путеводитель по музею, известные картины, которые нужно увидеть.
Что можно увидеть в одном из главных музеев Москвы, имея в распоряжении всего лишь час? Краткий путеводитель по залам Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.
В Третьяковской галерее у картины Александра Иванова «Явление Христа народу». Наталья Волкова / фотобанк «Лори»
Правильная локация
Для начала точно определитесь с адресом: Третьяковская галерея — крупный музей, у которого есть много зданий и филиалов. Главное здание, где находится коллекция русского искусства до начала XX века, располагается по адресу Лаврушинский переулок, 10; в соседнем доме — Инженерном корпусе — проходят временные выставки, читают лекции. Чтобы увидеть искусство ХХ–ХХI веков, придется отправиться в совсем другой район Москвы, на Крымский Вал, 10. Не перепутайте! Множество других филиалов, включая Дом Васнецова и мастерскую Голубкиной, разбросаны по всей столице.
Первый этаж
Второй этаж
Правильное время
Часы работы и выходные дни, конечно, можно уточнить на сайте. Но также не забудьте проверить, не идут ли сейчас школьные каникулы (осенние или весенние, про зимние-то забыть трудно). В дни каникул залы музея могут быть полны шумными школьными экскурсиями. Что хорошо — в главном здании Третьяковки в Лаврушинском переулке крайне редко проходят ажиотажные выставки (для них нет места), поэтому очереди в стиле «на Серова» можно не бояться.
Запастись картой
Виртуальный музей Третьяковской галереиПоскольку вы ограничены во времени, то вычеркиваем наслаждение от бесцельной прогулки по анфиладам залов. Необходимо четко наметить цель и проложить к ней маршрут. Помимо бумажных путеводителей, можно воспользоваться схемой залов на сайте музея или использовать технологию виртуального музея.
В Третьяковской галерее. Перед картиной Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Наталья Волкова / фотобанк «Лори»
Запастись списком шедевров
Решите, искусство какого именно периода вам интереснее всего: в этом здании Третьяковки собрана практически вся история, от Крещения Руси до Революции. Можно потратить целый час на Серова, или на передвижников, или на Серебряный век.
Если же хочется быстро посмотреть на главные шедевры, то вот примерный список обязательного. Список короткий, потому что шедевры рассеяны по двум этажам и разным залам, на переходы по которым как раз уйдет час, ведь наверняка по пути вы будете отвлекаться на всяческую красоту.
Первый этаж: «Троица» Рублева (зал № 59)
Одна из главных русских икон находится в конце анфилады залов иконописи, в зале Андрея Рублева. Кстати, другая святыня — Владимирская икона Божией Матери — находится тоже в Лаврушинском переулке, но в другом здании, в действующей церкви Святого Николая в Толмачах, которая примыкает к Инженерному корпусу с торца.
Первый этаж: «Девочка с персиками» (зал № 40)
Знаменитый портрет кисти Серова выставлен в залах, посвященных искусству Серебряного века на том же первом этаже, где и иконопись. Еще на этом этаже — залы Левитана, Поленова и Нестерова, так что понять логику расположения экспозиции достаточно трудно. Серову в галерее отведено целых два зала.
Второй этаж: «Явление Христа народу» (зал № 10)
Шедевр Александра Иванова висит в собственном зале среди посвященных ему многочисленных эскизов. Экскурсоводы предупреждают: осторожно, это одна из тех картин, перед которыми в этом музее особенно часто падают в обморок.
Второй этаж: «Утро в сосновом лесу» (зал № 25)
Пейзаж с медвежатами можно найти в зале, посвященном творчеству Шишкина. Не пропустите – полотно не такое уж и крупное. Кстати, только в музее можно оценить настоящий масштаб произведений, которые мы привыкли видеть на экранах и в книгах.
Второй этаж: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (зал № 31)
Картина Репина находится в зале, посвященном творчеству этого художника. Это еще одна картина, оказывающая сильное влияние на психику. Поэтому, чтобы прийти себя, обязательно загляните в музейный магазин на нулевом этаже, рядом с кассами. В Третьяковской галерее он хорош: репродукции, открытки, блокноты, магниты и, конечно, каталоги.
www.culture.ru
Третьяковская галерея — Москва, Московская область
Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) — художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Экспозиция в главном корпусе «Русская живопись XI — начала XX века» (Лаврушинский переулок, д. 10) является частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», образованного в 1986 году.
История
Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-го года. Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова, хотя ранее в 1854—1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. В 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.
В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».
Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила ещё в 1851 году. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и наконец в 1902—1904 годах, когда появился знаменитый фасад, разработанный в 1900—1903 годах архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова. Руководство строительством осуществлял архитектор А. М. Калмыков.
Проект фасада Третьяковской галереи В. М. Васнецова, 1900 г.16 января 1913 года находящаяся в Третьяковской галерее картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» пострадала от ножа вандала. Художнику пришлось воссоздавать фактически заново лица изображенных. Хранитель Третьяковской галереи Е. М. Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.
В начале 1913 года московская городская дума избирает Игоря Грабаря попечителем Третьяковской галереи.
3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был снова назначен Игорь Грабарь. При его активном участии в том же году был создан Государственный музейный фонд, который вплоть до 1927 года оставался одним из важнейших источников пополнения коллекции музея.
В 1926 году директором музея стал академик архитектуры А. В. Щусев. Уже в следующем году Галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом купца Соколикова). После перестройки в 1928 году здесь разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики. Позже, в 1985—1994 годах, административный корпус был надстроен по проекту архитектора А. Л. Бернштейна 2 этажами и по высоте сравнялся с экспозиционными залами.
В 1928 году в галерее был произведён серьёзный ремонт отопления и вентиляции, в 1929 году проведено электричество.
В 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах, а в 1932 году её здание было передано Галерее и стало запасником живописи и скульптуры. Позже оно было соединено с экспозиционными залами выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины А. А. Иванова «Явление Христа народу» (1837—1857). Был построен также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы. Это обеспечило непрерывность обзора экспозиции. В музее началась разработка новой концепции размещения экспонатов.
В 1936 году был открыт новый двухэтажный корпус с северной стороны основного здания — так называемого «щусевского корпуса». Эти залы сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.
С первых дней Великой Отечественной войны в Галерее начался демонтаж экспозиции — как и другие музеи Москвы, она готовилась к эвакуации. Полотна накатывали на деревянные валы, перекладывали папиросной бумагой, укладывали в ящики, обшитые водонепроницаемым материалом. В середине лета 1941 года эшелон из 17 вагонов отправился из Москвы и доставил коллекцию в Новосибирск. Эвакуация произведений искусства проводилась вплоть до сентября 1942 года, часть экспозиции была эвакуирована в г. Молотов. Лишь 17 мая 1945 года Галерея была вновь открыта в Москве.
В 1956 году, в честь 100-летнего юбилея Третьяковской галереи был достроен зал А. А. Иванова.
В 1980—1992 годах Третьяковскую галерею возглавлял Ю. К. Королев. Из-за возросшего количества посетителей он активно занялся вопросом расширения площади экспозиции. В 1983 году начались строительные работы. В 1985 году был введен в строй депозитарий — хранилище произведений искусства и реставрационные мастерские. В 1986 году началась реконструкция основного здания Третьяковской галереи (архитекторы И. М. Виноградский, Г. В. Астафьев, Б. А. Климов и другие). В 1989 году с южной стороны от основного здания был сооружен новый корпус, где разместились конференц-зал, информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. Здание получило название «Инженерный корпус», потому что в нём была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб.
С 1986 по 1995 год Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке в связи с проведением капитальной реконструкции была закрыта для посетителей. Единственной экспозиционной площадью музея на это десятилетие стало здание на Крымском Валу, д. 10, которое в 1985 году было объединено с Третьяковской галереей.
Состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея»
- Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, д. 10
- Музей-храм Святителя Николая в Толмачах
- Третьяковская галерея на Крымском Валу, д. 10
- Музей-мастерская А. С. Голубкиной
- Дом-музей В. М. Васнецова
- Музей-квартира А. М. Васнецова
- Дом-музей П. Д. Корина.
В 1985 году Государственная картинная галерея, располагавшаяся на Крымском Валу, 10, была объединена с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс под общим названием «Государственная Третьяковская галерея». Сейчас в здании располагается обновлённая постоянная экспозиция «Искусство XX века».
Частью Третьяковской галереи является Музей-храм Святителя Николая в Толмачах, представляющий уникальное соединение музейной экспозиции и действующего храма. В комплекс музея в Лаврушинском переулке входят предназначенные для временных выставок Инженерный корпус и Выставочный зал в Толмачах. В музее предлагаются услуги аудиогида.
Руководители Государственной Третьяковской Галереи
- Трегулова, Зельфира Исмаиловна (2015— наст. время)
- Лебедева, Ирина Владимировна (2009—2015)
- Родионов, Валентин Алексеевич (1993—2009)
- Королёв, Юрий Константинович (1980—1992)
- Лебедев, Поликарп Иванович (1954—1979)
- Замошкин, Александр Иванович (1941—1951)
- Лебедев, Поликарп Иванович (1939—1941)
- Кристи, Михаил Николаевич (1930—1939)
- Щусев, Алексей Викторович (1926—1929)
- Щёкотов, Николай Михайлович (1925-1926)
- Грабарь, Игорь Эммануилович (1913—1925)
- Остроухов, Илья Семёнович (1905 — 1913)
Коллекция музея
К 1917 году коллекция Третьяковской галереи насчитывала около 4 000 произведений, к 1975 — 55 000 произведений. Собрание Галереи постоянно росло за счёт планомерных государственных покупок.
В настоящее время коллекция включает русскую живопись, графику, скульптуры, отдельные произведения декоративно-прикладного искусства XI — начала XXI веков.
Иконы
Галерея обладает богатейшим собранием древнерусской живописи XI—XVII веков, созданным в основном в советское время, в том числе «Троица» Андрея Рублёва, произведения Дионисия, Симона Ушакова.
-
Андрей Рублёв
«Троица» -
Митрополит Афанасий (?)
Благословенно воинство Небесного Царя -
Владимирская икона Божией Матери
-
Устюжское Благовещение
Вторая половина XIX века
Особенно полно представлена русская живопись второй половины XIX века. Третьяковская галерея обладает самым лучшим собранием работ передвижников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Е. Маковский, В. М. Васнецов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. Д. Поленов и др.).
-
И. Н. Крамской
Неизвестная -
В. М. Васнецов
Алёнушка -
И. И. Шишкин
Утро в сосновом лесу
Многогранно представлено творчество И. Е. Репина (в том числе «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван») и В. И. Сурикова (в том числе «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова»), В. В. Верещагина, скульптора М. М. Антокольского.
-
И. Е. Репин
Иван Грозный и сын его Иван -
В. И. Суриков
Утро стрелецкой казни -
В. В. Верещагин
Апофеоз войны
Конец XIX — начала XX веков
Основные художники, представленные в коллекции: И. И. Левитан, М. А. Врубель, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, мастеров «Мира искусства» (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов и др.), Союза русских художников, «Голубой розы», «Бубнового валета» и др.
-
М. А. Врубель
Демон сидящий -
М. В. Нестеров
Видение отроку Варфоломею -
Н. К. Рерих
Заморские гости
Советское искусство
Среди представленных авторов — З. И. Азгур, Н. А. Андреев, И. И. Бродский, Е. В. Вучетич, А. М. и С. В. Герасимовы, И. Э. Грабарь, А. А. Дейнека, Б. В. Иогансон, С. Т. Конёнков, П. П. Кончаловский, П. Д. Корин, Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов), А. И. Лактионов, С. Д. Лебедева, М. Г. Манизер, С. Д. Меркуров, Е. Е. Моисеенко, В. И. Мухина, Ю. М. Непринцев, М. В. Нестеров, Я. И. Николадзе, Ю. И. Пименов, А. А. Пластов, Б. И. Пророков, Б. Я. Ряузов, С. А. Чуйков, Т. Салахов, А. Н. Самохвалов, М. С. Сарьян, М. А. Савицкий, Вл. А. Серов, Н. В. Томский, Б. С. Угаров, Т. Н. Яблонская и др.
Выставки
- Цикл выставок «Золотая карта России»
- Цикл выставок «Третьяковская галерея открывает свои запасники»
«Общество друзей Третьяковской галереи»
Программа «Общество друзей Третьяковской галереи» объединяет организации и частных лиц, которые оказывают поддержку Третьяковской галерее: финансируют выставки, научные исследования, реставрацию картин, покупают произведения искусства. Среди участников программы: банк ВТБ, Лукойл, Новатэк, Северсталь и другие.
Галерея в филателии
-
Почтовая марка СССР (1949 год): памятник Сталину перед Третьяковской галереей (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1504), (СК #1419)
-
Почтовая марка СССР, 1956 год: 100 лет Государственной Третьяковской галерее
-
Почтовая карточка СССР с оригинальной маркой, 1981 год
-
Почтовый блок Россия, 2006 год: 150 лет Государственной Третьяковской галерее
tropki.ru
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Карта, фото, как добраться – путеводитель по городу на MsMap.ru
Государственная Третьяковская галерея (ГТГ или Третьяковка) является одним из самых известных художественных музеев с наиболее полной коллекцией произведений русского искусства. Сейчас есть уже целый ряд экспозиций, которые составляют Всероссийское музейное объединение под общим названием «Государственная Третьяковская галерея». В главном корпусе разместилась «Русская живопись XI — начала XX в.» Хотя вообще в ГТГ есть не только живопись, но и графика, скульптура и произведения декоративно-прикладного искусства за целое тысячелетие – с XI по начало XXI века. Постоянно осуществляются государственные покупки, обогащающие коллекцию. Если в 1917 г. здесь было порядка 4 тыс. произведений, то к 1975 году их число выросло до 55 тысяч.
Здание в Лаврушинском переулке в районе Замоскворечья было домом семьи Третьяковых с 1851 года. В 1856 году Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию русской живописи. Для широкой публики «Московская городская галерея братьев Павла и Сергея Третьяковых» открылась уже в 1867 году. На тот момент в коллекции было уже 1276 картин, 10 скульптур и 471 рисунок русских мастеров и 84 картины иностранных художников. А в 1892 году Павел Третьяков передал галерею в дар городу, официальное открытие состоялось годом позже.
В начале 20-го века музей был реформирован, получив европейский тип, где экспозиция построена была по принципу хронологии. Приставку «Государственная» Третьяковская галерея получила уже 3 июня 1918 года по Декрету Совнаркома. Музей постоянно развивается, пополняется, кроме постоянных экспозиций организовывает различные выставки.
Со временем, конечно, к изначально жилой части особняка достраивались дополнительные помещения, чтобы вместить возрастающее собрание произведений искусств. Далее это здание соединялось с соседними и новыми специальными переходами для расширения площадей. Кроме собственно экспозиций здесь разместились депозитарий, запасники, реставрационные мастерские, фонды графики, отделы рукописей, выставочные залы, детская студия, административный отдел, научный и информационно-вычислительный центр и некоторые другие службы и отделы.
Главное здание ГТГ расположено в Лаврушинском переулке, дом 10. Ближайшие станции метро: «Третьяковская» и «Полянка».
Кроме главного здания есть еще несколько других: инженерный корпус, здание на Крымском Валу, музей-храм Святителя Николая в Толмачах, «Культурный центр в Толмачах», дом-музей В.М Васнецова, музей-квартира А.М. Васнецова, дом-музей П.Д. Корина и музей-мастерская А.С. Голубкиной. Стоимость посещения данных экспозиций может отличаться от стоимости посещения основной.
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмитеwww.msmap.ru
Государственная Третьяковская галерея в Москве,. Спутник / Туризм
Павел Третьяков, предприниматель и меценат, начал собирать свою коллекцию живописи, когда ему было чуть больше 20 лет, в 1856 году. Уже тогда он решает впоследствии передать собрание городу с тем, чтобы устроить публичный музей изящных искусств.
«Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых» официально открылась в 1893 году в Лаврушинском переулке. К этому моменту братья передали коллекцию городу, а Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи.
Дом, где сегодня расположена Третьяковская галерея был куплен семьей Третьяковых еще в 1851 году. Он несколько раз перестраивался, поскольку постоянно растущая коллекция требовала новых залов для ее размещения.
Знаменитый фасад музея с портиками и оконными проемами в русском стиле был построен по рисункам Виктора Васнецова уже после смерти Павла Третьякова, в 1902–1904 годах.
В 1913 году попечителем музея был выбран Игорь Грабарь, художник, архитектор и историк искусств. С его приходом Третьяковская галерея становится музеем европейского типа с экспозицией, размещенной в хронологическом порядке.
Коллекция музея насчитывает несколько десятков тысяч единиц хранения. В главном здании в Лаврушинском переулке представлено собрание древнерусской живописи, в том числе «Троица» Андрея Рублева и фрески Дионисия, богатое собрание работ передвижников (Василий Перов, Иван Крамской, Владимир Маковский, Виктор Васнецов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Василий Поленов и другие). В музее всесторонне представлено творчество Ильи Репина (в том числе хрестоматийно известные работы «Не ждали», «Иван Грозный и его сын Иван»), также здесь висят знаменитые работы Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» и работа Василия Верещагина «Апофеоз войны».
Искусство конца XIX – начала XX века представлено яркими представителями художественного мира тех лет: Исаак Левитан, Михаил Врубель, Валентин Серов, Константин Коровин, Борис Кустодиев, Николай Рерих и другие.
Коллекция музея была бы неполной без искусства XX века. Работы мастеров периода 1920–1960-х годов разместились в отдельном здании на Крымском Валу, 10. Именно здесь проходят крупномасштабные выставки Третьяковской галереи.
turizm.sputnik.ru
18 главных картин — тур по Третьяковской галерее
Государственная Третьяковская галерея — один из крупнейших художественных музеев русского изобразительного искусства. На сегодняшний день коллекция «Третьяковки» насчитывает порядка ста тысяч предметов.
При таком количестве экспонатов бродить по экспозиции можно несколько дней, поэтому Localway подготовил маршрут по Третьяковской галерее, проходящий через самые важные залы музея. Не заблудитесь!
Осмотр начинается от главного входа, если стоять лицом к кассам, слева есть лестница, ведущая на второй этаж. Номера залов написаны при входе, над дверным проемом.
«Явление Мессии», А.А. Иванов
Зал 10 практически полностью посвящен картине Александра Андреевича Иванова «Явление Мессии» (более известное название – «Явление Христа народу»). Само полотно занимает целую стену, оставшееся пространство заполняют эскизы и этюды, коих за двадцать лет работы над картиной накопилось великое множество. Художник писал «Явление Мессии» в Италии, потом не без приключений переправлял полотно в Россию, а после критики и непризнания картины на родине, скоропостижно скончался. Интересно, что на полотне среди прочих изображен Николай Васильевич Гоголь и сам Иванов.
Читать полностью Свернуть«Неравный брак», В.В. Пукирев
В зале 16, справа по ходу движения, находится трогательная картина Василия Владимировича Пукирева «Неравный брак». Ходят слухи, что это полотно автобиографическое: несостоявшаяся невеста Пукирева была выдана замуж за богатого князя. Художник увековечил на картине и себя – на заднем плане, молодой человек со скрещенными на груди руками. Правда, эти версии не имеют фактических подтверждений.
Читать полностью Свернуть«Княжна Тараканова», К.Д. Флавицкий
Слева в том же зале – полотно Константина Дмитриевича Флавицкого «Княжна Тараканова». На картине изображена легендарная самозванка, пытавшаяся выдать себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. Версий гибели княжны Таракановой (настоящее имя неизвестно) существует множество, официальная – смерть от чахотки. Однако, «в народ» (в том числе, и благодаря работе Флавицкого) ушла другая: авантюристка погибла во время наводнения в Санкт-Петербурге, в тюремной камере Петропавловской крепости.
Читать полностью Свернуть«Охотники на привале», В.Г. Перов
В 17-ом зале находится картина Василия Григорьевича Перова «Охотники на привале». На полотне представлена целая сюжетная композиция: персонаж постарше (слева) рассказывает какую-то выдуманную историю, которой искренне верит молодой охотник (справа). Мужчина средних лет (по центру) скептически относится к рассказу и только посмеивается.
Специалисты нередко проводят параллель между картиной Перова и «Записками охотника» Тургенева.
Читать полностью Свернуть«Грачи прилетели», А.К. Саврасов
В зале 18 располагается самое известное полотно Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели», написанное в Костромской области. Воскресенская церковь, изображенная на картине, существует и по сей день – ныне там находится музей Саврасова.
К сожалению, несмотря на множество прекрасных работ, художник остался в памяти народа «автором одной картины» и умер в нищете. Однако, именно «Грачи» стали отправной точкой для нового жанра пейзажной школы в России – лирического пейзажа. Впоследствии Саврасовым было написано несколько реплик картины.
Читать полностью Свернуть«Радуга», И.К. Айвазовский
В 19-ом зале находится картина Ивана Константиновича Айвазовского «Радуга». Удивительно, но художник, написавший за свою жизнь порядка шести тысяч полотен, всегда оставался верен избранному им жанру – маринизму. Представленная картина по сюжету ничем не отличается от большинства работ Айвазовского: на полотне изображено кораблекрушение в бурю. Отличие же заключается в красках. Обычно использующий яркие оттенки, для «Радуги» художник выбрал более мягкие тона.
Читать полностью Свернуть«Неизвестная», И.Н. Крамской
В зале 20 находится знаменитое полотно Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» (его часто ошибочно называют «Незнакомка»). На картине изображена царственная, шикарная дама, проезжающая в экипаже. Интересно, что личность женщины так и осталась загадкой и для современников художника, и для искусствоведов.
Крамской был одним из основателей общества «передвижников» ‒ объединения художников, противопоставлявших себя представителям академизма в живописи и организующих передвижные выставки своих работ.
Читать полностью Свернуть«Утро в сосновом лесу», И.И. Шишкин
Справа, по ходу движения, в зале 25 располагается картина Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда полотно ошибочно называют «Утро в сосновом бору»). Несмотря на то, что сейчас авторство принадлежит одному художнику, работали над картиной двое: пейзажист Шишкин и жанровый живописец Савицкий. Константин Аполлонович Савицкий написал медвежат, кроме того, ему иногда приписывают и саму идею создания картины. Версий того, каким образом исчезла с полотна подпись Савицкого, существует несколько. По одной из них, свою фамилию с готовой работы Константин Аполлонович убрал сам, тем самым отказавшись от авторства, по другой – подпись художника стер коллекционер Павел Третьяков после покупки картины.
Читать полностью Свернуть«Богатыри», В.М. Васнецов
В зале 26 висят сразу три сказочных картины Виктора Михайловича Васнецова: «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке» и «Богатыри». Три богатыря – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович (слева направо на картине) – едва ли не самые известные герои русских былин. На полотне Васнецова бравые молодцы, готовые в любую минуту принять бой, высматривают, нет ли на горизонте врага.
Интересно, что Васнецов был не только художником, но и архитектором. Так, например, пристройка главного входного зала Третьяковской галереи бала спроектирована именно им.
Читать полностью Свернуть«Апофеоз войны», В.В. Верещагин
В 27-ом зале располагается полотно Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны», относящееся к серии картин «Варвары», написанной художником под впечатлением от военных действий в Туркестане. Существует множество версий касательно того, чего ради выкладывались такие пирамиды черепов. По одной из легенд, Тамерлан услышал от женщин Багдада рассказ об их неверных мужьях и приказал каждому из своих солдат принести по отрубленной голове изменников. В результате образовалось несколько гор черепов.
Читать полностью Свернуть«Боярыня Морозова», В.И. Суриков
В зале 28 находится одна из самых известных и важных картин Третьяковской галереи – «Боярыня Морозова» Василия Ивановича Сурикова. Феодосия Морозова – сподвижница протопопа Аввакума, приверженка старообрядчества, за что и поплатилась жизнью. На полотне боярыню в результате конфликта с царем – Морозова отказалась принимать новую веру – везут по одной из московских площадей к месту заключения. Феодора вскинула два перста в знак того, что ее вера не сломлена.
Через полтора года Морозова умерла от голода в земляной тюрьме монастыря.
Читать полностью Свернуть«Утро стрелецкой казни», В.И. Суриков
Здесь же, в 28-ом зале, находится еще одно эпическое полотно Сурикова — «Утро стрелецкой казни». Стрелецкие полки были приговорены к казни в результате неудавшегося бунта, вызванного тяготами военной службы. На картине преднамеренно изображена не сама казнь, а лишь люди в её ожидании. Однако существует легенда, что изначально на эскизах полотна были написаны и уже казненные через повешение стрельцы, но, однажды, зайдя в мастерскую к художнику и увидев набросок, служанка упала в обморок. Суриков, желавший не шокировать публику, а передать душевное состояние приговоренных в последние минуты их жизни, изображения повешенных с картины убрал.
Читать полностью Свернуть«Иван Грозный убивает своего сына», И.Е. Репин
В зале 30 располагается впечатляющее полотно Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», также известное как «Иван Грозный убивает своего сына». В 1913 году картина серьезно пострадала в результате акта вандализма: по холсту было нанесено несколько ударов ножом, в результате чего лица персонажей художнику пришлось восстанавливать фактически заново.
Версий того, почему произошел сей исторический эпизод, существует множество, в большинстве из них фигурирует жена царевича Ивана. То ли царю избранница сына не угодила, то ли наоборот, слишком понравилась, но итог таков: Иван Грозный замахнулся посохом на царевича и угодил ему прямо в висок. Впрочем, и сам факт убийства Иоанном IV сына многие историки считают сомнительным.
На картине изображен обезумевший от осознания совершенного отец и спокойный, умиротворенный сын.
Читать полностью Свернуть«Сирень», М.А. Врубель
Залы 32-33 – посвященные творчеству Михаила Александровича Врубеля – отличаются от других комнат галереи темным цветом стен и приглушенным освещением. По правой стороне от входа в 33-ий зал находится картина «Демон (сидящий)». Работа является иллюстрацией к одноименной поэме Михаила Юрьевича Лермонтова. По словам художника, Дух изображен страдающим и скорбным, при этом сохраняющим свое величие.
Здесь же, чуть левее, расположена картина «Сирень». На завораживающем полотне изображена словно сошедшая на землю душа сиреневого куста.
Читать полностью СвернутьДревнерусское искусство, иконы и многое другое
Для продолжения осмотра необходимо спуститься на первый этаж, выход на лестницу находится в зале Врубеля.
Залы 56-62 посвящены древнерусскому искусству. Здесь собраны иконы XVI-XVIII веков, работы Феофана Грека, Андрея Рублева и Симона Ушакова.
В 41-ом зале находится знаменитая «Девочка с персиками» Валентина Александровича Серова. На портрете изображена двенадцатилетняя дочь мецената Саввы Мамонтова ‒ Вера.
Залы 49-54 отведены под временные экспозиции, на которых выставляются работы русских живописцев, хранящиеся в фондах Третьяковской галереи.
Читать полностью Свернуть Посмотреть все объекты на картеlocalway.ru
описание, фото, где находится на карте, как добраться
Третьяковская галерея, Москва, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться
Третьяковская галерея — один из крупнейших художественных музеев Москвы, столицы России, созданный П. М. Третьяковым на основе его любительской коллекции русской живописи. На сегодняшний день это самый знаменитый музей столицы, который с удовольствием посещают местные жители и гости Москвы. Эта галерея входит в 1000 лучших мест мира по версии нашего сайта.
В комплекс Третьяковской галереи входят сразу несколько музеев, но главным из них остается здание, расположенное в Лаврушинском переулке, принадлежащее когда-то семье Третьяковых, но со временем, ставшее государственным учреждением. Именно в этом здании хранится собрание русской живописи, датируемое XI — началом XX века.
Свою коллекцию Третьяков начал собирать в середине XIX столетия. Сначала он открыл галерею из более чем 1200 картин в Замоскворечье, а в 1892 году передал ее в дар Москве. Через год галерея отпраздновала свое официальное открытие в доме, который был незадолго до этого куплен Третьяковыми. Удивительное чутье и отменный художественный вкус помогли создателю галереи собрать уникальную коллекцию, которая сегодня составляет золотой фонд русского искусства. В комнатах дома умещались не все картины, поэтому постепенно появились новые пристройки для экспозиций.
В настоящее время, коллекция галереи насчитывает более 100 тысяч уникальных картин. В доме на Лаврушинском переулке изо дня в день можно увидеть толпящиеся экскурсии из туристов, школьников, которым прививают чувство прекрасного и просто фанатов живописи. На базе музея функционируют и детские творческие студии.
Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, с 10 часов утра. Ближайшие к достопримечательности метро — «Третьяковская» и «Полянка». До галереи можно также дойти от метро «Новокузнецкая».
Фото достопримечательности: Третьяковская галерея
Третьяковская галерея на карте:
www.1000mest.ru