«Манижа в списках букмекеров 11-я – это позор!»: «Русская женщина» штурмует «Евровидение»
Участники конкурса разных лет рассказали «БИЗНЕС Online», что думают о наших шансах в Роттердаме
Сегодня вечером певица в лоскутном платье от российских женщин выступит в первом полуфинале «Евровидения-2021» под №3. Эксперты высоко оценивают яркий номер Манижи, хотя относительно качеств самой песни «Русская женщина» как потенциального победителя конкурса мнения разнятся. При этом композиция российско-таджикской певицы набрала больше всех просмотров на YouTube среди песен-участниц грядущего «Евровидения». Все подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня вечером Манижа выступит со своей песней Russian Woman на первом полуфинале Евровидения. Она выйдет на сцену арены Ahoy в Роттердаме под №3 Фото: © Владимир Астапкович, РИА «Новости»
«Кто не знаком с текстом этой песни — рекомендую»
Сегодня вечером российская певица Она выйдет на сцену арены Ahoy в Роттердаме под №3, сразу после артистов из Литвы и Словении. «В первую очередь хочу, чтобы меня услышали», — рассказала певица накануне в интервью РИА «Новости», комментируя свои шансы на победу. По словам Манижи, она уверена, что окажется в финале конкурса.
Певица в начале весны этого года выиграла национальный отбор в прямом эфире Первого канала. Ее конкурентами в борьбе за путевку на «Евровидение-2021» были коллективы Therr Maitz и #2Маши. Изначально на конкурс предполагалось отправить группу Little Big, которая стала абсолютным фаворитом прошлогоднего конкурса, перенесенного в связи с пандемией коронавируса, с хитом Uno. Клип панк-поп-рейв-команды из Санкт-Петербурга набрал уже более 180 млн просмотров на YouTube. Но в этом году участники группы отказались от участия в конкурсе, по собственному признанию, чтобы не конкурировать со своим прошлогодним суперхитом. Решено было провести новый конкурсный отбор, в котором и победила Манижа. Несмотря на этот успех (39,7% голосов телезрителей) сразу после этого на певицу обрушился шквал критики как со стороны профессионального сообщества, так и рядовых россиян, у которых были вопросы к песне и… национальности артистки.
«Беда, просто ужасный выбор, да и выбирать-то было не из кого? Кто это? Кто их знает?» — вопрошали пользователи соцсетей, не боясь и откровенно ксенофобских высказываний в адрес конкурсантки (певица родилась в Таджикистане в мусульманской семье). Вскоре российские общественники обратились в следственный комитет с просьбой провести проверку текста песни «Русская женщина». В частности, под обращением подписалась редакция издания «Ветеранские вести», которая посчитала сценический номер Манижи оскорбляющим достоинство русских женщин и нарушающим национальное согласие. Но правоохранители не нашли в песне признаков преступления и отказали в возбуждении дела.
«Кто не знаком с текстом этой песни — рекомендую. Это кони-люди какие-то, бред. Я вообще не понимаю, что это такое. О чем это?» — раскритиковала песню Манижи спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Вскоре к критике присоединились представители РПЦ и ДУМ РФ, где посчитали неправильным выдвигать на международный песенный конкурс композиции, вызывающие возмущение в обществе.
Сама Манижа объясняла, что текст ее песни написан с юмором и отражает некоторые стереотипы из жизни русской женщины. «Я называю себя русской женщиной не просто так. Я имею на это право», — заявляла певица. «Я считаю, что Манижа спела плохую песню. Для меня эта песня пустая, в ней не за что зацепиться, она просто сделана плохо», — рассказал музыкант Леонид Агутин про композицию «Русская женщина». Певец Сергей Лазарев предрек Маниже провал на Евровидении с такой песней, т. к. ее смысл, по мнению артиста, европейская аудитория не поймет — песня будет исполняться на русском языке.
Валентина Матвиенко: «Кто не знаком с текстом этой песни — рекомендую. Это кони-люди какие-то, бред. Я вообще не понимаю, что это такое. О чем это?» Фото: «БИЗНЕС Online»
К этому добавилась и традиционная критика «Евровидения» как такого, немало публичных людей считает, что в этом любимом шоу для европейских домохозяек России и вовсе не стоит участвовать. Вот как ответил в разговоре «БИЗНЕС Online» певец и композитор Юрий Лоза на вопрос о том, что он сам ждет от конкурса в этом году: «Да ничего я не думаю. Почему я должен об этом думать? Почему вы должны об этом думать? Почему вообще, в принципе, россияне должны об этом думать? — считает Лоза. — Россиян, что, кто-нибудь спрашивал: „Кого отправлять туда, на „Евровидение“?“ Кто-то интересовался их мнением? Кто-то спрашивал, что конкретно должен петь наш представитель? Какую идею нести? Кто вообще и когда к россиянам относился как к людям, с которыми вообще стоит советоваться, говорить? Когда, за последние 10 лет кто-нибудь задавал эти вопросы россиянам? Вас о чем-то подобном спрашивали? И меня не спрашивали.
Леонид Агутин: «Я считаю, что Манижа спела плохую песню. Для меня эта песня пустая, в ней не за что зацепиться, она просто сделана плохо» Фото: By Okras – Own work, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org
Наш собеседник уверен, что данный конкурс не нужен России. «Что дает участие наших людей там? Они все пытаются понравиться ирландской домохозяйке. Все поют песни, написанные на чужом языке чужими людьми — израильтянами, шведами или кем-то еще. Номера им ставят греки, французы, швейцарцы. Дальше что? Мы, все мы, какое отношение имеем к тому, что там происходит?» — резюмирует Лоза.
«Я немного изменила песню…»
Несмотря на всю критику за первые сутки клип Манижи на YouTube просмотрели более 900 тыс. раз, а совсем скоро видеоролик стал первым по популярности среди участников «Евровидения» 2021 года. На данный момент его просмотрели более 10 млн раз. Но соотношение лайков и дизлайков (293 тыс. против 175 тыс.) под композицией заставляет задуматься.
Текст песни Манижи номинировали на премию Eurostory Award. При этом незадолго до приезда в Роттердам певица слегка изменила текст. Так, строчка You’re strong enough to bounce against the wall («Мы достаточно сильные, чтобы отскакивать от стены») теперь звучит как You’re strong enough to break the wall («Мы достаточно сильные, чтобы сломать стену»). «Я немного изменила песню, когда записывала ее, до релиза. И я решила, что нет, мы не „отскакиваем“ от стен, мы здесь для того, чтобы ломать их», — объяснила Манижа.
Кроме того, певица объяснила и смысл своего сценического образа во время выступления. На сцену она планирует выйти в гигантском платье, сшитом из лоскутов народных тканей в стиле пэчворк. По словам Манижи, лоскуты прислали ее поклонники из различных уголков страны. Под этим большим платьем, из которого певица выпрыгивает в определенный момент исполнения композиции, Манижа будет в красном комбинезоне, на спине которого красуется надпись «РАШН WУМАН». «Это одежда рабочего класса. Я не хотела быть слишком красивой на сцене. Мой манифест — я хотела представлять героев рабочего класса, женщин рабочего класса, которые много работают для того, чтобы быть успешными», — заявляла Манижа на пресс-конференции.
Официальные букмекеры «Евровидения» делают ставку на победу Италии, от которой на конкурс поехала рок-группа Måneskin с песней Zitti e buoni («Тихие и добрые»). Второй фаворит — Франция с певицей Барбарой Прави с песней Voilà («Вуаля»). Третье место, считает портал EuroINvision, достанется представителю Мальты — Дестини Чукуньере с композицией Je me casse («Я ломаю»). Российскую же певицу Манижу букмекеры ставят только на 11-е место. Трансляция первого полуфинала конкурса пройдет сегодня в 22:00 по московскому времени.
«Я считаю, что обращать внимание на скандал, связанный с любыми проявлениями ксенофобиями, — ниже человеческого достоинства. Проблема в другом, — рассказал „БИЗНЕС Online“ музыкальный обозреватель ИД „Коммерсант“ Борис Барабанов, который ежегодно пишет о „Евровидении“. — Проблема в том, что песня, с которой она едет, не выиграет. Просто по своим качествам. Это не та песня! Она сконструирована не так, чтобы выигрывать „Евровидение“. Почему так получилось — я не знаю. Как вы, наверное, слышали, Манижа сейчас находится в списках букмекеров на 11-м месте — это позор! Что касается того, буду ли я болеть за Манижу… Я всегда болею за Россию».
Манижу букмекеры ставят только на 11-е место Фото: © Владимир Астапкович, РИА «Новости»
«Думаю, что она окажется как минимум в тройке победителей»
Напомним, Россия участвует в «Евровидении» с 1994 года. Лучший результат — победа Димы Билана в 2008-м в Белграде с композицией Believe. Кроме того, второе место занимали тот же Билан (2006), а также
Еще одна участница «Евровидения» от России, Дина Гарипова, в знак поддержки Манижи спела ее «Русскую женщину» по-татарски. А вот что думают о ее перспективах другие экс-участники конкурса.
«Я всем сердцем и душой, как и все россияне, желаю Маниже только удачи, — сообщил „БИЗНЕС Online“ певец Жан Милимеров, который участвовал в „Евровидении“ в 2002 году в составе группы „Премьер-министр“. — Что касается ее песни, ее номера, ее самой, то считаю, что в настоящее время все складывается правильно. На мой взгляд, „Русская женщина“ — хорошая песня. У нее (Манижи — прим. ред.) есть все в этом плане: и тренд, и песни, и вид, и посыл. Поэтому я ей желаю только удачи и думаю, что она окажется как минимум в тройке победителей „Евровидения“. Хотя мне хотелось бы, чтобы она заняла первое место. У нее сильный номер. Хотя я по себе знаю, как там все сложно. Там есть внутреннее жюри, которое оценивает, а потом есть народное. Поэтому здесь такой тонкий момент. Но, повторюсь, ее вид, идея, номер очень сильные».
«Я могу сказать только одно, что она очень талантливая вокалистка, — уверенно заявил нашему корреспонденту Петр Налич, выступавший на „Евровидении“ в 2010-м. — А еще у нее прекрасный художественный вкус, что очень сильно расширяет границы ее художественных и музыкальных возможностей. Так что желаю ей всяческого успеха и предлагаю думать только об образе, о музыке, а на глупости не отвлекаться. Всегда, когда человек выходит на какой-то предел известности, пересекает какую-то линию, в его адрес начинает литься огромный поток нечистот. На это просто не надо обращать внимания. Я не могу сказать, что все время смотрю „Евровидение“, но я посмотрел ее номер, он очень яркий и очень сильно сделан. Так что, конечно же, желаю ей успеха, желаю победы, безусловно. Но мне кажется, что сама по себе победа на „Евровидении“ не так важна. Все-таки это не спорт. Важно музыкально и качественно хорошо подать то, что ты хочешь подать. Это не тот случай, когда надо побеждать любой ценой. Надо именно сделать то, во что ты сам веришь».
Феномен Манижи и причины ее хейта в соцсетях — Реальное время
Дина Гарипова, Артемий Троицкий, Ирада Аюпова, Эльмир Низамов и Юрий Лоза — о феномене Манижи и причинах ее хейта в соцсетях
Уже сегодня, 22 мая, пройдет финал международного песенного конкурса «Евровидение-2021», на котором Россию представляет уроженка Таджикистана певица Manizha (настоящее имя — Манижа Сангин). Видео Манижи Russian Woman («Русская женщина») лидирует по просмотрам на официальном YouTube-канале «Евровидения», однако у букмекеров она далеко не в фаворитах. Феномен представительницы России на песенном конкурсе и причины ее хейта в соцсетях «Реальное время» обсудило с экспертами в преддверии развязки «Евровидения-2021» — Артемием Троицким, Диной Гариповой и другими.
Представляющая Россию на «Евровидении-2021» Манижа выступит в финале международного песенного состязания уже сегодня, 22 мая, под номером 5. Всего в финале примут участие исполнители 26 стран: по 10, выбранных в ходе двух полуфиналов, певцы из Великобритании, Испании, Германии, Италии, Франции, а еще Нидерландов как страны-хозяйки шоу этого года.
В полуфинале Манижа произвела фурор, появившись на сцене в огромном платье в русском стиле с народными узорами из лоскутов, собранных из разных уголков России. Во время исполнения песни она выпрыгнула из наряда. Комментируя попадание в финал конкурса, Манижа признавалась: ее оскорбляло неверие людей в то, что она пройдет в финал с песней на русском языке.
— Эти два месяца были истощающими. Да, у нас было много хейтеров. Мне не нравится слово «хейтеры», давайте скажем «нелюбители». Была ксенофобия, да, но главной вещью, которая меня оскорбляла, было то, что люди говорили мне, что я никогда не выйду в финал с этой песней на русском языке, — отмечала исполнительница. Манижа также заявляла, что горда тем, что она «русская женщина, которая поет на русском языке».
Фото: Soeren Stache / russian.rt.comНесмотря на успех в национальном отборе, сразу после этого на Манижу обрушился шквал критики как со стороны профессионального сообщества, так и обычных россиян, у которых были вопросы к музыкальной составляющей и тексту песни, и даже национальности артистки. А вскоре российские общественники обратились в Следком с просьбой провести проверку текста песни «Русская женщина» — некоторые посчитали сценический номер Манижи оскорбляющим достоинство русских женщин и нарушающим национальное согласие. Но правоохранители не нашли в песне признаков преступления и отказали в возбуждении дела. Досталось от хейтеров и самой песне — якобы ее мелодию сложно напеть, а текст на русском языке больше похож на набор разрозненных фраз.
При этом видео Манижи Russian Woman лидирует по просмотрам на официальном YouTube-канале «Евровидения» — у нее уже почти 8 млн просмотров. Однако у букмекеров она не в фаворитах и занимает лишь 15-ю строчку рейтинга, следует из данных портала Eurovisionworld.com. Букмекеры прогнозируют победу итальянской рок-группы Maneskin. На втором месте по ставкам располагается француженка Барбара Прави, на третьем — певица Destiny из Мальты.
«Манижа точно будет в первой десятке» Музыкальный критик Артемий Троицкий в беседе с «Реальным временем» объяснил причины хейта Манижи и оценил ее композицию.— У меня лично к Маниже особых претензий нет — ни по текстуальной, ни по визуальной, ни тем более по национальной части, — подчеркнул собеседник издания. — Честно говоря, я был шокирован, обнаружив такую хейтерскую реакцию, с которой столкнулась певица Манижа и ее песня. Думаю, что для Первого канала это тоже было неприятным сюрпризом. Это кое-что говорит о том, до какого дна скатились российские ура-патриоты в своем неприятии неканонических образов России. Давным-давно надо было привыкнуть к тому, что Россия — это не только русские и не только православные.
По мнению Троицкого, «весь этот шовинистический вой по поводу национальности Манижи, а также того, что она якобы оскорбляет русских женщин и чуть ли не весь русский народ, прозвучал зловеще»:
— Все это очень прискорбно. Если и призывать каких-то людей к законности, то как раз подобного рода выступления мне представляются абсолютно противоречащими Конституции РФ как многонациональной федерации, — подчеркнул он. Музыкальный критик оценил иронично-феминистический посыл композиции, в котором, по его мнению, нет ничего оскорбительного для русских: — Песня несомненно ироничная, с долей юмора. Те, кто воспринимает ее таким зверским образом, демонстрируют просто полное отсутствие этого самого чувства юмора.
Говоря о музыкальной составляющей композиции Манижи «Русская женщина», Троицкий признал, что в этом жанре особо запоминающегося мотива и не следовало ожидать.
— Она написана в стиле хип-хоп, который никогда не славился особым мелодизмом. Песня, с одной стороны, написана в модном стиле. С другой стороны, я не большой поклонник этой композиции. Она мне кажется не особо выразительной. Могло бы быть лучше, в том числе и текст мог бы быть прописан гораздо более доходчиво. Мне было довольно сложно на слух уловить месседж этой песни. В музыкальном отношении я бы не сказал, что это блестящее произведение, — рассуждает он.
Несмотря на ставки букмекеров, Троицкий убежден, что Манижа точно будет в первой девятке по итогам финала «Евровидения», несмотря на очень высокий уровень нынешнего конкурса. При этом, помимо традиционной публики из русских диаспор в Европе, которая в любом случае голосует за представителя России, у Манижи может быть подпитка голосов с неожиданной сочувствующей стороны.
— В каком-то смысле Маниже не очень повезло. Уровень конкурса в этом году выше, чем когда-либо. Есть 5-6 номеров, каждый из которых заслуживает победы. Это интересные артисты, качественные песни, интересные визуальные решения. В этом смысле Маниже будет сложно соревноваться с теми же итальянцами, исландцами, швейцарцами, представителем Мальты. Тем не менее она не пройдет незамеченной — я уверен, что в первую девятку попадет. В том числе и потому, что в Европе к ней отнеслись очень сочувственно. Во многих европейских странах при трансляции первого полуфинала местные телевизионные комментаторы, представляя Манижу, говорили, что на родине песня вызвала очень неоднозначную реакцию, нашлись люди, которые ее жестко критикуют с антифеминистических и националистических позиций. Так что внимание и симпатии к Маниже будут привлечены и за счет нетрадиционной публики. Обычно за российских артистов голосует русская диаспора в Европе. В этом году помимо этого обычного патриотического голосования за Манижу будут голосовать и многие нерусские европейцы, просто чтобы ее как-то морально поддержать, — убежден он.
Выбор представителя России на «Евровидение-2021» Троицкий считает вполне симпатичным:
— От России на конкурсе выступали разные артисты. Во многом политика национального отбора зависит от вещателя этого года. Ситуация такова, что год «Евровидение» показывает Первый канал, год — «Россия 1». Выбор Первого канала всегда более авантюрный и качественный. Типичный выбор канала «Россия» — Сергей Лазарев — это обычно проходные песни на английском языке, вообще ничего интересного. Первый канал иногда допускает довольно провокационные выступления — Петр Налич, «Бурановские бабушки»… Выбор Манижи в этом году нестандартный, достаточно провокационный, мне это нравится. Во всяком случае, это не скучно. А хуже скуки ничего не может быть в развлечениях.
«Манижа осталась самой собой — на это сейчас способны немногие» Победительница первого сезона телевизионного шоу «Голос», ставшая пятой в финале «Евровидения-2013», заслуженная артистка Татарстана Дина Гарипова высоко оценила выступление Манижи в полуфинале главного песенного конкурса Старого Света:— Ее номер яркий и с акцентом на исполнителя. Все сделано очень качественно и органично, — сказала Гарипова в беседе с «Реальным временем».
Отвечая на вопрос, оправдан ли такой выбор артиста и номера от России на «Евровидении-2021», Гарипова отвечает:
— Каждый год от нашей страны едут очень разные певцы — и мне это нравится! Так мы можем показать многогранность нашего народа и разнообразие музыкальных стилей.
Певица призналась, что от «Евровидения» всегда ждет в первую очередь красивейшего шоу и много музыки.
— Не стану делать прогнозы, потому что конкурс очень непредсказуем. Знаю лишь то, что нашу страну представляет достойная участница, и ее песня и номер уже полюбились многим поклонникам конкурса по всей Европе. И это главное, — убеждена она.
Давая оценку хейту в соцсетях, с которым столкнулась Манижа, Гарипова отметила стойкость исполнительницы:
— У любого исполнителя всегда будут те, кто его поддерживает, и те, кому что-то не нравится. Это музыка, в ней не может быть единого мнения, ведь предпочтения у всех разные. А Манижа — молодец. Она стойко выдержала все, что происходит вокруг нее, и осталась самой собой — на это сейчас способны немногие. Поэтому я от всего сердца желаю ей успехов и в конкурсе, и после него.
Кстати, Дина Гарипова в своем «Инстаграме» поддержала Манижу. Заслуженная артистка Татарстана выложила видеоролик, в котором исполнила отрывок из ее песни на татарском языке, подписав его: «Манижа, я желаю тебе победы! Манижа, мин сиңа җину телим. Manizha, I wish u victory!». Кстати, Манижа откликнулась на этот пост, прокомментировав его: «Дорогая моя, спасибо. Как же круто звучит в твоем исполнении. А еще спасибо тебе за все те советы, которые ты дала мне перед поездкой. Они мне очень очень помогают».
«Евровидение» любит зрелищные, запоминающиеся номера» Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова в беседе с «Реальным временем» выразила свою точку зрения:— Творчество имеет право на существование в любых его разумных проявлениях. Все границы, которые мы устанавливаем, — в нашей голове. Что касается певицы от России Манижи: думаю, она смогла пробиться в финал благодаря таланту, в том числе таланту организовать «хайповый», эксцентричный номер. Публика любит эксперименты, ее фавориты часто меняются.
По мнению Аюповой, выбор, сделанный в национальном отборе, не случаен: номер ведь выбрали по результатам голосования. А Первый канал прокомментировал, что за ходом голосования наблюдала компания Ernst&Young, в которой могут представить данные о голосовании.
— «Евровидение» любит зрелищные, запоминающиеся номера. К слову, и номер Little Big, скорее всего, был бы полон экспрессии. Спрос рождает предложение, — убеждена она. — О вкусах не спорят. Но, если честно, я не настолько внимательно слежу за конкурсом в этом году.
Говоря о хейте Манижи в соцсетях, Аюпова отметила:
— В Сети человек ведет себя иначе, нежели в живой среде. «Онлайн-жизнь» меняет сознание, и мы становимся дальше друг от друга, теряется тот визуальный контакт, при наличии которого мы бы могли сказать в глаза, подумав: «А готов ли я сказать это?», «А готов ли он это услышать?» Молодые люди становятся смелее, забывая порой, что слово — опасное оружие, и оно делает больно. Чтобы не было «стирания реалий», нам нужно больше разговаривать друг с другом: культура — это не только эпицентр разнообразных событий, но еще и средство коммуникации. К хейтерам в социальных сетях можно относиться по-разному, можно их отвергать, не реагировать, но они сопровождают наш информационный фон, это уже часть естественной информационной среды. И их восприятие обществом — это тоже часть нашей культуры. Я сама никогда не доверяю чужим оценкам. Для меня возможность иметь свое мнение — значимая часть моей внутренней свободы…
По мнению собеседника «Реального времени», номер у Манижи получился очень ярким:
— Мне нравится, что есть русский текст и этнические элементы в песне.
Низамов рассуждает, что Россию часто ассоциируют с женским образом. А тема феминизма очень актуальна в западном мире, поп-дивы запада уже лет 30 поют на эту тему.
— Поэтому выбор такого номера, как мне кажется, сделан очень верно с этой точки зрения. Песня, с одной стороны, подчеркивает наши национальные черты, с другой — объединяет с Западом: «Мы с вами, мы такие же, мы боремся».
Говоря о хейте, который разразился по поводу личности самой Манижи и ее композиции, Низамов рассуждает:
— Мне кажется, это просто критерий общего повышенного градуса агрессивности нашего общества. Этот хейт был бы в любом случаи, несмотря на то, кто бы представлял нашу страну. Всем известно, что Россия — многонациональная страна. И мы для всего мира «русские», несмотря на нашу этническую принадлежность.
«Песни как таковой там нет» Российский автор-исполнитель Юрий Лоза в беседе с «Реальным временем» заявил, что по поводу «Евровидения» комментировать ему нечего.
— Как я и ожидал, звонков по поводу «Евровидения» было много. Я отбивался как мог, упирая на то, что говорить мне абсолютно не о чем. Там практически все поют по-английски, а я от этого языка давно устал чуть ли не на физическом уровне, — написал Лоза на своей страничке во «ВКонтакте».
Говоря о представляющей Россию Маниже, Лоза довольно отстранен:
— Нашу конкурсантку обсуждать тоже не хочу, потому что песни как таковой там нет, а сценографию должны комментировать компьютерщики и постановщики, которые в данном вопросе разбираются лучше меня. Тогда журналисты спросили — а не поменялось ли мое мнение о номере нашей рэперши после того, как она вышла в финал? Я ответил, что мое мнение не зависит от чьих-то оценок, а иначе оно уже не будет моим. К примеру, я чипсы не люблю и не ем, а моему соседу они настолько понравились, что он купил их целую тонну — разве я должен, глядя на соседа, менять свое отношение к ним?
Кристина Иванова
ОбществоКультура ТатарстанПервая премьера Манижи после Роттердама — Российская газета
Почти пять месяцев от Манижи ждали новых песен и продолжения интриги: разовьет ли она успех и идеи своего конкурсного номера «Русская женщина», объединившего русский фольклор, электронные ритмы трип-хопа и феминистический текст, где вволю было пафоса и самоиронии?! Тем более что из этой причудливой чехарды ритмов, бесшабашной актерской игры и почти частушечной стилистики вполне можно было создать новый модный тренд. И поехать с такими песнями в духе «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет» с гастролями по Европе. Да и у нас можно было бы выступать — хоть в Comedy Club, хоть на танцевальных вечеринках. Но Манижа снова все запутала…
«Евровидение» ведь не заканчивается финалом, а наоборот, для конкурсантов многое с него только начинается. Вот и победители — итальянский квартет Maneskin — теперь поедут в большой концертный тур по Европе, в избытке предложений и у болгарки Виктории, и у азербайджанки Эфенди. Наша Манижа Роттердаму тоже понравилась, а ее клип всего за месяц собрал 7 миллионов просмотров. Нужно было также «ковать железо, пока горячо», ведь даже те, кому «Русская женщина» категорически не приглянулась (любопытно, что таких скептиков в России оказалось намного больше, чем в Европе), признавали, что у Манижи есть композиторский и вокальный дар, оригинальность мышления, артистизм и шарм — а куда сегодня без них на сцене?! Хотелось продолжения, но, увы, его пока не последовало. И воспользоваться конкурсом как поводом для эффектной раскрутки Манижа пока так и не смогла: концерты отменялись из-за пандемии, а фестиваль «Дикая мята», куда она после «Евровидения» была срочно командирована организаторами в качестве хэдлайнера, вынужденно перенесли на 2022 год.
Ситуацию мог спасти новый альбом. Но этого не произошло: судя по трек-листу, Манижа на кураже после Роттердама выпустила Russian Woman Show не для того, чтобы наполнить его новыми сочными песнями, способными развить успех, а собрала в основном свои недавние хиты. Есть здесь и номер для «Евровидения», записанный уже на концерте в России, и опубликованный еще в мае сингл «Держи меня, земля» — этнические и печальные, гнетущие, но очень личные и мудрые ориентальные распевы, которые вряд ли попадут в европейские хит-парады. И основанный на традициях фолка «Ваня». Все они уже хорошо известны. А вот новинок оказалось лишь две. Зато обе — при участии молодого классического пианиста и композитора Кирилла Рихтера. Это фортепианная кавер-версия песни «Самолеты улетают» из репертуара Аллы Пугачевой. И соул-трек Stand Up. Все сделано стильно: искренне и душевно спето, актуально аранжировано. Но все-таки после «Евровидения» мы ждали от Манижи снова чего-то неформатного и максимально самобытного. Впрочем, время на то, чтобы рискнуть и вновь стать ни на кого не похожей, у нее еще есть…
Кстати
Уже объявлено, что «Евровидение»-2022 пройдет в Турине, выигравшем право проведения конкурса у 16 итальянских городов. Полуфиналы состоятся 10 и 12 мая. Гранд-финал на арене PalaOlimpico — уже 14-го. Несколько стран, в частности Бельгия, уже назвали своих конкурсантов. Кто будет представлять Россию, пока не определено.
Манижа как зеркало российской деградации
Таджикская певица, представлявшая Россию на конкурсе «Евровидение», этом торжище фриков и половых первертов от легкой музыки, баба с чайника-заварника в лоскутном, как наше общество, наряде и с речитативом «Русская женщина» пролетела, как фанера над Душанбе. Точнее, над Роттердамом.
Ну и слава богу, мертвые (в переносном, то есть творческом, конечно, смысле) персонажи сраму не имут. Куда хуже было бы, если б это воплощение минора в облике мажора (ну как она сама понимает мажор) выиграла и привезла в Россию на грязных лоскутах своего сценического платья обязанность собирать уже у себя тех самых фриков и половых извращенцев.
В общем, радоваться надо. Даже ликовать. Отчего же такая вселенская тоска и горе-горькое охватили ширнармассы? В соцсетях полное уныние, перемежаемое воплями возмущения. Как так? Всего лишь девятое место?! Она была достойна победы (сознательно пишу это слово с маленькой буквы, хотя в соцсетях использовали заглавную — как будто речь шла чуть ли не о взятии рейхстага в 1945-м — Авт.)! Засудили! Не оценили! И что еще этой Европе надо?!
Это сегодняшняя реакция. А сколько восторгов (или напротив) неприятия было накануне. От «это лучшее, что есть у России» и «гениальный ход Первого канала» до «стыд и срам», «позорище».
Я в числе вторых. Которые про стыд и срам. И не только потому, что Манижа — этническая таджичка с очень плохой и намеренно провокативной песней «Русская женщина»: уж лучше бы «Таджикскую женщину» исполнила на фарси на тот же мотив, куда органичней выглядело бы. По крайней мере можно было толковать и втюхивать всем: вот, мол, угнетенная жутким хиджабом, полным бесправием, мужским доминированием и средневековыми традициями и в целом всем этим косным кишлачным укладом представительница второго гендера сбрасывает оковы, как лохмотья из лоскутов, и оказывается вольной женщиной Востока в ярком комбинезоне передовой сотрудницы клининговой компании.
И вполне, кстати, логично бы выглядело: дескать, бросила ведро и тряпку и подалась песни исполнять…
Хотя на Евровиденье можно было послать кого угодно — хоть короля караоке из сельского клуба. Или фольклорный ансамбль из чукотской тундры. Или трио баянистов с матерными частушками. Результат был бы тот же.
Но, главное, почему я удовлетворен результатом в Роттердаме, все-таки в другом: история с Манижей в очередной раз оказалась не про легкую музыку и не про певцунов и певичек без слуха, голоса и какого-либо музыкального таланта. Эта история — один из маркеров тяжелого состояния, рака головного общественного мозга и общего социокультурного недуга, которым уже много лет болеет Россия.
Манижа в данном случае выступает всего лишь как зеркало общей российской деградации. Когда умы людей, промытые донельзя федеральными каналами, заняты совсем не тем. Не действительно насущными проблемами, а обманкой. Симулякром действительности.
Когда внимание публики умело переключено с сущностного на пяти- десятистепенное. На обочину. На мусор. На помойку.
Когда происходит подмена и вместо того, чтобы наплевать на этот псевдоконкурс, просто забыть про него, вокруг Евровидения с помощью электронных СМИ устраиваются шаманские пляски с бубном у европейского костра цивилизации, который быстро догорает, оставляя после себя только толстый слой культурного пепла.
Когда вместо того, чтобы петь свои песни, не подстраиваясь под тренды толерантного Запада, просто идти своим путем, в котором нет места 28 гендерам и родителю один и родителю два вместо мамы и папы, где нет бесконтрольной и безудержной миграции, уверенно ведущей к будущим этническим и конфессиональным конфликтам, мы лихорадочно пытаемся запрыгнуть на подножку европейского экспресса, уходящего в бездну, и сильно обижаемся, что кондукторы из Брюсселя и Страсбурга бьют нам по рукам и пытаются выбросить из поезда на ходу. Хотя нужно самим сорвать стоп-кран и спокойно выйти из затхлого вагона в вольную политическую степь. Где в высоком небе поют птицы, а не шипят толерантные гадюки и не квакают политические жабы.
Ну поймите же наконец: не по пути нам с ними! Ни в чем! Развилки давно пройдены, и пытаться перевести стрелки назад просто смешно.
Но мы ведь зачем-то пытаемся!
Напомню вкратце историю стремительного взлета и оглушительного падения Манижы. Она развивалась по всем законам жанра политической манипуляции и с положенной и обычной в таких случаях, пусть и фальшивой интригой. Явно сфальсифицированные при голосовании на Первом канале результаты отбора внутрироссийского конкурса. Победительница, выскочившая, как шайтан из табакерки, при помощи пары-тройки специально подготовленных кандидатов-спойлеров. Мол, пусть уж лучше эта будет, чем эти непонятно кто… Выдвижение комментаторов самого высокого уровня — спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко уж куда выше-то! При том третье лицо в государстве заявляет: дескать, не понимаю я такую песню. Это вместо того, чтобы сказать: не понимаю, зачем Россия вообще участвует в этой ярмарке порока.
Будущее, увы, понятно. Чтобы сказать, что будет уже через пару месяцев, не надо быть Нострадамусом. Манижа быстро исчезнет с горизонта общественного интереса и постепенно скатится до заштатных ночных клубов и корпоративов третьестепенных компаний и фирмочек типа «Фаянс и глянец». Страсти вокруг очередного провала на очередном мусорном конкурсе стихнут еще быстрее — уже на этой неделе.
Но останется вечное российское и уже доведенное до абсурда желание заглядывать в чужой рот и заискивать «ну оцените же нас!». И ждать чуда: может, ну хоть сейчас-то оценят?
Не оценят. Не ждите.
Фотогалерея
16 Итоги Евровидения-2021: россиянка Манижа оказалась на девятом местеМанижа: Не все рады тому, что я на ″Евровидении″ | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW
На «Евровидении-2021» в Роттердаме Россию представляет певица Манижа с песней «Russian woman». Таджикское происхождение 29-летней исполнительницы, тема женской эмансипации, о которой она поет, смешивая рэп, хип-хоп, техно и этно, многим в России не понравились. Возмущалась и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая не поняла текст песни, и ксенофобные юзеры в соцсетях.
Однако на «Евровидении» у Манижи больше сторонников, чем противников. После Little Big Россия вновь приятно удивила, таков лейтмотив комментариев журналистов и фанатов. О конкурсе в Роттердаме, о хейтерах и феминизме речь, среди прочего, шла в интервью DW, которая Манижа дала по Zoom — во времена коронавируса одна из самых распространенных форм общения.
Deutsche Welle: Манижа, попасть на «Евровидение» было твоей мечтой. В этом году конкурс проходит, но из-за пандемии — в усеченном формате. Ты расстроена, что атмосферы большего праздника, как это было раньше, в Роттердаме нет?
Манижа: На самом деле — нет. Наверное, круто, когда огромное количество вечеринок. Но с точки зрения спокойствия и возможности тщательнее подготовиться к выступлению хорошо, когда больше тишины. Единственно, кого не хватает, так это зрителей. Хочется, чтобы их был полный зал. Мы сейчас очень редко выходим из отеля — только на репетицию, в магазин или на пробежку.
Мне казалось, что это будет страшно. Ведь в России карантина как такового уже давно нет, боялась вернуться к тому сложному периоду первой волны пандемии. Но, приехав сюда, я поняла, что мне нравится такой режим, и я рада, что я могу побыть в тишине.
— На сцену ты не выбегаешь, а выезжаешь в огромном сарафане, из которого во время выступления ты выходишь, как из своего рода корсета предрассудков и архаичных представлений о женщине, не только о русской женщине. Я правильно понимаю эту метафору? Кто, кстати, был автором идеи?
— Абсолютно верно (смеется). А автор этой идеи — российский режиссер Ладо Кватания. Он стал автором концепции номера, режиссером-постановщиком выступил Андрей Сычев. Он очень крутой режиссер, который уже ставил номера для «Евровидения». Поэтому мне очень повезло с моей командой. Они все очень талантливые и концептуально видящие люди.
— «Евровидение» очень популярно у ЛГБТ. Некоторые российские политики до сих пугают детей бородатыми европейскими тетками, напоминая им о Кончите Вурст. Но в последние годы на конкурсе все чаще звучат композиции, которые можно назвать феминистскими. «Russian woman» — не исключение. В Роттердаме об этом песни и представительниц Мальты или Латвии. Феминизм — новый хайп на «Евровидении»?
Манижа в интервью DW
— Я не думаю, что это хайп. «Евровидение» всегда было отражением проблем общества. Каждый год можно было увидеть, что преобладало. У меня не было никакого плана выходить на сцену исключительно с этим манифестом. Этот манифест был написан за год до «Евровидения». И самое главное — он, в первую очередь, монолог самой Манижи о том, через что ей пришлось пройти.
И та ирония, которая сейчас есть во мне, есть и в этой музыке, это доказательство того, что через это можно пройти, стать сильнее. Я не люблю глагол «пропагандировать», но я пропагандирую любовь. Мой месседж применим не только к русским женщинам, но и ко всем женщинам Европы. За эти два месяца мне написали много европейских слушателей, зрителей, журналисты здесь делятся своими впечатлениями: такое ощущение, что ты поешь про меня, неважно, мужчина ты или женщина.
Во время выступления на сцене у нас на больших экранах будут появляться месседжи, которые применимы к любой человеческой душе, находящейся в кризисе или под сильным давлением кого угодно — общества, семьи, собственных страхов. Наша задача — со сцены вдохновить человека хотя бы на три минуты забыть об этом чувстве. А точнее — не забыть, а вспомнить о нем, но по-другому — не через агрессию, а с желанием изменить.
— Тем не менее с агрессией тебе пришлось столкнуться. Ты получаешь не только письма поддержки, но и письма от хейтеров. Ты не раз говорила, что не обращаешь на них внимания. Но все же — чем ты можешь объяснить такую нетерпимость?
— У меня есть теория. Люди боятся проявить свою слабость. И, чаще всего, их первой реакцией, когда они чувствуют, что что-то их внутренне трогает, является самозащита, агрессия. А песня «Русская женщина», она такая веселая, классная, ха-ха, хи-хи, но очень много людей мне пишут, что они плачут, когда слушают мою песню. Плачут они не с первого раза.
Первый раз, как правило, негативная реакция. Ну, представьте себе, когда вы встречаетесь лицом к лицу с какой-то правдой, которая вам не очень приятна. Часто в таком случае вы говорите нет. А потом, когда вы остаетесь наедине с собой, вы понимаете, что в этом есть смысл. И происходит переход на другой уровень — очищения. Следствием являются слезы. Многие шутят, что песня «Русская женщина» такая же противоречивая, как сама русская женщина.
— Любопытная теория. Но, может, одно из объяснений — это социальная зависть? Ведь для многих таджики, таджички — это трудовые мигранты. А ты — успешная молодая женщина. Ты училась в Нью-Йорке, в Лондоне, что недешевое удовольствие. Кто помогает тебе?
— С самого начала моей жизни мне очень помогала моя семья. Были периоды, когда мы жили очень бедно. Когда мы бежали от войны, у нас ничего не было. Мы приехали в Москву не то что в трусах, без трусов. Поднять пятерых детей женщине, которая работает 24 часа семь дней в неделю на разных работах, не самых, скажем так, приятных в сфере обслуживания — это и уборка, и продавщица… Моя мама прошла через все это. Бабушка переводила деньги с пенсии, чтобы у нас были еда и образование.
Все, что я имею сегодня, это благодаря моей семье и благодаря образованию. Любому приезжему человеку, чтобы научиться так говорить по-русски или на других языках, или заниматься музыкой, нужно делать в 50 тысяч раз больше, чем тому, кто родился в той стране, в которой живет.
У нас люди не очень любят радоваться за других. Я не знаю, с чем это связано. Когда кто-то чего-то добивается, то у нас самая любимая фраза: «Это все по блату». Я знаю цену своего успеха. Я транслирую те или иные месседжи, потому что я давно поняла: творчество для меня — это не место, где я буду заниматься самолюбованием или сыпать бабло, говорить «ё-ё, я крутая». Если я таким большим трудом, трудом моей семьи и собственным трудом достигла чего-то, то я должна отвечать за это. Я хочу, чтобы мое творчество не было бесполезным.
— Среди тех, кто тебя поддержал, — солистка украинской группы Go_A Екатерина Павленко. В интервью нам она рассказала, что обрадовалось твоей победе в российском отборе …
— Катя очень крутая. Мне очень жаль, что есть этот конфликт. Мне даже кажется, что люди на «Евровидении» его специально пытаются придумать, что ты, типа, не можешь сказать, что Украина — очень крутая. Но там живет огромное количество фантастических музыкантов. И Go_A — реально классные. Я видела их выступление, как независимо они себя ведут. Эта независимость, непохожесть доступны очень маленькому числу артистов.