Дикий запад это – Дикий Запад — Википедия

Содержание

Дикий запад - это... Что такое Дикий запад?

Ди́кий За́пад (англ. Wild West) — в исторический период между Гражданской войной и 1890 годом, название области, изначально включавшую зону освоения — Фронтир (англ. Frontier), расположенную на территории современных штатов Северная Дакота, Южная Дакота, Монтана, Вайоминг, Канзас, Небраска и Техас, которая постепенно расширялась и перемещалась на запад вплоть до Тихоокеанского побережья.

Дикий Запад характеризовало первопроходческое настроение, с которым многие люди покидали всё более густо заселённый восток США и направлялись на запад. Большую часть из них составляли новые иммигранты из Европы. Основой движущей силой переселения явился принятый в 1862 году Акт о собственности на землю (англ. Homestead Act), который позволял получать в собственность землю на незаселенных территориях. После того, как в 1848 в Калифорнии и в 1860 году на Территории Дакота было обнаружено золото, началась так называемая золотая лихорадка, усилившая поток переселенцев. Для ряда религиозных групп переселение на малозаселенные западные территории предоставляло возможность избежать внешнего влияния и конфликтов с представителями основных конфессий и властями. Одним из примеров этому являются мормоны, поселившиеся в штате Юта.

По мере заселения западных штатов США и их урбанизации, площадь территорий с характерным для Дикого Запада жизненным укладом сокращалась, пока, примерно в 1890, он не перестал существовать как культурное явление.


Уже в самом XIX веке первопроходцы и Дикий Запад рассматривались в романтическом и героическом свете. Типичными сюжетами рассказов о Диком Западе были столкновения с индейцами, ковбои, охота на бизонов, промысел золотодобытчиков, поединки шерифов и бандитов. С приходом кинематографа сюжет Дикого Запада нашёл своё отображение в жанре вестерн.

Литература

  • Ю.В. Стукалин. «По закону револьвера: Дикий Запад и его герои». Другие сочинения того же автора.

Фотографии

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Дикий Запад — Posmotre.li

« На Диком Западе тоска —
Не действует закон…
»
— Песня Элмера Фадда из одного мультфильма Warner Bros.
(пародируется популярная песня Oh Susanna!)
Вот как-то так

Дикий Запад — вымышленная версия западных территорий США XIX века. Простирается от Миссиссипи на востоке до Тихого океана на западе. К северу от него лежат дикие леса Канады, куда бегут негры и преступники и где разъезжают королевские конные полицейские, к югу — Рио-Гранде и выжженные пустыни Мексики, где бегают усатые мексикашки в сомбрерах и галунах и воруют скот у честных ковбоев. Один из самых прославленных и мифологизированных исторических сеттингов. Фильмы, действие которых происходит на Диком Западе, называются вестерны.

В действительности на Диком Западе не царило такого беззакония, как показывают в фильмах, закон там охранялся весьма жёстко. Однако именно благодаря этому и смогли выделиться и прославиться некоторые единичные успешные бандиты, такие как Джесси Джеймс, Билли Кид и другие, что и создало такой ореол вокруг Дикого Запада. А называется он Диким, потому что его покоряли и заселяли позже востока Америки. И как правило, истории об освоении этих мест более правдивы, чем истории о бандитах и ганслингерах. Хотя кого это волнует? Всё равно все любят вестерны про бандитов и ганслингеров, и на эту тему есть прекрасные классические фильмы!

  • Ковбои. Конные коровьи пастухи, обычно вольнонаёмные у богатых скотовладельцев. Настолько широко распространены, что ковбоями часто называют вообще всех обитателей Дикого Запада. Ковбои прекрасно ездят верхом, метко стреляют, хлопают кнутами, пьют виски и вообще круты.
  • Стрелки (ганслингеры). Те же ковбои, но скота не пасут, а только ездиют и стреляют, причём на удивление метко. Любимое развлечение — дуэль в полдень на главной улице, кто первый выхватит револьвер.
  • Бандиты. Злые стрелки. Грабят караваны, угоняют скот, обчищают банки, дилижансы и поезда. В отличие от стрелков, могут быть организованы в банды; в этом случае — выступают в роли головорезов, стреляют плохо.
  • Первопоселенцы. Не только водят пресловутые корованы из фургонов, но и умеют быстро составлять их в круг, превращая в мобильный форт.
  • Шерифы и маршалы. Стражи порядка. Следят, чтобы ковбои и стрелки не сильно перепивались и не поубивали друг друга, ловят бандитов. Шерифом называется выборный страж порядка в городке или округе, маршалов же присылает федеральное правительство за особо опасными бандитами
    [1]
    . По внешнему виду отличаются звёздами: у шерифа она шестиконечная, а у маршала — пятиконечная.
  • Охотники за наградами. Стрелки, помогающие шерифам и маршалам за вознаграждение. Внимательно следят за плакатами «WANTED», находят тех, кто на них изображён, получают награды — тем и живут.
  • Бармены. Содержат питейные заведения, которые называются салунами. Салун — излюбленное место развлечения у ковбоев, стрелков и бандитов.
  • Пианисты. Работают в салунах. Им полагается надбавка за риск для жизни — настолько часто в них стреляют бандиты.
  • Танцовщицы и проститутки. Тоже работают в салунах. Носят цветастые платья с длинными юбками, однако с разрезами почти до панталон — такая тогда мода была.
  • Школьные учительницы. Если в городке есть школа — в ней обязательно работает этот персонаж. Бывают двух видов: невинные цветочки и суровые мымры. Всегда носят скромные платья с глухими воротниками.
  • Преподобные. Если в городе есть церковь — в ней служит стереотипный протестантский пастор с белым воротничком. Пасторы бывают двух категорий: первая олицетворяет собой силы добра и света, читает проповеди об аде, пламени и сере, куда непременно попадут ковбои, если не прекратят пить виски и стрелять. Порой среди них встречаются крутые экземпляры — как правило, с не самым святым прошлым. Вторая категория — откровенные лицемеры, которые подмазываются к коррумпированным властям и ночами с чёрного хода навещают местный бардак. Иногда это бандиты, которые под сутаной и колораткой (так называется белый воротничок) скрываются от закона.
  • Гробовщики. Ковбои, бандиты и стрелки так часто друг друга убивают, что гробовщик в каждом городке нужен не меньше, чем бармен.
  • Кучера дилижансов. Перевозят между городками людей и ценные грузы. Во втором случае — имеют 95 % шансы быть ограбленными или убитыми.
  • Синие и серые. Если действие происходит в эпоху Американской Гражданской войны — пропыливают по улицам городков, таща за собой пушки на колёсиках, стреляют, разнося городки в щепки, не дают ковбоям и бандитам пересечь мост. Если после войны — половина персонажей обязательно оказывается бывшими врагами по разные стороны фронта. Отдельные проигравшие конфедераты могут выступать в качестве бандитов (см. Джесси Джеймс).
  • Индейцы. Бывают двух видов. Во-первых, враждебные дикари, которые улюлюкают, набегают, и вообще полные звери. Противостоят им синие, успешно расправившиеся с серыми, представленные в виде кавалерии (см. ниже). Во-вторых, благородные дикари, полные мудрости и живущие в единстве с природой. Разговаривают афоризмами, которым позавидовал бы любой старый мастер кунг-фу. Противостоят либо тем же синим, которые по такому случаю оказываются злодеями, либо индейцам первого вида.
  • Кавалерия. Выезжает из-за холма, когда кажется, что всё уже проиграно, бандиты или индейцы победили. Атакует и сметает врага.
  • Строители железной дороги, которые крайне важны — это быстрая, надёжная и часто единственная связь с внешним миром — вокруг их строительства часто разворачивается сюжет. Постоянно что-то строят, вкалывают, как папа Карло, на солнцепёке, ровняют холмы, вгрызаются в скалы, наводят мосты, в общем, трудолюбивые ребята. Среди них могут попадаться даже китайцы. Могут встретиться с индейцами первого типа, на чьей земле они и строят. Если не подоспеет кавалерия, то понадобятся новые строители. Сюда же относятся маркшейдеры, собственно владельцы дорог, проектировщики и прорабы.
  • Шахтёры, разведчики залежей, первые нефтяники, золотоискатели — тоже народ интересный: немногословны, много повидали в жизни, трудятся до седьмого пота, целеустремленны и самостоятельны. Часто среди них встречаются авантюристы, в одиночку добывающие своё счастье.
  • Фермеры: владельцы огромных полей, пастбищ и ранчо, расположенных у чёрта на куличках.
  • Юристы по недвижимости и имуществу, судьи в городках. Работа хоть и скучная, но их услуги ценятся дороже золота. Да и в целом юридическая сфера (лицензирование, правовые конфликты) играет важную роль на Диком Западе.
  • Городок. Состоит из деревянных домиков и деревянных же тротуаров, иногда глинобитных. Имеет одну-две улицы; если их две, то одна из них главная.
  • Главная улица. Здесь сводят друг с другом счёты стрелки и бандиты.
  • Салун. Кабак, совмещённый с борделем и укомплектованный характерными дверями — короткими, на уровне груди, но открывающими колени[2]. Здесь стоит бармен, играет пианист, пляшут и зазывают клиентов танцовщицы и проститутки, пьют и гуляют ковбои, стрелки и бандиты. Одно из самых важных мест. В каждом вестерне обязательно должна присутствовать драка с разнесением салуна, иногда со стрельбой по бутылкам и пианистам.
  • Виселица на главной площади городка. (В реальной жизни, как правило, при каждой казни монтировалась и убиралась заново, чтобы не заставлять горожан любоваться на неё постоянно.)
  • Кладбище. Канонически называется «Boot Hill» (поскольку покойники «умерли в сапогах», т. е. в перестрелке или на виселице). Пополняется настолько быстро, что просто удивительно, как вообще на Диком Западе осталось какое-то население. Надгробия — предельно простые, деревянные или жестяные, и часто содержат ехидную эпитафию, касающуюся способа смерти похороненного[3].
  • Офис шерифа. Здесь можно найти шерифа (или его помощника, если шериф в отъезде или в салуне), здесь же часто вывешиваются плакаты «Wanted». Может быть совмещен с тюрьмой.
  • Ранчо. Отсюда или сюда перегоняют скот ковбои.
  • Тюрьма. Из неё ещё никто не выходил — только сбегали.
  • Шахта. Необъятная многоуровневая локация, которая разрабатывается много десятилетий. Вместилище бесхозных вагонеток и инструментов шахтёров. Содержит бессистемные лабиринты штолен и переходов, почти повсюду проложены рельсы, на которых можно устроить американские горки. Дикий Запад без единой шахты — это то же самое, что безалкогольное пиво.
  • Железная дорога. Как правило, поезда служат декорацией либо для дерзких ограблений, либо для лихих погонь и перестрелок с прыжками по крышам вагонов.
  • Мексиканская граница. Невидимая линия, за которую бегут бандиты и через которую лихо перепрыгивает кавалерия.
  • Мексика. От Америки отличается глинобитными домами. А ещё там злые диктаторы, благородные революционеры и горячие сеньориты. Вместо долларов там в ходу песо, в салунах наливают не виски, а текилу. Гостей из Америки местные жители зовут «гринго». Герои, попавшие в Мексику, часто сталкиваются с языковым барьером.

Значимые вестерны[править]

Кино[править]

  • «Большое ограбление поезда» (1903) — один из первых вестернов. По нынешним меркам — короткометражный, но тогда все фильмы были короткие. В своё время он производил большое впечатление.
  • «Дилижанс» (1939) — фильм Джона Форда, прославивший Джона Уэйна и кодифицировавший эстетику вестерна.
  • «Красная река» (1948) — классический вестерн о перегоне стада коров из Техаса в Миссури. Нет, это не так скучно, как звучит, поверьте на слово!
  • «Ровно в полдень» (1952) — то ли на этом фильме закончились классические вестерны, то ли с него началась деконструкция жанра.
  • «Джейн Беда» (1953)
  • «Шейн» (1953) — еще один вестерн, делающий шаг в сторону деконструкции. С одной стороны, налицо классический сюжет о благородном незнакомце, защищающем людей от произвола. С другой стороны, из фильма ясно, что «хорошие» ганфайтеры принадлежат к тому же миру насилия, что и «плохие» ганфайтеры, и лучше бы этому миру скорее уйти в прошлое.
  • «Река, не текущая вспять» (1954) — интересный фильм, раскрывающий сложности жизни на Диком Западе, в том числе и глазами ребёнка. Главную женскую роль здесь исполнила сама Мэрилин Монро, причём её персонаж на порядок глубже и объёмнее, чем, скажем, Душечка из джаза или Лорелея с её бриллиантами.
  • «Рио Браво» (1959) — полемизирующее произведение к фильму «Ровно в полдень». Своего рода реконструкция.
  • «Великолепная семёрка» (1960) — ремейк «Семи самураев» Акиры Куросавы в антураже Дикого Запада, и при этом считается отдельным произведением искусства и одним из самых известных вестернов.
  • «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» (1962) — две легенды жанра, Джон Форд и Джон Уэйн, сняли прощание с классическими вестернами. Фильм признаёт, что красивая легенда о Диком Западе — всё-таки легенда.
  • «Осень шайеннов» (1964) — последний фильм Джона Форда, первый из крупных вестернов, показывающий трагедию индейского народа. В некотором роде Форд просит прощения за злодейские образы индейцев в своих ранних фильмах. И всё равно индейцев играют белые актеры.
  • «За пригоршню долларов» (1964) — тоже ремейк самурайского фильма Куросавы, «Телохранителя», который в свою очередь был ремейком американской нуарной книги. Открывает культовую «Долларовую трилогию» Серджио Леоне.
  • «На несколько долларов больше» (1965)
  • «Хороший, плохой, злой» (1966). Приквел к фильмам «За пригоршню долларов» и «На несколько долларов больше».
  • «Джанго» (1966). Тоже классика спагетти-вестерна, на этот раз от Серджо Корбуччи.
  • «Дикая банда» (1969) — темнее и острее не только классических вестернов, но даже спагетти-вестернов и фильмов-деконструкций. Чёрно-серая мораль, пулемёты и горы трупов.
  • «Маленький большой человек» (1970) — фильм, ставший поворотным для американских вестернов.
  • «Красное солнце» (1971) — своего рода кроссовер жанров вестерн и тямбара. Самурай в исполнении небезызвестного Тосиро Мифунэ возвращает украденный на Диком Западе меч, который японский император отправил в подарок президенту США.
  • «Наездник с высоких равнин» (1973) — Клинт Иствуд снял нечто вроде неофициального продолжения «Долларовой трилогии», да ещё и с намёком на мистику.
  • «Сверкающие сёдла» (Blazing Saddles) (1974): пародийный вестерн Мэла Брукса.
  • «Врата рая» (Heaven’s Gate) (1980): эпически провалившийся в прокате вестерн Майкла Чимино, основанный на реальных событиях. Пользовался славой образцово плохого фильма, хотя позже некоторая часть критиков и зрителей изменила мнение о фильме к лучшему. Несмотря на во многом заслуженную плохую репутацию, отличается высокой достоверностью в изображении настоящего, не легендарного Дикого Запада и с большим реализмом воспроизводит тамошние реалии, костюмы и быт.
  • Иностранный Murieta (1965) и отечественный «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1982) — про прототипа Зорро, партизанившего на самом деле не против мексиканских властей (как в Голливуде), а против гринго в Калифорнии.
  • «Человек с бульвара Капуцинов»[4] (1987) — Алла Сурикова твёрдо настаивала на том, что это не пародия на вестерн, а собственно вестерн. Красный вестерн.
  • «Непрощённый» (1992) — Клинт Иствуд деконструирует собственные старые фильмы.
  • «Тумстоун» (1993) — эпическая реконструкция. Удачная попытка соединить героическую стилистику классических вестернов с реалистичным сеттингом.
  • «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) — трудно назвать вестерном, скорее это драма-биопик, но это исторически-достоверный фильм об одном из известных бандитов Дикого Запада и его убийце.
  • «Джанго освобождённый» (2012)
  • «Одинокий рейнджер» (2013).
  • «Преисподняя» (2016).

Телесериалы[править]

  • Gun Smoke. Как почти все американские телесериалы 1950-х и 1960-х — нудноват и странноват. Но в историю вошёл.
    • Спародирован в мультфильме Джина Дейча Tom and Jerry: Tall in the Trap (1962).
    • Не путать с одноимённой старой видеоигрой от Capcom (см. Видеоигры).
  • «Ад на колёсах» — известен как «игра престолов на колёсах» из-за очень неоднозначных героев со всеми оттенками серого.
  • «Дэдвуд». Это уже из нового. Но HBO знают толк в деле, получилось крайне исторично и по правилам жанра.
  • «Светлячок» — знаковый сериал и эксперимент в жанре вестерна, скрещенный с космооперой.
  • «Доктор Куин — женщина-врач» — субверсия. Сеттинг, несомненно, сабжевый. Но при этом довольно реалистичный — жители маленького городка на порядок больше озабочены повседневной жизнью, чем дуэлями в полдень на главной улице.
  • «Мир дикого запада», он же «Западный мир» — ремейк одноимённого фильма 70-х. Является субверсией, поскольку все события являются ролевой игрой в парке с роботами.
  • «Сверхъестественное» — именно на Диком Западе братья Винчестеры убивают феникса.
  • «Легенды завтрашнего дня» — в каждом сезоне есть эпизод, где Легенды отправляются в городок дикого запада, где встречаются с Джоной Хексом. Ещё становится известно, что Рип одно время провёл несколько месяцев в аналогичном городке, полюбив эту культуру (с тех пор, носит длинное пальто и отделал своей бластер под револьвер). В первом таком эпизоде даже есть дуэль, где Рип убивает главаря бандитов, после чего остальные уходят и не возвращаются.
  • «Параллельные миры» — в одном из миров, Техас так и не присоединился к США, а разросся и аннексировал все бывшие мексиканские территории, включая Калифорнию. Там до сих пор действует правило «кто быстрее выхватит револьвер». Именно так и разрешается большинство проблем, включая захват конкурирующих предприятий. Куин ненароком оскорбляет местного бретера и убивает его на дуэли (на самом деле, его убила вдова одного из его предыдущих жертв), после чего становится знаменитостью. Когда бизнесмен нанимает другого бретера, то Куинн бросает оружие на землю, а дуэлянт оказывается совсем не отморозком, чтобы убивать безоружного (плюс, это — противозаконно). Когда за оружие хватается сам бизнесмен, то здесь уже его останавливает шериф, ведь он — не участник дуэли.

Мультфильмы[править]

  • Пародия: мультфильм Анатолия Резникова «Раз ковбой, два ковбой».
  • «Болек и Лёлек на Диком Западе» — ещё одна пародия. Снята в Польше.
  • «Американский хвост 2: Фейвел едет на Запад». Продолжение приключений мышей-эмигрантов в Америке, теперь на Диком Западе.
  • Малоизвестная мини-серия старых мультфильмов о Ральфе Филипсе, мечтательном мальчике. В одной из сцен он воображает себя крутым героем с Дикого Запада — и мы видим пародию на вестерн, составленную из стереотипов, которые впитал Ральф, насмотревшись фильмов этого жанра. Перестреляв огромное количество врагов (в том числе индейцев), Ральф — опять-таки в своих фантазиях — говорит им: «Я, честное слово, не хотел вас вот так нашпиговать свинцом. Но вы сами виноваты: вы нарывались».
  • «Ранго». Действие мультфильма происходит на Диком Западе (не совсем, действие происходит в наши дни, просто городок животных живёт в условиях Дикого Запада).
  • «Не бей копытом».

Мультсериалы[править]

  • «Брейвстарр» — вестерн на другой планете с инопланетянами.
  • «Шериф Келли и Дикий Запад» — для самых маленьких. Временами шуточная деконструкция самих представлений о Диком Западе.
  • «Ковбои из Му-месы» — детский мультяшный фурри-вестерн с быками-ковбоями.
    • На игровых автоматах по нему была замечательная видеоигра.

Комиксы[править]

  • Большая серия пародийных комиксов «Lucky Luke/Счастливчик Люк», по которым снято несколько фильмов и мультфильмов, объединяет в себе ВСЕ вышеперечисленные штампы.
  • Серия комиксов про Джона Хекса от DC Comics.
  • «Блуберри», серия комиксов Жана «Мёбиуса» Жиро, выходившая с 1963 по 2007 годы, с главгероем, нарисованным с Жана-Поля Бельмондо. (А экранизация 2004 года с Венсаном Касселем — провал и вопиющий неканон.)

Аниме и Манга[править]

  • Early reins
  • Gun Forntier — Харлок и Точиро на Диком Западе
  • Deus ex Machina — Дикий Запад в стиле стипмпанк

Видеоигры[править]

  • Desperados: Wanted Dead or Alive — вдумчивая тактика за отряд охотников за головами, сделанная в стиле Commandos.
  • Hard West — идейный наследник Десперадос
  • Bounty Train — торговый симулятор того самого поезда, который грабят.
  • Gun Smoke. Знаменитая старая стрелялка («с видом сверху») от Capcom. Главный герой может призвать лошадку и скакать на ней. А если найдёт приз «СИЛА» (POW) — может уничтожить всех врагов в пределах экрана силой своего… слова.
  • Sunset Riders. Скролл-шутер от Konami. Был такой игровой автомат. Был и порт на Sega Megadrive — не настолько яркий, как оригинал. И SNES, более богатый на контент.
    • Его сиквел существовал только на игровом автомате.
  • Gun. Шедевр, хранить вечно.
  • Red Dead Redemption и сиквел от Rockstar Games. Фактически — Grand Theft Auto в Америке начала XX века. За это прозван игроками Grand Theft Horse. Присутствуют абсолютно все тропы, перечисленные в статье и чёрно-серая мораль, а главные герои внешне почти один в один схожи с героем Клинта Иствуда. Разве что, более разговорчивые. Хотя, по стилистике больше напоминает фильм «Дикая банда» с чёрной-серой моралью и горами трупов.
    • Куда менее известна предыдущая часть той же франшизы — Red Dead Revolver.
  • This Land Is My Land — игра за индейца на Диком Западе
  • Call of Juarez. Вестерн — компьютерный шутер. Отдельно стоит отметить Call of Juarez: Gunslinger, где лично появляются многие легендарные ганфайтеры — Билли Кид, Джон Уэсли Хардин и так далее.
  • Hard West: вестерн с мистикой. Дикий Запад, на котором, помимо ганфайтеров, бродят призраки и даже демоны.
  • Mortal Kombat X: бессмертный ковбой Эррон Блэк.
  • Mad Dog McCree и его сиквел. Легендарные интерактивные фильмы-тиры начала девяностых.
    • Сюда же — примыкающий к ним интерактивный фильм-тир от тех же разработчиков, The Last Bounty Hunter. Некоторые рассматривают его как их приквел-спинофф (действие происходит ещё во время Гражданской войны 1861—1865).
    • Сюда же и интерактивный фильм уже от других авторов Los Justicieros (в английской версии — Zorton Brothers).
  • Blood: главный герой — немёртвый ковбой-отморозок Калеб.
  • Шутер-тир Wild Guns.
    • В этом же жанре — Lethal Enforcers II: Gunfighters (от Konami).
  • Starcraft — в сеттинге присутствуют элементы космического вестерна.

Музыка[править]

  • Отдельное направление кантри, «кантри-энд-вестерн», целиком посвящено сабжу. Да и вообще, у большинства исполнителей кантри найдётся хотя бы пара-тройка песен про Дикий Запад. Это же относится к тем исполнителям фолка и фолк-рока, кто ориентирован на американскую культуру.
  • Another One Bites the Dust — песня Queen про перестрелку на Диком Западе.
  • I Shot The Sheriff — Боб Марли застрелил шерифа. Но помощника шерифа не застрелил, нет.
  • Knockin' on Heaven’s Door Боба Дилана, перепетая, кажется, всеми на свете певцами — смертельно раненный шериф прощается с матерью. Не его ли застрелил Боб Марли?
  • I Hung My Head Стинга, выражение детской любви певца к вестернам.
  • Баллада Марти Роббинса «Big Iron», знакомая всем игрокам в Fallout: New Vegas. И всё творчество Марти Роббинса в целом.
  • Джонни Кэш. Помимо множества отдельных песен, записал целый тематический альбом «The Ballads of the True West». В альбоме есть едва ли не все положенные темы: ковбои, ганфайтеры, индейцы, фургоны переселенцев, перегон скота, виселицы, война серых против синих и т. д.
  • Pantera — «Cowboys from hell»: песня про нападение «злодеев в черном» («bad guys wear black») на типичный город Дикого Запада. Впрочем, есть и другие толкование, но эстетически отсылка именно к культуре Дикого Запада.
  • Dezperadoz, немецкая хэви метал группа, смешивающая тяжеляк со стильным ковбойским кантри и накладывающая на это добро вычурные героические тексты о героях спагетти-вестернов. Получается хорошо.
  • Возможно, вы ищете «Дикий восток». Если так, то это — туда.
  1. ↑ В некоторых местах исторического Запада было и такое явление природы, как городской маршал (town marshal). Не следует его путать с обыкновенными, федеральными маршалами: это тот же шериф, только труба пониже, и дым пожиже, отвечает не за округ, а за один маленький Эль Армпито.
  2. ↑ Считается, что такие двери служили двум целям: во-первых, для вентиляции (ибо летом в прериях и пустынях жарища, а кондиционеров тогда не знали), во-вторых — чтобы потенциальный посетитель мог видеть, что творится в заведении. Кроме того, эти дверцы открывались в обе стороны — всё для людей
  3. ↑ Самое знаменитое подобное кладбище располагается в Аризоне, в городке с говорящим именем Тумстоун (англ. Tombstone, дословно «могильный камень») и имеет статус объекта культурного наследия штата
  4. ↑ Не стоит смотреть спин-офф этого фильма, который может запутать своим названием «Человек с бульвара Капуцинок» (2009)! Правнучку Джонни Фёста (А. Миронов) играет дочка Андрея Миронова… но лучше бы она этого не делала. Сценарист тот же (пьян он был, что ли?), режиссёр та же (хворала она, что ли?), но это так невообразимо плохо, что запредельно ужасно и тошнотворно. Это уже не вестерн (таким и не задумывался). Но это и не кино про «новых русских братков», и не пародия на таковое. Это просто «Забыть, как страшный сон».

posmotre.li

Дикий Запад — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Запад.

Ди́кий За́пад (англ. Wild West) или Американский Старый Запад (англ. American Old West) — название области, изначально включавшую зону освоения — Фронтир (англ. Frontier), расположенную на территории современных штатов Северная Дакота, Южная Дакота, Монтана, Вайоминг, Колорадо, Канзас, Небраска, Оклахома и Техас, которая постепенно расширялась и перемещалась на запад вплоть до Тихоокеанского побережья, в исторический период между Гражданской войной в США и 1890 годом. В более широком смысле этот период простирается от начала XIX века и до конца Мексиканской революции в 1920 году. По мере заселения западных штатов США и их урбанизации площадь территорий с характерным для Дикого Запада жизненным укладом сокращалась, пока, примерно в 1890, он не перестал существовать как культурное явление.

Переселенцы

С начала XIX века тысячи американцев покидали всё более густо заселённый восток США и направлялись на запад от Миссисипи, в совершенно неосвоенный регион, называемый Великими равнинами. При этом жители Новой Англии устремлялись в богатый пушниной и лесом Орегон, а выходцы из южных штатов заселяли просторы Техаса, Нью-Мексико и Калифорнии.

Основным транспортным средством этих переселенцев-пионеров были запряженные лошадьми или быками фургоны. В путь отправлялись караваны из нескольких десятков фургонов каждый. Для того чтобы добраться от долины Миссисипи до побережья Тихого океана, такому каравану требовалось в среднем около полугода.

Существовало несколько постоянных маршрутов, или «троп», по которым двигались караваны переселенцев. «Калифорнийская тропа» связывала штат Миссури с золотыми приисками Калифорнии. В 1840—1860-х гг. по ней проследовали более четверти миллиона фермеров и золотоискателей. «Орегонская тропа» была одним из ответвлений «Калифорнийской тропы». Первый караван прошел по ней в 1836 г., а последний — в 1869 г. «Мормонской тропой», которая соединяла Иллинойс и Юту, впервые воспользовались в 1847 г. переселявшиеся на берега Большого Соленого озера мормоны. «Тропа Санта-Фе» использовалась с 1821 г. до 1880 г.

Переселенцы страдали от нехватки питьевой воды, от болезней, от нападений хищников и враждебных индейцев. С наступлением холодов серьёзной проблемой становилась нехватка еды. Самым страшным для каравана было попасть в снежную бурю в горах, когда дорогу заносило снегом и колонистам оставалось ждать весны, страдая от голода.

После того, как в 1848 в Калифорнии и в 1860 году на Территории Дакота было обнаружено золото, началась так называемая золотая лихорадка, усилившая поток переселенцев. Для ряда религиозных групп переселение на малозаселенные западные территории предоставляло возможность избежать внешнего влияния и конфликтов с представителями основных конфессий и властями. Одним из примеров этому являются мормоны, поселившиеся в штате Юта.

В 1862 году был принят Акт о собственности на землю, который позволял получать в собственность землю на незаселенных территориях.

В мае 1869 г. было завершено строительство трансконтинентальной железной дороги. После этого освоение западных территорий США оказалось неразрывно связано с железнодорожными магистралями.

Столкновения с индейцами

Американский Запад населяли индейцы, которых сгоняли с их земель, предоставляя им взамен бесплодные резервации. Белые охотники беспощадно истребляли бизонов, охота на которых была для многих племен основным источником пропитания. Вместе с белыми переселенцами на Запад пришли новые инфекционные болезни. Поэтому индейцы как могли сопротивлялись переселению белых на Запад и вооруженные столкновения между индейцами и переселенцами почти не прекращались на протяжении всего XIX века. Периодически они перерастали в крупные конфликты с участием регулярных войск США.

Скотопромышленники

На бескрайних равнинах Запада росла трава, которая легко переносила не только засуху, но и морозы. Это позволяло переселенцам круглый год держать скот на подножном корме. На просторах Техаса бродили одичавшие потомки коров, завезенных испанскими колонистами. Их отловом занимались ковбои. Этих коров переселенцы скрещивали со своим скотом и так были выведены знаменитые техасские лонгхорны (англ.)русск.. Самым известным и удачливым скотопромышленником на Западе был Джон Айлифф (англ.)русск., который, поселившись в Колорадо, стал скупать за бесценок у двигавшихся на запад переселенцев измученный долгой дорогой скот. Эти коровы быстро набирали вес на открытых пастбищах, и Айлифф продавал их железнодорожникам и армии. После того, как была построена трансконтинентальная железная дорога, Айлифф организовал перегон техасских лонгхорнов из Техаса на железнодорожные станции в южном Вайоминге. За корову на востоке США платили в десять раз больше, чем она стоила в Техасе.

В 1867 г. Джозеф Маккой построил возле канзасской железнодорожной станции Абилин огромный скотопригонный двор на три тысячи голов и вскоре Абилин стал крупнейшим центром торговли скотом и первым из так называемых ковбойских городов. Самым известным ковбойским городом стал легендарный Додж-Сити, который был как центром торговли скотом, так и столицей охотников на бизонов, на которых охотились в основном из-за их шкур.

К 1877 г. все крупные скотоводы Нью-Мексико были разделены на две крупные группировки, соперничавшие друг с другом из-за контрактов на поставку мяса в государственные учреждения и в индейские резервации. При этом обе стороны использовали все возможные методы борьбы, а угон скота у конкурентов был обычным делом. Лидер одной из группировок, Лоуренс Мерфи, смог привлечь на свою сторону шерифа округа Линкольн, который в феврале 1878 г. конфисковал скот одного из врагов Мерфи по фамилии Танстолл. Танстолл попытался оказать сопротивление и был застрелен людьми Мерфи, среди которых было много известных «ганфайтеров». Так началась «война в округе Линкольн», во время которой погибло около 60 человек.

В 1892 г. разгорелась «война в округе Джонсон» в Вайоминге, причиной которой стал спор из-за пастбищ между крупными скотоводами, объединенными в «Ассоциацию животноводов Вайоминга», и мелкими скотоводами и фермерами.

Бандиты и ганфайтеры

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Романы и голливудские фильмы создали образ беззакония в западных городах, однако на самом деле, правоохранительные порядки там были значительно более жесткие, чем в сельской местности. Это способствовало тому, что преступники держались от городов подальше. Многочисленность преступлений на Диком Западе, отраженная в массовом культурном сознании современного человека, не является историческим фактом. На самом деле отсутствие американских официальных властей вполне компенсировали частные охранные агентства — «земельные конторы», которые вполне успешно торговали своей экстерриториальной юрисдикцией и справлялись с правоохранительными функциями.

Однако существовали и вполне успешные банды, занимавшиеся угоном скота, ограблениями поездов и банков. Самой успешной из них была банда Джесси Джеймса, целиком состоявшая из бывших солдат армии Конфедерации. Другим известным бандитом был Джонни Ринго. С бандитами боролись официальные шерифы, а также так называемые ганфайтеры — «охотники за головами». Из них наиболее известны Джеймс Хикок по прозвищу «Дикий Билл», Пэт Гарретт, Уайетт Эрп, Бэт Мастерсон.

В культуре

Уже в XIX веке первопроходцы и Дикий Запад рассматривались в романтическом и героическом свете. Типичными сюжетами рассказов о Диком Западе были столкновения с индейцами, ковбои, охота на бизонов, промысел золотодобытчиков, поединки шерифов и бандитов. Классическое — и ставшее каноническим представление о Диком Западе создали артисты шоу Буффало Билла. С приходом кинематографа сюжет Дикого Запада нашёл своё отображение в жанре вестерн.

Фотографии

  • [www.usafoto.ru Фотогалерея — История США в 1850—1955 гг].

См. также

Напишите отзыв о статье "Дикий Запад"

Литература

На русском языке
  • Стоун И. Достойные моих гор: Открытие Дальнего Запада, 1840—1900 = Irving Stone. Men to match my mountains. The Opening of the Far West, 1840—1900 / Ирвинг Стоун / Пер. с англ. М. А. Брухнова; Предисл. и ред. чл.-корр. АН СССР И. Р. Григулевича.. — М.: Прогресс, 1985. — 624 с. — 30 000 экз. (в пер.)
На английском языке
  • Smith, Henry Nash. [books.google.com/books?id=jf2uNTSSViAC&dq=Virgin+Land:+The+American+West+as+Symbol+and+Myth&hl=ru&ei=089pTo-ALIaBOq7E6NQF&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1&ved=0CC0Q6AEwAA Virgin Land: The American West as Symbol and Myth]. — Harvard University Press, 1981. — 305 с.
  • Tompkins, Jane. [books.google.com/books?id=_lHi5c3yDWwC&dq=West+of+Everything:+The+Inner+Life+of+Westerns.&hl=ru&ei=5dBpTr3YNI7oOZH-_cEF&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1&ved=0CCoQ6AEwAA West of Everything: The Inner Life of Westerns]. — Oxford University Press, 1993. — С. 245. — ISBN 0195082680.

Ссылки

  • [www.lki.ru/text.php?id=4049 А.Королев. Дикий Запад]
  • [www.vlib.us/americanwest American West History]
  • [www.legendsofamerica.com/oldwest.html Old West Legends]
  • [wildwesthistory.blogspot.com/ Wild West History]
  • [www.vlib.us/old_west Old West Kansas]
  • [www.tombstonetimes.com/ Tombstone Arizona History]

Отрывок, характеризующий Дикий Запад

«Весьма радостное в сей момент известие получил через курьера, если не вранье. Бенигсен под Эйлау над Буонапартием якобы полную викторию одержал. В Петербурге все ликуют, e наград послано в армию несть конца. Хотя немец, – поздравляю. Корчевский начальник, некий Хандриков, не постигну, что делает: до сих пор не доставлены добавочные люди и провиант. Сейчас скачи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. О Прейсиш Эйлауском сражении получил еще письмо от Петиньки, он участвовал, – всё правда. Когда не мешают кому мешаться не следует, то и немец побил Буонапартия. Сказывают, бежит весьма расстроен. Смотри ж немедля скачи в Корчеву и исполни!»
Князь Андрей вздохнул и распечатал другой конверт. Это было на двух листочках мелко исписанное письмо от Билибина. Он сложил его не читая и опять прочел письмо отца, кончавшееся словами: «скачи в Корчеву и исполни!» «Нет, уж извините, теперь не поеду, пока ребенок не оправится», подумал он и, подошедши к двери, заглянул в детскую. Княжна Марья всё стояла у кроватки и тихо качала ребенка.
«Да, что бишь еще неприятное он пишет? вспоминал князь Андрей содержание отцовского письма. Да. Победу одержали наши над Бонапартом именно тогда, когда я не служу… Да, да, всё подшучивает надо мной… ну, да на здоровье…» и он стал читать французское письмо Билибина. Он читал не понимая половины, читал только для того, чтобы хоть на минуту перестать думать о том, о чем он слишком долго исключительно и мучительно думал.

Билибин находился теперь в качестве дипломатического чиновника при главной квартире армии и хоть и на французском языке, с французскими шуточками и оборотами речи, но с исключительно русским бесстрашием перед самоосуждением и самоосмеянием описывал всю кампанию. Билибин писал, что его дипломатическая discretion [скромность] мучила его, и что он был счастлив, имея в князе Андрее верного корреспондента, которому он мог изливать всю желчь, накопившуюся в нем при виде того, что творится в армии. Письмо это было старое, еще до Прейсиш Эйлауского сражения.
«Depuis nos grands succes d'Austerlitz vous savez, mon cher Prince, писал Билибин, que je ne quitte plus les quartiers generaux. Decidement j'ai pris le gout de la guerre, et bien m'en a pris. Ce que j'ai vu ces trois mois, est incroyable.
«Je commence ab ovo. L'ennemi du genre humain , comme vous savez, s'attaque aux Prussiens. Les Prussiens sont nos fideles allies, qui ne nous ont trompes que trois fois depuis trois ans. Nous prenons fait et cause pour eux. Mais il se trouve que l'ennemi du genre humain ne fait nulle attention a nos beaux discours, et avec sa maniere impolie et sauvage se jette sur les Prussiens sans leur donner le temps de finir la parade commencee, en deux tours de main les rosse a plate couture et va s'installer au palais de Potsdam.
«J'ai le plus vif desir, ecrit le Roi de Prusse a Bonaparte, que V. M. soit accueillie еt traitee dans mon palais d'une maniere, qui lui soit agreable et c'est avec еmpres sement, que j'ai pris a cet effet toutes les mesures que les circonstances me permettaient. Puisse je avoir reussi! Les generaux Prussiens se piquent de politesse envers les Francais et mettent bas les armes aux premieres sommations.
«Le chef de la garienison de Glogau avec dix mille hommes, demande au Roi de Prusse, ce qu'il doit faire s'il est somme de se rendre?… Tout cela est positif.
«Bref, esperant en imposer seulement par notre attitude militaire, il se trouve que nous voila en guerre pour tout de bon, et ce qui plus est, en guerre sur nos frontieres avec et pour le Roi de Prusse . Tout est au grand complet, il ne nous manque qu'une petite chose, c'est le general en chef. Comme il s'est trouve que les succes d'Austerlitz aurant pu etre plus decisifs si le general en chef eut ete moins jeune, on fait la revue des octogenaires et entre Prosorofsky et Kamensky, on donne la preference au derienier. Le general nous arrive en kibik a la maniere Souvoroff, et est accueilli avec des acclamations de joie et de triomphe.
«Le 4 arrive le premier courrier de Petersbourg. On apporte les malles dans le cabinet du Marieechal, qui aime a faire tout par lui meme. On m'appelle pour aider a faire le triage des lettres et prendre celles qui nous sont destinees. Le Marieechal nous regarde faire et attend les paquets qui lui sont adresses. Nous cherchons – il n'y en a point. Le Marieechal devient impatient, se met lui meme a la besogne et trouve des lettres de l'Empereur pour le comte T., pour le prince V. et autres. Alors le voila qui se met dans une de ses coleres bleues. Il jette feu et flamme contre tout le monde, s'empare des lettres, les decachete et lit celles de l'Empereur adressees a d'autres. А, так со мною поступают! Мне доверия нет! А, за мной следить велено, хорошо же; подите вон! Et il ecrit le fameux ordre du jour au general Benigsen
«Я ранен, верхом ездить не могу, следственно и командовать армией. Вы кор д'арме ваш привели разбитый в Пултуск: тут оно открыто, и без дров, и без фуража, потому пособить надо, и я так как вчера сами отнеслись к графу Буксгевдену, думать должно о ретираде к нашей границе, что и выполнить сегодня.
«От всех моих поездок, ecrit il a l'Empereur, получил ссадину от седла, которая сверх прежних перевозок моих совсем мне мешает ездить верхом и командовать такой обширной армией, а потому я командованье оной сложил на старшего по мне генерала, графа Буксгевдена, отослав к нему всё дежурство и всё принадлежащее к оному, советовав им, если хлеба не будет, ретироваться ближе во внутренность Пруссии, потому что оставалось хлеба только на один день, а у иных полков ничего, как о том дивизионные командиры Остерман и Седморецкий объявили, а у мужиков всё съедено; я и сам, пока вылечусь, остаюсь в гошпитале в Остроленке. О числе которого ведомость всеподданнейше подношу, донеся, что если армия простоит в нынешнем биваке еще пятнадцать дней, то весной ни одного здорового не останется.
«Увольте старика в деревню, который и так обесславлен остается, что не смог выполнить великого и славного жребия, к которому был избран. Всемилостивейшего дозволения вашего о том ожидать буду здесь при гошпитале, дабы не играть роль писарскую , а не командирскую при войске. Отлучение меня от армии ни малейшего разглашения не произведет, что ослепший отъехал от армии. Таковых, как я – в России тысячи».
«Le Marieechal se fache contre l'Empereur et nous punit tous; n'est ce pas que с'est logique!
«Voila le premier acte. Aux suivants l'interet et le ridicule montent comme de raison. Apres le depart du Marieechal il se trouve que nous sommes en vue de l'ennemi, et qu'il faut livrer bataille. Boukshevden est general en chef par droit d'anciennete, mais le general Benigsen n'est pas de cet avis; d'autant plus qu'il est lui, avec son corps en vue de l'ennemi, et qu'il veut profiter de l'occasion d'une bataille „aus eigener Hand“ comme disent les Allemands. Il la donne. C'est la bataille de Poultousk qui est sensee etre une grande victoire, mais qui a mon avis ne l'est pas du tout. Nous autres pekins avons, comme vous savez, une tres vilaine habitude de decider du gain ou de la perte d'une bataille. Celui qui s'est retire apres la bataille, l'a perdu, voila ce que nous disons, et a ce titre nous avons perdu la bataille de Poultousk. Bref, nous nous retirons apres la bataille, mais nous envoyons un courrier a Petersbourg, qui porte les nouvelles d'une victoire, et le general ne cede pas le commandement en chef a Boukshevden, esperant recevoir de Petersbourg en reconnaissance de sa victoire le titre de general en chef. Pendant cet interregne, nous commencons un plan de man?uvres excessivement interessant et original. Notre but ne consiste pas, comme il devrait l'etre, a eviter ou a attaquer l'ennemi; mais uniquement a eviter le general Boukshevden, qui par droit d'ancnnete serait notre chef. Nous poursuivons ce but avec tant d'energie, que meme en passant une riviere qui n'est рas gueable, nous brulons les ponts pour nous separer de notre ennemi, qui pour le moment, n'est pas Bonaparte, mais Boukshevden. Le general Boukshevden a manque etre attaque et pris par des forces ennemies superieures a cause d'une de nos belles man?uvres qui nous sauvait de lui. Boukshevden nous poursuit – nous filons. A peine passe t il de notre cote de la riviere, que nous repassons de l'autre. A la fin notre ennemi Boukshevden nous attrappe et s'attaque a nous. Les deux generaux se fachent. Il y a meme une provocation en duel de la part de Boukshevden et une attaque d'epilepsie de la part de Benigsen. Mais au moment critique le courrier, qui porte la nouvelle de notre victoire de Poultousk, nous apporte de Petersbourg notre nomination de general en chef, et le premier ennemi Boukshevden est enfonce: nous pouvons penser au second, a Bonaparte. Mais ne voila t il pas qu'a ce moment se leve devant nous un troisieme ennemi, c'est le православное qui demande a grands cris du pain, de la viande, des souchary, du foin, – que sais je! Les magasins sont vides, les сhemins impraticables. Le православное se met a la Marieaude, et d'une maniere dont la derieniere campagne ne peut vous donner la moindre idee. La moitie des regiments forme des troupes libres, qui parcourent la contree en mettant tout a feu et a sang. Les habitants sont ruines de fond en comble, les hopitaux regorgent de malades, et la disette est partout. Deux fois le quartier general a ete attaque par des troupes de Marieaudeurs et le general en chef a ete oblige lui meme de demander un bataillon pour les chasser. Dans une de ces attaques on m'a еmporte ma malle vide et ma robe de chambre. L'Empereur veut donner le droit a tous les chefs de divisions de fusiller les Marieaudeurs, mais je crains fort que cela n'oblige une moitie de l'armee de fusiller l'autre.
[Со времени наших блестящих успехов в Аустерлице, вы знаете, мой милый князь, что я не покидаю более главных квартир. Решительно я вошел во вкус войны, и тем очень доволен; то, что я видел эти три месяца – невероятно.

wiki-org.ru

Дикий Запад — Википедия. Что такое Дикий Запад

Бывший Дикий Запад. Тёмно-красным выделены штаты, которые относит к западным Бюро переписи населения США; заштрихованы другие штаты к западу от Миссисипи, тоже часто включаемые в понятие Запада

Ди́кий За́пад (англ. Wild West) или Американский Старый Запад (англ. American Old West) — название области, изначально включавшую зону освоения — Фронтир (англ. Frontier), расположенную на территории современных штатов Северная Дакота, Южная Дакота, Монтана, Вайоминг, Колорадо, Канзас, Небраска, Оклахома и Техас, которая постепенно расширялась и перемещалась на запад вплоть до Тихоокеанского побережья, в исторический период между Гражданской войной в США и 1890 годом. В более широком смысле этот период простирается от начала XIX века и до конца Мексиканской революции в 1920 году. По мере заселения западных штатов США и их урбанизации площадь территорий с характерным для Дикого Запада жизненным укладом сокращалась, пока, примерно к 1890 году, он не перестал существовать как культурное явление.

Переселенцы

Переселенцы. 1866 г.

С начала XIX века тысячи американцев покидали всё более густо заселённый восток США и направлялись на запад от Миссисипи, в совершенно неосвоенный регион, называемый Великими равнинами. При этом жители Новой Англии устремлялись в богатый пушниной и лесом Орегон, а выходцы из южных штатов заселяли просторы Техаса, Нью-Мексико и Калифорнии.

Основным транспортным средством этих переселенцев-пионеров были запряжённые лошадьми фургоны. В путь отправлялись караваны из нескольких десятков фургонов каждый. Для того чтобы добраться от долины Миссисипи до побережья Тихого океана, такому каравану требовалось в среднем около полугода.

Существовало несколько постоянных маршрутов, или «троп», по которым двигались караваны переселенцев. «Калифорнийская тропа» связывала штат Миссури с золотыми приисками Калифорнии. В 1840—1860-х годах по ней проследовали более четверти миллиона фермеров и золотоискателей. «Орегонская тропа» была одним из ответвлений «Калифорнийской тропы». Первый караван прошёл по ней в 1836 году, а последний — в 1869 г. «Мормонской тропой», которая соединяла Иллинойс и Юту, впервые воспользовались в 1847 году переселявшиеся на берега Большого Соленого озера мормоны. «Тропа Санта-Фе» использовалась с 1821 до 1880 год.

Переселенцы страдали от нехватки питьевой воды, от болезней, от нападений хищников и враждебных индейцев. С наступлением холодов серьёзной проблемой становилась нехватка еды. Самым страшным для каравана было попасть в снежную бурю в горах, когда дорогу заносило снегом и колонистам оставалось ждать весны, страдая от голода.

Регион Скалистых гор первыми из американцев европейского происхождения освоили так называемые маунтинмены (горцы) — охотники и трапперы. Период расцвета торговли бобровыми шкурками в этом регионе пришёлся на 1820-е—1840-е годы. Ежегодный сбор маунтинменов именовался рандеву. Это была своеобразная ярмарка для охотников и трапперов, на которой они продавали меха и закупали всё необходимое.

После того, как в 1848 в Калифорнии и в 1860 году на территории Дакота было обнаружено золото, началась так называемая золотая лихорадка, усилившая поток переселенцев. Для ряда религиозных групп переселение на малозаселенные западные территории предоставляло возможность избежать внешнего влияния и конфликтов с представителями основных конфессий и властями. Одним из примеров этому являются мормоны, поселившиеся в штате Юта.

В 1862 году был принят Акт о собственности на землю, который позволял получать в собственность землю на незаселённых территориях.

В мае 1869 года было завершено строительство трансконтинентальной железной дороги. После этого освоение западных территорий США оказалось неразрывно связано с железнодорожными магистралями.

Столкновения с индейцами

Кавалеристы армии США преследуют индейцев

Американский Запад населяли индейцы, которых сгоняли с их земель. Белые охотники беспощадно истребляли бизонов, охота на которых была для многих племён пропитанием. Вместе с белыми переселенцами на Запад пришли новые инфекционные болезни. Поэтому индейцы как могли сопротивлялись переселению белых на Запад и вооружённые столкновения между индейцами и переселенцами почти не прекращались на протяжении всего XIX века. Периодически они перерастали в крупные конфликты с участием регулярных войск США.

Скотопромышленники

На бескрайних равнинах Запада росла трава, которая легко переносила не только засуху, но и морозы. Это позволяло переселенцам круглый год держать скот на подножном корме. На просторах Техаса бродили одичавшие потомки коров, завезенных испанскими колонистами. Их отловом занимались ковбои. Этих коров переселенцы скрещивали со своим скотом и так были выведены знаменитые техасские лонгхорны (англ.)русск..

Ковбой в 1887 году.

Самым известным и удачливым скотопромышленником на Западе был Джон Айлифф (англ.)русск., который, поселившись в Колорадо, стал скупать за бесценок у двигавшихся на запад переселенцев измученный долгой дорогой скот. Эти коровы быстро набирали вес на открытых пастбищах, и Айлифф продавал их железнодорожникам и армии. После того, как была построена трансконтинентальная железная дорога, Айлифф организовал перегон техасских лонгхорнов из Техаса на железнодорожные станции в южном Вайоминге. За корову на востоке США платили в десять раз больше, чем она стоила в Техасе.

В 1867 году Джозеф Маккой построил возле канзасской железнодорожной станции Абилин огромный скотопригонный двор на три тысячи голов и вскоре Абилин стал крупнейшим центром торговли скотом и первым из так называемых ковбойских городов. Самым известным ковбойским городом стал легендарный Додж-Сити, который был центром торговли скотом.

К 1877 году все крупные скотоводы Нью-Мексико были разделены на две крупные группировки, соперничавшие друг с другом из-за контрактов на поставку мяса в государственные учреждения и в индейские резервации. При этом обе стороны использовали все возможные методы борьбы, а угон скота у конкурентов был обычным делом. Лидер одной из группировок, Лоуренс Мёрфи, смог привлечь на свою сторону шерифа округа Линкольн, который в феврале 1878 года конфисковал скот одного из врагов Мерфи по фамилии Танстолл. Танстолл попытался оказать сопротивление и был застрелен людьми Мёрфи, среди которых было много известных «ганфайтеров». Так началась «война в округе Линкольн», во время которой погибло около 60 человек.

В 1892 году разгорелась «война в округе Джонсон» в Вайоминге, причиной которой стал спор из-за пастбищ между крупными скотоводами, объединёнными в «Ассоциацию животноводов Вайоминга», и мелкими скотоводами и фермерами.

Бандиты и ганфайтеры

Романы и голливудские фильмы создали образ беззакония в западных городах, однако на самом деле, правоохранительные порядки там были значительно более жёсткие, чем в сельской местности. Это способствовало тому, что преступники держались от городов подальше. Многочисленность преступлений на Диком Западе, отражённая в массовом культурном сознании современного человека, не является историческим фактом. На самом деле отсутствие американских официальных властей вполне компенсировали частные охранные агентства — «земельные конторы», которые вполне успешно торговали своей экстерриториальной юрисдикцией и справлялись с правоохранительными функциями[источник не указан 480 дней].

Однако существовали и вполне успешные банды, занимавшиеся угоном скота, ограблениями поездов и банков. Самой успешной из них была банда Джесси Джеймса, целиком состоявшая из бывших солдат армии Конфедерации. Другим известным бандитом был Джонни Ринго. С бандитами боролись официальные шерифы, а также так называемые ганфайтеры — «охотники за головами». Из них наиболее известны Джеймс Хикок по прозвищу «Дикий Билл», Пэт Гарретт, Уайетт Эрп, Бэт Мастерсон[источник не указан 480 дней].

В культуре

Уже в XIX веке первопроходцы и Дикий Запад рассматривались в романтическом и героическом свете. Типичными сюжетами рассказов о Диком Западе были столкновения с индейцами, промысел золотодобытчиков, поединки шерифов и бандитов. Классическое — и ставшее каноническим представление о Диком Западе создали артисты шоу Буффало Билла. С приходом кинематографа сюжет Дикого Запада нашёл своё отображение в жанре вестерн.

Влияние на язык

Освоение Дикого Запада привело к заметному пополнению английского языка. В частности, в английский попало много заимствований из языков индейцев и испанского: hickory (гикори), hominy (дробленая кукуруза), maize (кукуруза, маис), moccasin (мокасин), moose (американский лось), opossum (опоссум), pecan (пекан), squaw (скво, индианка), toboggan (тобогган), powwow (пау-вау), totem (тотем), pemmican (пеммикан) и др. Названия новых территорий также зачастую заимствовались из местных языков: Дакота, Вайоминг, Юта, Миссисипи и Кентукки[1].

Фотографии

См. также

Примечания

  1. Мелвин Брэгг. Приключения английского языка = The Adventure of English: The Biography of a Language. — М.: Альпина нон-фикшн, 2017. — 418 с. — ISBN 978-5-91671-685-6.

Литература

На русском
  • Стоун И. Достойные моих гор: Открытие Дальнего Запада, 1840—1900 = Irving Stone. Men to match my mountains. The Opening of the Far West, 1840—1900 / Ирвинг Стоун / Пер. с англ. М. А. Брухнова; Предисл. и ред. чл.-корр. АН СССР И. Р. Григулевича.. — М.: Прогресс, 1985. — 624 с. — 30 000 экз.
  • Мелвин Брэгг. Приключения английского языка = Melvyn Bragg. The Adventure of English: The Biography of a Language. — М.: Альпина нон-фикшн, 2017. — 418 с. — ISBN 978-5-91671-685-6.
На английском

Ссылки

wiki.sc

Переселение американцев на Дикий Запад

Диким Западом в Америке называли область, изначально включавшую зону освоения (Фронтир), расположенную на территории современных штатов Северная Дакота, Южная Дакота, Монтана, Вайоминг, Колорадо, Канзас, Небраска, Оклахома и Техас, которая постепенно расширялась и перемещалась на запад вплоть до Тихоокеанского побережья. Когда говорят о Диком Западе, обычно имеют в виду последнюю треть XIX века — время наиболее интенсивного освоения американцами западной части своей страны. Однако в более широком смысле этот период охватывает почти весь XIX век.

С начала XIX века тысячи американцев покидали все более густо заселенный восток США и направлялись на запад от Миссисипи, в совершенно неосвоенный регион, называемый Великими равнинами. При этом жители Новой Англии устремлялись в богатый пушниной и лесом Орегон, а выходцы из южных штатов заселяли просторы Техаса, Нью-Мексико и Калифорнии. Основным транспортным средством переселенцев были запряженные лошадьми или быками фургоны. В путь отправлялись караваны из нескольких десятков фургонов. Для того чтобы добраться от долины Миссисипи до побережья Тихого океана, такому каравану требовалось в среднем около полугода. Переселенцы страдали от нехватки питьевой воды, от болезней, нападений хищников и враждебно настроенных индейцев. С наступлением холодов начинались и проблемы с пропитанием.

Американский Запад населяли индейцы, которых сгоняли с их земель, предоставляя взамен бесплодные резервации. Белые охотники беспощадно истребляли бизонов, охота на которых была для многих племен основным источником пропитания. Вместе с белыми переселенцами на Запад пришли новые инфекционные болезни. Индейцы как могли сопротивлялись переселению белых на Запад, вооруженные столкновения между индейцами и переселенцами почти не прекращались на протяжении всего XIX века. Периодически они перерастали в крупные конфликты с участием регулярных войск США.

Существовало несколько постоянных маршрутов, по которым двигались караваны переселенцев: Калифорнийская тропа, Орегонская тропа, Мормонская тропа, Тропа Санта-Фе и др.

Калифорнийская тропа связывала штат Миссури с современным штатом Калифорния. Ее общая протяженность вместе с многочисленными ответвлениями составляла около 8000 километров. За период с 1846 до 1849 года по тропе прошли около 2700 поселенцев. Они сыграли важную роль в освоении новой территории.

После открытия золота в январе 1848 года, началась Калифорнийская золотая лихорадка. Начиная с конца 1848 до 1869 года около 250 тыс. фермеров и золотоискателей прошли по Калифорнийскому пути.

После завершения в 1869 году постройки трансокеанской железной дороги, Калифорнийская тропа утратила прежнее значение, эпизодически используясь вплоть до конца XIX века.

Орегонская тропа была проложена в 1830-е годы, ее длина — около 3200 км. Она была одним из ответвлений Калифорнийской тропы. Дорога связывала долину реки Миссури с долинами в современном штате Орегон.

Орегонский маршрут изначально был проложен для нужд охотников и мехопромышленников, по частям примерно с 1811 по 1840 год. Сначала большая часть пути, находящаяся на территории современного Орегона, была непроходима для повозок. По ней можно было передвигаться лишь пешком, на лошадях или на мулах. Постепенно дорога была улучшена, и стала проходимой для повозок на всем протяжении. В 1836 году в Индепенденс (штат Миссури) были организованы первые эшелоны повозок. К этому времени дорога была устроена до Форт-Холл, штат Айдахо. В 1843 году первый эшелон смог добраться до Орегона, а в 1846 году Орегонский маршрут пришел в долину Вилламетт. Строительство дороги продолжалось и после этого: были построены мосты, паромы, спрямлены некоторые участки, улучшено качество, так что дорога становилась удобнее и безопаснее с каждым годом.

Мормонская тропа — маршрут длиной в 2092 километра, использовавшийся членами Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в период с 1846 по 1868 годы. Мормонская тропа пролегала от Нову, Иллинойс, где с 1839 по 1846 годы располагалось основное поселение мормонов, до Солт-Лейк-Сити, Юта, основанного Бригамом Янгом и его последователями в 1847 году.

Движение мормонских пионеров зародилось в 1846 году, когда из-за конфликтов мормонов с местным населением Янг принял решение покинуть Наву и основать новый дом церкви на территории Большого Бассейна. В этом же году Янг и его последователи пересекли Айову. Некоторым из них по пути было поручено основать поселения и заняться выращиванием и сбором зерновых для последующих мигрантов. Зиму 1846−47 годов переселенцы провели в Айове и прилегающих штатах, основной зимний лагерь располагался в современной Омахе, Небраска, неподалеку от реки Миссури. Летом 1847 года Янг привел передовой отряд в долину Солт-Лейк, которая в тот момент находилась за пределами США и позже стала территорией штата Юта. В первые несколько лет сюда переселялись в основном бывшие жители Наву, последовавшие за Янгом на запад, однако позднее в число переселенцев входило все больше новообращенных мормонов из Великобритании и Европы.

Тропа Санта-Фе связывавала Франклин, штат Миссури, с Санта-Фе, штат Нью-Мексико. Проложенная в 1821 году Уильямом Бекнеллом, эта дорога была жизненно важным торговым и военным маршрутом до строительства железной дороги в Санта-Фе в 1880 году. Санта-Фе находилась около конца дороги Камино-Реал-де-Тьерра-Адентро, которая вела на юг, к Мексике. Тропа Санта-Фе активно использовалась американскими войсками в 1846 году, в первую очередь по ней осуществлялось американское вторжение в Нью-Мексико во время Американо-мексиканской войны.

Маршрут пересекал так называемую Команчерию — территорию индейского народа команчей, которые требовали компенсации за предоставление прохода по дороге. Американцы регулярно атаковали команчей на этом маршруте, считая недопустимым то, что они должны платить своего рода дань за право прохода к Санта-Фе, и к началу 1850-х годов команчи были вынуждены окончательно покинуть этот район, после чего там стали появляться американские поселения.

После приобретения США своего нынешнего юго-запада, завершившегося после Американо-мексиканской войны, тропа стала основой для экономического развития и основания здесь американских поселений.

diletant.media

Дикий Запад Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Запад. Бывший Дикий Запад. Тёмно-красным выделены штаты, которые относит к западным Бюро переписи населения США; заштрихованы другие штаты к западу от Миссисипи, тоже часто включаемые в понятие Запада

Ди́кий За́пад (англ. Wild West) или Американский Старый Запад (англ. American Old West) — название области, изначально включавшую зону освоения — Фронтир (англ. Frontier), расположенную на территории современных штатов Северная Дакота, Южная Дакота, Монтана, Вайоминг, Колорадо, Канзас, Небраска, Оклахома и Техас, которая постепенно расширялась и перемещалась на запад вплоть до Тихоокеанского побережья, в исторический период между Гражданской войной в США и 1890 годом. В более широком смысле этот период простирается от экспедиции Льюиса и Кларка до конца Мексиканской революции. По мере заселения западных штатов США и их урбанизации площадь территорий с характерным для Дикого Запада жизненным укладом сокращалась, пока, примерно к 1920 году, он не перестал существовать как культурное явление.

Переселенцы[ | ]

Переселенцы. 1866 г.

С начала XIX века тысячи американцев покидали всё более густо заселённый восток США и направлялись на запад от Миссисипи, в совершенно неосвоенный регион, называемый Великими

ru-wiki.ru

Дикий запад Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Запад. Бывший Дикий Запад. Тёмно-красным выделены штаты, которые относит к западным Бюро переписи населения США; заштрихованы другие штаты к западу от Миссисипи, тоже часто включаемые в понятие Запада

Ди́кий За́пад (англ. Wild West) или Американский Старый Запад (англ. American Old West) — название области, изначально включавшую зону освоения — Фронтир (англ. Frontier), расположенную на территории современных штатов Северная Дакота, Южная Дакота, Монтана, Вайоминг, Колорадо, Канзас, Небраска, Оклахома и Техас, которая постепенно расширялась и перемещалась на запад вплоть до Тихоокеанского побережья, в исторический период между Гражданской войной в США и 1890 годом. В более широком смысле этот период простирается от экспедиции Льюиса и Кларка до конца Мексиканской революции. По мере заселения западных штатов США и их урбанизации площадь территорий с характерным для Дикого Запада жизненным укладом сокращалась, пока, примерно к 1920 году, он не перестал существовать как культурное явление.

Переселенцы[ | ]

Переселенцы. 1866 г.

С начала XIX века тысячи американцев покидали всё более густо заселённый восток США и направлялись на запад от Миссисипи, в совершенно неосвоенный регион, называемый Великими

ru-wiki.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о