Музей имени пушкина изобразительный: Пушкинский музей

Содержание

Музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве

Музей был открыт для публики в 1912 году как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете. В то время основу его коллекции составило собрание Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета, которое состояло из античных ваз, нумизматической коллекции, слепков с античных скульптур и специальной библиотеки. В конце XIX века специально для музея закупили оригиналы произведений искусства и культуры Древнего Египта. В этот же период началось планомерное развитие музея с целью создать коллекцию, в которой были бы представлены этапы истории европейского искусства с древности до Нового времени.

Сейчас в музее имени Пушкина существуют экспозиции четырёх типов. Одна из них — это экспозиция слепков, которые изготавливались в европейских мастерских специально для музея по формам, снятым с оригиналов. Эти высококачественные копии позволяют познакомиться с произведениями искусства, хранящимися в других знаменитых музеях мира — античной скульптурой, скульптурой Передней Азии, Средних веков, Итальянского возрождения.

Следующая экспозиция — оригиналы произведений искусства и культуры древних цивилизаций. Многие из них — находки археологических экспедиций музея. Здесь хранится уникальный экспонат — клад, который найден при раскопках в Трое в конце XIX века немецким ученым Генрихом Шлиманом. Считалось, что этот клад был утерян во время войны. Оказывается, он был вывезен в Советский Союз из Германии и хранился в запасниках музея в строгой секретности.

В картинной галерее представлены полотна мастеров VIII—XX веков. Здесь есть коллекция византийских икон и древней мозаики, работы Боттичелли, Давида, Пуссена, Кранаха. Некоторые шедевры, такие как «Мадонна с Младенцем и двумя донаторами» и «Мадонна с Младенцем на троне» попали в музей из европейских галерей после Великой Отечественной войны. В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков широко представлены работы импрессионистов и постимпрессионистов: Гогена, Пикассо, Ван Гога, Матисса, работы европейских и американских художников и скульпторов XIX—XX веков.

Экспозиция построена в определенном порядке: отдельно представлены национальные школы и художественные эпохи. Например, здесь есть такие залы как «Искусство Германии и Нидерландов XV—XVI веков», «Голландская школа XVII века», «Итальянский дворик», «Греческий дворик». Кроме содержащихся в них шедевров, эти залы привлекают своей архитектурой, повторяющей элементы Афинского Акрополя и палаццо Барджелло.

И, наконец, Отдел личных коллекций. Здесь сохранена целостность частных собраний произведений искусств, которые тем или иным путём попали в музей.

Всего в собрании музея более 670 000 произведений искусства. Из них всего лишь 1,5% представлены широкой публике. Музейная экспозиция постоянно меняется, но многие экспонаты никогда не извлекаются из запасников из-за определённых требований к их содержанию.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина в 1991 году внесён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+

Пушкинский музей в Москве – Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина на Волхонке

Пушкинский музей (официальное название – Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина) – одно из крупнейших в мире собраний живописи, скульптуры, графики и редчайших археологических артефактов. Коллекции Пушкинского музея считаются бесценным культурно-историческим и художественным достоянием.

В фондах ГМИИ им. Пушкина хранится больше 700 тыс. экспонатов, в залах выставлено лишь 1,5% от общего объема коллекции. В музейный комплекс входит несколько зданий в центре столицы: Главное здание, Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв., Музей-квартира С. Рихтера, Отдел личных коллекций и центр «Музеон».

Большинство экспозиций размещены в Главном здании, построенном архитекторами Р. Клейном и И. Рербергом в начале XIX в. Огромный дом с величественной колоннадой и стеклянной крышей внесен в перечень памятников архитектуры общефедерального значения.

У истоков Пушкинского музея стоял знаменитый русский археолог, ученый и педагог И.В. Цветаев. В 1893 г. он обратился к столичным властям с предложением создать на основе коллекции Кабинета древностей Московского университета общедоступный музей. Цветаев предложил сформировать экспозиции, отражающие ключевые этапы становления искусства с древних времен до современности. Музей открылся в мае 1912 г., Иван Владимирович стал его первым директором.

Основу коллекций составляли точные копии античных статуй и настоящие артефакты, приобретенные руководством учреждения у египтолога В. Голенищева. Постепенно фонды музея пополнялись: много картин было подарено благотворителями, куплено на аукционах, поступило из других собраний. После революции хранилище пополнилось за счет конфискованных у представителей аристократии ценностей.

Сегодня Пушкинский музей – культурный центр мирового уровня, в котором проходят научные лекции, дебаты, выставки, концерты классической и органной музыки, презентации, творческие встречи, киносеансы, мастер-классы, квесты.

Музей проводит огромную научную работу, снаряжает археологические экспедиции, сотрудничает с профильными учебными заведениями, занимается обучением детей.

Постоянные экспозиции

Живопись

Все экспозиции зала «Живопись» распределены по датам создания того или иного полотна, а также по отношению к художественной школе или направлению. Самые ранние экспонаты относятся к византийскому периоду европейского искусства. В основном это произведения иконописи.

Ранняя западноевропейская живопись представлена уникальной коллекцией итальянских художников, относящихся к направлению так называемых «примитивов».

В 1948 г. в Пушкинский музей поступило собрание расформированного Музея нового западного искусства, включающее полотна выдающихся французских живописцев 19-20 вв.

В зале «Живопись» посетители увидят оригинальные полотна П. Гогена, М. Пепейна, О. Верне, П. Элле, Д. Питтони, Г. Крауса, Л. Джордано, В. Версхюра, Ж. де Труа и многих других.

Среди шедевров, хранящихся в Пушкинском музее: «Дама у окна» А. Тулуз-Лотрека, «Геркулес и Омфала» Ф. Буше, «Красные виноградники в Арле» и «Прогулка заключенных» Винсента Ван Гога, «Бульвар Капуцинок в Париже» и «Завтрак на траве» Клода Моне, «Пьеро и Арлекин» Поля Сезанна и др.

Особое место в экспозиции занимает коллекция живописи Пабло Пикассо: это одиннадцать полотен, включая знаменитую картину «Девочка на шаре», ставшую визитной карточкой художника.

Графика

В Пушкинском музее находится одна из богатейших в мире коллекций графики, в которую входят 20 тыс. гравюр, принадлежавших царю Александру II, японские гравюры из личного собрания С. Китаева, работы Рембрандта из коллекции Н. Мосолова, русские гравюры, принадлежавшие Д. Ровинскому и т.д.

В музее хранится больше 380 тыс. гравюр и рисунков. В экспозиции представлены наиболее известные работы великих мастеров: Рубенса, Матисса, Пикассо, Дюрера, Калло, Ренуара и многих других.

Гордость музея – коллекция графики Сальвадора Дали из серий «Фауст», «Хиппи», «Сюрреалистическая тавромахия», «Мифология».

Скульптура

В коллекцию скульптуры Пушкинского музея входят работы выдающихся мастеров Западной Европы — Клодиона, Родена, Лемуана, Майоля, Бурделя; деревянные статуи XVI в.; образцы древнеегипетской, древнегреческой и древнеримской скульптуры; скульптуры современных отечественных и зарубежных авторов.

В состав постоянной экспозиции входит два дворика – греческий и итальянский. Это – просторные залы, в которых размещены точные слепки с самых знаменитых статуй Древней Эллады и Римской империи. Греческий дворик похож на афинский акрополь, здесь установлены макеты колонн Парфенона в натуральную величину, копии знаменитых скульптур Фидия – «Афина Парфенос», «Зевс», «Раненая амазонка», «Ника» и т. д.

Итальянский дворик является точной копией одного из ярусов флорентийского дворца Барджелло, он привлекает внимание конными статуями – копией монумента Гаттамелату работы Донателло и скульптурой кондотьера Коллеони работы Верроккью. Здесь же можно увидеть точный слепок Фрейбергского портала, копию раки св. Зебальда, бронзовые статуи средневековых рыцарей.

На входе в итальянский дворик посетителей встречает самый известный слепок музея, его визитная карточка – точная копия статуи Давида работы Микеланджело.

Из итальянского и греческого двориков посетители попадают в зал Древнего Египта. Здесь представлены археологические редкости, подлинники скульптур и саркофагов. Собрание Пушкинского музея считается лучшей в России коллекцией древнеегипетского искусства. Посетители увидят саркофаг и мумию жреца Хор-Ха, позолоченный саркофаг Маху, статуи Аменхотепа и его жены царицы Раннаи, рельеф сокровищницы Иси и другие бесценные реликвии мировой культуры.

Особо ценным экспонатом считается статуя фараона Аменемхета III эпохи Среднего царства (1853 г. до н.э.). Этому уникальному произведению искусства посвящены бесчисленные книги и монографии, посмотреть на статую приезжают ученые и туристы со всего мира.

В зале искусства Древнего Востока хранится знаменитое «Золото Трои» — артефакты, найденные Генрихом Шлиманом в городе Троя, который долгое время считался выдумкой Гомера. Это – золотые украшения, посуда, шлемы, статуэтки.

В Античном зале хранятся подлинные произведения древнегреческого и древнеримского искусства: барельефы, саркофаги, вазы, бюсты, живопись, книги и многое другое.

Видео:

Еще одно небольшое видео, которое сняли к Новому году в интерьерах Пушкинского музея:

Столичный музей изобразительных искусств имени Пушкина принял первых посетителей после четырехмесячного карантина

Знаменитый Пушкинский музей снова открыт для посетителей. Музейные сотрудники очень соскучились по гостям и подготовили много приятных сюрпризов. Заглянуть можно будет даже за те двери, что всегда были под замком. Провели и генеральную уборку. Учитывая, с каких вековых ценностей смахивали музейную пыль, это оказался весьма увлекательный процесс.

Вот так открылся музей, который до пандемии не закрывался никогда, даже во время войны. Второе рождение.

«Ну я всю жизнь сюда хожу, следила за информацией. И в этом есть какая-то символика, что именно я пришла сюда сегодня первой», — говорит первый посетитель Пушкинского музея Ольга Семченко.

И даже музейная проза — люди, ходящие по залам — сегодня воспринимаются по-особому. К гостям готовились в лучших традициях. Высокое и вечное тоже нуждается в генеральной уборке.

Развевающиеся одежды богини Ники: воздушные потоки пылесоса помогают воображению. Сейчас смахнут с крыльев тяжесть будней, и она взмоет в небо. Перед открытием в Пушкинском музейную пыль стряхивают. Что значит: быть на равных с персидским царем Мавзолом, взглянуть ему в глаза. Будто феном уложить кудри на место. Поправить складки, пусть несколько скудного наряда Аполлона Бельведерского. В сознании не вяжется, высокое и вечное с генеральной уборкой: это тоже часть музея. За плечами охотника за пылью рюкзак с пылесосом, в руках кисть гримера. Обеспыливание — процесс интимный. Никаких резких движений, аккуратно, без спешки и регулярно раз в месяц. Чтоб пыль не бросалась в глаза.

«Первозданный вид теряет, все блекнет, некрасиво получается», — говорит Игорь Шарейко, сотрудник музея.

Не госпиталь, а музей. Здесь решили, нельзя быть столь безнадежно серьезными и добавили в будни пандемии артистизма. Даже в такую неромантичную сферу, как правила и ограничения.

«Господа, соблюдайте дистанцию, вы в музее, а не на станции», — это не просто слова, а совет самого Пушкина, который считается ангелом-хранителем музея. Вот такие рисунки-инструкции здесь расклеивают повсюду. И как полагается ангелу-хранителю, Пушкин всегда рядом. Он наставляет посетителей на путь истинный.

Оказалось, инструкции могут вдохновлять. К примеру: «Садитесь по одному, так лучше пишутся стихи». По сути, это выставка рисунков между живописных полотен. Пушкина в танце закружил Матисс, поэт протестует: социальная дистанция не соблюдается. Чтобы вместо шара девочка не оказалась с вирусом, Александр Сергеевич в стиле Пикассо просит взрослых присматривать за детьми. И для тех, и для других в музее покажут анимацию.

В Пушкинский с Пушкиным. Так называется новаторский проект. Но в музее решили зайти еще дальше.

«Мы решили, что мы откроем все самые закрытые двери нашего музея, то есть у нашего зрителя будет абсолютное ощущение проникновения в закулисье музейной жизни, которая так всех интересует», — рассказывает Марина Лошак, директор государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Чтобы задать темп, директор музея начала со своего кабинета: «Кабинет директора считается сакральным закрытым местом, это неправильно». «Вы находитесь в святая святых — реставрационной мастерской, сюда ступает только нога хранителя и реставратора», «Это здание графики, обычно закрытое для посетителей».

Вот с этих редких возможностей и начинает музей новую жизнь. Графике свет противопоказан, выставляют редко и по особому поводу. Пушкинский зрителя не пощадит, головокружение от количества шедевров на квадратный метр обеспечено.

Из 27 тысяч рисунков, что хранятся в Пушкинском, отобраны 200 самых-самых. Вещи из первого ряда, как говорят в музее. Конечно, все это время были доступны электронные версии и лекции и даже виртуальные экскурсии по этой выставке. Но ничто не заменит живой встречи.

«Рисунок не поддается адекватному репродуцированию, как ни крутитесь. Можно это воспринимать как нечто мистическое, но энергетика только в подлиннике сохраняется», — считает Виталий Мишин, куратор выставки «От Дюрера до Матисса».

«Сложно сконцентрироваться, когда пытаешься добраться до шедевра. А сейчас прекрасная возможность в тишине, в прохладе, прогуляться по музею», — отмечает министр культуры РФ Ольга Любимова.

В реальности, взаправду, воочию: проверить и почувствовать мистику искусства можно уже сегодня. Пушкинский открылся.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина запускает онлайн-программу #НаединесПушкинским

3113

При поддержке

В программе акция #СкучаюпоПушкинскому, проекты «100 способов прожить минуту», «Медиакарантин» и онлайн-экскурсии.

Источник: pushkinmuseum.art

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина запускает онлайн-программу #НаединесПушкинским. Программа призвана объединить все интернет-проекты музея и представить новые форматы взаимодействия с аудиторией в период, пока музей закрыт для публики. В рамках программы будет реализован ряд проектов, в том числе акция #СкучаюпоПушкинскому: музей предлагает своим друзьям делиться историями о нем в социальных сетях – под хештегом #СкучаюпоПушкинскому. Опубликованные рассказы музей разместит в своих аккаунтах. Проект направления «Пушкинский XXI» «100 способов прожить минуту» поможет людям, находящимся в добровольной самоизоляции, не бояться быть наедине с собой. Он состоит из нескольких тематических частей. «История художественной медитации» соберет размышления специалистов о произведениях из коллекции музея, а также о художниках и искусствоведах прошлого, осваивавших время. Главные темы этого раздела – замедление темпа жизни, созерцание, уединение. Для раздела «Медиакарантин» современные художники, писатели и философы создадут видео, подкасты, визуальные схемы и гиды, в которых научат пользователей собственным методам приручения времени и медитации. Среди участников – группа MASBEDO, Ив Суссман, Юрий Анкарани, Давид Клербо и другие. Материалы будут регулярно публиковаться на медиаресурсах музея и на партнерских платформах. Видеоэкскурсии по основной экспозиции музея, подготовленные совместно с Комитетом по туризму города Москвы, пройдут в рамках проекта #Москвастобой. Ежегодная акция «Я покажу тебе музей» пройдет в виртуальном формате 5 апреля.

Работу продолжают Клуб Юных Искусствоведов, программа «Просто интересно», «Лаборатория по исследованию миграции образов», «Мастерская коллективного кино». Лекции, семинары, занятия и показы будут проходить на платформе Zoom и регулярно транслироваться в социальной сети ВКонтакте и по каналу музея на видеохостинге YouТube. Напомним, что Пушкинский музей закрыт для посетителей с 17 марта по 10 апреля (срок может быть продлен).

Источник: ГМИИ им. А.С. Пушкина, пресс-служба Министерства культуры РФ

 

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Есть что-то особенное в том, что этот музей москвичи называют просто Пушкинским. Ведь в России искусство и творчество великого поэта давно уже стали синонимами изящества. Первоначально Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, то есть Пушкинский, был задуман и создан как Музей изящных искусств.

Сегодня Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ) – один из самых крупных музеев России. В нём представлены произведения европейского и мирового искусства. Его здание также является памятником архитектуры.

История музея началась в 1893 году. Тогда профессор императорского московского университета, доктор римской словесности и историк Иван Владимирович Цветаев задумал создать музей как учебное пособие по истории искусств.

Основную сумму денег на строительство внёс Юрий Степанович Нечаев-Мальцев. Юрий Степанович был меценатом, фабрикантом, дипломатом, владельцем стекольных заводов и при этом почётным членом Московского археологического общества, почётным членом Императорской Академии художеств. Он был вице-председателем Общества поощрения художеств и субсидировал журнал «Художественные сокровища России».

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Вкладом Ю.С. Нечаева-Мальцова в музей были также мраморная и гранитная облицовка, беломраморная колоннада главного фасада, портик, украшенный фризами. Юрий Степанович выписал из Италии искусных каменотёсов, оплатил оформление центральной парадной лестницы разноцветными породами венгерского мрамора – серого, жёлтого, розового, красного, зелёного, – и Белого зала, украшенного 36 колоннадами, – голубым фризом с золотым орнаментом и изящной медной дверью. Он заказал в Норвегии десятиметровые колонны для портика, зафрахтовал пароход для их доставки морем и баржи для сплава по рекам до самой Москвы.

Конкурс на проектирование выиграл архитектор Пётр Семёнович Бойцов. Считается, что Пётр Семёнович (Соймонович) был самоучкой, так как не получил разрешения (лицензии) на производство строительных работ. Но известно, что он обучался в Строгановском училище технического рисования, работал помощником архитектора Нижегородской ярмарки. Позднее его признали как крупнейшего мастера усадебного строительства в стиле эклектики и неоготики, и в 1911 году он был принят в Московское архитектурное общество. Но в конце XIX века, из-за отсутствия у Бойцова соответствующей лицензии, правление Московского университета пригласило на должность архитектора и строителя Музея изящных искусств Романа Ивановича Клейна. Считается, что некоторые идеи Бойцова легли в основу проекта Клейна.

Церемония закладки музея состоялась в 1898 году. В строительстве музея помимо Романа Ивановича Клейна принимали участие архитекторы Иван Иванович Рерберг и Владимир Григорьевич Шухов.

Создание одного из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства стало для Клейна делом жизни, так же как и для профессора Цветаева. Цветаев говорил, что здание музея «строилось на века».

Роману Ивановичу Клейну пришлось решать такие сложные художественные задачи, как оформление двадцати двух залов в разных исторических стилях, разрабатывать ранее не предусмотренные в программе конкурса проекты двориков, крытых стеклом, – греческого и итальянского, парадного зала, неоднократно переделывать главную лестницу и многое другое.

31 мая (13 июня по н.с.) 1912 года Музей изящных искусств имени императора Александра при Московском императорском университете был открыт. Первым директором стал его основатель Иван Владимирович Цветаев.

Экспозиция музея первоначально создавалась на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались и в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов. Многие копии делались впервые. У известного учёного-египтолога Владимира Семёновича Голенищева была куплена богатейшая коллекция уникальных древнеегипетских произведений искусства. В коллекции были статуэтки, фаюмские портреты и коптские ткани, туалетная ложечка в виде плывущей девушки, свыше тысячи рукописей на древнеегипетском, коптском, греческом и арабском языках, клинописные таблички, предметы быта и погребального культа и многое другое. Интересно, что приобретение в государственную собственность коллекции египетских древностей Голенищева одобрила специальным законом Государственная дума. Это собрание остается до сих пор лучшим в России и занимает одно из первых мест среди египетских коллекций мира.

В 1923 году Наркомпрос принял решение о создании в здании Музея изящных искусств Центрального музея старой западной живописи на основе собраний Государственного музейного фонда, Московского Публичного и Румянцевского музеев, собрания Первого музея старой западной живописи (коллекция Дмитрия Ивановича Щукина из особняка в Староконюшенном переулке). В Музей поступили картины из собрания Генриха (Андрея) Афанасьевича Брокара и из многих других частных коллекций, национализированных после революции. И в ноябре 1924 года открылись первые залы новой картинной галереи.

В 1930 году в ГМИИ из Эрмитажа были переданы картины Боттичелли, Кранаха, Пуссена и Давида.

В 1932 году музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств, а в 1937 году ему присвоили имя А. С. Пушкина.

Во время Великой Отечественной войны были разрушены все стеклянные крыши и в течение трёх лет музей стоял под открытым небом.

Послевоенное открытие экспозиции состоялось 3 октября 1946 года.

В 1948 году фонды музея значительно пополнились. После того как был закрыт Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ), его собрание было поделено между Пушкинским музеем и Эрмитажем. В результате ГМИИ получил большую часть конфискованных советской властью собраний московских купцов Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова. Собрания известных купцов и меценатов состояли из картин западноевропейских и американских мастеров конца XIX – начала ХХ века. Всего около трёхсот картин и свыше шестидесяти скульптур. Работы французских импрессионистов и постимпрессионистов являются сейчас гордостью и основой экспозиции ГМИИ.

Но в 1949 году экспозиционная деятельность ГМИИ была свёрнута, так как все помещения музея были отданы под «Выставку подарков И.В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран».

После смерти Сталина в 1953 году профильная деятельность ГМИИ была восстановлена и расширена.

В 2005 году во флигеле усадьбы Голицыных была открыта Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, поэтому многие картины, находившиеся в запасниках, пополнили постоянную экспозицию музея.

Каждый экспонат этого музея заслуживает внимания. А сегодня коллекция ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывает свыше шестисот тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Государственный музей изобразительных искусств имени А.

С. Пушкина — Справочная информация

31 мая в Большом театре состоится концерт, посвященный 100-летию Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

ГМИИ имени А.С. Пушкина – одно из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней. Идея создания музея принадлежала российскому ученому-историку, археологу, филологу и искусствоведу Ивану Цветаеву. Он же стал и первым его директором. В основу музея легла коллекция Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета.

17 августа 1898 года состоялась закладка здания для нового музея. Руководство постройкой было доверено архитектору Роману Клейну, который спроектировал здание в виде античного храма. 31 мая 1912 года Музей изящных искусств имени императора Александра Ш был открыт. В 1932 году музей был переименован в Музей изобразительных искусств, в 1937 году ему было присвоено имя А.С. Пушкина.

Первоначально в коллекции музея находились главным образом слепки со скульптур древних Египта и Месопотамии, Греции и Рима, а также Средневековья и Возрождения из музеев Европы. В 1920-х годах собрание значительно расширилось за счет произведений, поступивших из бывшего московского Румянцевского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи, ряда других музеев и частных коллекций.

Сейчас экспозиция музея включает около трех тысяч подлинных произведений живописи, скульптуры и прикладного искусства. Общая численность хранящихся в ГМИИ памятников составляет более 670 тыс единиц хранения. Это картины, графические работы, скульптуры, произведения прикладного искусства, археологические памятники, памятники нумизматики, фотографии, мемориальные предметы. Ежегодно ГМИИ имени Пушкина посещают около 1 млн человек.

Коллекции представлены в музейном комплексе из четырех зданий: Главное здание музея, Музей личных коллекций, Галерея Искусства Стран Европы и Америки X1X-ХХ веков и Детский центр «Мусейон». На правах отделов ГМИИ существуют также Учебный музей имени И. В. Цветаева и Мемориальная квартира Святослава Рихтера.

Более 50 лет Пушкинским музеем руководит Ирина Александровна Антонова. Благодаря ей, Пушкинский музей стал первым, кто показал зрителю сокровища крупнейших музеев мира — Лувра, Прадо, Метрополитен-музея, Дрезденской картинной галереи и др. Здесь стали звучать музыкальные произведения, которые не исполнялись даже в консерватории. Это была музыка И. Стравинского, А. Шнитке, О. Мессиана. Именно в Пушкинском музее, впервые в Советском Союзе, прозвучала «Всенощная» С. Рахманинова в исполнении хора В. Полянского. С 1981 года в музее начали проводиться «Декабрьские вечера». Идея соединения музыки и изобразительных искусств была воплощена Ириной Антоновой совместно с выдающимся пианистом Святославом Рихтером. Такого музыкального фестиваля в рамках музея больше нигде в мире не существует. Здесь выступали всемирно известные исполнители — С.Рихтер, Ю.Башмет, Н.Гутман, О.Каган, Г.Писаренко, А.Штайер и многие другие.

В конце 80-х годов при непосредственном участии Ирины Антоновой была разработана государственная программа развития музея, в рамках которой в 1995 году в ГМИИ был открыт музей личных коллекций. В 1996 году Ирина Александровна стала инициатором открытия Учебного художественного музея имени И.В. Цветаева, который развернут в здании Российского государственного гуманитарного университета. В 1998 году в основном здании ГМИИ открыт новый зал — Зал истории музея, экспозиция которого знакомит с важнейшими вехами создания музейных коллекций. В том же году Ириной Антоновой был создан еще один отдел музея — Мемориальная квартира Святослава Рихтера. Под ее руководством была разработана программа мероприятий к 100-летию музея.

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина — ГМИИ


В центре Москвы, на улице Волхонке, расположен Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина, находящийся в ряду важнейших и значимых художественных собраний для всего мирового искусства.

Этот музей – один из самых масштабных проектов в России — признан памятником архитектуры. Он расположен по адресу: Москва, Волхонка, 12, станция метро «Кропоткинская».


Фото 1. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

История Пушкинского музея изобразительных искусств


Своим созданием музей обязан И. В. Цветаеву, который выступил инициатором его строительства.

Изначально музей должен был быть публичным учебно-вспомогательным хранилищем копий произведений искусства на базе Московского университета.

Строительство здания велось с 1898 года и завершилось к 1904 году. Торжественная церемония открытия состоялась только в 1912 году, когда была собрана коллекция экспонатов.

В 1932 году музею было дано современное название, а в 1937 году присвоено имя А. С. Пушкина.

Деятельность музея изобразительных искусств имени Пушкина, прерванная в 1949 году, была восстановлена после смерти Сталина в 1953 году.

Коллекционное собрание ГМИИ имени Пушкина


В коллекцию музея, насчитывающую примерно 670 тысяч экспонатов, входят шедевры европейского и мирового искусства, охватывающие временной промежуток с периода античности и до наших дней.

Для обзора широким массам доступно около 1,5% собрания музея.

Для каждого зала государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина характерна определенная тематика.

На первом этаже, помимо Египетского зала, представлены экспонаты из жизни народов Средиземноморья, Латинской Америки, Индийского полуострова.

Залы второго этажа вмещают в себя экспонаты Древней Греции и Рима, скульптуры античности, экспонаты периода Средневековья и эпохи Возрождения, творения 19 – 20 веков.

В ГМИИ им. Пушкина изобразительных искусств широко представлена коллекция произведений великих импрессионистов и постимпрессионистов Франции, работы знаменитейших творцов искусства – Пикассо, Гогена, Матисса, Ван Гога.

Собрание византийских икон, выполненных известными на весь мир мастерами (Боттичелли, Кранах и другие) поражает великолепием и красотой.

Экспонаты невозможно выставить на обозрение одновременно, поэтому экспозиции часто меняются.

Помимо этого, в Пушкинском музее (музее изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке) часто проводятся выставки всемирных шедевров из крупнейших мировых картинных галерей.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Какова история ГМИИ им. А.С. Пушкина?

  • Профессор Московского университета Иван Цветаев основал Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в 1896 году. В этом новаторском музее хранятся не только ценные зарубежные произведения искусства, подаренные членами российского высшего общества, но и тысячи гипсовых слепков важных скульптур и архитектурных памятников объекты всемирного наследия
  • Пушкинский музей был значительно расширен при Советах , за счет реквизиции произведений искусства из поместий и музеев для пополнения его коллекции, а также многих других пожертвований

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина может похвастаться одной из самых богатых коллекций зарубежного искусства в России, демонстрируя мировые художественные разработки с древних времен до наших дней в экспозициях, насчитывающих 700 000 произведений искусства.С момента своего основания Пушкинский музей работал не только как выставочная площадка, но и как исследовательский и образовательный центр, привлекая поколения людей к искусству и мировой культуре и продвигая искусство как дисциплину, достойную научных исследований.


История ГМИИ им. А.С. Пушкина

ГМИИ в Императорской России

В середине 1890-х годов Иван Цветаев, профессор и доктор римской литературы Московского государственного университета, посетил Художественный музей Альбертинум в Дрездене и был вдохновлен тем, что он там обнаружил. По возвращении в Россию Цветаев составил конкурс Петербургской Академии художеств на создание Музея изящных искусств в Москве. На рассмотрение было представлено 18 проектов, и выбран проект молодого московского архитектора Романа Ивановича Клейна, согласно которому музей представляет собой величественный старинный храм, напоминающий греческий Акрополь. В соответствии с его экстерьером, к оформлению интерьера были привлечены специалисты по древнему искусству, культуре и архитектуре. Основание музея было организовано волонтерским комитетом в составе профессоров истории и филологии МГУ, коллекционеров произведений искусства и правительства под председательством Великого князя Сергея Александровича.

Знаете ли вы? В ГМИИ им. А.С. Пушкина не планировалось устанавливать электрическое освещение, так как считалось лучшим любоваться искусством при естественном освещении.

Музей изобразительных искусств имени императора Александра III был открыт 31 мая 1912 года под руководством Ивана Цветаева. Первоначальная коллекция включала экспонаты из Кабинета изобразительных искусств МГУ, предметы старины, зарубежную живопись, скульптуру и декоративно-прикладное искусство, большая часть которых была подарена из частных коллекций российских ученых, государственных деятелей, коллекционеров и членов королевской семьи.Сразу после открытия Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина пользовался поразительной популярностью, и каждую неделю сюда стекались тысячи посетителей. Помимо художественных выставок, для студентов университетов и общественности проводились лекции и экскурсии, в которых музей служил научным и образовательным центром.

Знаете ли вы? Наряду с оригинальными произведениями искусства Цветаев заказал огромное количество гипсовых слепков и копий древностей, произведений искусства и архитектуры со всего мира, чтобы дать людям возможность увидеть и изучить развитие мирового искусства.


ГМИИ в Советской России

ГМИИ им. А.С. Пушкина процветал после революции. Он был отделен от деятельности МГУ (к тому времени находился под идеологическим контролем Советов) и объявлен независимым художественным музеем. В период с 1924 по 1930 год в коллекцию музея были включены произведения искусства из национализированных дворянских и царских имений Москвы, из многих ликвидированных музеев города, а также из Государственного исторического музея, Кремля, Третьяковской галереи и Государственного Эрмитажа.

Знаете ли вы? В 1937 году музей был переименован в честь Александра Пушкина к 100-летию со дня смерти великого поэта.

С началом Второй мировой войны большая часть экспозиций музея была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск в Сибири, чтобы спасти его от разрушения. Реконструкция разрушенного музея началась в 1944 году, и в послевоенное время деятельность Пушкинского музея продолжилась с новой силой. Его коллекция продолжала пополняться произведениями искусства, приобретенными советскими солдатами в военное время, и всемирно известными произведениями западноевропейских и американских мастеров второй половины XIX — начала XX веков.
Знаете ли вы? В 1974 году Мона Лиза экспонировалась в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Это был последний раз, когда знаменитая картина да Винчи покидала Францию!


ГМИИ в России сегодня

Реализуется проект по созданию «Музейного квартала» на территории Пушкинского музея, и к его завершению в 2023 году там будут работать девять музеев. Сегодня музей продолжает уделять внимание образовательным и исследовательским проектам, открыв образовательный художественный музей, образовательный центр, а также проводя программы по искусству и истории искусства для всех возрастов наряду с регулярными экскурсиями и лекциями.В Пушкинском музее также есть рукописный и архивный фонд, специальная научная библиотека, научно-реставрационные мастерские.


Что сегодня можно увидеть в ГМИИ им. А.

С. Пушкина?
  • Главное здание: Коллекция включает западноевропейское искусство 15-19 веков, а также произведения искусства, архитектуры и артефакты (как оригинальные, так и гипсовые) из древних империй
  • Галерея европейского и американского искусства XIX и XX веков: Здесь представлены основные направления европейского и американского искусства, в том числе шедевры импрессионизма и постимпрессионизма
  • Галерея частных коллекций: Здесь представлены различные частные коллекции, переданные в дар ГМИИ, охватывающие множество художественных дисциплин и направлений
  • И.Учебно-художественный музей В. Цветаева: На гипсовых слепках, заказанных для ГМИИ Иваном Цветаевым
  • , показаны четыре тысячи лет истории человечества.
  • Государственный центр современного искусства: Последние разработки русского искусства выставляются и поддерживаются в ГЦСИ, одном из восьми центров современного искусства, разбросанных по всей России

Что можно посмотреть в ГМИИ им. А.С. Пушкина?

В настоящее время коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина составляют более 700 000 произведений искусства от Древнего Египта до XXI века.Они включают живопись, скульптуру, графику, гравюру, декоративно-прикладное искусство, иконы, мозаику, изделия из стекла, археологические артефакты, нумизматические предметы и фотографию; Кроме того, имеется обширная коллекция тонированных гипсовых слепков, заказанных Цветаевым еще во времена Пушкинского музея при МГУ. Помимо постоянных коллекций и временных выставок, демонстрирующих работы Пушкинского музея и международных организаций, музей организует богатую культурную и образовательную программу с лекциями, экскурсиями, концертами, мастер-классами и многим другим.


Главное здание

В 30 залах главного здания представлены выставки многих исторических эпох. На первом этаже несколько залов посвящены немецкому, фламандскому и голландскому искусству 15-17 веков и включают работы Рубенса, Ван Дейка и Рембрандта. Большую часть первого этажа занимает одна из крупнейших в мире коллекций древнеегипетского и греческого искусства, которая была частью оригинальной коллекции музея и демонстрирует последние археологические открытия на момент основания музея.Сюда входят предметы искусства и древности из Древнего Египта, Греции (включая предметы из археологических раскопок Трои), Рима, Византии и Ближнего Востока, а также впечатляющие гипсовые слепки важных архитектурных и скульптурных элементов этих периодов, некоторые из которых являются выставлены во впечатляющих дворах Греции и Италии.
На первом этаже находится итальянское, французское и испанское искусство 17-19 веков, а также огромное количество слепков известных голландских, немецких и итальянских скульптур 15-16 веков, древнегреческого и римского искусства и артефактов. и западноевропейской и византийской религиозной скульптуры и архитектуры V – XV веков.
Адрес: улица Волхонка, 12, Москва, 119019
Время работы: вторник — воскресенье 11: 00-20: 00; Четверг и пятница 11: 00-21: 00 (касса закрывается на час раньше). Закрыто по понедельникам.


Галерея европейского и американского искусства XIX и XX веков

26 залов галереи представляют различные направления, школы и развивающиеся художественные эпохи в европейском и американском искусстве. В экспозицию вошли работы художников-назареев немецкого романтизма, работы Парижского салона, реалистическая живопись барбизонской школы и символизм группы Наби.Большинство залов занимает особенно блестящая коллекция работ французских импрессионистов и постимпрессионистов, включая шедевры Моне, Ренуара, Матисса, Дега, Тулуз-Лотрека, Сезанна, Ван Гога и Пикассо.
Адрес: улица Волхонка, 14, Москва, 119019
Время работы: вторник — воскресенье 11: 00-20: 00; Четверг и пятница 11: 00-21: 00 (касса закрывается на час раньше). Закрыто по понедельникам.


Галерея частных коллекций

В 23 залах этой галереи выставлены полные коллекции произведений искусства, подаренных Пушкинскому музею частными коллекционерами, которые не разошлись по более крупным выставкам. В экспозицию вошли мультидисциплинарная коллекция основателя галереи Ильи Зильберштейна; Авангардные картины Давида Штеренберга; собрание Виктора и Клары Лебединских, в которое вошли произведения Исаака Левитана и Бориса Кустодиева; постимпрессионистские картины Леонида Пастернака, отца писателя Бориса Пастернака; Собрание Елены Макасевой изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Золотого века» России XIX века; иконы из собраний Михаила Чуванова и Татьяны Мавриной; и поразительная коллекция изделий из стекла Федора и Екатерины Ламкул.
Адрес: ул. Волхонка, 14, г. Москва, 119019


И.В. Цветаевский учебно-художественный музей

Филиал ГМИИ находится на территории Российского государственного гуманитарного университета. В нем представлена ​​тысяча гипсовых слепков, не вошедших в основную экспозицию Пушкинского музея, в том числе произведения искусства и артефакты, охватывающие четыре тысячелетия истории человечества от Древнего Египта, Греции, Рима и Западной Азии до средневековья и Италии эпохи Возрождения.Продолжая прямую связь Пушкинского музея с образованием, сегодня студенты изучают слепки, представленные в этой экспозиции.
Адрес: Главный корпус Российского государственного гуманитарного университета, улица Чаянова, 15, Москва, 125047
Ближайшее метро: Новослободская (420м)
Время работы: вторник — суббота: 10: 00-17: 00 (билет офис закрывается за час до этого). Закрыт по воскресеньям и понедельникам.


Государственный центр современного искусства

Государственный центр современного искусства стал частью ГМИИ только в 2020 году и входит в сеть из восьми центров современного искусства по всей России.ГЦСИ поддерживает местных художников, участвует в российских и международных проектах и ​​конкурсах, что оказывает сильное влияние на развитие современного российского искусства. Помимо выставочной деятельности, ГЦСИ организует образовательные программы, концерты, кинопоказы и другие культурные мероприятия.
Адрес: 123242
Москва, улица Зоологическая, дом 13, корпус 2 Время работы: Ежедневно 12: 00-20: 00
Ближайшее метро: Баррикадная / Краснопресненская (800 м)


Что рядом?

Храм Христа Спасителя — Самый большой храм в Москве расположен через дорогу от ГМИИ.Посетители могут полюбоваться его великолепными интерьерами и посетить смотровую площадку.

Кремль и Красная площадь — Всего в полутора километрах от Пушкинского музея находится Кремль и Красная площадь, исторический центр Москвы, где находятся многие из самых известных достопримечательностей города.

Государственный музей Александра Пушкина — Этот музей посвящен любимому поэту России (постарайтесь не путать его с ГМИИ им. А.С. Пушкина…) и включает в себя выставки о его жизни и творчестве, а также об искусстве XVIII и XIX веков. .

Третьяковская галерея — Насладившись иностранным искусством, отправляйтесь в Третьяковскую галерею на другом берегу Москвы-реки, чтобы увидеть тысячелетия русского искусства в одном из лучших художественных музеев мира.


ГМИИ им. А.С. Пушкина


Удивительная история коллекции

Кэти Локк

Для меня поход в хороший музей — это как детское приключение в Диснейленде.Хотя я не открывал для себя Музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве до моей второй поездки в Россию, в моей книге он входит в десятку лучших музеев мира. Коллекция Пушкинского музея насчитывает более 670 000 произведений в трех зданиях, что делает его одним из крупнейших музеев мира и вторым по величине в России после Эрмитажа. В музее представлен широкий спектр произведений искусства, но он наиболее известен как одна из самых дорогих коллекций европейского искусства девятнадцатого и двадцатого веков в мире.В европейском здании находится всемирно известная коллекция французских картин с девятнадцатого до начала двадцатого века, содержащая основные работы Моне, Ренуара, Дега, Гогена, Ван Гога, Сезанна, Матисса и Пикассо. Именно это здание я лично считаю одним из самых дорогих мест на планете. В главном здании выставлены шедевры Перуджино и Боттичелли, Кранаха и Рембрандта, Рубенса и Ван Дейка, Риберы и Мурильо, Пуссена и Ватто, Констебля и Давида.Одна из главных причин создания этой невероятной коллекции — во многом благодаря усилиям одной женщины, Ирины Антоновой, последние 46 лет директором музея. Ирина прошла свой путь через социальную элиту и политические трясины России и заполучила многочисленные частные коллекции.


У входа в Дом европейского искусства Пушкинского музея по обе стороны от лестницы находятся две картины Пьера Боннара («Ранняя весна в деревне» и «Осень»), а также серия скульптур А. Аристид Майоль.

Коллекция в Европейском здании

Европейское здание Пушкинского музея, в основном, содержит частные коллекции трех выдающихся бизнесменов XIX века: Сергея Третьякова (1834–1892), Сергея Щукина (1854–1936) и Ивана Морозова (1871–1921). После революции 1917 года Ленин объявил в декрете от 5 марта 1918 года, что коллекции произведений искусства вместе с собственностью, в которой они были размещены, должны «охраняться наравне с другими государственными хранилищами произведений искусства и старины.Новообразованное советское правительство теперь владело всей частной собственностью, принадлежавшей этим трем мужчинам и их наследникам.


Эдгар Дега, «Голубые танцовщицы» (1898), 65 «x 65», бумага, пастель, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Сергей Третьяков был младшим братом Павла Третьякова, великого коллекционера русского искусства и основателя Третьяковской галереи. Сергей Третьяков сосредоточился на европейском искусстве. Он купил современное французское искусство, собрав при жизни самую большую и лучшую коллекцию в России.Его любимыми художниками были члены группы Барбизон, в которую входили Коро, Курбе и Милле. После своей смерти в 1892 году Павел подарил обе коллекции городу Москве. Это был первый общедоступный музей в России, который назывался Городской галереей. В совместную коллекцию вошли 1287 картин, 518 рисунков и девять скульптур. «Русификация» музея стала результатом указа Ленина 1918 года. Все нерусское искусство было вытеснено, чтобы подавить все прозападное.Затем Городская галерея была переименована в Третьяковскую галерею, и коллекция Сергея была сдана на хранение на пять лет, а затем переехала в новый Государственный музей современного западного искусства.


Жан-Батист-Камиль Коро, (слева) «Замок Пьерфон» (1860 г.), 47 «х 38», бумага наклеенная на дерево, масло; (справа) «Вечер» (1870 г.), 46 «х 37», холст, масло, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Сергей Щукин был крупным покровителем импрессионистов и постимпрессионистов. Именно Щукин подтолкнул Матисса к изменению своего стиля в начале 1900-х годов.Щукин поручил Матиссу написать две картины танцоров для фойе своего дома в Москве: «Танец» и «Музыка». Затем он ждал четыре года, пока Матисс изо всех сил пытался разработать новый стиль для написания своих теперь уже знаменитых картин. Щукин получил картины в 1910 году, а затем в 1918 году он бежал из Москвы, чтобы спасти свою жизнь, поскольку Ленин украл все его имущество. В то время картины в его доме были сложены до потолка от пола. Щукин потерял тридцать семь Матисса, шестнадцать Гогенов, восемь Сезанна, пятьдесят Пикассо, шестнадцать Дюрана и четыре Ван Гога.В его коллекции картин Пикассо представлены избранные работы, в том числе большинство его самых ранних кубистических работ, таких как Три женщины и основные пейзажи, а также некоторые ключевые работы из его синего и розового периодов. Ирина Антонова как-то заметила о Щукине: «Он начал собирать непопулярное искусство, которое пренебрегали Лувр и другие музеи. Это был его личный вкус. Возможно, он слышал форшок, который изменит мир. Такой коллекционер мог появиться только в стране. ждал революции.Он коллекционировал произведения искусства, которые были прообразом глобальных катаклизмов ».


Пабло Пикассо, (слева) «Молодой акробат на шаре» 1905 г.), холст, масло и (справа) «Портрет поэта Сабартеса (Кружка)» (1901 г.), холст, масло, ГМИИ им. А.С. Пушкина , Москва

Сфера интересов Ивана Морозова охватывала все французское искусство на протяжении тридцати лет с 1886 по 1916 год. Знаменитый торговец Воллар охарактеризовал его как «русского, который не торгуется». «Он едва сошел с поезда, — писал Феликс Фенеон, арт-директор галереи Bernheim-Jeune, — прежде чем вы найдете его в магазине арт-дилера, утонувшем в кресле, сделанном особенно низко, чтобы ему было трудно с ним справиться. вставай, а перед ним выставляются холсты, как сцены из фильма.Морозов купил несколько работ Моне. Он купил у Форе одну из картин Моне « стога сена», ; затем в той же поездке Воллар выкопал свернутый холст в довольно плохом состоянии из своей кладовой таких же размеров. Воллар продал его ему за четверть запрашиваемой цены. Морозов понял, что эти две картины связаны и действительно изначально были написаны как часть серии. Морозов приобрел свои первые картины Гогена и Сезанна в 1907 году. Картины Ван Гога настолько его тронули, что он приобрел коттеджей , Пейзаж в Овере после дождя и ночное кафе .В начале ХХ века нет никаких сомнений в том, что собрание Сезанна Морозова, состоящее из восемнадцати шедевров, было лучшим в мире. Знаменитый русский художник Валентин Серов также посоветовал Ивану Морозову, какие картины покупать. Серов сказал Морозову отказаться от чудесного пейзажа Мане, Rue Mosnier with Flags . Серов действительно рекомендовал знаменитые красных виноградников Ван Гога в Арле и Раунд заключенных. Художник Денис познакомил Морозова с Аристидом Майолем, у которого коллекционер заказал четыре фигуры для зала Психеи в своем доме.Серов писал Морозову из Парижа: «Вчера я видел две статуи Майоля, сделанные для вас. Они очень хороши, а вот с фруктами великолепен. Это настоящая скульптура, оригинальная и законченная ».


Поль Сезанн, (слева) «Персики и груши» (1895), 61 «x 90», холст, масло; (в центре) «Пьеро и Арлекин» (1888-1890), 102 «x 81», холст, масло; (справа) «Мост через пруд» (1898 г.), 64 «x 79», холст, масло, ГМИИ им. А.С. Пушкина

В 1923 году коллекции Сергея Третьякова, Сергея Щукина и Ивана Морозова были объединены и вошли в коллекцию нового Государственного музея современного западного искусства.Часть его коллекции была передана в Эрмитаж, а некоторые из лучших произведений искусства были тайно проданы западным покупателям в Берлине. К счастью для коллекции, приход Гитлера к власти означал, что Россия больше не могла доверять Германии, и все продажи были остановлены. В 1930-х годах Сталин постановил, что эти картины не имеют образовательной ценности, и с началом Второй мировой войны все картины были эвакуированы в Сибирь. Большие полотна были свернуты и оставались в таком состоянии долгие годы; это включает Матисса Dance и Music .Во время войны нацисты сильно бомбили все музеи России. Если бы эти картины не отправили в Сибирь, все они, вероятно, были бы уничтожены. После Великой Отечественной войны картины вернулись в Москву, где были разделены между Пушкинским музеем, Эрмитажем и несколькими провинциальными музеями. Некоторые картины были полностью уничтожены. Пушкинский музей получил все самое лучшее из картин, за исключением щукинской коллекции кубистических произведений Пикассо, которые без слез переданы в Эрмитаж.Теперь, превзойдя воображение, Эрмитаж не смог выставить ни одной из полученных картин. Долгое время они хранились в «Кладовой А», где их могли увидеть лишь несколько художников, умеющих дергать за ниточки. Выставка нового западного искусства при Сталине была фактически актом самоубийства. Самый откровенный Александр Герасимов, первый президент только что созданной Академии, сказал: «Если кто-нибудь посмеет выставить Пикассо, я его повешу!» И только после смерти Сталина в середине 1950-х годов это искусство постепенно стало доступным для публики.К сожалению, к тому времени многие картины были объявлены «антинародными» и были уничтожены.


Винсент Ван Гог, «Тюремный двор» (1890), 80 «× 64», холст, масло, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Собрание в главном корпусе

Планировка оригинального музея началась в 1898 году с того, что сегодня является главным зданием. Первоначально музей назывался Музей изобразительных искусств Александра III в честь царя Александра III. Музей был при Московском университете и задумывался как учебный.Был создан комитет в составе профессоров университета для планирования создания музея. Комитет просуществовал до февраля 1917 года. Отправной точкой для коллекции музея стал «Кабинет» (Музей) изобразительных искусств и древностей Московского университета, в который вошли греческие вазы, нумизматическая коллекция, ряд слепков с произведений классической скульптуры. и небольшая специализированная библиотека. Профессор Цветаев расширил коллекцию, включив в нее огромную коллекцию гипсовых слепков, которые все еще доступны для рисования студентам-искусствоведам.Главное здание музея было спроектировано, чтобы познакомить студентов и посетителей с основными этапами истории искусства от древних цивилизаций до XVI века. В музее созданы разделы, являющиеся копиями как архитектурных элементов, так и скульптур, изображающих эти древние цивилизации. Эта концепция сделала Пушкинский музей первым учреждением подобного рода. Создатели этого музея задумывали его как храм муз, который даст представление о классических периодах мирового искусства.Фасад здания украшает ионическая колоннада, основанная на пропорциях знаменитого храма Эрехтейон на Афинском Акрополе. В музее немецкий скульптор К. Армбрустер воспроизвел части знаменитого древнегреческого храма — Парфенона. Есть комнаты за комнатами высококачественных слепков и точных копий оригинальных греческих и римских скульптур. Одна из жемчужин коллекции музея — уникальная коллекция оригинальных произведений древнеегипетского искусства и культурных артефактов (всего более 6000).


Винсент Лауренс ван дер Винне, «Ванитас» (1625-1702), холст, масло, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Музей изобразительных искусств Александра III открылся 13 июня 1912 года. В церемонии открытия приняли участие царь Николай II и вдовствующая императрица Мария Федоровна. В 1932 году музей был переименован в Государственный музей современного западного искусства, а в 1934 году к его полному названию добавилось имя великого русского поэта Александра Пушкина — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.К этому времени музей также приобрел более 1000 клинописных табличек и около 3000 других древнеегипетских предметов из бывшего Музея и научно-исследовательского института классического Востока. В главном здании создана галерея картин с восьмого по двадцатый век. В эту коллекцию входят работы европейских старых мастеров, византийские иконы и древние мозаики, а также работы западноевропейских и американских художников и скульпторов девятнадцатого и двадцатого веков. Принцип этих выставок — продемонстрировать природу национальных школ живописи и преемственность одной эпохи за другой в мире искусства.


Юриан ван Стрик, «Ванитас: Натюрморт с веером из перьев» (ок. 1670), 38,5 «x 33», холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва

В ГМИИ хранятся произведения, законность владения которыми сомнительна из-за добычи войны и революции. Во время Второй мировой войны Германия разбомбила музей, полностью разрушив потолок всей конструкции главного здания. После Второй мировой войны за «культурную реституцию» Россия опустошила Дрезденскую галерею и присвоила произведения из других немецких музеев. Хотя большинство этих работ в конечном итоге было возвращено, в главном здании Пушкинского музея по-прежнему хранится большая часть сказочного золота, украденного из Трои немецким археологом Генрихом Шлиманом, а затем вывезенного Советской Армией из Пергамского музея. в Берлине.


Виллем Кальф, «Натюрморт с чашей жемчужной ракушки» (1662), холст, масло, ГМИИ им. А.С. Пушкина


Место нахождения
Россия, г. Москва, ул. Волхонка, 14,

Источники
Альберт Костеневич , Сокровища французского искусства в Эрмитаже, Гарри Н.Abrams, Inc., Издательство
Сайты Музеев Пушкина: www.newpaintart.ru и www.arts-museum.ru

Сокровища французского искусства в Эрмитаже Альберта Костеневича, издательство Henry N. Abrams, Inc

Об авторе
Кэти Локк — отмеченный наградами художник изобразительного искусства, профессор и писатель, специализирующаяся на русском искусстве XIX и XX веков. Она редактор Musings-on-art.org.

Работа Кэти Локк — www.cathylocke.com

ГМИИ им. А.С. Пушкина | Москва, Россия Достопримечательности

Это главный московский музей зарубежного искусства, разделенный на три отделения и демонстрирующий широкий выбор европейских работ, в том числе шедевры древних цивилизаций, итальянского Возрождения и Золотого века Голландии. Чтобы увидеть невероятную коллекцию картин импрессионистов и постимпрессионистов, посетите Художественную галерею XIX и XX веков. В Музее частных коллекций представлены полные коллекции, подаренные частными лицами.

То, что осталось в главном здании, тоже впечатляет, с множеством шедевров итальянского Возрождения. Здесь представлены такие художники, как Боттичелли, Тьеполо и Веронезе. Изюминкой, пожалуй, являются голландские шедевры 17 века, так называемого золотого века голландского искусства. Рембрандт — звезда шоу, на нем выставлено множество картин, в том числе его трогательный портрет Портрет старушки . Остальная Европа также хорошо представлена ​​в этот период.

Древняя цивилизация экспонатов содержит удивительно прекрасную коллекцию, полную древнеегипетского оружия, украшений, ритуальных предметов и надгробий.Большинство предметов было извлечено из захоронений, в том числе две преследующие мумии. В другом зале находится впечатляющая выставка «Сокровища Трои» с раскопанными предметами, датируемыми 2500 годом до нашей эры. Немецкий археолог пожертвовал коллекцию городу Берлину, откуда она была присвоена Советским Союзом в 1945 году.

Греческий и итальянский суды содержат образцы из оригинальной коллекции музея, состоящей из гипсовых репродукций. шедевры Древней Греции и Рима, а также эпохи Возрождения.

На втором этаже преобладают XVII и XVIII века, несколько секций посвящены итальянским и французским художникам. Есть отдельная галерея эпохи рококо, в которой представлены подходящие мечтательные картины Буше.

Главное здание останется открытым во время строительства нового музейного комплекса на улице Волхонка, которое должно быть завершено в 2019 году. После открытия нового комплекса экспонаты, вероятно, поменяются местами.

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Dega.Синие танцоры

ГМИИ им. А.С. Пушкина — крупнейший музей западного искусства в Москве. Это комплекс из четырех галерей, насчитывающий около 700 000 экспонатов. Здесь вы можете открыть для себя шедевры древнего Египта и Византии, работы Рембрандта, удивительную коллекцию художников-импрессионистов или постимпрессионистов, таких как Моне, Ренуар, Дега, Гоген, Ван Гог, Сезанн, Матисс и Пикассо.

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Почему такое название?

Название музея вводит в заблуждение, так как не имеет ничего общего с известным русским поэтом.Первоначально музей назывался Музей изобразительных искусств Александра III, но в советское время его название меняли несколько раз. В 1937 году музей был переименован в честь Пушкина, в 1937 году к 100-летию со дня его смерти.

Галерея искусства Европы и Америки XIX и XX веков.

Самые всемирно известные шедевры музея размещены в галерее европейского и американского искусства XIX и XX веков. Здесь можно найти работы Клода Моне, Августа Ренуара, Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Анри Матисса и Пабло Пикассо.Галерея не такая уж и большая, но подборка и качество работ на высоте. Российская коллекция художников-импрессионистов и постимпрессионистов была сформирована в 19 веке двумя великими коллекционерами Сергеем Щукиным и Иваном Морозовым.

Ван Гог. Пейзаж в Овере после дождя, Ренуар. Портрет Жанны Самари; Пикассо. Молодой акробат на шаре

Главный корпус


Пушкинский музей был основан профессором Московского университета Иваном Цветаевым для хранения реплик всемирно известных греческих и итальянских скульптур.Его главной мечтой было позволить студентам увидеть мир искусства под крышей одного здания. Все эти реплики выставлены в главном здании ГМИИ. Однако сегодня основными моментами вашего визита будут портреты Фаюма, египетская коллекция, несколько работ Рембрандта и других голландских художников.

Египетская коллекция, Фаюмский портрет


Посещение музея
Музей расположен рядом со станцией метро Кропоткинская.Адрес главного корпуса — Волхонка 12, адрес Галереи 19 и 20 — Волхонка 14.

Музей открыт со вторника по воскресенье с 11 до 20 часов, в четверг, пятницу с 11 до 21. Обратите внимание, что касса закрывается за 1 час до закрытия.

В каждом здании музея есть отдельная касса. Вы можете приобрести отдельный билет в одну из галерей или комбинированный билет на два здания.

Мы будем рады предоставить вам экскурсию по музею, но в этом случае нам необходимо зарегистрировать ваше посещение как минимум за неделю.Музей взимает дополнительную плату за разрешение гида.

Экскурсия по коллекции импрессионистов музея длится 1 — 1,5 часа. Музей расположен прямо напротив Храма Христа Спасителя, и мы рекомендуем посетить обе достопримечательности во время вашего тура по Москве.

Матисс. Розовый номер-студио

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина / Галерея искусства Европы и Америки XIX и XX веков

КУПИТЬ БИЛЕТ | ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН

ВНИМАНИЕ! Некоторые экспонаты могут временно отсутствовать в экспозиции в связи с проведением нескольких международных выставок.

Галерея открыла свои двери для публики в августе 2006 года. Создание Галереи стало следующим шагом в развитии музея после открытия нового здания для Музея частных коллекций в 2005 году и Центра Музейон. Эстетический тренинг для детей и молодежи в 2006 году.

В двадцати шести залах галереи собраны работы мастеров XIX и XX веков. Целые залы посвящены какому-то одному направлению в европейском искусстве или работе одного художника.Здесь есть специальный зал для немецкой школы живописи начала 19 века, представленной произведениями Каспара Давида Фридриха и назареев. Небольшие залы позволяют посетителям по-новому взглянуть на известные фотографии Эжена Делакруа и Жана-Доминика Энгра. Испанскую школу представляет Франсиско де Гойя. Есть специальный зал для художников Парижского салона Жан-Леона Жерома, Поля Делароша и Эжена Луи Изабе. Работы французских пейзажистов Камиля Коро и членов барбизонской школы Теодора Руссо, Жюля Дюпра, Диаса де ла Пена и Шарля Добиньи, кажется, были специально предназначены для интерьеров Галереи.Полотна Гюстава Курбе, Жана-Франсуа Милле и Оноре Домье завершают панораму французского реалистического искусства.

Гордость галереи — картины французских импрессионистов и постимпрессионистов и мастеров начала 20 века: Клода Моне, Августа Ренуара, Альфреда Сислея, Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Андре Дерена и Менри Руссо. В новой экспозиции можно увидеть работы представителей других европейских школ, а также американского искусства.Наряду с полотнами Василия Кандинского, Марка Шагала и Джорджо де Кирико представлены картины Акилле Фуни, Карла Хофера, Феличе Казорати, Ганса Грюндига, Фолькера Берингера и Рокуэлла Кента. Также представлены работы таких выдающихся европейских скульпторов, как Антуан-Луи Бари, Огюст Роден, Аристид Майоль, Эмиль-Антуан Бурдель, Осип Цадкин и Ганс Арп.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина | Sartle

Украденные произведения искусства в храме, который был почти что посвящен старину Джо Сталину после Второй мировой войны.

Пушкин был первоначально назван в честь царя Александра III его сыном, тогда еще правящим царем Николаем II. Изначально музей был отделением Московского университета, предлагая своим студентам возможность увидеть копии статуй античности и множество художественных работ в нижней части страницы. После того, как царская монархия была свергнута в результате русской революции, новое правительство хотело чего-то более впечатляющего. Были установлены переливы-пробки из музеев России, таких как Эрмитаж и Кремль, и музей был переименован в честь одного из тяжеловесов русской литературы: Александра Пушкина.Скомбинируйте все это со зданием, спроектированным как старый классический храм, и у вас будет одно шикарное место, где можно полюбоваться искусством.

г. Вторая мировая война превратила музей в золотую жилу. Русские солдаты привезли в Пушкин неплохую часть произведений искусства, украденных из Германии, в том числе тонну золота, вывезенного немцами из древнего города Троя. Совет от Русского музея: если это классная вещь в русском музее, скорее всего, она была украдена из Германии или немца после Второй мировой войны.Большинство материалов для чтения о Пушкине в сети описывает вынужденную миграцию как «искусство, которое советские солдаты спасли от гибели».

Советская враждебность к нацистам тоже не была лишней. Нацисты оставили Россию более опустошенной, чем все другие союзные страны вместе взятые. Вернуть некоторые из бесценных шедевров из Рейха на Родину было низко висящим плодом для Советского Союза — показывать средний палец Германии за то, что она развязала войну в Европе, и хорошим способом возместить часть потерь.Сам Пушкин даже пострадал во время войны. Музей подвергался бомбардировкам так часто, что некоторые из лучших произведений искусства были разложены на полпути через Азию в более безопасные российские города. Музей был закрыт с 1941 года до окончания войны в 1946 году. Однако осмотр всех произведений искусства после торжественного открытия был недолгим, поскольку в период с 1949 по 1953 год музей поместил большую часть своего фонда на хранение, чтобы продемонстрировать подарки, полученные Иосифом Сталиным. от мировых лидеров.

Картины Ван Гога в ГМИИ

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина расположен в Москве, Россия, и является крупнейшим музеем европейского искусства в городе.Впервые он был открыт для публики в 1912 году, после того как было потрачено 14 лет на строительство впечатляющего здания и подготовку территории. В данный момент он находится в стадии масштабного реставрационного проекта, который планируется завершить в 2018 году. В их коллекции находятся портрет доктора Феликса Рей Ван Гога, Красный виноградник и Морской пейзаж в Сент-Мари .

Портрет доктора Феликса Рея особенный по той простой причине, что этот человек спас Ван Гогу жизнь. Это врач, который дежурил, когда Ван Гог наткнулся на операцию после того, как жестоко избил собственное ухо.Он был в тяжелом состоянии, и если бы не мастерство и профессионализм доктора Рея, жизнь Ван Гога могла бы на этом закончиться.

Реплика картины маслом Винсента Ван Гога на продажу

Если вы хотите получить репродукцию этого шедевра Ван Гога, расписанную вручную, закажите из нашего обширного каталога работ Ван Гога.

Портрет доктора Феликса Рея был написан в знак благодарности доктору Рей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *