Исторический музей на вднх: IIS 7.5 Detailed Error — 404.0

Содержание

Иван Есин: «Мы пытаемся актуализировать историю России» | Статьи

9 сентября в Севастополе открывается выставка «Моя история. Рюриковичи», знакомая москвичам по постоянной экспозиции в «Историческом парке» на ВДНХ. В 17 залах бывшего кинотеатра «Украина» разместятся более 100 интерактивных экспонатов, тысяча исторических сюжетов, несколько авторских инсталляций. «Известия» встретились с руководителем «Исторического парка» Иваном Есиным и расспросили его о значимости этого проекта.

— Одним из самых посещаемых на обновленной территории ВДНХ можно смело назвать павильон №57, где располагается сейчас исторический парк «Россия — моя история». Чем вы привлекли посетителей?

— Если вы назовете мне хотя бы один музей, который панорамно рассказывает об истории России с древнейших времен до сегодняшнего периода, я туда непременно схожу. Но таких нет. Есть прекрасный Государственный исторический музей, но он посвящен небольшому отрезку нашей истории. Есть Государственный центральный музей современной истории России — он про ХХ век и новейшие события. Мы решили занять нишу, которая на данный момент оказалась свободной.

— С чего начинался ваш проект?

— «Россия — моя история» существует с 2013 года. Начало было положено выставкой «Романовы», открывшейся в Центральном Манеже. В Москве ее посетили 300 тыс. человек, в Санкт-Петербурге — 160 тыс. В 2014 году мы презентовали «Рюриковичей». Интерес тоже был весьма велик — в день у нас было до 20 тыс. человек.

Изначально мы собирались ограничиться временными экспозициями. Но затем стало ясно, что у людей есть постоянная потребность в таких мультимедийных проектах, где можно всё потрогать, отсутствуют музейные ограничения и история представлена не через экспонаты, а через события и процессы.

— Как в итоге вы получили постоянную прописку на ВДНХ?

— Это было решение мэра столицы Сергея Собянина — разместить наши экспозиции на обновленной территории выставки. В рамках концепции возрождения ВДНХ хотят сделать национальной выставочной площадкой с кластерами науки, истории, технологии, космоса, развлечений. Логично, что мы здесь расположились. В самом посещаемом парке Москвы и всей нашей страны достойное место должно быть отведено истории и ее урокам.

— Историю столько раз переписывали, что непонятно, каким авторам и учебникам верить. Чем вы пользовались, когда составляли исторические справки?

В первую очередь мы доверяем нашим экспертам, которые с нами работали. Это ученые Института российской истории РАН, МГУ, РГГУ. Как только историки из экспертного совета решили, каким образом мы будем подавать те или иные события и личностей, к работе приступили дизайнеры, которые с помощью компьютерной графики «окартинили» историю. Именно благодаря этому выставка получилась довольно яркой.

— Бывают ли посетители, которые говорят: «Неправильно вы преподносите историю»?

Как правило, претензии есть либо у историков-любителей, либо у специалистов с авторским взглядом на события в России. Для нас важно в первую очередь мнение крупнейших академических институтов, с которыми мы работаем. Они дали однозначную оценку экспозиции: в деле популяризации истории — это ноу-хау. Реакция людей нам тоже помогает говорить, что это востребовано и интересно.

— В музеях экспозиции строятся на артефактах, а у вас таковые есть?

— У нас артефактов нет, и это наша принципиальная позиция. Дело в том, что музейное хранение — это специальные условия, которые тут же удорожают весь проект. Артефакты нельзя трогать, а на нашей экспозиции возможно всё. Поэтому сначала мы перешли на мультимедийный формат с современными носителями. А в следующем году мы будем делать копии артефактов. Например, ладью с товарами на пути «Из варяг в греки». А еще предложим посетителям примерить доспехи или одежду, сделанные по технологиям того исторического периода, о котором рассказывает конкретный раздел выставки. Такой интерактив поможет посетителям лучше понять, как жили наши предки.

— Как вы подбирали музыкальное сопровождение?

— Это информационно насыщенная экспозиция, погружение в историю с помощью современных технологий. Мы продумывали всё до мельчайших деталей. Музыка не должна мешать восприятию истории. Пробовали разных композиторов — и современных, и классиков, и народную музыку. Но путем долгих экспериментов всё-таки остановились на произведениях Георгия Свиридова.

— На выставке есть мультимедийный раздел, описывающий жизнь и деяния преподобного Сергия Радонежского. Церковь дала вам благословение на это?

— Мы обращались в Патриарший совет по культуре, чтобы изложение жития святого шло от них. Что касается мультимедийности, мы посоветовались, в каком объеме можно ее использовать. Нам была дана рекомендация использовать ее аккуратно. Это понятно, потому что, когда мы говорим об изображении святого, есть определенные каноны и лучше их не трогать, не нарушать, потому что они освящены тысячелетним опытом.  

— Ваш проект будет полезен школьникам, изучающим историю России?

— Даже школьники в 11-м классе приходят сюда освежать свои знания перед ЕГЭ. Некоторые московские учителя проводят в «Историческом парке» занятия по истории. Детям нравится, потому что здесь информация подается с применением современных технологий, и это, конечно, притягивает. В экспозиции есть несколько кинотеатров. В пятиминутном фильме, который сделан с использованием 3D- и компьютерной графики, мы рассказали о роли торговых путей в развитии древнерусского государства, а также про другие значимые для страны события.

— 9 сентября в Севастополе состоится презентация выставки «Моя история. Рюриковичи». Почему в Крыму?

— В Херсонесе, который находится на территории современного Севастополя, состоялось крещение Великого князя Владимира. Это место является духовной купелью всей Руси. Наш проект тоже рассказывает об этом. Хочется, чтобы жители Севастополя и Крыма могли познакомиться со своей древней историей в интересном мультимедийном формате. Выставка пройдет в здании бывшего кинотеатра «Украина». Так как помещение небольшое, экспозиция будет представлена в усеченном варианте.

— Кто из высоких гостей приглашен на открытие?

— Мы ждем министра культуры Владимира Мединского и главу Севастополя Дмитрия Овсянникова. Очень надеемся, что председатель Патриаршего совета по культуре епископ Тихон приедет. Почетные гости — это очень важно, но еще важнее, чтобы потом на выставку пришли простые зрители. Вход на нее будет бесплатным. Нам важно рассказать людям об истории. Мы пытаемся актуализировать старые события, проводя параллели с текущей ситуацией и напоминая о тревожных уроках прошлого.

Политехнический музей закрывает свой павильон на ВДНХ — Москва

МОСКВА, 21 февраля. /ТАСС/. Политехнический музей 1 марта закрывает свой павильон на ВДНХ — интерактивная экспозиция «Россия делает сама» (РДС), посвященная российским ученым и их изобретениям, а также временная выставка «Руссо-Балт. Первый. Легендарный» и лаборатории работают до 1 марта, рассказали ТАСС в пятницу в пресс-службе музея.

«Главное здание Политехнического музея на Новой площади откроется 12 декабря 2020 года, однако Политех планирует и в дальнейшем развивать сотрудничество с ВДНХ в части внешних проектов. В настоящее время обсуждается проект создания нового выставочного пространства в одном из павильонов экспозиционного комплекса», — пояснили в пресс-службе.

Там добавили, что открывшаяся в 2014 году в павильоне № 26 (исторический павильон «Транспорт») экспозиция пользовалась большой популярностью — ее посетили около 1 млн человек, было проведено почти 4 тыс. экскурсий и почти 3 тыс. занятий в лабораториях.

«Это была первая в России научно-популярная музейная экспозиция, в которой в полной мере реализовались мультидисциплинарные подходы. Проектировщики и кураторы использовали все доступные средства — видеоистории, анимированные макеты, интерактивные экспонаты, art&science-произведения, звуковые ландшафты — чтобы глубоко и увлекательно рассказать о российской науке», — говорит заместитель генерального директора по программной деятельности Политеха Наталья Сергиевская, чьи слова приводят в пресс-службе.

Экспозиция рассказывает о сделанных российскими учеными и инженерами за последние 120 лет открытиях и изобретениях, оказавших влияние на развитие целых областей в науке и технологиях. Помимо РДС, в павильоне было проведено 10 тематических выставок. В 2015 году выставка «Сикорский: крылья будущего» получила диплом архитектурного конкурса «Золотое сечение». Сейчас одно из пространств павильона занимает временная выставка «Руссо-Балт. Первый. Легендарный», где представлен единственный сохранившийся в мире дореволюционный автомобиль «Руссо-Балт» модели К12-20 1911 года выпуска из коллекции Политеха.

О музее и модернизации

Один из крупнейших научно-технических музеев мира создан по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. В декабре 1991 года музей был объявлен особо ценным объектом культурного наследия Российской Федерации. В 2013 году началась реставрация и реконструкция Исторического здания.

Модернизация музея — это масштабный государственный проект. Концепция предусматривает создание принципиально нового музейно-просветительского центра, объединяющего величайшие достижения науки, техники и общества. В сентябре 2019 года был открыт северный фасад здания, амфитеатр перед ним и пешеходная галерея, связывающая строение с Музейным парком (маршрут пролегает от здания Центрального детского магазина до парка «Зарядье»).

Автор концепции реконструкции — японский архитектор Дзюнъя Исигами.

Сейчас в здании восстанавливаются исторические интерьеры, идут работы по внутренней отделке и прокладке инженерных сетей, завершен монтаж светопрозрачных перекрытий над Южным двором музея. Завершаются работы по усилению конструкции здания, обустройству перекрытий Северного двора, общественных пространств на -1-м уровне. Северный двор станет многофункциональным пространством — местом реализации публичной программы музея. В Южном дворе расположатся игровые зоны, студии и детский музей Политеха. Будет восстановлена легендарная Большая аудитория.

От истоков – к современности: как менялись исторические павильоны ВДНХ

На ВДНХ, перешагнувшей 80-летний рубеж, кипит работа. Специалисты продолжают реставрировать исторические павильоны, а строители возводят новые объекты. К юбилею, который выставка отмечала в 2019 году, реставраторы восстановили центральную часть арки главного входа, по чертежам 1950-х годов воссоздали цветочный партер, провели работы на 14 фонтанах, расположенных на Центральной аллее, отреставрировали фонтан «Золотой колос», который не работал около 30 лет, а также «Каменный цветок» и «Дружба народов».

А главное — комплексно отреставрировали семь павильонов, признанных объектами культурного наследия. Рассказываем, каким историческим павильонам уже вернули былое величие и нашли современное применение.

Инфографика: mos.ru

Павильон № 13 «Здравоохранение» (бывший павильон «Армянская ССР»)

Павильон «Армянская ССР» появился на выставке в год ее открытия, а возвели его в рекордные семь месяцев. Он один из немногих, сохранившихся от Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) 1939 года. До 1964 года он носил название «Армянская ССР», что нашло отражение в архитектурном облике здания. В 1964–1966 годах в павильоне размещалась экспозиция «Пищевая промышленность», а в 1967-м он был переименован в «Здравоохранение».

Исторический вход в павильон был выполнен в виде огромного трехнефного портала в нише, стены были синими, а потолок украшала орнаментальная роспись. Арки портала были оформлены розовым туфом – эта порода характерна именно для Армении. А окна обрамляло литье в виде винограда, гранатов и лимонов.

Фото: mos.ru

После реконструкции павильона в 1960-е годы часть украшений и орнаментов была утрачена, а богато декорированную входную группу закрыли гофрированным металлом. Положение усугубили 1990-е годы, когда здание превратили в торговый центр, где продавались медицинские товары.

Первые работы по восстановлению начались в 2014 году, когда здание освободили от фальшфасадов и наслоений. Это позволило расчистить изначальный трехнефный портал центрального входа. Специалисты восстановили и синий цвет ниши, орнамент с изображением фруктов, в центре которого гранат. Они также очистили облицовку фасада и сделали архитектурную подсветку.

Отреставрированный павильон был передан Государственному музею Востока, в апреле 2019 года здесь открылась постоянная экспозиция «Сохраняя культуру. Музей Рерихов». Она посвящена путешествиям, исследованиям и творчеству Николая и Святослава Рерихов.

Фото: mos.ru

Павильоны № 32–34 «Космос»

Павильон, который в наши дни называется «Космос», тоже появился в год открытия ВСХВ. Тогда он носил название «Механизация» и выглядел иначе – это был огромный эллинг. В 1954-м, к послевоенному открытию выставки, тематика павильона была расширена, что отразилось и в названии – «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР». К эллингу пристроили большой зал со знаменитым стеклянным куполом, опирающимся на четыре мощные арки. В 1956-м он меняет название на «Машиностроение».

Фото: mos.ru

«Космическим» павильон становится в 1967 году, с открытием выставки, посвященной космическим достижениям Советского Союза. К сожалению, в 1990-е годы она была демонтирована, а многие экспонаты навсегда утрачены. В здании проводили дискотеки и торговали всем подряд: от автомобилей до саженцев с рассадой.

Восстановление «Космоса» началось в 2017 году и длилось чуть больше года. Особое внимание уделили архитектуре. Для работ привлекли около полутора тысяч реставраторов и строителей. Был укреплен фундамент и стеклянная крыша, стены окрасили в кремовый цвет, а под куполом установили люстру – копию кремлевской звезды, которая украшала Троицкую башню. Кроме того, были отреставрированы металлические гербы 15 советских республик, скульптуры тракториста и комбайнерки, гипсовые рельефы с символикой различных отраслей.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

В 2018-м здесь открылся центр «Космонавтика и авиация», ставший крупнейшим космическим выставочным комплексом страны. На площади более 15 тысяч квадратных метров посетители могут увидеть почти 1,5 тысячи экспонатов, включая полномасштабный макет орбитального комплекса «Мир».

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Павильон № 58 «Земледелие» (бывший павильон «Украинская ССР»)

Один из красивейших павильонов ВДНХ построили по проекту архитектора Алексея Тация в 1954 году к открытию выставки после войны. Его посвятили успехам сельского хозяйства Украинской ССР, а позднее – аграрным культурам. В 1990-е годы здание занимали торговые киоски, а в 2013-м его закрыли из-за аварийного состояния.

Фото: mos.ru

Реставрацию «Земледелия» начали в 2017 году и завершили к 80-летию выставки. Фасад восстанавливали по историческим фотографиям – над входом вновь красуется герб УССР, обновленный с помощью четырехцветной смальты. Специалисты восстановили арку «Изобилие», ротонду со скульптурой «Пшеничный сноп» и витраж «Переяславская рада». Работы с витражом, к слову, представляли особую трудность, поскольку за полвека он сильно обветшал. Реставраторам пришлось разобрать конструкцию, очистить и промыть стекла, вернуть утраченные фрагменты, заменить опору и покрыть все защитным слоем. Теперь гости павильона вновь могут увидеть картину объединения земель Войска Запорожского с русским государством.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

По обе стороны от центрального входа расположены обновленные фигуры стахановцев. Над зданием возвышаются отреставрированные скульптуры девушек – «Славы». А потолок двух выставочных залов украшен, как и прежде, гипсовыми подсолнухами и колосьями пшеницы. Первозданный вид вернули и многоцветному полу, выложенному в итальянской мозаичной технике терраццо.

В мае 2019 года в павильоне открылся центр славянской письменности «Слово». Его экспозиция посвящена истории, настоящему и будущему кириллической письменности. В центре, который не имеет аналогов в стране, можно увидеть реконструкцию первой русской типографии Ивана Федорова, услышать детские страшилки в комнате городского фольклора и изучить церковнославянский язык.

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Павильон № 18 «Республика Беларусь»

Павильон, посвященный Белорусской ССР, тоже получил новую жизнь. Его не реставрировали с момента постройки в 1954 году.

Главный вход в павильон выполнен в виде полукруглого дворика с колоннадой-портиком, а крышу венчает башня с аллегорической скульптурой «Мать-Белоруссия».

Фото: mos.ru

Реставрацию здания начали в 2007 году. Тогда павильону вернули первозданный вид и исторические интерьеры, а также отреставрировали скульптуру «Мать-Белоруссия» и фасад.

На втором этапе, в 2016 году, реставрационные работы коснулись пяти скульптур на фасаде: доярки, механизатора, колхозницы со снопом, охотника и ученого-агронома. За несколько десятилетий двухметровые фигуры из армированного бетона частично разрушились, поэтому реставраторы по слепкам подготовили пять копий. Новых «Тружеников Белоруссии» выполнили из прочного материала – фибробетона.

Посетителям ВДНХ павильон вновь предстал именно таким, каким задумывался архитекторами Зинаидой Чернышевой и Григорием Захаровым в начале 1950-х годов. Они, кстати, изображены на фреске фасада. Теперь по соглашению между двумя странами здесь расположен торгово-выставочный центр Республики Беларусь.

Павильон № 62 «Охрана природы» (бывший павильон «Строительные материалы»)

Павильон № 62 возвели в 1954 году для демонстрации достижений советской строительной отрасли. Тогда он носил название «Строительные материалы». Спустя два года после постройки здесь открылась выставка «Атомная энергия в мирных целях», а через восемь лет началась демонстрация достижений легкой промышленности. Свое современное название павильон получил в 1967 году, когда в здании разместилась экспозиция о работе Всероссийского общества охраны природы.

Фото: mos.ru

В ходе реставрации специалисты восстановили интерьеры и приспособили павильон к современному использованию, не нарушив при этом исторической планировки.

Павильон изначально строился не в едином стиле – для него характерна архитектурная эклектика. Главная достопримечательность – стеклянный 16-метровый кубический объем, словно парящий в воздухе. Для восстановления использовалось то же самое стекло, что и при постройке (сталинит) – в этом помогла находка во время реставрации двух ящиков закаленных стекол. Сегодня подобные стекла уже не производят. Колонны, как и в момент открытия павильона, облицованы искусственным мрамором, а в центре потолочного витража выложен герб СССР.

После реставрации в 2017 году в павильоне открыли Международный центр балета. Здесь работает балетная школа для детей и взрослых.

Фото: mos. ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Павильон № 84 «Дом культуры»

Еще в одном павильоне, восстановленном в 2017 году, находится Дом культуры. Он сохранил свою историческую функцию места культурного досуга и образования. Реставраторы, полностью сохранив планировку, обновили зрительный зал, восстановили сцену с танцевальной площадкой и отремонтировали инженерные системы.

Павильон № 84 построили в 1954 году как «образцовый колхозный Дом культуры» с двумя одноэтажными флигелями по бокам. С момента открытия здесь работали библиотека, учебные лаборатории, кружки, студии, а также радиоузел. Но ни разу здание капитально не ремонтировалось и начало разрушаться.

Кстати, после реставрации посетители могут увидеть отделку парадного вестибюля и зрительного зала в виде лепного декора, а также воссозданные исторические люстры – в том же виде, как в момент постройки.

Фото: mos.ru

Павильон № 71 «Атомная энергия» (бывший павильон «РСФСР»)

Павильон был построен в 1954 году для экспозиции «РСФСР». Спустя 10 лет в здании открылась выставка «Атомная энергия». В 1990-е годы выставка закрылась, а павильон стал очередной торговой точкой ВВЦ.

Фото: mos.ru

Реставрация павильона началась в 2014 году и продолжалась четыре года. Специалисты отремонтировали фасад, крышу, восстановили модернистские витражи, лепной декор и конструкции световых фонарей. По найденной в архиве фотографии 1950-х годов восстановили потолочную советскую звезду из красного стекла.

Реставраторам удалось воссоздать исторические элементы здания, сделав его при этом капитальным. Были заменены несущие балки под центральным входом, полностью обновлены инженерные коммуникации.

В 2018 в обновленном павильоне открылся Дворец государственных услуг «Мои документы».

Фото: mos.ru

Источник: mos.ru

Политех закрыл экспозицию на ВДНХ

Политех закрыл свой павильон на ВДНХ

Интерактивная экспозиция «Россия делает сама» (РДС), посвящённая легендарным российским учёным и их изобретениям, завершила свою работу 1 марта 2020 года.

В этот же день закрылась временная выставка «Руссо-Балт. Первый. Легендарный» и лаборатории.

Политех намерен и впредь сотрудничать с ВДНХ, даже после того, как 12 декабря 2020 года откроется Главное здание Политехнического музея на Новой площади. В настоящее время обсуждается проект создания нового выставочного пространства в одном из павильонов экспозиционного комплекса.

Экспозиция «Россия делает сама» (РДС) открылась в 2014 году в павильоне № 26 (исторический павильон «Транспорт») и всё время своего существования пользовалась большой популярностью — экспозицию посетили около миллиона человек, было проведено 3940 экскурсий и 2867 занятий в лабораториях.

«Это была первая в России научно-популярная музейная экспозиция, в которой в полной мере реализовались мультидисциплинарные подходы. Проектировщики и кураторы использовали все доступные средства — видеоистории, анимированные макеты, интерактивные экспонаты, art&science-произведения, звуковые ландшафты — чтобы глубоко и увлекательно рассказать о российской науке», — говорит заместитель генерального директора по программной деятельности Политеха Наталья Сергиевская.

В создании выставки участвовали более 300 человек — кураторы, художники, архитекторы, инженеры, учёные, программисты со всей страны.

Экспозиция рассказывала об открытиях и изобретениях, которые были сделаны российскими учёными и инженерами за последние 120 лет и оказали существенное влияние на развитие целых областей в науке и технологиях. Пространство павильона было разделено на семь тематических блоков — «За пределами Земли», «Новый антропогенез», «Аналоги природы», «Радио+», «Иллюзии», «Энергия ядра» и «Энергия плазмы». Содержание каждого раздела было построено вокруг ключевых исторических экспонатов из коллекции Политехнического музея.

С помощью интерактивных экспонатов каждый желающий мог провести собственные опыты и эксперименты. Например, посетители могли стать свидетелями имитации взрыва первой советской атомной бомбы — РДС-1, поиграть на терменвоксе, увидеть силовые линии магнитного поля, узнать свой вес на разных планетах Солнечной системы, «вырастить» растения в космосе или создать голограмму.

Помимо РДС, в павильоне было проведено ещё 10 тематических выставок.

Новости музея

  • Пять дней на познание мира

    Cо 2 по 6 декабря в Гостином Дворе пройдёт книжная ярмарка non/fiction. Политехнический музей соберёт там интересных собеседников, чтобы поговорить о своих издательских проектах для взрослых и детей.

  • Политех в своей тарелке

    Два раза в месяц по воскресеньям Политехнический музей собирает гостей в кафе, барах и клубах, чтобы в неформальной обстановке поговорить с учёными о новейших открытиях и современных тенденциях, о том, что происходит в науке прямо сейчас.

  • Кто пилотирует беспилотники?

    Сегодня беспилотники уже вовсю тестируются на городских улицах. К чему это приведёт в ближайшем будущем? Обсудим 14 ноября с детьми и их родителями

Исторический музей принимает выставку придворного костюма из Эрмитажа — Российская газета

Выставка «Придворный костюм середины XIX — начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа», которая открывается в Москве, — первое из юбилейных приношений коллег Государственному историческому музею (ГИМ), который отпразднует свое 150-летие в 2022 году.

Музей своим рождением обязан легендарной Всероссийской политехнической выставке 1872 года, приуроченной к празднованию 200-летнего юбилея Петра I. Ее огромная экспозиция, занявшая все кремлевские сады, вдохновила Москву на создание сразу двух музеев: Исторического и Политехнического. В частности, здесь публика впервые увидела археологические находки из Херсонеса. Так что можно сказать, что сокровищница Исторического музея ведет отсчет от юбилея Петра и от раскопок античного города. Эту линию античного полиса продолжат собиратели, передававшие свои коллекции музею «на общественное благо». А линия имперская, от Петра I, продолжится «высочайшим соизволением» от 9 февраля 1872 года на создание Исторического музея имени цесаревича Александра Александровича. Впервые в музей Александр Александрович вступит уже императором, вскоре после коронационных торжеств 27 мая 1883 года. Нынешняя выставка связь Исторического музея с императорской четой Александра III и Марии Федоровны акцентирует.

Посетителей встречает огромный портрет императрицы Марии Федоровны в полный рост. Церемониальные, парадные, бальные платья русского императорского двора напоминают о торжествах 1883 года. А среди 50 комплектов костюмов и более 60 аксессуаров, привезенных из Эрмитажа, — львиная часть принадлежит Марии Федоровне, моднице, изящной красавице, носившей туфельки 35 размера. Урожденная датская принцесса Дагмар, она должна была выйти замуж за цесаревича Николая Александровича (его портрет показывается после реставрации впервые за почти сто лет), но он умер в 1865 году. И через год после смерти жениха она приняла предложение его брата Александра, ставшего наследником русского престола.

О чем могут поведать придворные костюмы позапрошлого и прошлого века, рассказывает Нина Тарасова, хранитель коллекции костюмов Эрмитажа, куратор нынешней выставки в ГИМе.

Хотя среди экспонатов выставки есть портреты, аксессуары, почему тем не менее главным героем выставки вы сделали придворный костюм?

Нина Тарасова: Это наш способ показать церемониальный характер жизни императорского двора, показать под новым углом зрения исторические события.

Например?

Нина Тарасова: Например, смерть Александра III и наступление царствования Николая II. Александр скончался весной 1894 года. А в ноябре была церемония бракосочетания Николая II и Александры Федоровны. Рядом можно увидеть подвенечное платье невесты и белое траурное платье вдовствующей императрицы Марии Федоровны, в котором она была в момент свадьбы своего сына.

Белое траурное платье?

Нина Тарасова: Глубокий траур длился год. Его можно было ослабить только в день рождения императрицы Марии Федоровны — 14 ноября. В этот день строгий черный траур был заменен на белый. И она смогла надеть белое платье из шелкового крепа на свадьбу сына. Креп при дворах европейских монархов считается траурной тканью.

Откуда эта традиция идет?

Нина Тарасова: Это общеевропейская традиция. Структура русского императорского двора была выстроена во многом по модели Пруссии, а церемониалы шли из Франции. Тут соединялись разные традиции.

Платье по ранжиру

Одни представляют придворную жизнь как следование ритуалу, шаг вправо или влево от которого грозит нарушителю остракизмом. Другие — как праздник моды и гламура. Пытались ли вы соблюсти баланс между этими крайностями, готовя выставку?

Нина Тарасова: Если вы заметили, одна из главных тем выставки — именно церемониальные костюмы русского императорского двора. Дамы должны были приходить на торжественные церемонии только в платьях, которые соответствуют их рангу.

С каких пор платья регламентировались?

Нина Тарасова: Со времен Николая I. Он издал соответствующие указы в 1831 и 1834 годах. Так, указ от 27 февраля 1834 года вводил дополнение о «русских платьях». Они были весьма фантазийными. Современники называли их офранцуженными сарафанами.

Регламентировался не только покрой. Для фрейлин, камер-фрейлин, статс-дам и гофмейстерин был также определен цвет бархата и рисунок шитья платья. Он был разработан до мелочей и вошел в полный свод законов Российской империи.

Ничего личного?

Нина Тарасова: Абсолютно ничего.

А если кому-то сарафан не шел?

Нина Тарасова: Для зрелых статс-дам Николай I предусмотрел возможность легких газовых кофточек, которые на живую нитку пришивались к парадному платью. Можно было уменьшить декольте. Специальные нашивные рукавчики могли закрыть проблемную зону руки. Тогда перчатки они надевали уже не до локтя, а короткие.

А остальные-то могли выбрать платья по вкусу?

Нина Тарасова: Дамы без придворного ранга, которых звали ко двору, должны были являться на придворные церемонии также в платьях русского покроя. Но платья шились из того материала, который позволял домашний бюджет, и украшались по возможностям. Разумеется, нельзя было ни в коем случае повторять ни рисунок шитья, ни цвет бархата дам «в ранге».

Представляю, какой выбор был у мужчин, если у женщин его не было.

Нина Тарасова: Придворные кавалеры, от камер-юнкеров до обер-гофмейстеров, носили форменные мундиры с положенным количеством пуговиц, с определенным рисунком золотого шитья.

Указ Николая I вводил дополнение о «русских платьях» при дворе. Их называли офранцуженными сарафанами 

Они делали костюмы за свой счет?

Нина Тарасова: Да, и они обходились им очень дорого.

А женские платья?

Нина Тарасова: Фрейлинам, которые были незамужними барышнями, казна строила платья. Замужние статс-дамы шили платья за свой счет.

Почему Николай I решил заняться женским гардеробом?

Нина Тарасова: Он занялся большой реформой ведомственного костюма, в том числе и придворного. Следующую реформу в 1855-м провел Александр II, но суть николаевского регламента она не затронула.

Скромное обаяние прошлого сезона

Оставалось ли место для моды? Хотя бы на балах.

Нина Тарасова: Тут тоже не так все просто. Являться на бал в слишком модном платье считалось дурным вкусом. Кроме того, новое бальное платье стоило дорого. А например, Николаевский бал — это самый большой январский бал в Зимнем дворце — был рассчитан на 3500 — 4500 приглашенных. В этой толпе можно было и платье помять, и драгоценности потерять. Хороший тон требовал приходить на придворный бал в платье прошлого сезона. И потом, было неписаное правило — нельзя было затмить императрицу. Особенно такую, как Мария Федоровна.

Шансов не было.

Нина Тарасова: Шансы были, как мне кажется. Например, у Зинаиды Николаевны Юсуповой. Она была еще фрейлиной Марии Александровны, супруги Александра II. Она дружила с Марией Федоровной. Зинаида Николаевна была красавицей, и Юсуповы обладали колоссальными средствами. В коллекции Эрмитажа есть всего несколько платьев Зинаиды Николаевны, но это потрясающие по исполнению вещи. Шились в лучших мастерских, например, в Париже у Чарльза Фредерика Ворта. Кстати, он был любимым модельером и Марии Федоровны. Он ее обожал как заказчицу. Она была в меру экстравагантна. Не боялась смелого сочетания цветов, неожиданного кроя.

Не ездила же она к нему в Париж на примерку?

Нина Тарасова: У Ворта для нее был сделан манекен. Какие-то мерки присылали. В штате у Марии Федоровны была портниха. Кроме того, были замечательные поставщицы двора, которые делали для императрицы роскошные платья. Для Марии Федоровны работали мастера Парижа, Лондона, Вены, Петербурга. Такие, например, как Авдотья Трофимовна Иванова. На выставке мы показываем несколько костюмов этой портнихи императорских театров, которая была еще поставщицей императорского двора. Она содержала прекрасное ателье.

На выставке будет рассказ об отдельных мастерах, например, той же Ивановой?

Нина Тарасова: Нет. Но мы показываем одно из самых удивительных платьев, созданных Авдотьей Трофимовной для графини Софьи Гендриковой. Платье создано для бала в Михайловском дворце 1890 года. Костюмированный бал был в стиле эпохи позднего итальянского Возрождения. Ориентиром для создания нарядов служили картины Тинторетто и Веронезе. Казалось бы, маскарадное платье на один раз. Но оно так тонко стилизовано, что дает возможность почувствовать самый дух эпохи историзма. Мы выставляли это платье лишь однажды ранее. Но — без шемизетки, то есть без внутренней блузки с воротником а ля Медичи. Эта часть платья была реставрирована специально к выставке в ГИМ.

Интимное измерение истории

Вы знаете обладательницу каждого платья на выставке?

Нина Тарасова: Нет. Скажем, мы не знаем, кому конкретно принадлежало платье фрейлины императрицы, платье статс-дамы императорского двора и мундир камергера. А все остальные вещи — именные. Мы знаем, кто носил эти платья, костюмы, туфли. Все 18 пар туфель — из гардероба Марии Федоровны. Шляпки, чулки и перчатки тоже ее. Впервые выставляется венгерка — форменное мундирное дамское платье Марии Федоровны. Если ливреи слуг, то именно тех, кто был рядом с Марией Федоровной и Александром III.

И в этом, на мой взгляд, особая прелесть этого проекта. Вещи способны очень многое рассказать о своих хозяевах.

Интимное измерение истории?

Нина Тарасова: Да. Можно открыть ящички комода и увидеть, например, чулочки императрицы.

Иначе говоря, мы можем заглянуть в ту часть жизни двора, которая не регламентировалась.

Нина Тарасова: Как сказать… В зале, где представлены личные вещи Александра III и Марии Федоровны, можно увидеть пеньюар новобрачной великой княгини и халат и туфли великого князя, которые он надевал в первую брачную ночь. По традиции, существовавшей в доме Романовых, новобрачные встречались в спальне в особых одеяниях. О женском платье не было никаких указаний. Но на женихе непременно должен был быть халат из серебряной парчи или серебряного глазета поверх ночной сорочки и из такой же серебряной ткани домашние туфли, отороченные лебяжьим пухом.

Этот халат жених надевал единственный раз?

Нина Тарасова: Да. Традиция шла, как минимум, с позднего XVIII века. Мы показываем серебряный халат будущего Александра III и его ночную сорочку со следами починок — из тонкого голландского полотна с вышивкой короны и даты «66» — свадьба была в 1866 году. Сзади есть кушак, который крепится на шлёвке. По идее он должен был быть завязан вокруг талии молодого человека. Но поскольку костюм будет на выставке три месяца, мы решили кушак не завязывать, а опустить его сзади.

Кстати

От «арапа Петра Великого»

У дверей зрителей встречают «арапы» в парадных костюмах.

Традиция берет свое начало с петровских времен. В штате двора арапы появляются при Елизавете Петровне: два младших и два старших придворных «арапа». В церемониал двора они вносят элемент экзотики и в конце XIX — начале XX века.

Начиная со времен Александра II служба при дворе ливрейных, то есть лакеев, была по вольному найму. Иначе говоря, любой человек Российской империи, мужчина, достигший 16-летнего возраста, мог подать прошение в Гофмаршальскую часть Министерства императорского двора и при хорошем стечении обстоятельств получить место.

Должность «арапа» не была исключением. Хотя принято было говорить, что «арапы» были из Эфиопии, это не так. Определяющим был цвет кожи.

Во времена Александра III на этой должности были уроженцы Турции, уроженцы Островов Зеленого Мыса, кто-то был подданным Великобритании, кто-то — из Абиссинии. Претенденты должны были предоставить метрику и справку, что они на родине отбыли военную службу. Принести присягу на верность государю. Если они не были христианами, то должны были дать согласие принять христианство. Церемония крещения происходила в большом соборе Зимнего дворца. Они получали новые имена и поступали на службу при дворе.

В Краснодаре будет создан исторический парк «Россия – Моя история»

Открытие парка запланировано на 4 ноября. Его посетители получат возможность окунуться в разные исторические эпохи Кубани и страны в целом при помощи новейшего мультимедийного и интерактивного оборудования.

Как будет устроен «музей будущего», «КН» рассказала директор Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки им. А. Пушкина, представитель рабочей группы по подготовке регионального контента исторического парка «Россия – Моя история» Виктория Гончарова.

В начале начал

«Россия – Моя история» – это целая система мультимедийных парков, в которых панорамно представлена вся история России с древнейших времен до наших дней. Начало ей положила интерактивная выставка «Романовы», открытая в 2013 году в Москве под патронажем Патриаршего совета Русской православной церкви. Интерес к экспозиции был настолько велик, что ее решили сделать постоянной. А в 2015 году на основе выставки, по инициативе президента России Владимира Путина, в одном из павильонов ВДНХ открылся первый исторический парк «Россия – Моя история».

Всего в России будет 20 таких парков. Краснодарский исторический парк станет в стране 18-м по счету. Подобные парки уже работают в 17 городах страны. Среди них – Якутск, Южно-Сахалинск, Пермь, Новосибирск, Нижний Новогород, Ставрополь, Махачкала, Москва, Санкт-Петербург.

Больше, чем учебник

Посетители парков получают возможность не просто узнать о том или ином событии, факте или выдающейся личности в истории России, но и, благодаря наглядности, погрузиться в эпоху. В первую очередь парки рассчитаны на школьников и студентов.

– Мультимедийный исторический парк транслирует одну из версий российской истории, наиболее объективную, с точки зрения ведущих российских ученых, – рассказала Виктория Гончарова. – Посещение парка не заменит учебник истории, библиотеку или музей, но станет дополнительным стимулом для самостоятельного изучения подростком или молодым человеком истории России. Парк в Краснодаре смогут посещать школьники из разных уголков нашего региона, в том числе отдаленных населенных пунктов.

Так выглядят исторические парки в рамках проекта «Россия – Моя история»
Фото: Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки им. А. Пушкина

Так выглядят исторические парки в рамках проекта «Россия – Моя история»
Фото: Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки им. А. Пушкина

Так выглядят исторические парки в рамках проекта «Россия – Моя история»
Фото: Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки им. А. Пушкина

Так выглядят исторические парки в рамках проекта «Россия – Моя история»
Фото: Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки им. А. Пушкина

Так выглядят исторические парки в рамках проекта «Россия – Моя история»
Фото: Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки им. А. Пушкина

Так выглядят исторические парки в рамках проекта «Россия – Моя история»
Фото: Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки им. А. Пушкина

Так выглядят исторические парки в рамках проекта «Россия – Моя история»
Фото: Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки им. А. Пушкина

Так выглядят исторические парки в рамках проекта «Россия – Моя история»
Фото: Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки им. А. Пушкина

Так выглядят исторические парки в рамках проекта «Россия – Моя история»
Фото: Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки им. А. Пушкина

У проекта есть еще долгосрочная цель. С его помощью организаторы надеются разработать глобальный российский исторический маршрут, который будет способствовать развитию внутреннего туризма. Ведь в разных уголках России хранятся свои уникальные свидетельства прошлого. Парки в регионах отличаются друг от друга, в любом из них найдутся эксклюзивные предложения для посетителей.

Кто работает над проектом

Работа над информационным наполнением парка в Краснодаре ведется с апреля 2017 года. Курирует ее министерство культуры Краснодарского края. Еще на начальном этапе проекта была создана творческая группа, в которую вошли кубанские историки, литераторы-публицисты, ученые-краеведы, научные сотрудники архивов и Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки им. А. Пушкина. Именно библиотека стала своеобразной «диспетчерской» проекта, где аккумулировалась вся собранная информация и проводилась сверка исторических данных.

– Особенно сложной была работа по отбору материала. Поэтому проводили ее коллегиально, – сказала Виктория Гончарова. – Большую помощь в поиске информации для регионального контента нам оказала экспедиция «Имя Кубани». Фактически благодаря этому проекту была собрана уникальная информация о многих наших выдающихся земляках.

На Кубани чтут и уважают историю, ей интересуются мальчишки и девчонки всех возрастов. И они получат возможность в новом формате ознакомиться с историей Российской Федерации.

Работа над проектом парка велась по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, по согласованию с Кубанской митрополией, поскольку идея проекта принадлежит Русской православной церкви. Представители метрополии предоставили творческой группе уникальные материалы и документы по истории Краснодарского края периода Гражданской войны.

Рационально и эффективно построить работу по претворению в жизнь проекта Краснодарского исторического парка творческой группе помогло и посещение комплексов, открытых в других субъектах Российской Федерации. Кубанские представители побывали в московском и в ставропольском парках.

– В ознакомительную поездку в Ставрополь мы взяли с собой 15-летнего школьника. Вместе с ним протестировали интерактивные залы. Оценки и отзывы начинающего историка помогли нам точки наименьшего и наибольшего интереса. Мы задумались о принципах подачи материала учащимся разного возраста, – поделилась Виктория Гончарова.

Это наша с тобой биография

Исторический парк «Россия – Моя история» в Краснодаре войдет в состав Краснодарского краевого выставочного зала изобразительных искусств. В нем будут представлены экспозиции российской истории: «Рюриковичи», «Романовы», «От великих потрясений к Великой Победе» (1914–1945 годы) и «Россия – Моя история» (1945–2016 годы). Но главное отличие краснодарского парка от других – в региональном контенте.

– Парк подразделяется на 42 зала, в которых будут представлены материалы периода со времен Древней Руси и до новейшей истории, – отметила Виктория Гончарова. – В большинстве залов будет отдельный мультимедийный сегмент под названием «Страницы истории Кубани», посвященный Краснодарскому краю. Такое расположение материала позволит ознакомиться с историей Кубани в контексте российской истории.

Посетители парка смогут наглядно увидеть и понять, что в отдельные периоды судьба России решалась именно на Кубани. Яркий тому пример – период Гражданской войны. Исторические узлы, которые в это время завязывались на Кубани, были наиболее знаковыми для всей страны. История Кубани не может рассматриваться и изучаться без истории Республики Адыгеи. Поэтому в сборе регионального контента нам помогли специалисты национального майкопского музея. Они поделились с творческой группой уникальными архивными фотографиями, картами и другими документами. Период древней Кубани до ее заселения казаками мы бы, конечно, не смогли так полно представить без наших коллег.

Каким будет парк в Краснодаре

Исторический парк «Россия – Моя история» в Краснодаре откроют в районе выставочного комплекса «Экспоград-Юг» на ул. Дзержинского. Он представляет собой павильон площадью 7,5 тысячи кв. м, рядом с ним –остановка общественного транспорта. На фасаде здания будут отражены знаковые исторические памятники Кубани.

Парк оснастят по последнему слову техники. Это многочисленные интерактивные решения – от сенсорных экранов и мощных проекторов до трехмерных моделей. Вот лишь некоторые примеры.

  • Проекционная книга «На Кубани снимается кино»

В ее основу легли кадры из фильмов, которые снимались в Краснодарском крае. При перелистывании виртуальных страниц книги, как по волшебству, на чистой поверхности появляются картинки и текст.

  • Викторина «Кубань – Моя история»

Это тачскрин-стол, на который заведены вопросы по истории Краснодарского края. Всего их 15. После каждого правильного ответа на экране появляется иллюстрированная информация.

  • 3D-модель – Казачий войсковой собор святого благоверного князя Александра Невского

Этот объект символически отражает историю Кубани. Подобрать фотографии, чтобы наиболее реалистично воссоздать собор в проекции, помогла Кубанская митрополия.

  • Купол – с проекциями образов Краснодарского края

Это комната, оборудованная удобными креслами-грушами, в которых можно лежать и смотреть на купол, где отражается мультимедийная информация. В этой комнате посетители смогут на основе специального фильма ознакомиться с историей гимна Кубани.

Кроме того, в большинстве залов будут представлены исторические диарамы с мультимедийными иллюстрациями о событиях, фактах и исторических личностях.

Но парк – это не только гигантский «гаджет», а многофункциональный комплекс, в котором будут предусмотрены аудитории и залы для кинопоказов, тематических лекций, занятий кружков любителей истории и юных краеведов.

Для кого?

Парк сможет посетить любой желающий, в том числе гости из других регионов и иностранные туристы. Кроме того, экскурсии сюда будут доступны для людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для инвалидов по слуху.

Но главными посетителями нового парка станут школьники и студенты. Наиболее продуктивными будут походы в интерактивный музей для учеников 5–6 классов. Именно в это время в школе начинается активное изучение истории России. Кстати, для ребят предусмотрены специальные тематические экскурсии, которые помогут им лучше усвоить пройденный на уроках материал.

Я поведу тебя в музей

Кто будет проводить экскурсии? Это молодые специалисты, которые прошли жесткий отбор. Все они имеют высшее образование, многие владеют иностранными языками, а также языком жестов, то есть могут выступать в качестве сурдопереводчиков. Подготовка экскурсоводов велась как московскими, так и кубанскими педагогами. Часть из них будет ориентирована на работу со школьниками, другая – на работу со взрослыми. Всего здесь будет около 30 экскурсоводов.

– Сейчас работа по наполнению нового парка находится в завершающей стадии, проводится финальное редактирование контента, запланирован еще ряд занятий с экскурсоводами, – рассказала Виктория Гончарова.

Также она отметила, что даже после открытия парк будет развиваться и наполняться новой информацией.

– Никакой музей не может жить в состоянии стагнации. История – наука живая. По мере возникновения новых сведений, археологических находок будет проходить корректировка как общего, так и регионального контента парка.

Краснодарский исторический парк «Россия – Моя история»:

7, 5 тыс.кв метров площадей;

42 интерактивных зала

Аудитории для лекций, презентаций, кинопоказов, занятий кружков юных историков и краеведов

Сотни мультимедийных стендов, мониторов и проекторов

Около 30 квалифицированных экскурсоводов со знанием иностранных и русского жестового языка

Почему новым символом Москвы может стать «парящий» дом – Москвич Mag – 02.12.2021

Официальными символами Москвы признаны ее герб и флаг, но большинство жителей России, что уж говорить об иностранцах, ассоциируют город с его зданиями.

Самой узнаваемой (и одной из первых) точек на карте столицы исторически был Кремль, с годами и веками добавлялись и новые архитектурные символы — храм Василия Блаженного, Исторический музей, Большой театр, Третьяковка. По мере развития города список узнаваемых во всем мире московских строений пополнили метрополитен, ВДНХ, сталинские высотки, дома-книжки Нового Арбата, Храм Христа Спасителя. Каждый из этих объектов отражает не просто город, а свое время. Но с каким символом останется Москва века XXI, иными словами, какая архитектура нашей эпохи может появиться на открытках или в миниатюре в сувенирных киосках?

Разбираемся, какими качествами должны обладать символы Москвы сегодня, чтобы остаться в этом статусе в веке XXII.

1.


Где построят новые символы Москвы?

Вопрос не праздный — в границах Москвы внутри МКАД при всем желании и современных технологиях в ближайшие годы не появится множество площадок для нового строительства. Решать этот вопрос пытаются разными способами: программой реновации, освоением «ржавого пояса» города и обновлением бывших промзон, разработкой участков под комплексное освоение территорий. Но в пределах ТТК такие решения не всегда панацея. Одним из оригинальных (и дискуссионных, конечно) решений может стать строительство новых зданий «на следующем» уровне — путем подъема конструктива на колоннах.

Такой проект в городе уже реализуется — это жилой комплекс «Бадаевский» на набережной Тараса Шевченко, проект девелопера Capital Group. Швейцарские архитекторы Herzog & de Meuron предложили для нового здания решение совсем не тривиальное: приподнять новое строительство на 35-метровых колоннах, освободив участок земли под создание масштабного ландшафтного парка. Место для строительства такого проекта на набережной весьма удачное: именно в локациях у воды сегодня могут появляться новые, как их называют за рубежом, iconic buildings — визитные карточки столицы, создающиеся на месте бывших пустующих производств вблизи рек. На рендерах комплекс, кстати, смотрит на «Москва-Сити» — тоже потенциальный символ современной Москвы.

 

2.


Что делать со старыми зданиями на их месте?

Старинная архитектура в столице, городе с богатой историей, проигнорирована быть не может, поэтому современной практикой стала интеграция проектов реконструкции или восстановления в состав комплексов с новой, актуальной архитектурой. Примеров достаточно уже и внутри Садового, и даже Бульварного кольца — наличие исторической застройки на территории, будь то усадьбы, административные здания или даже фабрики, препятствием для развития нового не выступает. Напротив, создает дополнительный импульс и подчеркивает память места.

При разработке «парящего» дома на набережной Тараса Шевченко так и поступили: исторические памятники на территории бывшего Бадаевского пивоваренного завода будут реставрировать (работы, как сообщалось, уже ведутся), а чтобы не музеефицировать городское пространство, которое при таком подходе нередко умирает, наполнят два исторических отреставрированных и одно восстановленное по чертежам строение современным функционалом. Обещают фитнес с бассейном, фермерский рынок, кафе и рестораны, даже баню и пивоварню (что очень по-московски).

 

3.

Новая архитектура — это про технологии


Сегодня архитектуру определяют не только материалы или декоративные элементы, но прежде всего современные технологии. Возводя в наше время здания по технологии прошлого века, мы рискуем создать красивую копию или ненадежную подделку, но не новую ценность. Поэтому так важно, чтобы современные архитектурные проекты были прежде всего технологичными.

С этой точки зрения именно «горизонтальный» небоскреб может показать торжество прогресса века XXI: как рассказывали авторы проекта, решение подъема здания на высоту 35 метров потребовало от архитекторов и девелопера принципиально нового подхода. Колонны, которые поддержат конструктив, получили повышенный коэффициент армирования с учетом диаметра около 1 метра, а стабильность структуры определяет суперслэб — система трехмерных балок под первым этажом «парящего» небоскреба. Ничего не понятно, но очень интересно, а главное, новаторски, что уже оценили на Всемирном фестивале архитектуры в 2019 году, присудив проекту сразу три награды конкурса.

 

4.

Символ-функция


Для того чтобы получить популярность не только как красивая картинка, но и как живой городской объект, символ современного города должен быть максимально функциональным. Мы привыкли к тому, что у зданий-символов, как правило, одно или максимум два назначения — это либо здания-музеи, либо государственные во всех смыслах памятники, а еще места религиозные. Но еще в XX веке была предпринята попытка один из символов Москвы наградить множеством функций — так, застройка Нового Арбата, тогда проспекта Калинина, домами-«книжками» хотела показать свою эпоху во всей ее динамике. В корпусах на едином стилобате должны были появиться и торговые, и социальные, и жилые площади, но сложилось только с административной функцией. Поэтому современным символом Москвы вполне может стать многофункциональный комплекс, который будет повседневно востребован жителями города и как место для отдыха, и как место для жизни.

 

5.

Готов ли город к новым символам?


Пожалуй, редкий символ большого города был единогласно радушно встречен его жителями: в одном только Париже недовольство в свое время вызывали и Нотр-Дам де Пари, и Эйфелева башня. В Москве поводов для градостроительных споров тоже хватало во все времена. Особняк Арсения Морозова в мавританском стиле современники в XIX веке окрестили «домом дурака», в 1930-е годы москвичей пугал «перенос» домов на Тверской улице, чуть раньше — строительство «первого небоскреба» на Красных Воротах, затем и вполне встроившийся в городской контекст комплекс «Москва-Сити».

Современная застройка Москвы тоже нередко бывает противоречивой, сложно принимали и «горизонтальный» небоскреб на набережной Тараса Шевченко. Однако шанс на развитие у города с историей должен быть всегда, иначе чем запомнится нам облик Москвы XXI века?

 

узнают все об истории ВДНХ / Новости / Сайт Москвы

В новом музее посетители узнают об истории ВДНХ и ее роли в жизни России. Он откроется 1 августа в правом крыле арки центрального входа. Он называется Исторический музей ВДНХ .

Мультимедийная выставка займет площадь 600 кв. Он будет разделен на пяти тематических разделов : «Дружба народов», «Парады Победы», «Национальный университет», «Город чудес» и «Один день на выставке».Основу экспозиции составляет обширная база данных с оцифрованными архивными фотографиями, рисунками, документами и кинохроникой. Он будет пополняться и пополняться десятками тысяч материалов. Пространство музея будет оборудовано 12-сегментным мультиэкраном, медиаэкраном и интерактивными панелями. Отреставрированные артефакты из музейных фондов ВДНХ разместят на экспозиционных модулях.

»Исторический музей ВДНХ откроется 1 августа 2019 года, в день 80-летия выставки.Его гости узнают об архитекторах, скульпторах и художниках, участвовавших в создании его павильонов, о других людях, которые внесли свой вклад в развитие этого уникального историко-культурного кластера. Ведь в нем отражены наиболее значимые российские события, чаяния и достижения целых поколений », — отметили в пресс-службе ВДНХ.

С помощью интерактивных экспонатов, специально разработанных проницательных настольных игр и впечатляющей онлайн-библиотеки, первой общедоступной базы знаний о 80-летней истории ВДНХ, посетители узнают, как создавалась и действовала крупнейшая российская выставка в разные эпохи. , как развивался ее ансамбль и менялось его содержание с годами.

Раздел «Дружба народов» расскажет о вкладе представителей разных республик СССР в становление и развитие ВДНХ, а также о выдающихся зарубежных гостях. В разделе «Парады Победы» посетители узнают о послевоенной жизни России, экспонатах и ​​целых павильонах, посвященных достижениям в сельском хозяйстве, тяжелой промышленности и других областях. Раздел «Национальный университет» расскажет о научных открытиях.Им всегда уделялось особое внимание при подготовке экспозиций и временных выставок. Раздел «Город чудес» предложит увлекательное путешествие во времени, чтобы показать, как выглядели архитектурные жемчужины крупнейшей российской выставки десятилетия назад. «Один день на выставке» В разделе будут представлены достопримечательности ВДНХ разных периодов. Примечательно, что основной пешеходный маршрут не сильно изменился с годами, так как он всегда проходил через такие знаковые места, как Центральная аллея, Павильон Космос и Зеленый театр.

До 8 сентября вход в музей бесплатный.

Юбилей ВДНХ

В этом году крупнейшей российской выставке исполняется 80 лет. К юбилею ВДНХ примет более 100 мероприятий: фестивали, концерты, выставки, встречи с художниками и мастер-классы. Среди них — фестиваль «Вдохновение», День семьи, любви и верности, праздничные мероприятия по случаю Дня города и Дня рождения ВДНХ.

Ежегодно ВДНХ посещают 30 миллионов человек.На территории площадью более 325 га расположено 49 объектов культурного наследия, исторические павильоны и фонтаны. С 2014 года в крупнейшем выставочном комплексе России ведется реконструкция. Сейчас работы ведутся почти в 40 исторических зданиях и объектах ВДНХ. Ожидается, что реконструкция будет завершена в 2020 году.

Лучшие музеи политической истории России — Lonely Planet

Холодная война закончилась почти три десятилетия, но геополитическая напряженность между Россией и Западом сохраняется и сегодня.В России нет музея холодной войны как такового, но по всей стране есть несколько музеев, исследующих темы непростых отношений между Востоком и Западом на протяжении 20 века. Вот музеи, которые понравятся как любителям холодной войны, так и тем, кто интересуется ролью России в современных мировых делах.

Стальной туннель, ведущий в Бункер 42 © Naeblys / Shutterstock

Бункер 42 в Москве

Бункер 42, объявленный единственным музеем холодной войны в России, расположен в бункере на 65 м под землей и посвящен противостоянию между США и Советским Союзом.За лестницей, равной по высоте 18-этажному зданию, следует обшитый сталью туннель, ведущий в собственно бункер. Он был спроектирован, чтобы выдержать сильную ядерную бомбардировку, и был построен, чтобы укрыть Иосифа Сталина в случае ядерной войны.

Сталин так и не ступил в бункер, так как он был закончен только в 1956 году, через два года после его смерти. Во время Карибского кризиса октября 1962 года в конференц-зале бункера проходили собрания генерального штаба. В 1986 году бункер отремонтировали и превратили в музей.Помимо кабинетов и жилых помещений с манекеном Сталина, здесь также представлены различные исторические экспонаты, посвященные холодной войне, макеты первой ядерной бомбы и различные баллистические ракеты.

Советская мозаика в Музее политической истории в Санкт-Петербурге © Gary Latham / Lonely Planet

Музей политической истории в Санкт-Петербурге

Часть Музея политической истории в Санкт-Петербурге раньше принадлежала известной балерине Матильде Кшесинской, возлюбленной Николая II, до того, как там на короткое время обосновалась ставка большевиков.Естественно, музей начинается с выставки о революции 1917 года и продолжается подробным описанием истории Советского Союза, включая сталинские чистки, Вторую мировую войну, оттепель и диссидентов, а также современную российскую политику, представленную на удивление непредвзято. Обязательно посмотрите тщательно воссозданные интерьеры квартир различных социальных групп СССР.

Центральный музей Вооруженных Сил в Москве

Центральный музей вооруженных сил очень современен и уже имеет выставку, посвященную российскому военному вмешательству в сирийскую гражданскую войну, вместе с картинами сомнительного качества и различными памятными вещами.Также есть выставка, посвященная российско-грузинской войне 2008 года, получившая название «принуждение к миру», и зал, посвященный двум чеченским войнам.

Если вы больше знакомы с советской историей, то здесь есть множество экспонатов, посвященных созданию атомной бомбы и межконтинентальных ракет, а также участию Советского Союза в нескольких войнах. Ищите плакаты, провозглашающие моральное превосходство СССР над США, и останки американского самолета-разведчика U2, сбитого под Екатеринбургом в 1960 году. Прогуляйтесь по двору, уставленному танками, вертолетами, истребителями и даже межконтинентальными баллистическими ракетами. .

Роскошный интерьер XIX века в Музее современной истории © Андрей Мучник / Lonely Planet

Музей современной истории России в Москве

Музей современной истории России раньше назывался Музеем Революции, а до 1917 года это было престижное джентльменское заведение, называвшееся Английским клубом. Помимо восхищения роскошными интерьерами XIX века и повторения инаугурации президента Владимира Путина в 2018 году, вы можете посетить выставки, посвященные жизни после смерти Сталина, оттепели и судьбе диссидентов, в том числе отдельный раздел о писателях и активистах, получивших Нобелевскую премию. Александр Солженицын.

Пропаганда по-настоящему начинается только тогда, когда мы обращаемся к временам перестройки , (реструктуризации) и 1990-х годов. Видео, посвященное этому периоду, красноречиво названо Время испытаний , а эпоха Путина характеризуется как «выход из кризиса 1990-х». Здесь есть мультимедийная панель, посвященная внешней политике России, и зал, посвященный последним достижениям в области технологий, в том числе в военной сфере. В этом последнем зале вас может направлять дружелюбный робот, переходящий от одного экспоната к другому и объясняя все по-русски.

Скульптура Бориса Ельцина у Ельцин-центра в Екатеринбурге © Андрей Мучник / Lonely Planet

Президентский центр Бориса Ельцина в Екатеринбурге

Это уникальное общественное пространство, известное как Ельцин-центр, включает в себя галерею современного искусства, независимый книжный магазин, театр, концертный зал, несколько магазинов, кафе и даже ночной клуб. Но главной достопримечательностью является исторический музей, единственный в стране, специально посвященный перестройке , эпохе (реструктуризации) Советского Союза и 1990-х годах при первом президенте независимой России Борисе Ельцине.

Среди экспонатов музея — реконструированная реальность начала 1990-х годов, когда в государственных продуктовых магазинах продавались только банки березового сока, копия квартиры Бориса Ельцина в Москве в день августовского государственного переворота 1991 года и автобус в натуральную величину, на котором Ельстин ездил в мэрии Москвы, чтобы общаться с обычными москвичами. Не случайно этот музей находится в Екатеринбурге, поскольку Ельцин был губернатором области в 1970-х и 80-х годах.

Часть постоянной экспозиции Еврейского музея и Центра толерантности © Александр Толстых / Shutterstock

Еврейский музей и центр толерантности в Москве

Еврейский музей, вероятно, лучший мультимедийный музей в Москве, освещающий историю евреев в Российской Империи, Советском Союзе и современной России. Основное внимание уделяется 20-му и 21-му векам, включая роль российских евреев в революции, послевоенный антисемитизм и надежды, связанные с созданием Государства Израиль, оттепелью и массовым исходом российских евреев из СССР. в 1970-е гг.Есть также отличные временные выставки современного искусства, в основном связанного с русским авангардом.

Центр Сахарова в Москве

В небольшом Сахаровском центре, расположенном в небольшом парке у Садового кольца, есть выставка, посвященная жизни ученого-диссидента, лауреата Нобелевской премии мира Андрея Сахарова, в том числе его участию в развитии советского ядерного потенциала. Сахаров пожалел о своей роли и подумал, что противоракетная оборона увеличивает вероятность взаимного уничтожения.

Остальная часть музея посвящена системе лагерей ГУЛАГа и политическим репрессиям после смерти Сталина, оттепели и самиздата (подпольные издания). Выставка состоит в основном из фотографий, агитационных плакатов и личных вещей заключенных, усыпанных соответствующими цитатами из Ленина, Троцкого и Сталина, а также советскими анекдотами.

Политехнический музей в Москве

Еще один музей, рассказывающий о разработке ядерной бомбы в России, — Политехнический музей в Москве.В то время как первоначальное здание все еще ремонтируется, Политехнический музей перенес на ВДНХ свою выставку, демонстрирующую величайшие достижения российской науки. Здесь есть все, от первого радио и телевидения до ядерной бомбы и планов относительно будущих поселений на Марсе. Разработка ядерной бомбы выделена в отдельный раздел, где находится макет ядерного испытания.

Главный выставочный зал павильона «Космос ВДНХ» © Андрей Мучник / Lonely Planet

Музей космонавтики и Космический павильон ВДНХ в Москве

Космические путешествия считались одним из крупнейших советских / российских достижений, поэтому в Москве есть не один, а два космических музея.К счастью, оба находятся в нескольких минутах ходьбы друг от друга. Музей космонавтики расположен в основании внушающего благоговение «Монумента покорителям космоса», шедевра советского модернизма.

Посетителей встречает инсталляция с фиолетовыми огнями и огромная статуя Юрия Гагарина — магнит для селфи. Здесь много подлинных предметов, в том числе таксидермически сохранившиеся космические собаки Белка и Стрелка, макет станции «Мир» в натуральную величину и первый советский ракетный двигатель. Также есть модели американских и китайских ракет, а не только советских и российских, так что вы можете изучить и сравнить детали.

Космический павильон ВДНХ, или Космический и авиационный центр, является частью парка ВДНХ. Это дворцовое здание с элегантным стеклянным куполом, вновь открытое в 2018 году после длительной реконструкции. В Space Pavilion используется множество мультимедийных панелей с хрониками различных советских достижений. В музее поясняется, что космическая гонка была неотъемлемым элементом холодной войны, поэтому часть оборудования была двойного назначения и позволяла носить оружие.

Одна из главных достопримечательностей — огромный вращающийся глобус с видеомэппингом и 5D кинотеатром внутри.В киосках VR посетители могут прогуляться по Луне или отправиться в путешествие по другим планетам. Экспонируемая капсула для повторного входа использовалась совсем недавно, в 2002 году.

Как менялись исторические павильоны ВДНХ за годы

ВДНХ, недавно отметившая свое 80, -летие, -летие, кипит. Продолжается реставрация исторических павильонов, возводятся новые объекты. Центральная часть арочных ворот главного входа была отреставрирована по чертежам 1950-х годов к 80 -й годовщине -й годовщины парка, отмеченной в прошлом году.Они также восстановили клумбы и модернизировали 14 фонтанов на центральной аллее, восстановили фонтан «Золотой колос», который не работал около 30 лет, а также фонтаны «Каменный цветок» и «Дружба народов». Самое главное, они осуществили комплексную реставрацию и отремонтировали семи павильонов , имеющих статус памятника культурного наследия.

В этом материале mos.ru рассказывается об исторических павильонах, чье былое величие было восстановлено и которые используются в настоящее время.

Павильон здравоохранения (№ 13), ранее Павильон Армянской ССР

Павильон Армянской ССР был построен в 1939 году, в год открытия выставочного центра. На его строительство у рабочих ушло всего семь месяцев. Это один из немногих уцелевших павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), открывшейся в 1939 году. До 1964 года павильон назывался Армянской ССР, что отражалось в его архитектуре. В 1964-1966 годах в павильоне размещалась экспозиция пищевой промышленности, а в 1967 году он был переименован в Павильон здравоохранения.

Исторический вход павильона напоминал огромный трехнефный портал в нише. Стены были темно-синего цвета, а потолок украшали орнаменты. Арки портала были украшены красно-розовым туфом, произрастающим в Армении. Окна обрамляли чугунные рамы в форме винограда, граната и лимона.

Павильон был реконструирован в 1960-х годах, в результате чего часть декора и деталей была утеряна. Кроме того, богато украшенная входная часть была закрыта гофрированным металлом.Ситуация ухудшилась в 1990-е годы, когда здание использовалось для розничной продажи медицинских товаров.

Первый проект реставрации начался в 2014 году, когда рабочие удалили фальш-фасады и различные дополнительные внешние слои. Это позволило привести в порядок первоначальный трехнефный портал центрального входа. Специалисты восстановили темно-синий цвет ниши и фруктовый орнамент с гранатом в центральной части. Очистили фасадную поверхность и установили архитектурное освещение.

Восстановленный павильон передан Государственному музею Востока. Постоянная экспозиция «Сохраняя культуру: Музей Рериха» открылась здесь в апреле 2019 года. В ней представлены путешествия и исследовательские проекты Николая Рериха и Святослава Рериха и их творчество.

Павильоны 32-34 Космос

Павильон «Космос» тоже был построен в 1939 году, в год открытия ВСХВ. В то время это называлось «Механизация» и выглядело как огромный эллинг.Выставка открылась после войны, в 1954 году, расширилась тематика павильона. С 1954 года он называется «Механизация и электрификация советского сельского хозяйства». К эллингу пристроили большой зал со знаменитым стеклянным куполом, опирающимся на четыре мощные арки. В 1956 году павильон был переименован в Машиностроительный.

Он был переименован в Космос в 1967 году после открытия выставки достижений советской космической программы на ВДНХ. К сожалению, в 90-е годы выставку разобрали, и многие экспонаты утеряны.Здание использовалось для дискотек, автосалонов, продавцов растений, саженцев и т. Д.

Город начал реставрацию павильона «Космос» в 2017 году, и этот проект длился чуть больше года. Специалисты по архитектуре; В нем приняли участие около 1500 реставраторов и строителей. Усилили фундамент и стеклянную крышу. Под куполом установлена ​​люстра — точная копия звезды на Троицкой башне Кремля, а также металлические эмблемы 15 советских республик, скульптуры тракториста и комбайнера, а также гипсовые рельефы, символизирующие различные отрасли промышленности. все восстановлено.

В 2018 году здесь открылся Центр космонавтики и авиации, который стал крупнейшим в стране космическим выставочным центром площадью более 15000 квадратных метров. Посетители могут увидеть почти 1500 экспонатов, в том числе натурный макет орбитальной станции «Мир».

Павильон сельского хозяйства (№ 58), ранее Павильон Украинской ССР

Один из красивейших павильонов ВДНХ был построен в 1954 году по проекту архитектора Алексея Татси для открытия ВСХВ.В павильоне были освещены достижения сельского хозяйства Украинской ССР, а позже — аграрные культуры. В 1990-х годах здание было заполнено торговыми киосками; со временем он пришел в упадок и был остановлен в 2013 году.

Город переехал на реставрацию Сельскохозяйственного павильона в 2017 году и завершил проект к 80 -й годовщине выставки. Фасад восстановлен по историческим фотографиям, а над его главным входом снова возвышается герб Украинской ССР, украшенный четырехцветной смальтой.Специалисты отреставрировали Арку изобилия, ротонду со скульптурой Пшеничный сноп и витраж Переяславской Рады. Последний представлял серьезную проблему, потому что он разрушился за последние 50 лет, и реставраторам пришлось демонтировать конструкцию, очистить и вымыть стеклянные панели, воссоздать утраченные элементы, заменить пилон и покрыть все защитным слоем. Сегодня посетители вновь могут полюбоваться картиной воссоединения территорий, подконтрольных Запорожскому казачьему войску, с Российским государством.

Модернизированные фигуры стахановцев стоят по обе стороны от центрального входа. Отреставрированные скульптуры Славных молодых женщин возвышаются над зданием. Как и прежде, потолок обоих выставочных залов украшен гипсовыми подсолнухами и камнями. Восстановлен оригинальный многоцветный пол, выложенный в технике итальянской мозаики терраццо.

В мае 2019 года в павильоне открылся Центр славянской письменности Слово . Эта выставка посвящена истории кириллической письменности, ее нынешнему и будущему состоянию.В уникальном центре представлена ​​копия первой в России типографии Ивана Федорова. В Зале городских легенд можно послушать страшилки и изучить церковнославянский язык.

Павильон Республики Беларусь (№ 18)

Построенный в 1954 году павильон Белорусской ССР с тех пор не реставрировался, а также получил новую жизнь.

Главный вход павильона напоминает полукруглый двор с колоннадой-портиком, а крышу украшает башня с аллегорической скульптурой «Мать Беларусь».

Город начал реставрацию здания в 2007 году. Тогда же был воссоздан первоначальный облик павильона и исторические интерьеры. Также были отреставрированы скульптура «Мать-Беларусь» и фасад.

На втором этапе, в 2016 году, отреставрированы пять скульптур: доярка, механизатор, колхозница со снопом, охотник и ученый-агроном. За последние несколько десятилетий двухметровые фигуры из железобетона частично распались.В результате реставраторы изготовили пять копий с гипсовыми слепками. Новые рабочие «Беларусь» были изготовлены из нового материала — фибробетона.

Посетители ВДНХ увидят оригинальный вариант павильона, задуманный архитекторами Зинаидой Чернышевой и Григорием Захаровым в начале 1950-х годов. Кстати, оба архитектора изображены на фреске фасада. По договоренности между двумя странами в павильоне теперь располагается выставочный центр Республики Беларусь.

Природный заповедник Павильон (No.62), ранее Павильон строительных материалов

Павильон был построен в 1954 году для демонстрации достижений советской строительной индустрии. Первоначально он назывался «Строительные материалы». Два года спустя здесь открылась выставка «Атомная энергия для мира». Спустя восемь лет павильон стал демонстрировать достижения легкой промышленности страны. Свое нынешнее название он получил в 1967 году после того, как в нем разместилась выставка Всероссийского общества охраны природы.

Специалисты отреставрировали интерьеры и приспособили павильон к современным условиям, не нарушая его исторической планировки.

Павильон изначально имел эклектичный архитектурный стиль. Главная достопримечательность — это 16-метровая кубическая стеклянная конструкция, которая, кажется, парит в воздухе. Рабочие нашли две коробки из закаленного стекла, которое больше не производится, и использовали его при реставрации. Колонны павильона облицованы искусственным мрамором, а государственный герб СССР расположен в центральной части потолочного витража.

Павильон был полностью отреставрирован в 2017 году, и здесь открылся Международный балетный центр .В павильоне работает балетная школа для детей и взрослых.

Павильон Дома культуры (№84)

В другом павильоне, отреставрированном в 2017 году, находится Дом культуры, который сохраняет свою историческую функцию как место культурного досуга, отдыха и образования. Реставраторы полностью сохранили его планировку, обновили зрительный зал, перестроили сцену с танцполом и отремонтировали инженерные коммуникации.

Павильон был построен в 1954 году и напоминал типичный колхозный Дом культуры.По бокам от него стояли две одноэтажные хозяйственные постройки. В павильоне размещались библиотека, научные лаборатории, кружки, студии и радиоприемник. Здание никогда не ремонтировалось и начало приходить в упадок.

Посетители отреставрированного павильона могут увидеть лепной декор главного холла и зрительного зала, а также воссозданные люстры, которые выглядят в точности так, как они были изначально.

Павильон «Атомная энергия» (№71), ранее Павильон РСФСР

В этом павильоне также была построена в 1954 году выставка РСФСР.Спустя десять лет здесь открылась выставка «Атомная энергия». Выставка закрылась в 1990-х годах, и павильон превратился в очередной киоск-центр.

Реставрацию павильона начали в 2014 году, завершили проект за четыре года. Специалисты отремонтировали фасад и крышу, отреставрировали модернистские витражи, штукатурку и конструкции светильников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *