Дети театр: Информация о проекте «Театр-дети», приуроченном к Году театра — 2019. Официальный сайт Года театра в России — 2019

Содержание

Дети и театр

Современные родители, ценящие искусство во всех его проявлениях, стремятся привить любовь к творчеству и у своего ребенка с самых первых месяцев жизни. Музыка, детские выставки, рисование – все это малыш осваивает, будучи совсем крохой. А как же мир театра? Нужен ли он совсем маленьким детям или лучше дождаться, пока малыш немного подрастет, и лишь потом познакомить его с этим удивительным искусством?

В каком возрасте начать

Некоторые родители уверены в том, что привести малыша в театр никогда не рано. Однако это не так. Несмотря на то, что даже совсем крохи порой выдерживают недлинные спектакли в 30-40 минут, это вовсе не значит, что культпоход идет им на пользу. Долгая дорога, большое скопление людей, шум, детские крики, очередь в гардероб – все это очень утомляет и пугает кроху. Неудивительно, что большинство детей, которых родители привели на спектакль в возрасте до 2-3 лет, начинают ассоциировать театр с определенным дискомфортом, и в сознательном возрасте их туда ни за какие коврижки больше не затянешь.

Специалисты рекомендуют отложить первый выход ребенка на публичное мероприятие до того момента, пока ему не исполнится 2,5-3 года. Однако это вовсе не значит, что ожидание должно быть пассивным. Вы можете подготовить почву в спокойной и знакомой обстановке.

Домашний театр

Самый главный плюс представлений, устроенных дома – их ненавязчивость. Если малыш устал, спектакль можно отменить или просто перенести на более удобное время. Обстановка на домашнем спектакле будет малышу хорошо знакомой, а если ему не захочется смотреть представление в одиночестве, вы можете позвать всех членов семьи или пригласить сверстников вашего ребенка.

Очень важно понимать, что малыши воспринимают любого персонажа спектакля как живого, даже если это не переодетый человек, а просто кукла или плюшевая игрушка. И порой такие персонажи как Баба-Яга, Кощей, Злой Дракон или Серый Волк в настоящем театре малыша могут попросту испугать. Чтобы такого не произошло, в некоторых театрах перед спектаклем специально для детей проводится знакомство их с актерами, чтобы малыши, увидев их на сцене в образе злых героев, не боялись.

Однако, по мнению психологов, такой подход не является хорошим решением, поскольку дети должны учиться преодолевать свои страхи, а не утрачивать иллюзии. Чем дольше малыш верит в то, что куклы по ночам оживают, а под елку кладет подарки настоящий Дед Мороз, тем счастливее и беззаботнее будет его детство. Поэтому специалисты рекомендуют просто до поры до времени не водить в театр слишком впечатлительных детей.

В домашней обстановке можно разыграть абсолютно любую сказку, как уже знакомую малышу, так и совершенно новую. Родители с развитым воображением могут ставить для своего чада уникальные спектакли, которые не только развлекут маленького зрителя, но и научат его понимать, что такое добро, дружба, любовь, справедливость и взаимопомощь.

Детский театральный репертуар

Когда, наконец-то, чадо немного подросло, и мама с папой уже готовы отвести его на первый в жизни настоящий спектакль, перед ними встает вопрос: а что же смотреть? К сожалению, самых простых постановок типа «Репка» или «Курочка Ряба» в современных театрах практически не ставят. Тем не менее для первого раза лучше выбрать что-то хорошо известное малышу, например, «Колобок» или «Муха-Цокотуха».

Чаще всего в театрах показывают детские спектакли с более серьезным сюжетом: «Волшебник Изумрудного города», «Снежная королева», «Оловянный солдатик», «Щелкунчик», «Буратино». Выбирая представление, на которое хотите сводить своего кроху, следует обязательно учесть возраст малыша. Как правило, в афишах указаны возрастные рекомендации для каждого спектакля, но порой они дают слишком широкий диапазон, например, «От 3 до 8 лет» или просто «Детям до 14». В таком случае ориентироваться стоит на общую длительность представления и количество антрактов. Прикиньте, сколько сможет высидеть спокойно ваш малыш и, исходя из этого, сделайте выбор в пользу той или иной постановки.

Ни в коем случае не выбирайте для знакомства малыша с театром постановку страшной сказки, особенно если речь идет о любительском спектакле в районном Доме Культуры или местном кинотеатре. Очень часто такие представления содержат сцены насилия, которые не только испугают ребенка, но и дадут ему неправильное представление о морали.

В какой театр идти

Лучше всего будет, если первое знакомство малыша с театром начнется с небольшого помещения. Идеально для этой цели подойдут камерные театры, которые есть в любом городе. В таких учреждениях обычно царит уютная, практически домашняя обстановка и нет большого скопления публики, как в больших театрах.

Хорошие детские постановки идут и в кукольных театрах. Кукольные спектакли порой оказываются гораздо интереснее для малыша, чем традиционная игра актеров, поскольку детям присуще образное мышление, и они по-настоящему верят, что игрушки способны оживать. Конечно же, завладеть детским вниманием может и спектакль, в котором играют люди, однако все это напрямую зависит от мастерства актерской труппы.

И лишь тогда, когда малыш привыкнет к небольшим спектаклям и полюбит их, можно начинать посещать вместе с ним большие театральные залы.

Виктория Грицук

ДЕТИ У ВЛАСТИ (ПРЕМЬЕРА) — Александринский театр

Спектакль Николая Рощина и Андрея Калинина по пьесе Роже Витрака «Виктор, или Дети у власти».

Роже Витрак (1899 — 1952) — французский поэт, драматург. Вместе с Антоненом Арто и Робером Ароном основал «Театр Альфреда Жарри». Одним из первых вошел в группу сюрреалистов, возглавляемую Андре Бретоном, и первым же был из нее исключен. Несмотря на скорое исключение из группы, многие считают его единственным подлинно сюрреалистическим драматургом. Автор пьес «Тайны любви» (1927), «Трафальгарский удар» (1934), «Барышни широких просторов» (1938). Самая знаменитая из них, безусловно, «Виктор, или Дети у власти» (1927).
Эта пьеса выдержала во Франции множество постановок. В разное время ее ставили Антонен Арто, Жан Ануй, Роже Планшон. Французы говорят о ней только в превосходной степени: «великое произведение», «театральный шедевр», «вершина сюрреализма».
По мысли Витрака, пассивный и сочувствующий зритель-наблюдатель должен был уступить место враждебно настроенному участнику, провоцируемому авторами и актерами. «Смерть публике», — декларативно заявлял Витрак.


Первая постановка «Детей у власти» была осуществлена Антоненом Арто в 1928 году в «Театре Альфреда Жарри» на сцене Комеди де Шанз-Элизе. Вот что писал Арто о «Детях у власти»: «Эта пьеса переводит на язык пылких и в то же время окаменевших жестов распад современной мысли и ее замещение… чем? Во всяком случае, вот вопрос, на который пьеса отвечает главным образом: как же думать? Что у нас есть? Нет общих мерок, нет постепенных переходов. Что остается? Все это показано очень действенно и ощутимо, отнюдь не по-философски». 

Сегодня «Виктор, или Дети у власти» считается самой репертуарной сюрреалистической пьесой французского театра. Если сто лет назад авторы «Виктора, или Детей у власти» были пропитаны злобой и выступали под антитеатральным девизом «Смерть публике», то нынешний спектакль — это искреннее признание театру в любви и верности. 


Программа к премьере: 

 2 сентября. Лекция Вадима Максимова «Галлюцинация как главное драматическое средство (Роже Витрак и сюрреализм)»
3 сентября. Лекция Михаила Трофименкова «Сюрреализм в кино»
5 октября Лекция Вадима Максимова «»Виктор» Роже Витрака и возможность постановки сюрреалистического спектакля»

 Премьера — 3, 4 сентября 2019


Публикация: Дети и театр

Т.П. Дьячкова, музыкальный руководитель, МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 54 «Алёнушка», г.о. Химки, Московская область

 

Как вы думаете, что такое театр? Правильно, театр – это слово, мысль и музыка русского языка. Поэтому встреча ребёнка с театром всегда прекрасна. Здесь зрелищность, радость, праздник, счастье, а значит, всплеск эмоций, волнение, сопереживание.

Театр – особый мир и источник знаний, в нём все необычно. Дети видят декорации, людей, не существующих в реальной жизни, а придуманных драматургом и сыгранных артистами. Но, глядя на сцену, маленькие зрители вдруг забывают о декорациях и артистах и начинают сочувствовать героям, даже стараются как-то помочь им. Театр может вернуть в прошлое и заглянуть в будущее, научит удивляться, а главное – театр научит детей видеть прекрасное вжизни и в людях. В театре дети знакомятся с многообразием окружающего мира через образы, краски, звуки.

Театр раскрепощает и помогает развивать у дошкольников плавность и выразительность речи, активизирует словарь ребёнка, совершенствует звуковую культуру речи, её интонационный строй. В результате улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Очень важно, что происходит развитие эмоциональной сферы ребёнка, таких качеств, как сочувствие и сопереживание героям.

Помочь ребёнку через искусство театра глубже осознавать свои мысли и чувства, самовыразиться призвана программа «Синтез искусств» (авт. О. А. Куревина) – я использую её в своей работе с дошкольниками.На занятиях по программе дети знакомятся с многообразием мимики, проигрывая этюды «Весело и грустно», «Отгадай настроение». Упражняются в жестах в этюдах «Лесенка», «Брызги дождя», «Бегущая волна». Развивают пластику в «Этюде с воображаемыми предметами», «Сосна и пальма». Дети получают представление о выразительности поз, учатся мимикой и жестом выполнять различные эмоциональные состояния: «Придумай реплики к грустной и весёлой маске». Составляют «живые картинки», «погружаются» в предложенные картины. Картину «Зимний лес» В. Никанорова дети озвучивали, используя музыкальные инструменты: треугольник, звоночки, металлофоны, трещотки. Картина «Московский дворик» В. Поленова «ожила» с помощью колокольчиков, свистулек и подражательных звуков. Также дети составляют пластические композиции: «Летят лебеди» по картине А.Рылова «В голубом просторе», в сценке «Лиса и журавль». Импровизируют на занятиях «Разыграй настроение», «Поиграй!»

Театр синтезирует в себе литературу, живопись, музыку, пластику. Драматурги, режиссёры, художники, композиторы, балетмейстеры трудятся для того, чтобы зрители встретились с главными волшебниками театра – артистами. А вот какое место может занять театр в жизни ребёнка, зависит от нас, взрослых – родителей и педагогов, которые должны стать проводниками в области театра, суметь организовать для детей «путешествие впрекрасное».

К.С. Станиславскому принадлежат слова: «Для детей надо играть так же как для взрослых, только лучше». По такому принципу работает с маленькими зрителями Московский культурно-образовательный центр «Классика». Этот актёрский коллектив под руководством Натальи Валентиновны Ставцевой олицетворяет слияние двух начал – художественного и педагогического – и тем самым помогает педагогам нашего дошкольного образовательного учреждения осуществлять воспитательную миссию средствами искусства непосредственно в детском саду.

С Натальей Валентиновной я познакомилась в 2005 году на концерте, который произвёл на меня сильное впечатление. Поразило то, что в детском саду возможен просмотр балетной программы. Я пригласила коллектив в наше дошкольное учреждение. Сотрудничество успешно продолжается до настоящего времени. О художественном руководителе центра «Классика» Н.В. Ставцевой хочется сказать много хороших слов. Это человек многогранного таланта, в котором сочетаются высокий профессионализм музыканта, творческое вдохновение и педагогический дар. Наталья Валентиновна прекрасно владеет детской аудиторией, тонко чувствуя её, добираясь до сердца каждого зрителя.

Репертуар Московского культурно-образовательного центра «Классика» даёт возможность зрителям познакомиться с разными видами искусства. В программе «В мастерской художника» детей знакомят с приёмами работы углём и пастелью – на глазах детей рождаются эскизы к спектаклю и происходит знакомство с сюжетом балета «Лебединое озеро» под звучание гениальной музыки П.И. Чайковского.

Литературно-балетная композиция «Щелкунчик» – самая добрая рождественская сказка о храброй девочке Маше, заколдованном принце Щелкунчике и злом Короле мышей. Дети могут не только посмотреть, но и принять участие в постановке. Роли Мари, пастушков играли наши воспитанники Лиза Кислова, Ксюша Рысина, Варя Агапова вместе с настоящими артистами балета!

 

Программа «Тайны балета» необычайно познавательна: в детском саду перед детьми выступает настоящая балерина. Ту, которой все восхищаются издали, наши дети имеют возможность видеть близко и даже поговорить с ней. Артистка рассказывает, что такое пачка и пуанты, показывает, как проходит разминка перед выходом на сцену, демонстрирует отдельные движения и их французские названия: батман, тандю…

Важна и воспитательная сторона. Теперь дети знают, что аплодисменты должны звучать до тех пор, пока за кулисами не исчезнет краешек пачки балерины,слово «браво!» выкрикивают, если выступление очень понравилось. Во второй части этой программы дети смотрят танцы: «Русский», «Испанский», «Цыганский» с замечательными костюмами.

Хочется отметить важность метода работы центра «Классика» – взаимодействие с детьми. Дети – не только зрители, но и участники спектаклей. А ведь творчество, как известно, путь к познанию.

Один из таких спектаклей заслуживает особого внимания.19 апреля 2010 года в нашем детском саду произошло яркое и важное событие – состоялась премьера спектакля по сказке «Петя и волк» на музыку С. Прокофьева. Автор и ведущий театральной постановки Гарри Степанович Ставцев – замечательный рассказчик и талантливый актёр, доставивший минуты радости и восторга зрителям.

Симфоническая сказка «Петя и Волк» С. Прокофьева известна широкой аудитории слушателей. Повествование чтеца сопровождается изобразительной музыкой. Гарри Степанович придумал новое прочтение произведения. Понимая важность наглядности для дошкольников, преподнёс сказку с действующими лицами в театральных костюмах, с профессиональными инструментами симфонического оркестра.

Наши дети-артисты двигались в соответствии с характером персонажей сказки и изображающими их музыкальными инструментами, каждый по-своему: использовали различные позы, манеру движения, эмоции, пластику, мимику и жест. Делали это с удовольствием, а самое главное – дети познакомились с добрым, трогательным и познавательным спектаклем и получили положительный эмоциональный опыт: не только услышали, но и увидели инструменты симфонического оркестра, совершенствовали навык слушания классической музыки, постигали художественные образы, творчески используя представления об окружающей жизни. Динамичность сюжета, яркая сценография, замечательное музыкальное оформление, прекрасный детский и актёрский ансамбль не оставили равнодушными ни одного зрителя. Дети смогли выплеснуть, выразить творческую энергию, своё видение мира, вступая с ним в контакт. Вот почему взрослым очень важно каждый раз относиться внимательно к проявлению детского творчества. Для этого приглашаются родители, что даёт возможность вместе сопереживать увиденному.

После спектакля остаются фотографии и масса впечатлений. Самые яркие из них дети выражают в своих рисунках.

Много лет «путешествуя в прекрасное», я и дети были вместе, а это немало. Вместе познавали, размышляли, переживали увиденное и услышанное, испытывали волнение от искусства. Всё это время я старалась заложить основы эстетического развития дошкольников. Ведь совсем не обязательно каждому ребёнку становиться художником или артистом, но, если, став взрослыми, мои воспитанники будут вспоминать эти радостные минуты встречи с театром, музыкой, то я – счастливый человек, потому что могу считать свою миссию по приобщению детей к миру большого искусства выполненной.

 

Литература

Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: Искусство,1954.

Царёв М.И. Театр – особый и прекрасный мир. – М.: Педагогика, 1977.

Куревина О.А., Селезнёва Г. Е. Путешествие в прекрасное: Учебно-методическое пособие.– М.: Баласс, 2000.

Крымова Н.А. О детях в театре и о театре для детей. – М.: Молодая гвардия, 1972.

Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: Сфера, 2001.

0 0 голос

Рейтинг статьи

С какого возраста можно водить ребенка в детский театр?

Исследования современных детских психотерапевтов показали — вполне возможно водить малышей в детский театр с 2,5 — 3х-летнего возраста или даже с самого раннего возраста, с одного — полутора лет.

Когда ребенок вырастет, он может и не запомнить того, что с ним происходило в годик, но внутри, в подсознании, тот ранний детский опыт встречи с прекрасным безусловно оставляет свой позитивный отпечаток и оказывает влияние на развитие ребенка.

Но для того, чтобы открыть ребенку мир театра, необходимо сделать правильный выбор детского спектакля и подготовить ребенка морально.

Нет смысла приводить малышей до 4 лет в традиционный театр, где многочисленная публика, шум и длинное представление. Ваш ребенок может испугаться и переутомиться. И тогда слово «театр» надолго, а может быть и навсегда станет для него чем-то устрашающим!

Спектакль для самых маленьких должен продолжаться 20-30, максимум 40 минут. Сюжет должен быть достаточно простым и понятным детям такого возраста. Обычно с 2,5 лет дети начинают с большим интересом наблюдать за действием на сцене и вполне способны понять развитие событий.

И вот, вы выбрали театр и подходящую пьесу. Теперь родителям необходимо подготовить малыша. Рассказать, как все в театре устроено, объяснить  — каким образом люди ведут себя в театре.

Обязательно прочитайте ребенку сказку, покажите картинки или расскажите своими словами историю, которую ему предстоит увидеть в детском театре. Попробуйте сами устроить ребенку домашний кукольный театр, разыграйте перед ним его любимую сказку.

Ребенку понравилось? Теперь можно смело отправляться в культпоход в настоящий театр и приобщать детей к прекрасному!

Если вы не пожалеете времени и сил на подготовку, то досуг в театре превратится в настоящую радость, как для ребенка, так и для вас!

А теперь посмотрим, что пишут мамы и папы о своем опыте походов в театр вместе с детьми в блогах для родителей:

Сергей:
«В первый раз мы повели сына в кукольный театр в 2,5 года. Он очень живой и подвижный ребенок, периодически он вставал, разговаривал со мной, но представление ему явно понравилось. С тех пор мы регулярно ходим с ним в театр, цирк и планетарий.Мне кажется, что такие мероприятия очень положительно сказываются на его воспитании. У него расширяется кругозор и словарный запас, наблюдается явный скачек в развитии.»

Марина:
«Мой сын не привык быть в людных местах и без всякой подготовки в два года ходил на новогоднюю елку — он испугался так, что мне пришлось забрать его зареванного с  представления и увезти домой. Так что все зависит от вашего ребенка: если он не боится чужих людей, громкой музыки, то думаю, что в возрасте 2,5 лет можно смело идти на представление.»

Олеся:
«Своего сына мы первый раз повели в кукольный театр в 3 года. Впечатлений было у ребенка море! Спектакль был не очень длинный — 35 минут.Никакого испуга и негативного отношения не было! Возможно, это еще и потому, что в саду у сына часто воспитатели делали небольшие постановки к праздникам, да и артисты из кукольного частенько «гастролировали» по садам с мини-спектаклями. Потому для него не было ничего страшного в посещении театра. Наоборот, он долго говорил об этом, восторгался и просился в театр опять!»

Георгий:
«В детский театр мы впервые водили сына и дочь (близнецы) на Новогоднюю сказку, в возрасте 2,5 лет. Дети были подготовлены, с ними много занимались мама и бабушка. Им все очень-очень понравилось!  А сейчас, в 7 лет, они с удовольствием ходят на серьезные спектакли для детей школьного возраста.»

Елена:
«Я привела сразу двоих малышей 2,5 и 1,5 лет в театр Домик Фанни Белл на спектакль «Муха Цокотуха»
Мой старший сын был в восторге! А малыш сначала сидел на руках и смотрел, а потом тихо уснул. Старший имеет большой театральный и книжный опыт. Он живо реагирует на происходящее действие и смеется в смешных местах с 2 лет. «

Катя:
«Все детки разные, мы свою с полутора лет везде водим и театры, и цирки, Уголок Дурова, елки и везде ей очень нравилось, она ни разу не уставала и не ныла. Так что, всё зависит, насколько общителен ваш малыш, наша очень общительная.»

Итак, сделаем вывод. Оказывается, невозможно точно определить с какого возраста ребенку можно посещать театр. Это всегда очень индивидуально и зависит от многих факторов. От степени подготовленности ребенка к культпоходам, уровня развития его общительности и раскрепощенности, общего культурного уровня среды и семьи.

По опыту и наблюдениям за детьми на спектаклях в театре Домик Фанни Белл, мы рекомендуем начать посещение детского театра с 2,5 лет на спектакли «Муха Цокотуха» и «Мойдодыр». Но это нижняя возрастная граница. Такие спектакли будут интересны также детям 3, 4, 5 и 6 лет! Над приключениями Малыша и Мойдодыра хохотали даже восьмилетние мальчишки!

Спектакли «Криктор» и «Сказки лиловой поляны» для детей от 3-х до 10 лет.

Нам не передать словами то счастье, которое мы испытываем от того, как, сидящие рядом на спектакле «Криктор», двухлетняя девчушка, девятилетний джентльмен, тридцатилетняя красавица-мама и седовласый дедушка задорно смеются над выкрутасами героев забавной истории, написанной Томи Унгерером!

А недавно произошло самое удивительное из того, что мы видели на наших спектаклях. На спектакль «Сказки Лиловой поляны»  к нам пришла наша знакомая Арина с полугодовалым малышом. Он спокойно сидел у нее на руках и с интересом смотрел на красочное музыкальное представление. Правда через полчаса (спектакль длится 40 минут) ребенок стал закрывать глазки — наверное просто захотел спать…, так что потом они просто тихо вышли.

Мы всегда с радостью ждем ребятишек разных возрастов и их родителей на детские спектакли в семейный театр «Домик Фанни Белл».

Светлана Соколова

Детский музыкальный театр юного актера

Музыкальный спектакль по вокальному циклу М.Мусоргского

«В детской» — единственная в мире постановка по вокальному циклу «Детская» М.П.Мусоргского.

 Модест Петрович Мусоргский — один из величайших композиторов-реалистов XIX века, далеко опередивший свое время и оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства. Он прожил всего 42 года, но оставил яркий след в русской музыкальной культуре – его оперы, или, как он сам определял их жанр, «музыкальные драмы» «Борис Годунов» и «Хованщина» вошли в число лучших русских классических  произведений, а цикл пьес «Картинки с выставки» признан шедевром фортепианного искусства.

Наиболее ярко талант композитора раскрылся в вокальной музыке – в песнях «Гопак», «Светик Савишна», «Колыбельная Еремушке», «Сиротка», «По грибы», вокальных циклах «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти», в которых он метко и точно воссоздавал живую натуру и характерную речь – во многом благодаря детству, проведенному в усадьбе своих родителей в атмосфере патриархального крестьянского быта. Именно «ознакомление с духом русской народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций», писал композитор в своей автобиографии.

«Детская» — совершенно необычное, не имевшее ранее аналогов произведение. Это не песни, не романсы, а тонкие вокальные сценки, в которых удивительно точно, глубоко и любовно раскрывается мир ребенка.

Большой вокальный цикл, посвященный детям, Мусоргский задумал весной 1868 года. Возможно, на эту мысль его натолкнуло общение с детьми адвоката Дмитрия Стасова, брата музыкального критика Владимира Стасова. В цикле семь песен, их образы очень разные – и грустные, и веселые, но все они пронизаны искренней любовью к детям. В этих вокальных миниатюрах воплотились далекие воспоминания деревенского детства Мусоргского, а так же чуткие наблюдения за жизнью маленьких детей друзей композитора. Мусоргский умел общаться с детьми на их языке и понимать их, мыслить детскими образами. «Он не притворялся с нами, не говорил тем фальшивым языком, каким обыкновенно говорят взрослые с детьми в домах, где они дружны с родителями… Мы разговаривали с ним совершенно свободно, как с равным. Братья тоже ничуть не дичились его, рассказывали ему все происшествия своей жизни…» — вспоминала дочь Дмитрия Стасова.

«Детскую» Модест Петрович писал на собственные тексты. Закончив первый номер цикла «С няней», автор сделал посвящение «великому учителю музыкальной правды Александру Сергеевичу Даргомыжскому». Это было за полгода до смерти Даргомыжского, который высоко оценил опыт молодого автора и посоветовал непременно продолжать работу. Однако Мусоргский, занятый в то время окончанием «Бориса Годунова», надолго отложил ее. Лишь в начале 1870 года были написаны еще четыре номера — «В углу», «Жук», «С куклой» и «На сон грядущий». Последние две пьески, «Кот Матрос» и «На палочке», появились только в 1872 году. Еще две пьесы — «Сон ребенка» и «Ссора двух детей» — не были записаны и не вошли в окончательный вариант цикла.

Шесть из семи номеров цикла имеют посвящения. «В углу» — Виктору Александровичу Гартману, другу композитора, художнику и архитектору, скончавшемуся в расцвете лет от сердечной болезни. «Жук» — идейному вдохновителю композиторского кружка, автору крылатого названия «Могучая кучка» Владимиру Стасову. Над пьеской «С куклой» стоит надпись «Посвящается Танюшке и Гоге Мусоргским» — племянникам композитора, детям его старшего брата Филарета. «На сон грядущий» адресован Саше Кюи, а последний номер, «Поехал на палочке» («На даче»), посвящен Дмитрию Васильевичу и Поликсене Степановне Стасовым. Лишь «Кот Матрос» остался без посвящения.

Вскоре после написания, в 1873 году, «Детская» была издана В.Бесселем в нарядном оформлении Репина и сразу получила признание публики. Вместе с некоторыми другими сочинениями молодых русских композиторов Бессель послал «Детскую» Ференцу Листу, который пришел от нее в восторг. Брат издателя сообщал Мусоргскому, что его сочинение Листа «до такой степени расшевелило, что он полюбил автора». «Я никогда не думал, чтобы Лист, за небольшими исключениями избирающий колоссальные сюжеты, мог серьезно понять и оценить «Детскую», а главное, восторгнуться ею: ведь все же дети-то в ней россияне, с сильным местным запашком…» — писал Мусоргский в письме Стасову.

Цикл «Детская» — одно из немногих произведений Мусоргского, которым посчастливилось при жизни композитора увидеть свет и встретить доброе расположение не только со стороны публики, но и критики.  «Исполнениям сценок «Детской» в лучших петербургских музыкальных кружках не было конца, — писал В. Стасов. — Самые даже ретрограды и враги не могли уже оспаривать талантливость и новизну этих маленьких по размерам, но крупных по содержанию и значению шедевров».

Цикл исполняли выдающееся музыканты – одна из самых известных записей «Детской» сделана Ниной Дорлеак и Святославом Рихтером. Произведение неоднократно исполнялось и с театральной сцены – но исключительно как моноспекталь.

Детский музыкальный театр юного актера впервые в мире, сделав оригинальную оркестровую версию «Детской», превратил вокальный цикл в полноценную театральную постановку, в которой главными действующими лицами являются дети.

Сложные вокальные партии оказались вполне по силам нашим юным актерам – принцип интонационного письма Мусоргский легко перенес на музыкальный язык, соблюдая темп детской речи. Оригинальные костюмы Елены Бочковой и декорации Александра Боровского, световое оформление спектакля воссоздают атмосферу жизни дворянских детей того времени и помогают рассказать о той России, которую мы не застали, но должны знать.       

«В детской» — это первые шаги в актерской профессии для всех поколений артистов нашего театра.  Спектакль объездил с гастролями множество городов России, был неоднократно показан на различных театральных фестивалях. В мае 2020 года постановка отпраздновала свое 30-летие.

Для юных зрителей от 6 лет. Продолжительность спектакля 1 час 20 минут без антракта.

Для чего театр детям? — 15 Января 2018

Мы приходим в театр и в радости, и в печали. Театр — зеркало нашего смеха и слез, лекарь душ человеческих. Для маленьких детей, на чью долю уже с первых лет выпало слишком много страданий, театр — не только сказка, в которой можно ощутить себя сильным и счастливым, но и добрый учитель; друг, помогающий обрести радость и уверенность в своих силах. 

С древнейших времен у человека была потребность выражать свои мысли и чувства посредством театрализованного действа. В ритуальных представлениях люди звали на помощь добрых духов и боролись со злыми; рассказывали о событиях прошлого и настоящего и просто «выпускали пар». С течением времени спектакли стали формой развлечения. Тем не менее, они по-прежнему оставались элементом таинственной и загадочной сферы «жизни духа». Недаром актеров в средние века не хоронили на кладбищах. Театральное действо привлекает, завораживает, заставляет по-новому взглянуть на давно знакомые явления. 

Ребенок, едва родившись, становится участником спектакля под названием «жизнь». Театральная игра наполняет наше повседневное существование сильнее, чем можно подумать. Самые простые колыбельные есть не что иное, как ритуал: младенец засыпает под определенный ритм, определенные слова. Подрастая, малыш начинает принимать участие в играх: 

— Царь Горох, прими нас на работу!
— А что вы умеете делать?
— Мы не скажем, а покажем! 

Вот вам первое представление, в котором ребенок участвует вполне осознанно. Или возьмем, к примеру, сценки, которые из года в год разыгрывает малышня: 

— Анюта!
— Что, барыня? Я тута! 

Никто не знает, сколько лет этой миниатюре. Она дошла до нас почти в первозданном виде еще от пра-пра-прабабушек. Дети так же охотно принимают участие в спектакле, как и смотрят его. Такое мини-действо позволяет одним выразить свои мысли и чувства через участие в спектакле, а другим — получить определенный набор эмоций во время просмотра представления. 

И еще один аспект: ребенок искренне верит в то, что разыгрываемый перед ним спектакль — правда от первого слова до последнего. А участие в театральном действе, пусть даже в качестве зрителя, помогает ему обогатить внутренний мир новыми мыслями, чувствами. 

Посещение профессионального театра позволяет перевести эмоциональное развитие ребенка на качественно иной уровень. Малыш, переступив порог театра, попадает в новый для него мир. Мир, существующий в другом измерении. На него действует и необычное здание, и сама обстановка сказочности, иллюзорности происходящего. Впрочем, что говорить о детях: я сама, проработав шесть лет в театре, не могу отделаться от ощущения, будто в моей работе есть нечто нереальное, некий мистический элемент. Сами подумайте: может ли один нормальный человек сказать другому, не менее нормальному: «Сделай мне луну и пару кирпичей, чтобы кидать в зрителей»? А у нас и не такое говорят! 

Так вот, в настоящем театре ребенок тоже становится соучастником действа: он получает эмоциональный заряд непосредственно от артистов, от сцены — работа «вживую» создает эффект, который никогда не может получиться в кино. Дети искренне верят, что вон та зеленая тряпка — темный лес, а эта зловредная тетка — настоящая баба-яга. Именно поэтому я не рекомендую родителям приводить в театр детей младше пяти лет: они могут по-настоящему испугаться, и тогда само слово «спектакль» примет в сознании ребенка негативную окраску. Впрочем, все дети разные. Трехлетний сын одной моей знакомой сказал как-то: «Мама, я умираю, хочу в театр!». Этот ребенок уже в два года пересмотрел весь наш детский репертуар и был в полном восторге. 

Вообще, родители, которые часто водят детей в театр, замечают, что у их малышей лучше развивается воображение и способности к творчеству. Ведь, спектакль — не что иное, как игра. Игра в сказку: вроде бы, все события — правда, и вроде бы — все происходит «понарошку». 

Вы можете возразить, что все это просто «взрослые» слова, рассуждения старого пропагандиста театра на давно надоевшую всем тему. Чтобы не быть голословной, приведу цитаты из рассказов, присланных на конкурс «Театр глазами детей», проходивший в сезоне 2001-2002 гг. в Сызранском муниципальном драматическом театре им. А. Толстого. 

«Когда мы вошли в Драмтеатр, то пахнуло каким-то странным ощущением. Пока мы шли по коридорам, по фойе, приближаясь к этому заветному для многих людей месту, ощущение это нарастало, ощущение напряженной работы, вдохновления, великого труда — превращения одного человека в другого, добряка — в отчаянного злодея, закоренелого холостяка — в Дона Жуана, мужчины — в женщину и наоборот. И вот мы уже рядом, еще чуть-чуть и… только т-с-с-с, а то спугнете ЭТО, никем не виданное, никем не слыханное, но всеми ощущаемое что-то нечто. Муза, воодушевление — называйте ЭТО, как хотите, но оно здесь и сейчас!» 
Катя Грачева, 14 лет (III место) 

Итак, дети всегда ждут встречи с вечным чудом, имя которому «Театр». И взрослые легко могут подарить это чудо малышу.Что характерно — даже ершистые подростки испытывают трепет при соприкосновении с искусством. А о малышах и говорить нечего! 

«За что я люблю театр? Мне нравится там все: красивая обстановка, волшебный мир сказочных героев, портреты актеров на стенах, которые я очень люблю рассматривать. Когда я захожу в театр, мне кажется, что это музей. Там нет ничего обыкновенного, ничего такого, что может не понравиться. И мне нравится все! Посещение театра вызывает во мне бурю чувств. Сначала я чувствую себя неуверенно, а потом привыкаю. А когда начинается спектакль, у меня появляются такие сказочные ощущения! Мне кажется, как ребенку, хотя я уже школьница, что я как бы путешествую, переживаю приключения, радуюсь вместе с героями». 
Оксана Токарева, 7 лет (II место) 

Помните, я писала, что ребенок искренно верит во все происходящее? Вот вам и подтверждение моих слов из уст ребенка. Девочка сопереживает театральным героям и таким образом становится соучастницей игрового действа, даже сама того не осознавая. 

«За то время, которое я потратил на подготовку к конкурсу, я прочитал очень много об истории театра, о рабочих. Я пришел к простому выводу: как хорошо, что в нашем небольшом городе есть театр; что когда тебе грустно, но так хочется веселья и радости, есть место, где мне всегда хорошо. И я иду в театр. И совсем не важно, какой спектакль, новый или просмотренный несколько раз. Это не важно… Я все равно иду в театр». 
Антон Миронов, 10 лет (I место). 

Знаете, когда я впервые читала эти три работы, то подумала, что конкурс стоило провести хотя бы ради них. Только для того, чтобы узнать, как тонко могут чувствовать дети. Обратите внимание: во всех трех сочинениях так или иначе упоминается «никем не виданное, никем не слыханное, но всеми ощущаемое что-то нечто». Тот самый мистический элемент, о котором я уже писала. Театр будоражит внутренний мир ребенка, дает пищу для новых размышлений о жизни и о себе.  

Особенно меня радует отклик Антона Миронова. Знаете, чем? Тем, что он уже в 10 лет понимает, «что когда тебе грустно, но так хочется веселья и радости», можно пойти за недостающими эмоциями в театр. То есть получить удовольствие от соприкосновения с искусством. `Впрочем, благотворное влияние театрального действа на мысли и чувства человека демонстрируют подчас и самые косноязычные отклики. Например, этот. 

«Актер для театра больше, чем актер. Я понял это после посещения одного из спектаклей СМДТ. Роли, исполненные актерами, были настолько реалистичными, что создавалось впечатление, а спектакль ли это?.. то есть исчезала грань между прошлым и настоящим. Я получил столько положительных эмоций, которые в нынешнее время вряд ли получишь от простого общения… В общем роли исполнены настолько профессионально, артистично и реально, что остается только восхищаться: а ведь есть еще в этом суровом и порой жестоком мире люди, которые способны дарить тепло своего сердца. И ради этого они готовы жертвовать, ведь искусство требует жертв. И еще я хотел сказать слова благодарности всем актерам и актрисам СМДТ за то, что они дают надежду на хорошее будущее, которое когда-нибудь все равно наступит». 
Алексей Карпичев. 
Этот отклик особенно ценен оттого, что его автор — воспитанник детского дома и впервые попал в театр уже в подростковом возрасте, когда ребенку свойственно скептическое отношение ко всему окружающему. И этот мальчик тоже попал под влияние самой атмосферы театра и незаметно для себя принял участие в спектакле. В качестве зрителя. Ведь зрители тоже вносят свой вклад в создание определенного настроя. 
 

 

И все же вернемся к вопросу, вынесенному в заголовок статьи: для чего же театр детям? Я отвечаю на него каждый день в течение последних шести лет. Потому что его задают перед любым новым мероприятием для детей, которое мы проводим, будь то сказка, елочное представление или детский конкурс. Ответ простой и банальный: театр нужен детям настолько, насколько им нужна встреча с чудом. Эмоциональный мир ребенка нуждается в дополнительной подпитке, и именно в театре можно ее получить. Ведь ожившая сказка (а любое детское представление является именно ожившей сказкой) потрясает детское воображение и дает толчок развитию творческих способностей. Кстати, работы, присланные на конкурс «Театр глазами детей», подтверждают этот тезис. Дети в возрасте от 5 до 14 лет рассказали в сочинениях и стихах и показали в рисунках, что театр для них — это чудо, которое всегда рядом. Сказка, которая сбывается. 

Не побоюсь сказать, что родители, которые с самого раннего возраста водят детей в театр, ставят перед собой дальнюю цель. Ведь театральное действо не только развлекает, но и развивает. И человек, знающий, что удовольствие можно получить от соприкосновения с искусством, задумается, прежде чем принимать такие заменители реальности, как алкоголь и наркотики. Но не это главное. Главное: посещение театра — праздник для ребенка. И потому, не устаю повторять: приведите ребенка в театр, подарите ему праздник. Да и вы сами получите новые впечатления, сможете сделать свою жизнь более разнообразной. 

В совместном посещении театра есть еще одна важная особенность: вы можете обсудить спектакль с ребенком, поговорить, кто из героев вам и малышу понравился, а кто — нет, и почему. Так вы сможете укрепить контакт с ребенком, добиться взаимопонимания, которое вам еще ох как пригодится. 

И напоследок — еще одна цитата из сочинения на конкурс «Театр глазами детей». 

«А когда представление подходит к концу, и опускается занавес, становится очень грустно, что волшебство закончилось и нужно возвращаться к привычной жизни: дом, школа, уроки. И я всегда с нетерпением жду нового посещения театра». 
Токарева Оксана, 7 лет. 

Итак, дети всегда ждут встречи с вечным чудом, имя которому «Театр». И взрослые легко могут подарить это чудо малышу. 


Варвара Галицкая
(Журнал «Игра и дети», 2006 г., № 6)

Жестокие дети | Московский Государственный Академический Детский Музыкальный Театр имени Наталии Ильиничны Сац

рекомендовано от  16 лет

1 ч. 20 мин.

опера

Премьера состоялась 12 марта 2020 года

Филип Гласс
Les Enfants Terribles / Жестокие дети
(по мотивам романа Жана Кокто «Les Enfants Terribles»)
Российская премьера
Малая сцена

 «Мы продолжаем последовательно расширять репертуарные границы нашего театра, который уже несколько лет работает для зрителей самых разных возрастов. Так, наравне с детским, «сказочным» репертуаром, у нас есть репертуар классический и есть –эсклюзивный, включающий произведения, которые нельзя увидеть больше ни на одной сцене не только России, но зачастую и Европы. Это и барочная опера Хуана Идальго де Поланко «Любовь убивает», и «анти-опера» Владимира Мартынова «Упражнения и танцы Гвидо», и вот теперь – «Жестокие дети». Даже профессионалы музыкального мира не всегда знают об этом произведении, между тем, оно является частью оперной трилогии Филипа Гласса по текстам Кокто, куда также входят «Орфей» и «Красавица и чудовище».

Опера «Жестокие дети» необычна во всех смыслах. Весь оркестр, вся ее партитура – это три фортепиано. Уже одно это делает ее неординарным явлением в ряду оперных произведений, как и принцип минимализма, являющийся основой стиля этого выдающегося композитора рубежа тысячелетий: маленькие музыкальные структуры, которые бесконечно повторяются с вариациями, эмоционально закручивая, вводя публику в транс, в гипноз.

Необычна и история, рассказанная великим Кокто про детей, проводящих все время в искривленном пространстве своей комнаты, в котрой непонятно, где игра, где реальность, и что такое реальность, когда постоянно длится игра. Именно здесь развивается сюжет о взрослении, о том моменте, когда в нашу жизнь вторгаются любовь и смерть, две эти главные вещи для человека, две эти главные темы в искусстве, с разными проявлениями которых персонажи сталкиваются на протяжении всей оперы.

Появление «Жестоких детей» – очень важный шаг для нас, еще один наш шаг в открытии неизвестных территорий современного театра».

Художественный руководитель театра и режиссер-постановщик спектакля
Георгий Исаакян

«Медитативная музыка Гласса как нельзя более точно передает состояние детей, описанное в пьесе Кокто, состояние, которое нельзя назвать ни сном, ни бодрствованием, состояние, которое можно поймать только в сумерки, в ту щель во времени, которую дети называют Игрой, то таинственное и священное погружение, что неподвластно людям со «здоровым» разумом».

Музыкальный руководитель и дирижер спектакля Алевтина Иоффе

«Мне представляется остроумным сам факт постановки драмы невзросления на территории детского театра – он прочитывается как художественный жест, выворачивающий наизнанку общепринятую идею герметизации детского искусства, его рафинирования, очистки от «взрослых» смыслов. Важной темой в этой работе для меня стала полемика с идеологией Forever Young. Персонажи спектакля очень современны в своем нежелании взрослеть. Маньеристский сюжет Кокто-Гласса о заигравшихся детях, не желающих покидать пределы детской комнаты, с неизбежным трагическим финалом – это сюжет нескольких современных мне поколений, присягнувших Питеру Пэну на верность».

Художник спектакля Ксения Перетрухина

Театр просит зрителей обратить внимание на возрастной ценз, указанный на афише: «16+». «Этот возрастной ценз – наша максимально серьезная, настоятельная рекомендация: «Жестокие дети» станут единственным спектаклем в репертуаре театра, на который действительно не стоит приходить с маленькими детьми», – говорит Георгий Исаакян.

Спектакль идет на французском языке с русскими субтитрами в переводе Александра Вартанова

(С) Исполняется с разрешения Dunvagen Music Publishers, Inc.
Copyright Editions Grasset & Fasquelle-1929

Филип Гласс
«Жестокие дети»

Либретто Филипа Гласса и Сьюзан Маршалл «Children of the Game» по мотивам романа Жана Кокто «Les Enfants Terribles»

Музыкальный руководитель и дирижер
Алевтина ИОФФЕ
Режиссер-постановщик
Георгий ИСААКЯН
Художник-сценограф
Ксения ПЕРЕТРУХИНА
Художник по костюмам
Алексей ЛОБАНОВ
Художник по свету
Евгений ГАНЗБУРГ
Дирижер
Сергей МИХЕЕВ

Ансамбль фортепиано:
Лауреат международного конкурса
Анастасия ЗИМИНА
Лауреат международных конкурсов
Ирина КРАСАВИНА
Олеся ПОТАПОВА
Лауреат всероссийского и международных конкурсов
Дарья СМИРНОВА

Ассистент режиссера
Мария ФОМИЧЕВА

Помощники режиссера
Элина БОРЕЙКО
Кристина ЗЫБЕНКОВА
Галина СЕДЫХ
Янис БРАЙЛОВСКИЙ

Лиз
Лауреат всероссийского и международных конкурсов
Вера АЗИКОВА
Людмила ВЕРЕСКОВА
Мария ДЕЕВА

Агата / Даржело
Лауреат международного конкурса
Александра АНТОШИНА
Анна ХОЛМОВСКАЯ
Мария ЮРКОВСКАЯ

Жерар
Лауреат всероссийских и международных конкурсов
Максим ДОРОФЕЕВ
Лауреат международных конкурсов
Вячеслав ЛЕОНТЬЕВ
Лауреат всероссийских и международных конкурсов
Сергей ПЕТРИЩЕВ

Поль
Лауреат всероссийских и международных конкурсов
Денис БОЛДОВ
Лауреат всероссийского и международных конкурсов
Михаил ГУЩЕНКО
Андрей ЮРКОВСКИЙ

Голос Рассказчика
Григорий КАЛИНИН

Другие способы приобретения билетов

Дети и театр

Современные родители, ценящие искусство во всех его проявлениях, стремятся привить любовь к творчеству и у своего ребенка с самых первых месяцев жизни. Музыка, детские выставки, рисование — все это малыш осваивает, было совсем крохой. А как же мир театра? Нужен ли он совсем маленьким детям или лучше дождаться, пока малыш немного подрастет, и лишь потом познакомить его с этим удивительным искусством?

В каком возрасте начать

Уверенные родители в том, что привести малыша в театр никогда не рано.Однако это не так. Несмотря на то, что даже совсем крохи порой выдерживают недлинные спектакли в 30-40 минут, это вовсе не значит, что культпоход идет им на пользу. Долгая дорога, большое скопление людей, шум, детские крики, очередь в гардероб — все это очень утомляет и пугает кроху. Неудивительно, что большинство детей, которых родители приводят на спектакль в возрасте до 2-3 лет, начинают ассоциировать театр с определенным дискомфортом, и в сознательном возрасте их туда ни за какие коврижки больше не затянешь.Специалисты рекомендуют отложить первый выход на публичное мероприятие до того момента, пока ему не исполнится 2,5-3 года. Однако это вовсе не значит, что ожидание должно быть пассивным. Вы можете подготовить почву в спокойной и знакомой обстановке.

Домашний театр

Самый главный плюс представлений, устроенных дома — их ненавязчивость. Если малыш устал, спектакль можно отменить или просто перенести на более удобное время. Обстановка на домашний спектакле будет малышу хорошо знакомой, а если ему не захочется смотреть представление в одиночестве, вы можете пригласить всех членов семьи или пригласить сверстников вашего ребенка.

Очень важно понимать, что малыши воспринимают любого персонажа спектакля как живого, даже если это не переодетый человек, а просто кукла или плюшевая игрушка. И порой такие персонажи как Баба-Яга, Кощей, Злой Дракон или Серый Волк в настоящем театре малыша могут попросту испугать. Чтобы не произошло, в некоторых театрах такого спектаклем специально для детей проводится знакомство их с актерами, чтобы малыши, увидев их на сцене в образе злых героев, не боялись. Однако, по мнению психологов, такой подход не является хорошим решением, поскольку дети должны учиться преодолевать свои страхи, а не утрачивать иллюзии.Чем дольше малыш верит в то, что куклы по ночам оживают, а под елку кладет подарки настоящий Дед Мороз, тем счастливее и беззаботнее будет его детство. Поэтому специалисты рекомендуют просто до поры до времени не водить в театр слишком впечатлительных детей.

В домашней обстановке можно разыграть абсолютно любую сказку, как уже знакомую малышу, так и совершенно новую. Родители с развитым воображением могут ставить для своего чада уникальные спектакли, которые не развлекут маленького зрителя, но и научат его понимать, что такое добро, дружба, любовь, справедливость и взаимопомощь.

Детский театральный репертуар

Когда, наконец-то, чадо немного подросло, и мама с папой уже готовы отвести его на первый в жизни настоящий спектакль, перед ними встает вопрос: а что же смотреть? К сожалению, самых простых постановок типа «Репка» или «Курочка Ряба» в современных театрах практически не ставят. Тем не менее для первого раза лучше выбрать что-то хорошо известное малышу, например, «Колобок» или «Муха-Цокотуха».

Чаще всего в театрах показывают детские спектакли с более серьезным сюжетом: «Волшебник Изумрудного города», «Снежная королева», «Оловянный солдатик», «Щелкунчик», «Буратино».Выбирая представление, которое хотите сводить своего кроху, обязательно учесть возраст малыша. Как правило, в афишах указаны возрастные рекомендации для каждого спектакля, но порой они дают слишком широкий диапазон, например, «От 3 до 8 лет» или просто «Детям до 14». В таком случае ориентироваться стоит на общую длительность представления и количество антрактов. Прикиньте, сколько сможет высидеть ваш ребенок, исходя из этого, сделайте выбор в той или иной постановки.

Ни в коем случае не выбирайте для знакомства малыша с театром постановку страшной сказки, особенно если речь идет о любительском спектакле в районном Доме Культуры или местном кинотеатре.Очень часто такие представления насилия, которые не только испугают ребенка.

В какой театр идти

Лучше всего будет, если первое знакомство малыша с театром начнется с небольшого помещения. Идеально для этой цели подойдут камерные театры, которые есть в любом городе. В таких учреждениях обычно царит уютная, практически домашняя обстановка и нет большого скопления публики, как в больших театрах.

Хорошие детские постановки идут и в кукольных театрах. Кукольные игрушки порой оказываются гораздо интереснее для малыша, чем традиционная игра актеров, как детям присущественное мышление, и они по-настоящему представляют собой игрушки оживать. Конечно же, завладеть детским вниманием может и спектакль, в котором играют люди, однако все это напрямую зависит от мастерства актерской труппы.

И лишь тогда, когда малыш привык к небольшим спектаклям и полюбит их, можно начинать посещать вместе с ним большие театральные залы.

Виктория Грицук

Театр для детей: развиваем ребенка

Трудно найти универсальное средство для развития и воспитания ребенка, но оно всё же есть. Это — театр. Справедливости ради нужно отметить, что театр — это особый мир, имеющий собственную душу. Приобщение к этому миру делает жизнь человека ярче и интереснее. Чем раньше мы откроем нашим детям волшебный мир театра, тем большее влияние он оказывает на их развитие.

Полезное влияние театра

Положительное воздействие театра трудно переоценить.

— Театр приобщает ребенка к правилам и нормам поведения в обществе. Здесь вы не видите шумных и бегающих без дела детей, громко разговаривающих и вызывающе одетых зрителей. В этом месте все пронизано культурой. В театре дети учатся правильно одеваться, вести себя, выражать эмоции, приучаются к дисциплине и самоконтролю. На этой основе в дальнейшем будут усваиваться и другие правила и нормы.

— Театр учитывает людей и выражать собственные чувства. Чтобы жить в гармонии с другими, нужно уметь понимать себя.

Во время спектакля дети наблюдают за отношениями между людьми и видят, как они выражают радость, гнев, восторг, разбираются в сложных понятиях, как любовь, дружба, ненависть, предательство, страдания, верность и надежда. При этом появляется уникальная возможность сравнить свои эмоции с эмоциями других людей.

— Театр развивает интеллект. Ребенок в течение длительного времени следит за событиями на сцене. При этом ему необходимо запоминать имена героев, детали сюжета.После спектакля всегда появляется желание поделиться впечатлением с близкими. Таким образом, у ребенка развиваются память, мышление, речь.

— Развиваются творческие способности ребенка. Прежде всего, театральное действие благотворно влияет на развитие воображения. Умение фантазировать может стать средством для детского творчества.

— Театр учит сопереживать. На сцене актеры проживают кусочек жизни, переживает вместе с ними все события: сочувствует, печалится, злится и плачет от радости.

Детский музыкальный театр юного актера

Музыкальный спектакль по вокальному циклу М.Мусоргского

«В детской» — единственная в мире постановка по вокальному циклу «Детская» М.П.Мусоргского.

Модест Петрович Мусоргский — один из величайших композиторов-реалистов XIX века, далеко опередивший свое время и оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства. Он прожил всего 42 года, но оставил яркий след в русской музыкальной культуре — его оперы, или, как он прожил их жанр, «музыкальные драмы» «Борис Годунов» и «Хованщина» вошли в число лучших русских классических произведений, цикл пьес «Картинки с выставки» признан шедевром фортепианного искусства.

Наиболее ярко талант композитора раскрылся в вокальной музыке — в песнях «Гопак», «Светик Савишна», «Колыбельная Еремушке», «Сиротка», «По грибы», вокальных циклах «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти» », В которых он метко и точно воссоздавал живую натуру и характерную речь — во многом детству, проведенному в усадьбе своих родителей в атмосфере патриархального крестьянского быта. Именно «ознакомление с духом русской народной жизни было большим импульсом музыкальных импровизаций», писал композитор в своей автобиографии.

«Детская» — совершенно необычное, не имевшее ранее аналогов произведение. Это не вокальные вокальные сцены, не романсы, в которых удивительно, точно и любовно раскрывается мир ребенка.

Большой вокальный цикл, посвященный детям, Мусоргский задумал весной 1868 года. Возможно, на эту мысль его натолкнуло общение с детьми адвоката Дмитрия Стасова, брата музыкального критика Владимира Стасова. В цикле семь песен, их образы очень разные — и грустные, и веселые, но все они пронизаны искренней любовью к детям.В этих вокальных миниатюрах воплотились далекие воспоминания деревенского детства Мусоргского, а так же чуткие наблюдения за жизнью маленьких детей друзей композитора. Мусоргский умел общаться с детьми на их языке и понимать их, мыслить детскими образами. «Он не притворялся с нами, не говорил тем фальшивым языком, каким обыкновенно говорят взрослые с детьми в домах, где они дружны с родителями… Мы разговаривали с ним совершенно свободно, как с равным». Братья тоже ничуть не дичились его, рассказывали ему все происшествия своей жизни… »- вспоминала дочь Дмитрия Стасова.

«Детскую» Модест Петрович писал на собственные тексты. Закончив первый номер цикла «С няней», автор сделал посвящение «великому учителю музыкальной правды Александру Сергеевичу Даргомыжскому». Это было за полгода до смерти Даргомыжского, который высоко оценил опыт молодого автора и посоветовал непременно продолжать работу. Однако Мусоргский, занятый в то время окончанием «Бориса Годунова», надолго отложил ее. Лишь в начале 1870 года были написаны еще четыре номера — «В углу», «Жук», «С куклой» и «На сон грядущий».Последние две пьески, «Кот Матрос» и «На палочке», появились только в 1872 году. Еще две пьесы — «Сон ребенка» и «Ссора двух детей» — не были записаны и не вошли в окончательный вариант цикла.

Шесть из семи номеров имеют цикла посвящения. «В углу» — Виктору Александровичу Гартману, другу композитора, художнику и архитектору, скончавшемуся в расцвете лет от сердечной болезни. «Жук» — идейному вдохновителю композиторского кружка, автору крылатого названия «Могучая кучка» Владимиру Стасову.Над пьеской «С куклой» стоит надпись «Посвящается Танюшке и Гоге Мусоргским» — племянникам композитора, детям его старшего брата Филарета. «На сон грядущий адресован Саше Кюи, а последний номер,« Поехал на палочке », посвящен Дмитрию Васильевичу и Поликсене Степановне Стасовым. Лишь «Кот Матрос» остался без посвящения.

Вскоре после написания, в 1873 году, «Детская» была издана В.Бесселем в нарядном оформлении Репина и сразу получила признание публики.Вместе с некоторыми другими сочинениями молодых русских композиторов Бессель послал «Детскую» Ференцу Листу, который пришел от нее в восторг. Брат издателя сообщал Мусоргскому, что его сочинение Листа «до такой степени расшевелило, что он полюбил автора». «Я никогда не думал, чтобы Лист, мог серьезно понять и оценить« Детскую », а главное, восторгнуться ею: все же дети-то в ней россияне, с сильным местным запашком …» — писал Мусоргский в письме Стасову.

Цикл «Детская» — одно из немногих произведений Мусоргского, которому посчастливилось при жизни композитора увидеть свет и встретить доброе расположение не только со стороны публики, но и критики. «Исполнения сценок« Детской »в лучших петербургских музыкальных кружках не было конца, — писал В.Стасов. — Самые даже ретрограды и враги не могли уже оспаривать талантливость и новизну этих по размерам, но крупных по содержанию и значению шедевров ».

Цикл исполняли выдающееся музыканты — одна из самых известных записей «Детской» сделана Ниной Дорлеак и Святославом Рихтером.Произведение неоднократно исполнялось и с театральной сцены — но исключительно как моноспекталь.

Детский музыкальный театр юного актера впервые в мире, сделав оригинальную оркестровую версию «Детской», превратился вокальный цикл в полноценную театральную постановку, в которой главными действующими лицами являются дети.

Сложные вокальные партии детской вполне по силам нашим юным актерам — принцип интонационного письма Мусоргский легко перенес на музыкальный язык, соблюдая темп речи.Оригинальные костюмы Елены Бочковой и декорации Александра Боровского, световое оформление спектакля воссоздают атмосферу жизни дворянских детей того времени и показывает о той России, которую мы не застали, но должны знать.

«В детской» — это первые шаги в актерской профессии для всех поколений артистов нашего театра. Спектакль объездил с гастролями множества городов России был неоднократно показан на различных театральных фестивалях. В мае 2020 года постановка отпраздновала свое 30-летие.

Для юных зрителей от 6 лет. Продолжительность спектакля 1 час 20 минут без антракта.

ДЕТИ У ВЛАСТИ (ПРЕМЬЕРА) — Александринский театр

Спектакль Николая Рощина и Андрея Калинина по пьесе Роже Витрака «Виктор, или Дети у власти».

Роже Витрак (1899-1952) — французский поэт, драматург. Вместе с Антоненом Арто и Робером Ароном основал «Театр Альфреда Жарри». Первым из первых вошел в группу сюрреалистов, возглавляемых Андре Бретоном, и первым же был из нее исключен.Невзирая на скорое исключение из группы, универсальное его обычное сюрреалистическое драматургом. Автор пьес «Тайны любви» (1927), «Трафальгарский удар» (1934), «Барышни широких просторов» (1938). Самая знаменитая из них, безусловно, «Виктор, или у власти» (1927).
Эта пьеса выдержала во Франции набор постановок. В разное время ее ставили Антонен Арто, Жан Ануй, Роже Планшон. Французы говорят о ней только в превосходной степени: «великое произведение», «театральный шедевр», «вершина сюрреализма».
По мысли Витрака пассивный и сочувствующий зритель-наблюдатель должен был уступить место враждебно настроенному участнику, провоцируемому авторами и актерами. «Смерть публике», — декларативно заявлял Витрак.
Первая постановка «Детей у власти» была осуществлена ​​Антоненом Арто в 1928 году в «Театре Альфреда Жарри» на сцене Комеди де Шанз-Элизе. Вот что писал Арто о «Детях у власти»: «Эта пьеса переводит на язык пылких и в то же время окаменевших жестов распад современной мысли и ее замещение… чем? Во всяком случае, вот вопрос, на который отвечает главным образом? Что у нас есть? Нет общих мерок, нет замеченных переходов. Что остается? Все это показано очень действенно и ощутимо, отнюдь не по-философски ».

Сегодня «Виктор, или Дети у власти» считается самой репертуарной сюрреалистической пьесой французского театра. Если сто лет назад авторы «Виктора, или Детей у власти» были пропитаны злобой и выступали под антитеатральным девизом «Смерть публике», то нынешний спектакль — это искреннее признание театру в любви и верности.


Программа к премьере:

2 сентября. Лекция Вадима Максимова «Галлюцинация как главное драматическое средство (Роже Витрак и сюрреализм)»
3 сентября. Лекция Михаила Трофименкова «Сюрреализм в кино»
5 октября Лекция Вадима Максимова «Виктор» Роже Витрака и возможность постановки сюрреалистического спектакля »

Премьера — 3, 4 сентября 2019


Жестокие дети | Московский Государственный Академический Детский Музыкальный Театр имени Наталии Ильиничны Сац

рекомендовано от 16 лет

1 ч.20 мин.

опера

Премьера состоялась 12 марта 2020 года

Филип Гласс
Les Enfants Terribles / Жестокие дети
(по мотивам романа Жана Кокто «Les Enfants Terribles»)
Российская премьера
Малая сцена

«Мы продолжаем последовательно расширять репертуарные границы нашего театра, который уже несколько лет работает для зрителей самых разных возрастов. Так, наравне с детским, «сказочным» репертуаром, у нас есть репертуар классический и есть –эсклюзивный, включающий произведения, которые нельзя увидеть больше ни на одной сцене не только России, но часто и Европы. Это и барочная опера Хуана Идальго де Поланко «Любовь убивает», и «анти-опера» Владимира Мартынова «Упражнения и Гвидо», и вот теперь — «Жестокие дети». Даже профессионалы музыкального мира не всегда знают об этом произведении, между тем, оно является частью оперной трилогии Филипа Гласса по текстам Кокто, куда также входят «Орфей» и «Красавица и чудовище».

Опера «Жестокие дети» необычна во всех смыслах. Весь оркестр, вся ее партитура — это три фортепиано. Уже одно это делает ее неординарным явлением в ряду оперных произведений, как и принцип минимализма.

Необычна и история, рассказанная великим Кокто про детей, проводящих все время в искривленном пространстве своей комнаты, в котрой непонятно, где игра, где реальность, и что такое реальность, когда постоянно длится игра. Именно здесь развиваются сюжеты о взрослении, о том моменте, когда в нашу жизнь входят и смерть, две эти главные темы в искусстве, с разными проявлениями, которые персонажи встречаются на протяжении оперы.

Появление «Жестоких детей» — очень важный шаг для нас, еще один наш шаг в открытии неизвестных территорий современного театра ».

Художественный руководитель театра и режиссер-постановщик спектакля
Георгий Исаакян

«Медитативная музыка Гласса как нельзя более точно передает состояние детей, состояние, которое нельзя назвать ни сном, ни бодрствованием, состояние, которое можно поймать только в сумерки, в ту щель во времени, которую называют дети Игрой, то таинственное и священное погружение, что неподвластно людям со «здоровым» разумом ».

Музыкальный руководитель и дирижер спектакля Алевтина Иоффе

«Мне представляется остроумным сам факт постановки драмы невзросления на территории детского театра — он прочитывается как художественный жест, выворачивающий наизнанку общепринятую идею герметизации детского искусства, его рафинирования, очистки от« взрослых »смыслов . Важная темой в этой работе для меня стала полемика с идеологией Forever Young .Персонажи спектакля очень современны в своем нежелании взрослеть. Маньеристский сюжет Кокто-Гласса о заигравшихся детях, не желающих покидать пределы детской комнаты, с неизбежным трагическим финалом — это сюжет нескольких современных мне поколений, присягнув Питеру Пэну на верность ».

Художник спектакля Ксения Перетрухина

Театр просит зрителей обратить внимание на возрастной ценз, на афише: «16+». «Этот возрастной ценз — наша максимальная серьезная, настоятельная рекомендация:« Жестокие дети », на котором действительно стоит приходить с маленькими детьми» , — говорит Георгий Исаакян.

Спектакль идет на французском языке с русскими субтитрами в переводе Александра Вартанова

(С) Исполняется с разрешением Dunvagen Music Publishers, Inc.
Copyright Editions Grasset & Fasquelle-1929

Филип Гласс
«Жестокие дети»

Либретто Филипа Гласса и Сьюзан Маршалл «Дети игры» по мотивам романа Жана Кокто «Les Enfants Terribles»

Музыкальный руководитель и дирижер
Алевтина ИОФФЕ
Режиссер-постановщик
Георгий ИСААКЯН
Художник-сценограф
Ксения ПЕРЕТРУХИНА
Художник по костюму по костюмам ГОДОЖАН
Художник по костюмам

7 СветОВ69 Алексей ЛОС69 по костюмам

7 Алексей ЛОС69 по костюмам

7 Алексей ЛОС69 по костюмам

Сергей МИХЕЕВ

Ансамбль фортепиано:
Лауреат международного конкурса
Анастасия ЗИМИНА
Лауреат международных конкурсов
Ирина КРАСАВИНА
Олеся ПОТАПОВА
Лауреат всероссийского и международных конкурсов


Ассистент режиссера
Мария ФОМИЧЕВА

Помощники режиссера
Элина БОРЕЙКО
Кристина ЗЫБЕНКОВА
Галина СЕДЫХ
Янис БРАЙЛОВСКИЙ

Лиз
Лауреат всероссийского и международных конкурсов
Вера АЗИКОВА
Людмила ВЕРЕСКОВА
Мария ДЕЕВА

Агата / Даржело
Лауреат международного конкурса
Александра АНТОШИНА
Анна ХОЛМОВСКАЯ
Мария ЮРКОВСКАЯ

Жерар
Лауреат всероссийских и международных конкурсов
Максим ДОРОФЕЕВ
Лауреат международных конкурсов
Вячеслав ЛЕОНТЬЕВ
Лауреат всероссийских и международных конкурсов

Сергей ПЕТРИЩЕ

Поль
Лауреат всероссийских и международных конкурсов
Денис БОЛДОВ
Лауреат всероссийского и международных конкурсов
Михаил ГУЩЕНКО
Андрей ЮРКОВСКИЙ

Голос Рассказчика
Григорий КАЛИНИН

Другие способы приобретения

Финалисты проекта «Театр-Дети» поедут в «Артек» — Театрал

Оргкомитет Всероссийского культурно-социального проекта «Театр-дети» завершил прием заявок на федеральный этап конкурса детского рисунка и конкурса театральных рецензий «Пишем о театре!». Представители 72 регионов России подали в оргкомитет 3174 работы. В финале — 210 ребят, которые отправятся в лагерь «Артек».

Масштабный культурно-социальный проект «Театр-дети», приуроченный к Году театра в России, стартовал весной 2019 года — о нем объявил в Нижнем Новгороде вице-премьер РФ Ольга Голодец. Инициатива направлена ​​на популяризацию театра и театрального искусства среди детской и юношеской аудитории.

Под эгидой проекта «Театр-дети» были запущены Всероссийские конкурсы рисунков и театральных рецензий «Пишем о театре!» для детей от 6 до 18 лет.Дети 11–16 лет (младшая группа) участвовали в конкурсах с 23 апреля по 18 августа, а подростки 17–18 лет (старшая группа) — с 23 апреля по 30 мая. Финалистов определило жюри из каждого региона.

Сочинения старшей института конкурсной группы оценивали представителей Российского института театрального искусства (ГИТИС) и Российского института сценических искусств (РГИСИ). Авторы лучших работ получили дополнительные баллы при поступлении в эти учебные заведения.

210 победителей региональных этапов конкурсов поедут в международный детский центр «Артек» в Крыму.Ребята попадут в специальный театральный отряд, где займутся театральным искусством с педагогами.

Дети встретиться с профессиональными актерами, режиссерами, артистами кино, посетят театры Крыма. Артековцев познакомят с техническим сопровождением спектаклей, организацией работы театра, мастерских и костюмерных комнат. Финалисты федерального этапа примут участие в мастер-классах на сцене.

Имена финалистов федерального этапа будут объявлены 26 августа на официальном сайте Года театра.

Всероссийские конкурсы рисунков и театральных рецензий проходят при поддержке Правительства РФ, Министерства культуры РФ и Союза театральных деятелей РФ.

Справка

«Театр-дети» — масштабный культурно-социальный проект, приуроченный к Году театра в России. В реализации проекта «Театр-дети» участвуют Министерство культуры РФ, Союз театральных деятелей РФ, ГИТИС, РГИСИ, Школа-студия МХАТ, Театральный институт им. Щукина, ВТУ им. Щепкина. Инициатива демонстрирует детям традиции мирового и русского театра, его историю и различные направления.Среди задач проекта — проведение просветительских мероприятий с участием ведущих театральных коллективов и творческих вузов России, создание условий для развития творческих способностей, театрального искусства, приобщение детей к российскому духовному наследию и театральной культуре, популяризация театрального искусства среди молодежи, создание коммуникационной среды и условий для самореализации , повышение социальной и творческой активности подрастающего поколения.

Отцы и Дети — Московский драматический театр «АпАРТе»

Тургенев, мечтавший о появлении социального типа, в котором на благо общества соединились бы скептик Гамлет и энтузиаст Дон Кихот, создал в одном из лучших своих романов. и непрочитанной книгой в русской литературе) образ ниспровергателя основ — Евгения Базарова, кого одни сочли идеалом, другие — клеветой на молодежь, а третьи — помесью Ноздрева и Чайльд-Гарольда.

Вечная коллизия — мировоззренческий конфликт поколений — в пронзительном, ярком, современном, очень современном спектакле Андрея Любимова представлена ​​в стилистике, напоминающей композицию прогрессив-рока с его блистательной эклектичностью, сложной структурой и многократной сменой ритма и тональности, а также соло-эпизодами . А неоднозначный герой, актуальный во все времена, обретает черты молодых бунтарей из субкультур последних десятилетий — от панков до киберготов и не только.

«Ученик» Базарова Ситников разрастается в целый вихрь развязных и стильных фанатов, сопутствующих кумиру, впрочем, только лишь по принципу «покуда им светит слава твоя» и легкостью его предающих. Лучший друг выбирает классику — традицию «отцов», и это как будто бы мудро и неплохо, но как-то бесполетно … Базаров же, хмурый романтик в свитшоте с капюшоном, с рюкзаком на плече, глубинно одинок, как всякая неординарная личность, чья рассудочная теория (по мысли Достоевского) разбивается о жизнь, он пасует перед любовью, и его бунтарство, не способное перейти к созиданию, обречено на саморазрушение и гибель — неожиданно «в тему» ​​звучащую в финале песню Высоцкого:

Кто-то-то высмотрел плод, что неспел,
Потрусили за ствол — он упал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *