Выставка посвящена – В Британии открылась первая выставка, посвящённая одержимости Тёрнера солнцем

Содержание

Выставка «Светом наполненный город»

На выставке «Светом наполненный город», открывшейся в Юго-Западной башне Вологодского кремля, представлены картины вологодских художников, созданные в конце XIX – начале XXI вв. В этих работах предстает разная, но такая знакомая Вологда: патриархальная и индустриальная, праздничная и повседневная, деревянная и каменная, старинная и современная. Выставка стала хорошей возможностью показать богатейшие фонды Вологодского музея-заповедника: большинство представленных работ хранятся именно там.

Не случайно название выставки: «Светом наполненный город». По мнению заведующей художественным отделом ВГИАХМЗ Ангелины Глебовой, нет такого времени года или времени суток, когда Вологда не была бы наполнена светом: «Летом – это наши знаменитые белые ночи; зимой – белоснежный покров, наполняющий все вокруг неярким, рассеянным светом. Но дело здесь не столько во внешнем освещении, сколько во внутреннем свете, присутствующем во всех работах, представленных в экспозиции: все они пронизаны светом любви к родному городу»

. Выставка посвящена 870-летнему юбилею Вологды.

В экспозиции можно увидеть работы художника и реставратора Александра Брягина, посвященные «началу» Вологды и историческим вехам, связанным с пребыванием в городе самодержцев Ивана Грозного и Петра Великого; уютные вологодские дворики Олега Пахомова и Андрея Ведрова, портреты вологжанок Олега Бороздина, вологодскую архитектуру и природу в работах Евгения Соколова и Валерия Страхова, а также взгляд на современную Вологду еще довольно молодых, но уже ставших известными художников Ольги Карпачевой, Аркадия Полякова и резчика по дереву Евгения Курочкина.

Вдохновленные Вологдой, художники вновь и вновь – каждый по-своему – обращаются к ее деревянным особнячкам, церквям, паркам, площадям, жителям. Интересно наблюдать, как по-разному предстает в работах художников архитектурная доминанта Вологды –

Софийский собор: то белым пятном вырастающий из сумрака вологодской ночи, как в экспрессивной работе Александра Асафова, то предстающий в спокойно-умиротворенных серо-жемчужных тонах с привычного ракурса – выхода на Кремлевскую площадь от главного здания ВоГУ, – как на картине Евгения Соколова. В работе Владимира Перова можно увидеть, как Софийский собор выглядел в 1940-х годах: непривычная 4-скатная крыша, крытое крыльцо на фасаде здания – пристройка более позднего времени, убранная после восстановления первоначального облика собора.

Помимо «Софийского собора» в экспозиции представлено еще несколько работ Владимира Перова – художника, наиболее активно работавшего в 1920-40-х годах прошлого столетия. Присмотревшись, в них можно увидеть немало интересных примет времени и бытовых подробностей. К примеру, на картине «Северо-западная стена Вологодской крепости» на фоне стены Вологодского кремля с Пятницкой башней, выглядящими почти по-современному, изображены грядки, возделываемые музейными работниками: по словам Ангелины Глебовой, такие нюансы в истории Вологодского музея, действительно, были. Или в уже упомянутой работе «Софийский собор в Вологде» Перова видна современная улица Маяковского, но совсем не в привычном нам виде: вместо заасфальтированной пешеходной дорожки – широкая «проселочная» дорога; вдали, на здании пожарной части – каланча, не сохранившаяся в настоящее время. Да и во многих работах художников середины прошлого века эти приметы времени видны там и тут: то красная звезда на нынешнем здании администрации города Вологды на Каменном мосту; то елочки, растущие прямо у здания бывшей поликлиники № 1 в центре города; то непривычный вид начала площади Революции или вид строящейся улицы Герцена, где рядом с первыми свечками-девятиэтажками еще соседствуют деревянные домики. Немало в экспозиции и вологодских индустриальных пейзажей 1950-1970-х, тоже являющихся приметой времени.

Выставка будет интересна как приезжим, желающим поближе познакомиться с прошлым и настоящим города, так и не в меньшей степени самим вологжанам, которым будет небезынтересно разглядывать и сравнивать знакомые вологодские виды в тот или иной исторический период.

Познакомиться со «Светом наполненным городом» (6+) можно в Юго-западной башне Вологодского кремля до начала октября.

Елена Легчанова

cultinfo.ru

ТОП-10 самых ожидаемых выставок зимы • ARTANDHOUSES

Среди сотен выставок, которые откроются в Москве и Санкт-Петербурге этой зимой, ARTANDHOUSES выбрал десять самых интересных, от классики до современности.

«Владыки океана. Сокровища Португальской империи XVI–XVIII веков»

Музеи Московского Кремля, Москва, 8 декабря — 25 февраля 2018

www.kreml.ru

Достаточно скромные выставочные залы Музеев Кремля — части Успенской звонницы и Патриаршего дворца — не позволяют делать огромные проекты с живописью и скульптурой. Но позволяют собирать настоящие блокбастеры с мелкой пластикой и декоративно-прикладным искусством. Как раз к последним относится и новая экспозиция, шедевры для которой предоставили две ведущие португальские институции — Музей церкви Святого Роха в Лиссабоне и Национальный дворец Синтры, лондонские Британский музей и Музей Виктории и Альберта и многие другие. Она расскажет о периоде наивысшего расцвета португальского двора, оказывавшего в указанные в заглавии времена влияние практически на всю Европу.

Небесный глобус
Германия, Аугсбург, 1575 год
Кристофер Шисслер
Национальный дворец Синтры, Португалия


«Дом с привидениями»

Фонд культуры «Екатерина», Москва, 1 декабря — 28 января 2018

www.ekaterina-fondation.ru

Это третья выставка огромного междисциплинарного проекта «Удел человеческий», придуманного одним из лучших российских кураторов Виктором Мизиано. Весь проект, попросту говоря, посвящен человеку, его жизни и деятельности в современном мире и социуме и, по большому счету, гуманистической миссии на планете. Первая выставка прошла в 2015 году и рассказывала о природе, вторая была посвящена любви, а нынешняя — вопросам памяти. В экспозицию вошли работы шестнадцати художников из разных стран, среди которых Мирослав Балка, Уильям Кентридж, Клаудио Пармиджани.

Роберт Кушмировский
«Traumgutstrasse»
2014


«Передвижники и импрессионисты. На пути в ХХ век»

ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва, до 25 февраля 2018

 www.arts-museum.ru

Выставка в Пушкинском, приуроченная к музыкальному фестивалю «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», иллюстрирует идеи известного советского искусствоведа Нины Дмитриевой, когда-то выдвинувшей гипотезу сходства идей и развития французских импрессионистов и русских передвижников. Явные, а подчас тонкие рифмы живописных полотен Моне, Ренуара, Мане, Репина, Сурикова, Левитана и других художников здесь собрали из коллекций самого музея, Третьяковки, Русского музея и других российских собраний.

Константин Коровин

«Париж»
1912

Государственная Третьяковская галерея



«Джакомо Кваренги. Архитектор и рисовальщик»

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 9 декабря — 4 февраля 2018

www.hermitagemuseum.org

Одного из главных представителей русского палладианства чествует Эрмитаж — в 2017 году исполнилось 200 лет со дня смерти архитектора и художника итальянского происхождения, оставившего заметный след в убранстве Петербурга. Он строил дворцы и павильоны в Петергофе и Царском Селе, Эрмитажный театр, Академию наук и Смольный институт. Кроме того, он был известен как прекрасный рисовальщик — в юношеские годы он обучался живописи в Риме у Антона Рафаэля Менгса. Эту его фантастической красоты графику и покажет музей.

Джакомо Кваренги
«Фасад Смольного института»
ок. 1806


«Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме»

Русский музей, Санкт-Петербург, 20 декабря — 2 апреля 2018

www.rusmuseum.ru

Грядущему в 2018 году 175-летию со дня рождения Генриха Семирадского посвящена его ретроспектива в Русском музее. Художника называют одним из последних академистов русской живописи XIX века — он сформировался под влиянием Карла Брюллова и его учеников, но в большей степени под впечатлением от живописи Ренессанса и барокко в Италии, где он провел большую часть жизни. В истории русского искусства Семирадский известен как автор монументальных исторических и религиозных полотен, не сохранившихся фресок во взорванном большевиками храме Христа Спасителя. В Русском музее находится самая крупная коллекция его произведений, которая и ляжет в основу экспозиции.

Г. И. Семирадский
«Христос у Марфы и Марии»
1886


«Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии»

ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва, 6 февраля — 19 апреля 2018

 www.arts-museum.ru

Как следует из названия, эта историческая выставка посвящена одному из изобретателей фотографии. Тальбот, британский физик и химик, приступил к экспериментам по печати изображения на бумаге в начале 1830-х годов, а в 1835-м создал, как считается, первый в истории негатив. На его первой в России масштабной выставке представят более полутора сотен отпечатков, сделанных за тридцать лет поисков, а также листы из альбома «Pencil of Nature», первой книги с фотоиллюстрациями.

1. Приветствие (cлева — химик Джон Фредерик Годдард (1795-1866), справа — фотограф, помощник Тальбота — Николас Хеннеман (1813-1898). 8 апреля 1842
2. Дуб зимой. Аббатство Лакок, графство Уилтшир, Англия. 
1842-1843
3. Бюст Патрокла, профиль. Лист XVII из альбома «Карандаш природы». 9 августа 1843

Национальный музей науки и медиа, Брэдфорд, Великобритания


«Игорь Шелковский. Город дорог»

Новая Третьяковка, Москва, 15 декабря — 25 марта 2018

 www.tretyakovgallery.ru

Выставка одного из ярких представителей нонконформизма будет выстроена в виде тотальной инсталляции, своеобразных городских джунглей, созданных художником по мотивам своих собственных объектов. Эта его излюбленная архитектурная тема была одной из центральных на памятной ретроспективе в Мультимедиа Арт Музее в 2013–2014 годах.

И. С. Шелковский 
«Объект №8. 2017»
Собственность автора


«Ставки на гласность. Аукцион Sotheby’s в Москве, 1988»

Музей современного искусства «Гараж», Москва, c 23 января 2018

 www.garagemca.org

Можно считать, что в следующем году российское современное искусство будет отмечать 30-летний юбилей: 7 июля 1988 года в Москве прошел первый и единственный на сегодня крупный западный аукцион «Русский авангард и современное советское искусство», устроенный домом Sotheby’s. Это эпохальное событие, практически сломавшее железный занавес, впервые показало миру наших живых художников, а многим и открыло двери на арт-рынок. На этой архивно-документальной выставке «Гараж» собрал артефакты того времени — афиши, каталог, фотохронику и, конечно, работы многих наших нынешних звезд, продававшихся на тех торгах, — Гриши Брускина, Ильи Кабакова, Ирины Наховой и других.

Гриша Брускин рядом со своими работами на предаукционной выставке Sotheby’s
«Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре, Москва
Июль 1988
Фото: © Сергей Борисов


«На краю цвета»

Институт русского реалистического искусства, Москва, 22 декабря – 22 апреля 2018

www.rusrealart.ru

Новая выставка в Институте русского реалистического искусства Алексея Ананьева рассказывает некогда локальную историю, вышедшую далеко за пределы места своего рождения — Владимира. «На краю цвета» посвящена так называемой владимирской школе живописи, зарождавшейся в 1950-х и достигшей широкой известности в 1970-х. Школе, главными фигурами которой считаются такие мастера, как Ким Бритов, Николай Курников, Владимир Юкин, Валерий Кокурин и другие — художники, в застойные годы привнесшие цвет в распространенный тогда жанр пейзажа.

Владимир Севостьянов
«Праздник ожидания»
2005
Институт русского реалистического искусства


«За кулисами»

Центр фотографии имени братьев Люмьер, Москва, 17 января — 15 апреля 2018

www.lumiere.ru

Одри Хепберн, Джон Леннон, Мэрил Стрип, Мик Джаггер, Антонио Бандерас и еще сотни звезд кино и музыки оказывались в объективе канадца Дугласа Киркланда. Но все они были позже, а сначала ученик Ирвина Пенна прославился своей съемкой Мэрилин Монро для журнала LOOK 1961 года. Далее последовал не менее знаменитый сегодня фоторепортаж из нескольких недель жизни Коко Шанель, а затем съемочные площадки менялись со скоростью света. На первую в России выставку 83-летнего фотографа приедут несколько десятков его снимков, включая те самые серии с Мэрилин и Шанель.

Дуглас Киркланд
Одри Хепберн
Париж, 1965
© Дуглас Киркланд/Photo Op

art-and-houses.ru

В «Ленинке» открылась выставка, посвященная юбилею Валентина Распутина — Российская газета

Выставка «Живая душа России» разместилась в Румянцевском зале отдела рукописей «Ленинки» в Доме Пашкова. Несколько небольших витрин рассказывают о Распутине — писателе, муже, отце, публицисте, борце, патриоте. Посетителям представили фотографии, автографы рукописей, письма.

Валентин Григорьевич не вел личный архив. Автографы он часто разрывал и выбрасывал, оставлял только письма от самых близких друзей — Василия Белова, Владимира Крупина, Виктора Астафьева. Когда в начале 2000-х отдел рукописей «Ленинки» обратился с просьбой к Валентину Распутину передать в библиотеку хотя бы часть своего архива, Валентин Григорьевич скромно спросил: «А кому это интересно?»

Главная особенность юбилейного проекта в РГБ, приуроченного к 80-летию со дня рождения писателя, — на выставке представлены новые документы и поступления, которые еще никто не видел. Даже на этикетках к некоторым экспонатам нет номеров единицы хранения — несколько фотографий и документов атрибутированы «б/ш», что означает «без шифра». Вторая особенность — на выставке нет копий, только подлинники.

У Валентина Григорьевича был невероятно мелкий почерк: на одном рукописном листе у него помещались 4-5 машинописных листов. Куратор выставки Марина Волкова вспоминает: «До конца дней, несмотря на проблемы с глазами, у Валентина Григорьевича был такой почерк. Зато в юности и молодости зрение у Распутина было настолько хорошим, что, стоя на одном берегу Ангары, он мог читать вывески на домах другого берега. Когда он по настоятельной нашей просьбе принес в «Ленинку» свои рукописи и я увидела их впервые, у меня возникла ассоциация — строчки напоминают цепочки маковых зернышек или просто прочерченные прямые линии. Валентин Григорьевич спросил: «Вы, наверное, думаете, как вы это будете читать?» Я ответила: «Нет, как это можно было написать и чем?»

И тогда писатель рассказал, что из командировки в Японию его друг привез для него карандаши с очень острым стержнем. Этим карандашом была написана, в частности, повесть «Живи и помни». Фрагмент этой рукописи, считавшейся утраченной, также представили на выставке.

Еще один редкий экспонат — пропуск на гору Афон с подписями настоятелей всех афонских монастырей, в которых Валентин Распутин вместе с Саввой Ямщиковым и Максимом Шостаковичем побывали в 2004 году.

Потомки писателя передали в архив бесценные семейные фотографии. На одной из них — Валентин Распутин с мамой Ниной Ивановной в Иркутске в Знаменском монастыре у памятника исследователю Сибири Григорию Шелихову. Кадр сделан не позднее 1994 года, а в 2015 году Валентин Григорьевич нашел здесь свой последний приют.

Валентин Распутин с внучкой Антониной. Гриша, Люба и Надя Распутины — внуки писателя, беззаботные и веселые, уплетающие за обе щеки морковку и огурцы с семейного огорода.

Часть представленных на выставке писем к друзьям ранее не публиковалась. Несколько писем Солженицына к Распутину были опубликованы в «Солженицынских тетрадях». Одно из них представили посетителям. «Вы интимно пристальны к душевному состоянию. А чувство русского языка у Вас дыхательное…»

Известному рассказу «Уроки французского» посвящена своя витрина. Главная героиня — учительница Валентина Григорьевича Лидия Михайловна Молокова. Она уехала из Усть-Уды после смерти мужа, преподавала французский в Сорбонне и совершенно случайно спустя много лет в Париже узнала, что ей посвящен рассказ — просто купила сборник рассказов Распутина. Она написала письмо Валентину Григорьевичу. Завязалась переписка. «Где берешь ты силы на свои дела? С фотографии смотрит на меня не богатырь, а седой, уставший, пожилой человек. Я устыдилась, что до сих пор обращаюсь в письмах все Валя да Валя» — такое теплое письмо Лидия Михайловна в 2005 году отправила Распутину. Их переписка оборвалась со смертью Лидии Михайловны в 2011 году.

Выставка открыта до 27 марта.

rg.ru

Британский музей и Tate Modern откроют четыре выставки, посвященные России

Восьмого ноября в музее откроется выставка под названием «Красная звезда над Россией», посвященная советскому плакату и графике.

«Мы знаем, что многие лондонские музеи в ознаменование столетия русской революции проводят выставки, надеюсь, что мы не опоздаем», — улыбаясь, сказала представитель Tate Modern Дэйзи Тэйлор РИА Новости.

«Октябрьская революция повлекла за собой радикальные изменения в искусстве и дизайне и, по сути, создала новую визуальную культуру. Наша выставка, охватывающая довольно длинный отрезок времени – с революции 1905 года до смерти Сталина в 1953-м — расскажет о том, как именно российские и советские художники создавали эту уникальную культуру», — добавила она.

На выставке будут представлены редкие плакаты и фотографии из собрания известного, ныне покойного, коллекционера Дэвида Кинга. Его коллекция теперь находится в собственности музея. Среди художников, работы которых станут частью выставки – советский художник и архитектор Эль Лисицкий, художник-авангардист Густав Клуцис, живописец, монументалист и график Александр Дейнека, известный плакатист Нина Ватолина и фотограф Евгений Халдей.

Выставка «Красная звезда над Россией» пройдет с 8 ноября 2017-го по 18 февраля 2018 года.

«Да, скифы — мы!»

Выставка под рабочим названием «Сокровища скифов» откроется 14 сентября в Британском музее и будет посвящена истории цивилизации, впервые упомянутой ассирийцами в 9-м веке до нашей эры.

«Скифами восхищался Геродот, а древнеперсидская династия Ахеменидов считала их врагами, но при этом испытывала глубокое уважение к ним. Скифская цивилизация простиралась на огромную территорию: от Сибири до Черного моря», — рассказала представитель музея Никки Элвин.

Среди экспонатов выставки – сокровища из скифских гробниц, обнаруженных в Сибири и Казахстане, некоторые из которых, уверяют специалисты музея, поразительной красоты, и то, что они дошли до наших дней – это настоящее чудо.

«Это и разноцветные ковры, и отороченные мехом наряды, и украшения, и золотые предметы и многое-многое другое. Выставка стала возможной благодаря тому, что Государственный Эрмитаж предоставил нам порядка 200 ценнейших экспонатов. Мы также представим посетителям новые археологические находки и расскажем о последних научных открытиях», — пообещала она.

Выставка пройдет с 14 сентября 2017-го по 14 января 2018 года.

Валюта коммунизма

Тему русской революции не смог обойти и Британский музей. Двадцать шестого октября в музее откроется выставка под рабочим названием «Валюта коммунизма».

«Выставка расскажет о том, как коммунистические государства полностью меняли структуру своей экономики под требования марксистской идеологии. Коммунистические режимы были установлены по всему миру, и все они оставили яркие визуальные свидетельства того, как строится жизнь в стране с плановой экономикой», — рассказала Никки Элвин РИА Новости.

«Мы рассматриваем все аспекты денежной системы, от купюр и монет, выпускаемых государством, до ваучеров и черного рынка», — добавила она.

Выставка пройдет с 26 октября 2017 года по май следующего.

ria.ru

Выставки к 100-летию революции 1917 года

В этом году исполняется 100 лет с начала Великой русской революции. В подборке портала «Культура.РФ» собраны самые интересные выставки, посвященные переломному этапу отечественной истории.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ВЫСТАВКА «1917 ГОД В СУДЬБАХ МЕДИКОВ»

Проект Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации посвящен жизни врачей в годы революции. Выставка включает в себя два альбома. В первом представлены снимки студентов последнего дореволюционного выпуска Военно-медицинской академии, во втором один из выпускников — хирург Константин Иванькович — рассказывает о судьбах 50 своих однокурсников спустя 30 лет. Также в экспозиции можно увидеть текст клятвы, которую давали будущие врачи столетие назад.

Подробнее о выставке «1917 год в судьбах медиков»


МОСКВА: ВЫСТАВКА «ЭНЕРГИЯ МЕЧТЫ. К 100-ЛЕТИЮ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА»

В начале октября в выставочном комплексе Исторического музея откроется выставка, посвященная юбилею Октябрьской революции. Многие артефакты из коллекций Исторического музея будут показаны здесь впервые. Среди них — полотно художника Павла Соколова-Скаля «Штурм Московского Кремля», фотолетопись «От Февраля к Октябрю», листовки политических партий, наградное оружие, плакаты Белого движения.

Подробнее о выставке «Энергия мечты. К 100-летию революции 1917 года».


МОСКВА: ВЫСТАВКА «1917. КОД РЕВОЛЮЦИИ»

На выставке в Государственном центральном музее современной истории России собраны экспонаты, посвященные революции. Всего здесь представлено более 1500 экспонатов, среди которых есть иллюминатор с легендарного крейсера «Аврора», телефонный аппарат из штаба революционеров, оружие с места расстрела царской семьи, личные вещи участников событий 1917 года и записки Владимира Ленина.

Подробнее о выставке «1917. Код революции».


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ЭКСПОЗИЦИЯ «РЕВОЛЮЦИЯ В РОССИИ. 1917–1922»

Проект Государственного музея политической истории России рассказывает об истории Революции. В нем отражены ключевые события Февральского восстания, Октябрьского вооруженного переворота, Гражданской войны. Зрители увидят листовки и плакаты, награды и оружие, фотографии и кадры кинохроники того времени. Многие экспонаты поступили в музей от участников событий. Например, золотые часы Николая Подвойского, по которым он определял время начала взятия Зимнего дворца.

Подробнее об экспозиции «Революция в России. 1917–1922».


ИВАНОВО: ВЫСТАВКА «КРАСНЫЙ ВЕТЕР»

На выставке, посвященной 100-летию революции 1917 года, посетители Музейно-выставочного центра узнают, каким было Иваново в начале XX века. О «третьей пролетарской столице» эпохи 1920–30-х годов расскажут транспаранты, знамена и панно тех лет. Многие из них изготавливались на местных текстильных фабриках в ограниченном количестве. А иногда были и единичными образцами, поэтому представляют особую историческую ценность.

Подробнее о выставке «Красный ветер».


КОСТРОМА: ВЫСТАВКА «1917-Й: НАША ОБЩАЯ ИСТОРИЯ»

Выставка «1917-й: наша общая история» открыта в Музее истории Костромского края. В этом здании в Костроме в 1917 году была провозглашена советская власть. Здесь хранятся документы, личные вещи революционеров, денежные знаки, оружие той поры и портреты вождей. В музее воссоздан рабочий кабинет, где заседал Костромской исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Также здесь работают интерактивные площадки, где учат завязывать пионерский галстук и расшифровывать аббревиатуры времен революции. А с помощью мультимедиапрограммы гости смогут прогуляться по улицам революционной Костромы.

Подробнее о выставке «1917-й: наша общая история».


САМАРА: ВЫСТАВКА «A LA RUS: В ПОИСКАХ ОСОБОГО ПУТИ»

Самарский литературный музей им. М. Горького показывает события революции 1917 года с необычного ракурса. В основе выставочного проекта — подлинная переписка русских писателей и поэтов конца XIX и начала XX века: Сергея Есенина, Александра Блока, Николая Клюева, Зинаиды Гиппиус и Александра Ширяевца. Дополняют основную экспозицию архивные фотографии бала Романовых 1903 года, открытки в русском стиле, документы, газеты и журналы тех лет.

Подробнее о выставке «A la Rus: в поисках особого пути».


МОСКВА: ВЫСТАВКА «РЕВОЛЮЦИЯ ЛЮДЕЙ»

Выставка в Центре фотографии имени братьев Люмьер рассказывает о революционных идеях и разработках, воплощенных в жизнь силами ученых, инженеров и рабочих. В основе проекта — работы классиков советской фотографии. Среди экспонатов — снимки нового индустриального мира Аркадия Шайхета, Михаила Прехнера, Марка Маркова-Гринберга. Также на выставке покажут видео и документальные материалы — они хранились в закрытых архивах оборонных предприятий. Многие из них будут представлены широкой публике впервые.

Подробнее о выставке «Революция людей».


УЛЬЯНОВСК: ВЫСТАВКА «ВОЖДЬ РЕВОЛЮЦИИ»

В основе экспозиции музея «Почтовое дело Симбирска-Ульяновска» лежит коллекция известного филателиста города Ульяновска Брониславля Кокорева. Она рассказывает о лидере большевиков — Владимире Ленине. Среди экспонатов — памятные жетоны 1918 года и траурные знаки, выпущенные в год смерти вождя революции, открытки и марки, календари разных лет.

Подробнее о выставке «Вождь революции».


УЛЬЯНОВСК: ВЫСТАВКА «МАСКАРАД». 1917. ЛЕРМОНТОВ, МЕЙЕРХОЛЬД, ГОЛОВИН»

Подлинные сценические костюмы, созданные по эскизам художника и сценографа Александра Головина, представлены в Доме-ателье архитектора Ф.О. Ливчака. Также на выставке можно увидеть эскизы декораций к спектаклю по пьесе Лермонтова «Маскарад», письмо Александра Головина и билет № 121 на генеральную репетицию спектакля, датированный 24 февраля 1917 года.

Подробнее о выставке «Маскарад». 1917. Лермонтов, Мейерхольд, Головин».

Москва: историко-документальная выставка «Ленин»

Экспозиция из цикла «Лидеры советской эпохи» в Выставочном зале федеральных архивов рассказывает о деятельности Владимира Ленина в период с 1870 по 1926 год. На выставке представлены более 800 документов и другие экспонаты. Гости смогут увидеть письма и рукописи, личные вещи Ленина и его редкие фотографии, а также послушать фонограммы с речами вождя пролетариата.

Подробнее об историко-документальной выставке «Ленин».

Москва: выставка «Цай Гоцян. Октябрь»

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась первая в России персональная выставка китайского художника Цая Гоцяна. Она посвящена 100-летию Октябрьской революции. Экспозиция демонстрирует художественные методы всемирно известного художника: на время выставки пространство музея превратилось в огромную инсталляцию со скульптурными композициями, полотнами пороховой живописи и эскизами к пиротехническим спектаклям.

Подробнее о выставке «Цай Гоцян. Октябрь».

Киров: выставка «Революция в искусстве»

В год столетия революции Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых представит выставку русского авангарда. В экспозиции представлены работы 1910–30 годов — художников Ильи Машкова, Михаила Ларионова, Давида Бурлюка, Василия Кандинского, Александра Родченко. Многие из произведений выставляются впервые.

Подробнее о выставке «Революция в искусстве».

Санкт-Петербург: спектакль «Собачье сердце»

В театре «Приют комедианта» идет спектакль по мотивам романа Михаила Булгакова. Сюжет постановки больше напоминает фильм «Собачье сердце» Владимира Бортко, чем оригинальное произведение Михаила Булгакова. Режиссер Максим Диденко рассказывает о медицинской революции профессора Преображенского и о Великой Октябрьской революции — двух событиях, которые породили новый тип человека.

Подробнее о спектакле «Собачье сердце».


Обзор составлен по материалам, предоставленным АИС «Единое информационное пространство в сфере культуры».

www.culture.ru

Термины и понятия в искусстве — Выставки художественные

Просмотров: 48776

Выставки художественные, публичный (как правило, временный) показ художественных произведений, основная форма ознакомления зрителей со станковым искусством. Выставки художественные могут быть между народными, национальными, региональными; стационарными и передвижными; периодическими (ежегодные, проходящие один раз в два года — бьеннале и три года — триеннале и др.).

 Выставки художественные могут различаться по количеству участников (персональные, групповые, коллективные), по составу (члены АХ, учащиеся художественных учебных заведений и пр.) или принадлежности к художественным группировкам. Организуются выставки художественные, посвященные отдельным видам и жанрам искусства (живопись, скульптура, гравюра, акварель, пейзаж, портрет и пр.), темам (так называемые тематические выставки художественные) и направлениям в изобразительном искусстве. Большое значение для искусствознания имеют музейные выставки художественные (тематические и персональные, с привлечением произведений, хранящихся в запасниках или полученных на время из других музеев, выставки новых поступлений и др.), а также выставки художественные, посвященные отдельным явлениям и периодам истории искусств, в экспозицию которых нередко включаются произведения, хранящиеся в разных странах. На выставках современного искусства специальная комиссия (жюри) отбирает произведения по их теме и качеству, присуждает премии. Более широкие функции имеет выставочный комитет, проводящий всю организационную работу (комплектование и размещение экспонатов, издание каталогов, организация экскурсий и др.). История выставок художественных восходит к публичному показу художественных произведений в Древней Греции (с VI в. до н. э.), Италии (XV-XVI вв.), Голландии и Фландрии (XVII в.). Во Франции Королевская академия живописи и скульптуры начала устраивать выставки работ своих членов с 1653 (с 1699 в Лувре; см. Салон). В XVIII в. регулярные выставки были организованы в АХ других государств (в том числе с 1760-х гг. петербургской АХ). В XIX в. выставки художественные становятся основной формой участия искусства в общественной жизни, ареной борьбы идейно-художественных направлений. Во второй половине XIX в. официальным художественным выставкам противостоят неофициальным выставкам художественным (например, во Франции «Салон отверженных», 1863) и общественные выставочные объединения (например, германские и австрийские Сецессионы, с 1892). В XX в. в капиталистических странах наряду с выставками классического и современного прогрессивного искусства устраивается множество выставок художественных, имеющих рекламно- коммерческий характер, пропагандирующих буржуазную идеологию. Широкий спектр современных течений представлен на крупнейших периодических выставках художественных: Бьеннале в Венеции (Италия; учреждена в 1895) и в Сан-Паулу (Бразилия; с 1951), периодическая выставка «Документа» в Касселе (ФРГ). В России в XIX в. наиболее передовой характер имели выставки передвижников (с 1871). Сложный и противоречивый характер развития русского искусства в конце XIX — начале XX вв. обусловил резкое увеличение числа выставок художественных (выставки «Мира искусства», Союза русских художников, «Бубнового валета» и др.). В СССР и других социалистических странах выставки художественные, предназначенные для широких масс, играют большую воспитательную роль. Среди крупнейших тематических выставок художественных, отражающих развитие социалистического искусства: «15 лет РККА» (1933), «Выставка произведений изобразительного искусства социалистических стран» (1959), «На страже мира» (1965), Всесоюзная юбилейная художественная выставка «50 лет Советской власти» (1967), Всесоюзная художественная выставка «К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина» (1970), «Молодость страны», «Слава труду» (обе — 1976), «Мы строим коммунизм» (1981) — все в Москве; «Мы любим жизнь» (1966) в Берлине, периодическая «Выставка реалистической ангажированной живописи» (1973) в Софии. Культурному сближению народов и развитию мировой культуры, борьбе за мир и прогресс способствуют обмен национальными выставками художественными, международной выставки художественные, на многонациональной («Искусство и Сопротивление», 1965, Болонья, Италия) и двусторонней основах («Париж-Москва», 1979, Париж; «Москва-Париж», 1981, Москва).

Лит.: Выставки советского изобразительного искусства. Справочник, т. 1-4, М., 1965-75; Luckhurst К W., The story of exhibitions, L.-N. Y., 1951.

Родительская категория: История | Культура
Категория: Термины | Понятия

www.art-drawing.ru

Мультимедиа Арт Музей посвятил выставку «Монтаж аттракционов» Сергею Эйзенштейну / Новости культуры / Tvkultura.ru

Одна из самых популярных и «модных» столичных площадок – Мультимедиа Арт Музей – отмечает 20-летие целым рядом юбилейных мероприятий и выставок. Первая из них также приурочена к Году кино. Экспозиция «Монтаж аттракционов» посвящена одной из важнейших фигур мирового кинематографа – Сергею Эйзенштейну. Подробности — у Станислава Дорэ.

Выставка, посвящённая одному из главных гуру мирового кинематографа, занимающая три этажа музея, сама подобна аттракциону. Она, как фильмы Эйзенштейна, выстроена интуитивно, психологично, со множеством смыслов и подтекстов и с намерением захватить зрителя, погрузить его в разные состояния. Фотография демонстрирует привычную реальность, рассказывает о важных событиях из жизни режиссёра, его эскизы и рисунки погружают в богатый внутренний мир. Название выставки повторяет название статьи Эйзенштейна «Монтаж аттракционов», написанной в 1923 году, когда автор еще работал в театре, но уже сформулировал свои главные принципы работы в кино.

Эйзенштейн очень по-своему определяет «аттракцион» и пишет, что это не трюк, а специфическое воздействие на зрителя, причем агрессивное, которое должно достучаться до эмоций, состояния человека и вызвать у него потрясения, переживания и переосмысления», — говорит директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

В экспозиции – первые издания трудов Эйзенштейна, его эскизы к несостоявшимся спектаклям, и фотоснимки тех, что увидели свет. Эксперименты с фотографией, плакаты к фильмам, рисунки, например, один интересный – называется «Святой Себастьян в райвоенкомате». Много фотографий с кинопроб и съёмочных площадок, кадры из большинства знаменитых фильмов, в которых важное место занимали темы власти и толпы.

«Проблема неорганизованной толпы, массы. Он дает первый титр в «Броненосце Потёмкине»: «Личность, едва осознав себя, растворилась в массе. Масса растворилась в порыве, потому что Эйзенштейну — мальчику из хорошей семьи буржуазной, тоже нужно с этим миром было найти взаимоотношения», — объясняет директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Эйзенштейн был человеком компромиссов. Особенно это касается власти. Он разделял идеи революции, однако со временем наступать на горло своей собственной песне становилось всё труднее.

«Иван Грозный» — один из самых сложных фильмов Эйзенштейна. Картина режиссёру давалась трудно. Говорят, сценарий утверждал лично Сталин. Правки, цензура, запреты. Третью серию так и не сняли. Фильму «Иван Грозный» посвящён целый зал. Здесь представлены фото, видео, рисунки, костюмы.

Ассистентом Эйзенштейна на съёмках этой ленты была дочь его близкого друга – Марианна Рошаль. В экспозиции представлен последний подарок режиссёра своей ученице. Это бисерный ридикюль с дарственной надписью: «Не в пример учителю никогда не мечите…» 

Новости культуры 

Год российского кино — 2016. Все материалы темы

Читайте также:

Мультимедиа Арт Музей отмечает 20-летие

tvkultura.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *