Котор фото старый город – 1. Котор: Старый город — Истории о путешествиях Кошака

1. Котор: Старый город — Истории о путешествиях Кошака

Котор — самый интересный город Черногории для любителей исторических достопримечательностей. В Которе хорошо сохранился Старый город, построенный архитекторами венецианской республики и внесенный в список ЮНЕСКО. Более того половина черногорских объектов из списка ЮНЕСКО находятся именно в Которе. Чего стоит одна крепость св. Иоанна, которая находится на двухсот метровой высоте над городом и которая окружена стеной в четыре километра длиной. Да, и само расположение Котора настолько живописно среди скал Которского залива, что даже без красивого города сюда можно было бы приезжать, чтобы любоваться природными видами.

Так, прочитали рекламный вводный абзац полный дифирамбов и зашли под кат читать дальше? ОК. Уточню пару моментов тогда. В Черногории всего четыре объекта ЮНЕСКО, из них два в Которе. Так что я не соврал — ровно половина. В общем, если кратко, то Котор — это из серии «на безрыбье и рак рыба». Любителям погулять по красивым старинным городам в Черногории делать особо нечего, пожалуй, Котор единственное место заслуживающее внимания «городских» туристов.

Старый город Котора симпатичный и выглядит довольно аутентично (не, так искусственно, как в Будве, например). Но он такой крохотный! Обходится все за час, еще час стоит потратить на подъем к крепости св. Иоанна. Скажем, в Италии я не стал бы даже включать такое место в маршрут, если там не было чего-то сверхъестественного (типа башен Сан-Джиминьяно). А теперь представьте, что я завис в этом городке почти на четыре дня. Конечно, я не сидел на одном месте, каждый день путешествовал по стране, но все равно успел исходить в Которе каждую улочку раз по десять. Так что впереди целых пять рассказов о Которе.

Ладно, начнем прогулку. Таксист довез меня из аэропорта Тивата и высадил прямо у Речных ворот Котора. С этой стороны, чтобы попасть в Котор надо пройти по мосту через реку. Отсюда хорошо видно старую гидроэлектростанцию на реке Шкурда. Сейчас она, судя по виду, заброшена, хотя на Балканах половина зданий имеет такой вид, так что еще не факт.  Зато оцените цвет и чистоту воды!

В Которе хорошо сохранились крепостные стены. Участок у Речных ворот датируется 16-м веком.

Почти четыреста лет (1420 — 1797 гг.) Котор находился под управлением Венецианской республики. Так что на стенах зданий время от времени мелькает лев св. Марка — символ Венеции.

Практически все здания Котора неоштукатурены и построены без особых архитектурных изысков. Поэтому первое время глазу особо нечего зацепиться, но чуть позже уже начинаешь различать все эти улочки, подмечая детали.

Например, такие.

В Которе какая-то неимоверная влажность из-за расположения под горой, плюс зимой шквальные ветра, поэтому штукатурка тут долго не живет.

Впрочем, внутри Старого города все довольно мило, по-европейски, а не по-балкански.

Главная православная церковь Котора — церковь св. Николая, построена в начале 20-го века. Св. Николай — покровитель моряков, а Котор всегда был городом мореплавателей.

Построенная в византийском стиле, с одним нефом, с двумя колокольнями на главном фасаде, церковь замечательно видна с городской стены, которая вплотную к ней примыкает. Внутри помещение храма кажется довольно просторным, поражает своим богатством и красотой иконостас, который закончили оформлять в 1908 году. Церковь Святого Николая славится большой коллекцией икон, одна из них – список с иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица», которую особенно почитают сербы. В церкви также хранится много церковных документов и книг, художественные изделия, церковное облачение и другие ценные вещи, которые были подарены церкви, в основном, богатыми которскими семействами.

Церковь Святого Николая — единственная православная церковь Котора, в которой богослужения совершаются ежедневно. В этой церкви можно купить необыкновенные свечи – они настолько толстые, что их нужно накалывать на стержень.

Иконостас привычен русскому человеку. Хотя над царскими вратами висит Новозаветная Троица, тут явное влияние схизматиков-латинян католиков. У нас еще на Большом Московском Соборе решили, что «Повелеваем убо отныне Господа Саваофа образ впредь не писати: в нелепых и неприличных видениих, зане Саваофа (сиречь Отца) никтоже виде когда во плоти.» Пробил автора иконстаса —  и таки да, он оказался чехом.

Церковь принадлежит Сербской Православной Церкви, строили ее архитектор-хорват, иконостас дело рук чеха, и, конечно не обошлось тут и без нас русских. Так вот «черногорский» храм!

Иконы, созданные русским художником, украсили стены православного храма Святого Николая в Старом городе Котора. Лики четырех евангелистов воссоздавались по фотографиям икон, которые ранее находились в первом храме Христа Спасителя, разрушенном большевиками. Автор работ — действительный член Российской академии художеств Сергей Присекин (увы, умер в 2015-м году, через год после установки икон в Которе).

Передача икон Черногории является подарком братскому православному народу. Площадь икон составляет 15 метров квадратных, а весит каждая по 120 килограмм. Изначально они предназначались для храма Христа Спасителя в Москве, но не смогли быть там установлены из-за размера.

Кстати, до купола св. Николая можно буквально дотянуться рукой. Для этого надо всего лишь подняться на крепостную стену Котора. По-моему неожиданный и интересный вид.

В целом храм св. Николая производит приятное впечатление. Внутри просторно и светло, можно снимать.

Сербский флаг, потому что церковь принадлежит Сербской Православной Церкви.

Если советские улица строили так, чтобы по ним могла проехать танковая колонна, то улицы Котора наоборот делали максимально узкими, на ширину одного лошадиного крупа. Чтобы два всадника уже не могли бы тут проехать одновременно. А на самой узкой улице Котора не пройдет и два человека, поэтому ее называют в городе «Разрешите пройти».

Дворец Пима, наверное, самое представительное и красивое здание на Мучной площади в старом Которе. А на мой взгляд самое интересное в архитектурном плане во всем Которе. Он принадлежал семейству Пима, которое процветало несколько столетий и активно участвовало в жизни города. Семья дала городу немало известных имен.

Дворец Пима, построенный в 17-м веке, до сегодняшнего дня впечатляет своей красотой и необычностью. Фасад здания, терраса, балкон с узорчатыми перилами, яркие зеленые ставни на окнах не оставят равнодушными ни одного ценителя архитектурного искусства.

Как и многие здания старого Котора, дворец Пима выполнен в разных архитектурных стилях. Большая каменная терраса, украшенная орнаментальной резьбой, главный портал и внутренний двор, в котором система лестниц и галерей ведет на верхние этажи, выполнены в стиле Ренессанса. Длинный балкон на втором этаже на двенадцати каменных кронштейнах, главный портал, на котором изображен герб семейства Пима, поддерживаемый двумя ангелами, выполнены в стиле барокко.

Заглянем во дворик рядом с дворцом.

Современная интерпретация грехопадения и изгнания из Рая на стенах которской кафешки. Характерно, что змий-искуситель явно женского пола (см. на его сиськи).

Вот и самый главный храм Котора, посвященный св. Трифону. Стоп, только что был главный храм св. Николая? Не-не, то был главный православный храм, а Котор всегда был скорее католическим городом. Так что и собор тут именно католический. Подробнее о соборе Котора расскажу в отдельном посте. Внутри, довольно интересная экспозиция.

На площади Святого Трифона находится еще одно здание с выдающейся архитектурой, имеющее историческую, культурную и художественную ценность – это дворец Драго. Самое интересное в нем — это оформление окон и проход под дворцом.

Дворец Драго был построен в XII веке и принадлежал знатной семье Драго. Два крыла здания – северное и южное, принадлежат к разным архитектурным стилям. Южное крыло дворца было основательно разрушено землетрясением в 1667 году, его отстроили практически заново в стиле барокко, используя при этом некоторые сохранившиеся детали старого здания. Таким образом, на втором этаже южного крыла появилась балконная дверь с готическим фронтоном. Северное крыло выстроено в ярко выраженном готическом стиле. Двух- и трехстворчатые окна на втором этаже северного крыла (бифоры и трифоры), неоднократно повторяющееся изображение герба семейства Драго — дракон на золотом поле, рельефные тимпаны – декоративные ниши над окнами и другие декоративные элементы относятся к готике. Впечатляет своей архитектурой сводчатый проход под дворцом с улицы к внутренней лестнице. Он выполнен в чисто готическом стиле и украшен цветочным орнаментом, опять же семейным гербом, головами ангелов.

Также на площади св. Трифона находятся Ратуша и Архив Котора…. и куча ресторанов под открытым небом.

Пожалуй, самый интересный интерьер у церкви при монастыре св. Клары. Монастырь францисканский, как вы знаете св. Клара Ассизская одна из первых женщин-последовательниц св. Франциска и основательница ордена клариссок. Буквально пару недель назад я показывал их монастырь в Братиславе.

История св. Клары прям настоящий детектив с побегом и преследованием, ознакомьтесь хотя бы в Вики. Кстати, святая чуть не стала покровительницей нашего с вами интернета. Незадолго до своей смерти в 1253 году она была прикована к своей постели и не могла участвовать в мессах, её посещали видения: она ясно видела мессу на стене своей комнаты, словно там был телевизор. Поэтому Клара Ассизская также номинировалась на звание святой — покровительницы Интернета, но уступила их Исидору Севильскому.

За невзрачным фасадом и скромным входом, которые порадовали бы св. Франциска.

Скрывается великолепный мраморный барочный алтарь, который св. Франциск вряд ли одобрил бы. Обратите внимание на мраморный ковер, который держат ангелочки. Кроме шикарного алтаря есть в церкви и несколько живописных полотен.

Это не святая Клара, а как мне кажется Санта-Лючия (Луция Сиракузская). Я же правильно понял, что в чаше ее глаза?

Этот сюжет без гугла я не опознаю. Пока оставлю, может кто-то подскажет в комментариях?

Ну, а здесь все просто. Видишь мужика в монашеской рясе с ребенком на руках — значит это св. Антоний Падуанский.

Я не до конца разобрался, какая площадь в Которе главная, но для себя решил, что Оружейная. Во-первых, она самая обширная, во-вторых, на ней находится символ Котора — Часовая башня.

Часовая башня была построена в 1602 году, во время правления венецианского наместника Антонио Гримальди — его инициалы выгравированы на гербе над передней дверью. За основу был взят архитектурный стиль барокко, правда, северная и восточная стороны конструкции содержат также элементы готического стиля. При строительстве башни использовалась традиционная для эпохи Возрождения каменная кладка «bunjato» — массивные каменные блоки с вогнутыми краями.

Конструкция башни имеет цокольный этаж, второй этаж и открытую лоджию, где размещается часовой механизм, причем сам циферблат находится на уровне второго этажа. Сегодня видимыми являются только два фасада — южный и западный, остальные скрыты за пристроенными позже зданиями. Одно время Часовая башня, почти как Пизанская, собиралась завалиться на бок, но в конце 20-го века после реконструкции ее выправили (на мой взгляд зря — колорит же).

Напротив башни расположен Княжеский дворец. Дворец внешне ничем не примечателен, к тому же еще и новодел. На фото он слева с длинным таким балконом вдоль всего фасада.Официальная резиденция венецианского наместника или «провидура» в Которе не отличается особенными изысками архитектурного исполнения, даже о его барочном стиле не говорит почти ничего, кроме фигурных кронштейнов, поддерживающих длинный балкон.

Княжеский дворец был построен в 18-м веке, он является единым ансамблем фасада восточной части города вместе с охранной городской башней. В прошлом дворец использовался в качестве резиденции венецианских наместников, а также служил для разных военно-стратегических целей.

Архитектурные пропорции дворца можно назвать своеобразными: длина фундамента здания равна 60 метрам, ширина фундамента здания равна 6 метрам. Именно в виду таких необычных пропорций дворец неоднократно страдал вследствие землетрясений. Последнее и самое разрушительное произошло в Черногории в 1979 году, после чего княжеский дворец был практически полностью разрушен. Сооружение постепенно восстанавливались, на сегодняшний день дворец был приведен в современный вид благодаря владельцам маленьких магазинов на нижнем дворцовом этаже.

У стен Часовой башни установлен Позорный столб. По назначению больше не используется.

Оживленная Оружейная площадь. На площади находится Арсенал Котора (мелькал на фото выше), в котором хранилось оружие гарнизона. Кстати, крепость тут была достаточно мощная туркам так и не удалось ее захватить, хотя их владения проходили в нескольких километрах от стен города. А в 1539 году Котор осаждал и в итоге отступил сам знаменитый Хайреддин Барбаросса (пират «красная борода», султан Алжира), который успешно громил испанцев, венецианцев, генуэзцев и прочих европейцев на всем Средиземноморье.

Чуть в стороне от туристических троп находится тихая и уютная площадь Кино, скорее даже дворик, в котором можно найти древний храм св. Михаила. В церкви уцелели средневековые росписи, но, увы, вход в нее платный. Я не жадный, просто мелочи не вход не было. Впрочем, часть фресок видна с улицы.

Церковь расположена в центральной части города Котор, во дворе напротив бывшего монастыря Богоматери Ангела. Впервые упоминается в 1166 году, когда на освящении Кафедрального Собора присутствовал и аббат Св.Михаила которского – Петар. Тогда церковь входила в состав аббатства бенедиктинцев. Первозданная церковь, находки которой были археологические подтверждены, была гораздо больше, чем сегодняшняя. Кроме её основного плана, были найдены многочисленные фрагменты рельефа, в соответствии с которыми появление первозданного здания можно отнести не позднее, чем к 11 веку. Сегодняшняя церковь представляет собой однонефное строение с полукруглой апсидой, высоким стрельчатым сводом, усиленным арками. Таким образом, как время его строительства может быть принято конец 14 века или начало 15 века.

Основа состоит из четырех отсеков. Внутреннее убранство церкви, оригинально и сегодня, было частично выложена фресками. На северной стене старого архитектурного слоя, до апсиды, видны фрагменты росписи — нижние части фигур святых, которые по стилистическим особенностям можно отнести к 11 веку. Фрески второго слоя связанный с существующим зданием, охватывают восточную стену с апсидой. Здесь, в дополнение к декоративным деталям, представляется взору Деисус в апсиде, Благовещение на триумфальной арке, Вознесение Христа в венце, несколько святых в нижней части, среди которых и Св.Трифон с моделью города Котор в руке. Эти фрески можно отнести к первой половине 15-го века. С внешней стороны стены выстроены несколькими наружными барельефами с изображениями и надписями, которые в ходе ремонтно-реставрационных работ здания, заменены копиями, в то время как оригиналы, вместе с другой каменной скульптурой, хранятся в церкви.

На этой же площади растет единственное в Которе дерево (я серьезно) и расположен единственный в Которе кинотеатр.

Если церковь св. Михаила и кинотеатр по моим наблюдениям туристы не сильно жалуют, то до Музея Кошек кое-кто добирается. Название города Котор к котам не имеет никакого отношения, тем не менее жители раскусили еще до возникновения интернета, что котики хорошо привлекают туристов, поэтому в Которе много кошачье тематики, да и самих кошаков порядком.

Музей фигня, конечно, просто несколько стендов со старыми открытками и фотографиями.

Но в целом хорошее место, чтобы спрятаться от толп туристов.

В заключение первой прогулки пара кадров с крепостных стен Котора. Можно рассматривать их в качестве анонса. Мы еще поднимемся на эту гору.

И прогуляемся по набережной Котора. Но пока закончу, продолжение в следующем рассказе.

kolllak.livejournal.com

Котор, старый город

Продолжим наш фоторассказ о Которе. Вообще, старый город Котора считается одним из наиболее хорошо сохранившихся в в Адриатике. Он внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня доминирующим архитектурным стилем в городе остается венецианский. Именно влияние Венецианской республики оказалось наиболее мощным в этих краях. Чем может похвастаться Котор?
Например, прекрасно сохранившимися Городскими Крепостными Стенами, которые то и дело перестраивали с 9 по 19 века. Общая длина этих древних стен 4.5 километра, а высота местами достигает двух десятков метров.
Толщина еще более внушительная: 16 метров! Стены достигают крепости Святого Иоанна, расположенной на высоте 260 метров.


В городе также имеются трое ворот: морские (главные), построенные в 16 веке; ворота Гурдича (Южные) над горловиной пещеры; речные (северные), символизирующие победу Котора над турецким адмиралом Хайруддином Барбароссой в 1539-ом году.

В старые времена город был прекрасно защищен.

Так что горожане жили в спокойствии.



Есть тут старинный княжеский дворец (18 век), и дворец рода Грегурина (18 век) и множество других дворцов, которые сегодня выглядят, как обычные старинные домики. Симпатичные, но не дворцы. Не обошлось без собственного Кафедрального Собора. Построен он в честь Святого Трифона в 1166-ом году, но перестроен после землетрясения 1667-го года. Также весьма знаменательна Церковь Святого Луки, появившаяся в 1195-ом году. До 1657-го год она была католической.
Но, в любом случае, главное в старом городе Котора не отдельные исторические здания, а весь комплекс старинных сооружений, сам город в целом, удивительный своими людьми, теми, кто живет в домах, которым по 300-500 лет.

Тут открывают казино. И выглядят они вот так:

А это знаменитая Церковь Святой Марии на реке, построенная в 1221-ом году. Здесь хранятся мощи Блаженной Осанны Которской. 

Местные называют церковь «Блаженной Осанной».

Вечные голуби в вечном же городе 😉


Продолжение следует!

www.mytravelnotes.ru

2. Котор: снова Старый город

Продолжим прогулку по закоулкам Старого города Котора. В этот раз будет меньше церквей, но зато больше котиков, все-таки название города КОТор обязывает.

Так, обещал больше котиков, а начал опять с заведений культа. Однако потерпите, ближе к концу все будет. Но пока начну с церкви св. Луки, тем паче, что она довольна интересна и уникальна не только в масштабах Черногории. Это один из редких примеров, когда в церкви есть два алтаря, в данном случае православный и католический.

Церковь св. Луки была построена в 12-м веке, и до 1657 году она была католической. Во время войны между Османской империей и Венецианской республикой множество православных верующих укрылось в Которе, администрация города позволила беженцам проводить в церкви православные богослужения и обряды. Тогда-то здесь и появилось два алтаря: и православный, и католический. Так продолжалось около 150 лет, пока не началась в Которе французская оккупация. В конце-концов церковь полностью перешла православным.

Довольно скромный с виду однонефный храм объединил в себе черты как романской, так и византийской архитектуры. Ранее церковь имела богатую внутреннюю роспись, но к нашему времени от этих фресок сохранились одни лишь фрагменты на южной стене. В XVII веке в церкви появился алтарь, расписанный основателем Рафаиловической школы живописи известным мастером Дмитрием Даскалом. Пол в храме выполнен из могильных надгробий простых которских горожан, поскольку вплоть до 1930 года внутри церкви велись захоронения. Интересно, что в 1979 г. во время землетрясения, церковь Св. Луки осталось единственным зданием, которое не пострадало.

Немного другой ракурс, с которого виден купол церкви св.Луки. Пожалуй, самая красивая внешне и фотогеничная церковь Котора, неслучайно тут все фоткаются.

Площадь со слегка прозаичным названием Салатная.

Самое ценное задние на площади — это скромный дворец Вракиенов (или Врачиенов). Небольшой, но прекрасно сохранившийся дворец знатной семьи Вракиен в Старом Которе представляет собой памятник архитектуры позднего барокко, но, что самое важное, оригинальное оформление дворца сохранилось не только снаружи — интерьеры здания почти полностью соответствуют второй половине 18-го — началу 19-го веков, демонстрируя приемы внутреннего дизайна помещений, свойственные для богатых дворцов и домов того времени.

Черногорская мода.

Эту часть города туристы не слишком жалуют, поэтому на Салатной площади всегда царит приятная пустота.

Многовековое Венецианское господство дает о себе знать, впрочем, неизвестно еще, кто кого так научил сушить белье.

Гуляя по Котору. не стоит слишком разгоняться, иначе не заметите, как выскочите за пределы города. Вот, я уже вышел за Южные городские ворота. Но, что находится за стенами старого Котора покажу чуть позже, в следующих рассказах, пока вернемся обратно в город.

С этими тремя упырями провел майские праздники в Которе. Хорошие!

Узкий проход к Южным воротам.

Иллюстрация местного менталитета. Надо выкинуть мусор ровно под знаком, что мусорить категорически запрещено.

Я не нашел у себя крупным планом фото колодца на площади Карампана (но есть мелко чуть выше на фото с церковью св. Луки), так что вместо него выложу колонку на Салатной площади.

С колодцем Карампана связана очередная черногорская легенда. Когда-то в Которе проходил великолепный праздник, на который было приглашено множество гостей со всех окрестностей. Забыли пригласить только фею по имени Карампана. Она обиделась на горожан и высушила все колодцы в городе. Вода не ушла только из одного колодца, который и был назван именем волшебницы.

Долгое время это был единственный источник питьевой воды в городе. Колодец всегда был местом встреч жителей города, которые делились здесь последними новостями и сплетнями. Сегодня колодец огорожен резной оградкой, около немного можно отдохнуть и сфотографироваться.

В углу Салатной площади скрывается церковь св. Петра Цетинского. Я долго тупил, почему церковь не обозначена на моей весьма подробной карте, пока не выяснил, что это местные раскольники, что-то типа «филаретовцев» на Украине (в Черногории каноническая церковь подчиняется Сербии).

А это уже начало Скала Санта — лестницы, ведущей к крепости св. Иоанна. Но пока туда забираться не станем.

И, нет, я еще не закончил с Салатной. Дворец Вракиенов, который я показывал выше, засветился у Павича в «Ящике для письменных принадлежностей». В русском переводе он стал особняком Врачей.

— Не говори, где твой дом, — сказала я, надев головку ключа на палец, — мне кажется, я сама найду дорогу к нему, ключ приведет меня прямо к замочной скважине.  Так  оно и получилось. Следуя за вытянутым ключом, я оказалась на небольшой площади. Это была, как выяснилось, Салатная площадь, именно на ней стояло обиталище его  предков — которский особняк Врачей. На нем был номер 299.
— Что значит Врачей? — спросила я его.
— Не знаю.
— Как не знаешь?
— Не знаю. Это по-сербски, а я не знаю сербского.
— Не валяй дурака! — сказала я.
На миг мы задержались под фамильным  гербом.  Над нашими головами два каменных ангела держали ворону на золотой перекладине.
— Настоящая древность, — сказал он мне о доме, — в нем обитают звуки, которым более четырехсот лет.  После Второй мировой войны,  при коммунистах, дом был национализирован. Недавно здешние власти вернули его в собственность нашей  семьи. Я знаю, что  в четырнадцатом  веке  дом принадлежал вдове Миха Врачена,  госпоже  Катене.  Катеной звали и  мою  мать…  Стены  дома  были отделаны  штукатуркой  кирпичного  цвета,  в  нее  была добавлена  дробленая крошка.  Но меня заинтересовало не это.  Я сгорала от нетерпения увидеть дом изнутри. Повернула ключ в замке…

Что было в доме, узнаете из романа Павича.

Те самые два ангела из романа Павича.

Барочный дворец был возведен из кирпича и сверху покрыт штукатуркой красного цвета, дополнительно, по всему фасаду была сделана декоративная имитация карниза. Основные элементы, указывающие на стиль позднего барокко — это оконные рамы и дверные проемы. Над главным входом в здание помещен фамильный герб — два ангела, выполненные с помощью штукатурки, держат выступающий резной щит с рисунком и рыцарским шлемом.

За семь лет, что я не был в Черногории в плане еды тут ничего не изменилось. По-прежнему главное национальное блюдо черногорцев — это… пицца. Такого количества пиццерий нету и в Италии, все-таки на родине пиццы кухня гораздо разнообразнее.

Если честно, то с едой у меня в Которе не сложилось как-то. Единственный запоминающийся вкусный ужин был, когда нам нарезали мяса (пршут) с такой ноги, наложили сыра, оливок и других закусок и все это было съедено под местные Вранац и Ракию.

Среди многочисленных которских дворцов, расположенных на территории Старого города, дворец Гргурина занимает особое место. Помимо того, что он был построен уже в эпоху барокко и поэтому отличается красотой внешнего оформления, здание дворца привлекает к себе многочисленных туристов и своим внутренним содержанием — интересными экспонатами Морского музея.

Здание является типичным примером позднего барокко — симметричный главный фасад, с акцентом на вертикальной оси, на ​​котором доминируют балконы, декорированные окна и главный вход. Для постройки дворца использовался резной камень, привезенный из Корчулы, из него выполнены все кронштейны, балясины, элементы дверей и окон.

В состав Морского музея входит несколько отделов, включающих в себя картины и бронзовые барельефы с изображением исторических событий и персонажей, модели старинных кораблей, коллекцию оружия, одежды и аксессуаров, документы и книги, посвященные истории морского дела, описание процесса обучения будущих моряков и многое другое.

Местами прям средневековье, как в какой-нибудь Сиене или Перудже.

Котор считается самым дождливым городом Черногории. Зимой по отзывам тут почти каждый день дожди. Поэтому из-за влажности штукатурка тут долго не живет. Не знаю, как для жителей, но для нас туристов — это только в плюс, лишний колорит и все такое.

Церковь Святой Марии Речной — одна из самых известных достопримечательностей Старого Котора. Она построена в 13-м веке на месте старого кафедрального собора. Церковь играла значительную роль в жизни средневекового Котора, а позже стала местом хранения мощей почитаемой которской святой — Блаженной Осанны.

Церковь расположена в северо-восточной части городского озера Котора, перед северными городскими воротами. Построена на месте одной старохристианской базилики, от которой рядом с основанием, были обнаружены остатки мебели церкви и купель, которые можно увидеть в ризнице на уровне 1,5 метра ниже существующего пола. Однонефовая основа, разделена на три отсека. Над центральным отсеком поднимается купол круглый внутри и в виде восьмиугольного барабана снаружи. Над западным отсеком свод опирается на массивные ребра прямоугольного сечения.

Мне понравилась «полосатая» кладка стен св. Марии.

В церкви хранятся деревянные распятия из 14-го века, два алтаря из разноцветного мрамора в стиле барокко и несколько картин венецианского происхождения, среди которых Обращение Св.Павла от А. Занкия. Рельеф на саркофаге Блаженной Озаны дело рук Антуна Августинчича.

Церковь в 14 веке была живописной. От фресок сохранились только фрагменты: Христос Пантократор, в куполе несколько стоящих фигур, расположенных на западной стене: Свадьба в Кане на юге, и оставшееся большинство сцен, в основном повествующии о Распятии, в апсиде. По сохранившейся подписи на мече Архангела Гавриила стало известно, что их автором был Манойло, греческий художник, который упоминается в письменных источниках.

Блаженная Осанна Которская родилась в семье православных черногорцев в горах близ города Котор. И её отец, как и дед Алекса Косич и прадед были православными священниками, а её дядя, сделался монахом и под именем Макария стал епископом, главой православной церкви Зеты. Однако почитается она именно католиками. В юности Катарина пасла овец, но в отличие от большинства пастухов молилась, когда оставалась наедине. Она молилась подолгу и однажды рассказала матери, что видела на траве спящего ребёнка, очень красивого, который исчез, когда она к Нему подошла. Мать трезво заявила, что всё это плод её воображения. Больше никому о своих видениях ничего не рассказывала.

Примечательно, что Иисус явился Екатерине в образе младенца, — о подобных видениях часто говорится западными мистиками, начиная с позднего Средневековья, и почти никогда — православными. Более того, когда Екатерина в двенадцать лет нанялась в служанки богатой католичке, чтобы с нею посетить Котор, где был католический женский монастырь, мать не возражала. В этом городе девушка нашла себе и духовника из числа католических священников, убедила его в серьёзности своего стремления к созерцательной жизни и в конце концов была принята в доминиканскую обитель. После семи лет общинной жизни, она стала затворницей при храме, принесла обет терциарки доминиканского ордена, взяв себе имя Осанна в память об Осанне Андреази, недавно умершей.

Осанна Которская считается покровительницей Котора. Она спасала город во время землетрясений, чумы и других бед, но особенно прославилась 9 августа 1539 года, когда турецкий пират Хайр-ад-Дин Барбаросса после захвата им Херцег-Нови попытался овладеть Котором. Она призвала жителей стать на защиту города и после нескольких дней осады турки отступили. Об этом событии сохранилась надпись на латыни на городских воротах.

Бронзовые рельефы со сценами из ее жизни на двустворчатой входной двери изготовлены Васком Липовцем.

Ну, наконец! Несколько которских котиков.

В Которе кроме Музея Котов, в который мы заходили в первой части рассказа, есть и довольно обширный магазин, посвященный кошачьей тематике.

Что понравилось, магазин подкармливает местных котиков.

Хозяин лавки ждет покупателей.

Признаться немного выдохся, пока вспоминал, где же я побывал в Которе два года назад. Поэтому оставлю очередной местный дворец в анонимном статусе.

Но рекомендую его разыскать, тут необычный декор на террасе в виде двух статуй мальчиков и отвернувшегося от туристов льва.

Колокол звонит!

Немного каменной резьбы.

И на этом со Старым городом все, мы подошли к Scala Santa, откуда пойдем штурмовать местную гору, чтобы полюбоваться Котором и заливом с высоты крепости св. Иоанна.

(с) kolllak.livejournal.com

kolllak.livejournal.com

Фото путешествия: Достопримечательности города Котор

«Когда мы приехали в Котор, стояла тихая, безветренная погода. Лодки покачивались над своими перевернутыми отражениями, и казалось, будто моря нет вовсе.»

Милорад Павич

Быть в Черногории и не побывать в Которе, конечно, было бы непростительной ошибкой. Тем более, что расстояние от Будвы до Котора по нашим мерка рукой подать (около 60 км, по времени это 1,5 или 2 часа в зависимости от пробок и выбранной дороги, их целых две). А стоимость билета на автобус — 4 евро. Правда поиск автостанции в Будве еще тот квест, но не такой уж утомительный.

Южные ворота старого города

Ну и что же интересного посмотреть в Которе? Как оказалось — многое. Весь центр старого города обнесенный крепостной стеной сплошная достопримечательность ЮНЕСКО. Да еще ежегодно в городе проходит фестиваль KotorART, в результате чего весь старый Котор заполнен любопытными инсталляциями. Ну об этом позже, сейчас минуточку внимания.


История Котора

Город Котор довольно древний и история его богата событиями. Еще в третьем веке до нашей эры римляне основали тут город Акрувиум, но и до римлян на этом месте жили иллирийцы. Но ничего особенно древнего в Которе не сохранилось (войны/землетрясения), в отличие от Будвы, где хоть есть хоть пара, но античных камней).

После Рима была Византия, а потом Сербия (был тут и внук Чингиз Хана, город взял и даже сжег), далее недолгая независимость, двести лет венецианского владычества, Австрия, недолгое время союз с Российской империей, Наполеоновская Франция и снова Австрия–Сербия–Италия (но уже при Муссолини) – Югославия.

Часовая башня. Площадь оружия
На город повлияло много культур и народов и от того он интересен для любого путешественника. Основное влияние на стиль города оказали, как обычно бывает, венецианцы. Так что не удивляйтесь, если в образе горда вам почудится что-то итальянское.
Площадь под зонтиками

Достопримечательности Котора

В старом городе много всего интересного. Узкие кривые улочки, мощеные камнем, выводят на крохотные площади на которых обязательно встретится собор или дворец какого-то вельможи. 

Впрочем, если на церкви внимания вы точно обратите, то дворцы скорее-всего останутся незамеченными. Слишком они похожи на остальные дома в городе. Здесь просто физически нет места для величественности.
Крыши Котора, купола храма святого Николая
Вот на фото дворец Пима на мучной площади. Если бы не старинный портал и табличка на фасаде, дворец одного из самых влиятельнейших родов города слился бы с окружающим ландшафтом.
Дворец Пима

Что же до церквей Котора, то они, конечно, более выразительны. Главным религиозным сооружением является собор святого Трифона, неплохо смотрятся, и православный храм святого Николая, и церковь святой Марии на реке и святого Луки.

Собор святого Трифона
Церковь Святого Луки
Церковь Святого Михаила
Вообще каждое строение в Которе на своем месте, все вместе они составляют единый ансамбль, как выражаются архитекторы. Так и должен выглядеть приятный для жизни древний город.
Для пешехода места достаточно
Типичного безликого средневековья в городе впрочем тоже хватает. Котор все еще окружен крепостными стенами, воротами и даже маленьким рвом. Средневековый антураж дополняют современные художники.
Ведьмы над южными воротами

Фестиваль в Которе

Ежегодно (в августе) в городе Которе проходит фестиваль современного искусства. На фото в блоге вы наверняка уже заметили его «следы». И невидимые ведьмы на метлах, и зонтики на площади, и носки не иначе великана на веревке, и еще много более мелких и забавных инсталляций — все это оживляет средневековый антураж. Так что — заезжайте в Котор в начале августа, будет жарко в обоих смыслах.

Церковь святой Марии на реке и немного современного искусства.

Есть еще одна, с позволения сказать достопримечательность в Которе, о которой нельзя не упомянуть. Это лестница. Посмотрите на фото ниже, видите лестницу идущую в горы? Она ведет к крепости Святого Иоанна или Джованни, если на итальянский манер. Посередине лестницы находится часовня Спасения Богородицы. Так вот, эта крепость находится на высоте почти 300 метров (280 если точнее), чтобы подняться туда, нужно потратить около часа.

Церковь Святого Николая. Выше — часовня Спасения Богородицы

Я не поднимался. Поначалу я еще раздумывал: полдень, около +40 градусов, тени нет, 1426 ступеней… Но когда в начале лестницы с меня потребовали 5 евро за подъем, я окончательно решил, что не хочу смотреть на Боко-Которскую бухту такой ценой и решил полюбоваться бухтой с уровня моря. О чем и будет следующая заметка: Окрестности Боки-Которской.

Так живут которцы: в тесноте, да с зеленью

Что, кстати, и вам советую. Но если вы уж очень захотите подняться, делайте это рано утром или поздно вечером, а лучше ночью. Днем вы не только устанете от крутого подъема, но и фотографии Котора и бухты у вас будут сугубо типичные. Кстати, ночью лестница подсвечивается, как и положено.

Бока-Которская бухта
Идем дальше по Бока-Которскому заливу:

www.travelphoto.org.ua

Котор, Черногория — все о городе с фото и видео

Видео: Котор

Основные моменты

Старый город Котора

Здесь регулярно случаются землетрясения, последний раз Котор был частично разрушен в 1970-е годы, однако сохранился средневековый центр города: здесь не менее шести церквей романского стиля, датируемых XII-XIII веками, много чудесных старинных особняков, от дворцов до небольших частных домов, расположенных в лабиринте узких мощеных улочек и площадей. Котор и его окрестности более 400 лет принадлежали Венецианской республике, и влияние венецианской архитектуры ощутимо в облике города.

Городские стены Котора, отдельные участки которых датированы IX веком, — один из лучших примеров фортификационного искусства в Европе. Высота стен доходит до 20 м, ширина местами превышает 10 м, периметр составляет 5 км, причем, охватывая город, стены поднимаются на вершину обрывистого утеса к крепости Св. Иоанна, откуда можно полюбоваться потрясающими видами на город и залив.

За могучими стенам шумят рынок, где торгуют овощами и рыбой, и гавань. Этот средневековый город похож на лабиринт, в котором, однако, невозможно потеряться из-за его небольших размеров — просто чуть-чуть поблуждаете. Улицы по большей части остаются неназванными, хотя к некоторым из них приклеились неофициальные имена. Например, одна из них называется «Дай пройти» — название говорит само за себя. Неправильной формы городские площади известны под именами, отражающими их былое предназначение: Мучная площадь, Молочная площадь, Деревянная площадь и так далее. Повсюду снуют кошки, а их абсолютным монархом является Мичун («Большой»). Его можно увидеть ходящим туда-сюда у собора Св. Трифона. Не пытайтесь заговаривать с ним: как и все часовые, он вас проигнорирует.

Котор объявлен ЮНЕСКО объектом мирового культурного наследия.

Которский заливРынок

Развлечения и отдых

В Которе и его окрестностях созданы все условия для экстремального и активного отдыха. Это и скалолазание, и дайвинг и пешие прогулки по горной местности. Над городом, на высоте 550 метров, возвышается горный массив Врмац, который очень удобен в качестве стартовой площадки для парапланеристов.

Которский залив пользуется большой популярностью как у дайверов-профессионалов, так и у новичков.

Горный массив ВрмацПо горам на велосипедах

Ежегодно лето в Которе проходят фестивали и празднества, например «Которский международный летний карнавал». Это одно из самых посещаемых событий в Черногории.

Фестиваль KotorART менее знаменит, но также представляет интерес. А специально для детей проводится Фестиваль детского театра.

В Старом городе Котора расположились множество кафешек, рыбных и мясных ресторанов, а также магазинов. В четырехзвездочном отеле Cattaro работают ночной клуб MAXIMUS и казино.

История Котора

Особый характер Котора обусловлен его историей. Город всегда был местом пересечения и смешения стилей, западноевропейского и византийского. Это отразилось даже в характере камня, из которого сложен Котор, — с его многообразием текстур и палитры цветов и прожилок. И Йован Мартинович чувствует: «Это камень говорит с вами; коснитесь его, проведите рукой по его истории». С таким же интуитивным благоговением иногда относятся к валунам, которые высятся на холмах Уэльса, или к крошащимся кирпичам красивых старых домов Амстердама.

Стены старого городаПлощадь

Нет числа преданиям о том, как появился Котор: например, существует романтическая история о нимфе Алкими (Алкимеде), матери Ясона, искавшего золотое руно, которая привела безвестного основателя города на равнину, где было изобилие пресной воды. О ней здесь вспоминают каждый месяц, когда высоко над скалами, над природным каменным «мостом» поднимается новая луна, похожая на висящий гамак. Местные жители тогда говорят: «Смотри, это Алкими из своей золотой лодки любуется прекрасным Котором».

Крошечный остров у побережья Пераст в Которской бухте

Как бы то ни было, в византийские времена здесь уже существовало поселение под названием «Декадерон». В Средневековье город приняли под свою власть славянские правители Зеты и Рашки, у которых были здесь резиденции. В то время он пользовался значительной автономией, ас 1391 по 1420 г. Котор (с прилегающими землями) был независимым городом-республикой, с выборным князем, сенатом и советами горожан и даже чеканил собственную монету. Поскольку турецкая угроза никогда не ослабевала, Котор перешел под покровительство Венеции. В общем и целом новые правители и оккупанты появлялись здесь 14 раз (отметим и британскую оккупацию 1813 г., в период Наполеоновских войн). Однако, как утверждают которцы, их город ни разу не был взят силой оружия: «21 ноября 1944 г. немцы просто ушли отсюда». Зато город пострадал от трех крупных землетрясений — в 1563, 1667 и 1979 гг., а в 1572 г. здесь была вспышка чумы.

Часовня Богоматери Спасительницы

Достопримечательности Котора

Котор имеет форму треугольника, и у него трое ворот. Главные, около набережной, выстроены в стиле эпохи Возрождения (XVI в.); северные, с подвесным мостом черед бурную речушку Шкурда, были построены в 1540 г., в ознаменование победы над Хайр-ад-дином Барбароссой, который, имея флот в 200 кораблей и 60 000 человек, безуспешно осаждал Котор.

Третьи, южные ворота, были хитроумно сооружены из трех частей; один из их элементов — подъемный мост, под которым во время прилива, благодаря ручью Грудичу, образуется солоноватый пруд. Эти ворота имели большое значение, поскольку открывали проход к возвышенностям Черногории и внутренним районам страны.

Старый город, как и прежде, окружен стенами. Их протяженность составляет 4,5 км, и они вдвое длиннее стен Дубровника; они живописно поднимаются вплоть до гребня скалистых холмов, высящихся за темной городской застройкой и гаванью. Первые укрепления были воздвигнуты здесь еще в византийские времена, но при венецианцах их значительно усилили, и Котор стал одним из наиболее укрепленных городов Адриатики.

Крепость св. Ивана

Чтобы окинуть взглядом все стены, выйдите из старого города через северные ворота, оставьте реку Шкурда слева и поднимайтесь на холмы в восточном направлении, от церкви св. Марии. Отсюда вы подниметесь, в сопровождении бабочек, по петляющей тропе с несколькими лестничными пролетами, вырубленными в скалах (может показаться, что 1350 ступенек — очень много, но вы будете останавливаться на каждом повороте, чтобы осмотреть окрестности). Поднявшись на высшую точку — 260 м, — вы окажетесь в крепости св. Ивана, где теперь царит тишина. На полпути к смотровой площадке вы пройдете часовню Богоматери Спасительницы (Gospe od Zdravlja) XVI в., которую построили которцы, спасшиеся от эпидемии чумы. Скорее всего, она будет заперта, но через дверь можно всмотреться в ее темный интерьер. Когда вы поднимитесь в крепость, красивых видов и впечатлений будет в изобилии: на западе, далеко внизу, вы увидите ряды красных крыш; доносится едва слышный шум маленького порта и гул его рынка. На восток круто обрывается ущелье, в котором дремлют столетия; среди диких цикламенов лениво вьются пчелы, а откуда-то снизу, из-под скалы, доносится довольное попискивание невидимых отсюда цыплят.

На всю прогулку отведите как минимум полтора часа и захватите с собой напитки.

Вид на Котор
Старый Котор

Сразу же за главными воротами находится Оружейная площадь — крупнейшая в городе; по ее периметру расположились несколько кафе. Слева находится недостроенный княжеский дворец эпохи Ренессанса, а рядом с ним, в дальнем северном углу площади, — один из старейших в Югославии театров; он был построен французами в 1810 г., а сейчас является частью отеля «Каттаро». Напротив ворот стоит средневековый позорный столб, а за ним — часовая башня, построенная в начале XVII в.; часы были встроены в нее в 1810 г. Наискосок от нее, в восточной части, стоит отель «Вардар» и размещается почта. Узкая улочка, идущая на юг от главных ворот, проходит между двумя особняками: слева — «Бизанти» (XVII в.), а напротив — «Безуча» (XVIII в.); дальше находится небольшая площадь, доминантой которой является ренессансный дворец Пима, с длинной барочной балюстрадой.

Узкие улицы старого городаСтоянка автобусов

Отсюда начинается еще одна узкая улица, которая подводит к площади перед собором св. Трифона — это самая известная достопримечательность Котора. Он был освящен в 1166 г., за пять с половиной столетий до лондонского собора Св. Петра, за три века до открытия Америки и за 254 года до того, как в Которе обосновались венецианцы. Во время раскопок 1987 г. было доказано, что ранее на его месте стояла церковь. Ее круглый зал сейчас стал частью ризницы собора, а часть строения выходит на улицы между собором и домом епископа (XIV в.) — во дворе этого дома капитан Мартинович в детстве воровал апельсины. Эта древняя церковь датируется IX в., тогда же возникла и гильдия моряков залива Бока Которска (Bokeska mornarica), профессиональное объединение взаимопомощи, до сих пор хранящее свои древние традиции, свои песни и свой вариант хоровода коло. На первой неделе февраля, во время церемонии в память о мученичестве св. Трифона, вы можете увидеть все это воочию, когда гильдейцы наденут парадные костюмы. Или же вы можете купить диск с их живой, ритмичной музыкой (Bokeljski mornari). Дешевле всего покупать в киоске у главных ворот.

Собор св. Трифона
Собор Святого Трифона

Несмотря на то что собор св. Трифона за несколько веков не раз перестраивали, он остается выдающимся памятником романской архитектуры. После того как его западный фасад обрушился во время катастрофического землетрясения 1667 г., колокольни, заново выстроенные из теплого камня из Корчулы, придали сооружению барочный оттенок. Они соединяются широкой аркой с балюстрадой, проходящей над входом в храм, с его характерным окном-розой. Справа от главного входа — надгробие Андреа Сарацениса, который построил ранее стоявшую здесь церковь, и его жены Марии (с надписями IX в.). Но главным элементом величественного интерьера храма является киворий его высокого алтаря — шедевр романской архитектуры. Трехрядную восьмиугольную конструкцию, увенчанную фигурой ангела, поддерживают четыре колонны, сделанные из красного мрамора Каменари. На каждом из рядов вырезаны сцены из жизни св. Трифона. В алтарной части и на сводах нефа недавно были обнаружены следы фресок. Уже доказано, что они были написаны в XIV в., однако неясно, были ли создавшие их художники, в работе которых ощутимо византийское влияние, сербами или греками. Когда-то фресками были покрыты все стены храма.

Барельеф XVI века на южных воротах Котора. Изображены Мадонна с младенцем, по бокам 2 святых: св. Трифон и св. Бернард.

Мощи св. Трифона были привезены сюда из Константинополя в IX в. Сейчас они хранятся в часовне-реликварии XIV в., с фризом из белого каррарского мрамора; это исключительно тонкая работа венецианского скульптора XVIII в. Франческо Кабьянки — видны даже гвозди на подковах коней. (Другой пример его творчества — многоцветный барочный алтарь — можно увидеть во францисканской церкви св. Клары, которая стоит западнее.) Но больше всего впечатляет большое деревянное распятие с образом Христа, который не так просто забыть; кроме того, оно мистифицирует: его происхождение — очередная загадка.

Как утверждают предания, св. Трифон был пастухом гусей во Фригии и еще мальчиком принял мученическую смерть за то, что отказался принести жертвы статуе римского императора. В Великобритании он считается небесным покровителем садовников.

Другие места Старого Котора

Неподалеку можно заметить построенный в XVI в. дворец Драго, с его характерными готическими деталями окон; раньше на этом месте стоял частный дом XII в., который во время землетрясения 1667 г. был уничтожен обрушившимся фасадом собора. Дальше стоит барочный дворец Гргурина, в котором размещается Морской музей (082 325646; [email protected]; часы работы: июль—сентябрь, пн—сб— 08:00-13:00, 18:00-23:00, воскресенье — 09:00-13:00; в октябре-июле закрывается в 17:00—18:00). Экспозиция здесь богаче, чем в морском музее Пераста; она служит напоминанием о том, насколько неразрывно связаны города залива с морем, и повествует о морском братстве, которое существует с IX в. по наши дни. В XVIII в. по морям мира ходило более 400 кораблей из Которского залива, и еше 300 судов бороздили близлежащие воды. Здесь есть великолепная коллекция живописи, посвященной великим морским сражениям, карты, оружие, мебель и костюмы, а также очень любопытные предметы морского обихода. В Которе существует целый ряд местных деталей национального костюма: например, как это ни странно, черная вуаль у невест. Озадачивает также целая батарея раскрашенных бутылок с надписями-посвящениями: «помни меня» или «моей любимой»; все это заставляет гадать, призваны ли были эти бутылки заменить отсутствие фотографии, служили ли они плавучими талисманами или подарками на память, или же их бросали в море, теряя всякую надежду? Безусловно, кто-то здесь знает ответ.

Дворец ДрагоЦерковь святого Луки в Которе Церковь Святой Марии

Но список достопримечательностей на этом не заканчивается. На извилистых, вымощенных розовым камнем улицах города многие здания сейчас реставрируются. Не пропустите прекрасную церковь св. Луки, построенную в 1195 г., — она обращена фасадом к муниципалитету. Строилась она как католический храм, но затем, в 1657 г., была передана православной церкви, и сейчас ее используют обе конфессии.

Около северных ворот находится ресторан «Бастион»; отсюда же отходит улица, ведущая на холмы возле города, и здесь же стоит церковь св. Марии. Розовый и белый камень церкви — наследие XIV в., однако это еще один пример храма, выстроенного на месте более древней церкви (как утверждают, раньше здесь стоял первый епископальный храм Котора). В течение последнего десятилетия здесь были найдены остатки баптистерия VI в., времен византийского императора Юстиниана. (С раннего Средневековья св. Мария считалась заступницей, и в большинстве средневековых городов можно видеть посвященные ей храмы.) Здесь было обнаружено несколько фресок XVII в., с сербско-византийским влиянием, а также распятие, которое в 1980-х гг. отреставрировали. В 1984 г., во время его извлечения, были найдены три монеты, датированные, как полагают, 1374 г. Происхождение распятия остается предметом споров, однако утверждают, что работа характерна для Австрии и крест весьма Напоминает распятия, которые можно видеть в Венеции, Триесте и Сплите. Самые тонкие из деталей этой скульптуры тщательно проработаны, как и детали лошадиных копыт, вырезанные Кабьянка: мука на лице Христа и поджатые пальцы ног заметны с любого ракурса. В 1940 г. Ребекка Уэст написала об этом распятии:

Прибрежная зона на окраине города

«…распятие со страдающим Христом, с настоящим терновым венцом и человеческими волосами, один ученый монах семнадцатого столетия — должно быть, великий лжец, — приписывал Микеланджело…»

В прошлом столетии эта церковь была посвящена Берте Хосанне, монахине (в святцах Сербской православной церкви их не так много), — она была канонизирована 75 лет назад за участие в борьбе против пирата Барбароссы (в XVI в.). Сцены из ее жизни вырезаны на барельефе над большими дверями храма, а внутри установлен саркофаг монахини.

Спецпредложения на отели

Booking.com

Передвижение по Котору

За городскими воротами Котора передвижение любых транспортных средств запрещено. Помните это, когда будете планировать заезд в отель, доставку багажа или поездки. Около залива, напротив главных, западных ворот, имеется безопасная и недорогая автостоянка; еще одна есть у северного входа, на другом берегу речушки Шкурды. Внимание: когда мраморные мостовые намокают, на них очень скользко.

Такси, государственные и частные, всегда готовы подвести своих пассажиров до места назначения. С частником всегда можно поторговаться.

По побережью курсируют маршрутки.

Во время туристического сезона в бухту всегда приходят большие красивые круизные лайнеры.

Круизный лайнер в бухте КотораКотор ночью

Как добраться

В 5 км от города расположен международный аэропорт Тиват. Отсюда каждый день совершаются рейсы в крупнейшие европейские города. В сезон количество рейсов резко увеличивается.

Оружейная площадь

В Котор ежедневно отправляется по несколько автобусов из Подгорицы, Будвы, Херцега-Нови, Тивата. Поездка из Подгорицы займет около двух часов (6 евро), из Будвы — около часа, а из Тивата — примерно 45 минут. Движение автобусов зависит от дорожной ситуации, которая на побережье в курортный сезон может быть очень непростой. Прямого сообщения с Цетинье (через Лестницу Каттаро и Негуши) на данный момент нет. Чтобы попасть в Котор из Цетинье, придется ехать через Будву.

Автостанция (082 325809) расположена в восточной, горной части города, откуда расходятся дороги на Тиват и Будву, недалеко от главных ворот; до старого города отсюда пять минут ходьбы.

Календарь низких цен на авиабилеты

wikiway.com

Города Черногории. Котор. — Алексей Коимшиди


Что-то я тут покопался и обнаружил, что у меня в журнале, большая часть которого посвящена Черногории, очень мало информации о Которе. Между тем, по красоте и количеству исторических памятников это, наверное, самый выдающийся город Боки Которской и Черногории вообще, опоясанный мощными крепостными стенами толщиной, местами доходящей до 10 метров, уходящими, буквально карабкающимися вверх по наклонной скале подножия Ловчена, соединяющими его с верхней крепостью Сан Джованни. Город этот по праву считается одной из жемчужин Адриатики.

Котор богат своей историей. Его корни уходят в глубокую древность, когда здесь жили иллирийские племена, позже завоеванные Римом. Впервые в исторических источниках он упоминается в I веке. Потом город принадлежал Византии, его несколько раз разоряли варвары, потом было сербское, потом самостоятельное правление. Наконец, под угрозой турецкого завоевания Котор обращается к Венеции с просьбой принять под свое покровительство и с 1420 года по самый конец Венецианской республики в 1797 году город принадлежит ей. Именно на этот период приходится расцвет Котора, строятся его основные архитектурные памятники. С концом Венецианской республики во время Наполеоновских воин власть здесь тоже принадлежит попеременно то Австрии, то Франции, то России, а после Венского конгресса 1815 года здесь устанавливается австро-венгерское правление, просуществовавшее до конца Первой мировой войны в 1918 году, когда Котор вошел в состав Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев — будущей Югославии.


Как я уже говорил, город окружен мощной крепостной стеной. На фото мы видим северную часть стены возле реки Шкудра. На переднем плане бастион Кампана, что на далматинском языке означает «колокол», он и правда на него похож. На этом языке говорили жители Боки Которской до вступления в состав Югославии, этакий романизированный славянский язык, ныне вымерший практически полностью, сохранившийся в редких отдельных словах и в топонимах, например та же «Бока» — бухта.

2

В город ведет трое ворот: Морские, Речные и Гурдича. Главные ворота — Морские, построенные в XVI веке. Над ними мы видим дату освобождения Котора от фашистов, социалистический герб и изречение Тито. Конечно, освобождение города — величайшее событие в истории, но можно было посвятить ему отдельный монумент, а не поправлять венецианский архитектурный памятник.

3

С другой стороны, после землетрясения 1979 года, практически весь город был разрушен и буквально собран заново по камешкам. Так что — материал оригинальный, а сборка вторичная.


В арке ворот с правой стороны мы видим готическое изображение Богородицы, по бокам от нее стоят Св. Трифон (небесный покровитель города и Св. Бернард.

4

Пройдя через центральные ворота мы оказываемся на главной площади Котора, которая также называется Оружейной. Прямо перед нами часовая башня начала XVII века. Когда-то она стояла одинокая, а сейчас с двух сторон к ней примыкают здания. Конструкция башни не была очень надежной, и после сильного землетрясения 1667 года, она на 20 сам наклонилась в сторону моря. Наклон этот был хорошо заметен, его неоднократно пытались ликвидировать, но безуспешно. Это было исправлено только при реставрации города после разрушительного землетрясения 1979 года. Перед башней Позорный столб, куда в Средние века привязывали преступников.

5


Центральная Оружейная площадь. Прямо по курсу правее — Арсенал. Он не является особо выдающимся архитектурным памятником Котора, но именно он дал название площади. Место для Арсенала выбрано не случайно, он находится рядом с мощным оборонительным бастионом Кампана, который находится за ним. На Оружейной площади собиралось народное ополчение в случае, если городу грозила опасность. В 19 веке Арсенал утратил свое значение, здесь открыли пекарню и столовую для солдат австрийского гарнизона. Левее от него Наполеоновский театр. Непродолжительное французское присутствие оставило и свой след в архитектуре Котора. В углу Оружейной площади расположен Наполеоновский театр. Здание было построено еще в 18 веке, французы его реконструировали в 1810 году, открыв здесь театр. После ухода французов театр закрыли, в его здании располагалась городская Ратуша. Сейчас здесь расположен отель. К бывшему театру примыкает так называемый княжеский дворец. Здесь находилась резиденция венецианских наместников Котора. несмотря на свое громкое название, здание более чем скромное. С приходом австрийцев жилье наместников Котора было переоборудовано в казармы. Здание бывшего княжеского дворца очень странное, вытянутой формы — длиной около 60 м при ширине всего 6 м. Из-за этого оно постоянно разрушалось при землетрясениях.

6


К Княжескому дворцу примыкает Сторожевая башня. Построена в 18 веке как военная постройка с характерным для такого тип архитектуры отсутствием каких-либо украшений. Там находилась штаб-квартира городской стражи.

7


Дворец знаменитой семьи Бизанти, известной в Которе с 11 века, находится на углу Оружейной площади. Среди членов семьи Бизанти было множество мореплавателей, писателей и священников, в 16 веке существовала целая династия епископов Бизанти, управлявших местной церковью. Дворец был построен еще в 14 веке, а в 17 была проведена его масштабная реконструкция. После землетрясения 1667 года, разрушившего город, дворец восстановил Никола Бизанти, которский судья. В то же время дворец начал расширяться на юг и поглотил, стоявшую на его месте маленькую церковь Святого Николы. Одно время после того разрушительного землетрясения во дворце располагалась резиденция наместника, так как Княжеский дворец был разрушен.

8


Через маленькую улочку от дворца Бизанти находится дворец Бескуча. Вход во дворец украшает барельеф с гербом семьи Бизанти. Бескуча — род из соседнего с Котором села Прчань, который разбогател в 18 веке за счет морской торговли и вошел в число местной аристократии, он также владел дворцом в Прчане, имел недвижимость в Венеции и Константинополе. Само здание было построено в конце 18 века, а портал ему достался от руин предыдущего здания, принадлежавшего роду Бизанти. Один из красивейших барельефов в Которе. С родом Бескуча связана одна легенда, касающаяся графа Йожо Бескуча, которую обычно рассказывают туристам. Куча по-сербски означает дом, Бескуча соответственно Бездомный. Так вот, граф якобы сильно стеснялся своей фамилии, что хотел построить еще 99 домов и переименоваться в Стокуча. Было ли так на самом деле или это просто фантазии, мы не знаем, в 19 веке род Бескуча прекратился, его дом отошел в собственность муниципалитета Котора, там располагался городской суд и его архивы.

9


Дворец Пима — одно из самых красивых зданий старого города Котора. Дворец построен в 17 веке после разрушительного землетрясения 1667 года. Пима- знатная которская фамилия, среди представителей этого рода были поэты, юристы. Нижняя терраса построена в стиле ренессанс, а окна и балкон в стиле барокко. Верхний балкон — самая ценная деталь экстерьера, он крепится на 12 каменных опорах из корчульского камня, украшенного резным орнаментом, а чугунные перила — это искусная работа которских кузнецов. Герб семьи Пима над главным входом держат два парящих ангела. В 20-м веке было надстроено еще 2 этажа, которые были демонтированы во время восстановительных работ после землетрясения 1979 года.

10

11


Площадь Святого Трифона с одноименным собором.  Собор Святого Трифона — главный кафедральный католический собор Черногории. Первую церковь здесь была заложена в 809 году. В 12 веке церковь пострадала от пожара, жители города решили восстановить ее, но уже в более величественном виде. Официальной датой постройки собора считается 1166 год. Собор многократно перестраивался после многочисленных землетрясений, в 1667 году, во время самого разрушительного из них упали обе колокольни. Средств на восстановление не хватало, восстанавливали их не сразу, потому башни заметно отличаются друг от друга.

12


Рядом с собором мы видим еще один дворец — дворец Драго, самый древний в Которе постройки еще 12 века! Он многократно перестраивался опять же из-за землетрясений, что можно понять по его различным элементам.

13


А еще на этой площади находится уникальный средневековый архив города Котора, где собраны судебные и нотариальные документы за многовековую историю города.

14


Музейная площадь. Навес ресторана несколько портит вид средневековой архитектуры.

15


На музейной площади находится дворец Гргурина.  Самый известный представитель этого рода, который прибыл в Котор в 17 веке из Истрии, был епископ Марко Антоний Гргурин. Он был посредником на переговорах митрополита Черногории Петра 1 Негоша и наполеоновским маршалом Мармоном в 1813 году. В завещании Марко передал дворец жителям Котора, и сейчас там располагается Морской музей Черногории.

16


Красивое здание уже начала XX века на площади Св. Луки.

17


Большой православный собор Святого Николы — одно из самых поздних строений в Старом городе Котора, построено уже в 20-м веке. Строительство началось в 1902 году и закончилось в 1909 на месте старой церкви, пострадавшей от пожара в 19-м веке.

18


Город Котор также знаменит наряду с собором Святого Трифона этой маленькой церковью Святого Луки постройки 12 века. Храм примечателен тем, что изначально принадлежал католикам. В 17 веке, спасаясь от турецкого нашествия, в Которе появились православные жители долины Грбаль, им было дозволено проводить православные службы в этой церкви, для чего был построен второй алтарь. Службы по двум обрядам проводились 150 лет, после чего церковь полностью отошла к православным. Церковь Св. Луки — одно из немногих зданий в Которе, не пострадавших от землетрясения 1979 года. Правее от церкви также интересной здание — дворец Ломбардичей постройки середины 18 века. В этом здании в 1804-1806 годах располагалось Российское консульство. В нм часто бывали черногорские митрополиты Негоши — и Петр 1, и Петр 2, так как владельцы дома священник Илья Ломбардич и впоследствии капитан Томо Липовач, мэр Котора были их добрыми друзьями.

19


Котор многократно перестраивался. Некоторых его строений давно уже не существует. От некоторых остались фрагменты стен, как, например, вот эта стена с готическими окнами, составляющая сейчас арку в проходе между домами.

20


Площадь у Речных ворот.

21


Еще одна старая которская церковь — церковь Святой Марии речной, расположенная на уютной площади у Речных ворот. Церковь построена в 13 веке на месте, где до этого размещалась раннехристианская византийская базилика, датируемая 6 веком. Колокольня была пристроена значительно позже, в 18-м веке. В храме хранятся мощи Святой Осанны Которской — еще одной небесной покровительницы Котора.

22


Речные ворота расположены в стене Старого города и выводят к реке Шкудра. Ворота построены в 16 веке в память победы над огромным турецким войском Хайретдина Барбароссы.

23

24

25


От Речных ворот я люблю ходить по тихой задней улочке по «окраинам» Старого Котора к противоположным воротам Гурдич. Улочка эта почти вплотную примыкает к горе, местами между ней и горой только один ряд домов, а некоторые начинают уже карабкаться наверх. С этой же улочки есть несколько выходов к крепости Сан Джованни, о которой я сделаю отдельный пост.
Еще одна арка- фрагмент старого, более несуществующего строения.
26

27


Прямо — на крепость, а нам — направо.

28


Церковь Святого Петра Цетиньского. Церковь очень необычной архитектуры, больше напоминает жилой дом с колокольней на крыше. Это была старая католическая церковь, переданная православным в 1920-м году.

29

30


Мрачное большое здание австрийской тюрьмы 19 века.

31


Здание музыкальной школы также середины 19 века.

32


Люблю я эту улицу. Она малолюдна и слегка мрачна, на ней лучше всего чувствуешь атмосферу средневекового города!

33

34


На этой же улице уже ближе к городским воротам Гурдич мы видим церковь Святого Павла, перестроенную в 16 веке из старой романской церкви 13 века, следы этой перестройки можно видеть на фасаде. Церковь эта выполняла свои религиозные функции до 19 века, когда наполеоновские власти переделали ее под казармы, а пришедшие после австрийцы — в тюрьму. После постройки большой тюрьмы, которую мы видели только что, это здание выполняло функции женской тюрьмы, причем женской тюрьмой это здание было вплоть до 1948 года. Сейчас в церкви ведутся вялотекущие восстановительные работы.

35


Площадь возле ворот Гурдича. Слегка необычный вид на колокольни собора Святого Трифона.

36


Руины здания церкви, относящейся к Францисканскому монастырю 18 века.

37


Южные ворота в Старый Котор или ворота Гурдич — единственные в Которе, которые оснащены подъемным мостом через горловину пещеры речки Гурдич. В зимние дождливые дни поток с силой вырывается из пещеры. А в летнее время, видимо, пересыхает источник реки, и пещеру заполняет соленая морская вода.

38

39


Крепостные стены, поднимающиеся наверх к крепости Сан Джованни. Мышь не  проскочит!

40


Если от ворот Гурдича вернуться к центральным Морским воротам, то мы пройдем через рынок, расположенный вне городских стен. Как рассказывают легенды, которане были столь горды своим городам, что чужеземцам не разрешалось войти в него, потому вся торговля происходила вне стен города, здесь, где находился рынок, он функционирует тут и по сей день уже много веков.

41


И вот такой красивый барельеф венецианского льва на внешней стороне крепостной стены Котора.

42


Дальше я вернулся в город и пошел забираться на крепость Сан Джованни или в славянском варианте Свети Иван, о которой будет мой следующий пост. Не пропустите!

Пока все.

kromni.livejournal.com

Котор: Старый город | maktur

Старый Котор это возможность погрузиться в одну из прошедших эпох.
Здесь красивые средневековые улочки, огромное количество церквей, крепостная стена, говорят, вторая в мире по величине после Великой китайской. Длина стен составляет 4.5 километра, высота достигает 20 метров, а толщина — 16 метров.
Город сохранился почти таким же, каким был несколько столетий назад.
Он помнит еще римлян, бывал и небольшим городом-государством, на короткий срок становился республикой. Котор не раз сгорал дотла и восставал из пепла. Здесь правили греки, римляне, византийцы, болгары, сербы, черногорцы, его не обошли наполеоновские войны, Первая и Вторая мировая война.
Но большой вклад в развитие Котора внесли итальянцы во времена, когда город считался частью Венеции (а это почти 400 лет), он становится таким, как мы его видим сейчас.
В свое время Котор считался крупнейшим центром торговли и мореплавания, благодаря своему расположению в Боко-Которской бухте.

В 2000 году бухта была включена в перечень двадцати пяти красивейших заливов мира.
Городские стены


Вход в старый город

Главная площадь

Ратуша с часами

Улочки, видевшие не одно столетие



Дворец рода Грегурина — XVIII век. В наши дни в здании расположен Морской музей Черногории.

Церковь Святого Луки (1195 год), здесь два алтаря — католический и православный.

Сербский православный храм Святого Николы


Символ города — собор Святого Трифона.

Говорят, что когда-то купцы везли продавать мощи Святого Трифона в Венецию. Жуткий шторм заставил их спрятаться в уютной Боко-Которской бухте. Шторм длился несколько дней и жители увидели в этом знак: Святой Трифон хочет остаться в городе. За ночь они собрали необходимую сумму, выкупили мощи и построили для них вот этот собор (1166 год):

Церковь Святой Марии на Реке расположена рядом с речными воротами. Второе ее название — Церковь Блаженной Осанны Которской.
Церковь была построена в 1221 году на месте древней христианской базилики.

Внутри нее хранятся мощи святой Осанны Которской — католической монахини, которая родилась недалеко от Котора в конце XV века. Осанну Которскую считают покровительницей Котора и приписывают ей спасение города во время землетрясений и чумы.
Но особенно она прославилась в августе 1539 года, когда турецкий пират после захвата им Херцег-Нови попытался овладеть Котором. Осанна подняла жителей на защиту города и после нескольких дней осады турки отступили.


Ворота Гурдича (Южные) — отделены от дороги подъемным мостом над горловиной пещеры.


Старый Котор, это не город-музей, а обычный город, где с его основания живут горожане. И, наверно, всегда с нетерпением ждут вечера, когда можно отдохнуть от туристов.
Так же думает и кот, забравшись повыше.



И отсюда вы непременно увезете сувенир.


Магнитики 2,50 евро с очаровательными котиками.

А еще из старого города можно подняться на вершину годы, осмотреть крепостные стены и насладиться видами Боко-Которской бухты.
Карта маршрутов

Вот на самую вершину мы и хотим взобраться.

Восхождение запланировали на следующий день.
Подпишитесь, чтобы не пропустить новый пост.
Котор — основные достопримечательности, фото и пляжи. Черногория
Крепость святого Иоанна
Котор с высоты птичьего полета (поход в горы)

ourvoyage.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *