Новый Иерусалим (музей) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 февраля 2019; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 февраля 2019; проверки требуют 5 правок. Перейти к навигации Перейти к поискуГосударственное бюджетное учреждение культуры Московской области «Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим» | |
---|---|
Дата основания | 1920 |
Местонахождение | |
Адрес | Истра |
Директор | Кузнецов Василий Сергеевич |
Сайт | njerusalem.ru |
Небесный Иерусалим — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Небесный Иерусалим в изображении итальянского художника XIV века Якобелло Альбереньо. Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург.Небесный Иерусалим (Новый Иерусалим) — согласно Откровению Иоанна Богослова, Небесный Город, посланный от Бога в конце истории. Один из образов Царства Небесного, известный еще в древнем Израиле, а ныне во всем мире, среди представителей различных направлений христианства. Нередко используется в качестве противопоставления Града Небесного (Иерусалима, Сиона) граду земному (Вавилону).
Ветхозаветные упоминания Нового Иерусалима[править | править код]
В ветхозаветных пророчествах имеются упоминания о небесном граде, называемом буквально Новый (Юный) Иерусалим, проводятся аналогии с отроком.
Описанию земного города Иерусалима как места, где должно обитать имя Господа (3Цар. 8:29), и картинам будущего Иерусалима (Ис. 2:2; Мих. 4:1; Зах. 14) соответствует содержащееся в конце Библии изображение Небесного Иерусалима — города мира, где Божий народ будет вечно жить вместе с Богом (Откр . 21:3,4) и где нет места любому нечестию (Откр.
ru.wikipedia.org
Новоиерусалимский монастырь — Россия — Планета Земля
Cтавропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был основан в 1656 г. патриархом Никоном (1605-1681 гг.), история создания монастыря неотделима от истории жизни самого Никона — инициатора церковных реформ, призванных изменить существовавшие в русской церкви обряды. Впоследствии реформы вызвали раскол русской церкви и появление старообрядцев.Но еще до этого он задумал создать обитель, что напоминала бы своим обликом и наполнением христианские сооружения в Святой Земле, а впоследствии стала бы центром всего православного мира. Поначалу же Новоиерусалимский монастырь стал резиденцией самого Никона.
Место было выбрано очень живописное, посреди лесов, в окружении рек, хотя и далековато от Москвы, до которой добираться приходилось в повозках целые сутки. Здесь были отличные пахотные земли, правда, находившиеся в боярской собственности. Но тогда Никон еще пользовался расположением царя Алексея Михайловича и добился от монарха права выкупать земли без согласия на то бояр.
Леса были вырублены, холм для монастыря досыпан, началось строительство. В разные годы в создании проектов Новоиерусалимского монастыря участвовали знаменитые архитекторы П.И. Заборский, Я.Г. Бухвостов, В.В. Растрелли, М.Ф. Казаков, К.И. Бланк.
Непосредственно на стройке работали монастырские крестьяне, которые были собственностью православной церкви — она могла распоряжаться ими по своему усмотрению, привозя из самых дальних вотчин.
При Никоне первые строения монастыря были деревянные, и в 1657 г. была освящена первая деревянная Воскресенская церковь. При освящении присутствовал молодой царь Алексей Михайлович (1629-1676 гг.), он же впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.
Но к 1658 г. отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем резко ухудшились. Царь, хоть и был прозван Тишайшим, не стал терпеть усиления роли патриарха в делах русского государства, поставив церковь фактически в подчинение государству.
Патриарх Никон — человек своенравный и фанатичный — был страшно уязвлен, объявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Новоиерусалимский монастырь. Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву, но Алексей Михайлович собрал православных патриархов из других стран, которые постановили лишить его сана патриарха и отправить на вечное заточение в монастырь. Сначала — в Ферапонтов Белозерский, после смерти Алексея Михайловича — в Кирилло-Белозерский.
Строительные работы в монастыре остановились и возобновились в правление царя Федора III Алексеевича (1661-1682 гг.). Новый царь Федор Алексеевич сочувствовал Никону и в 1681 г. позволил ему вернуться в Новоиерусалимский монастырь, но Никон скончался еще по дороге в свою бывшую резиденцию и был погребен в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.
В XIX — начале XX вв. монастырь стал одним из центров православного русского паломничества.
При советской власти упразднен в 1919 г., в его зданиях открыт Краеведческий музей Московской области. В 1941 г. разграблен и взорван нацистами, вновь открыт в 1959 г.
В 1994 г. передан в ведение Русской православной церкви.
Новоиерусалимский монастырь находится в городе Истре, на южном склоне Клинско-Дмитровской гряды. Собор Воскресения Христова в плане почти идентичен храму Гроба Господня.
Начиная с 1950-х гг. в Новоиерусалимском монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин.
Монастырь, который называют городом-храмом, расположен на холме, получившем название Сион.
Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор, который и возводился по образу романского храма Гроба Господня в Иерусалиме. При строительстве зодчие использовали чертежи иерусалимского храма, данные о его размерах, приведенные в старинных рукописях, и даже деревянную модель, в 1649 г. привезенную в Россию патриархом Александрийским Паисием.
Храм — четырехстолпный однокупольный, с южной стороны к нему примыкает колокольня, с западной — ротонда, увенчанная шатром, прорезанным тремя ярусами больших люкарн — оконных проемов в скате крыши.
Главный вход в Воскресенский собор, так же как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. На месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, в которой рассказано о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения, а также названы его святыни.
В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя.
Главная святыня Нового Иерусалима именуется Живоносный Гроб Господень.
Как и его иерусалимский оригинал, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы. Рядом лежит округлый камень — подобие того, что был отвален от Гроба Господня ангелом в ночь Воскресения Христова. Камень небольшой, потому что повторяет тот, что остался в Иерусалиме после того, как от него в течение веков откалывали части, чтобы перенести в другие храмы.
Справа от входа — придел архистратига Божия Михаила, где сохранился изразцовый иконостас XVII в.
В XVIII-XIX вв. в Воскресенском соборе было полтора десятка придельных церквей, устроенных благотворителями Нового Иерусалима, в том числе — из царствовавшей династии Романовых.
Сохранился только один — придел святой равноапостольной Марии Магдалины в северной галерее ротонды, там, где стояла в Иерусалиме Мария Магдалина при погребении Христа. Придел был создан в 1801 г. императрицей Марией Федоровной, супругой императора Павла I, в честь своей небесной покровительницы. Это прекрасное сооружение оформлено по проекту великого архитектора М.Ф. Казакова в стиле классицизма.
С востока к собору примыкает подземная церковь Константина и Елены. В самом Иерусалиме такая церковь вырезана прямо в теле скалы. В северной части церкви погребены Варвара Суворова-Рымникская и Аркадий Суворов — жена и сын великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800 гг.), при жизни сделавшие немалые пожертвования Новоиерусалимскому монастырю.
Монастырь обнесен по периметру самой настоящей высокой крепостной стеной длиной в целый километр и со стенами трехметровой толщины. Такие толстые стены понадобились ещё и для того, чтобы по их верхней части пустить так называемый «боевой ход» — крытую галерею с двумя рядами бойниц. Верхний ряд предназначался для дальнего боя, нижний представлял собой навесные бойницы-машикули для обороны основания стены. Восемь башен крепостной стены получили каждая особое «палестинское» название: Гефсиманская, Сионская и т.п.
Общая информация
Местонахождение: город Истра, Московская область, Россия.Предназначение: мужской православный монастырь.
Дата основания: 1656 г.
Язык: русский.
Религия: православие.
Денежная единица: рубль.
Река: Истра.
Цифры
Крепостные стены: длина — около 1 км, высота — 9 м, толщина — до 3 м, башни — 8.Удаленность: 40 км к северо-западу от Москвы.
Климат и погода
Умеренно континентальный.Холодная зима, теплое лето.
Средняя температура января: -8,5ºС.
Средняя температура июля: +19ºС.
Среднегодовое количество осадков: 700 мм.
Относительная влажность воздуха: 70%.
Достопримечательности
■ Комплекс Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (XVII-XIX вв.): Воскресенский собор (1656-1685 гг.), остатки колокольни (разрушена в 1941 г.), церковь Константина и Елены (подземная церковь, 1658-1685 гг.), Святые ворота с надвратной церковью (1694-1697 гг.), трапезная с церковью Рождества Христова (1686-1692 гг.), палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII в.), солодовые и кузнечные палаты (1690-1694 гг.), настоятельские покои (конец XVII в.), братский корпус (конец XVII в.), караульные палаты (1690-е гг.), палаты «монастырских детенышей» (1650-е гг.), больничные палаты (1698 г.), квасной погреб (1690-е гг.).■ Крепостные стены (1690-1694 гг.), башни (Гефсиманская, Сионская, Надвратная, Елизаветинская, Иноплеменничья, «Варуха», Ефремова, Дамасская, Давидов дом).
■ Постройки за крепостной стеной: скит Никона (1658 г.), Музей деревянного зодчества (мельница, часовня, крестьянская изба).
■ Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» (1020 г.).
Любопытные факты
■ О том, что в СССР Новоиерусалимский монастырь был сохранен и тщательно восстановлен после Великой Отечественной войны, несмотря на атеистический характер идеологии социалистического государства, напоминает официальный адрес этого культового учреждения: город Истра, улица Советская, дом 2.■ Вокруг монастыря многое напоминает о Святой Земле. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским и Фаворским, села — Преображенское, Назарет и Капернаум, реку Истру прозвали Иорданом, ручей, обтекающий монастырский холм, — Кедронским потоком, а сам город Истра до 1930 г. именовался Воскресенском.
■ В тексте стихотворной «Летописи» архимандрита Никанора, рассказывающей о строительстве Воскресенского собора, использован акростих. Из первых букв в строках основного текста складывается сообщение: «Воскресенского сего монастиря грешной архимандрит Никанорис написал сложную сию таблицу всем прочитающим для ведения, когда бе обител сия и церковь начета и кто сему строител бе».
■ Через тридцать лет после окончания строительства каменный шатер Воскресенского собора рухнул, и до 1761 г. грандиозное здание восстанавливалось и перестраивалось по проекту В.В. Растрелли.
■ При Петре I Великом (1672-1725 гг.) в Новом Иерусалиме сократили число монахов: император посчитал, что на их содержание тратятся слишком большие средства. Отныне монастырь был обязан еще и поставлять государству лошадей, фураж, ремесленников из числа монастырских крестьян.
■ Новоиерусалимский монастырь был крупным российским крепостником: до секуляризационной реформы 1764 г. в его собственности находилось 14-16 тыс. душ монастырских крестьян. После реформы они перешли в ведение государства, были освобождены от церковной барщины и получили личную свободу.
■ В 1762 и 1792 гг. на территории монастыря произошли большие пожары, постройки были восстановлены на средства, выделенные императрицей Екатериной II.
■ В 2013 г. гробница патриарха Никона в северном приделе Воскресенского собора была вскрыта археологами. Саркофаг оказался пуст, гробница ранее подверглась разграблению. Местонахождение останков до настоящего времени неизвестно.
geosfera.org
Новый Иерусалим в Подмосковье: экскурсии
Неподалеку от Москвы можно увидеть необыкновенно живописное место — комплекс «Новый Иерусалим». Многим нашим соотечественникам хорошо известны монастыри Московской области (действующие в том числе). Все они представляют огромную историческую и архитектурную ценность. Это Донской мужской монастырь, Новоспасский, женский Алексеевский, конечно же, знаменитый Новодевичий и многие другие. Однако тот, о котором мы расскажем сегодня, стоит особняком в прекрасной галерее произведений русского зодчества. Он находится на реке Истре, неподалеку от одноименного города.
Его обычно называют Новый Иерусалим. В Подмосковье воспроизвести палестинские святыни решил патриарх Никон. Это дало возможность русским людям увидеть святые места Воскресения Христова. И надо сказать, что сюда ежегодно приезжают тысячи туристов с разных уголков нашей страны.
История создания
Строительство Нового Иерусалима производилось в два этапа. Первый этап продолжился с 1656 по 1666 год, когда царствовал Алексей Михайлович Тишайший. Работы были прерваны после опалы патриарха Никона. Строительство возобновилось лишь в 1679 году по распоряжению Федора Алексеевича.
Новый Иерусалим в Подмосковье – это соборный комплекс. В 1685 году было закончено строительство Воскресенского собора и церкви Константина и Елены.
Создание крепостной стены и надвратной церкви Входа Господня завершилось в 1697 году, уже при Петре I. На этом строительство не окончилось. К огромному сожалению, каменный шатер собора Воскресения рухнул, не простояв и тридцати лет. Его восстанавливали до 1761 года. В этот год завершилось царствование императрицы Елизаветы.
Новый шатер строили по проекту знаменитого Франческо Растрелли (младшего). Самые известные работы этого мастера хорошо знакомы нашим соотечественникам – Смольный монастырь, Большой Петергофский и Зимний дворцы. Строительством руководил архитектор К.И. Бланк.
В годы ВОВ Новый Иерусалим (монастырь) оказался на захваченной фашистами территории. Перед уходом они разорили его, разрушили строения. Была уничтожена соборная колокольня, верх собора Воскресения был сожжен, снесены шатры с башен. Комплекс требовал серьезных реставрационных работ.
Монастырь после смерти Никона
Когда патриарх Никон покинул этот мир, монастырь не был заброшен. Его строительство было продолжено. В конце XVII века монастырскую ограду из дерева заменили на каменную. Перестройка проводилась по проекту знаменитого русского зодчего Я.Г. Бухвостова.
Добрая традиция привлекать к строительству храмового комплекса лучших архитекторов была продолжена. После обрушения шатра над часовней Гроба Господня в 1723 году за его восстановление взялся Франческо Расстрелли. В дальнейших перестройках принимали участие М.Ф. Казаков, А.Н. Воронихин, К.А. Тон.
Монастырь при Петре I
У стен монастыря в 1698 году произошло историческое сражение между стрельцами и верными правительству войсками под руководством А. Шеина. Стрельцы были разбиты, большая часть их была казнена. Это событие дало толчок петровским реформам. В это время монастырь переживал упадок. Но позднее он стал важным культурным и религиозным центром страны. На его территории находилась одна из богатейших библиотек.
Многие известные личности русской культуры и истории второй половины XVIII века бывали тут как паломники.
Архитектура ансамбля
Новый Иерусалим в Подмосковье — это яркий образец московского барокко. Его башни и стены построены в виде шестиугольника неправильной формы. Они имеют внутренние хозяйственные помещения, бойницы и кельи монахов. Башни венчают каменные шатры. Воскресенский собор находится в самом центре монастыря.
Восстановление комплекса
Реставрационные работы в этом святом месте длятся уже несколько десятилетий и продолжаются до сих пор. Сегодня монастырь практически восстановлен, кроме колокольни.
Аналогии с Иерусалимом просматриваются здесь во всем — некоторые башни монастыря названы именами ворот Иерусалима – Гефсиманская, Дамасская, Сионская. Существует здесь и свой Гефсиманский сад. Большое впечатление на туристов производит выстроенный в 1658 году скит патриарха в комплексе Новый Иерусалим. Истра, на одном из островков которой скит расположен, символизирует реку Иордан.
Новый Иерусалим в Подмосковье: достопримечательности
Что же следует посмотреть туристам, приехавшим в эти места? Найдем подробный ответ на этот вопрос.
Воскресенский собор
Уникальный памятник архитектуры. Он находится в центре монастыря. Представляет собой сложное сооружение, которое состоит из храма и примыкающих к нему пристроек. С западной стороны это часовня Гроба Господня с ротондой, имеющей восемнадцатиметровый шатер. На северной стороне это Успенская церковь, а на востоке – углубленная в землю церковь Константина и Елены. Ранее с южной стороны собора находилась колокольня, которая была разрушена в 1941 году.
Покои собора отличаются особой устремленностью ввысь, что мало присуще православным храмам. Здесь же в подвальном помещении находится подземная церковь. Кроме того, внутри можно увидеть темницу, где ждал страшной казни Христос, Кувуклию – часовню из мрамора, скрывающую Гроб Господня. Рядом с ним всегда горят тринадцать лампад, принадлежащих православной Патриархии, тринадцать армянских, тринадцать католических и четыре коптских.
Собор окружают трапезные и больничные палаты. Рядом с ними находятся покои настоятеля. Неподалеку от собора можно увидеть остатки погоста с захоронениями выдающихся представителей российского дворянства.
Крепостные стены
Эта часть монастыря строилась под руководством Якова Бухвостова (1690-1697). Крепостные стены имеют башни и надвратную Входоиерусалимскую церковь над Святыми воротами.
Церковь Входа Господня
Еще одна достопримечательность имеется на территории комплекса «Новый Иерусалим». Храм Входа Господня был построен в XVII веке. Это многоярусное сооружение. Надвратная церковь — типичный храм, получивший широкое распространение в русском церковном зодчестве XVII века. В его изысканном, но строгом декоре, выполненном из кирпича, повторяются мотивы крепостной стены.
Ярусный храм удивительно органично вписался в пространство между верхними этажами собора и колокольни. Это сделало восточный фасад комплекса еще живописнее и сложнее.
С западной стороны храма в ряд стоят Больничные палаты, построенные в 1698 году, Трапезные палаты и церковь Рождества Христова, которая символизирует Вифлеем (1692), и палаты архимандрита (1750). Здесь же находится дворец царевны Татьяны Михайловны (XVII в), а также братский корпус.
Новый Иерусалим в Подмосковье огорожен уникальной стеной, построенной в 1694 году. Она объединяет восемь башен — Сионскую, Гефсиманскую, Елизаветинскую надвратную (такой башни в Иерусалиме не было), Давидов Дом, Варуху, Ефремову, Иноплеменничью, Дамасскую.
За Елизаветинскими воротами монастыря находился Гефсиманский сад. Сейчас его уже нет, это парк в излучине Истры.
Когда-то в этом саду были протоки, которые образовывали остров. На нем примерно в трехстах метрах от стены монастыря жил патриарх Никон.
Скит Никона сохранился до наших дней. Это четырехэтажный дом, в котором находились две церкви (на первом и четвертом этажах), кельи, в том числе и самого Никона, хозяйственные помещения. Скит, помимо исторического значения, представляет собой редкий образец дома середины XVII века.
Музей «Новый Иерусалим»
Архитектурно-исторический музей находится на территории Ново-Иерусалимского монастыря – великолепного памятника архитектуры XVII века. Музей «Новый Иерусалим» (Истра, Московская область) образован в 1920 году.
Это точная копия знаменитого храмового комплекса в Иерусалиме. Музей при монастыре познакомит всех желающих с древнерусским искусством XVIII — начала XX века. В экспозиции представлены редкие, уникальные рукописи, бесценные документальные свидетельства, церковное облачение и утварь, старинная мебель, ювелирные изделия. Здесь и под открытым небом музей, который демонстрирует образцы деревянного зодчества.
Каждый год в выставочном корпусе обновляются и появляются новые экспозиции. На территории комплекса проходят праздничные мероприятия и интерактивные программы.
Музей ждет своих посетителей в зимнее время ежедневно с 10:00 до 17:00, а в летнее — с 10:00 до 18:00. В понедельник и в последнюю пятницу месяца заведение не работает.
Все гости могут войти на территорию монастыря, посмотреть на археологические раскопки, посетить музей и церковь Рождества Христова. Через Елизаветинскую башню можно пройти в парк, где находится Выставочный корпус и интереснейшие памятники деревянного зодчества — часовня, крестьянская усадьба, ветряная мельница. Проводится катание на лошадях.
Новый Иерусалим в Подмосковье: экскурсии
Тысячи туристов ежегодно посещают храмовый комплекс «Новый Иерусалим». Карта Подмосковья вам потребуется, если вы соберетесь приехать сюда на автомобиле. Дорога из Москвы займет около двух часов.
Для начала вам понадобится обзорная экскурсия. Новый Иерусалим предстанет перед вами во всей красе в любое время года. Вам будет предложено посещение гробницы Никона, придела Успения Богородицы, Подземной церкви. Тем, кто хочется подробнее узнать об этом месте, понадобится расширенная экскурсия. В этом случае добавляется посещение Крестьянской усадьбы и парка.
В теплое время года в экскурсии по комплексу «Новый Иерусалим» в Подмосковье включается подъём на Крепостную стену, с которой открывается потрясающий вид. В зимние дни можно посетить Выставочный корпус.
В комплексе «Новый Иерусалим» в Подмосковье разработана увлекательная экскурсия для детей. Она включает посещение крестьянского дома и двора. Опытный гид расскажет ребятам об обычаях, быте крестьян конца XIX века. За дополнительную плату можно сфотографироваться в крестьянском платье, покататься верхом на лошади.
В 1994 году в церкви Константина и Елены вновь стали проводиться богослужения, в 1995 году здания и сооружения монастыря были переданы Московскому Патриархату, в нем возобновилась монашеская жизнь.
Новый Иерусалим в Подмосковье сегодня является одновременно монастырем и музеем под открытым небом. В эти места стремится приехать каждый, кто хочет приобщиться к нашей истории и отдохнуть в тени вековых сосен Гефсиманского сада.
fb.ru
5.9. Новый Иерусалим под Москвой. Москва в свете Новой Хронологии
5.9. Новый Иерусалим под Москвой
Косвенным свидетельством того, что в XVII веке положение «правильного Иерусалима» ещё не устоялось в умах людей, служит известная попытка русского патриарха Никона изобразить Иерусалим на местности под Москвой. По-видимому, Никон попытался сделать под Москвой то же самое, что сделали западноевропейцы в Палестине, попав туда лишь в конце XVIII — начале XIX века. То есть поставить «новую Иерусалимскую точку» на карте. Никону же пришла в голову мысль поставить эту точку недалеко от Москвы. А заодно и стать Иерусалимским патриархом, см. [1], [7], [17]. В каком-то смысле он был недалёк от истины. Ведь до него Москву уже строили как ИЕРУСАЛИМ. Именно строительство Москвы попало на страницы Библии, в книги Неемии и Ездры, как строительство, «восстановление» Иерусалима. Может быть, Никон что-то ещё помнил. Надо сказать, что его постройки в Новом Иерусалиме под Москвой, около Звенигорода, оказались намного грандиознее, чем то, что изобразили западноевропейцы в Палестине в 1810 году. Никон точно воспроизвёл в своём Новом Иерусалиме очень сложный и явно искусственный, возникший из-за непонимания старого текста, план старого храма св. Гроба Господня. См. подробности в [1], [9], [17].
Никон был лишён сана патриарха. В частности, и за свой Новый Иерусалим [64], с. 175. Больше подобных попыток строительства другого Иерусалима не делалось.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Новый Иерусалим — РУССКАЯ ИСТОРИЯ
М. А. Крючкова, вед. н. с. Музея «Новый Иерусалим»
В середине XVII века в окрестностях Москвы появилось необычное название — Новый Иерусалим. Правивший тогда Российским государством царь Алексей Михайлович и глава Русской Церкви Патриарх Никон решили создать недалеко от столицы топографическую и архитектурную копию Святой Земли.
Центром Русской Палестины должен был стать монастырь, получивший название Новый Иерусалим. Этот масштабный церковно-государственный проект был призван продемонстрировать возросшее значение России как оплота мирового Православия, наследницы Византии, а самого русского царя представить вторым Константином, благочестивым поборником истинной веры. Царь и Патриарх — «премудрая двоица», как их тогда называли, — поначалу действовали в полном единомыслии, однако впоследствии Алексей Михайлович отстранился от этого проекта, и реализация грандиозного замысла целиком легла на плечи Патриарха.
Создатель монастыря — Патриарх Никон (1605–1681) — одна из самых ярких фигур русской истории. Никон возглавлял Русскую Церковь шесть лет. Три основанных им монастыря демонстрировали возросшее международное значение России как центра мирового Православия. Иверский монастырь на Валдае был символическим повторением афонского Ивера — монашеского центра грузин, которых в Средневековье называли иверами, — на Святой горе. Крестный монастырь на Белом море своим посвящением напоминал об одноименном монастыре в окрестностях Иерусалима. Завершающим аккордом стало создание Русской Палестины и Ново-Иерусалимского монастыря.
Русская Палестина мыслилась как архитектурно-ландшафтный образ Святой Земли. В ней предполагалось воссоздать все основные палестинские святыни, в которых запечатлелась земная жизнь Иисуса Христа. Патриарх Никон стремился к максимальной точности в воспроизведении святых мест. Документальными источниками для него послужили широко известные в Европе гравюры итальянского художника Бернардино Амико с изображениями храма Гроба Господня, Вифлеемской базилики, Елеонской часовни и других палестинских храмов. Кроме того, в распоряжении Никона была книга иеромонаха Троице-Сергиева монастыря Арсения (Суханова) «Проскинитарий» («Поклонник святых мест»), в которой тот детально описал палестинские святыни.
Для реализации своего замысла Патриарх Никон выбрал местность к северо-западу от Москвы, по берегам реки Истры. Реку, делающую в этом месте излучину, окружали холмы. Это позволяло максимально приблизиться к палестинскому первообразу. Топографические объекты получили новые названия: Истра в своём среднем течении стала именоваться Иорданом, протекающий рядом ручей — Кедроном, холм в их излучине — Сионом, холм к востоку от него — Елеоном, к северу, за рекой, — Фавором. На холме Елеон был установлен поклонный крест, символически обозначающий место Вознесения Христа.
Строились храмы, посвящённые великим (двунадесятым) праздникам: село Дарна на холме Ермон стало Воздвиженским, Никулино — Преображенским, деревня Котельники — Вознесенским. На берегу реки был построен каменный скит Патриарха Никона («пустынька на острову») с церковью Богоявления (Крещения). Некоторые селения получили исторические палестинские названия: село Чернево, расположенное по дороге из Москвы, на территории современного Красногорска, получило название Назарет, в селе Сафатове-Воскресенском предполагалось построить женский монастырь Вифания с церковью Входа Христа в Иерусалим. Пустошь Зиновьева «на ручье» была переименована в Капернаум. Имелся в Русской Палестине и свой Вифлеем, но его местоположение точно установить не удалось. В систему святых мест вошли и старые селения, названия которых не пришлось менять: село Троицкое на Истре, а также древнейшее поселение этих мест Ильинский погост, который находился к югу от предполагаемого Нового Иерусалима — в Палестине монастырь Пророка Илии также расположен к югу от города.
Главным делом Патриарха Никона было строительство монастыря, символизирующего святой град Иерусалим. Для этого был выбран холм в излучине реки, получивший название Сион. В 1657 году появились первые деревянные здания Нового Иерусалима: церковь Воскресения Христова, жилые и хозяйственные постройки, ограда. Осенью того же года эти места посетил царь Алексей Михайлович, одобривший строительство. В память об этом на оборотной стороне поклонного креста была высечена надпись. Однако в 1658 году между царём и Патриархом произошёл конфликт. Оскорблённый Патриарх покинул Москву и удалился в Новый Иерусалим. Здесь он провёл более восьми лет, на месте руководя строительством. Поначалу все основные постройки Нового Иерусалима были деревянными. Самое ранее каменное сооружение — скит Патриарха Никона — было построено в 1657–1662 годах на искусственном островке, образованном специально вырытой протокой. Сравнительно небольшая постройка органично объединяла в себе церковные, жилые и хозяйственные помещения. В скиту были устроены две церкви. Одна из них — церковь Богоявления — расположилась на третьем этаже здания. Другая — маленькая, восьмигранная церковь в честь апостолов Петра и Павла с миниатюрной колоколенкой и крошечной кельей, в которой могло поместиться лишь каменное сиденье, была поставлена на плоской кровле скита. В 1658 году началось строительство каменного собора в честь Воскресения Христова. Никону не суждено было увидеть его завершённым. При Патриархе здание храма было доведено до кровли и построена семиярусная колокольня.
Восьмилетнее пребывание Патриарха Никона в монастыре закончилось в 1666 году низложением Никона с патриаршего престола Собором Вселенских Патриархов. Особым пунктом обвинения было строительство Нового Иерусалима. Собор счёл идею Русской Палестины, противоречащей церковным канонам. Никон пытался защитить своё любимое детище. Он доказывал, что Русская Палестина — это не механическая копия, а икона Святой Земли, созданная в соответствии с определением Седьмого Вселенского Собора об иконах. Доводы опального Патриарха не были приняты, и Собор в 1666 году запретил именовать Воскресенский монастырь Новым Иерусалимом.
Строительство монастыря замерло. Только после смерти царя Алексея Михайловича опала с Никона была снята. Новый царь Фёдор Алексеевич, вступивший на престол в 1676 году, добился отмены соборного решения о низложении Патриарха и разрешил ему вернуться в Воскресенский монастырь. Никон не доехал до своей обители. Он умер по дороге, недалеко от Ярославля. Его тело привезли в Новый Иерусалим и похоронили, согласно завещанию, в приделе Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, расположенном под Голгофой. Такой выбор был неслучаен: именно под горой Голгофой, согласно преданию, была погребена голова Адама. В храме Гроба Господня в этом месте находились захоронения первосвященника Мельхиседека и иерусалимских королей. Никон, следуя палестинскому прообразу, завещал похоронить себя в соответствующем приделе Воскресенского собора.
Была снята опала и с самой обители. Молодой царь Фёдор Алексеевич внял настойчивым просьбам своей тётки Татьяны Михайловны, покровительницы покойного Патриарха, — довершить дело, начатое Никоном. В 1678 году царь посетил обитель. В следующем году возобновилось строительство собора. Под руководством архимандрита Никанора и строителя старца Сергия (Турчанинова) грандиозное здание было завершено. Восемнадцатого января 1685 года в присутствии царя Ивана Алексеевича, правительницы Софьи и других членов царской семьи состоялось освящение главного престола. В 1690 году были освящены подземная церковь и южные приделы. Таким образом, замысел Воскресенского собора, воспринятый монастырскими властями от Патриарха Никона, был наконец осуществлён.
Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря стал самым большим по размеру храмом тогдашней России. Южный фасад собора протяжённостью 106 метров в наибольшей степени выявляет черты его сходства с палестинским прообразом — храмом Гроба Господня. Он состоит из трёх основных частей: подземная церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены, центральная часть с главным престолом Воскресения Христова и ротонда Гроба Господня, перекрытая шатром. Как и в палестинском храме, к Воскресенскому собору примыкает колокольня, а в собор с юга ведут двое «великих врат».
Подземная церковь Константина и Елены повторяет церковь-крипту храма Гроба Господня с приделом Обретения Креста. Она не имеет аналогов в древнерусском зодчестве. Углублённая в землю церковь была завалена грунтом и возвышалась над поверхностью на полтора метра. Как показало время, такая постройка в условиях среднерусского климата и влажного грунта не имела перспективы. В XVIII веке церковь была радикально перестроена. Центральная часть собора с главным престолом Воскресения имеет форму открытого креста. С севера и юга к ней примыкают трёхъярусные галереи с комплексами придельных церквей, с востока идёт полукруглый заалтарный обход с тремя приделами, увенчанными малыми главками. Сюда выходит и лестница из подземной церкви, 33 ступени которой символизируют годы земной жизни Христа. Западную часть храма составляет большое круглое сооружение — ротонда, аналогичная палестинской. В храме Гроба Господня в её центре находится главная святыня — Кувуклия — пещера, куда было положено тело Христа и у входа в которую ангел возвестил жёнам-мироносицам о воскресении.
Посвящение собора Воскресению Христову — величайшему празднику восточно-христианской церкви, открывшему человеку путь к жизни вечной, — привнесло в композицию и декор храма специфические черты. Никон вкладывал в храм Воскресения особый смысл: он хотел создать образ того Нового Иерусалима, который по Откровению Иоанна Богослова сойдёт «от Бога с неба» — райского, небесного города. Именно таким храмом-градом представлялся собор всякому, кто входил в монастырь с главного входа. Перед ним открывался восточный фасад Воскресенского собора. Одна над другой возвышались его главные части. На переднем плане — подземная церковь, над ней — три небольших главки заалтарных приделов, чуть выше — фланкирующие центральную часть галереи, завершённые главами на восьмигранных барабанах. Над всем этим — центральная часть, увенчанная большим шлемовидным куполом на круглом барабане диаметром 13,2 метра. Вдали можно было увидеть часть шатра, перекрывающего ротонду Гроба Господня. Колокольня, разрушенная во время Великой Отечественной войны, вносила в восточный фасад элемент асимметрии.
Отличительной особенностью храмов Нового Иерусалима было использование многоцветной архитектурной керамики. Собор по всем его трём ярусам опоясывали керамические фризы. Окна имели керамические наличники, керамические порталы оформляли входы в основные приделы, в которых были сооружены изразцовые иконостасы.
Уникальным церковно-просветительским актом строителей Нового Иерусалима было составление «каменного путеводителя» по Воскресенскому собору. В первой половине 1680-х годов в стены и столпы храма было вмуровано 48 белокаменных плит с высеченными на них текстами. В текстах давалась информация о топографии храма Гроба Господня, иногда — в сравнении с Воскресенским собором. Этот путеводитель в части, касающейся палестинского храма, имел основным источником «Проскинитарий» Арсения Суханова. Он знакомил паломников с расположением престолов палестинского храма, давал сведения о конфессиональной принадлежности его частей, сообщал о хранившихся там святынях и реликвиях. Тогда же архимандритом Никанором была сочинена стихотворная «Летопись», рассказывающая о строительстве Воскресенского собора, тоже высеченная в камне.
К поздним постройкам XVII века принадлежит Елеонская часовня над уже упомянутым поклонным крестом. Восьмигранная в плане, как и её палестинский прототип, она имела шатровое завершение. В 1690-х годах была построена каменная монастырская ограда с восемью башнями и надвратной церковью в честь входа Господа в Иерусалим. Руководил работами видный зодчий конца XVII века Яков Григорьевич Бухвостов, работавший в стиле московского барокко.
В середине XVIII века Воскресенский собор сильно изменил свой облик. Был возведён новый, деревянный шатёр над ротондой взамен рухнувшего в 1723 году каменного. Весь храм был оформлен в стиле елизаветинского барокко.
В течение всей своей истории Воскресенский монастырь пополнял своё собрание копий палестинских святынь. Ещё в XVII веке напротив входных Красных ворот собора был положен Камень Миропомазания, именуемый также Камнем Повития. Прямоугольная плита длиной 180 и шириной 107 сантиметров символически обозначала место, куда тело Христа было положено его учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом, где оно было смазано миром и обвито плащаницей. В Кувуклии находилось подобие камня, отваленного от пещеры Гроба Господня. Впервые он появился здесь ещё во времена Патриарха Никона и воспроизводил видимую часть вросшего в землю палестинского камня, описанного Арсением Сухановым. В 1870-х годах был сделан новый камень из белого мрамора, который не соответствовал в точности иерусалимскому прообразу, а лишь условно его обозначал.
В соборе можно было увидеть подобия и других иерусалимских реликвий. Паломник поднимался на Голгофу и видел там лобное место, представляющее собой огромный плоский камень с тремя лунками, обозначающими места, где стояли кресты Иисуса и разбойников. В камне была высечена трещина в напоминание о том, как раскололась гора Голгофа, на которую пала кровь Спасителя. На лобном месте в резном киоте было установлено кипарисовое Распятие XVII века. Внутри придела «Темница Христова» находилась каменная колодка в виде стула с отверстиями для ног. Она воспроизводила хранящиеся в иерусалимском храме Узы Спасителя, перенесённые туда, по преданию, из претории Понтия Пилата. У входа в заалтарный придел «Аврамова палатка» лежал Камень-Жертвенник, указывающий на то место, где Авраам приносил в жертву своего сына Исаака. Чуть дальше, у входа в подземную церковь, находился камень — подобие колонны, на которой сидел Христос, когда на него возлагали терновый венец.
В XVIII–XIX веках количество палестинских топонимов и объектов в ближайших окрестностях монастыря значительно возросло. В 1845 году была построена деревянная шестигранная часовня над Силоамским источником у северо-западного склона монастырского холма. У северного склона находился источник Самарянки, над которым тоже была поставлена маленькая часовенка. Иерусалимские названия получили к этому времени башни монастырской ограды: Сионская, Гефсиманская, Дамасская, Давидов дом, Ефремова, Варуха, Иноплеменничья. Роща в границах, определённых Кедронским потоком, стала именоваться Гефсиманским садом; берёзовая роща к юго-западу от монастыря, напротив башни Давидова дома — Урииным садом; овраги, окружающие монастырь с севера и юговостока, — Иосафатовой долиной и Юдолью плачевной. Село Никулино-Преображенское получило ещё одно название — Скудельничье. Ближе к монастырю переместились некоторые палестинские топонимы, имевшие место ещё в XVII веке. Горой Ермон стала называться вторая, западная вершина Фаворского холма. Дуб, стоявший недалеко от реки, именовался Мамврийским. Топографически всё это уже мало соответствовало реальному палестинскому первообразу, однако вызывало у паломников живые ассоциации и воспоминания соответствующих мест Священного Писания.
Вот слова знаменитого поэта XVIII века Г. Р. Державина:
На Истре Воскресенск в России знаменит,
И новым свет его Ерусалимом чтит,
Зря в нём подобие того святого храма,
В котором Божий Сын, спасая род Адама,
Торжественно воскрес от гроба, яко Бог,
И к земнородным тем явил щедрот залог,
Которые в себе всяк верный ощущает.
Читатель, посетя святые здесь места,
Почтим любовию тем самого Христа.
Эти строки были помещены на стене колокольни при входе в Воскресенский собор.
rus-istoria.ru
Новый Иерусалим | во времени и пространстве
По богословской мысли Святейшего Патриарха Никона подобие Иерусалима, создаваемое в какой-либо отдельной части Вселенской Церкви (в данном случае — в России), может обладать тем же благодатным значением и силой, что и палестинский Иерусалим.
НОВЫЙ (НЕБЕСНЫЙ) ИЕРУСАЛИМ — один из основных символов христианского искусства, образ Церкви Торжествующей, обновления мира после Страшного суда, «Небесного царствия, сходящего на землю». Лидов А.
Мы живём в удивительном месте – в сакральном пространстве Нового Иерусалима, который сегодня, в нашем времени, восстанавливается из руин.
… « Тем, кто в силу своих профессиональных интересов, своей любознательности, не безразличия к столице Третьего Рима знаком с историей градостроительных методов, по которым изначально строилась и созидалась Святая Русь до революционной «перестройки» 1917 года, известны имена и работы таких исследователей в данной области, как церковный историк протоиерей о. Лев Лебедев (ныне почивший), церковный археолог и теоретик архитектуры и градостроительства Михаил Петрович Кудрявцев (Царствие ему Небесное), ныне здравствующий корифей и знаток древнерусского зодчества Геннадий Яковлевич Мокеев и некоторые другие. Ими доказано на конкретных градостроительных образах, что все русские города, а особенно — Москва, строились одновременно как иконы исторического Иерусалима, повторяя его топонимику, архитектурные особенности, пространственные атрибуты, но и, одновременно, как образ Иерусалима Нового, сходящего от Бога на Землю апокалиптического Града, о котором говорится в Откровении Апостола Иоанна. На этих же образах строился и Новый Рим — Царьград. Вот почему Москву принято называть «Третьим Римом. …Окружающее нас пространство влияет на наше подсознание и формирует наш образ жизни, который может при определенных обстоятельствах стать образом смерти, образом, ведущим к смерти». Валерий Архипов
«…Наша с вами сверхзадача: в свое время «восстановить попранное», изменить окружающий наш мир так, чтобы мы все воскресли, и не только каждый по отдельности, воскресли как соборная личность — Русский Народ Богоносец. Для личного спасения сегодня существуют достаточно комфортные условия: храмов в Москве много. Печатается достаточно святоотеческой литературы, чтобы правильно выстроить свою духовную жизнь. Есть известные Старцы, доступ к которым не закрыт для жаждущих спасения душ. Но… мы все так или иначе чаем Воскресения именно России, а не только личного, в какой-то степени — эгоистичного желания спасения.
Сказано: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мрк.8:35).
Этим Путем, ведущим в Жизнь Вечную, прошел Основоположник нашего Спасения Христос. Этим же путем прошел и земной христос — Помазанник Божий, Святой Царь-Мученик Николай Александрович. И если мы хотим неложного — а соборного, то есть ОБЩЕГО Воскресения и Спасения для всех, готовых к восприятию Евангельской Истины, жителей Третьего Рима: наших близких, друзей, знакомых и незнакомцев, то и нам необходимо раскрывать постепенно «тайну беззакония», пройдя непростой путь познания Доброго и лукавого, путь от Древа познания к спасительному Древу Жизни…»
Митрополит Иоанн (Снычев).
«…сущность России определяется скорее цельностью внутренней духовной жизни, нежели степенью могущества наружной власти». Дж. Биллингтон
ierusalem.ru