Храм христа спасителя в москве где находится: Недопустимое название

Содержание

Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя (Москва) / Организации / Патриархия.ru

Центральное благочиние Московской городской епархии

История

Решение о создании первого храма в честь победы в Отечественной войне 1812 года было принято императором Александром I сразу по ее окончании. Первоначальный проект, предусматривающий возведение храма на Воробьевых горах (заложен в 1817 г., архитектор А.Л. Витберг), не был осуществлен. Новый проект в русско-византийском стиле (архитектор К.А. Тон) был утвержден в 1832 г. императором Николаем I. Храм был вновь заложен в 1839 г. на Пречистенской набережной, в древнем урочище Чертолье на месте Алексеевского женского монастыря (сооружения обители были разобраны, сестры переведены в Красное село).

Строительство осуществлялось на средства казны с привлечением народных пожертвований. Храм, бывший на тот момент самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10000 человек), был освящен 26 мая 1883 г.

 митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием в присутствии императора Александра III.

Росписи были выполнены знаменитыми русскими художниками В.П. Верещагиным, Г.И. Семирадским, В.И. Суриковым, В.Б. Маковским, Ф.А. Бруни, И.Н. Крамским и др. Автор идеи скульптурного убранства фасадов — святитель Филарет, митрополит Московский; мраморные барельефы и скульптурный декор созданы А.В. Логановским, Н.А. Рамазановым, П.К. Клодтом и др., бронзовые украшения, подсвечники и паникадила работы архитектора Л.В. Даля.

Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном: в галерее, окружавшей здание, были помещены 177 мраморных досок с именами офицеров, павших в войне и Заграничных походах 1797-1806 и 1813-1814 гг.

15 августа 1917 г. в храме начал работу Поместный Собор, восстановивший Патриаршество после почти двухсотлетнего синодального периода. 5 ноября в Храме Христа Спасителя состоялось избрание Патриарха Всероссийского. Им стал митрополит Московский Тихон (Белавин), в 1989 г.

причисленный к лику святых. 

В феврале 1918 г. создано братство Храма Христа Спасителя. В 1922-1923 гг. храм захватили обновленцы, в 1931 г. он был закрыт. По распоряжению И.В. Сталина 5 декабря 1931 г. храм взорвали, на его месте планировалось строительство Дворца Советов, однако проект не был осуществлен, и в 1960 г. здесь был построен открытый бассейн «Москва».

В феврале 1990 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте. В 1991 г. на месте алтаря была построена временная часовня Державной иконы Божией Матери, разобранная впоследствии.

7 января 1995 г., в праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии председателя Правительства РФ В.С. Черномырдина и мэра Москвы Ю.М. Лужкова совершил чин закладки храма.

14 апреля 1996 г. была совершена Пасхальная вечерня — первое богослужение под сводами восстановленного храма, 19 августа Святейшим Патриархом Алексием II был освящен главный престол нижнего храма — Спасо-Преображенского, после чего в храме были возобновлены регулярные богослужения.

К декабрю 1999 г. были полностью завершены росписи храма, 31 декабря Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение главного престола верхнего храма.

19 августа 2000 г. Святейший Патриарх Алексий в сослужении сонма архиереев совершил чин великого освящения Храма Христа Спасителя.

В стилобатной части размещаются музей храма, Зал церковных соборов, зал Высшего Церковного Совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. На уровне звонниц храма устроена смотровая площадка.

Престолы

Верхний храм: главный престол освящен в честь Рождества Христова, престол южного придела — в честь свт. Николая МИрликийского, северного — св. блгв. кн. Александра Невского.

Нижний храм: центральный придел освящен в честь праздника Преображения Господня, южный — прп. Алексия, человека Божия, северный — Тихвинской иконы Божией Матери.

В комплекс храма также входит церковь Державной иконы Божией Матери.

Святыни

Частица Ризы Господней, гвоздь Креста Господня, частица Ризы Богородицы; частицы мощей апостола Андрея Первозванного, свт. Василия Великого, свт. Григория Богословаравноап. кн. Владимира, глава и частица мощей свт. Иоанна Златоуста, мощи свт. Филарета, митрополита Московского, частицы мощей святителей Петра и Ионы, митрополитов Московских, святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского, прп. Марии Египетской, прп. Михаила Малеина, вмч. Феодора Стратилата, вмц. Евфимии Всехвальной, прп. Евфросинии Московской; один из чудотворных списков Владимирской иконы Божией Матери, чудотворный список Смоленской-Устюженской иконы Божией Матери и др.

Богослужение

Ежедневно в будние дни Литургия в 9.00, вечернее богослужение в 17.00. По воскресным дням Литургия в 10.00. Исповедь начинается за час до начала Литургии.

***

Настоятель — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Храм Христа Спасителя в Москве

Сегодня невозможно представить центр столицы без знаменитого сооружения. Его видно ото всюду. В любое время дня золотые купола приветствуют жителей и гостей города. Сложно представить, что когда-то было по-другому. Храм Христа Спасителя в Москве – восстановленная православная святыня. История кафедрального собора сложна и трагична. Первый памятник русскому оружию и доблести народа такого типа не сразу обрел привычный сегодня вид. И на своем нынешнем месте собор оказался не сразу.

История строительства

В 18 веке славное русское оружие увековечивали не единожды. Ему посвящались колонны, арки, обелиски. Но после изгнания наполеоновских войск стало понятно: на этот раз памятник должен быть совершенно особенным.

Идея создания


Победа над армией Бонапарта была неоспоримой. Она прославила русское оружие на века. Однако без заступничества Бога разгромить войско, привыкшее вести действия на чужой территории, было бы невозможно. Первым высказал мысль о том, что необходимо оставить потомкам храм-памятник, где вечно бы поминались павшие, генерал Кикин. Он поручил генералу Шишкову ознакомить императора Александра 1 с идеей о постройке собора.

Нельзя сказать, что раньше не было храмов, посвященных славным победам. Известны:

  • София Киевская, построенная Ярославом Мудрым на поле битвы с печенегами
  • Храм Всех Святых, который стал памятником победы на Куликовом поле
  • Собор Покрова на рву (храм Василия Блаженного), возведенный Иваном Грозным в ознаменование победы над Казанским ханством
  • Храм Казанской Божьей Матери, который возвели после победы над польско-литовскими захватчиками

Новым было то, что Россия впервые вела Отечественную войну, в которой участвовали все сословия, все люди, от мала до велика. И поэтому памятник должен был быть особенным. Александр I издал Манифест, где прописал идею и цель постройки храма. Он предполагал, что такой памятник простоит века, и именно сюда будут приходить потомки, чтобы помянуть своих героических предков.

Храм на Воробьёвых горах


Место для первого храма было выбрано символично: собор планировалось возвести на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской трактами.

Именно здесь Кутузов заставил Бонапарта повернуть на разоренный Смоленский тракт, минуя богатый Калужский.

В объявленном конкурсе приняли участие все знаменитые архитекторы 18 века:

  • Кваренги
  • Мельников
  • Воронихин
  • Стасов
  • Витберг

Комиссия выбирала из 20 вариантов, утвердила же работу Витберга. Первый камень заложили в 1817 году. Но при привязке проекта к местности сразу же возникли трудности. Оказалось, что грунт подвижен, а сама почва пронизана подземными ручьями и мелкими речками. В 1826 году, после смерти Александра I, новый самодержец, Николай I, прекратил строительство.

Храм на Волхонке



На этот раз место для храма выбирал лично Николай I. Он указал на прибрежную территорию Москвы-реки недалеко от Кремля. Правда, на месте предполагаемой стройки располагались Церковь Всех Святых и Алексеевский монастырь. Церковь снесли, а монастырь переместили в Сокольники. Снова объявили конкурс.

Участвовали:

  • Шестаков
  • Таманский
  • Тон
  • Кутепов
  • Татищев

Николай I утвердил проект Тона. В 1839 году торжественно заложили 1-й камень. На строительство потребовалось 44 года. При этом некоторые работы велись параллельно: например, набережная создавалась одновременно с росписью внутренних помещений.

Столь масштабную стройку контролировали императоры: Николай I, Александр II, Александр III. Иерархи церкви: Митрополит Московский и Коломенский Филарет и Епископ Дмитровский Леонид, благословляли начинание, а руководили всеми работами Комиссия и Генерал-Губернатор Москвы Голицын.

Уничтоженное здание

Изначально собор строился по центрическому типу с главным куполом и 4 угловыми колокольнями. Архитектурной «изюминкой» строения было обустройство внешнего и внутреннего пространства в форме равноконечных крестов. Это давало возможность оставлять центр собора незанятым.

Параметры оригинального здания составляли:

  • Площадь – 1,5 тыс. кв. саженей;
  • Высота – 48,5 саженей.

Общая вместимость -7,2 тыс. прихожан.

Согласно разработкам К. Тона, вход в здание проходил через галереи. Однако впоследствии от этой идеи отказались и заменили открытые лоджии застекленными массивными дверями. Поверхность стен покрывалась штукатуркой, поверх которой выполнялась роспись и размещались различные элементы убранства. Мрамор для отделки привозился из Коломенского уезда. Горельефы изображали сюжеты на исторически и библейские темы.

В 1931 г. в рамках борьбы с религией, осуществляемой в советском государстве, храм Христа Спасителя был взорван. По плану на его территории намечали построить Дворец съездов. Однако начало войны в 1941 г. помешало осуществлению задуманного. В 50-х гг. котлован переоборудовали под плавательный бассейн.

Воссоздание

После того, как в Советском Союзе с большим размахом отметили 1000-летие Крещения Руси, общественность выступает с призывом возродить уничтоженные святыни, в первую очередь Храм Христа Спасителя. В программе фонда по возрождению столицы указывается требование построить собор заново на старом месте.

Проектированием здания занимается группа архитекторов под руководством М. Посохина и А.Денисова. Позже их сменяет З.Церетели, который вносит некоторые изменения в уже утвержденный план. Со стороны РПЦ наблюдение за строительством осуществлял протоиерей Л.Калинин.

По своей концепции, храм является обетным, т.е. созданным в память о знаменательном событии, как мемориал погибшим во время Отечественной войны 1812 года, воинам. Данью памяти героическому прошлому служат мраморные доски, на которых содержится подробная информация о сражениях на российской территории:

  • Название
  • Дата
  • Воинские соединения
  • Имена погибших и раненых
  • Численность пострадавших

Мемориальные таблички развешаны вдоль Нижнего коридора. Помимо этого, отдельно представлены тексты главных императорских манифестов. Впервые торжественное богослужение, посвященное Рождеству Христову, было отслужено в новом здании собора в 2000 г. Его совершил патриарх Алексий II. В августе того же года собор архиереев освятил храм. Здесь же была осуществлена канонизация расстрелянной царской семьи и названы имена новомученикови исповедников России.

Архитектура и интерьеры


Любой видевший постройку человек скажет, что она самобытна. Это естественно: архитекторы не просто рисовали эскизы, а потом готовили чертежи. В своих проектах они воплощали идеи, которые виделись им в победе над Наполеоном. Победе, которую одержало не только русское оружие, но и весь народ.

Первоначальный храм


Создатель первоначального проекта, Витберг, был масоном. Но идеи братьев-каменщиков не исказили создаваемый им образ. Витберг считал, что храм должен быть триединым и состоять из трех связанных и дополняющих друг друга частей:

  1. Подземной, имеющей форму гроба. Эта часть посвящена Рождеству Христову. Здесь должны были совершаться постоянные заупокойные службы по погибшим героям.
  2. Наземной. Эта часть посвящена Преображению Господню и имела крестообразную форму. Здесь символично отражено смешение света и тьмы в душе человека. Предполагалось, что в этой части будет много статуй.
  3. Верхней, посвященной Рождеству Христову. Она должна была быть круглой.

Храм должен был стоять фасадом к Москве-реке. Проект Тона тоже предполагал подобное расположение. Но масштабы были совсем другие. В те времена самой высокой постройкой была колокольня Ивана Великого. Современники отмечали, что она вся целиком могла войти внутрь строящегося собора.

Тону удалось органично вписать храм в ансамбль Кремля и московских церквей. Это стало возможным из-за удачного места постройки. Здание находилось в отдалении от Кремля, в то же время гармонично с ним сочеталось.

Характерными чертами храма того периода являются:

  • закомары, имеющие форму киля
  • главки в форме луковок
  • крытая галерея, идущая по всему периметру

Эти элементы были заимствованы у храмов, построенных русскими зодчими в 15-16 веках. В проекте Тон отошел от классики, отдал предпочтение народным традициям. Архитектору удалось удачно совместить элементы древнерусского зодчества и Византии. Автор тем самым показал преемственность форм и одновременно новые веяния моды.

Современный храм


Современное здание воздвигнуто на мощном стилобате. Сооружение этой части потребовалось для того, чтобы восстановить холм, на котором располагался первоначальный собор. Естественное возвышение было уничтожено после взрыва в 30-е годы.

Собственно, собор – комплекс из нескольких зданий, которые связаны архитектурным решением:

  • Преображенской церкви
  • шатровой часовни иконы Божьей Матери
  • самого храма

Церковь Преображения Господня расположена в стилобатной части. Здесь же находятся служебные помещения, музей, трапезные, залы Советов и Соборов. Над стилобатом возведен кафедральный собор. Часовня – отдельно стоящее здание. Здание имеет 4 крыльца. Чтобы подняться на них, придется преодолеть 15 ступеней. Крылечки облицованы темно-красным гранитом. Для освещения на верхних площадках смонтированы светильники.

Внутреннее помещение отлично освещается дневным светом. Для этого предусмотрены 60 окон. Фасад украшен арками-кокошниками. Их поддерживают 36 колонн. Архитектурная подсветка здания заслуживает отдельного описания. Мощные фонари посылают на фасад лучи мягкого, приближенного к дневному, света. Купола освещают лампы, установленные на мачтах длиной 30 м каждая.

Скульптуры

 

Собор ориентирован по сторонам горизонта. Каждый фасад оформлен особенными скульптурами:

Западный фасад легко узнать по фигуре Иисуса Христа, благословляющего народ. Горельеф расположен в большой центральной арке. По бокам от центральной расположены 4 малых арки. В них скульптор поместил изображения Александра Невского, Николая Святителя, Святой Елизаветы, Николая Новгородского.

Внизу над средними воротами изображены 4 ангела. Их крылья раскрыты, в руках – полотнище, на котором написано: Господь с нами. Над малыми воротами изображены фигуры 4 ангелов. Это посвящение павшим воинам 1812 года.

В оконных арках расположены архангелы Иегудиил, Варахиил, Гавриил, Уриил. Иегудиил держит венок, остальные – цветы. По углам символическая композиция – венчание Соломона на царство и Давид, передающий Соломону чертежи. Это иносказательное изображение обещания Александра 1, исполненное преемником.

Восточный фасад смотрит на Кремль. Здесь изображены заступников России и тех, кто за нее молился. В центральной арке скульптура иконы Владимирской Божьей Матери. По бокам, в малых арках, образы Святой царицы Александры, Великомученицы Екатерины, Марии Магдалины, Анны Пророчицы.

В арке больших ворот скульптуры Святителя Пермского Стефана, Преподобный Сергий Радонежский, Митрополиты Московские Иона и Филипп. В оконных арках – Иосиф Волоколамский, Никон Радонежский, Михаил и Феодор Черниговские. По углам композиции Воскресение Христово и Рождество Христово.

  • Что посмотреть в Москве за 3 дня – 25 самых интересных мест
  • 20 самых интересных мест Подмосковья

Северный фасад смотрит на Пречистенку. Здесь расположены скульптурные группы просветителей, святых, в дни которых были сражения во время похода русских войск за границу. В центре изображен образ Иверской Божьей Матери. По краям – скульптуры Лавра, Григория, Хрисанфа, Сергия. Внизу 4 евангелиста и Апостолы Петр и Павел. По углам скульптура Сергия Радонежского, благословляющего Дмитрия Донского на битву, и Дионисий, благословляющий Минина и Пожарского.

Южный фасад смотрит на Москву-реку. Здесь изображены святые, в дни которых проходили сражения 1812 года. В центре изображен образ Смоленской Божьей Матери. По бокам – Иоанн Креститель, апостол Фома, Роман Рязанский, Иона Новгородский.

В нижней части – явление Архистратига Михаила Иисусу Навину. Над малыми вратами изображены Деворра, Варак, Моисей и Мириам. По углам изображены композиции: возвращение Давида после победы над Голиафом и Авраам с союзниками, возвращающийся после победы над царями.

Колокола

  


Конечно, лучше было бы возвратить в храм прежние колокола. Но из всех, находящихся в звоннице, сохранился один. И находится он в Троице-Сергиевой Лавре. От остальных остались лишь неясные изображения и примерные описания в краеведческой литературе. Поэтому на создание колоколов объявили конкурс. В нем приняли участие литейные производства России и зарубежья.

Условия определили довольно строгие. Надо было в короткий срок представить комиссии изготовленные колокола. Масса должна быть от 8 кг до 3,5 т. Количество экземпляров – 10 и более. И что важно: работать предстояло со своим материалом и на свои средства. 13 предприятий представили свои варианты. Но в финал вышли только 2 компании: ЗИЛ и ЛИТЭКС.

К сожалению, комиссия не смогла сделать однозначный вывод. Поэтому конкурс продлили, и к работе привлекли историков и акустиков. Только во второй раз комиссия в расширенном составе смогла определить победителя. Им оказался ЗИЛ. Пробный колокол занял почетное место в музее. Для того, чтобы выполнить заказ, опытный образец протестировали и устранили погрешность в звучании.

За 10 месяцев на ЗИЛе изготовили:

Такой срок выполнения сложного заказа – рекорд. Подрядчики из Италии заявили, что для изготовления колоколов потребуется минимум 3 года.

Расписание богослужений

В кафедральном соборе города проводятся службы. Здесь проходят:

  • литургия
  • полиелей
  • вечерня
  • утреня
  • всенощное бдение
  • панихида
  • исповедь

Подробный график вывешен на сайте собора.

Святыни

Паломники из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья приезжают в храм, чтобы поклониться святыням, хранящимся в нем:

  • частицы риз Спасителя; и Богоматери
  • глава Иоанна Златоуста

Для доступа верующих представлены частицы мощей:

  • Андрея Первозванного
  • Марии Египетской
  • князей Александра Невского и Михаила Тверского
  • святителей Петра и Ионы

Веряне имеют возможность увидеть чудотворные иконы:

  • Владимирской Божией Матери
  • Смоленской-Устюженской Божией Матери
  • список с образа «Мадонна ди Сан Лука» (оригинал в г. Болонья)

Кроме того, на всеобщее обозрение выставлены:

  • икона новомучеников и исповедников, признанных в 2000 г.
  • икона Рождества Христова, доставленная из Святой Земли
  • 6 картин кисти В. П. Верещагина, посвященные земной жизни Иисуса Христа

В главном алтаре размещен трон Патриарха Московского, святителя Тихона. Одной из главных святынь храма являются мощи митрополита Московского, святителя Филарета. Периодически в Собор привозят известные в православном мире реликвии, которые становятся доступными для поклонения в течение нескольких дней.

Смотровая площадка


Видовая площадка расположена на высоте 40 м. Это отличный способ рассмотреть Москву с неожиданной точки. Вход сюда платный, и подниматься придется пешком. (Иногда туристам удается подняться на служебном лифте. Как повезет.) Зато потраченные усилия окажутся с лихвой вознаграждены изумительной панорамой.

На площадках лестницы расположены автоматы. В них продаются монеты с изображением собора. Покупка сувениров скрасит скучный подъем. Площадка опоясывает здание по периметру. Территория закрыта от осадков и яркого солнца. Передвигаясь по площадке, можно рассматривать столицу с разных ракурсов. Везде стоят камеры наблюдения, перила достаточно высоки, имеются дополнительные ограждения. Поэтому рассматривать город совершенно не страшно.

На видовой площадке разрешается проводить фото и видео съемку. В некоторых местах для удобства наблюдений установлены бинокуляры. Для того, чтобы воспользоваться ими, придется заплатить. Время, проведенное на смотровой площадке, ограничено. Оно составляет полчаса.

Важно помнить: поскольку проход на площадку идет через храм, придется соблюдать определенный дресс-код.

Экскурсии

 


Святыня вызывает интерес у туристов. Посетить достопримечательность можно с группой или в одиночку. Популярны следующие экскурсии:

  • обзорная по храму с посещением смотровой площадки
  • все о храме (знакомство с историей сооружения, изучение сокровищ и православных святынь)
  • храм и панорама столицы (с посещением видовой площадки)
  • рассказ о чудесах, происходивших вокруг православной святыни

Интересна комплексная экскурсия. Она предполагает посещение всех православных храмов центра Москвы.

Новогодняя елка


Новогоднее представление является одним из самых впечатляющих в России. Спектакль ставится как по мотивам известных сказок, так и по специально написанным сценариям. На роли приглашаются актеры лучших столичных театров. Для спектакля заранее создаются декорации. Применяются и 3Д эффекты.

Особенностью праздничного действия является то, что сюжет связан с библейскими историями. Дети ненавязчиво знакомятся с основами православия, праздником Рождества Христова. Для маленьких гостей праздник начинается уже во дворе. Их встречают ярмарочные скоморохи, сказочные животные. Ребята водят хороводы, играют, а потом отправляются в зал.

Важно, что малыши 6+ могут посещать представления самостоятельно. Им помогают раздеться, провожают на место, указанное в билете. После спектакля ряженые передают ребят родителям. Представления каждый раз новые. За все время проведения праздничных мероприятий повторов спектаклей не было. В один из дней вместе с маленькими зрителями спектакль смотрит Патриарх Кирилл.

Часть билетов распространяется бесплатно. Их получают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию: инвалиды, сироты, ребята из многодетных бедных семей, дети погибших военных и полицейских. Остальные зрители покупают билеты.

Время работы

Кафедральный собор действующий. Посетить можно ежедневно с 10:00 до 19:00. Здесь проводятся службы, во время которых посещение экскурсантами внутреннего помещения невозможно. С расписанием богослужений можно ознакомиться на официальном сайте.

Как добраться

Собор Христа Спасителя расположен недалеко от центра столицы на берегу Москвы реки, рядом с пешеходным Патриаршим мостом. Официальный адрес на улице Волхонка, 15.
Доехать к нему можно несколькими способами:

  • на метро по линии Сокольническая (ст. Кропоткинская)
  • пешком от Кремля через Старый Арбат

Храм Христа Спасителя на карте

История строительства и восстановления Храма Христа Спасителя в Москве

В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.

Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.

25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.

7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году.

Режим работы станции метро «Кропоткинская» изменится из-за очереди к мощам

https://ria.ru/20190712/1556475348.html

Режим работы станции метро «Кропоткинская» изменится из-за очереди к мощам

Режим работы станции метро «Кропоткинская» изменится из-за очереди к мощам — РИА Новости, 15.03.2021

Режим работы станции метро «Кропоткинская» изменится из-за очереди к мощам

Один из выходов из метро «Кропоткинская» к Храму Христа Спасителя в Москве закроют на время нахождения в храме мощей святых Петра и Февронии, также в случае… РИА Новости, 15.03.2021

2019-07-12T18:39

2019-07-12T18:39

2021-03-15T14:10

религия

россия

религия и мировоззрение

храм христа спасителя

русская православная церковь

москва

московский метрополитен

общество

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn21.img.ria.ru/images/150926/34/1509263492_0:60:1501:904_1920x0_80_0_0_a1f8d0e6f49ed0ea2ac6f621f92a2a22. jpg

МОСКВА, 12 июл — РИА Новости. Один из выходов из метро «Кропоткинская» к Храму Христа Спасителя в Москве закроют на время нахождения в храме мощей святых Петра и Февронии, также в случае большого количества желающих посетить храм, могут перекрыть Патриарший мост, сообщили РИА Новости в пресс-службе столичного департамента региональной безопасности и противодействия коррупции.Ранее сообщалось, что мощи святых покровителей брака – благоверных князей Петра и Февронии Муромских доставят 14 июля на неделю из Мурома в Москву для поклонения верующих, встречу святыни возглавит патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Отмечалось, что доступ к мощам паломникам будет открыт 15 – 20 июля с 08.00 до 20.00.»Выход из метро Кропоткинская в парковую зону Храма Христа Спасителя будет закрыт. В собор можно попасть с улицы Волхонка через центральный вход. В случае большого количества желающих посетить храм Патриарший мост может быть перекрыт», — рассказали в пресс-службе.В пресс-службе также отметили, что подъемник для категории малоподвижных граждан временно выведен из эксплуатации в связи с ремонтными работами. Внутрь можно подняться на лифте из нижнего храма, вход в который осуществляется с Соймоновского проезда, где организована работа волонтеров.»Безопасность и общественный порядок обеспечат сотрудники УВД по Центральному административному округу Москвы, Росгвардии, МЧС России и частных охранных организаций. Предусмотрено дежурство кареты скорой помощи», — добавили в пресс-службе департамента.

https://ria.ru/20170923/1505385386.html

россия

москва

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

https://cdn23.img.ria.ru/images/150926/34/1509263492_0:0:1335:1001_1920x0_80_0_0_e292ff41c0edf17a5fb93aa06f37abd8.jpg

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

религия, россия, храм христа спасителя, русская православная церковь, москва, московский метрополитен, общество

МОСКВА, 12 июл — РИА Новости. Один из выходов из метро «Кропоткинская» к Храму Христа Спасителя в Москве закроют на время нахождения в храме мощей святых Петра и Февронии, также в случае большого количества желающих посетить храм, могут перекрыть Патриарший мост, сообщили РИА Новости в пресс-службе столичного департамента региональной безопасности и противодействия коррупции.

Ранее сообщалось, что мощи святых покровителей брака – благоверных князей Петра и Февронии Муромских доставят 14 июля на неделю из Мурома в Москву для поклонения верующих, встречу святыни возглавит патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Отмечалось, что доступ к мощам паломникам будет открыт 15 – 20 июля с 08.00 до 20.00.

23 сентября 2017, 08:00Религия и мировоззрение»Чем вы их мажете?»: так ли нетленны святые мощи

«Выход из метро Кропоткинская в парковую зону Храма Христа Спасителя будет закрыт. В собор можно попасть с улицы Волхонка через центральный вход. В случае большого количества желающих посетить храм Патриарший мост может быть перекрыт», — рассказали в пресс-службе.

В пресс-службе также отметили, что подъемник для категории малоподвижных граждан временно выведен из эксплуатации в связи с ремонтными работами. Внутрь можно подняться на лифте из нижнего храма, вход в который осуществляется с Соймоновского проезда, где организована работа волонтеров.

«Безопасность и общественный порядок обеспечат сотрудники УВД по Центральному административному округу Москвы, Росгвардии, МЧС России и частных охранных организаций. Предусмотрено дежурство кареты скорой помощи», — добавили в пресс-службе департамента.

Храм Христа Спасителя, Москва — Tripadvisor

Хотя, похоже, это уже «добрая» традиция наших «слуг Господних»: вон в Кронштадте в Морском Никольском соборе тоже золотого тельца в полный рост доят, причём абсолютно по такому же поводу. (Там, правда, «развлечение» стоит поменьше; ну так, как говорится, по одёжке протягивай ножки — не патриаршее подворье-то, чай.)
Последний раз я был в Храме Христа Спасителя только что, в декабре. Вообще мне он нравится однозначно и прежде всего потому, что восстановили памятник пролившим свою кровь в большой войне, которую по праву окрестили Отечественной. Таковых у нас, кстати, было три: 1812 года, 1914-1917 (Вторая Отечественная, как называли тогда Первую мировую) и Великая.
Мне кажется чрезвычайно важным для нас всех то, что не забыт НИ ОДИН офицер, не только убитый, но и раненый во время неё, что перечислено даже количество павших нижних чинов — простых солдат. В этом плане, опять же, можно провести параллель с кронштадтским храмом, но в данном случае уже в самом что ни на есть хорошем смысле.
Когда я слышу, что это, мол, новодел, мне просто смешно. До какой же степени люди, употребляющие сей оруэлловский новояз, не знают нашей истории! Церкви на Руси и в России строились, ветшали, их разбирали (естественно, не так, как ненавидевшие нашу культуру примитивные коммунисты), строили на их месте новые, новые снова ветшали, их опять разбирали и отстраивали. Так было всегда, и вряд ли русский человек презрительно бросал потом в их сторону: «А, новая, фигня!» Думаю, такая мысль просто даже в голову никому не приходила: была важна намоленность места. И соответствие «копии» «оригиналу», кстати, было не столь уж и существенным.
А в бассейне «Москва» я, к слову сказать, купался, и неоднократно. Особенно прикольно это было делать в холодную погоду, причём чем холоднее, тем круче: вода-то парила. И голова не мёрзла совсем. В чашу вплывали прямо из раздевалок, изнутри. А уж летом… Одна из главных причин была на девушек поглазеть. Секса-то в СССР не было (молодые знают об этой потрясающей фразе?), так со стороны хотя бы взглянуть.
По моему мнению, лучший ракурс как для фото, так и для любования этим красавцем открывается с пешеходного Патриаршего моста через Москву-реку, то есть как бы сзади. А если её перейти, так там на набережной ресторанчики всякие, и из них вид ничуть не хуже. Можно совместить приятное с полезным, так сказать.

Следы бассейна и неизвестная смотровая: 8 секретов храма Христа Спасителя — Места

Главный и самый большой собор России – храм Христа Спасителя – в 2020 году отметит свое 20-летие. Это храм с непростой судьбой, который трижды закладывали и дважды строили. Храм-памятник в честь победы России над Наполеоном был задуман еще императором Александром I, и лишь в 1883 году, уже при Александре III, состоялось его освящение. Храму было суждено простоять менее полувека, быть разрушенным и вновь возродиться в 2000 году. Звонарь и экскурсовод собора Константин Мишуровский открыл РИАМО восемь секретов храма Христа Спасителя.

Детище четырех императоров

Когда император Александр I в день Рождества Христова, 25 декабря 1812 года, объявил об окончании Отечественной войны, то пообещал воздвигнуть в столице храм во имя Христа Спасителя – в благодарность Богу «за избавление Отечества от грозившей ему гибели и в вечную память об усердии народа в этой войне». После окончания войны объявили конкурс, на который представили свои работы самые известные зодчие того времени – Воронихин, Стасов, Мельников, Бове, Жилярди и многие другие. Но победил проект безвестного в то время художника-архитектора Карла Витберга. Император решил строить храм в четырех километрах от Кремля – на Воробьевых горах, на берегу Москвы-реки.

Тожественная церемония закладки первого камня и освящения места будущего храма состоялась в первый юбилей войны с Наполеоном – в 1817 году. Однако за несколько лет, рассказывает экскурсовод, не удалось даже толком приступить к строительству храма. Строители столкнулись с большими сложностями, связанными с подвижностью почв на Воробьевых горах.

Взошедший на престол в 1825 году император Николай I приказал приостановить все работы на Воробьевых горах и утвердил новый проект храма, предложенный архитектором Константином Тоном. Он же лично выбрал новое место для сооружения храма – недалеко от Кремля. Так, в 1839 году состоялась вторая закладка храма. Церковь возводилась очень долго: строительство было завершено лишь в 1860 году, а роспись – к 1880 году, уже при императоре Александре II. Кстати, завершал грандиозный проект уже не архитектор Тон, а его сподвижник – Александр Резанов. Освятили храм лишь в 1883 году – уже при императоре Александре III, внуке основателя храма.

Имена четырех российских императоров, строивших главный храм нашей страны, можно найти на двух «храмозданных надписях» – традиционных плитах, расположенных на стенах внутри храма и повествующих о его истории.

Кулуары «Останкино»: «половые инфекции» у Малышевой и ненастоящая Москва у Урганта>>

Следы бассейна и Дворца Советов

Не все знают, что на территории храма остались следы советской эпохи – огромного бассейна «Москва», который 30 лет назад был на этом месте, и Дворца Советов, амбициозного архитектурного проекта советской власти, который так и не был осуществлен.

Кажущийся естественным склон вокруг храма Христа Спасителя – то, что осталось от котлована московского Дворца Советов. Он должен был стать самым высоким зданием в мире, символизирующим победу социализма. По замыслу архитектора Бориса Иофана, дворец должен был вознестись на высоту 415 метров, что в четыре раза выше нынешнего здания ХХС.

Фундамент дворца успели закончить к 1939 году, однако из-за начала Великой Отечественной войны проект заморозили. Получается, что монолитная гигантская плита, положенная в основание будущего дворца Советов, до сих пор находится в основании нынешнего храма как напоминание о вандализме советской эпохи, отмечает экскурсовод.

А неприметное круглое здание в парке возле храма – это насосная станция, построенная для обслуживания бассейна «Москва». Она принадлежит «Мосводоканалу», напоминая о непростой истории этого места. Открытый бассейн «Москва», построенный на месте разрушенного храма в 60-е годы, проработал до 90-х годов XX века.

Родина‑мать и мальчик на голове: где увидеть малоизвестные памятники в Москве>>

Первый памятник святому Владимиру

В 2016 году в Москве на Боровицкой площади торжественно открыли памятник князю Владимиру. Считается, что это первый и единственный памятник крестителю Руси в столице. Однако это не совсем так.

Первая скульптура равноапостольного князя Владимира появилась в Москве в XIX веке – на северном фасаде храма Христа Спасителя, над левой аркой. Это был надвратный горельеф, который можно увидеть сейчас на воссозданном храме. Рядом с Владимиром – святая благоверная княгиня Ольга.

По проекту, фасад храма украшают 48 горельефов, которые изображают события из русской, евангельской и древней библейской истории, а также просветителей и хранителей христианской веры, святых, в дни празднования памяти которых происходили сражения Отечественной войны 1812 года. Главную арку северного фасада храма украшают фигуры святых апостолов Петра и Павла, а позади каждого из них изображены по два апостола-евангелиста – Матфей, Марк, Лука и Иоанн. А на арке правых малых врат можно увидеть горельефы с изображениями святого равноапостольного царя Константина и его матери – царицы Елены.

Горельефы первого храма Христа Спасителя были выполнены из мрамора, тогда как сегодня храм украшают горельефы бронзовые. На экскурсии отмечают, что в первоначальном проекте архитектора Константина Тона горельефы также были бронзовые. А мраморными они стали практически случайно – по решению императора Николая I, которому понравились несколько скульптур из белого камня, сделанные ради эксперимента. По прошествии времени белокаменные скульптуры в московском климате начали бы разрушаться. Поэтому при воссоздании храма было принято решение отлить горельефы из долговечной бронзы – как это и было задумано автором проекта.

Между тем, несколько старинных горельефов первого храма Христа Спасителя до сих пор хранятся на территории Донского монастыря. От взорванного храма осталось всего пять сюжетов, а также несколько одиночных фрагментов.

Юбилей Малого театра: экскурсии со световым шоу и артисты на подиуме>>

Максимально близко к оригиналу

Современный храм Христа Спасителя – это целый церковный комплекс, в котором находятся верхний и нижний храмы, музеи, зал Церковных Соборов, зал совещаний Священного Синода, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. Разместить такое количество помещений позволила как раз стилобатная часть, возведенная на месте существовавшего котлована так и не построенного Дворца Советов.

Все, что мы сейчас видим в храме Христа Спасителя, вплоть до внутренней отделки, было воссоздано максимально близко к оригиналу, насколько это было возможно, уточняет экскурсовод. При этом храм Христа Спасителя – «живой» кафедральный собор, а не музей. Разумеется, за 20 лет здесь появились новые предметы. Например, скамейки в галерее Памяти и Славы. В храме XIX века их не было, однако они «вписались» в интерьер очень деликатно.

Есть и художественный «документ», подтверждающий сходство в росписи старого и нового храмов. Это акварель художника Федора Клагеса «Внутренний вид храма Христа Спасителя», сделанная в 1883 году. Если встать на ту же точку, с которой храм открывался художнику XIX века, диву даешься, насколько точно воссоздана роспись и все убранство храма. Эта картина, а также черно-белые фотографии тех лет помогли современным художникам воссоздать уникальные росписи.

Соборная мечеть глазами москвичей: цвет тиффани, смотровая площадка и экскурсии для иностранцев>>

Необычный купол и алтарь

В отличие от большинства церквей, в храме Христа Спасителя нет паникадила, то есть большой люстры в середине купола. Это дает возможность увидеть храм во всем его великолепии. На самом деле, поясняет экскурсовод, паникадило в храме есть, только размещена многотонная конструкция в галерее на втором уровне – там, где располагается хор.

Купол первого храма Христа Спасителя в XIX веке был расписан группой художников под руководством профессора живописи Алексея Маркова. На тот момент художник по состоянию здоровья уже не мог забираться на леса к куполу храма и поручил эту работу своему ученику – тогда еще малоизвестному молодому художнику Ивану Крамскому и его товарищам. Нынешняя же роспись была в точности воспроизведена профессором живописи Евгением Максимовым.

Роспись купола – что в XIX веке, что в наше время, – это настоящий художественный подвиг, отмечает экскурсовод. Сделать так, чтобы изображение на 27-метровой полусфере было гармоничным и красивым, – это настоящее искусство. На своде главного купола художники изобразили Господа Саваофа (одно из библейских имен Бога – ред.), а также Сына Божьего в образе младенца и Духа Святого – в образе голубя.

В храме можно увидеть и необычный алтарь, представляющий из себя восьмигранную 26-метровую часовню. Своим обликом девятиглавый алтарь-часовня напоминает храм Василия Блаженного, а храмовое пространство вокруг него – Красную площадь, где в старину проходили большие богослужения.

Экспериментальный «Сокол» — как сегодня живет поселок художников в Москве>>

Неизвестные святыни храма

В кафедральном соборе хранится несколько святынь. Главная из них – частица ризы Господней. Ранее она хранилась в Успенском соборе Московского Кремля с XVII века как главная святыня Руси. Государю Михаилу Федоровичу Романову эту святыню подарил персидский шах Аббас, а персы вывезли святыню с территории современной Грузии.

Другие святыни храма – частицы ризы Пресвятой Богородицы и гвоздь Креста Господня, которые также были переданы из музеев Московского Кремля. Главные святыни хранятся в алтаре, но раз в месяц их выносят в середину храма для поклонения верующих.

Экскурсоводы с сожалением признают, что люди готовы выстаивать километровые очереди, чтобы приложиться к святыням, которые на время привозят из других стран, а о святынях, хранящихся постоянно в Храме Христа Спасителя, часто не знают.

В ковчеге храма хранятся частицы святых мощей апостола Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи, святого Василия Великого, святителя Иоанна Златоуста, святого князя Владимира, митрополитов Московских Петра и Ионы, князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской, благоверной княгини Евфросинии Московской, а также святые мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова).

В храме также находятся чтимый образ Владимирской Божией Матери и Устюженский список Смоленской иконы Божией Матери.

Несколько лет назад в дар храму была передана семейная реликвия Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской – икона Святителя Николая.

Не спорт, а борьба за будущее породы: как живет столичный ипподром>>

Единичные подлинники первого храма

В период воссоздания храма ожидали, что иконы и утварь, попавшие в частные руки в советское время, вернутся обратно. Однако этого не случилось. Из частных рук была передана лишь одна икона – образ «Спаса Нерукотворного» кисти известного русского живописца Евграфа Сорокина. Сейчас ее можно увидеть в нижней Преображенской церкви.

Нижний храм, который располагается прямо под верхним, заслуживает отдельного внимания. Нижний храм имеет три алтаря: главный освящен в честь Преображения Господня, два малых придела – в честь Алексия, человека Божия, и Тихвинской иконы Божией Матери. Левый придел, посвященный Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы, – это самая маленькая церковь в составе храма Христа Спасителя.

В нижнем храме ежедневно совершаются богослужения, тогда как в верхнем служат только по праздникам и воскресным дням.

Также на нижнем уровне, в галерее стилобатной части, вне церковных стен, размещаются музеи. В музее истории храма Христа Спасителя можно увидеть еще несколько подлинников времен первого храма. Это фрагменты фрески Генриха Семирадского «Тайная вечеря», которая располагалась в алтарной части. Фрагменты уникальной фрески уцелели лишь потому, что были сняты незадолго до разрушения храма.

Здесь же висит и небольшой колокол из первого храма. Его нашли в одной московской церкви и передали в музей.

Тула без пряников и самоваров: маршрут по городу, который понравится москвичам>>

Лучший вид на Кремль и главный колокол Москвы

Не все знают о смотровых площадках храма Христа Спасителя, с которых открывается замечательная панорама Москвы, причем на все четыре стороны. В прежнем храме смотровых не было – здесь, на 40-метровой высоте, были мостки, по которым перемещались звонари.

Сейчас москвичи и гости столицы могут по-новому взглянуть на старый город – он отлично виден с северной стороны, во всех деталях можно рассмотреть здание ГМИИ имени Пушкина, пересчитать все сталинские высотки, полюбоваться на Москву-реку. Отсюда же открывается лучший вид на Московский Кремль и на то самое место, откуда начиналась Москва во времена князя Юрия Долгорукого – это левый берег Москвы-реки, где начинается Большой Каменный мост.

Со смотровой можно полюбоваться на купол самого храма Христа Спасителя, кресты на звонницах и колокола. Вес самого большого колокола составляет 30 тонн.

Кстати, раньше главным колоколом Москвы служил Большой Успенский колокол Московского Кремля на колокольне Ивана Великого. Однако теперь, когда на территории Кремля расположены музеи и службы идут нечасто, роль «главного» перешла к колоколу храма Христа Спасителя. Услышать его можно по большим церковным праздникам и во время визитов патриарха.

Храм Христа Спасителя | izi.TRAVEL

Дорогие друзья!

 Эта история посвящена трагической и возвышенной судьбе Храма Христа Спасителя, а также подвигу нашего отечества и его народному духу.  Из поколения в поколение передаются предания тех страшных событий, и память бережёт героические поступки неповторимых и удивительных людей, которых мы знаем, помним, чтим.

Недалеко от Кремля, на берегу Москвы-реки расположен величественный Храм, который  является сердцем православной культуры и символом духовного возрождения России. Своим великолепием и красотой собор поражает каждого, кто попадает под его своды. 

Храм-памятник во имя воинской славы 1812 года является непревзойдённым творением архитектуры, живописи и скульптуры. Его строительство и оформление длилось более 40 лет. Архитектурные украшения, иконопись, настенные фрески были выполнены известнейшими мастерами и художниками: Суриковым, Семирадским, Бруни, Крамским, Верещагиным и многими другими. Блистательный список!

Храм Христа Спасителя всегда был со своим народом. В войне и мире, в радости и горе, в будни и праздники. Но катастрофа, порождённая силами зла, привела к уничтожению Великой Святыни. 5 декабря 1931 года в полдень Главный Храм страны был варварски уничтожен.

На его месте большевики планировали соорудить Дворец Советов и памятник Ленину, но данному проекту не суждено было осуществиться. В итоге на месте котлована появился открытый бассейн «Москва».

Но в 1990 году Священный Синод благословил воссоздание Храма Христа Спасителя и обратился к правительству России с просьбой разрешить построить здание на прежнем месте. Через пять лет состоялась его торжественная закладка, а в 2000 году Храм, полностью повторяющий первозданный облик, был освящён. С ним Россия вступила в третье тысячелетие. И сегодня, с момента воссоздания Святыни народные ручейки веры стали стекаться в одну большую реку, имя которой Кафедральный Соборный Храм Христа Спасителя.

 В аудиогиде используются классические музыкальные произведения, колокольный звон, духовное песнопение в исполнении Патриаршего хора Храма Христа Спасителя. 

 

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя

Величественный внутри и снаружи Храм Христа Спасителя — самая высокая восточная православная церковь в мире.

По заказу царя Александра I «в знак признательности Божественному Промыслу за спасение России от омрачавшей ее гибели» собор олицетворял победу над Наполеоном в Великой Отечественной войне 1812 года.


Первым местом, выбранным для строительства собора, стала самая высокая точка Москвы — Воробьевы горы.Однако почва начала оседать, и работы были остановлены. Во время правления следующего императора Николая I проект был поручен его любимому архитектору К. Тону. На новом месте, на берегу Москвы-реки, недалеко от Кремля, где находится еще одно масштабное сооружение неоднозначного архитектора — Большой Кремлевский дворец, — завершилось строительство 40 лет.

Храм Христа Спасителя простоял чуть более 40 лет, когда в 1931 году по приказу Советского правительства его взорвали, чтобы освободить место для строительства Дворца Советов.Это высотное здание должно было быть выше Эмпайр-стейт-билдинг и должно было быть увенчано гигантской статуей Ленина, превышающей размеры Статуи Свободы. Однако этому не суждено было случиться. Проект был прерван из-за начала войны и нехватки средств. Позже затопленная яма фундамента была преобразована в крупнейший в мире открытый бассейн, известный как бассейн «Москва».

В 1990-е годы идея восстановления старого собора медленно росла в национальном сознании, и всего через пять лет невероятных усилий, навыков и артистизма строительство было завершено на том же месте.На Рождество 2000 года собор был освящен, и теперь глава Русской Православной Церкви — Патриарх Московский и всея Руси — проводит здесь службы по большим религиозным праздникам.

В Храме Христа Спасителя есть собственный музей. На рисунках и фотографиях изображен собор до революции, а также планы проектов Дворца Советов и фотографии бассейна. Если вас интересует история, рекомендуем вам посетить музей в сопровождении гида по Москве.Вход свободный.


Москва Храм Христа Спасителя

Возрожденный Храм Христа Спасителя, одно из самых внушительных и противоречивых зданий в России, имеет короткую, но бурную историю. Первоначально он был введен в эксплуатацию после поражения Наполеона, но работы по его строительству не начинались до 1839 года. Спроектировал великий св.Петербургский архитектор Константин Тон, который также отвечал за Большой Кремлевский дворец и Оружейную палату Кремля и чьи церковные проекты были пионерами византийского возрождения, собор был возведен для максимального эффекта на набережной всего в нескольких минутах ходьбы от Кремля. . К сожалению, это повлекло за собой разрушение средневекового Алексеевского монастыря, ход событий, придающий интригующей иронии судьбе самого собора.

Огромный и чрезвычайно дорогой собор в конце концов был освящен в 1883 году, и его огромные медные купола возвышались над горизонтом Москвы.Однако на строительство и украшение собора ушло почти столько же времени, сколько он останется в своем первоначальном воплощении. По довольно очевидным причинам он был выделен советским правительством для разрушения, а в 1931 году разнесен на куски, чтобы освободить место для предполагаемого Дворца Советов, одного из самых влиятельных памятников архитектуры, который никогда не был построен. Проект, одобренный Сталиным, должен был иметь высоту более 400 метров, с огромной статуей Ленина на вершине, и, хотя он так и не был построен, проект, тем не менее, был праотцом Семи сестер, величественных сталинских небоскребов, которые ниже центральной части города. Москва.Только основы были заложены, когда Вторая мировая война внезапно положила конец столь амбициозному проекту, а преемник Сталина Никита Хрущев не терпел таких грандиозных проявлений высокомерия. Проект был заброшен, а территория превратилась в самый большой в мире открытый бассейн, в котором круглый год поддерживалась температура 27 ° C. Результатом стал плотный покров тумана, скрывавший множество ужасных смертей (и убийств) среди пловцов.

Символическое значение этого места было подтверждено после распада Советского Союза, когда амбициозный мэр Москвы Юрий Лужков объединил усилия с православной церковью, чтобы возродить собор в рамках проекта реконструкции стоимостью 360 миллионов долларов.Построенный в 2000 году, новый собор частично основан на оригинальном дизайне Тона, но построен из современных строительных материалов и оснащен всеми современными удобствами, включая кондиционер, средства связи, лифты и подземную парковку. Посетители могут увидеть собор только в рамках организованной экскурсии, одной из изюминок которой является панорамный вид с 40-метровой смотровой площадки.

Достопримечательности Москвы.Храм Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя — главный собор Русской православной церкви, расположенный недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки. Это самый большой собор Русской Церкви, рассчитанный на 10 000 человек, построенный в традициях русско-византийского стиля и пользовавшийся широкой государственной поддержкой в ​​начале строительства. В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят Верхняя церковь, собственно Храм Христа Спасителя, и Нижняя церковь, Преображенская церковь, построенная в память об Алексиевском монастыре.Храм Христа Спасителя в Москве построен в благодарность Богу за помощь и заступничество в сложный период истории России — во время войны 1812 года. Это памятник русскому народу за его отвагу и героизм. Автором первого проекта был архитектор Александр Витберг. 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка церкви на Воробьевых горах. Здание должно было состоять из трех частей — Воплощения, Преображения и Воскресения. Вскоре земля холма начала проседать под тяжестью строящейся постройки.

Император Николай, я нашел проект Витберга неудачным и неработающим. В 1832 году архитектором был назначен Константин Тон. Было решено начать строительство возле Кремля, на месте бывшего Алексиева монастыря, который планировалось разрушить. Тогда одна из монахинь разрушенного монастыря заявила, что новая церковь не будет стоять там более 50 лет. 10 сентября 1839 года было заложено здание церкви. В 1860 году собор впервые предстал перед москвичами.26 мая 1883 года собор освятили. С 1918 года собор полностью потерял поддержку государства, а 5 декабря 1931 года был разрушен по приказу Иосифа Сталина. Предсказания монахини сбылись — собор простоял 48 лет. В 1958-1960 годах на месте котлована, образовавшегося после взрыва, был построен бассейн. В конце 80-х было создано общественное движение за возрождение Храма Христа Спасителя. В ночь с 6 на 7 января 2000 года святыню отреставрировали.Здесь прошла Божественная литургия в честь двух тысяч лет после Рождества Христова. 19 августа 2000 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил полное освящение святыни в честь Рождества Христова.

Храм Христа Спасителя

источник: stihi.ru

Пожалуй, самый известный храм России — Храм Христа Спасителя. Здесь проходят все торжественные службы в честь главных православных праздников, собирающие верующих со всей России.Монументальность и величие храма, его великолепные интерьеры — все говорит об особом статусе храма и его значении для Русской Православной Церкви. Но всему этому предшествовала очень драматическая история.

Грандиозное здание храма в память о победе над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 года, начатой ​​в 1817 году по указу российского царя Александра I. Новый храм должен был стать воплощением героизма русского народа.

Автор первого храма архитектор Александр Витберг заложил храм на Воробьевых горах. Однако под тяжестью постройки гора начала проседать. Николай I, сменивший Александра I на престоле России, поставил условие, что храм должен быть завершен в старорусском стиле, и назначил нового архитектора Константина Тона.

В 1839 году Тон начал строительство на новом месте на берегу Москвы-реки, где раньше стоял древний Алексеевский монастырь, а затем переехал в Сокольники.Место строительства было выбрано очень удачно: храм был виден из любой точки Москвы и стоял рядом с Кремлем.
На строительство и внутреннее оформление Храма Христа Спасителя ушло несколько десятилетий. Наконец, 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен в присутствии Александра III и всей царской семьи. Собор был выложен крестом. Впечатляли размеры собора (высота храма 103 м, общая площадь 6800 кв.м): вместимость до 10 тысяч человек. Богатый интерьер Храма Христа Спасителя составляли росписи и украшения из камня, выполненные известными русскими живописцами — Верещагиным, Суриковым, Крамским. По периметру здание окружала галерея, ставшая первым музеем войны 1812 года. Первая церковь Христа Спасителя просуществовала 48 лет. Многие вспоминали легенду о проклятии монахини, проклявшей место строительства храма в знак протеста против его переноса на новое место, и предсказывали, что ни одно здание на этом месте не просуществует более 50 лет.
Причиной сноса храма стало несоответствие его господствующей идеологии атеизму в Советском Союзе. 5 декабря 1931 года по приказу Сталина Храм Христа Спасителя был взорван. На пустыре планировали построить Дворец Советов. Однако эти планы были нарушены Второй мировой войной. Яма, вырытая под фундамент дворца, была использована для строительства открытого бассейна «Москва». Бассейн просуществовал 30 лет.В феврале 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви обратился к правительству с просьбой разрешить восстановить великий храм. В 2000 году храм полностью восстановили в первозданном виде, освятили и начали службы. Здание было поставлено на высоком стилобате, в котором разместились нижний храм, Священный Синод и Духовная академия, конференц-зал Поместных Соборов и ряд других служб. Сейчас в галерее действующего храма находится единственная в Москве музейная выставка.Он состоит из материалов, документирующих историю основания, строительства, сноса и восстановления храма. Здесь же находится музей Отечественной войны 1812 года.

Внутреннее убранство храма соответствует внешнему величию. Высота его внутреннего пространства 79 метров. Прямо по оси главного входа расположен уникальный иконостас в виде восьмигранной часовни из белого мрамора, увенчанной позолоченным куполом. Главными святынями Храма являются икона Рождества Христова, принесенная Святейшим Патриархом Алексием из Вифлеема, шесть оригинальных отреставрированных полотен Верещагина и подлинный престол Святейшего Патриарха Тихона в главном алтаре.

Почему самый знаменитый храм Москвы раньше был бассейном | Искусство | DW

Это был самый большой храм в православной Российской империи. Построенный в 1883 году, Храм Христа Спасителя стал символом тесной связи церкви и государства в империи.

Но всего через 34 года после его освящения Советы пришли к власти во время Октябрьской революции 1917 года. «Религия — это опиум для масс», затем стала руководящим принципом ленинской культурной политики.Советы действовали быстро: были закрыты почти все церкви, конфисковано церковное имущество и расстреляны тысячи священнослужителей. Все это было само собой разумеющимся для нового коммунистического государства.

Новая модель общества, не оставлявшая места религии, должна была найти отражение и в архитектуре. Все больше и больше церквей приобретали светскую функцию: они были преобразованы в складские помещения, кинотеатры, библиотеки и жилые дома.

Советская мания величия

Советы конфисковали реликвии и иконы в церквях

Старый Храм Христа Спасителя был 103 метра (338 футов) в высоту — его великолепные купола были видны из Кремля.Но это выдающееся место также стало проклятием в 1931 году. Иосиф Сталин вынашивал идею использования главного участка собственности для престижного проекта: советский дворец должен был заменить собор вместе со статуей Ленина, венчающей вершину храма. 415-метровое здание.

Знаменитый памятник должен был представлять это новое коммунистическое общество. Таким образом, в 1931 году Советский Союз взорвал собор. Это не было большой потерей в глазах тех, кто находился у власти в то время.

Когда планы рушатся

Выше Эмпайр-стейт-билдинг: запланированный советский дворец

Но строительство так и не было завершено.Он подошел к концу, когда немецкие вооруженные силы напали на Советский Союз в 1941 году. Самое большое здание в мире, посвященное коммунизму, оставалось простой идеей — с не более чем унылым серым фундаментом, свидетельствующим о проекте.

Спустя годы другой строительный объект побил рекорд: был построен самый большой бассейн в СССР, размером в два раза больше футбольного поля.

Вода нагревалась круглый год, что позволяло купаться здесь в самые холодные дни зимы.Теплая вода погрузила участок земли, на котором когда-то стоял собор, в густой туманный пейзаж. Летом бассейн был популярным местом встречи тысяч людей в центре Москвы.

Акров купальных площадей в центре города

В наши дни у многих москвичей смешанные чувства при воспоминании об огромном бассейне, расположенном на месте собора. С одной стороны, у них остались приятные воспоминания о том, как они научились там плавать, тренировались перед соревнованиями по плаванию или просто встречались с друзьями.Зато некоторым почти стыдно за то, что хоть раз расслабились в водах бассейна «Москва» — на некогда освященном месте.

Постепенное религиозное возрождение

Советский план не мог конкурировать. Религию нельзя было сдерживать для российского общества. Когда строгая религиозная политика ослабила свою хватку к концу Советского Союза в 1980-х, христианские общины воспользовались своим шансом. Они начали восстанавливать церкви по всей стране, и снова проводились религиозные службы.

С момента падения советского режима в 1990 году православное христианство больше не рассматривается как враг государства. Напротив. Русская Православная Церковь сейчас играет решающую роль в национальном сознании России.

В поисках новой идентичности российское государство при Владимире Путине вспоминает свое дореволюционное прошлое. Символика царской России переживает возрождение. Христианские ценности высоко ценятся, и большинство россиян считают себя религиозными.Кремль может использовать религию как инструмент традиционного патриотизма.

Русская Православная Церковь извлекла наибольшую выгоду из этого развития — на государственные деньги, которые использовались для восстановления или восстановления церквей.

Диснейленд или символ?

Владимир Путин поделился словами с Патриархом Кириллом, главой Русской Православной Церкви

Однако строительство нового Храма Христа Спасителя финансировалось за счет пожертвований, стоимость проекта составила около 170 миллионов долларов.На восстановление потребовалось пять лет, но затем он мог снова засиять во всем своем величии — на том месте, где Сталин приказал взорвать первоначальный. Патриарх Алексий II, тогдашний глава Русской Православной Церкви, освятил его в 2000 году. Это была точная копия прекрасного старинного собора.

Некоторые критики видят в его архитектуре элементы Диснейленда — блестящую поверхность без содержания. Но для многих россиян сегодняшний Храм Христа Спасителя — великий символ того, что религия снова занимает важное место в российском обществе.

Храм Христа Спасителя (Москва) 360 Панорама

Обзор и история Москва получила свое название от Москвы-реки, где славянские поселения возникли около 500 года нашей эры. Они приняли христианство из Византийской империи в 988 году нашей эры, и оно просуществовало как национальная религия в течение тысячи лет. Москва стала столицей Российского государства под властью Великого княжества Московского, которое активно ассимилировало меньшие феодальные территории, сражаясь с Золотой Ордой монголов.Город подвергался набегам и сожжению татаро-монголами по крайней мере три раза. Объединение многих меньших территорий под властью Москвы подготовило почву для Ивана III, чтобы принять титул «Правителя всей Руси». Его сын Иван IV, или «Иван Грозный», стал первым коронованным царем России. Правопреемство царей длилось от Ивана IV до Петра Великого, который в 1721 году провозгласил Российскую империю со столицей в Санкт-Петербурге. Российская Империя пережила «смутные времена», когда были хаос, нашествия и несколько восстаний людей.Наполеон Бонапарт во время своего разрушительного вторжения в 1812 году подошел к концу 25 миль от Москвы, но был повернут назад после того, как тысячи его голодающих солдат попали в засаду и были убиты партизанами-крестьянами. Промышленная революция пришла в Россию позже, чем в Западную Европу, отчасти из-за российского института крепостного права, который удерживал крестьян привязанными к земле. Однако достаточно скоро возникло социалистическое политическое движение, которое громко отстаивало тотальную революцию, и к 1917 году Советский Союз заменил царя и его автократическое правление.Так образовался Союз Советских Социалистических Республик (СССР), просуществовавший до 1991 г. После распада Советского Союза Москва продолжает оставаться столицей России, или Российской Федерации, как ее теперь называют. Это по-прежнему самая большая страна в мире. Люди и культура Москва находится в тисках западного обновления, повсюду шествует потребительский подход и показная демонстрация богатства. По состоянию на 2008 год это город с самой высокой стоимостью жизни в мире, дом большинства миллиардеров, а также самый большой город в Европе.Как добраться Москва делится на пять основных участков концентрическим узором, с кремлевским привкусом посередине. Кремль — это административный центр власти, и его название означает «крепость». Его стены очерчивают границы города 15 века. Вы можете найти информацию о том, как добраться до и из аэропортов здесь. Нажмите здесь, чтобы получить несколько полезных советов о фантастической системе метро. Вот еще несколько полезных обзоров о метро, ​​трамваях, троллейбусах и т. Д. Чем заняться В Москве много галерей и музеев, но вот два фаворита: Во-первых, это Музей современного искусства.и второй Винзавод — это винный завод. Кроме них, вы можете посетить Музей геологии, Музей авиации и космонавтики, Музей истории Москвы. Для ценителей искусства посетите Государственную Третьяковскую галерею — с огромной коллекцией русского искусства. и иконы — один из самых известных русских музеев после Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Здесь также есть красивый зоопарк, по сравнению с другими в России .. Что касается ресторанов и клубов, то здесь есть симпатичное кафе прямо возле красной площади — FAQ Кафе — если ты умеешь читать по русски.Есть старый добрый клуб «Пропаганда» — ему почти 10 лет, но он по-прежнему одно из лучших мест, где можно гулять каждую ночь! Другие неплохие: Ikra Solyanka Fabrique Рекомендации Что искать в целом: Красная площадь, Кремль, Мавзолей Ленина, Собор Василия Блаженного и торговый район Белый Город. Еще одно красивое старинное место, которое стоит увидеть. в Москве — Новодевичий монастырь (был построен в 1524 году и там стал царем Иван IV). Хорошим местом для отдыха на природе являются также Воробьевы горы (холмы) — это своего рода зона отдыха на Москве-реке с парком. и главное огромное советское здание МГУ наверху.Еще вы можете прогуляться по Старому Арбату, пешеходной улице с этническим колоритом советских времен и зданиями времен Российской Империи. Текст Стива Смита.

Московский собор, бывший когда-то плавательным бассейном

Храм Христа Спасителя у Москвы-реки в Москве. Фото: Валерий Потапова / Shutterstock.com

На северном берегу Москвы-реки, в Москве, стоит один из самых высоких православных храмов в мире — Храм Христа Спасителя.Две церкви стояли здесь одна за другой большую часть последних 150 лет. В то время на этом месте был огромный бассейн, самый большой в Советском Союзе.

Первоначальный собор

После разрушительного похода Наполеона на Россию и рокового возвращения домой посреди неумолимой русской зимы царь Александр I пообещал построить собор в честь Христа Спасителя, потому что считал его храмом Господним. божественное провидение, спасшее Россию от гибели.Царь попросил яркий неоклассический дизайн, полный масонской символики, и архитектор Александр Лаврентьевич выполнил его. Но преемник Александра I, Николай I, был глубоко ортодоксальным, и ему не нравились неоклассицизм и масонство в дизайне. Он изменил чертежи — новый дизайн напоминал собор Святой Софии в Константинополе. Первоначальное место для собора на Воробьевых горах также было заброшено, и было выбрано место поближе к Московскому Кремлю. Земля была заложена в 1839 году, почти через три десятилетия после того, как Александр I впервые выразил желание построить собор.

Прошло еще сорок лет, прежде чем были снесены последние строительные леса. Храм был освящен в 1883 году.

Старый Храм Христа Спасителя между 1883 и 1918 годами.

Храм Христа Спасителя и Большой каменный мост в Москве, около 1905 года.

Собор Христа Спасителя было чудесным зданием. Николай I нанял лучших русских художников для украшения интерьера.На это ушло двадцать лет. Святилище церкви окружала двухэтажная галерея, стены которой были выложены редкими сортами мрамора, гранита и других камней. Первый этаж галереи превратили в мемориал, посвященный победе русских над Наполеоном. Верхний этаж занимали церковные хоры. Гигантский купол собора был покрыт тонким слоем золота.

Но всего через 34 года после его освящения Октябрьская революция 1917 года свергла монархию, а через несколько лет родился Советский Союз.Большевики агрессивно относились к религии — они ей не верили. В частности, им не нравилась церковь, контролирующая государство. Поэтому первое, что они сделали после прихода к власти, — это ликвидировали религию и продвигали атеизм. Было конфисковано религиозное имущество, верующие подвергались преследованиям, а священнослужители тысячами отправлялись в трудовые лагеря в Сибирь.

Большой собор, стоящий у Кремля, стал некрасивым. И все же он прожил еще десять лет. Но в 1931 году по приказу Иосифа Сталина великолепное здание было взорвано.

Снос первоначальной церкви Христа Спасителя в 1931 году.

Дворец Советов

Между тем планировалось строительство еще одного здания. Советские власти хотели создать новый административный центр, достаточно большой, чтобы вместить делегатов из всех новых республик, присоединившихся к Союзу. Сталин хотел, чтобы это здание стало гербом Союза и праздником торжества коммунизма. Дворец Советов, как называлось это здание, должен был стать самым высоким на земле с предполагаемой высотой 415 метров.На верхних 100 метрах должна была стоять статуя Ленина.

Дворец Советов должен был быть построен на месте ныне снесенного Храма Христа Спасителя. Строительство началось где-то в конце 1930-х годов. Была выкопана большая круглая яма и выкопан фундамент старого собора. Новый фундамент представлял собой слегка вогнутую бетонную плиту с концентрическими вертикальными кольцами, предназначенную для несения колонн главного зала. Когда Гитлер вторгся в Россию, они только начали возводить стальной каркас для нижних этажей, и строительство пришлось остановить.Это никогда не возобновлялось. Во время войны частично возведенный стальной каркас снесли и использовали для оборонных укреплений Москвы и железнодорожных мостов.

Но Советы сохраняли надежду, особенно Борис Иофан, советский еврейский архитектор, спроектировавший здание. Он продолжил совершенствовать дизайн, включив тему Победы после войны с мотивами ордена Победы, украшающими внутренние стены. Его чертежи остались неиспользованными, и в 1958 году весь проект был списан.

Бассейн «Москва»

По предложению Первого секретаря партии Никиты Хрущева неиспользованный круглый фундамент залили водой и превратили в общественный бассейн.Бассейн «Москва» открылся в 1960 году, и на тот момент это был самый большой бассейн в Советском Союзе и один из крупнейших в мире.

Единственный в своем роде круглый бассейн диаметром 130 метров вместимостью двадцать тысяч человек. Бассейн был открыт круглый год, даже зимой. Температура воды регулировалась, так что летом в бассейне было прохладно, а зимой жарко. Он стал очень популярным в первые годы, привлекая 24 миллиона посетителей в течение первого десятилетия.

Новый собор

К концу Советского Союза религиозная политика начала терять контроль, и христианские общины по всей стране начали восстанавливать свои церкви, и снова проводились религиозные службы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *