Балерина мария ширинкина: Мария Ширинкина

Примерка драгоценностей – Коммерсантъ Санкт-Петербург

Вторжение «молодежного десанта» на сцену Мариинского театра продолжается. Уже состоялись первые выступления Валерии Мартынюк, Оксаны Скорик и Тимура Аскерова в главных партиях балетов «Дон Кихот» («Ъ» писал об этом 16 мая) и «Лебединое озеро». Свой список главных партий продолжила пополнять Мария Ширинкина — она дебютировала в «Ромео и Джульетте». В мариинской Вероне побывала ОЛЬГА ФЕДОРЧЕНКО.

Балет Сергея Прокофьева — Леонида Лавровского — центральная жемчужина в изрядно поредевшем ожерелье советской хореодрамы. Подобно знаменитым историческим драгоценностям, сила этого спектакля — в легендарных именах тех, кто с ним соприкасался, и благодаря которым эта жемчужина и обрела свой миф. Судьба драгоценностей складывается по-разному: кто-то предпочитает хранить их в сейфе, кто-то украшает себя на вечеринку в ночном клубе. Есть драгоценности фамильные, которые передают из поколения в поколение, чтобы надевать считанное число раз, но на настоящие праздники.

А иногда их украдкой примеряет горничная, чтобы полюбоваться в зеркале на блеск старинных украшений и вообразить себя «госпожой». На моей памяти последний раз «Ромео и Джульетта» сияли в конце 90-х годов, когда, незадолго до смерти, в Петербург приезжала Галина Уланова и репетировала свою самую сердечную роль с юной тогда Майей Думченко.

Мария Ширинкина, дебютировавшая 21 апреля в главной партии «Ромео и Джульетты», — воспитанница пермской хореографической школы, завершает пятый сезон в Петербурге — первую четверть творческого пути. За пять лет станцовано много: всевозможные корифеечные соло, ведущие партии в одноактных балетах («Аполлон», «Драгоценности», «Шопениана», «В ночи»), главные в «Шурале» и «Сильфиде». Красивых удлиненных линий нынче, кажется, вполне достаточно, чтоб объявить их обладательницу лирической танцовщицей. А если артистка в придачу не вполне твердо стоит на ногах, то дарование ее, несомненно, лирико-романтическое. Дебют Марии Ширинкиной в «Ромео и Джульетте», наверное, можно отнести к той самой примерке драгоценностей, когда более торжествует воображение, нежели реальность.

Внешне балерина соответствует образу идеальной Джульетты: высокая, тоненькая, ладная брюнетка со средиземноморскими большими темными очами. Профессиональные показатели, как то: прыжок, вращение, амплитуда подъема ноги — тоже на высоте. Да и когда-нибудь кто-нибудь видел в Мариинском театре танцовщицу абсолютно непрофессиональную?! В партии Джульетты госпожой Ширинкиной внешне все правила игры были соблюдены: темпы доложены, комбинации исполнены, глаза широко распахивались, брови воодушевленно взметались вверх. Но ощущение «примерки украдкой» не покидало: слишком усердно танцовщица копировала знаменитые позы и жесты, словно тинейджерка, отрабатывающая позы и жесты зазывных рекламных див. И сами хрестоматийные «улановские» позы, растиражированные во всех книгах о балете, не были балериной доведены до конца: где-то смазывала впечатление «откляченная» задняя точка или чрезмерный прогиб в пояснице. Прозрачная, «акварельная» хореография в исполнении госпожи Ширинкиной казалась замазанной густым слоем масляной краски.
Чудеснейшую диагональ в вариации Джульетты в первом акте (изящные, изысканные по форме скачки на пальцах) узнать оказалось невозможно: это было нечто тяжеловесное, без отрыва от подмостков, вколачивание пуантов в пол. Из «собственных заготовок» запомнилось капризное топанье ножкой в сцене сопротивления родителям в третьем акте: так обиженные дети обещают «всем темно сделать» и закрывают глаза.

Но Ромео у этой недо-Джульетты был замечательный! Владимир Шкляров — очень современный Ромео, молодой шалопай, гуляющий ночи напролет. Так и представляешь его белой питерской ночью в веселой компании. Ромео господина Шклярова кажется танцевальным «братом» Леонарду Уайтингу из фильма Франко Дзеффирелли: такая же яркость и открытость чувств, такая же юношеская страсть и пылкость. Искренности в исполнении Владимира Шклярова было за двоих, он, к счастью, восполнил эмоциональные лакуны, оставленные главной героиней.

Не менее замечателен был Тибальд — Илья Кузнецов. Наглая рыжая бестия с кокетливо спускающимся на лоб «локоном страсти», который он, завзятый дуэлянт и бретер, никогда не забывал заботливо поправлять. Дикая ярость и азарт ведут его по жизни в поисках кровавых приключений. Его шпага — продолжение руки, она раздает задиристые щелчки, обидные подзатыльники и оскорбительные пощечины. С такой энергией и кипящим темпераментом господин Кузнецов мог бы в одиночку выиграть чемпионат мира по хоккею!

«Зрителей без масок выведут из театра»

В Москве и других городах с 1 августа разрешено открытие театров для публики. Но пока во всем мире думают, да гадают, что же делать с театрами в ситуации отмены ограничений, вызванных пандемией, как быть со зрителями и как не допустить, чтобы они перезаражали друг друга, Мариинский театр, по сути, стал такой экспериментальной площадкой, где все эти вопросы пытаются проверить на практике. Напомним, что эта компания стала первой в России, допустившей своих солистов до репетиций, тогда, когда и ограничения еще толком никто не снимал. Дальше – больше… Уже 20 июня, после хлопот Валерия Гергиева на совещании у Владимира Путина, в рамках фестиваля «Звезды белых ночей» в Мариинке дали первый живой концерт для зрителей.   И буквально на днях там прошел первый в мире после снятия ограничений Гала-концерт звезд балета Мариинского театра.

Более того, Мариинка на этом останавливаться не собирается и продолжит давать такие концерты дальше и даже, как нам удалось узнать, подумывает уже о полноценных балетных спектаклях (хотя в это трудно поверить, потому что артисты кордебалета прославленной труппы всё ещё сидят на карантине). Как же проходит этот уникальный для всего мирового театрального сообщества эксперимент? Об этом разговор обозревателя «МК» с суперзвездой мирового балета, премьером Мариинского театра и Баварского государственного балета, приглашенным солистом многих знаменитых балетных компаний мира Владимиром Шкляровым, который, собственно, и открыл на Новой сцене Мариински-2 балетный гала-концерт со своей партнершей Марией Хоревой па-де-де из балета Чайковского «Спящая красавица». 

— Большой театр в отпуске, из которого они в конце июля выходят. Другие балетные театры тоже…  Один Мариинский «трудится в поте лица»… Володя, Вы так и будете работать без отпуска?

— Ну «наотдыхались» уже, с одной стороны… (смеется). Единственный момент, о котором действительно жалею в этом вопросе: очень хочется вывезти ребенка куда–то на море. Из-за режима самоизоляции мы с Машей (супруга Мария Ширинкина, первая солистка балетной труппы Мариинского театра — П.Я.) можем рассматривать только Ленобласть – а Балтийское море все-таки не южное, несмотря на то, что этим летом Петербург радует теплой и солнечной погодой. Да и цены в результате эпидемии просто сумасшедшие…

— Я думал, у вас сезон закончился как у всех, и вдруг, совершенно неожиданно возникли эти концерты…

— Мариинский, в отличие от многих российских театров, не объявлял о закрытии своего текущего сезона. Насколько мне известно, каждую неделю в субботу и воскресенье планируют делать такие гала-концерты. Во всяком случае, они уже анонсированы на 18, 19 июля. Конечно, выход из вынужденного «отпуска» должен для всех проходить осторожно.

— А Вы сами не боитесь так смело выходить на сцену? Ведь Вы – первая в Европе труппа, получается, которая уже начала показывать концерты вживую! И не просто оперные, где, допустим, можно еще держать на сцене социальную дистанцию… А балетные, где все делается только в очень тесном контакте партнеров, потому что по-другому танцевать просто невозможно.

— Да что там в Европе… В мире! Этого до нас никто еще не делал.

— В Южной Корее, говорят, зрители уже и не в щахматном порядке сидят. Но вот Ковент-Гарден очень осторожно к этому подходит, и там прошло только несколько концертов онлайн, которые транслировались по интернету (правда за деньги). 1 сентября у них только труппа полностью собирается, и они будут думать, что делать дальше…. Я уже не говорю о Парижской Опере и американских труппах, которые начнут работать только в следующем году…

— Уверен, если театру позволяют давать концерты – значит, на это есть разрешение Роспотребнадзора. Что касается нас, артистов: естественно, мы все проверяемся, сдаем тесты – в том числе, чтобы создать безопасную эмоциональную среду для себя и для тех, с кем вступаем в непосредственный контакт на сцене. По театру все передвижения обязательно в перчатках и маске – без них никуда. На мой взгляд, есть и просто вопрос личной дисциплины: если бы все более ответственно относились к рекомендациям по самоизоляции и безопасности – думаю, динамика распространения вируса была бы иной. К сожалению, много тех, кто думает в первую очередь о себе: в тех же продуктовых магазинах я регулярно наблюдаю не то что отсутствие социальной дистанции, а даже просто отсутствие маски – а ведь это средство индивидуальной защиты и себя, и окружающих. Важно это понимать.

— А Вы когда последний раз сдавали этот анализ на COVID?

— Буквально пару дней назад, непосредственно перед концертом.

— И результат отрицательный? И все, кто участвует в концертах, тоже постоянно проверяются? И ни у кого ничего не было выявлено?

— В балетной труппе у нас ничего. В противном случае, к участию в концертах не было бы допуска. А ставить замены в условиях крайне сжатых сроков подготовки к этим выступлениям было невозможно.

Звезда Мариинского театра Владимир Шкляров разминается перед выступлением. Фото: Instagram Мариинского театра

— У вас концерты проводятся не на Исторической сцене, а в новом здании Мариинка-2? Там какая вместимость и сколько запускают человек на эти концерты?

— Надо отдать должное, и сказать огромное спасибо всем тем, кто не побоялся и пришёл нас поддержать. Потому что вчера и позавчера лично у меня было ощущение, что зал полный, и что даже переаншлаг, настолько всё это было тепло… Мы реально соскучились по нашему зрителю. Такая в зале была сумасшедшая энергетика, которая нас подталкивала делать, наверное, даже невозможное! Потому что все мы, конечно, танцевали с небольшой опаской, поскольку четыре месяца без сцены, естественно, сказываются — никуда от этого не деться. Но, тем не менее, было очень приятно оказаться в родном театре, на родной сцене! И тем более это сделать первыми: я открывал эту программу. Сколько зрителей точно не скажу: общая вместительность зала 2 300, могу только предположить 300-400 человек, с учетом строгой рассадки в шахматном порядке.

— Понятно, что в шахматном… А вот чтобы войти в театр или в туалет, они же где-то все равно сталкиваются… На входе, на выходе…

— Нет, в театре предусмотрен контроль перемещения зрителей. Впускают постепенно, только в масках и перчатках, при входе каждому обязательно измеряют температуру. В зрительном зале контролеры жестко следят за тем, чтобы маски и перчатки не снимались – иначе зрителя будут вынуждены вывести из театра, о чем неоднократно предупреждают. Шахматный порядок – это рассадка через два кресла, на свободные места пересаживаться нельзя, и во время концерта за этим неусыпно следят. Зрители ко всем этим мерам отнеслись с пониманием – что очень приятно. Социальная ответственность – это вопрос взаимного уважения друг к другу.

— Хотел спросить по поводу Вашего участия в телевизионном проекте «Большой балет». Это действительно так? Для мировой звезды Вашего уровня участвовать в каких-либо конкурсах – странное решение. Чем оно продиктовано?

— Да, это конкурс для молодых, начинающих, но перспективных артистов. Мария Хорева (первая солистка балетной труппы Мариинского театра) попала в очень непростую ситуацию: партнер, с которым она должна была участвовать в конкурсе, «откололся»: балет – травмоопасный вид искусства и, в этом плане, имеет много общего с большим спортом. Я согласился по нескольким причинам. С одной стороны, считаю, что если у человека есть мечта, и я могу помочь ему её достигнуть, то я обязательно помогу… Как и мне тоже в свое время помогали, когда я был молодым артистом балета. Это такая личная ответственность перед профессией, «корпоративный дух», если хотите. Поэтому на предложение Маши я согласился сразу. С другой стороны, Маша, безусловно, очень талантливая балерина – оказалась в сложной ситуации: у нас было всего две недели, чтобы приготовить пять больших программ (для неё шесть – она будет танцевать еще соло-номер). Это огромная работа! На первом туре мы станцуем па-де-де из «Спящей красавицы», которым и открывали только что состоявшийся концерт. Мне очень хочется помочь Маше и подтолкнуть её к открытию каких-то новых граней таланта, чтобы этот конкурс прошел с пользой. Опять же, для меня это выход на большую сцену, по которой я очень соскучился, как и любой артист. Конечно, мы приложим все усилия, чтобы представить родной Мариинский театр на должном ему уровне в рамках этого шоу, и как любые участники – мы надеемся победить.

Фестиваль балета в Мариинке

С 21 по 31 марта в Мариинском театре вновь пройдет Международный фестиваль балета «Мариинский». Программа этого года предложит зрителям ретроспективу хореографического искусства: от шедевров Мариуса Петипа, через модерн и неоклассику XX века, к работам современных авторов — тех, кто уже заслужил себе имя, и тех, кому это только предстоит.

По традиции на фестивале будут представлены репертуарные спектакли при участии звезд балетной труппы Мариинского театра и ведущих европейских танцовщиков. 23 марта Марию Александрову и премьера Большого театра Владислава Лантратова можно будет увидеть в балете Юрия Григоровича «Легенда о любви». На следующий день заглавную партию в балете «Жизель» в хореографии Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа исполнит прима-балерина Американского театра балета и приглашенная балерина Михайловского театра — Полина Семионова. Ее партнером в этот вечер выступит премьер Мариинского театра Кимин Ким. 28 марта в роли Китри в балете Александра Горского «Дон Кихот» выйдет прима-балерина Королевского балета Великобритании — Наталья Осипова, Базиль — премьер Мариинского театра Владимир Шкляров. 29 марта британские танцовщики — прима-балерина Королевского балета Великобритании Лорен Катбертсон и премьер Мариинского театра Ксандер Париш — исполнят главные партии в балете «Спящая красавица» в хореографии Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева. 30 марта в балете Петра Чайковского «Лебединое озеро» встретятся прима-балерина Мариинского театра Виктория Терёшкина и премьер Государственного балета Нидерландов Даниэль Камарго. Также в фестивальной программе — балет «Драгоценности» в хореографии Джорджа Баланчина в исполнении танцовщиков балетной труппы Мариинского театра.

Откроется фестиваль 21 марта Вечером американской хореографии, на котором будет представлена первая балетная премьера сезона — Push Comes to Shove легендарного американского хореографа Твайлы Тарп. Член Американской академии искусств и наук и почетный член Американской академии художеств и литературы, дважды лауреат премии Эмми, премии Тони, приза Джерома Роббинса и многих других наград Твайла Тарп поставила более ста шестидесяти работ. Спектакль, который будет представлен на открытии, был создан для Михаила Барышникова и артистов Американского театра балета в 1976 году. Классик Барышников мечтал расширить свои исполнительские горизонты и заинтересовался творчеством хореографа-модернистки. Теперь в остроумной хореографии, требующей фантастического владения телом и легкости в преодолении границ стилей, предстоит попробовать себя солистам Мариинского театра. Петербургская премьера — первое исполнение знаменитого балета российской труппой, подготовить которую с танцовщиками театра приехала сама Твайла Тарп. Это ее первый визит в Россию.

В рамках Вечера американской хореографии также будет представлен балет «Серенада» Джорджа Баланчина на музыку Петра Чайковского. С этого спектакля началась история американского балета. Баланчин сочинил его для воспитанников организованной в 1934 году в Нью-Йорке первой профессиональной школы. Из балета для учеников, «в котором было бы не очень заметно, как они плохо танцуют» (именно так скромно определял свою задачу хореограф), получился один из самых поэтичных балетов XX века, открывший эпоху бессюжетного танца. В спектакле примет участие балерина Нью-Йорк Сити Балет Мария Ковроски, а также премьер балетной труппы Мариинского театра Евгений Иванченко.

Третий балет вечера — «В ночи» — лиричное сочинение интеллектуала Джерома Роббинса на музыку Фредерика Шопена. Изящная постановка для трех пар, представляющая диалоги между мужчиной и женщиной, всякий раз видоизменяется под стать танцующей паре и становится уникальным сиюминутным искусством. В этот вечер на сцену выйдут: Мария Ширинкина и Владимир Шкляров, Алина Сомова и Константин Зверев, Виктория Терёшкина и Данила Корсунцев.

«Творческая мастерская молодых хореографов» преподнесет множество сюрпризов и станет одним из подарков зрителям. В рамках проекта состоится мировая премьера балета на песни Мика Джаггера (The Rolling Stones) в постановке артистки Американского театра балета Мелани Хамрик. Впервые как хореографы в «Творческой мастерской» примут участие солисты балетной труппы Мариинского театра Александр Сергеев, который поставит номер на музыку Эйтора Вила-Лобоса, и Владимир Шкляров, который совместно с Александром Челидзе создаст фрагмент на музыку Бхимы Юнусова, написанную специально для этого проекта. Во второй раз на «Творческой мастерской молодых хореографов» свой балет покажет Дмитрий Пимонов, в этом году — на музыку Георга Пелециса. Среди постоянных участников — известные зрителям петербургские хореографы Илья Живой с одноактным балетом на музыку Эцио Боссо, Максим Петров с номером на музыку Симеона тен Хольта и Юрий Смекалов с работой на музыку Джованни Боттезини.

Балерины Мариинки рассказали в балетной школе США о вреде фастфуда

Ширинкина, в свою очередь, рассказала историю своего поступления в труппу Мариинского театра. В отличие от Кондауровой и многих других артистов Мариинки, она закончила не Вагановское училище, а Пермское государственное хореографическое училище.

«У меня была возможность принять участие в классе, чтобы показать преподавателям Мариинки, что я могу. Было очень тяжело. Когда я зашла на занятие, я увидела людей, которых до тех пор видела только по телевизору — Ульяну Лопаткину, Диану Вишневу. И пол был для меня непривычным: в Пермском училище полы плоские, а тут — наклонный, и я в середине занятия, вы представляете, я ударила Диану Вишневу, — рассказ Ширинкиной в этот момент прервался дружным вздохом ужаса, ученики Кировской академии, видимо, живо представили себе ситуацию. — Но она меня поддержала, сказала продолжать стараться».

«Слава Богу, все это закончилось, и несмотря ни на что, меня приняли. Первый год в кордебалете — очень тяжело, нужно усвоить огромный поток информации, много работать, запомнить множество движений. Я была в кордебалете пять лет и могу сказать, что это нужно — накапливаются силы, сценический опыт. И когда ты в кордебалете, у тебя всегда есть шанс стать солистом», — заключила Ширинкина.

Ближе к концу встречи ученики Кировской академии осмелели и стали задавать вопросы. Их интересовало, когда Кондаурова и Ширинкина начали заниматься балетом (в шесть лет), как они себя чувствуют, когда остаются одни на сцене и должны исполнять сольную партию («Ради этого мы столько лет и учились», — пояснила Кондаурова), трудно ли привыкать к разнице во времени на гастролях (самое трудное — это адаптироваться к разнице между Санкт-Петербургом и Японией, сказал Фатеев), что самое тяжелое в профессии артиста (конкуренция, сказал Фатеев, а Кондаурова добавила, что сложно примириться с тем, что участвуешь в небольшом количестве спектаклей, и помнить о том, что в театре есть и другие солисты), сколько лет балерины провели в кордебалете (Кондаурова — шесть, Ширинкина — пять).

После окончания формальной части будущие звезды балета попросили разрешения сфотографироваться с нынешними звездами, после чего двое учеников Академии продемонстрировали гостям несколько па.

время для дебютов и сюрпризов.

Soulève ta paupière close

Qu’effleure un songe virginal ;

Je suis le spectre d’une rose

Que tu portais hier au bal.

Tu me pris encore emperlée

Des pleurs d’argent de l’arrosoir,

Et parmi la fête étoilée

Tu me promenas tout le soir. […]

Théophile Gautier

Le spectre de la rose

Гала концерты балета стали приятной традицией Мариинского театра в период постепенного выхода Санкт-Петербурга из режима карантина. Балетная труппа театра представляет вниманию зрителей как фрагменты из известных и любимых публикой постановок, так и балеты-миниатюры.

Открытием гала в летний петербургский вечер 19 июля стало Grand Pas Classique или Большое классическое па Виктора Гзовского на музыку Даниэля Обера из оперы-балета «Бог и баядера, или Влюбленная куртизанка», поставленное им для Иветт Шовире в 1949 году. Оно было интересно, в первую очередь, дебютом Марии Ильюшкиной. Молодая балерина, в дуэте с премьером Тимуром Аскеровым, выглядела в Grand Pas великолепно, и пусть многие предпочитают видеть в такого рода хореографии исключительно опытных танцовщиц, Мария, которая всегда прекрасно чувствует себя в классических постановках, смотрелась очень изящно и свежо.

Мария Ильюшкина и Тимур Аскеров | Надежда Батоева и Константин Зверев

Золушка Алексея Ратманского — это действо вне времени, но все же мы можем видеть элегантного современного принца и хрупкую Золушку, узнаваемую и любимую в любом антураже. Нежное адажио в исполнении Надежды Батоевой и Константина Зверева переносит зрителей в романтическую атмосферу бала, где под музыку Сергея Прокофьева, вершится история любви.

Мария Ширинкина (Шклярова) и Алексей Тимофеев

Сказочный мир балета Шурале очень сложно показать в одном небольшом адажио, но Мария Ширинкина и Алексей Тимофеев передали настроение этого самобытного и очень интересного балета Леонида Якобсона. Лично мне очень нравится тот задор и легкость, с которым Мария исполняет партии юных нежных героинь, они получаются у нее очень трогательными и, в то же время, яркими.

Дарья Ионова и Филипп Степин

Балет Михаила Фокина Видение Розы, поставленный в 1911 году для труппы Русского балета Дягилева, переносит зрителя в дивный сон. Хрупкая и очень техничная Дарья Ионова, ставшая за два сезона, одной из самых ярких молодых балерин Мариинского театра, прекрасная и невесомая, плавно и легко существует в фокинской хореографии. Девушка в ее исполнении смотрится нежным белым цветком, а Филипп Степин, показал нам Розу не только в образе цветка-юноши, но и галантного кавалера, героя девических снов.

Екатерина Кондаурова и Роман Беляков

Flashback Ильи Живого в исполнении Екатерины Кондауровой и Романа Белякова поражает эмоциональным погружением танцовщиков в этот короткий, но чувственный и очень стильный балет. Екатерина, с ее энергией сильной и яркой женщины, заставляет замирать затаив дыхание. Не думаю, что смогу представить другую балерину, женщину в этой партии. Роман же раскрывается не только как потрясающий партнер, но и как харизматичный герой материализующийся из воспоминаний.

Легенда о любви, балет Юрия Григоровича, созданный в тандеме с Симоном Вирсаладзе, является одной из жемчужин отечественной хореографии XX века, очень интересно было увидеть дуэт Елены Евсеевой и Евгения Иванченко в адажио Ширин и Ферхада.

Елена Евсеева и Евгений Иванченко | Кимин Ким | Алина Сомова

Кимин Ким, ассоциирующийся обычно с технически филигранным исполнением классических партий, приятно удивил, представив публике современную миниатюру Sadness (хореография Сина Ёнджуна) с The More we Posess, the Less we Own of Ourselves Бретта Андерсона в качестве музыкального сопровождения. Премьер балетной труппы приоткрыл часть себя, обычно скрытую от зрителя, продемонстрировав не только прекрасную физическую и техническую подготовку, но и эмоции не Кимина-танцовщика, но Кимина-человека.

Лебедь Михаила Фокина у Алины Сомовой свой, особенный: нежный, трепетный и очень хрупкий, он не желает умирать, но не в силах бороться, постепенно смиряется со своей участью, отражая меланхоличную атмосферу сюжета.

Ксандер Париш

Балет 101 мне удалось увидеть впервые и я могу сказать, что эти минуты потрясающего физического и артистического усилия для танцовщика его исполняющего, полностью стоят количества позитивных эмоций и искреннего смеха зрителей. Ксандер Париш — артист, который в равной степени умеет тронуть за душу как в партии Ромео или Зигфрида, так в шуточных миниатюрах, выглядел абсолютно органично.

Черный Лебедь у Оксаны Скорик узнаваем. Оксана исполняет его с поистине дьявольской энергией, но в то же время ее Одиллия — не всесильна, она скорее является примером антагониста хрупкого и ранимого и от этого еще более опасного. Никита Корнеев в партии Зигфрида даже в коротком па де де вызывает желание присмотреться к его персонажу и интерпретации.

Словом, Мариинский не перестает радовать искрящимися от блеска звезд гала представлениями, где опытные танцовщики раскрывают новые грани своего таланта, а молодежь показывает себя с лучшей стороны в классическом репертуаре.

Текст и фото: Юлия Сумзина

Мариинский театр на гастролях в Вашингтоне

«Русские сезоны» Мариинского театра в Вашингтоне. Выступления приурочены к десятилетию сотрудничества Мариинского балета с Центром Кеннеди. Мариинский балет покажет постановки Михаила Фокина – «Шопениану», «Шехеразаду», «Жар-птицу». В Вашингтоне покажут три балета, которые Дягилев привез в Париж в начале XX века.

Рабочие сцены торопливо приводят площадку в порядок прежде, чем ее коснуться пуанты русских балерин. Вашингтон штурмом берет Мариинка: пять дней – семь спектаклей. Такой насыщенный вояж продолжает вековую традицию «Русских сезонов» легендарного Сергея Дягиляева. В начале XX века он покорял таким репертуаром Париж. В четверг в Опера Хауз балет «Шопениана», в пятницу «Шахерезада» со знойным колоритом восточных танцев под музыку Римского-Корсакова. Балерина Екатерина Кондаурова совершит путешествие из персидской сказки в русскую «Жар-птицу» за один вечер. Она солирует в двух спектаклях.

«Это пьеса для тех, кто любит сказки. Приходиться исполнять две разные партии. Это здорово», – говорит Екатерина Кондуарова, солистка Мариинского театра.

В эмоциональной «Шопениане» танцует Мария Ширинкина, за несколько часов до вашингтонской премьеры балерина пытается поймать одно настроение с американским оркестром – где сделать паузу, где усилить крещендо. Прима общается с дирижером жестами.

«Вообще, когда мы сюда приезжаем, оркестр радует», – говорит Мария Ширинкина, солистка Мариинского театра.

Американская публика не оставит свободных мест в зале после таких рецензий. Цитата из газеты «Вашингтон Пост»: «Эти выступления потрясают своим безупречным стилем и техникой, своей убедительностью».

Мариинский балет демонстрирует в Вашингтоне искусство высшей пробы, поэтому гости из России всегда такие желанные, в их распоряжении всегда лучшие площадки, и в этом году Юрий Фатеев собирается вернуться в Америку осенью вместе с постановкой «Золушка». Вашингтон увидит спектакли Михаила Фокина, которого называют основателем современного классического романтического балета. Фокина в России и в Северной Америке считают своим – после революции он переехал из Санкт-Петербурга в Нью-Йорк. На сегодняшний день Мариинский театр приезжает в Вашингтон, едва ли не превращая престижный Опера Хауз в Центре Кеннеди в свою вторую сцену – это десятые по счету гастроли в американской столице. Поэтому так уместно название американского вояжа Мариинки «Русские сезоны».

Мария Ильюшкина в «Лебедином озере» : evg_ponomarev — LiveJournal

18 октября

Мариинский театр

Это второе «Лебединое» Марии Ильюшкиной. Пока балет у нее получается не целиком. Белый акт она танцует стильно и очень технично. На черный акт ей пока не хватает сил. Но главное — она пока не понимает, что танцует. Думаю, все впереди — потому что перед нами великолепно выученная и безусловно талантливая балерина. 

В белом акте хуже всего адажио и вся сцена перед ним. Намного лучше — вариация и кода. И то и другое имеет одну причину: Мария очень-очень старается. А старательность губит лебедя. Потому что лебедь должен быть трагичным — в этом его завораживающая красота. Ильюшкина еще очень молода, она, наверное, не чувствует трагизма жизни — тем более романтического трагизма. Ей нужно как-то осознать феномен трагического, прожить его на сцене, тогда к ней придет лебедь. У Ульяны Лопаткиной никогда не было такой техники, какая есть у Марии. Но трагическое она чувствовала, как никто, с самого первого «Лебединого». 

Вторая половина адажио смотрится интереснее, чем первая. Потому что Мария понимает, что там играть: пробуждающуюся влюбленность. А вот в первой части она не играет ничего. И выходит пусто.  

В черном акте в начале па-де-де проступает женское лукавство. Получается забавно. Но вскоре все внимание балерины переключается на технику, которая начинает ее подводить. Фуэте, которое она вновь, как в «Корсаре», танцует очень сложно, с украшениями, как опытная звезда (может, для начала попроще попробовать?), выходит на троечку. А последняя диагональ — какая-то совсем разухабистая, в духе Юлии Махалиной.  

Одним словом, ей надо придумать свое «Лебединое». И, возможно, поработать с кем-нибудь, кроме Любови Кунаковой. Потому что у Кунаковой «Лебединое» не получалось никогда. 

Принц — Никита Корнеев — статный и нежный романтический принц. У него хороший прыжок и приличный шаг, но середина вариации провальная. Двух лебедей танцевали (кто бы мог подумать!) Мария Ширинкина и Рената Шакирова. Очень посредственно, ростом и статью не вышли. Мария Хорева выделяется на фоне прочих друзей принца, но — как везде в последнее время — не дорабатывает. Слишком много балетов танцует. Лучше бы готовила по балету в год, как Ильюшкина. Но по-настоящему, как Ильюшкина. 

Ну и хроники театра времен коронавируса. Кордебалет — как обычно, классный — сильно разбавлен. Лебедей в белом акте на сцене заметно меньше (как и массовки в характерных танцах черного акта), маленькие лебеди выходят перед адажио вместе с большими (вместо второй четверки больших) — получается некрасиво: и по росту, и по технике. Во время бала почти никто не сидит на банкетках. Сценическое пространство так же разрежено, как и партер.  Социальная дистанция! 

Жар-птица покоряет Вашингтон

Жар-птица покоряет Вашингтон

Гастроли балетной труппы Мариинского театра в столицу США всегда собирают аншлаги в Вашингтонском Кеннеди-центре. И недавние Les Saisons Russes («Русские сезоны») не стали исключением, так как все билеты были быстро раскуплены.

На этот раз Мариинский театр представил три одноактных спектакля: «Шопениана», «Жар-птица» и «Шахерезада». В спектаклях Кеннеди-центра участвовали все прима-балерины театра — Ульяна Лопаткина, Дарья Павленко, Екатерина Кондаурова, Мария Ширинкина и Александра Иосифиди.

Во время пребывания в Вашингтоне директор танцевального коллектива Юрий Фатеев вместе с Марией Ширинкиной и Екатериной Кондауровой посетили Кировскую академию балета, где пообщались со студентами академии. Академия организована по аналогии с Академией русского балета им. А.Я.Вагановой в Санкт-Петербурге. Он был назван в честь Мариинского театра, который, конечно, в советское время назывался Кировским. Сегодня здесь работают балетные инструкторы и дрессировщики из Санкт-Петербурга. Открывая встречу, художественный руководитель Кировской академии Мартин Фредманн отметил уникальность балетной школы.

«Вы не найдете ничего подобного в Америке», — сказал он, подчеркнув, что школа переняла многие из лучших качеств русского балета, особенно в том, что касается подготовки танцоров. «Студенты и живут, и учатся в академии. Они получают балетное образование, а также учатся на общеобразовательных курсах », — сказал директор. «Балет в США сейчас сталкивается с рядом трудностей, особенно финансового характера», — отметил Фредманн.

«У нас нет таких проблем», — ответил Юрий Фатеев.Главный балетмейстер Мариинского театра отметил, что ежегодные гастроли театра в США проходят без спонсорской поддержки и полностью самодостаточны.

Звезды русского балета рассказали студентам академии об организационной структуре Мариинского театра, а также о том, как танцоры справляются со своим обременительным графиком, в том числе во время гастролей по разным континентам. Екатерина Кондаурова, которая фигурирует на рекламных плакатах турне по США, поделилась секретами своей диеты.Как и следовало ожидать, в рационе балерины не было «секретных ингредиентов»: главное — не есть после 6 часов вечера, а утром выпивать стакан фруктового сока.

Балетная труппа Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Центр исполнительских искусств имени Джона Кеннеди в Вашингтоне намерены продлить договор о партнерстве еще на 10 лет, сообщил Юрий Фатеев. «В этом году исполняется 10 лет нашему партнерству», — пояснил он. В 2012 году балет Мариинского театра отправится с двумя гастролями в США, вернувшись в октябре этого года, чтобы исполнить «Золушку» Алексея Ратманского.

Визит звезд Мариинского театра в Кировскую академию организовал Американо-российский фонд культурного сотрудничества, который на протяжении многих лет занимается популяризацией русского искусства в США.


Автор: Петр Черемушкин

Review: Мариинский балет предлагает произведения, посвященные его легендам

Понятно, о чем, должно быть, думал кто-то в Мариинском театре, когда планировали гастроли этой труппы в США.«Мариинский театр», хранилище балетного классицизма, собирался в Вашингтон исполнять полнометражное произведение; почему бы не отправить в Нью-Йорк нескольких танцоров с одним или двумя именами одновременно на сезон и не погасить расходы?

Хотя Мариинский (бывший Кировский) и Большой балет сейчас довольно много гастролируют по миру, русский балет по-прежнему остается очаровательным и загадочным. Любители балета жаждут увидеть этих легендарных танцоров в великих классических произведениях и, возможно, были бы благодарны за эту экономичную стратегию, если бы предлагаемый контент содержал хоть какое-то содержание.Вместо этого Мариинский представил четыре бессвязных, легких танцевальных программы в Бруклинской музыкальной академии, объявленных как дань уважения балерине Майе Плисецкой, которая умерла в мае.

Хотя Плисецкая танцевала с Большим, а не с Мариинским, почтение к великому коллеге (почти) возможно. Но перед несколькими танцами в программе вечера пятницы экран перед сценой показывал черно-белые фотографии легендарных имен Мариинского театра: Анны Павловой, Вацлава Нижинского, Энрико Чеккетти и Тамары Карсавиной.Программа — смесь соло и па-де-де из различных произведений, связанных с этими фигурами — не имела ничего общего с репертуаром Плисецкой, ее имя или образ никогда не упоминались.

Наверное, никого из переполненной публики это не волновало. Они были там, чтобы увидеть, как Ульяна Лопаткина, Владимир Шкляров и семь менее известных танцоров Мариинского театра вращаются в беспорядочной последовательности танцев, которые варьировались от па-де-де из второго акта «Жизели» (1841 г. ) до язвительного и абсурдно китчевого Джона Ноймайера «Павлова». и Чекетти »(1971).

Была небольшая доля исторического интереса. Г-жа Лопаткина открыла программу «Русским танцем» из «Лебединого озера», который редко включается в западные постановки балета, хотя на ней были туфли с острым носком, чего не было в оригинальной версии. Золотое рабское па-де-де из «Шахерезады», исполненное без преувеличения Екатериной Осмолкиной и Максимом Зюзиным, дало оттенок знаменитого произведения, которое сегодня почти не исполняется.

Но в основном это была рутинная коллекция скомканного гала-вечера.

Г-жа Лопаткина, главная достопримечательность, несомненно, красивая танцовщица; великолепные изогнутые ступни, суженные ноги, задушевно выгнутая спина и крылатые руки. Но все, что она исполнила в пятницу («Русский танец», «Павлова и Чекетти», «Шопениана», «Умирающий лебедь»), было исполнено с манерой изысканности, которая мешала любому настоящему танцу. Лучший момент был у Марии Ширинкиной, сверхъестественно летающей, и г-на Шклярова, элегантного и печального, в вымощенном отрывке из «Жизели». На какое-то время они предложили другой мир.

Ballet Beautiful 26 июля 2018 г. | ZsaZsa Bellagio

«Цель искусства выше искусства.

То, что нас действительно интересует, — это шедевры человечества ».

-Алонзо Кинг-

Прима-балерина Мариинского театра Оксана Скорик.

Лебедь, возрожденный в Эрмитаже

Лебедь за кулисами со съемок для журнала PRO Dance.

Фотограф Марк Олих

Мария Хорева в «Щелкунчике».

Прима-балерина Мариинского театра Оксана Скорик.

Лебедь, возрожденный в Эрмитаже

Лебедь за кулисами со съемок для журнала PRO Dance.

Фотограф Марк Олих

Кристина Шапран и Ксандер Пэриш в бриллиантах.

«Я всегда делаю то, что не могу, вот как я могу это делать.”

— Пабло Пикассо

Прима-балерина Мариинского театра Оксана Скорик.

Лебедь, возрожденный в Эрмитаже

Лебедь за кулисами со съемок для журнала PRO Dance.

Фотограф Марк Олих

Мария Ширинкина

«Техника — контроль тела — должна быть освоена только потому, что тело не должно стоять на пути выражения души.

Единственная причина для овладения техникой — убедиться, что тело не мешает душе выражать себя ».

— Ла Мери

Мария Хорева в «Щелкунчике».

Студентка Большой Академии Станислава Постнова.

из ее иг.

Кристина Шапран и Ксандер Пэриш в бриллиантах.

«Обувь с носком так же эксцентрична, как и балерина, которая ее носит: их брак — это обязательство.”

-Тони Бентли

Мария Ширинкина

Прима-балерина Мариинского театра Оксана Скорик.

Лебедь, возрожденный в Эрмитаже

Лебедь за кулисами со съемок для журнала PRO Dance.

Фотограф Марк Олих

Мария Хорева в «Щелкунчике».

Алина Кожокару

La dame aux camelias

фото: Киёнори Хасэгава

Кристина Шапран и Ксандер Приход в бриллиантах.

Прима-балерина Мариинского театра Оксана Скорик.

Лебедь, возрожденный в Эрмитаже

Лебедь за кулисами со съемок для журнала PRO Dance.

Фотограф Марк Олих

Мария Хорева в «Щелкунчике».

«Плие — это первое, чему вы научитесь, и последнее, чему вы овладеете».

— Сюзанна Фаррелл

Прима-балерина Мариинского театра Оксана Скорик.

Лебедь, возрожденный в Эрмитаже

Лебедь за кулисами со съемок для журнала PRO Dance.

Фотограф Марк Олих

Светлой памяти Кати Кравцовой: выпускница Академии балета им. Вагановой, танцовщица Большого театра Элеонора Севенард, фото покойной Катерины Кравцовой.

Визит:

ИскусствоPassionZsaZsaBellagio

Отзыв: «Лебединое озеро» Мариинского театра сверкает (в основном)

«Лебединое озеро» в руках балета Мариинского театра — это опыт классицизма, который немногие могут повторить через 117 лет после премьеры балета.

Петербургские танцоры и оркестр вернулись во вторник со своей трехчасовой классикой Петипа-Иванова в Центр искусств «Сегерстрем» (продлится до воскресенья). В более суровых кварталах «Лебединое озеро» ныряет на территорию боевых коней. Для современных хореографов, таких как Мэтью Борн и Матс Эк, анахроничная история любви принца и очарованной женщины-лебедя стала плодородной и успешной почвой для возмутительного ревизионизма.

Однако в Мариинском балетная душа чиста и стоит того, чтобы ее сохранить, хотя можно оплакивать сокращения в повествовательной пантомиме и счастливого финала, которые сделал в 1950 году уважаемый танцор и хореограф Константин Сергеев. Тем не менее, «Лебединое озеро» Мариинского театра уникально своей угрюмой атмосферой и слаженным стилем. Избегающие качества, такие как утонченность, приличие и поэзия, поднимаются на вершину, и виртуозность служит им, а не наоборот.

ФОТО: ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Это седьмое мероприятие компании в Центре Сегерстрем с 1989 года, и во главе с временным художественным руководителем Юрием Фатеевым компания находится на перепутье. Новое поколение солистов и молодых руководителей движется в центре внимания, и некоторые нюансы проявляются.Среди этих солисток — Оксана Скорик, гибкая и образная 23-летняя девушка, которую на премьере сыграли двойную роль королевы лебедей Одетты и ее альтер-эго Одиллии, когда несколько более старших балерин забеременели и отказались от гастролей.

Скорик немедленно объявила о своей интерпретации. У нее от природы гибкий торс, гибкие руки и исключительно заостренные ступни, и она использовала свою элегантную осанку со свежим духом. Она танцевала с непривычной лирикой и освещала партитуру Чайковского восхитительной, томной формулировкой. Она сыграла злую соблазнительницу Одиллию без резкой дерзости. Она рисовала ритмичный портрет отрывистыми жестами.

Понятно, почему Скорик готовят к большим высотам, но есть ли у нее силы и уверенность, чтобы подняться на вершину — другой вопрос. Она резко дрейфовала во время характерного фуэте (хлестанных) поворотов, и ей пришлось начинать заново. Ошибки случаются, но, как говорят британцы, сохраняйте спокойствие и продолжайте. Скорик, с другой стороны, был потрясен и закончил балет с более мрачным юмором.

ОБЗОР ОСЕННЕГО ИСКУССТВА: Выбор критиков

Ее принцем был молодой молодой Владимир Шкляров, более опытный директор с заразительным обаянием. Он взмывал ввысь, используя огромные жетоны, которые просто висели там, и взрывные удары, выкладывая их для максимального эффекта. В первой половине он был меланхоличным Прайсом, которого преследовало черное облако. Его изумление, обнаруженное 32 идеально синхронизированными женщинами-лебедями, затронуло и нас. И наткнуться на Одетту, его настоящую любовь, стало правдоподобным чудом.

При таком уровне приверженности два отведения установили мощную и спонтанную связь. Однако физически они не подходили идеально, и в конечном итоге возникли некоторые трудности в партнерстве. Не смертельные удары, а прорывы в магии.

Magic — это, конечно, то, что продают эти изысканно обтекаемые мужчины и женщины. Две белые сцены балета были вдохновляющими: кордебалет из 32 человек великолепно обрамлял главную пару в слегка меняющихся геометрических узорах.

Константин Зверев принес в колдуна Ротбарта здоровую дозу подлости без карикатуры. В па-де-труа Мария Ширинкина и Алексей Попов проталкивали свои соло, изредка искажая шаги, а Надежда Батоева легко искрилась. Андрей Яковлев в роли наставника и Алексей Недвига в роли шута выступили с легким, нежным нравом.

Оркестр и дирижер Михаил Агрест также преуспели в создании красивой музыкальной фразировки.Прекрасный тон солистки Людмилы Чайковской гармонировал с нежной болью Скорика на высоких нотах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.