Фото босха иеронима – Иероним Босх – биография и картины художника в жанре Северное Возрождение – Art Challenge

Содержание

Босх, Иероним — Википедия

Иерони́м Босх
нидерл. Jheronimus Bosch

Портрет Босха. Карандаш, сангина, 41×28 см. Муниципальная библиотека. Аррас.
Имя при рождении Ерун Антонисон ван Акен
Дата рождения около 1450 года
Место рождения Хертогенбос, Бургундские Нидерланды
Дата смерти 9 августа 1516(1516-08-09)
Место смерти Хертогенбос, Габсбургские Нидерланды
Подданство Бургундские Нидерланды и Габсбургские Нидерланды
Стиль Северное Возрождение
Подпись
 Работы на Викискладе

ru.wikipedia.org

Картины Босха. 5 шедевров самого загадочного художника

Иероним Босх – самый загадочный художник всех времён и народов. Его картины пытаются расшифровать до сих пор. Но к их полной разгадке мы не приблизимся.

Потому что Босх говорил на нескольких языках. На языке религиозной символики. На языке алхимиков. А ещё голландских пословиц. И даже астрологии.

Сложно не запутаться. Но благодаря этому интерес к Босху никогда за иссякнет. Вот лишь несколько его шедевров, которые так пленяют своей загадочностью.

1. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид. Wikimedia.commons.org

“Сад земных наслаждений” – самая известная работа Босха. Ее можно рассматривать часами. Но так ничего и не понять. К чему все эти обнаженные люди? Гигантские ягоды. Причудливые фонтаны. Диковинные монстры.

В двух словах. На левой створке изображён Рай. Бог только что сотворил Адама и Еву. Но Босховский рай не такой уж райский. Здесь мы видим и Зло. Кошка тащит в зубах мышь. А рядом птица клюёт лягушку.

Почему? Животным можно совершать зло. Это их способ выживания. А вот для человека это грех.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент левой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На средней части триптиха множество обнаженных людей ведут праздный образ жизни. Волнуют их лишь земные удовольствия. Символами которых являются гигантские ягоды и птицы.

Люди предаются греху сладострастия. Но условно. Мы это понимаем через символы. Вы не найдёте откровенной эротики. Только одна пара выглядит не очень пристойно. Попробуйте ее найти.

Если не получится, найдёте ее крупным планом в статье “7 удивительных загадок триптиха “Сад земных наслаждений”.

А знали ли вы, что в Эрмитаже хранится копия центральной части знаменитого триптиха? Создан на 50 лет позже последователем Босха. Позы и жесты те же. Только люди в стиле маньеризма. С прекрасными торсами и томными лицами.

У Босха персонажи более плоские и обескровленные. Как болванки, заготовки людей. А зачем писать настоящих людей, если жизнь их пустая, бесцельная.

Сверху: Последователь Босха. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1556-1568 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Снизу: Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На правой створке мы видим Ад. Здесь те, кто увлекался праздной музыкой или обжорством. Картежники и пьяницы. Гордецы и скупердяи.

Но и тут загадок не меньше. Почему мы здесь встречаем Еву? Она сидит под стулом монстра с птичьей головой. Что за ноты изображены на заду одного из грешников? И почему все-таки бедные музыканты в Ад попали?

Нет, двух слов не хватает. Лучше читайте статью “Путеводитель по Саду земных наслаждений”.

2. Корабль дураков. 1495-1500 гг.

Иероним Босх. Корабль дураков. 1495-1500 гг. Лувр, Париж. Wikimedia.commons.org

Картина “Корабль дураков”. Почему корабль? Распространённая метафора во времена Босха. Так говорили о Церкви. Она должна “везти” своих прихожан через мирскую суету к духовной чистоте.

Но с кораблём Босха что-то не так. Его пассажиры предаются пустому веселью. Они горланят, пьют. И монахи, и миряне. Они даже не замечают, что их корабль уже никуда не плывёт. Причём так давно, что через днище проросло дерево.

Обратите внимание на шута. Дурак по профессии ведёт себя серьёзнее остальных. Он отвернулся от веселящихся и пьёт свой компот. Без него и так хватает глупцов на этом корабле.

“Корабль дураков” – это верхняя часть правой створки триптиха. Нижняя часть хранится в другой стране. На ней мы видим берег. Купальщики побросали одежду и окружили бочку с вином.

Двое из них и подплыли к кораблю дураков. Посмотрите, у одного из них такая же миска, что и у купальщика рядом с бочкой.

Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. 1500 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»

3. Искушение святого Антония. 1505-1506 гг.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия. Wikimedia.commons.org

Искушение святого Антония. Ещё один фантастический триптих Босха. Среди вороха монстров и чудищ – четыре сюжета из жизни отшельника.

Сначала святого в небе терзают бесы. Их послал Сатана. Не давало ему покоя, что тот борется с земными искушениями.

Измученного святого бесы бросили на землю. Мы видим, как его обессиленного ведут под руки.

На центральной части святой уже стоит на коленях среди загадочных персонажей. Это алхимики пытаются собразнить его элексиром вечной жизни. Как мы знаем, ничего у них не вышло.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

А на правой створке Сатана предпринял ещё одну попытку совратить святого с его праведного пути. Прийдя к нему в образе прекрасной царицы. Дабы его соблазнить. Но и тут святой устоял.

Триптих “Искушение святого Антония” интересен своими монстрами. От такого разнообразия неведомых существ глаза разбегаются.

И монстры с головой овцы с телом ощипанного гуся. И полулюди-полудеревья с рыбьими хвостами. Самый известный монстр Босха тоже обитает здесь. Нелепое создание с воронкой и птичьим клювом.

Иероним Босх. Фрагмент левой створки триптиха “Искушение святого Антония”. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Этими сущностями вы можете в деталях полюбоваться в статье “Самые яркие монстры триптиха “Искушение святого Антония”.

Босх любил изображать святого Антония. В 2016 году ещё одна картина с этим святым была признана работой Босха.

Да, маленькие монстры похожи на босховских. В них нет ничего страшного. Но фантазии хоть отбавляй. И воронка на ножках. И нос в виде черпака. И рыба ходячая.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500-1510 гг. Музей Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити, США. Wikimedia.commons.org

4. Блудный сын. 1500 г.

Иероним Босх. Блудный сын. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды. Wikimedia.commons.org

На картине “Блудный сын” вместо огромного количества персонажей – один главный герой. Путник.

Он изрядно потрепан жизнью. Но у него есть надежда. Покидая мир разврата и греха, он хочет вернуться домой, к отцу. В мир праведной жизни и духовной благодати.

Он оглядывается на дом. Который является аллегорией распутного образа жизни. Таверна или постоялый двор. Временный приют, полный примитивных увеселений.

Крыша прохудилась. Ставня перекошена. Посетитель справляет нужду прямо за углом. А двое милуются в дверном проеме. Все это символизирует духовную деградацию.

Иероним Босх. Блудный сын. Фрагмент. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды

Но наш путник уже очнулся. Он понял, что нужно уходить. Из окна на него смотрит женщина. Она не понимает его поступка. Или завидует. У неё нет сил и возможности покинуть этот “прохудившийся”, жалкий мир.

“Блудный сын” похож на другого путника. Который изображён на закрытых створках триптиха “Воз Сена”.

Иероним Босх. Странник. Закрытые створки триптиха “Воз Сена”. 1516 г. Музей Прадо, Мадрид

Здесь смысл похожий. Мы – путники. На нашем пути есть чему порадоваться. Но и много опасностей. Куда мы идём? И придём ли мы куда-нибудь? Или будем так скитаться, пока смерть не настигнет нас на дороге?

5. Несение креста 1515-1516 гг.

Иероним Босх. Несение креста. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wga.hu

Неожиданная работа для Босха. Вместо далёких горизонтов и множества персонажей – очень близкое приближение. Только передний план. Лица так близко к нам, что даже можно почувствовать приступ клаустрофобии.

Уже нет никаких монстров. Уродливы сами люди. Все их пороки читаются на их лицах. Злорадство. Осуждение другого. Душевная глухота. Агрессия.

Обратите внимания, что только трое персонажей имеют нормальные черты. Раскаившийся разбойник в правом верхнем углу. Сам Христос. И святая Вероника в левом нижнем углу.

Иероним Босх. Несение креста. Фрагмент. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wikipedia.org

Они закрыли глаза. Отрешившись от этого мира, который заполнен кричащей и злобной толпой. Только разбойник и Христос идут направо, в сторону смерти. А Вероника налево, в сторону жизни.

На платке Вероники проступил образ Христа. Он смотрит на нас. Печальными спокойными глазами. Что он хочет нам сказать? Увидели ли мы себя в этой толпе? Готовы ли мы стать людьми? Освободившись от агрессии и осуждения.

***

Босх был художником Эпохи Возрождения. Да, он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Поэтому его главный герой – человек. Которого он рассмотрел со всех точек обзора. И издалека. Как в “Саде земных наслаждений”. И очень близко. Как в “Несении креста”.

Его вердикт не утешителен. Люди погрязли в пороках. Но есть надежда. Надежда на то, что каждый из нас найдёт путь к спасению. Главное вовремя посмотреть на себя со стороны.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»

Источники:

Статья “В Канзас-Сити нашли ещё одну картину Босха”. Опубликовано в Theartnewspaper.ru. 2016 г.

Авторская программа Паолы Волковой “Мост над бездной”. 2013 г. ГТРК “Культура”

В. Клеваев “Лекции об истории искусства”. Факт. 2007 г.

 

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Иероним Босх – биография, фото, личная жизнь, картины, причина смерти

Иероним Босх: биография

Ерун Антонисон ван Акен, более известный как Иероним Босх, — нидерландский художник эпохи Возрождения, который соединил в своих картинах фантастические, фольклорные, философские и сатирические мотивы.

Детство и юность

Иероним Босх родился около 1453 года в Хертогенбосе (провинция Брабант). Его семья, происходившая из немецкого города Ахен (откуда и получила фамилию), издавна была связана с творческим промыслом. Дед Иеронима, Ян ван Акен, а также четверо из пяти его сыновей, в том числе отец будущего художника Антоний, были живописцами.

Портрет Иеронима Босха

Фамильная мастерская ван Акенов выполняла заказы по росписи стен, золочению деревянных скульптур и изготовлению церковной утвари. Вероятно, в этой кузнице живописи Иероним Босх и получил первые творческие уроки. В 1478 году, когда умирает отец, Босх становится владельцем художественной мастерской.

Первое упоминание об Иерониме датировано 1480 годом. Тогда он, желая начать собственное дело и обособиться от фамилии Акен, взял псевдоним Хиеронимус-живописец по фамилии Босх, что происходит от названия его родного города.

Гравюра Иеронима Босха

В 1486 году в биографии Иеронима Босха наступает переломный момент: он вступает в Братство Богоматери — религиозное общество, посвященное культу Девы Марии. Он выполняет творческую работу — оформляет праздничные шествия и обряды, расписывает алтарь для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. С этого момента религиозные мотивы проходят красной нитью по творчеству Иеронима.

Живопись

Первые известные картины Босха, которые носят яркий сатирический характер, предположительно относятся к середине 1470-х годов. Так, например, в период 1475-1480 годов создаются работы «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости»).

Картина Иеронима Босха «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»

Эти произведения гипнотизируют современников. Например, король Испании Филипп II даже вешает картину «Семь смертных грехов…» в своей спальне, чтобы размышления о греховности человеческой натуры ощущались более остро.

В первых картинах Иероним высмеивает людскую наивность, их уязвимость перед шарлатанами, в том числе в монашеском одеянии. В 1490-1500 годах Босх создает еще более жестокую картину «Корабль дураков», на которой изображены монахи. Они распевают песни в окружении простолюдинов, а судном правит шут.

Картина Иеронима Босха «Корабль дураков»

Имеет место в творчестве Босха и пейзаж. Например, в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним изображает мир на третий день Творения Божьего. В центре картины — обнаженные люди, замершие в блаженном полусне, а вокруг них — животные и птицы, поражающие своими размерами.

Картина Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»

Самым масштабным из уцелевших произведений Босха считается триптих «Страшный суд». В центральной части изображен непосредственно Страшный суд, где праведникам на голубеющем небе противопоставлены проткнутые стрелами и копьями грешники. На левой створке — Рай в динамике. На переднем плане показано сотворение Евы, на среднем — сцена искушения Адама и Евы яблоком раздора, а на заднем — херувим, который изгоняет их из Эдема. На правой створке триптиха изображен Ад.

Картина Иеронима Босха «Страшный суд»

Босх тяготел к подаче творчества через триптих. Например, картина «Воз сена» также состоит из трех частей. В центральной части изображена обезумевшая толпа, разбирающая на пучки большой воз сена. Таким образом художник обличает алчность.

Кроме того, на полотне можно найти гордыню в образе светских и духовных владык, любострастие во влюбленных парах и чревоугодие — в располневшем монахе. Левую и правую створки украшают уже знакомые мотивы — Ада и грехопадения Адама и Евы.

Картина Иеронима Босха «Воз сена»

По картинам Босха нельзя сказать, что он тяготел к определенному жанру живописи. В его полотнах находили отражение портреты, пейзажи, архитектурная живопись, анималистика и декор. Тем не менее, Иеронима считают одним из прародителей пейзажной и жанровой живописей в Европе.

Отличительная особенность творчества Иеронима Босха заключается в том, что он стал первым из соотечественников, кто создавал этюды и эскизы прежде, чем перейти к полноценному творению. Некоторые наброски так и увидели свет в виде картин и триптихов. Часто зарисовки являлись плодом воображения живописца, вдохновленного образами готических чудовищ, которых он видел на гравюрах или церковных фресках.

Картина Иеронима Босха «Блаженные и проклятые»

Характерно и то, что Иероним Босх не подписывал и не датировал свои произведения. По данным искусствоведов, лишь семь картин были подписаны рукой мастера. Те названия, которые полотна имеют сегодня, возможно, были придуманы вовсе не самим автором, а сохранились по музейным каталогам.

Иероним Босх творил в технике а ля прима (от ит. а la prima — «в один присест»), которая заключается в том, что слой масла заканчивают накладывать до его полного высыхания. В традиционном методе рисования художник ждет, пока высохнет слой краски, прежде чем положить следующий.

Личная жизнь

При всем безумии художественных замыслов Иероним Босх не был одинок. В 1981 году он женился на Алейт Гойартс ван дер Меервене, с которой, по предположениям, был знаком еще с детства. Она была из богатой и знатной семьи и принесла супругу солидное состояние.

Портрет Иеронима Босха

Брак не оставил потомков, однако обеспечил Иерониму денежное благополучие. С момента его женитьбы на Алейт он брался за те заказы, которые приносили ему моральное, а не материальное удовольствие.

Смерть

Живописец умер 9 августа 1516 года. Отпевание состоялось в той самой капелле собора св. Иоанна, которую Босх расписывал, будучи приверженцем идеи Братства Богоматери. Причину смерти, в отличие от творчества Иеронима, мистической назвать нельзя — на тот момент художнику шел 67 год. Однако спустя столетия после погребения историки свидетельствуют об удивительных событиях.

Памятник Иерониму Босху

В 1977 году могила была вскрыта, но там не оказалось никаких останков. Историк Ханс Гаальфе, который руководил раскопками, рассказал, что в могиле нашли осколок камня. Когда его положили под микроскоп, он начал нагреваться и светиться. Из-за этого интересного факта раскопки было решено прекратить.

Произведения

Работы Босха хранятся в галереях и музеях по всему миру — в Нидерландах, Испании, Франции, Италии, Португалии, Бельгии, Австрии и др.

  • 1475-1480 — «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»
  • 1480-1485 — «Распятие с донатором»
  • 1490-1500 — «Аллегория чревоугодия и любострастия»
  • 1490-1500 — «Увенчание терновым венцом»
  • 1490-1500 — «Сад земных наслаждений»
  • 1495-1505 — «Страшный суд»
  • 1500 — «Смерть скупца»
  • 1500-1502 — «Воз сена»
  • 1500-1510 — «Искушение святого Антония»
  • 1505-1515 — «Блаженные и проклятые»

Фото

24smi.org

Иероним Босх: произведения, биография, фото

Иероним Босх – один из самых загадочных художников, о котором известно крайне мало, но работы которого продолжают будоражить воображение.

Биография Иеронима Босха

О жизни художника Иеронима Босха, как ни странно, известно очень мало. Он происходит из семьи потомственных живописцев ван Акен. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям – около 1450 года). Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Босх выгодно женился, вошел в руководство Братства Богоматери, имел признание и много заказов. Поэтому одним из краеугольных камней остается вопрос, откуда столько драматизма в живописи Иеронима Босха? Ни до него, ни после него никто настолько правдиво не обнажал мир человеческих пороков и страстей. Босх превратил искусство в зеркало современного мира.

Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Когда и в какой момент в его голове начали возникать странные образы, которые впоследствии нашли отображения в картинах? В каких скрытых уголках сознания начал рождаться демонический мир, наполненный странными существами? На этот вопрос , наверное, никто уже не сможет ответить. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Он действительно с особой детализацией изображал потусторонний мир, его работы переполнены символизмом. На первый взгляд кажется, что картины созданы религиозным человеком для устрашения грешников. Но исследователи пришли к выводу, что в полотнах, которые автор, кстати, никогда почему-то не подписывал, скрыт намного более глубокий смысл. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. И что наиболее парадоксально, картины Босха все так же актуальны, современны и своевременны, хотя прошло уже более пяти столетий с момента смерти их создателя.

Произведения Иеронима Босха

Большинство работ, созданных этим великим нидерландским мастером, к сожалению, утрачено. До нас дошли только некоторые картины Иеронима Босха с названиями, которые говорят сами за себя. Рассмотрим наиболее известные полотна, в которых заключена квинтэссенция мироощущения художника.

«Сад земных наслаждений»

Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

Этот уникальный триптих создан, предположительно, между 1500 и 1515 годами. Автор показал жизнь человечества, сделавшего выбор в пользу греха. Левая часть триптиха – картина рая, правая показывает ад. Центральная часть посвящена земной жизни, в которой человек теряет рай. Есть предположения, что художник изобразил себя в части ада.

«Страшный суд»

Иероним Босх «Страшный суд»

Еще один триптих, самый большой из уцелевших работ живописца. В левой части – образ рая, по центру – картина страшного суда, и на правой створке – страшная участь грешников в аду. Эта работа считается одной из самых пугающих картин адских мук. Современники Босха были убеждены, что автор воочию видел чудовищ преисподней.

«Корабль дураков» 

Иероним Босх «Корабль дураков»

Полотно «Корабль дураков» считают верхней частью одной из створок триптиха, который не уцелел. С нижней частью идентифицируют картину «Аллегория чревоугодия и сладострастия». В это работе, как и во многих других, автор обнажает и высмеивает человеческие пороки. Среди пассажиров корабля – представители различных общественных слоев, символизирующие тщеславие, пьянство, разврат и т.д.

«Извлечение камня глупости» 

Иероним Босх «Извлечение камня глупости»

Это достаточно странная картина, расшифровать значение которой пытаются до сих пор. На полотне изображена хирургическая операция, которая почему-то проводится под открытым небом. На голове врача – перевернутая воронка, а на голове монахини – книга. По одной из версий, эти предметы символизируют бесполезность знаний перед лицом глупости, по другой – шарлатанство.

«Воз сена» 

Иероним Босх «Воз сена»

В триптихе «Воз сена» снова повторяется любимая тема Босха – тема греха и человеческих пороков. Огромную повозку с сеном влекут семь монстров, символизирующих различные пороки – жестокость, жадность, гордыню и пр. А вокруг – множество людей, пытающихся ухватить сена для себя. Сверху за все этим на золотом облаке наблюдает Всевышний.

«Искушение святого Антония»

Иероним Босх «Искушение святого Антония»

Это одна из самых знаменитых работ Босха. Триптих выполнен на деревянных досках, где изображена хорошо известная история об искушении святого Антония во время пребывания в пустыне. Образы картины странны и непривычны, а главная идея – в вечной борьбе добра и зла, когда демоны пытаются сбить человека и истинного пути.

«Блудный сын» 

Блудный сын

Несмотря на название, к библейской притче о блудном сыне эта работа имеет лишь опосредствованное отношение, поэтому чаще используют название «Путник» или «Пилигрим». В основе сюжета – одна из любимых тем Босха – тема об искушениях на жизненном пути.

«Несение креста»

Иероним Босх «Несение креста»

Эта работа – одна из самых узнаваемых, своеобразная «визитная карточка» художника, в которой ему удалось показать истинную сущность человеческой натуры, то, какими люди являются на самом деле. Впрочем, по поводу этой картины идут споры, так как ряд исследователей считает, что Босх не является автором этого полотна.

«Фокусник» 

Иероним Босх «Фокусник»

Это произведение раннего периода творчества Иеронима Босха. Как и остальные работы великого мастера, эта картина полна символизма и загадок, а за незамысловатым сюжетом о шарлатане-«наперсточнике» кроется очень глубокий смысл.

«Семь смертных грехов» 

Иероним Босх «Семь смертных грехов»

Еще одна картина Босха, авторство которой ставят под сомнение, в связи с несовершенством выполнения. Из 11 фрагментов (изображение 7 грехов и 4 последних вещей), как считают исследователи, только два выполнены художником лично. Но то, что замысел картины принадлежит Босху, сомнений не вызывает.

«Поклонение волхвов»

Иероним Босх «Поклонение волхвов»

 Одна из немногих светлых работ Босха, которая, к тому же, прекрасно сохранилась. Триптих «Поклонение волхвов» был сделан на заказ бюргера из Хертогенбоса по поводу его венчания. И сам заказчик, и его невеста, а также их святые покровители – святой Петр и святая Агнесса – изображены на внешних створках.

«Блаженные и проклятые»

Иероним Босх «Блаженные и проклятые»

«Блаженные и проклятые» — полиптих, состоящий из четырех картин: «Земной рай» и «Восхождение в эмпирей» по левой стороне и «Ад» по правой стороне. Предполагают, что центральная часть работы могла быть утеряна. Наиболее известен второй фрагмент, на котором ангелы выводят души праведников через конический туннель к вечному блаженству.

«Автопортрет»

Иероним Босх «Автопортрет»

Автопортрет Босха, написанный карандашом на сагнине, имеет небольшие размеры – всего 40 на 28 см. Хранится рисунок в муниципальной библиотеке в Аррасе во Франции.

Копии всех сохранившихся произведений великого живописца можно увидеть в его родном городе, где основан музей. В 2016 году здесь провели выставку, посвященную творчеству знаменитого земляка. История этой выставки столь же невероятна, как и жизнь художника. Именно она легла в основу фильма «Иероним Босх: вдохновленный дьяволом».

Его работы продолжают исследовать, но, мне кажется, загадки Иеронима Босха вряд ли будут разгаданы, по крайней мене в ближайшее время.

 

Также интересно:

surzhyk.org

Иероним Босх (Иеронимус Босх)

Имя Иеронима Босха прочно ассоциируется с эпохой Средневековья, со страстями, страданиями, грехами, чертями и демонами, его работы – синоним загадочности, таинственности, это удивительнейшие ребусы, познать смысл которых человечество стремится уже несколько веков. Однако жизнь самого живописца нельзя назвать бурной и полной событий.

Атрибуция картин Иеронима Босха проставлена согласно последним исследованиям группы авторитетных учёных по его творчеству и обновляется по ходу исследований, проходящих в настоящее время.

Происхождение

Настоящее имя художника – Ерун Антонисон ван Акен. В своём же псевдониме он увековечил часть названия родного города – Хертогенбоса, который был его домом на протяжении всей жизни. Сейчас это небольшой населённый пункт в Нидерландах, во времена же Босха в его окрестностях лежали охотничьи угодья герцогов Брабантских, за счёт чего город и получил своё название, в переводе означающее «герцогский лес».

Родился будущий гений, как принято считать, в 1450 году, но точную дату ни одни исследователи назвать не могут. Босху повезло появиться на свет в семье, издавна зарабатывающей на жизнь живописью. Так, его дед Ян ван Акен владел художественной мастерской, в которой трудился и отец художника, а также в будущем его братья и он сам. Ничего достоверно не известно о том, где Иероним познавал тонкости своего ремесла, но можно предположить, что при наличии таких искусных родственников ему не пришлось для этого покидать дом. Однако именно принадлежность к известной фамилии и стала причиной того, что со временем, осознав и развив свой талант, художник предпочёл взять псевдоним. Вероятно, он хотел, чтобы его воспринимали как отдельную фигуру с собственным стилем и взглядом на мир.

Братство Богоматери

Обретя новое имя, Босх сохранил все свои старые связи. Самой крепкой из них, прошедшей через всю его жизнь, стало сотрудничество с Братством Богоматери, чьим активным членом он являлся с 1486 года. Ещё дед Босха выполнял для Братства работы по росписи, затем эти обязанности принял на себя отец художника, который умер в 1478 году. С этого момента мастерская Акенов стала принадлежать Босху, а вместе с ней и все заказы Братства. Известно, что художник неоднократно занимался оформлением обрядовых таинств и многочисленных праздничных шествий, ему же была поручена роспись створок алтаря для капеллы собора св. Иоанна. Именно благодаря этому тесному сотрудничеству исследователям удалось обнаружить все те скупые факты биографии художника, которые считаются подлинными и неоспоримыми. Дело в том, что сохранились приходно-расходные книги Братства того периода, в которых имя Босха встречается очень часто. Сами же работы художника для Братства были безвозвратно утеряны.

Семья

Можно с уверенностью утверждать также, что Босх был обеспеченным человеком, о чём говорят весьма существенные суммы налогов, которые он вносил в казну. Женой живописца стала представительница местной знати Алейт Гойартс ван дер Меервене, чьё солидное приданое явилось значительным вкладом в благосостояние семьи, а фамилия позволила вступить в ряды полноправных бюргеров. Однако детей в семье не было, а после смерти живописца оказалось, что и недвижимости он не нажил. Скорее всего, причиной того были существенные денежные пожертвования Братству, а также то, что все работы для него он выполнял совершенно бесплатно.

Отпевали Босха 9 августа 1516 года в им же расписанной капелле. В записях Братства он фигурирует как «выдающийся художник», что говорит о несомненном признании его заслуг.

Творчество

Творчество Босха не знает аналогов, если не говорить о многочисленных последователях и подражателях. Это уникальное явление, которое имело колоссальное влияние на дальнейшее развитие художественной культуры.

Несмотря на то, что жизнь самого Босха была спокойной и размеренной, в обществе рубежа XV-XVI веков кипение и брожение умов вылилось в перелом сознания и пересмотр ценностей. Это не могло не сказаться на творчестве молодого и талантливого художника.

Идеалы Средневековья постепенно сдавали свои позиции, на место восхвалению смирения и благочестия пришло превознесение красоты, ярких чувств, земной любви, что было характерно для эпохи Античности. Жажда жизни и её благ постепенно захватили умы прогрессивной молодёжи. На фоне всего этого Церковь начала терять свой безусловный авторитет. Повсеместно стали распространяться книги, влияние множества из которых явно ощущается в произведениях Босха («Корабль дураков» Бранта, творения Петрарки, Франсуа Вийона), глубоко свои корни запустила астрология. Так постепенно мирское брало верх над священным.

Изменилась и сама роль художника, который из безликого инструмента, призванного восхвалять Бога, превратился в индивидуальность.

Многие произведения Босха посвящены событиям из жизни Иисуса и святых и говорят о борьбе со злом. Однако наибольший интерес представляют сцены, основанные на пословицах о человеческих грехах и причудливых аллегориях, которые ожили под кистью гениального творца. Неправильные пропорции тел, абсолютное равнодушие к перспективе, обилие чертей и иных фантастических существ – это то, что делает произведения Босха самобытными и завораживающими.

Наследие

Наследие Босха немногочисленно. С уверенностью можно говорить, что его перу принадлежат 25 картин (это отдельные картины, триптихи и их фрагменты) и 8 рисунков. Считается, что создал он их намного больше. При жизни художника он был очень популярен, а после смерти слава его просто гремела, находя поклонников не только в лице деятелей культуры, но и среди королей. Однако потом наступил резкий спад и забвение, которые окончились лишь в XIX веке. За эти годы большинство произведений были безвозвратно утеряны.

Ольга Милейко

gallerix.ru

Иероним Босх «Сад земных наслаждений»: главные монстры картины

Иероним Босх был непревзойденным мастером в создании невероятных существ. Он соединял несоединимое. И вот перед нами на правой створке “Сада земных наслаждений” – человек-дерево, сова с ногами-кувшинами, скат с крысиной мордой и многие другие ужасные создания.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка триптиха “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Средневековье – время великих страхов. Люди ежеминутно боялись голода, эпидемий и нечистой силы. Отсюда – религиозный фанатизм и вера, основанная исключительно на страхе.

Босх знал, как напугать грешных людей и призвать их к благоразумию. Ведь чем страшнее демоны, тем меньше человеку хочется попасть к ним в лапы.

Посмотрим на монстров Босха повнимательнее.

1. Монстр с человеческим лицом, туловищем из полого яйца и ногами-деревьями.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент правой створки “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Пожалуй, это самый известный монстр Босха. Он цвета мертвенно-бледной кожи, с человеческим лицом, телом в виде пустой яичной скорлупы и ногами из трухлявого дерева. Сухое дерево и полое яйцо – символы безжизненности.

Кажется, что монстр стоит на двух лодках. На самом деле эти ноги проломили днища лодок и можно разглядеть, как грешники кричат от ужаса в водной глубине.

Возможно, это демон, который отвечает за наказание пьяниц. Недаром на его шляпе волынка, а над таверной в полом яйце вывеска с ней же. Она была символом праздной музыки и пьяных сборищ.

Пьяницы, как известно, “теряют человеческое лицо”. Может быть, Босх решил обыграть в этом демоне именно это: пьяницы, теряя  своё лицо, отдают его дьяволу. Поэтому монстр и имеет такой обычный, ничем неискажённый лик.

Об этом монстре читайте также в статье “7 невероятных загадок картины “Сад земных наслаждений”.

2. Монстр с птичьей головой с котелком и ногами-кувшинами

Иероним Босх. Правая створка триптиха “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Этот босховский монстр тоже один из самых узнаваемых. Скорее всего, главные его жертвы – обжоры и чревоугодники. Поэтому их наказание – быть съеденными и испраженными демоном. Котелок для приготовления еды на голове монстра и кувшины для хранения вина на его ногах также указывают на его специализацию.

Кстати, в средние века тебя могли сожрать не только монстры, но и…себе подобные. Голод был частым гостем в Европе, и люди нередко доходили до каннибализма. Даже во времена Босха встречались случаи, когда путников ловили на дорогах и съедали. Или же приютившие хозяева завтракали на утро своими постояльцами.

Ещё один интересный момент: демон сидит на стуле с высокими ножками. Это стул для испражнения. Его могли себе позволить лишь богатые горожане. Впрочем, обжорство тоже было грехом богатых.

Бедные питались лишь серым хлебом, водой и кореньями, редко – мясом. А испражнялись в протекающую через город реку у всех на виду.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»

3. Монстр в доспехах с отрезанной стопой.

Иероним Босх. Фрагмент правой створки “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Это ещё одно странное существо на переднем плане правой створки триптиха. Коренастое создание в огромном шлеме, с птичьим клювом и кактусообразным хвостом – верх средневекового сюрреализма.

Думаю, этот демон специализируется на грешниках, имеющих отношение к болезни эрготизм. Это бушующий во времена Босха недуг был похлеще чумы. Причиной болезни был грибок спорынья, паразитирующий на злаках ржи.

Действие алкалоидов грибка на людей было удручающим. Человек, съедавший заражённый грибком хлеб, испытывал нестерпимое жжение кожи. Затем его кожа покрывалась язвами, чернела из-за нарушения кровообращения. Если начиналась гангрена, конечности ампутировали.

Также поражалась нервная система – это выражалось в галлюцинациях и неконтролируемых судорогах. В средние века  они назывались “ведьминой корчей”. Маттиас Грюневальд. Искушение святого Антония. Нижняя часть Изенгеймского алтаря. 1505-1515 гг. Унтерлинден музей, г. Кальмар, Франция.

На картине Грюневальда, современника Босха, в левом нижнем углу как раз изображен страдающий эрготизмом.

У интересующего нас монстра – почерневшие ноги, как при гангрене, а к его шлему привязана ампутированная стопа. Все это – прямое указание на болезнь эрготизм.

Монстр протягивает в своём длинном клюве чернильницу грешнику. Перо же настойчиво предлагает свинья в одежде монашки. Им обоим очевидно нужно, чтобы грешник подписал документ, который лежит на его коленях.

Есть разные версии, что это за документ. И что это индульгенция. И что это договор о продаже души дьяволу. Но я все-таки бы стала связывать эту бумагу с эрготизмом.

Думаю, что свинья-монашка и эрготический монстр заставляют грешника подписать дарственную о передаче своего имущества ордену антонитов (от имени святого Антония, главного покровителя больных эрготизмом). Этот орден обладал сетью монастырей, в стенах которых монахи лечили этих больных.

Перед началом лечения с больным заключалось соглашение: если он выживает, то обязуется вести праведную жизнь и половое воздержание должно стать его уделом. Если умирает – то все имущество переходит ордену.

Возможно, изображенный на картине Босха грешник – выживший, который нарушил клятву о воздержании. Теперь демоны заставляют его подписать дарственную о передаче имущества даже после смерти.

Свинья здесь тоже может быть указанием на орден. Дело в том, что в монастырях ордена больных обильно кормили свининой. Монахам разрешалось пасти свиней в неограниченном количестве.

Кстати, именно спорынья является одной из главных причин развития инквизиции. Люди, больные эрготизмом, зачастую впадали в безумие, неистово хохоча или пускаясь в пляс. Неизвестный Немецкий художник. Пляска смерти. 16 век. Хранится в Метрополитен Музее, Нью-Йорк.

Скорее всего, именно непроизвольные телодвижения больных эрготизмом породили известную сцену для гравюр и книжных миниатюр “пляски смерти”.

Ведь такие больные на грани смерти из-за действия спорыньи пускались в дикие и необузданные танцы. Здоровым людям было очевидно, что они одержимы дьяволом. А как мы знаем, с теми, в кого якобы вселились бесы, тогда особо не церемонились и отправляли на костёр.

В 17 веке европейцы начали есть картофель. Потребление хлеба уменьшилось. Эпидемии эрготизма также стали вспыхивать гораздо реже. Костров инквизиции тоже поубавилось.

В 20 веке из алкалоидов спорыньи научились производить галлюциногенный наркотик ЛСД. В наши дни эрготизм практически не встречается.

4. Монстр-скат с крысиной мордой

Иероним Босх. Фрагмент правой створки “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Это ещё один весьма странный демон на передней плане правой створки триптиха. Гибрид ската и крысы, с человеческими конечностями карает азартного игрока.

Мы видим вокруг разбросанные карты и перевёрнутый стол для игры. Как будто игроков только что застали врасплох, поэтому вокруг такой беспорядок.

На ногах у демона надеты патены – средневековые сабо на высокой деревянной подошве. Их одевали поверх кожаных сапог для того, чтобы ходить по грязи и нечистотам городских улиц. Вполне себе подходящая обувь для Ада.

На спине у монстра вогнутый щит. На нем приколотая кинжалом рука с жестом благословения и с игральной костью на кончиках пальцев. Она здесь явно не случайно. Причём она так похожа на руку Бога на левой створке триптиха. Иероним Босх. Фрагмент левой створки “Рай”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Я могу предположить, что здесь Босх изобличает нечистоплотных священнослужителей, которые благословляют игроков. Те в свою очередь приходят к священникам за благословением, чтобы им сопутствовала удача во время игры.

Вот такие они, неведомые и ужасные монстры Босха. Недаром сюрреалисты 20 века называли его главным профессором кошмаров. Заслуженно.

О картине “Сад земных наслаждений” читайте также в статье “Путеводитель по картине”.

О другом шедевре Босха можно почитать в статье “Искушение святого Антония”. Кстати, именно на этой картине в плане изображения монстров Босх превзошёл сам себя. Поэтому о них отдельная статья:

“Самые яркие монстры “Искушения святого Антония”

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Иероним Босх картины

Иероним Босх – великий нидерландский художник. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя — Иеронимус Антонисзон ван Акен. Имя Босх пошло от того, что все свои работы, он, по неизвестной причине, подписывал сокращённым названием своего родного города Хертогенбос — Den Bosch . В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. На одном полотне можно обнаружить черты средневековой фантастики, мистики, фольклора,  притчи, философии, символизма и т.д. Именно поэтому имя его прошло сквозь века и в наше время, по прошествии пятисот лет, его знают и восхищаются его работами.

Иероним родился в большой семье, практически все из членов которой были художниками не в первом поколении. Дед, отец, двое дядей, брат – все были художниками и резчиками по дереву. Профессиональной живописи Босх обучался в нидерландских городах Харлеме и Делфте.

Его творчество волнует и притягивает, оно очень загадочно и, как это ни странно, абсолютно современно. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Действительно, Босх воплотил в своих полотнах все страхи своего времени, которые удивительным образом перекликаются с нашим, мировоззрение средневековья с их бесами, чертовщиной, ведьмами и т.д. Всё это воплотилось в творчестве великого живописца и теперь его глазами мы можем посмотреть на давно ушедшее время. Самыми знаменитыми картинами нидерландского художника стали

Сад неземных наслаждений, Извлечение камня глупости, Семь смертных грехов и т.д.

Неудивительно, что многие ценители живописи видят в Босхе предшественника сюрреализма и других авангардных течений. В своей творческой личности он совместил ещё не родившихся на тот момент художников Сальвадора Дали и Эдварда Мунка. До наших дней дошли слухи или, если точнее сказать – гипотезы, что Иероним Босх был не просто художником. Кроме своего увлечения живописью, он занимался алхимией, спиритизмом, астрологией, оккультными науками, употреблял галлюциногены. Если придерживаться этого мнения, то становятся понятны его образы, откуда брались эти удивительные сцены и ужасные химеры, поучительная ирония и жуткая сатира.

Босха ещё ценят и за то, как он выстраивал перспективу, решал пространственные задачи на своих картинах. Его передний план в основном состоит из неоднородных фигур, которые выстроены цепочкой или волнистыми линиями. Практически на всех картинах можно заметить, что зритель вынужден смотреть на всё происходящее как бы сверху, как сторонний наблюдатель откуда-то с небес. Это очень нехарактерно для его времени, но для таких фигур как этот художник, не бывает ничего характерного. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил.

Хотите знать всё о том как заработать в интернете? В этом вам поможет информативный сайт http://dreamscome.org Dreamscome. Только самые полезные статьи, уроки и советы от профессионалов.

 

Аллегория чревоугодия и любострастия

 

Блудный сын

 

Брак в Кане

 

Фокусник

 

Иоанн Креститель в пустыне

 

Извлечение камней глупости

 

Молитва святого Иеронима

 

Мученичество святой Либераты

 

Несение креста

 

Несение креста на Голгофу

 

Распятие Христа

 

Сад земных наслаждений

 

Семь смертных грехов и четыре последние вещи

 

Смерть и скупец

 

Страшный суд. Апокалипсис

 

Святой Антоний

 

Святой Христофор

 

Святой Иоанн на Патмосе

 

Святые отшельники

 

Увенчание терновым венцом

 

Воз сена

Море развлечений для девочек на Girl-Games. Здесь вы всегда можете играть в игры винкс совершенно свободно и онлайн.

art-assorty.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *