Реакция ватикана на сериал молодой папа – В Ватикане наконец одобрили «Молодого Папу»

В Ватикане наконец одобрили «Молодого Папу»

Официальная газета Ватикана L’Osservatore Romano наконец-то написала про сериал Паоло Соррентино «Молодой Папа». Он вышел в эфир еще год назад, в октябре 2016-го, но все это время руководство католической церкви никак на него не реагировало — словно такого сериала не существует в природе. (Другие католические издания, напоминает агентство Associated Press, дружно его критиковали). И вот наконец — огромная публикация, целых две полосы формата A2; причем отзыв оказался скорее благожелательным.

Главный материал в подборке — эссе испанского публициста Хуана Мануэля де Прада. Он с ходу называет Соррентино «выдающимся художником». И пишет: «нельзя отрицать, что легкомысленное отношение к догматам католической веры и язвительное отношение к Римской курии соседствует в Соррентино с почтительным восхищением перед Церковью. Желая обращать все в шутку, Соррентино не может не относиться к Церкви очень серьезно. Показывая самые гротескные и болезненные аспекты маленьких церковных интриг (и превращая их в карикатуру), Соррентино знает и о гораздо более важных вещах».

В Ватикане уверены, что цель режиссера — не дискредитировать церковь, а разобраться в ее тайне. Фото: кадр из фильма

Де Прада считает, что те, кто будет смотреть «Молодого Папу» с целью позлорадствовать по поводу безнравственности католической церкви, будут разочарованы. Цель Соррентино — не дискредитировать церковь, а разобраться в ее тайне. Разгадать ее режиссер не может, но все-таки благодаря «Молодому Папе» зритель тоже задумается: каким же образом религиозная организация, руководство которой проявляло столько самодовольства, честолюбия и сладострастия, веками переживала все напасти? По мнению де Прады, зритель, возможно, придет к выводу, что «эта институция уповает на Бога, который, в свою очередь, учитывает нашу самодовольную, честолюбивую и сластолюбивую природу. Христос, основывая церковь, не забывал о человеческой слабости. Как писал Честертон: «Все империи и королевства пали из-за их врожденной и неизменной слабости, хотя они были основаны сильными людьми и держались на сильных людях. Только христианская церковь была основана на слабом человеке, и по этой причине она нерушима».

Главный редактор L’Osservatore Romano, Джан Мариа Виан, заявил, что его газета специально не писала о «Молодом Папе» в тот момент, когда его показывали: «От нас хотели, чтобы мы его благословили или предали анафеме, а я не хотел играть в эту игру. Сейчас мы о нем пишем, потому что это — важный телесериал, важный культурный феномен».

Ожидается, что скоро на экраны выйдет второй сезон сериала. Фото: кадр из фильма

Напомним, в сериале «Молодой Папа» во главе Ватикана и католической церкви встает американский кардинал Ленни Белардо (Джуд Лоу). Ему 47 лет, он один из самых молодых Пап в истории. Многие надеются, что им можно будет с легкостью манипулировать, — и ошибаются.

Еще в прошлом году стало известно, что Паоло Соррентино готовится к съемкам второго сезона сериала.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

«Молодой Папа» и старая истина

Андрей Дятлов

Пришла пора рассказать про сериал «Молодой Папа».

Поздновато? Я так не думаю.

Как месть должна подаваться холодной, так и про фильмы надо говорить, когда уже отбесновались страсти (подробности)

ЕЩЕ МНЕНИЕ

Евангелие от Соррентино: Как «Молодой папа» попал в чистилище

Егор Арефьев

Апокалипсис наступает с первого кадра. Молодой понтифик (Джуд Лоу) на главной венецианской площади — Святого Марка — вещает о том, что мы забыли мастурбацию, гей-браки, любовь священников друг к другу. Это первая ловушка. Мы видели всего лишь сон героя (подробности)

Молодой Папа — Трейлер.Молодой Папа (2016) — Русский трейлер ( 1 сезон сериала) Подписаться на канал можно здесь: https://www.youtube.com/channel/UCdA5Kn5crMVZYcF8N6FXb1A Группа в …

www.kp.ru

Священник РПЦ о сериале «Молодой Папа», иконах со Сталиным и матери Терезе

Настоятель храма святой великомученицы Татианы, что стоит возле бывшего главного корпуса госа, отец Сергий (Рыбаков) молод и обаятелен. Священник пишет диссертацию по культурологии на тему «Аскетизм как духовный опыт и культурная практика в дискурсе культурологического знания», ходит на концерты Сергея Бабкина и любит аниме Миядзаки. Рано или поздно он должен был стать одним из героев ДГ.

Но после окончания европейской премьеры сериала «Молодой Папа» с Джудом Лоу в роли понтифика стало понятно: дальше тянуть нельзя. Главред ДГ Андрей Кочетков поговорил с отцом Сергием о сериале, которому явно суждено стать абсолютно культовым, отличиях православия и католицизма, иконах со Сталиным и внутреннем устройстве РПЦ. 

О сериале

— «Молодой Папа» вам понравился?

— Сериал очень неоднозначный. И я, смотря его, вдруг понял, что если с этого Папы снять облачение, снять крест, то перед нами останется «голый» человек без ориентиров. Мы же все находимся в некотором поиске. Назовём это место пафосно — гавань счастья. И в названии сериала делается акцент на слове «молодой». Молодой — это не статус Папы, а состояние некоего поиска. Поиска этой гавани.

В Православной Церкви поётся песнопение “От юности моея мнози борят мя страсти”. Не в значении “от самых молодых лет”, а «от того, что я юн», многие страсти меня обуревают. То есть молодость его — это скакун, который ещё не объезжен.

Так вот, этот Папа незрел, юн, от юности его многие страсти обуревают, и он тотально одинок в своём окружении. Его окружают лживые, неискренние, далеко не святые отцы и жители церкви. Поэтому единственное, к чему он апеллирует, — это к собственному жизненному и духовному опыту, который его периодически подводит, играет горькие шутки с ним, а иногда и уводит не туда. Это очень похоже на противоречивого Иоанна Грозного, который мог сначала устроить кровавое рубище в Псковском монастыре, а приехав в Москву, в храме на коленях часами молиться.

В названии сериала делается акцент на слове “молодой”. Молодой — это не статус Папы, а состояние некоего поиска.

В фильме замечательная эстетика, потрясающая картинка. И он крайне актуален. Современный мир взял церковь «за грудки» и требует: “Дайте ответа!” Ответа не почему у Патриарха такие часы. Ответа о пути в эту гавань. Люди пристально всматриваются в опыт Христовой Церкви, рыщут глазами в поисках достойных примеров. В том числе и примеров святой благочестивой жизни.

Этот фильм и есть жажда этих ответов. А вот по поводу содержания: там надо очень хорошо думать. И очень важно, человек с какой «думалкой» садится его смотреть. Может, он изначально смотрит его, чтобы скабрезные стороны церкви поискать, а потом об этом посудачить, оправдывая своё нежелание быть религиозным. Если же смотреть его со стороны вопросов, которые в фильме задаются, то он очень хороший. Но, боюсь, его не все поймут.

О Папе и Патриархе

— Папа Римский и Патриарх Московский и всея Руси зачастую обывателям кажутся близкими по сути своей иерархами. В чём отличие статуса этих персон?

— Патриарх Православной Церкви не значится как наместник Господа Бога на земле. Если вдруг завтра случится так, что Патриарх Кирилл начнёт произносить ересь и сойдёт с православных рельсов, то его низложит Собор православных патриархов.

Сегодня Патриарх одной поместной церкви, к примеру, Русской, ничем не превосходит Патриарха другой церкви, скажем, Иерусалимской. В уставах Православной Церкви чётко прописано, что Патриарх как епископ является первым среди равных. Таким образом, всячески подчеркивается мысль, что Православная Церковь соборна. Католическая Церковь в свою очередь учит, что Христос возвысил апостола Петра над всеми апостолами. А так как именно в Риме Петр проповедовал, Папа Римский как преемник первоверховного апостола и наместник самого Христа имеет полную, верховную и вселенскую власть над церковью.

В католицизме чётко прописан догмат о непогрешимости Папы. Его часто любят вспоминать и к месту, и не к месту. И даже доводят до того, что у Папы нет грехов. Но речь здесь не об этом, а о том, что Папа, проповедующий с кафедры, в своих суждениях непогрешим, то есть необсуждаем. В сериале это тоже показано. Когда Пий XIII сидит в Ватиканском дворце и курит, а ему говорят, что это запрещено. Он спрашивает: “Кто это сказал?” Ему отвечают: “Иоанн Павел II”. На что он говорит: “Это бывший Папа”.

Если вдруг завтра случится так, что Патриарх Кирилл начнёт произносить ересь и сойдёт с православных рельсов, то его низложит Собор православных патриархов.

Папа может провозглашать новые догматы. Для нас догматическое богословие закончилось Седьмым Вселенским собором

[проходил в 787 году — прим. ДГ], а далее оно углублялось. А в Римско-Католической церкви Папой, например, был провозглашён новый догмат о непорочном зачатии Богородицы [в 1854 году Пием IX — прим. ДГ], что разрывает христианское богословие, потому что если уже рождён человек, который не носит первородного греха, то зачем рождается Христос?

Эта тема хорошо показана в другом фильме, который вы наверняка смотрели, — “Догма”. Высмеивается и ставится под вопрос именно тот момент, что Папа в своих суждениях с кафедры, провозглашая новые догматы, непогрешим. Господь наказывает двух ангелов, обрекает жить на земле, не прощая их. А кардинал сообщает, что Папа провозглашает новую эру католицизма с отменой всего «мрачного» и «пугающего» в нём. В качестве подтверждения объявляет, что прощаются грехи всем, кто пройдёт через врата новооткрытой капеллы.

Гляньте на свободу православных нашей страны. Они спокойно за вечерним чаем могут судачить о Патриархе, обсуждать его часы, его машины, его решения. И при этом они сохраняют свою принадлежность церкви. Если же католик начнёт себе это позволять, то встанет вопрос о том, насколько он католик. И протестантизм, собственно говоря, начинается именно с этого.

Об иерархии и оппозиции

— Ватикан, показанный в сериале, — это теократическое государство. И мы видим, что оно во многом похоже на государство светское с его внутренней и внешней политикой. Насколько Русская Православная Церковь похожа на государство?

— Патриарх является гражданином нашей страны. И он действует в рамках её законов. Поэтому он может вести диалог с Путиным или другими политиками. Но давления оказывать не может. Я говорю, исходя из тех реалий, которые вижу и знаю. Если бы всё решалось щелчком пальцев Патриарха, то у нас некоторых законов уже не было бы. Появились бы новые. Да, мы периодически чувствуем его влияние, часто видим, что Путин мелькает рядом с Патриархом. Но это ничего не значит. Я могу мелькать с вами, но никто не скажет, что я журналист.

В целом о механизмах власти можно говорить в духе Фромма. Любая власть накладывает отпечаток. Управление епархиями, священниками, мирянами чем-то похоже на рычаги управления светским государством. У нас в епархии есть диссидентствующие священники, которые, например, позволяют себе не поминать Патриарха и епископа во время службы. С ними ведётся диалог, их к чему-то призывают и увещевают. Но официально запретить им служить, только основываясь на этом, никто не может. Если бы Русская Православная Церковь напоминала бы тоталитарное государство, то у нас бы всех инакомыслящих искореняли.

— Тем не менее у нас есть примеры пострадавших в последние годы за свои взгляды священников. Например, Чаплин или Кураев. Какую они перешли черту?

— Каждый раз, когда читается символ веры, мы молимся о единой соборной апостольской церкви. Очень важно и бережно хранится единство всех христиан. Батюшка, который не поминает на месте епископа и Патриарха, в общем-то, вреда несёт немного. Люди, улавливая что-то не то, голосуют ногами. Кураев и Чаплин – это медийные персоны, которые выносят сор из избы и смущают умы многих. Например, и тех, кто был бы рад потянуться к церкви и какие-то вопросы ей задать, но, смущённые их словами и поведением, просто от неё отворачиваются.

— Может быть, наоборот, кто-то потянется к церкви потому, что там такие священники есть?

— Жизнь не знает сослагательного наклонения. Думаю, что если бы нам дали управление такой большой структурой как Патриархия, мы бы несколько иначе смотрели на вопрос целесообразности того или иного. Вопрос в том, чего больше: соблазна или пользы? Наверняка же вы смотрели фильм “Хвост, который виляет собакой”. Потрясающая картина о том, как делается политика, когда на поверхность выносится одно, а за кулисами происходит совершенно другое.

Я бы не стал обсуждать Кураева и Чаплина, потому что я не знаю всю историю их конфликта с Патриархом. Да, и ещё почему я о Кураеве не хочу говорить отрицательно. Безусловно, то, что он сейчас делает в ЖЖ, меня откровенно смущает. Дядька взял и всю свою силу богословской мысли, которую раньше направлял на то, чтобы говорить просто о сложном, направил на то, чтобы, подобно бабульке у подъезда, судачить. Но я не могу злословить, потому что я начинал знакомство с христианством с книг Кураева, и они в какой-то степени подвели меня к священному сану.

О святых и иконах со Сталиным

— В “Молодом Папе” возникает тема святости и святых. Складывается ощущение, что католики и православные при канонизации действуют по разной логике. Например, мне довелось наблюдать в католической стране торжества в честь канонизации последней их святой — матери Терезы…

— По какой причине мать Тереза является святой для них, а для нас нет? Она является для нас, безусловно, человеком доброй воли. Говоря, что кто-то не святой, мы не говорим, что он плохой. Понимаете, с момента раскола пути церквей-сестёр начали расходиться кардинально по многим пунктам: исповедования, молитвы, обряда и таинств, цели и сути духовной работы над собой. Поменялись настроения и воззрения.

Святой — это человек, который пошёл особым духовным путём решительного следования за Богом. Если говорить кратко, главные отличия — в целях и средствах достижения святости. В православии это борьба с «внутренними демонами», которые препятствуют встрече Бога и человека. И средством в этой борьбе будут все виды и формы депривации (воздержания и лишения). Образ православного святого – это суровый аскет или отшельник, или благочестивый (праведный) человек, направивший свой взор вглубь себя, он с себя спрашивает, он себе предъявляет претензии, он мир меняет через перемену себя. В католицизме же мы находим иное.

Мать Тереза является для нас, безусловно, человеком доброй воли. Говоря, что кто-то не святой, мы не говорим, что он плохой.

Римо-католическое учение о сверхдолжных заслугах здесь сыграло печальную роль. Провозгласив, что есть некоторый минимум на пути к собственному совершенству, автоматически определило любое другое дело сверх их как святость. Поэтому, например, приняв целибат и постриг, человек перед Богом обретает не только те заслуги, которые должен иметь для спасения, но больше этого. Это состояние определённой обманутости. Вопрос о том, что перед Абсолютом разговор о заслугах звучит, мягко говоря, нелепо, даже не обсуждается.

Поэтому рождаются такие феномены в Католической Церкви как Богосупружество, когда близость со Христом и единение с Ним рассматривается не как единение с евангельским Женихом, а как с настоящим мужем по плоти. Происходит распаление тела, кипение крови, подмена духовности эротической и экзальтрованной душевностью. Или второе явление – сострадание Христу, которое и является причиной появления стигм и предполагает превращение в Христа. Как у Франциска Ассизского, который в конце своей жизни говорил, что не видит за собой грехов.

Посмотрите в “Молодом Папе”, как они молятся. Как Пий XIII говорит, что не видит за собой грехов. Как, широко раскинув руки, доводит он себя фактически до исступления в молитве.

— В последние десятилетия в православии массово канонизируются репрессированные, пострадавшие за веру. И одновременно с этим люди ходят с иконами со Сталиным. Зачастую даже священнослужители. Как это воспринимать?

— Как говорил профессор Преображенский, разруха в головах. Не было бы разрухи в головах, и с иконой Сталина бы не ходили. Христос не принёс новое учение святости. Было бы в Евангелии чётко сформулировано, вышел бы на Нагорную проповедь Христос и сказал: “Святой — это вот этот, это и этот…” И далее по пунктам. И тогда Сталин бы туда не подходил. Или наоборот. Но Евангелие не об этом.

Поэтому при сохранении тотальной нашей свободы мы можем выйти с иконой Сталина, выйти с иконой Серафима Саровского, а можем вообще не выйти. И это никак не будет влиять на глубину нашей веры. При сохранении этой свободы она нас часто пугает. И мы не знаем, что с ней делать. У Микеланджело спросили о том, как он делает скульптуры. Он сказал: “Ничего сложного, беру камень, инструмент и отсекаю всё лишнее”.

Если бы люди, которые идут с иконками Сталина, направили всю эту ревность и начали отсекать всё лишнее, а не приделывать что-то к общему телу церкви, всё было бы куда «веселее» и проще. А пока ходить с иконой Сталина, считая, что его оболгали и «хороший был вождь», — это путь наименьшего сопротивления в духовной жизни. А вообще мне интересно, как эти люди, находясь в одной и той же церкви, будут праздновать, скажем, праздник новомучеников, убиенных в Бутово, и память Иосифа Сталина…

О кино

— На мой взгляд, “Молодой Папа” — это достаточно впечатляющее высказывание о поиске человеком Бога. Какие вы можете посоветовать качественные фильмы на эту тему?

— Все сейчас, наверное, ждут, что я буду называть “Остров” Павла Лунгина. Фильм хороший, но к вопросу о святости… Там слишком собирательный образ святого, который и молится, и бесов изгоняет. Всё туда впихнули. И перебор. Как-то слишком елейно получилось. Хотя талант Мамонова елейность эту смог преодолеть, но всё же… Для меня как для человека, который в этой культуре варится, понятно, что нужно было поменьше.

Нам категорически не хватает дефицита и паузы. Нам не хватает промежутков. Господь часто кроется в промежутках. Например, в музыкальном произведении самое ценное — это паузы. В театре очень ценится трёхминутная мхатовская пауза, потому что в этой паузе ты свободен в своей беседе с произведением, культурным текстом, с Богом, если хотите. Давайте делать паузы в словах.

В «Острове» слишком собирательный образ святого, который и молится, и бесов изгоняет. Всё туда впихнули. И перебор. Как-то слишком елейно получилось.

В своё время меня очень потряс фильм “Новая Земля”. Там уголовников решили выселить на необитаемый остров, потому что их стало дорого содержать в тюрьмах. Фильм-антиутопия про то, как они, получив свободу, друг друга начали есть, при том что у них были запасы еды. Но в первый же день всю еду себе захапывает один из них. А все остальные играют в игру “Последний мёртвый”. На мой взгляд, это фильм о Боге. Вернее, о том, что происходит с человеком, когда Бога нет в его жизни. Но многие этого в фильме не найдут, если окуляр не настроен.

Недавно я пересмотрел “Весна, лето, осень, зима… и снова весна” Ким Ки Дука. Шедевр. Вроде бы это не о Христе. Вроде бы это буддийская культура… Или “Левиафан”. Кто-то говорит: “В этом фильме нет Бога”. Там потрясающая картинка бушующего моря и неба. И Бог в этом. И там очень много полезных, актуальных тем. Но столько вокруг фильма критики… Видимо, мы до сих пор не можем пережить 1861 год. У нас какая-то рабская, закомплексованная, боящаяся даже не критики философия, а панические атаки, что наше место займут.

Фото Али Шариповой

comments powered by HyperComments

drugoigorod.ru

Как «Молодой папа» попал в чистилище

«И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним»

Апокалипсис наступает с первого кадра. Молодой понтифик (Джуд Лоу) на главной венецианской площади — Святого Марка — вещает о том, что мы забыли мастурбацию, гей-браки, любовь священников друг к другу. Это первая ловушка. Мы видели всего лишь сон героя.

В жизни папа Пий XIII подчеркнуто шутлив, улыбчив, обаятелен, порой самовлюблен, и ему мерещится то кулер у алтаря, то голые прелестницы — он подчиняется живым реакциям! Ловушка вторая. Не торопитесь с выводами.

Такие сети итальянский режиссер Паоло Соррентино раскинул в каждом эпизоде сериала. На ловушках построен весь проект. Кажется, уже разгадал, схватил за хвост фабулу, но она тут же ускользает. Неуместные шутки кажутся богохульством. А гламурно курящий папа, играющий в бильярд, отличным аргументом на «войне с попами». Сериал стал дерзкой выходкой, нарочито наглым выпадом в адрес Ватикана и священников, но католическая Церковь никак не отреагировала и даже не отлучила Соррентино. Почему?

Чтобы продраться сквозь плотное, местами абсурдистское полотно «Молодого папы», стоит выбраться из болота предрассудков и задуматься — что же такое вера.

Каждый кадр и каждая реплика у Соррентино отточены до совершенстваФото: кадр из фильма

Один за всех, и все — на одного

Завязка напоминает конец 90-х в России: конкуренты конклава выбирают управляемого, как им кажется, папу Пия XIII (в миру — Ленни Белардо). Однако «марионетка» очень скоро показывает острые белоснежные зубы и дает понять: в Ватикан пришел жандарм веры Христовой. В ветхозаветном формате. Первый американец не престоле не пожалеет ни своего наставника, архиепископа Майкла Спенсера (Джеймс Кромвелл), ни влиятельного госсекретаря Святого престола Анджело Войелло (Сильвио Орландо), ни даже воспитавшую его сестру Мэри (Дайан Китон). Ибо Иисус не шел на компромиссы, когда шел на крест — это довод нового понтифика.

Подковерные копошения лишь фон для ключевого конфликта сериала. Проблему отношений Бога и человека — их взаимодействия и взаимопроникновения — препарировали много раз. Понимая запрос общества на «либерального папу», режиссер Паоло Соррентино не стал подсовывать примитивное блюдо. И от обратного не пошел — это не карикатура на Иоанна Павла II, умеющего делать селфи.

Режиссер вывел на площадь перед толпой одинокого человека, призванного бороться с грехом. Более противоречивого персонажа мы еще не видели. Он творит христианство, но Бога разглядеть не может. Трагически одинок и в тоже время чувствует дыхание Господа. Он верит и в Бога, и в то, что не верит в него — тоже!

Пий XIII не жалеет красивых цитат — от Спинозы до БродскогоФото: кадр из фильма

«Молодому папе» (над сериалом работали аж три крутых конторы: американский HBO, итальянский Sky Atlantic и французский Canal+) удалось перевести вечную коллизию в доступное нам измерение. Осовременить внутреннюю борьбу каждого из нас так, что и до анафемы недалеко.

В Евангелии от Соррентино библейские сюжеты переложены без пафоса. И даже иронично. Вместо запретного плода — гомосексуализм, вместо тетраморфа — преследующий папу кенгуру, вместо фарисеев и книжников — кардиналы, вместо торговцев у храма — менеджер по маркетингу Ватикана. Иногда абсурдно, иногда саркастично, иногда с помощью карнавала, но ни разу не богохульно и не фальшиво.

Француженка Людивин Санье исполняет роль Эстер — жены капитана швейцарских гвардейцев, охраняющих ВатиканФото: кадр из фильма

Масса необязательных красивостей, за которые часто упрекают режиссера, меркнет на фоне цепочки личных кризисов. Это Ватикан или Гоморра? Настоящее чистилище. Все смертные грехи находят подходящую душу. И это, как сказала бы Елена Малышева, норма! Все живут с отклонениями. Вот еще одно заблуждение, разбитое «Молодым папой»: церковь — это не иконостас, а сборище грешников. Государство потерянных душ.

Принцип манихейства режиссер выводит на первый план — зло и добро так близки друг к другу, что вынуждены сосуществовать. И даже сотрудничать. Греховное всегда уживается и одновременно борется с божественным. В таком режиме живут все люди — и герои сериала, конечно, тоже. Нежным пейзажем проплывают мимо живописные сады и картины Микеланджело. Идеальная геометрия и композиция кадра, триумф пропорций и симметрии помогают Соррентино сбить нимб с клерикалов и подчеркнуть тленность материального. Красота по-итальянски высвечивает мерзости папского двора.

Одна из самых красивых линий сериала — беседы между Папой Пием XIII и Эстер, которая больше всего на свете мечтает стать матерьюФото: кадр из фильма

Во имя Отца, и пиара, и Святого Духа

Поначалу он прикидывается папой нашего времени — того, которого «мы заслужили». Выметет метлой ересь из Ватикана. Пнет под зад толерантность. Даст отпор насаждению ислама. Пий XIII (имя переводится как «благословенный», «милосердный», «богоугодный») исповедует воинственный, радикальный, ультраконсервативный подход. Но чем дальше, тем мягче он становится, очеловечивая всех и все вокруг.

Почему так? Все просто — так называемых цельных людей не бывает. В каждом из нас спит зверь. И стучится Бог.

Проблема отношений Бога и Человека — то, что занимает этого Папу и создателей картиныФото: кадр из фильма

При этом Соррентино не перестает иронизировать. То проскользнет шутка про ковер кардинала, который стоит в два раза больше ВВП африканской страны. То папа назовет диетическую колу «ересью», то собеседника обшутит. Частенько пафос сбивает саундтрек — скрипучая итальянка Nada, монотонный немец Recondite, австралийский битмейкер Flume c канадкой Kai, роскошная американка Лера Линн, пионеры психоделики Jefferson Airplane — и каждый раз вовремя.

По утрам Папа не имеет обыкновения завтракать — только вишневая кола, никаких компромиссовФото: кадр из фильма

Сериал затащит в себя любого неверующего и потому, что любовь в нем проявлена крайне доступно. Через рефлексии, диалоги, красоту мира и низость людей, на фоне которых отчетливо виден Бог. Даже интриган, лицемер Войелло и кардинал, алкоголик-гей Гутьеррес каются, когда папа расспрашивает их про тайны. В этом жалком зрелище — тоже есть любовь, выстраданная.

— Кто ты такой? — спрашивают понтифика в самом начале.

— Я противоречие, — приговаривает он себя.

«Я хочу видеть фанатиков, потому что фанатизм есть Любовь», — говорит этот ПапаФото: кадр из фильма

Как ишак, взваливший на себя трагичный груз детства, он бравирует неверием, раздираемый на две части. Вечером считает себя Богом. А утром искренне кается на коленях и просит прощения, кары, озарения и прозрения — чего угодно. Патологически боится, что в нем разочаруются.

Но идет дальше, отступать некуда. Что и предлагает нам Соррентино. Можно падать (к финалу первого сезона папу все чаще подводит сердце), но не забывать вставать. Люди бесконечно грешат, но каются. Куда важнее устремления.

Ведь в сущности человек, как Бог — никогда не меняется.

Телеканал «Че». «Молодой Папа». 23 апреля, с 12.30.

Молодой Папа, Трейлер.Первый сезон сериала

www.kp.ru

Сериал «Молодой Папа» и чувства верующих: скандал, провокация, вызов?… Ридус

найти ×    предложить новость
  • USD +0.65 69.52
  • EUR +1.27 79.66
  • Войти
  • Поиск
  • Картина дня
  • Гражданская журналистика
  • Интересное
  • Полезное
  • Развлечения
  • Еще
  • Авто
  • Арт-ридус
  • Военное дело
  • Военные конфликты
  • Город
  • Еда
  • Животные
  • Здоровье
  • Знаменитости
  • Интернет
  • История
  • Кино
  • Компьютерные игры
  • Космос
  • Криминал
  • Культура
  • Литература
  • Музыка
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Образование
  • Общество
  • Погода
  • Политика
  • Право
  • Происшествия
  • Путешествия
  • Расследования
  • Религия
  • СМИ
  • Советы
  • Спорт
  • Стиль
  • Тесты
  • Технологии
  • трансляция
  • Экология
  • Экономика
  • Юмор

Авторские колонкиФоторепортажиВидеоБездна Нет логина? Зарегистрируйтесь!

Добро пожаловать!

Войти через социальные сети:
  • Facebook

www.ridus.ru

6 фактов о правде и вымысле в сериале «Молодой Папа» | SnatchNews

1. Папа Пий XII — антипод реального папы Римского: так автор предупреждает о том, кто мог бы стоять во главе церкви вместо нынешнего либерального и открытого папы Франциска. 2. В сюжете есть ляпы: так молодой папа посылает своего друга детства миссионером в Гондурас. На деле же эта страна — один из центров современного католического мира и в миссионерах …

1.

Папа Пий XII — антипод реального папы Римского: так автор предупреждает о том, кто мог бы стоять во главе церкви вместо нынешнего либерального и открытого папы Франциска.

2.

В сюжете есть ляпы: так молодой папа посылает своего друга детства миссионером в Гондурас. На деле же эта страна — один из центров современного католического мира и в миссионерах не нуждается.

3.

Для режиссера в первую очередь было важно показать состояние людей, властью уже наделенных, изучить то одиночество, в которое они погружаются, поэтому достоверности фактов уделяется мало внимания.

4.

В сериале затрагиваются реальные проблемы католической церкви — воздержания и связанных с ним гомосексуальных и гетеросексуальных отношений священников и монахов, абортов и бесплодия, детства и педофилии.

5.

 

Кардинал Войелло — пародия на бывшего госсекретаря Ватикана Тарчизио Бертоне, известного своей любовью к футболу. Будучи архиепископом Генуи тот даже комментировал целый тайм футбольного матча.

 

6.

Шансов увидеть русский вариант а-ля «Молодой патриарх» мало: народ должен видеть епископа только выплывающим в кадильном облаке из глубины алтаря. Это небожитель, который только и делает, что молится за всех бабушек по всем деревням своей епархии.

sntch.com

Сериал Молодой Папа — скрытый смысл и подтекст

Интерес к сериалу «Молодой Папа» возник еще до выхода на экраны: ведь Ватикан — это не криминальные будни и семейные страсти, о нем сериалы снимают редко, а если быть точным — то вообще не снимают. Обращение к редкой, необычной теме — всегда выигрышный ход режиссера, позволяющий замаскировать  погрешности сценария, недочеты оператора и провальную игру отдельных актеров. Но в случае с мини-сериалом П.Соррентино ничего маскировать не потребовалось: когда «Молодой Папа» вышел на экраны, внезапно оказалось, что он безупречен. Претензий к качеству не возникло даже у самых въедливых критиков, зато обсуждение того, что хотел сказать Соррентино своим невероятно красивым телесериалом продолжается по сей день, через 2 года после премьеры.

Одни уверены, что «Молодой Папа» — это адаптированная к европейским вкусам и ватиканским реалиями версия американского сериала «Карточный домик», повествующего о хитросплетениях политики. Другие увидели в нем производственный сериал с типичным сюжетом: в офис пришел новый молодой босс, и все  закрутилось. Третьи призывают сконцентрироваться на морально-этической проблематике, тем более, что сам режиссер заявил: он снял сериал о «знаках присутствия бога и о столь же убедительных признаках его отсутствия, о поиске и утраты веры». Четвертые полагают, что образ Ленни Белардо, гениально сыгранного Джудом Лоу, глубоко полемичен и представляет собой своеобразную антитезу самому популярному папе Римскому 2-й половины 20 века — Иоанну Павлу Второму. Так это или нет, знает только Соррентино, но то, что образ Пия Тринадцатого — ключ к пониманию всего сериала, сомнений не вызывает.

Реформатор из Америки

Чтобы понять подлинный смысл образа Ленни Белардо, надо сперва разобраться с поверхностными характеристиками его личности: происхождением, возрастом и внешностью, оставив сиротство на потом. Свежеизбранный папа — молодой (относительно) и красивый американец, хотя ничто не мешало сделать героя европейцем или хотя бы латиноамериканцем. Выбор на первый взгляд странный, ведь США — не католическая страна и никогда ею не была. Но США, во-первых, куда более религиозная страна, чем абсолютное большинство европейских государств; во-вторых, это достаточно молодое, активное и напористое государство, претендующее на роль мирового лидера; и в-третьих, это страна, обладающая для одних необычайной привлекательностью, а у других вызывающая отторжение.

Таков и Ленни Белардо  с его истовой религиозностью, активностью, самоуверенностью, молодостью и красотой. Его можно любить или ненавидеть, считать святым или одержимым, но нельзя не признать, что у него есть цель, идеалы и четкий план, то есть все то, чего не хватает остальным кардиналам, старым, как те «священные камни Европы», о которых писал еще Достоевский. Соррентино, признавая необходимость обновления нашей цивилизации, скептически относится к возможностям Европы: ей нужна свежая кровь, нужен некто, обладающий верой и силой, и США здесь предстают и как реальная страна, и как символический образ. Но самое интересное в том, что одряхлевшему миру Ватикана так же нужен энергичный американский реформатор, как Ленни Белардо нужны Ватикан и особенно Венеция. Вечный сирота одержим желанием найти своих родителей.

Метафизическое сиротство

Мотив сиротства, а точнее, потери и поиска родителей настолько типичен для телесериалов католических стран (бразильских, мексиканских, да и итальянских — вспомним «Эдеру»), что может показаться, будто Соррентино решил высмеять штампы. Едва заметный привкус иронии и впрямь ощущается, но этот привкус сопровождает буквально все сюжетные линии, и не в нем дело. Одиночество и сиротство Ленни — метафора, изображающая состояние человека в мире, лишенном Бога. На эту тему много писали все философы 20 века — от Камю до Хайдеггера, сходясь в одном: жить, зная, что там — никого нет, а умрешь — лопух вырастет, крайне неуютно. Стремясь убежать от этого абсурда, человек начинает заново искать смысл бытия, искать веру. Но верить в 21 веке куда сложнее, чем в 15-м:  мы слишком много знаем об окружающем мире, и нам, чтобы поверить, надо увидеть. Даже папе Римскому мало знать, что Бог, то есть родители, есть: он хочет его — их — увидеть воочию.

Почему Пий Тринадцатый так консервативен?

Для европейского зрителя Ленни Белардо неприлично архаичен: по некоторым вопросам у престарелых кардиналов более прогрессивные взгляды, чем у этого молодого мужчины. К примеру, он  против абортов и не склонен считать гомосексуализм вариантом нормы.  Однако в его консерватизме есть своя логика: ведь всю 2-ю половину 20 века католическая церковь шла по пути все большей «модернизации» и либерализма, однако желанного результата подобная стратегия не принесла и больше народу в храмах не стало. А коль скоро либеральная дорога не ведет к храму, то логично попробовать консервативную.

В чем смысл отказа от пиара?

Упорный отказ Пия Тринадцатого общаться с прессой, тиражировать свой образ на сувенирах и выходить под объективы фотокамер имеет куда более серьезную подоплеку, чем простое упрямство. С одной стороны, Ленни бесит коммерциализация церкви: в мире, где все продают и покупают, не осталось ничего святого. Совсем изгнать торговцев из Храма он не может, но умерить масштабы торговли в силах. Ощущая себя наместником Бога, он не желает превращаться в мужчину с обложки журнала или с декоративной тарелки. С другой, Ленни, формально не желая превращаться в шоумена от церкви, действует по всем правилам шоу-бизнеса, гласящим, что истинную звезду создает загадка и дистанция. Правда, у него не всегда получается выдержать нужный баланс между отстраненностью и доступностью, но подобные навыки приходят с опытом.

В чем смысл первых кадров?

В начале сериала мы видим пухлого младенца, ползущего по куче таких же младенцев и в итоге оказывающегося Пием Тринадцатым. По мнению критиков, мы имеем дело с «отстроченной метафорой» режиссера: чтобы понять ее смысл, нужно досмотреть сериал до 5 серии, в которой папа рассматривает картину «Поклонение Венере» с кучей пухлых амурчиков, или эротов, символизирующих все виды любви и нежных чувств. Выбираясь из-под груды младенцев-амуров, Ленни преодолевает все человеческие чувства, чтобы стать чем-то большим, чем человек.

В чем смысл сна?

В проповеди, которую читает во сне Ленни, он одобряет все, что ему на самом деле ненавистно, и восхваляет свободу. Психологи считают подобные сны, в которых отражаются наши страхи, чем-то вполне естественным, но тут вопрос, чего боится вновь избранный папа: сказать что-то не то, провалить первое публичное выступление или поддаться голосам внутренних демонов, твердящих, что ради популярности можно немного поступиться принципами. Так или иначе, в последующих сериях Белардо успешно справляется со всеми демонами и соблазнами.

Что думает о сериале Ватикан?

Благодаря большой публикации в  L’Osservatore Romano — официальной газете Ватикана, мы знаем, что папа и кардиналы смотрят сериалы, хотя транслировать свои впечатления от них поручают специально обученным людям. Ватикан счел «Молодого Папу» не очередной попыткой поспекулировать на актуальной с легкой руки Дэна Брауна теме, а важным культурным феноменом, стремящимся разгадать тайну церкви. Перевод: папе и кардиналам понравилось.

Ждать ли продолжения?

Воодушевленный успехом первого сезона, Соррентино собрался снять второй: весной 2017 г. мировые СМИ сообщили, что уже написан сценарий и идет кастинг. Но потом процесс несколько затормозился: Соррентино и Лоу отвлекли новые проекты, так что самый честный ответ на вопрос о продолжении звучит так: поживем — увидим. Будет — отлично, не будет — тоже хорошо: в первый сезон Соррентино ухитрился втиснуть столько метафор, загадок и аллюзий, что критикам и зрителям хватит еще на долгие годы.

mnogo-smysla.ru

Молодой Папа — Википедия

Молодой Папа
The Young Pope
Жанр драма
Создатель Паоло Соррентино
В ролях Джуд Лоу
Дайан Китон
Сильвио Орландо
Хавьер Камара
Скотт Шеперд
Сесиль де Франс
Людивин Санье
Тони Берторелли
Стефано Аккорси
Джеймс Кромвелл
Вступительная заставка Девлин — Watchtower
Композитор Леле Маркителли
Страна Италия Италия
Испания Испания
Франция Франция
Оригинальный язык английский
итальянский
испанский

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *