Квартира музей анны ахматовой: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

Содержание

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге

Этот музей появился в перестроечные годы, когда в жизнь страны хлынул поток шедевров мировой и отечественной культуры, недоступных в советское время. К таким явлениям относится литература русского Серебряного века, ярким представителем которого является Анна Ахматова.

Со времён перестройки в Санкт-Петербурге действует литературно-мемориальный Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, первым напомнивший нам о поэтах, гонимых советской властью. Он открылся в четырёхэтажном садовом флигеле Шереметьевского дворца, иначе — Фонтанном доме, одном из прекраснейших особняков XVIII века. На третьем этаже в квартире поэтессы полностью воссоздана обстановка 1925—1953 годов.

Материалы для музея — фотографии, личные вещи поэтессы, книги с автографами, документы — собирались по крупицам. Основной фонд во время открытия музея состоял из вещей, которые были подарены близкими друзьями и соратниками Ахматовой.

На почётном месте в музее висит список жертвователей и дарителей.

В открытом доступе находится лишь часть музейного собрания. На сегодняшний день основная часть коллекция музея находится в фондах. Это более 50 000 предметов. Наиболее ценными экспонатами являются книги из библиотеки Анны Андреевны и Иосифа Бродского, уникальные экземпляры книг и рукописей поэтов начала XX века из коллекции Моисея Лесмана, графические произведения из собрания Льва Гумилёва. Большой интерес для историков и почитателей таланта Льва Николаевича представляют личные вещи Гумилёва, его документы и автографы, рукописи произведений.

Не весь музей посвящён Анне Ахматовой — в здании произведена реконструкция американского кабинета Иосифа Бродского, на духовное формирование которого Ахматова оказала непосредственное влияние. Поэтов объединяет трагичность судеб и стойкость в борьбе с жестокой эпохой. Их мемориальные помещения находятся на одном этаже музея. Пространство по соседству отведено под литературно-художественные экспозиции.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+

Музей-квартира Ахматовой в Санкт-Петербурге

Квартблог привез из Санкт-Петербурга рассказ о музее-квартире А.А. Ахматовой. История, фото, описание.

Квартблог расширяет границы путешествий по музеям-квартирам: на этот раз мы отправились в Санкт-Петербург, в Фонтанный дом, куда в 1922 году переехала Анна Андреевна Ахматова.

Общеизвестный факт: строками из стихотворений А.А. Ахматовой заговорила женская душа. Да так заговорила, что в 1957-м Ахматова иронично написала:

Я научила женщин говорить…
Но, боже, как их замолчать заставить!

Мы же сегодня попытаемся услышать, что говорит нам квартира, в которой Ахматова поселилась в начале 20-х.

Музей-квартира Ахматовой в Санкт-Петербурге

На снимке Ахматова сидит в саду под многолетним дубом, который, к огромному сожалению, погиб от грозы в прошлом году. Сейчас на этом месте посадили молодое деревце, но сотрудники музея уверены, что оно унаследовало память обо всем, что происходило в Фонтанном доме… 

После развода с Н.С. Гумилевым Анна Андреевна вышла замуж за востоковеда, переводчика и поэта В. К. Шилейко. До революции он был учителем внуков последнего графа Шереметьева и жил в северном служебном флигеле дворца. Ахматова называла это место шумерийской кофейней, за глиняные таблички с клинописью, рассыпанные по полу, и терпкий запах кофе. Через два года они разошлись, оставаясь тем не менее друзьями. Несколько лет Ахматова, не имевшая собственного дома, скиталась по разным адресам, а потом дороги судьбы вновь привели ее сюда.

За стенами дворца хранились истинные сокровища: собрание произведений искусства, старинного оружия, древних рукописей… Революцию эти ценности навряд ли бы пережили, поэтому старый граф, как ни трудно далось ему это решение, запер дворец и передал ключи новому правительству. Вскоре граф умер, его сыновья и зятья были арестованы, но, к счастью, дворец перешел в музейное ведомство.

И вот в этом флигеле, в бывших барских апартаментах, получили служебное жилье сотрудники музея. Здесь же поселился со своей семьей искусствовед, в то время комиссар Русского музея и Эрмитажа, Н.Н. Пунин, ставший в 20-е годы для Ахматовой самым близким человеком. В его дневнике особо выделена дата — 19 октября 1922 года: именно в этот день Ахматова впервые пришла сюда и подняла на третий этаж в квартиру №44.

Ситуация в семье Пуниных в то время была сложной: первая жена Николая Николаевича жила в квартире на правах его друга и матери его ребенка. Он не мог расстаться с ней, ведь они были обвенчаны и он считал себя ответственным за нее. Да и само время нельзя назвать стабильным и благополучным. Обратите внимание на это неприметное окошко над лестничной площадкой. 

Это окошко из ванной комнаты, но как многое оно может рассказать: дело в том, что в течение долгих лет людям приходилось вздрагивать и переглядываться каждый раз, когда нежданно-негаданно раздавался звонок в дверь. Арест? Обыск? Детей просили встать на краешек ванной и выглянуть на лестницу. В конце 20х-30е годы в окошко смотрела дочка Н.Н. Пунина и Анны Евгеньевны Ира. В 40е и 50е – уже ее дочка Анечка, а за дверью в прихожей в тревоге стояли взрослые.

Ну что же, не будем больше медлить у порога, зайдем. Вешалка, сундук, подставка для зонтов, высокое зеркало, — типичная обстановка прихожей в квартире петербургских интеллигентов. Среди всех предметов выделяется, конечно, старое пальто, оно принадлежало Пунину, и осталось здесь после его последнего ареста в августе 1949-го. В 1953 он умер в заключении. Это пальто – последняя память о нем.

Пройдем на кухню. То, что в дворянском доме обычно скрыто за стенами анфилады, теперь в советскую эпоху становится пространством общей жизни. Буфет красного дерева мог быть привезен из Царскосельского адмиралтейства, где когда-то жила семья Ааронсов.

В 20-е годы кухня была царством няни Анны Богдановой, ее ласково называли Аннушкой: кипел самовар, потрескивали дрова в плите, а слева была столовая. Спустя 10 лет Пуниных уплотнили, квартира стала коммунальной. На столовую получил ордер Евгений Смирнов, сын покойной няни. Правление кухней перешло в руки его жены Татьяны. На обшарпанной советской тумбочке выросла стопка тарелок общепита, коптила керосинка, гудел примус, белье задевало лица проходивших. О прибавлении жильцов свидетельствуют забитые чемоданами, корзинами и другим скарбом антресоли.

Не поверите, но вот в этом уголке ютился приехавший в 1929 году семнадцатилетний Лев Гумилев. В Ленинграде он заканчивал школу и готовился к поступлению в университет. Увы, в комнатах мальчику места не нашлось, и в этом тупичке он соорудил себе кабинет. Спал тут же на сундуке, что стоял поперек у торцовой стены, самостоятельно выстроенной жильцами. 

Заглянем в кабинет Н.Н. Пунина. Здесь сохранилась подлинная обстановка: его письменный стол с рукописями, шкаф с книгами, работы его друзей-художников на стенах. Пунин говорил о себе так: «У меня, в сущности, есть один, но настоящий дар – я умею понимать живопись и умею раскрывать ее другим». Личные отношения с Ахматовой завязались у него в сентябре 1922-го года.

На столе фотография трех сестер Аренс, справа – Анна Евгеньевна. Здесь и фотография Пунина с дочкой Ирочкой, а под стекло подложена фотография Ахматовой.

Из этой комнаты осенью 1935-го года увели арестованных Пунина и Льва Гумилева. Сегодня, когда приоткрылись архивы НКВД, стал известен повод к этому аресту: оказывается, в кругу Ахматовой и Пунина были люди, завербованные органами. Они доносили о разговорах в этом доме. Как-то Пунин, иронизируя над слухами о покушении врагов народа на деятелей партии правительства, пошутил, нажимая на затвор фотоаппарата: «В таком случае и из этой штуки убить можно». Так и записано в постановлении на арест. Их увели, а ночью Ахматова и Аренс в этой печке жгли документы и фотографиии, опасаясь нового обыска. Утром Ахматова уехала в Москву, ей удалось передать письмо Сталину, и на этот раз Пунин и Гумилев были освобождены.

Продолжение следует. .. 

Фотографии Екатерины Алексеевой и с официального сайта музея www.akhmatova.spb.ru

дом-музей, интерьер, квартира, Санкт-Петербург

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме и мемориальная квартира Бродского: melanyja — LiveJournal

После посещения Дворца Шереметьевых мы побывали во флигеле Фонтанного дома, где находится музей Анны Ахматовой. Вход во флигель расположен со стороны Литейного проспекта, а от дворца Шереметьева можно пройти через дворы-колодцы.


Южном флигеле Шереметевского дворца или Новый кухонный флигель построен в 1845 году по проекту И. Корсини, в 1911-14 гг. архитектором М. Красовским надстроен третий этаж для квартиры дочери графа Сергея Дмитриевича Шереметева.
Именно эта квартира № 44 в Фонтанном доме была выдана сотруднику Русского музея Николаю Николаевичу Пунину (1888-1953). Пунин был знаком с кружком литераторов ещё по встречам до революции в Бродячей собаке, а в 1922 году между ним и Анной Ахматовой вспыхнула любовь. В 1926 году Ахматова переезжает в квартиру Пунина, и Фонтанный дом становится приютом поэзии.



Анна Ахматова и Николай Пунин во дворе Фонтанного дома

Кстати, двор Фонтанного дома был Ахматовой знаком, ранее она жила в северном флигеле со вторым мужем В.К. Шилейко.

Итак, входная дверь в квартиру – окунаемся в обстановку 1920-40 гг.

В Прихожей пальто Н.Н. Пунина, которое осталось здесь после ареста хозяина в 1949 году. Пунин был арестован несколько раз. В 1921 году по делу «Петроградской боевой организации» (Таганцевское дело), по которому также был арестован и расстрелян первый муж Анны Ахматовой Николай Гумилёв. В 1935 году Пунин был арестован вместе с пасынком Львом Гумилёвым по доносу товарища последнего студента Борина, которые написал в Ленинградское НКВД: «в ходе разговора за общим столом Пунин говорил: «И людей арестовывают, люди гибнут, хотелось бы надеяться, что все это не зря. Однако стоит взглянуть на портрет Сталина, чтобы все надежды исчезли». Пунин ошибался в том, что репрессии – это не только Сталин, но и вся система. В 1949 году Пунин был арестован в ходе компании по борьбе с космополитами, так как писал про зарубежное искусство. Он умер в Воркуте в августе 1953 в лагерной больнице уже после смерти Сталина.

Кухня с дореволюционной посудой, принадлежавшей семье Пуниных.

Кухня превратилась в коммунальную, когда сын домработницы Пуниных Анны Евгений Смирнов добился, чтобы его семье выделили комнату. С ним в квартиру въезжает жена Татьяна, дети Валя (умер во время блокады) и Володя. При этом Татьяна Смирнова отправила Анну Богдановну в дом престарелых, над остальными жителями квартиры она также демонстрировала своё превосходство пролетарского происхождения.. По воспоминанием очевидцев, на кухне постоянно висело мокрое бельё, создавая промозглую атмосферу. Но злопамятность не свойственна поэзии. Анна Ахматова горевала о смерти мальчика Вали в блокаду и посвятила ему стихи: «Памяти Вали» http://www.litera. ru/stixiya/authors/axmatova/scheli-v-sadu.html

Кухня переходит в коридор, где нашел пристанище сын Ахматовой Лев Гумилёв, который приехал в Петербург в 1928 году.

Лев устроил себе комнатку около печки, он окончил школу, работал для поступления в университет, в 1934 году поступил на исторический факультет, а в 1935 арестован по доносу студента-одногруппника.

Из коридора проходим в жилую часть квартиры. Белый зал посвящен поэтическому творчеству Ахматовой, дореволюционному периоду и времени гражданской войны.

Кабинет Николая Николаевича Пунина. Реалии социалистической жизни и система прописки привела к тому, что в квартире также жила первая жена Н.Н. Пунина Анна Евгеньевна Аренс (1892–1943), и их дочь Ирина (1921-2003), затем её муж, который Генрих Каминский (погиб в 1943) и их дочь Анна, которая участвовала в создании музея. Интервью с Анной Каминской здесь http://www.idelo.ru/294/27.html Также в квартире в разное время жили мачеха Пунина Елизавета Антоновна, отец первой жены бывший генерал-лейтенант флота Евгений Иванович Аренс, брат Николая Николаевича – Александр Николаевич Пунин с женой Зоей Евгеньевной и дочерью Мариной, племянник Анны Евгеньевны Игорь, родители которого были репрессированы.

Столовая. Портрет А.С. Пушкина – гравюра с портрета Кипренского, который был написан художником именно в Фонтанном доме. В семье Пуниных было принято отмечать Рождество, Пасху, висели иконы. Как-то дочь Ирина под влиянием пропаганды хотела снять все иконы, за что отец назвал её «Партком завода «Красный гвоздильщик».

Бывшая детская комната, куда Анна Ахматова переехала в 1938 году после разрыва с Пуниным. Ей было некуда ехать, а с семьёй Пуниных она сохранила дружеские отношения. Причина разрыва – творческий кризис, за время жизни с Пуниным Ахматова написала очень мало стихов, а роль жены-хозяйки ей не удалась. В этой комнате Ахматова переживает второй арест сына, за ней самой опять начинается слежка, она пишет «Реквием» и «Поэму без героя», перебирает старые бумаги.

В сентябре 1941 года её эвакуировали. Уже тогда в городе начинался голод. Семья Пунина включая его новую жену Марту Андреевну Голубеву была эвакуирована только в феврале 1942 года

Семья Смирновых во время войны переехала, и их комната досталась Анне Ахматовой по ордеру от Союза писателей. Фонтанный дом был разорён войной, но деваться опять было некуда. Вскоре с фронта вернулся сын Лев.

В ноябре 1945 года в этой комнате с Ахматовой беседовал секретарь Британского посольства в Москве, философ-культуролог Исайя Берлин. Это встреча была поводом для очередной травли Ахматовой. В квартире были установлены прослушивающие устройства, и Ахматова приучилась ничего не говорить дома. Вокруг квартиры дежурили наблюдатели. В 1949 году опять арестовали Н.Пунина и Л.Гумилева. Чтобы спасти сына Ахматова в 1950 году написала стихи о Сталине. Сына не выпустили, но Ахматову вернули в Союз писателей.

В 1952 году квартиру в Фонтанном доме пришлось освободить — Институт Арктики и Антарктики занял весь дом.

Решение о создании музея Ахматовой было принято в 1988 году. Также во флигеле расположены другие экспозиции. На 2 этаже находится выставка, посвященная Великой Отечественной войне, а на 1 этаже – мемориальная квартира Бродского. Иосиф Бродский не жил и не бывал в Фонтанном доме, но Ахматова поддерживала молодого поэта. В 2003 году вдова поэта Мария Бродская передали Музею Анны Ахматовой в Фонтанном Доме вещи из его дома в Саут-Хедли в штате Массачусетс

В мемориальной квартире находятся подлинные вещи Бродского

в том числе его коллекция почтовых открыток

Во дворе Фонтанного дома находится памятник графине Прасковье Ивановне Шереметьевой (урожденной Ковалёвой-Жемчуговой).

Сайт музея http://www.akhmatova.spb.ru/
Книга Попова Н.И., Рубинчик О.Е. Анна Ахматова и Фонтанный Дом (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме). Издательство: Невский Диалект, 2000 г.http://www.akhmatova.org/bio/fd.htm
Биография Н.Н. Пунина http://kfinkelshteyn.narod.ru/Tzarskoye_Selo/Uch_zav/Nik_Gimn/NGU_Punin.htm

Интервью Анны Каминской http://www.idelo.ru/294/27.html

Библейская жизнь в коммунальной квартире – Коммерсантъ Санкт-Петербург

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме открыл свою постоянную экспозицию после года реконструкции. Знаменитая квартира во флигеле Шереметевского дворца стала похожа на мемориальную.

       Теперь посетители музея поднимаются на третий этаж в квартиру Пуниных-Ахматовой по тем же самым ступеням, что и ее бывшие хозяева. Прежняя музейная лестница тоже открыта, но ведет она на территорию временных выставок, отданную сейчас Иосифу Бродскому. Лестница пахнет свежей краской, на площадках видны заложенные кирпичами окна. Это довольно частый петербургский сюжет, световые окна на лестницах, в коридорах в блокаду закладывали кирпичом и потом уже не разбирали. Анна Ахматова жила в Фонтанном доме до 1952 года.
       После музейной реконструкции квартира Пуниных-Ахматовой стала походить на мемориальную. Но это, скорее, стилизация. Вновь созданное пространство интеллигентной семейно-коммунальной квартиры, где соседями становились бывшие мужья и жены. В небольшой прихожей на тонетовских вешалках будто остались чьи-то пальто, стоят потертые чемоданы и потрепанные зонтики. В анфиладе из четырех комнат на подоконниках лежат папки со справками, кто и когда в этой комнате жил и что писал. В бесконечном коридоре висят санки, коньки и полочки, стоят сундуки. Здесь же устроена кухня с дровяной печкой и смешной раковиной. Есть участок с наслоениями оборванных обоев и газетами под ними. Среди пожелтевших статей что-то о ташкентских хлеборобах, фотография Сталина, постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград». Сначала ахаешь: ну надо же, как удачно сохранилось. И, дескать, как правильно с газеткой поступили. Но уже через миг понимаешь, что старые обои и газеты здесь не обрывали, а, наоборот, приклеивали слой за слоем. Так вот при помощи обычного клея поворачивали время вспять, создавая иллюзию подлинности, особый мемориальный театр. Нечто подобное случилось и с комнатами. Диваны, кушетки, абажуры, столики. Прекрасная иллюзия исторической сохранности. Комнаты мебелированы так, чтобы сюда могла войти Анна Андреевна и поверить, что за окном двадцатый век, первая половина.
       Единственное, чего она не сможет вспомнить — это Белого зала. В музее его пространство называют литературной инсталляцией. Стены здесь стеклянные, витрины круглые, за ними перчатки с узкой руки, фотографии, страусиные перья, книги, рукописи, фотографии. Но самое главное, что отличает этот зал от любой другой, более или менее эффектно представленной литературно-мемориальной экспозиции, — это три скульптуры Владимира Цивина: Мелхола, Рахиль и Лотова жена. И тут каждый должен вспомнить как минимум ахматовский цикл «Библейские стихи», ну и желательно библейскую историю. В трех образах — три периода жизни Ахматовой, три ее женские ипостаси. Мелхола — страстная любовница, жена юности царя Давида; праматерь Рахиль, с ее драматической материнской судьбой; и Лотова жена, оглянувшаяся на то, что осталось за спиной и окаменевшая. И в мемориальной анфиладе сотрудники музея, не сговариваясь, выстроили экспозицию, в сущности, по тому же принципу, в этом им помогла хронология и то, что с течением времени Ахматова переезжала из комнаты в комнату. Тут кстати вспомнить, что в Фонтанный дом, хотя и в другой флигель, она въехала впервые не к Пунину, а к бывшему учителю шереметевских детей Владимиру Шилейко, знаменитому исследователю ассиро-вавилонской культуры. Особенно кстати это потому, что и поэтика работ Владимира Цивина отсылает нас к Древнему Востоку, в них родовые черты изысканной ассиро-вавилонской пластики и мощный поэтический нерв. Кураторы музея показали Мелхолу, Рахиль и Лотову жену на фоне классических колонн. Получилось красиво. И почему-то именно в этом зале кажется особенно справедливым и уместным латинский девиз Шереметевых «Бог помнит все…» и ахматовское «Я помню все в одно и то же время». Здесь жизнь Анны Ахматовой трактована как библейская, а ее культурное пространство показано бесконечным. И именно этот Белый зал не дал пунинской квартире превратиться просто в хранилище тщательной бутафории, архивных свидетельств, пылящихся среди теней Фонтанного дома.
       ЕЛЕНА ГЕРУСОВА
       

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

27.08.2017
Двор Фонтанного дома. Южный флигель.


Лестница
По лестнице поднимаемся на третий этаж.

Люстра с лестничной площадки попадает в тридцать девятую дюжину люстр и паникадил.

Дверь в квартиру № 44.

На двери латунная табличка с именем Николая Николаевича Пунина, искусствоведа, историка искусства, художественного критика. С августа 1922 года эта квартира стала его служебным жильем. С октября того же года здесь, по выражению дочери Н. Пунина Ирины, «постепенно» поселилась Ахматова. Также постепенно квартира стала коммунальной.

Прежде чем мы войдем, несколько замечаний.
На всякий случай напомню, что наша экскурсия будет не литературно-поэтической, а мебельной. И пройдет она по квартире для Питера типичной, коммунальной, что всколыхнуло во мне (и моей матушке) кое-какие воспоминания о другой коммуналке, в которой мы часто в прошлой жизни бывали.
А вот музей здесь получился нетипичный: пространственное членение квартиры на комнаты почти строго совпадает с временны́м членением экспозиции и жизни. Связано это с тем, в разные периоды жизни Ахматова ютилась в разных комнатах.

Прихожая
У входа — гнутая напольная вешалка и высокое трюмо со столиком-консолью. На столике — керосиновая лампа.

У печи круглый гнутый табурет.

Настенный телефон. Его номер шестизначный — Ж 2-12-40. В коммунальных квартирах по телефону разговаривали стоя и часто записи делали прямо на обоях (вспоминаются «Покровские ворота»). Здесь же под телефоном небольшая полочка на Г-образной подпорке.

Дамская сумочка, шляпки — вряд ли они висели бы на настенной вешалке в общем коридоре коммунальной квартиры. Но вот пальто Николая Пунина так и осталось висеть после третьего ареста его владельца в 1949 году. Пунин был отправлен под Воркуту, в 1953 году умер в лагерной больнице и был похоронен в безымянной могиле.

Дорожный сундук в деревянной оплетке, саквояжи.

Кухня
Глухой трехдверный буфет, виден краешек кухонного стола.

Дровяная плита с многочисленной кухонной утварью. Вообще, назначение каждого предмета отлично прокомментировала моя матушка, когда я сбросил ей эти фотографии в ВК. С ее же слов, черный квадрат на стене над плитой — это отверстие, в которое вставлялась труба разожженного самовара.

Два табурета, тумбочка под самовар.

Называю этот предмет мебели именно тумбочкой, а не самоварным столиком: у каменной столешницы нет характерного для самоварных столиков полукруглого выступа для посуды, которую ставят под самоварный носик.

На табурете керосинка, на полу бидон для керосина и воронка.

Настенные полки. На верхней, в самом углу, стоит печка «Чудо» (в простонародье чудо-печка). Моя матушка считает, что это гениальное изобретение советской кухонной промышленности вошло в обиход уже после войны.

Тумбочка. Чугунная раковина с чугунными же коленом и фановой трубой. Медный кран.

Коридор
Вид на Лёвин «тупичок», то есть на закуток, в котором обитал сын Ахматовой Лев Гумилев.

Вообще, длинный коридор — обязательный атрибут большой коммунальной квартиры. Так, общая длина двух рукавов Г-образного коридора в коммунальной квартире № 3 дома № 17 по улице Желябова, в котором жила моя бабушка, составляла в общей сложности не менее 35–40 метров, насколько я помню.

Вид в обратную сторону: со стороны «тупичка» — на кухню. Антресоли.

Сундук, чемоданы. Черная тарелка радио на кухонном буфете.

«Тупичок» Льва Гумилева. 1930-е годы
В 1929 году сын Ахматовой Лев Гумилев приехал в Ленинград (ранее он жил у бабушки в Бежецке). Угол, в котором его поселили, Анна Андреевна называла «тупичком». 17-летний Лев называл это место иначе — коридор. Здесь, соорудив себе на сундуке кровать, он жил вплоть до 1935 года, когда его впервые арестовали.

Еще из мебели — бамбуковая этажерка.
Моя матушка вспоминает: «Почти такая же этажерка была до войны у нас, но во время войны ее украли. Обнаружили в соседней квартире».

Кабинет Николая Пунина. 1920-е годы
Впервые Анна Ахматова пришла сюда, к Николаю Пунину, человеку, которому суждено было стать ее третьим мужем, 19 октября 1922 года.

На двухтумбовом письменном столе мемориальные вещи Николая Николаевича: настольная лампа, чернильница, статуэтка «Мадонна с младенцем», ручка, футляр для блокнота.

На вольтеровском кресле на колесиках — портфель Пунина.

Книжный шкаф. На его левом краю — принадлежавшая Пунину статуя Будды, на правом — фотографические кассеты Пунина. Рядом его фотоаппарат.

Рабочим местом Ахматовой были диван и столик. «Она предпочитала быть в постели… со своими тетрадями, блокнотами, книгами, лежа писала или читала», — вспоминала дочь Пунина Ирина. Ахматова занималась переводами. На нижней полочке столика лежит полный русско-французский словарь.

Шкафчик-витрина хранит ахматовские вещи: веер, круглую шкатулку, стеклянную пудреницу, статуэтку «Анна Ахматова», фигурку мужчины с веером в руке, сумочку типа портмоне. Сумочка, которую Ахматова называла «мифка», была подарена ею в 1913 году М. Л. Лозинскому. А чернильницу в форме улитки в саду Фонтанного дома нашел муж Ирины Пуниной и подарил Ахматовой.

В 1949 году, после третьего ареста Пунина, в его кабинете поселился сотрудник НКВД.

Столовая. 1930-е годы
По цвету стен столовую называли «розовой комнатой». Пожалуй, здесь «коммунальность» запредельная. За квадратным обеденным столом, покрытым вязаной скатертью, собирались жены Пунина, его Анны: Анна Аренс — бывшая жена, законная, и Анна Ахматова — жена нынешняя, неофициальная. Здесь же были дочь и мачеха Пунина, а также его тесть.

В невысокой горке, или витрине, — принадлежавшие Ахматовой заварные чайники, сахарница, чайная чашка.

По обе стороны консольного столика — мемориальная мебель. Слева стул начала XX века. Он с мягкими сиденьем и спинкой. Принадлежал семье Пуниных.
Справа стул середины XIX века. Принадлежал Ахматовой. Он напоминает античный стул-клисмос: его ножки саблевидны,

а спинка резная.

Венское кресло. По краю плоского кожаного сиденья прибиты гвоздики.

Необъяснимо, но спереди почаще, сзади и по бокам пореже.

В 1938 году Ахматова и Пунин расстались. Ахматова переселилась в соседнюю комнату и больше не выходила к общему столу.

Комната Ахматовой. 1940 год
Бывшая детская. Здесь Ахматова прожила до отъезда в эвакуацию в сентябре 1941 года. Как пишут, жила замкнуто, но «была окружена заботой друга — Владимира Георгиевича Гаршина».

В углу над витриной — принадлежавшая Ахматовой икона Казанской Божьей Матери (XIX век).

В витрине — мемориальные ахматовские вещи: статуэтка «Анна Ахматова» работы Н. Я. Данько, Е. Я. Данько (1924 г.), флакон рубинового стекла (начало XX в.), шкатулка.
Шкатулку из Африки в подарок Ахматовой привез Николай Гумилев. Когда их сын Лев Гумилев был арестован и отправлен в лагерь, Ахматова складывала в шкатулку квитанции об отправке ему посылок. После возвращения сына Ахматова подарила шкатулку ему.
Металлический поднос с росписью (XIX в.) принадлежал семье Пуниных.

Стоящий на полу чемодан Ахматова купила для поездки в 1936 году в Воронеж к сосланному туда Мандельштаму. Этот чемоданчик она называла «магедан» с намеком на возможный выход из квартиры с вещами.

Зеркало (конец XIX в.) принадлежало Ахматовой.

Итальянский резной сундук (XVIII в.), или креденца (как указано в музейном путеводителе, что неправильно), или — правильнее — кассоне. Ахматова получила его от своей подруги Ольги Глебовой-Судейкиной, которая покинула Россию в 1924 году. До конца жизни Ахматова хранила в нем свой архив, называя «сундуком флорентийской невесты».

Почему употребление названия «креденца» неверно? Итальянское слово «креденца» обозначает предмет мебели для хранения. Да, по форме и размерам креденца может походить на сундук, но будет отличаться от него способом открывания. У креденцы — фронтальные распашные дверки или (в современных моделях) дверки-купе. У сундука же открывающаяся верхняя крышка. Его разновидность — это сундук-кассоне, то есть итальянский свадебный сундук, появившийся в эпоху Возрождения, часто богато украшенный инкрустацией или резьбой. Так что ахматовский «сундук флорентийской невесты» — это как раз кассоне, а не креденца.
Прекрасные образцы сундуков-кассоне можно увидеть в Приоратском дворце в Гатчине и в Мирском замке в Белоруссии.

Ваза в форме рога (конец XIX — начало XX века) тоже ранее принадлежала Ольге Глебовой-Судейкиной, а затем перешла к Ахматовой.

Низкая широкая тахта, аккуратный секретер. В этой комнате Ахматова вела работу над «Реквиемом»: писала — и только самые близкие друзья, среди которых был Владимир Гаршин, заучивали написанное наизусть, затем рукописи сжигали.
Стоящая на секретере китайская пепельница XIX века принадлежала Ахматовой.

Осенью 1941 года, после отъезда Ахматовой в ташкентскую эвакуацию, в ее комнату вселили бухгалтера из Управления по охране памятников искусства. Как и все в блокадном городе, он замерзал и голодал. Спасаясь от холода, он сжег ахматовскую мебель и все ее книги.

Комната Ахматовой. 1945 год
В конце мая 1944 года Ахматова в числе первых вернулась из эвакуации в Ленинград. В октябре, то есть пять месяцев спустя, получила на эту комнату ордер. В ноябре 1945 года, после семи лет разлуки с матерью (сначала из-за тюрьмы и лагеря, затем из-за войны), сюда вернулся Лев Гумилев. До следующего ареста он прожил здесь четыре года.

В ноябре 1945-го Ахматову посетил «знаток и почитатель русской поэзии, в то время секретарь Британского посольства, а в будущем философ и историк идей ХХ века» Исайя Берлин. По его словам, «комната была обставлена очень скупо, по-видимому почти все, что в ней стояло раньше, исчезло во время блокады».

В углу, за печью и рококошным креслицем, изголовье простой узкой металлической кровати. На зеркальном полотне трюмо воспроизведены фотографии Ахматовой и родных и близких ей людей: Николая и Льва Гумилевых, Николая Пунина, Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Марины Цветаевой, Ольги Глебовой-Судейкиной.

В шкафчике хранятся принадлежавшие Ахматовой вещи: подсвечники (XIX в.), ручка (начало XX в.), портсигар (первая половина XX в.), бусы, пресс из горного хрусталя, гребень, статуэтка «Олень» (1920–1930-е гг.). Гребень был привезен Н. С. Гумилевым из африканской экспедиции в подарок Ахматовой в 1910-е гг. Статуэтку подарил Пунин.

На стуле — длинная шаль, ставшая частью образа Ахматовой. На ломберном столике лежат принадлежавшие Ахматовой бювар для бумаг (XIX в.) и выполненные по эскизам Ольги Глебовой-Судейкиной чашка с блюдцем (конец 1910-х — начало 1920-х гг.). Здесь же книги Ахматовой с посвящением Исайе Берлину.

Встречу с Берлином Ахматовой не простили. Вскоре в потолке комнаты установили прослушивающее устройство. В августе 1946 года вышло знаменитое постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах “Звезда” и “Ленинград”», направленное против Ахматовой и Зощенко. Ахматову исключили из Союза писателей, лишили продовольственных карточек. В 1949-м были вновь арестованы Лев Гумилев и Николай Пунин.

Люстрой ахматовской комнаты завершу тридцать девятую дюжину люстр и паникадил.

В 1952 году Ахматова была вынуждена покинуть Фонтанный дом. Вся пунинская квартира была отдана под нужды Научно-исследовательского Арктического института.

расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме расположен в центре Петербурга, в Южном флигеле Шереметевского дворца, шедевра архитектуры русского барокко.

Музей открылся в 1989 году, к столетию со дня рождения поэта, и был первым музеем, посвященным тем представителям ахматовского поколения, которые пытались сохранить свой мир, свою личность в условиях тоталитарного государства. Ахматова принадлежала к поколению рубежа двух столетий, и исторические судьбы XX века, отразившиеся в ее собственной судьбе, последовательно раскрываются в многообразии экспонатов музея.

Экспозиционное решение делит музейное пространство на две части: мемориальную, возвращающую квартире облик 1920–1940-х годов и литературно-историческую, подчиненную иной экспозиционной логике — sub specie aeternitis (под углом зрения вечности), или — «Я помню все в одно и то же время…» (Анна Ахматова).

В 2005 году на первом этаже музея открылась экспозиция «Американский кабинет Иосифа Бродского», основанная на вещах, которые передала вдова поэта Мария Соццани-Бродская. Иосиф Бродский никогда не жил в Фонтанном доме и даже никогда не бывал здесь. Но здесь почти тридцать лет прожила Анна Ахматова. Они познакомились в поселке Комарово в 1961 году. Благодарность, смирение и прощение — главные уроки, которые, по словам Бродского, дало ему общение с Анной Ахматовой: «Во многом именно ей я обязан лучшими своими человеческими качествами». «Двух голосов перекличка» продолжается и по сей день.

Филиал музея Анны Ахматовой  — музей-квартира Льва Николаевича Гумилева, выдающегося ученого, востоковеда и этнолога, сына Анны Ахматовой. Музей расположен в доме № 1/15 по Коломенской улице, на втором этаже большого 4-этажного доходного дома. Здесь сохраняется подлинная обстановка квартиры Гумилева, его прижизненные издания, личная библиотека и уникальный архив (рукописи работ, научная переписка, фотографии, аудио– и видеозаписи). Музей хранит память не только о самом ученом, но и о его отце — поэте Николае Степановиче Гумилеве, расстрелянном в 1921 году.

Музей Анны Ахматовой — Литературные места

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме находится в центре Петербурга, во флигеле Шереметевского дворца, одного из красивейших особняков XVIII века. Здесь, в квартире известного искусствоведа, теоретика авангарда Николая Пунина Анна Ахматова прожила почти 30 лет, с середины 1920-х до начала 1950-х года.

Музей открылся в 1989 году к столетию со дня рождения поэта.


В музее две части: посвященная годам жизни поэтессы в квартире Пуниных – Ахматовой, являющаяся попыткой воссоздать дух Ленинграда 1920-х — 1940-х годов, и литературно-историческую, посвященную творчеству поэтессы.

 

Уникальность музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме заключается в полном отражении удивительного переплетения ее жизни с событиями литературной и социальной жизни Петрограда — Ленинграда (Большой террор, арест сына, «Реквием», репрессии 40-х годов) и с  петербургскими событиями прошлого, происходившими именно здесь, во дворце графов Шереметевых.  Здесь бывал Павел I, пела в домашних спектаклях Параша Жемчугова — графиня Шереметева. Здесь Пушкин позировал Кипренскому, бывал П.А.Вяземский, подолгу жил его сын Павел Петрович, на дочери которого был женат последний граф Шереметев. Сюда Ахматова впервые пришла в 1916 году, когда здесь жил В.К.Шилейко, служивший домашним учителем у Шереметевых. Историю дворца и связанные с ним «петербургские обстоятельства» Ахматова услышала еще из рассказов Шилейко как устную летопись культуры и истории Петербурга. Рядом с ее квартирой находился Белый или Зеркальный зал, который Ахматова выбрала местом действия своей «Поэмы без героя», приведя именно сюда на карнавал 1913 года тени многих своих современников, ощущая именно здесь, в Фонтанном доме, их вечное присутствие. Девиз Шереметевского рода, обозначенный в гербе под аркой въездных ворот — «Deus conservat omnia» — «Бог хранит все» — стал эпиграфом «Поэмы без героя», своего рода девизом и самой Ахматовой, ибо предназначение поэта — помнить и хранить память. В комнатах, где жила Ахматова, открыт музей. Литературно-мемориальная экспозиция, включающая редкие книги, автографы, графику, живописные полотна, личные вещи, рассказывает о жизни и творчестве Ахматовой, ее месте в истории общества, культуры и литературы 1910-1960-х годов, представляет многих ее выдающихся современников. В фондах музея собраны подлинные вещи, рукописи, книги Ахматовой, Н.Пунина, Н.Гумилева, книжное собрание известного библиофила М.С.Лесмана и личная библиотека Иосифа Бродского. 

В помещениях музея-квартиры устраиваются ретроспективные и современные художественные выставки и литературные вечера.

Дом- музей Анны Ахматовой

Дом-музей Анны Ахматовой. Опросник.

Новая форма


Ссылки:

                                                                                                                                                          Автор страницы: Шахова Анастасия.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме | Санкт-Петербург, Россия Достопримечательности

Этот трогательный и увлекательный литературный музей, расположенный в южном крыле Шереметьевского дворца, посвящен жизни и творчеству Анны Ахматовой, самого известного петербургского поэта 20-го века. Ахматова жила здесь с 1926 по 1952 год по приглашению искусствоведа Николая Пунина, который жил в нескольких комнатах со своей семьей. У двоих был давний роман, несколько осложненный тяжелой жизненной ситуацией — Пунин не хотел расставаться с женой.

Квартира находится на 2-м этаже и наполнена воспоминаниями о поэте и переписке с другими писателями, а также элементами из жизни Пунина (например, пальто, висящее в прихожей) и других проживающих здесь постояльцев; К сожалению, Пунин умрет в ГУЛАГе в 1953 году. Посещение этого созерцательного места также дает представление об интерьере (хотя и нетипичной) квартиры с начала до середины 20 века, даже если сохранилось относительно немного предметов оригинальной мебели. Особенно трогательно кабинет, где, по ее собственным словам, Ахматова «совершенно неожиданно» начала свой шедевр Поэма без героя в 1940 году, и ее гостиная, где поэт провела знаменитую ночную беседу с британским дипломатом Исайей Берлином во время разгар сталинизма, событие, ставшее легендарным в истории русской литературы.В каждой комнате есть информационные панели на английском языке, а также аудиогид на английском и нескольких других языках.

В набор также входит американское исследование Иосифа Бродского. Бродский здесь не жил, но его связь с Ахматовой была крепкой. Из-за отсутствия лучшего места здесь был воссоздан его офис с мебелью и другими артефактами из его приемного дома в Массачусетсе. Сейчас идет сбор средств на открытие музея Иосифа Бродского в бывшем доме поэта в нескольких кварталах на Литейном проспекте.

Подходя к музею, обязательно заходите со стороны Литейного проспекта, а не со стороны реки Фонтанки, где находится главный вход во дворец, так как оттуда попасть в музей невозможно.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме описание и фото — Россия — Санкт-Петербург: Санкт-Петербург

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме описание и фотографии — Россия — Санкт-Петербург: Санкт-Петербург. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Фото и описание

Расположенный в Фонтанном доме (петербургский дворец графов Шереметевых ) музей Анны Ахматовой был основан в конце 1980-х годов. Его открытие было приурочено к 100-летию великой поэтессы. На тот момент это был единственный музей в городе, экспозиция которого рассказывала о судьбе интеллигенции Серебряного века , жившей и работавшей в условиях советского тоталитаризма.

История музея

Строительство дворца, в южном крыле которого сейчас располагается музей, началось в первой половине 18 века .Затем дворец и другие постройки усадьбы достраивались и перестраивались почти на два столетия. Говоря об авторе проекта дворца, невозможно назвать одно имя: на самом деле, здание является плодом творчества нескольких архитекторов — Саввы Чевакинского, Андрея Воронихина, Джакомо Антонио Доменико Кваренги, Федора Аргунова, Ивана Старова. . Дворец, в котором расположен музей, сам по себе является архитектурным и историческим памятником.

С середины 30-х — начала 40-х годов ХХ века в здании размещалась экспозиция, посвященная научным открытиям .Он был создан для популяризации научных знаний того времени. В годы войны экспозиция была разрушена. С середины 40-х до 80-х годов ХХ века во дворце располагался Арктический и антарктический научно-исследовательский институт .

В конце 80-х было решено открыть музей знаменитой поэтессы. Как ни странно, изначально он был открыт как филиал музея Федора Достоевского : это упростило многие организационные аспекты. Со временем он превратился в самостоятельный музей.

Администрация города уделила большое внимание создаваемому музею: практически не было бюрократических проволочек, все необходимые средства были выделены немедленно и в необходимом количестве. У некоторых деятелей культуры даже сложилось впечатление, что руководители города искупают вину своих советских предшественников перед знаменитой поэтессой (судьба которой, как известно, была очень сложной).

Как уже упоминалось выше, для размещения экспозиции музея было выбрано южное крыло : в нем, на третьем этаже, поэтесса жила с середины 20-х до начала 50-х годов ХХ века.Во время блокады она вместе со многими жителями города была эвакуирована, но после окончания блокады вернулась в флигель.

Сбор экспонатов начался сразу после принятия решения об открытии музея. В музей стали поступать фотографии поэтессы, ее рукописи, книги, личные вещи, различные документы, связанные с ее биографией. Определен круг лиц, сохранивших различные реликвии, связанные с именем поэтессы.В советское время это было фактически анафемой, но люди, знавшие ее или просто любившие ее творчество, бережно хранили пришедшие к ним рукописи стихов, старые пожелтевшие фотографии, книги с ее записями … Более пятидесяти человек помогали сотрудникам музея справляться с трудностями. собрать коллекцию, подготовить экспозицию … Полный список жертвователей был вывешен на стене музея в день его открытия.

Для многих новый музей стал ярким проявлением тех позитивных изменений, которые происходили в то время в стране.Конечно, не все изменения, которые произошли в то время, были положительными, но открытие музея, безусловно, стало проявлением того позитива, которое происходило в стране и в сознании людей.

В начале 2000-х годов экспозиция была разделена на две части — мемориальная и литературная . Первый находился в вышеупомянутой квартире Ахматовых (в значительной степени восстановлен до первоначального вида), а второй — в соседней комнате.

Мемориальная квартира Анны Ахматовой

Расскажем подробнее об одной из частей экспозиции — мемориальной квартире поэтессы.Поднимаясь по ступеням в эту квартиру, обратите внимание на лестницу: это своего рода бордюр, она отделяет роскошные дворцовые интерьеры прошлых веков от привычной ленинградской коммунальной квартиры середины XX века. Поднявшись по этой лестнице, вы увидите помещения мемориальной квартиры.

— В коридоре посетители видят изразцовую печь и обычную вешалку . Рядом несколько ковровых сумок, подставка для зонтов … Так выглядели коридоры тех квартир, где в середине ХХ века жила ленинградская интеллигенция.Интерьер позволяет сразу погрузиться в атмосферу того времени сразу после входа в квартиру.

Кухня и коридор , которые вы увидите, изначально предназначались для слуг дочери графа Шереметева (напомним, что дворец был построен в 18 веке для его семьи). В советское время ситуация, конечно, изменилась: кухней пользовались несколько жильцов коммунальной квартиры.

— В кабинете мужа Николая Пунина , искусствоведа и искусствоведа, поэтесса проводила много времени: здесь она работала над статьями о творчестве Александра Пушкина.Здесь она составила биографию своего бывшего мужа Николая Гумилева, собирая воспоминания о нем, отрывки из писем … В воздухе этого кабинета словно сохранялась атмосфера тех далеких лет, когда Анна Ахматова склонилась здесь над письменным столом в помещении. свет тусклой лампы …

Столовая когда-то была своеобразным центром всей квартиры. В 20-х и 30-х годах ХХ века здесь звучал граммофон, за большим столом играли в шахматы и принимали гостей.Столовая была известна среди друзей поэта как «розовая комната»: это название она получила из-за цвета, в который были окрашены ее стены.

— В мемориальной квартире виден интерьер комнаты, где жил поэт в начале 40-х годов . Воспоминания друзей, побывавших в квартире в то время, довольно противоречивы. Кто-то назвал комнату убогой, утверждал, что в ней царил полный «обвал». Другие видели здесь много красивых предметов, уцелевших с дореволюционных времен.Некоторые друзья поэтессы даже говорили о «волшебном свете», наполнявшем комнату.

— Есть еще одна «версия» комнаты Ахматова в квартире — середина 40-х годов ХХ века . В нем воссоздана атмосфера, в которой жила поэтесса после возвращения в северную столицу России из эвакуации (из Ташкента).

— И, наконец, вы увидите так называемый «Белый зал» … Здесь расположена литературная часть экспозиции. Название зала взято из «Поэмы без героя» (одно из самых известных произведений Анны Ахматовой).Эта комната перенесет вас из повседневной реальности коммунальной квартиры в чудесный мир поэзии, в котором, собственно, и жил знаменитый поэт.

Собрание музея

В настоящее время собрание музея насчитывает , более пятидесяти тысяч единиц хранения . Особенно богата коллекция фотодокументов: она насчитывает около тридцати тысяч экспонатов. К ним относятся фотографии и негативы, аудио- и видеозаписи. Основную часть коллекции составляют фотографии поэтессы, негативы таких фотографий, а также несколько фотографий фотографий.

Книжный фонд насчитывает около пятнадцати тысяч единиц хранения. Он начался примерно за год до открытия музея. В сборник вошли не только книги стихов Анны Ахматовой, но и произведения ее современников. Наиболее ценные предметы коллекции были подарены музею вдовой библиофила Моисея Лесмана .

Часть коллекции, включающая различных рукописей и документов, насчитывает около четырех тысяч единиц хранения… Самые старые рукописи и документы относятся ко второй половине 19 века, самые свежие — к началу 21 века. Здесь можно увидеть не только рукописи поэтессы, но и эскизы произведений некоторых ее знаменитых современников.

Надо сказать несколько слов о коллекции изобразительных материалов (картины, эскизы и др.) … Она насчитывает около трех тысяч единиц хранения. Некоторые экспонаты до сих пор помнят удивительную атмосферу Серебряного века, другие появились намного позже… Некоторые визуальные материалы созданы уже сегодня. В сборник вошли несколько портретов поэтессы, написанных еще при ее жизни.

Интересные факты

После ареста Николая Пунина его пальто оставалось висеть на вешалке в квартире, так что оно висело долгие годы: поэтесса оставила его как постоянное напоминание об одном из страшных событий своей жизни. . Это пальто все еще висит там. Сейчас это один из экспонатов музея.

На письменном столе, выставленном в музее, разложены подлинники писем Анны Ахматовой.Они были написаны ею в защиту репрессированного сына.

Филиалы

Музей имеет два филиала. Они открыты в том же дворце, где находится сам музей. Экспозиция одного из этих филиалов представляет собой интерьер офиса, в котором поэт Иосиф Бродский работал в США. Второй филиал — музей-квартира ученого, писателя и переводчика Льва Гумилева . Этот филиал находится в квартире, где ученый провел последние два года своей жизни (в начале 90-х годов ХХ века).В нем сохранилась оригинальная обстановка, и вы можете увидеть много вещей, принадлежавших ученому.

Примечания

Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой, Санкт-Петербург

Хотя мы делаем все возможное, чтобы обеспечить точность наших списков, некоторые объекты в настоящее время могут быть временно закрыты без предварительного уведомления. Пожалуйста, подтвердите статус на сайте места проведения, прежде чем строить какие-либо планы.

«Произведение известной поэтессы»

Иосиф Бродский назвал ее «величайшей русской поэтессой ХХ века».Анна Ахматова, родившаяся в 1889 году, провела большую часть своей взрослой жизни, которую считали врагом государства. Ее сочинение — доказательство ее страданий, которые она пережила, живя в этой квартире, которая сейчас является музеем. Мало того, что многие из ее личных вещей все еще здесь (пепельница, в которой она сжигала свои стихи), но и большая часть ее оригинальных сочинений, а также фотографии того времени выставлены на обозрение. Есть ряд ярких портретов поэтессы за многие годы, и посетители могут закончить свой визит, послушав запись Ахматовой, читающей одно из ее последних стихотворений.

Литейный проспект, 53, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191104

Сегодня: 10:30 — 18:30 Открыто сейчас

Полное время работы

Вторник 10:30 — 18:30
Среда 13:00 до 21:00
С четверга по воскресенье 10:30 до 18:30

«Работа известной поэтессы»

Иосиф Бродский сказал, что она была «величайшая русская поэтесса ХХ века».Анна Ахматова, родившаяся в 1889 году, провела большую часть своей взрослой жизни, которую считали врагом государства. Ее сочинение — доказательство ее страданий, которые она пережила, живя в этой квартире, которая сейчас является музеем. Мало того, что многие из ее личных вещей все еще здесь (пепельница, в которой она сжигала свои стихи), но и большая часть ее оригинальных сочинений, а также фотографии того времени выставлены на обозрение. Есть ряд ярких портретов поэтессы за многие годы, и посетители могут закончить свой визит, послушав запись Ахматовой, читающей одно из ее последних стихотворений.

В коллекцию

Электронная почта Расположение

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме — Музей в Отрадной, Россия


Экспонаты в честь поэта Анны Ахматовой

Открыть на Google Maps

🏆 Трофеи

Это место награжден 2 трофеями в следующих номинациях:

№ 14 Самый высокий рейтинг Музей в Отрадной № 29 Самый популярный музей в Отрадной

Адрес

Литейный проспект, 53, Санкт-Петербург, Россия, 191014

Сайт

http: // ахматова.spb.ru

Рейтинг на Google Maps

4.80 ( 2164 отзывов )
Нажмите здесь , чтобы увидеть все Лучшие музеи в Отрадной

Самые популярные места поблизости

  1. 4.70 Лувр Отзывов: 203163) Знаменитый художественный музей с обширной коллекцией
  2. 4,70 ВВЦ (102756 отзывов) Площадка для проведения мероприятий с 4 традиционными залами
  3. 4.80 Московский Кремль (49171 отзывов) Монументально-архитектурный ансамбль
  4. 4.80 Государственный Эрмитаж (48398 отзывов) Художественно-культурный музей основан в 1764 году
  5. 4.80- Царицкий музей Заповедник (48239 отзывов) Роскошный дворец с музеем изящных искусств
  6. 4.70 Национальная галерея (36545 отзывов) Основное искусство 13-19 веков
  7. 4.80 Государственная Третьяковская галерея (25720 отзывов) Собрание русского искусства 21 века
  8. 4.60 Римские бани (21134 отзывов) Римские бани, музей и ресторан
  9. 4.80 Музей космонавтики (14915 отзывов) Музей космонавтики
  10. 4.80 Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (14777 отзывов) Европейская коллекция живописи и скульптуры
  11. 4.80 Русский музей (13479 отзывов) Произведения искусства, иконы и скульптуры
  12. 4,70 Эрарта (13239 отзывов) Частный музей современного искусства
  13. 9020 Дарвиновский музей (11355 отзывов) Современный музей естествознания
  14. 4.70 Музей Мирового океана (7990 отзывов) Морской музей и исследовательский центр
  15. 4.80 Музей Победы (7872 отзывов) Музей, показывающий роль России во Второй мировой войне
Последнее обновление: 2020-04-05 Запросить обновление

Идиотская шляпа: Анна Ахматова



В большинстве больших городов есть по крайней мере одно важное литературное или художественное паломничество, и в случае с Санкт-Петербургом для меня это был, без сомнения, музей-квартира Анны Ахматовой. Несмотря на их очевидную искусственность, я люблю посещать дома и квартиры творческих личностей, сохранившиеся как музеи.У комнаты есть более или менее постоянная личность; у нее есть ориентация и объем, а также двери и окна, все они определяют, сколько света и воздуха пропускается, и насколько частным или общедоступным является пространство — это важно в квартире, такой как эта, в которой проживает гораздо больше людей, чем она изначально предназначался для. Стоять в комнате и позволять этой личности работать над вами — это реальная форма связи с ее бывшими обитателями. Если будет оригинальная мебель, картины и вещи, тем лучше.

Если вы не знакомы с историей Ахматовой или ее работами, то в сети много всего, но это краткое изложение Poetry Foundation — довольно подробное введение. Ахматова воплощает в себе нечто важное в России, как в ее трагических поворотах, так и в ее острых отношениях любви и ненависти с искусством, особенно с поэзией. Как заявил другой великий русский поэт, ее друг Осип Мандельштам (в его случае пророчески): «Только в России поэзию уважают, в ней убивают людей. Есть ли еще где-нибудь, где поэзия так распространена как мотив для убийства?» Однако Ахматова осталась в живых, она пережила самое худшее, включая блокаду Ленинграда и чистки на Ежовщине, , и все же решила остаться в Советском Союзе, в Санкт-Петербурге.Петербург, несмотря ни на что. Великолепная красавица в молодости, которой очень восхищались, за ней ухаживали, фотографировали и рисовали, я действительно думаю, что предпочитаю суровую бабушку Ахматову, которая жила до середины 1960-х, все еще писала и наконец получила заслуженное признание (включая почетную степень Оксфорда). ), по-прежнему находясь в противоречии с различными паранойями советских властей.



Поэтому я рад сообщить, что сейчас я стоял в месте, где было написано, или, скорее, сочинено ее великое стихотворение об опыте Великого террора, Реквием , поскольку оно должно было быть передано в распределенную память доверенных лиц. друзей, а не записали, опасаясь дальнейшего преследования властями.Но я думаю, что предпочитаю короткие лирические произведения, такие как это очень известное:

Ты услышишь гром и вспомнишь меня,
И подумай: ей хотелось бурь. Обод
Неба будет цвета твердого малинового,
И ваше сердце, как это было тогда, будет в огне.

В тот день в Москве все сбудется,
когда я в последний раз уйду,
И спешу к высотам, которых я так стремился,
Оставив свою тень еще быть с тобой.
1961-63, перевод Д.М. Томас

Стихотворение очень красивое, произнесено вслух по-русски … Услышишь гром и вспоминаешь обо мне, / Podúmaesh: á grózy zhelála … [1] Перевод Томаса теряет и то, и другое. схема рифм и заклинательный ритм оригинала, и меня не убеждает буквальный смысл, который он придает второй строфе, но что я знаю? Вот еще один, на этот раз переведенный Джудит Хемшемейер, в котором также отсутствуют рифмы и ритм, но, кажется, он понятен:

Последний тост
Я пью за разрушенный дом,
За зло моей жизни,
За наше общее одиночество
И я пью за тебя —
За ложь губ, которые предали меня,
За смертельный холод глаз,
За то, что мир жесток и развращен,
За то, что Бог не сделал спасти.
27 июня 1934 г.
Перевод Джудит Хемшемейер



Мемориал Мандельштаму из окна Ахматовой


Сам музей представляет собой красивое сочетание комнат, оставленных (или восстановленных) в своем первоначальном состоянии, и удивительно высокотехнологичной галереи с интерактивными дисплеями рукописей, книг и артефактов. И в отличие, скажем, от квартиры Браунингов во Флоренции, которую я посетил в 2016 году, сюда постоянно приезжают литературные паломники и искатели любопытства.Для любителей поэзии Ахматова занимает особое место: она олицетворяет способность поэтического порыва выживать и процветать, несмотря на самые жестокие попытки искоренить и заморить его голодом. Истинное искусство — это не деликатное декоративное дело, а вирус или сильный сорняк. Музей стоит посетить, если вы когда-нибудь будете в Санкт-Петербурге, хотя бы для того, чтобы увидеть, как выглядела квартира советской эпохи; но, конечно же, должно быть какое-то особенное волшебство в том, чтобы видеть свое лицо, отраженное от собственного зеркала Анны Ахматовой.
1. Это интересный вопрос, который никогда раньше не приходил мне в голову, насколько на поэтический «голос» влияет такой язык с сильными гендерными отклонениями, как русский. Другими словами, если «я» стихотворения женское, все глаголы, прилагательные и т. Д. Склоняются, чтобы указать на это (и то же самое для мужского голоса). Если читать так, как написано, стихотворение представителя противоположного пола должно странно звучать как олицетворение, не так ли? Это, конечно, никогда не является проблемой для английского языка, но до некоторой степени должно затронуть, скажем, французский или немецкий язык.У кого-нибудь есть информированное мнение по этому поводу?

Музей Анны Ахматовой, Санкт-Петербург

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме отдает дань уважения прославленному русскому поэту Серебряного века, автору «Реквиема», «Белой стаи», «Поэмы без героя» и многих других стихов.

Анна Горенко родилась в 1889 году в Одессе, нынешняя Украина. Ахматова была плодовитым и талантливым писателем, сильно пострадавшим от советской власти. В 1910 году она вышла замуж за друга-поэта Николая Гумилева. Вскоре после свадьбы Ахматова начала публиковать собственные стихи.Русская революция 1917 года сильно повлияла на жизнь Ахматовой. Ее первого мужа Гумилева расстреляли, сына посадили в тюрьму, а третий муж умер в сибирском лагере. Кроме того, за ней постоянно наблюдала служба безопасности и запрещали ее работу. Ахматова умерла в 1966 году в Ленинграде.

Расположенный в южном крыле бывшего Шереметевского дворца, музей рассказывает о повседневной жизни автора, а также отмечает ее литературные достижения. Многие личные вещи Ахматовой доступны для просмотра.Среди экспонатов представлены фотографии, записи ее голоса, книги и рукописи автора и ее друзей.

Музей служит культурным центром общества, здесь часто проводятся выставки. Меценаты могут посетить литературные чтения, презентации, концерты, фестивали искусств и конференции, посвященные Анне Ахматовой. Музей посещают в среднем 30 440 человек в год, а его коллекция насчитывает более 50 000 предметов.

Почему вам стоит посетить:
Небольшой музей с очень дружелюбным персоналом; дает вам ощущение того, какой была жизнь в городе до и во время Второй мировой войны.
Атмосфера каждого номера отличается старинной музыкой, оригинальной мебелью, картинами и рукописями.

Совет:
Не забудьте взять экскурсию или аудиогид (последний доступен, когда вы подниметесь в музей, а не в том же месте, где вы покупаете билет).

Часы работы:
Вт, чт-вс: с 10:30 до 18:30; Ср: 12-20

Дом-музей Анны Ахматовой — Культура 2021

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме включает интересные экспонаты и театр.Весь комплекс представляет собой довольно интересное место, где можно получить массу интересных исторических, литературных знаний и сведений о жизни поэтессы.

Место, где оживают легенды

Экспонаты можно посмотреть в небольших залах. Музей Анны Ахматовой — это площадка для интересных камерных спектаклей. Основная тема — освещение жизни «хозяйки» дома и других выдающихся литературных деятелей 20 века.

Для показа спектаклей сюда приглашают коллективы, эксперименты которых не устают радовать любознательную публику.Самое главное, что здесь стоит посмотреть — это прекрасные представления, которые могут понравиться всей семье. Сюжеты взяты из произведений мировой классики.

Музей Анны Ахматовой в Фонтейнне — место, где перед вами могут ожить персонажи Пушкина, Сент-Экзюпери, Линдгрена, Янсона, Козлова. Если вы приведете своего ребенка на просмотр такой сцены, он многое узнает о таких возвышенных порывах, как дружба, любовь и верность.

Попадая в сказку

Актеры работают так, что после финала остаются очень яркие впечатления.Чрезвычайно увлекательной является игра, а также использование кукол и теней, анимированных персонажей. Администрация, через которую действует Музей Анны Ахматовой, старается учесть все пожелания и отзывы посетителей. Перед началом спектакля лучше прийти немного раньше времени, ведь в это время для просмотра доступна мастерская музея, а также всевозможные интересные литературные игры. Представленные здесь спектакли неоднократно получали награды фестивалей европейских театров.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, кроме того, является основателем собственного мероприятия подобного рода под названием «Золотая цепь». Придя на это зрелище в качестве зрителя, вы познакомитесь с рядом замечательных спектаклей, успевших завоевать популярность у театралов.

Генеральная поэтесса

Это не только прекрасный театр, но и мемориальная квартира, каждая деталь в которой пропитана особой атмосферой. Итак, вы можете лично соприкоснуться с ситуацией, в которой жила одаренная писательским талантом женщина, успевшая горячо восхищаться каждым истинным ценителем литературы.

К музею Анны Ахматовой можно пройти по лестнице, подходящей как для интерьера дворца, так и для дома середины прошлого века. Вашему вниманию прихожая, внешний вид которой можно назвать типичным для жилищ ленинградской интеллигенции. Есть изразцовая печь, сумка, вешалка для одежды, подставка для зонтов. Затем можно пройти в коридор и на кухню.

По замыслу проектировщика здесь должны были проживать прислуги, так как эта квартира была построена для графини Шереметевой.Когда время сменилось советским, он стал обычным местом обитания жителей. С 30-х годов 20 века эти помещения использовались на общинной основе. Именно здесь Анна Ахматова вела свои повседневные дела. Дом-музей сохранил прежний облик. В столовой розового цвета кипели самые интересные жизненные события жильцов, ведь для квартиры это помещение было центром. Местных жителей можно было поймать за игрой в шахматы или прослушиванием мелодий на граммофоне, организацией гостевых вечеринок для гостей.

Сердце дома

Конечно, каждый, кто идет в музей Анны Ахматовой, хочет побывать в комнате блестящей женщины, и такая возможность действительно предоставляется. Оказавшись здесь, вы можете столкнуться с множеством воспоминаний, которые остались у современников.

Примечательно, что одни из них описывали помещения как невероятно убогие и убогие, а другие как рай изумительного света. Хотя дело тут вовсе не в интерьере, а в самом хозяине.Конечно, шикарной обстановку не назовешь, но тем не менее здесь есть красивые и интересные вещи, которые как бы застыли где-то в далеком прошлом, а остались неподвижными на своих местах.

Наследие творческой личности

В этот музей приезжает много людей. Анна Ахматова (кстати, ее любимой резиденцией был Фонтанный дом) до сих пор вдохновляет своими стихами. Поэтому они хотят узнать о жизни поэтессы. Интересным местом является расположенная здесь выставка, посвященная творчеству этой женщины.Его называют Белым залом за светлый дизайн.

Проведена аналогия с действиями, описанными в «Поэме без героя». Таким образом, гость попадет в совершенно иную реальность. Светлые стены похожи на чистые листы бумаги, на которых женщина написала свои невероятные произведения.

Соседи

Но здесь есть экспонаты, связанные не только с этой замечательной поэтессой. На всей экспозиции изображен кабинет, в котором работал Иосиф Бродский. Эта часть музея начала функционировать в 2005 году.В нем собраны вещи, собранные в городе Саут-Хедли и перенесенные его женой в исторический комплекс.

Именно в этой местности литературный деятель работал в 1980-е годы. Придя сюда, кажется, слышишь сильный голос поэта, его душа живет в вещах, которыми он пользовался. Будущий нобелевский лауреат вернулся на родину, что повлияло на формирование личности поэта. Вы словно переноситесь в тот момент, когда он стоял на пороге славы и триумфа.

Кроме того, здесь «поселился» Лев Гумилев, первым отдельным жилищем которого стала квартира на ул.Коломна. Большую часть времени до этого ему приходилось искать себе не очень комфортное жилье, также он провел 13 лет в лагерях и тюрьмах. Так что коммуналки оказались не худшими домами. Однако, зайдя в эту часть музея, можно познакомиться с атмосферой, в которой его никто не угнетал, чтобы выдающийся литературный деятель мог все устроить по-своему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *