Арт-педагогические технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения
Статья посвящена применению арт-педагогических технологий и возможностей данных технологий для решения ряда психолого-педагогических задач в дошкольных учреждениях. В статье рассматривается сущность понятия арт-педагогических технологий, задачи, функции, методы и принципы арт-педагогики, а также приводятся примеры упражнений, направленных на решение данных задач.
Ключевые слова: арт-педагогические технологии, методы арт-педагогических технологий, принципы арт-педагогических технологий
Сегодня в условиях развитого информационного общества особенно актуальным вопросом становится вопрос о защите и сохранении эмоционального здоровья ребенка. Для того, чтобы сохранить такое здоровье, особую заботу необходимо применять к внутреннему миру дошкольника. Для достижения этой цели, воспитатель дошкольного учреждения выбирает для себя наиболее подходящие технологии, одна из которых арт — педагогические технологии.
Сущность арт-педагогики состоит во взаимодействии педагогики и искусства и направлено на обучение, развитие и воспитание средствами искусства, формировании основ художественной культуры и овладении детьми практическими умениями в различных видах художественной деятельности. Арт-педагогика — это инновационное явление в педагогике, имеющее практико-ориентированное направление, где личностное развитие ребенка, его воспитание и обучение реализуется средствами искусства. [2, 4].
Методы и приемы арт-педагогики обращают внимание на чувства ученика, помогают ему выразить и познать себя, получить опыт общения и работы в коллективе, развивают его коммуникативность, творческое воображение, позволяют снять эмоциональное напряжение.
Для достижения поставленной цели — сохранение эмоционального здоровья ребенка, реализуется принцип самовыражения и спонтанности — один из принципов арт-педагогических технологий.
Принцип самовыражения и спонтанности заключается в том, что ребенок, выполняя ряд предлагаемых педагогом заданий выражает себя, а его творческая деятельность приобретает спонтанный характер. На протяжении выполнения заданий ребенок дает выход своим эмоциям, снимает эмоциональное напряжение, абстрагируется от отрицательных мыслей, осваивает новые для себя способы самовыражения и самопознания. Ожидаемый результатом — положительное эмоциональное состояние, гармония с собой и с окружающим миром, укрепление веры в себя, развитие воображения. Например, вовлечение ребенка в процесс рисования или совместной изобразительной деятельности помогает приобрести целый комплекс навыков и умений, которые способствуют достижению эмоционального благополучия ребенка: взаимодействие с другими детьми и преподавателем, вовлеченность в групповую деятельность, поддержка и доверие. Таким образом, будет реализовываться гармонизация развития ребенка, снятие стрессового напряжения. [1].
К дидактическим принципам арт-педагогических технологий относятся:
– Принцип гуманизации, который провозглашает человека как высшую ценность, несмотря на способности ребенка как интеллектуальные, так и художественные.
– Принцип творчества заключается в задействовании зрения, обоняния, слуха, эмоции, а также интуиции и воображения. Важным условием получения уникального результата является импровизация, позволяющая выразить собственное творчество ребенка.
– Принцип рефлексивности осуществляется в умении ребенка анализировать процесс достижения результата и сам результат и преодолевать проблемные ситуации и конфликты. [4].
На занятиях, где используются методы арт-педагогических технологий, творческой деятельности присущ спонтанный характер, что отличает ее от процесса обучения изобразительному искусству по четко выстроенному образовательному плану. В ходе занятий у ребенка формируется эмоциональное, эстетическое и нравственное отношение к реальности. [3].
Работа с детьми строится и в группе, и индивидуально. Отличие групповых занятий от индивидуальных состоит в цели, процедуре, приемам работы. Например, занятия, задача которых снять эмоциональное напряжение, преодолеть негативизм, проходят индивидуально, в то время как групповые позволяют добиться других задач: удовлетворить потребность в общении и взаимодействии с детьми, научиться отстаивать свое мнение и учитывать чужое, проявлять активность и, наоборот, сдерживаться. Важно, что на занятиях используется не только привычный набор изобразительных средств и материалов: гуашь, акварель, цветные, простые карандаши, пластилин, цветная бумага и т. д., но и, в большей степени, нетрадиционные материалы и способы их использования, которые позволяют ребенку включиться в процесс с большим интересом. [2,3].
Существуют некоторые условия выбора техники и приемов работы, от которых зависит успешность достижения поставленных задач арт-педагогического процесса.
– техники и приемы подбираются по принципу эффективности и простоты;
– у ребенка не должно возникать затруднений при выполнении задания в предлагаемой технике;
– любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
Арт-педагогические технологии предполагают создание безопасных условий, которые способствуют самовыражению и спонтанной активности. Процесс выполнения задания — создания изображения должен быть интересным, а результат привлекательным для ребенка. И первое, и второе в равной мере важны для ребенка, и это является характерной особенностью детского рисования. Выбранная техника, обладающая данной чертой, не будет противоречить потребностям и возможностям дошкольного возраста. Как уже говорилось выше, способы и техники рисования должны быть нетрадиционными. Во-первых, такие изобразительные техники будут новыми для ребенка, а значит смогут мотивировать деятельность и удержать внимание. Во-вторых, важно, что ребенок получит для себя необычный опыт и в процессе получения этого опыта снизится контроль сознания и ослабеют защитные механизмы. В результате в готовом продукте, мы сможем наблюдать больше свободы самовыражения, а, следовательно, и неосознанной информации. [1,4].
В работе с детьми используются следующие изобразительные техники: техника оттиска (оттиск природных форм, оттиск мятой бумагой и др.), кляксография (рис. 1), воскография (рис. 2), пластилинография, техника «каракулей» (рис. 3) и др.
Рис. 1. Кляксография. Миша М., 6 лет
Рис. 2. Воскография. Катя О., 6 лет
Как правило, задания выполняются индивидуально. Но также существуют задания, где необходимо создать коллективную работу, и такие задания доставляют дошкольникам особое удовольствие. Большое значение имеет внешний вид коллективной работы — зримый образ. Коллективное изображение всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Дети понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности. Каждый может видеть в ней что-то свое, давать ему свое название. Однако чувство причастности создает ощущения единства с группой, право на пребывание в ней здесь и сейчас. [1,4].
Конечно, необходимо учитывать готовность детей к той или иной форме совместной деятельности. Для того чтобы и процесс, и результат детской коллективной деятельности были успешными, следует начинать с более простой совместно-индивидуальной формы работы, постепенно переходя к более сложным.
В результате такой деятельности у детей выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.
Данные технологии помогают создать положительно-эмоциональный настрой среди обучающихся и педагога, обратиться к проблемам, переживаниям, которые ученик затрудняется обсуждать со взрослыми, найти пути решения этих проблем средствами художественной деятельности. [3].
Так, применение арт-педагогических технологий, в свою очередь — эффективный способ профилактики и корректировки эмоционального здоровья обучающегося.
Литература:- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — Москва: Просвещение, 1989. — 154 с.
- Буко, М. Е. Терапия творческим самовыражением. / М. Е. Буко. — М.: Просвещение, 2005. — 216 с.
- Волков, И. П. Учим творчеству / И. П. Волков. — Москва: Просвещение, 1986. — 142с.
- Якиманская, И. С. Основы личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знания, 2011. — 221 с.
Основные термины (генерируются автоматически): арт-педагогические технология, ребенок, эмоциональное напряжение, принцип самовыражения, прием работы, коллективная работа, творческая деятельность, художественная деятельность, эмоциональное здоровье ребенка, спонтанный характер.
moluch.ru
Арт-терапия — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Внутренние силы человека», рисунок карандашомАрт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента [1].
Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру[2], в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.
С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация[3].
Adrian Hill — «Behind Gavrelle», 1917Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды
ru.wikipedia.org
Что такое Арт Технологии?
Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. По сути, это педагогика воспитания по самым обыкновенным общеобразовательным программам. Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощённости. Проведение арт-технологий – это мощный стимул в обучении. Использование арт-технологий даёт возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить в человеке стремление к углубленному изучению материала, развивать творческие способности, являясь одной из технологий повышающей качество образовательного процесса. Уроки с использованием арт-технологий имеют дидактическое достоинство: создаётся эффект присутствия «Я это видел» , проявляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Одним из перспективных направлений в психолого-педагогической работе по формированию у студентов коммуникативной компетентности считается арт-технологии – обучение, осуществляемое при помощи средств художественного творчества. Оно хорошо тем, что не зависит от культурного опыта и социального положения, отличается особой «мягкостью» по сравнению с другими методами. Арт-технологии – это методы, использующие невербальный язык искусства для развития личности и дающие возможность контактировать с глубинными аспектами духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта. Арт-технологии основываются на том, что художественные образы способны помочь человеку понять самого себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой. В качестве самостоятельного направления в коррекционной работе арт-технологии начали развиваться в Великобритании и США с середины ХХ в. Они основываются на многообразии форм человеческого опыта и способов его отражения и различных моделях культурного и профессионального дискурса. Арт-технологические методы и приёмы представляются относительно новым явлением, возникшим в результате объединения опыта арт-педагогов, искусствоведов и психоаналитиков. ..Вот, удалось найти кое-что и тем самым тоже поразмышлять. Может пригодится. Но только постарайтесь из этого, образовать доклад с применением заодно своих знаний Удачи!
sprashivalka.com
Арт — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Арт — калька с англ. art — «искусство». См., например:
- Арт-группа — объединение художников, совместно создающих свои произведения.
- Арт-деко — течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи.
- Арт-Москва — ежегодная художественная ярмарка современного искусства, проводится в Москве с 1996 года.
- Арт-банкинг — финансово-консультационное сопровождение инвестиций в искусство.
- Арт-рок — музыкальный жанр.
- Арт-терапия — вид психотерапии.
АРТ, Арт — название:
- АРТ — телеканал (Россия)
- АРТ — телекомпания (Казахстан).
- Арт — коммуна в кантоне Швиц на берегу Цугского озера, Швейцария.
- Арт[en] — крупнейший остров группы Белеп в Тихом океане.
Арт — имя:
- Арт Блэйки (1919—1990) — американский музыкант, джазовый барабанщик.
- Арт Бухвальд (1925—2007) — американский журналист и писатель-сатирик, лауреат Пулитцеровской премии.
- ван Арт, Ваут (р. 1994) — бельгийский профессиональный шоссейный велогонщик.
- Арт Гарфанкел (р. 1941) — американский певец, актёр и писатель; участник дуэта Simon and Garfunkel.
- Арт Карни (1918—2003) — американский актёр.
- Арт ван дер Нер (1603/1604—1677) — голландский живописец.
- Арт Оэнфер (II век) — легендарный Верховный король Ирландии.
- Арт Росс (1886—1964) — канадский хоккеист и тренер.
- Арт Росс Трофи — приз, ежегодно вручаемый хоккеисту, набравшему наибольшее количество очков по системе гол+пас в регулярном чемпионате НХЛ.
- Арт Трипп (р. 1944) — американский музыкант, перкуссионист/барабанщик.
- Арт Тэйтум (1909—1956) — американский джазовый пианист, композитор.
- Арт Харрис (1947—2007) — американский баскетболист.
- Арт Хейман (1941—2012) — американский баскетболист.
- Арт Хиллхаус (1916—1980) — американский баскетболист.
- Арт Шпигельман (р. 1948) — американский художник, писатель, автор и издатель комиксов, лауреат Пулитцеровской премии.
АРТ — аббревиатура:
ru.wikipedia.org
Био-арт — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Био-арт скульптура «Регенерирующая гробница», Amy Karle, 2016Био-арт — это направление в искусстве, где люди работают с живыми тканями, бактериями, живыми организмами и жизненными процессами. Используя научные процессы, такие как биотехнологии (включая такие технологии, как генная инженерия, культура тканей и клонирование), работы производятся в лабораториях, галереях или в студиях художников. Сфера био-арта, по мнению некоторых художников, должна быть строго ограничена «живыми формами», в то время как другие художники считают, что искусство, которое использует образы современной медицины и биологических исследований тоже входит в био-арт, или же считают это противоречие следствием самого характера биологических наук.[1]
Хотя художники био-арта и работают с живой материей, есть некоторые разногласия по поводу тех этапов, на которых материя считается живой. Создание живых существ и работа в области естественных наук приводит к этическим, социальным и эстетическим спорам. Термин «Био-арт» был придуман Эдуардо Кацем в 1997 году в отношении его произведения капсула времени. Хотя корни био-арта и восходят к концу 20 века благодаря работам таких пионеров, как Джо Дэвис, Марта де Менезес и художников, объединенных лабораторией SymbioticA, всё-таки био-арт гораздо более широко практикуется именно сейчас.
Автопортрет, Инь — Ян, 1988. Играя на параллели между фотоманипуляцией и клонированиемБио-арт часто предназначен быть шокирующим или юмористическим. Isotope: A Journal of Literary Science and Nature Writing пишет: «Био-арт часто нелеп. Он может быть шероховатым, грубым, антисанитарным, иногда невидимым настолько, что сложно уследить за ним на аукционе. Но в то же время, он делает что-то очень традиционное, что искусство должно делать: обратить внимание на красивые и гротескные детали природы, которые мы могли бы никогда и не видеть.»[2]
Поднимая вопросы о роли науки в обществе,
ru.wikipedia.org
Компьютерное искусство — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Иррациональная геометрия, инсталляция 2008 года. Паскаль Домбис. Образец фрактального искусства. Лиллиан Шфарц. Сравнение портрета Моны Лизы и Автопортрета Леонардо.Компьютерное искусство (англ. Digital art), а также цифровое искусство, диджитальное искусство — направление в медиаискусстве, основанное на использовании информационных (компьютерных) технологий, результатом которой являются художественные произведения в цифровой форме.
Хотя термин может применяться к произведениям искусства, созданных изначально с использованием других медиа или отсканированных, он всегда относится к произведениям искусства, которые были модифицированы при помощи компьютерных программ.
На данный момент понятие «компьютерная графика» включает в себя как произведения традиционного искусства, перенесённые в новую среду, на цифровую основу, имитирующую первоначальный материальный носитель (когда, например, за основу берется отсканированная или цифровая фотография), или созданные изначально с применением компьютера, так и принципиально новые виды художественных произведений, основной средой существования которых является компьютерная среда.
ru.wikipedia.org
Фототерапия (арт-терапия) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Фототерапия является относительно новым видом арт-терапии, применение её началось с 1970-х в США и Канаде[1].
Фототерапия может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии, таким образом, является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности. Это может быть сочинение историй, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, сценическое представление и работа с костюмами и гримом, движение и танец, художественные описания и т. д.)[2].
- Фотографии, найденные или созданные клиентом с помощью фотокамеры, коллекция изображений людей в журналах, Интернете, на открытках и так далее;
- Фотографии клиента, сделанные другими людьми, где клиент специально позирует, или снимки, сделанные спонтанно;
- Автопортреты — любые фотографии самого себя, сделанные клиентом, когда клиент буквально или метафорически сам полностью контролирует процесс создания снимка;
- Семейные альбомы и другие биографические фотоколлекции — фотографии семьи клиента или семейные снимки по выбору, хранимые в альбомах или более свободно организуемые в нарративы, — фотоснимки на стенах или дверцах холодильников, в бумажниках или настольных фоторамках, в компьютере или на семейных сайтах. Все эти фотографии собираются для документирования личного жизненного нарратива и прошлого клиента, и в отличие от отдельных снимков, подобные альбомы живут своей жизнью;
- Техника «фото-проекций», которая исходит из того феноменологического факта, что смысл снимка главным образом формируется зрителем в процессе восприятия. Любая фотография, воспринимаемая человеком, вызывает реакции, которые проецируются из его или её внутренней карты реальности, определяя то, как люди придают значение тому, что
ru.wikipedia.org