Кружок по программированию для школьников – Кружок по программированию для школьников / Хабр

Содержание

Кружок по программированию для школьников / Хабр

Я хочу вам рассказать о том, как я организовал бесплатный кружок по программированию для детей в одной московской школе. Возможно, мой опыт будет полезным желающим заняться чем-то подобным, а ваши комметарии будут полезны мне сделать кружок лучше.

Где-то пол года назад я загорелся желанием открыть свой кружок по программированию для детей. Решил, что было бы замечательно набрать группу детей и обучить их полезному языку программирования и познакомить с основными технологиями, которые применяются совместно с программированием и смогут пригодиться в реальной жизни, например, работа с HTTP и базы данных.

Выбор языка программирования

Первым делом надо выбрать язык программирования. Первое, что пришло в голову — Java. На этом языке я пишу последние два с половиной года. Простой и понятный для изучения язык, плюс, он мне нравится. Но не хочется ставить JVM, смущает необходимость компиляции и ощущение, что не подходит этот язык для школьников 5-8 классов.

Тогда я вспомнил про PHP. На нем я писал около двух лет. Он так же достаточно прост в изучении, программы легко и быстро запускаются. Но смущает ориентированность на веб.

Был у меня небольшой обыт с JavaScript. Устанавливать ничего не надо. Управление элементами в браузере — это достаточно интересно. Но меня напрягало с ним работать. Совсем не слушался, ошибки трудно искались. Вероятно, я не умею его готовить.

Использую в работе PL/SQL — но это совсем не то. Ничего мне не подходит из того, с чем я знаком. Надо посмотреть на готовые решения. Нашел кружок в Яндексе — Питон. Затем нашел еще человека — опять Питон. Полистал Википедию, полистал Хабр и Питон меня заинтересовал. Жаль, я не знаю языка. Но, думаю, это не большая проблема, главное — быть на 1-2 шага впереди своих учеников. Как плюс — новый полезный язык в копилку своих знаний. Решено — использую Python3.

Поиск школы

Пора найти школу, где есть человек 15 желающих учиться программировать. Для начала решил создать сайт для кружка, чтобы было что показывать директорам. Завел поддомен для кружка на своем сайте. Поставил туда WordPress. Написал примерный план занятий и немного информации о себе. На всё про всё — пару часов. Решил искать школу рядом с домом. Сразу определился, что занятия будут идти 1 раз в неделю по четвергам. Было бы удобно сразу после работы по пути идти на занятия. Позвонил в самую удобную для меня школу рядом с домом, договорился о встрече с директором.

Встреча состоялась через несколько дней. Г-жа деректор не проявила особого интереса и с недоверием отнеслась к бесплатности кружка. Основной проблемой стало выделение школьных компьютеров для занятий. Говорит, что дети всё портят. Обещала переговорить со своими учителями информатики и перезвонить. Жду звонка.

Прошла неделя. Надоело ждать. Позвонил сам. В школе ответели, что пока не решили с учителями. Обещали перезвонить позднее. Прошла еще неделя. Никто не звонит. Позвонил директору в другую школу. Там директор дала моментальный отказ, аргументировав следующим:
1. Здоровье детей и так слишком подорвано компьютерами
2. В школе информатика и так сильная
3. Какие-то проблемы с оформлением кадров

Выбрал еще несколько школ рядом с домом для обзвона. Позвонил сначала в школу с математическим уклоном. Директор там — математик. Возлагаю на нее большие надежды. Директор сказала, чтобы я написал ей на email свое предлжение, что я и сделал незамедлительно.

Подготовка

Ура! Я получил положительный ответ! Мне сказали, что придется официально оформиться, а для этого потребуется сделать медкнижку и получить справки из психиатрического и наркологического диспансеров. Договорился о встрече, чтобы можно было всё детально обсудить.

Встреча прошла успешно. Потребуется составить и предоставить программу образования с календарным планом. Так же мне сказали, что со мной будет сидеть учитель информатики, т.к. он материально ответственный. Предоставили новенькие школьные ноуты и проектор без каких-либо проблем.

Кружок разрешили делать только для учеников школы. Сказали, что для детей других школ пришлось бы делать платный кружок, но возможность эту не исключили.

Дальше пишем объявление, рисуем агитационные листовки и начинаем рассеивать их с дирижаблей. Через две недели планируется первое занятие.

Объявления повесили в школе в 3-х местах и в электронном дневнике. Записалось 20 человек. Через день первое занятие. Волнуюсь. Надо готовиться.

Первые занятия

Из 20 записавшихся пришло 15 человек. Основная масса — 6-7 класс. Один человек из 5-го и двое из 8-го. Одна девочка. Я писал, что можно приходить со своими ноутами, но этого почему-то не сделал никто.

Оказалось, что програмированию у них в школе учат с 8 класса. Т.е. основная масса с программированием не знакома. Один из ребят изучает Delphi, другой — С++

Прошло уже 5 занятий. В среднем ходит 15 человек.

Проблемы, с которыми пришлось столкнуться

  • Не все дети ходят на каждое занятие. Поэтому подачу нового материала приходится делить на 2 занятия. Это, конечно, не помогает тем, кто пропускает больше двух занятий, но таких уже значительно меньше и им можно помочь в индивидульном порядке
  • Разная скорость усвоения материала. Приходится ко многим лично подходить и объяснять. В это время те, кто пошустрее начинают скучать. На следующем занятии хочу попробовать обучить шустриков помогать отстающим. Вообще странно, что некоторые ребята, если чего-то не понимают, просто молча сидят, ничего не делают и не просят дать им разъяснений. Таких надо вовремя успеть заметить и помочь им
  • Времени, которое требуется на подготовку нужно больше, чем планировалось. Чтобы подготовить одно занятие у меня уходит примерно 3-4 часа. Больше потратить не могу физически, а иногда хочется, т.к. чтобы придумать что-то интересное, иногда требуется больше времени
  • С ребятами во время занятий надо поддерживать личный контакт, вести диалог. Иначе, если много говорить самому — начинают скучать

Если у кого-то есть идеи, как можно развлечь юных программистов на занятиях и сделать их более интересными, делитесь в комментариях. Я, например, после каждого занятия даю ребятам домой головоломки типа тех, что загадывают на собеседованих, а перед каждым занятием обсуждается предыдущая. Все примеры программ стараюсь сделать связанными с реальной жизнью и осмысленными.

Подводя итоги, я хочу сказать, что очень доволен, что у меня всё получилось. Это здорово и интересно — придумывать различные задания, думать над тем как сделать свое дело лучше и интересней и наблюдать за тем, как оно получается. Всем спасибо.

habr.com

Рабочая программа кружка по программированию

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ключевой особенностью курса является его направленность на формирование у учащихся навыков поиска собственного решения поставленной задачи, составления алгоритма решения и реализации алгоритма с помощью средств программирования.

Для школьников этот курс – возможность развить навыки программирования на языке Pascal. Программирование – это стержень как базового, так и профильного курсов информатики. В рамках предлагаемого курса «Углубленное изучение программирования на языке Pascal» изучение основ программирования на языке Pascal – это не столько средство подготовки к будущей профессиональной деятельности, сколько формирование новых общеинтеллектуальных умений и навыков: разделение задачи на этапы решения, построение алгоритма и др. Исключительно велика роль программирования для формирования мышления школьников, приёмов умственных действий, умения строить модели, самостоятельного нахождения и составления алгоритмов решения задач, умения чётко и лаконично реализовывать этапы решения задач. Использование этих возможностей для формирования общеинтеллектуальных и общеучебных умений школьников активизирует процесс индивидуально-личностного становления учащихся.

Общепедагогическая направленность занятий – гармонизация индивидуальных и социальных аспектов обучения по отношению к информационным технологиям. Умение составлять алгоритмы решения и навыки программирования являются элементами информационной компетенции – одной из ключевых компетенций современной школы. Умение находить решение, составлять алгоритм решения и реализовать его с помощью языков программирования – необходимое условие подготовки современных школьников. Особая роль отводится широко представленной в курсе системе рефлексивных заданий. Освоение рефлексии направлено на осознание учащимися того важного обстоятельства, что наряду с разрабатываемыми ими продуктами в виде программ на компьютере рождается основополагающий образовательный продукт: освоенный инструментарий. Именно этот образовательный продукт станет базой для творческого самовыражения учащихся в форме различных программ.

Цели изучения курса:

  • понять значение алгоритмизации как метода познания окружающего мира, принципы структурной алгоритмизации;

  • овладеть базовыми понятиями теории алгоритмов;

  • освоить понятие алгоритма и особенности реализации алгоритмов в виде программ, написанных на языке программирования Pascal.

Задачи курса:

  • познакомиться с понятиями «алгоритм», «язык программирования»;

  • научиться составлять и читать блок-схемы;

  • сформировать навыки выполнения технологической цепочки разработки программ средствами языка программирования Pascal;

  • изучить основные конструкции языка программирования Pascal;

  • научиться работать с графическими средствами языка программирования Pascal;

  • научиться отлаживать и тестировать программы, делать выводы о работе этих программ.

Методы обучения

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формировать у школьников информационную и коммуникативную компетентности, реализовывать личностно-ориентированное обучение, направлять их на самостоятельное решение разнообразных проблем, развивать исследовательские и творческие способности. Решение данных задач кроется в организации деятельностного подхода к обучению, в проблемном изложении материала учителем, в переходе от репродуктивного вида работ к самостоятельным, поисково-исследовательским видам деятельности. Поэтому основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов, а основная методическая установка – обучение старшеклассников навыкам самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты курса

В рамках курса «Углубленное изучение программирования на языке Pascal» учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  • умеют составлять алгоритмы для решения задач;

  • умеют реализовывать алгоритмы на компьютере в виде программ, написанных на языке Pascal;

  • владеют основными навыками программирования на языке Pascal;

  • умеют отлаживать и тестировать программы, написанные на языке Pascal.

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля в курсе «Углубленное изучение программирования на языке Pascal» являются внешние образовательные продукты учащихся (созданные блок-схемы, программы), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Педагогическая ценность контроля заключается в том, что он даёт всестороннюю информацию о способностях учащихся к анализу или синтезу, оценочным суждениям и позволяет оценить эффективность учебного труда для каждого из них.

Диагностика и контроль – необходимые части учебного процесса, но увеличение их доли неизбежно приводит к сокращению времени на изучение материала. Поэтому столь важно извлечение максимума информации об учащихся за минимальное время. Контроль и диагностика должны быть действенными. Поэтому необходимо анализировать результаты проверки и принимать меры по коррекции образовательного процесса. От этого зависит, станут ли способы оценивания уровня достижений учащихся результативными.

Качество внешней образовательной продукции желательно оценивать по следующим параметрам:

  • алгоритм должен быть оптимальным по скорости выполнения и максимально простым в реализации на языке программирования;

  • программа должна выполнять поставленные задачи;

  • по степени «читаемости кода» (должны быть соблюдены отступы, обязательное наличие комментариев к коду программы и т. д.).

Созданными внешними образовательными продуктами учащиеся могут пополнять собственные портфолио.

Проверка достигаемых учащимися результатов производится в следующих формах:

  • текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учениками выполняемых заданий;

  • текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;

  • итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой освоения курса;

  • итоговая качественная оценка индивидуальной деятельности школьников учителем в виде отзыва или рекомендации.

Контроль знаний организуется в форме трёх контрольных работ. Итоговая оценка выставляется на основании результатов контрольных работ.

Аппаратное обеспечение:

  1. IBM PC-совместимый компьютер.

  2. Процессор не ниже Pentium-100.

  3. Оперативная память не меньше 64 Мб.

Программное обеспечение:

  1. Операционная система: Windows XP (или выше).

  2. Одна из сред разработки:

Borland Pascal 7.0,

Turbo Pascal 7.0,

Free Pascal 2.0 (или выше).

Тематический план курса

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Дата

Знакомство с Pascal

2

Структура программы на языке Pascal

1

Числовые типы данных

1

Основные алгоритмические конструкции

10

Условный оператор.

1

Вложенные условные операторы.

1

Условные операторы, логические операции И, ИЛИ, НЕ

1

Оператор выбора.

1

Циклы с предусловиями

1

Циклы с постусловиями

1

Циклы с параметрами

1

Вложенные циклы

2

Решение задач

1

Структурированные типы данных

22

Одномерные массивы

2

Алгоритмы информационного поиска

2

Двумерные массивы

2

Алгоритмы сортировки

2

Строковый тип данных

2

Процедуры для работы со строковым типом данных

2

Решение задач

2

Файловый тип данных

2

Основные операции с файлами

2

Примеры работы с файлами

2

Текстовые файлы

2

Итого:

34

Содержание курса

Знакомство с Pascal
Тема 1. Структура программы на языке Pascal

Учащиеся должны знать / понимать:

  • назначение и основные команды среды разработки;

  • общую структуру программы;

  • назначение и виды оператора вывода.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться интерфейсом среды программирования Borland / Turbo Pascal или Free Pascal

  • использовать команды редактора;

  • составлять и запускать программы;

  • организовывать вывод данных.

Язык программирования Pascal и его характерные особенности. Структура программы на языке Pascal. Простейшая программа. Среды разработки. Элементы языка Pascal. Создание и исполнение программ в среде разработки. Операторы вывода Write и WriteLn.

Практическая работа: создание, сохранение, запуск простейшей программы в среде разработки.

Тема 2. Числовые типы данных

Учащиеся должны знать / понимать:

  • понятие типа данных;

  • целые, вещественные типы данных и операции над ними;

  • понятие переменной;

  • оператор присваивания;

  • назначение и виды оператора ввода.

Учащиеся должны уметь:

  • определять тип числовых данных;

  • объявлять необходимые переменные;

  • записывать арифметические выражения.

Переменные. Типы данных в языке Pascal. Простые типы данных. Целые и вещественные типы. Значения. Оператор присваивания. Операции, допустимые с переменными и значениями целого и вещественного типа.

Практическая работа: составление вычислительных программ.

Основные алгоритмические конструкции
Тема 1. Циклы

Учащиеся должны знать / понимать:

  • понятие и назначение цикла;

  • цикл со счётчиком;

  • циклы с условием;

  • понятие генератора случайных чисел;

  • понятие символьного типа;

  • назначение и возможности модуля CRT;

  • понятие кода клавиши, расширенного кода клавиши.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать все виды циклов для повторения блока действий в программе;

  • определять оптимальный вид оператора цикла для решения поставленной задачи;

  • использовать генератор случайных чисел;

  • использовать символьные переменные и константы;

  • принимать коды и расширенные коды клавиш: символьных и служебных.

Цикл. Цикл со счётчиком. Цикл с предусловием и цикл с постусловием.

Генератор случайных чисел.

Символьный тип данных Использование возможностей модуля CRT для приёма и обработки сигналов клавиш.

Практическая работа: создание программ, использующих разные виды циклов.

Тема 2. Условный оператор. Оператор выбора

Учащиеся должны знать / понимать:

  • понятие и назначение условного оператора;

  • назначение оператора выбора;

  • алгоритм поиска максимального/минимального элемента;

  • логические выражения;

  • способы тестирования программ.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать условный оператор, оператор выбора при составлении программ;

  • осуществлять выбор типа условного оператора/оператора выбора для оптимального решения поставленной задачи;

  • составлять сложные логические выражения;

  • использовать алгоритм поиска максимального/минимального элемента последовательности;

  • составлять тестовую таблицу, тестировать готовую программу.

Условный оператор. Полная и неполная формы условного оператора. Оператор выбора.

Алгоритм поиска максимального / минимального элемента последовательности.

Тестирование готовой программы.

Практическая работа: создание программ, использующих алгоритмы ветвления.

Структурированные типы данных

Тема 1. Массивы

Учащиеся должны знать / понимать:

  • понятие массива;

  • понятие двумерного массива как массива массивов;

  • способы поиска максимального/минимального элемента массива;

  • способы сортировки – сортировка выбором и пузырьковая.

Учащиеся должны уметь:

  • объявлять одномерные и двумерные массивы;

  • использовать массивы для хранения данных в программе;

  • осуществлять поиск максимального/минимального элемента в одномерном массиве;

  • производить сортировку одномерного массива одним из двух способов: сортировкой выбором или пузырьковой сортировкой.

Массив. Одномерный массив. Двумерный массив. Объявление массивов. Обработка массивов: поиск элемента по заданным признакам, заполнение массива, вывод массива на экран.

Сортировка массива. Сортировка выбором. Пузырьковая сортировка.

Практическая работа: создание и обработка массивов.

Тема 2. Строковый тип данных

Учащиеся должны знать / понимать:

  • строковый тип данных;

  • понятие строк как массива символов;

  • допустимые действия над строковыми данными.

Учащиеся должны уметь:

  • объявлять и использовать в программе величины строкового типа;

  • использовать стандартные процедуры и функции обработки строк.

Строковый тип данных. Строки как массив символов. Стандартные строковые процедуры и функции.

Практическая работа: обработка данных строкового типа.

Тема 3. Файловый тип данных

Учащиеся должны знать / понимать:

  • понятие файлового типа;

  • отличия и область применения типизированных и текстовых файловых типов;

  • порядок работы с данными файлового типа.

Учащиеся должны уметь:

  • определить оптимальный тип файловых данных для решения конкретной задачи;

  • ассоциировать файловую переменную с файлом на диске;

  • открыть файл для чтения или записи;

  • записать/прочитать информацию из файла.

Файловый тип данных. Типизированные файлы. Текстовые файлы.

Практическая работа: создание программ, позволяющих хранить данные на диске.

Учебно-методические материалы

  1. Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal: Учеб. пособие / Л. А. Татарникова; Под ред. Т. Б. Корнеевой. – Томск, 2008. – 139 с.

  2. Татарникова, Л. А. Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal: Методические рекомендации. – Томск, 2008. – 28 с.

  3. Тимошевская Н.Е., Перышкина Е.А. Основы алгоритмизации и программирования на языке Pascal. Рабочая тетрадь: Учеб. пособие. – Томск, 2004. – 116 с.

infourok.ru

Сайт учителя информатики — Кружок «Программирование»

Участие в олимпиадах

Название

Уровень

Участник

Всероссийская олимпиада школьников 2011-2012

районный, муниципальный, региональный

Алексей Колчанов,

ученик 10 А класса


Участие в конкурсах:
Конкурс проектных работ учащихся 2011-2012 лучший бизнес-проект Алексей Карнов, ученик 10 А класса Клавиатурный тренажер для младших школьников
Конкурс проектных работ учащихся 2011-2012 лучший программный продукт Алексей Колчанов, ученик 10 А класса Графопостроитель

 

Программа дополнительного образования «Прикладное программирование«

 

 

В новом образовательном стандарте на третьей ступени общего образования, т. е. в старшей школе (10-11 классы), предусмотре­но изучение элективных курсов. Данный курс можно преподавать в качестве элективного.

Классы: 9, 10, 11.

Количество часов: 102 первый год обучения, 102 второй год обучения.

Цель курса: научить учащихся основам процедурного и объектно-ориентированного программирования.

Компьютерный практикум. Разработка каждого проекта ре­ализуется в форме выполнения практической работы на компью­тере (компьютерный практикум). В учебном пособии содер­жатся подробные указания по построению компьютерных моде­лей и их реализации в форме проектов на языках программирова­ния и в электронных таблицах.

Кроме разработки проектов под руководством учителя уча­щимся предлагаются практические задания для самостоятель­ного выполнения.

Метод обучения. Основным методом обучения в данном кур­се является метод проектов. Проектная деятельность позволя­ет развить исследовательские и творческие способности уча­щихся. В процессе обучения учитель кратко объясняет новый материал и ставит задачи, а затем консультирует учащихся в процессе решения этих задач. Учащиеся решают задачи, в основном практические, реализуя проекты по созданию прило­жений на компьютере (компьютерный практикум). Подробные указания по построению компьютерных моделей и их реализа­ции в форме проектов на языке программирования Pascal содержатся в учебном пособии к курсу.

Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвое­ния материала должен осуществляться, в основном, по резуль­татам выполнения учащимися практических заданий на компью­тере. Итоговый контроль осуществляется по результатам защиты итоговых проектов. В начале курса каждому учащемуся нужно предложить в течение всего времени изучения курса разработать проект для решения некоторой задачи. В процессе защиты уча­щийся должен представить работающую компьютерную про­грамму, которая решает поставленную перед ним задачу, и обо­сновать способ ее решения.

Организация учебного процесса. Курс предусматривает орга­низацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодо­полняющих формах:

• урочная форма, в которой учитель на уроке объясняет но­вый материал и консультирует учащихся в процессе вы­полнения ими практических заданий на компьютере;

• внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания самостоятельно. Данный курс базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы и предполагает повышение уровня образования за счет углубленного изучения материала по информационным техно­логиям, изучаемым в общеобразовательной школе. Может быть реализован как в однопрофильных, так и в многопрофильных общеобразовательных учреждениях.

 

 

shcherbakova.ucoz.ru

Кружок по программированию для школьников

Я хочу вам рассказать о том, как я организовал бесплатный кружок по программированию для детей в одной московской школе. Возможно, мой опыт будет полезным желающим заняться чем-то подобным, а ваши комметарии будут полезны мне сделать кружок лучше.

Где-то пол года назад я загорелся желанием открыть свой кружок по программированию для детей. Решил, что было бы замечательно набрать группу детей и обучить их полезному языку программирования и познакомить с основными технологиями, которые применяются совместно с программированием и смогут пригодиться в реальной жизни, например, работа с HTTP и базы данных.

Выбор языка программирования

Первым делом надо выбрать язык программирования. Первое, что пришло в голову — Java. На этом языке я пишу последние два с половиной года. Простой и понятный для изучения язык, плюс, он мне нравится. Но не хочется ставить JVM, смущает необходимость компиляции и ощущение, что не подходит этот язык для школьников 5-8 классов.

Тогда я вспомнил про PHP. На нем я писал около двух лет. Он так же достаточно прост в изучении, программы легко и быстро запускаются. Но смущает ориентированность на веб.

Был у меня небольшой обыт с JavaScript. Устанавливать ничего не надо. Управление элементами в браузере — это достаточно интересно. Но меня напрягало с ним работать. Совсем не слушался, ошибки трудно искались. Вероятно, я не умею его готовить.

Использую в работе PL/SQL — но это совсем не то. Ничего мне не подходит из того, с чем я знаком. Надо посмотреть на готовые решения. Нашел кружок в Яндексе — Питон. Затем нашел еще человека — опять Питон. Полистал Википедию, полистал Хабр и Питон меня заинтересовал. Жаль, я не знаю языка. Но, думаю, это не большая проблема, главное — быть на 1-2 шага впереди своих учеников. Как плюс — новый полезный язык в копилку своих знаний. Решено — использую Python3.

Поиск школы

Пора найти школу, где есть человек 15 желающих учиться программировать. Для начала решил создать сайт для кружка, чтобы было что показывать директорам. Завел поддомен для кружка на своем сайте. Поставил туда WordPress. Написал примерный план занятий и немного информации о себе. На всё про всё — пару часов. Решил искать школу рядом с домом. Сразу определился, что занятия будут идти 1 раз в неделю по четвергам. Было бы удобно сразу после работы по пути идти на занятия. Позвонил в самую удобную для меня школу рядом с домом, договорился о встрече с директором.

Встреча состоялась через несколько дней. Г-жа деректор не проявила особого интереса и с недоверием отнеслась к бесплатности кружка. Основной проблемой стало выделение школьных компьютеров для занятий. Говорит, что дети всё портят. Обещала переговорить со своими учителями информатики и перезвонить. Жду звонка.

Прошла неделя. Надоело ждать. Позвонил сам. В школе ответели, что пока не решили с учителями. Обещали перезвонить позднее. Прошла еще неделя. Никто не звонит. Позвонил директору в другую школу. Там директор дала моментальный отказ, аргументировав следующим:
1. Здоровье детей и так слишком подорвано компьютерами
2. В школе информатика и так сильная
3. Какие-то проблемы с оформлением кадров

Выбрал еще несколько школ рядом с домом для обзвона. Позвонил сначала в школу с математическим уклоном. Директор там — математик. Возлагаю на нее большие надежды. Директор сказала, чтобы я написал ей на email свое предлжение, что я и сделал незамедлительно.

Подготовка

Ура! Я получил положительный ответ! Мне сказали, что придется официально оформиться, а для этого потребуется сделать медкнижку и получить справки из психиатрического и наркологического диспансеров. Договорился о встрече, чтобы можно было всё детально обсудить.

Встреча прошла успешно. Потребуется составить и предоставить программу образования с календарным планом. Так же мне сказали, что со мной будет сидеть учитель информатики, т.к. он материально ответственный. Предоставили новенькие школьные ноуты и проектор без каких-либо проблем.

Кружок разрешили делать только для учеников школы. Сказали, что для детей других школ пришлось бы делать платный кружок, но возможность эту не исключили.

Дальше пишем объявление, рисуем агитационные листовки и начинаем рассеивать их с дерижаблей. Через две недели планируется первое занятие.

Объявления повесили в школе в 3-х местах и в электронном дневнике. Записалось 20 человек. Через день первое занятие. Волнуюсь. Надо готовиться.

Первые занятия

Из 20 записавшихся пришло 15 человек. Основная масса — 6-7 класс. Один человек из 5-го и двое из 8-го. Одна девочка. Я писал, что можно приходить со своими ноутами, но этого почему-то не сделал никто.

Оказалось, что програмированию у них в школе учат с 8 класса. Т.е. основная масса с программированием не знакома. Один из ребят изучает Delphi, другой — С++

Прошло уже 5 занятий. В среднем ходит 15 человек.

Проблемы, с которыми пришлось столкнуться
  • Не все дети ходят на каждое занятие. Поэтому подачу нового материала приходится делить на 2 занятия. Это, конечно, не помогает тем, кто пропускает больше двух занятий, но таких уже значительно меньше и им можно помочь в индивидульном порядке
  • Разная скорость усвоения материала. Приходится ко многим лично подходить и объяснять. В это время те, кто пошустрее начинают скучать. На следующем занятии хочу попробовать обучить шустриков помогать отстающим. Вообще странно, что некоторые ребята, если чего-то не понимают, просто молча сидят, ничего не делают и не просят дать им разъяснений. Таких надо вовремя успеть заметить и помочь им
  • Времени, которое требуется на подготовку нужно больше, чем планировалось. Чтобы подготовить одно занятие у меня уходит примерно 3-4 часа. Больше потратить не могу физически, а иногда хочется, т.к. чтобы придумать что-то интересное, иногда требуется больше времени
  • С ребятами во время занятий надо поддерживать личный контакт, вести диалог. Иначе, если много говорить самому — начинают скучать

Если у кого-то есть идеи, как можно развлечь юных программистов на занятиях и сделать их более интересными, делитесь в комментариях. Я, например, после каждого занятия даю ребятам домой головоломки типа тех, что загадывают на собеседованих, а перед каждым занятием обсуждается предыдущая. Все примеры программ стараюсь сделать связанными с реальной жизнью и осмысленными.

Подводя итоги, я хочу сказать, что очень доволен, что у меня всё получилось. Это здорово и интересно — придумывать различные задания, думать над тем как сделать свое дело лучше и интересней и наблюдать за тем, как оно получается. Всем спасибо.

Автор: shurik2533

Источник

www.pvsm.ru

Рабочая программа кружка по программированию предназначена для учащихся 6-11 классов маоу гимназии 32 г. Калининграда на 2012-2013 уч год




Тема занятий

Кол-во часов

1

Организационное занятие. Техника безопасности

1

2

Введение в программирование. Алгоритмы

1

3

Инструменты программирования. Используемые компиляторы. Элементы интерфейса

1

4

Языки компилируемые и интерпретируемые. Создание, компиляция, исполнение и отладка программ

1

5

Синтаксис и семантика. Типичные ошибки. Сообщения об ошибках

1

6

Данные. Типы данных.Формат результата. Оценка результата

1

7

Константы. Переменные. Данные. Оператор присваивания. Ввод данных.

1

8

Арифметические операции Вывод результатов

9

Практикум . Использование среды Turbo Pascal и CodeBlocks

1

10

Порядок выполнения в программах. Условный оператор If-Then-Else

11

Оператор альтернативы

1

12

Логические выражения и операции

1

13

Организация программ разветвляющейся структуры

1

14

Практикум. Задачи. Программирование алгоритмов с ветвлением

1

15

Понятие о цикле. Простейший оператор цикла

1

16

Практическая работа: Общий оператор цикла

1

17

Массивы. Использование циклов в массивах

1

18

Правило вложенных операторов. Схемы Представление программ в виде схем

1

19

Практикум. Задачи. Программирование циклических алгоритмов

20

Строковые переменные. Операции со строками

1

21

Структура сложных программ. Повторяющиеся операции. Подпрограммы

1

22

Понятие процедуры в программировании. Понятие функции в программировании

1

23

Передача параметров. Объявление подпрограмм. Вызов процедур и функций

1

24

Практикум. Решение задач

25

Загрузка и запуск программы. Редактирование программы. Понятие об отладке программы и тестировании

1

26

Программа, как способ записи алгоритма. Общее понятие об алгоритме. Выполнение алгоритма

1

27

Программирование как разработка и реализация алгоритмов. Разбиение задачи на составные части. Библиотека алгоритмов

1

28

Стандартные функции. Последовательность решения задачи. Примеры типовых алгоритмов

1

29

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

1

30

Сортировка данных. Сортировка вставками. Обменная сортировка

1

31

Пирамидальная сортировка. Метод полного перебора. Комбинаторные головоломки

1

32

Обработка строк. Решение уравнений компьютерными методами

1

33

Практикум. Решение задач по программированию.

2

34

Зачетное занятие

docs.likenul.com

Программа кружка «Программирование и графика»

Программа кружка
«Программирование и графика»

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.

Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Основное назначение курса «Информатика» состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.

В кружках внешкольных учреждений имеется возможность более детального и углубленного изучения отдельных разделов предмета «Информатика» за счет большего времени, нежели чем в школе. Причем за счет гибкости индивидуальной программы, разработанной преподавателем кружка, приблизить обучение к реалиям современной жизни.

Известно, что любые объемы информации человек лучше усваивает, когда она поступает через канал зрения. Причина кроется в особенностях человеческой психики и физиологии. В силу этих особенностей рассматриваемые изображения очень быстро анализируются, моментально ассоциируются с накапливаемыми в течении всей жизни образами и распознаются намного выше, чем при анализе информации, поступающей, например, по слуховому каналу. Поэтому доля графических данных в профессиональной деятельности любого рада неуклонно растет. Следовательно, требуются и средства для работы с изображениями, и специалисты, умеющие грамотно использовать эти средства.

Настоящая учебная программа реализует современные требования по изучению профессиональных графических пакетов. При успешном ее освоении учащиеся могут рассчитывать на работу в дизайнерских студиях средней категории.

Сформировать у учащихся умения владеть компьютером как средства решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества путем обеспечения предпрофессиональной подготовки с ориентацией на углубленное изучение методов и приемов современного дизайна.

Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.

Организационные условия реализации программы:

Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 16 лет, получивших начальное образование и обладающих характерным для данного возраста уровнем развития.

Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.

Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.

Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.

Кабинет информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности.

Тема занятий

Кол-во часов

Программирование

1

Организационное занятие. Техника безопасности

1

2

Введение в программирование. Алгоритмы

1

3

Инструменты программирования

1

4

Программные библиотеки. Машинный код

1

5

Шестнадцатеричный код. Языки программирования

1

6

Языки компилируемые и интерпретируемые

1

7

Константы. Переменные. Данные. Оператор

1

8

Оператор присваивания. Арифметические операции

1

9

Строковые переменные. Операции со строками

1

10

Вывод результатов на экран или иное устройство вывода

1

11

Ввод данных. Логические выражения и операции

1

12

Порядок выполнения в программах. Условный оператор If-Then-Else

1

13

Практическая работа: Оператор альтернативы

1

14

Понятие о цикле. Простейший оператор цикла

1

15

Практическая работа: Общий оператор цикла

1

16

Массивы. Использование циклов в массивах

1

17

Правило вложенных операторов. Схемы

1

18

Представление программ в виде схем

1

19

Структура сложных программ. Повторяющиеся операции. Подпрограммы

1

20

Понятие процедуры в программировании. Понятие функции в программировании

1

21

Передача параметров. Объявление подпрограмм. Вызов процедур и функций

1

22

Загрузка и запуск программы. Редактирование программы. Понятие об отладке программы и тестировании

1

23

Программа, как способ записи алгоритма. Общее понятие об алгоритме. Выполнение алгоритма

1

24

Программирование как разработка и реализация алгоритмов. Разбиение задачи на составные части. Библиотека алгоритмов

1

25

Стандартные функции. Последовательность решения задачи. Примеры типовых алгоритмов

1

26

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

1

27

Сортировка данных. Сортировка вставками. Обменная сортировка

1

28

Пирамидальная сортировка. Метод полного перебора. Комбинаторные головоломки

1

29

Обработка строк. Решение уравнений компьютерными методами

1

30

Решение задач по программированию. Зачетное занятие

1

Графика

31

Элементы окна Adobe Photoshop CS. Отображение палитр. Способы открытия файлов с изображением. Изменение масштаба просмотра изображения

1

32

Изменение размеров изображения и его разрешение. Форматы сохранения изображений. Вывод изображений на печать. Предварительный просмотр

1

33

Цветовые модели, используемые в Photoshop. Работа с цветовыми моделями. Подготовка изображения к печати

1

34

Работа с индексированными цветами

1

35

Изменение цветового разрешения с помощь индексированных цветов

1

36

Преобразование изображений в различные цветовые модели. Изменение размеров изображения

1

37

Выполнение кадрирования изображений. Обрезка и выравнивание изображений. Выбор цвета

1

38

Изменение пространственного расположения изображений

1

39

Коррекция изображений. Увеличение яркости и контраста изображений

1

40

Использование гистограмм для коррекции изображений

1

41

Коррекция тонового диапазона изображений. Копия изображения. Увеличение яркости

1

42

Коррекция цвета в изображении. Коррекция тонового диапазона изображений и цвета в изображении

1

43

Выделение областей. Рисование при помощи выделений. Изменение размера выделенной области. Практическая работа: «Создание изображений с помощью инструментов выделения»

1

44

Практическая работа: «Создание изображения Андреевского флага»

1

45

Установка начала отсчета линеек. Прозрачные участки изображения. Отмена нескольких действий. Изменение положения выделения. Практическая работа: «Создание изображения светофора. Создание изображения человеческого лица»

1

46

Размытие края выделенной области. Практическая работа: «Вставка изображений облаков, созданных при помощи выделения с размытием»

1

47

Дополнительные возможности инструментов выделения. Практическая работа: «Создание флагов Германии, Норвегии, Литвы»

1

48

Изменение цвета изображения, используя выделение волшебной палочки и заливку в режиме наложения. Изменение цвета и фона изображения

1

49

Работа со слоями Основные действия. Переименование слоя. Выполнение действий. Фоновый слой. Инструменты рисования и заливки

1

50

Создание художественного текста с обводкой. Практическая работа: «Подготовить объявление о пропаже щенка»

1

51

Создание маски из текста. Применение эффектов к тексту. Увеличение размеров холста

1

52

Практическая работа: «Подготовить изображение с текстом, внутри которого находится фотография»

1

53

Практическая работа: «Подготовить плакат из исходных изображений»

1

54

Трансформации. Выравнивание здания на фотографии

1

55

Практическая работа: «Создание изображения на поверхности» «Создание отражения в зеркалах»

1

56

Практическая работа: «Построение композиций из исходных изображений». Построить отражение в воде и поместить в рамку

1

57

Фильтры. Применение фильтров к изображениям. Практическая работа: «Создать неоновую вывеску для дискотеки»

1

58

Практическая работа: «Создать вывеску для продажи мороженого. Создать афишу для циркового представления»

1

59

Практическая работа: «Создать эффект зажженной лампы. Создать выпуклые буквы»

1

60

Практическая работа: «Расставить предметы в витрине магазина»

1

61

Каналы и маски. Практическая работа: «Создать изображение замерзшей реки с использованием маски»

1

62

Практическая работа: «Поместить новых посетителей на выставку цветов»

1

63

Практическая работа: «Создание неоновой вывески. Создание плаката для автогонок»

1

64

Практическая работа: «Откорректировать фотографию. Сделать фотографию более выразительной. Убрать «красные глаза» на фотографии»

1

65

Практическая работа: «Раскрасить черно-белую фотографию, используя режимы наложения пикселей»

1

66

Практическая работа: «Изменить цвета на фотографии. Превратить фотографию в акварель»

1

67

Действия и макрокоманды. Практическая работа: «Раскрасить домик»

1

68

Практическая работа: «При помощи макрокоманд «состарить» фотографию»

1

69

Практическая работа: «При помощи макрокоманд создать эффект дождя»

1

70

Практическая работа: «При помощи макрокоманд добавить к фотографии тень и различные рамки»

1

71

Резерв времени

2

www.metod-kopilka.ru

Планирование кружка по программированию на Паскале (2 года обучения

Пояснительная записка

Преподавание программирования в школе имеет очень старые традиции. Собственно, основу курса информатики на первых порах его введения в школьную программу, составляло обучение программированию. Затем, в связи с широким внедрением в жизнь информационных технологий и поставками в школы нового оборудования, наиболее важной составляющей курса информатики стало обучение информационным технологиям. Однако, сейчас, когда аттестация обучающихся проводится в формате ЕГЭ, стало ясно, что практически половина заданий экзамена по информатике — это задания по алгоритмизации и программированию. Кто выбирает экзамен по информатике? Это те учащиеся, которые хотят продолжить своё обучение в профильном вузе. Потребность вIT-специалистах в информационном обществе постоянно растёт и престиж этой профессии не вызывает сомнений. Профильным ВУЗам нужны умные, владеющие основами программирования абитуриенты. К сожалению, в рамках Базового курса информатики (даже расширенного), овладеть основами программирования на современном алгоритмическом языке достаточно проблематично. А потребность в этом есть. Всё большее количество учеников хотят изучать основы программирования в школе и продолжать своё обучение в профильных ВУЗах. Кружок по информатике призван дополнить изучение программирования в рамках базового курса информатики и объединить мотивированных в этом направлении учащихся. Выбор языка программирования PASCAL объясняется тем, что этот язык методически подходит для обучения программированию. Он позволяет познакомиться с большинством понятий современного программирования, освоить как различные типы, так и структуры данных. Программы на PASCAL легко читаются. Синтаксис языка отличается строгостью и фактически вынуждает учащихся писать правильные программы.

Характеристика детей, для которых предназначена программа.

Уже с 7 класса можно начинать серьёзную работу по обучению детей программированию. Поэтому, программа кружка рассчитана на учащихся, начиная с 13-летнего возраста. Можно начинать обучение программированию и в 8 классе и даже 9-10 классах. Решаемые задачи при этом существенно не меняются. Их надо лишь слегка адаптировать к уровню математической подготовки учащихся. Отсюда следует, что семиклассники могут изучать программирование вместе с учениками старших классов. Это учащиеся, проявившие первичный интерес с программированию, а также те ученики, которые собираются сдавать ГИА и ЕГЭ по информатике.

Условия реализации программы.

Данная образовательная программа рассчитана на два года обучения детей в возрасте от 13 до 16 лет. Общий объём курса составляет 68 часов (34 часа в 1-ый год обучения и 34 часа – 2-ой год обучения). Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. Для занятий формируется группа 10-12 человек.

www.prodlenka.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *