Диана Вишнева и ее «Контекст»
Алексей Кононов. “Душа и тело”. Фото – Ирина ГригорьеваФестиваль современной хореографии “Контекст” проходит в Москве и Петербурге в шестой раз.
Вдохновитель проекта — знаменитая балерина Диана Вишнева, чья любовь к современному танцу общеизвестна.
Вишнева рассматривает “Контекст” двояко — как возможность преодоления разобщенности молодых хореографов России, существующих зачастую в финансовом и творческом вакууме, и как шанс российской публике увидеть достижения танцевальных компаний мира.
“Контекст” важен как лаборатория, “где зарубежные и российские хореографы могут показать свой творческий почерк и методы работы зрителям и друг другу”.
Причем неважно, насколько резиденты фестиваля радикальны в своем творчестве. Главное — представить панораму современного танца во всем ее многообразии (плюс программы документального кино о танце, мастер-классы и лекции).
Тут важен накопительный эффект — за пять лет на фестивале были показаны работы 35 хореографов мира. Да и в России цифры внушительные: свыше 150 заявок в этом году на участие в конкурсе молодых хореографов. Не факт, что постановки каждого победителя прошлых лет были отмечены печатью особого совершенства: что есть, то есть, а задача “Контекста” — фиксировать текущий процесс в надежде прорыва. Хотя с решениями жюри, бывает, можно и поспорить.
На вечере конкурса молодых хореографов в “Гоголь-центре” были показаны новые работы, созданные специально для фестиваля. В соревновании участвовали шесть соискателей. Победитель, выбранный жюри, традиционно получил грант на зарубежную стажировку.
На этот раз в Европу поедет Ольга Тимошенко – за номер “Вдоль другого”. Почему именно она – жюри во главе с Вишневой не объяснило. Дуэт, название которого говорит само за себя, погружает публику в медитацию с помощью любовников в джинсах, выясняющих отношения на основе брейка и танца – унисекс: она так же запросто держит его на руках, как он – ее.
Что именно тут очаровало судей, сказать трудно. И чем это лучше, танцевально и концептуально, например, многозначительной “Несовместимости” Константина Матулевского (на ту же тему “невозможности, недостижимости гармоничной прочной связи между людьми”) или наивной “Aveever” Анны Шеклеиной (все о том же).
На взгляд автора этих строк, работа Алексея Кононова “Душа и тело” (по произведениям Николая Гумилева) была сложней и интересней. Нелегко ведь показать средствами танца, как рождается “орган для шестого чувства”.
В этом году в рамках “Контекста” предложены гастроли известных коллективов — Национального балета Канады и труппы “Батшева” из Израиля. Выступления проходят на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко
Канадцы привезли три одноактных балета. Первый из них – попытка философствовать с помощью танца. Премьер труппы Гиойм Котэ, познакомившись с трудом Сартра, сочинил спектакль, навеянный его трактатом “Бытие и ничто”. В данном случае неважно, читали ли вы трактат французского философа или нет: Котэ, вслед за автором книги, показывает прежде всего трудности человеческой коммуникации. Ведь человеческая пластика это наглядно позволяет. И не он первый, надо сказать. Великий Матс Эк, например, сделал это гораздо раньше и гораздо компактней — в балете “Квартира”.
“Ад — это другие”, вслед за Сартром считает Котэ, избравший для выражения чувств минималистскую музыку Филипа Гласса. Приметы одиночества и ада в повседневности — дверь в сценической пустоте, кровать с лежащими на ней заклятыми врагами (мужчина и женщина, которые выталкивают друг друга с узкого ложа), одинокое кресло и ковер на полу. Да еще звонки из висящего на кулисе телефона, шнур от которого становится связующим звеном в па-де-труа двух исполнителей с аппаратом.
Танцовщики двигаются так, как будто их жизненная ноша непосильна, но от нее никуда не денешься: бегают на пятках, хватают друг друга за головы, повторяемо вьются торсом и топорщат локти. Толпа мужчин в черных шляпах, как античный хор, “комментирует” действие и вмешивается в него, хотя действия как такового нет, есть лишь разрозненные грустные картинки — на тему всеобщей неустроенности.
В финале одна из женщин нервически хватает себя за пятку, и свет гаснет. Бытия в спектакле много. Ничто тоже есть. Поскольку набор “экзистенциальных” и танцевальных трюизмов, предложенный хореографом, на философствование не очень провоцирует. А на иллюстрацию идеи–вполне.
Балет Джастина Пека “Paz de la Jolla” на музыку Богуслава Мартину посвящен детству хореографа в Южной Калифорнии. Безымянные персонажи щеголяют дизайнерскими купальниками и прочими легкими одеждами. Неоклассический опус похож на рекламу здорового образа жизни и правильного питания: танцовщики стремительно носятся из кулисы в кулису, ловко крутясь на пальцах и сияя белозубыми улыбками.
Часть исполнителей напоминает бабочек или эльфов, часть — земных людей, и кажется, что счастливое калифорнийское детство Пек вспоминал сквозь шекспировский “Сон в летнюю ночь”. Все это зверски серьезно — и потому немного забавно. Солисты канадской компании совершенно неразличимы в этом опусе про дружескую компанию, хотя и все ловки, как на подбор.
Понятно, что выбор имен для московского показа правилен в принципе: хореографы с афиши фестиваля известны в мире, но их постановок нет в репертуаре российских театров. Другое дело, что только “Возникновение”— постановка Кристал Пайт на электронную музыку Оуэна Белтона – заставило согласиться с выбором конкретных балетов. И как иначе, если декорация — задник с черной воронкой посередине – напоминает таинственный лаз в глубокую нору, а приемы движений танцовщиков – грацию муравьев в муравейнике?
Пайт, которая хотела как она говорит, представить “развитие инстинкта социальной организации у насекомых как точную метафору взаимодействия между людьми”, вполне преуспела в реализации замысла. Исполнители, соревнуясь в рваной пластике, дергали лопатками, сводя спины в судорогах, а руки – в подобии жестких “крыльев”за спиной, растопыривали дрожащие пальцы, взламывали воздух выпяченной грудью, ходили по сцене ползущими “синкопами”(как бы не человеческой походкой). В общем, всячески подчеркивали, что к оценке этого “хитинового” танца нужно подходить с дотошностью энтомолога.
Впереди — выступления израильской компании “Батшева” с балетом “Венесуэла”. Труппа существует с 1964 года, и ее высокая репутация связана с автором спектакля Ахадом Наарином – многолетним худруком (теперь уже бывшим), автором многих постановок и главное, создателем уникального пластического языка “гага”, владение которым придает танцу израильтян особый привкус.
Абсолютная телесная свобода, которой добивается “гага”, подразумевает, что движение в танце должно выглядеть так, словно оно для танцовщика – вторая кожа. В “Батшеве”это именно так. Под грегорианские хоралы и американский рэп танцовщики в черном швыряют в воздух белые платки и исследуют “тему диалога и конфликта между движением и заключённом в нём значении”.
Они демонстрируют не сдержанную почтительность к “высокой”музыке и не раскованность – в “низкой”. Артисты вступают в разнокалиберный и непредсказуемый диалог с ней. А градус танцевальной энергии зашкаливает на неизмеримых высотах.
Майя Крылова, “Ревизор”
Фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva объявляет программу этого года
Фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva объявляет программу этого годаIX Международный фестиваль пройдет в Москве и Санкт-Петербурге с 29 августа по 4 октября 2021 года. Его зрители увидят спектакли танцевальных компаний из России, Испании и Италии, а завершит девятый фестиваль Вечер российской хореографии.
В этом году программа фестиваля Context. Diana Vishneva будет включать международную, российскую, параллельную и кино- программы, а также выпуск книги, посвященной современному танцу.
Зрителей ждут постановки, которые были перенесены с фестиваля прошлого года: балеты “Шут” и “Шахерезада”, последний из которых — с Дианой Вишнёвой в главной роли. Хореограф обеих постановок — Алексей Мирошниченко, исполнители — артисты Пермского театра оперы и балета им. Чайковского.
Также в столицах фестиваля — Москве и Санкт-Петербурге — будет представлен спектакль-лекция “Двигаясь вместе с Пиной” в исполнении Кристианы Морганти. Автор и танцовщица посвятит постановку Пине Бауш, в труппе которой она работала многие годы, а также расскажет о личности великого немецкого хореографа.
Помимо этого, зрители двух городов увидят Футуристическую постановку “Пассионария” от испанского коллектива и хореографа Маркоса Морау, посвященную развитию человечества.
Диана Вишнева и ее «Контекст»
В российской программе состоятся премьеры постановок двух специалистов из России: Павел Глухов представит новую работу “Бумажный человек”, созданную специально для Context. Diana Vishneva для показа в арт-пространстве. Смотры пройдут в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве и Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Ещё одна работа, междисциплинарный проект “Эго” Нурбека Батуллы, объединит национальную музыку, современную хореографию, изобразительное искусство и цифровые технологии. Обладатель Приза зрительских симпатий и награды лучшему танцовщику Конкурса молодых хореографов 2020, представит новую работу, в основе которой лежит древне-татарская поэма “История Иосифа”, и продолжит линию хореографических работ, созданных вне традиционного сценического пространства при поддержке Context. Diana Vishneva.
Премьера состоится в Москве в ДК “Рассвет”, в Санкт-Петербурге — в пространстве Севкабель Порта.
На первом Вечере современной хореографии свои работы представят три российских мастера: Эрнест Нургали —победитель Конкурса молодых хореографов 2020 года, Анна Щеклеина — финалист и участница Конкурса 2018 и 2019 годов, а также Ольга Лабовкина — победитель Конкурса 2017 года.
Диана Вишнёва: «То, что я делала и делаю,— это всё вопреки. Мое тело не создано для балета»
Традиционное ключевое событие фестиваля Context. Diana Vishneva — Конкурс молодых хореографов — не прекратит свое существование. Он перетекает в иные формы поддержки и развития талантливых художников. Процесс поиска новых имен продолжается. Способствовать этому будут различные программы фестиваля, в частности, Context open — инициатива, направленная на поиск уникальных проектов в области танца.
В конце сентября фестиваль выпустит первую книгу издательской программы — работу социолога и теоретика танца Габриэлы Кляйн “Танцтеатр Пины Бауш: искусство перевода”. Куратором издательской программы Context. Diana Vishneva выступит профессор Стефани Джордан — всемирно признанный специалист в области современного танца, автор множества книг по истории и анализу современной хореографии и смежных дисциплин.
Кроме танцевальных мастер-классов от хореографов из России, Испании и США, параллельная программа IX фестиваля Context включает фотолабораторию израильского фотографа Аскафа Авраама, мастер-класс по работе со звуком композитора Фредерик Жарабо и другие события.
Телеканал “Культура”
Журнал Театр. • Context. Diana Vishneva проведёт конкурс, покажет кино и освоит онлайн
Показы основной программы фестиваля Context. Diana Vishneva начнутся уже 14 октября. Кроме того, фестиваль анонсировал обширную параллельную программу.
Предполагалось, что в этом году Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva станет самым продолжительным за всю свою историю. Однако пандемия внесла свои коррективы, и в итоге фестиваль-2020 пройдёт не в два этапа (летом и осенью), как планировалось, а в урезанном осеннем варианте.
Тем не менее, основное событие Context. Diana Vishneva — показы Финала конкурса молодых хореографов в обеих столицах — пройдёт в первоначально заявленные даты, хотя и станет фактическим открытием, а не заключительным аккордом фестивального марафона. 14 и 15 октября в Москве на сцене «Гоголь-центра», а 18 октября в Санкт-Петербурге на сцене Детского театра танца Бориса Эйфмана зрители увидят традиционный двухчастный вечер: первая часть — конкурсные работы финалистов этого года, вторая — новые работы финалистов и победителей конкурса прошлых лет. Финалистами-2020 стали Нурбек Батулла (Казань), Игорь Булыцын (Екатеринбург), Ольга Рыжкова (Воронеж), Эрнест Нургали и Ирина Сергеева (оба — из Санкт-Петербурга). Героями второй части вечера станут победитель конкурса прошлого года Кирилл Радеев и Павел Глухов — финалист конкурса-2016, уже хорошо известный в том числе и тем, кто интересуется по преимуществу драматическим театром (он автор ряда танцевальных спектаклей в Воронежском Камерном театре). Отметим, что новая работа Глухова поставлена на артистов одной из самых оригинальных танцевальных компаний страны — Челябинского театра современного танца, которым руководит Ольга Пона (театр — номинант на «Золотую Маску» этого года). Прочно вошедший в жизнь театров онлайн станет новым элементом конкурса: фестиваль впервые проведёт интернет-голосование, по итогам которого будет вручён специальный приз от «Газпрома».
Также в первоначально заявленные даты пройдут показы спектакля Ольги Лабовкиной «Воздух» — подробнее об этой работе журнал ТЕАТР. рассказывал ранее. 16 и 17 октября «Воздух» сыграют на дизайн-заводе «Флакон» в Москве, а 21 октября — в петербургском «Севкабель Порте». Организаторы отмечают, что нетеатральные пространства для спектакля принципиальны: «Воздух» вместо сцены как таковой предполагает перемещение артистов в пространстве — и следование за ними зрителей.
По объективным причинам, связанным с пандемией и закрытием границ, зарубежных участников Международной программы фестиваля этой осенью увидеть на Context. Diana Vishneva не удастся: часть показов пришлось отменить, часть — перенести на весьма отдалённое будущее. Например, «Ревизор» Кристал Пайт приедет в Москву и Петербург в сентябре 2021 года; впрочем, для тех, кто предпочитает онлайн ожиданию, спектакль доступен в сети с 18 по 25 октября (просмотр платный).
Тем не менее, одно из самых ожидаемых событий Context. Diana Vishneva — московская и петербургская премьеры балетов Алексея Мирошниченко «Шут» и «Шахерезада» — всё же состоится. Увидеть спектакли Пермского театра оперы и балета (о них журнал ТЕАТР. также рассказывал ранее) можно будет 18, 19 и 20 ноября на сцене московского театра «Новая опера», а 24 и 25 ноября — в петербургском БДТ им. Г.А. Товстоногова. Главные партии в «Шахерезаде» исполнят Диана Вишнёва и артист Большого театра Денис Савин. Увидеть балет зрители смогут и онлайн — он, как и большая часть событий Context. Diana Vishneva в сети, будет транслироваться на специально разработанной платформе фестиваля. Кроме того, к показам приурочен выход совместного проекта Context. Diana Vishneva и Arzamas.academy — курса «Как устроен балет на примере спектакля „Шахерезада“».
Параллельная программа фестиваля-2020 будет состоять из десяти разнообразных событий, включая традиционную Кинопрограмму, которую вместе с Context. Diana Vishneva составляет команда Beat Film Festival.
16 октября пройдёт паблик-ток на самую животрепещущую тему текущего года — «В контексте новой реальности». Изменившуюся жизнь театров обсудят онлайн экс-директор балета Парижской оперы и директор Международного фестиваля танца в Каннах Брижит Лефевр, программный директор парижского Театра де ля Виль Клер Верле, генеральный директор Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Антон Гетьман и хореограф Американского театра балета Алексей Ратманский (модератор — программный директор Context. Diana Vishneva Анастасия Яценко).
29 октября пройдёт трансляция диалога Дианы Вишнёвой и Каролин Карлсон — хореографа, танцовщицы, поэта и каллиграфа, знаковой фигуры истории танца и художника в широком смысле. В 2013 году Карлсон создала для Вишнёвой моноспектакль «Женщина в комнате», вдохновлённый творчеством Андрея и Арсения Тарковских. Также Каролин Карлсон проведёт мастер-класс для профессиональных танцовщиков (он будет записан специально для фестиваля с участием танцовщиков Carolyn Carlson Company и показан 19 октября).
Также мастер-классы проведут участники танцевальной компании Wang&Ramirez (организаторы фестиваля напоминают, что это весьма самобытная команда, которая в своём хореографическом языке органично сочетает хип-хоп, балет, современный танец и боевые искусства) — 15 октября для профессионалов, а 17 октября для широкой аудитории — и хореограф и танцовщик Димо Милев (сотрудничал с Начо Дуато, Матсом Эком, Иржи Килианом и другими) — 17 октября (для профессионалов).
Кроме того, в онлайн-формате пройдёт другой мастер-класс: режиссёр и продюсер Катя Телегина проведёт лекцию для широкой аудитории о принципах создания танцевального видео — «Пространство танца и пространство кадра. Как не упустить важные моменты при создании видео». 18 октября в петербургской «Новой Голландии» Телегина проведёт и офлайн-практикум «Танцевальное видео в эпоху безостановочного контента».
Для профессиональных танцовщиков пройдут также мастер-классы в студийном офлайн-формате — их проведут белорусский хореограф, создательница «Воздуха» Ольга Лабовкина (в Москве и Петербурге) и танцовщик, педагог Челябинского театра современного танца Денис Чернышов (только в Петербурге).
Наконец, к недавней юбилейной дате — 80-летию со дня рождения Пины Бауш — приурочены финальные онлайны фестиваля. Напомним, в первоначально запланированной программе смотра был «спектакль-лекция о поэзии, технике и творчестве Пины Бауш» «Moving with Pina» — моноспектакль танцовщицы Кристианы Морганти, на протяжении многих лет являвшейся солисткой Театра танца Вупперталь. В онлайн-формате танцовщика компании Вупперталь Жюли Анна Станзак проведёт 28 ноября два мастер-класса — сначала для профессионалов, а затем для широкой аудитории. Оба будут посвящены спектаклю «Гвоздики» и осмыслению одного из ключевых понятий хореографии Бауш — «внутреннего пейзажа». А 29 ноября пройдёт посвящённая творчеству Пины Бауш лекция-встреча с Робертом Штурмом — ассистентом-постановщиком Пины Бауш и директором труппы Театра танца Вупперталь.
Кинопрограмму Context. Diana Vishneva составили три названия: все три документальных фильма — российские премьеры. «Маги Марен: время действия» (Maguy Marin: Time to Act) — документальный фильм о культовой фигуре современного танца и художественного авангарда Маги Марен, её размышления о свободе, прошлом и настоящем. «Посреди» (Mitten) — фильм-исследование и погружение в процесс сочинения и репетиций спектакля Анны Терезы де Кеерсмакер «Посреди жизни», пошаговое наблюдение за рождением постановки из музыки, математики и мысли. «Бит тёмного города» (Dark City Beneath The Beat) — фильм певицы и музыкального продюсера TT the Artist, «авангардный мюзикл, посвящённый городу Балтимор, где родились жанры электронной музыки и уличного танца», как анонсируют организаторы фестиваля нетривиальную картину — сочетание поставленной хореографии с репортажными съёмками. В Москве показы Кинопрограммы пройдут в «Иллюзионе» и «Пионере», в Петербурге — в Доме кино.
Изучить расписание фестиваля и узнать подробности о событиях смотра можно на сайте Context. Diana Vishneva.
Context. Diana Vishneva
«Шахерезада» , Андрей Чунтомов
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Команда фестиваля Context. Diana Vishneva объявила программу этого года. Рассказываем, что смотреть на празднике современного танца в Москве и Санкт-Петербурге с 29 августа по 4 октября.
Первая и главная новость: мы наконец-то увидим постановки, которые были вынужденно перенесены из программы прошлого года. Это балеты «Шут» и «Шахерезада», последний из которых — с Дианой Вишневой в главной роли. Оба поставил Алексей Мирошниченко с артистами Пермского театра оперы и балета им. Чайковского.
«Опыт 2020 года подтолкнул нас к тому, чтобы обратиться к новым направлениям и форматам. В своем развитии конкурс молодых хореографов логично пришел к идее нового подхода. Сохраняя в своей основе главное — поддержку российской современной хореографии — мы хотим помочь хореографам — участникам конкурса прошлых лет, а также танцовщикам, в реализации их новых идей. Им есть что сказать, они сильно выросли за это время и стали самостоятельными художниками, работающими с крупными российскими театрами», — рассказывает основательница Context.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Диана Вишнева, Пресс-служба Cartier
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Также российская программа включает сайт-специфик работу Павла Глухова «Бумажный человек», созданную специально для фестиваля. Ее показы пройдут в пространствах ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве и Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Другой междисциплинарный проект представит Нурбек Батулла — обладатель Приза зрительских симпатий и награды лучшему танцовщику Конкурса молодых хореографов 2020. В основе его Nafs («Эго») лежит древне-татарская поэма «Кыйссаи Йосыф» («История Иосифа»), которой автор добавляет глубины и объема при помощи национальной музыки, хореографии и изобразительного искусства. Показы Nafs также пройдут в обеих столицах: в Москве в ДК «Рассвет», в Санкт-Петербурге — в пространстве «Севкабель Порта».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Moving with Pina. Кристиана Морганти
Ключевым событием международной программы станет спектакль-лекция Moving with Pina («Двигаясь вместе с Пиной») в исполнении Кристианы Морганти: автор и танцовщица посвятит постановку Пине Бауш, в труппе которой работала многие годы, и через собственные воспоминания, истории и ощущения от репетиций расскажет о немецком хореографе. Кроме того, в конце сентября фестиваль выпустит первую книгу издательской программы — работу социолога и теоретика танца Габриэлы Кляйн «Танцтеатр Пины Бауш: искусство перевода». Куратором издательской программы Context. Diana Vishneva выступит профессор Стефани Джордан, специалист в области современного танца, автор множества книг по истории и анализу современной хореографии и смежных дисциплин.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В 2021 году команда Context приняла решение представить новый для фестиваля формат — Вечер современной российской хореографии. Постановщики — финалисты и победители Конкурса молодых хореографов разных лет — получат возможность представить новые проекты при полной технической и организационной поддержке фестиваля. При этом Конкурс молодых хореографов не прекратит свое существование — поиск новых имен продолжается.
Вечер молодых хореографов
Диана Вишнёва представляет: балет в музейном контексте
Специальный показ танцевального фильма «Слепок» пройдет в новосибирском Центре культуры и отдыха «Победа» 24 апреля. Художественный эксперимент, созданный на стыке жанров, возник в рамках фестиваля Context. Diana Vishneva. Фильм представит и на вопросы зрителей ответит один из создателей проекта, хореограф Андрей Короленко.
Проект «Слепок» — это кросс-медийное произведение, объединяющее изобразительное искусство, современный танец, музыку и кино. Его главным героем и одновременно материалом стало тело человека в многообразии пластических форм. В пространстве классического музея с помощью хореографии переосмысливаются сюжеты, созвучные истории западноевропейской цивилизации. Главной героиней и проводником между эпохами и стилистическими направлениями танца стала Диана Вишнёва.
«Диана становится нашим проводником, она Эвридика и Орфей одновременно; проходит сквозь времена, чтобы обнаружить перед нами и нашими зрителями не только прошлое, но и настоящее, и будущее», — говорит режиссер «Слепка» Андрей Сильвестров.
Пушкинский музей с его коллекцией слепков, представляющей главные памятники мировой культуры, позволил осуществить уникальную сценографию проекта. Кроме того, аккумулируя знания и визуальные традиции многовековой истории культуры, музей задал направление для всего сюжета фильма и инициировал построение смысловых связей внутри каждого номера.
Команда проекта «Слепок» искала визуальные образы, сопряженные с теми периодами изобразительного искусства, которым посвящены выбранные для фильма залы музея. Для хореографов было важно не только почувствовать энергию эпохи и передать ощущения, возникающие при встрече с произведениями искусства Древней Греции, Древнего Рима, Средневековья и Ренессанса, но и найти концептуально выверенное пластическое воплощение своих замыслов. Танец рождался в процессе взаимодействия с новой музыкой, пространствами залов, объектами экспозиции и историческим контекстом. Оператор не просто фиксировал происходящее, точка зрения видеографа была вписана в рисунок танца и полностью зависела от хореографии.
Константин Семёнов отталкивается от популярной античной мифологии, работая в залах, посвященных искусству Древней Греции. В трех номерах, придуманных им для фильма, угадываются образы богов и героев олимпийского пантеона, а также визуальные мотивы греческой вазописи и скульптурных рельефов эпохи эллинизма. Его танец сопровождает музыкальное произведение Василия Пешкова.
В зале искусства Древнего Рима Андрей Короленко — именно он станет гостем показа в «Победе» — размышляет о взаимоотношениях человека и власти. Раздробленный на отдельные пластические фразы, сюжет его танца строится на теме противостояния. Танцовщики выступают в роли гладиаторов, на которых безучастно взирают статуи императоров. Вопреки внешней простоте, звуковой ландшафт Morendo Марка Булошникова состоит из множества тонких технических деталей. Собранное из отдельных блоков музыкальных форм, произведение символизирует отчужденность.
В Греческом дворике среди слепков фронтона афинского Парфенона Анна Щеклеина и Александр Фролов отражают в танце процесс разрушения. Основным визуальным мотивом здесь становится прекрасное тело, изломанное потрясениями. Соединяясь с произведением Александра Хубеева «Не выходи из комнаты», основанном на акустических экспериментах и поиске новых звучаний, хореография сплетает движения и музыку в сложное взаимодействие, символизирующее отношения человека и времени.
В постановке Лилии Бурдинской в зале Европейского искусства Средних веков основным мотивом стал образ женщины — Евы или Лилит, ведьмы или монахини. Цитируя в пластике и жестах живопись Иеронима Босха, неспешный танец-процессия существует по законам симультанной сцены площадного театра. Простая, на первый взгляд, хореография изобилует образами. Танец поставлен на музыку Алексея Ретинского «Антифоны птиц» для шести скрипок, которые драматизируют каждый жест, усиливая ощущение трагедии.
Путешествие по эпохам завершается номером-дуэтом в зале скульптуры Микеланджело. Танец, решенный Анной Щеклеиной в изящном стиле контемпорари, подчеркивает легкость и грацию, перетекающую из одной формы в другую и подсмотренную у ренессансного мастера. Радикальное музыкальное высказывание Дарьи Звездиной предлагает отвлечься от звуков и обратить внимание на то, что обычно остается без внимания — «побочные эффекты» и ошибки, создавая акустическое пространство гармонической инверсии, вступающей в диалог с перформативным языком танца.
Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту [email protected] или через наши группы в Facebook и ВКонтакте Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Две награды фестиваля «Contest. Diana Vicyneva» выиграла команда Нурбека Батуллы
Четыре награды разыграли вчера, 14 октября, в московском Гоголь-Центре пятеро финалистов конкурса молодых хореографов — ключевого события фестиваля балерины Дианы Вишневой «Context». Дважды была награждена команда казанского хореографа Нурбека Батуллы: ребятам вручили Приз зрительских симпатий от Интеллектуального клуба «418» и Особую награду от официальной воды фестиваля Voss.
В этом году на конкурс хореографов в оргкомитет фестиваля Дианы Вишневой поступило более ста заявок. К финальному туру допустили только пять участников, каждый из которых сочинил для «Контекста» новую работу продолжительностью 10 минут.
Нурбек Батулла представил композицию Sak-Sok, которую исполнил в дуэте с челнинским танцовщиком Маратом (Маугли) Казихановым. В ее основе — татарский баит о братьях-близнецах, которые поссорились и были за это прокляты матерью. Проклятье превратило их в птиц — Сак и Сок. И обрекло на вечную разлуку. Говорят, они до сих пор летают по миру, но стоит им начать приближаться друг к другу, как между ними вырастает гора.
Аудиосопровождение композиции Sak-Sok трудно назвать иначе, чем выдающимся: импровизацию на тему одноименного татарского баита специально для Нурбека Батуллы и Марата (Маугли) Казиханова исполняли вокалистка Зарина Вильданова, музыканты Ислам Валеев (электронная музыка) и Эрик Марковский (ударные).
Победителя фестиваля выбирало жюри, в состав которого вошли балерина Диана Вишнева, этуаль балета Парижской Оперы и художественный руководитель балетной труппы московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Лоран Илер, художественный руководитель Челябинского театра современного танца Ольга Пона. Эта тройка ярчайших интеллектуалов в мире танца решила присудить главный приз — грант на стажировку в ведущей труппе или школе современного танца — петербургскому хореографу Эрнесту Нургали.
Работа Эрнеста Нургали — чувственный, редкой красоты мужской дуэт Gentle Hearts — победила и в зрительском голосовании (приз «Вне границ»), которое проходило на интернет-платформе фестиваля. Кстати сказать, онлайн-трансляцию конкурса молодых хореографов смотрело 98 762 зрителя.
Эрнест Нургали (Санкт-Петербург) и Нурбек Батулла (Казань) — двое финалистов из пяти, отмеченных призами конкурса молодых хореографов на фестивале балерины Дианы Вишневой «Context». Однако сказать, что четыре награды они поделили поровну, будет неточным. Второй приз, доставшийся команде Батуллы («Особая награда»), — адресный: он предназначен лучшему танцовщику/танцовщице конкурса. На фестивале «Context» таким признали Марата (Маугли) Казиханова, участника дуэта Sak-Sok. Он получит годовой запас воды Voss.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Прима-балерина Диана Вишнева и российские хореографы о танце, мужественности и фильме «Слепок»
31 марта в кинотеатре «Октябрь» состоится премьера фильма «Слепок». Масштабного для российского искусства проекта, который соединил в себе художественный дуэт танцовщиков во главе с прима-балериной Дианой Вишневой и произведения искусства ГМИИ им. Пушкина. Фильм – отражение пяти исторических эпох и семи залов и коллекций знаменитого музея в форме танца. В интерпретации пяти хореографов – Константина Семенова, Андрея Короленко, Анны Щеклеиной, Александра Фролова и Лилии Бурдинской – в фильме «ожили» Античность, Древняя Греция, Рим, Средние века и Ренессанс.
Мы решили выяснить, как создавался фильм на стыке нескольких видов искусства одновременно, какими современные хореографы увидели людей разных эпох и как создать танец, который соединяет прошлое и будущее.
Как вам пришла идея создания фильма «Слепок»?Диана Вишнева: В момент локдауна мы остались без возможности сцены и театра, музеи – без посетителя, все ушло в онлайн. Мы с командой моего фонда искали варианты альтернативных проектов взамен ранее запланированных. Мы точно знали, что хотим продолжать двигаться в направлении изучения синтеза искусств в разных формах. При этом съемка на камеру выглядела абсолютно реалистичной. Далее мы соединились с Фондом Аксенова в идее, что было бы интересно объединить хореографов моего фестиваля и композиторов фонда. Пушкинский музей был другом и партнером и Фонда Аксенова, и моего фестиваля Context. Все сошлось. Вместе мы придумали создать онлайн-перформанс в залах музея.
Но тогда мы еще не понимали, насколько многозначным, многослойным по смыслам получится наш фильм. Каждый из нас шел на эксперимент: режиссер никогда ранее не работал с танцем, у хореографов не было опыта полного метра в кино, а музей прежде не видел себя через живую пластику человеческого тела. Поэтому соединилось все: разные поколения, стили и мышления. Каждый искал свое отношение с прошлым, выражал свое понимание эпохи. Фильм можно считать исследованием на тему того, как в современности отзывается прошлое. Каким языком сегодня мы говорим с историей.
Как известно, балетная среда очень консервативна. Как вам кажется, как меняются понятия о женственности и мужественности в современном балете? И меняются ли вообще?Женственность и мужественность меняют формы в контексте своего времени, но суть их остается, а танец это только подчеркивает в любой период истории. Балет не исключение. И он, несмотря на свою кажущуюся консервативность, постоянно изменяется, эволюционирует, а вместе с ним женственность и мужественность танцовщиков. Проявляя себя в разных формах и стилях, создавая новые языки в танце, в то же время они остаются неизменными как основы хореографии.
Какая из 5 эпох, представленных в фильме, вам ближе всего?Каждая эпоха прекрасна по-своему и дала искусству то, что сегодня составляет его мировое наследие. В каждой находишь свое вдохновение. Тем более что мой образ в фильме – это путеводная нить, связывающая все эпохи с настоящим. Я не оцениваю их, а прохожу сквозь них, наблюдаю со стороны. Отражаю их события и память в современности.
Фильм «Слепок» создан совместно с ГМИИ им. А. С. Пушкина и рассказывает о красоте человеческого тела и танца в разные эпохи. Какое произведение искусства ассоциируется с вашей любимой эпохой?Невозможно выделить любимую эпоху. Например, будучи студенткой Академии Вагановой, я ходила в Эрмитаж наблюдать за скульптурами, за их естественностью жеста, которую после могла перенести в спектакли. В моем сознании есть набор образов и художественного опыта, который помогает мне на сцене или же на репетициях, особенно в новой работе.
Как бы вы сами описали сегодняшнее понятие о мужественности и женственности?Это то, что дает гармонию в мире. Это две неизменные основы взаимодействия. Сейчас они менее привязаны к стандартам, традициям, укладам. Они могут проявляться в разных жанрах, расходиться и сходиться, меняться местами, изменять имена, но они всегда остаются теми же по своей природе. А их взаимодействие всегда будет питать искусство.
Каким бы был слепок современного поколения танцоров?Современное поколение артистов и хореографов неизменно опирается на опыт своих предшественников. И в фильме это аллегорично проявляется, когда участники общаются с пространством музея современным языком танца, но в основе которого тот же пластический код, что у замерших скульптур. Ведь их позы и жесты хранят образ первого танца, как образ первого человека. Это диалог танца прошлого с танцем настоящим.
Вы создательница ежегодного международного фестиваля современной хореографии Context. Отличаются ли номера первых ваших участников фестиваля 2013 года от современных и чем?Конечно. Современный танец в России за последние 10 лет очень изменился. Главное отличие в том, что у сегодняшних хореографов уже больше опыта насмотренности в силу того количества зарубежных компаний, приезжающих в Россию. В 2013 году такого еще не было.
Наблюдая за нашими выпускниками на протяжении восьми лет, что существует фестиваль, я вижу, что они не видят потолка, не сидят на месте. Даже пандемия не смогла их остановить, они создавали постановки у себя дома, буквально на кухне. Проводили гала-вечера танца онлайн, соединяясь с другими хореографами и артистами. Все они представляют примерно одно поколение хореографов, но они все разные. Кто-то пришел из классической школы, другие получили образование на Западе. Такое соединение разных ментальностей дает развитие и обогащение современному российскому танцу.
Почему вы выбрали именно данную эпоху?Лилия БудинскаяХореограф танца по эпохе Средних веков
Из всех предложенных эпох этого фильма Средневековье – самая интересующая меня. Я собираю книги о Средневековье, мне нравится средневековая музыка. В свободное время я смотрю документальные фильмы о Средневековье и в музеях мира ищу раннюю нидерландскую живопись. Мне интересны монахи и алхимики, художники и мыслители того времени. Мне интересно, как менялась вера и какие изменения были в религии и почему. Мне всегда было интересно, во что верят люди. И как их вера или ее отсутствие вершит судьбы и творит историю. Я считаю, что мы до сих пор разбираем ошибки Средневековья. Все, что произошло тогда, существует и сейчас.
Как раскрывались понятия гендера и мужественности в целом в эпохе, которую вы выбрали?Андрей КороленкоХореограф танца по эпохе Древнего Рима
В нашей работе, единственной во всем фильме, участвуют только мужчины. Эта идея возникла случайно, вскользь на одном из первых обсуждений фильма, но в процессе, когда мы начали подробно изучать искусство того времени и экспозицию зала, обнаружили, что, во-первых, с ходу не вспоминается ни одной известной женщины Древнего Рима, а во-вторых, в самом зале превалирующее большинство скульптур и бюстов – мужчины: императоры, полководцы, солдаты, жрецы и простые рабочие. При этом в той же экспозиции одни из самых ярких акцентов – фигуры волчицы-матери, богинь Виктории и Юноны. Мы не следовали за очевидными архетипами бойцов-гладиаторов, а исследовали другие грани того, что можно назвать мужественностью в этом контексте. Поэтому в работе можно увидеть мужчину-сына, мужчину-брата, мужчину, знающего свою силу и место в мире, но открытого к чувственному взаимодействию с окружающим пространством, рефлексирующего, готового не только воевать, но и договариваться.
Какие отличительные черты у танца вашей эпохи?Анна ЩеклеинаХореограф танца по эпохе Ренессанса
Наша команда (два хореографа и два танцовщика) увидели расслабленность в телах эпохи, гармоничность в существовании. И нам это очень понравилось. В телах нет борьбы, но есть переживания разных эмоций и этапов, важнейших вех. Но, несмотря на трагичность, тело не разрушено, не напряжено, оно принимает случающееся с ним.
Александр ФроловХореограф танца по эпохе Ренессанса
Самым ярким мотивом нашего танца стала согнутость, покалеченность, пластическим лейтмотивом – схожесть со скульптурами, передача мучительности движения и внутренней трагедии.
Какое произведение искусства у вас ассоциируется с эпохой, для которой вы ставили танец? И чем вы вдохновлялись при постановке танца?Константин СеменовХореограф танца по эпохе Древней Греции
Если говорить о красоте человеческого тела, выраженной в скульптуре, то безусловными лидерами для меня будут два произведения, слепки которых есть в собрании Пушкинского музея. «Афродита-Венера Милосская», застывшая в спирали, прекрасная и загадочная: в ее полуобороте есть какая-то недосказанность. И скульптурная композиция «Гибель Лаокоона и сыновей», которой восхищался сам Микеланджело. А я вдохновлялся своими танцовщиками и тем, как мы погружались в пространство и воздействовали на него.
Как бы вы сами описали сегодняшнее понятие о мужественности?Константин Семенов: Для меня это всегда про умение нести ответственность за свои поступки, свой выбор и за тех, по Экзюпери, кого мы приручили.
Андрей Короленко: Мне кажется, в самом слове и его значении заключен некий парадокс. Говоря «мужественный» мы, как правило, подразумеваем силу, стойкость, выносливость, отвагу, уверенность, однако все эти качества, как и многие другие, могут быть присущи любому человеку, независимо от пола и гендера. И когда мы говорим о женщине, что она «мужественна», в самом слове будто звучит «она обладает мужскими качествами», хотя означает это совсем иное. Все так или иначе приводит нас к гендерным ожиданиям, наверное, в том числе поэтому в нашей работе нет показной маскулинности и акцента на том, что в ней участвуют именно мужчины.
Лилия Будинская: Мужественность очень зависит от женственности. Мужественность начинается с женственности. До тех пор, пока раненая женственность будет воспитывать мужественность, мужественность будет израненной.
Анна Щеклеина: Понятие мужественности сейчас наконец трансформируется. Разрушаются стереотипы о нечувствительности мужчин, бесчувственности, оба гендера двигаются навстречу друг другу, гармонизируются. Слабость перестает быть унизительной или привилегированной. Потому что если долго подавлять свою природу, свою чувственность, силу, злость, то внутренний мир разрушается. Но сейчас разрушаются барьеры и психологические устаревшие установки. Я бы назвала этот период Новым Ренессансом.
Александр Фролов: Трудно найти общее определение, но субъективно для меня это – брутальность, чувственная маскулинность без абьюза, агрессивность лишь в проявлении сексуальной энергии, действенность. Доброта и созидание – это мужественность. Опора и защита – это мужественность.
И сейчас для меня неотъемлемой частью мужественности является чувственность и чувствительность, которых так не хватает русскому образу мужчины, который сейчас даже не скульптура без рук и ног, а просто камень, который в первую очередь не умеет чувствовать сам себя.
Диана Вишнева не позволила пандемии остановить свой фестиваль
Что нужно для организации танцевального фестиваля в разгар пандемии? У международной звезды балета Дианы Вишневой есть несколько ответов. Фестиваль современной хореографии Context. Диана Вишнева, в настоящее время восьмой сезон, будет проходить с 14 октября по 29 ноября с живыми выступлениями на различных площадках Москвы и Санкт-Петербурга, Россия. В этом году впервые с момента открытия фестиваль также предлагает впечатляющую онлайн-программу.
Dance Magazine поговорил с Вишневой о проблемах и преимуществах проведения этого мероприятия во время пандемии, ее возвращении на сцену Мариинского театра и ее страстном новом поклоннике: ее двухлетнем сыне Рудольфе.
Почему вы решили продолжить фестиваль во время пандемии?
Мы никогда не думали об отмене. Наша миссия — поддерживать молодых хореографов, а в этом году претендентов было более 100.Мы запустили собственную цифровую платформу, чтобы общаться с аудиторией и иметь возможность переключиться на онлайн-формат, если потребуется. Ряд живых выступлений пришлось отложить до 2021 года, в том числе Revisor, от Kidd Pivot и Playback, от Batsheva Dance Company. К счастью, нам удалось представить наше ключевое живое событие — Конкурс молодых хореографов, открывший фестиваль 14 октября в Гоголь-центре в Москве. В ноябре мы планируем живое исполнение двух одноактных постановок Пермского балета Шахерезада и Шут , которые также будут доступны для просмотра.
Какие из новых проектов фестиваля?
В этом году мы представили новую цифровую платформу для онлайн-презентации основных событий фестиваля, включая образовательные программы: мастер-классы, лекции и круглые столы. Прямая трансляция конкурса молодых хореографов собрала около 100 000 зрителей. Меня это число удивило, даже шокировало. Сначала подумал, что там лишний 0.
У нас есть совершенно новая инициатива Context Open, призванная дать возможность танцорам, хореографам и труппам, без ограничений по возрасту, образованию или гражданству, создавать и демонстрировать свои работы.
Мы также исследуем нестандартные пространства для выступлений, такие как музеи и промышленные здания. Одна из победительниц нашего хореографического конкурса Ольга Лабовкина адаптировала свою работу Air как спектакль «иммерсионного театра», в котором зрители активно участвуют в представлении.Спектакль пройдет в рамках фестиваля в этом году на Московском Хлебозаводе № 9 (бывший хлебозавод, превратившийся в арт-пространство) и петербургском порту Севкабель.
Конкурс молодых хореографов
Мария Хурторцева, предоставлено Вишневой
Вечер молодых хореографов был посвящен Пине Бауш. Расскажите об этом посвящении.
Для меня Пина стала источником силы и вдохновения.Она была художником и хореографом невероятной глубины, оказавшим влияние на историю современного танца. Я навсегда запомню нашу встречу в 2008 году. Она много времени проводила со мной, увлеченная тем, что я была русской классической балериной, которая приехала на ее фестиваль. Я исполнил небольшой отрывок из ее произведения, и мы планировали совместное производство. Впечатленный ее фестивалем, у меня появилась идея.
На фестивале вы станете танцевать заглавную партию в переосмысленной «Шахерезаде».О чем этот балет?
Он основан на реальной истории жизни Фарах Пехлеви, последней императрицы Ирана, преданной стороннице прав женщин, социальных реформ и культурного развития в своей стране. Этот балет создан главным балетмейстером Пермского балета Алексеем Мирошниченко на музыку Николая Римского-Корсакова и премьера состоялась в прошлом году. Для меня было честью встретиться и поговорить с Фарах Пехлеви в марте, когда я выступал в Париже незадолго до карантина, и эта незабываемая встреча делает эту роль еще более особенной для меня.
Недавно вы вернулись на сцену Мариинского театра, танцуя в «Кармен-сюите». Каково было выступить после долгого перерыва?
Семь месяцев неспособности выступать — очень большой срок для танцора. Но у меня уже был опыт восстановления физической формы после рождения сына. Опыт оказался очень полезным. Я очень быстро смогла прийти в форму.
Вашему сыну Рудольфу 2 года. Он когда-нибудь видел, как ты танцуешь на сцене?
Его любимое выступление — мое исполнение в « Болеро » Мориса Бежара. Каждый день он просит меня воспроизвести для него запись на видео. В прошлом году я водил его в Мариинский, чтобы посмотреть первый акт «Спящая красавица» , и он смотрел его, завороженный. И он был в зале, когда я играл в Кармен-сюита .Он знает, что его мама — танцовщица. Он уже понимает понятие театра, публики и аплодисментов, и ему нравится имитировать крики занавеса и поклоны.
Как пандемия изменила ваш взгляд на вашу работу?
Пандемия еще не закончилась и нам нужно адаптироваться к новой реальности, к тому, что сложно строить какие-либо планы на будущее. Но важно сохранять оптимизм и находить способы двигаться вперед.Теперь я по-новому оцениваю свою работу. И я уверен, что наши танцоры и хореографы чувствуют то же самое. Семь участников нашего конкурса сделали свои изделия во время карантина, и благодаря этому их творения приобрели особую значимость. Я увидел столько честности и искренности в выступлениях во время соревнований. Танцоры знают, что возможность выйти на сцену настолько ценна прямо сейчас, что ее можно отобрать у них в любой момент. Когда я вышел на сцену, чтобы обратиться к публике, как обычно, сказал: «Как здорово видеть тебя сегодня с нами!» — для меня эти слова имели поистине особое значение.
Диана Вишнева на фестивале танца в России «КОНТЕКСТ»
Отчасти мы выбрали звезду международного балета Диану Вишневу одним из лауреатов нашего журнала Dance Magazine в этом году потому, что она всегда была новатором. До того, как артисты балета стали обычным делом путешествовать по миру в составе многочисленных трупп, этим занималась Вишнева, которая начинала в балете Мариинского театра, а позже стала солисткой Американского театра балета. Сегодня она открыла новую главу своей карьеры, уйдя из ABT и посвятив больше времени фестивалю CONTEXT в России.Но она все еще вводит новшества, заказывая свою первую оригинальную работу для фестиваля в этом году и создавая программы, направленные на развитие современных хореографов в России. Мы связались с ней, чтобы узнать, как развивается фестиваль 2017 года:
Почему вы выбрали Гойо Монтеро для создания первого оригинального заказа CONTEXT?
Меня всегда поражал его хореографический стиль — синтез классического и современного танца. Так интересно видеть, как он берет классический сюжет « Золушка » или «Ромео и Джульетта» и трансформирует его в соответствии с современной парадигмой, обнаруживая другие смыслы и рассказывая эти культовые истории совершенно по-новому.Думаю, его стиль идеально подходит артистам Пермского театра оперы и балета, которые собираются исполнить на фестивале его Asunder .
Что еще нового на фестивале в этом году?
Уже пятый год мы создали новый логотип и сняли мини-спектакль, уже доступный на нашем сайте:
В этом году мы также отмечаем 85-летие известного голландского хореографа Ханса ван Манена . Мы познакомим публику с одним из его культовых произведений Sarcasm в исполнении Голландского национального балета. В международной программе состоится российская премьера балета Nijinsky Марко Геке в исполнении одной из любимых фестивальной публики Gauthier Dance Company. Имя Нижинского очень многозначительно для России, поэтому интересно, как эта работа здесь будет воспринята.
Образовательная программа также претерпела изменения. Совместно с Британским Советом и Студией Уэйна МакГрегора мы подготовили двухдневный воркшоп в Москве для хореографов со всей России.Они получат шанс выиграть грант на разработку и постановку собственного производства в своем родном городе и возможность пройти стажировку в студии Уэйна МакГрегора в Лондоне. Как всегда, мы проведем конкурс молодых хореографов, который впервые пройдет в Санкт-Петербурге. Если в первые годы фестиваля к нам поступило 20-30 заявок, в основном из Москвы и Санкт-Петербурга, то в этом году их приехало более 100 со всего мира. В будущем мы планируем перенести конкуренцию в Америку и другие страны.Конкурс — наша гордость, уникальный образовательный и творческий продукт фестиваля .
Каким вы видите фестиваль на ближайшие несколько лет?
Мы собираемся показать The Room победителя хореографического конкурса 2016 года Ольги Васильевой, а также Asunder Гойо Монтеро на Holland Dance Festival в январе 2018 года. Мы планируем расширять нашу образовательную программу. . В настоящее время фестиваль имеет два направления: одно включает мастер-классы для танцоров и хореографов, а второе ориентировано на будущих танцевальных критиков и фотографов балета.В следующем году мы запускаем серию лекций для сценографов и специальный мастер-класс для танцоров о профилактике травм и о том, как быстро прийти в форму после восстановления. Мне приятно видеть, что наши молодые критики и фотографы, прошедшие наши мастер-классы, уже публикуются не только в блогах и социальных сетях, но и фотографируют и пишут для ведущих театров, газет и журналов.
Как вам быть на должности директора?
Не думаю, что мне может понравиться или не понравиться позиция.Я больше всего чувствую огромную ответственность за все, что происходит в жизни фестиваля. Когда я танцую, я отвечаю только за себя, а быть директором фестиваля — совсем другое дело. Я участвую во всех аспектах его организации: участвую в отборе участников нашей международной программы, в финалистах конкурса молодых хореографов и в разработке кинопрограммы.
Как ваш опыт танцовщицы повлиял на вашу роль в качестве режиссера?
То, что я часто бываю в турне, позволяет мне увидеть много премьер и познакомиться с новыми именами.На Западе бытует мнение, что в России мы сильно отстаем в сфере осознания современного танца. Поверьте, это далеко от истины. В последние годы, в том числе благодаря нашему фестивалю CONTEXT, Россию посетили почти все ведущие ансамбли современного танца.
Как вы совмещаете свою роль директора с работой?
Фестиваль CONTEXT пришел ко мне постепенно . Невозможно проснуться однажды утром и вдруг решить организовать свой собственный фестиваль.Например, первые 10 лет моей жизни в Мариинском театре были посвящены освоению классического репертуара. Но я всегда знал, что хочу исследовать больше. И когда я достиг определенного уровня, я пошел дальше. Так я начал свои сольные проекты в стиле модерн. Это дало мне совершенно иное понимание танца. Помню, однажды я был на фестивале Пины Бауш в Вуппертале и подумал, что такой фестиваль, где творят вместе профессионалы и любители, так будет нужен в России! И через несколько лет мне удалось воплотить эту идею в жизнь.Я много сделал в своей творческой жизни и теперь готов поделиться своим опытом. Вместе с моими коллегами мы создаем историю современного танца в России.
Какой совет вы дали бы танцорам, заинтересованным в продвижении на руководящую роль?
Установите четкую цель и поймите, что вам нужно развить в себе для ее достижения. Начать любой бизнес можно только с лояльной командой и уверенностью в себе. Не бойтесь трудностей или неуверенности, добьетесь ли вы успеха или нет, найдет ли ваша инициатива поддержку или нет.В нашей профессии мы привыкли к трудностям, и, преодолевая их, вы понимаете, что у вас нет границ, и вы действительно свободны в том, что делаете.
Контекст фестилвал | Лондон Премьер | Отзыв
Вы бы простительно приняли столицу Великобритании за Москву в прошлый вторник вечером, когда толпы богатых русскоговорящих людей заполнили театр Sadler’s Wells на лондонской премьере фестиваля CONTEXT.Выставка современной хореографии была основана Дианой Вишневой, солисткой балета Мариинского театра и выдающейся исполнительницей, а также арт-директором-новатором (читайте наше интервью с Вишневой по ссылке). Фестиваль приглашает к сотрудничеству международных артистов с момента его основания в 2013 году, но его аншлаговая премьера в Великобритании — первое выступление фестиваля за пределами России — показывает, что творческое видение Вишневой выходит за рамки танцевальной сцены Москвы и Санкт-Петербурга, которую CONTEXT имеет. возможно уже победили.
Диана Вишнева и Марсело Гомес. Головокружение. Хореография Мауро Бигонцетти
Программа состояла из коротких современных произведений как от начинающих, так и от признанных имен в балете и современном танце, в том числе из прошлых победителей различных конкурсов фестиваля. Константин Кейхель, победитель Международного балетного форума 21 века, представил мировую премьеру натюрморта «Натюрморт » — напряженного спектакля танцоров Большого театра, в котором движения играли с мотивами границ и отражений. «Комната », подаренная лауреатом конкурса «Молодой хореограф» Ольгой Васильевой, казалось, перешла от нежной близости к брутальному, почти жертвенному безумию с сочетанием классической хореографии и хореографии, выходящей за рамки границ. Среди других более коротких работ — « Light» Павла Глухова в ноябре г. и Wood Rabbit от соавторов Дора Мамалии, Дариуша Новака и Владимира Варнавы.
Комната. Хореография Ольги Васильевой
Помимо самой Вишневой, множество хореографов, артистов и режиссеров из бывшего Советского Союза и за его пределами обеспечивали творческое руководство более продолжительными выступлениями фестиваля.Дизайнер и хореограф Гойо Монтеро особенно выделялся своей отмеченной наградой пьесой Asunder , которая представила захватывающий мета-рассказ и обширный, нетрадиционный звуковой дизайн. Еще одним ярким светом в программе стал Мауро Бигонцетти, хореограф Vertigo , созданный специально для Вишневой и ее давнего партнера Марсело Гомеша. Однако в центре внимания вечера, несомненно, были работы Кирилла Серебренникова, который представил отрывки из балета Нуреева , ставшего данью уважения легендарному танцору.
Asunder. Хореография Гойо Монтеро
Заявленная цельCONTEXT — «занять место России в контексте современной мировой хореографии», но фестиваль также добивается больших успехов в инновациях во всех сферах производства, особенно в звуковом дизайне. Wood Rabbit безупречно осуществил амбициозный прогресс от Рахманинова до Дженис Джоплин, в то время как отрывки из Nureyev использовали динамичный синтез звуковых медиа; Звуковое оформление Антона Гришанина для Письмо Руди.Ученик и Письмо Руди. Diva варьировалась от классических аранжировок до устных расшифровок писем друзей Нуриева, озвученных режиссером Серебренниковым. Montero Asunder в полной мере исследовал потенциал звука как больше, чем просто фон для движения, ошеломляя аудиторию переходами от Вагнера и Шопена к темным, эмбиентным и перкуссионным саундскейпам, кульминацией которых стал захватывающий момент, когда публика увидела танцоры оказались в ловушке физического представления самого танца.
Нуреев. Хореография Юрия Посохова
Выпуск CONTEXT в этом году закрепил за Дианой Вишневой статус ведущей звезды современного российского танца не только в своей стране, но и как международного представителя этого средства массовой информации. Ее глобальные усилия являются примером для всех, кто будет способствовать и без того впечатляющему артистическому авторитету страны.
Беременность была для Дианы Вишневой «единственным шансом отдохнуть».»Теперь она вернулась и занята больше, чем когда-либо.
У Дианы Вишнёвой
был очень большой год. В 2017 году она ушла из Американского театра балета, в последний раз исполнив Онегин с труппой в сопровождении своего давнего партнера Марсело Гомеша. Затем, в сентябре, она открыла в своем родном Санкт-Петербурге балетную студию под названием CONTEXT Pro. Вскоре после этого она отметила пятый выпуск своего фестиваля современного танца CONTEXT двумя неделями выступлений, мастер-классов и бесед в Москве и Санкт-Петербурге.Петербург. Но самое большое событие произошло через несколько месяцев, когда у нее родился первенец. (Как она с некоторым удовлетворением отмечает, время было идеальным — ей не пришлось отменять ни одной помолвки.)
Беременность позволила Вишневой отказаться от международной карьеры, которая заставляла ее постоянно двигаться на протяжении большей части последних двух десятилетий. Балетный мир покинул ее сознание, но ненадолго. Мы разговаривали в Нью-Йорке, где она проживает часть года, когда она готовилась к первому из серии выступлений и проектов.На следующий день после нашей беседы ее сыну исполнится 100 дней.
Поздравляем с рождением малыша! Имя было обнародовано?
Он появился в российских социальных сетях; это Рудольф Виктор.
Имеет ли для вас какое-то особое значение это имя?
Виктор — имя моего отца, и это было удачное отчество для меня.
Как это было для вас, когда вы вернулись после беременности?
Я видела, как многие балерины хорошо учатся и работают во время беременности и как быстро они возвращаются после родов.Но врачи не разрешили мне это сделать, и даже после родов мне не разрешали заниматься в течение шести недель. Так получилось, что я ничего не делал 10 месяцев. Возможно, это был единственный шанс в моей жизни отдохнуть. Это было очень интересное время, потому что в каком-то смысле вы начинаете все сначала. Конечно, мышечная память есть, но вам нужно вернуть мышцы. Это очень медленный процесс. Но я очень хорошо знаю свое тело, поэтому интересно анализировать и снова собирать вещи.У вас даже есть возможность исправить определенные проблемы.
Каким был ваш распорядок в последние несколько месяцев?
После тех первых шести недель я больше не сбегала в балетный класс. Сначала пошла на пилатес. Когда я танцевала, мне не был нужен пилатес, потому что я получил то, что мне нужно, благодаря танцам. И я не хотел этого делать, несмотря на советы нескольких людей вокруг меня. Затем я начал заниматься фитнесом с очень легкими весами, чтобы набраться сил. И только после этого я вернулся в класс.Я работаю с Нэнси Бельски в Steps on Broadway уже 15 лет, с тех пор как Владимир Малахов познакомил меня с ней. Также я регулярно делаю массаж и плаваю всякий раз, когда нахожу час. С ребенком непросто.
Ты скоро вернешься на сцену. Какое твое первое помолвка?
Я буду танцевать Boléro Охада Нахарина в балете Парижской оперы с Орели Дюпон в конце сентября. Мы исполняли ее вместе на моем фестивале «КОНТЕКСТ» в 2016 году. Затем, когда Орели была назначена директором Парижской оперы, Охад сказал: «Я хочу, чтобы вы танцевали ее в Париже в 2018 году».Но тогда я еще не знала, что стану матерью.
Очень насыщенная и содержательная неделя с Охадом Нахарином и великолепной Орели Дюпон. Скоро в контексте. Диана Вишнева фото… https://t.co/0MlCASPOyd
— Диана Вишнева (@Diana Vishneva) 1475942407.0
Будете ли вы брать уроки Гаги перед выступлением?
Да! Я еду в Париж 17 сентября, поработаем 10 дней.
Нахарин тоже приедет на фестиваль CONTEXT в этом году, не так ли?
Да, приедет танцевальная труппа Батшева, и мы с Охадом проведем серию мастер-классов и публичных выступлений.Также приедет Национальный балет Канады с репертуаром новых произведений; это самая крупная компания, которую мы когда-либо приглашали. [Они будут исполнять Paz de la Jolla Джастина Пека; Emergence от Crystal Pite; и Гийома Коте «« Бытие и ничто ».] И, конечно же, мы будем проводить хореографический конкурс молодых хореографов.
Фестиваль расширяется?
Да, мы работаем и в других городах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга.Петербург сейчас, как Екатеринбург и Пермь. В марте следующего года мы представим программы в Тель-Авиве и лондонском Sadler’s Wells. А может через год мы что-нибудь привезем в Нью-Йорк.
Я слышал, что вы часто выражаете свою любовь к Санкт-Петербургу. Что особенного в этом городе?
Люди, которые живут в Санкт-Петербурге, совершенно не похожи на москвичей. Думаю, мы пропитаны архитектурой, атмосферой, культурой. Это в нашей ДНК.Я учился в старейшей и самой большой школе Петербурга, работал в Мариинском театре с прекрасными традициями. Я живу в волшебном городе. Я не знаю, как выразить это словами, это почти физическая часть меня. Я надеюсь, что своим искусством и своей работой я смогу внести микроскопический вклад в его волшебную красоту.
Как насчет вашего последнего проекта Sleeping Beauty Dreams, мультимедийного сотрудничества с архитектором Ремом Хасом? Что это такое?
Мы с Рем Хасс начали думать об этом пару лет назад.В какой-то момент я подумал, что мне нужно сделать что-то кардинально иное. Я начал встречаться с людьми из мира технологий и искусства. Идея состоит не в том, чтобы пересказывать историю «Спящая красавица» , а в том, что происходит с персонажем Авроры в ее голове, когда она спит 100 лет. У нее есть все эти мечты. Мир сновидений уникален, поэтому его не нужно ограничивать временем или пространством.
История Спящая красавица очень черно-белая, о добре и зле.Мы считаем, что в ней существуют и добро, и зло, и они борются друг с другом. Мы собираемся создавать цифровых персонажей, которые существуют исключительно в виртуальном мире. Они оживут и будут взаимодействовать со мной. Так что у меня будут виртуальные партнеры. [Шоу открывается 7 декабря в Майами, а 14 декабря — в Нью-Йорке.]
На странном перекрестке искусства и политики человек, участвовавший в продвижении шоу на раннем этапе, Майкл Капуто, бывший помощник кампании Трампа, недавно дал интервью специальному советнику Роберту Мюллеру.Вы были удивлены?
Когда-то он был частью маркетинговой команды
, но больше не участвует в ней. Первоначально он сказал команде, что оставил свою политическую карьеру позади, но когда оказалось, что это не так, было принято коллективное решение разойтись.
Контекст. Специальная фестивальная программа Дианы Вишневой на острове Новая Голландия
Наша пресс-служба будет рада вам помочь. По всем вопросам прессы обращайтесь [email protected]
19.07.201922 августа уникальный Context. Программа фестиваля Дианы Вишневой, созданная специально для этого вечера, будет представлена на круглой сцене во дворе здания Bottle House на острове Новая Голландия.
В программе выступления и премьеры от молодых хореографов-финалистов и победителей конкурса молодых хореографов фестиваля: Константина Кейхеля, Ольги Васильевой вместе с Анастасией Кадруловой, Ольги Тимошенко, Алексея Кононова, Ольги Лабовкиной, Анны Шеклеин, Владимира Варналии и Дор Мамеды. Дариуш Новак, а также Эрнест Нургали, участник Mind and Movement , совместной фестивальной программы с Studio Wayne McGregor .
Кульминацией вечера станет соло из балета Switch в исполнении Дианы Вишневой. Спектакль был создан известным французским хореографом, постановщиком балета Монте-Карло Жан-Кристофом Майо на музыку известного американского композитора, обладателя Оскара Дэнни Эльфмана, автора музыки для всех фильмов и мультфильмов из кино. Тим Бертон, а также за мультсериал Simpsons , фильмы «Миссия невыполнима», «Люди в черном», «Разыскивается » и многие другие.
Программа начинается в 21:00. Билеты стоят 2500 рублей и продаются в Инфоцентре острова Новая Голландия. Количество мест ограничено.
Дополнительные материалы для прессы можно найти по ссылке.
Программа:
Хит (Удар)
Хореограф: Эрнест Нургали (Санкт-Петербург)
Продолжительность 8 минут
Музыка: Биосфера
Исполнители: Nurgali Dance Company — Ильдар Соколов, Зарина Галлямова, Евгений Ганеев.
Шепот волн (Шепот Волн)
Хореограф: Ольга Васильева (Санкт-Петербург).Санкт-Петербург), Анастасия Кадрулева (Москва).
Продолжительность 11 минут
Музыка: Дмитрий Аникин — Resequence
Исполнители: Ольга Васильева, Анастасия Кадрулева.
авеню когда-либо
Хореограф: Анна Щеклеина (Екатеринбург)
Продолжительность 10 минут
Музыка: Джулио Каччини — Ave Maria в исполнении Ирины Богачевой
Исполнители: Евгения Турушкина, Александр Фролов
Тело и душа (Душа и Тело)
Хореограф: Алексей Кононов (Санкт-Петербург).Петербург)
Продолжительность 6 минут
Музыка: Альфред Шнитке — Фортепианный квинтет In Tempo di Valse (1976), op.108
Исполнители: Арсеньев Андрей, Лукина Анастасия
Пусть лежат спящие собаки / (Не будите Спяшую Собаку)
Хореограф: Ольга Лабовкина (Минск)
Продолжительность 17 минут
Музыка: Сергей Новицкий
Исполнители: Олег Мельников, Никита Ленин, Виталий Кузнецов, Диана Купреишвили, Мария Цветкова, Марина Баранова.
Работа создана специально для фестиваля Context. Диана Вишнева совместно с Театром танца Дорога из города (Казань). Режиссеры театра танца — Лилия и Айрат Багаутдиновы.
Сфера (Сфера)
Хореограф: Константин Кейел (Санкт-Петербург)
Продолжительность 6 минут
Музыка: COH — Exercise in Color (feat.Энн Демелемейстер)
Исполнители: Константин Кейхель, Андрей Остапенко
Вдоль другого (Вдоль Другого)
Хореограф: Ольга Тимошенко (Москва)
Продолжительность 6 минут
Музыка: Mogwai — Coolverine
Исполнители: Ольга Тимошенко, Алексей Нарутто
Деревянный кролик
Хореограф: Владимир Варнава (Санкт-Петербург).-Петербург), Дор Мамалия (Израиль), Дариуш Новак (Польша).
Продолжительность 12 минут
Музыка: Сергей Рахманинов, Фантастические пьесы для фортепиано, соч. 3, Элегия в исполнении Константина Щербакова, Янис Джоплин — Little Girl Blue
Исполнители: Владимир Варнава, Дор Мамалия (Израиль), Дариуш Новак (Польша).
Solo от коммутатора Switch
Хореография: Жан-Кристоф Майо
Продолжительность 6 минут
Музыка: Дэнни Эльфман
Сценограф: Алан Лагард
Художники по костюмам: Жан-Кристоф Майо, Жан-Мишель Лен
Художник по свету — Сэмюэл Тери
Исполняет Диана Вишнева
Мировая премьера: 6 ноября 2013 г., Segerstrom Arts Center, Калифорния.
Российская премьера: 27 марта 2014 г., Новая сцена Большого театра, Москва.
Фестиваль CONTEXT Дианы Вишневой прибывает в Лондон 12 марта — Seen and Heard International
M.ИСКУССТВО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПЕРВУЮ ВИТРИНУ ФЕСТИВАЛЯ ЛУЧШЕЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ХОРЕОГРАФИИТОЛЬКО ОДНОЙ НОЧЬЮ в SADLER’S WELLS THEATER во вторник, 12 марта, в Санкт-Петербурге, , Москва,
, Санкт-Петербург,, Санкт-Петербург,, Санкт-Петербург,, Москва,, Санкт-Петербург,, Москва Festival начинает свой международный тур в Лондоне весной 2019 года. У публики будет уникальная и крайне редкая возможность увидеть выступление Дианы Вишневой на лондонской сцене. CONTEXT Фестиваль будет выступать в Театре Сэдлерс Уэллс во вторник, 12, , марта 2019 года.Одна из величайших артисток балета нашего времени, Диана, основательница и арт-директор фестиваля CONTEXT, прима-балерина Мариинского театра. Театра, приглашенный солист Большого театра и экс-солист Американского театра балета.
Диана Вишнева (c) Марк ОлихВыйдя из Американского театра балета в 2017 году, в последний раз исполнив Онегин с труппой (в сопровождении своего давнего партнера Марсело Гомеша), Вишнева открыла балетную студию у себя дома. город, г.Petersburg CONTEXT Pro, в сентябре того же года перед тем, как сделать небольшой перерыв в своем напряженном дневнике, чтобы родить сына. Ее возвращение в Лондон знаменует собой первое выступление ее знаменитого фестиваля CONTEXT в Великобритании.
В программе фестиваля CONTEXT :
VERTIGO: Вместе со своим постоянным партнером и другом Марсело Гомес, один из лучших танцоров мира, российская прима Диана Вишнева представит Vertigo . по Мауро Бигонцетти .
НУРЕЕВ: Отрывки из балета Кирилла Серебренникова Нуреева , премьера которого состоялась на главной сцене Большого театра в декабре 2017 года. История об удивительном танцоре, бежавшем из СССР на Запад, адаптирована режиссер Кирилл Серебренников, смелая сила театра русского авангарда.
ASUNDER: Британская премьера балета Asunder — специального спектакля по заказу театра CONTEXT f в 2017 году в постановке известного испанского хореографа Goyo Montero с лучшими танцорами Перми. Театр на музыку Вагнера, Шопена и современного композитора Оуэна Белтона.
Тщательно подобранная программа танцевальных постановок нового поколения хореографов, формирующих современную российскую танцевальную сцену. Лондонские зрители увидят работы победителей конкурса Context Lab, среди которых Владимир Варнава, Ольга Васильева, Константин Кейхель и Павел Глухов. Эти всемирно признанные российские имена входят в состав жюри ведущих международных театральных премий, а их танцевальные произведения входят в репертуар музыкальных театров России и мира.
‘ Спектакли, которые вы видите на фестивале« КОНТЕКСТ »Дианы Вишневой, являются гранью и сущностью: передовая часть современной хореографии мирового уровня и суть ведущего танцевального фестиваля страны» — ИД «Афиша».
M.ART — это некоммерческая неправительственная культурная организация, которая демонстрирует современную русскую культуру в Лондоне, Нью-Йорке и Тель-Авиве.
АДРЕС
Театр Сэдлерс Уэллс
Rosebery Avenue
London
EC1R 4TN
ДЕТАЛИ БРОНИРОВАНИЯ
(w) www.sadlerswells.com
(t) 0207863 8000
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
Вторник 12 TH Март в 19:30
БИЛЕТЫ
От 20 фунтов стерлингов
/18 / context-festival /
Взимается комиссия за транзакцию: 3 фунта стерлингов для бронирования по телефону и 1,95 фунта стерлингов для онлайн-бронирования.
Бесплатно лично в кассе
СОЦИАЛЬНЫЕ СМИ
Facebook: @ mart.foundation
Instagram: @mart.фонд
КОНТЕКСТ Фестиваль — Театр Сэдлерс Уэллс
M.ART представляет первую британскую витрину фестиваля CONTEXT , учрежденного Дианой Вишневой , с лучшими произведениями современной российской хореографии.
Демонстрируя лучшее из современной российской хореографии, программа CONTEXT включает мировые премьеры, редкие коллаборации и постановки признанных и начинающих хореографов, получившие признание критиков.Взяв штурмом Москву и Санкт-Петербург, CONTEXT весной 2019 года начинает свой международный тур в Лондоне.
Зрителям представится уникальная и крайне редкая возможность увидеть выступление Дианы Вишневой на лондонской сцене. Одна из величайших артистов балета современности, Диана — основатель и художественный руководитель фестиваля CONTEXT , прима-балерина Мариинского театра, приглашенная солистка Большого театра и экс-солистка Американского театра балета.
Вместе со своим постоянным партнером и другом Марсело Гомес , один из лучших танцоров мира, российская прима Диана Вишнева представит произведение Vertigo by Mauro Bigonzetti .
Отрывки из балета Кирилла Серебренникова Нуреев , премьера которого состоялась на главной сцене Большого театра в декабре 2017 года, впервые будут показаны за пределами России. Сюжет об удивительной танцовщице, бежавшей из СССР на Запад, адаптировал режиссер Кирилл Серебренников , смелая сила театра русского авангарда.
Премьера в Великобритании спектакля Asunder — специальной постановки по заказу фестиваля CONTEXT в 2017 году в постановке известного испанского хореографа Гойо Монтеро с лучшими танцорами Пермского театра оперы и балета на музыку Вагнера, Шопена и современников. композитор Оуэн Белтон .
Тщательно подобранная программа танцевальных постановок нового поколения хореографов, формирующих современную танцевальную сцену России.Лондонской публике будут представлены работы победителей конкурса Context Lab, в том числе Владимира Варнава , Ольги Васильевой , Константина Кейхеля и Павла Глухова . Эти всемирно признанные российские имена входят в состав жюри ведущих международных театральных премий, а их танцевальные произведения входят в репертуар музыкальных театров России и мира.