Картины босха с названиями и описанием фото – Самые страшные произведения Иеронима Босха

Самые страшные произведения Иеронима Босха

«Почетный профессор кошмаров» — такой титул пожаловали художники- сюрреалисты Иерониму Босху (настоящее имя — Ерун Антонисон ван Акен) спустя четыре столетия после его смерти.

Босх причудливо соединил в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Поныне мир художника загадочен и полон тайн. Странные, непонятные, пугающие – этими эпитетами чаще других награждали его произведения, интерес к которым не угасает уже почти пять веков. Одни исследователи видят в его картинах отражения адских видений, порожденных галлюциногенами, а в нем самом — «демониста», воспевающего преисподнюю. Другие говорят о высокой нравственности и благочестии — качествах, которые развивали в себе члены средневекового братства Богородицы – религиозного объединения монахов и мирян, к которому принадлежал и великий голландский мастер. Считается, что картины Босха играли роль проповедей, которые производили огромное впечатление на людей Средневековья. Перед вами – три самых известных, но от этого не менее таинственных произведения мастера.

1. «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»

«Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» — одно из ранних произведений Босха, ставшее, пожалуй, самым известным.

Предположительно, эта картина относится к раннему периоду творчества Босха.

Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый — семь смертных грехов. Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев.

«Семь смертных грехов…»: Гнев. Фрагмент картины.

Круглые изображения по углам — «четыре последние вещи», изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. На развевающихся свитках начертаны слова из ветхого Завета: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» (Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Второзаконие 32:20). Испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. С тех пор за сотни лет картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании в целях безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.

2. «Страшный суд»

Тема Страшного Суда проходит через все творчество художника.

Возмездие, Страшный суд для Босха – темы, проходящие через все творчество и созвучные мироощущению художника. Одноименное произведение выполнено мастером в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга). Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. Триптих «Страшный суд» был написан для алтарных дверей храма, но никогда в храме использован не был, что, впрочем, неудивительно. Искусствоведы видят в произведении пример карнавализации, позволяющей проявиться запретному, не разрушая подсознание человека. (Другой пример этого же явления – маски, которые мы видим в русской традиции рождественских колядок).

«Рай»

«Страшный суд», фрагмент. Херувим с огненным мечом изгоняет первых людей из Эдема.

Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. На переднем плане представлено сотворение Евы, а чуть поодаль — сцена искушения первых людей. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Одновременно с этим в облаках происходит низвержение восставших ангелов.

«Страшный суд»

«Страшный суд», фрагмент. Праведников очень мало…

По Босху, число праведников, взошедших на голубую гладь небес, совсем невелико по сравнению с количеством осуждённых грешников. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Явление Христа-Судии на радуге и Богоматерь, просящая за грешное человечество, — традиционные иконографические признаки этой темы.

«Ад»

Ад предстает у Босха как ужасная кухня.

Ад предстает у Босха как огромная кухня или строительная площадка. Грешников здесь ожидают адский огонь, муки, стенания и скрежет зубовный. На эту тему Босх создал немало впечатляющих картин, но самая сильная по воздействию, пожалуй, та, что на правой створке этого триптиха.

Внешние створки триптиха

«Страшный суд», фрагмент внешней створки.

Здесь изображен Апостол Иаков на фоне угрюмого, мрачного пейзажа. Но ни это панно, ни парный к нему образ святого Бавона не могут подготовить зрителя к восприятию апокалиптических сцены, разворачивающихся на трёх внутренних досках, где показана вся история человечества, начиная с грехопадения.

3. «Сад земных наслаждений»

«Сад земных наслаждений» Босха позволяет увидеть всю историю мира за один миг.

Испанский монах, Хосе Сегуенсо, писал: «Иные художники стремятся показать, как люди выглядят снаружи, а Босху хватает мужества изобразить человека таким, каким он выглядит изнутри». Возможно, именно для вразумления верующих Иеронимус Босх создал алтарное изображение «Сад земных наслаждений». Полотно «Сад земных наслаждений» — это картина-складень. Наружные стойки изображают мир в третий день творения, когда нет еще животных и человека, только горы освещаются лучами солнца. Внутренние створки картины образуют триптих.

«Земной Рай»

…И сюда уже проникло зло. «Земной Рай», фрагмент.

Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Фантастический пейзаж художник населяет множеством реальных, а также нереальных живых существ, среди которых можно увидеть как жирафа, слона так и мифических зверей наподобие единорога. На переднем плане взяв Еву за руку, Бог подводит ее к только что очнувшемуся ото сна Адаму. Казалось бы, полная идиллия. Однако и сюда уже проникло зло – вот кошка сжимает в зубах задушенную мышь, хищник терзает убитую лань, а в прекрасном фонтане жизни засела коварная сова. Зло, берущее начало в Эдеме, бурно расцветает на Земле.

«Ложный рай»

Центральная часть «Сада земных наслаждений».

Так называют искусствоведы центральную часть «Сада земных наслаждений». Безликие люди, предающиеся наслаждениям и поедающие гигантские плоды, лишены индивидуальности, их позы напоминают иероглифы. Возможно, Босх стремился передать мысль о том, что плотский грех преграждает путь к спасению.

«Музыкальный Ад»

Среди персонажей «Музыкального Ада» можно найти автопортрет мастера.

Место страшного мучения грешников населено самыми диковинными и непотребными существами, каких порождала когда-либо фантазия художника. Здесь даже музыкальные инструменты превращены в пыточные машины (именно потому фрагмент работы принято называть «Музыкальный ад») и грешники терпят муки от тех же вещей, которые при жизни доставляли им наслаждение. Исследователи полагают, что среди персонажей можно найти даже автопортрет мастера. Это лицо чудовищного трухлявого дерева смерти или дерева познания, стоящего в музыкальном аду. Возможно, так выражается страстное желание Босха постичь тайны ада и одновременно боязнь художника узнать нечто такое, что может погубить душу истинного христианина.

www.smol.kp.ru

Иероним Босх картины

Иероним Босх – великий нидерландский художник. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя — Иеронимус Антонисзон ван Акен. Имя Босх пошло от того, что все свои работы, он, по неизвестной причине, подписывал сокращённым названием своего родного города Хертогенбос — Den Bosch . В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. На одном полотне можно обнаружить черты средневековой фантастики, мистики, фольклора,  притчи, философии, символизма и т.д. Именно поэтому имя его прошло сквозь века и в наше время, по прошествии пятисот лет, его знают и восхищаются его работами.

Иероним родился в большой семье, практически все из членов которой были художниками не в первом поколении. Дед, отец, двое дядей, брат – все были художниками и резчиками по дереву. Профессиональной живописи Босх обучался в нидерландских городах Харлеме и Делфте.

Его творчество волнует и притягивает, оно очень загадочно и, как это ни странно, абсолютно современно. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Действительно, Босх воплотил в своих полотнах все страхи своего времени, которые удивительным образом перекликаются с нашим, мировоззрение средневековья с их бесами, чертовщиной, ведьмами и т.д. Всё это воплотилось в творчестве великого живописца и теперь его глазами мы можем посмотреть на давно ушедшее время. Самыми знаменитыми картинами нидерландского художника стали Сад неземных наслаждений, Извлечение камня глупости, Семь смертных грехов и т.д.

Неудивительно, что многие ценители живописи видят в Босхе предшественника сюрреализма и других авангардных течений. В своей творческой личности он совместил ещё не родившихся на тот момент художников Сальвадора Дали и Эдварда Мунка. До наших дней дошли слухи или, если точнее сказать – гипотезы, что Иероним Босх был не просто художником. Кроме своего увлечения живописью, он занимался алхимией, спиритизмом, астрологией, оккультными науками, употреблял галлюциногены. Если придерживаться этого мнения, то становятся понятны его образы, откуда брались эти удивительные сцены и ужасные химеры, поучительная ирония и жуткая сатира.

Босха ещё ценят и за то, как он выстраивал перспективу, решал пространственные задачи на своих картинах. Его передний план в основном состоит из неоднородных фигур, которые выстроены цепочкой или волнистыми линиями. Практически на всех картинах можно заметить, что зритель вынужден смотреть на всё происходящее как бы сверху, как сторонний наблюдатель откуда-то с небес. Это очень нехарактерно для его времени, но для таких фигур как этот художник, не бывает ничего характерного. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил.

Хотите знать всё о том как заработать в интернете? В этом вам поможет информативный сайт http://dreamscome.org Dreamscome. Только самые полезные статьи, уроки и советы от профессионалов.

 

Аллегория чревоугодия и любострастия

 

Блудный сын

 

Брак в Кане

 

Фокусник

 

Иоанн Креститель в пустыне

 

Извлечение камней глупости

 

Молитва святого Иеронима

 

Мученичество святой Либераты

 

Несение креста

 

Несение креста на Голгофу

 

Распятие Христа

 

Сад земных наслаждений

 

Семь смертных грехов и четыре последние вещи

 

Смерть и скупец

 

Страшный суд. Апокалипсис

 

Святой Антоний

 

Святой Христофор

 

Святой Иоанн на Патмосе

 

Святые отшельники

 

Увенчание терновым венцом

 

Воз сена

Море развлечений для девочек на Girl-Games. Здесь вы всегда можете играть в игры винкс совершенно свободно и онлайн.

art-assorty.ru

Мистический художник Иероним Босх — lioubasmir — ЖЖ

 

   

 Босх считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Жизнь Босха и сейчас остается тайной за семью печатями.

Искусствоведы уверенно относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха  всего лишь 25 картин и 8 рисунков. Существует много подделок и копий.

Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу, — большие алтарные триптихи. До нашего времени сохранились также части триптихов.

После Босха многие художники  в живописи создавали полотна на сюжеты его картин(например,“Искушение святого Антония”).

 Иероним Босх родился в Нидерландах в городе Хертогенбосе приблизительно в 1450 году.

            Его настоящее имя — Ерун Антонисон ван Акен. Художниками были дед Босха — Ян ван Акен и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.

 Иероним взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.  Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Там он вступил в религиозное общество Братство Богоматери.

Около 1480 года художник женится на Алейт Гойарт ван дер Меервене. Она происходила из знатной Хертогенсбосской семьи. Благодаря её денежным средствам Босх становится в один ряд с богатейшими людьми своего родного города. После смерти всё состояние Алейт Гойартс перешло мужу. Детей у них не было.

 Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. В стране распоряжалась, как дома, свирепая испанская инквизиция; позже, при Филиппе II, был установлен террористический режим герцога Альбы. Повсюду воздвигались виселицы, пылали целые селения, кровавые пиршества довершала эпидемия чумы. Отчаявшиеся люди хватались за призраки — появлялись мистические учения, изуверские секты, занятия колдовством, за которые церковь преследовала и казнила еще больше. На протяжении целого столетия в Нидерландах накипало возмущение, вылившееся затем в революцию. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».

 Нидерланды и Италия в XV веке определяли пути развития западноевропейского искусства, но пути эти были различны: Италия стремилась к разрыву с традициями Средневековья, Нидерланды предпочитали путь эволюционных преобразований. В Италии переворот в области культуры получил название Возрождения, так как опирался на античное наследие. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Когда смотришь на полотна Босха, то с трудом веришь, что он был современником Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Живописцы Северной Европы по-прежнему были склонны изолировать человеческую фигуру от ее окружения, каждую фигуру и каждый предмет полагалось трактовать как некий символ. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность.

В отличие от других нидерландских мастеров Иероним Босх был сосредоточен на изображении не праведников и Рая — Небесного Иерусалима, а грешных обитателей земли. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Антония» и ряд других) не имеют аналогов ни в современном ему искусстве, ни в искусстве предшествующего времени.
Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.

Босх — художник нетипичный в панораме нидерландской живописи и единственный в своём роде в европейской живописи XV века.

Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию.

 Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.

Его техника называется «а ля прима». Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. 

Наиболее полное собрание произведений художника хранится в музее Прадо.

Отзывы о Босхе в литературе XVI в. довольно немногочисленны, и авторы обращают своё внимание прежде всего на присутствие в его картинах разнообразных чудовищ и демонов, на невероятное соединение частей человеческого тела, растений и животных, названных одним венецианцем «нечистью».

Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха.

 Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола.

Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.

Другие часто встречающиеся символы:

перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;

сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели, либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.

Манеру живописи Босха много копировали, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ,

Центральная часть триптиха «Искушение святого Антония». Национальный музей древнего искусства, Лиссабон

В центральной части триптиха пространство буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами. Белая птица превращена в настоящий крылатый корабль, бороздящий небо.

Центральная сцена — совершение чёрной мессы.  Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу, их окружает разношёрстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в чёрном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь — символ ереси).

Из огромного красного плода (указание на фазу алхимического процесса) появляется группа чудовищ во главе с бесом, играющим на арфе — явная пародия на ангельский концерт. Бородатый человек в цилиндре, изображённый на заднем плане, считается чернокнижником, который возглавляет толпу бесов и управляет из действиями. А бес-музыкант оседлал странное подозрительное существо, напоминающее огромную ощипанную птицу, обутую в деревянные башмаки.

Нижняя часть композиции занята странными судами. Под звуки пения беса плывёт безголовая утка, другой бес выглядывает из окошечка на месте шеи утки.

Еще одна из наиболее известных  картин Босха – это часть триптиха под названием «Корабль дураков».  Картина была верхней частью створки несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается «Аллегория обжорства и сладострастия».

 

Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян. На развевающемся розовом флаге изображен не христианский крест, а мусульманский полумесяц, а из гущи листвы выглядывает сова. Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. Лютня, изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты — блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём. Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны — времени года, когда и миряне, и духовенство склонны преступать моральные запреты.

Произведений Босха нет в Эрмитаже, но имеется небольшая картина «Ад» * начала XVI века — работа неизвестного последователя великого художника.

В середине XVI в., спустя несколько десятилетий после смерти Босха, началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха — с обилием чудесных и чудовищных созданий. Особый успех имели гравюры, иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.

 

Человек-дерево. Перо, бистр. 27,3 х 21,1 см. Альбертина. Вена

Питер Брейгель Старший.Семь смертных грехов.

Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью.
Hаибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Там сложились самые большие коллекции его полотен. Фантастические, страшные сцены картин Босха были близки и интересны преисполненному религиозных чувств испанскому зрителю.

В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии — злобных или равнодушных, жестоких или завистливых — гораздо страшнее босховских фантазий. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Это было последнее произведение Босха.

Несение креста. 1490-1500. Музей изящных искусств. Гент

 

Увенчание терновым венцом. ок. 1510. Монастырь Сан-Лоренсо. Эскориал

Ecce Homo. 1480-1485. Штеделевский художественный институт. Франкфурт

Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг.), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Действительно, ничто не удается художнику лучше, чем бесчисленные монстры.

«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха


Фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений». Прадо. Мадрид

 Фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений». Прадо. Мадрид

Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. На картине » изображены странные птицы: весьма реалистичные, но невероятных, гигантских размеров существа, на фоне которых роятся крошечные обнаженные человечки. Хотя ничего страшного в изображении этих птиц вроде бы нет, они производят жуткое впечатление. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.

Или так называемое меланхолическое чудовище: «ноги» состоят из древесных стволов, а «тело» представляет собой надколотое яйцо. В зияющем отверстии, как в темной пропасти, виден кабак, заполненный пьющими и жующими людьми. Можно часами рассматривать, чем занимается каждая из праздно веселящихся внутри фигур. А отойдя подальше, замечаешь, что яйцеобразное существо имеет свое «лицо» – застывшую в терпеливом ожидании маску, которая, кажется, в любой миг готова поглотить этот заключенный внутри нее мирок.

 Первым расшифровать это произведение попытался один испанский монах в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду.

Извлечение камня глупости. 1475-1480. Прадо. Мадрид


 

Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку(здесь она, скорее всего, служит символом обмана). По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода — шарлатанство. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас». Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. На картине, вопреки ожиданиям, извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость.

Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте».

 

«Блаженные и проклятые». 1504-1505. Дворец дожей. Венеция

 

Смерть скупца. ок. 1500. Национальная галерея искусства. Вашингтон

 

Могила художника, находящаяся в его родном городе в приделе расписанного им храма святого Иоанна, спустя столетия пополнила список связанных с его именем тайн. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Руководивший раскопками в 1977 году Ханс Гаальфе рассказал журналистам, что наткнулся на плоский камень, не похожий на обычный гранит или мрамор, из которых изготавливались надгробия. Исследования материала привели к неожиданному результату: фрагмент камня, помещенный под микроскоп, начал слабо светиться, а температура его поверхности внезапно возросла на три с лишним градуса. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.

Церковь вмешалась в исследования и потребовала срочно прекратить надругательство: с тех пор могила Босха в соборе святого Иоанна неприкосновенна. На ней лишь выгравировано имя художника и годы его жизни: 1450–1516. А над могилой – фреска его руки: распятие, освещенное странным зеленоватым светом.

И все же лучше судить о Босхе по его работам. Они и впрямь полны загадок: их населяют мириады фантастических существ, будто рожденных на иных планетах или в параллельных мирах. Туман, покрывающий жизнь великого живописца, спровоцировал в наше время немалое количество литературных и исторических спекуляций. Его причисляли к колдунам и магам, еретикам и алхимикам, занятым поиском философского камня, и даже обвиняли в тайном сговоре с самим Сатаной, который в обмен на бессмертную душу даровал ему особый талант заглядывать в иные миры и мастерски изображать их на холсте.

Особенное место в его творчестве занимает Конец света: сюжет, в который его современники не просто верили – его ждали. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Так, в одном из соборов Хертогенбоса, расписанных Босхом, сохранилась загадочная фреска: толпы праведников и грешников, простерши руки ввысь, наблюдают стремительно надвигающийся на них зеленый конус с ярким белым шаром света внутри. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. В центре этого шара маячит странная фигура: если приглядеться к ней повнимательнее, заметно, что она имеет не совсем человеческие пропорции и лишена одежды. Многие современные исследователи, в том числе голландский профессор истории и иконографии Эдмунд Ван Хооссе, считают фреску свидетельством того, что Босх, возможно, воочию наблюдал приближение к нашей планете иноземной техники с представителями других миров на борту.

Другие идут еще дальше.  Они полагают,что сам художник был пришельцем из галактических глубин и просто описывал на холсте то, что видел, путешествуя по необъятной Вселенной (нечто подобное, кстати, говорят и про Леонардо да Винчи). По каким-то причинам он задержался на Земле и оставил нам живописное свидетельство, не уступающее современным кинематографическим шедеврам типа «Звездных войн»…

 

 

lioubasmir.livejournal.com

Иероним Босх – биография и картины художника в жанре Северное Возрождение – Art Challenge

Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус [собственно Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken], великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (“Искушение святого Антония”, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон; триптихи “Сад наслаждений”, “Поклонение волхвов” – все в музее Прадо; “Корабль дураков”, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа; тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников.

Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других художников того времени, таких как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден. Творчество Иеронима Босха одновременно — новаторское и традиционное, наивное и изощренное; оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, известной одному художнику. «Именитый мастер» — так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. А после смерти она возросла неизмеримо и довольно долго не убывала; живопись мастера нашла ревностного поклонника в лице Филиппа II, короля Испании. Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.

Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, — все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи. В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков. Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее — в сюрреализме. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины “Искушение святого Антония”.

Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус [собственно Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken], великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (“Искушение святого Антония”, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон; триптихи “Сад наслаждений”, “Поклонение волхвов” – все в музее Прадо; “Корабль дураков”, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа; тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников.

Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других художников того времени, таких как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден. Творчество Иеронима Босха одновременно — новаторское и традиционное, наивное и изощренное; оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, известной одному художнику. «Именитый мастер» — так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. А после смерти она возросла неизмеримо и довольно долго не убывала; живопись мастера нашла ревностного поклонника в лице Филиппа II, короля Испании. Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.

Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, — все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи. В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков. Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее — в сюрреализме. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины “Искушение святого Антония”.

Сохранить

artchallenge.ru

Иероним Босх «Сад земных наслаждений». 5 самых интересных загадок картины

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

“Сад земных наслаждений” Босха – одна из самых загадочных картин, когда-либо созданных. Она редко кого оставляет равнодушным.

Но так как она была создана 500 лет назад, её смысл для нас слишком туманен. Ведь современное мировозрение сильно отличается от средневекового, базирующегося на ортодоксальной религиозности. Поэтому “ребус” Босха можно разгадать только в контексте его эпохи.

Это я и попытаюсь сделать, ответив на 5 вопросов картины.

1. Почему грешница в Аду так похожа на Еву в Раю?

Я обратила внимание, что одна и та же женщина встречается на всех трёх створках триптиха. Ева в Раю очень похожа на женщину в Саду наслаждений и на одну из грешниц в Аду.

Фрагменты картины “Сад земных наслаждений” Иеронима Босха.

Босх был религиозным человеком, поэтому вполне возможно, что он решил показать “путь от рая до ада” самой первой грешницы на Земле.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Створка “Рай”. Фрагмент. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Как мы знаем из Библии, Ева вкусила яблоко с запретного дерева, чтобы стать как Бог, познав добро и зло. Она ослушалась своего Творца, поддавшись первому человеческому греху – гордыне.

Ева раскаялась, но было поздно. Изгнание из Рая было неминуемо. Бог повелел прожить Еве и Адаму земную жизнь и попасть в Ад, где они проведут более 5000 лет до Пришествия.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Центральная часть. Фрагмент. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

В Саду наслаждений Ева не участвует в происходящем. Она смиренно опустила глаза, так как раскаялась в своём грехе. На её голову одет прозрачный цветок. Возможно, это знак отрешенности и нежелания говорить что-либо, как и полагается смиренному человеку.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка “Ад”. Фрагмент. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Но наказание неминуемо, и Ева попадает в Ад. Здесь она несёт наказание за свою гордыню. Поэтому ей очень долго придётся смотреться на своё отражение, чтобы её смирению не было конца. На груди у нее жаба, которая в средние века также была символом чванства и необоснованного тщеславия.

В Аду у Евы пожалуй самое смиренное и даже спокойное лицо. Ведь в отличие от других она знала, что сюда попадёт.

2. Что за люди в Саду наслаждений сидят в землянке?

В правом нижнем углу Сада наслаждений (центральная часть триптиха) мы видим трёх людей, выглядывающих из землянки. Их тела отличаются повышенной волосатостью. Кто же это такие?

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент центральной части. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Судя по всему, это дикие люди. Дикие люди изображались нагими, чьё тело полностью покрыто волосами, кроме лица и шеи, кистей, ступней, коленей и грудей у женщин.

Тема диких людей была излюбленной в средние века. Их изображения часто встречаются на гобеленах и посуде  средневековья.

Для обычных людей они были дикарями, более свободными в плане любви и жизни в целом. Не удивительно, что Босх изобразил их на картине, посвящённой греху сладострастия. Ведь они были символом страсти и телесных утех.

Кстати, изображённый дикий мужчина на картине Босха очень похож на дикаря с миниатюры Жана Бурдишона (1457-1521 гг.), художника-иллюстратора псалтырей и часословов 15-16 веков.

Жан Бурдишон. Фрагмент “Дикая жизнь” миниатюры “4 социальных круга”. Около 1500 г.

Я могу предположить, что рисунок Бурдишона был создан раньше “Сада земных наслаждений” и был взят Босхом за основу для написания своих диких людей.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»

3. Почему монстры Босха, как “сборная солянка”, состоят из частей разных существ?

Ад Босха кишит монстрами. Чего только стоит самый главный демон с лицом человека, телом из полого яйца и ногами-деревьями. Не менее примечательны и монстры помельче, как, например, существо с птичьей головой, крыльями бабочки и трёхпалыми конечностями (у ног-деревьев демона-яйца).

Фрагменты створки “Ад” картины “Сад земных наслаждений” Иеронима Босха.

Для современников Босха было аксиомой, что все существа созданы по образу и подобию Бога. А все, что имеет страшный и уродливый вид – является порождением Дьявола.

Поэтому, чтобы максимально подчеркнуть дьявольскую природу существа, его изображали максимально уровливым. И этого добивались, приделывая зайцам рыбьи хвосты, а птицам – улитку вместо головы.

Если раскрыть любую книгу средних веков, на её страницах вы найдёте немало странных существ-конструкторов.

Вот лишь несколько примеров:

Леди Доу и Полукролик-полурыба. Рисунки из бревиария Маргарет Бар из Метца (1302-1305 гг.). Хранится в муниципальной библиотеке Вердена, Франция.

Птица-улитка и полубык-полурыба. Рисунки из Псалтыря Луттрелла (1325-1340 гг.). Хранится в Британской библиотеке.

Во времена Босха вообще встречается немало изображений монстров и чудовищных созданий. Мне попалась миниатюра из средневекового часослова, созданного ещё до рождения Босха.

На ней мы видим Ад, кишащий демонами. Большинство из них в привычном для нас обличии – черти с рогами и хвостами. Однако есть среди них и монстр вполне в духе Босха.

Слева мы видим демона, прокалывающего трезубцем грешника. Он похож на муху без крыльев, с одним рогом и птичьим клювом.

Возможно, именно такие рисунки и вдохновили Босха на создание собственного “Ада”.

Адский Рот. Миниатюра из часослова Екатерины Клевской. Голландия. 1440 г.

О самых интересных демонах Босха из Сада земных наслаждений читайте в статье “Самые главные монстры картины”.

4. Что за символ стоит на гигантских ножах в Аду?

В аду Босха мы видим несколько гигантских ножей. Во времена художника ножи использовали не только на кухне, но и для наказания воров. Им отрезали уши. Поэтому неудивительно, что ножи присутствуют в Аду с гигантскими ушами впридачу.

Но что за символ в виде то ли буквы “М”, то ли буквы “В” стоит на этих ножах?

Фрагменты створки “Ад” картины Иеронима Босха “Сад земных наслаждений”

В 15-16 веках в родном городе художника Хертонгенбосхе производили ножи, которые продавались в том числе за пределы Голландии. Так, они экспортировались в Испанию и Скандинавию. На этих ножах и ставился фирменный знак.

Поэтому я могу предположить, что это скорее буква “B”, как первая буква сокращённого названия города. Этот знак на ноже встречается и на других работах Босха, например, на картине “Страшный суд”.

Иероним Босх. Страшный суд. Фрагмент. 1504 г. Академия изобразительных искусств, Вена

5. Главная загадка картины Босха: почему на ней столько деталей?

Каждого, кто видел картины Босха, поражает то количество деталей, которыми изобилуют его работы. Их так много, что просто глаза разбегаются.

Босх был художником своего времени и естественно поддавался его влиянию. А в его время было принято прорисовывать каждую деталь.

Достаточно открыть любую книгу времён Босха, чтобы убедиться в доминировании такого стиля изображения через прорисовку множества деталей.

Вот лишь две страницы из часослова Анны Бретанской.

Страницы из часослова Анны Бретанской. Художник – Жан Бурдишон. 1503-1505 гг. Национальная библиотека Франции.

Такими же проработанными до мельчийших деталей были и картины средневековья. Мы убеждаемся в этом, рассматривая работы Яна ван Эйка и Роберта Кампена. О картине последнего “Святая Варвара” я писала более подробно в статье “7 картин музея Прадо, которые стоит увидеть”.

***

Творчество Босха было не таким уж странным и непривычным для его современников. И другие художники его времени использовали в своих работах большое количество деталей, символов и неведомых существ.

Несмотря на то, что Босх многое впитывал от своих современников и переносил это на свои картины, нужно отдать должное его гениальности. Все-таки он – непревзойденный мастер в символике и загадках даже для своего времени.

О картине Босха “Сад земных наслаждений” читайте также статье:

 “7 невероятных загадок “Сада земных наслаждений”

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

«Ад, Иероним Босх» — описание картины

Ад — Иероним Босх (Часть триптиха «Сад земных наслаждений»). 1500-1510. Дерево, масло. 389 x 220 см


   Ад – это правая створка знаменитейшего триптиха художника под названием «Сад земных наслаждений». Под эти лирическим названием кроется далеко не милая и идилличная картина. На самом деле триптих выполнен вполне в стиле Босха – жуткие видения, гротескные фигуры, ужасные образы здесь практически повсюду.

   В видении художника ад предстает чудовищным сюрреалистическим местом. Правую створку триптиха критики часто называют «Музыкальным адом» из-за того, что здесь использовано множество разнообразных музыкальных инструментов. Однако не нужно надеяться, что их используют по прямому назначению. На самом деле на них даже черти не играют, как можно было бы заподозрить. Босх решил использовать совершенно далекие от прямого назначения музыкальных инструментов способы их применения. В большинстве случаев они выступают в роли пыточных приспособлений.

   Например, арфа у художника играет роль креста для распятия или дыбы – на ней распластан несчастный грешник. Ни в чем не повинная лютня стала предметом пытки другого бедолаги, который лежит ничком. Интересно, что на его ягодицах отпечатаны ноты, по которым поет совершенно невообразимый хор – проклятые во главе с дирижером с рыбьим «лицом».

   Передний план картины способен повергнуть в шок даже закаленного «ужастиками» современного человека. Кролик тащит человека с распоротым животом, которого привязали к жердине. При этом из бедняги буквально бьет струя крови. Хищный кролик выглядит очень мирно, и это составляет поистине чудовищный контраст по сравнению с тем, что он делает и что должно подразумевать его действие в дальнейшем.

   Ненормальность этого места подчеркнута невероятными размерами ягод и фруктов, тут и там разбросанных по всей створке. Когда смотришь на это, непонятно, кто кого здесь ест – люди ягоды или ягоды людей? Мир перевернулся и стал адом.

   Замерзший пруд с полыньей, куда устремляется грешник верхом на громадном коньке, люди, летящие на свет, как безмозглые мошки, человек, точащий в дверном замке – все эти образы аллегоричны и безусловно, были понятны современникам художника. Что-то из увиденного вполне можно толковать и интерпретировать и в наши дни, но уже с точки зрения человека современности, а не позднего средневековья.

   Интересно, что исследовательница творчества Босха смогла расшифровать ноты, выгравированные на пятой точке грешника. Оказывается, художник записал вполне связную мелодию, которую можно сыграть и прослушать. Но это единственный нормальный реальный элемент в бредовом мире его ада.

muzei-mira.com

2016 — год Босха | Artifex.ru

В 2016 году исполняется 500 лет со дня смерти голландского художника Иеронима Босха (Jheronimus Bosch), и поэтому в европейских музеях весь год пройдёт под знаком этого события. В Голландии ожидается ряд крупных выставок, посвящённых Босху. Готовятся к этой дате и в Хертогенбосе, там родился и творил Ерун Антонисон ван Акен, которого во всём мире знают под псевдонимом Иероним Босх.

В конце XIV века в Хертогенбосе поселился прадед Иеронима Босха – Ян ван Акен, торговец пушниной и домовладелец. Его потомки со временем стали купцами, ремесленниками и художниками. Деду Босха, например, приписывается сохранившаяся до наших дней роспись в церкви святого Иоанна, изображающая распятие Христа.

Точная дата рождения Босха неизвестна. Предполагают, он родился около 1450 года, а начало его творчества относят к середине 70-х годов XV века. В 1478 году Босх женился на богатой патрицианке Алейд ван Мерверме из семьи городской аристократии. В конце жизни он получал заказы от бургундского двора, что говорит о его признании современниками. В городских архивах Хертогенбоса сохранилась запись об умершем здесь 9 августа 1516 года знаменитом художнике Иерониме Босхе. И больше ничего доподлинно неизвестно о жизни этого мастера.

 
Выставка «Видения гения», Хертогенбос, с 13 февраля по 8 мая 2016.

Выставка станет главным событием в мероприятиях родного города художника. 20 картин и 19 рисунков – такое огромное количество работ Босха еще никогда не было представлено в городе, где родился и жил художник. В проекте примут участие крупнейшие мировые музеи: Лувр, Метрополитен, Прадо, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, Палаццо Гримани в Венеции, Музей Бойманса — ван Бенингена в Роттердаме.

Важной частью выставки станет презентация результатов шестилетних исследований международного проекта «Босх – исследование и сохранение», в ходе которых были тщательнейшим образом изучены и отреставрированы многие работы художника.

 

 

Зрители увидят три отреставрированных работы Босха из музейных собраний Венеции: «Триптих Святой Ункумберы» («Распятая мученица»), «Триптих Святых отшельников» и серию «Четыре видения будущей жизни», представляющую в четырёх картинах наказание и вознаграждение после смерти.

 

На триптихе «Святые отшельники», который Босх написал в середине своего творческого пути, изображены три вариации этой темы.

 

 

В центральной части святой Иероним устремляет пристальный взгляд на распятие, находя в нём прибежище и спасение от сил зла, которые воплощены в руинах языческого капища, разбросанных вокруг, и в двух сцепившихся в смертельной схватке монстрах на переднем плане. На левой створке святой Антоний противостоит натиску дьяволицы, пытающейся соблазнить его. Святой Антоний – один из наиболее близких Босху святых, проведший в египетской пустыне большую часть жизни. На правой створке изображён святой Эгидий: уютно устроившись в пещере, которая служит ему часовней, он молится пред алтарём. Торчащая из его груди стрела – традиционный атрибут изображения этого святого, который спас любимую олениху, заслонив её от стрел охотников собственной грудью.

 
«Босх. Выставка столетия», Прадо, с 31 мая по 11 сентября 2016.

В «Национальном музее Прадо» (Мадрид), где хранится наиболее полное собрание произведений художника, будет представлено рекордное для Босха число работ на одной выставке – почти 50. Музеи со всего мира представят свои шедевры. В «Прадо» считают большой удачей показать на выставке триптих «Искушение Святого Антония» из «Национального музея старинного искусства» в Лиссабоне.

 

 

Этот триптих – одна из лучших работ зрелого Босха. На всех трех створках раскрытого алтаря изображены демоны, выпущенные на волю. Здесь уже нет традиционного разделения створок на рай и ад – композиция читается целиком, весь мир кишит бесами. Ученые по-разному объясняют значение обличий изображенных монстров. Художник достаточно подробно и близко к жизнеописанию рассказывает обо всех мучения Антония. В левой части триптиха демоны носят старца по воздуху, в правой – пытаются отвлечь от медитации картиной непристойной трапезы, в центральной – нарядная дама, на бесовскую природу которой намекает длинный шлейф, возможно, прикрывающий хвост, проносит рядом с ним чашу с вином. Однако в подавляющем большинстве демоны просто заняты своим делом – сотворением зла в этом мире, который весь — искушение.

«Сад земных наслаждений» из собрания музея – самый известный триптих Иеронима Босха, посвященный греху сладострастия.

 

 

Однако простодушие и некоторая отстраненность, с которыми трактовались отдельные фигуры на картине, а также благосклонное отношение к этому произведению церковных властей заставляют сомневаться, что триптих мог прославлять телесные наслаждения. На сегодняшний день ни одно из имеющихся толкований картины не признано единственно верным.

 
Команда исследовательского проекта в ходе подготовки к мемориальным торжествам обнаружила факты, свидетельствующие о том, что две важнейшие работы живописца – «Несение креста» и «Семь смертных грехов» могли быть написаны подражателями. Эти сенсационные выводы были сделаны в результате нескольких лет кропотливых исследований творчества Босха. Учёные изучали шедевры сверхсовременными методами: с помощью рефлектограммы в инфракрасном свете и цифровой макросъёмки со сверхвысоким разрешением.

 

Картина «Несение креста» в настоящее время принадлежит «Музею изящных искусств» в бельгийском городе Генте, а «Семь смертных грехов» – «Национальному музею Прадо» в Мадриде. Обе картины уже давно рассматриваются как архетипы творчества Иеронима Босха, который прославился уникальной манерой «визуализации» потусторонних обитателей (ангелов, святых, дьявольских монстров) и ужасов, основанных на библейских источниках. Директор «Музея изящных искусств» в Генте считает, что если «Несение креста» не принадлежит кисти Босха, то её написал гений, ещё более великий, чем Босх.

Картина «Семь смертных грехов» для европейского искусства XV века является одним из первых примеров жанровой живописи, поэтому Босха считали основоположником этого жанра. Однако во всех сценах земной жизни уже присутствуют непонятные сейчас элементы символики. Из центра большого круга смотрит всевидящее Око Бога, а вокруг него – грехи людские: гнев, гордыня, похоть, лень, скупость, мздоимство и зависть. Все грехи художник трактует как жанровые сценки. По сторонам этой большой композиции – изображения смерти, страшного суда, рая и ада.

Творчество Босха очень нетипично для европейской живописи XV века. И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям. С конца XIX века, после длительного периода забвения, творчество Босха привлекает всё возрастающее внимание исследователей. Сейчас, как и 100 лет назад, он продолжает оставаться одной из самых загадочных и странных фигур в мировом искусстве.

artifex.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *