Выставка мураками гараж часы работы: Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь»

Содержание

Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь»

Глава I. «Гэидзюцу» («Техника и обучение»)

В первую очередь этот раздел сосредоточен на происхождении живописи Мураками и его работе с картинным пространством и размышлениям о труде художника. Живописная техника Мураками отчасти восходит к традиционному искусству Японии, для которого характерны известная «плоскостность» и то, что историк искусства Нобуо Цудзи называет «эксцентричностью», подразумевая под этим экспрессивность линий в классической японской живописи.

Раздел является отправной точкой для одного из важных концептуальных сюжетов выставки, проходящего сквозь всю экспозицию и связанного с особым отношением японцев к любому последовательному и ежедневному труду (и неважно, идет ли речь о создании гравюр, живописи и производстве керамики или же о приготовлении суши).

Глава II. «“Малыш” и “Толстяк”»

Один из самых насыщенных разделов экспозиции и ключевая глава для понимания всей выставки — это трибьют кураторскому проекту Такаси Мураками «Малыш» (Little boy, 2005), целиком посвященному символическому значению и влиянию событий августа 1945 года (бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки) на культурное сознание японцев. Ядерная катастрофа стала точкой отсчета новой визуальности: от постапокалиптических видений до сознательного ухода от реальности и ее настойчивого вытеснения. В этом разделе объединены произведения Мураками разных периодов — от самых ранних вещей начала 1990-х (например, впервые в Европе показана масштабная инсталляция 1992 года «Морской бриз» из Музея современного искусства XXI века в Канадзаве) до новейших работ, созданных специально для выставки в Москве. Также в этом разделе представлены аниме, оригинальные эскизы и тиражные манги, связанные с осмыслением и переживанием ядерной катастрофы.

Русское название выставки — «Будет ласковый дождь» — непосредственно связано с этой главой и отсылает к антиутопическому рассказу Рэя Бредбэри из цикла «Марсианские хроники» (1950) и анимационному фильму Назима Туляходжаева, снятого на студии «Узбекфильм» (1984).

Глава III. «Каваий»

Этот раздел исследует связь искусства Мураками и эстетики каваий, захватившей японскую массовую культуру и пронизывающей все сферы жизни японского общества. В отличие от главы «“Малыш” и “Толстяк”», архитектурное решение которой напоминает о строгом, почти военном порядке, третья глава построена как последовательность тотальных инвайроментов. Так, один из них воссоздаст атмосферу специальных магазинов для косплееров и фанатов аниме и манги в гиковских районах Токио, а другой представляет собой настоящий кинотеатр, где пройдет премьерный показ полнометражного фильма Мураками «Глаза медузы» (2013).

Глава IV. «Сутадзио» («Студия»)

Раздел «Сутадзио» размещается в одном из пространств Музея, которое на время монтажа выставки стало филиалом студии Мураками. Наравне с историей студии и рассказом об отдельных ее сотрудниках в этом разделе можно познакомиться с процессом создания новых работ (который иногда растягивается на несколько лет) и жизнью творческой лаборатории Мураками в целом, где культивируются добросовестный труд и традиционное для японской культуры четкое следование указаниям мастера. Часть новых произведений Мураками и его команда завершали уже в Москве, и зрители смогли стать свидетелями их работы.

Глава V. «Асоби и кадзари» («Развлечение и украшение»)

«Фантомный» раздел, который разворачивается в невыставочных пространствах Музея (в кафе и книжном магазине, на лестницах и фасаде и т. п.). Он раскрывает игровую природу творчества Мураками и его стремление к декораторству и распространению орнаментальной энергии, которая заложена в японской художественной традиции. Эта глава связывает практику Мураками-художника и его деятельность в качестве главы корпорации Kaikai Kiki Co., Ltd., занимающейся просветительскими и коммерческими проектами.

Всего на выставке в Музее «Гараж» представлено более 80 работ художника — живопись, графика (в том числе тиражная), полнометражные фильмы и анимация — из Музея современного искусства XXI века (Канадзава), Художественного музея Мори (Токио) и частных коллекций; японская гравюра и живопись из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; различные артефакты из студии Мураками, а также фотографии и манги из Мемориального музея мира (Хиросима).

Кроме того, к выставке издан каталог, ставший первой крупной публикацией о художнике на русском языке.


Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» проходит в рамках Года Японии в России.

Куратор выставки Екатерина Иноземцева, старший куратор Музея «Гараж».

Музей «Гараж» благодарит Japan Airlines, St. Regis и Panasonic за помощь в подготовке выставки.

Команда Такаси Мураками о работе с художником

Во время подготовки выставки «Будет ласковый дождь» занятые на монтаже специалисты рассказали, как устроена работа над произведениями художника, и чем необычна выставка в «Гараже».

Фумито Кобаяcи

Сотрудник компании RIDEAWORKS INC.

Когда я в первый раз работал в галерее Мураками Kaikai Kiki в Токио, мне удалось наклеить принты на стены очень ровно — стык в стык. В тот день Мураками заехал галерею и, ничего не сказав, уехал. Уже потом мне объяснили, что молчание Мураками — наивысшая похвала.

После этого эпизода Мураками пригласил меня на монтаж его раздела экспозиции на выставке «Louis Vuitton и страсть к творчеству» в Гонконгском художественном музее в 2009 году, а затем стал отправлять на свои выставки по всему миру — в Версаль, Доху, Лондон, Чикаго. Я очень волновался перед поездкой в Москву: объем принтов для поклейки в «Гараже» был беспрецедентно большим.

Мы получаем эскизы, разработанные Мураками, готовим их к печати, а затем выводим на широкоформатном принтере. Мы печатаем изображения в очень высоком разрешении. Наша команда состоит из 15 человек. В основном мы печатаем на обоях, на пленке для стекла и некоторых других материалах.

Как правило, на выставках Мураками мы работаем с небольшим объемом поверхностей. Но в «Гараже» мы обклеиваем стены, пол, потолок и окна. В этот раз мы напечатали очень много разных вещей — принты на серебряно-металлическом материале, на прозрачной пленке для стекла, на материале с фактурой традиционного японского сусального золота — во всем мире увидеть такое можно только здесь.


Томоко Сугимото

Консультант отдела живописи компании Kaikai Kiki Co., Ltd., Нью-Йорк

Я встретила Такаси спустя полгода после того, как начала работать в его студии.

Тогда я училась в Школе визуальных искусств в Нью-Йорке. Один из моих друзей работал у Такаси, который в то время расширял студию. Сейчас я руковожу отделом живописи в филиале его студии в Нью-Йорке и являюсь хранителем и художественным консультантом.

В самом начале я работала над очень небольшими картинами — шириной около 60 см. Теперь работы все больше — Мураками будто пытается бросить вызов самому себе, создавая картины до пяти метров в высоту!

Сначала у Такаси появляется идея, затем команда дизайнеров прорабатывает ее в цифровом виде. Мы получаем эти материалы в нью-йоркской студии, распечатываем, накладываем на шелкографические экраны и переносим на холст, проверяем, чтобы совпадали все оттенки. Если Такаси говорит, что все хорошо, мы завершаем работу: наносим краски, покрываем лаком — это совместное творчество. Сколько человек участвует в процессе — зависит от размера работы. Если картина небольшая — достаточно двух живописцев, если огромная — работают три-четыре человека.

Я работаю и в студии (в основном в Нью-Йорке, но бываю и в Японии, в головном офисе в Миёси), и на больших выставках в музеях как хранитель, то есть слежу за состоянием работ, если что-то повреждено — исправляю. Это два разных направления — создание работ и обеспечение их сохранности.

Выставка в «Гараже» заметно отличается от других проектов — прежде всего потому, что Такаси решил воссоздать здесь мастерскую. Кажется, что мы находимся действительно в его студии, перенесенной в другую страну, — и это очень комфортно. Прямо сейчас мы работаем над двумя новыми картинами — золотой и платиновой панелями с сияющими черепами. Мы завершим их за две недели.

В каталоге выставки «Будет ласковый дождь» опубликованы интервью куратора проекта Екатерины Иноземцевой с другими работниками студии Мураками — компании Kaikai Kiki Co., Ltd. и людьми, которые сотрудничают с художником, отвечая за производство различных продуктов: от картин и скульптур до сувениров и костюмов для вечеринок.

Как понимать выставку Такаси Мураками в «Гараже»

29 сентября в «Гараже» открылась первая в России ретроспективная выставка одного из самых дорогих и влиятельных современных художников — Такаси Мураками. В пространстве музея показано около 80 работ, которые были созданы художником с начала 90-х годов до наших дней. Некоторые произведения Мураками заканчивал уже непосредственно в Москве. 

Апокалипсис

Название выставки «Будет ласковый дождь» повторяет заголовок одноименного рассказа Рэя Брэдбери, действия которого разворачиваются в постапокалиптическом мире. Обращение именно к нему неслучайно, ведь и вселенная Мураками — это мир постапокалипсиса, своего рода ядерный взрыв. В работах он постоянно переосмысляет трагедию, связанную с атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки. Это чудовищное событие, произошедшее летом 1945 года, оказало на него сильнейшее влияние, как, собственно, на любого другого японца его поколения.

Жизнерадостное, красочное и на первый взгляд легковесное искусство скрывает в себе страх и ужас. Это чем-то напоминает мультсериал «Время приключений», где все события тоже разворачиваются в мире после ядерной катастрофы.

Масс-культура

Мураками — это своего рода японский Энди Уорхол или Рой Лихтенштейн. Он и не скрывает, что вдохновлялся американским поп-артом, но использует японские культурные коды. Так, большинство персонажей Мураками очевидно берут начало в эстетике аниме и манги, из-за чего художника нередко сравнивают с его соотечественником, мультипликатором Хаяо Миядзаки, который одним из первых открыл западу аниме, а кто-то даже говорит о влиянии второго на первого.

За всеми фантастическими образами Мураками стоит японское искусство в самых разных его проявлениях. Это и классические произведения Хокусая и Утамаро, и древние сказания о призраках и волшебных существах. Переплетая между собой современные культурные коды и референсы к традиционному искусству, которому уже не одна тысяча лет, Мураками создает внешне простой и привлекательный, но на самом деле замысловатый и вдумчивый арт, который сможет понять и принять человек из любого уголка мира. Это — с одной стороны, а с другой, за внешне легкомысленными работами Мураками скрывается трезвый расчет: художник стремится утвердить позиции японской культуры на всем земном шаре. Он король китча и свое искусство характеризует как superflat. Этим словом художник обозначает размывание границ между Востоком и Западом, высоким и низким, искусством для всех и искусством элитарным.

 

Мода

Мураками невероятно амбициозен, поэтому, как и почти все художники современности, он окружил себя целым аппаратом пиара: его работы — это не только узнаваемые и растиражированные образы, это уже имидж и бренд. У него есть собственная компания под названием Kaikai Kiki Co., Ltd с офисами в Токио и Нью-Йорке. Название компании отчасти характеризует все искусство художника: если поменять местами слова в названии «Kaikai Kiki», то получится японское прилагательное «kikikaikai», которым обозначаются сложные, странные или тревожные явления.

Компания занимается абсолютно всем: создает искусство, продукт, представляет и продвигает современных японских художников, выполняет многомиллионные заказы для модных домов, телевизионных и музыкальных компаний. Что касается моды, то с 2000 года Такаси Мураками сотрудничает с Louis Vuitton. Специально для модного дома художник раскрасил легендарную монограмму, а позже включил ее в собственные работы, создав серию картин, на которых изображены исключительно разноцветные буквы LV. В 2015 году Мураками сделал уже полноценную коллекцию аксессуаров для модного дома: на знаменитых сумках появились персонажи его произведений. Не менее громкой стала коллаборация художника с Vans. Слипоны, футболки и скейтерские доски заполнили психоделические принты со знаменитыми радужными ромашками и черепами. Мураками, стремящийся охватить все возможные слои массовой культуры, всегда готов работать и с музыкантами. Так, для альбома Канье Уэста «Graduation» художник сделал обложку в своем фирменном стиле, а для Фаррелла Уильямса снял анимационный клип.  

Удивительным образом творчество Мураками сочетает в себе контрастные явления: искусство здесь соседствует с мультипликацией, апокалипсис — с веселым красочным миром, возвышенное — с низким.

Своим искусством он переворачивает с ног на голову популярную культуру, иронизирует над ней и постоянно пересоздает ее. А честное, прямое и спокойное отношение художника к индустрии популярной и коммерческой культуры делает его искусство не только актуальным, но и по-своему великим.

Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь»

Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» проходит в рамках Года Японии в России. Такаси Мураками — это известный современный японский художник, причем один из самых дорогих. Выставка проходит с 29 сентября 2017 по 4 февраля 2018 года в Москве в Музее современного искусства «Гараж» в парке имени Горького ежедневно с 11 до 22 часов. Цена билета 500 руб, студентам, школьникам — льготы, пенсионерам — бесплатно. Фотографировать можно, но без вспышки.

В очереди я отстояла минут 40, но это было в новогодние каникулы.

В музее представлено около 80 работ, которые были созданы художником с начала 90-х годов и до наших дней. Некоторые произведения Мураками заканчивал непосредственно в Москве, можно посмотреть его мастерскую на первом этаже слева от входа.

В холле музея посетителей встречает золотая скульптура «Пламя» на фоне яркого панно и пола. Вообще яркость и красочность работ просто зашкаливает.

Название выставки «Будет ласковый дождь» повторяет заголовок одноименного рассказа Рэя Брэдбери, действия которого разворачиваются в постапокалиптическом мире. Обращение именно к нему неслучайно, ведь и вселенная Мураками — это мир постапокалипсиса, своего рода ядерный взрыв. В работах он постоянно переосмысливает трагедию, связанную с атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки. Жизнерадостное, красочное и на первый взгляд легковесное искусство скрывает в себе страх и ужас.

Мураками не скрывает, что вдохновлялся американским поп-артом, но использует японские культурные коды. За внешне легкомысленными работами Мураками скрывается трезвый расчет: художник стремится утвердить позиции японской культуры.

Легкая, игрушечная, мультяшная, как говорит сам художник, попсовая форма. Но за этим ярким фасадом совсем не праздник. Здесь спрятана боль от катастроф. Тех, что потрясли его родину. Землетрясение 2011 года, авария на Фукусиме и, конечно, бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Мать Такаси Мураками родом из Кокуры, города, который планировалось атаковать вслед за Хиросимой. Сброшенные на Хиросиму и Нагасаки бомбы с кодовыми названиями «Малыш» и «Толстяк» многое изменили в культуре Японии. Населению нужно было сбежать куда-то от угнетающей действительности — начала развиваться культура манги и аниме.

В глазах одного из персонажей — эпицентр взрыва, а смешные грибы на самом деле — ядерные.

Такое настойчивое вытеснение реальных образов — способ хоть как-то пережить кошмары прошлого.

Улыбающиеся маргаритки, или ромашки, и глазастые черепа появляются в творчестве Мураками постоянно. Черепа в истории западного искусства функционировали как символ бренности бытия, напоминание о memento mori. Эта интерпретация совпадает с буддийской концепцией, говорящей, что «всё временно». Однако Мураками идет дальше и утверждает, что «все в конце концов умрут, поэтому не стоит беспокоиться».

Пожалуй, самый узнаваемый образ художника — улыбающиеся ромашки. Они цветут повсюду: на картинах, скульптурах.

А за вдохновением Такаси Мураками ходит в магазинчики для фанатов аниме. Все игрушки оттуда. Их тысячи. Охрана пропускает вдоль столов с игрушками по два человека, предупреждая, что руки и сумки нужно держать перед собой.

По окончании выставки можно пройти в мастерскую художника, надев одноразовые носочки и шлепанцы. Она находится слева от входа за серым занавесом.

В этом то ли фанерном, то ли картонном домике Мураками спал, чтобы не тратить время на поездки.

Стоит сходить и в туалет под лестницей, он тоже весь «в цветочек». Можно купить сувениры с выставки, но цены, естественно, большие. Можно посидеть в кафе, но при мне свободных мест не было.

Выставка оставила двойственное впечатление: с одной стороны, все такое яркое и праздничное; с другой стороны, эта яркость действовала угнетающе. К тому же, в отдельном зале висят фото с ядерных бомбардировок — жутко.

Третьяковка, ГМИИ им. Пушкина, «Гараж» и другие музеи готовятся к открытию для посетителей — Москва

МОСКВА, 8 июня. /ТАСС/. Музей современного искусства «Гараж», расположенный в Парке Горького в Москве, готов открыться для посетителей с 16 июня. Государственная Третьяковская галерея после отмены в Москве режима самоизоляции так же может открыться для посетителей 16 июня, но ждет рекомендаций Министерства культуры РФ. Музей русского импрессионизма намерен принять первых посетителей 1 июля, а Пушкинский музей — 10 июля, сообщили ТАСС в пресс-службах музеев в понедельник.

С середины марта культурные учреждения в Москве были закрыты из-за ситуации, связанной с распространением коронавируса. В понедельник мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что музеи и выставочные залы могут открыться с 16 июня (при условии посещения по электронным билетам). Они будут обязаны соблюдать ограничения по одновременному количеству посетителей. 

«Мы готовимся к возможному открытию для посетителей с 16 июня, но ждем рекомендации от Министерства культуры РФ», — рассказали в Третьяковской галерее. Ранее генеральный директор музея Зельфира Трегулова сообщала, что Третьяковка надеется открыть с 10 июля выставку «Ненавсегда», посвященную эпохе застоя. 

С 1 июля готов открыться для посетителей Музей русского импрессионизма. «К общественным местам, в том числе музеям, предъявляются серьезные санитарные требования. Мы заботимся о здоровье посетителей музея и нашей небольшой музейной команды, поэтому используем это время для обеспечения максимально безопасных условий. С 1 июля будут открыты основная экспозиция и продленная до конца августа выставка Юрия Анненкова. Дальнейшие ограничительные меры будут зависеть от рекомендаций правительства», — прокомментировала генеральный директор музея Юлия Петрова, чьи слова привели в пресс-службе.  

О ГМИИ им. А. С. Пушкина

Пушкинский музей планирует начать работу 10 июля, как и сообщалось ранее. «Сейчас мы вступаем в новую фазу — технической подготовки к открытию музея и к встрече с посетителями. Число присутствующих в музее сотрудников расширится. Уже больше месяца мы активно обсуждаем все нюансы работы в новых условиях, продумываем необходимые меры безопасности. Мы ответственны перед нашими сотрудниками и публикой и будем стараться сделать все, чтобы посещение музея было безопасным. Надеемся, что 10 июля посетители смогут вернуться в музей», — сказали в пресс-службе. 

Первые проекты, которые зрители смогут увидеть после окончания режима самоизоляции, — это выставки «Тату» и «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина», которые продолжат работать до конца сентября. «На протяжении всего периода действия режима самоизоляции в Пушкинском музее работал коллектив сотрудников, обеспечивавших «жизнедеятельность» зданий — хранители, инженеры, работники службы безопасности, реставраторы. Большая команда работала дистанционно, готовя новые программы», — отметили в музее. 

За два месяца были запущены проекты «100 способов прожить минуту» и «Другая война», прошло онлайн-открытие выставки «От Дюрера до Матисса…», состоялись десятки виртуальных экскурсий и циклы лекций. К акции «Ночь музеев» был подготовлен фильм-путешествие с художником Дмитрием Гутовым, а день рождения музей, которому 31 мая исполнилось 108 лет, отметил концертом в рамках фестиваля «Черешневый лес».

О «Гараже»

«Гараж» первым из российских музеев объявил о закрытии из-за ситуации, связанной с распространением коронавируса — он приостановил работу с 14 марта. «10 июня для посетителей заработает книжный магазин «Гаража», а 16 июня откроются сам музей и терраса кафе», — рассказали в пресс-службе. 

Уже в день рождения музея, 12 июня, на площади Искусств откроется проект казахского художника Ербосына Мельдибекова «Трансформер». «Инсталляция, созданная для программы Garage Square Commission, — результат авторского исследования истории монументов в сквере Эмира Тимура в Ташкенте. Так как музей по-прежнему закрыт, открытие проекта пройдет онлайн: куратор проекта Андрей Мизиано побеседует с Ербосыном Мельдибековым на платформе Zoom, начало в 19:00″, — сообщили в пресс-службе.

Ранее в музее рассказали ТАСС, что выставочная программа на 2020 год была скорректирована в связи с ситуацией. Выставка «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966-1985» продлена до 2 августа, выставки «Мы храним наши белые сны». Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905-1969″ и Atelier E.B «Прохожий» — до 9 августа. Инсталляция Моники Сосновской «Упражнения на конструкцию. Сгибание» продлевается до 30 июля. Вторая Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей» и инсталляция Томаса Сарасено «Движущие атмосферы» откроются 11 сентября.

Музей, основанный в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем, является первой в России филантропической организацией, направленной на развитие современного искусства и культуры. В разное время в «Гараже» проходили выставки Марка Ротко, Марины Абрамович, Такаси Мураками, Виктора Пивоварова и других художников. В мае 2014 года центр современной культуры «Гараж» сменил имя на музей современного искусства «Гараж», что отражает главную цель сооснователей музея — знакомство широкой публики с произведениями ныне живущих художников и материалами по истории искусства. В июне 2015 года «Гараж» переехал в свое первое постоянное здание на территории парка Горького.

Арт-уикенд в Москве: атомный дождь Такаси Мураками в «Гараже»

В Музее современного искусства «Гараж» открылась первая в России выставка японского художника Такаси Мураками — одной из самых значительных фигур в современном искусстве.

Многочастная выставка «Будет ласковый дождь», на подготовку которой ушло два года, занимает почти все пространство музея, превращая его в тотальную инсталляцию.

Будучи укорененным в традиционной японской культуре, искусство Такаси Мураками в то же время универсально и интуитивно понятно и человеку, не знакомому с историческими и эстетическими отсылками, наполняющими его работы. Это одна из причин, по которой он оказался столь успешным и востребованным на Западе. Мураками живет между Токио и Нью-Йорком, а его персональные выставки регулярно проходят в крупнейших мировых институциях, в числе которых Музей Гуггенхайма в Бильбао, Версальский дворец и Палаццо Реале в Милане.

Такаси Мураками. Воспоминания о бурной жизни. 2015

Первая глава выставки как раз исследует творчество Мураками в контексте традиционного искусства Японии с присущей ему цитатностью и принципом коллажирования старых образцов в новом произведении. В соседстве с графикой мастеров XIX века — Хокусая, Куниёси и Кёсая — в картинах Мураками легко заметить те же композиционные принципы и элементы, которые, впрочем, исполнены в его уникальной манере. Порой он почти «дословно» цитирует сюжеты и иконографию старого искусства, что, например, очевидно в его «Даруме» — изображении индийского монаха и божества, чей образ был частью традиционной практики дзен-буддийских монастырей Китая и Японии и многажды воспроизводился копированием с работ известных дзенских мастеров.

Такаси Мураками. Зонтик тролля. 2002

Вторая, центральная часть экспозиции «„Малыш“ и „Толстяк“» посвящена поворотному моменту в истории Японии — бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки в 1945 году. Эта катастрофа стала самым сильным потрясением за всю историю, застыв болью в теле и душе, которая навсегда осталась в генетической и культурной памяти японцев. К этим событиям отсылает и вынесенный в название выставки рассказ Рэя Брэдбери, повествующий о постъядерной эпохе, когда человечество само себя уничтожило в атомной войне.

Здесь зритель оказывается в окружении зубастых голов, огромных грибов-мутантов, каких-то инопланетных существ. Черепа, которые встречаются на картинах в самых разнообразных сочетаниях, нередко заполняя все пространство, с первого взгляда не кажутся страшными или отталкивающими — собственно, в калейдоскопе ярких красок, напоминающих тканевый принт, глаз не сразу различает символы смерти. Тем сильнее впечатление от контраста формы и содержания. Мураками позаимствовал этот образ из анимационного сериала 1970-х годов «Тайм Бокан», где череп служил финальной заставкой каждой серии, обещая продолжение приключений любимых героев. Таким образом, Мураками, оставаясь верным все тому же коллажному принципу, заимствует уже не из классического искусства, а из массовой культуры. Парадокс в том, что в традиционной культуре копировались «высокие» образцы, а он делает объектом искусства «низкое».

Такаси Мураками.

Лунный свет. Непостоянство всех вещей. 2016

Тайм Бокан (красный). 2001

Такаси Мураками. Гифа постепенно покроет мир. «Нам нужно поскорее получить руки или ту дверь в чужой мир. Ждите, пока мы не добьемся своего!». 2007

Такаси Мураками. Лев всматривается в бездну смерти. 2015

Такаси Мураками. Кайкай и Кики. 2000–2005

Собственно, в этом весь Мураками: он стирает границы между «элитарным» и «массовым», «высоким» и «низким», искусством и ремеслом. Среди прочего он играет с эстетикой каваий — специфичным японским культурным феноменом, который проявляется в любви ко всему «милому» и «прелестному», как и переводится это слово. «Каваийность» пронизывает все сферы японской жизни. Солидные компании непременно обладают «хорошенькими» маскотами-талисманами; изображениями покемонов разрисованы самолеты All Nippon Airways, многочисленные токийские магазины в изобилии предлагают все необходимое для превращения собственной жизни в захватывающий сюжет аниме или манги. Так, на выставке есть инсталляция из зеркальных полок, заставленных тысячами плюшевых и пластиковых фигурок персонажей аниме и манг, — своего рода модель «Накано Бродвея», в Токио, где в бесконечных торговых галереях находят счастье отаку всех мастей (так в Японии называют увлекающихся чем-либо людей).

Помимо собственно выставки на первом этаже музея разместился филиал студии Мураками, где развернется полноценная работа над новыми произведениями, которую смогут наблюдать зрители. При входе выставлены десятки пар тапочек, в которые посетителей вежливо просят переобуться, чтобы проникнуть в творческую лабораторию художника — такая возможность, согласитесь, не часто выпадает даже профессионалам. Так что не упустите.

Такаси Мураками. Эка данпи («Ампутация руки Эки»): Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку. 2015

Детали
Музей современного искусства «Гараж»
Ул. Крымский Вал, 9, стр. 32
До 4 февраля

 

 

 

самые популярные выставки московских музеев – Москва 24, 29.01.2018

В Музее современного искусства «Гараж» закрывается выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь». В последние дни работы сюда стоит очередь, которая для московских музеев и галерей стала уже традиционной. Вспомнить хотя бы легендарную выставку Валентина Серова, в очереди на которую уставшие от ожидания посетители даже выломали входную дверь Третьяковской галереи. Вспоминаем самые длинные и долгие очереди «за искусством» в московских музеях и те выставки, которые вызвали небывалый ажиотаж.

Такаси Мураками. Выставка «Будет ласковый дождь» в музее «Гараж»

Посещаемость: нет официальных данных

Фото: Агентство Москва/Кардашов Антон

До 4 февраля в Музее современного искусства «Гараж» работает выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь». Она стала первым масштабным проектом знаменитого японского художника в России. Пока что официальной статистики посещаемости нет, но, судя по очереди, она станет одним из самых успешных проектов музея. Блогеры и посетители делятся секретам, как пройти без очереди. Главный совет – планировать момент встречи с прекрасным.

Дуглас Киркланд в Центре фотографии имени братьев Люмьер

Посещаемость: нет официальных данных

Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

В Центре фотографии братьев Люмьер 17 января открылась выставка одного из самых известных фотографов Голливуда Дугласа Киркланда. Экспозиция получила название «За кулисами». Она охватывает всю 60-летнюю карьеру фотографа. Например, посетители галереи могут увидеть закулисье голливудских киносъемок, которые проходили с 1960-х по 2010-е годы. Среди них «Звуки музыки», «Титаник», «Мулен Руж», «Великий Гэтсби», а также целую серию, посвященную Коко Шанель и Мэрилин Монро. Эти имена привлекают зрителей, которые уже выстраиваются в очередь к входу на выставку.

Валентин Серов в Третьяковской галерее

Посещаемость: 476 тысяч человек

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Вызвавшая небывалый ажиотаж выставка картин Валентина Серова, приуроченная к 150-летию со дня рождения художника, стала первой и самой легендарной в истории современной России. По официальной статистике ее посетили 476 тысяч человек, что стало настоящим рекордом. Этот феномен обсуждали в телепередачах и новостях, а в соцсетях даже придумали специальный хэштег #очередьнасерова, с помощью которого посетители выставки делились впечатлениями и от выставки, и от очереди.

Посетители приходили к дверям музея к шести часам утра, а однажды даже выломали дверь. Изначально выставка должна была закрыться 17 января, потом ее продлили на неделю, потом до конца месяца, а потом вообще оставили Третьяковскую галерею на Крымском Валу открытой на всю ночь, решив провести акцию «Ночь Серова», которая, разумеется, стала суперуспешной.

Иван Айвазовский в Третьяковской галерее

Посещаемость: 600 тысяч человек

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Выставка картин Ивана Айвазовского к 200-летию со дня рождения художника в Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась 29 июля. В первые дни работы экспозицию посетили больше людей, чем выставку полотен Валентина Серова за тот же период, однако это было объяснимо: выставка Серова проходила зимой, и ее посещаемость была ограничена возможностями гардероба, а Айвазовский открылся летом, что позволило музею принимать больше посетителей. Учтя свои ошибки, руководство музея ввело часы посещения, электронную и предварительную продажу билетов и дополнительные сеансы. Выставка продлилась до 20 ноября, однако такой скандальной популярности, как ее предшественница, не заработала.

Рафаэль в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Посещаемость: нет официальных данных

Фото: портал Москва 24/Кинякина Екатерина

Выставка «Рафаэль. Поэзия образа» стала самым успешным проектом ГМИИ в 2016 году. За неполных восемь часов в первый день работы экспозицию посетили 2,5 тысячи человек. Уже в восемь утра к входу главного здания на Волхонке стали подтягиваться первые посетители, а к моменту открытия здесь стояла внушительная очередь. Стремление видеть произведения великого титана Высокого Возрождения в числе первых приобрело статус общемосковского соревнования: в очереди опасались, что очередь будет расти изо дня в день. Паникеров можно понять. Пропустить такое событие было никак нельзя: 11 работ застраховали на полмиллиарда евро, а многие из них никогда раньше не покидали стен итальянской галереи Уффици.

В московском музее «Гараж» Такаши Мураками открывает «Под радиационным падением»

Есть еще что-то вроде непонятной «жуткости» его персонажей, с которой нужно бороться; Несмотря на все милые, глазастые фигурки, в смеси присутствуют и монстры. Ранее в этом году Мураками сказал South China Morning Post , что пустые улыбки даже самых безвкусных лиц kawaii могут по-своему преследовать. (Недаром kawaii делит этимологию с kawaisō , что означает «бедный» или «жалкий».«После Второй мировой войны нам нечего сказать, поэтому мы можем только улыбаться и стараться поддерживать любое общение в позитивном ключе», — сказал он. «Я только что увидел в газете фотографию улыбающегося премьер-министра [Синдзо] Абэ. Когда Эйб пошел к Дональду Трампу, он тоже улыбался. Но, как и в случае с Hello Kitty, премьер-министр улыбается мило, но немного жутко ».

Вид на главу «Кавайи» Мураками в Музее «Гараж». Фото: Предоставлено Музеем современного искусства «Гараж».

Хотя он отмечает, что русские люди «теплые и открытые», чего он не ожидал, исходя из климата, «я не знаю, как [их] отреагируют» на работу.В интервью он часто говорит, что американцы понимают его искусство так, как японцы отказываются понимать, потому что это слишком похоже на то, как подставить зеркало их собственному бессилию — хотя маловероятно, что он думал о настоящем моменте, когда американские граждане могут приехать в Россию, страну, которая была источником их ядерной тревоги, чтобы увидеть искусство, отражающее урон, нанесенный ядерной войной психике японского художника в первый момент в их жизни, когда ядерная война кажется настоящей возможность.По словам Мураками, дело не в том, что искусство изменилось (хотя на выставке представлены новые работы, в том числе две круглые картины-черепа с металлическими оттенками), но изменится восприятие этого искусства благодаря такому смещению внимания и тому, что он называет «полностью новый монтаж », как« ди-джей, делающий ремикс »на свою работу. «Странно смотреть на дела своей жизни чужими глазами», — говорит Мураками. Сначала он не понимал «сценария» или кураторского видения; он говорит, что нужно было приехать в Москву, чтобы все уместилось.Что касается ядерного вопроса, художники давно меняют жестокость на красоту, — говорит он, цитируя картину Франсиско Гойя Третье мая 1808 года : «Эта картина очень прекрасна. . . но [война] — это реальность, и это ужасно ». А когда дело доходит до того, чтобы превратить невыразимое насилие во что-то приятное, или даже милое , как в случае с его яркими радужными грибовидными облаками, хорошо: «Подумайте, что у меня на заднем плане, — говорит он, — миловидность и катастрофу, они выглядят очень разные, но они происходят от одного и того же.В качестве примера он приводит Годзиллу, еще одно, вероятно, неправильно понятое существо, рожденное в результате атомного взрыва. По его словам, сокращение дистанции между людьми «делает искусство необходимостью в нашем обществе».

Если Мураками надоест его фандом и их бесконечные просьбы о селфи — на вечеринке в Доме Союзов, где похоронили и Владимира Ленина, и Иосифа Сталина, его осадят, и он будет храбро позировать за невозможную сумму. айфонов — он не говорит. Похоже, он предпочел бы сосредоточиться на фильмах: он называет кинопроизводство своим «чистым желанием», а также способом направить реальные ужасы в те виды, которые были спровоцированы и легко смягчены страшными фильмами и телешоу из его фильмов. молодежь (здесь снова идет Годзилла ).Позже он рассказывает залу, заполненному российскими журналистами, что вложил почти 30 миллионов долларов в свою продолжающуюся трилогию Jellyfish Eyes ; он с нетерпением ждет встречи с Голливудом. «Всегда нужно создавать что-то новое, — сказал Мураками Дэмиену Херсту в интервью для последнего Requiem I в 2009 году, — и даже более того, что-то правильное. Это процесс, который включает в себя множество экспериментов и неудач. Я думаю, что только с осознанием этого может действительно начаться акт творения.. . искусство должно продолжаться. Он должен развиваться ».

Новости / Такаши Мураками / Музейные выставки

Закрыт

Такаши Мураками в

звезда: шесть современных художников из Японии со всего мира

31 июля 2020 г. — 3 января 2021 г.
Художественный музей Мори, Токио
www.mori.art.museum

На этой выставке представлены шесть художников, чья карьера вывела их за пределы Японии и принесла им признание во всем мире. Эта выставка прослеживает их пути, от самых ранних до последних работ, и исследует, как практика каждого художника была оценена в глобальном контексте.Включена работа Такаши Мураками.

Такаши Мураками, Мисс Ко² , 1996–2011 © 2011 Такаши Мураками / Kaikai Kiki Co., Ltd. Все права защищены

Закрыт

Счастливый!

27 октября 2019 г. — 5 июля 2020 г.
Художественный музей NSU, Форт-Лодердейл, Флорида
nsuartmuseum.org

С радостью! представляет современные работы художников, стремящихся эмоционально заинтересовать зрителя.В их произведениях, как и в жизни, переплетаются печаль и счастье. Выставка следует траектории поколений с середины двадцатого века до наших дней. Включены работы Джеффа Кунса, Такаши Мураками, Ричарда Принса и Энди Уорхола.

Такаши Мураками, Широко раскройте руки, примите счастье! , 2010 © 2010 Такаши Мураками / Kaikai Kiki Co., Ltd. Все права защищены

Закрыт

Мураками пор Мураками

4 декабря 2019 г. — 15 марта 2020 г.
Instituto Tomie Ohtake, São Paulo
www.institutotomieohtake.org.br

Эта выставка, которая представляет собой объединение Мураками Мураками , ранее выставленных в музее Аструпа Фернли в Осло, посвящена известным произведениям Такаши Мураками, но также представляет аспекты его деятельности как коллекционера, галериста, бизнесмена и активиста. . За последние двадцать лет художник был чрезвычайно заметен на международной арт-сцене, но он также играл активную роль в мире японского искусства, пересматривая положение художника в обществе.

Такаши Мураками, Тан Тан Бо , 2001 © 2001 Такаши Мураками / Kaikai Kiki Co., Ltd. Все права защищены

Закрыт

Такаши Мураками в

Япония Сверхъестественное

2 ноября 2019 г. — 8 марта 2020 г.
Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Австралия
www.artgallery.nsw.gov.au

На этой выставке представлены крупномасштабные инсталляции и классическое японское кино и анимация, а также миниатюрная резьба, юмористические картины и яркие гравюры на дереве укиё-э, которые определяют традиции сверхъестественного в японском искусстве.Основанное на монументальной инсталляции живописи и скульптуры Такаши Мураками, выставка также исследует японских художников прошлого, включая Кацусику Хокусая, а также современных художников.

Вид установки, Japan Supernatural , Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Австралия, 2 ноября 2019 г. — 8 марта 2020 г. Иллюстрации © 2020 Takashi Murakami / Kaikai Kiki Co., Ltd. Все права защищены

Закрыт

Поп-сила от Уорхола до Кунса

Шедевры из собрания Джордана Д.Фонд Шнитцера и его семьи

28 сентября 2019 г. — 8 марта 2020 г.
Музей искусств Таубмана, Роанок, Вирджиния
www.taubmanmuseum.org

POP Power отмечает вечное движение, которое упивается новым и настоящим, знаменитостями и товарами, а также искусством, доступным для масс. Включены работы Дэмиена Херста, Джеффа Кунса, Роя Лихтенштейна, Такаши Мураками, Ричарда Принса и Энди Уорхола.

Джефф Кунс, Gazing Ball (да Винчи Мона Лиза) , 2016, Фонд семьи Джордана Шнитцера © Джефф Кунс

Закрыт

Мураками vs Мураками

1 июня — 1 сентября 2019 г.
Tai Kwun Contemporary, Гонконг
www.taikwun.hk

В этом всеобъемлющем обзоре представлено более шестидесяти картин и скульптур в захватывающей обстановке, демонстрирующей интригующие парадоксы, воплощенные в разнообразной работе и жизни Такаши Мураками.

Вид установки, Мураками против Мураками , Tai Kwun Contemporary, Гонконг, 1 июня — 1 сентября 2019 г. Иллюстрации © 2019 Takashi Murakami / Kaikai Kiki Co., Ltd. Все права защищены. Фотография: « Guillaume Ziccarelli

».

Закрыт

Такаши Мураками

Осьминог ест свою ногу

10 июня — 16 сентября 2018 г.
Музей современного искусства Форт-Уэрта, Техас
www.themodern.org

Музей современного искусства Форт-Уэрта представит крупную ретроспективу картин Такаши Мураками, включающую пятьдесят работ, охватывающих три десятилетия его карьеры, от самых ранних зрелых работ художника до его недавних монументальных картин. Эта выставка возникла в Музее современного искусства в Чикаго и приехала из Художественной галереи Ванкувера.

Такаши Мураками, Горшок Кляйна , 1994–97 © 2018 Такаши Мураками / Kaikai Kiki Co., Ltd. Все права защищены. Фотография: « Ёситака Учида

».

Закрыт

В гармонии с миром

11 апреля — 27 августа 2018 г.
Fondation Louis Vuitton, Париж
www.fondationlouisvuitton.fr

В гармонии с миром стремится размышлять над сегодняшними вопросами о своем месте во Вселенной и связях, которые связывают людей с окружающей их средой.Выставка подчеркивает взаимосвязь между людьми, животными, растениями и даже неодушевленными предметами. Включены работы Альберто Джакометти, Ива Кляйна и Такаши Мураками.

Такаши Мураками, он же Геро Тан: Ноев Ковчег , 2016 © Такаши Мураками, 2018 / Kaikai Kiki Co., Ltd. Все права защищены

Закрыт

Нет места лучше дома

1 марта — 3 июня 2018 г.
Museu Coleção Berardo, Лиссабон, Португалия
ru.Museuberardo.pt

В ознаменование столетнего юбилея Дада в 2016 году и столетия фонтана Марселя Дюшана в 2017 году эта выставка исследует, как художники включили обычные предметы домашнего обихода в свою работу, удалив эти предметы из контекста дома, что подрывает опыт повседневной жизни. Эта выставка прибыла из Музея Израиля в Иерусалиме. Включены работы Дюшана, Дуэйна Хансона, Дэмиена Херста, Мана Рэя, Такаши Мураками, Нам Джун Пайка, Роберта Терриена и Энди Уорхола.

Роберт Терриен, Без названия (ножка стола) , 2010 © Роберт Терриен / Общество прав художников (ARS), Нью-Йорк. Фото: Питер Кокс

Закрыт

Такаши Мураками

Осьминог ест свою ногу

3 февраля — 6 мая 2018 г.
Художественная галерея Ванкувера, Канада
www.vanartgallery.bc.ca

Художественная галерея Ванкувера представляет крупную ретроспективу картин Такаши Мураками, включающую пятьдесят работ, охватывающих три десятилетия его карьеры, от самых ранних зрелых работ художника до его недавних монументальных картин.Эта выставка прибыла из Музея современного искусства в Чикаго.

Такаши Мураками, Kansei Gold , 2008 © 2018 Такаши Мураками / Kaikai Kiki Co., Ltd. Все права защищены. Фото Джошуа Уайта / JWPictures.com, любезно предоставлено художником и Blum & Poe, Лос-Анджелес / Нью-Йорк / Токио

Закрыт

Такаши Мураками

Родословная эксцентриков

18 октября 2017 г. — 1 апреля 2018 г.
Музей изящных искусств, Бостон
www.mfa.org

Эта выставка, созданная в сотрудничестве с профессором истории искусства Японии Нобуо Цудзи и Музеем изящных искусств в Бостоне, сопоставляет современные работы Такаши Мураками и японское искусство из коллекции МИД.

Такаши Мураками, Дракон в облаках — красная мутация: версия, которую я нарисовал в раздражении после того, как профессор Нобуо Цудзи сказал мне: «Почему бы тебе не нарисовать что-нибудь сам один раз», 2010 (деталь) © 2018 Такаши Мураками / Кайкай Кики Co., Ltd. Все права защищены

Закрыт

Мы здесь

19 августа 2017 г. — 1 апреля 2018 г.
Музей современного искусства Чикаго
mcachicago.org

В честь пятидесятилетия Музея современного искусства музей представляет Мы здесь , выставку из трех частей, составленную из его коллекции. I Am You собирает работы, которые задают вопрос, как мы относимся к окружающей среде и формируем ее; You Are Here исследует, как роль зрителя менялась с течением времени; и We Are Everywhere демонстрирует художников, которые заимствуют из популярной культуры.Включены работы Ричарда Арчвагера, Фрэнсиса Бэкона, Криса Бёрдена, Эллен Галлахер, Андреаса Гурски, Майкла Хейзера, Джаспера Джонса, Джеффа Кунса, Такаши Мураками, Брюса Наумана, Ричарда Серры, Синди Шерман, Рудольфа Стингеля, Энди Уорхола и Франца Уэста.

Джефф Кунс, Кролик , 1986 © Джефф Кунс.
Фото Натана Кея © MCA Chicago

Закрыт

Такаши Мураками

Под радиационным падением

29 сентября 2017 г. — 4 февраля 2018 г.
Музей «Гараж», Москва
Garagemca.org

Выставка охватывает несколько периодов творчества художника, с 1990-х годов до наших дней. Он состоит из пяти разделов, каждый из которых исследует конкретный феномен японской культуры, формально или семантически исследованный Мураками. На выставке представлены картины, рисунки и фильмы из частных и государственных собраний, а также японские гравюры и картины XVIII и XIX веков из российских музеев. Это первое крупное исследование творчества художника в России.

Такаши Мураками, Воспоминания о страстной жизни , 2015 © 2018 Такаши Мураками / Kaikai Kiki Co., Ltd. Все права защищены

Закрыт

Такаши Мураками

Глубокий конец Вселенной

4 ноября 2017 г. — 28 января 2018 г.
Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк
www.albrightknox.org

Эта монументальная выставка включает тридцать две картины и картину из пяти панелей и иллюстрирует характерное сочетание традиционной эстетики и японской поп-культуры Такаси Мураками.Работы, впервые дебютирующие вместе, окутывают зрителя параллельными аренами буйных красок и золотыми полями.

Вид установки, Такаши Мураками: Глубокий конец Вселенной , Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк, 4 ноября 2017 г. — 28 января 2018 г. © 2018 Takashi Murakami / Kaikai Kiki Co., Ltd. Все права Сдержанный. Фото: Том Лунан и Бренда Бигер, любезно предоставлено Художественной галереей Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк,

Закрыт

Такаши Мураками

Осьминог ест свою ногу

6 июня — 24 сентября 2017 г.
Музей современного искусства Чикаго
макачикаго.org

MCA представляет крупную ретроспективу картин Такаши Мураками, включающую пятьдесят работ, охватывающих три десятилетия его карьеры, от самых ранних зрелых работ художника, многие из которых впервые демонстрируются в Северной Америке, до его недавних монументальных масштабов. картины.

Вид установки, Такаши Мураками: осьминог ест свою ногу , 2017 © 2017 Такаши Мураками / Kaikai Kiki Co., Ltd. Все права защищены.

Закрыт

Распаковка

Коллекция Марчиано

25 мая — 16 сентября 2017 г.
Marciano Art Foundation, Лос-Анджелес
marcianoartfoundation.org

Распаковка: Коллекция Марчиано была дебютной презентацией коллекции, организованной Филиппом Кайзером. Название и тема шоу были взяты из эссе Уолтера Бенджамина «Распаковывая мою библиотеку», в котором он обсуждает хаотический потенциал, присущий распаковке и реконтекстуализации своей коллекции. Были включены работы Марка Гротьяна, Дженнифер Гуиди, Томаса Хаусаго, Алекса Исраэля, Такаши Мураками, Альберта Оэлена, Стерлинга Руби, Синди Шерман, Франца Уэста, Джонаса Вуда и Кристофера Вула.

Вид инсталляции, Распаковка: Коллекция Марчиано , Marciano Art Foundation, Лос-Анджелес, 25 мая — 16 сентября 2017 г. Изображение слева направо: © Альберт Олен, © Кристофер Вул

Такаши Мураками приносит в Россию остроумие и катастрофу

Чтобы начать первый крупный обзор своего искусства в России, суперзвезда японский художник Такаши Мураками полетел с горки, построенной у входа в Московский музей современного искусства «Гараж», где выставка будет работать до 4 февраля.Под названием «Такаши Мураками. Под радиационным падением »выставка состоит из пяти разделов -« Гейдзюцу »,« Маленький мальчик и толстяк »,« Каваи »,« Сутахито »и« Асоби и Казари »- и охватывает весь музей, демонстрируя как художник осторожно смешал послевоенные поп-феномены манги и аниме Японии с живописью, скульптурой, фильмами и товарами.

«Куратор выставки хотел, чтобы выставка представляла собой плавление большой стены между японской и русской культурами», — рассказывает 55-летний художник Galerie .Он объяснил, что выставка частично вдохновлена ​​каталогом «Маленький мальчик: искусство развивающейся субкультуры Японии», который сопровождал выставку 2005 года, которую он курировал в Японском обществе в Нью-Йорке. «Каталог посвящен кавайи, милой культуре [послевоенной] Японии», которая помогла создать то, что он называет «суперплоской» культурой, в которой нет различия между высоким и низким искусством. «Это никогда не бывает просто черным или белым, хорошим или плохим; это неоднозначно «. Он добавил: «Мое искусство исследует это, и это то, что куратор хотел передать российской аудитории.”

Прямо перед тем, как выставка открылась для публики, Galerie побеседовала с художником, которого ласково называют «Энди Уорхол из Японии», чтобы рассказать о его 25-летней карьере, сочетающей восточные и западные традиции.

Японская концепция кавайи, или «симпатичности», пронизывает всю вашу работу. Когда у вас был этот прорыв?

«Вплоть до того времени, когда я делал скульптуру Sea Breeze на выставке (1992), я пытался отразить извращенную структуру [современной] политической и социальной истории Японии.Для этого я работал с большим количеством промышленных и кустарных материалов. Я пытался получить очень широкий обзор культуры. Но я понял, что способ работы был очень трудным для японцев, не имеющих образования в области современного искусства, и для кого-то за пределами Японии. Итак, я начал искать способы сделать искусство более удобоваримым для этой аудитории, и я натолкнулся на послевоенную культуру манги и привлекательности ».

Посвящение Фрэнсису Бэкону (Этюд Изабеллы Росторн) , 2002.Фото: © 2002 Такаши Мураками / Kaikai Kiki Co., Ltd. Все права защищены. Частная коллекция предоставлена ​​Galerie Perrotin

Одним из результатов использования Kawaii в таких работах, как Memories of a Passionate Life и Troll’s Umbrella , является устранение барьеров между высокой и низкой культурой. Когда вы начали исследовать привлекательность Kawaii, вы думали об этих препятствиях как об ограничениях?

«Когда я был моложе, изучая современное искусство в Японии, [Kawaii] находился в том же плане, что и вся другая культура.Существование современного искусства в Японии уже плоское, а не высокое или низкое. Когда я впервые приехал в Нью-Йорк, этническое искусство стало очень модным в начале 1994 года. Поднимались Дэвид Хэммонс и Феликс Гонсалес Торрес. В тот момент, когда моя японская идентичность была в мировой столице искусства, я подумал, что имеет смысл взять мою культуру и поместить ее в современный контекст. Я думал о сыром состоянии японской культуры. Я не пытался соединить все воедино, я просто пытался представить свой собственный опыт в современном искусстве.”

Воспоминания о страстной жизни , 2015. Фото: © 2015 Takashi Murakami / Kaikai Kiki Co., Ltd. Все права защищены. Частная коллекция предоставлена ​​Galerie Perrotin

Как игрушки, изображенные в игрушечной скульптуре отаку и с вашими товарами, расширяют язык вашего искусства?

«Фигурка мака отаку, я просто взорвал ее и превратил в скульптуру. Как я уже сказал, в послевоенной культуре Японии не было такой концепции высокого и низкого искусства, как на Западе.Есть просто плоскостность. Для меня плоскостность — это мои корни, поэтому мне очень легко делать все, от товаров до живописи и скульптуры на этой плоской плоскости. Вот уже 25 лет я делаю футболки, предметы искусства и игрушки. Время изменилось, и за это время мои работы познакомились с более молодой аудиторией, и для них все — искусство, без различий ».

Картина Мураками Superflat — это комментарий о поп-культуре и двух измерениях послевоенного японского искусства.Его работы варьировались от товаров, живописи, кино и скульптуры. Фото: Маша Кашмир © Музей современного искусства «Гараж»

Является ли ваше увлечение социальными сетями, где мы можем видеть вас на работе и на отдыхе, также связано с вашими идеями о сглаживании культурных иерархий?

«Я не из тех художников, которые отключаются, чтобы создать что-то новое. Я на самом деле разветвляюсь и черпаю вдохновение повсюду. Часто я работаю взаперти в своей студии, и единственное окно в общество, которое у меня есть, — это социальные сети.Также, глядя в Instagram, позвольте мне не отставать от моих друзей. Например, иногда я спрашиваю: «А где сейчас Фаррелл?» И я вижу, что он в Париже на показе мод Chanel. Я узнаю об этом в социальных сетях ».

Вы писали о том, что слушаете рэперов и таких артистов, как Migos, в студии. Какое влияние на тебя оказал хип-хоп?

«Хип-хоп очень прямолинеен и несет в себе послание. Меня это действительно трогает в определенном смысле. Когда я слушаю Migos, я действительно говорю о игре слов.Они создают действительно интересные и забавные слова, что позволяет слушателям использовать свое воображение. Вот почему мне это очень нравится ».

Вы получили известное прозвище «Энди Уорхол из Японии». Кто больше повлиял на тебя, чем отец поп-арта?

«Джордж Лукас оказал большое влияние. Сразу после выпуска The Empire Strikes Back он выпустил закулисное видео, показывающее, как он это сделал. Наше поколение было в шоке! Фильмы — это своего рода фантастика, но его видео было практической реальностью.Он показал нам волшебный процесс фильма. Он помог объяснить мне, что это было сотрудничество. Поэтому, когда я работаю над большим проектом, я делаю его похожим на сотрудничество Джорджа Лукаса. Например, в рисовании много процессов, и в моей студии мы их разделяем. Джордж Лукас был моим большим учителем ».

Зонтик Тролля , 2002 г. Фото: © 2002 Такаши Мураками / Kaikai Kiki Co., Ltd. Все права защищены. Частная коллекция предоставлена ​​Galerie Perrotin

Говоря о сотрудничестве, музей воссоздал всю вашу студию в разделе «Сутахито» выставки.Почему было важно представить в «Гараже» полную копию вашей токийской студии?

«Музей действительно хотел передать ощущение того, что для меня как художника значит работать в Токио. Когда я пришел в свою «московскую студию», я сказал: «Боже мой! Это похоже на мою настоящую студию! »Это новый опыт для посетителей музея. Это позволяет им принимать более активное участие. Это не только моя живопись и скульптура, но и моя студия ».

Вид внутри «Сутаджио», или мастерской Мураками, воспроизведен для музея «Гараж».Фотография предоставлена ​​Музеем современного искусства «Гараж»

Вы украсили традиционные белые стены музея своими культовыми разноцветными цветами. Как вы думаете, ваше искусство в целом помогло музею стать более привлекательным?

«Сначала я сопротивлялся этой идее и хотел консервативные белые стены. По сути, я художник, поэтому мне нравятся белые стены! Но теперь, находясь в музее и наблюдая за установленными работами, я вижу, насколько новыми и свежими выглядят работы.Куратор действительно взял работу и переделал ее, чтобы представить ее в новом контексте ».

Мураками пытался сделать искусство более удобоваримым для зрителей, используя послевоенную культуру манги и привлекательность в качестве вдохновения. Фотография предоставлена ​​Музеем современного искусства «Гараж»

Оглядываясь назад на вашу карьеру, которая разворачивается на стенах музея «Гараж», она в некотором роде представляет картину вашей жизни. Как ваше искусство рассказывает вашу историю и историю послевоенной Японии?

«У всех художников есть что-то, что им действительно нравится.Что касается меня, когда мой отец работал в армии, он в детстве неоднократно рассказывал мне, почему Япония проиграла Вторую мировую войну. Мне кажется, что я был создан на основе его рассказов, и мои работы проходят через эти темы ».

Мураками позирует с японской женской группой Dempagumi.inc и директором музея «Гараж» Антоном Беловым на открытии выставки «Под радиационным падением» в Москве. Фотография предоставлена ​​Музеем современного искусства «Гараж»

«Такаши Мураками. Под радиационным падением »пройдет 4 февраля 2018 года в Музее современного искусства« Гараж »в Москве.

Обложка: Такаши Мураками, * Кайкай *, 2000-2005 гг.

Фото: © 2000-2005 Такаши Мураками / Kaikai Kiki Co., Ltd. Все права защищены. Частное собрание любезно предоставлено Galerie Perrotin

Такаши Мураками едет в Москву, но держит политику в стороне

Вот: история из России, не имеющая ничего общего с U.С. Президентские выборы. Безумно, не правда ли? Японский художник Такаши Мураками дебютировал в четверг на новой ретроспективе в московском музее «Гараж». Во время ознакомительной прогулки по выставке он хотел, чтобы я знал, что его работы, которые славятся своими игривыми игрушечными фасадами и сложными, часто графическими подтекстами, следует рассматривать за пределами политической арены. «Художники создают свою собственную ситуацию», — сказал он. Мураками, одетый как один из его персонажей, был одет в гигантскую шляпу, из которой высовывались глаза насекомых.»Я художник. Я могу идти по этому канату, а это не канат политики ».

Это не совсем так. На творчество Мураками наибольшее влияние оказали графические комиксы, вдохновленные сексуально подавленным обществом Японии и сбросом атомных бомб Америкой в ​​конце Второй мировой войны. Он называет это «остроумием и катастрофой». Когда я недавно посетил его в его токийской студии, он объяснил, что в Японии его искусство похоже на «терапию». Однако ясно, что Мураками, который также известен своим ярким и веселым сотрудничеством с Louis Vuitton, не пытается ниспровергнуть своих хозяев.»Цель музея — сколько людей мы можем привлечь в космос?» он говорит. «Это вид туризма, который я очень хорошо понимаю. Обычные люди [здесь, в Москве] не имеют большого опыта в современном искусстве. Как они могут этим наслаждаться? В некотором роде это похоже на шоппинг ».

Действительно, сувенирный магазин музея полон всевозможных товаров Мураками, включая кольца для ключей, чехлы для iPhone и наклейки. Музей предлагает бургер Мураками в ресторане с одной из его фигурок, приготовленных на углях в булочке.(Как заядлый журналист, мне пришлось съесть одну. Было вкусно.)

Эта выставка, первая выставка художника в России и первый раз, когда «Гараж» посвятил так много места одному художнику, является результатом совместной работы. два года подготовки. Это ретроспектива, которая рассматривает не только работы Муракми, но и то, что их вдохновило, включая 7000 игрушек, которые он привез из Японии, мультфильмы и древние японские свитки, которые взяты на время в ГМИИ. Мураками открывает ретроспективу, которая закрылась на этой неделе, в Чикагском музее современного искусства.Разница между этим шоу и этим проста: «Кураторы здесь очень сильные», — говорит Мураками с лукавой ухмылкой. «Они ни на что не сдвинутся. Очень по-русски. Антон Белов , директор «Гаража», говорит: «Думаю, это первый раз, когда кто-то так сильно давил на Такаши».

Гараж расположен в музее, спроектированном Ремом Колхасом, в центре московского Парка Горького и представляет собой стеклянный ящик, лишенный белых стен, к которым Мураками привык в галереях.Здесь работы подвешены к столбам. «Меня беспокоила безопасность», — говорит художник. «Если что-то повреждается, я получаю страхование, но это требует времени, и я не хочу тратить время зря». Понятно, что Мураками не любит ждать. В своей студии он дремлет в гигантском ящике, пока помощники перемещают его, чтобы он мог проснуться перед другим произведением искусства. Даша Жукова, основательница музея, рассказала мне, что Мураками попросил поспать в музее во время инсталляции спектакля, и в итоге музей создал внутри помещения точную копию его токийской студии.Это похоже на инсталляцию, но еще он создал восемь работ специально для спектакля. (Также на открытии и афтепати присутствовали Роман Абрамович, соучредитель Garage, и будущий бывший муж Жуковой. Вместе они объявили в августе прошлого года, что расстаются и являются последним примером Нью-Йорка.

Современная вселенная Мураками, состоящая из плюшевых игрушек, мультфильмов и неоновых цветов, является чем-то вроде чужого для России. В конце концов, именно в Москве русский художник Казимир Малевич впервые выставил The Black Square в 1915 году, что было буквально небольшой черный квадрат, и возвестил зарю современного искусства в том виде, в каком мы его знаем.Белов считает, что Мураками очарует суровый пейзаж, который здесь все еще доминирует: «Мы хотели представить это как историю Мураками. Он человек, который меняет мир вокруг себя, как фокусник, который может изменить мир для людей в пространстве вокруг него ».

Как, по мнению Мураками, местные жители получат его работу? Он предлагает развернутый ответ: «В прошлом году я был на Complex Con в Лонг-Бич, Калифорния, который похож на фестиваль культуры хипстерских кроссовок. Меня пригласили принять участие в дискуссии по изобразительному искусству, а Фаррелл написал музыку.Я понятия не имел, что делаю, когда принял предложение, но как только я пришел туда, все в аудитории узнали меня. Они относились ко мне как к суперзвезде, чего я никогда не видел! Я понял, что это связано с японской модой и субкультурами 90-х, и все дети, которые впитывали эту культуру и знали меня, были там. Думаю, подобное может случиться [в Москве]. Когда я был на японском фестивале [здесь несколько месяцев назад], там были люди, одетые в анимационные костюмы и очень вдохновленные моей культурой.Какой-то процент [людей, пришедших на это шоу] увидит в нем серьезное искусство, а кто-то просто подумает, что это забавная субкультура. Я не ищу конкретной реакции. Просто реакция ».


Достопримечательности Недели моды в Париже

Автор: Антонио де Мораес Баррос Филью / WireImage.

Наоми Харрис в Miu Miu


Такаши Мураками | ЗВЕЗДЫ: Шесть современных художников из Японии и всего мира

Такаши Мураками

В культуре отаку (компьютерных фанатов или фанатов), которая процветала в годы экономики пузыря в Японии 1980-х годов, Такаши Мураками обнаружил уникальную японскую чувствительность, которая сохранилась со времен Эдо (1603-1868).Отстаивая теорию, которую он называет «Суперплоскость», основанную на этой чувствительности, он создает картины и скульптуры с изображением персонажей манги и аниме. Благодаря своей плоской плоскости, богато красочному орнаменту, смелым композиционным аранжировкам, своеобразным деформациям и очень игривым образам его работы выражают дух, который пульсировал под поверхностью японской культуры от «эксцентричных» художников эпохи Эдо до современной манги. художники и аниматоры. В основе практики Мураками лежит стремление установить в глобальном мире искусства дискурс, посвященный истории и культуре Японии.Чтобы осознать это, он восстановил эстетику, подавленную введением европейских систем искусства в Японии, и попытался выразить послевоенную японскую идентичность через различные проекты. Необходимость, которую он чувствовал, чтобы продемонстрировать японскую «реальность», а не следовать модам западного искусства, стала основой для укоренения его работ в японских субкультурах. С 2000 по 2005 год он курировал серию выставок «Superflat Trilogy», воплощающих его художественное видение в Японии, Европе и США, и получил всемирную известность.

На этой выставке представлены его ранние работы с огромными скульптурами демонов и новейшие видеоработы, созданные в ответ на Великое землетрясение в Восточной Японии 2011 года. В Miss Ko ² (Project Ko ² ) (1997), Hiropon (1997) и My Lonesome Cowboy (1998), которые превращают двухмерных персонажей в трехмерные фигуры в натуральную величину, Мураками преувеличивает желания, скрытые в японской массовой культуре, в попытке критически интерпретировать это сознание.Большая картина Cherry Blossoms Fujiyama JAPAN (2020), созданная специально для этой выставки, представляет собой амбициозную работу, которая иронично изображает живопись как достопримечательность.

Такаши Мураками
Cherry Blossoms Fujiyama JAPAN
2020
Холст, акрил
500 x 2125 см

Архив Такаши Мураками

В разделе «Архив художников» выставки STARS хронология основных выставок, каталоги, фотографии для инсталляций, обзоры выставок и другие материалы, относящиеся к каждому художнику STARS , проливают свет на международный авторитет художника. десятилетия.График карьеры художников, представленных в выставочной галерее, также включен в каталог и доступен по ссылке ниже.

Загрузите хронологию карьеры Яёи Кусамы. (PDF / 411 КБ)

Фото: Такаяма Кодзо

Профиль

Фотография предоставлена: Музей изящных искусств, Бостон

Родился в 1962 году в Итабаши, Токио. Теория «Суперплоскость» Мураками переосмысливает истоки традиционной японской живописи и современного искусства через визуальную логику аниме и манги.Мураками создал множество персонажей, отражающих культуру отаку, таких как Miss Ko ² и Mr. DOB , создавая скульптуры с высоким коэффициентом китча и гипер-двумерные картины, которые представляют полярную противоположность западной перспективе. . Его культурные теории, основанные на японской субкультуре, не только разрушают иерархию между высшим и низшим, но и предлагают критическое описание послевоенной японской психологии, устанавливая уникальный японский дискурс в контексте глобализации арт-сцены.Его сотрудничество с Louis Vuitton и деятельность, направленная на уличную культуру и современную керамику, продолжают привлекать к нему новую аудиторию по всему миру, выходящую за рамки современного искусства. Последняя часть его «Суперплоской трилогии», выставка Little Boy в Японском обществе (Нью-Йорк), организованная самим Мураками в 2005 году, выиграла Лучшую тематическую выставку AICA-USA (Международная ассоциация арт-критиков США). С 2007 по 2009 год его первая ретроспективная выставка, © MURAKAMI , побывала в четырех городах Европы и США, включая Музей современного искусства в Лос-Анджелесе.С 2010 года Мураками провел персональные выставки по всему миру, в том числе в Версальском дворце, выставочном зале Аль-Ривак, Доха, Художественном музее Мори, Токио, Музее современного искусства Garage, Москва, и Tai Kwun Contemporary, Гонконг. .

Открытие новой выставки Такаши Мураками в эту субботу

«Что такое красота. Это мгновенная вспышка вечно исчезающей молодости ».

Такаши Мураками


Работа: Посвящение Фрэнсису Бэкону (Вторая версия Триптиха (на светлом фоне)), 2016 Холст, акрил, золото и платина на алюминиевой раме Триптих (3 панели) 197.8 × 147,5 × 5,1 см / 777/8 × 581/16 × 21/16 дюймов (каждый) © 2016. Такаши Мураками / Kaikai Kiki Co., Ltd. Все права защищены. Предоставлено Perrotin

На трехэтажной выставке впервые в Нью-Йорке представлены недавние работы Мураками из его серии фрески «Посвящение Фрэнсису Бэкону» и «Трансцендентная атака вихря», выставленные в октябре этого года в Музее изящных искусств Бостона. Посвящение Фрэнсису Бэкону представляет новую серию картин, вдохновленных творчеством Фрэнсиса Бэкона.Плотные композиции содержат повторяющиеся мотивы иконографии художника — глаза, грибы, персонажи — подчеркнутые множеством слоев цвета на платиновом листе. В работах Мураками изображение движущейся плоти является предлогом для космологии хаотических мотивов и цветов.
Метаморфозы лиц напоминают трансформации мистера ДОБа, причудливого персонажа — иногда милого, иногда чудовищного и жестокого, — которого Мураками подвергает множеству вариаций в своих работах. В этой серии, начатой ​​в 2002 году и продолженной в 2016 году, художник отдает дань уважения художникам — как западным, так и восточным, — которые повлияли на его творчество.Шоу продолжается трансцендентной атакой вихря (2017), монументальной картиной длиной десять метров (33 фута), состоящей из десяти деревянных панелей, окрашенных акрилом и выделенных листом золота и платины. Работа является данью уважения японскому художнику Соге Шохаку, чья картина с таким же названием, созданная примерно в 1764 году, теперь является частью коллекции Бостонского музея изящных искусств.

Оказавшись в шторме, несколько персонажей в традиционных костюмах окружают морского дракона, чей свернутый хвост сливается с бушующими волнами.Гипнотическое движение красочных водоворотов структурирует сцену и подчеркивает динамичность композиции. Цвета и узоры — волны, чешуя, одежда — деликатно наслоены, как коллаж из японской бумаги под блестящим лаком. Превосходя традиции благодаря как популярному, так и научному подходу к своему искусству, Такаши Мураками блестяще возрождает принципы, изложенные его наставником, профессором Нобуо Цудзи: анимация, орнамент (казари), игривость (асоби), религиозность и эксцентричность.Эта массивная фреска напоминает «500 архатов» (2012 г.), обширную панораму длиной 100 метров (330 футов), в которой Мураками пересматривает японскую традицию свитков. Созданные в ответ на недавнюю экологическую катастрофу в Японии, эти одновременно реалистичные и галлюцинаторные работы стали поворотным моментом в карьере художника. Произведения, представленные на этой выставке, демонстрируют важность истории и традиций в творчестве Такаши Мураками, который имеет докторскую степень. в живописи Нихонга. Непрерывно перемещаясь между прошлым, настоящим и будущим, его творчество сочетает в себе самую современную иконографию и техники с точностью и изысканностью традиционного японского искусства.

Художник намеренно поддерживает большой разрыв между непосредственным визуальным воздействием своих картин, очевидной доступностью его работ и концептуальной плотностью его дискурса. Его обширные познания и чувство иронии — две основные характеристики его работы: Мураками утверждает, что хочет без разбора смешать высокую культуру и популярную культуру в «суперплоском» произведении искусства, лишенном предрассудков или границ, действительно свободном выражении творчества.

Такаши Мураками «Heads Heads» Открытие суббота, 28 апреля, 16–21: 00
28 апреля — 17 июня 130 ORCHARD STREET NEW YORK, NY 10002 www.perrotin.com

О художнике
Такаши Мураками родился в 1962 году в Токио. Живет и работает в Токио, Япония.
В 2018 году Такаши Мураками будет выставлен в Художественной галерее Ванкувера, в Фонде Louis Vuitton и в Музее современного искусства Форт-Уэрта. С 2015 года в семи известных международных музеях прошли крупные персональные выставки Такаси Мураками: Токийский музей Мори, Художественный музей Йокогамы, Музей Аструпа Фернли в Осло, Музей современного искусства Чикаго, Музей изящных искусств Бостона, Галерея Олбрайт-Нокс. , Музей современного искусства «Буффало и Гараж», Москва.Все выставки собрали рекордное количество посетителей в музеи, в которых они проходили.

Категории

Теги

Автор

Марк Уэстолл

Марк Уэстолл — основатель и редактор журнала FAD Основатель и соиздатель Art of Conversation и основатель платформы @worldoffad

Такаши Мураками и Absolut Art рады представить эксклюзивную новую гравюру известного японского художника, вторую из трех гравюр […]

Второй сезон Гагосяна «В центре внимания художника» — серии, посвященной отдельному художнику в течение одной недели каждый месяц — представляет собой невиданный ранее -seen […]

Новая выставка Michel Majerus Estate — Такаши Мураками: Michel Majerus Superflat, куратор Тобиас Бергер.Такаши Мураками (р. 1962) и Мишель Майерус (1967–2002) начали широко выставляться в середине 1990-х годов и могут считаться первым поколением художников, которые полностью приняли постаналог.

Недавней многомиллионной продажей новейшей картины Дженни Сэвилл галерея завершила первый сезон своей серии «В центре внимания».

Музей «Гараж» впервые в России представляет работы известного японского художника Такаши Мураками

МОСКВА.С 29 сентября столичный музей современного искусства «Гараж» ждал посетителей первой масштабной выставки, представляющей русское искусство художника Такаши Мураками.

Необычная работа Такаши Мураками настолько эффектна, что семь лет назад для его персональной выставки в Париже был предоставлен Версальский дворец. Над созданием экспозиции, открытой в Гараже, под названием «Будет легкий дождь», работала команда сотрудников музея и студии из Такаши Мураками.

К размещению экспозиции в выставочном пространстве «Гараж» было привлечено более ста человек, подготовка к которой заняла около двух лет. Для лучшего восприятия зрителями работ японских знаменитостей выставка была разделена на пять разделов. Каждый из них посвящен одному из явлений японской культуры, так или иначе использованным Мураки в своих произведениях.

Путешествие по выставке начинается с введения в раздел «Гейдзюцу», раскрывающего связь художника с японскими традициями.Собранные в следующей главе произведения посвящены трагическим событиям японской истории. «Малыш» и «Толстяк» — так назывались ядерные бомбы, сброшенные американцами на города Японии.

«Кавайи» — в этой главе подчеркивается связь творчества Мураками с массовой культурой Японии. В этом же разделе выставки посетители могут увидеть фильм Мураками «Глаз медузы».

Раздел «Sutadzio» позволит посетителям посетить мастерскую художника, ставшую частью музея.Остальное пространство музея стало пятой частью экспозиции под названием «Асоби и Казари». В нем раскрывается игровая сущность творчества Такаши Мураками, его любовь к декоративности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *