Музей кусково музей керамики и усадьба кусково – Жемчужина Европы – Усадьба Кусково

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ КЕРАМИКИ И УСАДЬБА КУСКОВО XVIII ВЕКА

Усадьба расположена на востоке Москвы в районе Вешняки и является уникальным памятником культуры XVIII века.
Впервые Кусково упоминается в конце XVI века и как имение графов Шереметевых. Во владении семьи Шереметевых Кусково оставалось более трёхсот лет, вплоть до 1917 года. Усадьба предназначалась для пышных приемов, проведения многолюдных театрализованных празднеств и гуляний.
В 1919 году усадьба стала музеем, а с 1938 года после перевода в Кусково единственного в России музея керамики была переименована в Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково».
Усадьба включает в себя дворец, построенный во второй половине XVIII века в стиле классицизма, регулярный, украшенный скульптурой парк «Грот» с павильонами, Оранжерею (вторая половина XVIII в.), Эрмитаж (вторая половина XVIII в.), «Итальянский» (XVIII в.) и «Голландский» (XVIII в.) домики.
Центром ансамбля является дворец, в котором сохранились историческая планировка XVI века и декоративное убранство интерьеров с произведениями изобразительного искусства русских и западноевропейских мастеров, дарственные портреты русских императоров и нескольких поколений хозяев усадьбы.

Для осмотра открыты живописный архитектурно-парковый ансамбль усадьбы, интереснейший Музей керамики и сама старинная усадьба.
Сегодня — это один из крупнейших музеев в мире, обладающих коллекциями керамики и стекла различных стран от античности до современности.
Ежегодно в музее организуются выставки, проводятся концерты классической музыки, возрождаются старинные традиции усадебных празднеств, приемов и гуляний.
Осенью 2012 года павильон Эрмитаж был закрыт на реставрацию, которая состояла из вычинки белого камня, восстановления отмостки, фасадов, скульптур и вазонов на крыше, замены деревянных конструкций, приведения в порядок медной кровли, а также паркета, дубовой отделки стен кабинетов, позолоты расписных плафонов с летящими по голубому небу амурами.
После реставрации, завершившейся осенью 2013 года, во всей красе предстала одна из трех сохранившихся в России парковых построек данного типа (две другие находятся в Петергофе и Царском Селе). Она будет использоваться как дополнительное выставочное пространство для экспонатов музея.
В 2013 году «Ансамбль усадьбы Кусково (Шереметьевых),XVIII в. Эрмитаж» стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проек в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация» в номинации: «Межобластное научно-реставрационное художественное направление».

um.mos.ru

Государственный музей керамики и Усадьба Кусково — Музеи Москвы

РЕЖИМ РАБОТЫ

Экспозиции Дворца, Грота, Голландского и Итальянского домиков, Эрмитаж, Американская оранжерея работают с 10.00 до 18.00 (Большая каменная оранжерея до конца мая закрыта на реставрацию). Регулярный французский парк с открытой экспозицией садово-парковой скульптуры XVIII века доступен для посещения с 10.00 до 20.00. Кассы работают с 10.00 до 19.30. Каждое 3-е воскресенье месяца музей работает бесплатно (в режиме самостоятельного осмотра экспозиций и выставок). Музей закрыт: понедельник и вторник, последняя среда месяца — санитарный день

ТЕЛЕФОН

Сайт

Электронная почта

Социальные сети

Усадьба Кусково — уникальный памятник культуры XVIII века, один из самых ранних образцов летних загородных резиденций России.
Усадьба, принадлежавшая графам Шереметевым, предназначалась для пышных приемов, проведения многолюдных театрализованных празднеств и гуляний; до наших дней сохранилось более 20 уникальных памятников архитектуры, а так же единственный в Москве французский регулярный парк усадьбы с мраморной скульптурой, прудами и павильонами.
В 1919 году усадьба стала музеем, а с 1938 года после перевода в Кусково единственного в России музея керамики была переименована в Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково». Сегодня — это один из крупнейших в мире обладателей коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности.
Ежегодно в музее организуются выставки; проводятся концерты классической музыки; возрождаются старинные традиции усадебных празднеств, приемов и гуляний.

Проезд:
метро «Рязанский проспект», далее авт. 133 и 208 до ост. «Музей Кусково»;
метро «Выхино», далее авт. 620, маршрут. такси 9М до ост. «Музей Кусково»;
метро «Новогиреево», далее трол. 64, авт. 615, 247 до ост. «Улица Юности».

ЭКСПОНАТЫ 59

  • Панно с изображением оленя

  • Панно с жанровой сценой

  • Панно с жанровой сценой

  • Скульптура на постаменте «Обезьянка с коробом»

  • Скульптура «Молодой человек с петухом в правой руке». («Французский мужик держит петуха»)

  • Скульптура «Молодой человек в шляпе» («Мужик смотрит на раковины и рассуждает»)

  • Скульптура «Женщина со спеленатым ребенком в руках» («Женщина – крестьянка держит в руках маленького ребенка»)

  • Скульптура «Женщина в длинном кафтане» («Женщина имеет трехнаугольник с кольцами»)

  • Скульптура «Мужчина в шляпе»

  • Скульптура «Женщина с корзинкой». («Французская баба в руках держит корзинку с фруктами»)

  • Скульптура «Сирена» для фонтана

  • Гравюра из альбома с видами Кускова

    Пьер Лоран По рисунку неизвестного русского художника XVIII века, исполненному под руководством Михаила Ивановича Махаева (1716-1770), 1768 г.

  • Гравюра из альбома с видами Кускова

    Пьер Лоран По рисунку неизвестного русского художника XVIII века, исполненному под руководством Михаила Ивановича Махаева (1716-1770), 1768 г.

  • Гравюра из альбома с видами Кускова

    Пьер Лоран По рисунку неизвестного русского художника XVIII века, исполненному под руководством Михаила Ивановича Махаева (1716-1770), 1768 г.

  • Гравюра из альбома с видами Кускова

    Пьер Лоран По рисунку неизвестного русского художника XVIII века, исполненному под руководством Михаила Ивановича Махаева (1716-1770), 1768 г.

  • Гравюра из альбома с видами Кускова

    Пьер Лоран По рисунку неизвестного русского художника XVIII века, исполненному под руководством Михаила Ивановича Махаева (1716-1770), 1768 г.

  • Гравюра из альбома с видами Кускова

    Пьер Лоран По рисунку неизвестного русского художника XVIII века, исполненному под руководством Михаила Ивановича Махаева (1716-1770), 1768 г.

  • Гравюра из альбома с видами Кускова

    Пьер Лоран По рисунку неизвестного русского художника XVIII века, исполненному под руководством Михаила Ивановича Махаева (1716-1770), 1768 г.

  • Гравюра из альбома с видами Кускова

    Пьер Андре Барабе. По рисунку неизвестного русского художника XVIII века, исполненному под руководством Михаила Ивановича Махаева (1716-1770), 1768 г.

  • Гравюра из альбома с видами Кускова

    Пьер Лоран По рисунку неизвестного русского художника XVIII века, исполненному под руководством Михаила Ивановича Махаева (1716-1770), 1768 г.

  • Гравюра из альбома с видами Кускова

    Пьер Лоран По рисунку неизвестного русского художника XVIII века, исполненному под руководством Михаила Ивановича Махаева (1716-1770), 1768 г.

  • Гравюра из альбома с видами Кускова

    Пьер Лоран По рисунку неизвестного русского художника XVIII века, исполненному под руководством Михаила Ивановича Махаева (1716-1770), 1768 г.

  • Гравюра из альбома с видами Кускова

    Пьер Лоран По рисунку неизвестного русского художника XVIII века, исполненному под руководством Михаила Ивановича Махаева (1716-1770), 1768 г.

  • Гравюра из альбома с видами Кускова

    Пьер Лоран По рисунку неизвестного русского художника XVIII века, исполненному под руководством Михаила Ивановича Махаева (1716-1770), 1768 г.

  • Виды Кускова в живописи

    Неизвестный русский художник

  • Виды Кускова в живописи

    Неизвестный русский художник

  • Виды Кускова в живописи

    Неизвестный русский художник

  • Виды Кускова в живописи

    Неизвестный русский художник

  • Виды Кускова в живописи

    Неизвестный русский художник

  • Виды Кускова в живописи

    Неизвестный русский художник

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Неизвестный художник II пол. ХIХ в.

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Неизвестный художник ХIХ в.

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Неизвестный художник ХIХ в.

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Иодо, Товий

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Николай Иванович Аргунов

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Карл Зеелигер

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Николай Иванович Аргунов

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Неизвестный французский художник

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Джон Августин Аткинсон

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Сальватор Тончи (?)

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Никола Бенжамен Делапьер

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Иван Петрович Аргунов

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Пьетро Антонио Ротари

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Яков Иванович Аргунов

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Никола Бенжамен Делапьер

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Иван Петрович Аргунов

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Неизвестный русский художник

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Иван Петрович Аргунов

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Неизвестный русский художник

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Неизвестный русский художник

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Иван Петрович Аргунов

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Неизвестный русский художник (Копия с оригинала Г. Гроота, 1746 г.)

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Иван Петрович Аргунов

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Иван Петрович Аргунов

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Неизвестный русский художник

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Никола Бенжамен Делапьер

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Георг Христофор Гроот

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Франкарт

  • Портретная галерея семьи Шереметевых

    Неизвестный русский художник

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 32
  • 33
  • 34
  • 35
  • 36
  • 37
  • 38
  • 39
  • 40
  • 41
  • 42
  • 43
  • 44
  • 45
  • 46
  • 47
  • 48
  • 49
  • 50
  • 51
  • 52
  • 53
  • 54
  • 55
  • 56
  • 57
  • 58
  • 59

um.mos.ru

Усадьба Кусково-музей керамики

Когда речь заходят о дворцах и загородных резиденциях — все вспоминают ,конечно же, Санкт-Петербург. Но и в Москве есть чудесные, удивительные парки и даже дворцы! Одним из таких мест является усадьба Кусково. Уникальный дух и красота этого комплекса заставляют возвращаться туда снова и снова.

Адрес музея: 111402, Москва, улица Юности, дом 2

Как добраться:  метро «Рязанский проспект», далее авт. 133 и 208 до ост. «Музей Кусково».

Итак, начнем нашу небольшую виртуальную экскурсию по дворцово-парковому ансаблю Кусково.  Первым делом, когда вы выйдете из маршрутки, Вас встретят кассы (вход на территорию платный, для любителей дырок в заборе — не обольщайтесь, здесь вам точно ничего не светит

.

Усадьба Кусково, музей керамики

 

Усадьба Кусково принадлежала более 300 лет роду Шереметьевых (первое упоминание было аж в 17 веке), самый расцвет усадьбы пришелся на 18 век , во времена Петра Борисовича Шереметьева. После революции 1917 года Усадьба была национализирована, и уже в 1918 году здесь открылся музей (что поволило практически в первозданном виде сохранить музейный комплекс).

Первое строение, которое вам встретится на территории- это Грот, здание , построенное по проекту архитектора Аргунова в форме дамского Кринолина, похожее на большой праздничный торт

. Не менее «вкусный» грот изнутри: потолок и стены украшены различными видами перлов и ракушек (более 25 видов), туфа, кусочки зеркал. Помещение делится на 3 части: центральный кабинет, серверная и южная части. В нишах можно увидеть уникальные (единственные в Росии) деревянные скульптуры мальчика и девочки, украшенные ракушками (Германия, 18 век). Когда дам и кавалеров развлекали в давние времена в Гроте, им предлагалось найти на потолке различных морских животных и тварей (очень рекомендую эту игру, уверяю, играть будете долго).

Грот, Усадьба Кусково

 

Около Грота находится Итальянский домик (был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова), он использовался для приема гостей (сейчас кстати в нем организовывают бракосочетания

Итальянский домик, Усадьба Кусково

 

Напротив Грота — «Менажереи», домики   для содержания водоплавающих птиц (кто бы мог подумать

). Грот, Менажереи и Итальянский домик представляют собой группу, посвященную Италии.

Домики для птиц, Усадьба Кусково

 

Большой дворец (деревянный, хотя с виду и не скажешь) , построенный в 1769-1775 (Арх. Карл Бланк), безусловно заслуживает внимания!. В здании 2 этажа: 1-й парадный, 2-й частные личные покои. Фасад дворца венчает герб рода Шереметьевых (PS), у центрального входа — широкие пандусы для карет. суровые, но справедливые сфинксы с женскими головами охраняют хозяев (а теперь гостей дворца).

Дворец, Усадьба Кусково

 

Единственный в Москве регулярный французский парк раскинулся напротив дворца, с обилием мраморных скульптур, обелисков и ухоженных газонов. Симметрично центральной оси расположились павильоны «Эрмитаж», «Вольер»  , напротив Дворца — Большая каменная оранжерея. «Малые ансамбли»: Голландский и Итальянский, сохранившийся с наибольшей полнотой – расположились в западной и восточной частях усадьбы.

парк, Усадьба Кусково

 

На территории усадьбы было много различных видов развлечений, одно и них Звериниц (или Птичник). В большой клетке находились различные виды птиц, которые радовали посетителей своим пением (Эх, было время, сейчас тихо:()

Птичник, Усадьба Кусково

 

Голландский домик — одна из самых старых построек Кусково (1749 год), построенный в память об увлечениях Голландией Петром первым. Цель его была не только развлекать гостей, но и просвещать , знакомить с европейским бытом.

Голландский домик, Усадьба Кусково

 

Внутреннее убранство сохранилось в целости и сохранности с 18 века. Драгоценные голландские голубые дельфтские и ковровые роттердамские изразцы на стенах (более 10 тысяч), по стоимости равной золоту на тот момент, изумляли жителей в те года. К сожалению, не сохранился паркет, которым топили голландский домик в холодную зиму 1812 года Наполеон и его войска (слава богу не испортили ничего).

Голландский домик, Усадьба Кусково

 

Какой Голландский домик без цветов и тюльпанов? У Кусковского домика есть и такой дворик! Все как у людей!

Голландский домик, Усадьба Кусково

 

Швецарский домик — одна из поздних построек Кусково (сейчас закрыт для посещений).

Швейцарский домик, Усадьба Кусково

 

Большая каменная оранжерея — раньше в ней выращивали разные виды цветов и растений, сейчас здесь — музей керамики.

Большая оранжерея, Усадьба Кусково

 

Жемчужиной усадьбы Кусково являлся театр крепостных. Именно здесь произошла прекрасная история любви крепостной талантливой актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой и молодого графа Шереметьева (который в последствии на ней женился).

Гулять по территории усадьбы можно очень долго, вглядываясь в старинную архитектуру, раздумывая о прошлом…Но за огороженной территорией не менее интересно — прогуляйтесь вдоль Большого пруда, наслаждаясь отражающимся в пруду Ансаблем.

Музей открыт:

с 15 апреля по 14 октября с 10 до 18 часов (касса до 17)

с 15 октября по 14 апреля с 10 до 16 часов (касса до 15)

Музей закрыт: понедельник и вторник, последняя среда месяца — санитарный день.

Рекомендую также почитать официальный сайт усадьбы Кусково-http://kuskovo.ru/

shagau.ru

Коллекции

«Музей-усадьба «Кусково» – один из крупнейших московских музеев, обладающий исторически сложившимися разнообразными коллекциями высокого художественного уровня. В настоящее  время  в общие коллекций объединенного  музея входят более 50 тыс. предметов.

 Основой фондов музея-усадьбы Кусково стали собрания графов Шереметевых, которые впоследствии пополнялись и в настоящее время насчитывают около 6 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, мебели и предметов декоративно-прикладного искусства  XVI-XIX вв.

 

Узнайте больше о коллекции музея

   Имена признанных мастеров портретной живописи – Д.Левицкого, И. и Н.  Аргуновых, П. Ротари, Г.Гроота, Ф Липпольда, Ж.Монье свидетельствуют о высоком художественном уровне собрания. Музей обладает редчайшими произведениями голландской живописи ХVII века, в частности картинами К.Вирингена и Й.де Вриса, пейзажами Арт ван дер Нера и Т.Хереманса, Р. Саверея, Г.Ю. ван Бадена, уникальным произведением мастера «кухонных» натюрмортов К.Делффа,  характерными образцами французской живописи рококо, итальянскими полотнами ХVI –ХVII вв., среди которых выделяются полотна Пьетро делла Веккья, Микеле Тозини, Б. Белотто, художников венецианской школы и мастерской Луки Джордано. Гордостью музея являются скульптурные портреты двух поколений графов  Шереметевых работы Ф.И.Шубина.

Графическое собрание музея-усадьбы Кусково, формировавшееся на протяжении трех столетий, включает более 1 200 листов тиражной графики и авторского рисунка работы русских и европейских художников и граверов XVI — XX вв. Основу коллекции составляют листы, происходящие из собрания графов Шереметевых: эстампы, хранящие память о видных политических и военных событиях своего времени, гравированные портреты представителей императорской фамилии, русской и европейской знати, деятелей искусства, ведуты и пейзажи. В их числе графический альбом «Подлинное представление строениев и саду, находящееся в одном из увеселительных домов, называемом село Кускова, принадлежащее его Ciятельству Господину графу Петру Борисовичу Шереметеву» с  видами графской усадьбы, состоящий из тринадцати гравюр, созданными  во  Франции П. Лораном и

П. Барабе в 1771г. с рисунков русских мастеров.

   Начиная с 1930-х гг. коллекция пополнилась многочисленными эстампами, в числе которых работы русских и западноевропейских мастеров  мастеров кон. XVI — XIX вв. — Адриана Коллаерта, Фредерика Блумарта, Антуана Франсуа Деннеля, Роберта Стренджа, Израиля Сильвестра, Габриэля Переля, Пьера Древе, Жака Фирмена Боварле, Георга Фридриха Шмидта, Джованни-Баттисты Пиранези, Сэра Роберта Стрейнджа, Е. П. Чемесова,  А.Ф. Зубова, Е.Г.Виноградова, Г.И. Скородумова и других.

   Особое место в собрании занимают эскизы форм и росписей фарфоровых изделий работы художников-керамистов советского периода: И.С. Ефимова, Т.З. Подрябинникова, Б.А.Смирнова, Т.И. Воскресенской, — позволяющие проследить творческий процесс мастеров от замысла до воплощения.

   Фонды мебели и декоративно-прикладного искусства в основном составляют предметы, которые создавались специально для Дворца и парковых павильонов усадьбы в XVIII в. и размещаются  в предназначенном для них пространстве исторических интерьеров, особый интерес. Особый интерес представляет художественная мебель русского и западно-европейского производства, в том числе произведения, выполненные такими известными мастерами XVIII столетия, как Н. Васильев, И. Юст и П. Споль. Кусковская мебель демонстрирует все основные техники декора: резьбу – золоченую или ярко и своеобразно крашеную; технику наборного дерева – «интарсию» и «маркетри», флорентийскую мозаику – набор из разного по цвету и фактуре поделочного камня.

   Не меньший интерес представляет коллекция декоративно-прикладного искусства, в которую вошли произведения, выполненные в России, Франции, Англии, Германии, Италии, Китае и Японии: бронза, резная кость, тесненная кожа, предметы, декорированные бисером, вышивка, ткани, кружева , осветительные приборы, художественные рамы.

 Музей обладает также сложившимися в XVIII веке коллекциями скульптуры, среди которых выделяются портретные работы Ф.

Шубина, и парковых статуй и бюстов русской и итальянской работы.

   Коллекция часов насчитывает порядка сорока предметов и демонстрирует все многообразие типов и форм часовых механизмов, бытовавших в интерьерах XVIII-XIX вв.: это и небольшие по размеру бронзовые золоченые часы, украшающие комоды и каминные полки, и настенные часы или монументальные напольные, а также изящные камерные часы в фарфоровом корпусе. 

 Синтез искусств и слагаемые гармонии усадебного мира прославили Кусково как один из крупных центров русской культуры и просвещения, что послужило основой для создания в 1918 году Музея — усадьбы.

Настоящую структуру музей получил в 1938 году при слиянии единственного в стране специализированного Государственного музея керамики и музея-усадьбы «Кусково».

  «Музей-усадьба «Кусково» – единственный специализированный музей в России, где собраны произведения керамики, фарфора и стекла многих стран Европы и Востока с древнейших времен до наших дней. Собрания западноевропейского и русского фарфора, стекла и керамики, работ современных художников являются одними из крупнейших и лучших в России.

    Музей керамики был создан на основе национализированного в конце 1918 г. лучшего в Москве собрания русского фарфора А.В.Морозова, насчитывавшего более 2600 произведений, в 1932 г. переведен в усадьбу Кусково, и с 1937 г. они существуют как единый музей.

В 1920-1930-е гг. коллекции музея пополнялись путем поступления из хранилищ Государственного музейного фонда Москвы и Ленинграда, созданных на основе частных коллекций, из расформированных 1-го Пролетарского музея, Румянцевского музея, Музея мебели, в т.ч. из собраний Юсуповых, Л.К.Зубалова, Д.И.Щукина, С.А.Бахрушина, В.О.Гиршмана, М.П.Рябушинского, Г.А.Брокара, Ф.Е.Вишневского и др. Ценные экспонаты (предметы царских сервизов) были переданы из Государственного Эрмитажа, Оружейной палаты Московского Кремля, Русского музея, а также из Политехнического музея, музея Строгановского училища и др.

    Коллекции современной керамики и стекла стали формироваться в довоенный период на основе передач из Торговой Палаты, Дирекции художественных выставок и панорам, из музея образцов Главфарфора, Главстройкерамики и закупок с крупнейших фарфоровых, керамических и стекольных заводов: Ленинградского, Дмитровского, Дулевского, «Красный гигант», Дятьково и др. Кроме того, произведения приобретались и принимались в дар от авторов и коллекционеров.

В настоящее время собрание музея керамики насчитывает ок. 40 000 экспонатов. Здесь представлено искусство Древней Греции и Рима, древних культур Востока, фарфор и керамика Китая и Японии. Наиболее значительно собрание западноевропейской керамики, фарфора и стекла от эпохи Возрождения до модерна. Итальянская майолика, своеобразная керамика Испании, Франции, Голландии, Германии, венецианское и богемское стекло XV-XVIII вв. представлены характерными изделиями ведущих предприятий, работами знаменитых мастеров, уникальными экспонатами. Одной из лучших в стране и самой большой в Москве является коллекция европейского фарфора XVIII – XIX вв.

Самым известным фарфоровым ансамблем XIX в. в собрании музея является созданный в Севре Египетский сервиз – уникальный памятник наполеоновской эпохи.

Гордость музея – коллекция русского фарфора, отличающаяся разнообразием и полнотой представленных в ней центров производства. Музей обладает рядом раритетов и уникальных экспонатов XVIII – XIX вв., созданных на ведущем предприятии России – Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. Это самый ранний из датированных предметов русского фарфора – ставок (конфетница) изобретателя отечественного фарфора Д.И.Виноградова 1748 г., а также предметы из первых сервизов, предназначенных для императорских дворцов и высшей знати. В коллекции представлены работы многих художников и скульпторов XVIII – ХХ вв., работавших на предприятии: Ж.Д.Рашетта, С.С.Пименова, А.К.Шписа, К.А.Сомова, С.Н.Судьбинина, А.К.Тимуса и др. Неповторимость и своеобразие собрания русского фарфора определяется во многом прекрасным подбором изделий частных заводов, прежде всего, подмосковных: Гарднера, Попова, Сафронова, заводов Гжели. Не имеет себе равных лучшая в стране коллекция русской фарфоровой пластики, которая в основном была собрана А.В.Морозовым. 

Российская керамика и фаянс представлены изделиями крупнейших заводов: Киево-Межигорской фабрики, Ауэрбаха, Поскочина, Тереховых и Киселева и др., а также продукцией Гжели XVIII – XIX вв.

Рядом исключительных по своему значению экспонатов выделяется  коллекция русского стекла. Здесь редкие изделия первых стекольных заводов в Измайлове и Петербурге, прекрасные образцы гравированного и цветного стекла XVIII в., уникальные  дворцовые вазы Императорского стеклянного завода конца XVIII – нач. ХХ вв.

Замечателен подбор авторских работ известных художников-керамистов и стекольщиков ХХ в., творчество многих из них невозможно представить без произведений из собрания Государственного музея керамики.

Наиболее полно представлен фарфор крупнейших заводов: Ленинградского, Дмитровского и Дулевского. «Золотым» фондом являются произведения художников круга «Мир искусства», живописного направления, русского авангарда: «агитационного» фарфора, супрематизма, трансавангарда, работы художников М.Добужинского К.Малевича, Н.Суетина, В.Кандинского, А.Матвеева, Б.Кустодиева и др. В коллекции представлены все художественные центры и новаторские авторские произведения, позволяющие судить об индивидуальном мастерстве ведущих художников ХХ — нач. ХХI вв.

Фонд фаянса и «грубой» керамики представлены Конаковским, Псковским, Будянским фаянсовыми заводами и др. Особенно значима коллекция Художественной керамической лаборатории, существовавшей при музее в кон. 1920 – нач. 1930-х гг., где проводились эксперименты в области создания новых форм и технологий. Авторская керамика 1960-1990-х гг. наиболее полно представлена Московской и Петербургской керамическими школами. Собрание включает самые яркие и самобытные народные промыслы России: Гжель, Опошня, Косово, Дымковская слобода, Скопин, Балхары.

Современное стекло представлено крупнейшими заводами и авторскими работами не только России, но и бывших союзных республик: «Красный Гигант», Дятьковский, Гусь-Хрустальный, «Красный Май», Киевский, «Неман». Особой гордостью Музея является собрание агитационного фарфора и стекла 1920-1930гг. и монографические коллекции ведущих отечественных художников Н.Данько, С.Чехонина, А.Щекотихиной-Потоцкой, Л.Протопоповой, Л.Ефимова, И.Фрих-Хара, Б.Смирнова, А.Сотникова, А.Бржезицкой и др.

kuskovo.ru

Усадьба Кусково — уникальный памятник культуры XVIII века.

Усадьба Кусково — уникальный памятник культуры XVIII века, один из самых ранних образцов летних загородных резиденций России. Усадьба, принадлежавшая графам Шереметевым, предназначалась для пышных приемов, проведения многолюдных театрализованных празднеств и гуляний; до наших дней сохранилось более 20 уникальных памятников архитектуры, а также единственный в Москве французский регулярный парк усадьбы с мраморной скульптурой, прудами и павильонами. В 1919 году усадьба стала музеем, а с 1938 года после перевода в Кусково единственного в России музея керамики была переименована в Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково». Сегодня — это один из крупнейших в мире обладателей коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности. Ежегодно в музее организуются выставки; проводятся концерты классической музыки; возрождаются старинные традиции усадебных празднеств, приемов и гуляний.

История усадьбы Кусково.

Впервые Кусково упоминается в конце XVI в. и уже как владение Шереметевых. В 1623—1624 гг. здесь стояли деревянная церковь, боярский двор, дворы крепостных людей. Во владении Шереметевых Кусково оставалось более трёхсот лет, вплоть до 1917 года — случай в истории усадеб довольно редкий. Расцвет имения связан с именем Петра Борисовича Шереметева, сына знаменитого петровского фельдмаршала. В 1750 — 1770-х гг. в Кускове была организована обширная резиденция с дворцом, многими «увеселительными затеями», большим парком и прудами. Создание этого выдающегося ансамбля тесно связано с именами крепостных архитекторов Фёдора Аргунова и Алексея Миронова. Архитектурный комплекс сооружён в барочно-рокайльном стиле середины XVIII в. Постройки этого стиля сохранились в основном в окрестностях Санкт—Петербурга, для Москвы и Подмосковья этот комплекс уникален.

История усадьбы Кусково.

В 1774 году по проекту французского архитектора Шарля де Вайи (по другим источникам К. Бланка?) был сооружён дворец (Большой дом), который вовсе не был призван поражать своими размерами, а поражал изысканностью и великолепием внутреннего убранства. Усадебный комплекс был предназначен для пышных приёмов гостей и увеселений. Для этих целей выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Кроме того французский парк украшают многочисленные скульптуры, обелиск и колонна со статуей богини Минервы.

Достопримечательности. Дворец в Кусково.

Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове, строился в 1769-1775 годы под руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время. Летний дворец графа П.Б.Шереметева в Кускове – редкий образец загородного дома, полностью сохранившего до наших дней архитектурно — пространственное решение, а также подлинные элементы интерьеров: дощатые полы, печи и камины; декоративную живопись, резьбу по дереву и лепнину из папье-маше; зеркала и осветительные приборы. В создании интерьеров принимали участие приглашенные иностранные художники, скульпторы, резчики, а также русские вольные и крепостные мастера.

Голландский домик в Кусково.

Этот павильон был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Как садовый павильон-имитация во вкусе архитектуры «разных времен и народов», Голландский домик – характерное явление в русской усадебной культуре середины XVIII века. Он считается одним из самых первых, художественно завершенных образцов подобных сооружений. Этот «архитектурный сувенир» первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост. В настоящее время гости музея имеют возможность увидеть полностью сохранившуюся внутреннюю планировку Голландского домика и основные детали архитектурного декора. Посредством воссозданных интерьеров окунуться в «быт голландского бюргера» того времени.

Итальянский домик в Кусково.

Итальянский домик был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. Во внешнем облике павильона легко угадывается назначение каждого из двух этажей. Дворцовый характер интерьеров второго этажа находит выражение в архитектуре фасада: высоких оконных проемах, ажурных ограждениях лоджии и балкона, завершении карниза нарядной балюстрадой. Небольшие же помещения первого этажа, зрительно более низкого, с квадратными окнами, были предназначены для размещения «раритетов»: редкостных картин из бисера и цветного мрамора, моделей иерусалимской и вифлиемской церквей в стеклянных футлярах, античной скульптуры и многого другого.

Эрмитаж в Кусково.

В юго-западной части кусковского регулярного парка находится павильон Эрмитаж (от французского ermitage – хижина отшельника). Как и другие парковые павильоны, в XVIII веке Эрмитаж использовался для приема гостей, а название его подчеркивало назначение павильона, предназначенного для увеселения и развлечений в тесном кругу избранного общества. К тому же, его оригинальное устройство позволяло уединиться на втором этаже без прислуги. Подобные «эрмитажи» были тогда чрезвычайно модными. Эрмитаж был построен в 1765 –1767 гг., под «смотрением» Карла Ивановича Бланка, известного московского архитектора. Особенностью данной постройки, является тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма, в которой, однако, присутствуют и барочные черты, например расположенные в специальных нишах под карнизом алебастровые бюсты римских цезарей.

Грот в Кусково.

«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Внутри Грот состоит из центрального зала, расписанного под розовый и зеленый с красными прожилками мрамор, и северного и южного кабинетов, выдержанных, соответственно, в холодной и теплой цветовых гаммах. Оформление интерьеров было процессом сложным и длительным. Около десяти лет (1761 – 1775 гг.), с перерывами эту работу выполнял «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт, нанятый графом П.Б. Шереметевым по «заключенному контракту». Стены и потолок кабинетов богато декорированы раковинами, туфом, стеклом, кусочками зеркал и гипсовой лепниной. Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова.

Американская оранжерея в Кусково.

Была построена неизвестным архитектором в 1750-е годы в северо-восточной части регулярного парка. «Каталог растений» 1786 года разъясняет термин «Американская оранжерея» как постройка «большого тепла», которая представляет собой сооружение на каменном фундаменте с различным наклоном крыш, «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на юг, юго — восток и юго — запад. Угол наклона рам был тонко рассчитан для оптимального использования солнечных лучей, особенно в зимнее время. Подобные конструкции обеспечивали разнообразный тепловой и световой режим, необходимый для выращивания тропических растений. Для лучшего поглощения солнечного света использовали простое зеленоватое стекло, оранжерея исключительно утилитарное назначение.

Большая каменная оранжерея в Кусково.

К 1763 году была сооружена Большая каменная оранжерея по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова — самый большой павильон дворцово-паркового ансамбля усадьбы. Помимо прямого функционального назначения она использовалась и для приема гостей: наряду с остекленными галереями для растительных экзотов в центре Большой каменной оранжереи был устроен «воксал» — небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов. В боковых ризалитах располагались комнаты для игр и приют садовника. Сегодня в залах оранжереи развернуты экспозиции Государственного музея керамики.

travellgide.ru

Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.» — Россия

В музее работают сто сорок восемь сотрудников и тридцать один научный работник. В коллекцию музея входит более чем тридцать три тысячи девятьсот предметов, тридцать три тысячи девятьсот предметов коллекции представлены в экспозиции и входят в основные фонды музея. Усадьба Кусково — уникальный памятник художественной культуры XVIII в. — расположена в Москве. Роскошная летняя резиденция графов Шереметевых, устроенная с «бесчисленным множеством отрад и приятностей», предназначалась для пышных приемов гостей, многолюдных театрализованных празднеств и гуляний. До наших дней сохранилось более 20 уникальных памятников архитектуры, среди которых Дворец, Грот, Большая Каменная Оранжерея, старинная церковь и др. Достопримечательностью усадьбы является прекрасно сохранившийся до наших дней французский регулярный парк с мраморной скульптурой, прудами и оригинальными павильонами. Центром ансамбля является Дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров, состоящее из первоклассных произведений русского и западноевропейского изобразительного искусства; уникальная коллекция живописи XVIII века, дарственные портреты русских императоров и нескольких поколений хозяев усадьбы — Шереметевых. В 1919 году усадьба получила статус Государственного музея, а с 1938 г. была объединена с музеем керамики. единственный в России, сегодня это один из крупнейших в мире обладателей специализированной коллекции керамики истекла различных стран от античности до современности. В его фондах сосредоточено свыше 30000 произведений русского и зарубежного искусства: замечательные образцы итальянской майолики, венецианского, английского и русского стекла, мейсенского, севрского и восточного фарфора. Особой гордостью музея являются уникальные коллекции русского фарфора российских мануфактур, начиная с XVIII века. Ежегодно в музее организуются 3-4 стационарные фондовые выставки. Возрождаются старинные традиции гостеприимства усадьбы, музей располагает прекрасными возможностями для организации и проведения театрально-зрелищных программ, приемов и гуляний. В летнее время в танцевальном зале Дворца проводятся концерты и музыкальные фестивали с участием русских и зарубежных исполнителей. Великолепие архитектурных памятников, подлинных интерьеров, парка и уникальной коллекции керамики и стекла позволит посетителям получить незабываемые впечатления, погрузиться в мир старинной русской усадьбы. Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.» работает в форме некоммерческого учреждения архитектурной и ансамлевой специализации, то есть не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками. Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.» является организацией муниципального подчинения. Музей ведет прежде всего культурно-массовую деятельность.
Фотографии музея и экспозиции — Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.»:
Коллекция Основные фонды музея включают 33917 предметов, полностью коллекция музея состоит из 34117 предметов
Адрес Россия, 111402, Москва, ул. Юности, 2
Телефон (495) 370-0160, 375-3131
Интернет-сайт музея http://www.kuskovo.ru
Здание Дворец был построен в 1769-1775 гг. архитектором К.Бланком по проекту Ш. де Вайи. Образец раннего классицизма с элементами барокко. Построен из дерева (исключение — каменный цокольный этаж).
Грот (1755-1761 гг.) построен под руководством Ф.С.Аргунова, а отделка завершена И.Фохтом и М.Зиминым к 1775 г. Одна из самых интересных построек кусковской усадьбы. Трехчастный каменный павильон в стиле барокко на трехступенчатом цоколе-стилобате. Щедро декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах, львиными масками над окнами, картушами над дверьми. Олицетворяя стихию камня и воды, Грот должен был изображать подводную пещеру; купол венчает фонтан, его ребра из белого луженого железа символизируют струи воды, а картуши в виде водяных потоков «заливают» пламя в чашах. Уникальный интерьер украшен скульптурами из ракушечника, гипса, цветным стеклом и известковым туфом.
Эрмитаж (1765-1766 гг.) построен под руководством К.Бланка. Один из лучших памятников парковой архитектуры в русском зодчестве XVIII века. В нем удивительно гармонично синтезированы архитектура и скульптура. Построен в стиле барокко. Интерьер был снабжен уникальными подъемными механизмами.
Большая Каменная оранжерея (1761-1783 гг.) была построена по проекту Ф.С.Аргунова в стиле барокко. Большой центральный павильон соединен легкими застекленными галереями с меньшими боковыми павильонами. В центре двустветной части центрального павильона устроен воксал (зал для концертов и танцев). Для музыкантов был отведен внутренний балкон.
Итальянский домик построен под руководством Ю.И.Кологривова в 1754-1755 гг. Голландский домик (1749 г.). Церковь Спаса Всемилостивого (1737-1742 гг.). Колокольня (1792-1793 гг., по проекту арх. А.Миронова и Г.Дикушина).
Входная плата Справки по тел. (495) 370-0160
Часы работы С ноября по март с 10 до 16 часов (касса до 15), с апреля по октябрь с 10 до 18 часов (касса до 17). Музей закрыт: понедельник, вторник, последняя среда месяца
Как добраться Ст. м. «Рязанский проспект», далее авт. 133, 208 до ост. «Музей Кусково»
Экскурсии Архитектурно-парковый ансамбль усадьбы Кусково XVIII в.; Экскурсия по Дворцу с использованием электронных гидов-переводчиков; Искусство керамики и стекла;
Туристические маршруты ;Блистательный XVIII век в России (дворцы Москвы и Санкт-Петербурга) ;Усадьба Кусково ;Подмосковный Версаль ;Русская дворянская усадьба ;Подмосковный Версаль (Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»)
Достопрмечательности Пейзажный парк «Кусково» Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках XVI в.
Официальные лица Директор: Ерицян Елена Сергеевна, тел. (495) 370-0150 Зам. директора по научной работе: Журавская Эмма Дмитриевна, тел. (495) 370-1309 Заместитель директора: Нагурный Игорь Владимирович Главный хранитель: Еникеева Татьяна Ивановна, тел. (495) 374-8091
Телефон дирекции (495) 370-0150, Факс: (495) 918-6540
Адрес дирекции 111402, Москва, ул. Юности, 2
Площадь экспозиции экспозиционно-выставочная 3327,2м2
Важные собрания Коллекция «обманок» (живописные натюрморты и обрезные фигуры) — 20 ед. Коллекция декоративной скульптуры из ракушечника — 12 ед. Портретная галерея XVIII в. — 113 ед. Коллекция скульптуры российских заводов XVIII — XIX вв. — 1505 ед. Русское гравированное стекло XVIII в. — 90 ед. Коллекция русского стекла «Отечественная война 1812 года» — 38 ед. Коллекция русской майолики и фаянса А.В.Морозова XVIII — нач. ХХ вв. — около 70 ед. Коллекция фарфора «Русский авангард. Советский фарфор 1920 — нач. 1930 гг.» — около 300 ед. Коллекция агитационного фарфора — около 250 ед. Монографическая коллекция современного стекла Б.А.Смирнова — около 500 ед. Монографическая коллекция стекла Л. и Д. Шушкановых — около 150 ед. Монографическая коллекция фарфора Н.Данько — около 250 ед. Монографическая коллекция керамики и стекла И.Фрих-Хара — около 150 ед. Монографическая коллекция фарфора Л.Протопоповой — около 150 ед. Монографическая коллекция керамики В.Малолеткова — около 150 ед. наиболее интересные предметы фондов
Важные даты 18 мая — Международный день музеев 1 сентября — День знаний 4 сентября — День города Москвы 14 августа — Престольный праздник кусковской церкви Всемилостивого Спаса

www.exmu.ru

«Усадьба Кусково 18 века» и Государственный музей керамики

«Усадьба Кусково XVIII века» и Государственный музей керамики

Юности ул., 2, метро «Рязанский проспект», далее автобусами 133, 208 или маршрутным такси до остановки «Музей Кусково»

Почти четыреста лет, с XVI века по 1917 год, село Кусково являлось родовым имением графов Шереметевых, которые превратили его в свою подмосковную увеселительную резиденцию.

Родоначальником графов Шереметьевых был фельдмаршал Борис Петрович Шереметев (1652-1719 гг.).

Графский титул ему пожаловал Пётр I за усмирение Астраханского стрелецкого бунта в 1706 г.

Борис Петрович участвовал в Северной войне и за первую победу, одержанную над шведами после поражения русских под Нарвой, был произведен в фельдмаршалы.

Царь Пётр не скупился на награды, щедро одаривая Шереметева землей и крестьянами.

Когда же шестидесятилетний фельдмаршал собрался уйти в отставку и подстричься в монахи, Пётр сосватал ему двадцатипятилетнюю вдову своего дяди Льва Кирилловича Нарышкина — Анну Петровну Салтыкову, имевшую двух дочерей от первого брака.

Вместе с Анной Петровной фельдмаршал был отправлен в Прусский поход, где один за другим произвёл на свет пятеро детей. Старший из них — Петр Борисович Шереметев (1713-1788 гг.) после смерти отца в шестилетнем возрасте унаследовал огромное состояние. Пётр Борисович не отличался призванием к военному делу, зато числился камергером во дворе, исправно получал чины и преумножал своё богатство.

Он женился в тридцать лет на самой богатой невесте страны — княжне Варваре Алексеевне, единственной дочери министра иностранных дел князя Алексея Черкасского.

Тем самым объединились два огромных состояния, и Шереметев стал счастливым обладателем 44 имений в 28 губерниях России. Брак по расчёту принес Петру Борисовичу и счастье в семейной жизни. Несмотря на то, что невесте было уже за тридцать, супруги произвели на свет семеро детей, правда, до совершеннолетия дожили только двое — Николай и Варвара.

После свадьбы граф с супругой поселились в Петербурге, в особняке на Фонтанке, 34 (в советское время там размещался Институт Арктики и Антарктики).

Однако Шереметева больше тянуло в Москву, и в 1740-ее гг. Пётр Борисович задумывает перестройку своей подмосковной усадьбы Кусково, благо вместе с приданным жены он присоединил к Кусково соседние земли Вешняки и Выхино.

По преданию название Кусково усадьба получила от того, что казалась владельцу небольшим куском по сравнению с окружающими селами и деревнями, князя Черкасского, ведь благодаря удачной женитьбе усадебные земли увеличились до 330 гектаров.

В 1767 году после смерти жены Пётр Борисович, покинул дом на Фонтанке и окончательно поселился в Кусково.

В то время Кусково слыло «Московским Версалем». В усадьбе были устроены французский регулярный парк с мраморной скульптурой, прудами и павильонами, несколько оранжерей, зверинец, менажерия с певчими птицам, Зелёный театр.

Здесь было около 50 разнообразных экзотических павильонов и затей (например, стог сена, мог внутри оказываться комфортным павильоном), садовые лабиринты, фонтаны, гроты, подъемные мосты, карусели и проч. Там Шереметев с помощью сына Николая (1751-1809 гг.) основал крепостной театр и собственную театральную школу для крепостных актеров.

У графа были свои крепостные архитекторы и художники (семья Аргуновых), свой драматург (Василий Вроблевский), свой композитор (Степан Дегтярёв) и знаменитые оперная и балетная труппы с крепостными артистками Татьяной Гранатовой и Прасковьей Жемчуговой (настоящая фамилия Ковалева), ставшей в 1803 году женой его сына графа Николая Петровича Шереметева.

В 1772 году московская знать избрала графа Петра Шереметева первым предводителем дворянства.

С тех пор праздники со спектаклями и фейерверками стали обыкновением. В 1770-1780 гг. Шереметев устраивал грандиозные гуляния, на которые приглашались все желающие.

У дороги в имение стоял столб с надписью, приглашавшей веселиться как кому угодно, в доме и в саду.

Но строго следили за тем, чтоб «гуляли смирно, и в саду ничего не ломали и не рвали, бесчинств, ссор и драк не заводили». Число гостей на таких празднествах доходило до 30 тысяч. Программы праздников включали в себя театральные и фольклорные представления, катание на лодках под пение хора, фейерверки, дивертисменты, морские парады и карусели.

По четвергам и воскресеньям в трёх усадебных театрах проходили бесплатные спектакли.

Сам граф жил на широкую ногу.

Вот как описывал жизнь графа князь Михаил Щербатов в своем сочинении «О повреждении нравов в России»:

«…Одежда наносила ему тягость от злата и серебра и ослепляла сиянием очи.

Экипажи его выписывались из Франции, стол был великолепный.

Было множество прислуги.

Дом наполнен был предметами самой утонченной роскоши, так что в любой день, нисколько не готовясь, он мог принять императрицу». В число «предметов самой утончённой роскоши» входило замечательное собрание произведений искусства: картин, фарфора, оружия. Одним из увлечений графа было создание портретной галереи знаменитых современников, «государей и владетельных особ». Большая часть этой коллекции портретной живописи по сей день хранится в Кускове и насчитывает более 280 произведений русский художников, таких как Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, Иван и Николай Аргуновы, Л. М. Миропольский, и иностранцев, работавших в России: П. Ротари, К. Христинека, Г. Гроот, А. Рослин, Н. Делапьер и др. Здесь можно увидеть портреты Петра I работы немецкого живописца И. Г. Таннауэра, Екатерины II кисти Рокотова, великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Фёдоровны, созданные академиком живописи Д. Г. Левицким — а так же изображения графа Петра Борисовича Шереметева и его супруги Варвары Алексеевны кисти итальянского художника Пьетро Ротари, портрет Прасковьи Жемчуговой работы крепостного художника Николая Аргунова и др.

После того, как завершилась эпоха Екатерины, начался закат усадьбы Кусково.

Интересы Николая Петровича Шереметева переместились в усадьбу Останкино, где он сосредоточивает лучшие произведения искусства, часть из которых была перевезена из Кусково, и создает лучший в России театр.

На известной картине Н. И. Подключникова «Кусково. Вид усадьбы со стороны пруда» 1839 г. изображено гулянье, которое происходило в Кусково уже в XIX веке.

Владельцем усадьбы тогда был Дмитрий Николаевич Шереметев, сын Николая Петровича и Прасковьи Жемчуговой.

В то время любой мещанин среднего достатка мог потратить полтинник на извозчика и прокатить даму в Кусково, чтобы устроить пикник, посмотреть театральное представление или поудить рыбу, благо удочки выдавались прямо на месте, и в пруду водились караси в большом количестве.

В 1918 году усадьба Кусково была национализирована и превращена в музей.

На сегодняшний день Дворцово-парковый ансамбль «Кусково» графов Шереметевых XVIII-XIX вв. включает в себя:

Дворец Построен в 1769-1775 гг. вскоре после восшествия на престол Екатерины II на месте прежнего двухэтажного здания 1740-х гг. для Петра Борисовича Шереметева.

Предназначался для парадных приемов.

Первоначально проект дворца был заказан французскому архитектору Шарлю де Вальи, но чертежи из Парижа запоздали, поэтому постройка была поручена московскому архитектору Карлу Ивановичу Бланку. Согласно чертежам де Вальи после внесли некоторые дополнения. Пологие пандусы дворца украшены фигурами сфинксов скульптора И. Юста. Эти дорожки предназначались для того, чтобы кареты со знатными гостями могли подъезжать к самому входу во дворец. Над входом в треугольном фронтоне — фамильный вензель Шереметевых. На протяжении полутора столетий здесь устраивались торжественные приемы и обеды для императорских особ и сановного дворянства. Традиционные для XVIII века анфилады залов включали в себя Гостиные, Карточный и Бильярдные залы, Столовую, Парадную и Вседневную спальню, Библиотеку и т.д.

Отражения в огромных зеркалах они приводили гостя к главному залу — Белому Танцевальному.

Одна его сторона обращена в сад, другая — полностью зеркальная. Сегодня внутреннее убранство дворца украшают живописные плафоны, наборные паркеты, мебельные ансамбли, обитые шелком стены, мраморные камины и цветные кафельные печи.

Летом здесь регулярно звучит вокальная и инструментальная музыка XVIII-XIX вв.

В 1932 году из Москвы в Кусково был переведён Государственный музей керамики.

Ныне его экспозиция располагается в здании дворца. Музей керамики берет свое начало с выставки русской старины из собрания крупнейшего русского коллекционера фарфора — Алексея Викуловича Морозова, открытой в 1919 г. В фондах музея крупнейшая коллекция старинного немецкого фарфора (Берлин, Дрезден, Франкфурт-на-Майне) XVIII-XIX вв. — посуда, декоративная скульптура.

Английский фарфор XVIII в. — мелкая пластика, посуда, вазы. Французский фарфор XVIII в. — «мягкий» фарфор из Севра, живопись в стиле Буше, скульптурные композиции из «бисквита». Датский фарфор XVIII-XIX вв. (Копенгагенский завод) — фигурки крестьян, домашних животных, птиц, сервизы.

Коллекция фаянса, майолики и стекла — французский фаянс XVI века, итальянская майолика XV-XVII вв., дельфтский фаянс XVII-XVIII вв. Художественное стекло работы чешских, немецких, итальянских, иранских мастеров.

Редкие образцы китайского и японского фарфора XVII века. Русский фарфор XVIII-XIX вв. заводов Ф. Гардена, С. Батенина, А. Попова, К. Храпунова, А. Миклашевского, А. Сафронова. Фарфор советского периода работы С. Чехонина, Н. Данько, Г. Нарбута и др.

Во дворце также можно увидеть западноевропейские гравюры XVIII в., собрание натюрмортов 30-40 гг. XVIII века, экспозиции из истории керамики.

Пруд перед дворцом (Большой пруд) Живописный пруд, на берегу которого находится дворец, был вырыт в 1751-1755 гг.

Кроме него на территории усадьбы выло устроено 17 прудов, позволявших осушить болотистую местность.

У графа была своя увеселительная флотилия, состоявшая из золотой шестипушечной яхты для фейерверков, китайских судов, итальянских гондол и турецких челноков.

На острове устраивались пикники.

Вдоль берегов пруда располагались места уединения — романтические руины и рыбачьи хижины.

В пруду в большом количестве водились караси, и дворовые Шереметевых бесплатно выдавали гуляющим удилища, чтобы те не тащили удочки из Москвы.

Храм происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Спаса Всемилостивого) С постройки этого храма в 1737-1739 гг. на месте обветшавшей деревянной церкви граф Петр Шереметев начал перестройку своего родового поместья.

В 1697-1699 года Шереметев ездил с дипломатической миссией в Европу, где имел аудиенцию у папы Римского, в дар от которого получил золотой крест с частицей Древа животворящего Креста Господня. В честь этой реликвии и был основан храм происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Колокольня пристроена к храму позже, в 1792 году архитекторами А. Ф. Мироновым и Г. Е. Дикушиным.

Фасады и кровля церкви были богато декорированы скульптурой, что придавало ей сходство с парковым павильоном. К сожалению, скульптура исчезла при реставрации здания в XIX в.

В 1812 году французы ограбили дом и церковь.

После 1917 года в храме находились подсобные помещения музея. Богослужения в храме возобновлены в 1991 году.

Кухонный флигель (также — «Розовый флигель») 1754-1755 гг. Архитектор Ф. С. Аргунов.

Во избежание пожара — кухня выносилась в отдельное здание. Сейчас здесь располагается фондохранилище музея.

Каретный сарай и сушилка 2-я половина XIX века.

Грот Построен в 1756-1761 гг. в стиле «выразительного барокко». Архитектор Ф. С. Аргунов. Скульптор М. И. Зимин. Интерьеры грота оформлял специально приглашённый из Петербурга мастер «гротического дела» художник И. И. Фохт. В отделке грота использованы перламутровые раковины, привезённые с берегов Средиземного моря, цветное стекло, туф и мрамор.

Итальянский домик Построен в 1754-1755 гг.

Архитекторы Ю. И. Кологривов и крепостной архитектор Ф. С. Аргунов. В нём находились произведения итальянского искусства, здесь можно было увидеть картины Рафаэля, Рембрандта, Корреджо и других мастеров, которые после 1780-х гг. были перевезены в Петербург и Останкино. Из убранства домика кроме дубовых панелей с золоченой резьбой ничего не сохранилось.

Менажерен Современная реконструкция.

Менажерен — нечто вроде зоопарка для птиц.

Здесь содержались редкие птицы: американские гуси, фазаны, пеликаны.

Воздушный театр 1763 года постройки.

Лужайка для представлений, декорациями для которых служили деревья и боскеты — зеленая стена.

Вольер для птиц Современная реконструкция.

«Большая каменная» оранжерея 1761-1762 гг. постройки.

Архитектор Ф. С. Аргунов, мастер Д. Антонов.

Здесь разводили лимонные, апельсиновые, лавровые, кофейные и чайные деревья, а также множество редких растений. Выращивались здесь и самые экзотические фрукты — Пётр Шереметев любил блеснуть и послать, например, в декабре корзину персиков из своих оранжерей для императрицы.

В 1780 году во время визита императрицы Екатерины II здесь был устроен «цветочный бал».

В память об этом визите напротив Оранжереи возвышается колонна со статуей Миневры, покровительницы ремёсел и искусств.

Американская оранжерея Современная реконструкция.

Домик управляющего 1810 года постройки.

Эрмитаж Двухэтажный Эрмитаж сооружён в мавританском стиле в 1750-е гг. Его крышу украшает статуя виночерпия греческих богов Ганимеда, а вокруг раньше стояли статуи нагих богинь.

Эрмитаж предназначался для бесед и собраний в интимной обстановке без прислуги, а также служил иногда местом уединения графа. Заранее заготовленные кушанья для этих мероприятий подавались на второй этаж через специальный механический подъемник.

Голландский домик Построен в 1749 году.

Голландский домик был устроен Петром Борисовичем Шереметевым в память своего отца Бориса Петровича Шереметева, посетившего в 1697 году Голландию в составе Великого посольства Петра I. Домик служил галереей для картин фламандских художников. Имел при себе садик с десятками сортов тюльпанов. Летом перед Голландским домиком раскидывались китайская и персидская палатки, где гостей обслуживали крепостные, наряженные китайцами и персами.

Швейцарский домик 1870-е гг. Архитектор Н. Л. Бенуа.

Здесь размещается Дирекция музея.

Парк Парк в 351, 2 га с Воздушным театром, каналами и прудами. Разбит в середине XVIII века на заболоченной равнине.

Отличается системой прудов и каналов.

За партером регулярной части парка дорожки сходятся, образуя многолучевые звёзды.

Перспективу каждой дорожки замыкает садовый павильон или скульптура.

Деревья: липа, береза, дуб, клён, тополь.

Сохранились две живописные лиственницы 200-летнего возраста.

Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»

Где находится (адрес) 114402, г. Москва, Юности ул., 2, метро «Рязанский проспект» (Таганско-Краснопресненской линии), метро «Новогиреево» (Калининской линии) Как проехать или пройти от ближайших станций метро От метро «Рязанский проспект» — на автобусе 133, 208 доехать до остановки «Музей Кусково».

Любители пеших прогулок могут пройтись от метро «Новогиреево». Из последнего вагона (из центра), подняться наверх, налево, ещё раз налево, по Зелёному проспекту дойти до перекрёстка, свернуть направо — по Свободному проспекту дойти до моста. Перейти мост через железную дорогу, спуститься — с правой стороны к дороге примыкает парк.

Чтобы попасть к главному входу усадьбы Кусково, надо свернуть направо, на улицу Юности, и прошагать около 500 метров. Когда начнётся ограда усадьбы, вправо, вглубь парка уходит дорога, огибающая ограду с востока. Следуя по ней, можно попасть на неохраняемую территорию усадьбы, Большой Дворцовый пруд, стоянку автомобилей, кафе и пр.

Вся дорога займёт около 20-25 минут.

Дни и часы работы Музей-усадьба «Кусково» открыт: в летнее время (с 15-го апреля по 15 октября) ежедневно с 10.00 до 18.00; в зимнее время (с 16 октября по 14 апреля) ежедневно с 10.00 до 16.00.

Выходные дни: понедельник, вторник, последняя среда месяца.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.openmoscow.ru/


yamiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *