Петроглифы карелия – Карельские, Беломорские, Онежские петроглифы, история появления.

Содержание

Карельские, Беломорские, Онежские петроглифы, история появления.

Карельские петроглифы – одни из самых древних наскальных рисунков на Земле. И самые таинственные.

Карельские петроглифы. Наскальные рисунки почтенного возраста — им не менее 5-6 тысяч лет.

Игорь Георгиевский.
Фотограф, журналист, исследователь.

Петроглифами (по-древнегречески πέτρος — камень, γλυφή — резьба) во всём мире называют изображения, высеченные на камнях. Они есть в Азии и в Европе, в обеих Америках, в Африке и в Австралии.

В Карелии наскальные святилища всегда — в самых красивых местах. Древние художники жили на Белом море, при впадении реки Выг; на мысах и островах восточного берега Онежского озера. Именно здесь археологи находят высеченные кварцем изображения людей, животных, небесных светил и неопознанных (возможно, летающих) объектов.

Беломорские петроглифы. Бес и крепкие хозяйственники

Беломорские петроглифы. Старая Залавруга.

Беломорские петроглифы — на островах. Большой Малинин, Ерпин Пудас, Шойрукшин. В древности рисунки находились у самой воды, в основном изображения небольшие: от 20 до 50 сантиметров, но есть и лоси-гиганты — до трёх с половиной метров в длину.

Вообще беломорские петроглифы реалистичны. Лодки, с экипажами и пустые. Подробные сцены охоты на лосей, птиц, тюленей. Батальные композиции. В них всегда участвует человек: идёт пешком, на лыжах, плывёт в лодке. Сражается, охотится, пляшет.

Беломорские петроглифы. Разметка для будущей фотографии.

Но есть здесь и свои бесы. На острове Шойрукша на пологой скале выбиты восемь отпечатков то правой, то левой человеческой ступни. Ведут они к изображению Беса, самой крупной фигуре. Бес высотой около метра, изображен в профиль. С огромной рукой, ногой, мужским достоинством.

Много лет жители соседней деревни считали Бесовы Следки священной скалой. Когда началась Великая Отечественная, верили, что враг сюда не дойдет: Бес охранит.

Онежские петроглифы. Бес и инопланетяне

Карелия. Мыс Бесов Нос. Онежские петроглифы. Знаменитый Бес.

Восточный берег Онежского озера. Бесов нос, мысы Кладовец, Гагажий, Пери Нос, остров Гурий. Здесь больше тысячи петроглифов, размеры фигур от нескольких сантиметров до четырёх метров. И лебеди — огромные, с такими непропорционально длинными шеями, что, может, и не лебеди это вовсе — динозавры!

Карелия. Онежские петроглифы. Изображения лебедей.

Много космических, «солярных» и «лунарных» знаков: круги и полукружья с отходящими линиями-лучами. Есть версия, что это — капканы. Но современный человек отчётливо увидит и радар, и скафандр. Более того — телевизор.

Самый известный из онежских петроглифов — Бес (некоторые специалисты полагают, что Бесиха). Больше беломорского чёрта: два с половиной метра. Изображение пересекает глубокая трещина, разделяя его ровно на две половины. «Щель» в иной, потусторонний мир.

В километровом радиусе от Беса нередко отказывает спутниковая навигация. Капитаны этому давно не удивляются, ориентируются на маяк. Часы тоже ведут себя непредсказуемо: могут убежать вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые только предполагают. Говорят, всё дело в насыщенных магнитной рудой гранитах, залегающих глубоко под землей. Но Бесу виднее.

Древняя фигура перерезана православным крестом. Скорее всего, его выдолбили поверх бесовского изображения монахи Муромского монастыря в XV–XVI веке. Дабы нейтрализовать дьявольскую силу.

Природный музей без охраны

Старая Залавруга. Волонтеры за работой.

В 1934 году молодые советские музееведы решили, что Эрмитажу нужна наскальная живопись. И взорвали скалу с петроглифами на мысе Пери Нос–3. Большая плита с рисунками («крыша») отправилась в Эрмитаж, обломок помельче достался местному краеведческому музею. При взрыве погибли около десятка рисунков, в том числе уникальная для карельских петроглифов сцена деторождения.

В советские времена территория Беломорских петроглифов пострадала при строительстве ББК и Выгостровской ГЭС. Одна из групп рисунков на острове Шойрукшин засыпана плотиной.

Сегодня карельские петроглифы тоже никто всерьёз не охраняет. В Беломорске летом работают волонтёры, приглядывающие за вольными туристами. Пару лет назад на норвежские деньги сделали мостки — чтобы не топтали петроглифы при осмотре.

Восточный берег Онеги и вовсе далёк от заповедных условий. Сюда приезжают на джипах, ставят палатки, жгут костры на камнях с древними рисунками. Добавляют свои, современные. «Ося и Киса здесь были»…

Краеведческий музей

Петрозаводск. Карельский краеведческий музей. Стена с петроглифами и осколки скал.

К обломку скалы, перепавшему карельским музейщикам от эрмитажных щедрот, три года назад археологи присоединили ещё две плиты с рисунками.

На этот раз никакого варварства: камни откололись от скалы сами, много лет назад (то ли из-за перепада температур, то ли ледоход помог). С максимальными предосторожностями находки весом в 460 и 280 килограммов подняли и перевезли в Карельский государственный краеведческий музей.

Карелия. Онежские петроглифы. Щука.

Теперь артефакты можно увидеть (и потрогать руками) в зале петроглифов. Дети счастливы: для них здесь организована интерактивная программа «В гостях у древнего племени». Костёр в музее разжечь, конечно, не дадут. Но почувствовать себя древним человеком можно: добыть огонь трением, обработать скребком шкуру, примерить маску шамана. Как мальчик Льок из книжки археолога Линевского «Листы каменной книги» (читать каждому юному краеведу!).

А ещё здесь, в музее, есть целая стена с петроглифами. Каменная. Хочется просунуть руку в трещинку, провести пальцем по контуру заонежского Беса.

И только если подойти совсем близко, видно, что это — фотография. Точнее, панно (19,5 на 2,55 метра). И если имя художника, выбившего на скалах первые петроглифы, навсегда останется для нас тайной, то имя художника, «выбившего» фотографию на музейной скале, известно: Игорь Георгиевский.

Фотоаппарат как машина времени

Карелия. Онежские петроглифы. Смысл многих изображений остается загадкой для ученых.

В археологических экспедициях на Белом море и Онежском озере фотограф Георгиевский работал одиннадцать сезонов. Фиксировал на плёнку сцены охоты на белуху, хоровод «космических пришельцев», древнюю карельскую «Камасутру» (есть среди северных петроглифов и непринуждённая групповая эротика).

Карелия. Онежские петроглифы. Карельская Камасутра эпохи неолита.

«Поймать» удачный момент для съёмки непросто: многие скалы потрёпаны временем и водой. Края петроглифов стёрлись, при свете дня рисунки почти не видны. Много лет для выявления изображений использовали прожектора, солнечные зайчики крупных зеркал, многочасовые наблюдения в скользящих лучах солнца. Надёжную картину на бумаге давали протирки графитом — так дети монетку карандашом копируют.

Карелия. Онежские петроглифы. Карельская Камасутра эпохи неолита.

Пять лет назад археолог Кнут Хельскуг привёз карельским учёным кусок черной плёнки: похожа на нашу, из магазина «Сад-огород». Но только абсолютно непрозрачная. Накрывшись этой пленкой и приоткрывая один край, можно было запустить луч света вдоль поверхности камня. Чётко обрисовывался микрорельеф и фактура скалы.

Новый подход — и сенсация. На Старой Залавруге в Беломорском районе археологи обнаруживают более двухсот «новых» изображений!

Фотографу задача: зримо отобразить находку. Но вопрос перестал быть только «фотографическим», требовалось инженерное решение — петроглифы располагались группой на большой поверхности.

Раскраски и паззлы

Беломорские петроглифы. Старая Залавруга.

Как снять одним кадром многометровое горизонтальное скальное полотно с петроглифами? Встать на ходули, влезть на стремянку? Съёмка с вертолёта невозможна: вокруг скалы, высоковольтные линии двух гидроэлектростанций. К тому же вертолёт — это пыль у самой поверхности земли и вибрации.

Надо делать составную фотографию. Разметить скалы, снять отдельно сотни фрагментов и после сводить в компьютере по угловым точкам-маркерам.

Была и ещё одна сложность: равномерность освещения общего снимка. Центральная часть полотна Старой Залавруги — это сложный макрорельеф и физический размер 12 на 16 метров. Часть рисунков видна только в косых лучах утреннего освещения. Другая появляется вечером. А днём неглубоко выбитые, особенно крупные по площади петроглифы вообще не видны.

Карелия. Онежские петроглифы.

Решили прокрасить петроглифы акварельными красками, а фотосъёмку произвести в максимально короткие сроки.

Дневник, Залавруга:
• 4–9 июня 2006 года: выявление под чёрной плёнкой петроглифов с обводкой контуров мелом, тонирование выбивок акварелью в два цвета
• 10 июня: дождь смывает акварель
• 11 июня: повторные тонировки с проверкой
• 12–13 июня: разметка скалы на фрагменты 40×60 см с закреплением угловых точек кусочками малярной клейкой ленты
• 14 июня: фотографирование 523 фрагментов в течение 3-х часов. Погода безоблачная, солнечная. Компенсационные корректировки экспозиции и цветового баланса по ходу съемки намеренно не производились
• 15 июня — ветер, дождь. Финал полевых работ

После экспедиции — многочасовое сидение за компьютером. Тогда, в 2006-м, Игорю Георгиевскому впервые удалось уложить в один кадр реальную скальную поверхность площадью 11 на 15 метров. И лодки, и лосей, и охотников.

Загадки петроглифов

Карелия. Онежские петроглифы. Солярные и лунарные изображения.

Учёные продолжают находить новые рисунки, регистрируют их, музеефицируют некоторые находки. Но объяснить многие изображения не могут.

Лебедь, лось и кит-белуха — понятно. Человек. На карельских скалах, как правило, выгравирован в профиль, с одной рукой и одной ногой. С луком или капканом. На лодке. Эти охотники похожи на нынешних людей.

Но кто это двуногое существо, у которого вместо головы два огромных шара? Археологи ласково зовут его Чебурашкой, списывая творческий порыв художника на действие мухоморов.

Ещё меньше ясности с космическими знаками, ориентированными строго на запад или восток. Исследователи условно относят их к солярно-лунарному типу. Не исключено, что в Заонежье могла существовать первая в истории человечества обсерватория.

Но если знаки — это Луна и Солнце, то зачем они установлены на две или три «ножки»? Может, древние люди видели летающие объекты?

Жители Карелии, живущие неподалёку от этих мест, нисколько подобным изображениям не удивляются. Они, по их собственным словам, чуть не каждую ночь наблюдают в небе похожие «явления».

www.culture.ru

Беломорские и онежские древние петроглифы в Карелии

Главное, ради чего туристы и зимой, и летом едут в Республику Карелия– ее фантастические природные достопримечательности, озера и реки, леса и скалы. Неудивительно, что многие наделяют эти места особой силой. Образу Карелии как «места силы» способствуют и загадочные петроглифы.

Петроглифами называют высеченные на камне рисунки, которые наносились людьми с древнейшего времени (некоторые из них датируются палеолитом). Обычно это вполне понятные изображения, преимущественно животных и людей, но есть и те, которые с трудом поддаются толкованию. В Карелии древние петроглифы обнаружены в двух местах – на побережьях Белого моря и Онежского озера.

Беломорские петроглифы: описание, как добраться, координаты

«Беломорские петроглифы» — это целый археологический комплекс, поскольку здесь, наряду с рисунками на камнях, были найдены стоянки древнего человека. Основное место дислокации беломорских петроглифов, которые датируются III-IV тыс. до н.э., – острова речки Выг. В 1920-30-е годы здесь было обнаружено около 40 групп наскальных рисунков, а их общее количество – более 2000.

Отличительная черта беломорских рисунков – изображение человека за каким-то занятием, понятным и сегодня: на охоте, во время ловли рыбы или в процессе сражения. Интересно, что именно на побережье Белого моря было обнаружено древнейшее в Европе изображение лыжника.

Всего на побережье Белого моря расположено три группы петроглифов разной степени доступности:

Залавруга

Одно из самых популярных у туристов мест. Здесь находится около 1200 рисунков, в том числе тот самый лыжник, а также древние стоянки. Добраться до Залавруги можно двумя путями:

  • на собственном автомобиле или такси доехать до стоянки (примерно 4 км от Беломорска в сторону дороги Москва – Мурманск), дальше пешком около одного километра через мостик;
  • с экскурсией, которую проводит Беломорский краеведческий музей. Это автобусный тур из Беломорска с элементами пешей прогулки (через тот же мостик).

Координаты: 64°29’53″N 34°40’28″E

Ерпин Пудас

Остров в нижнем течении реки Выг, где найдено четыре группы петроглифов. Здесь можно увидеть преимущественно «морские» композиции: изображения рыбаков в лодках или людей с копьями, сражающихся с тюленями и белухами. Назвать эти места нетронутыми нельзя: люди здесь бывают, но намного реже, чем в Залавруге, поскольку добраться сюда непросто.

Первым делом нужно доехать до деревни Выгостров (на 31 километре дороги на Беломорск, ведущей от Е105). Дальше придется идти пешком по высохшему руслу реки. Лучше нанять проводника, обратившись к жителям деревни.

Координаты: 64°29’15″N 34°40’19″E

Бесовы следки

Третья большая группа древних наскальных рисунков находится на севере острова Шойрукша. Рисунков здесь много, расположены они плотно, а самые интересные – несколько следов человеческой ступни, которые ведут к изображению Беса (исследователи считают, что это местное божество, а скала, на которой он высечен, была местом жертвоприношений). Петроглифы законсервированы – спрятаны от порчи в павильоне-музее. Найти Бесовы следки несложно: павильон находится у трассы на Беломорск, рядом с Выгостровской ГЭС.

Координаты: N64.48476 E34.66446

Схема беломорских петроглифов

Онежские петроглифы: описание, как добраться, координаты

Место расположения этой группы рисунков – восточное побережье Онеги (Пудожский район), примерно 20 километров вдоль берега. Всего обнаружено около 1200 изображений IV-II тыс. до н.э. – на мысах Пери нос, Бесов нос, Гажий нос и других, а также около поселка Шальский.

Самая знаменитая и интересная группа рисунков находится на Бесовом носу. Здесь, на гранитных скалах возле воды Онежского озера, высечены огромные двухметровые фигуры: Сом, Выдра и Бес. Смысл этих изображений до конца не раскрыт, но многие ученые считают, что здесь, по мнению древних людей, находился вход в иной мир: неслучайно фигура Беса рассечена трещиной. Рядом с ней можно увидеть высеченный крест: так монахи расположенного в этих местах уединенного Муромского монастыря пытались обезвредить нечисть. Не менее интересны солярные и лунарные знаки: есть версия, что это своеобразный лунный календарь.
[reclam]

А еще это место невероятно романтичное: когда-то здесь работал маяк, сегодня он сохранился, но заброшен, что, конечно, придает Бесову носу дополнительный ореол таинственности. Ну и потрясающие природные пейзажи Бесова носа вряд ли когда-нибудь забудутся.

Схема Онежских петроглифов

Как добраться до Онежских петроглифов

  1. Пешком. Самый неудобный и сложный вариант, подходящий лишь тем, кто отправляется в Карелию в палаточный поход. В устье реки Водла находится пристань Стеклянное поселка Шальский. От нее нужно идти вдоль берега Онежского озера около 20 км.
  2. На автомобиле. От той же пристани, то же расстояние, но дороги там нет (от слова совсем), поэтому справиться с преградами на пути способен только мощный внедорожник.
  3. На лодке. Все, что требуется – найти в поселке Шальский местного жителя, готового за определенную сумму отвезти по глади Онежского озера любопытных туристов и затем тем же путем доставить их обратно. Время в пути в одну сторону – не более 15 минут.

Координаты: 61°40’26″N 36°1’46″E

Еще несколько фото пейзажей Бесова носа

Советуем почитать

puteshestviaporossii.ru

Петроглифы Карелии | Истории | Чемодан — путешествия по России

За всё время археологических исследований было найдено около 20 тысяч петроглифов в разных частях света. Удивительные, самые древние на Земле, произведения искусства рассказывают о жизни наших предков, радостях победы, повседневных хлопотах и видении окружающего мира. Время их создания исчисляется многими тысячелетиями, но самые древние петроглифы находятся в Карелии и датируются 5-6 тысячами лет. Карельские петроглифы считаются также одними из самых загадочных, ведь помимо древних воинов и животных, здесь существуют необъяснимые изображения, которые можно назвать космическими и «прочесть» которые не удаётся по сей день.

Карельские петроглифы были впервые найдены в начале XIX века в прибрежной зоне Онежского озера. С тех пор было открыто несколько тысяч наскальных изображений по всей территории Карелии. По месторасположению их принято разделять на две большие группы:

онежские петроглифы и беломорские петроглифы. Вокруг Онежского озера и на побережье Белого моря соответственно. В чём-то все петроглифы похожи, поэтому, чтобы получить настоящее удовольствие от созерцания древних изображений, большинство из которых доступны для туристов, нужно помнить три вещи:

  • Карельские петроглифы наносились при помощи кварца на прибрежные, почти всегда горизонтальные каменные поверхности. Глубина нанесения в разных местах колеблется от 1 до 4 миллиметров. Нельзя также забывать, что с той поры, когда были живы их создатели, прошло много тысячелетий, за которые природа постаралась максимально сгладить присутствие человека, и местами петроглифы стали почти неразличимы.
  • Лучше всего наскальные изображения Карелии видны в период с поздней весны до устойчивого снежного покрова, в солнечную погоду, на рассвете или закате, когда лучи солнца освещают плоские камни под определённым углом. Если день выдался облачным, тогда осматривать петроглифы лучше после дождя, когда основная поверхность камня уже подсохла, а в неровностях выбитых изображений ещё остается скопившаяся влага и они приобретают более тёмный оттенок. Конечно, всегда можно взять с собой бутылочку воды специально для этих целей.
  • Обязательно прихватите фотоаппарат, потому что карельские петроглифы в результате природных явлений и деятельности человека постепенно исчезают и возможно, некоторые вскоре останутся лишь на фотографиях.

Беломорские петроглифы: как добраться

Юрочкин Роман/CC BY-SA 4.0

Давайте сначала немного сориентируемся на местности. Беломорские петроглифы находятся не на самом побережье, а чуть ниже, против течения реки Выг. Место, где обосновались в давние времена древние художники, сегодня ограничено с юга и востока трассой 86К-32, которая идёт от федеральной трассы Р21 Кола к Беломорску; с запада — рекой Выг и Золотецким водохранилищем; с севера: железной дорогой и протокой Кислый Пудас. Ближайший

к беломорским петроглифам населённый пункт называется деревня Выгостров. Это примерно 30 километров от трассы Кола. Т. е. добраться сюда можно либо на личном транспорте, либо нужно ехать на поезде до Беломорска, а затем брать такси или ждать сбор туристической группы. Однако, чтобы посмотреть все петроглифы, нужно также знать, что они разбиты на несколько групп разной степени доступности, и к каждой группе ведёт отдельная тропа или подъезд.

Беломорские петроглифы: что посмотреть

Шелковников Евгений/CC BY-SA 4.0

Беломорские петроглифы — это приблизительно 2 000 изображений, разбитых на три десятка небольших тематических групп, которые принято делить на три большие группы: Бесовы следки, Залавруга и Ерпин Пудас.

Казалось бы, группа петроглифов с жутковатым названием «Бесовы следки» посетить проще всего, ведь находится она практически на обочине дороги, ведущей в Беломорск. Сразу после переезда через реку Выг дорога резко поворачивает направо, а в самом конце так называемого Каменного каньона, который будет по левую руку, можно увидеть то место, где были найдены первые и самые древние беломорские петроглифы.

Точные координаты: 64°29’05.1″N 34°39’52.1″E

Здесь около 500 разнообразных изображений, расположенных плотно друг к другу на небольшой площади: люди, лоси, огромные белуги, сцены охоты и рыбалки. Но самым интересным является, конечно, изображение «беса» в профиль, которого считают местным божеством. Он выделяется среди других петроглифов размерами, в том числе отдельных частей тела. К нему ведут петляющие следы. Считается, что они человеческие. Вот только увидеть этот древний шедевр довольно сложно. Эта группа петроглифов настолько старая, что её много лет назад закрыли специальным павильоном. Вход в него ограничен для сохранности петроглифов и ввиду ветхости самой конструкции. Одни говорят, что некоторые экскурсионные группы туда все же пускают, но большая часть изображений внутри закрыта плёнкой и мешками с песком. По другим сведениям, павильон в ближайшее время будут реконструировать, чтобы открыть доступ всем желающим без вреда для древних рисунков.

Залавруга

Semenov.m7/CC BY-SA 4.0

Скопление беломорских петроглифов «Залавруга» очень большое и самое доступное. Именно сюда ведут большинство туристов.

Точные координаты: 64°29’53″N 34°40’28″E

Чтобы попасть сюда, нужно двинуться дальше по трассе 86К-32, в сторону Беломорска. Примерно на середине дороги будет поворот налево к автостоянке. Стоянка для машин расположена около протока Кислый Пудас. А дальше до небольшого скалистого полуострова размером 70 на 100 метров, покрытого наскальной живописью, ведёт оборудованная туристическая тропа длиной около 1,5 километра.

Здесь находится около 1200 изображений, а также стоянки древних людей. Сцены очень реалистичны: охота на оленей в разные сезоны, охотники идут по следу лося, добыча морского зверя, группа людей отправляется на лодках, батальные композиции. Большинство изображений довольно маленького размера: от 20 до 50 сантиметров, однако есть здесь и сцены, где люди и животные изображены в натуральную величину. Самыми необычными и ценными на «Залавгуре» считаются петроглифы, изображающие охотников-лыжников, которые являются самыми древними из подобных изображений. Ну а самым популярным среди туристов является небольшой петроглиф под названием «Пляшущий человек». Это небольшая фигурка на полусогнутых ногах, похожая скорее на лягушку в прыжке. Говорят, что этот беломорский петроглиф приносит удачу. Достаточно прикоснуться к нему и загадать желание.

Ерпин пудас

Semenov.m7/CC BY-SA 4.0

Скопление беломорских петроглифов «Ерпин пудас» находится примерно в полукилометре от «Бесовых следков», в том месте, где остров рассекает реку Выг на два русла. Добраться сюда самостоятельно достаточно проблематично, к тому же некоторые группы изображений находятся на острове.

Проще всего найти проводника среди местных жителей деревни Выгостров или идти по навигатору вдоль русла высохшей реки к координатам: 64°29’15″N 34°40’19″E.

Увидеть на местных скалах можно около 200 петроглифов. Довольно традиционные сюжеты охоты, рыбалки и ритуальных шествий, но всё равно интересно посмотреть, как наши древние предки загоняют сразу 32 лосей. Пожалуй, такое стадо встретить сегодня довольно сложно. Есть здесь и белухи, и моржи, и доблестные рыбаки с гарпунами. Очень примечательным является антропоморфное изображение человека-белухи, значение которого учёные разгадать не могут. К большой морской рыбине приделаны руки и ноги: толи это древний бог, который гневается на рыбаков или помогает им, толи у древнего художника сильно разыгралась фантазия. На «Ерином Пудасе» находится также так называемая «Карельская камасутра» — изображение массовой эротической сцены, посмотрев на которую становится понятно, что с древних времён мало что изменилось.

Онежские петроглифы: как добраться

Taksla/CC BY-SA 4.0

Те, кто отправляется посмотреть онежские петроглифы, должны быть готовы к тому, что подобрать к ним гораздо сложнее, чем к беломорским. Специальных туристических троп здесь не проложено. Находятся петроглифы на середине восточного берега Онежского озера. В этом месте в озеро выступает большой мыс, из которого выступают около десятка мысов поменьше. Пути туда два: по воде или по лесным просёлкам, которые сложно назвать дорогами. Ближайший город Пудож находится в 35 километрах от побережья. Ехать нужно по трассе А119 Вологда — Медвежьегорск. Чтобы добраться до петроглифов водным путём, необходимо, не доезжая Пудожи, перед рекой Водлой повернуть на перекрёстке налево и ехать до посёлка Шальский. Посёлок расположен в устье реки, здесь можно переночевать, арендовать лодку и найти проводника среди местных жителей. Это наиболее простой вариант. Или можно добираться самостоятельно на хорошем внедорожнике. Свернув чуть раньше в деревню Каршево (координаты: 61°40’51.3″N 36°18’21.1″E), а затем около 18 километров по лесной дороге, учитывая погодные условия и прихватив лебёдку и домкрат.

Онежские петроглифы: что посмотреть

Taksla/CC BY-SA 4.0

Онежские петроглифы были высечены у самой кромки воды. Они разбросаны на небольших мысах, вдоль береговой линии длиной примерно 20 километров от Карецкого Носа до Гажьего Носа. Фигуры, сцены, знаки, всего около 1 200 петроглифов. Карельские петроглифы на Онеге являются гораздо более загадочными. Наиболее интересными считаются группы рисунков на мысах Бесов Нос и Пери нос.

Бесов Нос

Shel1983/CC BY-SA 4.0

Петроглифы мыса Бесов Нос являются самыми известными. Их создание относят к эпохе неолита. Мыс сам по себе очень примечательный: словно длинный крючковатый нос, который выдаётся в озеро ровно посередине полуострова.

Координаты мыса Бесов Нос: 61°40’26.9″N 36°01’44.3″E

Здесь находится один из самых странных и пугающих петроглифов, который называют Бесом. В отличие от Беса на Белом море, он изображен анфас, имеет «рост» почти два метра, квадратную голову и разные глаза и больше напоминает инопланетянина. Примечательным является и то, что во рту Беса имеется углубление, очевидно для жертвоприношений, древние люди попросту его «кормили». Интересны и две другие детали. Во-первых, бес рассечён надвое вдоль туловища большой трещиной в камне, на котором изображен. Конечно, существует и миф о том, что эта расселина является переходом в другой мир. А во-вторых, левая рука Беса пересечена христианским крестом, который высекли монахи Муромского монастыря, чтобы очистить это место от всевозможных языческих легенд и страхов. Кроме Беса, на мысу выделяются ещё два больших петроглифа, разгадать очертания которых до сих пор не могут. Одно изображение похоже на рыбу, его называют то сомом, то налимом. Второй рисунок считают или выдрой, или ящерицей. А вокруг них «плавают» маленькие лебеди.

Мыс Пери Нос

Пётр Иванов/CC0 1.0

Самой большой и загадочной группой онежских петроглифов являются петроглифы мыса Пери Нос.

Координаты: 61°40’55.3″N 36°02’15.4″E.

Здесь более 400 изображений, некоторые из которых находятся под водой у самого берега. Учёные считают, что изначально здесь было гораздо больше рисунков, часть из которых ушла под воду. Часть петроглифов Пери Носа ушла в музеи, в том числе в Государственный Эрмитаж. Специально для этого в 1930-е годы несколько каменных плит были взорваны и вывезены, но при этом пострадали другие уникальные изображения, например сцена деторождения.

Просто учёных привлекли так называемые «солярные и лунарные знаки», которых множество именно на этом участке побережья. Маленькие овальные, круглые и чашеобразные рисунки на ножках, похожие на летающие инопланетные корабли. Их считают вариантом древней космической карты. В остальном артефакты мыса Пери Нос отождествляют с древними охотничьими ритуалами, поскольку здесь большое количество высеченных птиц и зверей, летающие стрелы и сцены охоты. Птицы представлены целыми стаями, из всех петроглифов их здесь больше всего — около 130 штук. Некоторые из них похожи на лебедей, а многие выглядят довольно странно. Длинная изогнутая шея, плывущее туловище, но отсутствие ласт и клюва. Такие рисунки больше напоминают древних динозавров — диплодоков, плывущих по озеру наполовину в воде.

chemodanus.ru

описание, история, экскурсии, точный адрес

Петроглифы Карелии (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Наскальные рисунки — самые первые свидетельства творческих способностей древних людей, в которых отражается их видение материального и нематериального миров. Определить их возраст сложно, радиоуглеродный анализ бессилен, поскольку эти памятники лишены органики, а следы на камне датируются очень неточно. Потому временной диапазон варьируется от 2 до 8 тысячелетий до н. э. Независимо от возраста, петроглифы Карелии представляют собой редчайшую историческую и художественную ценность, они охраняются государством. Большинство артефактов сосредоточены на скалах восточного берега Онежского озера и возле устья реки Выг неподалеку от Беломорска.

Петроглифы Онеги

С отполированного водой гранитного берега мыса Бесов Нос, что в 18 км от поселка Шальский, смотрит в небо двухметровый человек (бог? пришелец?) с прямоугольной головой, круглыми глазами, растопыренными руками и короткими скрюченными ногами. Рядом с ним на камне выбиты изображения рыбы, выдры и лебедей. Тело по вертикали пересекает глубокая трещина. Таков самый известный петроглиф Онежского озера, описанный учеными еще в середине 19 века. Местные жители давным-давно считали его бесовским знаком, о чем говорит и название мыса. Монахи стоящей невдалеке Муромской обители на всякий случай даже высекли поверх древнего изображения православный крест.

В ближайших окрестностях на скалах мысов Перий Нос, Карецкий Нос, Кладовец, Корюшница, Гагажий, полуострове Кочковнаволок и острове Гурий найдены около 1200 петроглифов, составляющих огромную картинную галерею длиной 20 км. На них легко узнаются звери и птицы, сцены охоты, символы Солнца и Луны и даже эротические сцены. Художники каменного века обладали немалым талантом и терпением — приходилось подолгу долбить твердый гранит кварцевым рубилом, чтобы получить картину. Считается, что здешний берег служил чем-то вроде храма, где приносили жертвы забытым ныне богам.

В косых лучах закатного солнца проявляются полустертые изображения и фигуры словно движутся. Такая вот первобытная анимация.

Петроглифы Беломорья

Наскальные изображения недалеко от Белого моря разбросаны на территории 20 кв. км. Больше всего сосредоточено в устье реки Выг у протоки Ерпин Пудас, на поляне Бесовы Следки и урочище Залавруга. В отличие от онежских, здешние петроглифы более конкретны и реалистичны. Охотники загоняют оленей и сражаются с медведем, с носа лодки, управляемой десятком гребцов, летит гарпун в спину кита, люди кружатся в танце.

Здесь обнаружен самый древний рисунок человека на лыжах.

В Залавруге оборудованы тропы и смотровые площадки для туристов. Петроглифы доступны только летом после окончания весеннего паводка.

Практическая информация

Координаты GPS петроглифов Онежского озера: мыс Бесов Нос — 61.673011, 36.021501; мыс Карецкий Нос — 61.713524, 36.059692; мыс Корюшница — 61.665119, 36.051026; мыс Перий Нос −61.681816, 36.037979, полуостров Кочковнаволок 61.801360, 35.954286.

Как добраться: на катере из Петрозаводска в пос. Шальский, там арендовать лодку или джип с полным приводом и местным проводником.

Координаты GPS петроглифов Беломорья: устье реки Выг — 64.498048, 34.674444; урочище Залавруга — 64.498187, 34.674677.

Как добраться: на поезде до Беломорска, затем с экскурсией краеведческого музея «Беломорские петроглифы». Цена билета для взрослых — 200 RUB, школьников и студентов — 100 RUB, дошкольников — 50 RUB. Выезд группами до 15 человек, продолжительность экскурсии — 3 часа. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Полная независимость от общественного транспорта, абсолютная мобильность, возможность посетить самые интересные «незахватанные» еще туристами места… Аренда авто в России для иностранных граждан даст все эти преимущества — и не только их.

tonkosti.ru

Петроглифы на Онежском озере. Красота карельской природы

Но в этой статье поговорим о другой достопримечательности — Онежских петроглифах.

Это древнейшие наскальные рисунки, которые еще иногда называют «Библией каменного века», открытие которых произошло  в 19 веке. Это изображения животных и птиц, а также повседневной жизни людей того времени.

Онежские петроглифы

Эти рисунки можно увидеть вдоль восточного побережья Онежского озера, в Пудожском районе, на мысе Бесов нос ( который получил свое название неспроста, на нем изображено огромная фигура Беса, и каждый, кто сюда добирался замечал, что часы вдруг останавливаются, а навигатор прекращает своею работу),  а так-же на мысах Пери Нос, Кладовец, Гагажий, Кочковнаволок, на острове Гурий, а также на Карецком Носе.  Петроглифы Онежского озера высечены на прочном красноватом и сером граните. 

Древние рисунки занимают 20,5 километровый прибрежный участок и насчитывает около 1200 фигур и знаков. Среди них изображения лесных зверей, людей, птиц (особенно часто лебеди), лодок. Размеры рисунков и символов достигают 4 метров. Многие рисунки открываются только в определенное время суток, при «своем освещении». Одни вечером, на закате, другие на восходе солнца… Их находят до сих пор. Места вокруг очень красивые, но стоянка на месте где расположены петроглифы запрещена, о чем можно прочитать на табличках, расположенных вокруг.

На берегу колоритный старинный маяк. Он построен на петроглифах. Большинство известных рисунков, как раз рядом с ним.
Есть и непонятные фигуры, а также знаки мистического характера, луна и солнце, сценки эротического характера и какие-то неопределяемые создания… Наскальные изображения трудно понять вне связи с их природным окружением. Рисунки всегда создавались близко от уровня воды, на прибрежных скалах, где не росли лишайники, и поверхность была наиболее чистой и гладкой. Если в пещерах Европы художник прорезал контурные линии изображения в мягком известняке, то в Карелии рисунки выбиты в твердом граните сплошными точечными ударами.

Четкость наскальных гравюр в большой степени зависит от освещения. Лучше всего осматривать их ранним солнечным утром или вечером. Косые лучи восходящего или заходящего солнца делают изображения более рельефными и хорошо заметными. Световые эффекты подчас настолько сильны, что буквально преображают рисунки. Когда солнце совсем низко склоняется к горизонту, по скалам бегут заходящие лучи, и темно-красный, отполированный до блеска гранит сияет мягким розовым светом, а плохо различимые рисунки вспыхивают ярко, как лампочки.

Стоит взять на заметку, что
  • петроглифы интересно находить именно самому;
  •  для этого в вечернем или утреннем (контровом) свете надо идти береговой линией и внимательно  осматривать скалы;
  •  рекомендуется в тихую погоду, когда нет волн;
  •  чтобы осмотреть все Бесов мыс – Пери Нос надо 3-4 часа прогулки.

Если подумать о  разнице между городской суетой и жизнью в природе. У путешественника совсем другие ценности. Для него дом – это сам мир, жизнь — дорога, а красота — это первозданность природы. Мне нравится видеть мир нетронутым, природу первозданной, реки полные рыбой, а лес — живностью, исполинских деревьев и ягод, Ни одни красочные фотографии  не заменят  настоящей природы. Здесь, на берегах Онежского озера можно представлять и строить догадки  как познавали мир «дикие» древние люди, что думали о нем.

Время здесь останавливается. И если хотите отдохнуть от городского шума и суеты — то вам в Карелию! 

О природных красотах Карельского края можно прочитать:

myrussianland.ru

Карельские петроглифы | Путешествие по Карелии

Петроглифы

Древние наскальные изображения – одни из наиболее ценных археологических объектов. Они известны на всех континентах нашей планеты. По имеющимся приблизительным подсчетам, в мире общее число рисунков на скалах достигает 20 миллионов фигур, которые сконцентрированы более чем на 20 тысячах участков в 78 странах.
Карельские петроглифы – выдающиеся памятники, пользующиеся мировой известностью. «Каменная летопись», «Библия каменного века» — так их характеризуют исследователи. В конечном счете, ценность карельских петроглифов сопоставима с такими памятниками, как Кижи и руны «Калевалы».
Петроглиф (греч. petra – скала, glyphe – резьба) – это высеченные на поверхности прибрежных скал, сложенных гранитами, изображения животных, птиц, рыб, лодок, людей и непонятных знаков. Рисунки выбивались кварцевыми отбойниками на глубину 2 – 3 мм.
Из всех открытых петроглифов исследователям удалось истолковать меньше половины. У ученых не возникает вопросов по поводу фигур людей и животных. Но много и других знаков, не похожих на известные предметы. Такие рисунки некоторые ученые относят к солярно-лунарному типу, т.к. считают, что они обозначают Луну или Солнце. Но другие исследователи уверены, что древние люди видели какие-то летательные аппараты и изобразили их. Как бы там ни было, за каждым рисунком кроется глубокий смысл: эти символы, прежде чем появиться на скалах, возникли в сознании людей.
Петроглифы Онежского озера и Беломорья создавались приблизительно в одно и тоже время — от начала IV до начала III тыс. до н.э., а их творцами были предки современных прибалтийско-финских народов. Однако на Белом море процесс создания изображений шел дольше и их общее число почти в два раза больше, чем на Онего. При этом среди онежских петроглифов гораздо больше фантастических черт, образов и деталей. Рядом с петроглифами и на Онежском озере, и на Белом море усилиями археологов обнаружено и исследовано огромное число других археологических памятников.
Наскальные святилища находятся в двух местах:
на севере, в Беломорском районе, в низовьях р.Выг, в 8 км выше ее впадения в Сорокскую губу Белого моря,
на юго-востоке республики – в Пудожском районе, на восточном побережье Онежского озерав 18 км к югу от п.Шальский.

Об уникальных и загадочных открытиях в этом районе читайте в статье «Остров мертвых»


Об открытии петроглифов

Весной 1960 года рабочий одного из карельских колхозов обнаружил на гладких прибрежных камнях Онежского озера загадочные рисунки. Заинтересованный своей находкой, он в ближайший выходной день отправился в поход вдоль озера. Оказалось, что подобных рисунков — великое множество. Странная «картинная галерея» протянулась на 20 километров. Особенно много изображений оказалось на двух выступающих в озеро мысах — Бесов Нос и Пери Нос.

Через некоторое время на берега Онеги прибыла археологическая экспедиция. Вскоре выяснилось, что изображения (петроглифы), подобные тем, которые обнаружил рабочий, есть еще и на берегу, а также островах Белого моря. Шло время, археологи находили все новые и новые рисунки. Сейчас на побережье Онежского озера обнаружено около тысячи загадочных фигурок, а в Беломорье -больше двух тысяч! Археологи назвали их страницами каменной книги, или мастерскими сознания. И в самом деле, живописные шедевры давно ушедших мастеров демонстрируют нам не только быт, но и мысли людей, начиная чуть ли не с эпохи мезолита. Иногда кажется, что в этих «мастерских сознания» зашифрованы какие-то сообщения, однако прочитать их мы пока не можем из-за незнания кода. Ученые считают, что петроглифы Карелии являются сложными символами, запечатлевшими представление древних людей об окружающем их мире.

Судя по всему, древние художники создавали свои картины, ударяя по каменной поверхности куском кварца. Линии при этом получались не слишком глубокими — около двух миллиметров. Рядом со сценами охоты и рыбной ловли запечатлены странные эпизоды: существа, лишь отдаленно напоминающие людей, совершают какие-то ритуальные действа, цель которых современным ученым пока не понятна. Среди фигурок есть совсем маленькие, длиной около пяти сантиметров, но встречаются и огромные — до четырех метров. Самое странное, что лучше всего выбитые в камне фигуры видны, когда их освещают косые лучи восходящего или заходящего солнца. Особенно заметными в такие моменты становятся загадочные жезлы, а также лунные и солнечные знаки.

Лесные и морские звери, водоплавающие птицы, люди, лодки, лук, стрелы, гарпуны -все это древние художники начали изображать около шести тысяч лет назад. Однако работа над созданием карельской каменной «картинной галереи» шла на протяжении многих и многих столетий.

Археологи, ведущие здесь раскопки, утверждают, что живопись на камнях обычно появлялась рядом с древними поселениями. Возможно, каменные картины располагались в своеобразных святилищах. Недаром почти все они находятся в уединенных местах побережья. Рисунки находятся так близко к воде, что кажется, будто существа, изображенные на них, только что вышли из пучины или собираются в нее погрузиться. Некоторые каменные картины скрыты под водой. Если подойти к камням с наибольшим количеством петроглифов на поверхности и посмотреть по сторонам, то становится ясно — окружающее пространство с этой точки воспринимается по-особенному. Здесь как бы соприкасаются и сливаются в одну пульсирующую точку три мира — подводный, земной и небесный. Именно в таких местах особенно остро ощущается величие мироздания, возникает потребность в общении с высшими силами, мифическими обитателями потустороннего мира. Человек, оказавшись здесь, испытывает сильнейший эмоциональный подъем. Археологи установили, что древние святилища находились в этих местах еще до появления рисунков на камнях..

Современные лозоходцы с помощью рамки определили, что на этой территории находятся энергетически активные зоны, благотворно влияющие на человеческий организм. Может быть, именно поэтому древние люди, еще не отдалившиеся от природы, являющиеся ее неотъемлемой частицей и поэтому тонко чувствующие такие места, выбирали их для оборудования святилищ. Поначалу на камнях появлялись недолговечные рисунки, выполненные, например, углем или кровью, но стихия быстро стирала их. Поэтому древние художники стали делать свои творения нетленными, выбивая знакомые образы на камнях. Изображенные на страницах «каменной книги» животные, люди и загадочные фантастические существа сделались бессмертными, и многочисленные поколения могли общаться с ними, просить об удачной охоте или исцелении от болезни. Обычно такое общение начиналось весной, когда сходил снег, и заканчивалось с первой порошей, чтобы возобновиться на следующий год. Кроме того, здесь проводились ритуалы, связанные с охотой, посвящение юношей в мужчины, принесение жертв духам предков…

Может быть, загадочные существа, изображенные на камнях, отдаленно напоминающие людей, — порождение фантазии древних людей? Но не исключено, что перед нами — реальные персонажи минувших столетий. Кто именно? Скорее всего на этот вопрос никто никогда ответить не сможет.

Ученые признают, что смысл карельских петроглифов до сих пор остается для них тайной. К сожалению, современный человек не может взглянуть на загадочные рисунки глазами своих далеких предков. Может быть, поэтому содержание «каменной книги» пока остается для нас недоступным.

Юрий Любимов журнал НЛО 40. 2001 г

Более подробная информация об открытии и изучении Карельских петроглифов читайте в разделе «Наскальные рисунки Карелии» >>>


Стоит посмотреть следующий материал:

kartravel.ru

Онежские петроглифы в Карелии

В Карелии на восточном побережье Онежского озера сосредоточено большое количество наскальных рисунков. На участке берега протяженностью более 20 км сосредоточено свыше 1,1 тысячи изображений — фигур, символов, знаков, целых сцен из жизни. Первым исследователем был Константин Иванович Гревингк.

Больше всего петроглифов найдено на мысах Гагажий, Кладовец, Пери Нос, Бесов нос и остров Гурий. Чтобы увидеть Онежские петроглифы, следует отправиться в Карелию, в город Петрозаводск. С Водного вокзала отправляются пассажирские суда, расписание которых следует узнать заранее. Однако дальше туристам приходится либо нанимать лодку или же идти вдоль берега пешком.

Наскальные рисунки Онежского озера выбиты на пологих прибрежных скалах. Глубина линий невелика — от 1 до 4 миллиметров, а вот размеры самих изображений могут достигать 4 метров.

Встречаются рисунки лебедей и других птиц, лесных обитателей, лодок и фигурки людей. Время не пощадило многие изображения — они заросли лишайниками, практически сливаются с камнем и обнаружить их зачастую нелегко. Кроме того, рисунки страдают от ежегодных ледоходов, когда льдины просто «сглаживают» выбитые петроглифы.

Большой интерес ученых и путешественников вызывает тройное изображение на мысе Бесов нос — выдра (или ящерица), сом (по другой версии — налим) и сам «бес». Поверх этих изображений расположен геометрический рисунок неопределенной формы. Считается, что монахи Муромского Свято-Успенского монастыря поверх древней наскальной живописи выбили христианский крест, пытаясь таким образом «обезвредить нечисть».

Лучше отправляться к Онежским петроглифам на закате, или ранним утром. Именно тогда большая часть рисунков видна особенно ярко. Древним художникам удалось создать первый в истории «кинофильм» — под лучами заходящего солнца некоторые сцены буквально оживают! Кажется, что фигурки двигаются, охотники вот-вот уплывут за добычей, лебеди взлетят, а рыбы — уйдут в глубину.

Бесов нос, Карелия: видео

Онежские петроглифы: фото

worldrockart.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *