Одиссея стэнли кубрика: Космическая одиссея фильм 1968 смотреть онлайн в хорошем качестве

Содержание

«Космическая одиссея 2001 года»: 50 лет на осмысление | Кино#

В этом году наступил юбилей знаменательного события, связанного с космосом. Нет, речь не о первом спутнике, полёте Гагарина или высадке на Луну. Круглую годовщину отметил фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года», премьера которого состоялась 50 лет тому назад.

Показанные в «Одиссее» события, конечно, полностью вымышлены, а реальное освоение космоса заметно отстаёт от киношного. На дворе уже 2018 год, но вокруг Земли все еще не вальсируют станции с искусственной гравитацией. У человечества нет баз на Луне, а пилотируемый полёт к Юпитеру сейчас, пожалуй, выглядит даже большей фантастикой, чем во времена создания фильма.

Но по своему влиянию картина Кубрика вполне сопоставима с реальными событиями нашего мира, а порой даже их перевешивает. Предложенное создателями видение будущего закрепилось в умах не одного поколения зрителей. Более того, налицо интересный эффект, когда вдохновившиеся экранными образами люди осознанно или неосознанно переносят их на реальную жизнь, пытаясь воссоздать.

У нас было пятьдесят лет на то, чтобы осмыслить фильм, — теперь самое время поговорить о вкладе «Одиссеи» в мировую культуру — от боязни компьютеров до лунного заговора.

Артур Кларк на съёмках «Одиссеи». Достаточно продвинутая технология неотличима от магии… кино (© Stanley Kubrick archives/Taschen)

Сценарист фильма, великий фантаст Артур Кларк, как-то заявил: «Если вы полностью поняли «2001», значит, мы потерпели неудачу. Мы хотели поднять намного больше вопросов, чем дать ответов». Сейчас, через полвека, можно с уверенностью сказать, что задумка удалась. Споры о трактовке сюжета «Космической одиссеи» продолжаются по сей день. Это фильм, предупреждающий нас о потенциальной опасности искусственного интеллекта? Оптимистичный взгляд на место человека во Вселенной? Пессимистичный взгляд на место человека во Вселенной? А может, и вовсе религиозная картина о поисках Бога? Можно спорить очень долго и так и не прийти к единому мнению.

Поэтому лучше поговорим о том, что не вызывает никаких сомнений, — о визуальном совершенстве картины и спецэффектах. Да, в наше время слово «спецэффекты» зачастую звучит как ругательство. К сожалению, очень многие современные блокбастеры не могут похвастать ничем, кроме красивой картинки. Но «Одиссея» — образцовый пример чисто визуального повествования, которое возможно, пожалуй, только в кино. Первый диалог в фильме звучит лишь на 26-й минуте. Практически все основные сюжетные моменты раскрываются через видимые образы.

Кубрик ввёл в моду симметрию кадра задолго до Уэса Андерсона

Их создание потребовало не только мастерства режиссёра, но и соответствующих эффектов. Стэнли Кубрик вывел их на новый уровень. Достаточно вспомнить предшествующие «Одиссее» фантастические фильмы о космосе — некоторые сейчас считаются классикой, но большинство давно кануло в кинематографическую Лету. Почти все они показывали космос, межпланетные перелёты и космическую технику с изрядной долей наивности. Странные учёные, неуклюжие роботы, экзотические красотки, которых нужно было спасать от резиновых монстров, были типичны для космических лент.

На их фоне «Одиссея» выглядит как современный авиалайнер рядом с самолётом братьев Райт.

С самого начала Кубрик поставил цель снять максимально реалистичный фильм. А кто больше знает о космосе, чем люди, сотрудничавшие с NASA? Первым делом режиссёр нанял в качестве консультантов инженера Фредерика Ордвея и концепт-художника Гарри Ланга. Они были знакомы с Артуром Кларком и недавно опубликовали книгу о космосе и возможности внеземной жизни. Кубрик обращался за советами и к научным экспертам, в том числе к известному астроному Карлу Сагану, математику Ирвингу Джону Гуду и специалисту в области искусственного интеллекта Марвину Ли Минскому. В ходе многочасовых мозговых штурмов они постепенно разработали облик космической техники «Одиссеи».

«Космическая одиссея» была снята за десять лет до появления компьютерной графики, но не смотрится устаревшей и сейчас

Уже на этой стадии в полной мере проявился перфекционизм Кубрика. Режиссёр засыпал экспертов вопросами о техническом устройстве космических кораблей и особенностях межпланетных перелётов. Тот факт, что в том же NASA ещё не знали ответов на многие из этих вопросов, ничуть не смущал режиссёра.

Один курьёзный пример наглядно демонстрирует, как ответственно создатели относились к своему детищу. Кубрик на полном серьёзе хотел застраховать свою картину на случай, если внеземной разум будет открыт до её премьеры. Правда, страховая компания ему отказала.

Мистер режиссёр, мы точно декорации не перепутали? (© Collection Christophel)

В общей сложности на создание спецэффектов ушло 6,5 миллионов из 10,5-миллионного бюджета картины. На съёмках «Одиссеи» использовались все доступные технические приёмы той эпохи, от самых элементарных до чрезвычайно сложных. Например, знаменитый эпизод с парящей в невесомости ручкой был сделан очень просто. С помощью двухсторонней клейкой ленты её закрепили на прозрачное стекло, и актрисе, изображавшей стюардессу, просто требовалось снять её. А вот чтобы создать культовые сцены искусственной гравитации вроде пробежек астронавтов или поднимающейся по стенке стюардессы, использовались полноразмерные вращающиеся декорации. Позже Кристофер Нолан повторил этот приём в фильме «Начало».

Часто говорят, что Кубрик никогда не выигрывал «Оскар». Это не так. Именно «Одиссея» принесла ему единственную в карьере золотую статуэтку — но не за режиссуру, а в номинации «лучшие визуальные эффекты». При этом киноакадемия наградила почему-то одного Кубрика, проигнорировав остальную команду, непосредственно работавшую над спецэффектами. В итоге Стэнли даже не явился за своим «Оскаром». Последовавший за этим небольшой скандал привёл к тому, что правила вручения награды в этой номинации изменились.

Обсуждать визуальные и технические аспекты «Космической одиссеи» можно очень долго. В интернете есть масса документальных фильмов и статей (в том числе и «Мира фантастики»), подробно расписывающих, что и как снималось.

Вот одна из них