Главные выставки весны | The Art Newspaper Russia — новости искусства
Жан-Мишель Баскиа, Энди Уорхол. «Без названия». 1984. Выставка «Музей Людвига — собрание Русского музея в МАММ». Фото: Государственный Русский музей
Гастроли. Музей Людвига — собрание Русского музея в МАММ
Почти 40 произведений из собрания Петера и Ирене Людвиг, подаренного в 1994 году Государственному Русскому музею, можно уже сейчас увидеть в Мультимедиа Арт Музее в Москве (МАММ). Музей Людвига в Русском музее на протяжении более чем 20 лет остается самым серьезным в России собранием послевоенного искусства и постоянно пополняется новыми вещами за счет средств Фонда Людвига и даров художников. Гастроли не редкость для произведений из музея. К примеру, выставка Visions of the Ludwig Collection в Культурном центре Банка Бразилии в Рио-де-Жанейро в 2014 году стала одной из самых посещаемых в мире: согласно рейтингу The Art Newspaper, ее посмотрело свыше полумиллиона человек. Экспозиция в MAMM скромнее по размеру, но не по качеству. Здесь можно увидеть работы Пабло Пикассо, Энди Уорхола, Джеффа Кунса, Джаспера Джонса, а также отечественных классиков современного искусства: Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Дмитрия Пригова и многих других.
Мультимедиа Арт Музей
До 1 мая
Владимир Янкилевский. Из цикла «Автопортреты». 1999. Фото: Московский музей современного искусства
Владимир Янкилевский. Непостижимость бытия
Большой ретроспективой в Московском музее современного искусства (MMOMA) должны были отметить 80-летие художника, но до юбилея и выставки Владимир Янкилевский не дожил совсем немного. Более 200 работ одного из важнейших неофициальных художников второй половины XX века собирали по крупнейшим российским и зарубежным музеям. Графику и живопись разного времени, многочисленные полиптихи, которые были одной из любимых форм творчества Владимира Янкилевского, «автоматические рисунки» и многое другое предоставили Центр Помпиду, Русский музей, Третьяковская галерея, частные коллекционеры и семья художника. Выставку поделили на шесть тематических разделов, в которых покажут как ранние работы, созданные во время учебы в Полиграфическом институте и в период сближения с Элием Белютиным, так и более зрелые вещи, подготовительные эскизы и альбомы к ним.
ММОМА (Гоголевский бул., 10)
1 марта – 29 апреля
Василий Верещагин. «Политики в опиумной лавочке». Ташкент. 1870. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Василий Верещагин
Василий Верещагин
Государственная Третьяковская галерея обещает побить по размаху даже далеко не скромную прошлогоднюю выставку Василия Верещагина в Русском музее: в залах на Крымском Валу покажут около 300 работ из собственного собрания Третьяковки, из коллекций Русского музея, музеев Вологды, Иванова, Казани, Новгорода, Перми, Серпухова, Череповца и Ярославля. Произведения реформатора батального жанра покажут сериями, каждая из которых посвящена путешествиям Верещагина и военным кампаниям, в которых он участвовал в качестве художника (военную карьеру он оставил еще в молодости и всю жизнь был убежденным антимилитаристом). Зрители увидят «Туркестанскую серию», в которую входит хрестоматийный «Апофеоз войны» (1871), «Балканскую», «Индийскую» и «Японскую» серии, работы, посвященные Русскому Северу, а также отреставрированный цикл «Трилогия казней», мало знакомый широкой публике.
Третьяковская галерея, Новая Третьяковка
7 марта – 15 июля
Архитектор Вячеслав Колейчук и инженер Геннадий Рыкунов. «Атом». Кинетическая композиция на площади им. И.В. Курчатова. 1967. Фото: Архив Вячеслава Колейчука
Трансатлантическая альтернатива. Кинетическое искусство и оп-арт в Восточной Европе и Латинской Америке в 1950–1970-е
Этой весной Музей современного искусства «Гараж» наполнится верчением, вращением и прочими видами движения и его иллюзиями: здесь найдет временное пристанище большой проект, посвященный кинетическому и оптическому искусству стран Восточной Европы и Латинской Америки. Сформировавшееся в специфической политической обстановке, оно развивалось параллельно ведущим художественным процессам Европы и Северной Америки и давало художникам возможность выражать свой восторг или, наоборот, опасения относительно стремительного технического прогресса. Как и искусство, которое она показывает, выставка сама находится в движении: в Москву она приедет из Варшавы, а затем отправится в Сан-Паулу. В «Гараже» ее дополнят работами советских художников, в частности реконструируют 13-метровую, будто парящую в воздухе цветодинамическую конструкцию «Атом» Вячеслава Колейчука, созданную в 1967 году для Института атомной энергии им. И.В.Курчатова.
Музей современного искусства «Гараж»
17 марта – 9 мая
Франц ван Мирис (1635–1681). «Молодая женщина, кормящая попугая». 1663. Фото: Сourtesy of The Leiden Collection
Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции
Чуть больше чем за десять лет предпринимателю Томасу Каплану вместе с женой Дафной Реканати-Каплан удалось собрать самую большую коллекцию Рембрандта в частных руках и внушительный набор произведений художников, связанных с родным городом мастера, Лейденом — отсюда и название собрания. Супруги охотно делятся им с миром: выставка в Пушкинском музее станет частью турне, стартовавшего в прошлом году в Лувре. Из Москвы уже этой осенью она отправится в Санкт-Петербург, в Эрмитаж, а затем в Абу-Даби. В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина покажут 80 полотен и 2 рисунка. Кроме раннего и зрелого Рембрандта посетители увидят работы его учителя Питера Ластмана, друга и соседа по мастерской Яна Ливенса, прославленного ученика и основателя собственной школы Герарда Дау и даже небольшой рисунок Леонардо да Винчи.
ГМИИ им. А.С.Пушкина
28 марта – 22 июля
Шпилька «Фэнсинь». Династия Мин (1368–1644). Фото: Шанхайский музей / Музеи Московского Кремля
Династия Мин: сияние учености
Памятники династии Мин (1368–1644), времени, когда образованность и утонченность ценились превыше всего, привезут в Москву из Шанхайского музея, который славится богатым собранием мебели той эпохи. Помимо искусно сработанных кресел, столиков для каллиграфии, этажерок для хранения книг и свитков, зрители увидят резные статуэтки, тушечницы и прилагающиеся к ним каменные и деревянные сосуды для наливания воды, жаровни и шкатулки, украшенные перегородчатой эмалью, и, конечно, драгоценный фарфор. С помощью подлинных предметов, наполнявших быт китайских интеллектуалов, в выставочном зале Успенской звонницы реконструируют интерьер кабинета знатного образованного человека эпохи Мин — ценителя искусств и древних традиций. В Музеях Московского Кремля также выставят живописные свитки, в том числе работу «Пион, листья банана и камни» одного из самых известных художников той эпохи — Сюй Вэя. Специальный раздел выставки будет посвящен археологическим находкам, там можно будет увидеть ювелирные изделия и набор фарфоровых статуэток почетного эскорта из гробницы представителей императорской фамилии.
Музеи Московского Кремля, выставочный зал Патриаршего дворца, выставочный зал Успенской звонницы
17 апреля – 25 июля
Илья и Эмилия Кабаковы. Фото: Ilya & Emilia Kabakov Collection
Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех
Выставка прославленного концептуального дуэта в Санкт-Петербург приедет прямо из Тейт Модерн, где она на три месяца заняла десять залов площадью более 1,2 тыс. кв. м. По мнению художников, это самый подробный рассказ об их творчестве: в состав экспозиции в Лондоне вошло более 100 работ — от рисунков и макетов до грандиозных инсталляций-энвайронментов. В том числе в Тейт впервые реконструировали инсталляцию «В будущее возьмут не всех» (2001) по мотивам обращенного к Казимиру Малевичу открытого письма Ильи Кабакова. В Эрмитаже обещают показать еще более расширенную версию ретроспективы. Она будет начинаться с самых ранних вещей, например долгое время считавшейся утраченной первой концептуальной картины Ильи Кабакова «Футболист» (1964), и завершится совсем свежими, недавними произведениями художников.
Государственный Эрмитаж, Главный штаб
24 апреля – 29 июля
Кузьма Петров-Водкин. «Изгнание из рая». 1911. Фото: Государственный Русский музей
Кузьма Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения
Не только всем известными шедеврами интересен Кузьма Петров-Водкин — именно это докажут на выставке к юбилею одного из самых значимых мастеров русского авангарда. На основе эскизов и этюдов ретроспектива продемонстрирует, как художник корпел над своими прославленными произведениями. Без самих шедевров не обойдется, их предоставят в том числе Третьяковская галерея и Эрмитаж. Предстанут перед зрителем и менее известные, почти забытые работы из частных собраний и региональных музеев; так, часть вещей приедет из художественного музея родного города художника Хвалынска и Саратовского художественного музея им. А.Н.Радищева.
Государственный Русский музей, Корпус Бенуа
Май
www.theartnewspaper.ru
200-летию Исаакиевского собора посвятит выставку Русский музей • ARTANDHOUSES
Выставка «Исаакиевский собор. К истории создания» откроется в корпусе Бенуа в Русском музее 22 августа. Она приурочена к 200-летию храма и раскрывает сложную историю его внутреннего убранства.
Эскизы и картоны Карла Брюллова, Петра Басина, Федора Бруни и других художников, участвующие в выставке, показывают, как мог бы выглядеть интерьер Исаакия, если бы удалось сохранить первоначальный замысел его интерьеров. Многие росписи, выполненные маслом, не выдержали проверки суровым петербургским климатом и уже в середине XIX века были заменены на мозаики. Мозаичными копиями заменили иконы второго яруса главного иконостаса, а также изображения Страстей Господних и четырех евангелистов в парусах.
И всё же 103 стенные росписи и 52 картины, созданные художниками-академистами на холсте, сохранились в соборе в неприкосновенности. Гордость Исаакия — плафон главного купола, размером 816 квадратных метров, был расписан Карлом Брюлловым. Художник буквально положил жизнь, написав композицию «Богоматерь во славе»: работа над плафоном сильно подорвала здоровье Брюллова, так что заканчивал изображение по его эскизам Петр Басин. Сам же художник отправился на санаторное лечение за границу и скончался в Италии в 1852 году.
Помимо рисунков и крупноформатных эскизов росписей, некоторые из которых достигают четырех метров, в экспозиции покажут скульптуры на религиозные сюжеты, а также портреты художников, работавших над убранством одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
«Богоматерь во славе окружения святых»
1843-1847
Карл Брюллов с участием Петра Басина
«Се человек»
1843-1850
Карл Брюллов
«Апостол Петр»
1843-1844
Карл Брюллов
«Апостол Филипп»
1843-1844
Карл Брюллов
«Мужская голова / Иоанн Креститель»
Петр Басин
«Лобзание Иуды»
1848-1850
Федор Бруни
«Всемирный потоп»
1844-1845
Федор Бруни
«Солнце, луна и звезды с группами ангелов»
1844-1845
art-and-houses.ru
Историко-документальная выставка «100 раритетов российской государственности»
1 марта 2018 г. в Московском государственном выставочном зале «Новый Манеж» открывается уникальная выставка «100 раритетов российской государственности», посвящённая 100-летию создания государственной архивной службы России.
К столетнему юбилею создания отечественной государственной архивной службы Федеральное архивное агентство и Государственный архив Российской Федерации организовали выставку «100 раритетов российской государственности».
Задача выставки – представить общественности подлинные документы, отражающие важнейшие вехи истории России, а также познакомить посетителя с профессиональным трудом архивистов. Большинство экспонатов включены в Государственный реестр уникальных документов; многие никогда ранее не покидали мест своего хранения. Некоторые из документов являются не просто важными историческими источниками, но и реликвиями, имеющими высокую мемориальную, художественную, духовную ценность. Экспозиция выстроена по хронологическому принципу и охватывает почти тысячелетний период – с XI по XXI вв.
Среди экспонатов – древнейшие памятники, такие как «Остромирово Евангелие», «Саввина книга», «Повесть временных лет», «Русская Правда»; грамоты великих князей Ивана Калиты, Ивана III, Василия III, отражающие этапы становления Московского государства и его символики. Представлены Судебники 1497 г. и 1550 г. и Стоглав – свидетельства правовой культуры Московской Руси. В состав экспозиции включены редчайшие документы эпохи Смуты и первых Романовых. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича экспонируется вместе с серебряным ковчегом-футляром, сделанным по указу Екатерины II. Не оставят равнодушными посетителей роскошные рукописи конца XVII века – «Царский Титулярник» и «Родословие пресветлейших великих князей Московских» Л. Хурелича.
В составе экспозиции – значимые документы петровских реформ: Указ об учреждении Сената, «Табель о рангах», «Генеральный регламент», реляция о заключении мира со Швецией и принятии Петром I императорского титула, проект учреждения Академии наук и художеств… Представляет интерес запись в походном журнале царя об основании фортеции «Санкт-Питербурх». Свидетельство тревожного времени дворцовых переворотов – «Кондиции», «изодранные» рукой Анны Иоанновны. Ярким памятником эпохи «просвещённого абсолютизма» предстает Наказ Уложенной комиссии, собственноручно написанный императрицей Екатериной II. Чрезвычайно любопытен «автограф» Е.И. Пугачёва, выполненный имитирующими буквы каракулями.
Достойное место в экспозиции занимают свидетельства политического развития России в первой половине XIX века (в том числе – конституционные проекты декабристов). Манифест императора Александра II об отмене крепостного права экспонируется вместе с пером, которым царь поставил свою подпись. Посетители смогут ознакомиться с документами последнего царствования – начиная с листа первой всеобщей переписи населения 19 декабря 1896 г., заполненного «хозяином Земли Русской» императором Николаем II, до акта об отречении царя от престола.
На выставке представлены наиболее знаковые документы революционной эпохи – автографы В.И. Ленина, «Декларация прав народов России» с подписями В.И. Ленина и И.В. Сталина, первая Конституция РСФСР, документы А.И. Деникина и А.В. Колчака, Декларация и договор об образовании СССР.
Отдельный блок документов освещает трагические и героические страницы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Финальный документ этого раздела – никогда ранее не экспонировавшийся подлинник Акта о военной капитуляции Германии.
Уникальные документальные свидетельства иллюстрируют достижения советского государства во второй половине XX в.: создание и испытание атомной бомбы, запуск искусственного спутника Земли и первый полет человека в космос… Внимание посетителей привлечёт подлинник заявления Н.С. Хрущева об отставке.
Заключительный раздел документальной части выставки отражает период распада СССР и становления новой России. Здесь представлены Декларация о государственном суверенитете РСФСР, Беловежское соглашение о создании СНГ, проект Конституции Российской Федерации 1993 г., инаугурационный лист специального экземпляра Конституции, на котором приносят присягу Президенты России. Завершает экспозицию Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым.
Специальный раздел выставки посвящен истории, сегодняшнему дню и будущему архивного дела в России. В экспозицию включены инсталляции, воссоздающие образы архивов и документов прошлого, с XVII до XX вв. Особый интерес представляют интерактивные зоны, созданные на основе современных мультимедийных средств. Виртуальная реальность позволила «оживить» печатные страницы; зрители могут «полистать» богато иллюстрированные рукописи XVII в. Финальная мультимедийная инсталляция представляет образ архива будущего, использующего искусственный интеллект.
К началу работы выставки «100 раритетов российской государственности» издан иллюстрированный каталог с аннотациями экспонатов. Каталог открывает приветствие к организаторам и посетителям выставки Президента Российской Федерации В.В. Путина.
Выставка будет открыта до 20 марта 2018 года.
Адрес выставочного зала «Новый Манеж»: г. Москва, Георгиевский пер., д. 3, стр. 3 (метро «Театральная», «Охотный ряд»).
Время работы: вт – вс 12:00–21:00, вход для посетителей до 20:30; пн – выходной.
Вход свободный.
Тел. (495) 645-92-77, сайт http://moscowmanege.ru/ru/o-ploshhadke-novyj-manezh/.
www.rusarchives.ru
Музей-заповедник «Царицыно» посвятил выставку Дню семьи, любви и верности / Новости культуры / Tvkultura.ru
В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка, приуроченная к 10-летию празднования Дня семьи, любви и верности. В экспозиции, кроме шедевров живописи, работы, присланные всеми желающими для участия в конкурсе рисунка на тему «Семья – душа России». Репортаж Марии Трофимовой.
Родной дом, дети, родители – это то, что ценит каждый. Выставку, посвященную Дню семьи, любви и верности, открыла Светлана Медведева.
«Семья для каждого из нас − самое дорогое, мы рождаемся с молоком матери, семья − очаг, храм. Любовь, верность − те непреходящие ценности, которые мы должны беречь», − отметила президент Фонда социально-культурных инициатив Светлана Медведева.
Фонд социально-культурных инициатив каждый год вручает награды семейным парам, прожившим в браке более 25-ти лет. В этот раз церемония награждения прошла в Екатерининском зале музея-заповедника «Царицыно». Среди награжденных – Иосиф и Нелли Кобзон.
На выставке не только картины признанных мастеров, но и конкурсные работы. На смотр «Семья − душа России» было прислано более 450 работ. По условиям: участники не имеют ограничений по возрасту и по уровню художественного образования. Написать не просто традиционный семейный портрет, а значимое событие. Для Юрия Орлова – это Крещение. Его работа удостоилась Гран-при конкурса.
«Купель у меня является замкнутым пространством, как вселенная, вокруг которой все крутится», − пояснил заслуженный художник России Юрий Орлов.
На выставке — произведения из восьми российских музеев. Здесь и старинные иконы, и работы известных художников. Например, автопортрет Казимира Малевича и портрет его жены, написанные в реалистической манере. Но главные герои, святые Петр и Феврония, покровители праздника − Дня семьи, любви и верности.
Новости культуры
tvkultura.ru
Новая московская выставка посвящена Че Геваре / Новости культуры / Tvkultura.ru
«Че Гевара. Путь Свободы» ‒ выставка, посвященная знаменитому команданте открылась в Москве. Специальный гость – его младший сын, тоже Эрнесто. Говорит, рос без отца, но в окружении его фотографий. Некоторые ‒ представлены в экспозиции, которую осмотрел Антон Николаев.
Сын Че Гевары ‒ не революционер, предприниматель. У него туристическое агентство, которое организует путешествия по Кубе на мотоциклах. Об отце, признался Эрнесто, он больше знает по рассказам матери. Че Гевара погиб, когда он был еще маленьким ребенком. После победы революции на Кубе, команданте недолго занимался бумажными делами в правительстве Фиделя Кастро. Вскоре он отправился в Боливию помогать товарищам по оружию, где и погиб в 67-м году.
«Я его видел, когда его уже готовили к поездке в Боливию. У него был парик, ему изменили внешность. Вообще-то я его плохо помню, а моя сестра рассказывала, что его отучали от акцента. У него был очень сильный аргентинский акцент, а ему делали испанский», ‒ вспоминает сыр Че Гевары Эрнесто Гевара Марч.
Большинство фотографий относятся к периоду, когда революция на Кубе уже победила. Че Гевара занимал различные высокие посты, при этом старался вести скромный образ жизни, быть ближе к народу. Вот глава Центробанка Кубы Эрнесто Че Гевара строит новую школу в Гаване. Есть и фотографии из семейного альбома.
Бывший переводчик Че Гевары Николай Леонов рассказал о своем знакомстве с команданте: «Когда мы с ним впервые встретились, после длительного разговора он попросил у меня три книги: “Чапаев” Фурманова, Островского “Как закалялась сталь” и “Повесть о настоящем человеке” Бориса Полевого. Я говорю: “Откуда ты знаешь эти книги?”. Он говорит: “Я книгоношей работал, торговал на улицах, а вечером еще сторожем подрабатывал в книжном магазине и начинал читать эти книги, но до конца не дошел».
Посол Республики Куба Херардо Пеньяльвер, открывая выставку, подчеркнул, что Гевара ‒ не какой-то выдуманный герой Голливуда, а реальный герой. На Кубе до сих пор, когда вступают в пионеры, вспоминают о команданте. Сын Че Гевары рассказал, что его семья предоставила коммунистической молодежи Кубы право свободно использовать образ отца. А вот тиражирование его современным искусством и шоу-бизнесом Эрнесто Гевара не приветствует.
Новости культуры
tvkultura.ru
«Прорыву» в русском театральном искусстве посвящена выставка в Музее Бахрушина / Новости культуры / Tvkultura.ru
Это сейчас мы любим западную живопись и интересуемся ей, а там, в свою очередь, ценят наших художников. А вот открыл для Европы русское искусство знаменитый импресарио – Сергей Дягилев. Благодаря ему парижане увидели спектакли в оформлении Врубеля, Коровина, Бенуа, Рериха. К Дягилеву однажды подошёл испанский король и спросил: «А что вы-то делаете в труппе? Вы не дирижируете, не танцуете, не играете на рояле?» Дягилев не растерялся: «Ваше величество, я – как вы. Я ничего не делаю, но я незаменим». В Театральном музее имени Бахрушина открылась выставка «Прорыв. Русское театрально-декорационное искусство».
Никому ранее в голову не могло прийти объединить театральное искусство именно с этим периодом конца XIX – первой половины XX века. Считается, что в конце XIX века оно устарело: художники придумывали скучные однообразные костюмы и декорации. И только Дягилев вместе с авангардистами начала XX века произвели революцию. Изучив большое количество работ, организаторы выставки сделали совсем другой вывод. «Прорыв» в театральном искусстве произошел гораздо раньше.
«Именно театрально-декорационные традиции русского дореволюционного театра и стали тем фундаментом, той платформой, на которой возникли все эти новые течения, без этой платформы их просто бы и не возникло», – отметил генеральный директор ГЦТМ им. Бахрушина Дмитрий Родионов.
У каждого зала – свой цвет стен, он символизирует то или иное направление в театральном искусстве. В первом зале стены окрашены в цвет маренго – это «цвет времени» конца XIX – начала XX века. Здесь представлены работы Серова, Головина и Врубеля.
Теплые фиолетовые цвета – на плакате с балериной Анной Павловой, в эскизах к «Шехерезаде» Серова. Есть и яркие живописные декорации конца XIX века Карла Вальца, художника императорского Большого театра. Дальше в искусство врывается символизм. Он представлен на выставке в синем цвете. В работах Сапунова, Судейкина, Кузнецова преобладают именно эти оттенки. А сразу после этого посетитель попадает в желтый зал – авангарда. На этот цвет куратора выставки вдохновил Малевич и его костюмы к опере «Победа над солнцем». Среди эскизов, которые он создал в 1913 году, есть и половина «Черного квадрата».
«Половина – предтеча «Черного квадрата», как это рождалось в спектакле – мы не знаем. Костюмы, к сожалению, не сохранились, потому что время было тяжелое, костюмы делались практически из раскрашенного картона – то есть это был картон, который клеился, раскрашивался – и спектакль прошел всего два раза», – рассказала главный хранитель музейных предметов Санкт-Петербургского государственного музея театрально-музыкального искусства Татьяна Власова.
Красный зал знаменует искусство революции. Тогда на театральных афишах, которые рисовали Лисицкий, Анненский, Родченко, начали появляться названия постановок, о которых раньше и не слышали.
«Тут уже началась какая-то новая ситуация, в этом красном зале у нас Родченко, костюмы для «Мы» Замятина, Вялов – «Стенька Разин», здесь начинается другая тематика», – показала куратор выставки Светлана Джафарова.
Здесь можно проследить, что давали в одно и то же время в разных театрах, а также же как менялся стиль одного и того же художника на протяжении многих лет. Кураторы не делят театральное искусство на «низкое» и «высокое», представляя афиши даже кабаре и цирков. Эта экспозиция показывает целую панораму русского театрально-декорационного искусства, которое стало свидетелем событий, происходящих в отечественной истории.
Новости культуры
tvkultura.ru
Истории российской космонавтики посвящена выставка в Лондоне / Новости культуры / Tvkultura.ru
В Музее науки в Лондоне открылась масштабная выставка «Космонавты: Рождение космической эры». Она должна была стать кульминацией перекрестного года России и Великобритании, но только сейчас британские власти дали гарантии возврата российских экспонатов. В их числе – артефакты, которые никогда не покидали стен закрытых предприятий: советские космические корабли, снаряжение космонавтов и архивные документы. Билеты на выставку раскуплены на два месяца вперёд.
Этого момента в Лондоне ждали: когда первая в мире женщина-космонавт подойдет к аппарату, в котором она 52 года назад провела почти трое суток, кружась над Землей.
«Это такой верный и надёжный дружок, мимо которого без волнения проходить нельзя. И в центре подготовки, когда я с ним встречаюсь, я стараюсь каждый раз его погладить и сказать: «Здравствуй!»», – признаётся Валентина Терешкова.
Космический аппарат «Восток-6» никогда не вывозился за пределы России – как и большинство экспонатов этой выставки, посвященной советским и российским достижениям в освоении космоса. Значительную часть из того, что сейчас представлено в лондонском Музее науки, даже в России видели немногие.
Пятиметровая конструкция – не просто космический, а настоящий лунный корабль, который в конце 60-х годов должен был доставить на Луну первого советского космонавта. Полет не состоялся, а готовился к нему легендарный Алексей Леонов. За плечами у него уже был первый в мире выход в открытый космос. Куратор выставки Даг Миллард показывает еще один бесценный экспонат – рисунок, сделанный Леоновым, когда он вернулся на борт корабля.
«Алексей нарисовал его после того, как вернулся со своей космической прогулки. Она была очень опасной – он не мог попасть обратно, и ему пришлось снижать давление в своем костюме, чтобы протиснутся в люк. Риск был очень велик, – рассказывает Даг Миллард. – На рисунке – восход солнца, каким он его увидел на орбите. Это уникальное произведение искусства!»
150 экспонатов выставки рассказывают о том, как в России воплотили мечту знаменитого Константина Циолковского – ему здесь посвящен отдельный стенд с чертежами первых ракет. Рядом – история выдающегося конструктора Сергея Королева, чья фигура в истории освоения космоса просто не имеет равных.
«Самое важное в этой выставке для меня то, что она показывает, как наука объединяется с культурой. Люди привыкли их разделять, но в России они были единым целым, поэтому космическая программа там была столь успешной. Русские мечтали о космосе раньше всех на Земле. И они оказались там первыми», – комментирует директор Лондонского музея науки Ян Блатчфорд.
На подготовку выставки ушло больше двух лет. Поиски, согласования – все это далось российским и британским организаторам нелегко, особенно на фоне политических разногласий. Точно так же, как и в политике, конкуренция в освоении космического пространства существовала десятилетиями, и она по-прежнему есть. И в то же время, космические проекты, как никакие другие, объединяют.
Новости культуры
tvkultura.ru