Классики современной литературы, которых стыдно не знать
Эти книги не оставляют равнодушными. С ними светло, грустно, смешно, волнительно, интересно… Кого же литературные критики всего мира могут назвать современными классиками?
Россия: Леонид Юзефович
Что читать:
– авантюрный роман «Журавли и карлики» (премия «Большая книга», 2009)
– историко-детективный роман «Казароза» (номинация на премию «Русский Букер», 2003)
– документальный роман «Зимняя дорога» (премия «Национальный бестселлер», 2016; «Большая книга», 2016)
Чего ждать от автора
В одном из интервью Юзефович сказал о себе так: его задача как историка – честно реконструировать прошлое, а как литератора – убедить тех, кто захочет его слушать, что так и было на самом деле. Поэтому грань между вымыслом и достоверностью в его творчестве зачастую неощутима. Юзефович любит сочетать в одном произведении разные пласты времени и планы повествования. И не делит события и людей на однозначно плохих и хороших, подчеркивая: он рассказчик, а не учитель жизни и судья. Размышления, оценки, выводы – за читателем.
Читать
США: Донна Тартт
Что читать:
– остросюжетный роман «Маленький друг» (литературная премия WNSmith, 2003)
– роман-эпопея «Щегол» (Пулитцеровская премия, 2014)
– остросюжетный роман «Тайная история» (бестселлер года по версии The New York Times, 1992)
Чего ждать от автора
Тартт любит игру с жанрами: в каждом ее романе есть и детективная составляющая, и психологическая, и социальная, и авантюрно-плутовская, и интеллектуальная в духе Умберто Эко. В творчестве Донны заметна преемственность традиций классической литературы XIX века, в частности таких ее титанов, как Диккенс и Достоевский. Процесс работы над книгой Донна Тартт сравнивает по длительности и сложности с кругосветным плаванием, полярной экспедицией или… картиной во всю стену, написанной кисточкой для туши. Американку отличает любовь к деталям и подробностям, явным и скрытым цитатам из великих произведений литературы и философских трактатов, а второстепенные персонажи ее романов не менее живые и сложные, чем главные герои.
Читать
Великобритания: Антония Байетт
Что читать:
– неовикторианский роман «Обладать» (Букеровская премия, 1990)
– роман-сага «Детская книга» (шорт-лист Букеровской премии, 2009)
Чего ждать от автора
Если вы как читатель в восторге от Льва Толстого, осилили хоть что-то у Пруста и Джойса, то и многослойные эпичные интеллектуальные романы британки Антонии Байетт вам придутся по душе. Как признается Байетт, ей нравится писать о прошлом: действие романа «Обладать» происходит в наши дни, но погружает и в викторианскую эпоху, а семейная сага «Детская книга» охватывает наступивший затем эдвардианский период. Труд писателя Байетт сравнивает с коллекционированием – идей, образов, судеб, чтобы изучить и рассказать о них людям.
Читать
Франция: Мишель Уэльбек
Что читать:
– роман-антиутопия «Покорность» (участник рейтинга The New York Times «100 лучших книг 2015 года»)
– социально-фантастический роман «Возможность острова» (премия «Интералье», 2005)
– социально-философский роман «Карта и территория» (Гонкуровская премия, 2010)
– социально-философский роман «Элементарные частицы» (премия «Приз Ноября», 1998)
Чего ждать от автора
Его называют enfant terrible («несносное, капризное дитя») французской литературы. Он самый переводимый и самый читаемый из современных авторов Пятой республики. Мишель Уэльбек пишет о скором закате Европы и крахе духовных ценностей западного общества, смело высказывается об экспансии ислама в христианских странах. На вопрос, как он пишет романы, Уэльбек отвечает цитатой Шопенгауэра: «Первое и практически единственное условие хорошей книги – когда есть что сказать». — Houellebecq, « C’est ainsi que je fabrique mes livres». И добавляет: писателю не нужно пытаться все понять, «лучше всего наблюдать факты и не обязательно опираться на какую-либо теорию».
Читать
Германия: Бернхард Шлинк
Что читать:
– социально-психологический роман «Чтец» (первый роман немецкого писателя в списке бестселлеров The New York Times, 1997; премия Hans-Fallada-Preis, 1997; литературная премия журнала Die Welt, 1999)
Чего ждать от автора
Главная тема Шлинка – конфликт отцов и детей. Но не столько вечный, вызванный недопониманием старшего и младшего поколений, а вполне конкретный, исторический – немцев, принявших идеологию нацизма в 1930–1940-е, и их потомков, которые разрываются между осуждением страшных преступлений против человечества и попыткой понять их мотивы. «Чтец» поднимает и другие сложные темы: любовь между юношей и женщиной с большой разницей в возрасте, неприемлемую в консервативном обществе; неграмотность, которой, казалось бы, нет места в середине ХХ века, и ее роковые последствия. Как пишет Шлинк, «понять не значит простить; понять и при этом осудить – возможно и необходимо, однако это очень тяжело. И эту тяжесть приходится нести».
Читать
Испания: Карлос Руис Сафон
Что читать:
– мистико-детективный роман «Тень ветра» (премия Joseph-Beth and Davis-Kidd Booksellers Fiction Award, 2004; Borders Original Voices Award, 2004; NYPL Books to Remember Award, 2005; Book Sense Book of the Year: Honorable Mention, 2005; Gumshoe Award, 2005; Barry Award for Best First Novel, 2005)
– мистико-детективный роман «Игра ангела» (премия Premi Sant Jordi de novel.la, 2008; Euskadi de Plata, 2008)
Чего ждать от автора
Романы знаменитого испанца нередко называют неоготическими: в них есть и пугающая мистика, и детективный сюжет с интеллектуальными загадками во вкусе Умберто Эко, и страстные чувства. «Тень ветра» и «Игра ангела» объединяет место действия – Барселона – и сюжет: второй роман – приквел первого. Тайны Кладбища забытых книг и хитросплетения судеб увлекают и героев Карлоса Руиса Сафона, и читателей. «Тень ветра» стала самым успешным романом, изданным в Испании со времен «Дон Кихота» Сервантеса, а «Игра ангела» – самой продаваемой книгой за всю историю страны: за неделю после выхода в свет было раскуплено 230 тысяч экземпляров романа.
Читать
Япония: Харуки Мураками
Что читать:
– философско-фантастический роман «Хроники Заводной Птицы» (премия «Ёмиури», 1995; номинация Дублинской литературной премии, 1999)
– роман-антиутопия «Охота на овец» (премия «Нома», 1982)
– психологический роман «Норвежский лес» (участник рейтинга «Топ-20 самых продаваемых книг на Amazon.com», 2000 [год, когда книга была полностью переведена на английский], 2010 [год, когда книга была экранизирована])
Чего ждать от автора
Мураками называют самым «западным» писателем Страны восходящего солнца, но повествование в своих книгах он ведет как истинный сын Востока: сюжетные линии возникают и текут, как ручьи или реки, а сам автор описывает, но никогда не объясняет, что происходит. Вопросы есть, а ответов на них нет, главные герои – «странные люди», которые явно не отвечают представлениям большинства о нормальности и благополучии. Мир персонажей похож на сюрреалистический коллаж яви со снами, фантазиями, страхами, протестами подавляемой воли. «Литературный труд – это всегда немножко обман, – подчеркивает Мураками. – Но писательская фантазия помогает человеку взглянуть на окружающий мир по-другому».
Читать
sunmag.me
Современная литература это | Литературный портал
В. О. Пелевин «Шлем ужаса»Современная литература это совокупность прозаических и поэтических произведений, написанных в конце XX в. – начале XXI вв.
Классики современной литературы
В обширном представлении к современной литературе относят произведения, созданные после Второй мировой войны. В истории русской литературы выделяют четыре поколения писателей, ставших классиками современной литературы:
- Первое поколение: писатели-шестидесятники, творчество которых пришлось на время «хрущевской оттепели» 1960-х годов. Представителям времени – В. П. Аксенову, В. Н. Войновичу, В. Г. Распутину – свойственны манера иронической грусти и пристрастие к мемуарам;
- Второе поколение: семидесятники – советские писатели 1970-х годов, деятельность которых ограничивалась запретами – В. В. Ерофеев, А. Г. Битов, Л. С. Петрушевская, В. С. Маканин;
- Третье поколение: писатели 1980-х годов, пришедшие в литературу во время перестройки, – В. О. Пелевин
- Четвертое поколение: писатели конца 1990-х годов, яркие представители прозаической литературы – Д. Н. Гуцко, Г. А. Геласимов, Р. В. Сенчин, Прилепин, С. А. Шаргунов.
Особенность современной литературы
Современная литература следует классическим традициям: произведения нового времени опираются на идеи реализма, модернизма, постмодернизма; но, с точки зрения многогранности, является особенным явлением в литературном процессе.
Художественная литература XXI века стремится отойти от жанровой предзаданности, вследствие чего канонические жанры становятся маргинальными. Классические жанровые формы романа, новеллы, повести практически не встречаются, они существуют с не характерными им признаками и часто содержат в себе элементы не только разных жанров, а и смежных видов искусства. Известны формы киноромана (А. А. Белов «Бригада»), филологического романа (А. А. Генис «Довлатов и окрестности»), компьютерного романа (В. О. Пелевин «Шлем ужаса»).
Таким образом, модификации сложившихся жанров приводят к образованию уникальных жанровых форм, что обусловлено прежде всего обособлением художественной литературы от массовой, несущей жанровую определенность.
Элитарная литература
В настоящее время среди исследователей преобладает мнение, что современная литература это поэзия и проза последних десятилетий, переходного периода рубежа XX-XXI вв. В зависимости от предназначения современных произведений выделяют элитарную и массовую, или популярную, литературу.
Элитарная литература – «высокая литература», которая создавалась в узком кругу писателей, священнослужителей, деятелей искусства и была доступна только для элиты. Элитарная литература противостоит массовой, но одновременно является источником для текстов, адаптируемых под уровень массового сознания. Упрощенные варианты текстов У. Шекспира, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского способствуют распространению духовных ценностей среди масс.
Массовая литература
Массовая литература, в отличие от элитарной, не выходит за пределы жанрового канона, доступна и ориентирована на массовое потребление и коммерческий спрос. Богатая жанровая разновидность массовой литературы включает любовный роман, приключения, боевик, детектив, триллер, научную фантастику, фэнтези и т. д.
Наиболее востребованным и тиражированным произведением массовой литературы является бестселлер. К всемирным бестселлерам XXI века относятся серия романов о Гарри Поттере Дж. Роулинг, цикл изданий С. Майер «Сумерки», книга Г. Д. Робертса «Шантарам» и др.
Примечательно, что массовая литература часто связана с кинематографом – множество популярных изданий экранизированы. К примеру, американский сериал «Игра престолов» снят по мотивам цикла романов Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь Льда и Огня».
Может быть интересно:
Рейтинг: 5/5. Из 0 голосов.
Please wait…
www.litdic.ru
Современная литература VS классика | Литературный портал
Краева Ирина Ивановна, детский писатель, педагог-журналист, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, лауреат Международной литературной премии им. Владислава Крапивина, лауреат Международного литературного конкурса «Согласование времен» (г.Москва, Россия) Она пишет книги ее произведения добрые и поэтичные.
В Казахстане идет программа обновления содержания образования и уже в новом формате создаются программы, направленные на сохранение того, что было, историю, классику и при этом введение новых произведений. Ирина Ивановна Краева поставила много дискуссионных вопросов.
Тему классической литературы, современной литературы нужно по-новому доносить. Нужно, чтобы учитель удивил классикой молодого человека. Удивление – один из главных мотивов, который побудит молодого человека прочитать и дальше изучать произведение классического писателя. Многие родители-консерваторы говорят, что, если ребенок будет читать классическое произведение у него будет моральный кодекс настоящего человека. Есть определенное недоверие к современной литературе: «О чем пишут современные писатели, язык у них какой-то вольный и ситуации у них из жизни и ведут себя герои неоднозначно. Чему может научить произведение?».
На современных каналах известный литературовед Александр Архангельский сказал: «Не бывает современной литературы плохой и хорошей. Бывает литература живая и литература мертвая». Если мы вставляем современную литературу в учебник, то должны понимать, что может быть этот текст через десять лет умрет, не выдержав проверки даже коротким временем. В этом нет ничего страшного – он обладает другими важными свойствами; свойствами подсветки, а именно он написан на теперешнем языке и жизнь, описанная в нем, понятна и похожа на ту, что окружает нас.
Еще приведу цитату современного писателя Бориса Минаева: «Теперь я отчетливо понимаю «малохудожественная» детская литература может вскрыть в ребенке самые потаенные, самые глубокие пласты его существования». Итак, художественное в детской книге далеко не всегда самое важное и самое ценное. Не всегда то, что абстрактно хорошо написано важно и ценно для ребенка. Этическая, философская составляющая на уровне рефлексов, инстинктов детской души порой важнее.
Есть много разных тем, и они по-разному освещены в детской литературе. Я остановлюсь на теме Великой Отечественной войны. Казалось бы, зачем сейчас современным авторам писать про Великую Отечественную войну? Они же ее не видели, они же не имеют ее опыт, они много чего не знают. Какое право у них есть писать об этом? Но в последнее время просто одно произведение за другим появляется. Это и «Облачный полк» Эдуарда Веркина, и «Полынная ёлка» Ольги Колпаковой, «Краденый город» Юлии Яковлевой. Замечательная книга, про блокадный Ленинград, и «Жучки не плачут» Юлия Яковлева, «Я колбасника убил» Анна Никольская, «Сад имени т. с.» Марии Ботевой и так далее. Оказывается, у современных подростков есть потребность говорить по-новому о теме войны. Классика хорошо воспринимается, она остается классикой, она никуда не уходит, но она не отвечает на те вопросы, которые есть у молодых. Про Великую Отечественную войну, про Третью Мировую войну, о которой они постоянно слышат с экранов телевидения.
Что изменилось сейчас в современной городской литературе? Ушла героизация жизни и смерти героя произведения, который был по-настоящему героем. Все современные произведения объединяет то, что они против войны, они антивоенные и художественным современным языком, под микроскопом современный автор показывает ужасы войны. Он показывает современному молодому читателю, что это явление, которое тотально всех убивает содрогнуться. Но самая главная мысль появилась – Война не закончилась. Война может закончиться тогда, когда ты участвуешь в приведении порядка порушенного мира. Что это может быть? Может быть рассказ о подвиге герое, о котором нельзя было говорить, как в повести Марии Ботевой «Сад имени т. с.», может быть это восстановление когда-то поруганного имени человека. Но война стала чем-то личным. Даже на теме войны как важно все-таки чтобы молодежь читала современных авторов.
Сейчас и педагоги, и ученые, и родители, и дети, слишком многие отмечают, что слишком много произведений классической литературы подлежат изучению. К сожалению, сейчас очень многие реалии жизни написаны непонятно современному, юному читателю. Программа школьной программы в общем-то приучить детей читать, воспитать в нем читательскую компетентность, повысить, расширить, укрепить. И ведь многие приходят к такому выводу, что не надо гнаться прочитать все. Нужно показать, представить, увлечь юного читателя этим процессом постижения классического текста. Нужно его удивить, очаровать. Для того, чтобы у учителя получилось, первое, у него должно быть время на это. Он не должен думать, что он слишком долго сидит на каком-то произведении и он должен дальше скакать. И, конечно, новое требование – компетенция учителя.
Многие говорят сейчас, что нужно создать школьную программу из трех корпусов произведений.
Первый корпус – это золотая полка, произведения, которые обязательны для изучения. Их не должно быть много. Например, Дмитрий Бак, директор государственного литературного музея, определяет 36 позиций.
Вторая полка – это Пушкин, Лермонтов. Там указан только автор, а педагог волен выбирать, что он захочет пройти с детьми.
Третий корпус произведений – это то, что рекомендовано для дополнительного задания, для домашнего освоения. Зачем нужна такая вариативность? Потому что у учителя должен и может быть свой вкус, и он лучше знает, что нужно его детям. Подход, при котором вкус самого учителя совмещается с интересами, потребностями, запросами детей. Но нужно понимать, что здесь нет покушения на классику. Наоборот, это более бережное, более глубокое постижение этой классики. Такое, после которого ребенку самому захочется читать тексты. Классики стало очень много в школьной программе.
Школьная программа – это, прежде всего, классика. Поэтому мы ее ставим во главу угла, но если совмещать, искать хорошие современные тексты, о которых учитель захочет говорить, то они расшевелят в ученике читателя, подготовят его и к восприятию классической литературы, которая является незыблемой, прекрасной и святой. Главное, нам нужно сохранить стремление детей читать.
Последние исследования показали, что, действительно, половина детей все-таки читает каждый день: и для школы, и для своего удовольствия. Одни читают каждый день, другие читают меньше. Нет ужасной ситуации, о которой говорят: «Ах! Дети совсем ничего не читают!». Читают! Может быть они читают больше, может они не хотят обсуждать со взрослыми прочитанное. Это другое дело. Попробуйте предложить ребенку книгу норвежского автора Марии Парр «Вафельное сердце». Это наслаждение. Скоро выйдет продолжение.
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». [email protected] 8(7172) 79 82 12 (ішкі – 112)
Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.
adebiportal.kz
Классическая литература в современном мире — ТолВИКИ
Отношение к классике во многом зависит от культурного уровня общества, эстетического сознания и материального положения. Какова же роль классической детской литературы в воспитании и образовании молодого поколения на современном этапе жизни нашей страны?
Зачем нам классическая литература?
Человек впервые сталкивается с классикой в детском возрасте, когда родители читают ему вслух сказки Пушкина, Андерсена, изложения приключений Робинзона, Гулливера. Первое знакомство самое важное. То, что человек узнает в детстве, останется с ним навсегда и становится основой для его эрудиции. Когда ребенок начинает читать сам, он первым делом берет в руки те книги, которые культивировались в его семье. Зачастую это оказывается классика. Лет 20 назад дети запоем читали Дюма, Конан Дойла, Стивенсона. Сегодня телевидение и компьютер заменили им это удовольствие и вытеснили классическую литературу.
Кроме того, для чтения классики необходимо одно важное условие – надо уметь наслаждаться ею. Надо уметь погружаться в спокойствие и размеренное повествование, надо иметь терпение при чтении чересчур длинных описаний, надо уметь получать удовольствие от языка старых мастеров. И надо иметь время, чтобы, выкинув из головы все повседневные проблемы, полностью отдаться книге, которая с лихвой окупит потраченное на нее часы. Классическая литература помогает почувствовать эпоху, в которую они были написаны, дают четкую картину настоящего. Каждая из этих книг предполагает множество интерпретаций. Каждая скрывает в себе особый таинственный мир.
Не будет лишним сказать о таком преимуществе классики, как ее способность формировать у человека самосознание, способность более глубокого понимания социальной реальности, психологии людей, наконец, возможность овладеть навыками грамотной русской речи, подверженной в последнее время лингвистической американизацией.
Роль классической литературы в воспитании детей
Не случайно прогрессивные деятели прошлого считали историю лучшей воспитательницей. Читая книги классиков, дети знакомятся с прошлым нашей Родины, с жизнью и бытом далеких предков, с историей и географией страны. Таким образом, классика способствует обогащению и накоплению исторической памяти. В результате этого дети начинают осознавать себя преемниками всего созданного на земле и продолжателями дел своих предков, ответственными за судьбу планеты. Из произведений классиков юный читатель впитывает гуманистические и прогрессивные идеи прошлого, видит извечную борьбу трудового народа за лучшую жизнь. Отрываясь от только что прочитанных страниц о прошлом, взволнованный рассказом о беспросветной нужде и горе, он своим нежным сердцем сочувствует страданиям своих сверстников и при этом невольно сравнивает их положение со своей жизнью. Классики воссоздали богатый внутренний мир человека, создали образы героев, отличающихся моральной чистотой, совестливостью, способностью сочувствовать другим в беде.
Классическая литература сегодня
Классическая литература в лице Толстова, Грибоедова, Достоевского, Диккенса, Чехова, будоражившая умы и воображение людей, не оставлявшая никого равнодушным, уступила свое почетное место на книжных полках магазина современной «однодневной» литературе. Под последней я понимаю скорее не литературу в традиционном понимании, а некие «коммерческие проекты», смысл которых, как говорят в народе, «убить время». В то время как классическая литература заставляет думать и размышлять, воспринимать и оценивать, наконец, она воспитывает и обеспечивает духовный рост человеку. Согласно результатам недавнего опроса ВЦИОМ, проведенного в преддверии 210летия со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина, 62% россиян после окончания школы русских классиков никогда не перечитывали. Те же, кто все-таки классику читали, чаще всего обращались к А.С. Пушкину (14%), Л.Н. Толстому (11%) и Н.В. Гоголю (9%). Только 59% россиян смогли правильно указать автора «Медного всадника», и лишь 21% автора «Полтавы».
wiki.tgl.net.ru
Публикации — ОТП «Litamarket»
Соблюдение Вашей конфиденциальности важно для нас. По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним Вашу информацию. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.
Сбор и использование персональной информации
Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним. От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами. Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.
Какую персональную информацию мы собираем:
- Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.
Как мы используем вашу персональную информацию:
- Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
- Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
- Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления Вам рекомендаций относительно наших услуг.
- Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.
Раскрытие информации третьим лицам
Мы не раскрываем полученную от Вас информацию третьим лицам.
Исключения:
- В случае если необходимо — в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ — раскрыть вашу персональную информацию. Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
- В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.
Защита персональной информации
Мы предпринимаем меры предосторожности — включая административные, технические и физические — для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.
Соблюдение вашей конфиденциальности на уровне компании
Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.
litamarket.ru
Классика или современная литература? – блог EnglishDom
Чтение — это не только один из видов речевой деятельности, но и приятный способ провести свободное время. Чтение англоязычной литературы необходимо на любом этапе обучения. Главное — правильно выбрать книгу, исходя из ваших интересов и поставленных целей. Очень часто этот выбор начинается с такого вопроса: классика или современная литература? Ответить на этот вопрос можно по-разному.
«It is the good reader that makes the good book.»
— Ralph Waldo Emerson
Вариант первый — все равно
Совершенно неважно, какое именно произведение вы читаете, если это не оригинал, а адаптация. Существуют книги для чтения, специально упрощенные для того, чтобы их могли читать люди с определенным уровнем английского. По большому счету, это просто пересказ произведения, в котором использовано определенное количество слов и употреблены лишь те грамматические конструкции, которые изучаются на данном уровне. На таких простых текстах начинающие могут отрабатывать навыки чтения. Для уровня Starter и Elementary можно порекомендовать только такое чтение, ведь словарный и грамматический запас у студентов-новичков пока еще очень невелик. Перейдя на уровень Pre-Intermediate, можно начинать читать простые произведения в оригинале, но если количество непонятных слов и выражений составляет более 30–40%, то лучше на время вернуться к адаптированным книгам.
Вторая ситуация, в которой выбор будет одинаково хорош — это уровень Advanced и выше. Если вы уже не столько учите английский, сколько поддерживаете его в рабочем состоянии и оттачиваете мастерство, то читайте все, что вам нравится!
Вариант второй — классический
Классическая литература ХХ века (и большинство произведений конца XIX века тоже) как нельзя лучше подходит для того, чтобы развивать навыки изучающего чтения. Во-первых, для начала вы скорее всего сможете найти книгу, которую читали в переводе и примерно представляете ее содержание. Это поможет вам догадываться о значении незнакомых слов по контексту и не заглядывать ежеминутно в словарь, отвлекаясь таким образом от самого чтения. Во-вторых, вы сможете увидеть примеры употребления всех изученных вами грамматических конструкций. Это не значит, что грамматикой пользуются только писатели-классики, просто во время чтения у вас есть возможность остановиться и подумать, проанализировать текст с языковой точки зрения, чего не сделаешь в устной речи.
«Books are the training weights of the mind.»
— Epictetus
Выбирая книгу для чтения, ориентируйтесь на свои вкусы. Если любите детективы — читайте Агату Кристи или Артура Конан Дойла, предпочитаете приключенческие романы — попробуйте Джека Лондона. Поклонникам мистики советуем почитать Эдгара По, а любителям жизненных романов — Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда.
Вариант третий — современный
Если вы читаете книги прежде всего для пополнения словарного запаса, то вам стоит обратить внимание именно на современную литературу. Из нее вы сможете почерпнуть именно те слова и выражения, которые актуальны в английском языке прямо сейчас. Не секрет, что люди, изучавшие английский в постсоветских вузах, часто вызывают снисходительную улыбку у носителей языка, потому что изъясняются в стиле Диккенса. Откройте для сравнения любое произведение русской классики начала XIX века — при всем уважении к авторам и глубоком содержании их книг, так уже лет сто никто не говорит. Сейчас, когда с помощью Интернета нам доступна любая литература, можно выбирать то, что соответствует вашим потребностям.
Выбирая популярные книги для чтения, вы открываете новые возможности для совершенствования своих языковых навыков. Например, прочитав всего Гарри Поттера, вы можете посмотреть фильмы или послушать аудиокниги и потренировать аудирование, найти форумы для поклонников этих книг и поупражняться в письме, участвуя в обсуждениях. Кроме того, чтение на английском всегда выглядит более интеллектуальным в глазах окружающих. «Сумерки» Стефани Майер или «Код да Винчи» Дэна Брауна уже не кажутся таким легким или безполезным чтивом, если вы выбрали оригинал. Даже дамские романы — это уже не способ убить время в метро, а средство для изучения английского.
«It’s important to read because it’s really good for your vocabulary. It’s really good for your imagination. I enjoy reading because I find it relaxing.»
— Emma Watson
Если вы занимаетесь английским по Skype, ваш преподаватель наверняка сможет посоветовать вам подходящую книгу, исходя из вашего уровня владения языком и общих предпочтений. Кроме того, можно обратиться к популярным рейтингам, например 100 лучших книг по версии ВВС или 100 лучших книг 2000-х годов по версии газеты The Telegraph. Вы можете выбрать и сами, главное — читать то, что вам действительно интересно. Увлекшись сюжетом, вы станете больше подключать языковую догадку, таким образом, чтение принесет вам немало пользы. Книги на английском вы можете найти здесь:
Большая и дружная семья EnglishDom
заявка отправляется
Пожалуйста, подожди…
Занимайся английским бесплатно
в онлайн-тренажере
www.englishdom.com
Классическая литература (русская). Русская классическая литература: список лучших произведений
Классическая литература (русская) – это широкое понятие, и каждый вкладывает в него свой смысл. Если спросить читателей, какие ассоциации она у них вызывает, то ответы будут разными. Для кого-то это основа библиотечного фонда, кто-то скажет, что произведения классической русской литературы – это некий образец, обладающий высоким художественным достоинством. Для школьников это все то, что изучают в школе. И все они будут по-своему абсолютно правы. Так что же это такое — классическая литература? Русская литература, сегодня речь пойдет только о ней. О зарубежных классиках мы поговорим в другой статье.
Существует общепринятая периодизация становления и развития отечественной литературы. Ее история делится на следующие временные отрезки:
- Долитературный период. В это время, до XI века, еще не было письменных текстов, и произведения передавались в устной форме.
- С XI века по XIV существовала древнерусская литература. Большое влияние на ее развитие оказало принятие на Руси христианства. Появляются переводные греческие книги, развиваются новые жанры: жития святых, летописи, хождения, евангелия.
- Следующий период – средневековая литература. Она существовала с XV по XVII век.
- XVIII век – эпоха русского просвещения. Это время связано с теми писателями, которые заложили основы русской классической литературы. К ним относятся: Карамзин, Фонвизин, Ломоносов, Жуковский, Сумароков, Радищев, Крылов.
- XIX век – время, когда жили и творили те писатели и поэты, которых в наше время называют классиками литературы. «Золотой век» — такое название дали этому периоду. Лучшая русская классическая литература была создана именно тогда.
- XX век называют по аналогии с предыдущим столетием «Серебряным веком», поскольку в какой-то мере он явился его логическим продолжением.
Какие произведения называют классическими?
Многие читатели уверены, что классическая литература (русская) – это Пушкин, Достоевский, Толстой – то есть произведения тех писателей, которые жили в XIX веке. Это совсем не так. Классическим литературное произведение может быть и эпохи средневековья, и XX столетия. По каким канонам и принципам определить, является ли классикой роман или повесть? Во-первых, классическое произведение должно обладать высокой художественной ценностью, быть образцом для других. Во-вторых, у него должно быть всемирное признание, оно должно входить в фонд мировой культуры.
И нужно уметь различать понятия классической и популярной литературы. Классика – это то, что проверено временем, а о популярном произведении могут достаточно быстро забыть. Если же актуальность его будет сохраняться не один десяток лет, возможно, оно со временем тоже перейдет в разряд классики.
Истоки русской классической литературы
В конце XVIII века только сложившееся дворянство России раскололась на два противоборствующих лагеря: консерваторов и реформаторов. Такой раскол был обусловлен разным отношением к тем переменам, которые происходили в жизни: Петровские реформы, понимание задач Просвещения, наболевший крестьянский вопрос, отношение к власти. Эта борьба крайностей привела к тому взлету духовности, самосознания, которые и породили русскую классику. Можно сказать, что она была выкована в ходе драматических процессов в стране.
Классическая литература (русская), родившись в сложном и противоречивом XVIII веке, окончательно сформировалась в XIX столетии. Ее основные черты: национальная самобытность, зрелость, самосознание.
Русская классическая литература 19 века
Большую роль в развитии культуры того времени сыграл рост национального сознания. Открывается все больше учебных заведений, усиливается общественное значение литературы, писатели много внимания начинают уделять родному языку. Восстание декабристов еще больше заставило задуматься о происходящем в стране.
Влияние Карамзина на развитие литературы 19-го века
Николай Михайлович Карамзин, крупнейший русский историк, писатель и журналист, был самой влиятельной фигурой русской культуры XVIII-XIX вв. Его исторические повести и монументальная «История государства Российского» оказали огромное влияние на творчество последующих писателей и поэтов: Жуковского, Пушкина, Грибоедова. Он – один из великих реформаторов русского языка. Карамзин ввел в использование большое количество новых слов, без которых мы не можем представить сегодня современную речь.
Русская классическая литература: список лучших произведений
Выбрать и составить перечень лучших литературных произведений – задача сложная, поскольку у каждого читателя свои пристрастия и вкусы. Роман, который для одного будет являться шедевром, другому покажется скучным и неинтересным. Как же составить список классической русской литературы, который удовлетворял бы большинство читателей? Один из способов – проведение опросов. На их основе можно сделать выводы, какое произведение сами читатели считают лучшим из предложенных вариантов. Такие методы сбора информации проводятся регулярно, хотя данные могут незначительно меняться со временем.
Список лучших творений русской классики, согласно версиям литературных журналов и интернет-порталов, выглядит так:
- Михаил Булгаков с мистическим романом «Мастер и Маргарита».
- Лев Толстой с эпическим произведением «Война и мир».
- Федор Достоевский с тремя романами: «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и «Идиот». Великий русский мыслитель точно и безжалостно описывал самые темные стороны человеческой сущности. Фридрих Ницше как-то сказал, что Достоевский – это единственный психолог, у которого он мог чему-нибудь научиться.
- Николай Гоголь – «Мертвые души». Один из самых загадочных русских писателей умел создавать необыкновенно яркие, живые образы своих персонажей. Повесть «Вий» и сборник писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки» тоже очень любимы читателями.
- Александр Пушкин с романом «Евгений Онегин». Согласно опросам, самым любимым писателем школьников является именно Пушкин, а Онегин – самый узнаваемый литературный герой.
- Антон Чехов и его рассказы.
- Михаил Лермонтов – «Герой нашего времени».
- Илья Ильф и Евгений Петров — классики XX века, люди с великолепным чувством юмора. Их роман «Двенадцать стульев» давно стал любимой книгой многих читателей.
- Иван Тургенев и его произведение «Отцы и дети».
- Александр Грибоедов с комедией «Горе от ума». Написав за всю свою жизнь всего одно произведение, но созданное на таком высочайшем уровне, он навсегда остался в числе лучших авторов русской классической литературы.
Ни в коем случае не стоит считать данный список эталонным. В некоторых рейтингах и опросах на первом месте может стоять не Булгаков, а Лев Толстой или Александр Пушкин, а кого-то из перечисленных писателей может и вообще не быть. Рейтинги – вещь крайне субъективная. Лучше самому составить для себя список любимых классиков и ориентироваться на него.
Значение русской классической литературы
Творцы русской классики всегда обладали большой общественной ответственностью. Они никогда не выступали морализаторами, не давали готовых ответов в своих произведениях. Писатели ставили перед читателем сложную задачу и заставляли его задуматься над ее решением. Они поднимали в своих произведениях серьезные социальные и общественные проблемы, которые и сейчас имеют для нас большое значение. Поэтому русская классика и сегодня остается такой же актуальной.
fb.ru