Московская биеннале | The Art Newspaper Russia — новости искусства
Выставки
Московская биеннале глазами иностранца
Британский критик Саймон Хьюитт делится впечатлениями от 8-й Московской международной биеннале современного искусства
01.11.2019
Новости
Московская биеннале ищет ориентиры
Новости предстоящей Московской биеннале современного искусства: впечатляющий проект Дмитрия Чернякова с первыми именами из Альбертины и финансовый скандал с Юлией Музыкантской
04.10.2019
Выставки
Хуссейн Чалаян: «Сегодня создавать новые связи между невероятными мирами куда проще, чем это было в прошлом»
Одним из важных участников основного проекта 7-й Московской биеннале современного искусства стал художник, дизайнер и модельер Хуссейн Чалаян, который ответил на вопросы нашей газеты
18. 10.2017
Выставки
Принуждение к технологиям
В здании Новой Третьяковки на Крымском Валу открылся основной проект 7-й Московской биеннале современного искусства. «Заоблачные леса» — это аккуратное, вежливое высказывание на ряд общих тем, но откровением выставка не стала, считает наш обозреватель Мария Семендяева
19.09.2017
Выставки
Raketa прилетит в Москву из леса
В рамках параллельной программы 7-й Московской биеннале современного искусства группа Raketa представляет свой междисциплинарный проект «Расширяя территории» в Дарвиновском музее
13.09.2017Новости
Мэтью Барни и Олафур Элиассон сделали работы специально для Московской биеннале
Основной проект 7-й Московской биеннале современного искусства «Заоблачные леса» станет площадкой для презентации новых произведений
12. 09.2017
Выставки
Впервые в Москве скульптуры и фотографии Бранкузи
Работы Константина Бранкузи, радикально изменившего язык скульптуры, покажут в Мультимедиа Арт Музее — впервые в России
12.09.2017
Выставки
1960-е в Риме
В Московском музее современного искусства открылась первая в России ретроспектива яркой представительницы поп-арта, итальянской художницы Джозетты Фиорони
11.09.2017
Интервью
Ольга Страда: «Образы Фиорони — попытка показать скрытый от глаз женский мир»
В ММОМА в рамках Московской биеннале открывается выставка Джозетты Фиорони «60-е в Риме». Директор Института итальянской культуры Ольга Страда объяснила, почему художница становится сейчас все более популярной в Италии и в мире
05. 09.2017
Московская биеннале
Кто в лес, кто в облака
Воскрешение Майкла Джексона, космический сад, фабрика облаков, ментальные дрова и другие удивительные вещи обещают на главной выставке 7-й Московской международной биеннале современного искусства
04.09.2017
Выставки
Коренные и «понаехавшие»
В фонде IN ARTIBUS открылась выставка «Позади Москва», вошедшая в параллельную программу 7-й Московской биеннале современного искусства
30.08.2017
Новости
Бьорк и Мэтью Барни снова вместе — как участники Московской биеннале современного искусства
Исландская певица и художница Бьорк и американский художник и режиссер Мэтью Барни будут участвовать в основном проекте Московской биеннале современного искусства
02. 08.2017
Московская биеннале современного искусства пройдет в Новой Третьяковке и покажет Бьорк и Олафура Элиассона
Московская биеннале современного искусства, которую в этом году готовит новая команда, определилась с участниками основного проекта «Заоблачные леса» и новым местом его проведения
02.08.2017
Выставки
Юко Хасегава: «Искусство не может изменить мир. Искусство может только повлиять на разум людей»
Куратор 7-й Московской биеннале современного искусства рассказала нам о будущем проекте в Москве, ее подходе к кураторству и художественной ситуации в России
06.04.2017
Новости
Московская биеннале запускает бесплатную образовательную программу
Всем желающим расскажут о сходстве и различии современного и классического искусства, об истории жанров и о том, почему «новое» не хуже «старого». Первую лекцию прочтет Аркадий Ипполитов уже в эту субботу
14.02.2017
Новости
Стал известен состав экспертного совета Московской международной биеннале современного искусства
Объявлен состав нового экспертного совета Московской международной биеннале современного искусства
20.09.2016
Новости
Новый виток в деле о Московской биеннале современного искусства
В Институте медиа, дизайна и архитектуры «Стрелка» прошла дискуссия, посвященная будущему Московской биеннале современного искусства в связи с недавней сменой ее организаторов
19.07.2016
Новости
Историю Московской биеннале переписывают заново
Сегодня стало известно о завершении реорганизации Московской биеннале современного искусства, один из основателей которой, Иосиф Бакштейн, в мае объявил о своем уходе с поста комиссара
08. 07.2016
Новости
Организацией Московской биеннале современного искусства займется Юлия Музыкантская
Реструктуризация Московской биеннале современного искусства завершилась назначением Юлии Музыкантской на должность ее руководителя в статусе вновь созданного художественного фонда «Биеннале современного искусства» и образованием экспертного совета во главе с ректором Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им
08.07.2016
Новости
Основатель Московской биеннале Иосиф Бакштейн покинул пост ее комиссара
Искусствовед, куратор, один из инициаторов проведения Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн покинул пост ее комиссара
31.05.2016
Новости
Таус Махачева — пример успешной интеграции в международный контекст
Первую премию в области современного визуального искусства Художественного фонда «Московская биеннале» получила художница Таус Махачева
17.
Москва Россия
10 дней, которые потрясли ВДНХ
Вчера, 1 октября, завершилась интерактивная часть Шестой Московской биеннале современного искусства
02.10.2015
Виктор Мизиано: «Проблема молодых кураторов — отсутствие авторских позиций»
Анна Кистанова: «Выставка Мельникова в Музее архитектуры строится на его личности и идеях»
Денис Химиляйне: «Искусство должно быть созвучно моменту»
Виктор Мизиано: «Проблема молодых кураторов — отсутствие авторских позиций»
Анна Кистанова: «Выставка Мельникова в Музее архитектуры строится на его личности и идеях»
5 Московская биеннале современного искусства
Министерство культуры РФ, Правительство Москвы, ГМВЦ «РОСИЗО», МВО «Манеж» и Художественный фонд «Московская биеннале» представляют Основной проект Пятой Московской биеннале современного искусства «БОЛЬШЕ СВЕТА» / MORE LIGHT.
Куратор Основного проекта: Катрин де Зегер
Комиссар биеннале: Иосиф Бакштейн
Тема 5-й Московской биеннале «Больше света/More Light» имеет множество интерпретаций – практических и философских, материальных и нематериальных, физических и духовных. В размышлениях о различных структурах пространства-времени – как в контексте капиталистического перепроизводства, так и в контексте новых технологий – биеннале «Больше света» показывает пространство-время как энергию, рождающуюся среди нас, как свет и созидательную силу. Вся экспозиция говорит о том, что для развития нового мышления необходимы посвящение, просвещение и творчество.
Художники, участники выставки, исследуют темы, связанные с нарастающей нехваткой времени («у нас нет времени») и корпоративным вторжением в пространство, в результате которого появляются «не-места». Значительная часть работ на выставке посвящена различным путям течения времени и критически осмысляет привычную организацию пространства. В большинстве проектов энергия подается как нечто, что накапливается и обладает порождающей силой. Эти формы энергии присутствуют во всех сторонах нашей жизни. Мы воспринимаем энергию, путешествующую по частотам и волнам, как свет и как солнечное тепло; если мы устаем от работы, мы чувствуем энергию в собственном теле и в собственной душе. Свет – это энергия, а для нас свет связан с осознанием и с бытием. Видеть можно только при свете; «просветлением» мы называем момент осознания. Время и пространство, которые мы воображаем как измерения энергии, приводят нас к размышлениям об энергии нашей собственной жизненной силы.
Искусство является частью этого процесса и тоже может пониматься как порождающая энергия – энергия, которая возникает в результате совместных размышлений и общего понимания. Она противостоит негативным процессам разделения и вытеснения, которые процветают в современном обществе, полном жестокости, отчуждения и эксплуатации. Все изменчиво и подвижно, все способно реагировать. Медленное пространство-время способно расширяться – это такое пространство-время, в котором происходят и привлекают к себе внимание разные события. Говоря так о свете, мы в результате видим световой поток и воспринимаем свет как энергию. Это место для воображения, для осознанного творчества.
На выставке рассмотрены практики, которые не находятся ни на гребне выдуманного, воображаемого настоящего, ни на вершине времени, – но принадлежат к текущему, связному и медленному настоящему, – это искусство глубокого и радикального настоящего, искусство, намеренно идущее не в ногу со стремительной «творческой экономикой» современности. Одна из целей, которую ставила перед собой куратор – осветить тему течения времени, которое проходит сквозь экономику, общество и искусство, но в то же время захватывает пространство, что в результате вызывает резонанс в культурных контекстах и институциях по всему миру.
В рамках Основного проекта биеннале представлено творчество 72 художников и художественных групп, в том числе 13 из России. Около 30 произведений создано специально для пространства ЦВЗ «Манеж». Среди них работы таких художников, как Альфредо и Исабель Акилисан, Александр Бродский, Джумаади, Давид Клаербоут, Валерий Кошляков, Алия Сайед, Йона Фридман и другие. Крупнейшая выставка актуального искусства объединит проекты художников из 40 стран, большинство из которых впервые будет показано в России.
Выдающийся архитектор Йона Фридман представит гигантскую конструкцию (15х15 м) из бумаги и картона, которая станет продолжением его теоретических и практических изысканий в направлении «утопической архитектуры». Эта парящая в воздухе скульптура из переплетенных лент осуществлена совместно с молодыми архитекторами из школы МАРШ.
Инсталляция «Web» (2006) палестинской художницы, живущей в Великобритании, Моны Хатум представляет собой огромную паутину с нанизанными на нити созвездиями хрустальных шаров. Работа, одновременно завораживающая своей минималистской красотой и способная создать у зрителя чувство ожидания «невидимого монстра», характерна для всего творчества художницы: привычные объекты меняют свой масштаб.
Индонезийский художник Джумаади представит работу «Женщина, которая вышла замуж за гору» (Woman who married the mountain). В ней автор, следуя традициям национального театра теней «ваянг», переплетает вымышленные сюжеты с народными легендами.
Работа австралийской художницы польского происхождения Госи Влодарчак представляет монументальную галерею контуров, в которой слились разнообразные детали: фрагменты архитектуры, мебель, инструменты, лица… Для ЦВЗ «Манеж» она распишет поверхность стеклянных стен конференц-зала беспрерывным графическим узором «морозных рисунков» (Frost Drawing).
«Воображаемое поселение» Эда Пина состоит из прозрачных домиков, расположенных внутри большого размера палатки (6х6 м), пространство которой наполнено танцующими, движущимися, отраженными во множестве зеркал тенями. В этой работе Эд Пин, родившийся на Тайване и с 11 лет живущий в Канаде, поднимает темы миграции, жизни вдали от родины, утраты корней и стирании межнациональных различий.
Схожие сюжеты присутствуют и в инсталляции Альфредо и Исабель Акилисан, художников, семь лет назад эмигрировавших из Филиппин в Австралию. Их проекты, реализованные в разных странах мира, основываются на исследовании повседневной жизни людей. Акилисан интересуют личные истории и вещи, они собирают объекты, которые становятся основным материалом для их масштабных инсталляций. В ЦВЗ «Манеж» авторы создали произведение о России – стране, которая для многих жителей планеты ассоциируется со снегом.
Список художников Основного проекта биеннале:
1. Альфредо и Исабель Акилисан (Alfredo and Isabel Aquilizan). Филиппины / Австралия, 1965, 1962
2. Виктор Алимпиев. Россия, 1973
3. Абилсаид Атабеков. Казахстан, 1965
4. Умида Ахмедова. Узбекистан, 1955
5. Эйя-Лииса Ахтила (Eija-Liisa Ahtila). Финляндия, 1959
6. Вячеслав Ахунов. Узбекистан, 1948
7. Шувинаи Ашуна (Shuvinai Ashoona). Канада, 1961
8. Ричард Белл (Richard Bell). Австралия, 1953
9. Петр Белый. Россия, 1971
10. Джета Братеску (Geta Bratescu). Румыния, 1926
11. Александр Бродский. Россия, 1955
12. Андреа Бьянкони (Andrea Bianconi). Италия, 1974
13. Сара Ванагт (Sarah Vanagt). Бельгия, 1976
14. Дмитрий Венков. Россия, 1980
15. Риа Верхаге (Ria Verhaeghe). Бельгия, 1950
16. Адриан Вильяр Рохас (Adrian Villar Rojas). Аргентина, 1980
17. Гося Влодарчак (Gosia Wlodarczak). Польша / Австралия, 1959
18. Аслан Гайсумов. Россия, 1991
19. Гао Жун (Gao Rong). Китай, 1986
20. Симрин Гилл (Simryn Gill). Сингапур / Австралия, 1959
21. Жизель Гордон (Gisele Gordon). Великобритания / Канада, 1964
22. Микро-арт-группа «Город Устинов». Россия
23. Ульрике Гроссарт (Ulrike Grossarth). Германия, 1952
24. Эдит Декиндт (Edith Dekyndt). Бельгия, 1960
25. Джумаади (Jumaadi). Индонезия / Австралия, 1973
26. Ирина Затуловская. Россия, 1954
27. Инь Сючжэнь (Yin Xiuzhen). Китай, 1963
28. Амар Канвар (Amar Kanwar). Индия, 1964
29. Сучан Киношита (Suchan Kinoshita). Япония / Нидерланды / Бельгия, 1960
30. Давид Клаербоут (David Claerbout). Бельгия, 1969
31. Елена Ковылина. Россия, 1971
32. Николя Козакис и Рауль Ванейхем (Nicholas Kozakis and Raoul VanEigem). Бельгия, 1967, 1934
33. «Коллектив авторов»*. Россия, Украина, Франция
34. Лоррейн Коннелли—Норти (Lorraine Connelly-Northey). Австралия, 1962
35. Эва Котаткова (Eva Kotatkova). Чешская Республика, 1982
36. Валерий Кошляков. Россия / Франция, 1962
37. Рикардо Лансарини (Ricardo Lanzarini). Уругвай, 1963
38. Фариде Лашаи (Farideh Lashai). Иран, 1944–2013
39. Марк Ликари (Mark Licari). США, 1975
40. Михаил Лукачевский. Россия, 1986
41. Алан Майклсон (Alan Michelson). США, 1953
42. Габриэлла и Сильвана Мангано (Gabriella and Silvana Mangano). Австралия, 1972
43. Коллектив «Масасит Мати» (Джамиль Алабиад) (Masasit Mati Collective (Jameel Alabiad)). Сирия
44. Жюли Мерету (Julie Mehretu). Эфиопия / США, 1970
45. Том Моллой (Tom Molloy). Ирландия, 1964
46. Вонгечи Муту (Wangechi Mutu). Кения / США, 1972
47. Эрин Мэннинг (Erin Manning). Канада, 1969
48. Эйвис Ньюман (Avis Newman). Великобритания, 1946
49. Майя Онода (Maya Onoda). Япония, 1979
50. Панамаренко (Panamarenko). Бельгия, 1940
51. Александра Паперно. Россия, 1978
52. Сопеап Пик (Sopheap Pich). Камбоджа, 1971
53. Эд Пин (Ed Pien). Канада / Тайвань, 1958
54. Робин Род (Robin Rhode). ЮАР, 1976
55. Алия Сайед (Alia Syed). Великобритания, 1964
56. Александр Сигутин. Россия, 1959
57. Сун Дун (Song Dong). Китай, 1966
58. Фрэнсис Старк (Frances Stark). США, 1967
59. Самуил Стоянов (Samuil Stoyanov). Болгария, 1975
60. Таварес Страхан (Tavares Strachan). Багамы / США, 1979
61. Тантрические рисунки (Tantra drawings)**
62. Сельма и Софиан Уисси (Selma and Sofiane Ouissi). Тунис / Франция, 1972, 1975
63. Парасту Форухар (Parastou Forouhar). Иран / Германия, 1962
64. Йона Фридман (Yona Friedman). Венгрия / Франция, 1923
65. Аиша Халид (Aisha Khalid). Пакистан, 1972
66. Бушра Халили (Bouchra Khalili). Марокко / Франция, 1975
67. Н.С. Харша (N.S. Harsha). Индия, 1969
68. Мона Хатум (Mona Hatoum). Ливан / Великобритания, 1952
69. Адам Цвиянович (Adam Cvijanovic). США, 1960
70. Ранджани Шеттар (Ranjani Shettar). Индия, 1977
71. Рена Эффенди (Rena Effendi). Азербайджан, 1977
72. Ян Юнлян (Yang Yongliang). Китай, 1980
* Владимир Архипов, Леха Гарикович, Император ВАВА (Вл. Александров), Сергей Калинин, Михаил Косолапов, Егор Кошелев, Павел Кузнецов, Полина Кулик (Франция), Алексей Курипко, Антон Литвин, Диана Мачулина, Антон Николаев, Марина Перчихина, Лиза Плавинская, Александр Подосинов, Юрий Шабельников, Ира Штейнберг, Вика Шумская (Украина), Влад Юрашко (Украина).
** Тантрические рисунки созданы анонимными авторами в Индии
Биография Катрин де Зегер
Катрин де Зегер руководила созданным ею художественным фондом Kanaal в бельгийском городе Кортрейк, затем была директором Художественной галереи Онтарио в Торонто (Канада) и долгое время исполняла обязанности директора и куратора Центра рисунка в Нью-Йорке. Выставки и книги Катрин де Зегер получили международное признание и целый ряд наград международных ассоциаций: среди них «On Line: рисунок в ХХ веке» / On Line: Drawing Through the Twentieth Century в нью-йоркском МоМА (2010), «Америка: невеста солнца. 500 лет Латинской Америки и Нидерландов» / America: Bride of the Sun. 500 Years of Latin America and the Low Countries в Королевском музее изящных искусств Антверпена (1992), «Внутри видимого. Эллиптический срез искусства двадцатого века в отношении, по поводу и исходя из женственности» / Inside the Visible. An Elliptical Traverse of Twentieth-Century Art in, of, and from the Feminine в Институте современного искусства Бостона, лондонской галерее Whitechapel и художественной галерее западной Австралии (1994–1996). В 2012 году Зегер была арт-директором Биеннале в Сиднее, курировала бельгийский (1997) и австралийский (2013) павильоны на Венецианской биеннале современного искусства. Она автор множества статей и книг, среди которых «Марта Рослер. Позиции в жизненном мире» (1999), «Активистский рисунок. Ситуационистская архитектура от «Нового Вавилона» Констана и далее» (2001). В настоящее время Катрин де Зегер занимает пост директора Музея изобразительного искусства в Генте (Бельгия).
5-ю Московскую биеннале современного искусства в качестве Генерального партнера поддерживает ОАО «Вымпелком» (бренд «Билайн»), официальный банк-партнер – ОАО «Альфа-Банк», официальный партнер – компания Access Industries, официальный автомобильный партнер – Хендэ Мотор СНГ, технические партнеры – Самсунг Электроникс Рус Компани и компания Barco.
Музейно-выставочное объединение «Манеж» открывает игровую комнату «Детский Манеж». Теперь родители, которые приходят в Центральный выставочный зал «Манеж» с детьми, могут оставить их в «Детском Манеже», оборудованном для отдыха, игры и развития малышей. ЦВЗ «Манеж» станет первым выставочным пространством в Москве, создавшим настоящий уголок для игр, где дети вместе с опытным воспитателем смогут притвориться настоящим художником за мольбертом, обустроиться в гигантском домике или заняться дайвингом в настоящем сухом бассейне. «Детский Манеж» будет открыт 19 сентября, в день открытия основного проекта «Больше света» 5-й Московской биеннале современного искусства.
Московская биеннале современного искусства меняет свой статус — Анонсы
Московская биеннале современного искусства
22 сентября – 1 октября 2015 г.
Павильон №1 ВДНХ
Проспект Мира 121,
Москва
Россия
www. 6th.moscowbiennale.ru
В сложных условиях Московская биеннале современного искусства выбирает радикальный формат и меняет свою структуру: биеннале будет сокращена до десяти дней. Художественные, дискурсивные и рефлексивные моменты будут формировать пространство. Расположенная в павильоне №1 ВДНХ, Московская биеннале будет развиваться как мозговой центр в режиме реального времени.
Барт Де Бере , директор MUHKA, Антверпен; Дефне Аяс , директор Центра современного искусства Витте де Вит, Роттердам; и Николаус Шафхаузен , директор Kunsthalle Wien, Вена, будет курировать 6-я Московская биеннале современного искусства, , которая пройдет с 22 сентября по 1 октября 2015 года.
Биеннале называется Как собрать? Работа в центре города в сердце острова Евразия . Центральный павильон ВДНХ станет площадкой для общения искусства и мышления в действии, включающей в себя ежедневные выступления мыслителей, работу in situ и перформансы художников, а также мастер-классы с участием российских и зарубежных деятелей культуры. Такие исполнители, как Флака Халити, Рана Хамаде, Фабрис Хайбер, Алевтина Кахидзе, Сухан Киношита, Ханне Липпард, Таус Махачева, Амалия Ульман, Антон Видокле, Петер Вахтлер и Цю Чжицзе ; такие писатели, как Роберт Менассе и Миан Миан ; и системные мыслители, такие как Ульрике Геро, Кирилл Рогов, Майя ван Лемпут, Саския Сассен и Янис Варуфакис , соберутся, чтобы найти ответы на такие вопросы, как: каковы основы лучшей жизни? основания для формирования избирательного округа? Кто мы (народ, город, нация, империя и т. д.)? Какой будет Москва в будущем? Все эти вопросы в первую очередь касаются неотложной дилеммы: как мы можем жить вместе?
После этого десятидневного собрания биеннале последуют различные архивные форматы, в том числе художественный документальный фильм сингапурского кинорежиссера Хо Цзы Ньен , веб-сайт с аннотированной документацией, книга и выставка документальных 1 ноября 2015 года на площадке, где проходила биеннале, в центральном павильоне ВДНХ.
6-я Московская биеннале разворачивается как декларация о намерениях и приглашение к участию. Проект, организованный и поддерживаемый Министерством культуры Российской Федерации, способствует развитию новых культурных пространств Москвы, а вопросительный знак в его названии требует обсуждения и участия.
Кураторы не предлагают ответов; вместо этого они стремятся создать ситуацию, которая обращается к будущему человечества, искусству в его многочисленных формах и евразийской традиции России, и все это в обстановке ВДНХ, Всероссийского выставочного центра в Москве. Место, символизирующее объединение традиций СССР, ВДНХ воплощает в себе историю советской государственности как деревни павильонов и фонтанов. По словам кураторов, «искусство дает возможность собираться, возможность перестать быть одним, стать двумя, а может быть, и больше. Он несет в себе потенциал превратить межличностную сферу в настоящую советскую». Подразумевается потенциал возврата к общинным, протосоветским корням, поиск сближения без потери индивидуальности.
Кроме того, в рамках Московской биеннале будут работать вспомогательные программы Специальные гости , Спецпроекты и Параллельная программа , представляющие работы художников, определяющих лицо современного российского и западного искусства. Проекты Специальных гостей будут представлены на ведущих площадках, в том числе Louise Bourgeois в Музее современного искусства «Гараж» , Аниша Капура в Еврейском музее и Центре толерантности и многих других.
Биеннале организована Министерством культуры Российской Федерации, Правительством Москвы, ВДНХ и Фондом «Московская биеннале».
Комиссаром биеннале является Джозеф Бакштейн.
5-я Московская биеннале современного искусства «БОЛЬШЕ СВЕТА»
Министерство культуры Российской Федерации, Правительство Москвы, Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО, Музейно-выставочное объединение «Манеж» и Фонд искусств «Московская биеннале» представляют Основной проект 5-я Москва Биеннале современного искусства «БОЛЬШЕ СВЕТЫ» / БОЛЬШЕ СВЕТА.
Куратор главного проекта : Кэтрин де Зегер
Комиссар и художественный директор Biennale: Джозеф Бэкшшштейн
Основной проект: «Bolbe Sveta» / More Light
открытое название Пятой Московской биеннале «Больше света» допускает разнообразие интерпретаций — разнообразие проявляется в выборе проектов художников со всего мира. Будучи критическим размышлением о различных структурах пространства-времени — как в контексте экономического перепроизводства, экологических катастроф и вредных технологий, — выставка рассматривает свет не только как основу изобразительного искусства, но и как творческую силу, порожденную между нами, когда есть место и время для медленного и интенсивного внимания. Весь проект предполагает, что это взаимодействие, а также отношения необходимы для развития нового мышления.
Участвующие художники обеспокоены растущей нехваткой времени («у нас нет времени») и корпоративным посягательством на пространство для создания «не-мест». Биеннале выдвигает на первый план художников, чьи работы сосредоточены на сложных способах отдавать, брать и проводить время, а также ставят под сомнение корпоративные и нормативные выравнивания пространства-времени. Здесь ощущение энергии как накопительной и порождающей проявляется во всех аспектах нашей жизни — энергия как свет, как тепло солнца, когда мы работаем и устаем; мы чувствуем это в наших телах и душах или в силе наших страстей. Нам нужен свет, чтобы видеть, и для нас он связан с раскрытием сознания и бытия. Время и пространство, представляемые как измерения энергии, заставляют нас задуматься о силе нашей собственной жизненной силы и взаимности.
Искусство является частью этого процесса и также может быть представлено как порождающая энергия – энергия, возникающая в результате совместного размышления и общего понимания. Он противостоит негативным процессам разделения и перемещения, которые процветают в современном обществе, изобилующем насилием, отчуждением и эксплуатацией. Все динамично и мобильно. Медленное пространство-время — это обширное пространство-время, в котором что-то может происходить, на что можно обратить внимание. Именно в интенсивности этого внимания друг к другу, к повседневности и нашему окружению и происходит наше взаимопонимание. Это место воображения и творчества в сознании. Речь идет о том, как искусство, столь тесно связанное с самим светом, сияет в нашей жизни и в мире в целом. В экспозиции это проявляется в переплетении интимного и общественного пространства, архитектурного и бытового, экстерьера и интерьера, макро и микро.
Выставка исследует практики, не находящиеся на гребне вымышленного, воображаемого настоящего или авангарда эпохи, а принадлежащие, скорее, непрерывному, связному и медленному настоящему. Это искусство глубокого и радикального настоящего, искусство заведомо не в ногу с головокружительной современной «креативной экономикой». Одна из целей, которую преследовал куратор, состояла в том, чтобы осветить проблему времени, которая затрагивает экономику, общество и искусство, и в то же время решить проблему пространства, которая имеет резонанс в культурных контекстах и институтах по всему миру.
Основной проект Биеннале представляет работы семидесяти двух художников и творческих коллективов, в том числе коллектива из девятнадцати художников. Специально для Центрального выставочного зала «Манеж», главной площадки биеннале, создано около тридцати работ. Среди них работы Альфредо и Изабель Акилизан, Александра Бродского, Джумаади, Дэвида Клербоута, Валерия Кошлякова, Алии Сайед и Йоны Фридман. Эта масштабная выставка современного искусства объединяет проекты художников из сорока стран, большинство из которых впервые будут показаны в России.
Выдающийся архитектор Йона Фридман представляет гигантскую (пятнадцать на пятнадцать метров) конструкцию из картона и металлической сетки, продолжающую его теоретические и практические исследования в области визионерской архитектуры. Все его начинания вдохновлены стремлением помочь жителю стать мастером своего собственного дизайна» и побудить архитекторов осознать, чем они могут быть полезны своему клиенту. Его идеи совместных концептуализаций вызвали значительный интерес в мире искусства. Эта инсталляция реализована в сотрудничестве с молодыми архитекторами Московской Архитектурной Школы (МАРШ).
Никакая работа не воплощает нашу взаимозависимость лучше, чем гигантская сеть (2006 г.), созданная британской палестинской художницей Моной Хатум. С его металлической проволокой, соединяющей выдутые вручную хрустальные шары, он напоминает огромную паутину с каплями росы — взаимосвязанную паутину, в которую мы все попали, изысканную, но, возможно, также отображающую мрачную сторону нашего глобализованного общества.
Индонезийский художник Джумаади представит картину «Женщина, вышедшая замуж за гору». Опираясь на традиции индонезийского ваянга (кукольного театра теней), художник сплетает вымышленные истории с народными легендами.
Морозные рисунки австралийской художницы польского происхождения Госии Влодарчак представляют собой монументальную галерею очертаний, в которой слились воедино различные детали — архитектурные фрагменты, мебель, лица и т. д. В ЦВЗ «Манеж» она нарисовала непрерывный графический узор на стеклянных стенах конференц-зала.
Воображаемое жилище Эда Пиена состоит из крошечных прозрачных домиков, размещенных внутри большой (шесть на шесть метров) палатки, пространство которой заполнено танцующими, движущимися тенями, отражающимися в ряде зеркал. В этом произведении Пьен, родившийся на Тайване и живущий в Канаде с одиннадцати лет, поднимает тему миграции, жизни вдали от дома, потери корней и стирания этнических различий.
Сходные мотивы присутствуют в инсталляции Альфредо и Изабель Акилизан, художников, эмигрировавших с Филиппин в Австралию семь лет назад. Их проекты, реализованные в разных странах, основаны на изучении повседневной жизни людей. Аквилианцы интересуются личными историями и вещами: они собирают вещи, которые служат основой для их масштабных инсталляций. В ЦВЗ «Манеж» подготовили новый проект с транспортными средствами для передвижения по снегу.
Список участников основного проекта:
Eija-Liisa Ahtila (Финляндия, 1959)
Umida Akhmedova (Uzbekistan, 1955)
Vyacheslav Alavirov (Uzbekistan, 1955)
Vyacheslav Al (Россия, 1973)
Альфредо и Изабель Акилизан (Филиппины/Австралия, 1965, 1962)
Шувинай Ашуна (Канада, 1961)
Абильсаид Атабеков (Узбекистан/Казахстан, 1965, Bellustralia,
8)
853)
Питер Белей (Россия, 1971)
Андреа Бьянкони (Италия, 1974)
Гета Брейтску (Румыния, 1926)
Александр Бродски (Россия, 1955). художников (Россия, Украина, Франция)*
Lorraine Connelly-Northey (Австралия, 1962)
Adam Cvijanovic (США, 1960)
Edith Dekyndt (Бельгия, 1960)
Rena Effendi (Азербайджан)
Парасту Форуар (Иран/Германия, 1962)
Йона Фридман (Венгрия/Франция, 1923)
Аслан Гайсумов (Россия, 1991)
Гао Жун (Китай, 1986)
Симрин Гилл (Малайзия/Австралия, 1959)
Гис 9000дон / Канада, 1964)Микро-арт-группа «Город Устинов» (Россия)
Ульрике Гроссарт (Германия, 1952)
Н. С. Харша (Индия, 1969 г.)
Мона Хатум (Ливан/Великобритания, 1952 г.)
Джумаади (Индонезия/Австралия, 1973 г.)
Амар Канвар (Индия, 19 лет)64)
Аиша Халид (Пакистан, 1972)
Бушра Халили (Марокко/Франция, 1975)
Сучан Киношита (Япония/Нидерланды, 1960)
Валерий Кошляков (Россия/Франция, 1
9000) Чешская Республика, 1962)Елена Ковилина (Россия, 1971)
Николас Козакис и Рауль Ванигем (Бельгия, 1967, 1934)
Рикардо Ланзарини (Уругвай, 1963)
Фаридех Лашай (Иран, 1944-2013)
Farideh Lashai (Iran, 194-2013)
. Марк Ликари (США, 19 лет)75)
Михаил Лукачевский (Россия, 1986)
Габриэлла и Сильвана Мангано (Австралия, 1972)
Эрин Мэннинг (Канада, 1969)
Masasit Mati (Сирия)
Julie Mehretu (Ethiopia / US, 1970)
898.
Алан Майкельсон (США, 1953 г.)
Том Моллой (Ирландия, 1964 г.)
Вангечи Муту (Кения/США, 1972 г.)
Эвис Ньюман (Великобритания, 1946 г. ) Софиан Уисси (Тунис/Франция, 1972, 1975)
Панамаренко (Бельгия, 1940 г.)
Александра Паперно (Россия, 1978 г.)
Софеап Пич (Камбоджа, 1971 г.)
Эд Пьен (Тайвань/Канада, 1958 г.)
Ранджани Шеттар (Индия, 1977)
Александр Сигутин (Россия, 1959)
Song Dong (Китай, 1966)
Фрэнсис Старк (США, 1967)
Самуил Стоянов (Болгария, 1975)
ТАВАРС (Багамы/США, 1979 г.)
Алия Сайед (Великобритания, 1964)
рисунки тантры **
Сара Ванагт (Бельгия, 1976)
Дмитрий Венков (Россия, 1980)
Риа Верхеге (Бельгия, 1950)
Adrian villar Vellar (Argentina, Argentina, Argentina, Argentina, Argentina, Argentina (Belgium, 1950)
. 1980)
Gosia Wlodarczak (Poland / Australia, 1959)
Yin Xiuzhen (China, 1963)
Yang Yongliang (China, 1980)
Irina Zatulovskaya (Russia, 1954)
*Vladimir Arkhipov , Леха Гарикович, Сергей Калинин, Егор Кошелев, Михаил Косолапов, Паулина Кулик (Франция), Алексей Курипко, Павел Кузнецов, Антон Литвин, Диана Мачулина, Антон Николаев, Марина Перчихина, Лиза Плавинская, Александр Подосивов, Юрий Шабельников, Вика Шумская (Украина ), Ирина Штейнберг, Император WAWA (Владимир Александров), Влад Юрашко (Украина)
** Анонимные художники (Индия)
Кэтрин де Зегер
Кэтрин де Зегер, куратор Biennale Fifth Moscow Biennale Of Todenty Art был Сидней, Австралия (2012 г.