Методики диагностики восприятия у дошкольников: особенности и применение

Как выявить нарушения зрительного восприятия у детей дошкольного возраста. Какие методики используются для диагностики восприятия у дошкольников. Почему важно вовремя выявить проблемы со зрительным восприятием у детей.

Особенности зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения

Дети с нарушениями зрения сталкиваются с рядом трудностей при зрительном восприятии окружающего мира:

  • Замедленность и фрагментарность восприятия
  • Искажение и нечеткость зрительных образов
  • Сложности с определением формы, размера и пространственного расположения предметов
  • Трудности с различением цветов и оттенков
  • Проблемы с целостным восприятием объектов

Эти особенности необходимо учитывать при проведении диагностики и коррекционной работы с такими детьми.

Основные методики диагностики зрительного восприятия дошкольников

Для выявления нарушений зрительного восприятия у дошкольников применяются следующие методики:

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Цель: оценка восприятия формы и способности выделять предметы на зашумленном фоне.


Ребенку предъявляются рисунки с контурными изображениями предметов. Задача — найти и назвать все «спрятанные» предметы за ограниченное время.

Методика «Найди и вычеркни»

Цель: оценка устойчивости и продуктивности внимания.

Ребенок на листе с изображениями простых фигур должен найти и зачеркнуть заданные фигуры за определенное время. Фиксируется количество найденных фигур и ошибок.

Методика «Разрезные картинки»

Цель: оценка целостного восприятия.

Ребенку предлагается собрать картинку из частей. Оценивается время и правильность выполнения.

Требования к наглядным материалам для диагностики

При подготовке материалов для диагностики зрительного восприятия дошкольников важно учитывать следующие требования:

  • Высокая контрастность изображений
  • Использование ярких цветов (красный, желтый, оранжевый, зеленый)
  • Четкие контуры предметов
  • Реалистичность изображений
  • Отсутствие бликов и глянцевых поверхностей
  • Ограничение поля восприятия рамкой

Соблюдение этих требований позволит получить более достоверные результаты диагностики.


Этапы формирования зрительного восприятия у дошкольников

Работа по развитию зрительного восприятия у дошкольников должна проводиться поэтапно:

  1. Знакомство с реальным объемным предметом или его моделью
  2. Рассматривание цветного изображения предмета
  3. Изучение контурного изображения со сплошной линией
  4. Восприятие контурного изображения с прерывистой линией
  5. Узнавание предмета на зашумленном фоне
  6. Выделение предмета среди наложенных изображений
  7. Узнавание предмета по его части или детали

Такая последовательность позволяет сформировать у ребенка целостный образ предмета.

Значение своевременной диагностики зрительного восприятия

Раннее выявление нарушений зрительного восприятия у дошкольников имеет большое значение:

  • Позволяет своевременно начать коррекционную работу
  • Предотвращает трудности в обучении в школе
  • Помогает избежать проблем с социализацией ребенка
  • Дает возможность скорректировать некоторые нарушения
  • Позволяет подобрать оптимальные методы обучения

Регулярная диагностика зрительного восприятия должна проводиться у всех дошкольников для профилактики и раннего выявления проблем.


Роль родителей в развитии зрительного восприятия дошкольников

Родители могут способствовать развитию зрительного восприятия ребенка следующими способами:

  • Играть в игры на развитие внимания и памяти
  • Собирать пазлы и конструкторы вместе с ребенком
  • Учить различать цвета, формы, размеры предметов
  • Тренировать пространственную ориентацию
  • Читать книги с красочными иллюстрациями
  • Рисовать и лепить вместе с ребенком

Регулярные занятия помогут улучшить зрительное восприятие и подготовить ребенка к школе.

Коррекция нарушений зрительного восприятия у дошкольников

При выявлении проблем со зрительным восприятием необходимо проводить коррекционную работу:

  • Специальные упражнения на развитие зрительных функций
  • Тренировка глазодвигательных мышц
  • Игры и задания на развитие целостного восприятия
  • Упражнения на различение цветов, форм, размеров
  • Задания на ориентировку в пространстве
  • Работа с контурными и зашумленными изображениями

Коррекционные занятия должны проводиться регулярно под руководством специалиста с учетом индивидуальных особенностей ребенка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *