«Очень странные дела»: что, если девочка и есть монстр? | Сериалы
«Очень странные дела» — сериал молодой, у него ещё нет сформировавшейся мифологии. Чем объясняются мистические события с главными героями? Что такое Изнанка? И главное, что собой представляет монстр, прозванный детьми Демогоргоном? Это демон из ада? Житель иного измерения? Инопланетянин? Плод воображения героев?Объяснений нет. И это делает первый сезон особенно интригующим. К тому же он оставляет возможность продолжения, в котором создатели могли бы дать ответы — если они, конечно, есть. Создатели сериала братья Даффер утверждают, что при создании шоу написали 30-страничный документ, подробно объясняющий всю метафизику «Очень странных дел».
Мы этого документа не видели. Но одна из фанатских теорий очень убедительно доказывает, что Демогоргон — это порождение разума девочки Одиннадцатой. Эту теорию сейчас бурно обсуждают на западных форумах, и вот какие аргументы приводят в её поддержку.
Спойлеры для не смотревших!
Связь между девочкой и монстром отрицать невозможно. Как выясняется по ходу сериала, именно после того, как Оди сделала вылазку в параллельный мир, оттуда вырвалось чудовище.
Вот только что это за мир? Место, где Оди впервые встретила Демогоргона, представлено бесконечной чернотой без каких-либо предметов, рельефа или обитателей. Оно не похоже на знакомую нам Изнанку — мрачную, безлюдную, но всё-таки копию нашего мира. Это не «отражение» реальности, а какие-то «чертоги разума». Характерно, что Оди попадает туда не через портал, а погружаясь в сенсорную депривацию (полное отсутствие ощущений).
Возможно, Изнанка у каждого своя, поэтому жители городка Хокинс видят там свой городок. А Оди, не знавшая ничего за пределами лаборатории, и видит одно огромное ничего. Её мир Изнанки пуст. Тут только она сама и монстр, который жил здесь, похоже, всегда. Или, по крайней мере, с тех пор, как её начали подвергать жестоким опытам.
Идея чудовища, порождённого разумом, очень похожа на сюжет старого фантастического фильма «Запретная планета». В нём гениальный учёный доэкспериментировался до того, что его интеллект создал невидимого монстра, убивающего людей. Демогоргон во многом похож на это существо. Он появляется тоже в результате эксперимента, и хотя он не совсем невидим, постоянно прячется.
Осознав, что она виновата в появлении монстра, который похитил Уилла, Оди клянёт себя, восклицая «Я чудовище!». Конечно, никто не воспринял эту фразу буквально — что девочка и есть монстр. А зря! Оди, воспитанная в лаборатории, на протяжении всего сериала не умеет ни врать, ни говорить иносказательно. Всё, что ей говорят, она понимает буквально.
И называя себя монстром, она не играла словами. Причём англоязычному зрителю это ещё очевиднее. Девочка говорит не «a monster», а «the monster»!
Если монстр един с Оди, это объясняет, как он нашёл Уилла на Изнанке. Сперва его нашла девочка, а монстр, будучи порождением её подсознания, знал то, что знала она. Характерна и финальная сцена, в которой Одиннадцатая побеждает, применив против монстра свои телекинетические силы. Вот только если она его просто убила, то почему исчезла одновременно с ним? Только потому, что истратила на него все свои силы? Или всё-таки Оди и Демогоргон — две половины одного целого, которые, соединившись, вернулись на свою Изнанку?
По сюжету, кличка «Демогоргон» прилипла к чудовищу вроде бы случайно. Просто при игре в D&D мальчику Уиллу Байерсу выпало быть съеденным именно этой тварью, а потом его похитил настоящий монстр. Но почему сценаристы выбрали именно Демогоргона? Что это за тварь?
Начнём с того, что видно уже по фигурке: у этого монстра две головы.
Согласно мифологии вселенной Forgotten Realms, Демогоргон — это князь демонов-танарри из Бездны. Вернее, два князя, потому что его головы — это две разных личности. Левую зовут Аамеул, а правую — Хетрадия. Они ненавидят друг друга, борются за власть и даже хотели бы друг друга убить, но не могут, потому что это приведёт к гибели всего Демогоргона.
Более изящного намёка на правдивость этой теории и придумать нельзя. Или можно?
В сериале часто упоминаются комиксы о Людях Икс, что и понятно: Одиннадцатая обладает вполне супергеройскими способностями. Но первая же отсылка очень конкретна: перед исчезновением Уилл упоминает выпуск «Людей Икс» №134.
Этот выпуск посвящён Джин Грей, героине, владеющей телекинезом и телепатией и в целом похожей на Одиннадцатую. Именно в этом выпуске Джин становится одержима своей тёмной стороной — Фениксом. И только не говорите мне, что это совпадение случайно.
* * *
Эта теория слишком похожа на правду, чтобы оказаться ошибочной. Единственное, что может ей помешать сбыться, это «эффект Кицума» — когда автор нарочно опровергает слишком популярную теорию, чтобы сохранить эффект неожиданности.
Но увидим ли мы её подтверждение? Сериал до сих пор официально не продлён на второй сезон. Впрочем, учитывая, какой интерес он уже породил, со стороны Netflix было бы глупо не дать Дафферам возможности продолжить свою историю.
www.mirf.ru
«Очень странные дела-2»: Зло, покрытое патиной
В конце октября, аккурат к празднику нечистой силы — Хэллоуину, на потоковом стрим-сервисе Netflix появился долгожданный второй сезон сериала «Очень странные дела».
Чем же удивили зрителей братья Дафферы на этот раз? Масштабными съемками? Умопомрачительными спецэффектами? Сценарием, которому нет равных?
Оказывается, удивлять и поражать никто и не собирался.
На дворе 1984 год, на стенах портреты Рейгана, а на тумбах у многих черно-белые телевизоры. Все это выглядит немного неестественно, как будто эпоху, дома, предметы да и самих людей состарили искусственно, покрыв налетом благородной патины. Хотя, по большому счету, этого не замечаешь, глядя в широко открытые глаза главных героев — детей.
В Хокинсе снова ничего не происходит, и даже события годичной давности подзабылись то ли стараниями самих участников, то ли под влиянием общественности, которой всегда удобнее жить в спокойном болоте, а не в чане с кипящей водой. Даже девушку Барб, буквально канувшую тогда, всего-то год назад, в небытие, предпочитают предать забвению.
Прошел год или день — не важно.
Детишки подросли, но не так, чтобы очень. Это все те же школьники — Майк, Дастин и Лукас, и они все еще играют в команду, рысачат на великах, балуются рациями и подбадривают друга Уилла, вернувшегося с Той стороны. Мама Уилла поуспокоилась и даже завела себе любовника
Подростки постарше также на местах. Сестра Майка Нэнси встречается со Стивом, а Джонатан больше не изгой и продолжает, закусывая губу, посматривать на парочку. На ее слабую половину. Одиннадцатую все считают снова пропавшей, а та меж тем проживает под опекой шерифа Хоппера, устроившего у себя в сарае то ли приют, то ли тюрьму для бедняжки, у которой, к слову, за год отросли кудрявые волосы.
Обещанный новый монстр оказался никаким не новым, а старым, но набирающим силу повелителем Изнанки. Изнанка всеми силами пытается проникнуть в наш мир, путая реальность и потусторонний мир героев. А проводником в мир живых выбирает себе беднягу Уилла. Это основная сюжетная линия второго сезона.
Новшества все же есть. Есть новые герои.
В школе появляется рыжая девчушка Макс, которую тут же нарекли Безумной Макс (в честь одноименного боевика с с Мелом Гибсоном в главной роли), с крепким молодым альфа-самцом, обладателем смешных подростковых усиков. Как позже выясняется, ее сводным братом. И Макс стараниями друзей вскоре попадает в их дружную команду мальчишей-кибальчишей. Появляется на арене и занятный бородатый сторонник конспирологий, проводящий свое расследование событий, случившихся год назад. Бородач живет за семью замками, называет Одиннадцатую русской и пьет русскую водку в качестве «лучшего в мире антидепрессанта».Видимо, чтобы все-таки никто из зрителей не уверовал вдруг в русский след (а сегодня это проще простого), история Одиннадцатой раскрыта детально. Ее мама, оказывается, жива и находится неподалеку, лишь, к несчастью, утратила связь с реальностью. И кроме нее, Одиннадцатой, по миру бродят другие подростки со способностями — например, Восьмая.
Майк, Дастин и Лукас все еще играют в команду, балуются рациями и подбадривают Уилла, вернувшегося с Той стороны.Фото: кадр из фильма
Мы снова вспоминаем и укутываемся поудобнее в тоже теплое одеяло, в котором в детстве, широко раскрыв глаза, смотрели Терминатора-Шварценеггера, вздрагивали от неожиданного появления Чужого и смеялись над молодыми учеными, охотившимися за Зефирным человеком в центре Нью-Йорка. Если в первом сезоне все отсылы и пасхалки читались в общей картине мира, то во втором страсть по ушедшему и невозвратному была доведена до критической массы. Иногда кажется, что некоторые моменты или персонажи были ввинчены в сюжет специально, чтобы лишний раз окунуть зрителя с головой в ностальгию по залихватским 80-м.
Да, можно сказать, что второй сезон изобилует самоповторами и эксплуатирует все те же приемы, что были в первом, но ведь за это сериал и полюбили. Именно из этих кирпичиков он и был построен. Так что вторая часть лишь шире исследует вселенную «Очень странных дел», немного расширяя ее границы, отвечая на разные вопросы и находя в этой узнаваемости свое истинное лицо. Конечно, можно было обновлять от сезона к сезону бедный Хокинс все новой и новой нечистью, начав вампирами и заканчивая эльфами и шаманами, как это провернули, например, в «Настоящей крови», и получить в итоге цветастое шапито, красочный коктейль из непонятных ингредиентов. Но Дафферы пошли проторенной ими же самими дорожкой, и перед нами снова триллер в стиле ретро, жуткий, но симпатичный.
Есть, правда, один момент, с которым будет непросто смириться до самого конца сериала, — это дерзкое и хладнокровное убийство рыжего кота.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Почему нужно смотреть сериал «Очень странные дела». И лучше не затягивать
Любовь поностальгировать по теплым «ламповым» 80-м начинается сразу же, практически с титров. Красные буквы, причудливо блуждающие по экрану, собираются в Stranger Things. В подвале дети играют… Нет, не в гестапо. В популярную в Америке настольную игру «Подземелья и драконы». Родители недоуменно восклицают: «Играли целых 10 часов?» Шутка, понятная сегодня не многим. Кого сейчас удивишь тем, что любимое чадо на денек зависло в очередной компьютерной бродилке? Прически, кофточки и мешковатые джинсы умиляют и еще раз ненавязчиво напоминают: устраивайся поудобнее в уютное креслице, сейчас мы тебя будем немножко пугать. Ночные покатушки в тишайшем захолустье на велосипедах с включенными фонарями по дороге с проводами — кажется, сейчас эта троица взлетит, и там, на небе, среди звезд, мы вновь увидим силуэт Инопланетянина, замотанного в плед. (подробнее)
Очень странные дела (2 сезон) Русский трейлер .
www.kp.ru
Создатели сериала «Очень странные дела» рассказали о «Демогоргоне» | Новости
В сериале «Очень странные дела» (Stranger Things) немалая роль отведена чудовищу, которого главные герои зовут Демогоргоном — в честь классического монстра из настольной ролевой игры Dungeons & Dragons. В сериале оно обитает в мрачном параллельном мире, похищая жертв через разломы в пространстве.
Художник по концепт-арту Нуттавут Байфовонгсе выложил в сеть ранние иллюстрации, на которых «Демогоргон» выглядит ещё более устрашающим.
Один из авторов сериала, Мэтт Даффер, рассказал, что дизайнер вдохновлялся работами Ханса Гигера, Гильермо Дель Торо и Клайва Баркера. Иллюстрациями занималась студия Aaron Sims Creative.
Отдельно студия выпустила концепт-арты, изображающие параллельный мир Upside Down.
Также создатели спецэффектов выложили три видеоролика, в которых показан финальный вид монстра.
Наша рецензия
28.07.2016
Сериал, как будто написанный Кингом и снятый Спилбергом, умело воссоздаёт мистическую атмосферу фильмов 1980-х.
www.mirf.ru
что, если девочка и есть монстр? — Тестовый МирФ
«Очень странные дела» — сериал молодой, у него ещё нет сформировавшейся мифологии. Чем объясняются мистические события с главными героями? Что такое Изнанка? И главное, что собой представляет монстр, прозванный детьми Демогоргоном? Это демон из ада? Житель иного измерения? Инопланетянин? Плод воображения героев?Объяснений нет. И это делает первый сезон особенно интригующим. К тому же он оставляет возможность продолжения, в котором создатели могли бы дать ответы — если они, конечно, есть. Создатели сериала братья Даффер утверждают, что при создании шоу написали 30-страничный документ, подробно объясняющий всю метафизику «Очень странных дел».
Мы этого документа не видели. Но одна из фанатских теорий очень убедительно доказывает, что Демогоргон — это порождение разума девочки Одиннадцатой. Эту теорию сейчас бурно обсуждают на западных форумах, и вот какие аргументы приводят в её поддержку.
Спойлеры для не смотревших!
Связь между девочкой и монстром отрицать невозможно. Как выясняется по ходу сериала, именно после того, как Оди сделала вылазку в параллельный мир, оттуда вырвалось чудовище.
Вот только что это за мир? Место, где Оди впервые встретила Демогоргона, представлено бесконечной чернотой без каких-либо предметов, рельефа или обитателей. Оно не похоже на знакомую нам Изнанку — мрачную, безлюдную, но всё-таки копию нашего мира. Это не «отражение» реальности, а какие-то «чертоги разума». Характерно, что Оди попадает туда не через портал, а погружаясь в сенсорную депривацию (полное отсутствие ощущений).
Возможно, Изнанка у каждого своя, поэтому жители городка Хокинс видят там свой городок. А Оди, не знавшая ничего за пределами лаборатории, и видит одно огромное ничего. Её мир Изнанки пуст. Тут только она сама и монстр, который жил здесь, похоже, всегда. Или, по крайней мере, с тех пор, как её начали подвергать жестоким опытам.
Идея чудовища, порождённого разумом, очень похожа на сюжет старого фантастического фильма «Запретная планета». В нём гениальный учёный доэкспериментировался до того, что его интеллект создал невидимого монстра, убивающего людей. Демогоргон во многом похож на это существо. Он появляется тоже в результате эксперимента, и хотя он не совсем невидим, постоянно прячется.
Осознав, что она виновата в появлении монстра, который похитил Уилла, Оди клянёт себя, восклицая «Я чудовище!». Конечно, никто не воспринял эту фразу буквально — что девочка и есть монстр. А зря! Оди, воспитанная в лаборатории, на протяжении всего сериала не умеет ни врать, ни говорить иносказательно. Всё, что ей говорят, она понимает буквально.
И называя себя монстром, она не играла словами. Причём англоязычному зрителю это ещё очевиднее. Девочка говорит не «a monster», а «the monster»!
Если монстр един с Оди, это объясняет, как он нашёл Уилла на Изнанке. Сперва его нашла девочка, а монстр, будучи порождением её подсознания, знал то, что знала она. Характерна и финальная сцена, в которой Одиннадцатая побеждает, применив против монстра свои телекинетические силы. Вот только если она его просто убила, то почему исчезла одновременно с ним? Только потому, что истратила на него все свои силы? Или всё-таки Оди и Демогоргон — две половины одного целого, которые, соединившись, вернулись на свою Изнанку?
По сюжету, кличка «Демогоргон» прилипла к чудовищу вроде бы случайно. Просто при игре в D&D мальчику Уиллу Байерсу выпало быть съеденным именно этой тварью, а потом его похитил настоящий монстр. Но почему сценаристы выбрали именно Демогоргона? Что это за тварь?
Начнём с того, что видно уже по фигурке: у этого монстра две головы.
Согласно мифологии вселенной Forgotten Realms, Демогоргон — это князь демонов-танарри из Бездны. Вернее, два князя, потому что его головы — это две разных личности. Левую зовут Аамеул, а правую — Хетрадия. Они ненавидят друг друга, борются за власть и даже хотели бы друг друга убить, но не могут, потому что это приведёт к гибели всего Демогоргона.
Более изящного намёка на правдивость этой теории и придумать нельзя. Или можно?
В сериале часто упоминаются комиксы о Людях Икс, что и понятно: Одиннадцатая обладает вполне супергеройскими способностями. Но первая же отсылка очень конкретна: перед исчезновением Уилл упоминает выпуск «Людей Икс» №134.
Этот выпуск посвящён Джин Грей, героине, владеющей телекинезом и телепатией и в целом похожей на Одиннадцатую. Именно в этом выпуске Джин становится одержима своей тёмной стороной — Фениксом. И только не говорите мне, что это совпадение случайно.
* * *
Эта теория слишком похожа на правду, чтобы оказаться ошибочной. Единственное, что может ей помешать сбыться, это «эффект Кицума» — когда автор нарочно опровергает слишком популярную теорию, чтобы сохранить эффект неожиданности.
Но увидим ли мы её подтверждение? Сериал до сих пор официально не продлён на второй сезон. Впрочем, учитывая, какой интерес он уже породил, со стороны Netflix было бы глупо не дать Дафферам возможности продолжить свою историю.
test.mirf.ru
«Очень странные дела»: почему вы должны посмотреть этот сериал | Сериалы
Добро пожаловать в Хоукинс — тихий провинциальный городок в американской глуши образца 1983 года. Его размеренную жизнь нарушает исчезновение десятилетнего мальчика Уилла. За поиски берутся шериф, родные Уилла и его лучшие друзья. Но ни взрослые, ни дети даже не догадываются, что исчезновение мальчика — лишь первое в череде загадочных происшествий, которые обрушатся на Хоукинс в ближайшие дни.
Жанр: фантастический триллер
Продюсеры: Дэн Коэн, Джастин Добл, Мэтт Даффер, Росс Даффер
В ролях: Вайнона Райдер, Дэвид Харбор, Финн Вулфард, Милли Бобби Браун
Продолжительность: 8 серий по 50 минут
Премьерный показ: 15 июля 2016, Netflix
Возрастной рейтинг: 12+
Похоже на: «Инопланетянин», «Воспламеняющая взглядом», «Твин Пикс»
Мы живём в эпоху ностальгии. Каждый месяц киноделы пытаются сыграть на нашем чувстве, будто раньше трава была зеленее. Эта тенденция добралась и до малых экранов — на ум приходят недавние «Секретные материалы» и готовящийся третий сезон «Твин Пикса».
Сценаристы и продюсеры братья Дафферы, создатели сериала Stranger Things (его забавно перевели на русский как «Очень странные дела»), тоже играют на зрительской ностальгии по детству — эпизоды пестрят отсылками к культуре 1980-х. Но за этим стоит не столько маркетинговый расчёт, сколько искренняя любовь авторов к той эпохе. Дафферы как будто сняли сериал о собственном детстве. Что-то похожее мы уже видели в «Гравити Фолз» от Алекса Хирша, и это было здорово.
Stranger Things трудно назвать сериалом в привычном смысле слова. Релизы Netflix и раньше напоминали скорее многосерийные телефильмы, а «Очень странные дела» окончательно размыли грань между одним и другим. Больше всего творение Дафферов похоже на мистический роман, написанный ранним Стивеном Кингом или Робертом Стайном. Не на экранизацию, а именно на книгу, которую читают ночью с фонариком под одеялом.
Исчезновение Уилла Байерса — следствие загадочных событий, произошедших за стенами секретной правительственной лаборатории. Именно оттуда в самом начале сериала сбегает девочка, которую зовут Одиннадцатая — по числу, вытатуированному на её руке. По следу девочки идут военные, потому что Одиннадцатая обладает сверхъестественными силами и её нужно вернуть любой ценой. А ещё с лабораторией как-то связано жуткое чудовище, которое забредает в окрестности Хоукинса и начинает охотиться на его жителей. Этот запутанный клубок событий и предстоит размотать героям.
Тянуть за ниточки они будут сразу в нескольких сюжетных линиях: шериф Хоппер организует поиски мальчика, девушка Нэнси столкнётся с неведомым монстром, а друзья Уилла укроют Одиннадцатую у себя дома. Создателям удалось задать каждой линии свой тон и свою тему. К примеру, линия шерифа — чистый детектив, а линия подростков поднимает темы отношений и первой любви. Рано или поздно пути героев пересекутся, они сложат кусочки мозаики воедино и попытаются разгадать зловещий заговор.
Мальчишки — фанаты D&D, и это играет роль в сюжете
Персонажи незамысловаты, такие типажи мы много раз встречали в подобных фильмах. Но это играет только на руку создателям, помогая воссоздать стиль и дух фантастики восьмидесятых. У каждого из героев есть чёткая мотивация, которая прекрасно дополняет его образ: мать готова на всё, чтобы найти сына, а шериф, некогда переживший трагедию, старается не допустить её повторения. За отведённые 8 эпизодов практически все персонажи успевают пережить личные конфликты, а некоторым выпадает возможность проявить себя в ином свете. Чего только стоит героический поступок Стива Харрингтона, парня Нэнси, который поначалу выглядел типичным подростком-задирой!
Подростков в сериале действительно играют подростки. Привет великовозрастной Лоре Палмер и её подругам
Как ни странно, главной звездой сериала стала не Вайнона Райдер, которая сыграла мать пропавшего Уилла. Всё внимание к себе приковывает юная Милли Бобби Браун (Одиннадцатая) с короткой стрижкой «под мальчика». На протяжении почти всего сериала мы видим её гневной или испуганной, и оттого её редкая улыбка выглядит невероятно трогательно.
Не отстают от Одиннадцатой и мальчишки: они веселятся, ругаются, катаются на велосипедах, играют в Dungeons & Dragons и стреляют из рогатки — в общем, ведут себя как обычные дети, искренне и непринуждённо. Они не надоедают своей глупостью и наивностью. Наоборот, ребята — настоящие гики, чьи знания, почерпнутые из «Властелина колец», Книги правил D&D и кружка радиолюбителей, помогают им решать взрослые проблемы. Например, мальчишки часто сравнивают происходящие вокруг события с реалиями D&D, и это позволяет им догадаться о происхождении чудовища.
И всё же Вайнону Райдер в роли Джойс Байерс нельзя не отметить. Ей достались самые эмоциональные и красивые сцены в сериале, включая радостное озарение под мигающими лампочками и разрушение стены с топором в руках а-ля «Сияние». Шериф в исполнении Дэвида Харбора заслуживает значка «полицейский года»: это самый честный, опытный и, главное, умный сериальный коп за последнее время. А школьный учитель физики заставляет пожалеть, что у тебя не было таких преподавателей.
Stranger Things напичкан отсылками к массовой культуре 1980-х. Одиннадцатая поднимает в воздух фигурку «Тысячелетнего сокола», в комнатах висят плакаты фильмов «Челюсти» и «Зловещие мертвецы», а старший брат Джонатан предлагает Уиллу послушать музыку Дэвида Боуи и Joy Division. Акценты и детали расставлены ювелирно, отсылки не раздражают, а создают нужную атмосферу.
Реверансы в сторону классики проявляются и в постановке отдельных сцен. То тут, то там у вас будет возникать впечатление, что похожий эпизод вы уже видели, — и оно наверняка окажется верным! Братья Дафферы словно разобрали фильмы «Инопланетянин», «Близкие контакты третьей степени» и «Воспламеняющая взглядом» по кирпичикам, а затем сложили их на свой лад.
(Подборка отсылок к фильмам 1980-х в Stranger Things. Осторожно, спойлеры!)
Вторичность? Вовсе нет — дань памяти фантастике 1980-х, на которой выросло целое поколение. И выглядит это захватывающе и изумительно. Любой зритель, который неравнодушен к этой эпохе, найдёт в Stranger Things что-нибудь для себя: кто-то вспомнит «Твин Пикс», а кто-то порадуется ретромузыке в духе Карпентера.
При этом Дафферы не забыли, что снимают сериал для современных зрителей. Режиссёры выдерживают темп, разбавляя бытовые сцены саспенсом и хоррором. К сожалению, в середине действие немного проседает (беда многих сериалов Netflix), но это с лихвой окупается напряжённым финалом.
В Netflix пока не решили, продлевать ли сериал на второй сезон, но продюсер Шон Леви заявляет, что создателям ещё есть что рассказать. По его словам, новая история развернётся вокруг всё тех же героев, полюбившихся зрителям по первому сезону.
«Очень странные дела» стали одной из самых главных новинок не только лета, но и года. У них есть все шансы стать лучшим шоу 2016-го. На Stranger Things стоит обратить внимание как ностальгирующим киноманам, так и просто любителям фантастических сериалов.
Сериал вошёл в топ-10 года:
29.12.2016
Истории и герои, которые стали символами 2016 года.
Умелые заимствования и отсылки
Игра актёров, особенно детей
Дух 1980-х
Слегка проседает темп в середине
Нераскрытая линия антагонистов
www.mirf.ru
Очень странная биология
В третьей серии второй части (именно части, не сезона) сериала «Очень странные дела» один из главных героев, Дастин, находит в мусорном баке необычное существо, которое называет «головастиком». Любознательный по своей натуре, мальчик тут же бросается искать особь в книгах по биологии — и находит в них правильный ответ, которого там, однако, еще не должно было быть… По традиции: осторожно, спойлеры!
Дастин (на заднем плане) показывает Майку «головастика»
Stranger Things 2 / Netflix 2017
Назад в будущее
Если вы смотрели «Очень странные дела» (Stranger Things) от Netflix, то знаете про демогоргона — существо из параллельной вселенной, известной под названием Обратная сторона (the Upside Down). В конце первой части демогоргона удалось победить — и все, казалось бы, закончилось достаточно счастливо. Однако персонаж по имени Уилл Байерс, который всю первую часть провел в Обратной стороне, оставляет нас с клиффхэнгером (без которого, разумеется, не было бы никакой второй части): выплевывает в раковину странного слизняка. Наша редакция вот уже неделю спорит, что это было: личинка или целая кладка яиц, но во второй части он появляется уже в виде достаточно сформировавшегося головастика. В случае, если это была кладка яиц, кстати, становится понятно, откуда появились остальные демопсы — хотя они вполне могли вылезти и из Обратной стороны.
Дастин Хэндерсон, еще один герой сериала, находит странное существо и тут же приходит к выводу, что сделал научное открытие. Тем не менее Дастин, будучи мальчиком эрудированным, попытался отнести его к какому-нибудь существующему роду земноводных. Биологические справочники подсказали Дастину ответ: найденная особь наверняка принадлежит к лягушкам рода Indirana, которые обычно водятся в Индии. «Головастик» (мальчик даже дал ему имя — д’Артаньян) был сухопутным и имел характерный, очень похожий на известный вид окрас. Вывод Дастина звучит логично: найденная особь — просто новый вид этого рода, с очень развитым зародышем, любовью к батончикам с нугой, а также свето- и теплобоязнью.
«Головастик» д’Артаньян
Stranger Things 2 / Netflix 2017
Лягушка вида Indirana
Wikimedia Commons
Один из пользователей Twitter, американский палеонтолог Кристиан Каммерер подметил, что род Indirana впервые был описан в 1986 году — то есть два года спустя после событий, о которых рассказывается во второй части сериала. Каммерер посетовал на неосмотрительность сценаристов Netflix:
Несмотря на этот довольно серьезный (особенно с точки зрения биологов) анахронизм, сериал, на наш взгляд, хуже не стал. Больше вопросов, однако, вызывают другие существа — демопсы, один из которых как раз и вырос из появившегося в нашем мире д’Артаньяна.
Немного про коллективный разум
Демопсы очень похожи на самого демогоргона: у них точно такая же открывающаяся пасть и они так же любят полакомиться свежей плотью. При этом они, в отличие от монстра из первой части, четвероногие и охотятся стаями (отсюда и название — «демопсы»), а управляет ими еще более странное существо — паукообразный Теневой Монстр. Можно предположить, что демопсы могут быть предыдущим этапом эволюции демогоргона, но точный ответ неизвестен — об этом наша редакция, кстати, тоже активно дискутирует.
Демопсы под управлением Теневого Монстра ведут себя как своего рода аналог коллективного разума: в конце, когда ворота в Обратную сторону закрываются, демопсы бегут к ним все вместе, пытаясь остановить Эл (Одиннадцатую), но в итоге погибают, когда лишаются доступа к Теневому Монстру.
Также некоторые в редакции считают, что на самом деле демопсы и демогоргон относятся к одному и тому же виду, а фенотипические различия между ними обусловлены разными выполняемыми задачами — как, например, у муравьев. В таком случае демогоргон — это своеобразный разведчик, наделенный повышенной автономностью в принятии решений, более крупный и более опасный (с пуленепробиваемой кожей).
Демопсы, в свою очередь, похожи на солдат-рабочих — они снуют по тоннелям, охраняют логово и приносят еду в одно и то же место. Да, вы все правильно помните: сами по себе демопсы не против съесть кота или Боба на месте, однако, судя по костям, найденным в центральном гроте тоннеля (главного места обитания демопсов), они еще и доставляют еду в одно место.
В то же время демогоргон в первой части сериала затаскивал людей (например, Уилла и Барб) в Обратную сторону для того, чтобы потом использовать их как инкубаторы — скорее всего, для выращивания тех же демопсов.
Возможно, нам также предстоит узнать, что матка этого чудовищного муравейника — вовсе не Теневой Монстр, а что-то совсем другое. Например, тот силуэт Чужого (он действительно очень похож), который видели Эл и Джим в закрывающихся вратах.
Хорошо, что Дастин сохранил одного мертвого демопса в холодильнике; надеемся, что в следующей части сериала нам расскажут об эволюции и иерархии обитателей Обратной стороны подробнее.
Отдельное спасибо Николаю Воронцову за дополнения к блогу
nplus1.ru
«Оно» можно не снимать. Обзор сериала «Очень странные дела» — Игромания
,Если вы читали «Оно» Стивена Кинга, то знаете: самый экранизируемый писатель придумал самую неэкранизируемую сцену в популярной литературе (да, речь про групповушку) и сделал ее ключевой. Поэтому киношникам волей-неволей придется рассказывать эту историю по-своему.
Но братьям Даффер очень хотелось этим заняться.
«Мы просили Warner Bros доверить нам ремейк, — говорит Мэтт Даффер в интервью Hollywood Reporter. — Я буквально умолял. Говорю «ну пожалуйста!», а они — нет, и всё тут». Но пыл и фанатизм не пропали зря. Вместо «Оно» братья сняли Stranger Things. Они же «Очень странные дела» (перевод из разряда «если никто не предложит название получше, я назову фирму «Яблоко»»).
Жанр: триллер, мистика, музей эпохи
Продюсеры: Мэтт Даффер, Росс Даффер
В ролях: Вайнона Райдер, Дэвид Харбор, Финн Вулфард, Милли Бобби Браун, Гейтен Матараццо и другие
Премьерный показ: 15 июля 2016 года
Продолжительность: 8 серий по 50 минут
Это мини-сериал из восьми серий — идеальный, по мнению Дафферов, формат для экранизации «Оно». История про маленький американский городок, где завелось таинственное зло. Жуткий монстр крадет детей, правительство мутит темные делишки, девочка с суперспособностями прячется от преследования. Они клином разрезают провинциальную идиллию и затягивают жителей в роковую воронку.
Выглядит и звучит это так, будто снимал молодой Спилберг после споров с Карпентером и Крейвеном о Кинге. Даже хуже — как будто ИИ на нейросетях уже научился выдавать продукт по загруженным в него образцам. Учебники сценарного мастерства — 3 шт., романы Кинга — 15 шт., фильмы Спилберга — 2 шт.
Интересно ли смотреть, как кто-то перебирает все, что посмотрел и прочитал в юности? Да это просто офигенно!
Хотя это еще тот вопрос: почему вдруг имеет успех мешанина из уже отработавших свое штампов. Может, работают живые персонажи и подбор актеров? Как сказать. Если штампованной вам показалась завязка и тема, то учтите, это еще цветочки. Стандартных героев здесь как жуков под гнилым пнем.
Шериф с трагическим прошлым работает спустя рукава. Пацаны-лузеры (лидер лузеров, чернокожий, толстяк) играют в D&D и гоняют на велосипедах. Тупые хулиганы их достают. Хорошая девочка флиртует с красавцем-козлом у школьных шкафчиков. Страшненьная подружка-ботаник ее увещевает. Странный одиночка украдкой фотографирует… Продолжите ассоциативный ряд и даже не думайте удивляться, когда увидите это на экране.
Но актеры, как в костюмы, на лету запрыгивают в эти образы и производят неплохое впечатление. Например, Вайнона Райдер всерьез кажется неадекватной: психует, истерит на грани переигрывания. Это наполняет ее сцены дискомфортом и недоверием, который испытывают находящиеся рядом другие герои.
Зато шериф… С ним хочется выпить пару бокалов, хлопнуть его по плечу и пожаловаться на соседа. Но, когда он берется за серьезное дело, совсем не чувствуешь уверенности в успехе.
И особенно хороши дети. Химия между мальчиком и найденной в лесу молчаливой девочкой бурлит так, что аж ладошки потеют. Смотришь и понимаешь, что готов завтра же признаться однокласснице в любви (сперва побрив зазнобу налысо), но потом вспоминаешь, что уже давно вырос и женат.
Естественно, это заслуга не только героев. Здесь живые сцены, приятные диалоги. Функции фраз закамуфлированы под вполне естественные реплики. При этом сюжет — одна из самых парадоксальных составляющих сериала. На первый взгляд, он перегружен вводными. История начинается с вороха завязок и нескольких тем, а заканчивается резонным вопросом — о чем вообще был этот фильм? О взрослении? Или, наоборот, о том, что важно сберечь в себе внутреннего ребенка? О дружбе? О том, что нельзя отбирать у детей детство? Или о том, что взрослым нельзя терять надежду?
Когда идут финальные титры — хоть после глубокой истории, хоть после простой, — в голове должно прозвучать: «Сегодня я понял…». Но когда фильм обо всем — он одновременно ни о чем. С другой стороны, когда разгребаешь в голове кучу поднятых тем, все же остается одна общая: «уютный мирок окружен ужасами реальности. И не известно, когда и где образуется дыра и в нее затянет».
Парадокс в том, что до финальных титров многочисленные темы ни разу не сбиваются в кучу. Ни одной запинки, резкого скачка и провисания. Здесь кроется главная прелесть — работа режиссеров, их уверенность и энергия. Сериал настолько ловко жонглирует вниманием, что его физически трудно не проглотить зараз.
Технически Stranger Things совершенен, как итальянский суперкар, от которого еще пахнет сборочным цехом. Картинка — глаз не оторвать. В музыке хочется раствориться. Развитию сцен и переходам следует хлопать стоя. Диалоги, монтаж и напряжение создают ритм барабанного переката. А удар по тарелке — уже начало следующей сцены.
А как виртуозно вписаны в контекст флэшбеки! Они понятны даже без специальной цветокоррекции.
А еще это привет 1980-м — и не дань моде, а настоящая любовь к эпохе. Не китч, как, например, в Kung Fury (там тебе тыкают восьмидесятыми в лицо: «Смотри, у нас пленку зажевало. Смотри, какой шрифтик! Помнишь такой, а? Помнишь, помнишь?!»). «Очень странные дела» подают ностальгию вообще без капли самоиронии — на полном серьезе. Сегодня так не принято, ведь есть риск показаться пошлым. Но у братьев Даффер хватает вкуса не отвлекать от истории на средства ее выражения.
Потому и штампы не раздражают.
Это же не первый фильм с кучей клише. В наше-то время. Но «Странные дела» отлично иллюстрируют слова Джорджа Лукаса: «Штампы стали штампами, потому что работают». Если их умело использовать, добавим.
В демонстративной клишированности Stranger Things пугает другое. Проблема, выходящая далеко за рамки фильма, — референсное мышление. Это когда продукт не может существовать без опоры на свой источник вдохновения. Так же как пародия без оригинала становится лишь набором непонятных шуток.
«Оно» Кинга — это тоже смесь целого пласта культуры американской weird fiction, вековых страхов и классической истории о взрослении. Вот только та сцена… Групповушка. Ее не может и не должно быть, а она есть. Сидит в памяти и шокирует одним своим существованием. И она никогда и нигде, кроме книги, не появится. Сцена без аналогов.
Референсное мышление же пропускает только сцены, что уже где-то были, где-то сработали. Возможно ли сейчас представить концепт-художника без надерганных отовсюду картинок-образцов? Сценариста без структурной матрицы от какого-нибудь гуру? И чтобы в комнате постпродакшена не висела куча скриншотов с пометками «сделай как здесь»?
Чисто теоретически представим: «Странные дела» — первая в истории кинострашилка про монстра, детей и маленький город. Была бы история так же хороша без отсылок к великим? Возможно. Но имела бы она успех? В том смысле, что ей ведь не дадут зеленый свет ни продюсеры, ни создатели. Ни, к сожалению, зрители.
Парадокс ожиданий — хочется чего-то новенького, но такого же. И второе всегда пересиливает.
«Очень странные дела» — по-настоящему хорошее кино и одновременно музей жанра. Его приятно посмотреть, ностальгически улыбнуться. Но второй сезон… нет, хватит перекомпоновывать давно придуманное. Надо уже идти вперед.
Как обычно говорят в кино: «Иначе чем мы лучше машин?»
Кинохоррор из 1980-х, сделанный лучше, чем в 1980-х.
www.igromania.ru