Какими качествами должен обладать продюсер – 1.2. Личностные качества продюсера.

1.2. Личностные качества продюсера.

Кроме того, человеку, занимающему должность продюсер телевидения, больше, чем кому-либо, приходится общаться с людьми. Довольно часто по задумке режиссера требуется провести съемку в тех местах, где очень трудно получить на это разрешение. Например, нельзя просто так приехать со съемочной бригадой в аэропорт, на вокзал, в больницу, в метро, на таможню или снимать объекты вблизи Дома правительства или резиденции Президента (так называемые « стратегические объекты»). Необходимо договориться с городскими властями, спецслужбами, согласовать множество различных вопросов и подписать огромное количество разрешительных документов. Для того, чтобы при общении с чиновниками, представителями спецслужб и просто любопытными прохожими у продюсера не возникало проблем, он должен быть неплохим психологом и очень «легким», общительным человеком. И ,всё-таки,

самое важное качество продюсера — это:

1. Интуиция;

2. умение ориентироваться в информации;

3. коммуникабельность;

4. использование новаторских идей и технологий;

5. правильное отношение к успехам и провалам.

Но продюсерами не рождаются. Ни один из телевизионных продюсеров не миновал этапа накопления опыта организационной работы. Для того чтобы суметь соединить в себе творческие и менеджерские качества, увлечь людей своей идеей, требуются прежде всего знания , работоспособность и опыт. Как стать избранным? Профессия продюсера предполагает наличие полезных знакомств как среди людей искусства, так и среди бизнесменов. Как войти в этот круг? Настроиться на долгую, постоянную, выматывающую работу; быть образованным, коммуникабельным, настойчивым и удачливым и всегда помнить, что начинающий продюсер работает на имя, и только потом имя работает на него. Кроме того, стоит отметить, что в нашей стране понятие «продюсер»долгое время было искажено. Продюсерами в основном считали людей, которые вкладывали деньги в проект с целью получения больших прибылей. Одни считали продюсеров великими тружениками, богами телевидения и шоу-бизнеса, другие — холодными дельцами. На самом деле, то, что делают наши продюсеры, на Западе называется менеджментом. Работа продюсера включает в себя промоушн, PR-работу и раскрутку проекта. Продюсер зачастую не обладает (как было отмечено выше) теми средствами, которые ему приписывают, зато обладает знаниями по поводу того, как сделать проект известным. Другое дело, что продюсер должен найти источники финансирования. В некоторой степени продюсеры — это подвижники.

При запуске телепрограммы Продюсер курирует весь процесс «от и до»,

он обязан вникать в любые нюансы планирования и производства. Продюсер должен уметь редактировать тексты, придумывать темы новых сюжетов, договариваться с экспертами об интервью, определять сроки съемок, заказывать камеры, обеспечивать съемочной реквизит, время от времени выезжать на съемки. Отсматривать смонтированный материал с режиссерами монтажа, проверять, нет ли ошибок в титрах, отвечать на письма телезрителей, обсуждать текущие дела со спонсорами. Цель Продюсера — грамотно инвестировать средства в проект и получить максимальный доход. Помимо этого продюсер должен обладать

такими качествами, как :

-стрессоустойчивость,

-трудолюбие,

-пунктуальность.

Но, прежде всего, в нем должен быть внутренний стержень, твердость, умение принимать решения и нести за них ответственность. Только такой человек может состояться в профессии. Профессия «директора телевизионных программ, продюсера» – для тех, кого не пугает ненормированный рабочий день и постоянные командировки. График работы продюсера размыт и смутен. Начинается рабочий день рано, а закончиться может далеко за полночь. Есть сетка времени записи программы, съемок, монтажа, эфира. Все нужно проверить и выполнить точно в срок. Начинающий Продюсер работает обычно администратором съемочной группы. Затем, набираясь опыта, переходит на должность главного администратора, исполнительного продюсера, генерального продюсера, исполнительного директора телепередачи. Многие известные телепродюсеры, например, Юрий Любимов, Константин Эрнст стали асами, постепенно повышая свой уровень на «родном канале».

В кинематографе, на телевидении, а еще ранее — в шоу-бизнесе, продюсеры бесповоротно становятся ключевыми фигурами. Во многом именно они вырабатывают репертуарную политику кино, телевидения, эстрады, формируют творческий состав исполнителей, выдвигая на авансцену или, наоборот, задвигая за кулисы тех или иных «звезд».

В последние годы институт продюсирования все более энергично занимает влиятельные позиции в культуре, т.к. в руках продюсеров, являющихся по сути связующим звеном между культурой и обществом, появились серьезные рычаги воздействия на ход художественных процессов. Известный кинопродюсер В. Тодоровский утверждает, что если у продюсера с режиссером единое восприятие материала, если им в проекте нравится одно и то же — все нормально. В мелочах можно идти на компромиссы. Больше ничего не надо. Не надо давить, учить, переделывать, назначать кого-то другого. Продюсеры, пытающиеся сделать это, обречены. Они идут на конфликт, который только вредит общему делу. Продюсер не должен активно вмешиваться в рутинный процесс самого производства. Основной фактор продюсерской активности приходится на начало работы, когда выбирается проект, и ближе к финалу, когда программа (или фильм) приобретают свою окончательную форму. В дополнение ко всему продюсер обязан эффективно продвигать свою продукцию любыми способами . Более того, он должен отслеживать выход конкурентных работ, подобных по жанру и качеству , иначе трудно будет избежать потерь в первые, самые показательные и доходные дни реализации проекта.

В хорошем продюсере необходимо сочетание природного таланта, широкого круга знаний (прежде всего, эрудиции в сфере культуры), интуиции, универсальных коммуникативных возможностей и большого опыта.

studfiles.net

1.2 Личностные и профессиональные качества музыкального продюсера

Продюсер не только генерирует идеи, а должен еще хорошо владеть административно-управленческими навыками и знать дело лучше, чем его команда и сотрудники. Организуя производство художественного продукта, спектакля, концерта, шоу-программы или любого иного представления, продюсер создает новую интеллектуальную собственность, соединяя воедино мастерство творцов различных специальностей, артистов, технического и вспомогательного персонала.

Современное состояние шоу-бизнеса, как сферы, имеющей самого массового потребителя, явно требует подготовки грамотных квалифицированных администраторов, руководителей, продюсеров способных возглавить и направить творческо-производственный процесс. Учитывая многофункциональность продюсерской деятельности, хотелось бы определить компетентность продюсера, к формированию которой кафедра режиссуры и продюсерского мастерства прилагает немало усилий [21].

Продюсер — доверенное лицо компании, фирмы или банка, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над деятельностью организации или группы лиц по постановке и прокату сценических, кино, видео, музыкальных или иных художественных ценностей [4].

Компетентность продюсера включает способность свободно ориентироваться в изменяющихся условиях профессии, оперировать субъективными и объективными составляющими деятельности, находить новые способы достижения цели. Таким образом, профессиональная компетентность может быть определена как некоторое подтвержденное право принадлежности к определенной профессиональной группе работников, признаваемое как со стороны социальной системы в целом, так и коллегами, конкурентами, зрителями. В основе продюсерского профессионализма лежит комплекс способностей личности, подкрепленный знаниями, умениями и навыками, сформированными в процессе обучения.

Профессиональные компетенции продюсера по видам деятельности можно определить следующим образом:

— проектная деятельность: способность подготовить и осуществить социально-коммуникативную акцию (спектакль, концерт, шоу программу, театрализованное представление и т. д.), предварительно обосновав его идею, тему, замысел, определив цели и задачи мероприятия, изыскав средства для их решения;

— планово-производственная деятельность: разработать и осуществить перспективное и текущее планирование деятельности творческого коллектива;

— производственно-организационная деятельность: способность организовать творческий процесс, производственно-финансовую деятельность, координируя творческие, производственные и финансовые операции;

— координационная деятельность: способность координировать связи творческого коллектива со зрителем и средствами массовой информации;

— управленческая деятельность: способность обеспечить руководство коллективной деятельностью, творческим коллективом, при постоянном совершенствовании организации труда и управления;

— коммуникативная деятельность: способность к применению приемов общения взаимодействия с окружающими, способностью адаптироваться к различным ситуациям общения;

— внутриличностная составляющая деятельности: способность к личностной самореализации и развитию индивидуального творческого потенциала, овладение приемами самовыражения, саморазвития, сознание готовности к профессиональному росту [21].

Во все времена основной смысл компетентности ученые видели в слиянии широкого общего образования с профессиональными умениями и навыками, в единстве теоретической и практической подготовки, в сформированности личностных качеств. В центре режиссерского и продюсерского мастерства педагоги всегда стараются совместить широкую практическую, профессионально-творческую деятельность студентов с активной воспитательной работой.

Успех педагогической практики во многом определяется профессиональными, личными и деловыми качествами, помогающими педагогу создавать и поддерживать в коллективе дисциплину, сохраняя при этом творческую атмосферу. Это возможно только при наличии коммуникативных навыков и благожелательного, уважительного отношения друг к другу [11].

Идеальный продюсер должен уметь: предвидеть, рисковать, требовать, мобилизовывать, благодарить, верить, распоряжаться, укрощать, отстаивать, терпеть, считать, экономить, убеждать, вдохновлять, лукавить, иронизировать, уличать, льстить, лавировать…

Продюсер должен уметь:

— выбрать тему;

— обеспечить финансирование;

— преобразовать идею в сценарий;

— составить бизнес-план;

— оформить договор с местом проведения;

— сформировать творческую группу;

— создать постановочный проект;

— определить стратегию маркетинга;

— контролировать текущий материал;

— отвечать за историческую и фактическую достоверность;

— разбираться в проблемах авторского права;

— анализировать законченный проект;

— оценивать вторичные рынки [15].

Продюсер «это в первую очередь ответственность». Ответственность за все и вся. Перед ним стоит задача не только организовать и решать текущие вопросы, но и вдохновлять весь коллектив на максимально эффективное выполнение всей работы по проекту. Он должен знать и вникать во все мелочи работы, во все, что происходит в творческом коллективе, чтобы вовремя среагировать, понизить ущерб от срывов, уменьшить материальные издержки. И конечно, разработав концепцию своего проекта, он отвечает за привлечение финансов и их использование. Для финансовой стабильности своей деятельности продюсеру нужно учитывать ее творческую, экономическую, управленческую и правовую специфику. Эта профессия, как и любая другая, требует определенного склада ума, соответствующих качеств. Нужны определенные навыки, способности, определенная биолого-психологическая предрасположенность, — говорит Бари Алибасов. Продюсер должен нести в первую очередь ответственность за своего артиста, а это не каждому по плечу [9].

Прежде всего, продюсер должен быть бесстрашным и верить в свою правоту. Как отмечает директор центра режиссерского и продюсерского мастерства профессор, доктор педагогических наук А. А. Конович, эта профессия, прежде всего, связана с личным риском, ведь продюсер берет на себя ответственность за непопулярные решения.

Так же нужно иметь большое самообладание и трезвость мышления. Зачастую творческие люди бывают весьма капризны, особенно уже добившиеся какого-то успеха, а инвесторы, представители государственных учреждений не всегда готовы поддержать продюсерские начинания. Требуется много внутренних сил и уверенности в себе и перспективности задуманного проекта. Необходимо обладать очень крепкими нервами, психологическим и желательно физическим здоровьем [21].

По роду деятельности продюсеру просто необходимо умение много работать. Это не та профессия, которую можно ограничить восьмичасовым рабочим днем, она требует самоотверженного труда двадцать четыре часа в сутки.

Опыт, приходящий с годами, очень важное качество продюсера, чем он больше, тем успешнее деятельность. Для быстрого его накопления необходимо аналитическое качество — умение выделять рациональное зерно при анализе ошибок или побед.

Продюсер должен обладать креативностью, широтой взглядов, основанной на хорошем знании не только собственной сферы деятельности, но и смежных с ней областей. Ему должно быть свойственно свободомыслие, творческий подход к решению задач, постоянное стремление к генерации идей.

Организаторские способности, предполагающие умение сформировать коллектив, обеспечить все необходимое для осуществления задуманного, поставить четкие задачи, распределить обязанности, координировать, контролировать и стимулировать творчество -вот далеко неполный список продюсерских навыков. Также очень важными деловыми качествами продюсера являются мобильность, стремление к оригинальности, нововведениям, готовность идти на риск, связанный с их осуществлением, умение отследить и вовремя прореагировать на изменения финансового положения фирмы. С психологической точки зрения он должен одинаково свободно владеть как образным, так и аналитическим видом мышления: уметь конструктивно принимать решения, воспринимать и обрабатывать информацию, но также легко представлять и чувствовать природу сценического творчества [16].

И, наконец, одно из самых, пожалуй, главных качеств — это умение разбираться в людях, ведь от набранной им творческой команды зависит слаженность работы и ее результат.

Какими же знаниями должен овладеть будущий продюсер в процессе обучения на кафедре режиссуры и продюсирования театрализованных шоу-программ?

— Знаниями всех видов сценических, кино, видео, музыкальных и изобразительных искусств.

— Знанием маркетинга.

— Знанием менеджмента.

— Финансово- экономическими знаниями.

— Знанием основ коммуникативной культуры.

— Знанием социальной психологии.

— Знанием основ управления.

— Знанием основ рекламы, законов организации связей с общественностью.

— Знанием основ инженерии и конструирования.

— Знанием основ юриспруденция.

— Знанием политэкономии и географии [21].

Продюсер должен иметь широкий кругозор, высокогражданское мировоззрение и постоянно стремиться к самосовершенствованию. Нельзя не согласиться с выделяемыми С. М. Корнеевой чертами характера продюсера, к которым она относит:

— настойчивость,

— терпение,

— целеустремленность,

— мобильность,

— пунктуальность,

— энергичность,

— трудолюбие,

— коммуникабельность [9].

Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления. Поэтому разумно перед поступлением в центр режиссерского и продюсерского мастерства проводить для абитуриентов психологическое тестирование по определению типа темперамента.

В практической деятельности продюсеру необходимо обращать внимание на такие черты характера подчиненных как стабильность в поведении, догматизм, уровень интроверсии и экстраверсии. Догматизм обычно является чертой характера индивидов с ограниченным взглядом. Догматики видят окружение как сосредоточение угроз, ссылаются на авторитеты как на абсолюты и воспринимают людей по тому, как они относятся к догмам и абсолютным авторитетам. Догматики не склонны к поиску большого объема информации, достаточно быстры в принятии решений, но при этом демонстрируют очень высокий уровень уверенности в аккуратности и правильности принятых решений. Отмечено, что догматики предпочитают работать в хорошо структурированных группах независимо от того, какую позицию они занимают в группе. Отмечено также, что догматики плохо осознают то, как они проводят свое время, и то, что они слабо справляются с управленческой работой [12].

Необходимо уделять должное внимание и сфере контроля в продюсерской практике, которая отражает взгляд индивида на источник факторов, определяющих его действия. Если человек считает, что его поведение зависит от него самого, то в этом случае для него характерно наличие внутренней сферы контроля (интроверты). Если же он считает, что все зависит от случая, внешних обстоятельств, действий других людей, то считается, что он имеет внешнюю сферу контроля (экстраверты). Интроверты лучше контролируют свои действия, более ориентированы на достижение результатов, более активны, более удовлетворены своей работой. Им нравится неформальный стиль управления, они любят воздействовать на других, но не любят воздействия на себя, любят занимать руководящие позиции. Экстраверты же, наоборот, предпочитают работать под директивным руководством. Если же они занимают руководящие позиции, то широко используют методы силового воздействия. Это необходимо учитывать педагогу уже в процессе обучения студентов.

Стабильность в поведении продюсера играет большую роль в установлении его взаимодействий с окружением. Если руководитель стабилен, ответственен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Если же он неуравновешен, капризен и склонен делать непредсказуемые шаги, то коллектив негативно реагирует на такого человека. Только учет всех факторов, влияющих на поведение, в совокупности может дать ключ к пониманию индивидуальности творческого человека, а значит, и к управлению им [21].

Немаловажную роль в деятельности продюсера играет направленность его личности. Если учесть, что предрасположенность к выполнению той или иной деятельности закладывается еще в детском возрасте, то можно предположить, что направленность личности будет формироваться под воздействием мотивации, зависящей от усилий родителей, педагогов, руководителей и членов творческого коллектива. В конечном итоге они будут формировать устойчивую манеру трудового поведения артиста или другого работника в условиях временно созданной, под проект, организации, т. е. характер их производственных отношений и успехов. Другими словами, способности, раскрываясь под воздействием мотивации, формируют направленность личности, которая в свою очередь определяет характер. Это утверждение может быть верным в случае, если становление личности происходит в «тепличных» условиях творческо-производственных отношений кафедры, определяемых высокой организационной культурой. Исключением будут являться случаи, когда вновь принятый работник или студент уже обладает сложившимся характером и своим отношением к труду, тогда его направленность будет определяться мотивацией, формируемой не только материальными способами поощрения или директивными установками, но и производственной культурой организационного окружения [18].

Каждый продюсер в своей производственной деятельности должен не только рационально оценивать свои личные качества, но и постоянно заботится о формировании оптимальных для производственной деятельности личностных, деловых и профессиональных качеств своих сотрудников. Поэтому мотивация, мотивация и еще раз мотивация лежит в основе успеха продюсерских проектов.

Подводя итог, хотелось бы конкретно перечислить личные, деловые и профессиональные качества продюсера, необходимые для эффективной деятельности.

Личные качества продюсера:

— честолюбие,

— обаяние,

— оптимизм,

— порядочность,

— уверенность в себе,

— высокие моральные стандарты,

— трезвость мышления,

— высокий уровень требовательности к себе,

— самообладание,

— харизматичность.

Деловые качества продюсера:

— развитие воображения и фантазия,

— предрасположенность к риску,

— рациональность,

— доминантность,

— креативность мышления,

— целеустремленность,

— мобильность,

— требовательность,

— стрессоустойчивость,

— повышенный уровень притязаний (амбициозность).

Профессиональные качества продюсера:

— креативность (способность к неординарному, творческому мышлению),

— интуиция предвиденья,

— расчетливость,

— широта взглядов,

— коммуникабельность,

— стремление к генерации идей,

— знание театрального, музыкального, кино, видео рынка,

— компетентность,

— проницательность,

— способность находить множество способов решения производственных задач [21].

Каждый, кто решил посвятить свою жизнь продюсированию, должен понимать, что можно быть прекрасным человеком с отличным характером, обладать требуемыми личными, деловыми и профессиональными качествами, но без мотивации достижения, без настойчивости в достижении цели добиться ощутимых результатов в этой профессии невозможно.

studfiles.net

Как стать продюсером

Поделиться статьёй:

Как превратить никому неизвестного исполнителя в мега звезду? Как познакомить общественность с новым талантливым актером, про которого вчера еще никто ничего не слышал? – все это знает хороший современный продюсер. Но как стать продюсером, Вам более подробно объяснят на курсе продюсирования, который охватывает все аспекты этой интереснейшей профессии.

Изучив отзывы об учебных заведениях, где учат на продюсера, можно сказать, что данная сфера в нашем образовании находится сейчас на очень интересной стадии своего развития. Ведь эта профессия, заявив о себе как отдельно стоящее дело, направленное на развитие того или иного творческого направления, интересует многих молодых и амбициозных молодых людей.

Очевидным полюсом профессии является то, что, достойно наладив раскрутку своего протеже, хороший продюсер сможет получать неплохие доходы от прибыли, которую принесет проделанная им работа. Но в то же время, новичку в данной сфере, придется трудно в покорении олимпа, ведь для того, чтобы стать действительно уважаемым продюсером, необходимо «обрасти» связями, знакомствами, полезными контактами…

А сфера бизнес продюсирования и вовсе, является закрытым сообществом, куда решаются впускать лишь избранных, действительно достойно проявивших себя новичков. Помочь найти себя в этой непростой, но невероятно интересной профессии, сможет обучающая школа продюсеров, или же специально полученное для этих целей высшее образование. Но главное – это все же желание!

Качества, которыми должен обладать продюсер

— Очень важное личное качество в этой профессии – это интуиция. Если Вы не обладаете этим тонким природным дарованием, то, увы, эта профессия не для Вас. Ведь акулы современного шоу-бизнеса, а уж тем более деловой сферы, не потерпят рядом с собой того, кто не умеет рисковать и при этом, как правило, всегда оставаться победителем.

— Но никакая интуиция не сможет Вам помочь, если Вы, как грамотный продюсер, не можете ориентироваться в информационном пространстве, которое сегодня настигает нас своим потоком все больше и стремительнее.

— Третье качество, которое не помешает будущему продюсеру – это коммуникабельность. Умение дипломатично склонить собеседника на свою сторону – великое искусство, которое очень актуально для этой современной профессии.

— И еще одно качество – правильная оценка своих поражений и неудач. Только сумев не сдаться перед первым неудачным экспериментом в области продюсирования, а продолжив борьбу, оценив свои ошибки, Вы сможете через какое-то время назвать себя настоящей акулой шоу-индустрии, которая способна продвинуть и раскрутить даже самую неприметную звездочку.

 

Поделиться статьёй:

videoforme.ru

Как стать музыкальным продюсером? |FOODIKA

Dante — несмотря на то, что карьера этого поп-исполнителя только началась, у него уже не мало успехов — поддержка со стороны музыкальных каналов и радиостанций, концерты, выступления, номинации в профессиональных премиях и самое главное, внимание и любовь публики. И что самое интересное, всего этого он достиг сам, без продюсеров и лейблов. Мы встретились с артистом и поговорили о том, как Dante совмещает в себе творчество и менеджмент и сложно ли это.

Начнем с простого.. С чего начался Ваш творческий путь?

Мой профессиональный творческий путь начался совсем недавно. Все началось с музыкальной школы, участия в различных вокальных конкурсах. Первая полноценная песня была записана в возрасте 14 лет. После чего я понял, что с композиторством я имею полное взаимопонимание. Постепенно, я совершенствовал в себе навыки написания песен. Начинал понемногу осваивать и изучать музыкальную индустрию. И примерно, лет через 7-8 я начал твердо понимать, как должна звучать песня, чтобы она нравилась абсолютно всем. Сейчас мои песни играют на радио и находят отклик в сердцах слушателей, поэтому я понимаю, что все делаю правильно.

Вы автор и композитор своих песен. Сложно ли Вам совмещать творческую часть и менеджмент?

Во-первых, хочу сразу отметить, что если у меня нет своего продюсера, это не значит, что у меня нет своей команды. Для любого артиста это, наверное, самое важное — найти своих людей, которые в вас просто поверят. Тогда все будет получаться.

Артист в первую очередь должен быть сосредоточен на творчестве, должен понимать, что именно он несет своему слушателю и как публика на него отреагирует. При этом если ты, как артист, хочешь держать весь проект в своих руках, то должен совмещать творческую часть и менеджмент. Этому нужно учиться и это приходит с опытом. Но именно это является залогом долгосрочной карьеры и независимости от продюсеров.

В России слово продюсер — это скорее инвестор, человек, который финансирует проект и поэтому считает, что является ключевой персоной. В Штатах противоположенная позиция: понятия продюсера нет, есть музыкальный продюсер — человек, отвечающий за весь музыкальный материал, и есть генеральный менеджер, от которого во многом и зависит успех проекта. Какой точки зрения придерживаешься ты?

Скажу так, что в России сейчас постепенно меняется история. Уже появилось достаточно много артистов, которые говорят, что они без продюсеров, но они работают с PR-компаниями или самостоятельными менеджерами из музыкальной индустрии. Я не исключение. В моей команде сейчас 3 человека, с которыми мы вместе обсуждаем все вопросы и дела. Также очень важно взаимодействовать со своими фан-клубами, у меня это даже не фанаты, а семья #Dantefamily. Сейчас слушатель — это самый главный продюсер. Можно напрямую у своих фанатов спросить, как им новая песня. Я не сторонник финансово зависеть от кого-то, поэтому мне, конечно, ближе американский вариант. Есть музыкальный продюсер, и есть менеджер — это очень правильно. Я, например, в своем проекте занимаю статус музыкального продюсера, я всегда сам выбираю весь материал. Но никогда артист не сможет совместить в себе все навыки. На формирование своей команды я потратил примерно около 4 лет. Я очень долго искал тех людей, с которыми мне будет очень просто, понятно и эффективно работать. А так я считаю, что времена продюсеров-инвесторов, не разбирающихся в музыкальной индустрии, закончились.

Нужно ли профессиональное образование для того, чтобы стать продюсером? Или достаточно знаний основ продвижения и база полезных и налаженных в индустрии связей?

Двоякий вопрос. Для того чтобы стать музыкальным продюсером, музыкальное образование является обязательным. Для того чтобы стать хорошим менеджером, нужно просто иметь большую практику. И, например, певица 16-ти лет может уже к 25 годам прекрасно осознавать, что и как работает в шоу-бизнесе, чтобы добиться нужных результатов. Поэтому здесь все сильно будет зависеть от персонажа, его материала и ситуации.

Как стать музыкальным продюсером? С чего начать, как продолжить? Распишите пошагово.

Для начала нужно закончить музыкальную школу и понять, что такое музыкальные стили, музыкальный формат, что такое музыка. Уже потом начать изучать индустрию. Понять, что такое «Хук» и как написать запоминающийся текст и мелодию, что такое «Хит». Естественно, нужно найти такого саунд-продюсера, который сможет гениально работать во всех стилях. После того, как вы определились со стилем, можно выбирать сферу влияния — супер коммерция, топовая коммерция и мега-актуальное. Также, музыкальный продюсер должен четко понимать, во имя чего он все делает. Есть очень много продюсеров, которые занимаются некоммерческой музыкой, в большей степени ради искусства.

Какими основными практическими навыками ты мог бы поделиться с нашими читателями?

Основной практический навык лично для меня заключается в том, что очень редко слышу объективное мнение по поводу своей музыки. В первую очередь нужно быть готовым к критике. Если вашу музыку критикуют, значит, вы заставили людей на вас отреагировать. А когда вам в ответ молчат, то, скорее всего, люди боятся критиковать, потому как песня откровенно плоха. Не всегда ваш хит поймут сразу и поэтому нужно действовать по одной простой схеме «Я знаю как надо и я вам это докажу!». Нужно много работать, но не перерабатывать. Много верить в себя, но не становиться очень самоуверенными. И еще один момент важный для любого музыканта — это вдохновение. Черпайте силу и энергию отовсюду, что вас окружает.

Как ты относишься к такому понятию как «Формат», которое так любят радио и ТВ? Приходилось ли тебе подгонять свои песни под ту или иную радиостанцию?

Слово «Формат» — сложная штука сейчас. Иногда мы сталкиваемся с тем, что на самых топовых радиостанциях может звучать абсолютно неформатный трек. Начинающим артистам приходится подгонять свои песни под радио. Мне пока этого не приходилось делать, так как у меня уже был огромный опыт до выхода на большую сцену и сейчас я в состоянии создать тот продукт, который будет интересен всем. И я сам люблю слушать классную поп-музыку.

Есть ли в планах создание собственного лейбла? В чем отличие продюсерского центра от музыкального лейбла?

На самом деле это очень широкий вопрос. Создание музыкального лейбла — это, прежде всего независимость, это возможность заниматься дистрибьюцией своего материала. Молодые артисты, которые приходят со своими песнями в продюсерские центры и на лейбл, должны осознавать важные отличия: ПЦ — это то место, где из артиста будут делать звезду. Музыкальный лейбл не несет никаких обязанностей перед музыкантами. И принося песню на лейбл, артист получает возможность монетизации своего контента.

Какими качествами должен обладать продюсер в России, чтобы его проект добился успеха?

Стрессоустойчивостью, причем это качество должно быть в троекратном размере. Любой продюсер всегда понимает, что с первых дней работы с артистом легко ему не будет.

Что важнее — сильный продюсер или самобытный артист?

Важнее, когда сильный продюсер и самобытный артист вместе. А когда одна сторона в этой связке хромает, ситуация будет очень плачевной. Поэтому всем молодым артистам я желаю найти очень сильных директоров и менеджеров, которые вас поддержат.

Что для вас успех. Когда можно сказать, что продюсер стал успешным?

Успех — очень индивидуальная история. В моей картине мира — это создание нескольких 100% хитов, которые прославят меня на весь мир.

Ваши кумиры и почему.

Если говорить честно, у меня нет никаких кумиров. Для меня есть очень много классных музыкантов в мире, известных и неизвестных, которых я люблю и уважаю. Люблю творчество Whitney Houston, Michael Jackson, Lady Gaga.. Я следил за тем, как они развивали свое творчество, изучал их биографии и учусь на их огромном опыте.

Какие самые большие трудности ждут начинающего и не только продюсера? Приведите свои примеры из практики и как вы с ними справились.

Самая большая трудность, которая настигает любого продюсера — доказать всем, что именно ваш артист самый лучший. Артист — это очень сложная структура и сложный человек. В первую очередь нужно справиться с собственными страхами, неуверенностью, внутренними волнениями. Любой продюсер должен очень планомерно двигаться к своей цели и четко понимать, что он делает правильно, а над чем нужно еще поработать.

Какие книги рекомендуете почитать начинающим продюсерам. Или за кем следить в социальных сетях, чтобы набраться опыта?

В первую очередь нужно четко понять свои цели и возможности. Почитайте книги по психологии. Это нужно для повышение самооценки как продюсера, так и артиста. Совету прочитать какие-то мотивирующие статьи и книги. Понимаю, что это может выглядеть банально и смешно, но когда вы произносите про себя одну и ту же фразу 20-30 раз и она входит в ваше подсознание, двигаться к намеченной цели будет очень просто. Изучайте книги о музыкальном рынке и посещайте интересные семинары по продвижению в социальных сетях. Не стесняйтесь учиться и набираться опыта.

 

Post Views: 0


foodika.ru

Генеральный продюсер Сергей Евдокимов о своей профессии

Еще несколько лет назад профессия продюсера казалась какой-то загадкой, и всегда удивляло, когда за статуэткой «Оскар» в номинации «Лучший фильм» поднималась целая группа людей — продюсеров. Кто они? Чем занимаются? Как стать успешным прдюсером? Именно для ответов на такие вопросы о самых разных профессиях WoMo и запустил спецпроект «Профориентиры».

Сегодня о «загадочной» профессии продюсера, о том, какими навыками должен обладать человек, мечтающий занять эту позицию, и о необходимом образовании — рассказывает генеральный продюсер Нового канала Сергей Евдокимов.

Кто такой продюсер

Продюсер это человек, который помогает талантливым людям, деньгам и возможностям встретить друг друга. Это человек, который видит будущее и приближает его, организуя людей вокруг движения к цели. Это человек, который чувствует потенциал даже в самой безнадежной идее и который не боится рисковать, даже если может проиграть. Если говорить конкретнее, то генеральный продюсер — это человек, который отвечает за программное производство и творческое развитие канала, формулирует его цели и задачи, следит за соблюдением качества (монтажа, редактуры, музыкального оформления) и очень мало отдыхает.

Какой карьерный путь проходит человек до того, как стать генпродюсером

Телевидение это ремесло, это набор профессиональных навыков, которые при умелом владении ими и позволяют создавать продукт, который не оставляет людей равнодушными. В этом смысле человек, претендующий на должность генпродюсера, должен обладать всеми этими умениями – знанием принципов монтажа, основами редактуры и операторского искусства – разом. Например, что юмор нужно снимать только крупными планами, а кадр должен меняться каждые 2-3 секунды. [contextly_sidebar id=»jJOuZJajkcrZ53s4ikzF324RfI5109GD»]

Я начинал с самой низкой должности на телевидении – с должности референта в информационной программе «Время». Предварительно проходив бесплатно три месяца в качестве стажера. Через год я почувствовал в себе силы претендовать на должность редактора новостей, затем шеф-редактора и так далее. Но смысл творческого пути совсем не в том, чтобы тупо потакать собственным амбициям, а в том, чтобы все время открывать в себе новые возможности и профессиональные грани, о которых ты даже не подозревал. Настоящего успеха добивается тот, кто превращает свою жизнь в судьбу, для которого призвание важнее признания, хотя, получать премии всегда очень приятно.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы профессии, в общем, перечеркивают ее минусы. Ведь благодаря работе на телевидении ты проживаешь не одну, а сразу несколько жизней. Что называется, «за себя и того парня». И если про людей, смотрящих телевизор, говорят, что ящик сужает их кругозор, то про людей работающих в нем можно сказать, что он его, наоборот, расширяет. С каждой новой программой ты узнаешь кучу всего нового для себя, погружаешься в доселе неизвестный для себя мир, знакомишься с новыми лицами – и, как следствие, становишься более терпимым к людям, начинаешь лучше понимать их.

Если говорить о минусах, то они заключаются в том, что с телевидения очень тяжело переключиться на что-то другое. Мне даже сны снятся в виде телевизионных программ. Одна радость – без рекламы.

Какими качествами должен обладать человек, который хочет стать продюсером

Телевизионный продюсер — это синтетическая личность. Он должен уметь сочетать на первый взгляд несочетаемое и комбинировать вещи из совершенно различных областей. Например, знать историю средних веков и разбираться в мире топ-моделей. Или слышать все радиохиты из актуального ТОП-25 и уметь отличить тверк от бути-дэнса.

Телевизионный продюсер должен чувствовать форму. В мире очень много хороших светлых интересных идей, но без профессионального форматирования они рискуют так и остаться прекрасными фантазиями, неработающими смыслами.

Телевизионный продюсер должен также быть хорошим психологом и интуитом. Он должен постоянно улавливать настроения людей и понимать, что аудитории нужно. Что женщинам, например, нужны эмоции, а мужчинам информация. Что в героях программ зритель должен узнавать себя, а не безмолвно внимать самолюбованию культурной элиты.

Наконец, хороший телевизионный продюсер должен не бояться рисковать. Побеждает тот, кто расширяет границы возможного. Если вы услышите от продюсера фразу «наша аудитория этого не поймет, давайте лучше сделаем как обычно», гоните такого продюсера. Это не продюсер, а чиновник. Это чиновники боятся потерять свое место и статус, а настоящий продюсер знает, что его место там, в будущем.

И еще. Продюсер должен быть готов к тому, что рано или поздно про него все забудут и он не дождется признания. Как у нас говорят, на телевидении не бывает былых заслуг. Ты должен из раза в раз доказывать свое право на существование и неслучайность успеха – только тогда ты начинаешь осознавать, что занимаешь в этом мире свое место.

Каким должно быть образование

Профильное образование вовсе необязательно. Скорее даже наоборот. Необходимо образование, которое закладывает базу – из фактических знаний, представлений о мире, алгоритмов мышления. Я заканчивал философский факультет МГУ, и с моего курса, как минимум, еще три человека стали руководителями различных медиа-структур. Именно потому, что философское образование дает широкий взгляд на мир и привычку к синтетическому мышлению, мне очень легко чувствовать себя в мире конкуренции смыслов и ежедневной потребности что-либо формулировать.

Какой отпечаток оставляет профессия продюсера на личности человека

С тобой все мечтают познакомиться, а ты мечтаешь уединиться  на острове с книгой. [contextly_sidebar id=»KMhXF3FA2qbCiSAWnYzQqEyuiMi1on9N»]

Что смотреть и читать

Пожалуй, единственная стоящая книга, которую я читал на эту тему, это книга Александра Роднянского «Выходит продюсер». Честно, познавательно, про наши реалии. Что касается кино, то классика это, конечно, «Плутовство» («Хвост виляет собакой») – цинично, но ничего не поделаешь…

Кто лучший продюсер — мужчина или женщина

Оба хороши. Но все же есть нюансы. Женщины более ответственные, более заботливые, более многозадачные. Они также более нормативны, всегда следят за соблюдением технологии (в этом смысле нет большой разницы между съемкой программы и приготовлением борща). Для них важно движение к цели, сам процесс, но не всегда результат. И в этом они принципиально отличаются от мужчин, которые в большинстве своем более амбициозны и нацелены на получение результата, на победу, на конкуренцию. Все зависит от того, что вам нужно. Если хотите прорыва, риска, новых высот – обращайтесь к продюсеру мужчине. Если гарантированный, проверенный результат – в этом женщины, безусловно, превосходят мужчин.

womo.ua

Я хочу стать кинопродюсером — что дальше? — Look At Me

«Прежде, чем посвящать свою жизнь кинопродюсированию, решите, действительно ли это для вас жизненно необходимо. Первым делом изучите все технологические аспекты кинопроизводства: прочтите книги по теме (в идеале американские), поработайте на площадке, изучите процесс постпродакшена. Дальше уже вопрос предпринимательского таланта — либо он есть, либо его нет. Понять, есть ли у вас такой талант, можно на проектах в любых областях. Продюсирование — это готовность брать на себя ответственность за всё происходящее и умение вовремя принимать решения.

Набирая свой курс, я поставил задачу перед людьми в комиссии: берите тех, кто сделал до этого хотя бы один успешный проект в любой сфере. Такой проект, в котором абитуриент всё сделал сам, — от идеи до реализации. Часто отличные идеи никуда не движутся. Человек, решивший заняться кинопродюсированием, обязан уметь находить возможности свои идеи реализовывать и получать результат, будь то финансовый доход, карьерный рост или массовое привлечение внимания.

Мы делаем кино не для себя, а для зрителя. У меня изначально было романтическое представление о кино, но потом к этому романтизму, благодаря моему опыту в других индустриях, прибавился здоровый прагматизм. Я понял, что любой производимый человеком товар, будь то продукты питания или фильм, должен быть ориентирован на потребителя. Такая идеология не очень популярна среди наших кинематографистов — они предпочитают делать то, что им интересно, но часто это не совпадает с тем, что интересно большинству людей в стране. Они обитают в замкнутой «тусовке», общаются друг с другом и часто думают, что их диалоги отображают происходящее в обществе, что темы, которые интересны им, интересны и всем остальным. Не всегда это так.

В кино важно понимать, что у тебя всегда есть ограничения по времени и финансам. Продюсер должен здраво оценивать свои возможности — сможет ли он реализовать свою первоначальную задумку в запланированном качестве с теми ресурсами, что у него есть. Всегда надо просчитывать, чего можно добиться с определённым режиссёром и определёнными актёрами. Для этого начинающий продюсер должен проанализировать рынок, изучить статистику последних лет по выходившим российским фильмам. Понять, какие жанры собирают больше всего зрителей, какие актёры снимаются в самых успешных фильмах, какие у этих фильмов плакаты и трейлеры. Найти причины, по которым тот или иной русский фильм стал успешным или, наоборот, потерпел неудачу. Странно начинать заниматься продюсированием, если ты даже не знаешь, что такое «КиноПоиск».

www.lookatme.ru

Профессия продюсер

Продюсер: человек-оркестр

Еще лет пятнадцать назад это слово употреблялось исключительно в одном контексте с «акулами шоу-бизнеса», «западной культурой» и прочими отвратительными вещами. Потом как-то плавно мы стали этих самых продюсеров и спонсоров не то чтобы уважать, но побаиваться и тайно и страстно желать. Казалось, что именно в них, великих и ужасных, можно найти спасение всему и, в частности, забытой и бедной культуре. Правда, объяснить, чем продюсеры занимаются, никто толком не может. Кто-то считает, что их главное назначение в том, чтобы вовремя доставать кошелек. Другие свято убеждены, что, помимо раздачи денег, продюсеры существуют еще и для того, чтобы эксплуатировать и всячески унижать трепетных и ранимых людей искусства. Заставлять последних работать на износ, на прибыль, а вовсе не во славу высокой эстетики. Так что представление большинства об этой профессии хоть и эмоционально, но лишено смысла и логики. Между тем, продюсерское дело предполагает совершенно конкретные человеческие качества и навыки.

Кто и где

О продюсерах вспоминают в связи с различными формами сценического и постановочного искусства: театра, кино, телевидения, радио, шоу-бизнеса, концертной деятельности, мюзиклов. И хотя специфика работы в каждой области своя, названия должностей и стоящий за ними набор профессиональных функций приблизительно одинаковы.

Итак, менеджер — это администратор. Человек, который управляет жизнедеятельностью реализуемого проекта, будь то спектакль или телепрограмма, кино или мюзикл. Он обеспечивает бесперебойную работу всех звеньев. Директор театра — это менеджер, и директор картины — тоже. Менеджер — наемный работник, он может не участвовать в процессе создания проекта, подключаясь на более поздней стадии.


Антрепренер — это просто предприниматель в сфере театрального искусства. И антреприза — это частное театральное предприятие, частный театр. Причем любой формы, в том числе и так называемый «репертуарный театр». Поэтому сочетание «частная антреприза» — это масло масляное. Ограничивать понятие антрепризы разовым театральным проектом тоже неправильно. И Московский художественный театр поначалу был антрепризой, хотя имел постоянную труппу.

Импресарио — еще один участник процесса. Его главная задача — продажа готового продукта. Он занимается прокатом, то есть находит помещение, договаривается об аренде, печатает и распространяет билеты и т.д.

И, наконец, наш герой. Настоящий Продюсер с большой буквы отличается от всех вышеперечисленных тем, что рождает идею. И уже потом начинает собирать деньги, людей и заставляет их работать на воплощение. Конечно, при этом продюсер не может не быть менеджером. Он должен думать о том, насколько его идея будет востребована, а это предполагает умение мыслить в категориях экономики. При этом в продюсере изначально предполагается присутствие творческого начала. Иначе он не сможет поразить новизной художественного замысла. Он должен обладать вкусом, разбираться в тонкостях творческого процесса и уметь подбирать людей.

Главное заблуждение обывателей состоит в том, что продюсер вкладывает в дело собственные деньги. Чаще всего ситуация иная. Он привлекает деньги, договариваясь с меценатами, спонсорами, кредитодателями.
Театроведы считают, что первым русским продюсером стал Владимир Иванович Немирович-Данченко, потому что именно он был автором идеи нового театра. И, кстати, собственных денег у него часто не было. Или другой пример — Сергей Дягилев. Он задумал «Русские сезоны» в Париже и потом осуществлял их организацию.
Таким образом, продюсер прежде всего автор, создатель чего-то нового. И лишь на следующей стадии — менеджер, организатор, а в наших условиях иногда и режиссер, и импресарио, и даже исполнитель главной роли.

Персоны

Олег Березкин — театральный и музыкальный продюсер. Он придумал и создал «Классный театр», разработал концепцию репертуара. Этот театр ставит спектакли по произведениям, включенным в школьную литературную программу. Березкин просчитал аудиторию (школьники средних классов), набрал артистов, постановщиков, пригласил режиссера, арендовал помещение. И теперь театр живет на собственные доходы.

«Мы играем много, часто, ездим на гастроли, делаем новые спектакли. Частному театру, в отличие от государственного, живется очень трудно. Я проработал 15 лет в государственном театре и вижу огромную разницу. Мы не можем позволить себе длительных отпусков или пустых залов. Знаете, я не умею просить деньги у банкиров, предпринимателей. У меня есть один критерий: если зрители не станут приходить на спектакли, мне будет нечем платить зарплату», — говорит Березкин. Он считает, что одно из главных качеств продюсера — стремление к лидерству. Без сильно развитых честолюбия и амбициозности невозможно увлечь людей собственными идеями. Плюс, безусловно, хорошее образование, творческий потенциал и умение много и напряженно работать.

Кроме театра, Олег Березкин занимается организацией концертов, в частности, Владимира Спивакова. Он считает, что в области классической музыки, в отличие от кино и шоу-бизнеса, с продюсированием полная неразбериха.

В российском кино большинство нынешних продюсеров «происходит» из режиссеров и актеров. Например, один из самых успешных в этой области Сергей Сельянов сначала приобрел известность как талантливый режиссер. Его первый фильм «День ангела», снятый практически подпольно, произвел в свое время сенсацию. Затем были «Духов день» и «Время печали еще не пришло». И уже потом появилась кинокомпания «СТВ», где Сельянов продюсировал фильмы других режиссеров: «Особенности национальной рыбалки», «Блок-пост», «Про уродов и людей», «Кукушка», «Война» и т.д. Фильмы «СТВ» получили множество призов — как российских, так и международных. Особенно шумный успех выпал на долю ставшего культовым «Брата».

Сельянов считает, что любой кинорежиссер по сути уже продюсер. Потому что должен заботиться не только о том, чтобы придумать и снять фильм, но уметь организовать его «раскрутку» и продажу. Поскольку первые фильмы Сельянова никем не финансировались, он научился многое делать самостоятельно, своими руками. В том числе находить деньги на съемки.
Режиссерское чутье и талант помогают Сельянову чувствовать, какой фильм может стать событием, а какой — нет. «Это интуитивный процесс. Нет никаких правил, и все решают чувства, знания, представления о том, каким будет какой-то следующий фильм», — отвечает продюсер на вопрос о критериях качества сценария.

Вообще, в нашем кино переход из артистов или режиссеров в продюсеры — явление обычное, если не сказать традиционное. Хорошо зная весь процесс кинопроизводства изнутри, обладая к тому же организаторскими способностями и хорошим запасом честолюбия, некоторые из новоиспеченных добиваются немалых успехов.
Один из примеров — Сергей Жигунов. Начав карьеру в кино с ролей романтических героев (самый известный — Сашка Белов из «Гардемаринов»), он очень скоро ступил на дорогу кинобизнеса. Фильм «Подземелье ведьм», где он снялся в одной из главных ролей, что называется, лег на полку. И пришлось Сергею вместе с коллегой-артистом самим заниматься прокатом, ездить с копиями по стране.
Через некоторое время появилась собственная студия, со временем превратившаяся в одну из самых крупных и стабильных кинокомпаний. Сейчас Жигунов, безусловно, больше продюсер, нежели актер. Его компания снимает кинофильмы («Черный квадрат», «Принцесса на бобах», «Раздетые»), телефильмы и сериалы («Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Что сказал покойник» и дру-гие).
Талант менеджера и организатора помог Жигунову проводить кинофестивали, стать президентом Гильдии киноактеров. И лишь иногда актера можно увидеть на экране, в тех ролях, которые ему глубоко симпатичны. Как, например, легкий и обаятельный Арчи Гудвин в новом сериале про Ниро Вульфа.

Продюсер — профессия непубличная. Если в шоу-бизнесе имена самых известных и удачливых продюсеров на слуху, то в кино и в театре не так.
Даже на телевидении известны лишь те, кто, как и в кино, совмещает журналистскую деятельность с продюсерской. Яркий пример — Алексей Пиманов. Начав с создания документальных фильмов, затем выступив в качестве ведущего программы, он пришел к созданию своей телекомпании «РТС». И сейчас говорит: «Я привык к тому, что 80% своих мозгов и времени я вкладываю не в собственное творчество, а в других людей, не всегда, кстати, благодарных… Если бы мне предложили успокоиться на пять лет, только делать свою программу и обеспечивать ей рейтинг, и все, я бы спокойно занимался своим проектом. Но я знаю, что это невозможно. На телевизионном рынке нужно быть сильным».

Компания, которой руководит Алексей Пиманов, выпускает программы «Процесс», «Человек и закон», «Здоровье», «Мир женщины», «Документальный детектив», «Экстренный вызов» и уникальную по своей сложности передачу «Вкусные истории». Пиманов участвует в создании программ на всех этапах: выработка концепции, подбор команды, изменения в привычном стиле ведения и так далее. Сам про себя он говорит, что постоянно работает как кризис-менеджер, потому что вопрос «Где взять деньги?» не исчезает ни на минуту.

Мы сознательно не обсуждаем тему продюсерства в шоу-бизнесе. Потому что там-то как раз действуют более заметные фигуры, их имена чаще мелькают в газетах и на телевидении. Почему, наверное, многие и считают, что продюсеры наличествуют только в этой сфере и все они жутко богатые. Конечно, есть небольшая категория людей, которые рискуют собственными деньгами. Но большей частью продюсер трудится в области принятия решений. Он опять же выдвигает идею, находит артиста, который, по его мнению, может принести прибыль. Формирует команду, репертуар, организует рекламную компанию, словом, «запускает» механизм. Часть функций он может передавать нанятым людям, а может выполнять самостоятельно. Но, как теперь говорят, «идеология проекта» -главная область ответственности продюсера.

Продюсерами не рождаются

Ни один из продюсеров, где бы он ни работал — на телевидении, на эстраде или в театре, — не миновал этапа накопления опыта организационной работы. Для того чтобы суметь соединить в себе творческие и менеджерские качества, увлечь людей своей идеей, требуется и навык, и понимание процесса (кино, театра, музыки и т.д.), и связи, и просто жизненный опыт. Однако без базовых знаний делать в этой профессии нечего. Поэтому нужно учиться.

Учебных заведений, предлагающих получить профессию продюсера, практически нет. Коммерческие институты и курсы, которые в одних стенах и одним составом преподавателей готовят журналистов, дизайнеров, актеров, моделей и продюсеров, мы в расчет не берем. Сюда имеет смысл обращаться тем, кто хочет слегка расширить кругозор или приобрести дополнительные к основной профессии знания.
Если же мысль стать продюсером достаточно серьезна и устойчива, нужно идти на факультет, готовящий менеджеров и управленцев в конкретной области. Это будет та самая база, на которой можно строить дальнейшую карьеру.

Менеджеров для работы в теле- и радиопроизводстве выпускает факультет менеджмента и продюсерского мастерства Гуманитарного института телевидения и радиовещания. Здесь изучают, помимо экономических, финансовых и организационных вопросов, тонкости телевизионного процесса, историю мирового телевидения и радио. Закончившие факультет, по замыслу, должны становиться организаторами телевизионных программ. Во время учебы студенты проектируют программы в творческих группах, проходят практику на центральных каналах.

Что касается организации театрального дела, то история здесь гораздо более богатая. Еще в 1931 году впервые в Европе появился в Москве директорский факультет при ГИТИСе, который стал учить театральных управленцев. Он просуществовал до 1939 года и вновь ожил в 1974 году, когда на театроведческом факультете появилось отделение планирования и организации театрального дела и соответствующая кафедра.

А с 1992 года в ГИТИСе работает первый и едва ли не единственный в стране факультет, специализирующийся на менеджменте сценических искусств. Он так и называется — продюсерский.

Декан факультета Александра Ярославовна Филиппова, профессиональный театровед, считает, что продюсер должен счастливо сочетать в себе многие качества: серьезную теоретическую подготовку, творческое чутье, способность генерировать идеи. Естественно, рассчитывать, что за пять лет обучения, пусть даже в самом лучшем вузе, можно постичь все тонкости этой профессии, наивно. Слишком многое зависит от стечения обстоятельств и сугубо личных свойств. Поэтому в ГИТИСе предпочитают говорить о том, что готовят хороших управленцев: менеджеров, администраторов, директоров театров. Между прочим, практически во всех театрах Москвы административные (и весьма высокие) должности занимают выпускники факультета. И лишь некоторые, имея довольно большой опыт организаторской работы, вышли «в свободное плавание». Как, например, знаменитый Давид Яковлевич Смелянский, один из первых и наиболее удачливых наших театральных продюсеров, защитивший не так давно диссертацию на тему «Продюсер в театральном процессе России»; Евгений Болдин (театр песни Аллы Пугачевой — во многом его заслуга), Александр Достман (учредитель и президент культурного фонда «Артэс»). А некоторые из выпускников факультета работают в финансовых, планово-экономических отделах театров и учреждений исполнительной историей, с традициями и особенностями русского и мирового искусства.

Поэтому первые два года студенты изучают в основном искусствоведческие дисциплины, историю, философию, эстетику. Затем к ним прибавляется экономика, бухучет, социология искусства, планирование творческого процесса, право и т.д. Каждый год студенты отправляются на месячную практику в один из театров, а на четвертом курсе обязательно проходят полугодовую стажировку в театрально-концертных организациях. Приезжают читать лекции преподаватели и практики из Америки, Канады, Великобритании. Конкурс на продюсерский факультет стабильный: 4-5 человек на место.

Александра Ярославовна говорит о том, что многие поначалу не представляют, насколько работа продюсера трудна. Нужно много ездить и по стране, и по миру, решать финансовые проблемы, разбирать запутанные актерские конфликты, улаживать юридические сложности, не спать сутками и все время быть на пределе. Те абитури-енты, которые после окончания института представляют себя в шикарных машинах или осыпанными цветами после премьеры, порой бывают жестоко разочарованы. Потому что продюсеры и менеджеры, особенно театральные, должны работать много лет, чтобы обрести эти внешние признаки успеха. При правильной организации труд продюсеров невидим, а имена невидимы. Поэтому истинные профессионалы этого дела всегда спокойно и без вызова одеты, пунктуальны, трезвы (что выделяет их из театральной тусовки), обязательны — и при этом обладают безупречным творческим вкусом.

Каждый год ГИТИС выпускает около 20 молодых людей и девушек, у которых в дипломе написано слово «продюсер». Кем они станут в дальнейшем, не знает никто.
Кстати. Есть интересная концепция развития театрального процесса в России. Согласно ей, XIX век был веком актерского театра. Тогда зрители ходили «на имя» и спектакли были памятны тем, что в них сыграл такой-то или такая-то. XX век поставил во главу угла режиссера, и появился режиссерский театр. Ходили «на Мейерхольда, Таирова», потом «на Товстоногова, Захарова» и т. д.
А XXI век, скорее всего, будет веком продюсерского театра, то есть значимость продюсера будет возрастать, становясь решающей. Именно этот человек отбирает пьесу, приглашает режиссера, актеров, привлекает деньги, а значит, от него зависит либо успех, либо провал.
Теория эта не всем нравится. Слишком многое в ней удручает ценителей русского классического театра и кинематографа. Но почти все они признают, что все к этому идет.
Значит, несмотря на нервность и сложность профессии, быть продюсером в нашей стране можно и нужно. Если только отдавать себе во всем отчет и ничего не бояться.

Ведущие продюсеры пользуются огромным уважением:

    Джордж Мартин — звукорежиссер, бессменный продюсер Beatles. В свое время его называли «пятым битлом»;
    Алан Парсонс — звукорежиссер, записывал Pink Floyd, Who, сольные работы Пола Маккартни, создал собственный проект Alan Parsons Project;
    Ник Чинн и Майк Чепмен — «выводили в люди» Сюзи Куатро, Sweet, Smokie, Blondie;
    Брайан Ино — музыкант, который продюсировал Дэвида Боуи, U2, Talking Heads;
    Рой Томас Бейкер — «открыл» Queen, Cars, работал с Оззи Осборном;
    Мартин Берч — работал со многими «тяжелыми» группами: Black Sabbath, Blue Oyster Cult, Deep Purple, Rainbow, Iron Maiden, Whitesnake.
    Питер Коллинз — способствовал успеху Rush, Queensryche, Supertramp;
    Брюс Сведьен — барабанщик, работавший как продюсер с Майклом Джексоном, Дюком Эллингтоном, Барбарой Стрейзанд, Донной Саммер, Би Би Кингом, с оркестром Каунта Бейси и т.д.
    Фил Рамон — человек, которому благодарны Пол Саймон («Грэмми» за альбом 1975 года Still Crazy after All These Years), Билли Джоэл («Грэмми» за альбом 1980 года Glass Houses), Боб Дилан, Джон Колтрейн;
    Эл Шмидт — получил за продюсерскую работу семь наград «Грэмми», в том числе за альбомы Куинси Джонса, Генри Манчини, Джорджа Бенсона. Кроме того, работал с Фрэнком Синатрой, Рэем Чарльзом, Мадонной и другими известными исполнителями.

Автор: Ольга Черномыс
Источник: Журнал «Обучение в России»


proforientator.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *