Популярные писатели фантасты современности: 12 современных фантастов, которых стоит читать — Look At Me

Содержание

Главные научные фантасты современности | Книги

Время от времени по околофантастической тусовке пробегают панические волны: «Научная фантастика умерла!» И действительно — базовое направление фантастического жанра то и дело оказывается задвинуто на задний план. То тёмно-реалистическое фэнтези покажет кровавую мощь, то детско-юношеская фантастика затянет в ностальгический омут, то вампирская мистика поголовно всех перекусает…

Это даже похоже на соревнование — кто и когда произнесёт наиболее пафосную эпитафию НФ: мол, иссякла, исписалась, потухла. Вот только она всё не думает помирать — и каждое десятилетие рождает новых звёзд.

Впрочем, свежие побеги НФ действительно пробиваются не слишком часто, потому что жанр развивается циклично. В 1940-е, 1960-е, 1980-е происходили жанровые революции и рождались яркие таланты, в промежутках воцарялось затишье и «пережёвывалось» созданное ранее. Последний громкий всплеск пришёлся на 1980-е, когда заявил о себе киберпанк. Однако его волна довольно быстро схлынула, оставив с десяток ярких авторов, разбежавшихся по разным жанровым закоулкам, да пару-тройку фантастических ответвлений, самым занимательным из которых оказался стимпанк.

Девяностые ознаменовались ренессансом космической оперы — гибрида авантюрной фантастики и серьёзной НФ с упором на тщательную проработку персонажей, многоступенчатую сюжетную интригу, скрупулёзное конструирование мира. Одни «Песни Гипериона» Дэна Симмонса чего стоят, а ведь были ещё книги Кима Стэнли Робинсона, Иэна Бэнкса, Вернора Винджа, Питера Гамильтона… Тем не менее на подлинный жанровый прорыв «новая космоопера» не потянула. Выделяется в девяностых и «британское возрождение» — творчество ярких фантастов с Туманного Альбиона: того же Бэнкса, Стивена Бакстера, Пола Макоули, Йена Макдональда. Но революцией здесь также не пахнет.

И вот мир, наконец, шагнул в следующий век.

Кто бы мог подумать, что китаец выиграет «Хьюго»?

Признаем сразу: жанровое затишье продолжается, хотя нельзя сказать, что «нулевые» оказались совершенно пустыми. Главным открытием стали New Weird («новые странные»), основателями которых критики называют Джеффа Вандермеера и Чайну Мьевиля.

Однако творчество «новых странных» ближе к фэнтези с налётом магического реализма. Что до НФ, то в отсутствие жанровых революций англоязычные авторы совершенствуют традиционные формы, давая им новый импульс к развитию. И старания писателей приносят плоды — об этом говорит всплеск интереса к НФ у массовой публики. Тенденцией XXI века стал и прорыв на англоязычный рынок авторов из стран условного «третьего мира» — в первую очередь Азии и Африки. Ну кто бы ещё недавно мог поверить, что переводной НФ-роман китайского автора может выиграть премию «Хьюго» — самую престижную награду американской фантастики? Однако в 2015-м это случилось — причём роман Лю Цысиня «Проблема трёх тел» стал в Америке бестселлером.

В общем, в современной НФ кипит жизнь — пускай и с упором на совершенствование уже традиционных направлений и идей. Ну а в отсутствие завлекательных ярлыков и этикеток главное внимание стоит уделить конкретным писателям. О наиболее ярких авторах начала века мы поговорим чуть подробнее.

Питер на фоне «Мира фантастики»

Среди североамериканских писателей, сочиняющих серьёзную НФ, наиболее ярко проявил себя канадец Питер Уоттс. Этот учёный-гидробиолог блеснул уже своим дебютным романом, «Морская звезда» (1999), открывшим цикл «Рифтеры». Мрачноватая напряжённая история о переживаниях группы неврастеников, работающих в океанских глубинах, не только привлекла критиков, но и неплохо продалась. В последующие годы Уоттс выдал несколько мощных романов: «Водоворот» (2001) и «Бетагемот» (2004), «Ложная слепота» (2006) и «Эхопраксия» (2014) — и этих книг хватило, чтобы превратить канадца в одного из главных авторов современной НФ. Хотя после дебютного успеха путь Уоттса к славе был далеко не радужным. Так, его самый знаменитый роман «Ложная слепота» долго не желали печатать, первоначальный тираж был мизерным, критические отзывы по большей части уничижительными. Автору пришлось выложить книгу в свободный доступ, после чего её популярность приобрела вирусный характер.

Роман превратился в символ возрождения серьёзной НФ, а сам Уоттс стал культовой фигурой для поклонников «высоколобой фантастики».

Питер Уоттс поражает идеями, но не стилем

Есть ли будущее у социальных сетей? Если верить Уилсону, лучше бы ему не быть…

Другой канадец, Роберт Чарльз Уилсон, шёл к успеху намного дольше. Дебютировал он ещё в середине 1980-х, однако его романы долго не переступали за рамки крепкой, изобретательной, но достаточно заурядной фантастики. Прорывом стал роман «Спин» (2005), за который Уилсон получил премию «Хьюго». В этой книге автору наконец-то удалось грамотно объединить интересные научные идеи с достоверным изображением человеческих чувств. Продолжения, романы «Ось» (2007) и «Вихрь» (2011), также имели успех. В последние годы Уилсон немного отошёл в тень, хотя его недавний роман The Affinities («Сообщество», 2015) — НФ-триллер «ближнего прицела» о метаморфозах социальных сетей — привлёк внимание читателей и критиков.

У фантастов из США наибольшей популярностью пользуются гибриды НФ и остросюжетных жанров вроде космической оперы или триллера. Так, первые строки в различных НФ-топах постоянно занимает Джон Скальци, хотя его серия «Война старика» — не более чем увлекательная военно-авантюрная фантастика «под Хайнлайна». Правда, Скальци пробует себя и в других областях — самым удачным экспериментом оказалась пародийная космоопера «Люди в красном» (2012), лауреат «Хьюго» и «Локуса».

Подробнее