История строительства и восстановления Храма Христа Спасителя в Москве
В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.
Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.
25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.
7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Храм Христа Спасителя в Москве
Сегодня невозможно представить центр столицы без знаменитого сооружения. Его видно ото всюду. В любое время дня золотые купола приветствуют жителей и гостей города. Сложно представить, что когда-то было по-другому. Храм Христа Спасителя в Москве – восстановленная православная святыня. История кафедрального собора сложна и трагична. Первый памятник русскому оружию и доблести народа такого типа не сразу обрел привычный сегодня вид. И на своем нынешнем месте собор оказался не сразу.
История строительства
В 18 веке славное русское оружие увековечивали не единожды. Ему посвящались колонны, арки, обелиски. Но после изгнания наполеоновских войск стало понятно: на этот раз памятник должен быть совершенно особенным.
Идея создания
Победа над армией Бонапарта была неоспоримой. Она прославила русское оружие на века. Однако без заступничества Бога разгромить войско, привыкшее вести действия на чужой территории, было бы невозможно. Первым высказал мысль о том, что необходимо оставить потомкам храм-памятник, где вечно бы поминались павшие, генерал Кикин. Он поручил генералу Шишкову ознакомить императора Александра 1 с идеей о постройке собора.
Нельзя сказать, что раньше не было храмов, посвященных славным победам. Известны:
- София Киевская, построенная Ярославом Мудрым на поле битвы с печенегами
- Храм Всех Святых, который стал памятником победы на Куликовом поле
- Собор Покрова на рву (храм Василия Блаженного), возведенный Иваном Грозным в ознаменование победы над Казанским ханством
- Храм Казанской Божьей Матери, который возвели после победы над польско-литовскими захватчиками
Новым было то, что Россия впервые вела Отечественную войну, в которой участвовали все сословия, все люди, от мала до велика. И поэтому памятник должен был быть особенным. Александр I издал Манифест, где прописал идею и цель постройки храма. Он предполагал, что такой памятник простоит века, и именно сюда будут приходить потомки, чтобы помянуть своих героических предков.
Храм на Воробьёвых горах
Место для первого храма было выбрано символично: собор планировалось возвести на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской трактами. Именно здесь Кутузов заставил Бонапарта повернуть на разоренный Смоленский тракт, минуя богатый Калужский.
В объявленном конкурсе приняли участие все знаменитые архитекторы 18 века:
- Кваренги
- Мельников
- Воронихин
- Стасов
- Витберг
Комиссия выбирала из 20 вариантов, утвердила же работу Витберга. Первый камень заложили в 1817 году. Но при привязке проекта к местности сразу же возникли трудности. Оказалось, что грунт подвижен, а сама почва пронизана подземными ручьями и мелкими речками. В 1826 году, после смерти Александра I, новый самодержец, Николай I, прекратил строительство.
Храм на Волхонке
На этот раз место для храма выбирал лично Николай I. Он указал на прибрежную территорию Москвы-реки недалеко от Кремля. Правда, на месте предполагаемой стройки располагались Церковь Всех Святых и Алексеевский монастырь. Церковь снесли, а монастырь переместили в Сокольники. Снова объявили конкурс.
Участвовали:
- Шестаков
- Таманский
- Тон
- Кутепов
- Татищев
Николай I утвердил проект Тона. В 1839 году торжественно заложили 1-й камень. На строительство потребовалось 44 года. При этом некоторые работы велись параллельно: например, набережная создавалась одновременно с росписью внутренних помещений.
Столь масштабную стройку контролировали императоры: Николай I, Александр II, Александр III. Иерархи церкви: Митрополит Московский и Коломенский Филарет и Епископ Дмитровский Леонид, благословляли начинание, а руководили всеми работами Комиссия и Генерал-Губернатор Москвы Голицын.
Уничтоженное здание
Изначально собор строился по центрическому типу с главным куполом и 4 угловыми колокольнями. Архитектурной «изюминкой» строения было обустройство внешнего и внутреннего пространства в форме равноконечных крестов. Это давало возможность оставлять центр собора незанятым.
Параметры оригинального здания составляли:
- Площадь – 1,5 тыс. кв. саженей;
- Высота – 48,5 саженей.
Общая вместимость -7,2 тыс. прихожан.
Согласно разработкам К. Тона, вход в здание проходил через галереи. Однако впоследствии от этой идеи отказались и заменили открытые лоджии застекленными массивными дверями. Поверхность стен покрывалась штукатуркой, поверх которой выполнялась роспись и размещались различные элементы убранства. Мрамор для отделки привозился из Коломенского уезда. Горельефы изображали сюжеты на исторически и библейские темы.
В 1931 г. в рамках борьбы с религией, осуществляемой в советском государстве, храм Христа Спасителя был взорван. По плану на его территории намечали построить Дворец съездов. Однако начало войны в 1941 г. помешало осуществлению задуманного. В 50-х гг. котлован переоборудовали под плавательный бассейн.
Воссоздание
После того, как в Советском Союзе с большим размахом отметили 1000-летие Крещения Руси, общественность выступает с призывом возродить уничтоженные святыни, в первую очередь Храм Христа Спасителя. В программе фонда по возрождению столицы указывается требование построить собор заново на старом месте.
Проектированием здания занимается группа архитекторов под руководством М. Посохина и А.Денисова. Позже их сменяет З.Церетели, который вносит некоторые изменения в уже утвержденный план. Со стороны РПЦ наблюдение за строительством осуществлял протоиерей Л.Калинин.
По своей концепции, храм является обетным, т.е. созданным в память о знаменательном событии, как мемориал погибшим во время Отечественной войны 1812 года, воинам. Данью памяти героическому прошлому служат мраморные доски, на которых содержится подробная информация о сражениях на российской территории:
- Название
- Дата
- Воинские соединения
- Имена погибших и раненых
- Численность пострадавших
Мемориальные таблички развешаны вдоль Нижнего коридора. Помимо этого, отдельно представлены тексты главных императорских манифестов. Впервые торжественное богослужение, посвященное Рождеству Христову, было отслужено в новом здании собора в 2000 г. Его совершил патриарх Алексий II. В августе того же года собор архиереев освятил храм. Здесь же была осуществлена канонизация расстрелянной царской семьи и названы имена новомученикови исповедников России.
Архитектура и интерьеры
Любой видевший постройку человек скажет, что она самобытна. Это естественно: архитекторы не просто рисовали эскизы, а потом готовили чертежи. В своих проектах они воплощали идеи, которые виделись им в победе над Наполеоном. Победе, которую одержало не только русское оружие, но и весь народ.
Первоначальный храм
Создатель первоначального проекта, Витберг, был масоном. Но идеи братьев-каменщиков не исказили создаваемый им образ. Витберг считал, что храм должен быть триединым и состоять из трех связанных и дополняющих друг друга частей:
- Подземной, имеющей форму гроба. Эта часть посвящена Рождеству Христову. Здесь должны были совершаться постоянные заупокойные службы по погибшим героям.
- Наземной. Эта часть посвящена Преображению Господню и имела крестообразную форму. Здесь символично отражено смешение света и тьмы в душе человека. Предполагалось, что в этой части будет много статуй.
- Верхней, посвященной Рождеству Христову. Она должна была быть круглой.
Храм должен был стоять фасадом к Москве-реке. Проект Тона тоже предполагал подобное расположение. Но масштабы были совсем другие. В те времена самой высокой постройкой была колокольня Ивана Великого. Современники отмечали, что она вся целиком могла войти внутрь строящегося собора.
Тону удалось органично вписать храм в ансамбль Кремля и московских церквей. Это стало возможным из-за удачного места постройки. Здание находилось в отдалении от Кремля, в то же время гармонично с ним сочеталось.
Характерными чертами храма того периода являются:
- закомары, имеющие форму киля
- главки в форме луковок
- крытая галерея, идущая по всему периметру
Эти элементы были заимствованы у храмов, построенных русскими зодчими в 15-16 веках. В проекте Тон отошел от классики, отдал предпочтение народным традициям. Архитектору удалось удачно совместить элементы древнерусского зодчества и Византии. Автор тем самым показал преемственность форм и одновременно новые веяния моды.
Современный храм
Современное здание воздвигнуто на мощном стилобате. Сооружение этой части потребовалось для того, чтобы восстановить холм, на котором располагался первоначальный собор. Естественное возвышение было уничтожено после взрыва в 30-е годы.
Собственно, собор – комплекс из нескольких зданий, которые связаны архитектурным решением:
- Преображенской церкви
- шатровой часовни иконы Божьей Матери
- самого храма
Церковь Преображения Господня расположена в стилобатной части. Здесь же находятся служебные помещения, музей, трапезные, залы Советов и Соборов. Над стилобатом возведен кафедральный собор. Часовня – отдельно стоящее здание. Здание имеет 4 крыльца. Чтобы подняться на них, придется преодолеть 15 ступеней. Крылечки облицованы темно-красным гранитом. Для освещения на верхних площадках смонтированы светильники.
Внутреннее помещение отлично освещается дневным светом. Для этого предусмотрены 60 окон. Фасад украшен арками-кокошниками. Их поддерживают 36 колонн. Архитектурная подсветка здания заслуживает отдельного описания. Мощные фонари посылают на фасад лучи мягкого, приближенного к дневному, света. Купола освещают лампы, установленные на мачтах длиной 30 м каждая.
Скульптуры
Собор ориентирован по сторонам горизонта. Каждый фасад оформлен особенными скульптурами:
Западный фасад легко узнать по фигуре Иисуса Христа, благословляющего народ. Горельеф расположен в большой центральной арке. По бокам от центральной расположены 4 малых арки. В них скульптор поместил изображения Александра Невского, Николая Святителя, Святой Елизаветы, Николая Новгородского.
Внизу над средними воротами изображены 4 ангела. Их крылья раскрыты, в руках – полотнище, на котором написано: Господь с нами. Над малыми воротами изображены фигуры 4 ангелов. Это посвящение павшим воинам 1812 года.
В оконных арках расположены архангелы Иегудиил, Варахиил, Гавриил, Уриил. Иегудиил держит венок, остальные – цветы. По углам символическая композиция – венчание Соломона на царство и Давид, передающий Соломону чертежи. Это иносказательное изображение обещания Александра 1, исполненное преемником.
Восточный фасад смотрит на Кремль. Здесь изображены заступников России и тех, кто за нее молился. В центральной арке скульптура иконы Владимирской Божьей Матери. По бокам, в малых арках, образы Святой царицы Александры, Великомученицы Екатерины, Марии Магдалины, Анны Пророчицы.
В арке больших ворот скульптуры Святителя Пермского Стефана, Преподобный Сергий Радонежский, Митрополиты Московские Иона и Филипп. В оконных арках – Иосиф Волоколамский, Никон Радонежский, Михаил и Феодор Черниговские. По углам композиции Воскресение Христово и Рождество Христово.
- Что посмотреть в Москве за 3 дня – 25 самых интересных мест
- 20 самых интересных мест Подмосковья
Северный фасад смотрит на Пречистенку. Здесь расположены скульптурные группы просветителей, святых, в дни которых были сражения во время похода русских войск за границу. В центре изображен образ Иверской Божьей Матери. По краям – скульптуры Лавра, Григория, Хрисанфа, Сергия. Внизу 4 евангелиста и Апостолы Петр и Павел. По углам скульптура Сергия Радонежского, благословляющего Дмитрия Донского на битву, и Дионисий, благословляющий Минина и Пожарского.
Южный фасад смотрит на Москву-реку. Здесь изображены святые, в дни которых проходили сражения 1812 года. В центре изображен образ Смоленской Божьей Матери. По бокам – Иоанн Креститель, апостол Фома, Роман Рязанский, Иона Новгородский.
В нижней части – явление Архистратига Михаила Иисусу Навину. Над малыми вратами изображены Деворра, Варак, Моисей и Мириам. По углам изображены композиции: возвращение Давида после победы над Голиафом и Авраам с союзниками, возвращающийся после победы над царями.
Колокола
Конечно, лучше было бы возвратить в храм прежние колокола. Но из всех, находящихся в звоннице, сохранился один. И находится он в Троице-Сергиевой Лавре. От остальных остались лишь неясные изображения и примерные описания в краеведческой литературе. Поэтому на создание колоколов объявили конкурс. В нем приняли участие литейные производства России и зарубежья.
Условия определили довольно строгие. Надо было в короткий срок представить комиссии изготовленные колокола. Масса должна быть от 8 кг до 3,5 т. Количество экземпляров – 10 и более. И что важно: работать предстояло со своим материалом и на свои средства. 13 предприятий представили свои варианты. Но в финал вышли только 2 компании: ЗИЛ и ЛИТЭКС.
К сожалению, комиссия не смогла сделать однозначный вывод. Поэтому конкурс продлили, и к работе привлекли историков и акустиков. Только во второй раз комиссия в расширенном составе смогла определить победителя. Им оказался ЗИЛ. Пробный колокол занял почетное место в музее. Для того, чтобы выполнить заказ, опытный образец протестировали и устранили погрешность в звучании.
За 10 месяцев на ЗИЛе изготовили:
Такой срок выполнения сложного заказа – рекорд. Подрядчики из Италии заявили, что для изготовления колоколов потребуется минимум 3 года.
Расписание богослужений
В кафедральном соборе города проводятся службы. Здесь проходят:
- литургия
- полиелей
- вечерня
- утреня
- всенощное бдение
- панихида
- исповедь
Подробный график вывешен на сайте собора.
Святыни
Паломники из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья приезжают в храм, чтобы поклониться святыням, хранящимся в нем:
- частицы риз Спасителя; и Богоматери
- глава Иоанна Златоуста
Для доступа верующих представлены частицы мощей:
- Андрея Первозванного
- Марии Египетской
- князей Александра Невского и Михаила Тверского
- святителей Петра и Ионы
Веряне имеют возможность увидеть чудотворные иконы:
- Владимирской Божией Матери
- Смоленской-Устюженской Божией Матери
- список с образа «Мадонна ди Сан Лука» (оригинал в г.Болонья)
Кроме того, на всеобщее обозрение выставлены:
- икона новомучеников и исповедников, признанных в 2000 г.
- икона Рождества Христова, доставленная из Святой Земли
- 6 картин кисти В. П. Верещагина, посвященные земной жизни Иисуса Христа
В главном алтаре размещен трон Патриарха Московского, святителя Тихона. Одной из главных святынь храма являются мощи митрополита Московского, святителя Филарета. Периодически в Собор привозят известные в православном мире реликвии, которые становятся доступными для поклонения в течение нескольких дней.
Смотровая площадка
Видовая площадка расположена на высоте 40 м. Это отличный способ рассмотреть Москву с неожиданной точки. Вход сюда платный, и подниматься придется пешком. (Иногда туристам удается подняться на служебном лифте. Как повезет.) Зато потраченные усилия окажутся с лихвой вознаграждены изумительной панорамой.
На площадках лестницы расположены автоматы. В них продаются монеты с изображением собора. Покупка сувениров скрасит скучный подъем. Площадка опоясывает здание по периметру. Территория закрыта от осадков и яркого солнца. Передвигаясь по площадке, можно рассматривать столицу с разных ракурсов. Везде стоят камеры наблюдения, перила достаточно высоки, имеются дополнительные ограждения. Поэтому рассматривать город совершенно не страшно.
На видовой площадке разрешается проводить фото и видео съемку. В некоторых местах для удобства наблюдений установлены бинокуляры. Для того, чтобы воспользоваться ими, придется заплатить. Время, проведенное на смотровой площадке, ограничено. Оно составляет полчаса.
Важно помнить: поскольку проход на площадку идет через храм, придется соблюдать определенный дресс-код.
Экскурсии
Святыня вызывает интерес у туристов. Посетить достопримечательность можно с группой или в одиночку. Популярны следующие экскурсии:
- обзорная по храму с посещением смотровой площадки
- все о храме (знакомство с историей сооружения, изучение сокровищ и православных святынь)
- храм и панорама столицы (с посещением видовой площадки)
- рассказ о чудесах, происходивших вокруг православной святыни
Интересна комплексная экскурсия. Она предполагает посещение всех православных храмов центра Москвы.
Новогодняя елка
Новогоднее представление является одним из самых впечатляющих в России. Спектакль ставится как по мотивам известных сказок, так и по специально написанным сценариям. На роли приглашаются актеры лучших столичных театров. Для спектакля заранее создаются декорации. Применяются и 3Д эффекты.
Особенностью праздничного действия является то, что сюжет связан с библейскими историями. Дети ненавязчиво знакомятся с основами православия, праздником Рождества Христова. Для маленьких гостей праздник начинается уже во дворе. Их встречают ярмарочные скоморохи, сказочные животные. Ребята водят хороводы, играют, а потом отправляются в зал.
Важно, что малыши 6+ могут посещать представления самостоятельно. Им помогают раздеться, провожают на место, указанное в билете. После спектакля ряженые передают ребят родителям. Представления каждый раз новые. За все время проведения праздничных мероприятий повторов спектаклей не было. В один из дней вместе с маленькими зрителями спектакль смотрит Патриарх Кирилл.
Часть билетов распространяется бесплатно. Их получают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию: инвалиды, сироты, ребята из многодетных бедных семей, дети погибших военных и полицейских. Остальные зрители покупают билеты.
Время работы
Кафедральный собор действующий. Посетить можно ежедневно с 10:00 до 19:00. Здесь проводятся службы, во время которых посещение экскурсантами внутреннего помещения невозможно. С расписанием богослужений можно ознакомиться на официальном сайте.
Как добраться
Собор Христа Спасителя расположен недалеко от центра столицы на берегу Москвы реки, рядом с пешеходным Патриаршим мостом. Официальный адрес на улице Волхонка, 15.
Доехать к нему можно несколькими способами:
- на метро по линии Сокольническая (ст. Кропоткинская)
- пешком от Кремля через Старый Арбат
Храм Христа Спасителя на карте
Храм Христа спасителя, Патриарший мост
История Храма Христа Спасителя началась 25 декабря 1812 года, когда Император Александр I подписал манифест о создании в честь победы над армией Наполеона церкви во имя Спасителя Христа.
В 1817 г. состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Однако вскоре от постройки на этом месте пришлось отказаться – почва здесь была зыбкой из-за подземных ручьев.
В 1832 г. император Николай I утвердил новый проект храма, составленный К.А.Тоном. Николай I лично выбрал место для храма, который решили строить на месте Алексеевского женского монастыря.
Последний был переведен в Красное село около Сокольников. Все постройки монастыря сломали. По легенде, игуменья монастыря прокляла разрушителей и предрекла, что на этом месте ни одна постройка долго стоять не будет.
Торжественная закладка нового храма состоялась в 1837 г. Он строился почти 40 лет как Храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812. Его официальное открытие состоялось в 1883 г. в день коронации на престол императора Александра III.
Работы по возведению храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям четырех российских императоров — Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. Высота храма от основания до оконечности креста на большом куполе составляла 103 метра, площадь 6805 кв. метров. В нем могли одновременно находиться 10 тыс. человек.
Сооруженное в русско-византийском стиле, грандиозное по масштабам, здание отличалось роскошью внешнего и внутреннего убранства (скульптуры П. К. Клодта, А. В. Логановского, Н. А. Рамазанова, Ф. П. Толстого, росписи В. В. Верещагина, К. Е. Маковского, В. И. Сурикова и др.).
Решение о сносе храма было принято по плану реконструкции Москвы в 1931 г. на заседании в кабинете Молотова. Храм Христа Спасителя был разрушен несколькими взрывами за 45 минут. На его месте планировалось построить Дворец Советов. Однако этому замыслу не суждено было воплотиться в жизнь. На его месте был построен бассейн «Москва».
В 1990 г. Священный синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте. В конце 1994 г. был ликвидирован бассейн «Москва». Работы по восстановлению храма начались в 1994 г.
В сентябре 1997 г. строительство храма было завершено. На православную Пасху 1998-м году состоялось открытие Музея храма Христа Спасителя в обходной галерее Спасо-Преображенской церкви. В1999-м году состоялась церемония малого освящения основного, Верхнего храма, после чего он получил полноценный священный статус. В 2000-м году состоялось Большое освящение Храма Христа Спасителя и он стал доступен для посещения всеми желающими.
Внутри храма размещаются два зала (Большой – на 1250 мест и Малый – на 457 мест), музей, трапезная, кухня, гаражи, технические службы. В центре цокольного этажа располагается нижний храм — Преображения Господня. Название выбрано не случайно: чтобы снять проклятие игуменьи Алексеевского монастыря, храм решили посвятить Преображению.
расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ
История создания
Идея постройки храма возникла зимой 1812 года на одном из заседаний общества «Беседа любителей русского слова» под председательством государственного деятеля и поэта Гавриила Державина. Предложение было передано царю Александру I, и уже через несколько дней, в Рождество 1812-го (25 декабря по старому стилю), появился манифест за подписью государя, в котором говорилось: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа…» Манифест был широко поддержан самыми разными представителями российского общества.
Вскоре был объявлен международный конкурс на проект храма. Александр I хотел, чтобы в нем не просто была увековечена история войны и спасения. В каменной форме следовало отразить «миссию русского народа». И такой проект нашелся. Неожиданно для многих победил 28-летний архитектор шведского происхождения Карл Мангус Витберг. Его проект на фоне остальных выделялся масштабом — высота храма должна была составить 237 метров, почти на две трети выше, чем собор Святого Петра в Риме. Он включал площадь с колоннадами длиной более 600 метров и триумфальные колонны, отлитые из трофейных вражеских пушек. Оценив проект, Александр I сказал: «Вы заставили камни говорить!»
В 1817 году в присутствии практически всего населения Москвы того времени — около 400 тысяч человек — на Воробьевых горах был торжественно заложен первый камень. И если бы этому проекту было суждено воплотиться в жизнь, сегодня мы смогли бы увидеть храм из любой точки Москвы. Бодрый темп стройки, взятый на первых этапах, вскоре заметно снизился из-за проблем с инфраструктурой, а после смерти Александра I в 1825-м работы и вовсе прекратились. Вступивший на престол Николай I не был чувствителен к «мистическим откровениям» брата и остановил проект. По официальной версии, земли, на которых строился храм, были непригодны для строительства. Самого архитектора, успевшего сменить имя с Карла Мангуса на Александра Лаврентьевича, осудили за растраты и сослали на Вятку. О том, был ли он виноват или нет, историки спорят до сих пор. Однако храм Александра Невского, построенный Витбергом в Кирове в память об императоре, вплоть до уничтожения в XX веке свидетельствовал в пользу архитектора красноречивее любых других доводов.
От идеи строительства Николай I отказываться не стал, а решил рассмотреть новые проекты, среди которых особого внимания удостоился предложенный Константином Тоном, архитектором Николаевского вокзала (ныне Ленинградского), Большого Кремлевского дворца и других зданий в Москве и Петербурге. Проект был выполнен в русско-византийском стиле и с некоторым оговорками представлял собой тот храм, который можно сегодня увидеть на Волхонке. В качестве места для строительства было выбрано Чертолье (сегодня — район рядом со станцией метро «Кропоткинская»). Горожане связывали название с чертом и этим объясняли непростую судьбу находившегося здесь Алексеевского монастыря, который по разным причинам разрушался, сгорал и воссоздавался вновь несколько раз.
Однако Николая I суеверия не волновали. Более того, он был готов снести Алексеевский монастырь ради постройки нового. По легенде, игуменья Алексеевского монастыря, узнав, что все сооружения приказано снести, сказала: «Окромя большой лужи, здесь ничего не будет». По другой версии, она сказала о будущем храме Христа Спасителя: «Бедный. Недолго ему простоять». По третьей, и вовсе прокляла это место именем святого Алексия. События последующих лет подтвердили первую и вторую версии.
Алексеевский монастырь
Был основан во второй половине XIV века, до XVI века располагался на месте нынешнего Зачатьевского монастыря на улице Остоженке. Монастырь сгорел во время московского пожара 1547 года и был восстановлен по приказу Ивана Грозного на месте, где сегодня располагается храм Христа Спасителя. Позже монастырь и прилегающие постройки сгорали не раз и вновь восстанавливались. Долгое время в его церквах молились члены семьи Романовых и высокопоставленные вельможи. В XIX веке Николай I приказал перенести монастырь для того, чтобы расчистить место для храма Христа Спасителя, а новый, названный Ново-Алексеевским, построили в Красном селе (неподалеку от метро «Красносельская»). После революции 1917 года монастырь упразднили, часть его была разрушена. В уцелевших зданиях в разное время располагался Дом пионеров, научные учреждения и завод зонтов. В конце XX века здания вернули Русской православной церкви. Часть церквей действует и сегодня.
Храм возводили больше сорока лет. На его строительство снова были выделены грандиозные средства. Прежних ошибок с инфраструктурой уже не повторили. Чтобы удобно доставлять камень для стройки, был осуществлен один из проектов еще петровских времен по соединению каналом подмосковных рек Сестры и Истры.
Озеро Сенеж
Во время возведения храма Христа Спасителя у строителей возникли трудности с доставкой стройматериалов из других регионов России. Еще во время первой стройки под руководством Александра Витберга бывали случаи, когда из десяти барж с камнем до стройки доплывали одна или две. Проблему решил канал, прорытый в Подмосковье между реками Истра и Сестра. Он позволил подвозить стройматериалы по Москве-реке прямо к стройке. На строительство канала ушла четверть века. Однако уже через десять лет грузы стали возить по железной дороге. В результате рытья канала существенно увеличилось озеро Сенеж. Из маленького озерца оно превратилось в водохранилище площадью 15 км². Сегодня Сенеж является самым большим озером в Подмосковье. Сюда приезжают из Москвы и близлежащих городов купаться, ловить рыбу и охотиться. Самым известным среди ценителей красот этой местности был художник-пейзажист Исаак Левитан. Именно здесь он работал над своей последней картиной «Озеро. Русь».
Основные работы закончились в 1880 году. Константина Тона, к тому времени уже дряхлого старика, доставляли к храму на носилках. Не дожил до конца стройки и Николай I. Храм планировалось освятить в 1881 году. Однако церемония сорвалась из-за бомбы народовольцев, убившей Александра II. Освящение состоялось только в 1883-м, в день коронации Александра III, которая проходила в Успенском соборе Кремля. В последующие годы в храме Христа Спасителя отмечались все большие религиозные праздники: 300-летие дома Романовых, 100-летие со дня окончания войны 1812 года и другие. А Рождество Христово до 1918 года отмечалось как день спасения России и победы в Отечественной войне.
Храм простоял чуть больше 50 лет. Летом 1931-го по указанию Иосифа Сталина его было решено снести для постройки главного здания СССР — Дворца Советов. Так же, как и в прошлые столетия, был объявлен конкурс, но уже не международный, а всесоюзный. В нем победил Борис Иофан — архитектор Дома на набережной. Начались работы по демонтажу храма. Так как разобрать здание полностью не удалось, было решено его взорвать. Через несколько лет началась стройка, которая так и не была закончена. Во время Второй мировой войны металлические конструкции, предназначенные для стройки дворца, использовали для восстановления мостов. После войны в фундаменте, оставшемся от здания, было решено разместить бассейн.
Самый большой в Европе бассейн «Москва», в котором можно было плавать круглый год, был открыт в 1960-м. За спортивным объектом закрепилась дурная слава. Там периодически тонули люди — якобы действовала радикальная группировка, недовольная сносом храма Христа Спасителя. О храме за 30 лет никто не забыл. Говорили, что по ночам в воде бассейна отражается храм. Соседством с бассейном была недовольна администрация Музея им. Пушкина: эксперты жаловалась на то, что зимой испарения горячей воды оседали на здании и экспонатах музея, разрушая их. Однако ни слухи, ни просьбы не помешали бассейну проработать больше 30 лет, до начала работ по воссозданию храма Христа Спасителя в 1994 году.
Так же, как и 200 лет назад, в числе инициаторов воссоздания храма Христа Спасителя были литераторы. Указ был издан первым президентом России Борисом Ельциным. Деньги на храм собирали «всем миром». Стройка, которая в XIX веке заняла около сорока лет, была завершена в трехлетний срок. Здание восстановлено по проекту Константина Тона под руководством архитектора Алексея Денисова, позже — Зураба Церетели. Внешний вид и убранство храма отличаются некоторыми деталями, самая заметная из которых — барельефы. До 1931 года они были белокаменными, сейчас — бронзовые. Немного увеличилась высота храма. Внутреннее убранство изменилось существенно. Практически ничего из храма, стоявшего на этом месте до 1931-го, здесь нет. Однако это не значит, что ничего не осталось.
Что стало с храмом Христа Спасителя после взрыва
Убранство
Когда решение о сносе храма Христа Спасителя было принято окончательно, к работе приступила комиссия, которая должна была выбрать, что следует сохранить. Иконы, утварь и другие предметы было решено передать в Третьяковскую галерею, Русский музей, а также в Антирелигиозный музей искусств, который располагался в Исаакиевском соборе Петербурга.
Но и после взрыва в разных учреждениях Москвы продолжали появляться предметы убранства храма. Например, уцелевшие горельефы до сих пор можно увидеть на одной из стен Донского монастыря недалеко от метро «Шаболовская». Четыре яшмовые колонны алтаря, по одной из версий, находятся в здании ученого совета Московского государственного университета. По слухам, в подвалах одного из зданий МГУ на Моховой находятся и другие предметы из убранства храма. Алтарь, по легенде, был то ли подарен жене американского президента Элеоноре Рузвельт, то ли выкуплен ею и подарен Ватикану. По другой версии, его хотели продать, но так и не смогли демонтировать, поэтому он был уничтожен.
Колокола
Из четырнадцати колоколов храма уцелел только один. Некоторое время он был в здании Северного речного вокзала в подмосковных Химках. Другие колокола были переплавлены. По одной из версий, они были использованы при отливке знаменитых скульптур на станции метро «Площадь Революции».
Камень
Камень, оставшийся после взрыва, использовался при отделке станций метро «Кропоткинская», «Новокузнецкая» и, возможно, «Площадь Свердлова» (сейчас — «Театральная»), а также гостиницы «Москва». Скамейки и светильники из храма в несколько измененном виде находятся на станции метро «Новокузнецкая». Доски с именами героев войны 1812 года использовались для постройки лестниц в Третьяковской галерее, а также для отделки Института органической химии АН СССР. Оставшиеся таблички раскрошили и посыпали ими дорожки в Парке культуры и отдыха им. Горького.
проект Дворца Советов и бассейн «Москва» — Серебряный университет МГПУ
Материал взят с сайта https://stroi.mos.ruКафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — храм Христа Спасителя находится около станции метро «Кропоткинская». Территория, где он расположен, наделена мощной мистической властью: неспроста здесь испокон веков строили различные религиозные сооружения, и именно сюда стекались люди в поисках защиты и помощи. Раньше это место называлась Чертольем, в честь протекающего на дне оврага ручья Черторый. Во времена правления Ивана Грозного здесь был Алексеевский женский монастырь, а 1830-х годах его решили перенести в другое место.
Нынешний храм Христа Спасителя уже второй, построенный на этом месте. Первый был возведен в 1883 году в честь победы над Наполеоном, он строился более сорока лет. Строители преодолевали различные трудности: пожары, обвалы фундамента, затопление грунтовыми водами. После открытия храм просуществовал меньше полусотни лет: 5 декабря 1931 года он был взорван большевиками. Сохранилась часть наружных белокаменных барельефов, позже вмонтированных в стену Донского монастыря.
На этом месте власти решили построить Московский Дворец Советов — один из известнейших нереализованных архитектурных проектов в истории. Самое высокое в мире здание должно было стать символом победившего социализма, символом новой страны и новой Москвы. Предполагалось, что размеры здания превысят 400 метров, а на его крыше будет установлена вращающаяся статуя Ленина.
18 июня 1931 года через газету «Известия» был объявлен открытый конкурс на лучший проект Дворца. Конкурсные работы были выставлены в Пушкинском музее. Победил проект Бориса Иофана, но с оговоркой «Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50-75 метров с тем, чтобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина. Поручить тов. ИОФАНУ продолжить разработку проекта Дворца Советов на основе настоящего решения с тем, чтобы при этом были использованы лучшие части проектов и других архитекторов. Считать возможным привлечение к дальнейшей работе над проектом и других архитекторов».
Под такое мощное сооружение нужен был соответствующий фундамент. Он представлял собой два концентрических бетонных кольца диаметром 140 и 160 метров. Для сравнения: футбольное поле имеет размер 105 на 70 метров. Высота этих колец — 21 метр. Если учесть, что средняя высота этажа в панельном доме составляет 3,3 метра, то высота колец была примерно в шесть этажей. Их «уложили» на 30-метровую глубину. Прежде, чем заливать бетон, строители вырыли огромный котлован. Чтобы его стенки не обрушились под воздействием подпочвенных вод, в СССР впервые применили так называемую «битумизацию» грунта — вокруг котлована пробурили 1800 скважин. В каждую из них вставлялась труба с мелкими отверстиями в стенах. В эти трубы под большим давлением закачивался битум, нагретый до температуры в 200 градусов цельсия. Через отверстия в трубах битум просачивался в грунт, заполнял все щели и полости и застывал. Вокруг котлована была образована водонепроницаемая завеса. Вернее, почти водонепроницаемая. Но с той водой, которая все же просачивалась в котлован, успешно справлялись насосы.
Чтобы решить проблему с грунтовыми водами — под будущим фундаментом построили своего рода «чашу» из четырех слоев асбестового картона, пропитанного битумом. Теперь можно было приступать к закладке фундамента. Специально для этой цели около стройплощадки построили бетонный завод. К месту строительства бетон доставлялся в котлован в металлических бадьях. В каждую такую бадью помещалось 4 тонны бетона. При помощи подъемного крана бадьи опускались в котлован, рабочий выбивал щеколду, удерживающую дно. Фундаменты остальных, не столь массивных, частей здания, представляли собой просто бетонные столбы с поперечником в 60 метров.
До начала Великой Отечественной войны успели построить фундамент высотной части Дворца и начали монтировать стальной каркас здания. Но во времена Второй мировой бетон, гранит, сталь и арматура потребовались для восстановления народного хозяйства, мостов, заводов и прочего. После войны фундамент недостроенного здания использовали для устройства открытого плавательного бассейна «Москва» (1960‑1994).
В годы перестройки было принято решение восстановить храм Христа Спасителя на его исконном месте, в точности соответствующий оригиналу. Бассейн разобрали, и в середине 1990-х годов началось строительство нового храма. Начало нового тысячелетия было ознаменовано открытием восстановленного храма Христа Спасителя, в который перенесли чудотворные святыни. Многие люди убеждены, что возрождение святого места стало возможным только благодаря вмешательству высших сил. А то место, где он расположен, наделено мощной мистической властью: неспроста здесь испокон веков строили различные религиозные сооружения, и именно сюда стекались люди в поисках защиты и помощи.
Храм Христа Спасителя в Москве
История храма действительно изобилует любопытными подробностями. То место, где он сейчас стоит, изначально называлась Чертольем, в честь протекающего на дне оврага ручья Черторый, и считалось проклятым для людей и домашней живности. Когда во времена правления Ивана Грозного здесь был размещён Алексеевский женский монастырь, монахини своим присутствием способствовали очищению места от тёмных сил. В 1830-х годах окончательно было решено перенести монастырь, а на его месте возвести храм. По преданию, игуменья монастыря, покидая это место, прокляла его: «Быть здесь не храму, а луже!»
Известным фактом является то, что нынешний храм Христа Спасителя — уже второй, построенный на этом месте. Первый был возведён в честь победы над Наполеоном и строился в течение сорока с лишним лет. При этом строителями преодолевались различные трудности: пожары, обвалы фундамента, затопление грунтовыми водами. После открытия храм просуществовал меньше полусотни лет и был уничтожен большевиками. Впрочем, взорвать здание тоже оказалось весьма непросто: для окончательного разрушения постройки потребовался повторный взрыв.
На этом месте власти решили построить Дворец Советов. Замысел поражал своей грандиозностью: предполагалось, что высота здания превысит 400 метров, а на его крыше будет установлена вращающаяся статуя Ленина. Был заложен фундамент, но продолжению строительства помешало начало войны, и всё строительство остановилось. Прошло больше двух десятилетий, пока не возникла идея использовать построенный фундамент и возвести здесь самый крупный в Европе открытый бассейн «Москва».
В годы перестройки было принято решение восстановить на его исконном месте храм Христа Спасителя, в точности соответствующий оригиналу. Бассейн разобрали, и в середине 90-х годов началось строительство нового храма. Начало нового тысячелетия было ознаменовано открытием восстановленного храма Христа Спасителя, в который перенесли чудотворные святыни. Многие верующие убеждены, что возрождение святого места стало возможным только благодаря вмешательству высших сил. А то место, где он расположен, наделено мощной мистической властью: ведь неспроста здесь испокон веков строили различные религиозные сооружения, и именно сюда стекались люди в поисках защиты и помощи.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ
Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя.
Кафедральный собор Русской Православной Церкви. Расположен недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годы внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX в. Оригинал Храма Христа Спасителя в Москве был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия. Построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года. здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте к 1999 году.
Крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 тысяч человек. Возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства.
В состав современного комплекса храма Христа Спасителя входят:
— верхний храм — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола – главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 19 августа 2000 года.
— нижний храм — Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 19 августа 1996 года.
25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I в честь победы подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя и издал Высочайший указ Святейшему Синоду об установлении празднества 25 декабря. В древней разрушенной столице должен был появиться храм-памятник. Сама идея строительства такой церкви принадлежала генералу армии М.А. Кикину. Этот замысел горячо поддержали все слои русского общества. После победы над Наполеоном в 1814 году проект был уточнён: решено было соорудить кафедральный собор во имя Христа Спасителя.
В том же 1814 году был проведён конкурс. В нем участвовали архитекторы А.Н. Воронихин, Д. Кваренги, В.П. Стасов и др. Из 20 вариантов проекта строительства был утвержден проект художника К. М. Витберга.
12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Но строительство его шло медленно, обнаруживались значительные хищения.
В 1826 году новым императором Николаем I возведение собора было остановлено. Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. 10 апреля 1832 года царь утвердил новый проект строительства, составленный архитектором Константином Тоном, «русско-византийский» стиль которого был ему близок. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I. Был снесён располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село).
Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Но строительство началось только 10 сентября 1839-го и продолжалось почти 44 года. Свод большого купола закончен в 1849 году, в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству: над росписью работали В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин, Г.И. Семиградский и другие известные художники.
13 декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование кафедрального, утвержден штат духовенства и причта. 26 мая (7 июня) 1883 года, в день Вознесения Господня, состоялось его торжественное освящение, совершенное в присутствии императора Александра III.
В 1901 году был учрежден собственный хор храма, считавшимся одним из лучших в Москве. В нем участвовали знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Здесь пели Ф.И. Шаляпин и К.В. Розов. В 1912 году в сквере возле храма был установлен памятник Александру III (архитектор А.Н. Померанцев, скульптор А.М. Опекушин).
В храме Христа Спасителя торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н. В. Гоголю. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.
В августе 1917 года в храме Христа Спасителя был открыт Всероссийский Поместный собор РПЦ (1917-1918), на котором вновь, по прошествии множества лет, был избран патриарх (им стал архиепископ Московский Тихон).
В 1918 году после издания декрета Советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» храм лишился государственного финансирования. Тогда же было создано Братство Храма Христа Спасителя, призванного поддерживать жизнь храма. С 1922 года он оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого Священного Синода — вплоть до закрытия в 1931 году. Настоятелем храма Христа Спасителя в Москве в те годы был один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский.
2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов. 5 декабря того же года храм был взорван. Строительство Дворца Советов началось в 1937 году, но ему не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война. Многие годы после взрыва на месте храма Христа Спасителя была яма. В 1958 году на месте собора появился плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1990-х годов.
В конце 1980-х возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя. 5 декабря 1990 года на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство.
Проект восстановления храма подготовили реставраторы А.М. Денисов и М.М. Посохин. Вскоре авторы проекта уступили место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова. 19 августа 1996 года, в день Преображения Господня, Патриарх Алексий II освятил нижний Спас-Преображенский храм.
К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего предшественника. 31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для публики; в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая рождественская литургия. 19 августа того же года состоялось великое освящение храма, а 20 августа здесь состоялась канонизация Царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских. В храме также начал свою работу музей, принадлежащий Московскому городскому музею истории города Москвы.
14 марта 2004 года на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование РПЦ; был создан Совет попечителей. Настоятелем Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Возрожденный Храм Христа Спасителя, одно из самых внушительных и противоречивых зданий в России, имеет короткую, но бурную историю. Первоначально он был введен в эксплуатацию после поражения Наполеона, но работы по его строительству не начинались до 1839 года. Спроектирован великим петербургским архитектором Константином Тоном, который также отвечал за Большой Кремлевский дворец и Оружейную палату Кремля и чьи церковные проекты были первыми. В стиле византийского возрождения собор возведен для максимального эффекта на набережной, всего в нескольких минутах ходьбы от Кремля.К сожалению, это повлекло за собой разрушение средневекового Алексеевского монастыря, ход событий, придающий интригующей иронии судьбе самого собора. Огромный и чрезвычайно дорогой собор в конце концов был освящен в 1883 году, и его огромные медные купола возвышались над горизонтом Москвы. Однако на строительство и украшение собора ушло почти столько же времени, сколько он останется в своем первоначальном воплощении. По довольно очевидным причинам он был выделен советским правительством для разрушения, а в 1931 году разнесен на куски, чтобы освободить место для предполагаемого Дворца Советов, одного из самых влиятельных памятников архитектуры, который никогда не был построен.Проект, одобренный Сталиным, должен был иметь высоту более 400 метров, с огромной статуей Ленина на его вершине, и, хотя он так и не был построен, проект, тем не менее, был праотцом Семи сестер, величественных сталинских небоскребов, которые ниже центра города. Москва. Только основы были заложены, когда Вторая мировая война внезапно положила конец столь амбициозному проекту, а преемник Сталина Никита Хрущев не терпел таких грандиозных проявлений высокомерия. Проект был заброшен, а территория превратилась в самый большой в мире открытый бассейн, в котором круглый год поддерживалась температура 27 ° C.Результатом стал плотный покров тумана, скрывавший множество ужасных смертей (и убийств) среди пловцов. Символическое значение этого места было подтверждено после распада Советского Союза, когда амбициозный мэр Москвы Юрий Лужков объединил усилия с православной церковью, чтобы возродить собор в рамках проекта реконструкции стоимостью 360 миллионов долларов. Построенный в 2000 году, новый собор частично основан на оригинальном дизайне Тона, но построен из современных строительных материалов и оборудован всеми современными удобствами, включая кондиционер, средства связи, лифты и подземную парковку.Посетители могут увидеть собор только в рамках организованной экскурсии, одной из изюминок которой является панорамный вид с 40-метровой смотровой площадки. |
Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя
Величественный внутри и снаружи Храм Христа Спасителя — самая высокая восточная православная церковь в мире.По заказу царя Александра I «в знак признательности Божественному Промыслу за спасение России от омрачавшей ее гибели» собор олицетворял победу над Наполеоном в Великой Отечественной войне 1812 года.
Первым местом, выбранным для строительства собора, стала самая высокая точка Москвы — Воробьевы горы. Однако почва начала оседать, и работы были остановлены. Во время правления следующего императора Николая I проект был поручен его любимому архитектору К. Тону. На новом месте, на берегу Москвы-реки, недалеко от Кремля, где находится еще одно масштабное сооружение неоднозначного архитектора, Большой Кремлевский дворец, за 40 лет было завершено строительство.
Храм Христа Спасителя простоял чуть более 40 лет, когда в 1931 году по приказу Советского правительства его взорвали, чтобы освободить место для строительства Дворца Советов. Это высотное здание должно было быть выше Эмпайр-стейт-билдинг и должно было быть увенчано гигантской статуей Ленина, превышающей размеры Статуи Свободы. Однако этому не суждено было случиться. Проект был прерван из-за начала войны и нехватки средств.Позже затопленная яма фундамента была преобразована в самый большой в мире открытый бассейн, известный как бассейн «Москва».
В 1990-е годы идея восстановления старого собора медленно росла в национальном сознании, и всего через пять лет невероятных усилий, навыков и артистизма строительство было завершено на том же месте. В Рождество 2000 года собор был освящен, и теперь глава Русской Православной Церкви — Патриарх Московский и всея Руси — проводит здесь службы по большим религиозным праздникам.
В Храме Христа Спасителя есть собственный музей. На рисунках и фотографиях изображен собор до революции, а также планы проектов Дворца Советов и фотографии бассейна. Если вас интересует история, рекомендуем вам посетить музей в сопровождении гида по Москве. Вход бесплатный.
Достопримечательности Москвы. Храм Христа Спасителя.
Спросите у эксперта по путешествиям* Нужен совет или вы готовы забронировать, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к нам.Специалисты VisitRussia помогут вам 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
Храм Христа Спасителя — главный собор Русской православной церкви, расположенный недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки. Это самый большой собор Русской Церкви, рассчитанный на 10 000 человек, построенный в традициях русско-византийского стиля и пользовавшийся широкой государственной поддержкой в начале строительства. В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят Верхняя церковь, собственно Храм Христа Спасителя, и Нижняя церковь, Преображенская церковь, построенная в память об Алексиевском монастыре.Храм Христа Спасителя в Москве построен в благодарность Богу за помощь и заступничество в сложный период истории России — во время войны 1812 года. Это памятник русскому народу за его мужество и героизм. Автором первого проекта был архитектор Александр Витберг. 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка церкви на Воробьевых горах. Здание должно было состоять из трех частей — Воплощения, Преображения и Воскресения. Вскоре земля холма начала проседать под тяжестью строящейся постройки.Император Николай I счел проект Витберга неудачным и неработающим. В 1832 году архитектором был назначен Константин Тон. Было решено начать строительство возле Кремля, на месте бывшего Алексиева монастыря, который подлежал сносу. Тогда одна из монахинь разрушенного монастыря заявила, что новая церковь не будет стоять здесь более 50 лет. 10 сентября 1839 года было заложено здание церкви. В 1860 году собор впервые предстал перед москвичами. 26 мая 1883 г. собор был освящен.С 1918 года собор полностью потерял поддержку государства, а 5 декабря 1931 года был разрушен по приказу Иосифа Сталина. Предсказания монахини сбылись — собор простоял 48 лет. В 1958-1960 гг. На месте ямы, образовавшейся после взрыва, был построен бассейн. В конце 1980-х было создано общественное движение за возрождение Храма Христа Спасителя. В ночь с 6 на 7 января 2000 года святыню отреставрировали. Здесь прошла Божественная литургия в честь двух тысяч лет после Рождества Христова.19 августа 2000 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил полное освящение святыни в честь Рождества Христова.
Экскурсии в Храм Христа Спасителя
Посетите Храм Христа Спасителя во время поездки в Москву или Россию
Впечатляющее сооружение на горизонте города и в истории России, Храм Христа Спасителя был разрушен при Сталине, а затем восстановлен в 1990-х годах.Церковь была введена в эксплуатацию после поражения Наполеона и первоначально была построена в 1839 году. Архитектор Константин Тон спроектировал массивный (и дорогой) собор, который простоял до тех пор, пока Советский Союз не выделил его и не разрушил в 1931 году. При Хрущеве пустые фундаменты были заполнены с водой для создания открытого бассейна. Сегодня здесь снова доминирует собор. Посетите неоднозначное новое здание, построенное в 1990-х годах. Следует отметить воссозданную архитектуру 19-го века и богато украшенный интерьер того, что считается самым высоким православным собором в мире.Выберите, чтобы начать, закончить или сконцентрировать свой отпуск на поездке в Храм Христа Спасителя, используя наше приложение для построения маршрутов по Москве.
В сети:
более менее Улучшить эту запись »Составьте маршрут, включая Храм Христа Спасителя
Начать планированиеХрам Христа Спасителя отзывы
Оцените эту достопримечательностьРаньше здесь был женский монастырь.Он стоял на этом месте со второй половины XIV века. Когда российское правительство решило построить собор в честь победы империи над Наполеоном … более »
Когда-то храм был разрушен, и на его месте был бассейн.Сейчас храм воссоздан, и он снова стал одним из главных храмов Москвы, в нем проходят великолепные службы. более »
Самый большой храм Москвы — также один из самых молодых, освященный в 2000 году после пятилетнего периода строительства.Это точная копия собора, который когда-то здесь стоял, и который когда-то был … более »
Это прекрасное место, хотя собор был перестроен, а фрески совсем новые.Интерьер восхитителен в хороших традициях православной церкви, полон прекрасных икон и картин. Для меня было ново, что священное место находилось внутри часовни, а не за алтарем, украшенным иконами. Мы чувствуем уважение и преданность людей, несмотря на количество туристов. Также посещаем склеп. Это сказочное и тихое место. В тусклом свете мы можем дышать православной духовностью. Это прекрасное место. К счастью, это малоизвестное место для туристов.
более менееКакая чудесная архитектура.Церковь расположена напротив Московского Кремля. Вам нужно будет пройти около 1,5 км, чтобы добраться туда. Движение может быть очень быстрым, но у вас достаточно пешеходных дорожек, чтобы перейти на другую сторону Кремля. Вы можете исследовать его большой парк, который является хорошим местом, чтобы провести время в тишине. Вы можете войти в церковь бесплатно, и внутри она выглядит красиво. Если вы хотите подняться на крышу собора, вам нужно будет заплатить за это 400 рублей. Вы можете производить оплату наличными или картой, чтобы запечатлеть потрясающие виды на Москву.Будьте готовы подняться на террасу по лестнице. У них есть условия для лифтов, но, похоже, они не идут прямо. Вам нужно запастись терпением. Вокруг собора также можно заказать билеты на круизные лодки.
более менееСовершенно потрясающе !!! В воскресенье утром вход был бесплатный 🙂 Пожертвования просят, а кто нет? Кроме того, убедитесь, что вы одеты соответствующим образом (без шорт или рубашек без рукавов).Сбоку небольшой парк, а если пройти в заднюю часть церкви, есть автомат, где можно получить монетку или карточку Собора за 25 рублей.
более менееСобор необычайно красив и элегантен.Совершенно рекомендуется войти внутрь. Об этом очень хорошо заботятся. Мы даже смогли понаблюдать за мессой и познакомиться с новыми перспективами русской православной церкви.
более менееФантастика.Захватывающий дух религиозный контент и потрясающие виды как внутри, так и снаружи. Собор просто настоящее чудо. Мы будем достойны посещения. Потрясающие.
более менее
Спланируйте поездку в Москву
Получите индивидуальную поездку
Полный ежедневный маршрут
в зависимости от ваших предпочтенийНастроить
Сделайте вашу поездку еще удобнее.Мы найдем
расписаний
лучших маршрутов иЗабронируйте
Выбирайте из лучших отелей
и мероприятий. Скидки до 50%Управляйте
Все в одном месте.
Все на одной странице.
Начать планирование
Достопримечательности в Москве поблизости
Вы владелец этого бизнеса?
Щелкните здесь, чтобы получить советы по продвижению.Для владельцев бизнеса
Каждый день мы помогаем тысячам путешественников спланировать отличный отпуск. Вот несколько советов о том, как использовать страницу с объявлением, чтобы привлечь больше путешественников в свой бизнес — Храм Христа Спасителя .
- Просмотрите свой листинг
Просмотрите информацию на этой странице и убедитесь, что она точна. Если у вас есть фотографии, описания, контактная информация, ссылки в социальных сетях и т. Д., Которые вы хотели бы добавить, отправьте нам электронное письмо. - Продвигайте свое объявление
Продвигайте свою постоянную ссылку — https://www.inspirock.com/russia/moscow/cat Cathedral-of-christ-the-saviour-a120592011 — на своем веб-сайте, в блоге и в социальных сетях. строит поездку с этой страницы, маршрут автоматически включает Храм Христа Спасителя. Это отличный способ для путешественников, которые хотят провести отличный отпуск в вашем городе или стране, также посетить Храм Христа Спасителя. что вы представлены на быстрорастущем туристическом сайте.Кроме того, чем больше используется эта страница, тем больше мы будем продвигать среди других пользователей Inspirock. - Настройте виджет планирования поездки
Для достижения наилучших результатов используйте настраиваемый виджет планирования поездки для Храма Христа Спасителя на своем веб-сайте. Он обладает всеми преимуществами, упомянутыми выше, плюс пользователи вашего сайта могут легко получить к нему доступ прямо на вашем сайте. Посетители вашего сайта оценят вашу помощь в планировании отпуска. Настройка займет всего несколько минут — нажмите здесь, чтобы получить инструкции.
Создание вашей поездки.
Можно настроить и взять с собой.
Здесь, ушли и снова вернулись · В память об Отечественной войне 1812 года в Москве · Городское воображение
Первая остановка на нашем турне по Москве 1812 года может показаться маловероятным, в основном потому, что это может быть сложно получить доступ к этому зданию как явный кивок на помолвку. Но знаменитый собор было приказано построить после войны.После отступления Наполеона в декабре 1812 года царь Александр I издал указ о том, что Москва должна построить собор в честь «Христа Спасителя» для защиты России от французских воюющих сторон. После нескольких этапов изменения архитектурных планов и преемственности царя Николаю I строительство Христа Спасителя началось только в 1839 году.
Грандиозный проект не был завершен в течение десятилетий, и собор был окончательно освящен в мае 1883 года. Примечательно, что увертюра Чайковского 1812 года была заказана вместе с церемониями освящения собора.Впервые он был исполнен в шатре возле Собора всего за год до освящения.
В 1931 году под эгидой советского государственного атеизма и продолжающейся попытки убрать основные церкви с горизонта Москвы был снесен Христос Спаситель. Государственные чиновники сочли его излишества, особенно 20 тонн золота в куполе, проявлением монументальности и роскоши, не соответствующими морально-эстетическим идеалам того времени. Вместо Собора Советы намеревались построить массивный памятник, увенчанный статуей Ленина, названный Дворец Советов.Его так и не построили.
В 1990 году, когда близился распад Советского Союза, правительство разрешило восстановить собор. Проект был удовлетворен широким спросом населения, и на реконструкцию поступили пожертвования от многих москвичей. Он был полностью освящен в 2000 году.
То, что мы видим в Христе Спасителе, — это увековечение войны, совершенно явно через призму различных институтов с разными идеологиями. Оригинальный собор примечателен своей абсолютной монументальностью и религиозным выражением.Его сверкающие золотые купола и грандиозный масштаб демонстрируют стремление к власти в царской России, поражение которой от армии Наполеона вызвало волну националистической гордости, которая требовала выражения в той эффектной форме, которую представлял собор. Кроме того, он демонстрирует неотъемлемую связь этой силы с символикой Церкви. Но при другом режиме с другой повесткой дня этот стиль поминовения Отечественной войны 1812 года казался неподходящим, даже вопиющим. Для Советов роскошь Собора была настолько грубой памятью о прошлом России, что ее нужно было разрушить.К тому времени, когда Россия вышла из советского периода, существовало такое сильное желание подлинного культурного выражения исторической России — такого, которое могло бы выйти за рамки культурного проекта Советов — что это имело смысл даже до падения СССР, чтобы начать планы восстановления Христа Спасителя.
Храм Христа Спасителя (Москва) 360 Панорама
Обзор и история Москва получила свое название от Москвы-реки, где славянские поселения начинались около 500 года нашей эры.Они приняли христианство из Византийской империи в 988 году нашей эры, и оно просуществовало как национальная религия в течение тысячи лет. Москва стала столицей Российского государства под властью Великого княжества Московского, которое активно ассимилировало меньшие феодальные территории, сражаясь с Золотой Ордой монголов. Город подвергался набегам и сожжению татаро-монголами по крайней мере три раза. Объединение многих меньших территорий под властью Москвы подготовило почву для Ивана III, чтобы принять титул «Правителя всей Руси».«Его сын Иван IV, или« Иван Грозный », стал первым коронованным царем России. Правопреемство царей длилось от Ивана IV до Петра Великого, который в 1721 году провозгласил Российскую империю со столицей в Санкт-Петербурге. Российская империя пережила «смутные времена», которые стали свидетелями хаоса, вторжения и нескольких народных восстаний. Наполеан Бонапарт во время своего разрушительного вторжения 1812 года приблизился к 25 милям от захвата Москвы, но был повернут назад, когда тысячи его голодающих солдат попали в засаду и убит крестьянскими партизанами.К началу 20 века Москва была столицей, на этот раз крупнейшей страной в мире. Промышленная революция пришла в Россию позже, чем в Западную Европу, отчасти из-за российского института крепостного права, который удерживал крестьян привязанными к земле. Однако довольно скоро возникновение социалистического политического движения громко выступало за тотальную революцию, и к 1917 году Советский Союз заменил царя и его автократическое правление. Так образовался Союз Советских Социалистических Республик (СССР), просуществовавший до 1991 года.После распада Советского Союза Москва продолжает оставаться столицей России, или Российской Федерации, как ее теперь называют. Это по-прежнему самая большая страна в мире. Люди и культура Москва находится в тисках западного обновления, повсюду шествует потребительский подход и показная демонстрация богатства. По состоянию на 2008 год это город с самой высокой стоимостью жизни в мире, дом большинства миллиардеров, а также самый большой город в Европе. Как добраться Москва делится на пять основных участков концентрическим узором, с кремлевским привкусом посередине.Кремль — это административный центр власти, и его название означает «крепость». Его стены очерчивают границы города 15 века. Вы можете найти информацию о том, как добраться до и из аэропортов здесь. Нажмите здесь, чтобы получить несколько полезных советов о фантастической системе метро. Вот еще несколько полезных обзоров о метро, трамваях, троллейбусах и т. Д. Чем заняться В Москве много галерей и музеев, но вот два фаворита: Во-первых, это Музей современного искусства. и второй Винзавод — это винный завод. Кроме них, вы можете посетить Музей геологии, Музей авиации и космонавтики, Музей истории Москвы.Любители искусства могут посетить Государственную Третьяковскую галерею с огромной коллекцией русского искусства и икон — один из самых известных русских музеев после Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Здесь также есть красивый зоопарк, по сравнению с другими в России .. As для ресторанов и клубов есть симпатичное кафе прямо возле красной площади — FAQ Кафе — если ты умеешь читать по-русски. Есть старый добрый клуб «Пропаганда» — ему почти 10 лет, но все еще одно из лучших мест, где можно гулять каждую ночь! Другие неплохие: Ikra Solyanka Fabrique Рекомендации Что искать в целом: Красная площадь, Кремль, Мавзолей Ленина, Собор Св.Василия и Белый город, который является торговым районом. Еще одно красивое старинное место в Москве — Новодевичий монастырь (был построен в 1524 году, и Иван IV стал там царем). Хорошим местом для отдыха на свежем воздухе также является Воробь. еви Гори (холмы) — это своего рода зона отдыха на Москве-реке с парком и главным огромным советским зданием МГУ наверху. Еще можно прогуляться по Старому Арбату, пешеходной улице с этническим колоритом. советских времен и построек времен Российской империи.Текст Стива Смита.
Храм Христа Спасителя | История и архитектура
Великолепный и царственный Храм Христа Спасителя — самая высокая восточная православная церковь в мире. От великолепной роскоши до величественных интерьеров храма — все выражает престиж храма и его значение для Русской Православной Церкви. Это идиллическое место, чтобы посетить православную мессу или подняться на купола и полюбоваться красивым пейзажем Москвы.Храм Христа Спасителя — самый важный собор в Москве, даже до Храма Василия Блаженного, с исключительной и своеобразной историей, восходящей к девятнадцатому веку. Официально он носит название Кафедральный собор Христа Спасителя (Искупителя) Патриарха Московского. Храм расположен в центральной части Москвы, недалеко от Кремля и рядом с Москвой-рекой. Стиль называется неорусским и его византийской архитектурой. Он был вдохновлен собором Святой Софии (Церковь Святой Мудрости), расположенным в Стамбуле, Турция, бывшая Византийская империя.
История и архитектура
История собора берет свое начало в 1812 году, после победы русских войск над французской армией Наполеона. Царь Александр I хотел, чтобы в Москве был построен храм во имя Христа Спасителя в честь тех, кто сражался и погиб в Отечественной войне 1812 года. Он также должен был быть возведен как исторический памятник и как дань уважения и как жест благодарности за жертву русского народа. Для этого царь подписал декларацию о своей признательности Божественному Промыслу.
Однако после нескольких исторических взлетов и падений и нескольких важных ситуаций в работах и проектах только в 1839 году был заложен первый камень, уже во времена царя Николая I. Выбранным архитектором был Александр Витберг, поскольку строительство Собора на Воробьевых горах, самой высокой точке Москвы. Однако грунт начал проседать под тяжестью здания, и работы были остановлены. Во время правления следующего императора Николая I проект был заказан престижному и опытному архитектору Константину Тону, уроженцу Санкт-Петербурга.Петербург. Он попытался представить русскую национальную традицию в области церковных построек. Строительство нового участка проходило на берегу Москвы-реки, где существовал древний Алексеевский женский монастырь, который позже был перенесен в Сокольники. Место строительства было выбрано очень удачно, и храм был виден из любой точки Москвы. На строительство храма ушло почти 44 года, с 1839 по 1883 год. Перед коронацией царя Александра III 26 мая 1883 года храм был освящен впервые.Самый большой купол собора был покрыт золотом новым по тем временам методом гальваники. Богатый интерьер Храма Христа Спасителя состоял из росписей и украшений из камня, выполненных известными русскими художниками, такими как Верещагин, Суриков, Крамской.
Собор в 20 веке
Русская революция 1917 года включала религиозные преследования, закрытие и разрушение храмов. Когда Сталин привел к власти, он приказал уничтожить Храм Христа Спасителя взрывчаткой.Причиной уничтожения храма стал конфликт между его господствующей идеологией и атеизмом в Советском Союзе. По приказу Сталина Храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года. После разрушения собора в 1931 году понадобилось почти полтора года, чтобы разобрать остатки.
Сталин запланировал на том же месте во славу СССР Дворец Советов. Это должно было быть самое высокое здание в мире, высотой 415 метров, со статуей Ленина длиной еще 100 метров.Однако после начала начальных работ он так и не увидел свет, в основном из-за нехватки средств.
В 1958 году, во времена правления Никиты Хрущева, на этом же месте был построен огромный открытый бассейн. Он был самым большим в мире, с горячей водой и диаметром 129 метров. Однако «Москва-пул» просуществовал только до 1994 года.
Несмотря на критику в 1965 году за разрушение собора, сделанную первым советским космонавтом Юрием Гагариным, только в конце 1980-х годов ключевые члены общества и Русская православная церковь Москвы встретились, чтобы поддержать восстановление храма. храм.Эту инициативу поддержал первый президент России Борис Ельцин, а также тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков. В начале 90-х с одобрения Русской Православной Церкви и взносов других частных фондов и пожертвований были собраны значительные государственные средства. По оценкам, почти миллион москвичей внесли свои деньги. Однако были также споры по поводу его высокого бюджета в разгар экономического кризиса.