Надежда Кошеверова, Татьяна Лиознова, Динара Асанова и другие.
В истории отечественной режиссуры было немало женщин, которым советское и российское кино обязано громкими успехами, в том числе международными. Женщины начали снимать большое кино в 1910-х, а спустя полвека и вовсе захватили индустрию. «Культура.РФ» вспомнила 11 выдающихся женщин-режиссеров, чьи работы по праву считаются классикой отечественного и мирового кинематографа.
Ольга Преображенская
В зарождавшуюся киноиндустрию первую отечественную женщину-режиссера ввел Яков Протазанов: в 1913 году Ольга Преображенская стала сниматься в фильмах киноателье «Тиман и Рейнгардт». Ее первая работа в качестве постановщика была совместной с актером, сценаристом и режиссером Владимиром Гардиным — в 1916 году они экранизировали «Барышню-крестьянку» Александра Пушкина.
«Фильм получился, его хвалили, но так как это была первая постановка женщины-режиссера, то к этому отнеслись недоверчиво, и часто на афишах и в рецензиях мою фамилию писали с мужским окончанием или приписывали постановку другим режиссерам».
![]()
Кадр из художественного фильма Ольги Преображенской «Бабы рязанские» (1927)
В первые годы после революции Ольга Преображенская также стала первой женщиной — преподавателем режиссуры: она вела занятия в Государственной школе кинематографии (современный ВГИК).
Самой удачной работой Преображенской считается драма «Бабы рязанские» (1927), которую посетивший в то время СССР писатель Теодор Драйзер назвал «чудом». Фильм рассказывал о нелегкой жизни обыкновенной русской крестьянки в деревне накануне и после революции. Эту картину Преображенская сняла вместе с режиссером Иваном Правовым, как и многие другие свои фильмы, выдержанные в духе бравого соцреализма: «Тихий Дон», «Степан Разин», «Парень из тайги».
Несмотря на устойчивый зрительский успех, фильмы Преображенской и ее соавторов часто подвергались последовательной, а порой и резкой критике.
Надежда Кошеверова
Режиссер Надежда Кошеверова на съемках своего художественного фильма «Соловей». 1979 год. Ленинград. Фотография: Самоэль Кацев / Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Санкт-Петербург
Если главным режиссером-сказочником советского кинематографа считается Александр Роу, то главной сказочницей — Надежда Кошеверова. Несмотря на то что режиссер пробовала себя в разных жанрах, от реалистического («Галя») до комедий («Укротительница тигров»), наиболее полно ее талант раскрылся именно в сказке.
Самая известная из десяти ее работ в этом жанре — «Золушка» 1947 года, снятая совместно с Михаилом Шапиро по сценарию Евгения Шварца. «Золушка» стала, пожалуй, первой в истории советского кино сказкой, начисто лишенной идеологического налета, однако в то же время с легкой сатирой отражающей черты советского быта. Например, в мачехе, блистательно исполненной Фаиной Раневской, легко узнается образцовая коммунальная активистка. И также впервые в советском кино аристократические герои — король Эраста Гарина и принц Алексея Консовского — изображаются не как карикатурные отрицательные персонажи.
Другая важная работа Кошеверовой — «Старая, старая сказка» 1968 года с Олегом Далем и Мариной Неёловой в главных ролях. В этом фильме сказочные герои впервые начали говорить современным зрителю языком («Я здесь все равно жить не буду…» — «Пожалуйста! Можем разменяться на два королевства в разных районах!») — за десять лет до известного этим художественным приемом «Обыкновенного чуда» Марка Захарова.
Маргарита Барская
Маргарита Барская в роли Лизы в короткометражном фильме Александра Довженко «Ягодки любви» (1926)
Маргарита Барская — первый режиссер, сумевший показать мир ребенка и мир глазами ребенка максимально честно и естественно. В 1933 году на экраны вышла ее драма «Рваные башмаки» — первый озвученный детский фильм в мировом кинематографе. Она рассказывала о детях, выросших в условной европейской стране, где к власти пришел фашистский режим. После выхода картины о Барской сразу же заговорили как о новом, оригинальном таланте, а много позже — чуть ли не как о предтече итальянского неореализма. Зрителей восхищало, насколько непринужденно ведут себя в кадре дети, как будто не замечая объектива, — в этом была заслуга Барской-педагога, выработавшей собственную систему работы с юными актерами.
Маргарита Барская была инициатором открытия первой в мире детской киностудии «Союздетфильм», где был снят полнометражный фильм «Отец и сын». На экранах он так и не появился: критики клеймили картину как «лживую», поскольку Барская, верная своему стилю, отразила в ней жизнь советской семьи без прикрас. Снимать режиссеру больше не позволили — в основном из-за ее дружбы с опальным оппозиционером Карлом Радеком, так что фильм «Отец и сын» стал последней работой Барской.
Читайте также:
Юлия Солнцева
Юлия Солнцева в роли Аэлиты в художественном фильме Якова Протазанова «Аэлита» (1924)
Кинорежиссер Юлия Солнцева, прежде чем стать известным режиссером, успела прославиться как актриса благодаря главным ролям в немых лентах «Аэлита» и «Папиросница из Моссельпрома».
Самой известной работой Солнцевой стала «Поэма о море», снятая в 1958 году по сценарию ее мужа, режиссера Александра Довженко, в которой режиссер подала строительство Каховской ГЭС в стиле древнегреческого эпоса. Фильм запомнился зрителю диалогом пенсионера и малолетнего двоечника. Паренек собирался стать прокурором, и на вопрос дедушки, как можно судить людей без способностей к этому, уверенно отвечал: «В суде способности не нужны, там главное знать статьи — кому какую».
Другой заметной работой Солнцевой была первая в Европе широкоформатная картина «Повесть пламенных лет» (1960), которая получила награду за лучшую режиссуру в Каннах.
Искра Бабич
Кадр из художественного фильма Искры Бабич «Прости меня, Алеша» (1983)
Искра Бабич, выпускница ВГИКа 1958 года, была любимой ученицей режиссера и педагога Ивана Пырьева. В ее фильмографии всего четыре полнометражных фильма — мелодрамы. Бабич снимала пронзительные фильмы о любви, совести и доброте, — но без избыточной экспрессии и эксцентрических сюжетов.
Самый известный фильм режиссера — «Мужики!» 1982 года, получивший массу наград и добившийся действительно всенародного признания. Последним фильмом в биографии Бабич стала драма «Прости меня, Алеша» (1983), после выхода которой перебралась в деревню Поплевино в Рязанской области, где вела почти отшельнический образ жизни.
Динара Асанова
Режиссер Динара Асанова (справа) на съемках своего художественного фильма «Не болит голова у дятла». 1974 год. Музей кино, Москва
Ученица Михаила Ильича Ромма, Динара Асанова известна как режиссер, которому удалось точно и без лишних нравоучений показать противоречивую подростковую натуру. Два самых известных фильма Асановой — лирическая история о безнадежной влюбленности «Не болит голова у дятла» (1975) и драма о юных хулиганах «Пацаны» (1983), в которой были задействованы не профессиональные актеры, а настоящие трудные подростки. Как вспоминал Валерий Приёмыхов, исполнитель роли начальника трудового лагеря в «Пацанах», после выхода фильма Асановой стали пачками приходить письма: люди просили совета, считая, что режиссер была квалифицированным специалистом по воспитанию «трудных детей». Однако единственной задачей Асановой было показать, что переходный период между отрочеством и юностью — это не репетиция к «настоящей», взрослой жизни, а важная часть нашей единственной, большой, жизни.
Лариса Шепитько
Режиссеры Лариса Шепитько и Андрей Тарковский. 1970-е годы. Фотография: Николай Гнисюк / Мультимедийный Комплекс Актуальных Искусств, Москва
Лариса Шепитько была одной из центральных фигур советского кино 1960–70-х годов. В числе прочего она сняла культовую оттепельную ленту — «Крылья» 1966 года, фильм-размышление о судьбе фронтовиков. Фронтовиком в картине была женщина, бывшая летчица Надежда Петрухина (в исполнении Майи Булгаковой), которая после войны стала директором ПТУ. Героине, вынужденной спуститься буквально с небес на землю, пришлось жить по новым правилам, в которых не было той нравственной ясности, свойственной военному времени, что в итоге привело ее к экзистенциальному тупику, как и многих шестидесятников. «Крылья», с одной стороны, стали очень популярны у публики, а с другой — вызвали пристальное внимание к Шепитько со стороны цензоров Госкино.
Чтобы снять свой главный фильм, «Восхождение» (1976), именно таким, каким Шепитько его видела, ей пришлось буквально с боем получать разрешение у чиновников. Так появилась военная драма по мотивам повести неудобного для власти писателя Василя Быкова, которая стала первой советской картиной, удостоенной «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля.
Татьяна Лукашевич
Кадр из художественного фильма Татьяны Лукашевич «Подкидыш» (1939)
Фраза «Муля, не нервируй меня!» навсегда вошла в историю отечественного кинематографа — как и режиссер «Подкидыша» (1939) Татьяна Лукашевич. Ее дебют состоялся в 24 года: фильм Лукашевич «Преступление Ивана Караваева» скорее напоминал художественно оформленную киноагитку, чем художественное высказывание, но интерес к молодому режиссеру все же создал. В дальнейшем Лукашевич снимала в основном фильмы, способствовавшие «нравственному воспитанию подрастающего поколения» («Гаврош», «Подкидыш», «Аттестат зрелости»). Несмотря на четкое следование режиссера канонам соцреализма, на первом плане в фильмах Лукашевич всегда выходили человечность и простая искренность, не отягощенные излишней назидательностью и дидактикой. Это заметнее всего в фильме «Подкидыш», главная идея которого выражена в строчках колыбельной: «В нашем городе большом каждый ласков с малышом».
Аида Манасарова
Кадр из художественного фильма Аиды Манасаровой «Оглянись» (1983)
Для Аиды Манасаровой едва ли не главным в творчестве было старательное избегание всего идеального и надуманного. По словам Манасаровой, ей было «гораздо важнее показать реальный драматизм поиска нравственных идеалов», поэтому ее герои никогда не были одномерно-положительными. Практически все ее фильмы рассказывали о людях, переживавших глубокий внутренний кризис. «Мне нравятся герои, которые мучатся своим несовершенством», — признавалась Манасарова. Одна из самых ярких работ режиссера — семейная драма «Оглянись» (1983) о тяжелых взаимоотношениях матери и сына.
Татьяна Лиознова
Режиссер Татьяна Лиознова и оператор Петр Катаев на своего художественного фильма Татьяны Лиозновой «Карнавал». Музей кино, Москва
«Семнадцать мгновений весны» режиссера Татьяны Лиозновой сразу стали главным советским сериальным хитом. Однако известна режиссер не только историей о популярном советском киноразведчике.
Ключевым героем всех ее работ был человек, оказавшийся в неестественных для себя условиях, белая ворона, которая испытывает себя на прочность, причем далеко не всегда успешно. «Лимита Нюра» из фильма «Три тополя на Плющихе» 1967 года, так и не обрела любви; Нина из «Карнавала» (1981) вернулась в свой городок, не сумев стать большой артисткой; Леня из картины «Мы, нижеподписавшиеся» (1980) отчаялся собрать злополучные подписи, которые оказались нужны только ему. И это сочетание упрямства, смирения, неприкаянности — характерная черта многих героев Лиозновой. Как вспоминал драматург Александр Гельман, «ее фильмы чистосердечны, правда души в них превосходит правду фактов, как это и бывает в жизни с настоящими людьми».
Кира Муратова
Кадр из художественного фильма Киры Муратовой «Астенический синдром» (1989)
Кира Муратова всегда снимала только такое кино, какое ей хотелось снимать — независимо от изменений политической повестки, режимов, эстетических ориентиров. Поэтому ее первые фильмы — «Короткие встречи» (1967) и «Долгие проводы» (1971) — положили на полку, третий, «Познавая белый свет» (1979), так и не вышел в широкий прокат, а четвертый, «Среди серых камней» (1983), урезанный цензурой, она выпустила под псевдонимом Иван Сидоров.
Наконец, снятый в 1989 году «Астенический синдром», вышедший в том виде, как хотела Муратова, принес ей мировое признание.
Муратова всегда снимала картины, которые оказываются испытанием для зрителя, непростой внутренней работой. Это единственная женщина-режиссер, благополучно пережившая десятилетия трансформации отечественного кинематографа.
Автор: Олег Зиновьев
10 женщин, которые определяют судьбу современного российского кино
К самой громкой работе сценариста Дарьи Грацевич можно отнести нашумевший сериал режиссера с голливудским бэкграундом Вадима Перельмана «Измены», продолжения которого мы все подспудно ждем, но, видимо, уже не на российском телевидении, ведь в этом году права на адаптацию были проданы американской компании Paramount Television.
Об изменах, особенно женских, в обществе говорить не принято, а сериал Грацевич построен на истории с виду ничем не примечательной женщины (в исполнении Елены Лядовой), у которой муж и три любовника. Эта провокационная и очень женская история покорила российскую аудиторию и заслуженно получила приз «ТЭФИ» как «Лучший телевизионный сериал».
В своих интервью, отвечая на вопрос о том, что вдохновило ее на эту историю, Дарья признается, что ее всегда возмущало то, как неодинаково и лицемерно общество относится к женским и мужским изменам: если у мужчины много женщин, он — мачо и сердцеед, если у женщины много мужчин, она, мягко говоря, порицается за легкомысленное поведение. Причем часто сами женщины поощряют мужчин на измены фразами типа «мужчины без этого не могут, они самцы, это надо принять и тому подобное». Свою задачу как сценариста Дарья видела в том, чтобы развенчать эти мифы и показать, что не все так однозначно.
Кстати, Вадим Перельман не сразу согласился на сотрудничество с Грацевич: после неудачного опыта с сериалом «Пепел» Перельман не хотел сотрудничать с российскими кинематографистами. Продюсеры ТНТ специально летали в США, чтобы убедить режиссера, и он согласился прочитать одну серию просто, «чтобы отстали», но в итоге залпом «проглотил» все 16 серий и прилетел в Москву на съемки.
Сотрудничество Грацевич с Перельманом продолжилось уже на полнометражной картине «Купи меня» про молодых девушек, ищущих богатых спонсоров для красивой жизни. Фильм был основан на реальных событиях, а прототипы своих героинь Дарья встречала в социальных сетях и на светских вечеринках.
Женская тема в творчестве Грацевич продолжилась картиной «Без меня», снятой актером и режиссером Кириллом Плетневым. Это история о двух женщинах, любивших одного мужчину и узнавших друг о друге только после его гибели.
Каждый сценарий Грацевич — это, безусловно, погружение в мир женщины, причем смелое, бескомпромиссное, честное. Грацевич не только пишет сценарии, она также работает креативным продюсером в Comedy Club Production и планирует попробовать себя в режиссуре.
о чем снимают женщины-режиссеры в России: Люди: Моя страна: Lenta.

Марина Аброшина
Марина Аброшина Креативный продюсер, эксперт в сфере киноиндустрии, автор короткометражной киноленты о проблеме СДВГ в России, выпускница НИУ ВШЭ направления «Медиакоммуникации»
С развитием киноиндустрии все больше женщин пробуют себя в роли режиссеров. Они проигрывают мужской половине в количестве, но не в качестве. С каждым годом женщины с новой силой обретают свой голос, видение, стиль и своими работами обращают внимание зрителей на проблемы как личностные, так и социальные. Так в чем же отличие женского российского кино от мужского и можно ли утверждать, что оно вообще есть?
Рассмотрим ответ на вышепоставленный вопрос на примере картины «Верность» режиссера Нигины Сайфуллаевой, которая поднимает проблему доверия и близости в отношениях. Героиня фильма Елена — акушер-гинеколог. Она замужем за Сергеем, актером драмтеатра. Ни душевного, ни физического контакта между супругами нет. Под давлением напряжения Елена начинает подозревать мужа в изменах.
Таким образом, автор исследует поведение партнеров в длительных отношениях, где люди менялись годами и, изменившись, перестали понимать друг друга. Психологи и гуру отношений считают, что союз лечит диалог, но главная героиня не выбирает разговор. Дичайший страх потери она сублимирует в беспорядочные связи, откладывая обсуждение проблем, которого боится.
Рассказать о чувствах — значит, сделать себя уязвимым. Быть «голой» перед другими мужчинами ей проще, чем перед главным человеком своей жизни. Потенциальное окончание отношений приравнивается к страху смерти: Лена не готова меняться, поэтому занимается саботажем, который, по иронии, отношения точно не спасет. Фильм наполнен постельными сценами, чем вызвал обсуждение среди зрителей — что можно показывать, а что нет? Дискуссия полезна, так как любая цензура начинается с самоцензуры и самоощущений.
Как можно просто взять и поговорить? Нигина Сайфуллаева очень тонко и аккуратно раскрывает проблему недосказанности из страха потери или наказания. Она заявляет зрителю, что, говоря о себе, своих потребностях, болях и проблемах, мы приближаемся к себе настоящим, учимся доверять, ощущать личные границы и банально быть счастливыми
Другой яркий пример — режиссер Кира Коваленко, которая войдет в историю как первая россиянка, чей фильм «Разжимая кулаки» выиграл гран-при Каннского кинофестиваля в категории «Особый взгляд». Картина рассказывает о девушке Аде, живущей в североосетинском городке с отцом и младшим братом. Глава семейства воспитывает детей в суровой строгости, ограничивая их свободу, а Ада мечтает покинуть отчий дом. С приездом старшего брата из Ростова она понимает, что это ее шанс.
Режиссер показывает особенности межличностных отношений в кавказской семье. Она подчеркивает, что в каждой культуре взаимодействие, диалог между женщинами и мужчинами, родителями и детьми — совершенно разные. Они обусловлены религией, историей, культурой, экономикой и миллионами других факторов. К каждой культуре важно проявлять уважение и чтить ее традиции.
В тот момент, когда человек знакомится с новыми культурными особенностями и традициями, он зачастую испытывает шок. Именно поэтому «Разжимая кулаки» шокировал многих, в то время как для кого-то картина была реальностью, отраженной на экране.
Героиня Ады живет в месте, которое существует по мужским законам и правилам. Лишенная голоса и мнения, она обслуживает жизнь мужчин, которых любит. Кира поднимает проблему самоидентификации и сепарации с близкими людьми в попытке найти собственное «я». Автор показывает созависимые, гиперопекающие отношения между членами семьи, которые на самом деле делают каждого глубоко несчастным.
Кадр: фильм «Разжимая кулаки»
Ада не только не может говорить о том, чего на самом деле хочет, она находится под постоянным контролем отца, воспринимающего ее как маленького ребенка. Молодые люди, ухаживающие за ней, увлечены лишь самими процессом — им неважен ни ее внутренний мир, ни ее переживания.
Пассивная агрессия девушки выражается в символе сжатых кулаков — героиня хронически находится в состоянии готовности к битве за свободу — как ментальную, так и физическую. Однако каждый удар и нарушение личных границ она встречает сдержанно и не дает проявиться инакомыслию, что провоцирует ощущение замкнутого круга: бежать некуда! В этом конфликте режиссеру удается погрузить зрителя в колорит местной жизни — нищета быта на фоне богатства природы подчеркивает главную линию сюжета. Автор буквально кричит о том, что каждая девушка и женщина может разжать свои кулаки.
Как быть независимым и честным? Как уйти от людей, которых любишь, не навредив им? Как не изменять себе и найти свой путь? Такие вопросы зачастую поднимаются и раскрываются в кинолентах женщин-режиссеров.
Женское кино в России — это шанс взглянуть на вечные проблемы под другим углом. С одной стороны, можно сказать, что темы личных границ и близости невозможно поделить по гендерному признаку, и это правда. С другой стороны, любые конфликты и столкновения часто происходят на почве различий, которые как раз и исследует женская оптика — молодая, пытливая и честная.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Женщины-кинорежиссеры в России (история, имена, особенности)
«Женское кино» – термин, которым принято обозначать и кино, снятое женщинами, и кино, снятое для женщин. Кинокритики, безусловно, разделяют два этих типа продукта, обыватели же, напротив, склонны смешивать кинопродукцию женского производства и целевую аудиторию потребителей данной продукции.
Стереотип о том, что режиссура – не женская профессия, в России появился еще до момента появления женского кино, в 1910-х годах, когда кинорежиссер Яков Протазанов ввел в профессию первую женщину-режиссера Ольгу Преображенскую. Преображенская сняла несколько успешных картин, первой экранизировала «Барышню-крестьянку» Пушкина. По её воспоминаниям, фильм получился, но к нему как к постановке, подготовленной женщиной, отнеслись крайне недоверчиво. Более того, боясь отпугнуть зрителя, на афишах «Барышни» фамилию режиссера писали в мужском роде, чтобы зритель не сделал отрицательных выводов о фильме заранее.
Итак, именно стереотип о неженской природе режиссуры был препятствием к освоению профессии женщинами. Современное мнение деятелей искусства относительно термина «женское кино» разделилось до глобального противоречия:
- одни относятся к его существованию терпимо (воспринимая без стилистических окрасок и только в прямом значении: «женское кино» = «кино авторства женщины-режиссера»),
- вторые считают неприемлемым само его употребление, воспринимая его воплощением заблуждений и гендерной дискриминации.
Так, показательны высказывания ведущих российских режиссеров о феномене женского кино:
- Алексей Герман:
«Нет такого понятия «женское кино»… Снято кино и снято. Я совсем не ощущаю, что оно женское. Я ощущаю, что оно снято хорошим режиссёром».
- Алла Сурикова:
«На мой взгляд, такой термин, как «женское кино» … не существует, потому что эпитет «женский» по отношению к произведению искусства у нас за долгие годы приобрел, а может быть, и изначально имел пренебрежительный оттенок».
- Кирилл Серебренников:
«Нет понятия «женская режиссура». Есть режиссура, и женщина, и мужчина перед ней равны».
Молодой режиссер Борис Акопов предлагает не делить кино на «мужское» и «женское» с точки зрения авторства кино. Зато режиссер вполне допускает употребление этих же эпитетов по отношению к настроению фильмов, а не по отношению к гендеру их создателей.
Противоречие восприятия этого феномена усугубляется тем, что женщины-режиссеры одновременно борются за то, чтобы женское кино не выделялось как жанр и за то, чтобы оно в обязательном порядке присутствовало в фестивальном мире наравне с продукцией мужчин-режиссеров и не ущемлялось. Так, культурная политика фестивалей в самых разных странах время от времени испытывает давление медиаскандалов – в 2012 году на Каннском фестивале британский режиссер Андреа Арнольд публично задала вопрос о том, почему в этом году ни один фильм женщины-режиссера не был отобран в конкурсную программу Канн.
В Голливуде термин «женское кино» стал отмирать еще в 1960-х годах, когда его стали считать излишне феминистичным. В это время термин стали употреблять только по отношению к аудитории, на которую рассчитано, т.е. = «кино для женщин». Американское «женское кино» быстро перекочевало на телевидение и сменило название на «мыльная опера».
В России же, спустя полвека после женского режиссерского дебюта, можно утверждать, женщины только заняли свою нишу в киноиндустрии, — они эту индустрию захватили, а современное состояние российского женского кинематографа дает право говорить не только об отдельных именах женщин-режиссеров, но о своего рода глобальном феномене, полноценном культурном явлении.
Женщины-режиссеры, долгое время боровшиеся за признание, сегодня с успехом реализуют себя на самых различных площадках – от мэйнстрима до артхауса и экспериментального кино, в которых традиционно доминировали мужчины.
Как отмечает завкафедрой игрового кино ВГИКа Владимир Хотиненко, в 2019 году 80% абитуриентов, поступающих на режиссерский факультет, составляют девушки, на операторов во ВГИК идет учиться около 70% девушек – это парадоксально и свидетельствует о глобальной феминизации профессии, и женщины становятся очевидно активнее мужчин.
Отличие женского кино от мужского — жанры и особенностиТабу для женщин на занятие режиссурой в дореволюционной России родилось от табу на занятие литературой и искусством. Так, критики утверждали, что в женской поэзии царствует узость и необъективность взглядов:
- мужской поэтический взгляд – это взгляд на небо,
- а женский взгляд – это взгляд на мужчину.
Та же самая претензия адресуется женской режиссуре: по сравнению с мужской, она, якобы, демонстрирует узость, мелочность и поверхностность взгляда.
Несмотря на то, что существуют кинофильмы, при просмотре которых без упоминания имени создателя не все специалисты могут распознать гендер режиссера, критики все равно называют основные отличия одного кино от другого:
- Режиссер мужского пола интересуются глобальными вещами, высшими ценностями.
Женщины-режиссеры – более бытовыми.
- Режиссер-мужчина более заинтересован в «больших» деньгах, в прибыльных проектах, и сегодня мужчины чаще ищут заработка в других сферах.
- Женщина как режиссер может быть более сентиментальной к своим героям, чаще склонной к счастливым развязкам, более снисходительной к «плохим» героям.
- В женской режиссуре сквозит симпатия к герою-носителю высокой морали, она неприкрыто симпатизирует мужественному, честному, цельному, доброму и наивному герою.
- Женская режиссура гораздо чаще, чем мужская, демонстрирует иронический, романтично окрашенный взгляд как на мужчин, так и на женщин.
- Мужской режиссерский взгляд гораздо чаще показывает мифологизацию и поэтизацию реальности. Тогда как женский взгляд гораздо чаще критический и даже стереоскопический.
- Женщины любят детали, оттенки и нюансы, из которых и складывается стереоскопический взгляд.
Кинокритик и искусствовед Галина Жданкина утверждает, что гендерных различий между мужской и женской режиссурой нет: режиссер-женщина может выпустить жесткое и брутальное кино, а мужчина может снять слезливую мелодраму. В то же время, Жданкина говорит, что женщина-режиссер вряд ли выберет тему насилия, бандитизма или войны. Ее режиссура порождает продукт жизнеутверждающий, добрый и тёплый. Специфика ее взгляда – его узость – становится преимуществом женского кино, он словно препарирует проблемы.
Жанры, к которым чаще всего и успешнее всего обращаются кинорежиссеры-женщины – это, безусловно, драмы. Благодаря высокой проницательности женского взгляда, им удается сказать веское слово в семейной и бытовой драме, в лирической комедии.
В начале становления женской режиссуры как явления выпускниц ВГИКа зачастую направляли на киностудию детских и юношеских фильмов, в ТЮЗ: считалось, что именно они могут срежиссировать достойное произведение с высокой дидактической нагрузкой на пользу подрастающего поколения. Этим объясняется большое число фильмов для детей, выпущенных женщинами: от «Рваных башмаков» Маргариты Барской (первый озвученный советский фильм для детей) до «Хорошего мальчика» Оксаны Карас.
Ольга Преображенская
Первая российская женщина-режиссер, вошедшая в профессию до революции.
В 1916 году вышла экранизация Пушкина «Барышни-крестьянки», в 1927 году «Бабы рязанские». Также была первой преподавательницей режиссуры, стояла у истоков ВГИКа. В дореволюционный период отечественный кинематограф почти полностью был посвящен литературным экранизациям.
Преображенская (совместно с Иваном Павловым) сняла также фильмы «Тихий Дон», «Степан Разин и другие.
Надежда Кошеверова
Режиссер, преимущественно посвятивший себя жанру сказки: «Золушка» (1947), «Старая, старая сказка» (1968), также успешно реализовала себя в реалистичном кино и жанре комедии.
Татьяна Лукашевич
Режиссер всенародно любимого фильма «Подкидыш» 1939 года. В дальнейшем тема ребенка и социума захватила режиссера, и были выпущены еще ленты для подростковой аудитории: «Гаврош», «Аттестат зрелости».
Искра Бабич
Искра Бабич – мастер мелодрамы, выпустила 4 фильма в жанре мелодрамы, наибольшую известность завоевала лента «Мужики!» 1982 года.
Герои лент – смелые советские искатели счастья, которые добиваются того, чего заслуживают, живя по совести и по любви.
Татьяна Лиознова
Женщина-режиссер, охватившая в творчестве несколько жанров – от семейной и социальной драмы до лирической комедии с элементами мюзикла. Наиболее известна многосерийной историей о советском разведчике. Ключевая тема произведений – гуманизм и любовь к человеку как высшая ценность. В центре действия картин оказывается настоящий советский человек – упрямый, милосердный, наивный, чистый.
Кира Муратова
Первая представительница авторского кино в СССР, которой удалось добиться мирового признания. Жанры, в которых работала Муратова: социальная драма, криминальная драма. Показательно для обсуждения вопроса женского кино, что первые три фильма Муратовой выпустить не удалось, а четвертый фильм «Среди серых камней» удалось выпустить на экраны, только под мужским псевдонимом.
Фильмы Муратовой были беспощадным испытанием для зрителя, так как просмотр их требовал внутреннего напряжения, большой внутренней работы.
Динара Асанова
Фильмы Асановой про подростков обеспечили ей славу подросткового психолога, специалиста по «трудным детям». Два наиболее известных фильма Асановой «Не болит голова у дятла» (1975) и драма о юных хулиганах «Пацаны» (1983). В качестве актёров приглашала непрофессиональных актеров – реальных трудных подростков, что обеспечило фильмам трудную, настоящую, щемящую атмосферу бесприютного перехода от отрочества к юности.
Алла Сурикова
Советский, российский сценарист, кинорежиссер, народная артистка РФ. Алла Сурикова пришла работать в кино в 1960-м году в качестве ассистента режиссера. Мало кто знает, но детский киножурнал «Ералаш» — это именно ее идея. Первые ее работы были короткометражными. Но уже в 1979 году фильм «Суета сует» принес ей известность и первые серьезные награды. Далее последовали большие режиссерские работы в таких известных фильмах, как
«Ищите женщину» (1982 г.), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987 г.), «Московские каникулы» (1995 г.).
В общей сложности Сурикова выступила режиссером в 24 кинокартинах. Ее герои – персонажи со сложной судьбой, при этом сохраняющие оптимизм, веру в доброту. Сам жанр комедии всегда считался очень сложным, и не всем режиссерам удавалось снять его достойно, но Сурикова смогла стать бесспорным мастером жанра комедии.
Светлана Дружинина
Женщина-режиссер, сценарист и актриса, академик Петровской академии наук и искусств, народная артистка РФ. Светлана дебютировала в кино как актриса в фильме «За витриной универмага» и сразу же привлекла к себе внимание. Свой первый фильм как режиссер – «Исполнение желаний» Дружинина представила широкой публике в 1974 году. Критики лестно отзывались о фильме и считали, что именно он сделал режиссера знаменитой, определив ее творчество, как лирические фильмы, где в центре всегда человеческие судьбы, жизнь простых людей. Но особенно хорошо Светлане Дружининой удались исторические фильмы. То, как она умеет верно сплести в одно целое антураж эпохи, исторических деятелей и любовные чувства героев друг к другу, в нашем кинематографе еще не делал никто. Ее «Тайны дворцовых переворотов» и «Гардемарины» стали классикой.
2010-е годы в российском кино отметились большим гендерным оживлением: четверть фильмов на отечественном «Кинотавре» представляют режиссеры-женщины: Оксана Бычкова, Анна Меликян, Наталия Мещанинова, Анна Матисон, Любовь Мульменко, Авдотья Смирнова,
Показательно, что победительницей «Кинотавра» в 2015 году стала Анна Меликян, в 2016 году Оксана Карас с лентой «Хороший мальчик», в 2018 году – Наталия Мещанинова с лентой «Сердце мира».
Статистика мирового уровня менее утешительна: всего 4 из 100 признанных лучших фильмов мира снято женщинами, россиянок среди них нет.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь
Итоги Каннского фестиваля: триумф России и революция Спайка Ли
В субботу Каннский международный кинофестиваль объявил своих победителей. «Золотую пальмовую ветвь» получил хоррор «Титан» молодой французской женщины-режиссера Джулии Дюкорно. Она стала второй женщиной за всю историю фестиваля, получившей главную награду. До нее «Пальму» вручили женщине только один раз — Джейн Кэмпион за картину «Пианино» в 1993 году, и если учесть, что тогда она разделила награду с китайским режиссером Ченом Кайгэ, то Дюкорно стала первой женщиной-режиссером в истории, единолично получившей награду Каннского фестиваля.
Кадр из фильма «Титан»
© Carole BethuelРежиссер, продюсер, актер, преподаватель, живой памятник новейшего американского кино и сам оказался в Канне первым — первым чернокожим председателем жюри основного конкурса смотра. Правда, осуществить свои обязанности ему удалось не сразу — в 2020 году фестиваль отменили из-за пандемии. К счастью, через год Ли вернулся на смотр, прошелся ко красной дорожке в ярко-розовом костюме и на первой же пресс-конференции продемонстрировал, что не намерен чисто из вежливости соглашаться с политикой фестиваля. Американец заявил, что считает недопуск в программу фильмов, снятых стримингами, — глупостью. Это произошло как раз тогда, когда художественный директор Канна Тьерри Фремо отметил в интервью, что картины Netflix способствуют деградации кинематографа.
Весь фестиваль пресса гадала, каким окажется Ли в качестве председателя — более консервативным или, наоборот, радикальным. В итоге режиссер остался верен себе и произвел небольшую революцию
При этом он войдет в историю не только благодаря решению отдать «Пальму» Дюкорно, но и конфузом, который случился в самом начале церемонии вручения наград. Ли запутался с очередностью призов и случайно объявил обладателя «Золотой пальмовой ветви» в самом начале. Режиссер так разнервничался, что путался каждый раз, когда ведущая обращалась к нему. На пресс-конференции Ли явно переживал за свою ошибку и сказал, что ему нет оправдания и прощения. Однако радость от наград фестиваля довольно быстро затмила его оплошность, потому что итоги, даже если и заспойлеренные, все равно удивительные.
На эту тему
Решение жюри важно не только потому, что главную награду присудили женщине-режиссеру, но и из-за самого характера «Титана» — откровенного и бескомпромиссного боди-хоррора (поджанр фильмов ужасов, который показывает различные деформации человеческого тела). Картина рассказывает о девушке Алексии с титановой пластиной в голове, которая из-за нелюбви родного отца превращается в социопата, сеет на своем пути смерть и хаос и беременеет маленьким титаном после совокупления с автомобилем. Звучит как полная дичь, а если учесть броский и нелицеприятный визуальный ряд, выглядит фильм не менее дико. Канну, конечно, не в первой отбирать подобные картины в программу — фестиваль любит добавить в конкурс парочку джокеров, которые могли бы растрясти общественность и наделать шуму.
Кадр из фильма «Титан»
© Carole Bethuel«Титан» Дюкорно похож на многие из них — прежде всего, на «Автокатастрофу» Дэвида Кроненберга, которая в свое время наделала шуму в том же Канне, или «Неонового демона» Николаса Виндинга Рефна. Однако далеко не всем каннским провокаторам удалось достичь такого успеха. Так же, как ругали Клинта Иствуда в 1994 году, когда он присудил «Пальму» Квентину Тарантино за бесстыдное «Криминальное чтиво», будут критиковать и Спайка Ли с коллегами за то, что вручили главный приз фестиваля фильму низкого жанра.
При этом провокационность Дюкорно не такая уж и провокационная — своим «Титаном» она нормализует действительность, которую до этого большинство не принимало: небинарность главной героини, физические деформации, нелогичность и явную необычность сюжета. «Титан» — странный и во многом неприятный фильм, его сложно назвать всеобщим любимцем, и при этом он говорит о понятных всем ценностях — любви и принятии себя. Жюри своим решением ставит на смелом заявлении француженки знак одобрения одного из самых влиятельных фестивалей мира
Канн в этом году оказался удачным и для российской делегации. Фильм Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» не был отмечен жюри, зато оператор картины Владислав Опельянц был удостоен престижной награды Высшей технической комиссии. Операторская работа в картине действительно выдающаяся. Гран-при жюри, своеобразное второе место, получил фильм финского режиссера Юхо Куосманена «Купе номер шесть», который был снят при поддержке Минкультуры.
Кадр из фильма «Купе номер шесть»
© Sami Kuokkanen Aamu Film CompanyНа эту тему
Это невероятный успех не только для режиссера, который уже был лауреатом Канна, выиграв в программе «Особый взгляд» с «Самым счастливым днем в жизни Олли Мяки», но и для российских продюсеров Сергея Сельянова и Натальи Дрозд, и для исполнителя одной из главных ролей Юры Борисова, которого режиссер упомянул в своей благодарственной речи. Кстати, судьбу Куосманена повторила и российская женщина-режиссер, ученица Сокурова Кира Коваленко — ее тихая драма «Разжимая кулаки» о любви и свободе в Северной Осетии взяла главный приз «Особого взгляда». Александр Роднянский, спродюсировавший картину, продолжает с успехом представлять международной публике новых российских режиссеров. Несколько лет назад так же триумфально началась карьера другого протеже Роднянского и тоже ученика Сокурова, который учился с Коваленко на одном курсе, Кантемира Балагова.
На пресс-конференции члены жюри признались, что согласия при принятии решений у них не было совсем, поэтому несколько наград были разделены между двумя фильмами. Так, приз с Куосманеном разделил иранский режиссер, частый гость в Канне и двухкратный лауреат «Оскара» Асгар Фархади с типичным для себя фильмом — моральным триллером «Герой», в котором заключенный совершает хороший поступок, но общество начинает сомневаться в честности его намерений. Камерное роуд-муви Куосманена и тяжеловесная драма Фархади на втором месте явно свидетельствуют о разброде в каннском жюри. Еще один совместный приз получили израильтянин Надав Лапид за противоречивое «Колено Ахед» и таец Апичатпонг Вирасетакул за «Память», похожую, как это уже давно заведено у режиссера, не на фильм, а на видеоинсталляцию, исследующую историю и природу человеческих воспоминаний. Без внимания жюри не остался и необычный мюзикл «Аннетт» Леоса Каракса, который открывал фестиваль. Французу вручили приз за режиссуру — это его первая крупная награда за более чем 30-летнюю карьеру.
А вот безусловному фавориту критиков японцу Русюкэ Хамагути и его «Сядь за руль моей машины» присудили приз поменьше — за лучший сценарий. Это лишний раз подтверждает тот факт, что в большинстве случаев мнение жюри и профессиональной публики не совпадают. Награду за лучшую женскую роль, как я и предсказывала, получила норвежка Ренате Реинсве за фильм о любовных страданиях хипстеров «Худший человек на свете» Йоакима Триера, а за мужскую — Калеб Лэндри Джонс. В мрачной драме Джастина Курзеля «Нитрам» он сыграл Мартина Брайанта, ответственного за самую крупную резню в истории Австралии. Кажется, что эта роль была создана для Лэндри Джонса — он очень органично вписался в образ, поэтому решение жюри, в общем-то, никого не удивило.
В целом пандемийная версия Каннского фестиваля получилась неровной, неоднозначной и, конечно, очень волнительной для всех. При этом смотр настолько воодушевился своим успехом (многие сомневались, что Канну удастся пройти без происшествий), что уже объявил о датах следующего фестиваля — в 2022 году он по традиции пройдет в мае.
«Женский взгляд дает право быть слабым» – Weekend – Коммерсантъ
В кинотеатрах сети «Москино» идет ретроспектива «Идентификация женщины», в которой будут показаны восемь советских фильмов, семь из которых сняты режиссерами-женщинами, а один, «Голос», снят по сценарию кинодраматурга Наталии Рязанцевой. О принципах отбора, женском взгляде в советском кино и гендерной политике в СССР с куратором ретроспективы Алисой Таежной поговорил Константин Шавловский
Среди женщин-режиссеров, которых ты будешь показывать, нет Киры Муратовой. Почему?
Я хотела, конечно, показать «Долгие проводы» или «Короткие встречи», но, во-первых, эти фильмы совсем недавно были показаны на тех же самых площадках. А во-вторых, Муратова, наверное, единственная из советских женщин-режиссеров, чье имя твердо вписано в современный пантеон советского кино, у нее, что называется, высокая цитируемость. У меня же были немного другие задачи: мне хотелось показать тех режиссеров или те фильмы, которые находятся на периферии зрения.
«Карнавал» Татьяны Лиозновой периферийным фильмом не назовешь.
Да, это как раз намеренное исключение. Мне важно было взять один народный хит и показать его не в том контексте, в котором его показывают по телевизору, где происходит бесконечная рутинизация советской классики. Я смотрю на него по-другому: «Карнавал» — это советский манифест женского пути к творческой и человеческой состоятельности, такая наша «Звезда родилась».
Лиознова вообще пример уникальный, поскольку представить себе, что женщина-режиссер в то же самое время снимает в США или Европе такое кино, как «Семнадцать мгновений весны», невозможно.
Абсолютно согласна. И тем не менее для молодых людей — а мои показы ориентированы в основном на тех, кому сегодня двадцать с небольшим,— вообще не существует такого понятия, как женщины-режиссеры советской эпохи. И даже о фильмах, которые известны, вроде тех же «Семнадцати мгновений», «Гардемаринов» или «Человека с бульвара Капуцинов», никто из молодых людей сегодня с ходу не скажет, что их сняли женщины. В отличие от фильмов Рязанова, Данелии или Гайдая, которые все-таки персонифицированы. Поэтому я хотела в том числе подсветить женские режиссерские имена, сделать периферийное — центральным. Даже если они, как говорит один из героев фильма «Голос», «второй сорт». Он так, между прочим, говорит про главную героиню, а сюжет этого фильма как раз в том, что героиня буквально ценой жизни отвоевывает у мужчин право говорить собственным голосом. Пусть и во второсортном фильме — но собственным. И, если угодно, эта программа — тоже акция по возвращению голосов женщинам-режиссерам, которых сегодня почти не слышно.
Что такое женский взгляд в советском кино — существует ли он для тебя и как ты его определяешь?
Да, безусловно, существует, но какого-то простого и однозначного определения тут нет. Дело в том, что, снимая фильмы, как мы сказали бы сейчас, с феминистской оптикой, от феминизма советские женщины-режиссеры открещивались. Лариса Шепитько, например, говорила, что презирает разделение кино на мужское и женское, явно имея в виду под женским что-то не очень качественное. Она получила «Золотого медведя» в Берлине за «Восхождение» в 1977 году и попала в контекст второй волны феминизма на Западе. Все журналисты и говорили с ней как с женщиной-режиссером — она не понимала их вопросов, они удивлялись ее ответам.
Но, кстати, в «Восхождении» нет ничего специфически женского в отличие от «Крыльев», одного из главных высказываний о женщине в советском кино. Но ты решила показать «Ты и я» по сценарию Шпаликова — фильм, который у Шепитько считается скорее проходным.
Во-первых, «Крылья» тоже совсем недавно показывали в Москве. А во-вторых, мне в «Ты и я» кажется интересным, как женщина-режиссер показывает мужчин. Она вносит сомнения, страхи, тревоги в мужские образы, не превращая при этом своих героев в каких-то карикатурных слабаков и неудачников. Потому что женский взгляд в кино для меня — это в первую очередь отсутствие гендерных стереотипов. В женском кино совсем не обязательно должны быть сильные героини. Слабыми могут быть все — и женщины, и дети, и мужчины. Женский взгляд — это спокойное приятие слабости человека. Это предоставление человеку на экране пространства для сомнения, которым режиссер таким образом — через героя — делится со зрителями.
Но об этом вообще весь советский авторский кинематограф 1970–1980-х, фильмы Авербаха, Данелии, Балаяна.
Да, действительно, в это время у советских режиссеров была возможность снимать на широкую аудиторию камерные высказывания, без победительной интонации, без черно-белой картины мира. И фильмы, снятые мужчинами и снятые женщинами,— они в этом смысле похожи, можно даже сказать, что между ними нет разницы. Но в моей программе важно, что все эти фильмы женщины снимали вовсе не потому, что они хотели исследовать какие-то сугубо женские темы. Они не могли, как Шанталь Акерман, показывать ЛГБТ-отношения или, как Катрин Брейя, изучать табуированную женскую сексуальность. Но, не имея возможности разговаривать о теле, советские женщины-режиссеры разговаривали о социальных ролях, о потребности самовыражения — о том же самом, о чем и режиссеры-мужчины, просто чуть иначе расставляя акценты.
В советском обществе путь социализации женщины отличался от пути социализации мужчины, и логично предположить, что у женщин-режиссеров была немного другая оптика, другой угол зрения. Но видели-то они вокруг себя то же самое, что и мужчины! И их точно так же волновали проблемы своего времени, и каждая выражала это в меру своих способностей и таланта, вот и все. Поэтому, может быть, за исключением фильмов Светланы Проскуриной «Случайный вальс» и «Оглянись!» Аиды Манасаровой, в моей программе как раз ничего из того, что мы могли бы отнести к «женским темам», и нет. Даже более того — я специально включила в нее фильм «Голос» Ильи Авербаха. Для меня это тоже женский взгляд, потому что написала этот фильм Наталия Рязанцева, которая подарила советскому кино, может быть, самые сложные женские образы — в «Долгих проводах» и «Крыльях».
Да и «Голос» сегодня звучит в том числе как освободительное высказывание
Именно. Но свой голос героиня не просто отвоевывает, она обретает его в диалоге — с собой и с миром. И для меня вся эта программа — про сложный и чуткий диалог. Проще всего было бы составить программу из фильмов, которые очень четко укладываются в концепцию женского взгляда, которая была бы однородной и гармоничной. А мне как раз от этой однородности хотелось отойти. Хотелось, чтобы там был и народный хит, и камерное кино с известными актерами, такой советский мамблкор, и чтобы обязательно были и школьный, и детский фильмы, и фильм о женской чувственности. То есть я хотела сказать: смотрите, женский взгляд в советском кино — это примерно все что угодно. Это просто советское кино в самых разных своих проявлениях. Действие может происходить где угодно, тема может быть какой угодно, жанр может быть каким угодно. Это могут быть режиссеры, имена которых все давно забыли, или, наоборот, мастера типа Лиозновой, фильмы которой будут пересматривать еще несколько поколений зрителей. Но притом, сколько женщин было в советской индустрии,— и тут мы возвращаемся к тому, с чего начали: словосочетание «советское кино» рождает в памяти зрителя только мужские имена.
Женские имена в голове не застревают. Но у этого есть и свой плюс — эти фильмы не затасканные, в отличие от советской классики, которая идет на репите по телевизору и примелькалась. А значит, эти фильмы, эти имена можно и нужно переоткрыть — чтобы посмотреть на них, вооружившись новой оптикой и новым знанием о человеке. Которое, возможно, совсем не такое уж и новое, как нам сейчас кажется.
«Синематека: Идентификация женщины», кинотеатры «Звезда», «Салют», «Факел», «Юность», с 4 марта по 1 апреля
Почему эти женщины-режиссеры не номинированы на «Оскар-2019»?
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Режиссеры игрового кино (слева направо): Линн Рэмси, Хлоя Чжао и Мариэль Хеллер
В номинациях на «Оскар» в этом году в категории лучший режиссер полностью отсутствуют женщины. За 91 год существования премии Американская киноакадемия номинировала в этой категории всего пять женщин.
«Это еще раз показывает, сколько нам надо еще работать, и просто горько видеть, что и в этом году киноакадемия вновь просмотрела некоторые совершенно уникальные работы», — сказала председатель британского Общества женщин Лиз Такер Би-би-си.
После объявления в минувший вторник номинаций на «Оскар» в соцсетях тут же развернулась дискуссия о гендерном балансе в кино: как именно нужно номинировать женщин-режиссеров — для поддержания гендерного баланса или все же по заслугам?
«Включать имя женщины для того, чтобы заполнить квоту, — это сексизм и пощечина женщинам. Ну и что, что только мужчины номинированы? Просто у них фильмы лучше, вот и все. Перестаньте все интерпретировать как сексизм/расизм», — написала одна из пользовательниц «Твиттера».
У Лиз Такер приготовлен ответ: «Трудно поверить, что за всю историю только пять женщин удостоились этой чести [попасть в категорию «лучший режиссер»]. Мы же не просим никаких привилегий… Никто не спорит, что [выдвинутые в категории «лучший фильм»] все это прекрасные фильмы, но самые ли они лучшие? Мой самый любимый фильм прошлого года, например «Сможете ли вы меня простить?», и это не потому, что его сняла женщина-режиссер. Я об этом факте узнала уже после просмотра».
Так почему же так мало женщин попадают в эту номинацию?
Критик журнала Variety Кристофер Тапли предполагает, что студии во время сезона раздачи призов не так хорошо и активно продвигают фильмы, снятые женщинами.
Такер к этому добавляет: «Процесс выдвижения претендентов, количество денег на рекламную кампанию — все это крайне политизировано, и по-прежнему имеет место блат, мужской междусобойчик».
И нельзя не признать, что фильмов, которые снимают женщины, гораздо меньше.
Всего лишь четыре из 100 кинокартин, вышедших в американский прокат в 2018 году, были сняты женщинами — «Излом времени» (A Wrinkle in Time) Авы ДюВерней, «Шпион, который меня кинул» (The Spy Who Dumped Me) Сюзанны Фогель, «Красотка на всю голову» (I Feel Pretty) Эбби Кон и «Секса не будет!!!» (Blockers) Кэй Кэннон.
Это меньше, чем в 2017 году, когда на 100 картин пришлось 8% женщин-режиссеров.
Автор фото, 20th Century Fox
Подпись к фото,В картине «Сможете ли вы меня простить?» актеры, исполняющие главные роли, номинированы на Оскар, а вот режиссер не попала в шорт-лист
«Есть до сих пор такой стереотип, что женщина-режиссер это хорошо, но вот если ты хочешь славы, тебе к режиссеру-мужчине», — предполагает Такер.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Ава ДюВерней, режиссер фильма «Излом времени» (A Wrinkle in Time)
Корреспондент Би-би-си по развлекательной индустрии Нил Смит предлагает свой альтернативный список номинантов на «Оскар»
Пять женщин-режиссеров, которые могли быть номинированы на Оскар-2019
1. Дебра Граник «Не оставляй следов» (Leave No Trace)
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Дебра Граник (справа) с Томасин Маккензи
Граник номинировалась на «Оскар» в категории «лучший сценарий» в 2010 году за фильм «Зимняя кость», который она же и поставила.
В этом году ее вполне могли выдвинуть в категории «лучший режиссер» за фильм «Не оставляй следов» о ветеране войны в Ираке (Бен Фостер), который изолирует себя и свою дочь (Томасин Маккензи) от общества.
Картина получила прекрасные отзывы критиков, на сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes у нее рейтинг 100%.
Австралийская режиссер Джейн Кэмпион — одна из тех самых пяти женщин, когда-либо выдвигавшихся на Оскар за режиссуру, — сказала в прошлом месяце, что Граник обязательно следовало бы включить в категорию в этом году.
По традиции, правда, те картины, которые начинают свой путь к сердцу зрителя с фестиваля независимого кино Sundance, как это было в прошлом году с фильмом Граник, американская киноакадемия чаще всего обходит стороной.
2. Мариэль Хеллер «Сможете ли вы меня простить?» (Can You Ever Forgive Me?)
Автор фото, Fox Searchlight
Подпись к фото,Мариэль Хеллер (слева) с актрисой Мелиссой МакКарти
Еще одна женщина, которая должна была оказаться в шортлисте лучших режиссеров, это Мариэль Хеллер со своей криминальной комедией «Сможете ли вы меня простить?»
39-летняя бывшая актриса из Калифорнии четыре года назад дебютировала с подростковой драмой «Дневник девочки-подростка» (The Diary of a Teenage Girl).
Ее второй полнометражный фильм «Сможете ли вы меня простить?» попал в три номинации: за лучший адаптированный сценарий (но Хеллер там ни при чем), за лучшую женскую и мужскую роли, которые исполнили Мелисса МакКарти и Ричард Э. Грант соответственно.
Вряд ли Академия сможет долго игнорировать Хеллер. Ее следующий фильм — байопик звезды детского телевидения Фреда Роджерса с дважды оскароносцем Томом Хэнксом в главной роли — уже имеет все шансы взять основные призы «Оскара-2020».
3. Линн Рэмси «Тебя здесь никогда не было» (You Were Never Really Here)
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Линн Рэмси с исполнителем главной роли Хоакином Фениксом
Режиссер из Шотландии Линн Рэмси вполне может претендовать на один из главных призов Британской академии кино и телевидения со своим мрачным триллером «Тебя здесь никогда не было», в котором, как и в фильме у Граник, рассказывается о ветеране войны (его играет Хоакин Феникс), разыскивающем двух пропавших девочек.
Помимо этого она может получить американскую кинопремию «Независимый дух» (Independent Spirit Awards), где наряду с ней призерами могут оказаться еще две женщины — уже упомянутая Дебра Граник и Тамара Дженкинс.
Что же касается «Оскара», то как бы хорош ни был ее новый триллер «Тебя здесь никогда не было», он может оказаться слишком мрачным для членов Академии.
Это первый проект Рэмси после того, как ей пришлось из-за разногласий с продюсером за день до начала съемок покинуть съемочную площадку вестерна «Джейн берет ружье» (Jane Got a Gun) с Натали Портман в главной роли.
4) Джози Рурк «Две королевы» (Mary Queen of Scots)
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Режиссер Джози Рурк (слева) с исполнительницами главных ролей Сиршей Ронан и Марго Робби
Поставленный с роскошными декорациями фильм «Две королевы» о двух царственных особах да еще с двумя звездами в главных ролях, четырежды ранее номинировавшимися на Оскар, просто обречен на целый ряд премий или хотя бы номинаций.
Несмотря на все вышеперечисленное, он всего лишь отмечен в категории дизайна костюмов и грима, а обе актрисы не вошли в номинации.
Учитывая, что эта картина для Джози Рурк дебютная, было бы, наверное, чересчур оптимистично ожидать, что она войдет в шорт-лист «Оскара» в категории за лучшую режиссуру.
Однако, как показывает фильм «Фаворитка», получивший аж 10 номинаций, члены Киноакадемии любят смотреть на королевские страсти, что могло бы сыграть Рурк на руку, если бы ее фильм был единственный в этом жанре.
5) Хлоя Чжао «Наездник» (The Rider)
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Хлоя Чжао (справа) с Брэйди Жандро
Эта картина дебютировала на Каннском кинофестивале 2017 года, где завоевала себе поклонников, и она вполне могла бы продвинуть 36-летнюю Хлою Чжао в номинанты на Оскар.
Фильм вышел в прокат в США в апреле и уже получил американскую независимую кинопремию Gotham Independent Film Awards как лучшее игровое кино.
«Наездник» рассказывает историю молодого ковбоя (его играет настоящий наездник родео Брэйди Жандро), который пытается смириться с обстоятельствами, получив серьезную травму головы.
Чжао не получит в этом году Оскар, но расстраиваться ей явно не стоит, поскольку ее следующая картина «Вечные» рассказывает о супергероях Marvel Studios.
DOC NYC 2021 Женщины-режиссеры: знакомьтесь с Александрой Далсбек — «Мы Россия»
Александра Далсбек — французско-российский режиссер из Москвы. Ранее она работала журналистом-фрилансером и дебютировала в документальном полнометражном фильме «Синдром Золушки», премьера которого состоялась в Москве и которая была выбрана для участия в Международном кинофестивале по проблемам инвалидов 2020 года в Лионе, Франция.
«Мы Россия» начнет показ на кинофестивале 2021 DOC NYC Film Festival 11 ноября. Фестиваль пройдет с 10 по 28 ноября.
W&H: Опишите нам фильм своими словами.
нашей эры: «Мы — Россия» — фильм о новом поколении молодых россиян, отчаянно пытающихся изменить систему власти.
W&H: Что вас привлекло в этой истории?
г. н.э.: за год до последних президентских выборов в России началось огромное протестное движение, мотивированное заклятым врагом номер один Владимира Путина Алексеем Навальным. Я был поражен молодым возрастом значительной части толпы, вышедшей на улицы Москвы, и решил, что должен задокументировать эти исторические события.
W&H: О чем вы хотите, чтобы люди думали после просмотра фильма?
год нашей эры: Я хочу, чтобы люди вдохновлялись мужеством и решимостью персонажей «Мы — Россия».
W&H: Что было самым большим вызовом при создании фильма?
год нашей эры: самой большой проблемой было завоевать доверие некоторых персонажей фильма. Мне потребовалось около полугода, чтобы получить надлежащий доступ к штаб-квартире Навального в Москве, потому что сотрудники сочли меня прокремлевским шпионом.
W&H: Как вы получили финансирование для своего фильма? Поделитесь некоторыми впечатлениями о том, как вы сняли фильм.
AD: Мой продюсер Мария Ибрагимова и я сами профинансировали фильм.
W&H: Что вдохновило вас на то, чтобы стать режиссером?
год нашей эры: Когда я переехал в Москву в 2014 году, я познакомился с персонажами моего первого документального фильма «Синдром Золушки» о молодых художниках с синдромом Дауна и их семьях. Их истории глубоко тронули меня, и я хотел найти способ их задокументировать.Я обсудил это с Марией, и мы решили вместе снять документальный фильм об этих семьях, несмотря на то, что у меня в то время не было опыта съемок. Так я начал сниматься.
W&H: Какой лучший и худший совет вы получали?
г. н.э .: Худший совет: прекратить снимать. У вас нет ни средств, ни необходимого опыта.
Лучший совет: доверяйте себе и делайте это!
W&H: Что вы посоветуете другим женщинам-директорам?
г. н.э .: Иногда я слышал в России, что съемка не для женщин.[Мне сказали, что] «оборудование слишком тяжелое», и спросили: «У вас нет коллеги-мужчины, который мог бы вам помочь?»
Единственный совет, который у меня есть, — не слушать такого рода комментарии. Просто делай то, что тебя вдохновляет.
W&H: Назовите ваш любимый женский фильм и почему.
год нашей эры: «Мисс ГУЛАГ», режиссер Мария Ибрагимова. Мария не только отличный продюсер, но и очень талантливый режиссер. Она сняла свой первый документальный фильм «Мисс ГУЛАГ» в женском лагере в Сибири, Россия.Это потрясающее погружение в судьбы нескольких русских женщин, попавших в одну из самых ужасных сибирских тюрем. Когда я смотрел его несколько лет назад, я понял, что тоже хочу рассказывать истории людей.
Мария — очень чуткий и страстный режиссер и человек, и она тот человек, без которого я бы никогда не снял ни одного кадра.
W&H: Как вы приспосабливаетесь к жизни во время пандемии COVID-19? Сохраняете ли вы творческий подход, и если да, то как?
год нашей эры: в настоящее время я работаю продюсером и видеожурналистом в France Télévisions, французском национальном общественном телевидении, и как журналист — даже во время COVID-19 новости никогда не прекращаются. Мы постоянно готовим отчеты по всей России с начала пандемии. Хотя в этом контексте проявлять творческий подход сложнее, но я медленно работаю над двумя разными проектами — один о бывшей заключенной с Крайнего Севера России, а другой о моей 90-летней бабушке, которая использовала быть танцором Большого театра в 1950-60-е гг.
W&H: Киноиндустрия имеет долгую историю недопредставления цветных людей на экране и за кулисами и укрепления — и создания — негативных стереотипов.Какие действия, по вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы сделать его более инклюзивным?
г. н.э .: Я думаю, что мир русского документального кино определенно не исчерпывающий. Здесь сложно говорить о том, какие действия следует предпринять, [но] в первую очередь должен развиваться менталитет.
DOC NYC 2021 Женщины-режиссеры: знакомьтесь с Верой Кричевской — «F @ ck This Job»
Вера Кричевская — российский режиссер. Она является соучредителем ТВ Дождь (ТВ Дождь), единственного независимого частного телеканала в России. Она — отмеченный наградами телевизионный режиссер, а также руководила другими проектами в качестве старшего режиссера и старшего продюсера. Среди ее полнометражных документальных фильмов — «Гражданин поэт», «Человек, который был слишком свободен» и «Дело» («Дело Собчака»).
«F @ ck This Job» начинает показ на кинофестивале 2021 DOC NYC Film Festival 12 ноября. Фестиваль проходит с 10 по 28 ноября.
W&H: Опишите нам фильм своими словами.
ВК: История «F @ ck This Job» — это жизненный путь — моего [и] Наташи — главного героя фильма.Это путешествие всех нас с телеканала «Дождь», единственного независимого новостного телеканала в путинской России. Это также путь страны от состояния полусвободы к полной изоляции.
Для меня это история журналистов, у которых есть чувство собственного достоинства, понимание своей профессии и вера в то, что Россия однажды станет свободной. «F @ ck This Job» — это гобелен наших судеб и жизней, множественных неудач и перезапусков — и на , и на камере.
W&H: Что вас привлекло в этой истории?
ВК: Было два важных момента, которые втягивали меня все глубже и глубже в историю.Первый — дуга страны, Россия. В 2008 году я обнаружил, что мои персонажи полны оптимизма и планов на будущее. Они были хозяевами своей жизни. Смена страны и смена дуги России начали менять характеры. Шаг за шагом люди, которые никогда не голосовали на выборах, которые были крайне аполитичны, начали понимать, что они теряют свои жизни, возможности, планы и мечты. В один момент мы встречаем наших героев на митинге, а потом за решеткой.Изменение страны формирует изменение людей, которые в такое мрачное время обнаружили себя [заново] сильными и преданными.
W&H: О чем вы хотите, чтобы люди думали после просмотра фильма?
ВК: Первое — это вдохновение бороться за свои права! Очень важно быть честным с собой и другими. Мечтаю видеть среди киноаудиторов будущих журналистов. Я считаю, что этот фильм может поразить красотой ценностей и принципов этой профессии. Миссия журналистики — показать несправедливость — я хочу, чтобы аудитория это почувствовала.
W&H: Что было самым большим вызовом при создании фильма?
ВК: Самая большая задача — сделать эту историю понятной для международной аудитории, рассказать ее понятно всем, сделать универсальной и очень доступной. Я не хотел снимать этот фильм только для политологов или русистов. Нисколько. Я сделал это для очень широкой аудитории. И это было моей самой большой проблемой.
W&H: Как вы получили финансирование для своего фильма? Поделитесь некоторыми впечатлениями о том, как вы сняли фильм.
ВК: Это сложно. Первоначальные деньги на разработку и первые съёмки, как всегда, были моими сбережениями. Когда я добрался до некоторых крупных документальных рынков, таких как Шеффилдский кинофестиваль или IDFA (Международный фестиваль документального кино в Амстердаме), я нашел сопродюсеров из ЕС. В то же время я представил этот фильм многим фондам, поддерживающим независимые фильмы. К счастью, фильм поддержал один из этих фондов.Большую роль сыграла некоммерческая британская организация Doc Society, которая поддерживает независимые фильмы и помогает найти больше денег.
Тем не менее, пока я отвечаю на ваши вопросы, у нас дефицит бюджета. Надеюсь, мы сможем покрыть это после того, как начнем продажи.
W&H: Что вдохновило вас на то, чтобы стать режиссером?
ВК: Просто фильмы! Я люблю документальные фильмы и рассказывание историй.
W&H: Какой лучший и худший совет вы получали?
ВК: Лучше всего нарезать свой фильм.Резать [свой фильм] — пытка, кошмар. Но всегда работает!
W&H: Что вы посоветуете другим женщинам-директорам?
ВК: Ничего конкретного — делай все, что хочешь, не слушай других, слушай себя, воображай. Ты творец, ты! Независимо от вашего пола.
W&H: Назовите ваш любимый женский фильм и почему.
VK: «Американская фабрика», режиссеры Джулия Райхерт и Стивен Богнар, и «Черные пантеры», «Salut les Cubains» и «Джейн Б. для Аньес В. »
W&H: Как вы приспосабливаетесь к жизни во время пандемии COVID-19? Сохраняете ли вы творческий подход, и если да, то как?
ВК: К счастью, я приступил к монтажу своего нового фильма в апреле 2020 года, так что пандемия отлично подействовала на меня, но не на мою семью. Да, иногда было невыносимо пытаться найти творческое решение с моим редактором через Zoom, но как-то мы его преодолели. Для меня пандемия была временем тишины, эгоизма и профессиональных поисков.
W&H: Киноиндустрия имеет долгую историю недопредставления цветных людей на экране и за кулисами и укрепления — и создания — негативных стереотипов. Какие действия, по вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы сделать его более инклюзивным?
ВК: Одна из самых больших проблем — это негативные стереотипы на экране и вне экрана. Чтобы изменить это, должны быть два разных подхода. Для меня всегда важно поддерживать, помогать продвигаться вперед любого, кто работает со мной из любой недостаточно представленной группы. Я чувствую это как миссию, поэтому в каждом своем проекте я нанимаю и продвигаю ЛГБТК-людей. Имейте в виду, что я из другого общества, России, где государство рассматривает ЛГБТК как граждан второго сорта. Я таких людей продвигаю, даю им дополнительные шансы. Но опять же, у меня очень разный геополитический жизненный опыт.
На экране: Документы любят рассказывать плохие истории. Документы о преступности [востребованы] платформами. Я собираюсь сказать очевидную вещь — на протяжении десятилетий киноиндустрия выстраивала негативные стереотипы о различных недостаточно представленных группах людей и помещала их в негативный контекст.Я считаю, что мы должны это изменить — мы должны изменить не только истории, мы должны изменить социальный спрос на фильмы. Я ищу положительные и вдохновляющие истории, которые могут изменить умы и восприятие людей. Я считаю, что это ключевой фактор.