Аронофски мать: мама! (2017) — Фильм.ру

Содержание

Скрытый смысл фильма «мама!» Даррена Аронофски: трактовки сюжета и неочевидные отсылки

Практически все работы Даррена Аронофски наполнены символизмом и подразумевают несколько трактовок. «мама!» не исключение. Автор показал камерную историю, которая, однако, охватывает множество актуальных и вечных тем.

Критики и зрители находят немало скрытых смыслов и версий сюжета. Некоторые из них подтверждает и сам Аронофски. Но это не мешает каждому определять значение фильма и его финала самостоятельно.

Что происходит в фильме

Картина начинается с «очищения» сгоревшего дома. Чья-то рука ставит на полку кристалл, после чего просыпается главная героиня. Всё действие фильма происходит в одном доме, стоящем где-то на отшибе. В нём живут Мать и Он (имена героев не называют).

Он (Хавьер Бардем) — известный поэт, страдающий от творческого кризиса и пытающийся написать новую книгу. Его главная ценность и источник вдохновения — кристалл, стоящий в кабинете.

Мать (Дженнифер Лоуренс) следит за домом, делает в нём ремонт и создаёт в нём свой мир по подобию рая или идеальной природной системы. При этом она постоянно прислушивается к сердцебиению в стенах жилища и находит кровоточащие дыры в полу.

Однажды в их дом приходит неизвестный, который представляется поклонником творчества поэта. Хозяин разрешает гостю остаться, несмотря на возражения Матери. При этом у странного мужчины есть шрам на спине, будто от извлечения ребра.

Следом за гостем приходит его жена, потом в дом врываются их дети. Они устраивают драку, и один брат убивает другого. Далее в доме на поминках скапливается всё больше непрошеных гостей, что приводит к затоплению.

Спустя несколько месяцев Мать готовится к рождению ребёнка, а поэт заканчивает своё новое произведение. Вскоре в дом врывается толпа его фанатов, которые крушат всё на своём пути. В это же время у Матери начинаются роды, но вскоре ребёнка утаскивает толпа поклонников. Они передают младенца из рук в руки, как религиозный символ, но потом случайно убивают его.

Взбешённая Мать взрывает дом, а Он относит её обугленное тело в кабинет и извлекает из сердца женщины кристалл, возвращая действие к самому началу.

Что лежит в основе сюжета

Уничтожение планеты человеком

Одно из самых очевидных объяснений сюжета фильма — грубое отношение человечества к природе. В этой трактовке дом — это Земля, а Мать — та самая «мать-природа», которая сама восстанавливает флору на планете (делает ремонт) и даёт новую жизнь (рожает ребёнка).

Люди поначалу приходят вежливо, но сразу же нарушают правила — первый же гость курит в помещении. А потом они начинают вести себя всё наглее, сначала используя дом как туалет, а потом ломая всё, что создала природа.

Она же «отвечает» им различными катаклизмами (потопы и пожары). А после уничтожения незваных гостей природа сама восстанавливает дом и возвращается к началу истории.

Эту версию подтвердил и сам режиссёр в интервью  Variety. По его словам, люди относятся к Земле без уважения, грабят и насилуют её. Это Аронофски и попытался показать в фильме.

Жестокий Бог и библейские сюжеты

В том же интервью режиссёр рассказал, что Хавьер Бардем сыграл в этом фильме Бога, причём в самом жестоком его проявлении — каким он представал в Ветхом Завете — эгоистичным и требующим поклонения. Бог создаёт дом, после чего Мать (природа) ухаживает за ним.

Этот дом — наш личный рай. И я люблю творить.

Мать

Далее в сюжете есть много очевидных библейских отсылок. Первые люди, которые приходят в гости к главным героям, — Адам и Ева (их имён тоже не называют). Именно поэтому мужчина появляется раньше женщины, а у него на спине есть шрам, будто от извлечённого ребра.

Их дети, очевидно, Каин и Авель, поэтому один брат убивает другого из-за завещания. Что интересно, сыграли их настоящие братья: Донал и Брин Глисоны.

Затопление дома после первого нашествия гостей — аналог Всемирного потопа. Потом Мать (Богородица) рожает ребёнка, в котором очевиден намёк на Иисуса, поскольку фанатики его убивают и съедают его плоть. Ну а финал, похоже, подводит к мысли об апокалипсисе, который уничтожит всех людей, если они продолжат вести себя подобным образом.

Муза, отдающая себя творцу

Персонажа Бардема можно считать творцом не только в божественном смысле, но и в чисто поэтическом. Он создаёт произведения, а Мать служит ему музой. Пока он пытается написать хоть что-нибудь, она занимается будничными делами, готовит и ремонтирует дом. И при этом её обязанность — вдохновлять поэта на новое творчество.

Дело в тебе. Дело всегда в тебе и в твоей работе. Думаешь, они помогут тебе писать? Да никогда! Я весь дом построила одна от и до, а ты ни слова не написал.

Мать

Став снова популярным, Он купается в славе и поклонниках, даже забывая про приготовленный ужин. А Мать должна разбираться с последствиями и снова приводить в порядок дом после нашествия фанатов. Но главное происходит в финале, когда выясняется, что кристалл, который так оберегал поэт, — это на самом деле сердце его музы.

Она полностью отдаёт Ему себя, чтобы он мог творить дальше. А последние кадры, которые повторяют вступление, но уже с другой актрисой, показывают, что у поэта тут же появляется новая муза.

Токсичные отношения в семье и обществе

Если спускаться от творчества и религии к человеческим будням, то «мама!» также раскрывает многие важные темы. Во-первых, идея патриархата. Мать всегда находится в тени мужа. Он не спрашивает её мнения, когда приглашает гостей в дом, а она постоянно выступает в роли прислуги. При этом Он даже не понимает, что её не устраивает, и продолжает делать только то, что хочет сам.

— Почему ты не посоветовался со мной, приглашая их остаться?

— Знаешь, я не думал, что это важно.

Мать и Он

Во-вторых, в фильме есть несколько намёков на боязнь материнства. Пришедшая женщина беззастенчиво намекает, что Матери уже пора рожать, выступая здесь в качестве давящего на человека общества с традиционным «часики тикают».

Ты уж поверь мне, молодость проходит. Заведите детей. Так вы создадите что-то вместе, и это укрепит ваш брак.

Женщина (Мишель Пфайффер)

Если воспринимать дом как аналог тела героини, то происходящие в нём изменения можно считать отражением страха перемен в организме во время беременности — кровоточащее отверстие в полу, стук сердца, который Мать слышит в стенах, потоп и последующая смерть ребёнка на это намекают совершенно явно.

В-третьих, даже если не касаться именно семейных отношений, в «маме!» прослеживаются намёки на вторжение общества в жизнь интроверта. Причём Он выступает в роли яркого экстраверта: приглашает гостей в дом и не может понять, почему Мать это не устраивает.

Для неё же присутствие посторонних в доме и в личной жизни и их поведение совершенно неприемлемо. Но общество начинает диктовать свои порядки, что приводит к катастрофе.

Чем заканчивается фильм

Финал картины полностью повторяет вступление, которое многие не замечают, так как ещё не в курсе будущего действия. В самом начале фильма Он ставит на полку кристалл, после чего сгоревший дом очищается, а Мать просыпается в своей кровати. После всех событий фильма в конце происходит ровно то же самое.

Только в кровати на этот раз уже просыпается другая Мать (её играет Лоранс Лебёф). В различных вариантах трактовки это означает либо следующий виток природы после разрушения её человеком, либо новое сотворение мира Богом, либо же очередную музу для творца.

В любом случае сюжет цикличен и намекает, что дальше действие полностью повторится и дом снова разрушат.

Как поняли картину зрители

Несмотря на мнение самого автора и множество уже известных трактовок, фильм «мама!» допускает и другие версии. Его отчасти можно считать психологическим тестом, где каждый увидит что-то своё, наиболее близкое или, наоборот, страшное.

Об этом автор сам прямо говорит устами поэта. Пообщавшись с фанатами, Он произносит: «Они всё поняли. Но каждый понял совершенно по-своему». Это подтверждают и отзывы критиков, и просто мнения зрителей.

Образы […] напоминают Абу-Грейб, войну в Ираке, кризис европейских мигрантов и многое другое.

Зак Шарф

IndieWire

На протяжении большей части фильма она (Лоуренс) — ангел, и её ближайший аналог — Люцифер. Как и ангел, она — слуга (готовит, убирает, ухаживает за домом, пока Бог «творит»). Подвал — подземный мир — это её владения, и он становится источником огня. Мишель Пфайффер — Ева — осталась одна, чтобы поговорить с Люцифером, пока Бог и Адам уходят на прогулку. Лоуренс даёт указания, но никто не слушает. Как будто она выявляет худшее в людях и соблазняет их не повиноваться.

MountainDewsRealGood

Reddit

В течение всего фильма в моменты кризиса героиня Дженнифер Лоуренс уходит в ванную комнату и в одиночестве пьёт какой-то желтый порошок, растворённый в воде. Он её успокаивает. […] Возможно, Аронофски в этих сценах отсылался к рассказу «Жёлтые обои» американской феминистки и писательницы Шарлотты Перкинс Гилман. Жёлтый цвет символизирует безумие, а новелла Гилман повествует о женщине, которая сходит с ума от послеродового психоза.

Вадим Елистратов

DTF

 

Кто смотрел «мама!» Аронофски? Последняя четверть фильма гениальна!!! Но в целом… кто понял о чем фильм? Из массы версий я пришёл к безумству гения, который сокрушая все на своём пути стремиться к вдохновению и востребованности, граничащими с безумством

— Anton Ivanov (@banderas_spb) December 29, 2017

 

Посмотрела вчера фильм «мама!». Все говорили, это артхаус и вообще фи, но фильм интересный и очень глубокий. По крайней мере я увидела иной посыл, чем в него вкладывал Аронофски. Но любой посыл там — о тщеславии, таланте и душе. И даже немного про феминизм. Вот.

— КМС по легкокотлетике (@lebedeva_valery) June 3, 2018

У многих зрителей фильм отзывается как-то по-своему. Поэтому личное восприятие может не совпадать ни с одной из перечисленных выше теорий. «мама!» специально снята неоднозначно, чтобы провоцировать на эмоции и размышления.

Читайте также 🧐

Не хоррор, не притча и не триллер: фильм «мама!» Даррена Аронофски

В прокат вышел фильм «мама!» (название фильма официально пишется со строчной буквы — прим. ТАСС)  Даррена Аронофски, который ранее освистали на Венецианском кинофестивале. Кинокритик Алексей Филиппов — о том, чего ожидать от этого фильма.

Безымянные поэт (Хавьер Бардем) и его молодая супруга (Дженнифер Лоуренс) живут в обветшалом доме где-то посреди леса. Их отношения кажутся почти идиллическими, но есть тревожные детали. Он с болезненным упоением целыми днями мучается от творческого кризиса после издания первого сборника.

Она любит его до безумия, готовит завтрак, одиноко просыпается на двуспальной кровати, неспешно шпаклюет стены сгоревшего при неизвестных обстоятельствах дома, который она же и реконструировала.

Еще более нервно становится, когда в дверь посреди ночи стучится незваный гость (Эд Харрис), который представляется врачом и делает вид, что перепутал дом поэта с гостиницей. Вместе с ним в райский уголок врываются его стервозная жена (Мишель Пфайфер), а затем и сыновья (одного играет Донал Глисон).

Хрупкий покой начинает трещать по швам, жена поэта в ужасе от беспардонности гостей, а тот и рад выслушать чужие горести, из которых, думается, сможет высечь искру для новой поэмы.

Оскандалившийся новый фильм Даррена Аронофски освистали на Венецианском кинофестивале, где почти десять лет назад режиссер получил главный приз за «Рестлера». Пытаться рассматривать «маму!» через ту же призму правдоподобия — пустая трата времени: строго говоря, Аронофски всегда искал лазейку в реальном, чтобы выскользнуть в пространство метафорического.

Начиная с дебютного «Пи», каждая его картина — более-менее громоздкая притча об устройстве мира, человеческих отношениях и прочем самом главном. Три года назад режиссер снял «Ноя», где перенес главу из Торы в неявно постапокалиптическое будущее и повторил историю с потопом, намекая на цикличность тирании бога (каким бы он ни был) и его избранников.

«маму!» легко (и логично) рассматривать в том же ключе (концентрация библейских отсылок разной степени очевидности зашкаливает), но, думается, Даррен Аронофски решил пойти еще дальше. Ему явно мало ернически пересказать Ветхий и Новый заветы, разыгрывая в старом доме краткую историю человеческой приверженности разным культам.

Он придумал отповедь идее творца как такового — будь то бог, поэт, отец семейства или он сам (фильму не откажешь в ледяной автоиронии). Для этого режиссер выбрал наиболее подходящий ракурс — с позиции возлюбленной, музы, матери, девы Марии, которая отдает всю себя, но оказывается лишь пешкой в творческом процессе.

Ему явно мало ернически пересказать Ветхий и Новый заветы, разыгрывая в старом доме краткую историю человеческой приверженности разным культам.

Он придумал отповедь идее творца как такового

Постоянный оператор Аронофски Мэттью Либатик виртуозно передает мировосприятие героини Лоуренс. Камера фиксирует, как закипает уют. Поначалу «мама!» напоминает болезненную разговорную драму (вроде «Кто боится Вирджинии Вульф?»), затем переключается в режим параноидального триллера из 70-х («Ребенок Розмари»), где героиня Лоуренс видит сердце дома и его раны (как и в «Черном лебеде», Аронофски не теряет интерес к телесности метафор). Затем и вовсе начинается беспощадный хаос.

Именно вторая половина фильма ожидаемо возмутительна: прикидываясь до поры до времени то ли драмой, то ли триллером, то ли даже хоррором (дом посреди леса, незваные гости, убийство!), «мама!» наконец расправляет плечи и начинает посыпать зрителя мощными сюжетными ударами.

«Каждый понимает поэму правильно, но каждый по-своему», — шепчет с горящими глазами Бардем, не очень убедительный в роли мужа и поэта, но стопроцентное попадание в образ демонического нарцисса, питающегося чужими горестями.

«Поэт велел делиться!» — вторят ему все новые и новые прихожане дома в лесу.

Здесь же бросается в глаза и слабое место новой картины Даррена Аронофски, которую в Венеции успели сравнить с «Антихристом» (нет, «мама!» не так радикальна). Для одной категории зрителей фильм окажется слишком запутанным в своей метафоричности, для других — слишком топорным и навязчивым.

И все же «мама!» по-своему завораживает — особенно там, где Аронофски и Либатик заставляют зрителя кожей чувствовать отчаяние и отвращение героини Лоуренс. Все-таки побыть в чьей-то шкуре — главное, что может подарить кино.

«Обыкновенное чудо» по-Аронофски – Новости Саратова сегодня – Saratovnews.ru

Даррен Аронофски снимает так, что никого не оставляет равнодушным. Все его работы полемичны. Будь то «Пи», «Фонтан», «Реквием по мечте» или «Черный лебедь». Критики в большинстве своем высших оценок Даррену не ставят, отмечая отдельные достоинства картин. Но каждый новый фильм мастера ждут с нетерпением, которое тщательно скрывают друг от друга.

«мама!», 2017, режиссер Дарен Аронофски, в ролях: Дженнифер Лоуренс, Хавьер Бардем, Эд Харрис, Мишель Пфайффер.

Какой ни начни складывать пазл, будто разгадал, что за картину нарисовал Аронофски, все время не достает каких-то деталей. И очень интересно потом сравнивать, у кого и что получилось. Вы получите удовольствие не только от просмотра, но и от последующего обсуждения фильма. (Собственно здесь можно прерваться, посмотреть фильм, а потом продолжить чтение этой коротенькой заметки).

… В удаленном от шумных магистралей особняке живут двое. Она (Дженнифер Лоуренс) по сценарию – мать, мужчина (Хавьер Бардем) – просто Он. Имен нет. Она восстанавливает дом после большого пожара, Он страдает творческими муками. Раньше писал и вроде хорошо, но теперь просто бежит от работы, в чем она его нередко упрекает.

С приходом первого гостя (Эд Харрис), а спустя некоторое время и его жены (Мишель Пфайффер) начинаешь понимать, куда ты попал. Это ж новое прочтение Священного Писания! Или «Обыкновенное чудо» в оригинальной интерпретации. Там ведь тоже гости появлялись благодаря причудам воображения Волшебника.

К библейским сюжетам Аронофски обращался не раз. Достаточно вспомнить его фильм «Ной». Но здесь он превзошел самого себя.

Вообще я еще в школе понял, что, не прочитав Библию, бессмысленно пытаться понять русскую классическую литературу и фильмы лучших режиссеров. Но феномен Аронофски, и, в частности, фильма «Мама» в том, что в нем каждый найдет что-то свое. Это, кстати, перекликается и с репликой героя Бардема, написавшего-таки новую поэму и счастливого потому, что каждый новый читатель понял ее по-своему. И разве не то же можно сказать о Библии? Разве не на любой случай жизни в самой великой книге найдется фраза, оправдывающая любой поступок или осуждающая его?

Знаю людей, которые посмотрели «маму!» и пришли в восторг, но которые никогда не читали Библию. Ни Ветхий завет, ни Новый. Спрашиваю – как же вы смотрели и что поняли?! Ну что-то поняли, отвечают. И я же вижу – действительно поняли!

Когда следующими в доме оказываются два брата, уже понятно, что один из них убьет другого. А когда на поминках начинает происходить какая-то вакханалия, и гости то и дело пытаются усесться на незакрепленной раковине, потоп становится неизбежным.

И получается, что Он пишет всегда одну и ту же историю. И так она ему осточертела, что всякий раз он делает ее все более и более экзотической. И тогда первым человеком становится престарелый умирающий врач, а первой женщиной – жутковатая и циничная Мишель Пфайффер. (Черты лица постаревшей актрисы почти не изменились, но выражение лица стало поистине инфернальным.)

В этом смысле нет ничего удивительного в том, как в новой версии преобразилось древо познания. Теперь оно стало неким кристаллом (в последних кадрах мы узнаем, откуда его добывает Он). Но никакого змия-искусителя. Героиню Мишель так и тянет к кристаллу. Несмотря на запреты она с супругом все-таки добирается до него и, естественно, разбивает. И еще более естественно то, что сразу после случившегося «первые люди» совокупляются. Ну потому что вдруг поняли, что они наги. Шутка.

Дальнейшие события начинают развиваться столь стремительно, что не покидает ощущение, что ты наблюдаешь историю человечества на ускоренной перемотке. И, конечно, нашлось в этой истории место рождению младенца, которого буквально раздирают на части…

Роль матери можно трактовать по-разному. Если это некое божественное женское начало, о котором говорится у Дэна Брауна, то почему тогда Аронофски акцентирует внимание зрителя на том, что она намного моложе Его?

Тем более что концовка дает понять, что эти «матери» – вероятно, тоже плод его фантазии. Материализация чувственных идей. Этим помимо Него занимался еще граф Калиостро. Правда, у последнего на выходе всегда получалась одна женщина, а у Него женщины всегда разные.

А, возможно, это просто муза, в которой Он черпает вдохновение (кристалл), после чего способен творить дальше. Потому каждая новая муза молода и красива. Ну а как еще вдохновишься?

Поражает, что в фильме нет ни одного приличного человека. Кроме собственно матери. Вдохновение непорочно. Порочно то, что мы делаем с его плодами.

Ну и Он показан просто самовлюбленным типом, который готов на все ради поклонения ему миллионов. Довольно едко продемонстрированы и основные постулаты. Точнее они показаны без экзальтации и религиозного налета. Буднично. Наверное, поэтому со словами «Он велел делиться» гости дома творят самые непотребные вещи и ведут себя просто по-хамски.

Впрочем, говорю же – посмотрите, и, возможно, у вас родится совершенно иное объяснение тому, что снял Дарен Аронофски. Было бы, кстати, интересно почитать, и что он сам думает о своем фильме. Хотя это совершенно не исключит множества других трактовок. Любое настоящее произведение искусства – как зеркало. Каждый видит в нем себя…

Объяснено: «мама!» Аронофски | Канобу

Вышедший 14 сентября психологический триллер «мама!» Даррена Аронофски представляет собой клубок из аллегорий и символов, но львиная доля вопросов отпадает после одной-единственной подсказки. Если вы еще не смотрели фильм, категорически н рекомендуем вам портить себе удовольствие – лучше прочтите рецензию без спойлеров. Если же вы уже видели «маму!» и хотите разобраться в деталях, это статья для вас.

Спойлеры

В начале мы видим сотворение мира, так как Аронофски снова, как в «Ное», совмещает библейский миф с теорией Большого Взрыва, сотворение мира тут не единичное действие, это циклический процесс, мир рождается из пепла старого и все начинается по новой, как и по одной из теорий вселенная сожмется обратно в свой теннисный мяч, чтобы взорваться вновь – новой вселенной.

Цвета в картине тоже неслучайные, Лоуренс красит дом в землистые оттенки, но после появления людей гамма меняется, они вносят новые цвета, что вызывает у Лоуренс замечательное «Они красят наш дом!».

Харрис играет Адама, бог буквально вписывает его в реальность своими первыми строчками «Была ночь, и он вошел…» (цитаты буквально я не помню) – и тут же Адам появляется на пороге. На этом моменте уже можно решить, что Хавьер – писатель, чье творчество напрямую влияет на реальность и поэтому он так осторожен с каждой строчкой.

Болезнь Адама – намек на смертность и быстротечность человеческой жизни в глазах вечных существ, героев Бардема и Лоуренс. Я поздно, но все же сообразил, что странная рана героя Харриса находится в районе ребра. На следующий же день после получения раны появляется его жена, Ева. Когда Харрис и Пфайфер разбивают кристалл, они совершают первородный грех и изгоняются из рая (Лоуренс произносит прямо: «У нас был тут свой маленький рай») – из кабинета, но еще не из дома, с планеты. Бог заколачивает рай и говорит, что туда больше никто не войдет. И творить он тоже больше не может.

Сыновья Пфайфер и Харриса (в титрах они значатся как Мужчина и Женщина) – Каин и Авель, что является самой очевидной отсылкой. После первого убийства в истории человечества (Каин убивает брата) остается несмываемое пятно крови, которое становится все больше и поражает все вокруг, отравляя все сущее. Каин убивает Авеля ручкой от двери кабинета – ключом от рая, по сути, но почему и как именно это считывать, я так и не понял. Если у вас есть идеи, напишите. Так же я так и не смог понять, что за боли мучают Лоуренс и как понимать лекарство, которое она пьет, а затем выбрасывает.

Кровь, ползущая по стене и наполняющая лампочку – не просто пугалочка, а намек на первую казнь Египетскую, затем мы видим жабу (вторая казнь) и муху (мошки и оводы – третья и четвертая казни, это еще саранчу не вспоминая). По таймлайну это, похоже, не должно соотноситься с конкретными действиями людей, просто наложенная сверху отсылка.

На поминках Авеля люди выводят Землю из себя, и Бог, наконец, видит ее страдания. Он решает уступить ее мольбам и выгоняет всех. По сути, убивает – потопом. Потоп от срыва раковины действительно присутствует, пол залит водой, но Лоуренс затем чинит утечку. И люди со временем возвращаются.

Земля открывает нефть у себя в недрах – тайная дверь в подвале и цистерна за ней. Тут я тоже не скажу, что понял до конца, как это все увязать с остальными событиями.

Лоуренс беременеет и, возможно, кадры ее округлившегося живота из глаз героини – сверху, это еще и а-ля вид земли из космоса. Земля рожает Иисуса, волхвы приносят подношения (корзина фруктов), но она не хочет отдавать его людям.

Бог в своей неадекватной любви к человечеству отдает сына народу и те тут же, нечаянно, в слепом фанатизме, ломают ему шею, неся тело над толпой в позе распятия. То, что сын божий тут умер так мгновенно – не ошибка. 33 года для Лоуренс, которая прожила миллиарды лет за тот час, что мы ее видели, время течет иначе, для нее – это именно миг, поэтому ребенок умирает, только выйдя в мир. Поэтому и история движется такими шагами, мы уже наблюдаем современную войну в конце.

Мы видим безграничную любовь и всепрощение бога по отношению к людям, но представленную не добродетелью, а слепой причудой, зависимостью от внимания и почитания ценой игнорирования той, кто изначально любил и холил его. Людей становится все больше, и они все более скотски ведут себя в доме, которым Лоуренс и является. Мораль на этом слое простая: люди-скоты, угробившие планету, которая как будто бы их. Хотя изначально это вообще не их дом, они здесь лишь гости.

Есть намеки и на то, что Бардем может быть не только богом, но и дьяволом заодно, мол, это одно и то же – его фотография разорвана крестом и ему там пририсовали рога. Он поощряет безумства людей, не вразумляет их, и поэтому бог и есть дьявол. Он позволяет и провоцирует пороки, менталитет культа, толпы, фанатиков.

Обычно я терпеть не могу библейские референсы в кино – это настолько банально и поверхностно – налепить их на фильм и типа добавить ему глубины, что откровенно утомило. Нео у нас Иисус, и Супермен Снайдера Ииисус и Иисус-инженер и распятый Чужой – и все Иисус, поза распятия – и все, ты глубокое кино. Но здесь, естественно, эти референсы не просто нашлепка на сюжет о другом, тут они – сама суть истории, поэтому претензий никаких.

Аронофски сумел не просто сжато экранизировать библию, он показал историю с другой стороны.

Обычно мы смотрим на нее лишь в контексте двух сторон – бога и человека, с позиции людей. Бог любит нас и это здорово. Но когда он вводит Землю как третье лицо, которое страдает от этой любви, мы видим, что всепрощение бога – это далеко не однозначная вещь.

Мы не просто его дети, мы – его паства, он питается нашим поклонением, принимающим сколь угодно дикие и больные формы, как наркоман. Мы убили и съели его единственного сына (причастие, «ешьте хлеб, это плоть моя», это как бы ритуальный каннибализм, не забываем), но он готов простить нас – видишь, они раскаялись. И это со стороны выглядит совсем не адекватно. Реакция Земли, начинающей убивать все и вся смотрится единственной логичной и оправданной.

Но в любом случае библейский слой лишь один из слоев, о других мы подробнее говорили в рецензии.

Даррен Аронофски – о чём на самом деле фильм «мама!»

Автор: Адам Читвуд (Collider)

Постановщик Даррен Аронофски известен тем, что снимает сложные фильмы, но со своей последней работой, «мамой!», он перешёл на совершенно другой уровень.
Фильм был окутан завесой тайны с самого начала производства и до представления на Венецианском кинофестивале и Международном кинофестивале в Торонто. Там и там реакция критиков была противоречивой, но одно было универсальным: как только вы посмотрели «маму!», вы не могли перестать говорить об этом фильме.

Картина, в которой снялись Дженнифер Лоренс и Хавьер Бардем, почти полностью аллегорична по своей природе, и многие зрители по-разному трактуют увиденное. Одни усматривают в картине пересказ Библии, другие – рассказ о бремени, которое несут творчество и успех, а некоторые видят историю о знаменитости и славе. Любопытно, что, несмотря на разные интерпретации, все настаивают на том, что у них есть предельно очевидный ответ на увиденное.

Корреспондент портала Collider.com Стив Вайнтрауб обратился прямиком к Аронофски, чтобы тот поведал лично, что хотел сказать этой историей. Как это ни удивительно, создатель «Чёрного лебедя» выложил все подробности: это пересказ Библии.

Дженнифер Лоренс и Даррен Аронофски

Д. А.: Фильм наполнен кусками из Библии, и, к моему удивлению, некоторые зрители улавливают их сразу, а другие – понятия о них не имеют; думаю, что просто так воспитаны люди. Но в основе фильма была Библия – в качестве возможности обсудить, как люди живут здесь, на Земле. Но это также подразумевало двусмысленность, потому что это не совсем история, а, скорее, фильм-конструкция. Многие не распознают всех мелочей и «пасхальных яиц», их взаимосвязь, а я считаю, что в этом прелесть раскрытия смысла фильма.

Кристалл в фильме, по словам Аронофски, олицетворяет Райское яблоко, плод Древа познания в Райском саду. Действительно, как только герои Эда Харриса и Мишель Пфайффер разбивают кристалл, то «поэт» (Бардем) закрывает свой «офис» и не позволяет им туда заходить.

В разговоре о том, как Аронофски писал и снимал свой фильм, он говорит, что придерживался метафор постоянно:

Д. А.: Я начал с вопросов, с аллегории. Мне хотелось рассказать историю Матери-природы с её точки зрения. Я представил её кем-то, кто заботиться о своём доме и своём мужчине, что они связаны. Это была моя основа, затем я написал рассказ, который превратился в историю о паре, захваченной полчищами людей. В процессе съёмок вы постоянно возвращаетесь к изначальным идеям и начинаете думать: «Как я могу выразить это визуально и с помощью звуков – со всеми инструментами, что есть у меня как режиссёра?». Это своеобразная цикличность.

Говоря о цикличности, Аронофски обмолвился о концовке фильма и как он немного отклонился от аллегории:

Д. А.: Когда я только написал сценарий, я задумался о финальном повороте: «О боже, это не конец, и этот парень – ужасный нарцисс, этот фильм никогда не закончится!». Он тоже должен был что-то сказать о персонаже и аллегориях. Хотя в метафору концовка не совсем вписывается. Я думаю, что в этом случае человеческая история немного важнее и она заменяет метафору.

Отвечая на вопрос, что он думает о фильме как об отражении отношений творца и его музы, Аронофски сказал, что это действительно есть в картине, но только частично:

Д. А.: Зрители получают более традиционный портрет брака музы и создателя-творца. Внезапно вторгшиеся в брак внешние силы и террор – хороший способ проверить его. Но затем фильм слетает с катушек, и если вы не ощутите, что мы говорим и о других вещах, что позволит вам двигаться вместе с картиной дальше, вы будете сопротивляться происходящему и не получите удовольствия.

Мы также спросили его, не является ли фильм отражением отношений режиссёра с его поклонниками, которые вечно хотят большего:

Д. А.: Да, с этими персонажами можно идеально идентифицировать людей. Но никто не стучал в мою дверь, чтобы заставить снять следующий фильм. Все постоянно думают о чём-то вроде: «От блин, снова этот сумасшедший просит денег. Почему он не может просто снять романтическую комедию и сделать всех счастливыми?». Чёрт его знает, но это то, что поднимает меня по утрам. В этом моя страсть.

И хотя фильм заканчивается очень мрачно, Аронофски процитировал своего оператора Мэттью Либатика, который оказался предельно оптимистичен:

Д. А.: Мэттью сказал кое-что умное в электронном пресс-ките: «Я вижу историю с двух точек зрения: как размышление и как предостережение». Я думаю, это наиболее правдиво. Причина, по которой людям иногда трудно принять фильм, в том, что я указываю пальцем на всех нас – за то, что мы делаем, что происходит, как мы относимся к Матери. Но это и предостерегающая история, и я настроен оптимистично. Я чувствую, что последняя глава в истории ещё не написана, и всё в наших руках. Учитывая вышесказанное, я хотел сделать очень напряжённый и интересный фильм, со звёздами, местами вычурный и очень затягивающий. Здесь много всего, и я думаю, что нельзя просто взять и снять такую картину – если только это не документалка, – если вы просто хотите развлечь. Первое и самое главное в развлечении зрителя – заставить его прийти в кинотеатр. И если, помимо остального, вы включите в фильм крутые идеи, которые тронут зрителя до глубины души, это прекрасно. Это всегда было моей целью.

Евангелие от мамы – Vertigo.com.ua

Даррен Аронофски не зря так долго молчал о своем новом фильме «Мама!». Режиссер призывал зрителей не читать ничего о картине чтобы прийти на сеанс максимально готовыми в своей неосведомленности. Мы то думали, что он таким образом сохраняет чувство адреналина перед хорошим фильмом ужасов. В действительности читать ничего не нужно потому, что Аронофски вновь говорит о волнующей творческое эго режиссера теме мироздания и роли творца. Причем если в «Ное» Даррен открыто проповедовал, в «Маме!» наученный горьким опытом Аронофски возвращается к форме притчи, где кричащие метафоры сами зреют на протяжении всей картины, как запретные плоды.

Безымянная пара живет в отдаленном особняке. Он слишком большой для двоих, но это райское место, которое после пожара собственными руками возобновила молодая жена. Он (Хавьер Бардем) — гениальный поэт, переживающий кризис. Она (Дженнифер Лоуренс) — хранительница домашнего очага и муза. Супруги, казалось бы, живут в любви и без конфликтов. Впрочем, недосказанность и некая противоречивость иногда очень ненавязчиво мелькают на экране, подавая зрителю первые сигналы о том, что скоро все полетит под откос. Идиллию нарушает незнакомый мужчина (Эд Харрис), некий врач, переступивший порог дома. Поэт с радостью примет чужака, а позже и его жену (Мишель Пфайффер), тогда как невинной и тихой хозяйке придется смирится с этим. Однако чем больше людей прибывает в этот дом, тем больший хаос воцаряется в его стенах.

Заподозрить неладное следовало еще прочитав название. «мама!» — именно такое написание режиссер предусмотрел для фильма (в украинском прокате тайтл все же дали с большой). То, что главным героям отказано в именах, а в титрах персонажи указаны с прописных букв (кроме героя Бардема, но вы поймете почему), вполне закономерно ввиду специфики истории, в которой личности подчеркнуто условны. Аронофски снимает аллегорию, основанную на узнаваемых бытовых образах, но понимание абсолютной метафоричности происходящего приходит не сразу.

Аронофски снимает аллегорию, основанную на узнаваемых бытовых образах, но понимание абсолютной метафоричности происходящего приходит не сразу.

Конечно, это не хоррор, да и по части триллера здесь всего несколько применений саспенса с исключительно технической стороны. «Мама!» — авторское кино, созданное для внутреннего дискомфорта каждого смотрящего. Этот фильм культивирует клаустрофобные чувства, держит вас за плечи на расстоянии вытянутой руки и не дает вздохнуть полной грудью, лишив общих планов. Камера практически не упускает из виду лицо Дженнифер Лоуренс — Мэттью Либатик снимает крупные планы «с руки» на незакрепленную камеру. Главная героиня, таким образом, становится проводником, именно ее глазами мы смотрим картину происходящего. Блуждающий объектив делает из дома лабиринт, в котором персонаж Лоуренс, как подопытная мышь, мечется в поисках спасения. К тому же сам особняк — вполне живой организм. У него есть сердце, он пылает огненной страстью и кровоточит.

Первая половина фильма кажется переусердствованной заявкой на триллер. Режиссер здесь заигрывает с сюжетом «Ребенка Розмари», а герметичность, как прием запугивания, заимствует если не у еще одного шедевра Романа Полански — «Отвращения», то хотя бы у «Ангела-истребителя» Луиса Бунюэля. Однако открывая одну дверь за другой в этом доме, Аронофски преподносит искушенному зрителю щедрый подарок — множественность интерпретаций.

почему стоит смотреть фильм Даррена Аронофски с Дженнифер Лоуренс и Хавьером Бардемом. Рецензия