АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР.»НОСОРОГ» — The Art Story — LiveJournal
КАТАЛОГ
Германия | Альбрехт Дюрер | (1471-1528) | «Носорог» | 1515 г. | Гравюра на дереве | Британский Музей, Лондон |
У А.Битова в новелле «Человек в пейзаже» чудак-художник говорит приятелю следующее.
«Животное кто-нибудь написал? — выпалил он в меня. … — Возьмём зверя. Никто! Разве что Дюрер носорога. Так он рисовал его по клеточкам. На этот раз не писал, а — рисовал. Это был первый носорог в Германии, может быть, в Европе. Дюрер был поражен. Не как гений, а как нормальный человек. Вот поражённость-то у него и вышла. А какой был рисовальщик! Какие тогда были рисовальщики!.. Любой экспедиционный художник… Иногда мне кажется, что только они и художники… Которые ничего не хотели…»
Персонаж Битова немного ошибся. Первый носорог появился не в Германии, а в Португалии, в Лиссабоне, и Дюрер лично его не видел, а сделал рисунок по гравюрам других художников. Все остальное — очень верно. Нам тоже кажется, что именно «пораженность» делает этот рисунок таким замечательным.
Внешний облик носорога настолько не вписывался в проникнутые духом Возрождения представления о красоте форм природы, что он долгое время именовался не иначе как «чудовищем» или «монстром», удивляющим и страшащим безобразием своих черт. Monstrum monstruosum — чудовище из чудовищ — в XVI веке стал новым образом европейской культуры.
Что же было известно о носорогах в те достопамятные времена? Совсем немного: носороги живут в вечной вражде со слонами (и побеждают, вспарывая слону брюхо), могут ходить по морскому дну (поэтому, кстати, живут и в Африке, и в Индии) и, кроме того, все они — самцы, а как появляются на свет, неизвестно никому. Можно еще упомянуть об удивительных свойствах носорожьего рога: если из него изготовить посуду, то отравленное вино в ней вскипает, а употребление перетертого рога избавляет от многих болезней и восстанавливает жизненные силы. Этого немногого оказалось достаточно, чтобы многие европейцы пожелали увидеть его собственными глазами, когда первый носорог появился в Европе.
Довезти живого носорога до европейских берегов в эпоху Великих географических открытий было непросто: многие попытки заканчивались неудачей. Но в 1513 году это событие все же произошло: португальскому королю Эммануилу привезли носорога из Индии. На радость лиссабонцам он ненадолго был выставлен на обозрение, а затем отправлен в подарок римскому папе. Во время этого, последнего своего плавания с носорогом случился приступ бешенства, и он потопил корабль и погиб сам. Зарисовки лиссабонского носорога с натуры впоследствии попали в руки к известному немецкому живописцу Альбрехту Дюреру, который не имея возможности наблюдать его сам, изобразил носорога, закованным в доспехи.
По материалам:http://www.ivip.ru/GroupArticles.php?groupId=233&articleId=1949
Средневековый художник неправильно нарисовал носорога, и в его рисунок верили столетия
Жители Римской империи видели носорогов в цирковых представлениях и во время гладиаторских боев. Тем не менее, когда Рим пал, европейцы на тысячелетие забыли, как выглядят эти животные. К XVI веку носороги были практически такими же мифическими существами, как драконы или единороги. Пока в Португалию не прибыл носорог Генда как дар королю Мануэлу I.
Рисунок Альбрехта ДюрераВ те времена было принято дарить подобные подарки: так можно было выразить почтение, закрепить новые международные отношения или снять напряженность в давно сложившихся. Носорог был как раз таким дипломатическим подношением: индийский султан Музаффар-шах II был против строительства форта на острове Диу, задуманного Португалией, и свое принципиальное «нет» он смягчил носорогом из собственного зверинца.
И вот в январе 1515 года Генда отправился в четырехмесячное плавание через Индийский океан и Атлантику. Когда он прибыл в Португалию, то вызвал настоящий фурор. Только представьте, веками до этого о носорогах читали только в книгах, но там не было картинок — можно было полагаться лишь на воображение. Конечно, толпы зрителей собрались посмотреть на экзотического гостя из Индии. Среди них были ученые и писатели, а потому свежее описание и наброски носорога очень быстро разлетелись по всей Европе и достигли германского Нюрнберга, где жил художник и печатник Альбрехт Дюрер.
Гравюра Альбрехта Дюрера «Носорог»Дюрер решил нарисовать животное, но так как он сам не видел носорога, то стал руководствоваться всевозможными рассказами, которые расползлись по всей Европе. На удивление именно его гравюра стала одним из самых популярных изображений носорога, которое еще несколько веков перепечатывали во многих книгах. Так что Генда стал буквально единственным носорогом, которого столетия видели миллионы европейцев.
Правда, изображение Дюрера не было досконально правильным. Так, у его носорога появился рог на спине, все тело защищала броня, а ноги были покрыты чешуей. Но этот рисунок стал настолько популярным, что даже триста лет спустя, когда европейцы уже не раз видели носорогов, в книгах по-прежнему печаталась работа Дюрера, образ Генды жил в скульптурах и фресках.
Образцы художественного вымысла средневекового художникаУченые говорят, что в целом Дюрер верно нарисовал животное, взяв за основу описания, которые были популярны в XVI веке. Так, броня с таким четким контуром, возможно, и не броня вовсе, а толстая кожа со складками. Чешуйчатой кожей художник, вероятно, хотел показать грубую кожу на ногах, а также бородавки, которые обычно покрывают верхнюю часть передних и задних ног животного. Несмотря на эти ошибки, степень детализации Дюрера невероятно точная, учитывая, что художник никогда не видел носорога.
Носорог Дюрера в Пизанском СобореРисунок, на котором был запечатлен Генда, был перепечатан порядка пяти тысяч раз. Для того времени ― это значительное количество. Так что перед вами одно из первых произведений массового производства и определенно самая первая картинка, которая стала вирусной. В те времена мало кто умел читать, поэтому подобное изображение могло заменить тысячи слов и было невероятно ценным.
Современная копия фарфоровой статуэтки 1730 года, которая находится в музее немецкого города МейсенаНосорог Дюрера начал исчезать из печатных изданий лишь в XVIII веке, когда в Европе появилось больше носорогов и европейцы смогли воочию увидеть это животное. Но вплоть до первой трети ХХ века именно рисунок Дюрера фигурировал в немецких учебниках как реальное изображение носорога. И этим рисунком вдохновился даже Сальвадор Дали: в испанской Марбелье есть скульптура Дали, которая сильно напоминает носорога Дюрера.
Скульптура Сальвадора ДалиНу и напоследок стоит рассказать, что стало с носорогом, подаренным португальскому королю. Мануэл I решил преподнести его Папе Римскому Льву X. Так что спустя несколько месяцев после прибытия в Португалию индийский гость вновь оказался на корабле. Однако добраться до Рима ему так и не удалось: корабль попал в шторм, Генда утонул. Через какое-то время его тело вынесло на берег. Носорога ошкурили и отправили шкуру то ли в Рим, то ли в Лиссабон. Дальнейшая судьба Генды неизвестна, но некоторые любители истории надеются когда-нибудь увидеть его гигантское чучело.
Память нации» открылась в Британском музее — EA Culture
16 октября в Британском музее в Лондоне открылась выставка, посвященная 25-летию падения Берлинской стены и воссоединения германской нации.
Иоганн Готлиб Киршер. Носорог. Реплика на гравюру Дюрера. Мейсенский фарфор. 1730. Государственная галерея искусств, Дрезден. Экспонируется на выставке «Германия: Память нации» в Британском музее, Лондон.
Идея экспозиции – представить через произведения искусства, от высокой живописи до средневековых украшений и современного дизайна, историческую память нации, которая на протяжении большей части своей истории была раздробленной сперва на небольшие феодальные государства, затем на земли и княжества, а когда, наконец, объединилась, то меньше, чем за столетие, стала участником двух мировых войн, причем участником трагическим, выступавшим в роли инициатора войны, а в итоге оказывавшаяся побежденной.
После второй мировой войны германская нация несла не себе печать исторической вины за преступления нацистов, и философ Маркузе со всей драматичностью и остротой поставил вопрос, можно ли писать стихи после Освенцима? При этом Германия была поделена на Западную и Восточную, и в социалистической ГДР был даже провозглашен тезис о «двух культурах».
И только последняя четверть века стала для германской нации временем единения, которое тоже происходило непросто, но зато совпало с объединением Европы, причем в европейском оркестре именно Германия играет первую скрипку.
Один из источников нынешней моральной силы германской нации – ее историческая память, не утраченная в периоды раздробленности, войн и раскола. Нация осознавала свое единство и воплощала его как в идеологических конструкциях, самой яркой из которых была средневековая Священная Римская Империя германской нации, так и в художественном творчестве.
Еще одна идея выставки – идея снятия исторических противоречий и определенного недоверия британского сознания по отношению к Германии. Грехи прошлого – это часть истории, которая сегодня стала общей для разных европейских народов, и теперь все могут черпать силы и извлекать выгоду из богатых традиций европейских наций.
В. Тишбейн. Гёте в Кампанье. 1787. Масло, холст. 164 х 206 см. Штеделевский художественный институт. Франкфурт-на-Майне. Экспонируется на выставке «Германия: Память нации» в Британском музее, Лондон.Среди ключевых экспонатов выставки – картины Гольбейна и гравюры Дюрера, причем знаменитый «Носорог» предстает не только в графическом изображении, но и в скульптурных и декоративно-прикладных вариациях. Представлены и экспонаты, рассказывающие о рождении в германских землях книгопечатания, открывшего «Эру Гуттенберга». Другие германские художественные бренды – Мейсенский фарфор и такой узнаваемый шедевр промышленного дизайна, каким является Фольксваген Жук.
Выставка стала главным культурным событием, о котором пишет британская пресса. В день открытия выставки статьи об этом опубликовали «The Times», «The Guardian», «The Financial Times», «The Telegraph» и другие ведущие газеты.
Выставка открыта до 25 января 2015 года.
Видеоанонс выставки на сайте Британского музея.
Гравюра Альбрехта Дюрера установила рекорд на Christie’s
За 866,5 тысячи долларов досталась новому владельцу ксилография с изображением носорога работы Альбрехта Дюрера. Всего же подборка произведений тиражной графики Дюрера принесла 6 миллионов долларов
Удачный старт нью-йоркской неделе Старых Мастеров дал вчерашний аукцион Christie’s «Альбрехт Дюрер — шедевры из частной коллекции». Ксилография «Носорог» 1515 года была продана за рекордные 866,5 тысячи долларов. Суммарный результат аукциона тиражной графики Дюрера составил 6 миллионов долларов, что, впрочем, осталось в пределах эстимейта 4,6–6,9 миллиона долларов.
Хотя Christie’s и не предоставил официальных данных о том, чья это была коллекция, для большинства специалистов по Старым Мастерам это не секрет: теперь уже бывший владелец собрания — швейцарский коллекционер Сэмюэл Йозефович (Samuel Josefowitz), активно покупавший старинные гравюры во второй половине ХХ века. Коллекция Йозефовича формировалась на протяжении сорока лет. Филантроп всегда выбирал самые лучшие оттиски, цена не имела для него большого значения.
Прежний рекорд для гравюр Дюрера составлял 409,25 тысячи фунтов (653,34 тысячи долларов): столько заплатили за гравюру «Адам и Ева» в 2011 году. На вчерашнем аукционе этот рекорд был побит трижды. Сначала другой оттиск «Адама и Евы» ушел за 662,5 тысячи долларов к телефонному покупателю. Через несколько минут арт-дилер Сьюзан Шульман приобрела гравюру «Святой Евстафий» (около 1501 года) за 722,5 тысячи долларов. На этой крупнейшей гравюре Дюрера изображен коленопреклоненный римский полководец Пласидас (в крещении Евстафий), пораженный увиденным в рогах оленя распятием. Этот оттиск когда-то принадлежал герцогу Девонширскому. В 1985 году он продал его за 190 тысяч фунтов.
Ну и затем последовал рекорд гравюры «Носорог». Дюрер изобразил животное, впервые завезенное в Португалию в 1515 году в качестве подарка королю Португалии от индийского шаха. Интересно, что сам художник никогда не видел живого носорога, а при работе пользовался рисунками и описаниями очевидцев.
Лот в несколько раз превысил эстимейт 100–150 тысяч долларов.Одна из самых известных гравюр Дюрера «Меланхолия I» была продана за 530,5 тысячи долларов арт-дилеру Ричарду Фейгену. Эстимейт лота составлял 400–600 тысяч долларов. Сегодня и завтра Christie’s проведет еще два аукциона, посвященные творчеству Старых Мастеров, — на продажу будут выставлены живописные произведения.
Материал подготовила Мария Онучина, AI
Источник: bloomberg.com, ru.wikipedia.org, artinvestment.ru
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.
Картина Альбрехта Дюрера «Носорог»
Что стало причиной множества фактических ошибок в изображении индийских носорогов в промежутке с XVI по XVIII века? Образ, вид которого долгое время принимался в Европе за внешний вид носорога, был впервые создан Альбрехтом Дюрером — немецким художником, который своей гравюрой под названием «Носорог» заставил всю Европу видеть недостоверные изображения этих животных несколько веков подряд.
Биография
Великий немецкий художник Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, Германия. Его отец был ювелиром, его мать звали Барбарой Хольпер. С шести лет будущий художник посещал латинскую школу. Отец пытался обучить его ювелирному мастерству, но Альбрехт хотел заниматься живописью, и спустя 9 лет отец направил сына на обучение к нюрнбергскому знаменитому художнику Михаэлю Вольгемуту. Несмотря на выбранное им направление, Дюрер также освоил и искусство гравировки по дереву. Учебу в мастерской он окончил в 1490 году и отправился в путешествия по Германии и Швейцарии, во время которых продолжал оттачивать свое мастерство, им были созданы несколько известных его творений. В 1494 году он завершил свои странствия и по приезду домой женился на Агнессе Фрей.
Всю оставшуюся жизнь великий мастер путешествовал по Европе с учениками, создавая шедевры, а в 1512 году его покровителем стал император Священной Римской Империи Максимилиан I. Последние семь лет жизни художник проводит в работе, им создаются самые важнейшие его произведения, и 6 апреля 1528 года умирает от малярии в Нюрнберге.
Творчество и наука
Дюрером было создано огромное количество художественных произведений, таких как автопортреты, гравюры, экслибрисы, витражи и рисунки. Его картины ценились и покупались во всей Европе. Сохранилось около 970 рисунков, 457 гравюр и 20 экслибрисов. Большую часть своей жизни Альбрехт Дюрер посвятил искусству, но он также и являлся известным ученым-теоретиком в области математики. Однако им была навеяна величайшая фальсификация в истории науки, а именно — гравюра Дюрера «Носорог», созданная им в 1515 году. Благодаря ее известности индийским носорогам долгое время придавали отличные от реальности изображения.
Носорог Дюрера
Остановимся подробнее на гравюре. Картина Дюрера «Носорог» была создана художником, ни разу в жизни не видевшим это животное, по описанию людей, ставших очевидцами появления млекопитающего в Лиссабоне. Его доставили из Индии в качестве подарка королю Мануэлу, который впоследствии отправил его Папе Римскому, но в пути корабль затонул.
Так как художник никогда не видел носорога, то и образ на гравюре имеет отличия от реального. Носорог Дюрера закован в прочную броню, на которую похожи складки кожи настоящего животного, а листы ее словно скреплены заклепками, на спине он носит небольшой изогнутый рог, и ноги его покрыты чешуей. Также все тело животного оказалось покрыто узором.
Гравюра стала очень известной, и ее изображения помещались в качестве иллюстраций к естественнонаучным книгам. Такой носорог фигурировал и на эмблеме Алессандро Медичи, и на колонне, находящейся перед церковью Гроба Господня, и на одной из дверей Пизанского собора. Животные стали популярными, и все больше их образов появлялось в различных произведениях искусства. Носорог Альбрехта Дюрера до середины XVII века считался достоверным изображением, но потом все больше животных привозилось в Европу, все чаще они стали появляться на работах других художников, и навеянный гравюрой образ оказался вытеснен. Однако до 30-х годов прошлого столетия животное с гравюры находилось на страницах немецких школьных учебников в качестве настоящего изображения носорога.
Читать «Письма и дневники» — Дюрер Альбрехт — Страница 2
Может быть, единственный человек, который этой техникой владел в наше время, это замечательный художник Дмитрий Плавинский. Он был великий мастер, он ученик Дюрера.
Плавинский сделал копию с дюреровской гравюры «Носорог» и раскрыл суть этой техники. Сводится она к тому, что человек берет в руки специальный резец и кладет правую руку на специальную подушку, которая для этого шьется. И дальше он не резцом водит по медной доске, а доску поворачивает под резцом. Откуда взялась эта техника, водить доской на подушке под этим резцом? Плавинский рассказал, что, когда Дюрер был мальчиком (а он родился в очень богатой бюргерской семье), его отдали учиться ювелирному мастерству. Само собой, к лучшему ювелиру. И этот ювелир работал этими резцами. Поэтому первые навыки работы по металлу он получил, обучаясь у ювелира. Дюрер, как гениальный человек, осмыслил ювелирные методы и перевел их в язык другой формы.
Если вы внимательно посмотрите на четыре гравюры на меди, то вы не сможете поверить своим глазам, что это может быть так сделано. Посмотрите, какое количество линий… Каким надо быть художником, каким надо быть инженером, какое надо иметь воображение, чтобы ювелирную технику перевести в уникальную технику художественной гравюры!
Последняя из этих четырех гравюр называется «Носорог». Известно, что носорога привезли из Индии. Он как-то был подарен португальскому королю Эммануилу. Но вообще Дюрер видел носорога в зоопарке и сделал там набросок с натуры. Этот носорог привлекал его внимание. Он написал поверх гравюры целое сообщение, целое свое наблюдение о носороге.
Носорог – очень страшное животное, потому что его очень боятся слоны. Носорог со своим рогом подлезает под слона и вспарывает ему живот. И вместе с тем при такой агрессивности, при такой силе, пишет Дюрер, носорог очень быстро бегает и необыкновенно нежен. Он очень нежное животное. С чего Дюрер взял, что носорог – нежное животное, непонятно.
Дюрер нарисовал этого носорога, и когда мы смотрим на гравюру носорога, то мы удивляемся не только тому, как он его нарисовал, как точно запечатлел все анатомические детали, расположение щитков… Но как он перевел его в образ! Какой необыкновенный образ стоит за его носорогом.
Он кажется космическим, странным существом.И вот когда Плавинский занимался техникой этой гравюры, он сделал копию носорога. И эта копия точно повторяет гравюру Дюрера, только Плавинский придал ему еще более явные черты космичности: он стоит как весь мир, как целый космос, у него на спине солнце и луна, у него глобусами вздымаются бока, у него на роге затухшие вулканы. Это космическое чудовище, космический образ, который вбирает в себя всю геологическую, антропологическую, географическую, художественную историю мира.
Гравюра «Меланхолия» создана Дюрером после «Блаженного Иеронима». Очень трудно до конца расшифровать смысл и внутреннее, закадровое содержание этой гравюры. Но если мы будем рассматривать ее внимательно, то увидим, что эта гравюра по горизонтали делится на три пояса. И каждый пояс представляет собой ступени познания. Это своего рода энциклопедия знаний и представлений о мире людей того времени. Но только людей, конечно же, владеющих всей совокупностью, всей суммой знаний.
Меланхолия. 1514
Вообще гравюра «Меланхолия» связана в основном с темой познания, потому что познание для Дюрера, как для доктора Фаустуса, это самое главное. Да, он был художником. Но он в равной мере был и алхимиком, и астрономом, и анатомом, и в равной мере был и философом, занимавшимся темой человеческого познания и сознания.
Дюрер в этой гравюре определяет три уровня познания: нижний, средний и верхний. Если вы внимательно будете всматриваться в предметы, которые изображены в нижнем ярусе, то вы увидите там очень интересный набор. Там лежат предметы ремесла: рубанки, струганки, прочие инструменты, а также угольник, имеющий разные смыслы. А самый интересный предмет в этом нижнем ярусе – это шар. Этот идеально выточенный шар был признаком очень высокого мастерства. Во времена Дюрера абсолютный ремесленник, законченный, завершенный – это был тот человек, который делал шар.
«Хотелось бы вернуться к тому прочтению содержания гравюры, которое дал историк искусства Э. Панофский. В качестве ключа к разгадке ученый предложил текст известного Дюреру трактата Агриппы Неттесгеймского, где философ рассуждает о трех ступенях постижения истины. Первая, низшая из всех, доступна людям искусства, вторая принадлежит ученым, третья – тем, кто занимается сферой небесного, то есть теологам».
Виктор Головин
А вот второй уровень познания, проходящий по коленям фигуры, которую мы видим справа, он гораздо более интересный. На втором уровне познания мы видим самые разнообразные предметы, которые, казалось бы, не имеют никакой связи один с другим: какой-то молоток лежит геологический, сидит младенец-ангел и читает книгу… На чем сидит этот младенец-ангел? Если внимательно присмотреться, то мы видим, что сидит он на покрытом ковром жернове, который делает великий помол для хлеба. Это очень интересный предмет, потому что он означает вечное движение и возвращение в мир движения, великий перемол и вновь возвращение.
По всей вероятности, этот мальчик с крылышками, читающий книгу, – это область неремесленного. Это область интеллектуального познания.
Но главное место в этом втором ряду занимает большой кристалл. Вообще, когда вы смотрите на гравюру «Меланхолия», вы этот кристалл замечаете сразу, выделяете его среди множества предметов, не связанных между собой очевидно. Это магический кристалл.
Высшей степенью интеллектуализма абсолютно ученого человека обладал тот, кто знал теорему арабского ученого Авиценны (Ибн Сины) о сумме углов многоугольника, где ни один угол не равен другому. Вот этот кристалл, который показывает Дюрер во втором поясе познания, это и есть многоугольник, где ни один угол не равен другому. Это пластическое выражение теоремы Ибн Сины.
«Меланхолия на гравюре Дюрера – это не романтически-барочная меланхолия и не меланхолия конца Средневековья, а состояние, подобное тому, какое испытывает человек после напряженного умственного или физического труда».
Марсель Брион
Ну и наконец, третий пояс, который начинается со второго: мы уже во втором поясе видим с правой стороны очень большую башню. Она уходит вверх, к ней приставлена лестница, эта лестница тоже уходит в небо. А на этой башне мы видим два замечательных предмета. Один предмет – это песочные часы, а второй – это магическая таблица Дюрера. По горизонтали, по вертикали, в любом сочетании мы получаем число 32. Еще выше мы видим колокол, веревка от которого уходит за пределы гравюры.
Остановимся на этой башне. Это символ, который означает многое. Это Вавилонская башня, и вообще башня, которая никогда не может быть достроена, потому что она и является символом непознаваемости. Она указывает на то, что есть вещи, которые познать можно, – это первый ряд. Есть вещи, которые нужно познать ученому человеку. И есть вещи, которые непознаваемы. Познание бесконечно, оно безгранично.
Носорог. 1515
Конечно, Дюрер был связан с алхимией, как с алхимией были связаны все его великие современники. Алхимия – это интегрированные знания, это учение о единстве мира.
Песочные часы присутствуют в каждой гравюре Дюрера. Песочные часы держит дьявол перед лицом рыцаря. Песочные часы висят на стене в келье святого Иеронима. Впрочем, это не келья святого Иеронима, а это кабинет самого Дюрера, это он в образе святого Иеронима, погруженный в занятия, он просто воспроизвел свой кабинет в Нюрнберге. И очень большое значение песочные часы имеют в «Меланхолии». Песочные часы – это выражение образа времени.
Как носорог стал графом Монте-Кристо и прославился на всю Европу
В «Чемодане из Берлина» сегодня вас ждёт любопытный рассказ, который прилетел к нам из солнечного и душистого Прованса. Моя коллега – гид Мария Полюхова знает тысячи интересных историй и делится ими не только на своих экскурсиях по Провансу, но и на страницах блога в Инстаграм (привыкание гарантировано! Я уже успела обзавестись марсельским мылом, начитавшись Марии). Одна из историй повествует о немецком художнике Альбрехте Дюрере. Вы хотите сказать, что Дюрер не бывал в Марселе? Тогда читайте дальше и узнаете, что (а вернее, кто!) объединяет марсельцев и Дюрера.
Передаю слово Марии:
В Марселе много занятных историй. Одни выдуманы, другие случились когда-то, а третьи — и не знаешь, вправду они были иль все россказни пустобреха Рене из квартала Сен-Жан. Если какой-нибудь писака возьмётся за книжку, то получится такая уйма писанины, что и на трёх ослах не увезти. Вот как. Только есть среди всей этой путаницы одна история, которая приключилась в точности в 1515 году.
В те времена корабли шли в Европу с трюмами, набитыми заморским товаром. Всего было полно: специи, ткани, чай, шелк и безделицы разные, а временами привозили и вовсе чудеса диковинные – растения, которые не иначе как из рая.
Португалия тогда была знатной морской державой, поэтому многие диковинки попадали на наши земли с ее моряками. Вот и тогда, в 1515 году, губернатор Португалии на Гоа отправил корабль в Лиссабон. В трюмах, помимо мебели, слоновой кости и прочих дорогих подарков, был ещё один подарок – носорог от Муззафара Шаха II, султана Камбея. Подарок предназначался правителю португальскому Mануэлю. Плавание было долгим, и через пять месяцев, обогнув по пути мыс Доброй Надежды, корабль благополучно прибыл к берегам Португалии и бросил якорь в Лиссабоне.
Ранее в тех краях никто носорога не видывал, и прибытие диковинного животного вызвало живейший интерес у публики. Так бы носорог и остался в Лиссабоне и жил бы себе припеваючи до самой кончины. Но тамошний правитель Мануэль решил передарить его Папе Римскому Льву X.
Носорога погрузили на корабль, приковали к мачте и отправили в Рим. Путь нам знакомый, но не самый близкий, пролегал как раз через Марсель, где было решено пополнить запасы пресной воды и провизии. Корабль встал на якорь рядом с Фриульским архипелагом, а дабы животное могло отдохнуть от тягот пути и почувствовать твердыню под ногами, было решено высадить носорога на маленьком островке Иф, который потом станет известным благодаря замку Иф и его узнику, Эдмону Дантесу.
Весть о звере тут же разнеслась по всей округе. Любопытные всех рангов плыли на остров поглазеть на животное. Носорог впечатлял: огромный рог на носу, а в длину он походил на слона, только бурого цвета да с ногами покороче. Некоторые умельцы пытались рисовать диковинку. Слава о носороге достигла и ушей французского короля Франциска I, который, узнав о чуде, решил непременно его увидеть, ибо нет другого такого в королевстве. Вид заморского животного весьма потешил короля.
Выждав положенный срок, носорога изловили на острове, вновь погрузили на корабль и отправили дальше в Рим. Однако у берегов Италии судно захватила страшная буря, корабль не выдержал натиска стихии и затонул вместе с прикованным к мачте носорогом. Марсельцы были последними, кто видел его в живых.
О таком диковинном животном услыхал и наш знакомец Альбрехт Дюрер. Ему не довелось быть среди тех, кто видел носорога воочию, но описаний и слухов было много. Остальное довершило воображение художника, и родилась бессмертная гравюра на дереве, в которой соединились выдумка и реальность. Дюрер изобразил носорога, как злейшего врага слона с рогом на спине, чешуйчатыми ногами, хвостом и словно в военных доспехах.
Эта гравюра была воспроизведена при жизни художника примерно 5000 раз и приобрела огромный успех в Европе. До начала 18 века именно она оставалась для европейцев эталоном и единственным существовавшим тогда реалистичным изображением носорога.
Дюрер и неуловимый носорог
Альбрехт Дюрер | «Носорог» | 1515 | Kupferstichkabinett, Staatliche Museen zu Berlin; smb.museum
Альбрехт Дюрер создал свою знаменитую гравюру с изображением носорога в 1515 году на основе письменного описания и анонимного эскиза индийского носорога, прибывшего в Лиссабон ранее в том же году. Животное было предназначено в качестве подарка Папе Льву X от короля Португалии, но оно так и не добралось до места назначения, погибло в результате кораблекрушения у берегов Италии.
Изображение Дюрера не совсем точно: оно изображает животное, покрытое доспехом из твердых пластин, чешуей на лапах и маленьким спиралевидным рогом на спине. В этом нет ничего удивительного, учитывая, что художник никогда не видел настоящего экземпляра. Что является удивительным, так это то, что его изображение служило научным ориентиром на протяжении веков, несмотря на существование похожей, но более точной гравюры Ханса Бургкмайра, также датируемой 1515 годом. на том же анонимном скетче.
Ханс Бургкмайр | Носорог | 1515 | Иллюстрированный Барч. Vol. 11, Немецкие художники шестнадцатого века: Ганс Бургкмайр Старший, Ганс Шойфелейн, Лукас Кранах Старший
В увлекательной статье в Print Quarterly Джим Монсон обсуждает еще -е третье изображение носорога из 1515 года, сделанное неизвестным художником. Рисунок, находящийся в коллекции Ватиканской библиотеки, имеет элементы, обнаруженные в гравюре Дюрера, но не на гравюре Бургкмайра, и наоборот, что заставляет Монсона задаться вопросом, не ближе ли он к утраченному изображению, которое вдохновляло и Дюрера, и Бургкмайра.
Цифровая библиотека Artstor предлагает более десятка различных изображений репродукций носорогов Дюрера (пример взят из Государственных музеев Берлина). Найдите носорога Бургкмайра , чтобы сравнить версии двух художников, или выполните поиск носорога , чтобы найти изображения, столь же разнообразные, как доисторическая терракотовая статуэтка из Индии в коллекции Американского совета искусства Южной Азии (ACSAA), с цирковыми плакатами 20-го века в Собрании цирка Музея искусств Джона и Мейбл Ринглинг.
— Джованни Гарсия-Фенек
Носорог | artble.com
Мануэль I
Лиссабон
Папа Лев X
Флоренция
На основе эскиза и краткого описания индийского носорога, привезенного в Лиссабон, обычно упоминается эта гравюра на дереве. как носорог Дюрера.
Созданное в 1515 году, художник на самом деле никогда не видел это животное, но оно было доставлено в Португалию тогдашним королем Мануэлем I, но умерло во время транспортировки в Италию, где оно было предназначено в качестве подарка Папе в 1516 году.Это был первый случай, когда носорог видели на континенте за более чем 60 лет.
Ксилография Дюрера, которую многие считали истинной репрезентацией, копировалась по всей Европе в течение примерно трех столетий после ее публикации.
Только в середине 1740-х годов и путешествии носорога по имени Клара означало, что люди действительно знали, как выглядит животное, и, таким образом, могли создавать картины или рисунки, которые были реалистичными в соответствии с его фактическими чертами.
Как «Носорог» попал в Португалию:
В 1514 году губернатор португальской Индии Афонсу де Альбукерке отправил людей на остров Диу у северо-западного побережья страны, чтобы получить разрешение на строительство там форта.Никакого соглашения не было достигнуто, но дары были обменены, и одним из них был индийский носорог, который вернулся в Португалию и содержался в зверинце (примитивная форма зоопарка), как и требовалось времени.
Лодке потребовалось 120 дней, чтобы добраться до Португалии, и с тех пор, как ее видели еще в римские времена, она создавала образ мифического зверя и была формой классической античности в контексте периода искусства, который она украсила.
Было несколько рисунков животного, и король Мануэль I использовал его в битве для своего развлечения, и оно убило в бою молодого слона.
После этого носорог был отправлен в качестве подарка Папе Льву X, так как Мануэль стремился увеличить свое положение в церкви, и это последовало за подарком белого слона из прошлого года. К сожалению, во время ужасного шторма корабль потерпел крушение, поэтому тушу нашли и затолкали в Лиссабоне.
Работы природы на бумаге Альбрехта Дюрера · WUSTL Digital Gateway Image Collections & Exhibitions
Альбрехт Дюрер, Носорог , 1515. Ксилография, 23.5 х 30,1 см. Бостон, Музей изящных искусств, инв. нет. 97.1165.
Альбрехт Дюрер, Носорог , 1515. Перо и коричневые чернила, 27,4 x 42 см. Лондон, Британский музей, инв. нет. 5218-161.
Ханс Бургкмайр, Носорог, , 1515. Ксилография, 22,4 x 31,7 см. Вена, Graphische Sammlung Albertina, inv. нет. 1934/123.
Автор журнала: Джованни Пенни, 1515 г. Атрибут изображения: неизвестен.
Это изображение носорога — самое известное в истории искусства.Дюрер никогда не видел этого экземпляра; В основу своей знаменитой гравюры на дереве он положил рассказ и анонимный набросок носорога, который прибыл в Лиссабон из Индии в 1515 году. Эскиз был отправлен Дюреру от Валентина Фердинанда, немецкого печатника, жившего в Португалии. Дюрер переписал надпись, сопровождавшую эскиз, на сделанный им рисунок носорога. Читается:
В 1515 году 1 мая нашему королю Португалии в Лиссабон было доставлено такое живое животное из Индии, которое назвали носорогом.Поскольку это такое чудо, я должен был отправить его вам в этом изображении, сделанном после него. Он имеет цвет жабы, покрыт толстой чешуей и хорошо защищен; по размеру он такой же, как слон, но ниже, и является смертельным врагом слона. У него на передней части носа крепкий острый рог: и когда животное приближается к слону, чтобы драться, оно всегда сначала ткнет рогом по камням и бежит на слона, просовывая голову между его передними лапами. Затем он разрывает слона в самом тонком месте и забодает его.Поэтому слон боится носорога; потому что он всегда забодает его, когда встречает слона. Потому что он хорошо вооружен, очень жив и бдителен. Животное называют носорогом на греческом и латинском языках, а в Индии — гомда (примечание 1).
В своей творческой интерпретации Дюрер изображает это прочно сложенное млекопитающее с толстой кожей, покрытой броней. Он подчеркивает тяжелую текстуру тела животного и делает ее еще более очевидной с помощью ксилографии. Перенося оригинальный дизайн своего рисунка на ксилографию, Дюрер демонстрирует текстуру кожи млекопитающего посредством тиснения, оставленного на бумаге индивидуально отпечатанных оттисков.В очередной попытке увеличить силу животного Дюрер неточно вооружает носорога острым спинным рогом, который виден рядом с буквой «R» на гравюре на дереве. Даже если Дюрер ошибается в истолковании, он эффективно передает характер животного. Этот носорог — настоящее чудо животного мира.
Носорог был доставлен в Европу как экзотический образец, и другие художники, в том числе Ханс Бургкмайр и Франческо Гранначи (возможно, также Джованни Пенни) создали его изображения (примечание 2).Однако изображения носорогов этих художников остались без внимания, а ксилография Дюрера сохранилась как визуальная икона. Технические навыки Дюрера действительно очевидны, если сравнить его дизайн носорога с рисунками других художников. Признание зрителями чистого таланта Дюрера и его превосходного мастерства рисования растет в геометрической прогрессии, особенно за исключением изображения, которое является частью журнала Пенни — дизайна, граничащего с комичным. Бесчисленные художники имитировали носорога Дюрера в скульптурах, гобеленах и керамике.Даже натуралисты, такие как Конрад Геснер, использовали представление Дюрера в своих научных сборниках естествознания. Дюрер намеренно снял большое количество отпечатков с оригинальной ксилографии, чтобы максимально увеличить распространение своего изображения. Используя печатный носитель, Дюрер мог широко рекламировать себя как ученик природы, и это напрямую связано с его решением подойти к истории святого Юстаса как к гравированному и воспроизводимому произведению искусства.
Дюрер изменил подпись, которая сопровождает изображение носорога, когда он перенес дизайн с рисунка на гравюру на дереве.В гравюре на дереве он подчеркивает свои собственные навыки и способность воссоздать такое животное, даже если он не видел его физически. Дюрер вносит стратегические поправки в описание животного, чтобы подтвердить надежность своего отпечатка. Он сравнивает носорога с крапчатой черепахой вместо жабы. Это важно, потому что кожа крапчатой черепахи твердая, и, соответственно, ее текстура больше похожа на носорога, чем на жабу. Это логическое сравнение дает Дюреру убедительность, и он убеждает зрителей поверить в то, что он воспроизводит носорога в «его полной форме» (примечание 3).Его виртуозное мастерство рисования ставит под сомнение ценность практики непосредственного наблюдения. Помимо эстетической привлекательности, модель Dürer The Rhinoceros доказывает, что в эпоху Возрождения люди стремились получить знания не только через физическое взаимодействие с природными элементами, но и через визуальные материалы, которые воспринимались как реалистичные и реалистичные.
Примечания:
примечание 1. Цитируется и переведено с оригинала в Susan Dackerman ed., Гравюры и поиск знаний в Европе раннего Нового времени , (Кембридж, 2011), 167.
примечание 2. Джованни Пенни написал дневник о присутствии млекопитающих на европейском континенте, и изображение носорога служит титульной страницей его журнала. Создатель этого изображения не был идентифицирован, и, следовательно, дизайн мог или не мог быть произведен Penni. Т. Х. Кларк подробно рассказывает о художниках, создававших изображения носорога, когда животное посетило Лиссабон в 1515 году.См. T. H. Clarke, The Rhinoceros from Dürer to Stubbs 1515-1799 , (Лондон, 1986), 16-27.
примечание 3. Полную транскрипцию см. Dackerman, 167-68.
Идея в форме носорога. Почему сказочная гравюра Альбрехта Дюрера… | Ким Верту | Signifier
Его рисунок был перевернут в процессе вырезания на блоке из плодового дерева для печати. Этот процесс был быстрее, дешевле и легче распространять, чем картины, и поэтому он использовал сенсацию, которую произвел настоящий носорог.Гравюры получили широкое распространение и оказались очень популярными.
Вдохновленный рендеринг Дюрера с тех пор жил в западном воображении и был окончательным изображением носорога для европейцев до восемнадцатого века, когда другой настоящий носорог прибыл и совершил поездку по Европе, изображенный другими художниками. Тем не менее, даже когда появилась «реальность», поэтическая версия, созданная Дюрером, оставалась популярной иллюстрацией, которая зажигала романтическое воображение.
Изображение приобрело историческое значение как самостоятельный артефакт.Это по-прежнему самый известный рисунок носорога. Это «Носорог Дюрера», и кажется, что он живет своей собственной жизнью. Спустя столетия до сих пор популярен как декоративный принт и узор …
Копия висела на стене дома, где вырос художник-сюрреалист Сальвадор Дали . В результате он всегда увлекался носорогами. Он видел в творчестве Дюрера культовую работу, воспевающую воображение как инструмент, ведущий к дальнейшему пониманию. Пример искусства, помогающего нам расшифровать реальный мир.Таким образом, он присвоил это произведение сюрреализма.
Дали считал рог носорога одной из самых приятных форм в природе и восхищался математической чистотой, которую он видел в его кривой. Он писал этот мотив много раз, иногда прикрепляя к животному, часто выделяя абстрактные формы. Он также вырезал и отлил серию изделий из бронзы, которые различаются по масштабу от столешницы до монументала, в которых копия «Носорога Дюрера» сочетается с округлыми формами морских ежей.
Скульптура «Носорог» работы Сальвадора Дали (1956) в Пуэрто-Хосе Банус, Марбелья, Испания, фотография Мануэля Гонсалеса Олаэчеа и Франко, 1994 г. [просмотреть лицензию]Общая популяция индийских носорогов упала до менее 200 в течение двадцатого века.По оценкам Всемирного фонда дикой природы, в настоящее время благодаря согласованным усилиям по сохранению в дикой природе в настоящее время существует около 3700 индийских носорогов. Носорог — травоядное животное, и фермеры Ассама экспериментируют с посадкой мяты в качестве товарной культуры, которая неприятна для носорогов, в качестве буфера, чтобы его территории могли простираться за пределы национального парка, где он находится под защитой. Будем надеяться, что такие меры увенчаются успехом.
Если нам повезет, мы сможем увидеть носорогов в зоопарках или заповедниках и поразиться тому, что Дюрер мог понять, только имея свидетельства очевидцев и художественную лицензию.Несмотря на то, что сегодня они встречаются гораздо реже, а некоторые виды вымирают, у нас больше шансов увидеть живые экземпляры, чем у любого европейца шестнадцатого века. Но это может быть не всегда …
Разве не было бы хорошо, если бы носорог выжил, чтобы увлечь будущие поколения, чтобы им не нужно было полагаться только на фотографии и из вторых рук, изображающие этого «фантастического зверя»?
Носорог Альбрехта Дюрера
Эта тонко детализированная гравюра на дереве, выполненная Альбрехтом Дюрером, одним из великих художников североевропейского Возрождения, запечатлевает прибытие в Европу первых носорогов, которых там видели со времен Римской империи.
Животное было отправлено в Лиссабон в 1515 году в качестве подарка королю Португалии Мануэлю I губернатором португальской Индии Афонсу де Альбекерке. Он должен был разместиться в королевском зверинце во дворце Рибейра в Лиссабоне. Его прибытие произвело фурор и в течение нескольких месяцев привлекало толпы посетителей, жаждущих своими глазами увидеть недавно обнаруженное экзотическое существо из древности.
Дюрер был мастером гравюры на дереве и привнес в среду большее художественное видение и интеллектуальную глубину. Его мастерство можно увидеть в тонкой штриховке и замысловатом узоре на шкуре животного. Его гравюры на дереве сделали его одним из самых известных и успешных художников в Европе. Развитие технологий печати означало, что его «Носорог» можно было воспроизводить в гораздо большем количестве, чем раньше, и по цене, доступной для менее богатых.
Сам Дюрер никогда не видел носорога. Он действительно видел описания животного и даже зарисовки, присланные очевидцами из Лиссабона в Нюрнберг. Он сделал свой собственный рисунок животного и вскоре создал гравюру на дереве, которая оказалась одной из самых коммерчески успешных в то время. Считается, что при жизни Дюрера было продано 5000 копий, и он стал культовым изображением, которое европейцы использовали для описания носорога вплоть до восемнадцатого века.
Современному глазу это не кажется очень реалистичным изображением носорога. Толстая складчатая кожа индийского носорога изображалась как нечто большее, чем броня. Рог носорога намного больше и внушительнее, чем в природе, и, действительно, Дюрер показывает, что у этого животного на спине второй, меньшего размера, спиральный рог. Текст Дюрера в верхней части гравюры на дереве подтверждает впечатление, которое производит изображение мощного боевого зверя, которого боятся даже слоны.Он также уверяет зрителя, что «это точное представление».
Но «Носорог» Дюрера — это больше, чем просто изображение экзотического зверя. Это эмблема мира его времени. Это мир, в котором европейские народы соревновались не только в самой Европе, но и по всему миру, в Азии, а также в Северной и Южной Америке. Этот образ подарка от колониального губернатора своему королю отражает уверенное экспансионистское намерение Европы принести то, что она считала своей высшей цивилизацией, в мир за пределами Европы, который она считала диким и невежественным.Носорог, который, должно быть, показался мифическим животным тем, кто впервые увидел его в Лиссабоне, был бы мощным символом этого экзотического, необузданного внешнего мира, в который Европа вносила порядок и просвещение.
Коммерческий успех изображения Дюрера отражал волнение, вызванное появлением животного. Его решение выпустить изображение в виде гравюры на дереве сделало его доступным для гораздо большего числа людей, желающих испытать что-то от этого волнения.Волнение от расширения горизонтов и амбиций Европы, а также от растущих знаний и понимания мира и природы в целом.
Носорог Дюрера — Факты и история картины
Носорог | |
---|---|
Художник | Альбрехт Дюрер |
Год | 1515 |
Средний | Ксилография |
Расположение | Британский музей, Лондон |
Размеры | 8.4 дюйма × 11,7 дюйма |
21,4 см × 29,8 см |
Носорог Дюрера — это гравюра на дереве, созданная Альбрехтом Дюрером в 1515 году нашей эры. Как изображение животного в центре знаменитой серии событий, гравюра на дереве была очень популярна при жизни художника.
История
После падения Римской империи азиатские животные, ранее импортированные для цирков и гладиаторских мероприятий, стали редкостью или вовсе отсутствовали в Западной Европе.В 1515 году н.э. король Португалии Мануэль получил от своего посла в Камбее носорога. Перед тем, как утонуть в кораблекрушении, животное проживало в нескольких разных домах. Дюрер никогда не видел настоящего носорога, а работал по эскизу, сделанному другим художником.
Описание
Размер изображения 8,4 на 11,7 дюйма. Это изображение животного с описательным текстом на немецком языке выше. Справа над головой животного напечатаны «1515», «Носорог» и «монограмма художника», причем все они расположены отдельными строками.Буква «u» в слове «Rhinocerus» указывается как буква v из-за типографских традиций того времени.
Носорог изображен в виде четвероногого существа с чешуйчатыми ногами, оканчивающимися трехпалыми копытами. Его тело, хотя и имеет форму, похожую на настоящих носорогов, изображено покрытым тяжелой рогатой пластиной. Эта обшивка покрывает также и лапы животного. Хвост заканчивается шлейфом. Голова имеет форму носорога с изящными чашевидными ушами и очень большим носовым рогом.
Техника
Печать на дереве получила широкое распространение в Западной Европе примерно в 1400 году нашей эры.D. Художник сначала рисует эскиз на бумаге, а затем работа вырезается на деревянный блок, который можно использовать для создания нескольких отпечатков. Дюрер обычно работал на медных пластинах. Предполагается, что он использовал метод гравюры на дереве для этой гравюры, потому что это было более рентабельным для работы, которая будет иметь несколько отпечатков.
После событий, связанных с «Носорогом» Дюрера, другого живого носорога не увидят в Западной Европе более пятидесяти лет. Даже после того, как были сделаны более правильные рисунки носорогов, «Носорог» Дюрера оставался популярным.Один из эскизов Дюрера его носорога находится в Британском музее.
Носорог Дюрера и рождение печатных СМИ
Пятьсот лет назад, в 1516 году, первый носорог, замеченный в Европе со времен Римской империи, утонул у берегов Италии в результате кораблекрушения. Индийский носорог был подарком королю Португалии Мануэлю I от одного из его колониальных губернаторов, который первоначально получил его от султана Музафара II из Гуджарата. Носорог произвел фурор на выставке в Лиссабоне.Он был повторно подарен Папе Льву X, когда корабль, на котором он находился, затонул. И все же несчастные носороги, так далеко от дома, достигли своего рода бессмертия в искусстве.
Ибо это был носорог, изображенный Альбрехтом Дюрером на его знаменитой гравюре 1515 года. Дюрер, один из самых авторитетных и известных художников того времени, был похож на большинство людей в Европе: он никогда не видел носорогов. Он опирался на письменное описание и эскиз, присланные из Лиссабона. Его отпечаток увидело гораздо больше людей, чем настоящих носорогов.Фактически, на протяжении двух столетий его чрезвычайно успешная гравюра была тем, о чем думали европейцы, когда представляли носорога, в основном потому, что она постоянно воспроизводилась в естествознании.
Серийные изображения носорогов распространились повсюду.
Представление Дюрера об экзотическом животном очень стилизовано, с пластинчатой кожей и вторым рогом меньшего размера в центре плеч над головой. Rhinoceros unicornis имеет только один рог; два вида африканских носорогов двурогие, что может быть причиной путаницы.Или, может быть, Дюрер думал о здоровенных единорогах? Он был известным художником по животным и растениям, но в этом случае пришлось задействовать его воображение.
Носорог Дюрера также имеет неожиданное значение в истории СМИ. Это была эпоха, когда массовое производство изображений стало действительно популярным. Тираж 4000-5000, как в данном случае, был революционным по сравнению с началом 15 века. Как отмечает Джесси Фейман, некоторые утверждали, что печатные изображения, подобные рисунку Дюрера, «конкурировали или даже вытесняли» тексты, выходящие на новых печатных станках.В конце концов, грамотных было мало. Изображения могут напрямую обращаться к гораздо большему количеству людей. Это было началом протестантской Реформации: единственная книга, известная большинству людей, Библия, находилась под жестким контролем духовенства. Но массовые изображения, такие как носорог, распространились повсюду, особенно в пиратских копиях.
Сила печати зависит от способности печатников повторять изображение снова и снова, но Фейман оспаривает это понятие, анализируя, как изображение Дюрера менялось с течением времени, особенно когда исходная матрица, деревянный брусок, изнашивалась и треснула. многократное использование.Канонические сохранившиеся гравюры в музеях касаются только «меняющегося смысла, изменения аудитории и изменения представлений об авторстве и подлинности» в истории изображения.