Музей изобразительных искусств пушкина – Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — Википедия

Содержание

экспозиции, адрес, телефоны, время работы, сайт музея

Пушкинский музей (Москва, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

По экспозициям Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина можно запросто изучать всю историю мирового искусства, начиная от древнейших времен и заканчивая современностью. В выставочных залах музея собрана богатейшая коллекция оригиналов и копий древних мумий, античных статуй, полотен Рубенса и Пикассо, конных статуй^ старинного оружия в натуральную величину и многого-многого другого.

Пушкинский музей искусств — это также популярная площадка для временных выставок, как российских, так и зарубежных. В 2012 г. музею исполнилось 100 лет, и по этому поводу он был капитально отреставрирован, так что самые разнообразные культурные мероприятия на своей территории принимает теперь еще более активно, чем раньше.

Экспозиция

В музее хранится более 3 000 уникальных произведений живописи, скульптуры и прикладного искусства с древнейших времен до наших дней, среди которых творения Рубенса, ван Дейка, Рембрандта, Пуссена. С образовательными целями в музее собрана огромная коллекция слепков, позволяющих получить представление о классических эпохах мирового искусства. Важнейшие ее разделы представлены искусством античности, средних веков и эпохи Возрождения.

26 залов Галереи искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков посвящены различным течениям европейского искусства или творчеству отдельных художников. Здесь можно в камерной обстановке рассмотреть картины Делакруа, Франсиско Гойи, познакомиться с работами участников парижского Салона, полюбоваться полотнами Гюстава Курбе, Франсуа Милле, Клода Моне, Ренуара, Дега, Поля Сезанна, Гогена, Винсента ван Гога, Анри де Тулуз-Лотрека, Пикассо, а также увидеть работы Кандинского и Марка Шагала. В музее проводятся экскурсии, а также занятия по абонементам.

Главное здание ГМИИ им. А. С. Пушкина

Адрес: ул. Волхонка, 12; автоответчик: (495) 609-95-20, справки: (495) 697-95-78, экскурсии: (495) 697-74-12.

Часы работы: ежедневно с 10:00 до 19:00, чт с 10:00 до 21:00, пон. — вых.

Вход 400 RUB, льготный билет 200 RUB, дети до 16 лет бесплатно.

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX вв.

Адрес: ул. Волхонка, 14; автоответчик: (495) 609-95-20; справки: (495) 697-15-46

Часы работы: ежедневно с 10:00 до 19:00, чт с 10:00 до 21:00, пон. — вых.

Вход 500 RUB, льготный билет 250 RUB, дети до 16 лет бесплатно.

Отдел личных коллекций

Адрес: ул. Волхонка, 10; справки: (495) 697-16-10; (495) 697-56-91

Часы работы: ежедневно с 12:00 до 19:00, чт с 12:00 до 21:00, пн, вт — выходные дни. До 2019 основная экспозиция закрыта.

Вход 500 RUB, льготный билет 250 RUB, дети до 16 лет бесплатно.

Веб-сайт

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Хороший способ начать самостоятельное знакомство со страной сразу же по прибытии — аренда авто в России риски. За рулем «своего» авто даже поездка из аэропорта в отель станет настоящим мини-приключением.

Планируя будущий отдых в Москве, стоит заранее изучить не только отели, едальни и достопримечательности, а также цены и условия проката автомобилей. Ну и модельный ряд, разумеется. Аренда авто в Москве без водителя недорого без ограничения пробега — эту страницу мы создали как раз для таких целей. Может пригодиться!

tonkosti.ru

Виртуальные прогулки по ГМИИ им. А.С. Пушкина

ГМИИ им. А.С. ПУШКИНА ОТКРЫВАЕТ ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открывает свои экспозиционные залы для виртуальных прогулок. Теперь любимую картину, статую или амфору можно увидеть в любое время и совершенно бесплатно: дома, в дороге, в учебном классе, на природе, одному или с близкими можно совершить увлекательную прогулку по залам Музея, подключив свой компьютер или мобильный телефон к сети Интернет и открыв сайт virtual.arts-museum.ru.

Виртуальные панорамы экспозиций Главного здания (ул. Волхонка, д. 12), Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (ул. Волхонка, д. 14), Отдела личных коллекций (ул. Волхонка, д. 10), Учебно-художественного музея им. И.В. Цветаева (ул. Чаянова, д. 15) и Мемориальной квартиры Святослава Рихтера (ул. Б. Бронная, д. 2/6) доступны в двух режимах просмотра:

высококачественная фотопанорама с интерактивным вызовом экспонатов, снабженная аудиогидами и текстовыми пояснениями к залам и экспонатам;

3D-версия прогулок для мобильного просмотра с помощью очков VR (виртуальной реальности) с эффектом погружения и аудиогидами.

В обоих режимах доступны функции перемещения между пятью зданиями, внутри каждого – между этажами, залами и точками обзора в зале, функции вызова аудиосопровождения к залу и экспонату. В версии для персональных компьютеров и планшетных устройств доступны: изменение масштаба (приближение и удаление в панораме), вызов текстового пояснения, аудиогида и полного списка экспонатов в зале, карточки отдельного предмета с возможностью детализированного просмотра изображения высокого качества, с вызовом дополнительных фотографий, медиаобъектов, аудиосопровождения, текстовой атрибуции и аннотации.

Для просмотра 3D-версии загрузите на своем мобильном телефоне сайт virtual.arts-museum.ru, вставьте телефон в очки VR (виртуальной реальности) и перемещайтесь в пространстве, наводя мишень на навигационные элементы и поворачивая голову или корпус. Полная инструкция по режиму VR доступна на сайте

vr.arts-museum.ru.

Ваши предложения и замечания по работе вы можете оставить в форме обратной связи.

virtual.arts-museum.ru

Музей изобразительных искусств имени Пушкина (Пушкинский музей)

Режим работы и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт музея изобразительных искусств имени Пушкина

Фото музея изобразительных искусств имени Пушкина

Государственный Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ) — один из самых крупных музеев России, в котором представлены произведения европейского и мирового искусства. Его здание, построенное в эклектическом стиле, также является памятником архитектуры. Собрание ГМИИ насчитывает около 670 тысяч экспонатов. Это предметы живописи и скульптуры, графики. Кроме того, здесь представлены памятники археологии и нумизматики.

 

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – из истории

В 1893 году профессор МГУ, доктор римской словесности и историк Иван Владимирович Цветаев задумал создать музей как учебное пособие по истории искусств — с копиями древних античных ваз, скульптур и других предметов.  В 1898 году состоялась церемония его закладки. Значительную часть денег на строительство внес меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцев. Конкурс на проектирование выиграл архитектор-самоучка П.С. Бойцов. Руководил постройкой архитектор Р.И. Клейн. В строительстве принимали участие архитекторы И.И. Рерберг и В.Г. Шухов, а также многие талантливые мастера того времени. Внутренняя планировка и план здания создавались в соответствии с идеями П.С. Бойцова. А интерьеры и фасады — работа Р.И. Клейна и его помощников.

31 мая 1912 года Музей изящных искусств имени императора Александра III был открыт. Первым его директором в 1912-1913 годах был его основатель Иван Владимирович Цветаев. В 1932 году музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств, а в  1937 году ему присвоили имя А.С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны сами экспонаты были эвакуированы в Новосибирск и Соликамск. Здание, в том числе стеклянные крыши, пострадало от бомбежек. После войны, в октябре 1946 года, когда строение было восстановлено, состоялось открытие экспозиции. С 1980 года по инициативе Святослава Рихтера и директора ГМИИ И.А. Антоновой проводится ежегодный фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера».

В 1985 году на правах научного отдела ГМИИ был основан Музей личных коллекций, призванный сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем. В настоящее время идет оцифровка экспонатов ГМИИ. Для всех экспонатов создаются паспорта, необходимые для учета, хранения и реставрации. Высокое качество электронной копии позволяет фиксировать и контролировать состояние экспоната, расположение и глубину микротрещин.  В случае реставрации будет возможно восстановить предмет.

 

Пушкинский музей — экспонаты

В коллекции ГМИИ собраны произведения западных мастеров от античности до XX века. Каждый из залов посвящён определённой эпохе. Вся коллекция насчитывает около 670 тысяч произведений экспонатов, но лишь 1,5 % фондов доступны широкой публике. На первом этаже в основном расположены предметы  древности. Здесь расположен Египетский зал. Также представлены предметы  древних народов, населявших Переднюю Азию и Средиземноморье, Индийский полуостров и Латинскую Америку. Один из самых уникальных экспонатов — уникальный клад, обнаруженный немецким археологом Генрихом Шлиманном во время его раскопок в Трое в 1871–1890 годах. Этот клад считался утерянным во время Второй мировой войны. Позже выяснилось, что вместе с другими трофеями он был вывезен из Германии в Советский Союз и хранился в строжайшей секретности в запасниках ГМИИ.

В залах второго этажа представлено более тысячи экспонатов древней Греции и Рима. Это античные амфоры и керамика, скульптура. Здесь находятся копии известнейших скульптур античности. Посетители увидят предметы средневековья и эпохи Возрождения. Представлены работы мастеров 19-ого и 20-ого столетия, а также большая коллекция французских импрессионистов и постимпрессионистов, в том числе произведения знаменитых художников, таких как Матисс и Пикассо, Гоген и Ван Гог. Особое место занимает коллекция византийских икон. Можно увидеть работы европейских мастеров, таких как Кранах, Боттичелли, Пуссен и Давид. Жемчужинами коллекции являются иконы «Мадонна с Младенцем на троне» и «Мадонна с Младенцем и двумя донаторами». Многие из предметов  оказались в МГИИ после Великой Отечественной войны, в том числе из Дрезденской галереи. Северное Возрождение представлено в зале под названием «Искусство Германии и Нидерландов 15-16 веков». Работы Рембрандта и его учеников расположены в отельной экспозиции. голландской школы 17 столетия. Особой популярностью пользуются залы «Итальянский дворик» и «Греческий дворик». «Греческий дворик» имеет трехуровневый  пол, передающий архитектуру Афинского Акрополя. А зал «Итальянский дворик» повторяет внутренний двор палаццо Барджело с угловой лестницей и небольшими колоннами, поддерживающими балкон, легкой аркадой и колодцем в центре.

В ГМИИ многие экспонаты не достаются из запасников, поскольку  существуют нормы, согласно которым определено размещение и хранение экспонатов. Музейная экспозиция постоянно изменяется, так как одновременно все экспонаты не могут быть выставлены на обозрение посетителей. Проводятся также выставки шедевров из крупнейших картинных галерей мира.

 

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – информация для туристов

Подразделениями ГМИИ являются Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева и Мемориальная квартира Святослава Рихтера. Создан Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон», который организует выставки и встречи с художниками, представления и музыкальные концерты. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина предлагает лекции, экскурсии и кружковые занятия. Разработано более 15 различных маршрутов, позволяющих осмотреть экспонаты, созданные мастерами различных исторических периодов. Для посетителей организуются экскурсии с гидом-экскурсоводом на русском и иностранных языках. Для удобства возможно представление транспортного обслуживания – легковых машин и автобусов. Предлагаются услуги аудиогида. Экскурсии в музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина можно забронировать.

www.msk-guide.ru

Музей изобразительных искусств им. Пушкина. Интересные факты

Доводилось ли вам посещать музей изобразительных искусств им. Пушкина в Москве? Если вы еще ни разу там не были, то очень жаль, т.к. это одно из самых интересных мест столицы! Сегодня экспозиции Пушкинского музея стоят в одном ряду с коллекциями таких титанов всемирного культурного наследия, как Лувр или Эрмитаж.

Немного истории

А начиналось все в 1898 году, 17 августа. Музей изобразительных искусств им. Пушкина был заложен именно в тот далекий летний день. Он предназначался в первую очередь для распространения и популяризации знаний в области искусств среди широких слоев русской общественности, а так же для студентов, изучающих скульптуру. Нужно сказать, что над проектом музея работали самые образованные люди того времени. Деньги на строительство (большую их часть) пожертвовал русский известный меценат Ю.С. Нечаев-Мальцев. Проект самого здания разработал талантливый архитектор Р.И. Клейн. Перед тем как приступить к ответственному заданию, Клейн длительное время изучал музеи Египта и Греции, а также европейский опыт.

Когда строился Музей изобразительных искусств Пушкина, Клейну помогали инженеры Владимир Шухов и Иван Рерберг. Первый являлся автором оригинальных светопрозрачных перекрытий главного музейного здания, а второй был заместителем руководителя проекта. За строительство комплекса Клейну было присвоено высокое звание академика архитектуры.

Удивительный архитектурный стиль

Взгляните внимательно на Музей изобразительных искусств Пушкина, фото которого представлено ниже, и вы можете заметить, что он очень похож на древний храм (греческий) из времен античности, возвышающийся среди густых деревьев. Подобно античным культовым строениям, здание стоит на высоком каменном подиуме и окружено величественными ионическими колоннами.

Колоннада эта воспроизводит точные пропорции колонн портика храма Эрехтейона на греческом Акрополе. Тем не менее, по архитектурному стилю Музей изобразительных искусств им. Пушкина близок к классицизму. Но это только снаружи. Зайдя внутрь, посетители попадают в просторные помещения, залитые светом, доступ которому обеспечивает стеклянный купол. Такой необычный потолок свидетельствует уже о неоклассицизме. Кстати, когда музей строился, электрическое освещение вообще не было предусмотрено в проекте. Считалось, что скульптурные композиции лучше всего лицезреть при естественном свете.

Коллекции

Интересен тот факт, что Музей изобразительных искусств Пушкина до Октябрьской революции, обрушившейся на Россию в 1917 году, являлся исключительно музеем скульптуры. Здесь были выставлены искусно выполненные копии античных мозаик и статуй. В ту пору подлинники были представлены только экспонатами из коллекций египтолога Голенищева.

А вот после Октябрьского переворота музейные экспозиции пополнились картинами, конфискованными из частных коллекций русской аристократии и национализированных большевиками. Так, к примеру, известные картины «Девочка на шаре» (Пикассо Пабло) и «Красные виноградники в Арле» (голландца Ван Гога) попали в Пушкинский музей из собраний купца Морозова.

Сегодня Музей изобразительных искусств имени Пушкина с гордостью представляет своим посетителям богатейшую коллекцию французского импрессионизма и постимпрессионизма. Здесь мы можем насладиться полотнами Камиля Писарро, Арни Матисса, Огюста Ренуара, Пабло Пикассо, Поля Сезанна, Сислея, Эдгара Дега, Тулуз Лотрека, а еще неповторимого Ван Гога и других великих живописцев.

Также в Пушкинском музее можно посмотреть на итальянскую живопись 18-20 веков, японскую и британскую гравюру, копии шедевров античного искусства, включая огромную скульптуру Давида Микеланджело, и многое другое. Всего Музей изобразительных искусств им. Пушкина хранит 700 тыс. экспонатов, а за год его посещают почти полтора миллиона людей.

События и мероприятия, проводимые в стенах музея

По четвергам в вечернее время и по пятницам днем в музее для всех желающих проводятся интересные занятия под названием «Беседы об искусстве». Лекции посвящены всем основным разделам экспозиции, а также различным сезонным выставкам, регулярно проводящимся в этом культурном центре.

С 2012 года Пушкинский музей ежегодно принимает участие во всероссийской культурной акции «Ночь музеев». Также стали традицией изысканные музыкальные «Вечера Святослава Рихтера» — международный фестиваль музыки, проходящий под сводами ГМИИ каждый год в декабре.

Туристам на заметку

Если вы планируете посетить Музей изобразительных искусств имени Пушкина первый раз в жизни, не перепутайте его с другим московским музеем, носящем имя великого русского поэта, который расположен на Пречистенке. Главное здание ГМИИ находится на Волхонке в доме под номером 12.

Туристам необходимо знать, что в Пушкинском музее не разрешается курить, пользоваться сотовой связью (это моветон), прикасаться к музейным экспонатам, фотографировать со вспышкой, вносить в залы цветы, есть вне зоны кафе. Сумки и большие зонты следует оставлять в камере хранения.

fb.ru

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

История музея

Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Бо́льшую часть денег на строительство музея пожертвовал русский меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцов. Руководство постройкой было доверено архитектору Р.И. Клейну, который разработал окончательный проект здания. Правление МГУ организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейну помогали в строительстве инженеры Иван Рерберг, первый заместитель руководителя проекта, и Владимир Шухов, автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея. Через школу Клейна на постройке музея прошли десятки молодых архитекторов, инженеров, художников.

Здание было закончено вчерне в 1904 году. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались с 1890-х в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. 31 мая (13 июня) 1912 года музей был открыт для публики как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете.

В 1923 году Музей был выведен из подчинения университету. В 1932 году он был переименован в Государственный музей изобразительных искусств. В 1937 году Музею было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина. В 1991 году Музей внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Основателем и первым директором Музея в 1911-1913 годах был Иван Владимирович Цветаев (1847-1913), профессор Московского университета. Ирина Александровна Антонова, академик Российской академии художеств, академик Российской академии образования, заслуженный деятель искусств РФ была директором музея с 1961 года по июль 2013 года, когда была назначена Президентом музея. В настоящее время директором ГМИИ им. А.С. Пушкина является Марина Девовна Лошак.

Коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представлены в музейном комплексе зданий.

При Музее работает Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (Колымажный пер., д.6).

Состав коллекций Музея

В настоящее время общая численность хранящихся в ГМИИ памятников составляет около 670 000 единиц хранения. Это произведения живописи, графические работы, скульптуры, произведения прикладного искусства, археологические памятники, памятники нумизматики, фотографии, мемориальные предметы, предметы научно-вспомогательного фонда.

В 2011 году коллекция Музея пополнилась рядом значимых произведений живописи, графики, нумизматики, декоративно-прикладного искусства. Общее количество поступлений составляет 3471 предмет. Из них куплено 787 предметов, принято в качестве пожертвования 550 предметов и 2134 предмета приняты по решению Экспертно-фондовой закупочной комиссии.

Живописное собрание Музея было пополнено 8 произведениями; скульптурное — одним; коллекция декоративно-прикладного искусства — 28 произведениями; графическое собрание — 118 произведениями; собрание Музея личных коллекций — 433 произведениями, среди которых живопись, графика и фотографии; в нумизматическую коллекцию вошли 1790 предметов; также собрание Музея пополнил комплекс предметов археологии общим числом 1093 предмета.

Фондом ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2011 году Музею был передан в качестве пожертвования редкий памятник ранней нидерландской живописи (XVI в.): двусторонняя алтарная створка со сценами «Тайной вечери» и «Мессы св. Григория»; произведение стилистически тяготеет к продукции мастерской брюссельского живописца Колейна де Котера.

Валентиной Андриановной Цирнюк был пожертвован Музею комплекс произведений, среди которых следует выделить скульптурную группу «Художник и модель» итальянского мастера Эмилио Фиаски (1858-1941). Данное произведение типично для салонного искусства второй половины XIX века.

Собрание декоративно-прикладного искусства также было пополнено декоративной фарфоровой вазой этрусской формы со сценой стрельбы из лука в парке Зеленая собака близ Брюсселя, созданная во Франции в 1830-х годах. По качеству исполнения, форме и росписи является очень редкой для российских музейных и частных собраний. Ваза приобретена Музеем на средства МК РФ.

Еще одним произведением декоративно-прикладного искусства, вошедшим в коллекцию Музея в 2011 году, является костяной рельеф с женским портретом — работа австрийского скульптора и резчика по кости Норберта Михаэля Шрёдля (1816-1890). Он известен преимущественно как автор портретных изображений членов императорской фамилии и выдающихся современников, созданных в технике резьбы по слоновой кости. По ряду признаков можно предполагать, что изображение на данной вещи является портретом императрицы Австрийской и королевы Венгерской Елизаветы (1837-1898). Искусство резной кости XIX века в музейном собрании представлено лишь отдельными образцами, и потому данная вещь занимает в нем важное место.

В графическое собрание Музея вошло 25 произведений немецкой графики, среди которых работы Лукаса Кранаха, Урса Графа, Ганса Бехама, Ганса Бургкмайера и других мастеров эпохи Альбрехта Дюрера, представляющих несомненную ценность для коллекции ГМИИ.

Большую ценность представляет приобретенная Музеем коллекция, состоящая из 721 восточных монет, из которых 33 серебряных и 688 бронзовых. Коллекция собиралась в Туркменистане и включает монеты, обращавшиеся в оазисе Мерва с III века до н.э. до конца XIX века. Она уникальна, поскольку в ее состав входят редкие монеты античности и раннего средневековья, а также образцы малоизвестных выпусков чекана Мерва. Коллекция была принята на временное хранение еще в декабре 2000 года и, после долгой тщательной работы российских специалистов, наконец поступила в собрание Музея.

www.culture.ru

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Координаты: 55°44′50.23″ с. ш. 37°36′18.31″ в. д. / 55.747286° с. ш. 37.605086° в. д. (G) (O) (Я)55.747286, 37.605086

 памятник архитектуры (федеральный)

Госуда́рственный музе́й изобрази́тельных иску́сств и́мени А. С. Пу́шкина (сокращённо ГМИИ им. А. С. Пушкина, бывший «Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете») — один из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства. Памятник архитектуры, расположен в центре Москвы, по адресу: улица Волхонка, 12. Открыт 31 мая (13 июня) 1912 года.

История

Проверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Проекты создания Музея изящных искусств в Москве неоднократно излагались в печати: княгиней З. А. Волконской и академиком Степаном Шевырёвым (1831), профессором К. К. Герцем (1858), директором Московского Публичного и Румянцевского музеев Н. В. Исаковым (1864).

В качестве инициатора создания музея в 1893 году выступил заслуженный профессор МГУ, доктор римской словесности и историк искусства Иван Владимирович Цветаев. Он же стал первым директором Музея (1911—1913). Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства.

Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Бо́льшую часть денег на строительство музея пожертвовал русский меценат Ю. С. Нечаев-Мальцов. Первый публичный конкурс проектов привлёк 19 проектов из разных концов России, из них было рассмотрено 15 и награждено 7 проектов. Руководство постройкой было доверено архитектору Р. И. Клейну, который выработал окончательный проект здания. Правление МГУ организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейну помогали в строительстве инженеры И. И. Рерберг — первый заместитель руководителя проекта и В. Г. Шухов — автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея. Через школу Клейна на постройке музея прошли десятки молодых архитекторов (Г. Б. Бархин, А. Д. Чичагов, М. М. Перетяткович и др.), инженеров, художников. Над интерьерами, кроме самого Клейна, работали И. И. Нивинский, А. Я. Головин. Здание музея использует общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов и интерьеров — безусловно, авторская работа Клейна и его команды.

Пушкинский музей перед открытием 31 мая 1912 года. Фотография К. А. Фишера.

Здание было закончено вчерне в 1904 году. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались с 1890-х в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. Торжественное открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III состоялось 31 мая (13 июня) 1912 года.

В 1932 г. музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств. В 1937 г. музею присвоено имя А. С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны значительная часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 г. началось восстановление здания ГМИИ, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции. Бомбёжкой была разбита часть стёкол металло-стеклянных перекрытий В. Г. Шуховa[1][неавторитетный источник?], и в течение трёх лет музей стоял под открытым небом.[2] В верхней части западного фасада Музея остались выбоины от осколков немецких бомб. В этот период, с февраля 1944 г. и по 1949 г., директором музея был С. Д. Меркуров[3]. Послевоенное открытие экспозиции состоялось 3 октября 1946 г.

В период 1949—1953 экспозиционная деятельность ГМИИ была свёрнута; помещения музея были отданы под «Выставку подарков И. В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран». После смерти Сталина профильная деятельность ГМИИ была восстановлена и расширена.

В 1985 г. по инициативе доктора искусствоведения И. С. Зильберштейна и директора ГМИИ И. А. Антоновой на правах научного отдела ГМИИ был основан Музей личных коллекций.

С 1980 г. по инициативе Святослава Рихтера и И. А. Антоновой в залах музея проводится ежегодный фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера».

Коллекция музея

Коллекция ГМИИ представляет собой собрание произведений западного искусства от античности до XX века.

Первоначально коллекция была сформирована И. В. Цветаевым из гипсовых копий античных скульптур, копий римских скульптур и мозаик, а также купленной государством коллекции подлинных древностей египтолога Голенищева.

В апреле 1923 г. Наркомпрос принимает решение о создании в здании Музея изящных искусств Центрального музея старой западной живописи на основе собраний Государственного музейного фонда, Московского Публичного и Румянцевского музеев, собрания Первого музея старой западной живописи (коллекция Д. И. Щукина), собрания Г. А. Брокара и других частных коллекций, национализированных после революции. В течение года в Музей поступают картины, а в ноябре 1924 года открываются первые залы новой картинной галереи.

В 1930 году в ГМИИ из Эрмитажа были переданы картины Боттичелли, Кранаха, Пуссена и Давида.

После окончания Второй мировой войны в ГМИИ поступила большая часть картин из Дрезденской галереи, а также Клад Приама, найденный Генрихом Шлиманом на месте древней Трои. Впоследствии собрание Дрезденской галереи было возвращено властям Восточной Германии. Однако некоторые ценности, принадлежавшие западногерманским музеям и частным коллекционерам, остались в ГМИИ.

В 1948 г. был закрыт Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ), и его собрание было поделено между Пушкинским музеем и Эрмитажем. В результате ГМИИ получил большую часть конфискованных советской властью собраний московских купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова, состоящих из картин Ренуара, Ван Гога, Моне, Дега, Сезанна, Матисса, Пикассо и других западноевропейских и американских мастеров конца XIX — начала XX веков (около 300 картин и свыше 60 скульптур).

В основном это были работы французских импрессионистов и постимпрессионистов, являющиеся сейчас гордостью и основой экспозиции ГМИИ. В музее находятся, принадлежавшие Ивану Морозову картины «Красные виноградники в Арле» Ван Гога и «Девочка на шаре» Пабло Пикассо.

В 2005 году была обособлена Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков (расположенная теперь во флигеле усадьбы Голицыных), многие картины, находившиеся после ликвидации ГМНЗИ в запасниках, пополнили постоянную экспозицию музея.

Сейчас коллекция ГМИИ им. А. С. Пушкина насчитывает свыше 560 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.

Предлагаются услуги аудиогида.

Библиотека

При музее имеется крупная библиотека, основанная ещё до официального открытия музея в 1904. Фонд библиотеки насчитывает почти 1 млн единиц хранения, в основном это литература по искусствоведению.

Название музея

  • 1912—1917 — Музей изящных искусств им. Императора Александра III при Московском университете
  • 1917—1923 — Музей изящных искусств при Московском университете
  • 1923—1932 — Государственный музей изящных искусств
  • 1932—1937 — Государственный музей изобразительных искусств
  • 1937 — настоящее время — Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Список директоров музея

  • 1911—1913 — И. В. Цветаев
  • 1913—1921 — В. К. Мальмберг
  • 1923—1928 — Н. И. Романов
  • 1936—1939 — В. А. Эйферт
  • 1939—1941 — И. И. Коротков
  • 1941—1942 — В. Н. Крылова, и. о. директора
  • 1944—1949 — С. Д. Меркуров
  • 1950—1953 — Н. Н. Слоневский
  • 1954—1961 — А. И. Замошкин
  • 1961 — настоящее время — И. А. Антонова

Перспективы

Администрация музея борется за выполнение проекта реконструкции здания Дворянского собрания и его объединения с главным зданием музея по проекту британского архитектора Нормана Фостера.[4]

Планируемая реконструкция может привести к изменению исторического облика основного здания Музея, являющегося памятником архитектуры, и вызывает опасения экспертов.[5]

100-летие музея

К 100-летнему юбилею музея в 2012 году была выпущена серия юбилейных медалей.

ИзображениеКраткое описаниеИзображениеКраткое описание
Главное здание ГМИИ им. А. С. ПушкинаПикассо, Девочка на шаре

В день юбилея, 31 мая 2012 года на «Первом канале» состоялась премьера двухсерийного фильма Леонида Парфёнова «Глаз божий», посвящённого столетней истории музея[6].

См. также

Примечания

Литература

  • Музей 3: Художественные собрания СССР: Сборник (70 лет Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) / Ред.-сост. И. Е. Прусс; Под общ. ред. д-ра искусствовед. И. Е. Даниловой. — М.: Советский художник, 1982. — 256 с. — 10 000 экз. (обл.)
  • Демская А. А., Смирнова Л. М. Музей на Волхонке. — М.: Московский рабочий, 1982. — 49, [16] с. — (Биография московского дома). — 50 000 экз. (обл.)

Ссылки

dic.academic.ru

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Госуда́рственный музе́й изобрази́тельных иску́сств и́мени А. С. Пу́шкина (ГМИИ им. А. С. Пушкина, бывший Музей изящных искусств имени императора Александра III) — один из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства. Расположен в центре Москвы, по адресу: улица Волхонка 12. Открыт 31 мая (13 июня) 1912 года.

История

Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства. В качестве инициатора создания музея в 1893 г. выступил заслуженный профессор МГУ, доктор римской словесности и историк искусства И. В. Цветаев. Он же стал первым директором Музея (1911—1913).

Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Бо́льшую часть денег на строительство музея пожертвовал великий русский меценат Ю. С. Нечаев-Мальцов. Первый публичный конкурс проектов выиграл архитектор-самоучка П. С. Бойцов. Не имея разрешения на производство строительных работ, он не мог быть допущен к постройке такого уровня. В итоге, руководство постройкой было доверено архитектору Р. И. Клейну. Правление МГУ организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейну помогали в строительстве инженеры В. Г. Шухов — главный проектировщик, автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея и И. И. Рерберг — первый заместитель руководителя проекта. Через школу Клейна на постройке музея прошли десятки молодых архитекторов (Г. Б. Бархин, А. Д. Чичагов и др.), инженеров, художников. Над интерьерами, кроме самого Клейна, работали И. И. Нивинский, А. Я. Головин. Здание музея использует общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов и интерьеров — безусловно, авторская работа Клейна и его команды.

Здание было закончено вчерне в 1904 году. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались с 1890-х в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. Торжественное открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III состоялось 31 мая (13 июня) 1912 года.

В апреле 1923 г. Наркомпрос принимает решение об устройстве в Москве центрального Музея старой западной живописи на основе западноевропейского собрания Московского Публичного и Румянцевского музеев и размещении этого нового учреждения в здании Музея изящных искусств. С 1924 г. в Музей поступают картины из бывших собраний Г. А. Брокара, Д. И. Щукина, из Государственного музейного фонда и других источников. В ноябре 1924 года открываются первые залы новой картинной галереи.

В 1932 г. музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств. В 1937 г. музею присвоено имя А. С. Пушкина. Во время Великой отечественной войны значительная часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 г. началось восстановление здания ГМИИ, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции. В этот период, с февраля 1944 г. и по 1949 г., директором музея был С. Д. Меркуров[1]. Послевоенное открытие экспозиции состоялось 3 октября 1946 г.

Эдгар Дега, Танцовщицы в голубом.

В 1948 г. в связи с закрытием Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) и разделом его коллекций между Москвой и Ленинградом в ГМИИ поступило около 300 живописных и свыше 60 скульптурных произведений западноевропейских и американских мастеров конца XIX — начала ХХ веков. Среди этих экспонатов было много работ французских импрессионистов и постимпрессионистов из коллекций И. А. Морозова и С. И. Щукина.

В период 1949—1953 экспозиционная деятельность ГМИИ была свернута; помещения музея были отданы под «Выставку подарков И. В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран». После смерти Сталина профильная деятельность ГМИИ была восстановлена и расширена.

В 1985 г. по инициативе доктора искусствоведения И. С. Зильберштейна и директора ГМИИ И. А. Антоновой на правах научного отдела ГМИИ был основан Музей личных коллекций.

Сейчас коллекция ГМИИ им. А. С. Пушкина насчитывает свыше 560 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.

С 1980 г. по инициативе Святослава Рихтера и И. А. Антоновой в залах музея проводится ежегодный фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера».

Выставки

2006 год

  • Фостер Норман. Архитектура
  • «Рембрандт, его предшественники и последователи». Выставка приурочена к 400-летнему юбилею мастера и включает живопись, рисунки и офорты художника из музеев России, США и Франции. Также были представлены произведения Якоба Баккера, Николауса Кнюпфера, Питера Ластмана и других художников, чьи полотна находятся в фондах ГМИИ.
  • «Неаполитанские образы Якоба Филиппа Хаккерта. Из собрания Королевского дворца в Казерте (Италия)»

2007 год

  • Новый свет. Три столетия американского искусства[2]. Выставка организована Фондом Соломона Р. Гуггенхайма в партнерстве с фондом американского искусства «Терра» и приурочена к двухсотлетию установления дипломатических отношений между Россией и Соединенными Штатами и проходит под патронатом госсекретаря Соединенных Штатов Кондолизы Райс и министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова при спонсорской поддержке National Reserve Corporation, Alcoa Foundation, Interros, The Henry Luce Foundation[3].

Перспективы

Администрация музея борется за выполнение проекта реконструкции здания Дворянского собрания и его объединения с главным зданием музея (архитектор Норман Фостер).

Мне нравится, как Фостер сработал в Ниме, мне нравится, что он сделал в Британском музее. Он способен на диалог со старым городом, со старой архитектурой. Я верю в него. Я верю в него, как в креативную, творческую личность. Хотя, вы знаете, существуют большие сомнения, что ему вообще дадут здесь это сделать… Но это не мое дело. Мое дело — стараться, чтобы это произошло. Музей нуждается в осовременивании. Я буду бороться на тех уровнях, на которые я буду допущена.

— Ирина Александровна Антонова[2]

Примечания

Ссылки

Координаты: 55°44′50.23″ с. ш. 37°36′18.31″ в. д. / 55.747286° с. ш. 37.605086° в. д. (G)55.747286, 37.605086

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *