Марк ротко 61 – № 61 (Ржавый и голубой) — Википедия

№ 61 (Ржавый и голубой)


№ 61 (Ржавый и голубой)

«№ 61 (Ржавый и голубой)» (англ. No. 61 (Rust and Blue)) — картина американского художника Марка Ротко, ведущего представителя абстрактного экспрессионизма, написанная в 1953 году. Впервые полотно было выставлено в 1961 году в нью-йоркском Музее современного искусства. На данный момент оно находится в Музее современного искусства (англ.)русск. Лос-Анджелеса.

Участие в выставках

ГодНазвание выставкиМесто проведенияДаты выставки
1961«Mark Rothko»Музей современного искусства, Нью-Йорк18 января — 12 марта
1961«Mark Rothko: A Retropspective Exhibition, Paintings 1945−1960»Галерея Уайтчепел (англ.)русск., Лондон
Городской музей, Амстердам
Дворец изящных искусств (англ.)русск., Брюссель
Кунстхалле (англ.)русск., Базель
10 октября — 12 ноября
24 ноября — 27 декабря
6 января — 29 января
3 марта — 8 мая
1962—1963«Mark Rothko»Национальная галерея современного искусства, Рим
Музей современного искусства, Париж
27 апреля — 20 мая
5 декабря — 13 января
1971—1972«Mark Rothko»Кунстхаус, Цюрих
Новая национальная галерея, Берлин
Кунстхалле (англ.)русск., Дюссельдорф
Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам
Галерея Хейворд (англ.)русск., Лондон
Музей современного искусства, Париж
21 марта — 9 мая
26 мая — 19 июля
24 августа — 3 октября
20 ноября — 2 января
2 февраля — 12 марта
23 марта — 8 мая

Литература

  • Phillips, Glenn. Seeing Rothko / Getty Research Institute. — Los Angeles: Getty Publications, 2005. — 290 p.  (англ.)
  • Бааль-Тешува, Якоб. Ротко / Перевод с английского А. В. Гусевой. — М.: Арт-Родник, 2006. — 96 с. — ISBN 5-9561-0192-X

Ссылки

Категории:
  • Картины по алфавиту
  • Картины 1953 года

Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое «№ 61 (Ржавый и голубой)» в других словарях:

  • Ржавый цвет — Ржавый Цветовые координаты HEX #B7410E RGB¹ (r, g, b) (183, 65, 14) CMYK² …   Википедия

  • Ржавый (цвет) — Ржавый Цветовые координаты RGB HEX #B7410E (r, g, b) (183, 65, 14) (c, m, y, k) (22, 85, 100, 13) (h, s, v …   Википедия

  • Ротко, Марк — Марк Ротко Mark Rothko …   Википедия

  • Ржавчина (цвет) — Ржавый Цветовые координаты RGB HEX #B7410E (r, g, b) (183, 65, 14) (c, m, y, k) (22, 85, 100, 13) (h, s, v …   Википедия

  • Тачки 2 — англ. Cars 2 Тип мультфильма …   Википедия

  • Тачки — англ. Cars Жанр Комедия, спорт …   Википедия

  • Тачки (мультфильм) — Тачки Cars Жанры комедия, спорт …2  …   Википедия

  • Традиционные японские цвета —  это набор цветов, которые издревле использовались при производстве одежды и в других ремёслах, а также описаны в литературе. Содержание 1 История 2 Цвета 2.1 Красно фиолетовые …   Википедия

  • Семейство ястребиные —         Птицы, принадлежащие к этому семейству, характеризуются совершенно оперенными плюснами, достигающими длины среднего пальца, кругловатыми или яйцевидными, почти вертикально расположенными в восковице ноздрями и хвостом, равным половине… …   Жизнь животных

  • Стилистика Л. — Стилистика Л. СТИЛИСТИКА Л. как соотношение и взаимосвязь различных видов «малой образности» тропов и стилистич. фигур с особенностями индивидуального лермонт. стиля до сих пор не была предметом целенаправленного литературоведч. анализа, хотя как …   Лермонтовская энциклопедия

dic.academic.ru

5 выдающихся шедевров Марка Ротко в пяти музеях — Библиотека туриста

Сегодня исполнилось 110 лет со дня рождения знаменитого американского художника литовского происхождения Марка Ротко. В честь этой даты мы решили рассказать о пяти его знаменитых шедеврах абстрактного экспрессионизма и о музеях, где их можно увидеть.

«В башне», Часовня Ротко, Хьюстон, США

Когда посетители заходят в так называемую Часовню Ротко и видят одну из прославленных его работ, они обычно задаются вопросом: «а где, собственно, картины-то?» Серия девственно чёрных полотен, собранных в импровизированную инсталляцию «В башне», действительно не сразу бросаются в глаза – три стены главного зала галереи занимает триптих, а на остальных пяти – по одному полотну. Все картины совершенно чёрные, что по замыслу автора вроде как должно имитировать состояние человека, запертого в башне и смотрящего ввысь.

Сама Часовня Ротко, понятное дело, к культовым сооружениям никакого отношения не имеет. Это центр международного художественного, религиозного и философского диалога, выставочный и конференц-зал, арена для всего, что относится к культуре как таковой. Построенная уже после смерти Ротко, она видела немало именитых персон (например, Нельсона Манделу), а на постоянной основе хвастается работами Марка и скульптурой «Разбитый обелиск» Барнетта Ньюмана.

«№61», Музей современного искусства, Лос-Анджелес, США

Наряду с картиной «Белый центр», до сих пор держащей рекорд по сумме, вырученной на аукционе (почти 73 миллиона долларов), эта работа, известная ещё и под названием «Ржавый и синий», является одним из самых известных и характерных работ позднего периода. Написанная аккуратно перед тем, как на Ротко свалился успех вместе с международным призванием, она, в отличие от «Белого центра», доступна для осмотра всем желающим.

Увидеть картину можно на выставочных площадях Музея современного искусства в Лос-Анджелесе, который является одним из лучших и популярных галерей Соединённых Штатов. Экспозиция этого комплекса искусств, привлекающая сотни тысяч туристов ежегодно, бесспорно стоит того, чтобы оказаться в их числе – кроме Ротко здесь можно увидеть таких мастеров американского и европейского современного искусства, как, например, Сэм Фрэнсис, Сьюзен Ротенберг и Джулиан Шнабель.

«Чёрное на тёмно-бордовом», Tate Modern, Лондон, Англия

Начало конца Марко Ротко. «Чёрное на тёмно-бордовом» стало одной из первых его работ, покосившихся в сочетания исключительно мрачных цветов, отражающих нарастание затяжной депрессии автора. Сам художник в качестве источника вдохновения для этой картины, которая первоначально писалась для нью-йоркского ресторана «Четыре сезона», называл Микеланджело. Контекста, а, следовательно, и зрительского интереса ей всего год назад добавил польский эмигрант и художник Ежи Уманец, написавший на полотне краской свое имя и число «12». «Я не вандал. Искусство позволяет нам взять то, что уже кто-то сделал, и создать новое прочтение этого», — оправдывался он перед судом после задержания, но служитель Фемиды такого искусства не оценил, «влепив» поляку 2 года тюрьмы.

В настоящее время работа, приписанная к британскому музею Tate Modern, находится на реставрации, которая уберёт с полотна «прочтение» Уманеца и продлится еще примерно полгода. Поэтому желающим увидеть «Чёрное на тёмно-бордовом» придется потерпеть и довольствоваться остальной коллекцией лондонской галереи, которая может похвастаться произведениями Клода Моне, Аниша Капура, Барнетта Ньюмана, Анри Матисса и других авторов, привлекающих в Tate Modern почти 5 миллионов туристов в год.

«Четыре темные отметины на красном», Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США

Ещё одна тьма в конце туннеля жизненного пути Ротко. «Четыре темные отметины на красном», созданные в том же году, в котором художник закончил «Чёрное на тёмно-бордовом», отмечают собой другое направление в его живописи – столь же мрачное, но несколько более яркое. Критики находят здесь влияние Джексона Поллока.

Не преуменьшая значение Ротко, посетить нью-йоркский Музей американского искусства Уитни стоит далеко не только ради его одного. Уникальное здание авторства Марселя Бройера и Гамильтона Смита (его музей, кстати, покинет в 2015 году, отдав площадь не менее знаменитому Метрополитен-музею, переместившись по новому адресу), разместило на своей территории в буквальном смысле всю историю американского искусства, от Джексона Поллока и Луизы Невельсон до Томаса Бентона и Энди Уорхола.

«Без названия», Национальная галерея искусства, Вашингтон, США

Это конец. Минималистический рисунок, ставший последним в карьере и жизни художника, сам Ротко охарактеризовал кратко: «Это о смерти». Примерно через месяц после окончания работы над картиной Марк вскрыл себе вены, а спокойное, даже умиротворённое полотно так и осталось без названия.

После смерти художника безымянная картина досталась Национальной галереи искусства, что украшает собой американскую столицу. Располагаясь на Национальной аллее, она предлагает всем желающим осмотреть свою внушительную экспозицию и прогуляться по саду скульптур совершенно бесплатно. Именно так, не заплатив ни цента, более четырёх миллионов посетителей галереи ежегодно становятся ближе к искусству, созерцая не только работы Ротко, но и единственное произведение Леонардо да Винчи на континенте и, скажем, уникальную комнату-инсталляцию Александра Колдера.

www.restbee.ru

Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже

Ох, и трудно же писать про абстракционистов. Про нормальных-то художников хорошо писать. У них-то в картинах сюжет есть. Дядьки, тетьки там, дворец какой-нибудь, лужок, на нем коровки, бычок (бык). Есть о чем поговорить. А тут о чем писать?


Оранжевый, красный, жёлтый

А писать надо. Во-первых, Ротко (MCMIII-MCMLXX) – столп. Во-вторых, за эту вот его работу в прошлом году было заплочено аж почти 80 000 000 долларов, и она стала самым дорогим произведением послевоенного искусства, когда-либо проданным на аукционах. А ведь, наверное, не дурак ее купил, раз такие деньги имеет. За что тогда такие бабки, когда, как добрые люди пишут в комментах к этой новости, у них дети не хуже намазюкают. А ведь за несколько лет до этого вот эту картинку Ротко продали почти за 73 000 000 долларов.

 
Белый центр

Понятно, если бы он изобразил доступными средствами какой-нибудь лужок с коровками и бычком (бык), пусть даже кривенько, как тот же Ван Гог. Глаз бы там нашел чего знакомое и отдохнул, а тут ему и остановиться не на чем. Нехорошая картина. Главное, вообще ни на что не похоже. И самое противное, так и должно быть в крепкой, качественной абстракции.

Придется, чтобы понять, в чем тут цимес, обратить пристальный взор на факты ротковской жизни. Может, там что есть. Может, удастся там найти объяснения его живописным выкрутасам. Это я так хитростью занимаюсь – раз картинки описать не получается, надо по биографии ударить. Мне же за количество знаков плотят.

В общем, на самом деле он — Маркус Яковлевич Роткович, опять же из наших отечественных евреев. Родился в Двинске, в семье работника фармацевтического прилавка. Ходил в хедер. Изучал Талмуд. Все, как положено. В 1910-1913 его многочисленная семья двумя порциями переехала в США, подальше от погромов и армии, в которую должны были по очереди попадать младшие Ротковичи и которая для еврея тогда была лишь ненамного лучше среднего погрома. В США папа, видимо, посчитав, что все полезное он уже сделал и семье больше не нужен, вскоре умер. Теперь Маркусу приходилось не только учиться, но и работать – об этом папа не подумал. В общем, закончил он школу с отличием, и поступил в Йельский университет… Надоело мне что-то его биографию рассказывать.

Короче, самое главное – универ он бросил, уехал в Нью-Йорк, там увидел, как его приятель в школе искусств рисует раздетую натуру, и тут его реально проперло от искусства. Ротко поступил в школу дизайна, где учился у Аршиля Горки – одного из ключевых в будущем абстрактных экспрессионистов, в ряды которых вступил со временем и сам. Еще он ходил на лекции художника Макса Вебера, где узнал, что искусство может выражать религиозные и политические идеи. Во, страна, ну все наоборот. Если бы он не уехал из России и стал бы тут тоже увлекаться искусством, то открытием для него было бы как раз то, что искусство может НЕ выражать никаких религиозных или политических идей. У нас же без идеи нельзя. Учился Ротко недолго.

Поучившись, он бурно занялся искусством. Выставлялся, писал манифесты, входил в объединение «Группа десяти», где, впрочем, никогда не было больше девяти. В те, тридцатые годы, его работы пребывали в рамках экспрессионизма, который тогда мог еще удивить разве американцев. Тем не менее, у Ротко и остальных членов группы была репутация жутких радикалов, и их не всюду пускали. В смысле, выставляться.


Вход в метро


Фантазия в подземке


Стоящие мужчина и женщина

В начале 40-х гг. в Америки сильно актуализировался интерес к сюрреализму в связи с массовым переездом его носителей из Европы – он был несовместен с культурной политикой национал-социалистической партии. Ротко переходит в сюрреалисты и изучает психоаналитическое наследие Фрейда и Юнга, отдавая предпочтение последнему.

Гефсимания


Архаический идол


Без названия

Тут у него есть понемногу и от Дали с Эрнстом – в первой работе, где достаточно иллюзионистически изображенная бредовая конструкция существует в некоем многозначительно безбрежном пространстве, и от Миро – в последней, в которой живут какие-то биоморфные образования. В целом, конечно, видно, что мастер еще не нашел себя, вполне вторичен по языку и тему раскрывает недостаточно хорошо. Да, в 1940 году Маркус Роткович становится Марком Ротко – он подал, наконец-то, документы на получение американского гражданства и, до кучи, американизировал свое название.

Шло время. Конкретно – вторая половина 40-х гг. Ротко был уже довольно пожилым и широко малоизвестным. Он много работал и часто думал, что бы такое отчетбучить, чтобы остаться навсегда в памяти благодарного человечества. Увидел работу Матисса «Красная студия» в музее, несколько часов простоял возле нее и сделал выводы.


Анри Матисс. Красная студия

Язык его работ становился все проще.


Без названия

Из них исчезает любой намек на фигуративность, на нарративность, на объем и пространство. Они превращаются в набор цветных пятен разной величины, совершенно непонятных растерянному зрителю и очень неаккуратно написанных. Так Ротко докатился до абстракционизма.

Мультиформа


№21

В самом конце 40-х гг. картинки Ротко приобретают свой классический вид. Вот благодаря им он и остался в памяти благодарного человечества.

   
Фиолетовое, черное, оранжевое, желтое на белом и красном

Вот так они приблизительно и выглядят, эти работы. Несколько цветов, обычно три-четыре-пять штук, организованных в неровные четырехугольники одинаковой длины.


№61 (Ржавый и голубой)

Картины – большие.

Собственно, цвет и размер – это два главных слова в том языке, которым с нами говорит Ротко. Сначала о цвете – он главнее.

«Тот факт, что художественная работа начинается с рисунка – уже академический подход. Мы начинаем с цвета» (Ротко). В принципе, такую фразу мог бы сказать уже любой закоренелый фовист, тот же Матисс – для них ведь цвет тоже был главным. На этом бы он и остановился – время-то дикое было, люди психоанализа не знали, хорошо воздействующий на зрителя цвет искали в темноте, на ощупь, голой эмпирикой подменяя твердое знание. Ротко же, как человек эпохи постсюрреализма, читавший Фрейда и Юнга, знает слово «архетип». Поэтому он, как и другой столп – Поллок – уходит в подсознание/бессознательное. Поллок уходил в индивидуальное бессознательное, искал там – и находил – буйные энергии, которые предъявлял миру в виде шаманских телодвижений с краской в руках. Ротко же шатался по коллективному бессознательному в поисках тех самых архетипов – устойчивых реакций и досознательных представлений, связанных с тем или иным цветом. Это когда один цвет вызывает одну эмоцию, другой – другую, а их сочетание – третью. Т.е. он хотел общаться с потребителем на самом искреннем, честном, всеобщем и практически неизменяющемся праязыке, который всем известен, но, по мере неизбежного взросления человека и восприятия им культуры во всех ее проявлениях, уходит и забывается*. Идеальными творцами и зрителями в этой ситуации являются, конечно, маленькие дети** и представители примитивных культур, у которых и творческий акт, и его восприятие происходят помимо разума и культуры***.


№1. (Королевский красный и голубой)


Черное на коричневом

Для того, чтобы зритель вошел в рабочее состояние и начал правильно воспринимать работы, у Ротко существовал ряд жестких экспозиционных и поведенческих принципов. Зал, в котором экспонировались эти работы, не должен был быть проходным. Также не должно было быть каких-то чужих работ или объектов, отвлекающих внимание. Освещение предполагалось скудное****, окна – закрытые. Работы должны были висеть в 30 см от пола и на значительном расстоянии друг от друга. Никаких массивных рам, максимум — скромный тонкий багет. Зрителю полагалось находиться на расстоянии 40 см от картинки и стоять спокойно, вдумчиво. Если все это соблюдалось, то зритель, благодаря еще и большому размеру работ,

оказывался как бы внутри них. Неровные края лаконичных четырехугольников, краски, просвечивающие сквозь друг друга, достаточно заметные мазки – четырехугольники не залиты однородно, они написаны — рождали эффект некоего мерцания, пульсации, что еще больше затягивало зрителя внутрь работы. Т.е. Ротко создавал перед своей работой насыщенное пространство, являющееся частью этой работы. Эффект, сравнимый с тем, что существует при общении с древнерусской иконой. Так ли это на самом деле, я не знаю. Это тот самый случай, когда, по выражению Жванецкого, как никогда, важен личный приезд. Я же наблюдал Ротко только в репродукциях. Поэтому в оценке того, прижился ли конструкт Ротко или не прижился, я вынужден опираться на свидетельства третьих и четвертых лиц, и свидетельства эти свидетельствуют, что – прижился. Да и цены на его работы об этом тоже свидетельствуют*****.


Черный на красно-коричневом

Голубой, оранжевый, красный

Икона тут не лишняя еще и потому, что Ротко, по всей видимости, создал свой вариант религиозной живописи. Видимо, сказались и хедер, и Талмуд, и еврейский запрет на изображение Бога. Во всяком случае, его высшее достижение – это так называемая капелла Ротко, над работами для которой он работал в конце жизни. 14 работ соответствовали 14 остановкам, сделанным Христом на Крестном пути.


Капелла экуменической церкви в Хьюстоне


Капелла экуменической церкви в Хьюстоне

Это был идеальный вариант – специально построенное для работ Ротко здание, внутри которого были соблюдены все его экспозиционные принципы.

К этому времени Ротко был мировой звездой. Персоналки в престижнейших выставочных местах, Венецианское биеннале, заказы, цены на работы и т.д. Но счастья в его жизни не было. Он и так-то был алкоголик со стажем, а тут еще у него нашли артериальную аневризму. На призывы зажить здоровой жизнью, соблюдать режим дня и держать диету он забил – продолжал бухать и курить. С женой у него были плохие отношения, вплоть до развода – он уже и дома не жил, ночевал в мастерской. Короче, 25 января 1970 года Ротко съел кучу антидепрессантов и перерезал, для верности, себе вены******. Не спасли.

 

* Что-то подобное до Ротко делали в поэзии наши заумники вроде Хлебникова и Крученых и обэриуты. Ну, и дадаисты, конечно. И сюрреалисты типа Миро.

** Вот та самая реакция, которой алкал Ротко. Эстетический опыт дитя практически равен нулю, тем не менее, мы видим совершенно эстетическое переживание, основанное на тех самых архетипах.

*** «Я отказываюсь от естественного изображения только для того, чтобы усилить выражение темы, заключенной в названии». Это высказывание Ротко можно было бы считать издевательским – названия-то вы уже видели, какая там тема? На самом деле, все правильно. Тема – это цвета, вызывающие эмоции. Эмоции же он не называет, т.к. это будет уже подсказкой, вторжением той самой культуры. Это будет тем самым насилием над зрителем, которого он хочет избежать.

**** Известная история, когда на выставке «Пятнадцать американцев» Ротко постоянно выключал часть светильников в своем зале. Как только он уходил, организатор выставки Сидней Джанис тут же их зажигал. «Иначе тускло и мрачно получается», — говорил он.

***** Конечно, ценообразование на арт-рынке – тема особая. Цена на работу складывается из множества факторов, среди которых присутствует и миф о художнике. Наличествуют, конечно, и маркетинговые усилия разных по-разному заинтересованных лиц. Тем не менее, как показывает опыт, долго впаривать туфту за бешенные деньги не удается. Это как с поп-звездами – можно устроить им блестящую славу на несколько лет, но потом их все равно забудут. А Битлз – вечны!!!

****** В мире абстрактного экспрессионизма, вообще, было довольно неблагополучно. Из тех, кто, так или иначе, был с ним связан, многие были суровыми алканами. Поллок, де Кунинг, например. Много самоубийц. На вскидку – Горки, Рейнхардт, с Поллоком неясно – была ли это автокатастрофа. Вот следующий за ним поп-арт был в этом смысле гораздо позитивнее. Там куча долгожителей, никто, вроде, сам себя не убивал. Все-таки неблагодарное это дело – бродить в сумерках бессознательного.

 

Автор: Вадим Кругликов

 


 

 

adindex.ru

№ 61 (Ржавый и голубой) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1953 года

«№ 61 (Ржавый и голубой)» (англ. No. 61 (Rust and Blue)) — картина американского художника Марка Ротко, ведущего представителя абстрактного экспрессионизма, написанная в 1953 году. Впервые полотно было выставлено в 1961 году в нью-йоркском Музее современного искусства. На данный момент оно находится в Музее современного искусства (англ.)русск. Лос-Анджелеса.

Участие в выставках

Год Название выставки Место проведения Даты выставки
1961 «Mark Rothko» Музей современного искусства, Нью-Йорк 18 января — 12 марта
1961 «Mark Rothko: A Retropspective Exhibition, Paintings 1945−1960» Галерея Уайтчепел (англ.)русск., Лондон
Городской музей, Амстердам
Дворец изящных искусств (англ.)русск., Брюссель
Кунстхалле (англ.)русск., Базель
10 октября — 12 ноября
24 ноября — 27 декабря
6 января — 29 января
3 марта — 8 мая
1962—1963 «Mark Rothko» Национальная галерея современного искусства, Рим
Музей современного искусства, Париж
27 апреля — 20 мая
5 декабря — 13 января
1971—1972 «Mark Rothko» Кунстхаус, Цюрих
Новая национальная галерея, Берлин
Кунстхалле (англ.)русск., Дюссельдорф
Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам
Галерея Хейворд (англ.)русск., Лондон
Музей современного искусства, Париж
21 марта — 9 мая
26 мая — 19 июля
24 августа — 3 октября
20 ноября — 2 января
2 февраля — 12 марта
23 марта — 8 мая

Напишите отзыв о статье «№ 61 (Ржавый и голубой)»

Литература

  • Phillips, Glenn. [books.google.ru/books?id=r0tF47vmZwAC&pg=PA110&dq=Rust+and+Blue+Rothko&hl=ru&ei=S6GlTuO1LszEsgbJgq2SAw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1&ved=0CDMQ6AEwAA#v=onepage&q=Rust%20and%20Blue%20Rothko&f=false Seeing Rothko] / Getty Research Institute. — Los Angeles: Getty Publications, 2005. — 290 p.  (англ.)
  • Бааль-Тешува, Якоб. Ротко / Перевод с английского А. В. Гусевой. — М.: Арт-Родник, 2006. — 96 с. — ISBN 5-9561-0192-X.

Ссылки

  • [www.moca.org/museum/pc_artwork_detail.php?&acsnum=84.9&sa=824 Страница на сайте Музея современного искусства Лос-Анджелеса]  (англ.)

Отрывок, характеризующий № 61 (Ржавый и голубой)

– А! хорошее дело. Что ж, хотите, мой милый, послужить царю и отечеству? Время военное. Такому молодцу служить надо, служить надо. Что ж, во фронте?
– Нет, князь. Полк наш выступил. А я числюсь. При чем я числюсь, папа? – обратился Анатоль со смехом к отцу.
– Славно служит, славно. При чем я числюсь! Ха ха ха! – засмеялся князь Николай Андреевич.
И Анатоль засмеялся еще громче. Вдруг князь Николай Андреевич нахмурился.
– Ну, ступай, – сказал он Анатолю.
Анатоль с улыбкой подошел опять к дамам.
– Ведь ты их там за границей воспитывал, князь Василий? А? – обратился старый князь к князю Василью.
– Я делал, что мог; и я вам скажу, что тамошнее воспитание гораздо лучше нашего.
– Да, нынче всё другое, всё по новому. Молодец малый! молодец! Ну, пойдем ко мне.
Он взял князя Василья под руку и повел в кабинет.
Князь Василий, оставшись один на один с князем, тотчас же объявил ему о своем желании и надеждах.
– Что ж ты думаешь, – сердито сказал старый князь, – что я ее держу, не могу расстаться? Вообразят себе! – проговорил он сердито. – Мне хоть завтра! Только скажу тебе, что я своего зятя знать хочу лучше. Ты знаешь мои правила: всё открыто! Я завтра при тебе спрошу: хочет она, тогда пусть он поживет. Пускай поживет, я посмотрю. – Князь фыркнул.
– Пускай выходит, мне всё равно, – закричал он тем пронзительным голосом, которым он кричал при прощаньи с сыном.
– Я вам прямо скажу, – сказал князь Василий тоном хитрого человека, убедившегося в ненужности хитрить перед проницательностью собеседника. – Вы ведь насквозь людей видите. Анатоль не гений, но честный, добрый малый, прекрасный сын и родной.
– Ну, ну, хорошо, увидим.
Как оно всегда бывает для одиноких женщин, долго проживших без мужского общества, при появлении Анатоля все три женщины в доме князя Николая Андреевича одинаково почувствовали, что жизнь их была не жизнью до этого времени. Сила мыслить, чувствовать, наблюдать мгновенно удесятерилась во всех их, и как будто до сих пор происходившая во мраке, их жизнь вдруг осветилась новым, полным значения светом.
Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своем лице и прическе. Красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем, поглощало всё ее внимание. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении. Она отгоняла и старалась скрыть их.
«Но не слишком ли я холодна с ним? – думала княжна Марья. – Я стараюсь сдерживать себя, потому что в глубине души чувствую себя к нему уже слишком близкою; но ведь он не знает всего того, что я о нем думаю, и может вообразить себе, что он мне неприятен».
И княжна Марья старалась и не умела быть любезной с новым гостем. «La pauvre fille! Elle est diablement laide», [Бедная девушка, она дьявольски дурна собою,] думал про нее Анатоль.

wiki-org.ru

Марк Ротко: жизнь и творчество художника

Марк Ротко (англ. Mark Rothko, имя при рождении — Маркус Яковлевич Роткович; 25 сентября 1903, Двинск, Витебская губерния, ныне Даугавпилс, Латвия — 25 февраля 1970, Нью-Йорк) — американский художник, ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля.

Содержание

Биография Марка Ротко

Творчество Ротко

Интересные факты о работах художника

Картины Марка Ротко

Библиография

Биография Марка Ротко

Марк Ротко – выходец из России. Он родился в 1903 году в Двинске (сейчас – Дугавпилс, Латвия).

Родился и вырос в еврейской семье, где говорили как на идише, так и на русском языке. Глава семейства, Яков (Я́нкель-Бе́ндет Ио́селевич) Роткович, работал аптекарским помощником, но, несмотря на скромный доход, много внимания уделял образованию детей; мать, Хая Мо́рдуховна Роткович (урожд. Гольдина), была домохозяйкой. В возрасте 5 лет Маркус поступил в хедер, где изучал Пятикнижие и древнееврейский язык.

Глава семейства Ротковичей, опасаясь того, что детей заберут на службу в царскую армию, решил эмигрировать в США, следуя примеру многочисленных еврейских семей, бежавших от погромов. В Америку уже уехали двое братьев Якова Ротковича, которые обосновались в Портленде, штат Орегон и занялись производством одежды. Маркус остался в России с матерью и старшей сестрой.

5 августа 1913 года пароход «Царь» вышел из Либавы. Среди пассажиров был и Марк с сестрой и матерью. Они присоединились к Якову и старшим детям позже, зимой 1913 года. Через несколько месяцев отец Маркуса умер. Семья осталась без средств к существованию, и всем детям приходилось работать. Маркус помогал своему дяде, продавая газеты сотрудникам на складе.

В 1913 году Маркус поступил в общеобразовательную школу, и его перевели из третьего в пятый класс. В 17 лет он с отличием закончил школу Lincoln High School[en]. Он в совершенстве овладел английским (четвертый язык Марка) и стал активно участвовать в жизни местного еврейского сообщества, особенно в политических дискуссиях.

Марк поступил в Йельский университет, где первый год учился благодаря полученному за отличный аттестат гранту, а позднее, когда дотация закончилась, работал, чтобы оплачивать учебу.

В университете Марк, вместе с товарищем Аароном Директором, выпускал сатирический журнал, направленный на разоблачения пороков университетского общества WASP («Белых англо-саксонских протестантов»).

Вскоре Марк бросил университет, и вернулся туда только 46 лет спустя, получать почетную степень доктора.

Творчество Ротко

Осенью 1923 года Ротко, навещая друга в школе искусств в Нью-Йорке[en], увидел, как художники рисовали модель. Как позднее говорил сам Ротко, в этот момент он родился как художник. Некоторое время спустя он поступил в «Новую школу дизайна» в Нью-Йорке, где одним из его преподавателей стал один из основателей «абстрактного сюрреализма» Аршиль Горки.

Осенью того же года Ротко ходил на курсы в «Лигу студентов искусств Нью-Йорка» к Максу Веберу, влияние которого сказывается в ранних работах Ротко. Именно с тех пор он стал воспринимать искусство как инструмент эмоционального и религиозного самовыражения.

В 1930-40-х годах Ротко увлекался экспрессионизмом и сюрреализмом, а примерно с 1947 года он начал писать абстрактные картины, где большие прямоугольники располагались параллельно друг другу, обычно вертикально. Эти странные полотна создавали ощущение покоя и сосредоточенности, выражая самые понятные и одновременно сложные категории — трагедию, судьбу, смерть.

С 1929-1952 Ротко преподавал живопись в Центральной академии — еврейской школе в Бруклине. В это время Ротко разработал собственную художественную программу и стал одним из самых интеллектуальных художников Америки.

В 1933 г. состоялась первая персональная выставка Ротко в Портленде, штат Орегон.

С 1936-1939 г. участвовал в художественных программах, разработанных при президенте Ф. Д. Рузвельте.

В 1958 г. Ротко экспонировал свои работы на выставке Бьеннале в Венеции. В 1968 г. Ротко был избран членом Американского института искусств и литературы.

Первые работы Ротко были выдержаны в реалистическом духе («Женщина за шитьем», около 1935 г., «В подземке», 1938). В начале 1940-х гг. Ротко отходит от реализма и создает свои первые художественные «мифологемы» («Антигона», 1941, «Иерархические птицы», 1945). В этих произведениях (как и в выступлениях в печати тех лет) Ротко отстаивает вневременной и иррациональный смысл искусства, стремление приобщиться к архетипическому сознанию.

В области стиля Ротко переходит к сюрреализму, напоминающему работы М. Эрнста и Х. Миро.

В произведениях Ротко 1940-х гг. все сильнее проявляется тяга к беспредметности («Фигура два», 1946). Ротко постепенно отказывается от обозначения сюжетов картин, называя их по годам создания и наделяя номерами.

В 1940-е годы живопись Ротко быстро эволюционировала от мечтательных полуабстрактных композиций на сюжеты из греческих трагедий к абсолютно беспредметным формам.

Entance to Subway
Underground Fantasy
Earth & Green

К началу 1950-х годов он упростил структуру своих картин до двух, иногда трех зон яркого чистого цвета. С конца 1950-х годов Ротко занимался в основном созданием монументальных композиций для украшения зданий.

В 1958 он получил заказ на создание декоративных панно для небоскреба Сигрем-билдинг. Однако выполненные художником композиции так и не были установлены на предназначенных для них местах. Девять из них были выставлены впоследствии в галерее Тэйт в Лондоне.

Самая значительная работа Ротко – цикл из 14 картин для капеллы экуменической церкви в Хьюстоне (штат Техас). Несмотря на то, что работа принесла ему долгожданный успех, его жизнь была мучением, полным депрессий и алкоголя. Ротко покончил жизнь самоубийством, перерезав себе вены в своей студии в Нью-Йорке 25 февраля 1970 года.

Интересные факты о работах художника

Первоначально Марк Ротко рисовал в самых простых стилях. Это были обычные пейзажи природы или портреты, а потом со временем он начал все чаще меняться в творчестве. Его художественную деятельность можно разделить на несколько этапов:

  • 20-30 гг. традиционное творчество.
  • 30-37 гг. увлечение древнегреческими традициями и античными мифами.
  • 40-48 гг. под влиянием европейского сюрреализма начинает рисовать по-новому.
  • 49-50 гг. переход к известному для себя стилю – абстрактному экспрессионизм.
  • 50-55 гг. композиции прямоугольного формата, в которых форму объединены колористической гаммой.
  • 55-60 гг. полуабстрактные формы из отдельных полос с разными цветовыми зонами.

Шедевры Марка Ротко вошли в историю и продолжают продаваться на мировых аукционах за миллионы долларов. Некоторые из лучших картин расположены в разных городах планеты, что в очередной раз подчеркивает необычный талант американского экспрессиониста. Ниже представляем вашему вниманию описание нескольких самых ярких из них:

В Хьюстоне была создана Часовня Ротко, которая завораживает своей атмосферой, созданной за счет наполнения художественными произведениями великого художника. Человек, который посещает это место, сразу не понимает, где же расположены шедевры, которые очень гармонично расставлены. По замыслам творцов этого места планировалось воспроизвести ощущение узника, который смотрит в небо в надежде на свободу.

В Лос-Анджелесе в современном музее искусства находится картина под названием «Белый центр», хотя на ней абсолютно нет белых цветов. Более чем за 70 миллионов она была продана на аукционе.

 

В Лондоне можно увидеть один из самых мрачных шедевров под названием «Черное на темно-бордовом». Эта картина вошла в историю также тем, что один из эмигрантов из Польши написал на ней краской свое имя, за что был отправлен в заключение на два года. Данное произведение писалось в период депрессии художника, что выражено в виде темных тонов и мрачной сути.

В Нью-Йорке имеется картина великого художника Марка Ротко, которая имеет название «Четыре отметины на красном». Располагается она в Музее американского искусства Уитни. Она также относится к мрачным картинам и эпохе большой депрессии. Выполнена она в лучших традициях экспрессионизма и часто поддавалась разной критике со стороны мировых специалистов.

Галерея Национального искусства в Вашингтоне имеет удивительное произведение искусства, автором которого также есть Ротко и называется оно «Это о смерти». Именно после написания данной картины он покончил жизнь самоубийством. Этот момент по-особому привлекает туристов к шедевру, будто завораживает, а ценители искусства с трепетом оценивают и восхищаются возможностями американского художника.

Библиография

  • Mark Rothko, 1903—1970: a retrospective/ Diane Waldman, ed. — New York: H.N. Abrams, 1978.
  • Chave A.C. Mark Rothko, subjects in abstraction. — New Haven: Yale UP, 1989.
  • The art of Mark Rothko, into an unknown world/ Marc Glimcher, ed. — London: Barrie & Jenkins, 1992.
  • Breslin J. E. B. Mark Rothko: a biography. — Chicago: University of Chicago Press, 1993.
  • Davis J. Mark Rothko: The Art of Transcendence. — Kidderminster: Crescent Moon, 1995.
  • Golding J. Paths to the absolute: Mondrian, Malevich, Kandinsky, Pollock, Newman, Rothko, and Still. — Princeton: Princeton UP, 2000.
  • Ottmann K. The essential Mark Rothko. — New York: Wonderland Press; Harry N. Abrams, 2003.
  • Бааль-Тешува Я. Марк Ротко. — М.: Арт-Родник, 2006. — ISBN 5-9561-0192-X

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: yavshoke.net, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Марк Ротко: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Марк Ротко: жизнь и творчество художника

4.3 (86.67%) 3 голос(ов)

allpainters.ru

Репродукции картин, печать постеров известных художников, Ротко Марк

Биография: Марк Ротко (англ. Mark Rothko, 25 сентября 1903, Двинск, Витебская губерния — 25 февраля 1970, Нью-Йорк) — американский художник, русского происхождения, создатель живописи цветового поля. . Ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля. Родился в Российской империи в городе Двинске (сейчас Даугавпилс, Латвия). Он приехал в Соединенные Штаты в 1913 и воспитывался в Портленде, штат Орегон. После обучения в Школе изящных искусств Йельского университета (1921-1923) он отправился в Нью-Йорк (1925), чтобы начать карьеру художника. Лишь с 1940 его творчество приобрело индивидуальность; в 1942-1947 он создавал работы в духе сюрреализма, близкого Горки, Готтлибу и Миро. Но вскоре после переезда умирает отец Марка и ему приходится работать, чтобы содержать семью. После успешного окончания Высшей школы Линкольна, он поступает в Йельский университет, однако через два года бросает учебу. Марк переезжает в Нью-Йорк, где учился у Марка Вебера, который приобщает его к русскому авангарду и современному западноевропейскому искусству. В 20-30-е гг. 20-го века художник работает в традиционном стиле: пишет портреты, городские сцены, пейзажи, обнаженные фигуры. В конце 30-х он увлекается античными мифами и древнегреческими трагедиями. С середины 40-х Ротко попадает под влияние европейского сюрреализма, о чем говорят картины «Источник» и «Водная драма». Живописца привлекали работы М. Эрнста, А. Массона, Ива Танги и Жоана Миро.
В 1947 г. происходит перелом в творчестве Ротко: он создает собственный стиль — абстрактный экспрессионизм и в своих работах отказывается от предметных элементов. Творчество позднего Ротко отличается особым отношением к цвету и драматическим восприятием мира. При помощи цвета живописец пытался выразить полет человеческого духа. В 60-х годах Марк Ротко стал отдавать предпочтение темной гамме коричневого, красного и черного цветов. Во многом это объясняется его работой над монументальными проектами: росписями Гарвардского университета и неконфессиональной часовни («Капелла Ротко» в Хьюстоне). Последние работы мастера: серии монохромных работ, в которые полны трагических нот и смерти. Марк Ротко скончался в 1970 году в Нью-Йорке. Позже его абстрактные формы упростились, а размер его картин достиг монументальности, присущей нью-йоркскому абстрактному  экспрессионизму (Б.Ньюмен, К. Стилл, Дж. Поллок), однако Ротко ограничивал свои формы двумя или тремя квадратами, светлыми по колориту и бархатистыми по фактуре; трактовка цвета акцентирует кажущуюся геометрическую простоту этих форм. Он никогда не закрашивает их полностью, что еще больше стимулирует зрительское созерцание. Подобно Готтлибу и Ньюмену, Ротко считал, что большие размеры придают его картинам некую двусмысленность. Его последние произведения были предназначены для украшения капеллы Института религии и человека в Хьюстоне (Техас).

8-poster.ru

Марк Ротко. Часть 1: «Путь художника»

От нежно-розового к ликующe-желтому, от ярко-синего к мрачнo-черному − посмотрите на одно из огромных полотен, созданных Марком Ротко (Mark Rothko) и вы почувствуете себя втянутым в его мир. Ротко был очень увлеченным художником, который вложил все существо в свое искусствo, и, как многие другие великие творцы, прожил трудную жизнь.

Глубоко разочарованный войнами и страдающий от депрессии, он был измучен душой, но в то же время создавал великие произведения искусства, вызывавшие сильные чувства.

Марк Ротко заинтересовался живописью сравнительно поздно. Будучи сыном русско-еврейских иммигрантов, он вырос в Портланде, штат Орегон. Несмотря на то, что он получил стипендию Йельского университета, ни один курс не показался ему интересным, и, бросив университет, Ротко без особой цели отправился в Нью-Йорк. Там через знакомого он открыл для себя Студенческую Лигу Искусств. Когда художник увидел, как студенты делают наброски обнаженной модели, он в 22 года решил, что искусство может стать его будущим.

В начале своей карьеры Ротко отдавал предпочтение образным работам. Главные черты этого периода − темные цвета, грубые мазки и странные, нереалистичные фигуры. В 1930 годах он уже начал выставляться в составе разных художественных групп, но не получил широкого признания, что его очень разочаровывало.

 

В середине 30-х Ротко создал серию картин о метро, одна из них − «Подземная фантазия» (Underground fantasy). Картина явно не пытается передать реальный мир, но показывает вытянутые, как столбы, человеческие фигуры, путешествующие в метро в пассивной анонимности и изоляции.

Такой символичный подход вдохновлен сюрреализмом − авангардным движением, начавшимся в Париже 30-х. Во время Второй мировой войны его главные члены покинули Европу и стали ключевым источником вдохновения для американских художников. Сюрреалисты хотели строить свое творчество вокруг подсознания, как его описывал Фрейд. Для иллюстрации психологических феноменов этот автор использовал мифы древней Греции. Около 1940 года они стали популярным мотивом в работах нью-йоркских художников, в том числе Ротко. Примеры представлены на картинах и рисунках темы Антигоны (Antigone).

 

Около 40-го гoда, увлеченный философией, Ротко забросил картины и занялся написанием трактата «Реальность художника» (The Artist’s Reality). Тем не менее, в итоге он решил, что предпочитает выражать свои мысли через картины, а не через язык. Так книга осталась неопубликованной.

 

Картина «Персонаж два» (Personage Two) и другие, созданные в 1944−1946, указывают на начало переходной фазы. Они все ещё относятся к чему-то внешнему, хоть и неясно к чему конкретно, но уже в значительной мере абстрактны.

 

«Без имени» (1947) былa написанa во время кульминации переходной фазы. Ей присущи неопределенные, аморфные образы, напоминающие первобытные формы жизни. Они как будто намеренно подрывают все попытки понять значение изображенного. Для обозначения этих картин критики используют термин «мультиформы». Сам Ротко называл произведения 1945−1949 годов «переходными», потому что они ознаменовали смещение от сюрреализма к его знаменитому «классическому стилю» последующих лет.

«No. 9» (1948) − ещё один этап в эволюции стиля Ротко. Похожие на облака невнятные формы постепенно обосабливаются и…

 

… превращаются в прямоугольные световые поля, как будто лежащие стопкой в раме.

 

В 1949-м Музей современного искусства Нью-Йорка приобрел картину Матисса «Красная студия». Ротко приходил любоваться полотном каждый день и позже говорил: «Когда вы смотрите на эту картину, вы становитесь этим цветом, вы совершенно пропитываетесь им».

 

Это одно из немногих сохранившихся заявлений о влиянии других художников. Пропитать, насытить зрителя − вот чего хотел Ротко от своих картин. И он стремился к цели через использование сильных цветовых эффектов.

 


Марк Ротко. Часть 2: «Фирменный стиль»

artifex.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *