Рисунки на тему октябрьской революции – Подмосковный краевед: Революция 1917 года в рисунках детей

Содержание

«Я рисую революцию!» Детский рисунок времен Великой российской революции из собрания Исторического музея

Выставка, приуроченная к столетию Великой российской революции, представляет около 150 детских рисунков, созданных в 1917–1918 годах. Уникальное собрание детского рисунка поступило в музей в 1919 году от Василия Сергеевича Воронова (1887–1940), известного ученого и педагога, много лет занимавшегося изучением художественного творчества детей.

Детское творчество явилось одним из важнейших открытий, которые привнес XX век в сферу искусства. Крупный художественный критик  Я.А. Тугендхольд отмечал, что «уже с конца XIX века детские рисунки перестали быть в глазах взрослых кляксами шалости, каракулями невежества; в них усмотрели подлинное творчество – бескорыстное, бессознательное, в котором ребенок расточает свойственную ему цветистую фантастику и свежесть выражения».

Возведенное, таким образом, в ранг «высокого искусства», творчество детей обрело своих ценителей, собирателей и исследователей. Среди них оказался и В.С. Воронов, первым увидевший в детских рисунках не только художественный объект, но и важный исторический источник. С началом Первой мировой войны, осознавая эпохальное значение происходящего, он начал собирать рисунки на военную тему, а затем и на революционную. В одной из своих статей ученый писал: «Будущий историк наших дней будет благодарен за каждую правдивую и верную черту, отразившую нашу современность. В будущей громадной летописи о наших днях должны быть строки, вписанные рукой детей, и их рисунки, непосредственно отражающие то, что они видели и о чем думали».

Экспонируемые рисунки в основном были исполнены учащимися двух учебных заведений, где преподавал В.С. Воронов: реального училища И.И. Александрова и мужской гимназии имени М.В. Ломоносова в Москве. Их авторами были мальчики в возрасте от 7 до 13 лет, чьи имена, к сожалению, нам почти неизвестны (большинство рисунков анонимны).

Часть детских «революционных» рисунков из собрания В.С. Воронова демонстрировалась в 1918 году на небольших выставках в гимназии имени М.В. Ломоносова (январь) и реальном училища И.И. Александрова (март). Настоящая выставка – первый масштабный показ коллекции детских «революционных» рисунков из собрания Исторического музея в стенах самого Исторического музея.

Экспозиция делится на два основных раздела. Первый раздел посвящен «Образам революционной эпохи». Здесь представлены многочисленные изображения большевиков и меньшевиков, кадетов и эсеров, буржуев и пролетариев, юнкеров и красногвардейцев. Многие рисунки сопровождают надписи, также исполненные детской рукой, поясняющие политическую и социальную принадлежность того или иного персонажа.  

Второй раздел выставки повествует о событиях революционного 1917 и послереволюционного 1918 годов. Рисунки разделены в хронологическом порядке на четыре темы: «Февральская революция», «Между Февралем и Октябрем», «Октябрьская революция», «После Октября». Особенностью данной группы рисунков является то, что практически все они исполнены непосредственно с натуры, на основе реальных жизненных наблюдений, в изобилии разворачивавшихся перед внимательными глазами детей. На этих рисунках можно видеть демонстрации и митинги, очереди за продуктами и автомобили с революционными солдатами, бои на московских улицах и обстрел Кремля, украшения города по случаю первой годовщины Октября и проекты герба молодого советского государства.

Помимо рисунков, на выставке представлены уникальные фотографии, лубки и плакаты, исполненные в 1917 году, которые помогут современному зрителю взглянуть на события столетней давности «взрослыми» глазами и сравнить этот «опытный» взгляд с непосредственным взглядом ребенка.

Экспозицию украшают две серии открыток, выпущенных в 1917 году: «Дети-политики» (худ. В.А. Табурин) и «Дети-манифестанты» (худ. С. Кущенко) (из частной коллекции С.А. Чапкиной-Руга), находящие целый ряд параллелей с детскими «типажными» рисунками.

Дополняют визуальный ряд выставки выдержки из детских сочинений 1917 года и цитаты из неопубликованных статей В.С. Воронова.

shm.ru

Революция для самых маленьких • Arzamas

Митинги, очереди и бои на московских улицах в рисунках и воспоминаниях школьников 1917 года

Подготовил Евгений Лукьянов

В 1919 году Василий Воронов, ученый и преподаватель графических искусств, передал Российскому историческому музею коллекцию детских рисунков, посвя­щенных Первой мировой войне и рево­лю­ции. Воронов преподавал с 1906 года в московском реаль­ном училище Ивана Александрова, а с 1910 го­да — и в муж­ской гимназии имени Ломоносова. В 1914 году он начал собирать детские рисунки о войне, а через три года к ним добавились рисунки о рево­люции.

Коллекция Воронова составлена из рисунков мальчиков старшего дошкольного возраста, учащихся младших классов городских училищ и средних учебных заведений Москвы — в возрасте от семи до тринадцати лет. В основном это работы его уче­ников. Почти все рисунки, по свидетельству самого собирателя, исполнялись дома, как работы на свободные темы, без помощи и указаний учителя, только лишь под влиянием событий и настроений, которыми жил город в годы войны и революций.

В 1917 году Воронов, помимо рисунков, начал собирать и детские тексты, посвя­щенные происходившим в это время событиям. Часть этих записей была опубликована ученым в 1927 году, к десятилетию Февральской и Октябрьской революций. Имена авторов текстов, как и большинства рисунков, неизвестны.

Демонстрации, митинги
и очереди

Демонстрация с лозунгом «Да здравствует свободная Россия!». Рисунок подписан фамилией Яцкевич. Февраль 1917 годаГосударственный исторический музей «Не понравился русскому народу царь Николай II и вздумали сместить его. Царь исполнил желание народа и отрекся от престола. Получив свободу, народ стал грабить и убивать друг друга» 
Здесь и далее — авторская орфография
и пунктуация сохранены. Неизвестный автор. Демонстрация возле фабрики с девизом «Свобода слова!». Февраль 1917 годаГосударственный исторический музей

«Была весна. Люди стали волноваться и зделали революцию»

Демонстрация с лозунгами «Да здравствует свободная Россия!» и «Война до победы!». Рисунок подписан фамилией Косарев. Весна 1917 годаГосударственный исторический музей

«Во время войны в Москве началась суматоха, в один день, когда я гулял с бабушкой и пришел домой, то узнал, что государя сагнали с престола. Когда я сел пить чай, то вдруг у нас за окнами послышался шум, я увидел большую толпу рабочих»

Неизвестный автор. Митинг у Красных ворот. Весна 1917 годаГосударственный исторический музей

На рисунке видны барочная арка триумфальных Красных ворот и колокольня церкви Трех Святителей (снесены в 1927 году).

«1-го марта под предводительством студентов был свергнут царизм, на место которого вступило временное Правительство. Но оно скоро довело Pоссию до нельзя»

Неизвестный автор. Автомобиль с революционными солдатами. Весна 1917 годаГосударственный исторический музей

«Вскоре показалась манефестация, это было очень большая и грандеозная. Несли красные знамена, обшитыя золотым шнурком. У каждого мущины или женщины был красный бантик. Меня в ето время охватило радостное чувство любви ко всем»

Неизвестный автор. Демонстрация на широкой улице. Лето 1917 годаГосударственный исторический музей

Одна из многочисленных демонстраций лета 1917 года. Лозунги на плакатах даны лишь начальными буквами: «ДЗСДРП» — «Да здравствует социал-демократическая рабочая партия»; «ДЗДР» — «Да здравствует демократическая Россия»; «ПВСС» — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».

«Как только началась революция, я не мог сидеть дома. И меня тянуло на улицу. Весь народ шел на Красную площадь, где около думы студенты говорили речи. Настроене у всех было радосное. По улицам ездили грузовики с солдатами, в руках которых находились ружья»

Неизвестный автор. Митинг возле памятника Пушкину. Лето 1917 годаГосударственный исторический музей

Изображен один из митингов лета 1917 года. Памятник Пушкину стоит на своем первоначальном месте, в начале Тверского бульвара на Пушкинской площади (в 1950 году он был перенесен на противоположную сторону площади).

«При царе хлеба было мало, а сечас еще меньше. В сентябре стали выдавать по-четверть фунта, а где и совсем не дадут»

Неизвестный автор. Демонстрация возле Большого театра с лозунгом «Да здравствует демократическая республика!». Август 1917 годаГосударственный исторический музей

На Театральной площади собрались тысячи мо­скви­чей, чтобы выразить протест Московскому государственному совещанию. Оно было созвано Временным правительством и проходило 12–15 ав­гу­ста 1917 года под председательством Александра Керенского в помещении Большого театра. Посреди красных полотнищ — черное знамя анархистов. На первом плане — красный плакат железнодорожников станции Сортиро­вочная с надписью: «Да здравствует демокра­тическая республика!»

Неизвестный автор. Очередь в булочную Чуева на Солянке. 1917 годГосударственный исторический музей

Очереди («хвосты») стали главной приметой конца 1916 года и начала 1917 года. Продовольственный кризис затронул в первую очередь крупные города, и для детей это было первым признаком неблагополучия.

Образы революции

Неизвестный автор. Большевик со знаменем «Долой войну и буржуев». 1917 годГосударственный исторический музей

«Народ разделился на много партий, там были меньшевики и большевики. Меньшевики это были помещики и богатые люди, а большевики — это народ, рабочие, и мастеровые, и крестьяне»

 А. Константинов. Большевик, идущий на митинг. 1917 годГосударственный исторический музей

На рисунке изображен большевик, идущий на предвы­борный митинг. В руках у него — флаг с цифрой 5, которая обозначает номер возглавляемой Лениным Российской социал-демократической рабочей партии (партии большевиков) в избирательных списках на выбо­рах в Учредительное собрание.

Неизвестный автор. Маша-большевичка. 1917 годГосударственный исторический музей

«Теперь мы стали узнавать кокие такие буржуи»

Неизвестный автор. Большевик и меньшевик. 1917 годГосударственный исторический музей

Большевик и меньшевик противопоставлены друг другу: меньшевик — крохотный и одет в дорогую шубу; больше­вик — огромен, он в кожанке, штанах с разноцветными заплатками, валенках и вооружен.

Неизвестный автор. Большевик и буржуй. 1917 годГосударственный исторический музей

«Когда я пришол домой, то стал рисовать, как ходют по улице с флагами, и нарисовал целых 14 Красных Флагов. Отец спросил меня, когда пришол, Что ты делаешь? Я ему сказал, что рисую революцию!»

Неизвестный автор. Спекулянт. 1917 годГосударственный исторический музей

«Московская война»

Неизвестный автор. Бой на Театральной площади. Ноябрь 1917 годаГосударственный исторический музей

На Театральной площади в Москве в октябре 1917-го шли ожесточенные бои. На рисунке — зеленый броневик с надписью «С. Р. и С. Д.», то есть «Совет рабочих и солдатских депутатов».

«Один раз я шел по Сухаревой площаде и увидал барикады, я ни знал, что это такое. Когда пришел домой, то я спросил у матери, но она тоже низнала. Вечером, когда я сидел дома и делал уроки, мы услыхали выстрелы и потом я узнал, что это революция»

«Я наблюдал из окна в бинокль, как стреляли из пулемета. Все эти дни выходить из дома было опасно, и мы не могли достать хлеба, четыре дня мы питались картофелем. По ночам мы спали нераздеваясь, а папа и другие мужчины которые живут в нашем доме дежурили с револьверами по очереди во дворе»

Неизвестный автор. Бой за Кремль. Ноябрь 1917 годаГосударственный исторический музей

Кремль изображен со стороны Красной площади. Над зубчатой стеной летают ядра, Никольская башня — в зияющих пробоинах.

«Так как наш дом стоит на углу Мясницкой и Юшкова переулка, то стреляли с двух сторон вдоль нашего дома. У наших ворот стоял пулемет большевиков. Раз мы вышли на двор, но вдруг начали сильно стрелять, и мы пошли домой. К нам в дом в окно над нашей квартирой попала пуля. Я ходил ее смотреть»

«В понедельник стрелять еще продолжают, мама стояла у окна и визала чулок и как только она отошла, пуля попала в наше окно, но в комнату не влетела, а пробила первое стекло и осталась на подоконнике»

«Когда обявили перемирие я с двумя товарищами побежали в центр смотреть, что навоевали большевики и юнкера. Мы видали много домов, оббитых с выбитыми вдребезги большими стеклами и несколько домов все сгорели. Повсюду ходил безопаски народ и все расуждали как шла московская война»

Неизвестный автор. Обстрелянные дома возле Кремля. Ноябрь 1917 годаГосударственный исторический музей

«В дни риволюцыи было очень весело. И русскою риволюцию никогда ни забуду»

«Большевиков жертв не отпевали, а говорили речи и играла музыка и народ шел с красными знаменами и лентами. Я раньше ходил на Красную площядь смотреть как вырывают могилу и укладают досками. Народ везде спорил между собой и некоторые ругались»

Неизвестный автор. У раскрытой братской могилы. Ноябрь 1917 годаГосударственный исторический музей

10 ноября 1917 года в Москве хоронили красногвардейцев, погибших в революционных боях. 238 гробов опустили в могилы на Красной площади. Две братские могилы распо­ложены возле стен Кремля, по обеим сторонам от Сенатской башни.

С 19 апреля по 19 июня 2017 года в Государственном историческом музее пройдет выставка «„Я рисую революцию!“: детский рисунок времен Великой российской революции из собрания Государственного исторического музея», на которой будут представлены детские рисунки, фотографии революционной Москвы, редкие пла­каты 1917 года и документальные свидетельства очевидцев.

arzamas.academy

Art-Weekend: выставки к 100-летию русской революции. Часть 1

Текст: Ольга Абрамова01.03.2017   13198

2017-й — год 100-летия русской революции, и многие музеи, галереи и прочие арт- и не только институции как страны — виновницы «торжества», так и зарубежные — подготовили обширные программы в память о «десяти днях, которые потрясли мир». Сегодня «Артгид» расскажет о заслуживающих внимания отечественных проектах, приуроченных к этой дате. А в следующей публикации будут представлены зарубежные выставки, посвященные революции 1917 года.

Иван Владимиров. Взятие Зимнего дворца. 1917–1918. Бумага, акварель

2017 год щедр на круглые юбилеи. Полтысячелетия прошло с тех пор, как Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов, 300 лет назад вышел в свет литературно-педагогический шедевр «Юности честное зерцало», по два века отмечает целая компания выдающихся деятелей культуры и искусства во главе с Айвазовским.

Русской революции всего 100, но за этот век страна пережила столько трагедий и метаморфоз, что сегодня фрустрированные граждане не уверены уже ни в чем.

Отмечали революционные годовщины по-разному. Эйфорические праздники первых лет, оформленные пионерами и амазонками авангарда, сменились фирменными сталинскими смотрами, парадами Великой Отечественной, мирными оттепельными шествиями. Времена «развитого социализма» выработали свой ритуал. «Красный день календаря», выходной, даже два, утром парад — оцепеневший маршал, стоя в парадном ЗИЛе, объезжает войска, шеренги орут: «Здрав-жел-тов-маш-сов-юз — ура-а-а-а!», — барабаны гремят, музыка играет, брусчатка Красной площади дрожит от тяжелой военной техники. Потом демонстрация — шарики, знамена, «уйди-уйди». Вечером иллюминация.

СССР закончился, и вектор сменился — Великая октябрьская социалистическая революция обернулась кровавым Октябрьским переворотом. Один день отдыха отняли, потом передвинули и переименовали сам праздник. И никаких в этот день парадов, только согласие и примирение. Сбили настройку, но иллюминация осталась, а главное, все наконец официально согласились, что есть у революции (или переворота) безусловное достижение — русский авангард, великое искусство — «великая утопия», так необыкновенно совпавшая с энтузиазмом построения нового общества.

Последнее время иллюминация у нас круглый год, авангард превратился в бренд, который пришелся везде — от рекламы до церемонии открытия Олимпийских игр, но что делать с революцией опять непонятно. «Стать выше борьбы сторон» получается не у всех. Правда, шумит вовсю выставочная оттепельная капель, любимый столичный музей совсем скоро расскажет, как, «несмотря на все противоречия периода холодной войны, художников объединяли общие ценности и задачи их искусства», а программа, которую в конце января утвердил Организационный комитет по подготовке и проведению мероприятий, связанных со 100-летием революции 1917 года в России, открывается выставкой «Державная заступница России. К 100-летию отречения от престола императора Николая II и обретения в Коломенском иконы Богоматерь державная».

Опытному посетителю выставок современного искусства очевидно, насколько бессмысленно сегодня разделение экспозиций на художественные и нехудожественные. Архивные листки, старые фотографии, неожиданные артефакты при правильном ракурсе не хуже живописных шедевров передают дух времени. Попробуем пробудить своего внутреннего концептуалиста и начнем, благословясь.

 

Кузьма Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1928. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Некто 1917»
28 сентября 2017 — 14 января 2018
Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу, Москва

Большая международная выставка, подготовленная Государственной Третьяковской галереей, осторожна в оценках. Вспоминаем все и всех — и февраль, и октябрь, и борьбу художественных течений, и напряженные дискуссии, и мифотворцев, и утопистов-беспредметников, и конструкторов новой жизни. Копаемся в чувствах творцов. Революционное время переживают фигуративисты, среди которых — Михаил Нестеров, Кузьма Петров-Водкин, Борис Григорьев, Зинаида Серебрякова, и беспредметники — от Казимира Малевича и Василия Кандинского до Любови Поповой, Ивана Клюна и Александра Родченко. Фотографии и кинохроника отрезвят особенно восторженных зрителей свидетельствами реальной жизни того сурового времени. Своей живописью и скульптурой для выставки поделились Центр Помпиду, галерея Тейт, Музей Стеделейк, Музей Людвига, музеи Испании, Греции и Израиля, Государственный Русский музей и множество провинциальных музеев России.

 

Вера Мухина. Ветер. 1927. Бронза. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Ветер революции. Скульптура 1918–1932 годов»
1 сентября 2017 — 14 января 2018
Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу, Москва

Своим названием выставка обязана «Ветру» Веры Мухиной — женской фигуре, отчаянно сопротивляющейся стихии. Мухина считала ее одной из главных своих пластических удач — героиня отворачивается, защищается, но выдерживает натиск и не сгибается. Прозрачная метафора, очень близкая сердцу множества творцов и тогда, и сегодня. Мухина, признанный мастер соцреалистической скульптуры, всегда гордилась, что не состояла в партии и не лепила вождей. Теперь, когда ветер революции поутих, мухинская фигура прекрасно уживается в одном пространстве со скульптурными портретами представителей революционного движения и проектами из приснопамятного и, как подтверждают последние события, вечного живого плана «монументальной пропаганды». Среди произведений 1918–1930-го есть и те, что публика увидит впервые.

 

Эль Лисицкий за работой над макетом организации пространства для неосуществленной постановки театра Всеволода Мейерхольда по пьесе Сергея Третьякова «Хочу ребенка». 1928. Источник: thecharnelhouse.org

«Эль Лисицкий»
17 ноября 2017 — 4 февраля 2018
Еврейский музей и центр толерантности

Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу, Москва

Вместе с Еврейским музеем и центром толерантности ГТГ готовит самую полную ретроспективу универсального мастера, преданного ученика Малевича, научившегося не представлять, а конструировать пространство. Мечтая о создании системы «новых взаимоотношений реального мира», он проектировал книги и выставки, небоскребы и плакаты. Эль Лисицкого можно назвать выдающимся урбанистом, и не его вина, что это слово так скомпрометировано нашей сегодняшней реальностью. Он был гениальным пропагандистом нового советского искусства за границей, и мало кого из советских авангардистов числит в своих учителях такое количество современных художников во всем мире. Экспозиция развернется сразу на двух площадках. В Еврейском музее и центре толерантности покажут самое начало, так называемый еврейский период — книжки, плакаты, фотографии. Среди 200 объектов, которые займут залы на Крымском Валу, — знаменитые проуны (проекты утверждения нового), архитектурные проекты, а также графика и живопись из крупных зарубежных коллекций.

 

Неизвестный автор. Демонстрация на широкой улице. 1917. Бумага, цветные карандаши. Государственный исторический музей, Москва

«“Я рисую революцию!” Детский рисунок времен Великой российской революции из собрания Государственного исторического музея»
19 апреля — 19 июня 2017
Государственный исторический музей, Москва

Почти две сотни рисунков, выполненных учениками московских гимназий в 1917 году, могут оказаться замечательным свидетельством времени. Тем более в окружении фотографий революционной Москвы и рассказов очевидцев.

 

Александр Вахрамеев. Пожар Литовского замка. 1917. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Выставка рисунков Александра Вахрамеева. «Типы и сцены Петрограда 1917–1920 гг.». Из частного собрания
Апрель–июль 2017
Государственный исторический музей, Москва

Революционный Петроград тоже не останется без внимания. О его обитателях, быте и курьезах расскажут рисунки и акварели из серии «Типы и сцены Петрограда 1917–1921 года». Они выполнены очевидцем, выпускником Императорской академии художеств и активным участником российской художественной жизни Александром Вахрамеевым. Впервые их показали в 1927 году — сразу после смерти автора.

 

Владимир Ленин выступает перед войсками, отправляющимися на польский фронт. 5 мая 1920. Фото: courtesy Российский гуманитарный научный фонд

«Энергия мечты. К столетию Великой русской революции 1917 года»
Сентябрь 2017 — январь 2018
Государственный исторический музей, Москва

Главный проект ГИМа документален и этнографичен. Но сегодня многие так плохо представляют себе события столетней давности, что фотографии, архивные редкости, кинохроника, подлинные бытовые предметы, печатные издания сами по себе достойны внимания. К тому же нам еще обещают рассказать «о революционном прорыве во всех сферах общественной жизни», ликвидации безграмотности, взлете профессионального искусства и вместе с тем о классовой вражде и государственном терроре. Ради этого можно еще раз вспомнить, как выглядел Ленин на броневике или как строились дирижабли.

 

Сергей Чехонин. Обложка книги Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир». 1923

«Десять дней, которые потрясли мир»
Октябрь–декабрь 2017
Мультимедиа Арт Музей, Москва

Ольга Свиблова и кураторы МАММ берут в соавторы Джона Рида, уверявшего в своей знаменитой книге, что он «пытался смотреть на события с точки зрения добросовестного журналиста, заинтересованного в установлении истины». Очень интересно, удастся ли команде специалистов, опираясь на фотографии, архивные документы, живопись и графику русского авангарда, к этой истине прикоснуться и объяснить сегодняшнему зрителю, что же произошло в России в октябре 1917-го, что такое пролетарская революция и диктатура пролетариата.

 

Иван Владимиров. На посту. 1918. Холст на картоне, масло. Собрание Владимира Руги

«Революция. Первый Залп. Иван Владимиров — свидетель непростого времени»
10 февраля — 12 марта 2017
Государственный центральный музей современной истории России, Москва

Бывшему Музею революции на роду написано участвовать в юбилейных торжествах. Там уже открыта выставка работ академически образованного реалиста Ивана Владимирова из собрания музея и частной коллекции Владимира Руги. Больше полусотни холстов и рисунков ценны, прежде всего, как свидетельства внимательного очевидца.

 

Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. 20 января (2 февраля) 1918. Машинопись. Правка в тексте — Владимира Ленина и Николая Горбунова. Подписи — автографы: Владимира Ульянова (Ленина), Николая Подвойского, Владимира Алгасова, Владимира Трутовского, Александра Шлихтера, Проша Прошьяна, Вячеслава Менжинского, Александра Шляпникова, Григорий Петровского, Владимира Бонч-Бруевича, Николая Горбунова. Российский государственный архив социально-политической истории, Москва

«1917. Код революции»
21 марта — 12 ноября 2017
Государственный центральный музей современной истории России, Москва

Следом за «Первым залпом» пойдет «1917. Код революции». Шесть залов музея заполнят фотографии, аудиозаписи, подлинные вещи и редкие архивные документы, предоставленные Российским государственным архивом социально-политической истории. Ради праздника впервые покажут оригиналы рукописей, декретов советской власти, постановлений Политбюро и личных документов Ленина, в том числе касающихся его семьи, соратников и даже отношений с Инессой Арманд.

 

Павел Соколов-Скаля. Штурм Зимнего дворца. 1947. Холст, масло. Государственный исторический музей, Москва

«Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году»
26 октября 2017 — 14 января 2018
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Государственный Эрмитаж решил сосредоточиться на самом себе. Имеет право — как фигурант и революционный символ. В парадных залах Зимнего дворца откроются сразу две выставки.

В Аванзале представят историю Лазарета имени наследника цесаревича Алексея — большого хирургического госпиталя для солдат и низших чинов на тысячу мест, который начал работать в октябре 1915 года. Он занимал тогда все парадные залы, кроме Георгиевского, и был закрыт через два года, сразу после Октябрьского переворота. В экспозиции не только документы, фотографии и мемориальные объекты, но и работы фирмы Фаберже.

Выставка в Николаевском зале с помощью архивных свидетельств и кинохроники расскажет об основных событиях, которые привели к Февральской революции, отречению Николая II и Октябрьскому перевороту.

 

Юрий Анненков. Иллюстрация к поэме Александра Блока «Двенадцать». 1918. Бумага, смешанная техника. Источник: artpoisk.info

«Печать и революция. Издания 1917–1922 гг.»
26 октября 2017 — 14 января 2018
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Сотрудники научной библиотеки Эрмитажа подготовили экспозицию об издательской деятельности после революционного переворота. Почти 230 экспонатов — книги, периодика и плакаты — выпущены в 1917–1922 году издательствами всех мастей. В отдельную категорию выделены каталоги эрмитажных выставок, работы сотрудников, путеводители по коллекциям. В экспозиции много редкостей вроде агитационных плакатов 1918–1920-го, поэмы Александра Блока «Двенадцать» с иллюстрациями Юрия Анненкова и листовки об эвакуации и реэвакуации Эрмитажа в 1917–1920-м.

 

Неизвестный автор. Сергей Эйзенштейн на съемках фильма «Октябрь». 1927. Courtesy История России в фотографиях

«Эйзенштейн. Революция в искусстве»
7 ноября 2017 — 5 марта 2018
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Агрессивно-эмоциональные кадры, смонтированные так, чтобы шокировать зрителя и вызвать запрограммированную эмоцию, — что это? Новости на центральных ТВ-каналах? Нет, конечно, — перед нами знаменитый «монтаж аттракционов», гениальное изобретение гениального режиссера, чью выставку в честь юбилея революции показывают в Главном штабе. В центре экспозиции — канонические кадры взятия Зимнего из фильма «Октябрь», снятого по заказу Октябрьской юбилейной комиссии при Президиуме ЦИК СССР в 1927 году. Чем они послужат для организаторов — образцом для создания очередного мифа или предостережением от намеренного мифотворчества, — решать зрителям. Тем более что материала для анализа предостаточно: рисунки, эскизы, фильмы и архивные документы.

 

Павел Филонов. Две головы. 1925. Бумага, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мечты о мировом расцвете
Август–ноябрь 2017
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Главным героем выставки в корпусе Бенуа назначен Павел Филонов, чей поэтический гимн «Пропевень о проросли мировой» подарил ей название. О переменах, вызванных революцией, о мировом расцвете с надеждой мечтают художники разных направлений и политических интересов. В экспозиции кроме холстов и рисунков самого Филонова (Русский музей владеет самой большой в мире коллекцией его работ) — произведения Малевича, Дейнеки, Самохвалова, Вахрамеева. Для полноты впечатления стоит вспомнить, чем обернулись эти мечты и надежды для многих экспонентов.

 

Александр Лопухов. Арест Временного правительства. Холст, масло. 1957. Национальный музей им. Андрея Шептицкого, Львов

«Штурм Зимнего»
25 октября 2017
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

И наконец, апогей, венец, кульминация празднования — 3D-проекционное шоу «Штурм Зимнего». Правда, и Ольга Свиблова обещает с мая по сентябрь показывать у себя в музее мультимедийную инсталляцию, посвященную революции, но разве за Эрмитажем угонишься? На Дворцовой площади, в восторге перед сменяющими друг друга на исторических стенах световыми картинами, зрители окончательно осмыслят уроки истории вековой давности, преодолеют все, что их разделяет и сталкивает, укрепят «ценности единства и гражданской солидарности». Особенно если перед этим им удастся поучаствовать в квесте с таким же названием. Не сообщают пока, какой материал ляжет в основу — эйзенштейновский «Октябрь» или архивная хроника и свидетельства очевидцев.

Все по Гегелю — история повторяется дважды.

artguide.com

Русская живопись и революция 1917 года

Революция 1917 года начала совершенной новый этап в русской живописи, который выразился как в разработке новых ее форм, так и в осмыслении  новых, до этого невиданных событий в России.

Можно уверенно отметить, что революционные события этого рубежного для нашей страны года заложили базис и уникальной культурной революции, к слову, не имевшей тогда никаких мировых аналогов. Содержание данного феномена также не может иметь каких-либо однозначных характеристик.

С Октябрьской революции русская живопись оказалась в ситуации, когда:

  • Повсеместно реализовывалась идея партийности любого искусства, т.е. исключался существовавший и даже отчасти идеализиризующийся в Серебряном веке принцип свободы творчества. Что в итоге свелось к активной политизации всей культурной сферы, а особенно — искусства и литературы.
  • Шло активное «культурное просвещение» всех, в том числе и неграмотных слоев граждан бывшей империи, и их приобщение к национальным достижениям искусства.

Русские художники и революция – новые организации, новые задачи

Октябрь 1917 года в основном круто изменил положение и характер деятельности мастеров, чья художественная жизнь и манера уже сложились. Следует отметить, что революция, в первую очередь, воззвала к работе молодых художников, что естественно. Однако возникшие в первом ее порыве многочисленные и многообразные платформы просуществовали в целом лишь пять следующих лет. Новые художники явили себя как дерзновенные новаторы, крушившие все и отрывавшие экспериментальные пути.

Из числа крупных же дореволюционных мастеров согласие с революцией обрели представители:

Возникают же в отечественной живописи на революционном подъеме абсолютно новые направления:

  • «Уновис» как представитель уже революционного авангарда (просуществовал 1 год) – входили М.Шагал, К.Малевич, Л.Лисицкий. Задача объединения – новые формы и новое «чистое искусство» (Расшифровка аббревиатуры – «Утвердители нового искусства»)
  • Группа художников «НОЖ» — по задачам и формам она была близка с идеями «Бубнового валета»
  • «Пролеткульт» — возникает как объединение на принципе создания новой культуры (пролетарской), противопоставленной всему наследию классики

Меж тем, на художественном поприще России, изменившемся с революцией 1917 года, продолжали существовать и художественные группы, державшиеся традиционных форм и глубин философского осмысления – это объединения:

  • «Четырех искусств» — К.Петров-Водкин, Н.Тырса, А.Кравченко
  • «Маковца»  — отец П.Флоренский, В.Чекрыгин

Революция  — новые смыслы и жанры живописи

Вождь революционных событий В.Ленин видел в живописи, так же как и в кино, огромный потенциал для:

  • Образования населения (общего), т.е. ликвидации его безграмотности
  • Просвещения путем агитации, т.е. художественной пропаганды новых идей
  • Культурной революции, по словам Ильича, необходимой для «отсталой страны»

Так появились в России целые агитационно-массовые направления, соединяющие в себе живопись, кино, театр, слово.

По стране поехали расписанные художниками пароходы и поезда, на которых к народу отправлялись ораторы, театральные группы, киномеханики т.д.  Также эти агитпоезда везли с собой газеты, плакаты и иную продукцию печати, являясь по своей сути на тот момент аналогом СМИ. В тяжелое пятилетие после Октября России почти не располагала иными средствами информации.

Стены и корпуса таких агитационных пароходов и поездов были смыслово украшены либо плакатной графикой, либо художественными панно с использованием примитивных форм и техники, что могли быть доступны необразованному человеку.

Такая живопись непременно дополнялась текстом, объясняющим содержание, а также обязательно мотивирующим зрителя к действию.

Как наиболее мобильный и оптимально-информативный жанр в тогдашней революционной России самой востребованной стала графика, а именно – рисунок (газетный или журнальный) и плакат.

Советский плакат – виды, темы, художники

Основными видами, рожденного революцией вместе с новой страной жанра плаката, стали:

  • Героический и политический тип (худ. Д.С. Моор, В.Маяковский)
  • Сатирический тип (худ. В.Н. Денни, М.М. Черемных)

Агитационная и информативная «нагрузка»  в плакате давалась в простой, но яркой, емкой графике. Лозунги к ней имели художественную выразительность и быстро воспринимались и запоминались даже при коротком знакомстве.

Советские художники, работавшие в плакатном жанре, вывели его на высокий уровень техники, обладая как своими уникальными манерами, так и личным художественным мастерством.

На самом деле, плакат как вид или жанр живописи, появился ранее – еще в 19 веке, но в молодой стране, победившей народной революции, он родился заново и стал целым самостоятельным художественным явлением.

Задачи и функции советского плакатного искусства

Еще в мировую войну газетная графика играла значительную роль, сравнимую с действием прямого или психологического оружия, крушившего врага и поднимающего на бой.

Во времена последующего за войной строительства плакат продолжал реализовывать те же задачи, являясь идеологическим средством. Как покажет вся история СССР, в ней не будет ни одного значительного события или явления, которые останутся вне своего плакатного осмысления.

Таким образом, главными функциями советского плаката являлись:

  • Агитация
  • Информация
  • Сатира
  • И позднее добавившаяся к ним задача – рекламы (с 20-х гг.)

А для целей – это еще и эстетическое воспитание.

Постепенно как жанр, безупречно справляющийся с идеологическими задачами, плакат выводится в целом как главный вид живописи. Революция «закрепляет» за ним статус настоящего «высокого искусства», так в стране:

  • Проводятся тематические плакатные выставки
  • Эти произведения включаются в фонды музеев
  • Помещаются в архивы
  • Открываются учебные курсы

К чести работавших в этом виде искусства художников следует непременно добавить, что, несмотря на всю глобальную заполитизированность плакатного жанра, его искусство всегда воплощалось на высокохудожественном уровне. Отчасти поэтому в дальнейшем в функции советского плаката добавились, кроме вышеназванных, и задачи:

  • Коммуникации – как связи народа и власти
  • Имиджевые – как формирующие образ самой власти
  • Воспитательные – как разрабатывающие нравственные и социальные темы

О влиянии же революции 1917 на русскую культуру в целом — см. здесь

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

velikayakultura.ru

«Дети и революция 1917 года»: историческая экспозиция книг и репродукций рисунков детей – очевидцев событий Октябрьской революции

С 25 октября в Самарской областной детской библиотеке (Невская, д.8) открывается интерактивная выставка   «Дети и революция 1917 года».  На ней представлена  историческая экспозиция книг  о событиях переломной эпохи и  репродукций рисунков детей – очевидцев событий Октябрьской революции.

7 ноября  мы будем отмечать  100-летие Великой российской революции 1917 года. Это событие  перевернуло не только историю нашей страны, но и повлияло на историческое развитие многих государств мира.

«Что такое революция?  Почему именно в нашей стране произошли это события? Революция это хорошо, или плохо?»: часто такие вопросы дети задают взрослым, и ответить на них очень непросто.

Предлагаем взглянуть на события тех лет глазами детей, которые отразили свои впечатления в своих рисунках. Перед вами работы  из уникальной коллекции рисунков детей, волей судеб оказавшихся свидетелями революционных событий 1917 года, собранной преподавателем гимназии Василием Вороновым.  Рассматривая эти рисунки, мы как будто переносимся на улицы  революционной Москвы, где видим большое количество демонстраций и митингов, очереди за продуктами и вооружённых  людей. 

  

Существует немало художественных произведений, рассказывающих о детях, живущих в эту переломную эпоху. На выставке вы найдёте книги, которые и сейчас никого  не оставят равнодушными: героям приходится сталкиваться с многочисленными  трудностями, искать выход из сложных ситуаций, и, самое главное, взрослеть и становиться человеком.

Книги и рисунки, представленные на нашей экспозиции, помогут окунуться в историческое прошлое нашей страны, понять всю сложность и трагичность  того времени.

Основу выставки составляют материалы уникальной книги карманного формата: 

Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. – М., 1987.

Она вышла 30 лет назад, в 1987 году, к 70-летию Октябрьской революции, совсем небольшим по тем временам тиражом в 6000 экземпляров. В издании была опубликована не имеющая аналогов фантастически-интересная коллекция рисунков детей - маленьких москвичей, волей судеб оказавшихся свидетелями революционных событий 1917 г.

sodb.ru

Конкурс открыток, рисунков и плакатов к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции

Конкурс открыток, рисунков и плакатов к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции

Просмотров: 1669

В МКОУ Новогольеланской СОШ в рамках месячника патриотического воспитания «Я патриот своей страны!» 17 октября был проведен конкурс открыток (1-4 классы), а 19 октября конкурс рисунков и плакатов «История глазами детей» (5-11 классы), посвященные  100-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Задачи конкурсов: развитие творческого потенциала  детей, воспитание гражданских и патриотических чувств.

Организаторами данных мероприятий  являются   учитель начальных классов Сясикова М.С. и учитель искусства Ширяева Е.В.

 

 

 

 

 

 

 Результаты конкурса на классном уровне:

1-е место - Плотников А., Митрохин Н.

2-е место - Поставничева К., Киченков А.

3-е место – Шабанова Т., Балбеко М, Крыскина Р.

Результаты конкурса на школьном уровне:

Митрохин Н. - победитель конкурса откыток

Созданный оргкомитет дал оценку открыткам, рисункам и плакатам на школьном уровне.

Результаты конкурса на школьном уровне:

Митрохин Н. - победитель

Ягодина С.- 1 место

Молинова К. – 2 место

Шабанова С. – 3 место

учитель нач. классов М.С. Сясикова,

учитель искусства Е.В. Ширяева

Добавить комментарий

Ширяева Е.В.

Ширяева Елена Викторовна
Учитель иностранного языка и искусства
Главный редактор сайта

elanschool.ru

Бытописатель революции – художник Иван Владимиров: e11enai


Автопортрет. 1910. Частное собрание.

До недавнего времени художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869-1947) был известен как автор картин и рисунков на историко-революционные темы, выдержанных в духе советского официоза. Его работы воспроизводились, например, в "Истории гражданской войны", изданной в СССР в 30-40-е годы.

Однако не так давно в интернете появилась серия акварелей Владимирова из американских собраний, которая совершенно перевернула представление об этом художнике. На его рисунках, относящихся к 1918-1923 гг., революция предстает не в пафосно-героическом, а в сниженно-бытовом, зачастую откровенно гротескном виде — пьяные красногвардейцы, солдаты-вандалы в Зимнем дворце, крестьяне, растаскивающие барское добро, хамоватые люмпены и прочие персонажи, хорошо известные по мемуарной литературе. В то же время картины жизни голодающего Петрограда потрясают своим глубоким трагизмом.

Как же попали рисунки Владимирова в Америку? Это отдельный, увлекательный сюжет.



Сожжение орлов и царских портретов 5 марта 1917 г. 1917.


Тревожные вести. 1917.

Сын русского и англичанки, Иван Владимиров свободно владел английским языком. До 1918 г. он был художником-корреспондентом двух иллюстрированных журналов — русской "Нивы" и английского "The Graphic". При этом свои рисунки для английского журнала подписывал: John Wladimiroff.

Практически всю свою жизнь художник провел в Петербурге – Петрограде – Ленинграде. Все события, имевшие место в "колыбели революции", происходили на его глазах. Согласно Википедии, в 1917-1918 гг. Владимиров служил в Петроградской милиции. Но, судя по рисункам, бывал он и в провинции, имея возможность наблюдать жизнь крестьян.


Так называемая "Красная гвардия" в Петрограде.
Рисунок из журнала "The Graphic" от 19 января 1918 года.

Источник: http://kapuchin.livejournal.com/776823.html

В 1921 г. в голодающем Петрограде начала работать ARA — Американская администрация помощи. Владимиров, как человек, знающий английский язык, принял в ней деятельное участие и близко сошелся с американцами — прежде всего с Фрэнком Голдером и Дональдом Рэншо. Также среди его друзей были люди, работавшие в России по линии YMCA — Спэрджен Милтон Кини (Spurgeon Milton Keeny) и Этан Теодор Колтон (Ethan Theodore Colton). Все четверо приобретали его рисунки, которые затем вывезли в Америку.

За подробной информацией об этих личностях отсылаю читателей к журналу ljwanderer ARA-персонажи.

Историк Фрэнк Голдер, специализировавшийся на изучении русско-американских отношений, в 1914 и 1917 гг. приезжал в Россию, где стал очевидцем революционных событий. В 1920 г. его привлекает к работе Герберт Гувер, задумавший создать при своей alma mater — Стэнфордском университете — научный институт, посвященный изучению Первой мировой войны и ее последствий. По заданию Гувера Голдер начинает скупать книги, периодику и разнообразные архивные материалы для института. В 1921 г. он едет в Советскую Россию по линии ARA, которой также руководил Гувер, и становится неофициальным посредником между большевиками и американским правительством (дипломатических отношений с США тогда не было).

Голдер был потрясен голодом в Петрограде и бедственным положением русского образованного класса. Видимо, это послужило побудительным мотивом для приобретения им акварелей Ивана Владимирова, изображающих ужасы военного коммунизма. Платил он художнику 5 долларов за рисунок из своих личных средств.

После отъезда Голдера из России в 1923 г. в связи с прекращением работы ARA, хлопоты по приобретению рисунков Владимирова взял на себя Спэрджен М. Кини. 26 июля 1923 г. он пишет Голдеру, что в коллекцию Гувера отправлено в общей сложности 30 работ художника и есть возможность приобрести еще десять. В письме от 21 мая 1924 г. Голдер разрешает Кини потратить 100 долларов на заказы для Владимирова, с расчетом, что в дальнейшем рисунки будут приобретены институтом Гувера.

Ныне 37 работ Владимирова находятся в архиве Гуверовского института, еще 10  — в собрании библиотеки Брауновского университета в Род-Айленде. Есть они также и в частных собраниях. В 1967 г. в США был издан фотоальбом "Russia in Revolution", в котором были воспроизведены рисунки Владимирова из собрания Брауновского университета.

Часть акварелей была нарисована художником специально для американцев, с подписями на английском языке. На одном из рисунков есть дарственная надпись: "To Mr. Renshaw a souvenir of the hungry years in Petrograd with my sincere regards John Wladimiroff 19 June 1923." (Г-ну Рэншо на память о голодных годах в Петрограде. С искренними пожеланиями Иван Владимиров 19 июня 1923 г.)


Фрэнк Голдер (справа) и Дональд Рэншо в Петрограде. 1923 г.

Напрашивается вопрос — а не был ли художник двуличен? Почему для советской власти он рисовал одно, а для американцев другое? Когда он был искренен?

Следует заметить, что плакальщиком по царским порядкам Владимиров никогда не был. Убежденный демократ, он принимал участие в уличных боях в Петрограде в 1905 г. и падение монархии в феврале 1917 г. встретил с энтузиазмом. Однако то, что последовало за октябрьским переворотом, не могло не вызвать у него ужаса и отвращения.

В начале 20-х годов Владимиров, подобно многим другим представителям русской интеллигенции, воспринимал безумные коммунистические эксперименты как временное недоразумение, которое рано или поздно должно закончиться. Но когда оказалось, что большевики — это всерьез и надолго, ему волей-неволей пришлось стать на путь конформизма и начать рисовать скучную советскую пропаганду. Вместе с тем, и в некоторых поздних работах художник не утратил острого взгляда, внимания к выразительным бытовым деталям.


Вандализм в Зимнем дворце. 1918.


Разграбление винной лавки. Петроград. 1919.


Изъятие банкнот и облигаций в банке Вавельберга (Невский просп., 25). 1919.


Крестьяне возвращаются после разгрома помещичьей усадьбы в окрестностях Пскова. 1919.

Сюжет повторен на картине маслом.


Разгром помещичьей усадьбы. 1926. Музей Современной истории России


Помещик и поп приговариваются к расстрелу революционным трибуналом. Валдай. 1919.


Духовенство на трудовой повинности (по очистке конюшен). 1918.


Буржуазия на трудовой повинности. 1920.


Конвоирование арестованных


В подвалах ЧК. 1919.


Дома у генерала Бутурлина. 1919.

Семья греется у печки-буржуйки, которую топят выломанными паркетными дощечками. Но паркетом много не натопишь.


Разборка деревянного дома на дрова.


Голодные годы в Петрограде. Горячий суп из общественной столовой. 1919.

Вариант того же сюжета: семья "бывших" людей, несущая скудный паек, и новые хозяева жизни.


На улицах Петрограда. 1918.


Семья "бывших", согнанная с квартиры. 1918.


Голодные годы в Петрограде. Разделка павшей лошади. 1919.


Поиски съедобного в помойной яме. 1919.


В последний путь


Генерал — князь Васильчиков в его нынешнем положении. Sic transit gloria mundi (Так проходит мирская слава).
Петроград, июнь 1922 г.

Крестьян, разграбивших помещичьи усадьбы, теперь самих грабит голодный город.


Реквизиция скота в деревне в окрестностях Луги. 1920.


Перед обыском и изъятием. 1920.


Реквизиция продовольствия в окрестностях Пскова. 1922.


Изъятие церковных ценностей. 1922.

Церковные ценности изымались под предлогом борьбы с голодом. Но настоящую помощь голодающим оказали международные благотворительные организации.


Расхищение продовольственной помощи от Красного Креста. 1922.

Помните гражданина Корейко, укравшего целый состав с продовольствием для голодающих Поволжья?


Продовольственная помощь от АРА. 1922.


Священник с продовольственной помощью от АРА. 1922.

Отдельной темой рисунков Владимирова было изображение советской повседневности, зачастую весьма ироничное.
Вот, например, дети пролетариев "приобщаются к искусству" в Летнем саду.


Спортивные состязания в императорских садах. Петроград, июль 1921 г.

Еще один вид "приобщения к искусству": рояль, утащенный из разоренной барской усадьбы, служит игрушкой для деревенских ребятишек.


У рояля. 1920-е годы.


Фотограф в деревне. 1918.


Урок коммунизма для крестьян. 1922.


В театре. Царская ложа. 1918.


На посту. 1918.

Здесь, похоже, тот же самый красноармеец. Характерны руки — в золотых часах и кольцах, "реквизированных" у буржуазии.


За чтением газеты "Правда". 1918-1923 гг.

А здесь два нахала — красноармеец и краснофлотец — пристают к женщине из "бывших".


Некому защитить. 1921.


Игра в карты. 1922.


Гуляние. 1920-е гг.


"Субботник". 1923.


Галантный кавалер. 1923.

Советский служащий привел свою даму в ресторан. Замечательно выражение лица старого лакея: "Не тот клиент пошел!"


Гранд-отель "Европа". 1923.


В пивной "Старая Бавария". 1920-е годы.


За знакомство! 1923-1925 гг.


Трактор в деревне. 1925.

Последняя картина — уже начало нового, советского периода в творчестве художника, однако элемент иронии присутствует и здесь.

Часть вышеприведенных работ И.А. Владимирова представлена на его выставке в Музее Современной истории в Москве (Тверская, 21), которая проходит с 10 по 28 февраля. http://www.mk.ru/photo/gallery/11971-195544.html

e11enai.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о