбору. При данном отборе проверяют истинную готовность ребенка
к школе.

 

Вы уже определились со школой и думаете можно и спокойно
вздохнуть. Но, расслабляться родителям не стоит все 11 лет. Поступление и
дальнейшее нахождение ребенка в школе и обучение – совершенно разные вещи. В
ваших силах сделать так, чтобы ваш ребенок посещал школу с удовольствием и с
большой охотой.

nebolet.com

Ребенок и школа | Азбука воспитания



(2 голоса:
4.5 из 5)

В обществе приняты выработанные многими поколениями правила, определяющие поведение человека в различных ситуациях. Эти правила называются социальными нормами. К ним относятся и нормы вежливости, и принятые формы поведения в общественных местах, и воинский устав. Часть этих норм давно потеряла свой изначальный смысл, и сегодняшний их смысл состоит в том, что человек, их соблюдающий, демонстрирует свою принадлежность к цивилизованному обществу и готовность следовать его требованиям. Если, заходя в помещение, человек не здоровается, физического урона он никому этим не наносит. Тем не менее он показывает, что не относится к людям и обществу с уважением.

Школа – это не только уроки

Для ребенка это новый образ жизни, когда его обязывают подчиниться строгой системе правил. Во время урока следует сидеть за партой спокойно и внимательно слушать учителя. Нельзя просто так выходить из класса, даже если урок совсем наскучил. Если есть что сказать, сначала необходимо поднять руку и дождаться позволения учителя. Школьные правила совсем не таковы, как в детском саду. Там они направлены на удобство воспитателей, и потому их смысл детям хорошо понятен. В школе – это правила школьной жизни и общественные нормы, определяющие поведение ученика, соблюдать которые нужно не потому, что их нарушение кому-то повредит, а просто потому, что в стенах школы так полагается. Принятие этих новых правилам есть первый опыт вхождения ребенка в общество. В дальнейшем сталкиваться с подобными правилами ему придется неоднократно, а умение подчинять им свое поведение приобретается именно на начальной стадии школьного обучения.

Первый учитель

Учитель в жизни ребенка – самый первый представитель общества. Наверняка, после такого утверждения у многих возник естественный вопрос: «А когда ребенок ходил в детский сад? Там ведь тоже был свой представитель – воспитатель».

Что ж, давайте зададимся вопросом: на кого больше всего должна быть похожа воспитательница? Естественно, на маму, и роль ее состоит в том, чтобы временно заменять маму, а не представлять общество. Так какой же она должна быть? В первую очередь – доброй. А учительница? Справедливой. И она вовсе не должна походить на маму, которая хвалит своего ребенка невзирая на то, сделал ли он уроки, освоил ли счет до десяти и выучил ли наизусть стихотворение.

Школьный класс

Школьный класс становится для ребенка первой социальной группой –  группой людей, занятых одним делом. В данном случае это учеба. Младшеклассники в отличие от школьников постарше склонны придавать большое значение оценке учителя, поэтому от учительской оценки (в первую очередь учебной) зависит статус ребенка в классе и отношение к нему одноклассников. Школа является первой  для ребенка моделью общества. Школьные правила – модель социальных норм. Взаимоотношения с учителем – модель будущих взаимоотношений с начальниками и руководителями. Взаимоотношения с одноклассниками – модель последующих взаимоотношений с коллегами и друзьями.

Первая учительница – первая любовь

Как уже говорилось, для школьника младших классов учительница – первый в жизни «полномочный представитель» общества, чем и объясняется совершенно особое к ней отношение многих детей. Это и любовь вплоть до обожания, и уважение вплоть до почитания, и восхищение вплоть до преклонения. Такие проявления со стороны детей особенно заметны в первом классе. Во втором чувства становятся уже более осмысленными. Разумеется, так к своей первой учительнице относятся не все дети, но очень многие из них, и для благополучного вхождения ребенка в общество такие чувства имеют немалое значение. Дети, у которых это отсутствовало, впоследствии в своих взаимоотношениях с обществом часто испытывают серьезные затруднения. И это вполне естественно, так как их первый контакт с социальной средой был неудачным.

Если учительница не права

Сохранение учительского авторитета в глазах ребенка важно не для учителя и не для школы, а для нормального развития самого ребенка. Однако, что же делать, если учитель не соответствует своей высокой роли? Такое, к сожалению, случается. Имеет место пристрастное отношение к детям: одних любят, а других недолюбливают, причем, по причинам, от детей совершенно не зависящим. Бывают и случаи использования непедагогичных методов воспитания. Одному учителю недостает профессионализма, у другого не выдерживают нервы, в результате чего он «срывается», третий просто выполняет свою работу кое-как. В таких случаях выход существует только один: объяснить ребенку, что учитель — обыкновенный живой человек, такой же как и все, просто в данной конкретной ситуации его действия по той или иной причине не совсем верны, но не допускать, чтобы в целом у ребенка сформировалось отрицательное отношение к учителю.

Чего нельзя говорить ни в коем случае:

1. Учитель тебя не любит.

2. Учитель ставит оценки несправедливо.

3. Ваш учитель – глупый.

4. Требование учителя выполнять не нужно – оно неправильное.

5. Поступать так учитель не имеет права.

То, что можно сказать ребенку, но лишь в крайнем случае:

1. Если учитель тебя ругает чаще других, несмотря на то что вы все ведете себя одинаково, значит — он просто боится, что ты слишком быстро забудешь то, что он тебе уже говорил.

2. Отметка ставится не только за знания, но и за отношение к делу. Наверное, учитель решил, что, если бы ты не ленился, то выполнил бы работу гораздо лучше.

3. Каждый может иногда о чем-то забыть или чего-то не заметить.

4. Возможно, в этот раз учитель случайно ошибся. Иногда такое бывает со всеми.

5. Мы ведь с тобой не знаем точно, почему учитель так поступил, поэтому лучше давай не будем разбирать его поступок.

Разумеется, это – лишь отдельные примеры. Их вовсе не нужно заучивать и воспроизводить дословно — важно только придерживаться общего принципа, включающего три главных условия:

1. Недопустимо, чтобы действия учителя или ваше обсуждение их с ребенком привело к падению самооценки последнего и формированию у него мнения, что он «плохой», «глупый» и, вообще, «какой-то не такой».

2. Следует поддерживать в ребенке правильные представления о справедливости, о добре и зле. Если вы уверены, что учитель неправ, то нужно сделать так, чтобы ребенок не воспринял его действия как образец для подражания.

3. В любом случае, учительский авторитет следует поддерживать, и даже если учитель допускает серьезные просчеты, объяснять их детям следует ситуационными причинами, а не ее недостатками педагога как личности.

А.Л. Венгер, детский психолог, доктор психологических наук, профессор

Источник: сайт psiholog.kollegia.RU

azbyka.ru

Воскресная школа для детей

Пусть вас не вводит в заблуждение название этого учреждения, ведь воскресная школа для детей – это не те бесконечные, порой скучные уроки, контрольные, экзамены. Главное отличие состоит в том, что воскресные школы при храмах – это не обязательное обучение, а зов души, проявление веры. Тут учеников растят, воспитывают, открывают им мир, а не учат определенным предметам с целью получения аттестата.

Организационные нюансы

Как и в традиционной школе, воскресная православная школа для детей имеет деление на классы, но это довольно условно. В начальных классах обучают детей до четырех лет. Их сюда приводят, в основном, мамы, посещающие эту церковь. Но иногда случается и так, что мама, далекая от церкви, принимает решение отдать ребенка в воскресную школу для малышей, а затем и сама начинает посещать храм. Во втором классе обучают детей от 4 до 8 лет, в третьем – от 8 до 12 и т. д. Количество классов зависит от методики обучения и настоятеля.

Ограничения все же есть. Так, уроки воскресной школы девочки могут посещать только в юбках и платках. К слову, последние часто используются не в качестве головных уборов, а как полотно для вышивания или рисования.

Методики, принципы и цели

Существуют воскресные школы, в которых детей знакомят с окружающим миром уже с шестимесячного возраста, но их, конечно, единицы. До четырехлетнего возраста методика преподавания в воскресной школе сводится к развивающим играм. Дети занимаются пальчиковыми играми, пением, лепкой, рисованием. Один нюанс: если делают поделки – то на пасхальную или рождественскую тематику, если слушают рассказы – то из Святого Писания. Каждое занятие в школе всегда начинается с молитвы и заканчивается тоже ею. Деток постарше родители после уроков берут в храм на службу. Еженедельное посещение воскресной школы и храма приводит к тому, что ребенок ощущает церковь частью своей жизни, его вера крепнет в окружении верующих людей.

Во втором классе в воскресной школе начинается подготовка к школе общеобразовательной. Продолжительность занятия с полутора часов увеличивается до трех. Дети уже занимаются без родителей и становятся более самостоятельными. Ответить конкретно на вопрос о том, чему учат в воскресной школе, невозможно. Здесь дают азы театрального искусства, обучают ремеслам и т. д. Но главная цель воскресной школы состоит в том, чтобы ребенок осознал, что он живет для того, чтобы делать наш мир лучше. Каждое занятие в школе – это труд во благо других людей. Десятилетний ребенок уже должен понимать, что проданная на благотворительном базаре игрушка, сделанная его руками, принесет пользу сиротам в детских домах.

В третьем классе детям начинают вводить дисциплины. Кроме изучения Закона Божьего и церковнославянского языка, они поют в церковном хоре, занимаются иконописью. Занятие длится около четырех часов.

Ребенок и церковь: важные моменты

Трудно объяснить ребенку, что бегать и громко смеяться в храме не принято. Если он капризничает, нельзя заставлять его дослушать службу до конца. Пройдет время, и ребенок сам осознает правила поведения в церкви.

Будьте готовы к тому, что мальчики занимаются в воскресной школе отдельно от девочек. Если девочки поют на клиросе, то мальчики помогают прислуживать на алтаре.

Перед тем, как повести ребенка в воскресную школу, родителям необходимо познакомиться с ее порядками, расписанием занятий, программой обучения. Все православные школы для детей бесплатные. Существует традиция: пока малыши учатся, родители беседуют с настоятелем храма, занимаются церковным пением или рукодельничают.

 

womanadvice.ru

Школа для детей или дети для школы Статья первая

II.

…Основной
педагогический вопрос, который должен
сдвинуть с места современную туманную
педагогику, не в том, что такое та школа,
которая ним нужна, а что такое детская
жизнь, какие ее характерные черты и в
чем ее ценность для работы школы.

Старая педагогика,
в полном единении с обычным житейским
взглядом, мечтала о лучших способах
готовить детей к будущей жизни. Она
заимствовала все нормы детской жизни
из жизни взрослых. Она творила свое дело
с государственным ребенком, она задолго
начинала его жизненную карьеру.

Теперь же надо
думать о том, чтобы детям дать возможность
жить сейчас, жить той богатой эмоциональной
и умственной жизнью, на которую они
способны. Мы тревожились, видя, что дети
плохо учатся, потому, что в будущем они
не выдержат жизненной конкуренции. Мы
вводили эту конкуренцию загодя в детскую
среду. Мы не умели ценить богатства
детского языка, детского опыта, способности
ребенка к исследованию, его живости и
способности интересно жить. Нам нужно
было лишь то, чтобы дети в наименьший
промежуток времени усвоили максимум
тех обрывков знаний, которые составляли
нашу программу. А по-настоящему следовало
бы беспокоиться о том, что дети плохо
живут, т.е. живут не по-детски.

В сущности говоря,
наиболее яркие умы последнего сорокалетия
(врачи, психологи, экспериментаторы и
большие педагоги-практики) делали и
делают подготовительную работу для
осуществления этой цели.

Старая педагогика
очень ценила законченность, результатность
своей работы. Это выражалось в требовании
от детей определенных запасов знаний
по целому ряду довольно случайно
подобранных циклов. Стэнли Холл1
справедливо называет
это школьным
винегретом.

Новые педагогические
мысли вращаются вокруг процесса
работы
детей над насущно необходимым для их
текущей жизни материалом.

Старая мысль искала
самой лучшей программы, самого лучшего
метода, лучшего учебника. Она стремилась
отлить свою работу в устойчивые, точно
регламентированные формы воздействия
на детей.

Новая мысль работает
над постоянной эволюцией школы и думает
о гибких методах, приспособляющихся к
данным условиям, в которых протекает
педагогический процесс.

III

Если рассматривать
процесс воспитания как постепенное
овладение средствами приспособления
к окружающей среде, то очевидно, что
жизнь, как она идет, в ее общих чертах,
сложившихся в течение длительного
периода, должна была выработать устойчивые
формы приспособления. За тысячу лет
жизни расы организовались некоторые
прочные навыки, количество, качество и
предел которых определяются насущными
потребностями, необходимыми для
элементарного поддержания жизни.

Представим себе
весь нехитрый уклад крестьянской жизни
и те знания, которые нужны для его
понимания и, следовательно, ориентировки.
В школьной переработке они уложатся
вполне в голове десятилетнего ребенка.
С жизнью городской
— много
сложнее, и в результате мы могли бы
попытаться определить средний уровень
потребностей расы в навыках приспособления.
В известной степени элементарная школа
отвечает на этот вопрос. В самом деле,
чем обусловливается общественный факт
быстрого падения посещаемости народной
школы на третьем году? Пожалуй, не только
экономическими причинами, а как раз тут
может проявиться достаточность
примитивной грамоты для поддержания
жизни на среднем уровне, который
исторически сложился в данной среде.
Интересно отметить, что сильное падение
посещаемости начинается сравнительно
далеко до официального конца школьного
обучения. Жизнь, а не прихоть говорит
свое «довольно».
Если нет школы, то воспитывают все те
же факторы; среда, окружающая ребенка,
действует могущественно и создает
типические средние черты расы, отличающие
ее [от другой] (американца от француза,
немца или русского). Сила и стойкость
этих влияний очевидна. Поэтому их надо
изучать и уметь ими пользоваться.

Итак, настоящее
воспитание дает сама жизнь. С этой точки
зрения нельзя относиться так к «улице»,
как это обыкновенно делается. В ней, как
в среде, доступной всем жизненным
влияниям, где они скрещиваются и дают
огромное разнообразие комбинаций, есть
своя закономерность, периодичность и
доступность. Она отражает деятельность
людей, хотя не целиком, но разнообразно
и богато. Как во всяком постоянном
явлении социального порядка, улица
имеет свои нормы, регулирующие ее жизнь
(обычаи, мода). Она имеет свои методы
воспитания при помощи среды. Недаром
так называемые «уличные мальчишки»
обладают большой практичностью и хорошо
ориентируются в сложных условиях
окружающей их жизни. Воспитание Эдисона
и Горького вовсе не было плохим.

IV

Наряду с этим
фактом социальной наследственности2,
поддерживаемым жизнью расы, началом
консервативным, но глубоко важным,
развивается и то, что движет жизнь
вперед. Она движется путем развития
новых потребностей попутно с упражнениями
в овладевании жизненными приспособлениями,
естественно возникает более обширная
область их применения, создаются запросы,
для удовлетворения которых нужны новые
навыки. Эта прогрессивная часть житейского
образования тоже имеет свое отражение
в школьной работе, хотя неустойчива,
часто колеблется и подвергается ряду
очень сложных, кажущихся случайными
влияний.

Пока речь идет о
приобретении бесспорных навыков первого
рода, развитие ребенка идет быстро. Но
наступает порог, когда жизнь говорит
«довольно»,
за которым приходится идти впереди
жизни, указывать путь, нащупывать
направление, чтобы создать движение
вперед. В жизни ребенка как социального
элемента, движимого общим током жизни,
порог этот на пути его естественного
воспитания отражается остановкой,
инерцией, периодом некоторого успокоения,
закрепляющим достигнутое без особых
тревог и порывов. И вовсе не надо, как
это делает Стэнли Холл, предполагать
генетическую связь центрального детского
возраста с каким-то отдаленным периодом
спокойной жизни человечества. Можно
объяснить этот действительно наблюденный
факт
— расцвета
детства в
9-12 лет,
единственного периода, когда человек
ближе всего подходит к гармоническому
развитию; его надо назвать периодом
элементарной школы, временем упражнений
в разнообразных сторонах жизненной
деятельности, здоровья, бодрости,
накопления сил, довольно медленного
развития и некоторой умственной
консервативности. Воистину этот период
— золотая
пора детства, здоровая, устойчивая,
работоспособная, подвижная, энергичная.
Ребенок пока длительно ни на чем не
останавливается, но многое пробует
делать. Попробует, примерит силы и
бросит. Это
— время
малых, коротких достижений, действий,
но не рассуждении, исканий разнообразия
и жадного захвата жизненных впечатлений
для быстрого и легкого усвоения и
переработки. При этом ребенок настойчиво
и всесторонне упражняется. В эту пору
наряду с упражнениями и в итоге их и
закладываются новые потребности, дающие
школе возможность воспользоваться ими
для второй части своей работы
— части
прогрессивной, выводящей ребенка из
цепких рамок среднего уровня приспособления
к жизни.

Школа создает свою
специальную среду, свою детскую культуру.
Она организует жизнь детей, развивая в
них такие потребности, которых обычная
жизнь не дает.

Школа, стоящая
рядом с жизнью, составляя необходимую
часть ее, в воспитательном процессе из
массы влиятельных факторов избирает
наиболее благоприятные для жизни
ребенка. Она производит их подбор,
усиливая одни и ослабляя другие. Словом,
школа создает условия для разумной
жизни детей. А элементарная школа есть
своеобразная организация детской жизни
(золотого периода детства)
— от
8-12 лет,
немного больше или меньше. Точных границ
периода установить нельзя.

Таков плодотворнейший
принцип новой школы. Дело не в улучшении
методики отдельных предметов, не в
выкидывании или прибавлении той или
другой части программы» не в мерах
дисциплинирования, не в этих частностях,
а в изменении коренным образом наших
взглядов на детский вопрос, который в
такой трактовке, может быть, перестанет
быть только вопросом.

Разумеется, нельзя
выхватить элементарную школу из, общего
потока педагогического процесса.
Рассматривая в общей связи все периоды
воспитания, мы должны их охарактеризовать
в отдельности следующим образом:

Дошкольный, возраст
(до
7 лет)
— период
упражнения внешних чувств.

Элементарная
школа (до
12—13
лет)

период упражнений инстинктов и
способностей.

Ранняя юность (до
17 лет)
— выявление
призвания.

Юность (до
21 года)
— период
неоформленной специализации.

Высшая школа
— точная
специальность.

Конечно, здесь не
захватывается вся жизнь отдельного
возрастного периода целиком; берется
только центральный пункт работы, важной
и необходимой для ребенка, подростка,
юноши, молодого человека, тот минимум,
который, безусловно, должен быть
проработан. Вокруг такого существенного
пункта в каждом возрастном периоде
может развернуться большое богатство
жизни, если на нем остановится внимательный
взор чуткого педагога. Монтессори
сделала первый шаг в этом направлении
в отношении маленького ребенка. Узость
ее педагогики и чересчур постепенное
использование в широком масштабе малых
достижений помешали ей углубить и
расцветить богатством жизненных красок
свою работу. Но исходный принцип верен
и основной пункт найден верно.

Я не думаю, чтобы
воспитанию можно поставить одну общую
цель. Вернее, целей столько, сколько
было возрастных периодов.

Уже в такой схеме,
представляющей нечто вроде скелета
развития педагогического процесса, мы
должны чувствовать последовательную
смену этапов роста, ту эволюцию жизни,
которой подвергается естественно
складывающаяся жизнь. Ребенок проходит
сквозь существенно необходимые
метаморфозы; он живет, как здоровый
человек, с кровью, мускулами, нервами.
И огромная задача разумного государства
состоит не в том, чтобы отливать в готовые
формы нужных ему для соответственных
функций людей, а в том, чтобы создать
наиболее благоприятные условия для
организации детской жизни в каждый
данный момент. Жить сейчас, сию минуту,
уметь жить сообразно с теми потребностями,
которые выдвигает возраст, есть наилучший
способ подготовки себя рядом
нечувствительных переходов к той форме
жизненной деятельности, которая
свойственна уже сложившемуся человеку.
В этом и только в этом главная задача
государства в деле воспитания.

V

Но можно ли уложить
осуществление принципа школы как детской
жизни в рамки некоторой программы,
метода, организации? Полагаю, что можно.

Чем, исходя из
нашей точки зрения, следовало бы
руководствоваться при работе над
программой? Очевидно, содержанием
детской жизни в ее различных возрастах.
Содержание
— это не
есть нечто оторванное от общей человеческой
жизни, оно, конечно, исходит от жизни,
но при этом преломляется через детскую
призму, придающую ему характер, окраску
именно детской натуры. У ребят есть свои
наука и искусство, имеющие своеобразное
значение и выражение. В детской среде
мы присутствуем при зарождении тех сил,
которыми движется человечество. Мы
могли бы непрестанно наблюдать, как
возникают начальные формы разнообразных
человеческих деятельностей, если бы
умели видеть то, что есть на самом деле.
Но мы слепы или близоруки, у нас сложились
предвзятые точки зрения, и мы грубо
считаем ребят маленькими взрослыми
людьми и предъявляем им непосильные и
несообразные требования. Основной наш
грех
— непонимание
явлений детского роста.

Как бы то ни было,
многочисленные и житейские, и научные
наблюдения, и исследования детской
жизни в конечном итоге могут помочь нам
наметить, подойти к определению содержания
детской жизни. В общем она складывается
из явлений:
1) физического
роста,
2) материального
труда,
3) игры, 4)
искусства,
5) умственной
жизни,
6) социальной
жизни, 7)
эмоциональной жизни.

Строго говоря,
такое деление, как и всякое, относящееся
к человеку, постоянному носителю связного
комплекса жизненных реакций, искусственно.
Чем меньше детский возраст, тем труднее
отделить одну область явлений от другой.
При составлении программы, желающей
быть основанной на содержании детской
жизни, необходимо принять во внимание
и то, что молодые существа непрерывно
растут во всех направлениях. Поэтому
она должна быть программой эволюционной
или вовсе не быть годной для детей.

Из семи областей,
входящих в каждую детскую жизнь, область
эмоциональная не укладывается в более
или менее определенные рамки. Она
составляет окраску всех явлений жизни
и, как таковая, входит неразрывной частью
во все области.

1.
Для педагога очень важно знать, в какой
мере складывается юный организм. Анатомия
и физиология детства должны дать наконец
тот материал, который является фундаментом
нашей педагогики. Великолепные принципы
Лесгафта не использованы еще до сих
пор. Как было бы заманчиво работать и
опираться на точные данные науки,
обрисовывающие пределы той нагрузки,
которые накладываются на детский
организм его работой в школе. Практическое
приложение в жизни этих знаний в виде
гигиены детского возраста вполне может
уложиться в программу разумной, здоровой
прежде всего школы.

2.
Физический, хозяйственный, лабораторный,
обслуживающий труд, его допустимость,
понятность и важность для детей, его
роль в организме детского сообщества,
его роль в повышении детского тонуса,
бодрых настроений и жизнерадостности
настолько важен, насколько и не исследован.
Он больше всего связывает школу с
явлениями примитивного приспособления.
В этой области нам хорошо овладеть
умением ориентироваться в смене форм
труда, в постоянной эволюции инструмента
— от голой
руки через самодельные орудия к
инструменту точному.

3.
Культура игры дала бы нам, вероятно,
наибольший успех в нашей школе. После
Карла Гросса3
мы не можем говорить, что ее значение
принципиально не обосновано. Без игры
нет детской жизни, следовательно, нет
серьезной формы овладевания процессом
приспособления. Градация игральных
форм сообразно с возрастом уже не
представляет таких больших трудностей
в настоящее время. Мне вспоминается
одно исследование детской преступности
в Нью-Йорке, где автор объясняет огромный
рост ее условиями жизни большого города,
в котором нет простора для детской игры.
Он, классифицируя детские преступления,
отмечает происхождение главных видов
из видоизмененной игры, сопровожденной
сильным тормозом в ее развитии в
социальной жизни горожан. Конечно, речь
не идет об игре как предмете, речь не
идет о списке игр, в которые дети должны
играть. Я разумею эволюцию игральных
состояний, видоизмененное требование
к игре сообразно с возрастом и культурой
игры, при помощи школы.

4.
Значение искусства для жизни ребенка
уже достаточно признано, хотя мало
выяснено. Но я хотел бы отметить, что не
об обучении музыке, пению, рисованию,
танцу, ритмике следовало бы думать, а о
жизни детей в сфере искусства. Здесь
самый трудный вопрос
— материал,
который дается детям. Конечно, я больше
думал бы о простоя бесхитростном
искусстве, о здоровой радости искусства,
а не самоуслаждении взрослых вокруг
детей. Что следовало бы внести в программу
безусловно
— это
развитие вкуса.

5.
Полагаю, что умственная жизнь детей для
нас остается большой загадкой. Нам
свойственно приписывать так знакомые
нам умственные навыки и формы мышления
детям.

Основная тема,
которую бы я поставил и которая совершенно
правильно ставится многими педагогами
,- это ребенок-исследователь. Нужно очень
внимательно отнестись к парадоксу Дж.
Дьюи в его предисловии к книге «Психология
и педагогика мышления», выясняющему
его убеждение в том, что «прирожденное
и неиспорченное состояние детства,
отличающееся горячей
любознательностью, богатым воображением
и любовью к опытным исследователям,
находится близко, очень близко
к состоянию
научного мышления».

С другой стороны
подходит к детскому мышлению Сеченов
(«Элементы мысли»). Он указывает на
ценность изучения форм мышления ребенка.
В умственной жизни человека (так начинает
он свою книгу) только раннее детство
представляет случай истинного
возникновения мыслей или идейных
состояний из психологических продуктов
низшей формы. Он считает историю
возникновения детской мысли из
чувствования весьма важной для понимания
умственной работы взрослого человека.
Еще, пожалуй, интереснее охватить схему
детской логики, такой капризной, но,
безусловно, жизненной. Я настаивал бы
очень определенно на необходимости для
нас уметь признавать ценность детской
мысли. Так как мыслительный процесс в
том или другом виде сопровождает все
стороны деятельности, особенно не
привычной или вызывающей затруднения,
то центр строения программы умственной
работы ребенка лежит в специфических
сторонах отвлеченного мышления, идущего
от образности к более и более точным
формам.

6.
В области социальной жизни детей нам
следовало бы приучаться рассматривать
всякую группу детей, работающую в классе
или живущую в детском доме, как детское
сообщество, руководимое в своем развитии
некоторыми, пока еще для нас неясными
закономерностями. Ложность нашего
прежнего представления состояла в том,
что мы принимали класс за собрание
отдельных единиц, каждая из которых
пришла за своим собственным делом
учения. Наши удачи и неудачи часто
зависели не от того, как мы ведем наши
занятия, а от соотношения между нашим
преподаванием и уровнем текущей жизни
класса. Жизнью сообщества управляют и
внутренние социальные факторы (подражание,
соперничество, господство, мода) и
внешние
— общая
среда, окружающая детей, и ближайшая,
непосредственно действующая на них
(материальная культура, быт школы,
руководящая группа учителей). Все
элементы школьной и дошкольной жизни
входят в сумму влияний, проявляющихся
в детском сообществе. Отсюда можно
вывести те связи, которые существуют
между жизнью группы и отдельными ее
элементами, т. е. роль здоровья, питания,
труда, игры и т. д. Самая тесная связь
существует между формой материальной
культуры (школьного, хозяйственного,
обслуживающего труда, обстановки) и
видом социальных отношений. Социальная
сторона школьной жизни всегда реальна,
всегда действенна, но постоянно находится
вне области педагогического понимания.
Разбираться в ней
— значит
устранять многие тормозы общения с
детьми. Помочь детям организованно жить
— значит
устранить ряд тормозов, мешающих им
продуктивно использовать свое школьное
время, т.е. время организованной жизни.

VI

Что должно лечь в
основу метода? Если нашей программой
будет содержание детской жизни, то
методом
— способ
осуществления этой программы. Если
нашей целью станет
— дать
возможность детям разумно, организованно
жить по-детски, то сразу возникает вся
сложность и трудность проблемы. И это
не удивительно: наши мысли мало работали
в этом направлении. Наши познания о
детях полны грубых ошибок и суеверий,
которых не чужды и очень образованные
люди и высококультурные деятели.

Но это общий метод
работы. Обычно нас интересует частный
случай
— метод
занятий, то, что всегда занимало главное
место в недоуменных вопросах школы.

Предшествующие
соображения приводят нас к мысли о
драгоценности уже накопленного детьми
опыта, опыта, который они получили из
жизни собственными силами. Нас должен
интересовать и запас детских представлений,
и т.е. обработка его, превращение их в
продукты высшего порядка (Сеченов), и
те силы, которые побуждают их накоплять,
те средства, благодаря которым происходит
внутренняя работа над ними, и, наконец,
самая организация этой работы, те связи,
которые обусловливают совместную
деятельность органических систем
ребенка
— нервной,
мускульной и т. д. Таким образом, опорой
нашего метода будет выявление накопленного
детьми опыта и продуманная обработка
его. Рядом с личным опытом стоит
организация систематического опыта
школой и сопоставление личного опыта
ребенка с готовым опытом людей (готовых
знаний). Именно это и происходит в
реальной жизни, в реальном процессе
развития. Да иначе и быть не может;
чем-нибудь, каким-нибудь механизмом
надо объяснить глубже и шире, чем это
делал (и чудесно сделал) Дарвин, развитие
человеческого интеллекта. Все дело мне
кажется в том, что в реальной жизни
процесс осуществляется с великими
затруднениями. Школа, создавая
благоприятную среду, устраняет многие
из них.

Таким образом,
можно сказать, что эти три формы опыта
— личный,
организованный и готовый
— действуют
в жизни отчасти прерывисто, скачками.
Наша методическая задача
— связать
в единый процесс, поставить в обдуманную
нами зависимость эти три вида опытной
деятельности ребенка, школы и жизни. Но
в жизни существует еще процесс закрепления
результатов опыта. Он силен в той части,
которую я раньше назвал поддерживающей,
консервативной, образовавшейся в силу
социальной наследственности в течение
длительного периода приспособления;
здесь выработались определенные навыки
путем повторных упражнений. Если школа
хочет работать прочно, не распыляя своих
сил, то она должна внести в свою практику
культуру упражнений, закрепляющих
полезные изменения физического и
психического состояния, которые
выявляются в результате деятельности
опытной. Опыт
— исходная
точка метода, упражнение
его
закрепляющая часть. Обработка опыта,
установление связи его трех форм и
упражнения вызывают новые потребности,
культура которых ведет к росту культуры
молодой жизни.

Что же мы должны
делать?

Ценность
— 1) личного
жизненного опыта (опыта неорганизованного),
2)
организованного опыта школы и
3) опыта
законченного (опыта расы, готового
знания) приводит нас к разработке
методов, устанавливающих соотношение
между ними. Мы должны уметь выявить
материал личного опыта, его подвергать
обработке, на основании полученных
выводов организовать в школе занятия,
дополняющие пробелы личной деятельности,
контролирующие, опровергающие или
утверждающие верность наблюдений
ребенка (в чем бы они ни заключались), а
затем устанавливать аналогии с уже
готовым опытом человеческой деятельности
(в искусстве, труде, науке).

Важна не сумма
знаний, а насущная, выходящая из жизни
и ясно ощущаемая необходимость в них
(В.Оствальд4),
установление путей, связующих свой
метод добывания знаний с тем, что добыто
другими. Этот опыт двигает и ободряет
маленького человека. Такова первая
часть метода. Вторая часть — установление
соответствия между силами ребенка, его
возрастными возможностями и индивидуальными
склонностями и работой школы. Если стать
на точку зрения эволюции образовательного
процесса и захватить все богатство
жизни, могущее быть использованным
ребенком в различные периоды его роста,
то должно признать, что существует и
наука, и искусство шестилетнего, равно
как и десятилетнего ребенка. Разница с
нашей наукой и искусством лежит в
средствах познания и той степени
точности, глубины деятельности, которая
зависит от этих средств. Точность
суждений, отчетливость внутренних
переживаний и богатство их выражений
вовне
— главные
отличия научного работника и художника
от ребенка. Третья часть метода
— культура
упражнений всякого рода в связи., конечно,
со всей остальной работой. Здесь важнейшая
сторона
— соответствие
форм и средств упражнений с потребностями
роста ребенка. То, что сделала Монтессори
в одной узкой области, должно быть
распространено как принцип на весь
педагогический процесс.

Четвертая часть
— использование
среды, материальной и социальной,
окружающей ребенка, имея в виду то
влияние, которое оказывают на детскую
жизнь оба эти фактора. Ибо весь
педагогический процесс как сложное
явление социального порядка направляется
в ту или другую сторону, изменяется
качественно или количественно в
зависимости от изменения среды (в широком
смысле слова).

Пятая часть метода
— способ
работы над собой, своим жизненным
продвижением, вызывание в себе явлений
роста собственной личности, углубление
коллективной педагогической работы.
Этот процесс неизменно предшествует
всякой настоящей, живой педагогической
работе. Это обычное, но не осуществленное
сознательно «уча, учимся».

Параллельно с
разумно осуществляемым развитием
ребенка происходит рост личности
педагога. Эта часть чрезвычайно сильно
зависит от организации общей педагогической
работы, в которую входит и каждый
отдельный педагог, и организованные
группы педагогов.

Таким образом,
можно мыслить весь педагогический
процесс в его целом, захватывающем и
среду, и школу, и ребенка, и педагога,
индивидуальную и общественную работу,
содержание, метод и организацию школьной
деятельности.

…Теперь можно
указать, что главная часть предыдущих
мыслей могла бы быть уложена в схему,
объединяющую программу и метод чисто
школьной работы. Эта схема представляется
мне в таком виде:

Метод

Содержание

Личный
опыт детей и его проработка

Организационный
опыт школы

Готовый
опыт

(знания)

Упражнения

Материальный
труд

Игры

Умственная

работа

Социальная

деятельность

Физическое

развитие

studfiles.net

Воскресная школа для детей — ваш помощник в воспитании ребенка

Сегодня благодаря возрождению в России традиций православного воспитания практически в каждом городе есть своя воскресная школа для детей. Чтобы узнать о наличии школы в вашем приходе, достаточно будет обратиться к священнику или поговорить с прихожанами.

Занятия с детьми обычно начинаются в сентябре, поэтому вам следует ещё летом подготовить ребёнка к посещению воскресной школы. Вы должны крестить его, если он до сих пор не был благословлён церковью, познакомить с самыми основными православными праздниками и традициями, а также объяснить ему, как правильно вести себя в храме и как обращаться к священнослужителям.

Традиции духовного воспитания в России

В нашей стране православные монастыри и храмы издавна были центрами духовного воспитания прихожан, а также зачастую единственными доступными для простых людей образовательными учреждениями. Ещё наши прадедушки и прабабушки застали время церковно-приходских и воскресных школ, в которых их обучали не только закону Божию, то есть основам православия, но и письму, чтению, арифметике и истории.

После революции в школах перестали преподавать любые предметы, связанные с религией. Лишь в конце девяностых из забвения вернулось такое понятие, как воскресная школа для детей. Многие приходы возродили свои школы с богатыми традициями духовного воспитания, а в общеобразовательных учреждениях дети начали изучать такой предмет, как основы православной культуры.

Современный подход к воспитанию у детей веры в Бога

Многие школьники сегодня знают о православии куда больше своих родителей. Благодаря инициативе патриарха Алексия Второго в образовательную программу были добавлены предметы, которые познакомили детей с историей и богатыми традициями православия.

Первоначально основы православной культуры преподавались в некоторых школах в качестве эксперимента. После того как педагоги отметили положительное влияние религиозного воспитания на поведение учеников и их успехи в учёбе, основы православной культуры стали преподавать ученикам четвёртых и пятых классов во всех школах России.

Если же родители хотят познакомить ребёнка с православием в более раннем возрасте, хорошим вариантом станет воскресная школа для детей. При этом не нужно опасаться, что учёба в такой школе окажется для маленьких детей неинтересной, тяжёлой или не подойдёт им по возрасту. Учителя, которыми обычно становятся батюшки, жёны священников или иеромонахи (если школа принадлежит монастырю) подбирают учебную программу так, чтобы она была доступной и интересной даже для самых маленьких детей.

Воскресная школа для детей — ваш помощник в развитии творческого потенциала ребёнка

Для малышей, которым ещё не исполнилось четыре года, христианская воскресная школа для детей проводит особые занятия. Здесь их учат рисовать, лепить простые поделки к церковным праздникам, им рассказывают истории из Библии и разучивают с ними самые простые молитвы. Малыши, разумеется, посещают школу вместе с мамами.

Дети от четырёх до восьми лет занимаются в воскресных школах уже без родителей, они присутствуют на богослужениях, учатся петь и участвовать в праздничных постановках.

Дети старше восьми лет посещают полноценные занятия, похожие на уроки в обычной школе. Они изучают Закон Божий, иконопись, церковнославянский язык и историю становления церкви, могут петь в хоре и посещать службы наравне со взрослыми. При некоторых церквях есть кружки звонарей, занятия в которых нравятся всем детям. Кроме того, любая православная воскресная школа для детей часто организует поездки по святым местам, куда могут поехать и родители.

В конце учебного года детей ждут экзамены, которые обычно не представляют для них сложности. В некоторых воскресных школах занятия проводятся в атмосфере строгой дисциплины, но лучше, если они будут проходить в форме беседы. В этом случае дети лучше запоминают слова батюшки, а также учатся послушанию и уважению.

Программа воскресной школы для детей

Занятия в воскресных школах проводятся в соответствии с программой, утверждённой Русской Православной Церковью. Дети изучают Библию в хронологическом порядке. Сначала они знакомятся с Ветхим Заветом: узнают о сотворении мира, Адаме и Еве, их грехопадении, о Ное и его ковчеге, о всемирном потопе и чудесном спасении, о рождении Моисея, его заповедях и исходе из Египта избранного народа, о пастухе Давиде и его победе над Голиафом.

Затем преподаётся Новый Завет: рождение Иисуса, истории о его жизни и сотворённых им чудесах, о распятии и воскрешении, об апостолах и первых на планете христианах, гонимых язычниками, о становлении церкви и её расколе на православную и католическую.

Дополнительные занятия в воскресных школах

Дети, которые проявляют хорошие способности к рисованию, могут посещать дополнительные занятия по иконописи, где им расскажут о традициях русских мастеров, научат писать иконы на картоне, холсте и досках, объяснят особенности изображения одежд и ликов святых.

fb.ru

Православная воскресная школа для детей :: SYL.ru

Благодаря тому, что в России возрождаются традиции православия, почти в каждом городе при храме есть собственная воскресная детская школа. Если вам интересен этот вопрос, то узнать о ее существовании можно у местного священника, либо пообщаться с прихожанами. Занятия там обычно начинаются с сентября. Если вы решили посещать с ребенком воскресную школу для детей, лучше подумать об этом заблаговременно. В чем состоит подготовка? Если ребенок еще не благословлен церковью, его нужно будет окрестить, ознакомить с основными правилами посещения храма, с православными праздниками.

Современное обучение православию

В наше время многие дети знают о христианстве намного больше собственных родителей. Патриарх Алексий Второй предложил добавить в школьную образовательную программу предмет православия. На таких уроках детей знакомят с основными традициями, историей, культурой веры. Первоначально преподавание было в качестве эксперимента и лишь в некоторых школах. Все педагоги отметили, как положительно влияют такие уроки на успехи в учебе и поведение учеников. Было принято решение ввести предмет православия во всех школах для 4-5 классов.

Для тех, кто желает познакомить с христианством своего ребенка намного раньше, работают православные воскресные школы для детей при храмах. Не нужно думать, что в таких заведениях занятия неинтересные и нудные, тяжелы и не по возрасту. Учителями здесь чаще всего становятся иеромонахини, батюшки, жены священников, те, кто верит в Бога душой. Программу подбирают таким образом, чтобы она была интересной по возрасту, доступной для понимания, учитываются все нюансы работы с маленькими детьми.

Название учреждения пусть не вводит в заблуждение, ведь воскресная школа – не нудные уроки, бесконечные контрольные, подготовка к экзаменам. Отличие ее в том, что обучение здесь – зов души, открытость, воспитание любви к христианству. Здесь учат детей открывать мир, свободно общаться.

Воскресная школа для детей: деление на классы

Деление на классы в воскресной школе довольно условное. В начальном классе обучаются малыши до четырех лет. Приходят они с мамами. Как правило, это дети постоянных прихожан. Бывают и такие случаи, когда далекая от церкви мамочка приводит в воскресную школу малыша, а после этого и сама становится постоянной посетительницей храма. Второй класс посещают детки от четырех до восьми лет, третий – от восьми до двенадцати и так далее. Количество классов в каждой школе зависит от настоятеля, программы и методики обучения.

Если вы решили посещать воскресную школу, нужно заранее ознакомиться с некоторыми правилами:

  • девочки должны ходить на занятия в платочках и длинных юбках;
  • у каждой школы свое собственное расписание и порядки, с ними необходимо предварительно познакомиться;
  • занятия мальчиков и девочек проходят в отдельных классах;
  • преподавание в воскресной школе должно быть совершенно бесплатным.

Уроки в воскресной школе для детей

Методика преподавания для детей до четырех лет основана на развивающих играх. Малыши занимаются рисованием, пением, лепкой, пальчиковыми играми. Нюанс только один: если творят поделки, то тема рождественская, либо пасхальная. Если слушают истории, то из Детской Библии, Святого Писания. Даже увлекательные загадки для детей воскресной школы имеют религиозную тему.

Каждый урок начинается и заканчивается молитвой. Ребята постарше после занятий вместе с родителями отправляются на службу. Посещение воскресной школы каждую неделю дает ребенку ощущение, что церковь становится частью его жизненного уклада. В окружении верующих крепнет и его собственная вера в Бога.

Второй класс в воскресной школе уже более серьезный, здесь ребят готовят к поступлению в общеобразовательную школу. Занятия вместо полутора часов увеличиваются до трех, проходят без родителей. Дети уже чувствуют собственную самостоятельность и значимость. Кроме общих занятий ребенок осваивает азы различных ремесел, театрального искусства и много другое. Любое занятие – польза во благо других. В десять лет дети понимают уже, что сделанная его руками и проданная на благотворительной ярмарке поделка принесет пользу сиротам.

В третьем классе занятия продлеваются до четырех часов. Дети изучают специальные дисциплины: церковнославянский язык, Закон Божий. Они занимаются иконописью, поют в церковном хоре.

Как проходят уроки

Воскресная школа для детей основной задачей ставит духовное просвещение молодого поколения. Уже с раннего возраста в нашем современном мире ребенок окунается в море информации, некоторая негативно может отразиться на формировании личности. Воскресная школа помогает разобраться в этом потоке и выбрать полезное и нужное.

Уроки здесь учителя проводят по типу диалога. Высказаться есть возможность у каждого ученика, учитель внимательно выслушивает мнение любого. В беседах дети находят ответы на свои бесконечные вопросы, получают опыт общения, учатся находить правильные решения. Кроме этого в диалоге развивается речь, воспитывается способность слушать собеседника.

Весь материал излагается педагогом в простой форме, ребята в ходе беседы сами могут делать выводы. Современное обучение сопровождается различными видео и аудио материалами, пособиями. Очень популярны интеллектуальные турниры, где темы для воскресной школы для детей дают возможность укрепить свои знания православия.

Укрепление семьи

Большое внимание здесь уделяется укреплению семьи. Поддержка старшего поколения при занятиях в воскресной школе просто необходима. К образовательному процессу родители, бабушки активно привлекаются. Для них организуются лекции, где можно получить вопросы на волнующие ответы, разобраться в проблемах. Родители участвуют в собраниях, помогают ухаживать за территорией храма, организуют праздники. Этот труд требует вдохновения и силы, веры в Господа. Совместно с детьми осуществляются различные экскурсионные поездки, паломничество по святым местам, походы. Все эти совместные мероприятия скрепляют семейные отношения, воспитывают здоровую личность, а это и является целью духовного воспитания.

Ребенок и церковь

Воскресная школа для детей рассчитана на то, что ее будут посещать не только детки постарше, но и малыши. Таким крохам трудно объяснить, что громко смеяться, бегать не принято в храме. Если ребенок начал капризничать, не нужно заставлять его отбывать службу до конца. Со временем повзрослевшие дети сами начинают понимать, как правильно нужно вести себя в церкви.

www.syl.ru

«Школа детей для детей» – пространство счастья

А вы когда-нибудь ночевали в школе? Были ли у вас, пяти- или шестиклассника, надежные друзья и советчики – старшеклассники? Пели ли вы песни в Песенном круге человек на 100? А мастерские, где ты, мастер, можешь научить чему-то очень важному для тебя всех желающих? А Коридор любви? Вы себе не можете представить ощущения, которые ты испытываешь, проходя по нему, когда слышишь столько добрых слов в свой адрес! И еще много чего интересного: Звёздная академия, проектная деятельность (она может быть очень-очень яркой и увлекательной!), работа в службах, тематические огоньки, гостевание, вечерние программы (где кто-то, может быть впервые, вышел на сцену!), жемчужины и дельфины и ещё много чего – и всё со смыслом, всё весело, ярко и интересно!

Вот как об этом пишут наши нынешние пятиклассники:

С 2011 года МБОУ «Гимназия № 3 в Академгородке» работает в тесном сотрудничестве с МИМЦ Черепановского района НСО. Первые 3 года это был Проект «Школа детей для детей». Развивался проект очень быстрыми темпами: было проведено несколько областных смен, в которых приняли участие делегации 8 районов области. Цели проекта, рассчитанного на 3 года, были выполнены, и теперь мы работаем на принципах самоорганизации в рамках Движения «Школа детей для детей» (ШДД).

Движение ШДД базируется на соблюдении Законов и Принципов Проекта. И это очень важно: какие бы формы мы ни использовали, сколько бы огоньков или мастерских ни провели, но если забыть о Законах, то результата не будет.

Принципы «Школы детей для детей»

У нас нет идеологии достижений, у нас идеология сопричастности и заботы.

Это значит, что, берясь за что-то, мы делаем это не для того, чтобы нас похвалили и не для того, чтобы «позвездить». Наоборот, любое дело мы делаем вместе, не закрывая собой других.

У нас нет конкуренции, у нас есть поддержка и взаиморазвитие.

Несмотря на то, что мы разделяемся на службы, отряды, мастерские и фан-клубы, мы никогда не конкурируем между собой. Мы дополняем друг друга, взаимодействуем и помогаем друг другу.

У нас нет поручений, у нас есть добровольная ответственность.

Когда мы берёмся за какое-то дело, каждый берёт на себя часть этого дела. Но при этом каждый сам выбирает, за что именно он возьмётся. Вас никто не будет заставлять, никто не будет поручать вам что-то, если вы не хотите делать это. Вы берётесь за что-то, только если сами этого хотите.

У нас нет иерархии, у нас есть позиционное самоопределение в сотрудничестве.

У нас (особенно на сменах) есть участники, есть инструкторы, есть кураторы. Внутри служб есть координаторы. Но это разделение идёт не по принципу лестницы, никто не ставит себя выше или ниже других. Инструкторы общаются на равных с участниками, к тому же «участник» – не пожизненное звание, и стать инструктором может каждый.

У нас нет закрытых тем, у нас полная открытость перед сообществом.

Мы не скрываем ничего друг от друга, и «недоверие» – это абсолютно чуждое для нас слово.

У нас нет агрессии в отношениях, у нас принятие и уважение друг друга.

В общении друг с другом мы полностью исключаем резкость, оскорбления и т. п. Если вам не нравится, как ведёт себя человек, мягко скажите ему о его точке роста. Если человек неприятен вам, постарайтесь избавиться от этого чувства и воздержитесь от того, чтобы говорить об этом самому человеку, не отвергайте его, потому что это рождает конфликт, ссору, а «ссора» – это такое же чуждое для нас слово, как и «недоверие».

Основные законы «Школы детей для детей»

1. Закон «5П» – принять, понять, поддержать, полюбить, преобразовать.

Во-первых, мы принимаем человека сразу, как только он появляется в нашем сообществе. Если у нас появился кто-то новый, у него просто не должно быть возможности остаться в стороне. Он и не заметит, как почувствует себя одним из нас.

Во-вторых, мы прислушиваемся к человеку, какую бы идею он ни выдвигал. Абсолютно всё, что он хочет предложить, мы выслушаем и постараемся понять, потому что, даже если идея и кажется глупой (да даже если она и является глупой), её всегда можно додумать всем вместе.

В-третьих, поняв человека, мы поддерживаем его. Если он попытается что-то предложить, но в ответ на это увидит, как остальные удивлённо и молча смотрят на него, у него просто пропадёт желание говорить дальше. Идея должна быть услышана, подхвачена и, если это нужно, додумана уже общими силами.

В-четвёртых, полюбить. Человек должен чувствовать, что к нему относятся с любовью, что окружающие не просто слушают и кивают головами, после чего деловито обсуждают услышанное, а слушают с улыбками, хвалят, если идея понравилась, обращаются к нему, говоря, что вот в этом он разбирается. Гораздо приятнее проявлять инициативу, если услышать в ответ на предложенную идею: «Отличная мысль!» и просто осознавать, что окружающие тебя любят.

И, в-пятых, преобразование. Это и есть то самое «додумывание», когда от любого предложения, которое, казалось бы, вообще никак не может помочь делу, можно оттолкнуться и прийти к чему-то большему, преобразовать это предложение.

Интересно, что закон первых трёх «П» (принять, понять и поддержать) действует в абсолютно всех группировках. К примеру, в кучке наркоманов, собирающейся в подъездах и переулках, каждого её участника принимают, ведь он остаётся вместе с ними, понимают, зачастую выслушивая о его тяжёлой жизни и о том, как он оказался среди них, и поддерживают, мол, «иди к нам, у нас тебе будет лучше». Но ни о какой любви там не может быть и речи, ни один из участников подобных группировок не любим остальными, и преобразовывать там нечего.

2. Закон воспроизводства – «Научился сам – научи другого».

Для этого мы и создаём мастерские. Если вы умеете делать то, чему пока ещё не научились другие, к примеру, играете на гитаре или плетёте фенечки, и видите, что кто-то хочет этому научиться, научите его, особенно если он сам обратился к вам с такой просьбой. Но это не значит, что нужно ждать, пока вас попросят. Если вы ясно видите, что человек хочет научиться тому, что умеете вы, подойдите и предложите ему свою помощь. Много желающих научиться — можете смело открывать мастерскую.

3. Закон Звезды – «Гореть, зажигая других».

Мы не делаем что-то для того, чтобы «звездить», мы всегда стараемся раскрыть таланты других. Это не значит, что вы всегда должны оставаться в тени, но главное – не путать слова «гореть» и «звездиться». Показывать свои таланты, но в нужное время и в нужном месте, и никогда не забывать о том, что таланты есть и у других и что вы можете помочь им их раскрыть.

4. Закон Адвоката – «Отмечай лучшее во всём и во всяком».

Как известно, идеальных людей не бывает. У каждого есть точки роста. Закон Адвоката говорит о том, что нужно искать в человеке положительные качества, потому что, если вы будете искать недостатки, то впустую потратите время и не сделаете этим лучше никому, даже самому себе. К тому же, чем больше недостатков вы отмечаете в человеке, тем сложнее вам общаться с ним, а бывают такие ситуации, в которых общение неизбежно. Ища минусы, вы можете также увидеть в человеке те отрицательные черты, которых и вовсе у него никогда не было, то есть придумать и убедить себя в каком-то его недостатке. А если искать и видеть плюсы, то и общаться вам будет приятно.

То же самое и с любой ситуацией в вашей жизни. Как говорится, «всё, что ни делается, всё к лучшему».

5. Закон Источника – «Радоваться обнаруженной проблеме как источнику мобилизации и увеличения жизненных сил».

Проще говоря, любой проблеме, которая встаёт перед нами, мы радуемся. Проблему всегда надо преобразовывать в задачу, а задачу — решать. Решив её, мы приобретём определённый опыт, разовьём в себе те или иные качества, и в будущем уже сможем избежать подобных проблем.

В гимназии № 3 движение «Школа детей для детей» набирает обороты. На данный момент инструкторская команда насчитывает около 35 ребят с 6 по 11 класс. Это сплочённый разновозрастной коллектив инструкторов, которые обладают проектной, организационной, коммуникативной грамотностью, умеют ставить цели и анализировать сделанное, обладают навыками рефлексии. Эта группа ребят становится для 5-7 параллелей образцом для подражания, теми, кто задаёт «моду на хорошее», формирует положительные привычки и создаёт атмосферу жизни по высоким нравственным законам.

Что конкретно мы делаем?

В течение учебного года проводятся разные «события» (мы не любим слова «мероприятия», потому что они зачастую ничего не меняют, а мы учимся управлять изменениями и стремимся делать это осознанно).

Самые яркие события:

Сборы-ночёвки. Да-да, мы ночуем в школе! Сборы представляют собой мини-смены. Они проводятся 2-3 раза в течение учебного года. План сбора разрабатывает инструкторская команда. В первую очередь ставятся цели и задачи. Для чего именно сейчас нам нужен сбор? Дать толчок новой творческой волне? Тогда назовём сбор «Зажигалка» и добавим побольше творческих форм. Хотим что-то изменить в атмосфере классов и гимназии? Пусть сбор будет называться «Сквозь кротовую нору». И главный акцент сделаем на отслеживании изменений, видах рефлексии.

Самое важное – после каждой сбора-ночёвки обязательно проводятся интересные дела в классах, потому что представители классных коллективов и классные руководители запланировали на проектной работе эти изменения и знают, как это сделать.

Одной из самых важных традиций стало проведение такой ночёвки для параллели 5 классов в начале сентября. Всем пятиклассникам даётся возможность познакомиться с нашими принципами и законами в деле. Мы показываем ребятам, что большая семья средней школы готова их принять, что к школе нужно относиться как к дому.

Звёздные академии. Теория и практика по самым разным вопросам саморазвития. Коучинг, психология, тренинги и техноигры – всё это части Звёздных академий. Проводят их приглашённые взрослые специалисты (родители, педагоги) или сами ребята.

Мастерские. Город мастеров – так мы называем это прекрасное событие. Мастерами становятся дети, учителя, родители. Каждый мастер пишет программу мастерской, а это уже мини-проект. Каких только мастерских уже не видели стены гимназии! И плетение косичек, и танцы, и аппликации манкой, и робототехника, и приёмы самообороны… Счастье делиться тем, что знаешь сам, – вот что чувствуют участники этого прекрасного дела.

Гостевания. Мы проводили Новогодние гостевания. Класс принимает гостей, а потом сам идёт в гости. Причём интереснее всего, когда это разновозрастные классы. А ещё проводили родительские собрания в такой форме.

А вот летом 2017 года МБОУ Гимназия № 3 провела первую собственную инструкторскую смену.

Мы давно мечтали провести свою летнюю смену для инструкторов, и вот наконец это свершилось! С 14 по 17 августа 2017 года 24 гимназиста (с 6 по 11 класс), 2 выпускника и 3 учителей стали участниками этого удивительного события. Смена стала реальностью благодаря шефской помощи Института теплофизики СО РАН, обеспечившего прекрасное место проведения – базу отдыха «Сосновый бор» в Завьялово.

Инициаторами смены стали сами инструкторы. Разработав основные идеи сбора, команда смело отправилась в это прекрасное «путешествие». Назвали смену «Сильные люди». Каждый день был посвящён новой теме:

1 день: «Сила людей». Инструкторы подготовили и провели Звёздную академию «Привычки сильных людей». Очень заинтересовал всех разговор о том, как внедрить эти привычки в свою жизнь.

2 день: «Сила счастья». Весь день был посвящён этой теме. И «Звёздная академия», и тренинги, и песни на закате, и огонёк у костра, и падающие звёзды на ночном небе – всё делало нас счастливыми.

3 день: «Сила порядка». Раздумья о порядке и хаосе в голове и в жизни, мастерские, «Дурацкий футбол», ночная дискотека, «коридор любви» — вот что запомнилось из этого прекрасного дня. Мощным прорывом для многих ребят стал тренинг «Чёрно-белый стул». Познание себя – всегда непростой процесс, но самый интересный!

4 день: «Сила цели». Прозвучали завершающие творческие рефлексии служб. Проектная работа была посвящена планированию и разработке сентябрьского традиционного сбора-ночёвки для пятиклассников.

Рефлексию и отзывы участников смены можно прочесть в нашей группе ВКонтакте https://vk.com/topic-30476486_28630634?offset=140. Вот только несколько слов из отзыва Леночки Шкель, выпускницы гимназии, студентки 4 курса НГУ:

«Сколько мы всего сделали за эти 4 дня – сложно сформулировать даже в небольшом рассказе. Ребята, вы огромные молодцы. Мы меняем мир к лучшему, мы формируем новое поколение, которое еще круче нас. Прорыв инструкторов виден налицо, чему я лично безмерно рада! У меня столько энергии, что мои дома с ума сходят. Новая тетрадка заведена, а в ней уже целый талмуд знаний. Спасибо за открытие новой себя, спасибо судьбе, что я знакома с каждым из вас. Частичка всех инструкторов теперь в моем сердце!»

А вот что написала директор базы, мама шестиклассницы, коуч-тренер Алексеева Дарья Николаевна:

«Дорогие ШДДшки, лето для меня заканчивается, и я могу поделиться впечатлениями:

1. За это лето самое сильное и прекрасное – это ваша смена и ВЫ!!! Правда, правда… все вы на базе, и вдохновение, и атмосфера, и настоящие люди, и отзывы – я их увидела три недели назад, вы прекрасны, СПАСИБО ВАМ!!!

2. Передайте Благодарность вашим родителями за то, что они вырастили таких замечательных детей, детей, которым не все равно, детей, готовых делиться и отдавать, детей, которые сделают этот мир лучше!!! Пожалуйста, прочитайте вашим родителям эти строки. Ваша многогранность, ваш эмоциональный интеллект, ваша многозадачность и способность к творчеству, креативу – все эти навыки очень нужны людям 21 века, а у вас они уже есть! Значит у вас Великое будущее!»

Надеемся, что такие смены станут доброй традицией нашего движения «Школа детей для детей». Возможно, в следующем году к нам присоединятся инструкторы из других школ района. Добро пожаловать в наше пространство счастья!

io.nios.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о