Стакан воды бесплатно в ресторане – Должны ли в кафе бесплатно налить стакан воды или пустить в туалет: отвечает юрист

Содержание

Должны ли в кафе бесплатно налить стакан воды или пустить в туалет: отвечает юрист

Очень часто между гостями и ресторанами возникают конфликты. Например, спорят, кто должен платить за разбитый бокал. Одни кафе без проблем наливают воду бесплатно, другие отказываются это делать. Кто-то пускает в зал с собакой, другие категоричны на этот счет. А что говорит закон? Могут ли, например, вас не пустить в место общественного питания, если из вашего пакета торчат еда и напитки? Как проверить, соответствует ли вес блюда заявленному в меню? На эти и другие вопросы TUT.BY отвечает адвокат юридической компании REVERA Юлия Ошмян.

Что делать, если блюдо пересолено или пережарено?

Ответ юриста: заведение должно заменить блюдо.

Продавая готовую продукцию, кафе, рестораны или магазины обязаны соблюдать положения гражданского законодательства о предмете договора купли-продажи. Клиент может заявить дополнительные требования к позициям из меню: по количеству соли, степени прожарки мяса и т.д. Если никаких дополнительных пожеланий не было, блюдо должно соответствовать общепринятым требованиям.

2

Если я получил ожог чаем, могу ли потребовать компенсацию?

Ответ юриста: стандарты температуры блюд в Беларуси сегодня не установлены.

Вместе с тем действует общее правило о безопасности продукции (п. 6 ст. 11 закона «О защите прав потребителей»). Оно может применяться, в частности, к температуре напитков. Если чрезмерно горячий кофе или чай причинит вред здоровью, клиент вправе заявить требование к продавцу (ст. 964 Гражданского кодекса).

3

Как я могу проверить, соответствует ли вес блюда заявленному?

Ответ юриста: в кафе и ресторанах должна быть возможность для проверки веса готового блюда клиентов. Заведения обязаны предоставить средства измерения, которые прошли метрологический контроль (абз. 1 п. 9 постановления Совмина № 703 от 22.07.2014 г.).

4

Что делать, если ингредиента нет в меню, но есть в тарелке?

Ответ юриста: если клиент поинтересуется, что входит в состав блюда, но в готовом заказе появятся незаявленные ингредиенты, можно требовать замены.

С точки зрения права при заказе блюда покупатель и продавец согласовывают предмет договора, который может различаться в уровне детализации. Кафе и рестораны по требованию клиента должны информировать его о составе продукции (ч. 9 постановления Совмина № 703 от 22.07.2014 г.). При этом в меню могут быть указаны только наименование блюда, его вес или объем и цена.

Рассмотрим ситуацию. В меню заведение предлагает «драники по-гавайски» и не указывает состав. Если клиент их заказал и не попросил озвучить список ингредиентов, то наличие продуктов, к которым он испытывает неприязнь, допустим, ананасов, не может быть основанием для отказа от блюда.

Как правило, в меню продавцы все-таки указывают состав. Но иногда — неполный.

Если состав готового продукта отличается от того, что написано в меню, клиент вправе потребовать замену. Доказывать неприязнь или аллергию к ингредиенту не нужно. Иногда блюда содержат дополнительные декоративные элементы: рисунки шоколадом на тарелке, листочки базилика или мяты. Такие элементы не являются составной частью блюда. Поэтому их наличие — не основание для отказа от заказа.

5

Нормировано ли время ожидания заказа?

Ответ юриста: законодательством время ожидания не нормировано.

Существуют общие нормы гражданского права, по которым можно устанавливать сроки передачи товара, по истечении которого покупатель утрачивает к нему интерес. Но на практике закрепить такое условие в ресторане или кафе представляется маловероятным.

6

Обязаны ли гостю налить бесплатный стакан воды?

Ответ юриста: это распространенный миф, что клиент имеет право на бесплатный стакан воды, чтобы, например, запить таблетку. В законодательстве оно не прописано.

Вода для заведения — такой же товар, как и все остальные позиции в меню.
Клиенту вправе отказать в бесплатном стакане воды, как и наливать ее из-под крана: заведение несет ответственность за безопасность своей продукции.

7

Должны ли напиток наливать при госте?

Ответ юриста: заведения не обязаны разливать напитки в присутствии посетителя. Но клиент всегда вправе ознакомиться с предлагаемым товаром: например, потребовать, чтобы ему показали бутылку, из которой вино наливали в бокал.

Если клиент найдет несоответствия, он вправе отказаться от оплаты либо потребовать заменить напиток. Обман потребителей — основание для начала административного процесса (ст. 12.16 КоАП).

8

Официант пролил на мой телефон напиток. Кто возмещает ущерб?

Ответ юриста: клиент может потребовать компенсацию причиненного вреда у самого заведения, но не лично у официанта.

Ответственность за действия работника при исполнении им служебных обязанностей несет наниматель (п. 1 ст. 937 Гражданского кодекса). Установить наименование и юридический адрес продавца можно, как правило, на входе в заведение, уголке потребителя или на кассовом чеке.

9

Я случайно разбил бокал. Кто платит?

Ответ юриста: клиент обязан возместить стоимость имущества, если он что-то сломал или разбил в заведении (ст. 933 Гражданского кодекса). Но вина посетителя должна быть доказана, и каждый случай рассматривается отдельно.

Допустим, клиент поставил бокал на подоконник. Ветер раскачал штору, и она «сбросила» посуду на пол. Здесь усматривается неосторожная вина клиента: он мог предвидеть такое развитие событий. Но если такая же ситуация произошла с бокалом, который стоял на столе, нельзя говорить о вине клиента.

Возмещение вреда происходит либо в добровольном, либо в судебном порядке. Ни объект общественного питания, ни правоохранительные органы, которые приедут на разбирательство по разбитому стакану, не имеют права требовать немедленной компенсации.

10

Что делать, если в еде посетитель нашел осколок стекла?

Ответ юриста: если клиент найдет в блюде посторонние предметы: осколки стекла, части штукатурки, насекомых — он вправе потребовать замены. Безопасность товара — одно из основных прав потребителя (п. 6 ст. 11 закона «О защите прав потребителей»).

11

Заведение просит предоплату за бронь стола. Это законно?

Ответ юриста: требовать предоплату за бронирование столиков незаконно. Продавец вправе только предложить внести аванс, но окончательный выбор остается за клиентом (постановление Минторга № 7 от 29.02.2008 г.). Постановление также запрещает определять минимальную стоимость заказа и устанавливать плату за аренду помещения.

Но не стоит путать предоплату за бронирование стола и предзаказ (предзаказ — это не бронь столика с сегодня на сегодня, а только резерв за день и раньше). Подробней тут.

12

Кто несет ответственность за личные вещи?

Ответ юриста: это зависит от того, как организовано их хранение.

Если в заведении есть специальное место для хранения личных вещей (гардероб с номерками, ячейки с ключом), то ответственность за оставленные там личные вещи клиентов несет продавец. Причем, не только в случае хищения, но и повреждения.

Часто в кафе и ресторанах нет гардероба — в зале есть только вешалки или крючки для одежды. В таком случае за сохранность своих вещей отвечает исключительно их владелец.

13

Заведение имеет право запрещать мне фотографировать?

Ответ юриста: фотографирование в общедоступных местах — конституционное право граждан на получение и хранение информации. Поэтому собственники заведений не могут устанавливать запрет на съемку.

14

Если нет наличных, а терминал в кафе не работает, могу ли я не платить?

Ответ юриста: оплатить заказ — обязанность покупателя (п. 1 ст. 470 Гражданского кодекса). В то же время стационарные объекты общепита обязаны установить и использовать платежные терминалы.

Но нарушение продавцом своей обязанности принимать карточки не освобождает покупателя от обязанности оплатить товар. Здесь не имеет значения, отсутствует терминал вообще или он сломался.

15

Могу ли я зайти в туалет заведения и не делать заказ?

Ответ юриста: разрешать ли посторонним ходить в туалет, решает само заведение.

Ранее по гигиеническим требованиям объекты общепита должны были обустроить общественные туалеты или предоставлять доступ в служебные. Но эта обязанность стала лишь рекомендацией после вступления в силу декрета № 7 от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».

16

Должны ли пускать в заведение гостя с собакой?

Ответ юриста: пускать или не пускать посетителей с животными, решает руководство заведения и прописывает это во внутренних документах. Правила должны быть едины для всех клиентов.

Законодательно ограничения прописаны только для производственных, вспомогательных и санитарно-бытовых помещений.

17

Могут ли меня не пустить, если в пакете у меня есть еда и напитки?

Ответ юриста: действующее законодательство не регулирует содержание ручной клади посетителей кафе и ресторанов, поэтому проход со своими продуктами не запрещен. Но продавец вправе запретить клиенту употреблять принесенные продукты.

18

Могут ли не пустить в ресторан, сославшись на дресс-код?

Ответ юриста: понятие дресс-кода законно, но условия должны быть едиными для всех.

Обслуживание в объектах общественного питания с точки зрения права — розничная торговля. Продавец обязан принять любого покупателя, который к нему обратится, и не вправе устанавливать какие-либо предпочтения (п. 1 ст. 396 Гражданского кодекса).

Вместе с тем, условия публичного договора с некоторыми исключениями устанавливает сам продавец (п. 2 ст. 396 Гражданского кодекса). Заведение общественного питания вправе устанавливать условия для обслуживания клиентов.

Они должны быть едиными для всех, утверждены, публичны и однозначно понятны. Сотрудники кафе и ресторанов не вправе произвольно определять требования и необоснованно отказывать клиентам в доступе. В спорной ситуации они обязаны предоставить документ, где прописаны условия обслуживания посетителей.

19

Я отравился в кафе у дома. Как это доказать?

Ответ юриста: в случае отравления клиент может потребовать возмещения ущерба, причиненного его здоровью (ст. 964 Гражданского кодекса), а также морального вреда (ст. 968 Гражданского кодекса).

При этом существует сложность в доказывании возникновения вреда в конкретном заведении. В связи с этим можно порекомендовать следующее:

— при возникновении признаков недомогания немедленно обратиться к врачу или вызвать скорую помощь;

— сохранить все медицинские документы, в том числе квитанции об их оплате;

— сохранить все документы, которые подтверждают посещение заведения: кассовые и предварительные чеки, карт-чек об оплате банковской картой;

— связаться с возможными свидетелями.

Факт пищевого отравления должен подтверждаться медицинскими документами, а не свидетельскими показаниями, потому обратиться в медучреждение необходимо в кратчайшие сроки после первых признаков недомогания.

20

Как быстро мне должны дать книгу жалоб и прислать ответ по моему замечанию?

Ответ юриста: книгу замечаний и предложений обязаны предъявить по первому требованию. Оставляя запись, клиент указывает свой почтовый адрес и другие контактные данные.

Каждое предложение и замечание должно быть рассмотрено в срок не позднее 15 дней, а если вопрос требует дополнительного изучения и проверки — не позднее месяца. По результатам потребителю направляется ответ, а в самой книге делается соответствующая отметка.

Чтобы проверить подлинность книги замечаний и предложений, можно ввести ее регистрационный номер и дату выдачи на сайте blank.bisc.by.

Источник:  https://afisha.tut.by/news/reviews/607939.html

prodetok.by

Как я просил стакан воды в ресторанах и кафе

Я был твердо убежден — человек имеет право на бесплатный стакан простой воды.

В первом же баре бармен сразу включил дурака:

— Какого вам сока?

— Воды, воды!

— Так у нас нет воды…

— Мне бы обычной, из-под крана…

— Зачем?

— Пить, умираю… — охрипел я.

И изобразил на лице умирающего от жажды молодого свидетеля (на пиджачке еще красовалась почетная лента моей свадебной миссии).

— Ладно, сейчас принесем, -сжалился прощелыга.

Бармен с явным неудовлетворением пошел за водой. Воду я выпил просто залпом.

— Еще!

Дядька вздохнул, но притащил мне еще стаканчик.

— Что-нибудь еще?

Честно признаться, очень хотелось заказать пятьдесят граммов джина, но тут же сообразил, что денег с собой не брал принципиально. Поэтому вежливо поблагодарил бармена и двинулся дальше.

В следующем ресторане тетенька заявила:

— Молодой человек, не дурите мне голову. Возьмите кваску.

— Но мне бы простой воды.

— Нету у нас воды. Ржавая совсем, вы ее пить не будете.

Ладно, с Гродно все понятно: сильно попросишь — сжалятся и дадут. Завтра посмотрим, как наливают в Минске. На следующий день я ринулся уже в одно из столичных кафе в центре города.

— Мне стаканчик воды, будьте любезны.

— Пять тысяч двести.

— Че?!

Я, честно сказать, просто опешил. Такого еще не было, чтобы мне предлагали стакан воды за пять тысяч!

— Хорошая вода, немецкая, очищенная. Можете взять бутылку побольше — восемь пятьсот стоит. Или вам простой минералки?

— Нет, нет, нет! Мне обычной воды!

— А-а-а… — удивилась барменша. — Но у нас нет обычной воды. Только из-под крана если…

— Давайте, иначе я сейчас умру!

Девушка подошла к мойке и налила мне кружечку воды.

— У вас всегда так? — обратился я с вопросом уже к своей подружке-официантке Татьяне, которая работает в этом кафе.

— Побойся бога, Виталик! Сколько попрошаек тут ходит! Я все понимаю, когда хочется в городе пить. Мне самой в жаркий день нужно выпить несколько литров воды! Поэтому попрошаек выгоняем, другое дело, что человеку нужно таблетку запить. А так водички тебе нальют, но будут смотреть как на скрягу или придурка.

И я двинулся дальше, чтобы обпивать столичные бары и кафе. Я был твердо убежден — человек имеет право на бесплатный стакан простой воды.

В заведениях, находящихся возле железнодорожного вокзала, мне почти никто не отказывал. Для пущей убедительности я даже прихватил с собой таблетки: мол, кхе-кхе, запить нужно…

Направляюсь в пиццерию, держусь за живот, изображаю неистовое страдание на лице.

— У вас заказан столик? Чем помочь? — напал на пороге администратор.

— Мне таблетку запить, водички бы.

Молодой человек рванул на кухню, быстро принес полстакана:

— Вот, пожалуйста.

В следующих заведениях мне предлагали воду в любых количествах, поэтому к концу водной эпопеи мой живот заметно вздулся. В некоторых барах, глядя на мои страдания (а страдания начинались из-за избытка воды в организме), наливали даже негазированную «Бонакву».

— Эге, парень, да это же золотое правило бармена: воды не жалеть никому! — признался мне столичный бармен Андрей. — У нас даже на этот случай есть фильтр с водой, поэтому никому не отказываем.

ИТОГО: В общей сложности из двадцати заведений мне безоговорочно налили воду в пятнадцати.

ПАМЯТКА «КП»

Твердо знайте, что вы, как и любой человек, имеете право на стакан воды. Не поддавайтесь на провокации типа: 5200 за стакан немецкой минералки. Вы не покупаете воду, вы ее просите. Ведь бывают ситуации, когда денег в самом деле нет. В скромных барах и кафе наливают охотнее. В более дорогих заведениях нужно проявить настойчивость. Самый последний аргумент — плохое самочувствие. Пачка таблеток, случайно вынутая из кармана, действует безотказно.

ОФИЦИАЛЬНО

— Нет юридических документов, в которых бы запрещалось давать бесплатно воду посетителям, — говорит директор гостиницы «Минск» Николай ЖУРАВСКИЙ. — Естественно, вода в этом случае может быть только обычная. Это обыкновенное гостеприимство, которое, я считаю, должно соблюдать любое уважающее себя заведение.

www.kp.by

Пять мифов о правах потребителя

Самые распространенные заблуждения о том, что мы можем потребовать в заведениях общепита.

«Качать права» в современных ресторанах приходится все реже – в условиях сегодняшней конкуренции лояльность к гостям для заведения превыше всего. Все это знают и даже злоупотребляют этим в меру вредности своего характера. Как следствие, многие из потребителей уже давно не заглядывали в закон – а тем временем он успел обрасти множеством мифов.  

Как выяснилось, даже в нашей редакции бытовали неверные слухи о том, на что потребитель имеет право в ресторане. Причем речь идет не о каких-то тонких нюансах законодательства, а о целых явлениях, с которыми мы сталкиваемся едва ли не каждый день. Изучив вопрос в деталях, представляем вашему вниманию пять основных ошибочных мнений, вжившихся в сознание большинства людей.
 
СТАКАН ВОДЫ

  • Миф №1: В любом заведении общепита по вашей просьбе вам обязаны бесплатно подать стакан воды.

 



 

Очень распространенная просьба, как правило, сопровождающаяся комментарием типа «мне таблетку запить». Добавить к этому тяжелое выражение лица, призывающее к гуманизму и нравственности – и стакан воды из кулера уже ваш. Самое забавное в этом то, что даже персонал заведения зачастую не в курсе, имеете ли вы на это право, и просто решает пойти по пути наименьшего сопротивления.
 
На самом же деле такого закона нет. Лет десять назад в какой-то прессе обсуждалась целесообразность ввести его, но суета вокруг этой идеи так и закончилась ничем. Однако слух подхватился, и в обществе с тех пор укрепилось мнение, что где-то это правило прописано.
 
Ради интереса автор этой статьи решила провести эксперимент – на протяжении месяца в разных заведениях вместе с заказом спрашивала «просто стакан воды». В 100% случаях (а это около 20 разных ресторанов и кафе) его приносили. Один раз сказали, что холодной нет, но могут принести горячую воду со льдом (и принесли), и еще один раз лишь робко отметили, что вообще вода у них есть в меню, но 1 стаканчик – так и быть. Что это – безмерная лояльность или незнание закона? Непонятно. Но потребитель тут явно в выигрыше, за что нашему доброму общепиту – спасибо.
 

УБОРНАЯ

  • Миф №2: Вы имеете право зайти с улицы в туалет любого кафе или ресторана.

 



 

Здесь история та же, что и со стаканом воды: когда-то это хотели сделать законом в попытках сэкономить на организации общественных уборных. В результате вышло постановление от 23 марта 2004 г. N 433, где в пункте 7 велено «рекомендовать руководителям предприятий общественного питания обеспечивать беспрепятственный доступ граждан в туалеты, находящиеся на территории указанных предприятий, на безвозмездной основе». Во-первых, «рекомендовать» – не обязывать, а во-вторых, этот документ утратил силу еще в октябре 2007 года.

Поэтому, опираясь на собственные права и принципиальность, ресторан вам в этом удовольствии может отказать. Однако в целом тут, опять же, положительная картина для потребителя – видимо, сознание нашего общества становится все цивилизованнее, и на практике вам нигде не перекроют дорогу в это заветное место. Ну, разве только если вы не выглядите как бомж с пакетиком, или не похожи на наркомана, который запрется в кабинке до вечера.
 
Любопытный факт: в Риме, например, такой закон существует, и там заведения общепита не вправе запретить посещение их уборной кому бы то ни было. На первый взгляд, отличное правило – но есть и его отрицательная сторона: большинство туалетов, даже в крайне приятных ресторанчиках, у них страшно не убраны. Противоположная ситуация в Париже – там, хоть права по этой части такие же, как и у нас, но ни о какой лояльности не идет и речи. Если вы попытаетесь аккуратно пройти от входа к уборной, подбежавший официант вас может резко схватить за рукав и с возмущенными криками (да-да), выпроводить вон. Возможно, это какая-то особая нелюбовь к туристам.
 

А МЫ УЖЕ ПРОБИЛИ

  • Миф№ 3: Сначала вам приносят чек, затем вы платите.

 



 

На самом деле, сам чек вам должны принести только со сдачей. То, что приносят вначале – это «предчек»: бумажка, напечатанная из компьютерной программы ресторана, в которой ведется общий учет. Иными словами, это не фискальный кассовый документ, изменение которого требует больших усилий бухгалтера. Поэтому, если в счете содержится ошибка, вам обязаны его перепечатать.
 
Вообще, предчек – повод для множества манипуляций и обманов. Причем страдают тут не столько потребители, сколько сами владельцы заведения. Имейте в виду – если после оплаты счета вам не принесли фискальный чек, значит, деньги ушли в карман официанту. Отличить настоящий чек от «предварительного» можно по букве «Ф» в том или ином виде присутствующей на нем; чаще всего встречается аббревиатура «ФП».
 
Другое дело – внутренние ограничения и штрафы, которые устанавливают хозяева ресторана, чтобы защитить себя от воровства. Тогда, если требуется, например, вычеркнуть что-либо из счета, то за это, вероятно, понесут финансовую ответственность либо официант, либо повар. В таких случаях вам могут откровенно давить на жалость, как это было как-то раз на моей памяти в одном ресторане – после спора с официанткой ко мне подошла администратор со словами: «Да, возможно, девушка вас неправильно услышала при заказе, но вы понимаете, что ей теперь придется платить за это своими деньгами?» То есть, мало того, что мне принесли не тот заказ и якобы надо за это заплатить – к тому же, я должна почувствовать себя посягателем на чужой хлеб. Ну просто жадина и бесчеловечность. Увы, такую тактику используют часто. Но помните – формально все это для вас «проблемы индейца» из той циничной поговорки. У вас свои права, а у подчиненных организации общепита – свои. А смешивать их или нет – ваше личное дело.
 

НУ КАКОЕ ЖЕ ЭТО МЕРЛО

  • Миф №4: когда вам дают снять пробу с вина из бутылки, вы можете от него отказаться, если оно вам не понравилось.


 

 
Классическая картина: гость пробует дегустационный глоток вина и изображает на своем лице страшно серьезный многопонимающий вид, затем причмокивает и важно резюмирует: «Ну ничего, давайте». Подобная схема действий и мимических манипуляций окончательно укоренилась в нашем представлении. Многие даже принципиально отказываются от возможности первыми попробовать вино, боясь, что их мнение в компании покажется не слишком компетентным. 
 
На самом же деле, вино дают пробовать только для того, чтобы определить, не скисло ли оно. Да, никаких сакральных знаний о правильной танинности того или иного сорта от вас при этом не требуется. Понять, испорченное вино или нет, может любой. Это как отличить свежие щи от забродивших – резкий неприятный запах и кислятина вкус.
 
«Мне кажется, сейчас большинство людей уже все-таки знают, для чего именно им дают пробовать вино, – комментирует ситуацию Леонид Стерник, известный петербургский сомелье и совладелец ресторана Vincent. – Из своей практики, например, помню случай, когда гости пытались отказаться от бутылки, потому что полусухой рислинг (а то, что он именно полусухой, было указано в карте) им показался слишком сладким. Это было в «Корова-баре» на Московском. Кончилось все скандалом, я звонил даже хозяевам ресторана, но клиенту все-таки пришлось заплатить, так как он был не прав по всем параметрам. Причем я уверен, эти люди могли бы добиться своего, если бы дело происходило в ресторане, относящемся ну очень лояльно к своим гостям. Лично я не оцениваю такую «гибкость» – подобный подход развращает клиентов, и в конце концов происходят конфликты. В целом же, такие ситуации складываются нечасто – максимум 1% из ста. Гораздо чаще можно встретиться с ошибочным мнением, что вино испортилось, если у него промоченная пробка. Но в действительности это совершенно обычное явление для выдержанных вин, которым, как правило, от пяти лет и больше».

  • Миф №5: Если в еде попалось что-то не то, это блюдо можно только заменить.

 



 

Зачастую, чтобы не упустить свой заработок, в ресторане вам могут сказать, что они в силах только заменить вам испорченное блюдо на что-то другое. Получается, испытав все оттенки брезгливости после того, как вы нашли в супе муху, волос или не дай бог что-то еще, вам предлагают заказать и съесть очередное творение того же нечистоплотного повара.

На самом деле в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель при обнаружении в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе отказаться от оплаты или потребовать уплаченной за товар суммы. При этом по требованию продавца потребитель должен возвратить товар с недостатками. 

Иными словами, вы можете просто не платить за суп с мухой. Если же вас будут жалобно уговаривать войти в их положение (мол, платить-то придется персоналу), то смело обращайтесь к совету в предыдущем параграфе: это не ваши проблемы.
 
Да, и к «недостаткам» услуги в данном случае относятся только дефекты, связанные с нарушением санитарных норм, что несет собой угрозу вашему здоровью. Если же вам не понравилось само исполнение блюда (например, вместо обычной паннакоты принесли какую-то пену с молотой россыпью), то это будет называться «авторским исполнением», и жаловаться бессмысленно.
 
Редакция благодарит Алексея Короткова (коллегия адвокатов «Партнер») за юридическую консультацию для составления статьи

www.restoclub.ru

Нальют ли в кафе бесплатный стакан воды в жару — The Village

Жара в Петербурге всегда наступает внезапно. Основательно одевшись утром, можно оказаться застигнутым врасплох полуденным зноем. В такую погоду продажа воды в кафе и ресторанах — отличный способ заработать на физиологической потребности. С другой стороны, странно не помочь страждущему безвозмездно. Корреспондент The Village обошёл 13 кафе и ресторанов в центре и проверил степень человеколюбия их сотрудников.

 Суть эксперимента: В жаркий день заходить в заведения города и, не садясь за столик, попросить у сотрудника стакан воды, сославшись на перегрев. 

 

«Дом быта» 

Немного неловко заходить в соседнюю с магазином «Полушка» дверь и, прикидываясь валенком, рассказывать о жажде. Но встретившая меня милая девушка даже не намекает на наличие супермаркета и с готовностью наливает воду из графина на барной стойке. Причём с дольками лимона.

«Счастье» 

В ресторане довольно людно для середины буднего дня. Почти весь персонал занят, но один из официантов оперативно и без лишних слов выносит мне из подсобки стакан ледяной воды. О её происхождении судить сложно, скорее всего, стафф из холодильника.

   

«Мыженаты» 

Воды прошу с порога, у хостесс. Приносит туда же, ко входу. Тёплую. Зато пока я пью, успевают рассказать о ресторане: буккроссинг, бесплатный кофе за поцелуи незнакомцев и безлимит на свиные рёбра. Несмотря на то, что я не слишком «привлекательный клиент», на прощание всё равно получаю доброжелательное: «Как-нибудь обязательно заходите». 

«География» 

В недавно отпраздновавшей день рождения «Географии» народу больше, чем в новеньком «Мыженаты», но меньше, чем в «Счастье». Здесь за моё здоровье опасаются всерьёз и даже сажают за столик. В конце робко уточняю, не нужно ли заплатить. Официант выпаливает смущённое «Нет, конечно!».

   

«Цветочки» 

Дневные «Цветочки» похожи на «Дом быта»: та же тихая музыка, негромкие разговоры и неспешная работа. Официант наливает воду из двухлитровой бутылки «Акваминерале». Покупалась ли бутылка для работы бара или выполняет роль тары для стафф-воды, неизвестно. Но без помощи меня не оставляют.

«Марчеллис» 

В «Марчеллис» в обеденное время очень суетно и шумно, приходится помяться в очереди, прежде чем обратиться к сотруднику. Услышав о моём плохом самочувствии, девушка мигом несётся на кухню и быстро возвращается со стаканом кипячёной воды. На выходе желает не болеть.

   

«Кофе Хауз» 

Официанты в «Кофе Хауз», похоже, привыкли к подобным просьбам. Всё-таки человеку с улицы наверняка проще зайти в знакомое сетевое заведение, чем в загадочный ресторан. Не успеваю даже закончить тираду о жаре, а на барной стойке уже стоит полный до краёв стакан — нечто среднее между хайболлом и стопкой. 

«Старбакс» 

Видимо, в кофейнях действительно просят воду часто. В «Старбаксе» меня снова не дослушивают, а девушка указывает рукой в глубину зала. Не найдя графина, возвращаюсь к стойке. По-прежнему доброжелательная сотрудница чуть ли не за руку ведёт меня к небольшой стойке посреди кофейни: с раковиной, краном, одноразовыми пластиковыми стаканами и кучей надписей о том, что воду можно пить без ограничений. 

   

«Фидлерс Грин» 

По атмосфере «Фидлерс Грин» летом больше напоминает добрососедский двор: двери нараспашку, тихо играет музыка, все знакомы и милы. Воду наливают из заранее наполненной бутылки, хранящейся в холодильнике.

Five Points 

В пустом баре официант будто бы уже готов к моей просьбе. Услышав мою грустную исповедь, он мгновенно, будто из воздуха, достаёт стакан и с энтузиазмом принимается наполнять его водой из графина на стойке. Настолько рьяно, что обливает себя и стул.

   

«Митте» 

В крошечном «Митте» сложно остаться незамеченной, и все посетители посматривают на меня с усмешкой. Девушка у бара реагирует с пониманием, но на дальнейшие разговоры не настроена: слишком увлечена перепиской в телефоне. 

«Виностудия» 

Винный бар полон гостей, как в вечер выходного дня. Здесь меня угощают самым вкусным и красивым напитком — содовой с лаймом и кусочками клубники. Бесплатная вода, чтобы «запить таблетку», смотрится не хуже коктейля. 

   

Столовая
«Тарелка»  

В сети столовых «Тарелка» даже дополнительные соль и сахар продают за деньги, поэтому надежды на бесплатную воду мало. Сотрудник на линии раздачи на вопрос, можно ли воды, предлагает кипяток. Тут же подключается его более активная коллега: «Холодной воды нет, только „Акваминерале“. С вас 53 рубля». 

Фотография обложки: Shutterstock.com

Текст: Кристина Сашина

www.the-village.ru

Нальют ли в выборгских кафе стакан воды бесплатно? : Истории: IVBG.ru

Редакция ivbg.ru совместно с компанией по доставке питьевой воды «Кристалл» решили проверить доброжелательность выборгских сотрудников общепита.

Не секрет, что в большинстве европейских кафе тебе без проблем приносят стакан воды, а во многих заведениях на каждом столике уже стоит бесплатный кувшин с водой. В российских кафе о таком акте гостеприимства приходится только мечтать: в некоторых заведениях тебя даже в уборную откажутся пропускать, если ты не покупатель (что, кстати, противоправно).

Целью эксперимента ivbg.ru и «Кристалла» стала возможность получить бесплатный стакан воды, не присаживаясь за столик и не заказывая еду из основного меню. Основание: недомогание, жара или необходимость запить лекарство.  Мы проверили 9 самых разных кафе и ресторанов Выборга и готовы вынести вердикт чуткости городских официантов и барменов.

Кафе «ШидО’К»

Сервис по выбору суши открылся в Красной площади относительно недавно. Место заметное, и, исходя предполагаемых потоков туристов, первым делом за водой заходим туда. Время обеденное, в заведении только я и сотрудники. Робко подхожу к стойке и, сославшись на недомогание, прошу стакан воды. Приятная девушка-кассир с явной озабоченностью моим здоровьем без вопросов наливает полный стакан из бутылки с минеральной водой (видимо, для личного пользования). О деньгах речи не заходит.

Рюмочная «Крым»

Кажется, что обычная забегаловка, но за шавермой сюда в обед выстраивается очередь даже из сотрудников полиции (сами видели). В полдень все столики заняты, уверенно подхожу к стойке и говорю, что необходим стакан воды. Кассир вопросительно показывает на холодильник с напитками. Я качаю головой: «Бесплатно, пожалуйста». Пожав плечами, женщина через 5 минут выносит воду, вот только пить её невозможно — это техническая вода из-под крана. Посидев немного для вежливости я встаю и ухожу ни с чем.

«Максбургер»

В ресторане быстрого питания «Максбургер» в ответ на просьбу сразу предупреждают, что вода у них только горячая или из-из под крана, которую невозможно пить. Спрашиваю: «Что, совсем никак?», отвечают, что никак. Ухожу.

Кафе «Старый город»

В кафе в середине дня посетители сидят, в основном, на летней площадке. Официант озабоченно мечется между кухней и улицей. Воду также прошу у стойки. Девушка понимающе кивает, мгновенно наклоняется к кулеру и наливает стакан чистой воды. На мои извинения за неудобства сотрудница говорит: «Да ничего страшного!» и убегает дальше.

Ресторан «У Борхарда»

Пивной ресторан сегмента выше среднего ориентирован, в основном, на туристов. Интересно, здесь наливают только пенные напитки? Бармен без лишних разговоров набирает льда, перемешивает его с горячей кипяченой водой и протягивает мне. Я даже не успела закончить свою речь о плохом самочувствии.

Hesburger

Похожая ситуация меня ожидает в финском ресторане быстрого питания «Hesburger». Приветливый молодой человек приносит мне стакан с кухни. Говорит, что у них стоит фильтр, поэтому вода хорошая.

Кальянная Jinn Lounge

Несмотря на специфичность места, захотелось проверить и здесь вежливость персонала. Ровно в три часа (с этого времени открывается заведение) захожу и с порога прошу воды. Администратор спрашивает тёплую или холодную, после моего ответа наливает фильтрованной воды и уточняет моё самочувствие. Спасибо!

Ресторан «Итальянский двор»

Недавно открывшийся на месте клиники «Аурика» в Старом городе «Итальянский двор» приятное место в плане интерьера. Интересно, как тут дела с сервисом. Официант принёс стакан чистой питьевой воды без лишних вопросов. Только спросил: «Вам меню тоже принести или просто воды попить?».

Кафе «Белая лошадь»

Здесь в обеденное время обычно занята половина столиков. Когда я прохожу через зал к стойке бармена, посетители на меня оглядываются. Без вопросов, но с настороженностью в глазах, мне наливают стакан воды из-под крана. Если честно, пить такую воду очень сложно. Я делаю усилие, выпиваю половину, вежливо попрощавшись выхожу из заведения и… у меня начинает болеть живот. Приходится действительно пить таблетку от недомогания.

В общем, оказалось, что выборжцы в общей массе народ вежливый и доброжелательный. Во всяком случае, в этой конкретной ситуации и в большинстве названных выше заведениях. Так что спокойно заходите и просите воду, если есть такая необходимость, для вас или, к примеру, ваших детей. Только учтите, что в половине мест воду журналисту ivbg.ru наливали из-под крана, а пить её решится не каждый.

Проверяла: Эльза Рада

ivbg.ru

Можно ли попросить стакан воды в ресторане бесплатно? Развенчиваем 4 главных мифа о правах потребителей

Миф 1. Любой человек с улицы имеет право воспользоваться туалетом точки общепита. Так ли это?

Дмитрий Харитонов, арт-директор сети ресторанов:
На самом деле, это так. Это не миф, это реальность. Никто не будет препятствовать, он может просто сходить в уборную и ничего не заказывать в ресторане. Это не сетевая фишка, просто сейчас все заведения поддерживают какие-то общие тенденции.

Миф 2. В любом заведении общепита, по первой просьбе, вам обязаны бесплатно подать стакан воды. Такое требование, как правило, сопровождается комментарием, типа «мне только таблетку запить». Добавить к этому тяжёлое выражение лица, призывающее к гуманизму и нравственности, и живительная влага из кулера – ваша. Самое забавное в этом то, что даже персонал заведения зачастую не в курсе, имеет ли потребитель на это право, и просто решает пойти по пути наименьшего сопротивления.

Дарина Гулюта, заместитель председателя правления ОО «Городское общество защиты потребителей»:
На сегодняшний день в законодательстве РБ предусмотрены обязанности в точке общепита предоставить потребителю стакан воды на безвозмездной основе.

Миф 3. Потребитель имеет право попросить заменить блюдо, если оно не устроило гостя по вкусовым свойствам. Однако претензия, вроде: «Ваш салат нисуаз – недостаточно французский», – не всегда сработает.

Дмитрий Харитонов:
Есть очень много известных блюд это паста «Карбонара», салат «Цезарь», которые в разных заведениях готовятся по-разному. Поэтому говорить, что в другом заведении было вкуснее дело вкуса.

Дарина Гулюта:
Относительно того, что данное блюдо не подошло по каким-то вкусовым параметрам, в данном случае, потребитель не может заявить своё требование, т. к. это может быть авторское исполнение данного блюда.

Миф 4. Обнаружив в поданном блюде инородный предмет или организм, кулинарный шедевр с сюрпризом можно только заменить. Однако, закон гласит: испытав все оттенки брезгливости от найденного насекомого или волоса, потребитель имеет право не только отказаться от очередного творения нерадивого повара, но и потребовать компенсацию.

Дмитрий Харитонов:
Я уверен, что в Минске любое заведение любого уровня не будет включать такое блюдо в счёт, потому что это неправильно.

Дарина Гулюта:
В соответствии с законом «О защите прав потребителей», потребитель имеет право отказаться от оплаты блюда только в том случае, если данное блюдо является некачественным товаром, имеются посторонние предметы, либо оно небезопасно, либо оно имеет испорченный продукт, только в этом случае потребитель имеет право не оплачивать блюдо. Кроме того, он имеет право потребовать от исполнителя точки общепита возмещения убытков, а также денежную компенсацию морального вреда.

Любопытный факт: в европейских странах стакан воды просить не придётся – услужливый персонал сам позаботится о том, чтобы гость не зачах от жажды. Препятствовать посещению уборной тоже не станут – не имеют права. Правда, приятных впечатлений от заветного места останется мало. Даже в премилых ресторанчиках туалетные комнаты страшно не убраны.

www.ctv.by

В каких ресторанах и кафе Киева нальют воды бесплатно

Фото обложки: salon.com.ua

 

В жаркую погоду любому из нас улице может стать нехорошо, а если с собой нет воды и магазина рядом нет, единственный выход – зайти в ближайшее заведение и попросить стакан воды. Взяз за основу эксперимент питерского The Village, который там проводили в 2014 году, Gloss.ua решил проверить киевские популярные заведения в подобной ситуации.

Жарким августовским днем журналист Евгения Шкуренкова взяла на себя роль пострадавшей от жары девушки и просила налить себе воды, не делая заказ. 

 

Чашка Кав’ярня-Магазин

 

 

В четыре часа дня в маленькой «Чашке» на Шота Руставели посетителей оказалось немного – всего пару столиков в небольшом заведении были заняты, а бармен усердно наводила порядок за стойкой. Я прямиком направилась к ней и попросила стакан воды, всем видом показывая, что чувствую себя нехорошо. Девушка по ту сторону барной сперва, не задумываясь, указала мне на графин с водой для посетителей, который стоял позади меня. Но, не успела я обернуться и найти его взглядом, как она, оценив ситуацию, схватила стакан на барной стойке и ловким движением насыпала в него лед.

«Вам, плохо, да?», – переспросив и получив утвердительный ответ, она добавила, что вода в графине и кулере теплая, поэтому она добавит лед, а мне пока стоит присесть за столик. Через пару минут, когда я осушила стакан, она пару раз переспросила о моем самочувствии и я, заверив ее, что все под контролем, поблагодарила за помощь.

Итог: в «Чашке» на Руставели вам не только с радостью помогут, но и не выпустят из заведения, пока не удостоверятся, что вам стало лучше.

 

3B Cafe

 

 

В заведении на противоположной от «Чашки» стороне улицы меня встретили хостес и два официанта. На мою просьбу официант, не раздумывая, ответил положительно и уточнил, необходим ли мне лед. «Если можно», –ответила я и осталась ждать его на первом этаже. Через полминуты он вернулся с полным стаканом воды со льдом и трубочкой. Справедливым будет сказать, что он заметил мою актерскую импровизацию только в момент, когда вернулся, и уточнил: «А вам, что плохо?».

Я пожаловалась на жару и на то, что целый день находилась на солнце. Официант не растерялся и почти убедил меня присесть в зале на первом этаже, в котором, по его словам, не было посетителей. Его предложение отдохнуть под кондиционером с лимонадом звучало очень заманчиво, но меня ждали еще несколько заведений по всему центру. Пока я допивала воду, мы успели пошутить о том, что было бы, свались я в обморок посреди Шота Руставели и, пожелав друг другу хорошего дня, на том и распрощались.

Итог: В 3B Cafe вам не только без раздумий нальют воды, но и поднимут настроение.

 

Dogs & Tails

 

 

Dogs & Tails спрятался во дворах на Шота Руставели и, зайдя туда, я сразу заметила улыбки охранника, хостес, парочки официантов и, наверно, администратора. Растерявшись от такой любезности, я, глядя в глаза каждому из них по очереди, попросила воды, держась за голову. Улыбки на их лицах сразу исчезли, а один из сотрудников, немного поразмыслив, лениво протянул: «Воды? Да, можно», и медленно направился к бару. Я пошла за ним, присела за барную стойку и продолжала делать вид, что мне нехорошо.

Не обращая никакого внимания на меня, он налил стакан теплой воды и удалился. Бармен тем временем уже протягивал мне барную карту. Я, воспользовавшись возможностью, сказала, что меню мне не нужно, я только выпью воды, потому что плохо себя чувствую. Он пожал плечами и не проронил ни слова. Я решила добавить еще немного драматизма и достала из сумки таблетку то ли от головной боли, то ли от спинной, ожидая реакции от персонала. Но ее не последовало, бармен продолжал молча наблюдать за мной. На выходе мы обменялись улыбками с теми же пятью сотрудниками, и я пошла дальше.

Итог: В Dogs & Tails в воде вам не откажут, но на большее не рассчитывайте.

 

Beef

 

 

В элитном стейк-хаусе официанты встретили меня прямо при входе на роскошную террасу. Как только я сказала, что мне нехорошо, и попросила воды, девушка-официант одной рукой указала на столик и предложила присесть, а другой подала знак коллеге. Он тут же вернулся со стаканом воды с лимоном, а девушка, мгновенно сориентировавшись, смочила в холодной воде салфетку и через секунду я уже прикладывала ее ко лбу. Я залпом осушила стакан, а официант поспешила предложить еще.

Я убедила ее, что мне уже лучше, и пожаловалась на жару. Она согласилась со мной, посоветовала носить головной убор, проводить поменьше времени на жаре и беречь себя, добавив: «Здоровье – самое главное».

Итог: В Beef вам не только принесут воды, но и окажут минимальную помощь, если стало нехорошо.

 

Silver spoons

 

 

В «Серебряные ложки» на Бассейной я, умытая мокрой салфеткой в Beef, шла уже без макияжа. Это заведение во время эксперимента стало обязательным пунктом в списке, поскольку еще год назад в такую же немыслимую жару здесь отказались бесплатно подать воду даже моей беременной подруге, обедавшей в заведении. Ни на террасе, ни внутри у входа никого не оказалось, поэтому я сразу направилась к бару. Там меня встретила администратор, которая предложила проводить к столикам. Я пояснила, что мне нужен только стакан воды и она, немного подумав, отправилась за барную стойку, а мне предложила присесть.

Принеся стакан теплой воды, она ушла по своим делам, а ко мне уже шел официант с меню. Я отказалась, объяснив, что нехорошо себя чувствую и только попью воды. Он молча ушел, а я осталась одиноко сидеть. Еще несколько минут, пока я пила воду, официанты ходили мимо, поэтому, немного огорченная таким безразличием, я направилась к выходу. Администратор на прощание приободряюще улыбнулась.

Итог: В Silver Spoons уже, к счастью, не отказывают в бесплатной воде, но отношение к гостям так и осталось прохладным.

Чашка Espresso Bar

 

 

В «Чашке» на Бессарабке моей просьбе налить стакан воды никто не удивился. Девушка-официант, пробегая между столиками, без раздумий указала на графины с водой. Поскольку на барной стаканов я не нашла, она достала мне его с другой стороны и добавила, что в одном графине вода обычная, в другой – с мятой.

Итог: в «Чашке» можно бесплатно выпить воды, даже если вас просто замучила жажда.

 

Milk Bar

 

 

Самое популярное заведение в центре Киева встретило меня, как всегда, полной посадкой. Пройдя на бар, я обратилась к одному из десяти официантов и попросила стакан воды. Не поднимая головы, мне указали на ретро-кастрюлю с краном, из которого можно налить воду в стакан рядом. Заглянув в нее, я не обнаружила там воды и сообщила об этом официанту. За две секунды он проверил, так ли это, вернулся на бар, поставил передо мной полный стакан и убежал. Выпив, я поблагодарила персонал, пожелала хорошего дня и направилась к выходу. Один из официантов, перебирая груду чеков, все также не поднимая головы, крикнул вслед: «И вам».

Итог: в Milk Bar можно спокойно зайти и выпить стакан воды, но, если вдруг вам действительно стало плохо, здесь из-за аншлага посетителей и суеты этого, вполне возможно, никто не заметит. Если, конечно, вы не растянетесь на полу посреди зала.

The Cake

 

Все фото в тексте: Богдан Семенченко, gloss.ua

 

В ресторане-кондитерской в «Арене» всегда много посетителей – вечером в будний день в том числе. Девушка-хостес у входа в заведение встретила, как подобает, приветливо. В ответ на просьбу о стакане воды она слегка задумалась, но тут же предложила пройти к бару. Дав указание бармену налить воды, она вернулась на улицу, а ее коллега незамедлительно протянул стакан с водой.

Итог: можно не сомневаться, в The Cake в стакане воды вам не откажут.

 

Результат эксперимента:

Ни в одном из заведений из списка мне не отказали в стакане воды, даже если я не говорила, что плохо себя чувствую. Я была приятно удивлена: готовилась, честно говоря, к худшему результату. А персонал ресторанов, в которых мне пришлось импровизировать и делать вид, что вот-вот потеряю сознание, и вовсе был готов всячески помочь. Чтобы удостовериться, что не смогу найти заведение, где мне откажут в воде, я также зашла в «Желток», пекарню «Волконский» и сэндвич-бар FreshLine – там меня тоже с радостью угостили водой. Остается только порадоваться за киевский сервис!

Gloss.ua благодарит заведения за отзывчивость и небезразличие.

gloss.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *