Художник рихтер картины: Герхард Рихтер — 124 произведения

Содержание

Герхард Рихтер — 124 произведения

Герхард Рихтер (нем. Gerhard Richter; род. 9 февраля, 1932, Дрезден) — современный художник Германии. Его произведения включены в собрания крупнейших музеев Европы. В 2005 году он занимал 1-е место в ежегодном списке журнала «Капитал» — самые дорогие и успешные мастера современной немецкой живописи.

Перебравшись в Западную Германию, Герхард Рихтер начал работать с Зигмаром Польке и Конрадом Фишер-Лойгом, манипулируя в духе поп-арта с рекламными объявлениями и дорожными знаками. Результат своих творческих поисков художники издевательски назвали «капиталистический реализм». Выставка «капиталистического реализма» состоялась в мебельном магазине Бергеса в Дюссельдорфе и продолжалась две недели. Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. Сначала он сделал серию полотен с обычных фотографий, от которых веяло западным поп-артом, но сам Рихтер интерпретировал это иначе. Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством и т.

 д.». Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений. «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования».

Тогда же, в 1972-73 годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности. Примерно в 1978-79 годах Рихтер продолжал писать абстрактные полотна, порой цветные, порой только серые, используя печатную продукцию, любительскую и профессиональную фотографию. Абстрактные полотна в те годы Рихтер создавал при помощи больших шпателей и скребков, размазывая относительно простые цвета так, чтобы получились непредсказуемого цвета пятна и полосы. Результат выглядел издевкой над теорией распределения цвета и принципами художественной композиции.

В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии».

По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей… устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть». Точно копируя фотографии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти — они были «жертвы …идеологизированного поведения как такового». Арт-критик Беньямин Бухло рассматривал стратегии раннего Рихтера как ироническую попытку разобраться с политической историей в лучших традициях авангарда, переведя существенное содержание в нюансы живописной техники. Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. Всю его долгую и успешную творческую жизнь Рихтера главным образом интересовала идея репрезентации в эпоху доминирования новостной фотографии, и то, как ввести фотографию в границы живописной традиции, все более подчиняющейся требованиям собственных ресурсов. Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание.
«У содержания нет формы, — говорил Рихтер. — Оно само — форма».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →


ещё …

Трагедии современности в живописи Герхарда Рихтера — Bird In Flight

Когда появился настоящий Рихтер

В 1964-м Рихтер начал собирать материал для своих будущих работ — вырезки из газет, найденные снимки, фрагменты рекламных каталогов, порнографию и семейные фотографии.

В интервью историку искусства Бенджамину Бухлоху художник так объяснял свою практику использования снимков: «Я искал фотографии, которые показывали мою реальность, имели отношение ко мне. Я выбрал черно-белые снимки, потому что они изображают мир более убедительно, чем цветные, более прямолинейно, с меньшей художественностью и, следовательно, более правдоподобно. По этой же причине я предпочитал любительские семейные фотографии, банальные предметы и снимки».

Фотореализм и поп-арт стали благодатной почвой для молодого художника. Рихтер сжег все созданные до момента художественной метаморфозы картины, избавившись от балласта прошлого. Этот радикальный на первый взгляд шаг и являлся началом, точкой отсчета, когда появился настоящий Герхард Рихтер.

Рихтер сжег все созданные до момента художественной метаморфозы картины, избавившись от балласта прошлого.

В одном из интервью он произнес вовсе не характерные для нашего времени слова: «Я вижу себя наследником огромной, великой, богатой культуры живописи и искусства в целом, культуры, которую мы потеряли, но которая тем не менее обязывает нас. В такой ситуации трудно не захотеть восстановить эту культуру…» Рихтеру было свойственно стараться осмыслить мир вокруг и место художника в нем. В одном из трактатов он приводил слова американского философа-марксиста Маршалла Бермана: «Быть современным — значит оказаться в среде, которая обещает нам приключения, силу, радость, рост, преобразование нас самих и мира — и в то же время угрожает разрушить все, что у нас есть, все, что мы знаем, все, что мы есть».

Вот эта современность, обещающая многое и вместе с тем готовая все обещанное разрушить, и есть главный герой рихтеровской живописи.

«Прототипом главного героя стал Герхард Рихтер» – Коммерсантъ FM – Коммерсантъ

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает о том, каким получился фильм о Герхарде Рихтере, и как картину воспринял сам известный художник.

Немецкий режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк снял художественный фильм «Работа без авторства». Главным героем является художник по имени Курт Барнет (его играет Том Шиллинг). События кинофильма разворачиваются в период с 1937-го по 1967 годы. Прототипом главного героя стал Герхард Рихтер — один из самых дорогих ныне живущих авторов. Акцент в сценарии сделан на детстве героя-художника, которое выпало на годы нацистского режима. Рихтер родился в 1932-м в Дрездене, учился в ГДР, эмигрировал в Западную Германию только в 1961-м. В 1972-м он представлял ФРГ на Венецианской биеннале и стал тогда первым автором, которому отдали целый национальный павильон. В 2015-м его «Абстрактная картина» получила $46,3 млн, и он сейчас занимает третье место в аукционной категории «living artists».

Флориан Хенкель фон Доннерсмарк — известный режиссер и сценарист. Он писал литературную основа для фильма «Доберман» 1999 года, а сам снял по своему сценарию в 2006-м картину «Жизнь других», которая получила «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В этой же номинации участвует и новая работа фон Доннерсмарка. Премьера фильма состоялась на 75-м Венецианском кинофестивале, где он не завоевал никаких призов, но был принят хорошо. А вот Рихтеру, похоже, картина не пришлась по душе. У художника изначально было требование не использовать в картине его настоящее имя и не показывать ни одну из его работ. Режиссер показывает живопись бывшего ассистента Рихтера. Однако художник решил, что личных подробностей из его собственной реальной жизни слишком много. В переписке с журналистом газеты New Yorker Рихтер говорит, что фильм вызвал у него «плохие чувства», а также «неприязнь как к фильму, так и к человеку».

Интересно, «неприязнь» к режиссеру? Или к персонажу художественной ленты, прототипом которой является он сам?

Экскурсия по выставке Герхарда Рихтера

В Еврейском музее и центре толерантности — первая в России ретроспектива Герхарда Рихтера, главного живописца современности. Его фирменных огромных холстов на выставке почти нет — вместо этого куратор Пол Мурхаус представил жизнь художника как долгий путь от реальности к абстракции и наоборот.

Пол Мурхауc

Куратор Лондонской портретной галереи

© Еврейский музей и центр толерантности

«Впервые работы Рихтера я увидел, когда был сокуратором галереи Тейт. Это был 1995 год, и к тому времени Рихтер уже получил свое признание — стал одним из главных художников мира. Я тогда подумал, до чего это выдающийся мастер — не из тех, кто продолжает традицию, но в корне меняет ее. С одной стороны, это удивительно сильный живописец, с другой — ему так много есть что сказать о нашем отношении с окружающим миром, реальности, эмоциях и даже музыке.

Меня очень интересовали две темы его работы: с одной стороны, развитие абстракции, с другой — фотографические картины Рихтера, которые всем известны. Герхард говорил, что реальность невозможно познать, но в нашей голове есть образ реальности, и это философское понятие в некотором смысле стало его путеводной звездой — он работал над этой темой всю жизнь. Мы живем в мире, где доминирует медиа: только подумайте, какими мы помним исторические события, например, 9/11. Многие из нас не видели этого, но помнят картинки из медиа — и наша связь с реальностью становится все более сложной и опосредованной».

Биркенау, 2014. Холст, масло

«Эти картины связаны с самым страшным эпизодом истории XX века. Рихтер смотрел на фотографии лагеря 1944 года — где люди бегут через леса, где происходят ужасные вещи, где мир как будто бы перевернулся. Он задал себе один вопрос: можно ли нарисовать картину по мотивам этих событий? Он взял эти фотографии и создал черно-белые фигуративные рисунки. Но потом понял, что они совершенно не передают смысла того кошмара, который случился. И нарисовал сверху абстрактную композицию. А потом сделал это снова и снова. И форма, которую теперь приняла картина, — это память о Биркенау. Я задал ему вопрос: почему ты сначала попытался нарисовать реалистическую картину? Он мне ответил: чтобы доказать самому себе, что это невозможно. Ни одна картина не может показать реальность Биркенау. Тогда я его спросил, что же означает тот результат, который получился? И он сказал: это беззвучная эмоция. Ни одна картина, ни одна фотография не покажет, что случилось. Это самое близкое из того, что можно сделать, чтобы помнить об этом».

Биркенау, 2015. 93 фрагмента книги «Биркенау». Бумага, цифровая печать

«Он разобрал свою картину на 93 фрагмента, перетасовал их и разложил в новом порядке.

Новая композиция показывает то, как работает наша память с прошлым, — она делит его на фрагменты и раскладывает по-новому».

Биркенау, 2014. Фотография. 4 работы

© Gerhard Richter Archive, Staatliche Kunstsammlung Dresden. Фотография: Oliver Killig

«Не знаю, получится ли у вас понять сразу, но это на самом деле фотографии. Вам кажется, что вы смотрите на настоящие картины, но вы смотрите на самом деле на репродукцию. Зачем было делать это? Рихтер говорит, что есть историческое событие, и на него наслаивается наше восприятие, наша память — уровень за уровнем. В своих работах он двигался от фотографии и репрезентации к абстракции, шаг за шагом. А когда вы смотрите на картины Рихтера, которые он разобрал на части или сфотографировал, и размышляете о них, то заново переосмысливаете его работы — точно так же, как мы сегодня заново осмысливаем события, которые лежат в их основе».

Посещение музея, 2011. Цветная фотография, лак

«У Рихтера есть две любимые темы: картины, основанные на фотографиях, и абстрактные работы. Для большинства художников эти направления противоречат друг другу, ты как будто бы не можешь быть всем: либо ты фигуративный художник, либо абстрактный. А Рихтер знаменит тем, что ему удается совместить все и сразу. Он занимается образом — тем, что напоминает реальность, но ей не соответствует. А вот в этой работе он использует свои собственные фотографии, а надо сказать, что он постоянно фотографирует. Если вы присмотритесь повнимательнее, то увидите, как в этих работах под абстрактными пятнами краски скрывается фотография. Обычно фотографии и живопись художники используют отдельно, но здесь происходит что-то новое: они становятся чем-то единым и целым. А лично у меня от этих работ возникают собственные ассоциации: я вспоминаю тот момент, когда чистое ощущение цвета и формы вдруг приобретает значение — как будто мы смотрели на расплывчатые тона и не могли понять, что это. А потом вдруг что-то щелкает в голове, и образ принимает форму. И вы понимаете, что это, например, человек — или стул. В целом вся выставка — об этом моменте».

Аггада, 2006. Холст, масло

«Это, как мне кажется, самая прекрасная картина на выставке. Еще один реверанс месту, где все происходит, Еврейскому музею. Аггада — текст, который рассказывает историю еврейского народа, а именно про тот момент, когда евреи покинули Египет. Это случилось так давно, что мы даже не можем представить, как это было в действительности, но теперь у нас есть картина, которая рассказывает об этом. Я помню, как Рихтер однажды сказал мне удивительную вещь. Он атеист, но много думает о вещах, которые невозможно познать, — а что это такое на самом деле, как не вера. И вот он говорит мне, что нужно потерять Бога, чтобы обрести веру. А чтобы писать картины, нужно потерять для себя искусство».

Аладдин, 2010.

Стекло, акрил

«Все свои знаменитые работы он пишет малярной кистью или валиком, создавая плотную живопись, уровень за уровнем: слои краски как следует проникают друг в друга. А недавно он поступил совершенно наоборот — предоставил краске полную свободу. Вместо масла он выбрал акрил, то есть ту краску, которую непросто удержать на месте, — и позволил ей жить своей жизнью на стекле. А потом зафиксировал результат — покрыл его сверху другим стеклом и тем самым остановил движение краски, как будто бы его заморозил. Он остановил момент и тем самым как будто бы создал фотографию: попытался действовать как камера — как машина, которая не делает суждений, не решает, что рисовать, а просто обладает удивительной способностью останавливать время, когда вы нажимаете на кнопку».

Эльба, 2012. Бумага, художественная печать

«Это самая ранняя работа из тех, что представлены здесь, — 1957 года. Рихтеру тогда было 15 лет. Он учился в художественной школе в Дрездене, чтобы получить традиционное образование в области живописи. И вот однажды он создал серию этих картин, часть из которых достаточно фигуративна, — видите маленькие человеческие фигурки, луну, ландшафт? Но чем дальше он над ними работает, тем более абстрактными они становятся. Мне кажется удивительным, что в самом начале своей карьеры он уже пытался понять то, чем занимался всю дальнейшую жизнь. Как будто бы он родился с этим размышлением о границе фигуративной живописи и абстракции.

XX век выдался в этом смысле очень скучным: художники либо копировали окружающий мир, либо создавали ему альтернативу, абстракцию. А он вобрал в себя все. А та работа, на которую вы смотрите сейчас, — одновременно и самая ранняя, и самая поздняя. Вы не смотрите на реальные рисунки, но на недавно оцифрованные работы. Это маленькая хитрость, с помощью которой, как я думаю, Рихтер хотел сказать, что вы никогда не смотрите на реальность».

Абстракция и образ Герхарда Рихтера

В Еврейском музее открылась выставка Герхарда Рихтера «Абстракция и образ». Это крупнейшая экспозиция известного немецкого художника в Москве, и посвящена она взаимодействию беспредметной формы и политического содержания в его работах, начиная с 1990-х и до самого последнего времени.

Центральной частью проекта стала серия «Биркенау» (2014), как бы подводящая итог размышлений художника о политической абстракции и отношений фотографии и живописи. На двух противоположных стенах висят огромные холсты, выполненные в традиционной для Рихтера-абстракциониста технике, широкими кистями и шпателем, и такие же их огромные и высококачественные — как зеркала, лучше, чем зеркала — репродукции этих холстов. Зритель не сразу даже может рассмотреть разницу между ними. А различаются они довольно просто: живопись Рихтера щербатая, рыхлая, с длинными бороздами мазков, переливами нерастертых красок, это скорее рельефы, чем картины, фотография же напротив — плоская, гладкая, бликующая, лишенная истории создания, и говоря языком буддизма: это палец, указующий на луну, не сама луна. Да, репродукция способна нам «дать представление» о живописи, но выступает уже как некий посредник между нами и подлинным событием. Именно этим отличается документ, свидетельствующий о реальности, от самой реальности. 

Пропасть между документом и событием кажется Рихтеру катастрофической. Цикл «Биркенау» создан по мотивам фотографий из одноименного концлагеря, на котором нацисты уничтожают трупы, чтобы скрыть свои преступления, но одному из заключенных (работнику Зондеркоманды, медиатору во всех смыслах, что тоже важно!) всё же удалось сделать несколько снимков. Что это за снимки? Они выставлены тут же. Размытые, с заваленным горизонтом, трупы видно только на одном кадре, на большинстве абсолютно нельзя понять, что происходит. Фотоаппарат попытался застигнуть реальность врасплох, захватить мгновение, «поймать за руку». Но как итог — перед нами черно-белые пятна. Без исторического комментария содержание этих фотографий останется загадкой. По сути своей эти фотографии столь же абстрактны, как полотна Рихтера.  

Одну из самых известных своих серий «фотографических» картин, «18 октября 1977», он написал в 1988 году. Картина «Сентябрь», посвященная теракту 2001 года, написана в 2009. Выдержка необходима ему, чтобы улеглись эмоции, чтобы событие будучи редуцированным в нашей памяти, не соперничало с картиной.

Живописная картина — это и есть событие, при том, событие нередуцируемое, не отдаляющееся от нас с течением времени. Она и есть «луна», репрезетирующая сама себя.

Исчезающую информативность фотография, по Рихтеру, может компенсировать за счёт напряженности и драматизма форм, как это видно на фотографиях из Биркенау. В серии принтов «War Cut» (2003) Рихтер совместил фрагменты своей абстрактной живописи 1987 года с текстами о войне в Ираке, при этом репродукции начинали считываться как иллюстрации, дополняющие газетные тексты заметным эмоциональным началом. 

Идея работы могла бы показаться трюизмом, давно взятым на вооружение художниками и фотографами: «война» в визуальном искусстве — это не оружие, не руины и не трупы, а яркие всполохи цвета, мрачные контрасты, экспрессивные дуги и т. п. Но оказывается, большая доля драматизации возникает уже от восприятия фрагмента. Фрагмент воспринимается как часть расчлененного целого, разъятого, разрушенного, непознаваемого, ужасы которого еще только предстоит вообразить. Выставляя репродукции своих работ вместо настоящий снимков, Рихтер, как когда-то Пикассо черно-белой «Герникой», пытается вернуть живописи силу убеждения, отнятую у нее когда-то хроникёрами.

Но ведь вместо текста о войне тут мог быть текст о кулинарии или садоводстве. И мы тем же самым фрагментам придавали бы совсем другое значение.

Глянцевая печать снимка придает ему возможность отражать внешний мир, а стекло рамы усиливает эту возможность. Фотография включает в себя зрителя. Живопись дистанцируется от него, как событие она замкнута. Они разнонаправлены. В своих абстракциях художник воспроизводит «рытьё» в поверхности картины: борозды, царапины, отчаянная попытка, наложив на холст несколько слоев масла, докопаться до первого слоя, или, как в серии «Ноябрь» (2012) давая чернилам пропитать бумагу насквозь, чтобы проявиться с обратной стороны. В итоге это дает феноменальное ощущение глубины, той собственной глубины медиума картины, которая роднит Рихтера, например, с Лючио Фонтана и его «проколами». Но увлеченная своей собственной физической историей, которая, надо сказать, у нее, в отличие от фотографии, есть, ей трудно вступить в общение со зрителем.

Чтобы преодолеть и эту дистанцию, Рихтер, например, вкрапляет красочные пятна в любительские фотографии в серии «Серый лес», 2008, где сливаясь с неясными изображениями, но не впитываясь в фотобумагу, серая краска создает под стеклом эффект амальгамы и начинает отражать. Или же художник подменят движение вглубь красочного слоя «маршрутом» жидких красок по поверхности, фиксирует результат стеклом и получает живописную «фотографию» в серии «Алладин» (2010).

В 1969 году Рихтер начал серию серых монохомных и абсолютно плоских работ. Работы эти, с виду «антиживописные», выглядят реваншистскими в попытке живописи присвоить то свойство «неважности», «нулевости» материала, которым обладает фотография. Живопись, как и фотография, из Луны она стала «пальцем», которому некуда указать, кроме как на пространство перед собой, картина стала зеркалом, у нее нет истории, нет прошлого и нет будущего, одно лишь настоящее, отражениями протекающее на ее поверхности. И вот первой  зрителей на выставке встречает абсолютно гладкая, без мазков, однородная, литая красочная поверхность «Серого зеркала» (1991), накрытая стеклом. Довольно пессимистичное зеркало. Многие предпочли бы, чтобы на ее месте была фотография.

Выставка работ Герхарда Рихтера

Национальная галерея Праги совместно с посольством Германии и институтом им. Гете представляют ретроспективную выставку Герхарда Рихтера – пожалуй, самого известного немецкого художника нашего времени.

Работа Г. Рихтера | Автор: Allie Caulfield


Выставка работ составлена таким образом, что охватывает все периоды творчества художника за последние 60 лет. Следует учитывать, что на протяжение своей профессиональной карьеры Рихтер попробовал себя во многих направлениях: работы в стиле рекламных плакатов и дорожных знаков, поп-арт и фотореализм, абстракция и минимализм – все это можно найти в произведениях художника. В 80-х годах Герхард Рихтер становится одним из культовых художников своего времени. Картина «Свеча» 1982 года получила особую известность после того, как была использована группой Sonic Youth в оформлении обложки альбома Daydream Nation. Позднее, в 2011 году данная картина стала самой дорогой работой художника – ее цена на аукционе Christie’s составила 16,480,626 долларов.

Герхард Рихтер постоянно экспериментирует и ищет новые способы выражения своих идей. Заключительная часть экспозиции знакомит зрителя с новыми творениями художника: реалистичные картины, натюрморты, а также абстрактные работы. «Искусство является высшей формой надежды», — так сказал о своем творчестве Герхард Рихтер в 1982 году, однако данное утверждение можно отнести ко всем работам художника.

Работа Г. Рихтера | Автор: © Narodni galerie v Praze

Работа Г. Рихтера | Автор: © Narodni galerie v Praze

Работа Г. Рихтера | Автор: © Narodni galerie v Praze

Работа Г. Рихтера | Автор: © Narodni galerie v Praze

Работа Г. Рихтера | Автор: © Narodni galerie v Praze

Фильм о биографии Рихтера номинирован на «Оскар»

Уже в это воскресенье, 24 февраля 2019 года, состоится ежегодная церемония вручения наград премии «Оскар» за заслуги в области кинематографа в театре «Долби». Среди многочисленных фильмов-номинантов в борьбу за «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучшую операторскую работу» вступит фильм немецкого производства «Произведение без авторства» («Werk ohne Autor») режиссёра Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка.

Том Шиллинг в роли Курта Барнерта в фильме «Произведение без авторства»

Фильм повествует о художнике Курте Барнерте, который вырос во времена Второй мировой войны. Свой творческий путь художник начал в ГДР, после чего переехал в ФРГ. Многие могут найти общие черты развития этих событий с творческим путём знаменитого немецкого художника — Герхарда Рихтера, и окажутся правы, так как режиссёр не скрывает, что вдохновлялся биографией художника, который остался не весьма довольным полученным результатом, после чего публично раскритиковал режиссёра.

Кадр из фильма «Произведение без авторства»

В бесконечных интервью, появляющихся одно за другим в различных изданиях, художник и режиссёр высказывают свои недовольства: Герхард Рихтер был возмущён не только злоупотреблением режиссёром его биографией, но и отсутствием диалога с режиссёром после выхода фильма. В свою очередь, Хенкель фон Доннерсмарк утверждает, что его фильм — это фикция и жизнь героя является полностью вымышленной, хотя чёткие параллели с жизнью Герхарда Рихтера очевидны, которые режиссёр называет «сходствами«. Рихтер поделился, что режиссёр помимо значительного искажения его биографии, использовал цитирование работ художника.

Герхард Рихтер

Известно, что режиссёр перед съёмками фильма провёл с художником месяц в Кёльне, после чего они вместе поехали в Дрезден, где Рихтер провёл своё детство и юность. «Я верю в то, что Герхарду Рихтеру было интересно окунуться в свои воспоминания, а, в свою очередь, я не перенял полностью все факты, а сформировал биографию своего героя, только вдохновившись жизнью художника«, — Хенкель фон Доннерсмарк.

Герхард Рихтер пытается дистанцироваться от каких-либо комментариев, но очевидно только то, что художник испытывает дискомфорт от снятой картины и того факта, что режиссёр всем изданиям рассказывает о том, сколько времени ему уделил знаменитый художник, что противоречит робкой натуре художника, который ценит неразглашение. По словам художника, он сейчас очень сожалеет, что приоткрыл чересчур много дверей в свою жизнь режиссёру.

После просмотра фильма близкие друзья Рихтера также сомневались, что полностью-списанная жизнь Рихтера понравится художнику.

Несмотря на все споры и дискуссии художника и режиссёра, мы очень надеемся, что фильм получит заветную статуэтку в это воскресенье.

Премьера фильма состоялась 4 сентября 2018 года на интернациональном киинофестивале в Венеции. «Произведение без автора» третий полнометражный фильм Хенкеля фон Доннерсмарка после фильмов «Жизнь других» («Das Leben der Anderen») (2006) и «Турист» («The Tourist») (2010).

#Оскар #кино #ГерхардРихтер #Произведениебезавтора #фильмобискусстве #трейлер #Фильмбезавторства #Neverlookaway #GerhardRichter

Baader-Meinhof » Фотокартины » Герхард Рихтер

Цикл 18 октября 1977 года состоит из 15 картин, над которыми Герхард Рихтер работал в период с марта по ноябрь 1988 года. Они являются результатом его интенсивного исследования левоэкстремистской террористической группировки Фракция Красной Армии (РАФ)[1], которая работал в Западной Германии с начала 1970-х гг. Осуществляя ограбления банков, взрывы бомб и убийства, чтобы финансировать свою жизнь в подполье и бороться против государства, лидеры так называемого первого поколения смогли быть захвачены только в 1972 году[2]. Они грубо боролись против американской гегемонии, немецкого авторитарного государства, которое они воспринимали как еще одну форму национал-социализма, и капитализма, но практически не опирались на политику[3]. Их террористические действия, беспрецедентно жесткое преследование их со стороны государственной полиции и их коллективное самоубийство[4] в тюрьме Штутгарт-Штаммхайм долгое время были предметом обсуждения в немецком обществе и разделили умы[5].

Титул 18 октября 1977 года относится к дню, когда Гудрун Энсслин, Андреас Баадер и Ян-Карл Распе были найдены мертвыми в своих тюремных камерах в Штутгарте-Штаммхайме.Спустя более 10 лет Рихтер снова художественно обсудил эти события. Свою мотивацию он изложил следующим образом[6]: «В начале 1960-х годов, только что приехав из ГДР, я, естественно, отказывался вызывать какое-либо сочувствие к целям и методам Фракции Красной Армии. Меня впечатлила энергия террористов, их бескомпромиссная решимость и абсолютная храбрость; но я не мог найти в себе силы осудить государство за его резкий ответ. Вот на что похожи Штаты; и я знал других, более безжалостных.Смерти террористов и связанные с ними события как до, так и после, олицетворяют ужас, который огорчал меня и с тех пор преследует меня как незавершенное дело, несмотря на все мои усилия подавить его.[7]”

Картины впервые были представлены публике в рамках выставки Герхард Рихтер: 18 октября 1977 г. в музее Haus Esters в немецком городе Крефельд в 1989 г. раскол во мнениях в Германии.После этого изображения были показаны в нескольких других городах страны и мира, где были введены строгие правила для репродукции изображений в СМИ[8]. Затем картины были переданы Музею современного искусства во Франкфурте в качестве 10-летней ссуды в 1990 году и проданы Музею современного искусства в Нью-Йорке в 1995 году, где они выставлены с 2000 года[9].

15 картин, составляющих цикл, изображают 9 различных сюжетов, некоторые из которых выполнены в нескольких вариантах.Однако порядок картин явно не определен[10]. Форматы меняются на протяжении цикла, и только их содержание и использование разных оттенков серого указывают на их принадлежность. Уменьшенные цвета указывают на оригинальные фотографии, опубликованные в современных СМИ, которые были в основном напечатаны в черно-белом цвете. Все картины, кроме Портрет юноши [CR: 672-1], Арест [CR: 674/1-2] и Похороны [CR: 673][11], основаны на фотографиях, сделанных напрямую. полицией, но в основном найдены и скопированы Рихтером в архивах прессы в Гамбурге.Такое использование фотографического исходного материала указывает на раннюю практику Рихтера и его фотокартины. Часть неиспользованного материала можно найти в отредактированном и сильно размытом виде в Атласе Рихтера [Листы: 470-479] и в рабочем альбоме, содержащем 102 оригинальных копии Рихтера. Она была подарена архиву MoMA в 1995 году по случаю продажи картин музею[12].

Первоначально Рихтер исполнил 18 картин. Однако перед тем, как состоялась презентация в Крефельде, он отделил и закрасил три картины, исключив их из цикла. К ним относятся изображение Хольгера Майнса на смертном одре, который умер 9 ноября 1974 года после голодовки, которое стало Abstract Image (HM) [CR: 686-9] и второй версией . Повешенный [CR: 668], который был закрашен и переименован в Одеяло [CR: 680-3]. На обеих картинах до сих пор видны следы их первоначальных сюжетов[13]. Кроме того, по-видимому, существовала третья версия Man Shot Down [CR: 669/1-2], которая, вероятно, также была перекрашена, но в настоящее время не может быть четко идентифицирована[14].

Поскольку художник обращается к изображениям, которые неизменно сохранялись в коллективной памяти, можно предположить, что современники могли легко идентифицировать сюжеты, несмотря на сильное размытие и использование нелицеприятных названий, скрывающих непосредственную связь с РАФ. и их действия. Таким образом, Рихтеру удается побудить к новому исследованию событий и их действующих лиц. Используя фотографии, чтобы подчеркнуть отношение к действительности, он также создает определенную дистанцию, трактуя образы решительно живописно, не называя конкретно рассматриваемые события и тем самым отсылая зрителя к его или ее собственной памяти и суждению[15]. На вопрос, зачем вообще нужно помнить о Королевских ВВС и их действиях, Рихтер ответил: «Это может дать нам новое понимание. А еще это может быть попытка утешить — то есть придать смысл. Это также о том, что мы не можем просто отбросить или забыть такую ​​историю; мы должны попытаться найти способ справиться с этим — надлежащим образом».[16]»



[1] Роберт Сторр (редактор), Герхард Рихтер. 18 октября 1977 г. , Музей современного искусства, Нью-Йорк, 2000, стр.95-96.

[2] См. Стефан Ауст, Der Baader-Meinhof-Komplex , 3 rd ed., Hoffman und Campe, Гамбург, 2008, стр. 344-363.

[4] Ульрике Майнхоф покончила с собой 9 мая 1976 года в Штаммхайме, а попытка самоубийства Ирмгард Меллер в ночь с 18 на октября 1977 года не удалась.

[7] Заметки к пресс-конференции, ноябрь-декабрь (проходившей в Museum Haus Esters, Крефельд, февраль 1989 г.), 1988 г. (перевод Дэвида Бритта) в: Gerhard Richter: Text.Письма, интервью и письма 1961-2007 , Thames & Hudson, Лондон, 2009, с. 202.

[8] Например, шесть картин, изображающих трупы сразу после их обнаружения тюремным персоналом, разрешалось печатать только тогда, когда они показаны в контексте с другими работами, а не сами по себе, из уважения к живым родственникам и друзьям умерших.

[9] Сторр 2000, стр. 32-33.

[11] Портрет юноши основан на портретной фотографии, сделанной фотографом Инге-Марией Петерс, а Арест 1 и 2 и Похороны также основаны на фотографиях, опубликованных в СМИ, но изначально основаны на пленке. берет.См. Сторр 2000, с. 149.

[12] Ортруд Вестхайдер, «Eine Idee, die bis zum Tod geht. Der Zyklus 18. Oktober 1977“ in: Uwe M. Schneede (ed.), Герхард Рихтер. Bilder einer Epoche , exh. Кот. Bucerius Kunst-Forum, Мюнхен, 2011, стр. 161-162.

[13] Вестхайдер 2011, с. 155.

[14] Дитмар Эльгер, Герхард Рихтер, Каталог-резоне Vl. 4, 1988-1994 , Хатье Канц, Остфильдерн, 2015, с. 121.

[15] Сторр 2000, стр.110-113.

[16] Разговор с Яном Торн-Приккером о цикле 18 октября 1977 г., 1989 г. (перевод Дэвида Бритта) в: Герхард Рихтер: Текст. Письма, интервью и письма 1961–2007 гг. Thames & Hudson, Лондон, с. 232.

Примечания, подготовленные редакцией

Рихтер, Герхард, 1932 г.р. | Арт Великобритания

© Герхард Рихтер. Фото предоставлено: Тейт

Немецкий художник, родился в Дрездене.После работы рекламщиком и художником-постановщиком он учился в Академии в Дрездене с 1952 по 1956 год. В 1961 году он переехал в Западную Германию и учился в Академии в Дюссельдорфе, 1961–1963 годы. Он вспоминал, что одним из факторов, побудивших его переехать, была «абсолютная наглость» картин Поллока и Фонтаны, которые он видел на «Документе» 1959 года. В 1963 году он участвовал в мероприятии под названием «Манифестация капиталистического реализма». Это было своеобразное сочетание хэппенинга и художественной выставки, проходившей в мебельном магазине.Посетителям давали номера, велели «явиться» по адресу в 8 часов вечера и велели посмотреть работы, когда их вызовут в строгой ротации. В последующем отчете Рихтера об этом событии говорилось, что к 8.

Читать далее

30 инструкции игнорировались, и все столпились в комнате. Он уже начал делать картины из найденных фотографий. В отличие от большинства фотореалистичных картин, они подчеркивают неточность фотографии как средства, а не ее способность раскрывать детали.Сфинкс Гизы (1964 г.) взят из фотографии в старой книге, которая, по-видимому, была отретуширована вручную для воспроизведения. В сочетании с выветриванием самого сфинкса за 4500 лет это создает странную смесь точности и тайны, подчеркнутую прозаическим жестом включения оригинальной подписи к иллюстрации. Административное здание (1964 г. ) представляет собой размытое изображение изможденного строения, напоминающее о Восточной Германии, которую он покинул. Рихтер применил этот метод ко многим предметам.В 1975 году он сделал серию картин из журнальных фотографий с увеличений любительского кинофильма о гибели туриста, бросившего машину в сафари-парке и заживо съеденного львом. Тревожное событие дистанцируется процессом, и без знания истории образы трудно расшифровать. Самыми известными картинами Рихтера такого рода являются выставленные им в 1989 году серии фотографий тел членов Фракции Красной Армии, немецкой террористической организации, которые были найдены повешенными в своих тюремных камерах.Официальная версия о том, что это было самоубийство, до сих пор не получила всеобщего одобрения, но картины Рихтера об этом событии не носят явно полемического характера. Художник резюмировал свои чувства в интервью, сказав: «Мы всегда оба: государство и террорист». его дочь Бетти сделала в 1977 году, в год событий, отмеченных художником двенадцатью годами позже. Рихтер описал разницу между фотографией и живописью, сказав, что первая вызывает ужас, а вторая — горе. Рихтер сознательно избегал слишком тесного отождествления с каким-либо личным стилем и также писал абстрактные картины. Иногда они строятся по системе, как в № 350/1 (1973 г.). Это сетка из 1024 панелей разных тонов. Число было выбрано путем умножения на четыре (4 × 4 = 16, × 4 = 64 и т. д.). За пределами определенного количества тонов разделение между одним и другим уже не будет четким.Каждый тон окрашивается только один раз, но присутствует элемент случайности. Рихтер подсчитал, что на использование каждой комбинации у него ушло бы более 400 миллиардов лет. В других работах он применял такую ​​же техническую виртуозность к абстракции, как и к фигурации. На некоторых картинах краска царапается по большому холсту, напоминая поцарапанное зеркало, и создает эффект многослойной поверхности (St John, 1988, Тейт). Трудность, которую Рихтер создал для любого, кто пытается определить его стиль, отражает его попытку отвергнуть любую идеологию. Он объяснил, что его интерес к Фракции Красной Армии был результатом не симпатии к их мышлению, а «почему и почему идеология, которая оказывает такое влияние на людей». Его мировоззрение может быть результатом его презрения к жесткой художественной системе Восточной Германии, где он провел свою юность. Там он описал искусство как «картину, которая ничего не создает; что просто делает вариации того, что культурная политика ГДР делает доступной для этой цели, а именно так называемого культурного наследия». Даже такой художник, как Вернер Тюбке, которым восхищались на Западе, но которого Рихтер называл «фальшивым», не был исключением.Презрение распространялось и на тех художников Западной Германии, которые «притаились как паразиты» в академии. Хотя сам Рихтер работал учителем, такое отношение связывает его с более молодыми немецкими художниками, такими как Киппенбергер, которые стремились построить карьеру вне академических рамок. Огромный статус Рихтера в мире искусства может быть результатом его технических навыков и изобретательности, но он также в чем-то обязан тому, как его теория и практика проявляют чувство ограниченности искусства или идеологии в преобразовании общества. Это соответствует определенному современному прагматизму; в этом отношении Рихтер представляет собой максимально возможную противоположность предшествующему художественному герою Германии Йозефу Бойсу. По Рихтеру, «искусство человечно только в абсолютном отказе от заявления». Дополнительная литература Г. Рихтер, Ежедневная практика живописи (1995) Галерея Тейт, Герхард Рихтер (1990)

Источник текста: Словарь современного искусства (Oxford University Press)

Герхард Рихтер подарил Берлину искусство Холокоста | Живопись

Ожидается, что поклонники немецкого художника Герхарда Рихтера съедутся в Берлин, чтобы посмотреть 100 работ, которые он передал в долгосрочную аренду новому музею современного искусства.Работы включают в себя серию картин, посвященных Холокосту, которые он поклялся никогда не продавать.

Пожертвование 89-летнего художника, одного из самых высокооплачиваемых ныне живущих художников в мире, предназначено для Музея модерна, который находится на стадии строительства в немецкой столице.

Работы станут главной достопримечательностью финансируемого государством музея стоимостью 450 млн евро, спроектированного швейцарской архитектурной фирмой Herzog & de Meuron, рядом с Новой национальной галереей Людвига Мис ван дер Роэ, на Потсдамской площади и недалеко от дома Берлинский филармонический оркестр по проекту Ганса Шаруна.

.

Наиболее значимыми работами являются серия Рихтера «Биркенау», кульминация его многолетних попыток дать творческий ответ Холокосту, который он всегда сопротивлялся выведению на международный арт-рынок, где его работы обычно стоят многомиллионные суммы.

Цикл из четырех работ размером 2,6 на 2 метра вдохновлен фотографиями, тайно сделанными еврейским заключенным в нацистском лагере смерти Аушвиц II-Биркенау в 1944 году, на которых запечатлены другие заключенные, сжигающие трупы.Это были единственные фотографии, которые тайно вывезли из лагеря. Хотя изображения размыты, на них отчетливо видны лагерные охранники, обнаженные заключенные и разбросанные по земле трупы.

Картины были временно выставлены в Старой национальной галерее вместе с четырьмя оригинальными фотографиями, отражающимися в сегментированном зеркале.

Это был один из первых художественных институтов в Берлине, который вновь открылся во вторник после нескольких месяцев блокировки. До этого работы в последний раз выставлялись в Met Breuer в Нью-Йорке, пристройке Метрополитен-музея, где они ненадолго были выставлены за девять дней до того, как город закрылся.Но возможность увидеть работы в Берлине, где они будут экспонироваться до октября, тоже может быть краткой. Растущий уровень заражения Covid-19 может вынудить власти снова закрыть музей в течение нескольких дней.

Герхард Рихтер организовал пожертвование в виде долгосрочной ссуды, чтобы Цикл Биркенау никогда не покидал Германию. Фотография: Маркус Шрайбер/AP

. С 2023 года работы будут временно размещены в Новой национальной галерее, которая должна вновь открыться в августе после нескольких лет реконструкции, прежде чем присоединиться к постоянной коллекции Музея модерна, когда он откроется. вряд ли произойдет раньше 2027 года.

Museum der Moderne станет домом для огромного магазина произведений искусства 20-го века, который уже давно стал слишком большим для Новой национальной галереи и большая часть которого хранится в течение многих лет. Рихтеру будет оказана редкая честь, наряду с другими немецкими художниками Ребеккой Хорн и Йозефом Бойсом, иметь специальное место для презентации своих работ в государственной галерее.

Долгое время предполагалось, что Рихтер, родившийся в 1932 году в восточном городе Дрездене, подарит Цикл Биркенау Берлину.Но официальное объявление, которое было встречено с волнением в мире искусства, тем не менее рассматривается как удачный ход для города, который теперь будет домом для самой большой коллекции работ Рихтера, наряду с Дрезденом. Он провел большую часть своей трудовой жизни в Дюссельдорфе, который долгое время был важным центром для многих немецких художников, включая Георга Базелица.

Другие работы, которые будут отправлены в галерею, включают Besetztes Haus (Занятый дом), 4900 Farben (4900 цветов) и Strip .

Предоставив работы Берлинской галерее через фонд, который он создал для их защиты, Рихтер предотвратит их вывоз за границу.

«Мне было ясно, что я не могу продавать картины Биркенау и не хочу этого», — сказал художник телекомпании Deutschlandfunk (DLF). «Тогда у меня возникла идея создать фонд, который взял бы на себя дополнительные работы».

Он также планирует подарить работы другим региональным галереям Германии.

Модель победившего проекта базельских архитекторов Херцога и де Мерона для Музея ХХ века в Культурфоруме.Фотография: Dpa Picture Alliance/Alamy

Жена Рихтера, Сабина Мориц-Рихтер, рассказала DLF, что ее муж вел длительные переговоры с Берлином, прежде чем сделка была заключена. Сотрудничество началось в результате чрезвычайно успешной ретроспективы Рихтера в Новой национальной галерее в 2012 году, приуроченной к его 80-летию со дня рождения 90 155, которая привлекла рекордные 380 000 посетителей. Его также показали в Тейт в Лондоне.

«Как на национальном, так и на международном уровне был огромный интерес», — сказал Мориц-Рихтер. «Но для моего мужа было несомненно то, что картины Биркенау должны остаться в Германии».

Рихтер добавил: «Метрополитен-музей в Нью-Йорке хотел их, но мы сказали: «Нет, они должны остаться в Германии». Они здесь».

За последние семь лет он откладывал работы только для своего фонда. «Я сознательно хранил работы или воспроизводил их», — сказал он. Он сказал, что знание того, что у работ есть надежный дом в Берлине, «является для меня замечательным опытом и фантастическим началом сотрудничества с Берлином».

Известный своей застенчивостью перед СМИ, Рихтер объявил прошлой осенью, что повесил свою кисть на пол. «В какой-то момент должен наступить конец», — сказал он в интервью в сентябре прошлого года. Однако критики отмечали, что он не в первый раз делал подобные заявления, лишь бы вернуться на полотно.

На официальной презентации цикла «Биркенау» в Берлине министр культуры Германии Моника Грюттерс сказала, что пожертвование «посылает важный сигнал современным музеям». Многие критики отмечают, что рыночная стоимость большинства работ Рихтера превысит бюджет большинства государственных музеев.

5 выразительных работ Герхарда Рихтера, которые вы должны знать

Немецкий художник Герхард Рихтер считается одним из самых важных современных художников, живущих сегодня. Первоначально он обучался как художник-реалист, но позже он разработал более абстрактный стиль, который отражает смесь движений, которые повлияли на него. Абстрактный экспрессионизм, поп-арт, минимализм и концептуализм — все это вдохновляло Рихтера. Кроме того, он также всю жизнь увлекался фотографией и часто рисовал картины, которые выглядели как фотографии, которые были не совсем в фокусе, предлагая лишь неполное представление о предмете.

Рихтер начал рисовать в начале 1950-х годов, когда учился в Художественной академии в Дрездене. В это время коммунистический режим Восточной Германии навязал стиль соцреализма всем практикующим художникам. Рихтер был ограничен рисованием пейзажей и политических знамен по заказу государственных предприятий. Однако в 60-х годах Рихтер переехал в Дюссельдорф в Западной Германии, где у него было больше свободы, и он начал рисовать более выразительно.

За свою более чем 60-летнюю карьеру Рихтер создал равное количество как абстрактных, так и реалистических работ.И хотя стили различаются, одна тема постоянна: экспериментирование. Художник использовал случайные эффекты средств, которые он использует, позволяя его процессу определять окончательный результат. «Я хочу оставить все как есть», — говорит он. «Поэтому я не планирую и не изобретаю; Ничего не добавляю и ничего не упускаю. В то же время я знаю, что неизбежно буду планировать, изобретать, изменять, создавать и манипулировать. Но я этого не знаю».

Читайте дальше, чтобы открыть для себя пять знаменитых работ Рихтера.

Вот пять работ Герхарда Рихтера, которые вы должны знать.

 

Таблица цветов серии , 1966–2008 гг.

В 1966 году Рихтер начал рисовать однородные сетки сплошных цветных прямоугольников или квадратов на белом фоне. Его вдохновила коллекция карточек с образцами красок, которые он нашел в хозяйственном магазине в Дюссельдорфе. Очарованный простотой хроматически богатого выбора, он стал в точности копировать исходные цвета, выбирая комбинации наугад. В 70-х Рихтер перестал использовать кусочки краски в качестве исходного материала и начал создавать свои собственные цвета.

В интервью с автором и редактором Ирмелин Лебер в 1973 году Рихтер объясняет: «Основываясь на смесях трех основных цветов, а также черного и белого, я получаю определенное количество возможных цветов и, умножая их на два или четыре, я получаю определенное количество цветовых полей, которые я умножаю еще раз на два и т. д.»,

Количество цветов, производимых Richter, варьировалось. В некоторых из его ранних работ всего четыре оттенка. Тем не менее, в 2007 году плодовитый креативщик создал гигантское произведение искусства с 4900 цветами.Позже Рихтер вернулся к рисованию всего четырьмя цветами в 2008 году, что ознаменовало конец многолетней серии.

 

Облака , 1982

К середине 70-х Рихтер начал рисовать серию красочных абстрактных работ с размытыми тонами и геометрическими формами. Облака , написанная в 1982 году, является примером того, как художник часто колеблется между реалистическим и абстрактным стилями. Как следует из названия, нижняя левая сторона работы, возможно, представляет собой мягкие облака в небе.Однако яркие, смелые мазки и дорожки нарушают оконный вид. Двухпанельное произведение, написанное маслом на холсте, игриво соблазняет зрителя просто ощутить красоту цветов, текстур и форм, не пытаясь извлечь смысл.

 

Сумка (мертвый), 1988 г.

Серия 18 октября 1977 года состоит из 15 черно-белых картин, над которыми Рихтер работал в период с марта по ноябрь 1988 года. В рамках коллекции художник создал три картины под названием Tote (Dead), основанные на фотографиях, изображающих террористку Ульрике. Майнхоф, один из основателей Фракции Красной Армии.Фотографии были сделаны после ее самоубийства в тюрьме Штутгарт-Штаммхайм 9 мая 1976 года, и на них виден крупный план ее головы и верхней части тела, когда она лежит на полу без сознания. Каждая картина Tote отличается очень незначительно, но все они выполнены в отчетливом туманном стиле Рихтера, напоминающем размытую фотографию.

Фракция Красной Армии — левая экстремистская террористическая группировка, действовавшая в Западной Германии с начала 1970-х годов. Группа совершала различные преступления против государства, включая ограбления банков, взрывы бомб и убийства.В конечном итоге они были привлечены к ответственности государственной полицией и все вместе покончили жизнь самоубийством в тюрьме Штутгарт-Штаммхайм.

Когда сериал был представлен публике, он был встречен шоком и скандалом, а мнения немцев разделились на долгие годы. Рихтер просто хотел вспомнить события и пролить свет на правду. Он сказал о сериале: «Это может дать нам новое понимание. А еще это может быть попытка утешить — то есть придать смысл. Это также о том, что мы не можем просто отбросить или забыть такую ​​историю; мы должны попытаться найти способ справиться с этим надлежащим образом.

 

Abstraktes Bild (Abstract Picture), 1994

Рихтер продолжал создавать яркие абстрактные работы на протяжении 1990-х годов. Он был настроен на то, чтобы заставить зрителя насладиться чистыми элементами его работы: цветом, жестами и слоями.

Многие из этих изделий (как и этот) были созданы путем смешения цветных полей друг с другом с помощью его культовой техники ракеля или губки. Художнику нравится позволять процессу определять, как окончательное произведение будет иметь форму.Именно дух экспериментирования дает ему захватывающие, неожиданные результаты. «У вас должна быть определенная доля неуверенности или растерянности», — сказал Рихтер. «Более интересно быть неуверенным».

 

Мориц , 2000

Вместо Mortiz Рихтер изображает своего маленького сына. Подобно более ранним работам художника, вдохновленным фотографиями, он стирает грань между абстракцией и фигурацией. Две, казалось бы, незавершенные области облачных оттенков контрастируют с реалистично выполненным портретом. Создается впечатление, что вы смотрите через запотевшее окно, а объект находится с другой стороны.

Герхард Рихтер: Веб-сайт | Фейсбук

Статьи по теме:

9 художников-абстракционистов, изменивших наш взгляд на живопись

17 художников, стирающих грань между живописью и фотографией

6 лучших документальных фильмов о культовых художниках, которые вдохновят вас на творчество

7 инновационных техник рисования, не требующих кисти

Возвышенное прощание Герхарда Рихтера, Мастера Сомнений

Утонченная меланхолия поселилась в галереях перевернутого зиккурата Марселя Брейера на Мэдисон-авеню: атмосфера разбитых устремлений, обязательств и прощания.Метрополитен-музей, арендовавший гранитную крепость Брейера у перемещенного Музея американского искусства Уитни в 2015 году, освободит здание в июле, на три года раньше запланированного срока. (Стоимость была слишком высока.)

Музей не мог бы предложить более подходящую финальную выставку — более строгую, более смиренную — чем «Герхард Рихтер: живопись в конце концов». Он занимает два этажа Breuer искусством тотального мастерства, которое также на каждом шагу ставит под сомнение собственное достижение. Смазанные маслом, зажатые портреты.Асептические цветовые таблицы, стеклянные и зеркальные стекла. Вот они все, как всегда с невозмутимым выражением лица, продвигаются вперед с живописью, в то время как мистер Рихтер подвергает живопись бесконечной критике и допросам. Кто-то говорит, что эта среда умерла в 1960-х, кто-то говорит, что она как никогда актуальна. Он верит и тому, и другому, а иногда ни тому, ни другому.

В этот волнующий момент для музеев, отчаянно пытающихся доказать свое социальное влияние, этот величайший из ныне живущих художников задается вопросом: для чего на самом деле нужно современное искусство ? Может ли это сделать что-нибудь? Я чего-нибудь добился? Мистер.Рихтер, даже несмотря на то, что его аукционные цены достигли альпийских высот, никогда не был уверен — и это прекрасное прощальное приветствие за 60 лет работы подтверждает художественную и моральную силу его нерешительности и скептицизма. (88-летний художник сказал, что это, скорее всего, будет последняя крупная музейная выставка в его жизни. Летом она отправляется в Лос-Анджелес.) Департамент современного и современного искусства Метрополитена и искусствовед Бенджамин Х.Д. Бухло вместе с помощником куратора Метрополитена Бриндой Кумар представляют собой , а не ретроспективу карьеры г-на Рихтера. В 18 лет я был одним из сотен тысяч жителей Нью-Йорка, которые нашли странное и необходимое утешение в обширном обзоре картины Рихтера, организованном Музеем современного искусства через пять месяцев после терактов 11 сентября. Эта ретроспектива зимой 2002 года привлекла неожиданно большое количество зрителей, которые нашли в трудностях, разнообразии и неуверенности г-на Рихтера избавление от боли в центре города и марш к войне в Вашингтоне.Это новое шоу открывается «Сентябрем», небольшой размытой картиной 2005 года, на которой самолет врезается во Всемирный торговый центр — первая из многих представленных здесь работ, в которых насилие и его репрезентация в СМИ смотрят холодным, амбивалентным взглядом.

Но они совершенно разные по стилю и цели. Выставка Брейера включает в себя около 100 работ: немногим более половины того количества, которое МоМА собрал в 2002 году, несмотря на то, что г-н Рихтер рисовал в интенсивном темпе в течение двух прошедших десятилетий. В нем отсутствуют многие из его наиболее важных серий, такие как «48 портретов» (1972 г.), его бледные изображения мертвых белых людей, и «18 октября 1977 г.» (1988 г.), его призрачный цикл жизней и смертей баадеровцев. Банда Майнхоф.Он также не включает в себя «Атлас», его титанический фотографический сборник столетней культурной истории. Но он включает, в отличие от МоМА, работы г-на Рихтера в области стеклянной скульптуры; его зеркала, которые отбрасывают ваше отражение в утраченном миноре; и его издания и последние цифровые отпечатки.

Узнать больше о Метрополитен-музее

Размещенная на третьем и четвертом этажах музея выставка демонстрирует бруталистскую архитектуру Брейера. Широкие горизонты позволяют оценить разнообразие подходов художника и его отказ от фирменного стиля. Каждый этаж закреплен центральной галереей абстракций. Четвертый этаж, более сильный, вращается вокруг ошеломляющей серии «Клетка» мистера Рихтера, одной из самых больших его композиций, созданных с помощью ракеля. На третьем этаже, более тревожном, находится его недавний квартет «Биркенау» 2014 года, чьи абстрактные заикания затемняют образы Холокоста и которые никогда раньше не показывались в Северной Америке.

Г-н Рихтер родился в 1932 году в Дрездене. Он учился на художника-социалиста-реалиста в этом разрушенном восточном городе, прежде чем бежать в Западную Германию в 1961 году, за несколько месяцев до возведения Берлинской стены.Вместе с Зигмаром Польке, Блинки Палермо, Конрадом Луэгом и другими студентами яркой Художественной академии Дюссельдорфа он начал рисовать фигуративные полотна с невозмутимым видом в гризайль-стиль. Изображения часто брались из журналов о стиле жизни, аэрофотосъемки, а также из семейных альбомов, и их холодный, отстраненный стиль отражал потребительскую пошлость новой Федеративной Республики и нацистское наследие.

Ранняя галерея Брейера содержит девять таких «фотографических картин» в градациях серого. На некоторых изображены нацисты, в том числе «Дядя Руди», небольшой портрет брата матери художника 1965 года, гордо улыбающийся в своей новой форме вермахта.Черно-белая палитра и мелкий масштаб перекликаются с источником из семейного альбома, но, проведя сухой кистью по влажным маслам, г-н Рихтер превратил историю в статическую передачу. Пятно стерло как сентиментальность семейного портрета, так и самодовольство, которое некоторые молодые немцы привнесли в нацистское прошлое. Остался лишь туман, в котором отречение неотделимо от вины.

Размытость настолько близка, насколько мистер Рихтер когда-либо подходил к стилистической подписи, и здесь она повторяется в морских пейзажах, пейзажах и уличных сценах; портреты его дочери Бетти, положившей голову на стол, как мясо на разделочную доску, или его бывшей жены, художницы Изы Генцкен, обнаженной и со спины; и холсты меньшего размера, на которых Сабина Мориц, его нынешняя жена, кормит грудью своего новорожденного в манере Мадонны с младенцем.

Трудно не увидеть влияние Италии эпохи Возрождения в этих пейзажах, портретах и ​​квазирелигиозных сценах. Трудно не чувствовать и их отчужденность и бесплодие. Размытие всегда служит знаком веры и сомнения в живописи. Фотографический источник предполагает, что такие изображения датированы неуместно; размытие показывает, что он следует этой традиции, несмотря ни на что.

Г-н Рихтер делал абстракции одновременно с этими фотокартинами, но только в 1980 году он взял ракель и провел им по последовательным слоям краски, создавая заикающиеся, аритмичные композиции.Последовательное наращивание и стирание пигмента приводит к «абстрактным картинам», как большинство из них сухо называют, чьи скрытые глубины и потерянное прошлое остаются упорно недоступными.

Эта выставка посвящена его работам 1980-х годов, чтобы сконцентрироваться на его абстракциях последних 20 лет, таких как могучий секстет «Клетка» (2006), чьи зеленые, серебряные и желтые полосы сочетают мастерство и случайность. (Изречение Джона Кейджа «Мне нечего сказать, и я говорю это» могло бы быть девизом и мистера Рихтера.) В серии «Лес», написанной в 2005 году, видны более заметные следы ракеля: на некоторых есть большие вертикальные полосы депигментации, создающие различие между фигурой и фоном, что редко встречается в творчестве г-на Рихтера.

Череп, свеча, семейный альбом, размытый лес: так много картин г-на Рихтера, абстрактных или репрезентативных, вращается вокруг отсутствующего ядра концлагеря. Фотографии Холокоста появляются в «Атласе» еще в 1967 году, но только в 2014 году, с «Биркенау» (крупнейший сектор Освенцима), он обратился к нему непосредственно в живописи.

«Биркенау» начался с годичного усилия г-на Рихтера изобразить в красках четыре фотографии лагеря смерти, сделанные заключенными-евреями, которых заставляли сжигать трупы в газовых камерах. Он не мог этого сделать. Поэтому он начал накладывать на образы Холокоста слои темного цвета, которые затем, в свою очередь, соскребал. Ничего из оригинальных картин не видно, и по сравнению с волнистой серией «Клетка», эти картины более потертые и изрытые, выполненные в удушающей палитре алого, зеленого и черного цветов.

Картины «Биркенау» вызывают раздражение. Я уважаю потребность г-на Рихтера, как немецкого художника, столь сильно сосредоточенного на том, что может и не может быть изображено, бороться, наконец, с этими образами из ада. Тем не менее, «Биркенау» получился от него более прямым, чем обычно, и у меня есть серьезные сомнения по поводу решения показать наряду с четырьмя картинами четыре ужасные исходные фотографии. Картины, казалось бы, отрицают какой-либо вуайеризм Холокоста или то, что г-н Бухло в каталоге называет «зрительским скопическим злоупотреблением».Однако исходные фотографии негласно поощряют отвратительный поиск в каждой картине стертого насилия. Лагеря смерти никогда не должны быть игрой в «я шпион».

Облицовка «Биркенау» — это точные цифровые отпечатки тех же работ, как бы растворяющие их значимость. Между четырьмя картинами «Биркенау» и четырьмя копиями — четыре серых зеркала, и все предстает в приглушенном свете. Если «Биркенау» предназначен для утверждения, что мы никогда по-настоящему не поймем Холокост, то у Брейера все складывается слишком легко: абстрактные картины выражают невыразимое, копии показывают, что даже самое худшее может повториться, а зеркала заставляют нас столкнуться с нашим местом в истории.

Это единственная комната на этой безупречно оформленной выставке, которая кажется переполненной. Будь моя воля, я бы повесил картины «Биркенау», как и любые другие, и оставил нас наедине с нашим горем. Тем не менее, я подозреваю, что у мистера Рихтера, тесно связанного с организацией этой комнаты, есть свои собственные цели с копиями и зеркалами. Третий рейх и ГДР. внушил ему пожизненное сомнение в идеологиях — но сейчас, под 90, художник сомневается даже в собственной сомнительности, и кажется менее уверенным, чем его многочисленные поклонники, в том, чего добивается «Биркенау». В течение 60 лет он относился к неопределенности как к этическому долгу. Это остается верным даже на этом заключительном празднике, и с каждым движением ракеля он моделировал, как художник может творить перед лицом сомнений, преодолевая страх перед ошибкой, не доверяя себе и продолжая бороться.

Это бесценный пример, который он предлагает современным молодым художникам, на каждую ошибку или колебание которых нападает цифровой Савонаролас. Столько там догматизма, столько многословного морализаторства. Голос, который нам нужно услышать, — это голос, который говорит: Я не знаю.Я не уверен. Я все еще думаю. Я все еще работаю.


Герхард Рихтер: Картина в конце концов

До 5 июля в Met Breuer, 945 Madison Avenue, Manhattan; 212-731-1675, metmuseum.org. Он отправляется в Музей современного искусства в Лос-Анджелесе 15 августа.

Герхард Рихтер: биография, искусство и факты

Герхард Рихтер (родился 9 февраля 1932, Дрезден, Германия), немецкий художник, известный своими разнообразными стилями и предметами живописи. Его преднамеренное отсутствие приверженности одному стилистическому направлению часто воспринималось как атака на имплицитные идеологии, заложенные в конкретной истории живописи. Такое отвращение к эстетическим догмам было истолковано как ответ на его раннее художественное образование в коммунистической Восточной Германии.

Родившийся за год до прихода к власти Адольфа Гитлера, Рихтер вырос в тени нацизма, а затем в Восточной Германии. Он изучал живопись в Художественной академии в Дрездене с 1952 по 1956 год, после чего стал успешным художником-социалистом-реалистом.Получив разрешение на поездку на Запад, он познакомился с авангардным искусством того периода. В 1961 году он приехал в Западную Германию и с этого года по 1963 год посещал Художественную академию в Дюссельдорфе. Там он встретил Зигмара Польке, Конрада Луэга (позже Конрада Фишера) и Блинки Палермо (вымышленное имя). Другие сокурсники приняли такие стили, как тахизм или искусство-информель, и такие движения, как флюксус, которые позволяли много личного самовыражения. Рихтер, однако, предпочел более объективный подход и, используя сначала проектор, начал делать картины на основе фотографий.

Британская викторина

Можете ли вы сопоставить эти малоизвестные картины с их художниками?

Вы можете отличить Ван Гога от Сезанна во сне. А как насчет более современных художников? Пройди этот тест и узнай, сможешь ли ты сопоставить эти малоизвестные картины с их создателями.

Опираясь на сцены из газет, личные фотографии и журналы, Рихтер рисовал жертв серийных убийц, портреты известных европейских интеллектуалов и немецких террористов (Фракция Красной Армии, более известная как Банда Баадера-Майнхоф), среди других медиа-изображений. .Его более поздние работы включают пейзажи, городские пейзажи и портреты его семьи, друзей и коллег по миру искусства, все они выполнены в реализме с мягким фокусом. В то же время он разработал большое количество жестовых абстракций любого масштаба, используя множество методов рисования, в частности, технику скребка ручной работы, которая проталкивает и царапает слои цветной краски по полю холста. Он также создал серию цветных картин, которые послужили источником вдохновения для его большого витража 2007 года для Кельнского собора.Позже Рихтер вернулся к дизайну витражей, когда в 2020 году он изготовил три комплекта окон, которые напоминают его соскобленные картины маслом, для аббатства Толей, старейшего монастыря Германии.

Рихтер был удостоен множества наград, в том числе Золотого льва за живопись на 47-й Венецианской биеннале (1997) и премии Praemium Imperiale Японской художественной ассоциации за живопись (1997).

Герхард Рихтер: I.S.A. (555)

Зритель, наблюдающий за I.S.A. (555) , картина маслом (1984 г.) Герхарда Рихтера на выставке «От Бекмана до Уорхола: искусство 20-го и 21-го веков: коллекция Байера» (2013 г. ) в Мартин-Гропиус-Бау, Берлин.

Шон Гэллап/Getty Images Лиза С. Уэйнрайт Редакторы Британской энциклопедии

TRACES:Gerhard Richter – dreamideamachine ART VIEW

Сегодня есть повод вспомнить Герхарда Рихтера (02.09.1932- ), которого многие считают одним из ведущих современных художников мира. За почти 60-летнюю карьеру удивительный диапазон его работ стал определяющей характеристикой, а живопись была в центре его развития.В этой среде его размах и результаты были огромными, и в результате многие считают Рихтера величайшим из ныне живущих художников. Эта колонка посвящена художникам, живым и мертвым, которые оставили свой след в современном искусстве. Через документы или интервью, начиная с: мгновений и воспоминаний, мы раскрываем из прошлого неизвестные стороны больших личностей, оставивших свой неизгладимый след во времени и истории…

Димитрис Лемпесис

Герхард Рихтер родился в Дрездене во время подъема Национал-социалистической немецкой рабочей партии или нацистского Третьего рейха. Примечательно, что некоторые из родственников Рихтера были непосредственно вовлечены в нацистское движение, а именно его отец, школьный учитель и дядя. Мать Рихтера, дочь концертирующего пианиста, поощряла ранний талант сына к рисованию. Хотя годы сразу после окончания Второй мировой войны были во многих отношениях трудными, у Рихтера также остались приятные воспоминания об этом времени, не в последнюю очередь потому, что он обнаружил, что у него есть доступ к книгам, которые ранее были запрещены нацистами. В разговоре с Робертом Сторром Рихтер объяснил: «Это было очень противно, (но) когда русские пришли в нашу деревню и экспроприировали дома у богатых, которые уже уехали или были изгнаны, они сделали библиотеки для людей из этих дома.И это было фантастически». В 1947 году, еще изучая стенографию, бухгалтерский учет и русский язык в колледже в Циттау, Рихтер начал посещать вечерние курсы живописи. В феврале 1950 года он был принят помощником сценографа в муниципальный театр в Циттау. Рихтер недавно был связан с любительской театральной труппой, так что, возможно, через это или даже через друзей из его вечерних классов он знал и располагал к роли в театре. Однако его карьера в театре резко оборвалась, когда он отказался заниматься росписью стен на лестницах театра и был немедленно уволен.Начиная с 1951 года Рихтер учился в Художественной академии в Дрездене, где рисовал фрески и политические баннеры по заказу государственных предприятий. За это время коммунистический режим Восточной Германии навязал стиль соцреализма всем практикующим художникам, эта политика фактически превратила искусство в службу политической пропаганды. В связи с этим правительство запретило выставки американского поп-арта и Fluxus. Эти обстоятельства сильно ограничивали зарождающийся художественный стиль Рихтера, поскольку ему было поручено писать только пейзажи в манере, сильно пропитанной пасторальным романтизмом.Успешно завершив учебу в Академии в 1956 году, он был принят в программу Академии для перспективных выпускников. В обмен на преподавание вечерних занятий для публики он получил студию и скромный доход в течение следующих трех лет. Отказ Рихтера от этого мировоззрения отчасти был вдохновлен поездкой на Documenta II в Кассель, Западная Германия, в 1959 году. Увидев среди прочих работы Джексона Поллока, Жана Фотрие и Лусио Фонтаны, Рихтер понял, что «Что-то не так с моим весь образ мышления», воспринимая в своей работе «выражение совершенно иного и совершенно нового содержания». В 1961 году, незадолго до официального завершения строительства Берлинской стены, Рихтер переехал в Дюссельдорф. Снова поступив в местную Художественную академию, Рихтер намеревался работать в более раскованной, авангардной манере, в процессе переосмысления своего подхода к созданию искусства он намеренно уничтожил многие из своих ранних картин 50-х и 60-х годов. Продолжая рисовать в реалистичной манере, примерно в 1961 году Рихтер начал использовать фотографии, проецируя и выводя изображения прямо на холст. Рихтер считал, что он, как художник, «не рисует конкретного человека, а картину, не имеющую ничего общего с моделью». Таким образом, в то время как он рисовал людей с фотографий, реплики изображений Рихтера часто были размыты и не имели ничего отчетливо идентифицируемого в отношении предмета, эффект, который заставлял зрителя учитывать основные компоненты самой картины, такие как композиция, цветовая схема и т. д. , вместо того, чтобы позволить зрителю идентифицировать себя или отвлечься от подразумеваемого содержания изображения или его эмоционального элемента «человечности».В конце концов, обнаружив, что разочаровался в том, следовать ли ему абстракции или фигурации, Рихтер решил сосредоточиться на случайных деталях, возникающих в процессе рисования. Используя тот же метод, что и в своих репрезентативных картинах, Рихтер начал размывать, соскребать и скрывать различные нарисованные слои на своих новых полотнах. В 1966 году он создал серию серых картин, в которых использовалась композиционная структура и нанесение краски, а не реалистичный сюжет. Рихтер наносил краску толстыми мазками или валиками и агрессивными движениями ракеля (по иронии судьбы, инструмент, обычно используемый для мытья окон и прояснения поля зрения).В этой конкретной работе Рихтер минимизировал визуальное воздействие реалистичных образов в пользу спонтанной, жестикуляционной иллюзии пространства. В 1966 году в его живописном арсенале появилось удивительное новое оружие — геометрическая абстракция. Когда в 1986 году его спросили, повлиял ли на этот отъезд частично творчество Блинки Палермо, Рихтер объяснил : «Да, это определенно имело какое-то отношение к Палермо и его интересам, а позже и к минимализму; но когда я нарисовал свои первые таблицы цветов в 1966 году, это было больше связано с поп-артом…» В 1971 году Рихтер стал профессором Художественной академии в Дюссельдорфе.Это знаменует собой начало его картин «цветовой диаграммы», в которых он систематически наносил квадратные оттенки сплошного цвета на большие холсты. За это время Рихтер подвергся широкой критике за свой явный отказ отождествлять себя с конкретным художественным движением, а также за очевидное нежелание его работ признать различные социальные и политические проблемы, касающиеся нацистского режима Второй мировой войны. Рихтер принял название «Абстрактная живопись» в 1976 году как общее для всех своих последующих полотен, что фактически заставляло зрителей интерпретировать данную работу без объяснения причин, предоставленных художником.В 1977 году Рихтер нашел два основных пути продвижения вперед. Первый, возможно, ознаменовал собой удовлетворительное завершение внутренней логики монохрома и принял форму двух скульптур, сделанных из оконных стекол и окрашенных в серый цвет с одной стороны. Вторым прорывом Рихтера в 1977 году стал развитие значительного количества красочных абстрактных работ, которые он описал просто как «Abstraktes Bild». Серия работ, созданных между 1982 и 1983 годами, главным предметом которых были свечи. Хотя они привлекли на удивление мало внимания, когда впервые были выставлены в Германии, они стали считаться одними из самых знаковых работ Рихтера и, возможно, полюбили его как у широкой публики, так и у профессионалов искусства.Пейзажи также должны были быть повторяющейся темой в фотокартинах Рихтера 80-х, но это была еще одна серия фотокартин следующего года, которая оказалась его самой значительной работой десятилетия, и действительно, одной из них. из самых важных в карьере Рихтера. Название сериала «18 октября 1977 года» относится к дате, когда Гудрун Энслин, Андреас Баадер и Ян-Карл Распе были найдены мертвыми в своих камерах в тюрьме Штутгарт-Штаммхайм. На сегодняшний день это, несомненно, самая политически провокационная работа Рихтера.В конце 90-х Рихтер продолжал в основном создавать абстрактные работы, время от времени перемежающиеся фото-живописью. Говоря об этом в 1999 году, Рихтер прокомментировал: « Я люблю фигуративную живопись и нахожу ее очень интересной. Я не делал много фигуративной работы, потому что мне не хватает сюжетов. Абстрактное для меня нечто повседневное, такое же естественное, как ходьба или дыхание». 2002 год стал знаменательным для Рихтера благодаря его крупной ретроспективной выставке «Сорок лет живописи» в Музее современного искусства в Нью-Йорке.На выставке, организованной Робертом Сторром, было представлено 190 работ, это была одна из самых полных выставок работ Рихтера за всю его карьеру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *