Альбер марке художник – Марке, Альбер — Википедия

Альбер Марке | Artifex.ru

Париж, Париж… Солнечные лучи, пробивающиеся сквозь зелень каштанов, грохочущие трамваи, музыка из распахнутых настежь дверей кафе, шумные компании. Бурное течение жизни большого города, населенного неимоверным количеством людей искусства, запечатленное сотнями даровитых живописцев. Статика пуантилизма, порывистость и чистые цвета импрессионистов, искристый восторг ночной парижской жизни Пикассо и Тулуз-Лотрека…

Но все это не о нём. Альбер Марке (Albert Marquet), современник Матисса, родился в 1875 году. Он всю жизнь рисовал свой Париж, каким его видел сам.

Художник ходил по тем же улицам, видел ту же суетливую толпу и те же ночные огни. Посещал модные выставки, участвовал в салонах, но всегда оставался в собственном мире. Париж на его картинах, как и сам Марке, – явление особое.

 

Он начинал, как и многие его современники-живописцы. Сын железнодорожного служащего из Бордо, Альбер уделял больше внимания своим карандашным рисункам на полях школьных тетрадей, нежели наукам. Окончив школу, он отправился в Париж, чтобы получить художественное образование. Там он поступил в Школу изящных искусств. Ни тогда, ни позднее, трудясь под руководством обожаемого им Гюстава Моро, Марке не отдавал предпочтения какому-то одному течению. Он впитывал знания, пропускал через себя впечатления, смотрел, слушал, – и делал по-своему.

«Копировать природу надо с воображением, только воображение делает нас художниками», – эти слова Моро он крепко запомнил и вплел в свое творчество, гармонично связав с собственным видением.

Ему потребовалось время, чтобы из вчерашнего студента с удостоверением преподавателя рисования начальной школы, которое он получил, бросив учебу после смерти Моро, стать художником, чьи произведения вошли в историю мирового искусства. Достаточно долго Марке придерживался классического взгляда на живопись, а потому его ранние картины больше напоминает работы импрессионистов. Такое копирование было лишено настоящей жизни, и даже портрет отца, написанный им в то время, получился маловыразительным. Альбер чувствовал себя заложником устоявшейся формы. Сколь бы притягательным не был импрессионизм – это было не то, чего он искал.

Разочарованный, Марке сблизился с фовистами и даже принимал участие в Салоне Независимых 1906 года. Здесь начались эксперименты с чистыми цветами, отражениями, впервые проявилась в картинах страсть к водным просторам. Написанная для Осеннего салона «Гавань в Ментоне» впоследствии попадет в Эрмитаж, но в то время, в начале 1900, она открыла Марке поистине безграничные горизонты.

 

 

Фовисты оказались временными «попутчиками». И в самом деле, слово «дикий», от которого произошло название направления, едва ли было применимо к самому Марке. Необщительный, замкнутый, он раскрывался в творчестве, но поверять мысли и чувства не спешил даже близким друзьям. Отсутствие того, что в наше время принято называть социальной активностью, Альбер Марке с лихвой компенсировал трудолюбием.

История умалчивает, этим ли руководствовался Матисс, когда сравнивал коллегу по цеху со знаменитым Хокусаем, но что-то общее с ним проглядывало. Японского мастера гравюры и Марке связывала молчаливая сила созерцательности, позволявшая придавать особый колорит пейзажам.

 

Действительно, долгое разглядывание меланхоличной, сонной природы может погрузить зрителя в медитативный транс. И если для Хокусая вдохновением во все времена служила священная Фудзисан, то для Альбера это была Сена. Ее он изображал в разное время года, при любой погоде, то пересеченную мостом Сен-Мишель, то скрытую пологом тумана, то едва различимую за серой полосой набережной Лувра. Это была крепкая и чистая любовь. Примечательно, что большинство людей на этих пейзажах – лишь силуэты, размытые фигуры. Здесь явно не они являются главными героями. Париж, строгая геометрия его улиц, зелень каштанов, пестрые скаты крыш, Нотр-Дам в утренней дымке – вот что в фокусе, что действительно волнует и вдохновляет Марке.

При всей своей неприязни к шумным сборищам домоседом Марке не был. Он побывал в Марокко, Италии, надолго останавливался в Алжире. Именно в этих поездках художник дважды обрел любовь. Сначала в Неаполе, рисуя напитанные южным солнцем морские пейзажи, которые были так не похожи на меланхолически-серые парижские полотна.

 

 

Затем в плавящемся от зноя Алжире он встретил Марсель Мартине, свою будущую жену, с которой прожил почти четверть века, до самой смерти.

 

Марке также совершил путешествие, на которое решались немногие – он посетил СССР. Шел 1934 год. Такая поездка для французского живописца была сравнима с полетом на другую планету. По приглашению Всесоюзного общества культурной связи с заграницей Марке прибыл в Ленинград, а затем в Москву. Если верить мемуарам, встреча впечатлила его меньше, чем студентов художественных институтов, для которых иностранец тоже был немного инопланетянином. И если Альбер о русском искусстве выразился весьма сдержанно, то поклонники, появившиеся после нескольких встреч с ним, были полны энтузиазма. На долгое время меланхоличные пейзажи с водной гладью в серых тонах заполнили студии и умы будущих творцов. Одним из немногих впечатлений от поездки стало короткое замечание художника:

«Коровин неплох». Примерно в таком настроении Марке отбыл на родину.

Вернувшись, он еще усерднее принялся творить, особое внимание уделяя теории валёров. Со временем Марке все реже шел на компромиссы в творчестве и внимательнее прислушивался к внутренним ощущениям. Краски становились чище, мазки смелее. Обманчиво простая манера письма позволила видеть глубже, проникнуть в самую суть бытия и вдохнуть жизнь в по-прежнему безлюдные пейзажи.

Не смог смириться Альбер Марке и с фашистским режимом в Европе. В начале Второй мировой войны он с женой уехал в Алжир, откуда вернулся слабым и больным лишь в 1945 году. Близость любимого города пробудила новые силы. Несмотря на болезнь и перенесенные операции, Марке продолжал творить до самой смерти.

Он умер 14 июня 1947 года. Оставив множество работ, хранящих частицу его уникального стиля, художник подарил миру кое-что еще. Это неповторимый и загадочный, молчаливый и величественный собственный Париж Альбера Марке.

artifex.ru

от Парижа до Алжира с Альбером Марке – Москва 24, 24.10.2016

По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для первого дня недели редакция m24.ru запустила рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.

Марке Альбер «Контражур. Алжир», 1924

По случаю 140-летия со дня рождения Альбера Марке ГМИИ им. А.С.Пушкина представляет ретроспективу работ французского художника. Помимо картин Марке в экспозицию включено 20 живописных полотен его друзей-единомышленников и современников. Выставка в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX продлится до 8 января 2017 года.

Марке Альбер «Сена»

Марке Альбер «Сена»

Как вы представляете себе Париж, если никогда не бывали там? Бульвары и Нотр-Дам с полотен Моне? Или кафе, где художественная богема обсуждает новые картины за бокалом французского вина, как у Мане или Ван Гога? Париж Альбера Марке был ничуть не менее атмосферным. В ранних работах, конечно, влияние импрессионизма и, в частности, именно Моне, очень заметно: такой вид Сены вполне мог бы принадлежать кисти художника старшего поколения. Но Марке не остановился на экспериментах со светотенью и атмосферными эффектами. Он создал свой портрет города с серебристо-серым свечением влажных мостовых, туманными улицами и мутно-зеленоватой водой в реке. «Копировать природу надо с воображением, только воображение делает нас художниками», – учил художника Гюстав Моро, и Марке сохранил этот совет в каждой картине.

Марке Альбер «Фрукты, нож и салфетка», 1898

Марке Альбер «Фрукты, нож и салфетка», 1898

Дружба с художниками-фовистами, с Андре Дереном и Анри Матиссом, также оказала сильное влияние на живописную манеру художника. Матисс называл композицию «умением декоративно распределить различные элементы картины, чтобы выразить свои чувства». Этот принцип лежал в основе его натюрмортов. На рубеже веков Марке был близок к фовистическим экспериментам с цветом и фактурой, что нашло отражение в композиции «Фрукты, нож и салфетка»: изображение кажется почти плоским, а предметы превращаются в «аппликации» на пестром орнаментальном фоне.

Марке Альбер «Пляж в Сент-Андрессе», 1906

Марке Альбер «Пляж в Сент-Андрессе», 1906

Сегодня картины Марке стоят намного дешевле работ того же Матисса, хотя ничуть не уступают им по качеству живописи. Только четыре произведения художника было продано более, чем за один миллион долларов, а картина «Пляж в Сент-Андрессе» оказалась самой дорогой из них. В 2008 году полотно было продано за 2,4 миллиона долларов на аукционе Sotheby’s. По сути оно является одной из первых независимых в художественном отношении работ Марке, где становятся видны все характерные приемы мастера, и чувствуется его узнаваемый авторский почерк.

Марке Альбер «Порт в Марселе», 1904

Марке Альбер «Порт в Марселе», 1904

Еще одна важная работа Марке, относящаяся к этому же времени «Порт в Марселе». Она еще немного по-фовистски крикливая, яркая и декоративная, но тем не менее здесь на первый план выходит изображение лодок, которые Марке будет изображать в огромном количестве. Они становятся главным художественным мотивом, ради которого мастер нарушает все законы пропорций и перспективы: лошади с телегами на переднем плане выглядят игрушечными на фоне этих гигантских судов.

Еще одна важная особенность – черный контур, обегающий все предметы и формы. Его Марке также позаимствовал у фовистов.

Марке Альбер «Лодки в Коллиуре в пасмурный день», 1912

Марке Альбер «Лодки в Коллиуре в пасмурный день», 1912

В 1911 году Марке путешествует с Матиссом в Алжир. Эта поездка изменила отношение художника к пейзажу и цвету в живописи. К этому времени у него появляется несколько цветовых гамм – своя для каждого города. Алжир ассоциируется у Марке с белым, Париж – с серебристо-серым, а морское побережье юга Франции – с песочным и бирюзовым. Через эти гаммы художник каждый раз передает настроение места.

Марке Альбер «Порт в Онфлере», 1911

Марке Альбер «Порт в Онфлере», 1911

Все больше и больше внимания Марке отдает цветовым плоскостям. Художник обобщает формы, превращая фигуры людей в черные силуэты. Он говорил: «Когда я начинаю картину, я не знаю, как ее закончу». Скорость работы мастера зависела от степени проработки деталей. Каждый раз он пытался найти баланс между тем, что, а главное – как видит форму человеческий глаз, и тем, как предметы выглядят в реальной жизни, но никогда не отдавал предпочтения фотографической точности изображения.

Марке Альбер «Дождливый день. Нотр-Дам де Пари», 1910

Марке Альбер «Дождливый день. Нотр-Дам де Пари», 1910

Многочисленные изображения одних и тех же мест Парижа Марке не связывал в циклы, как это делал, скажем Моне, у него не было идеи воплотить в живописи атмосферные эффекты разного времени суток. Дело в том, что художник часто писал городские пейзажи с натуры, глядя на них прямо из окна своей мастерской. Поэтому вид Сены с Нотр-Дамом встречается у Марке огромное количество раз, и при том – запечатленный в разное время года.

Марке Альбер «Собор Парижской богоматери зимой»

Марке Альбер «Собор Парижской богоматери зимой»

Как и многие современники, Марке изучал выразительные особенности монохромной живописи. Отличный тому пример – «Собор Парижской богоматери зимой». Этот вид Сены всегда изображен чуть сверху, потому что мастерская художника, откуда он глядел на Париж, находилась на третьем этаже.

Марке Альбер «Обнаженная на голубом фоне», 1913

Марке Альбер «Обнаженная на голубом фоне», 1913

Но алжирские «краски Востока» и общение с Матиссом не прошло бесследно: в середине 1910-х яркие декоративные орнаменты вновь появляются в творчестве Марке. На этот раз в сопровождении обнаженной натуры. Марке натуралистично изображает женскую фигуру, но вырывает ее из реального пространства, заменив его на абстрактный фон с цветочными узорами. Благодаря этому автору удается сконцентрировать внимание зрителя на женском образе.

Марке Альбер «Блондинка»

Марке Альбер «Блондинка»

Если до 1860-х годов изображение обнаженной женской натуры было уместно только в античных сюжетах или в образах богинь, то после скандальных «Завтраков на траве» и «Олимпии» Мане голые женщины стали «героинями» повседневности. Марке, убрав социальный контекст и реальное окружение, вернул обнаженной натуре высший символический смысл.

Ссылки по теме

Сюжет: 10 неизвестных: шедевры московских музеев

www.m24.ru

Альбер Марке: краткая биография, список картин

   Этот французский художник считается признанным мастером пейзажа, хотя за свою жизнь он создал множество произведений в других жанрах — портретном и «ню» — изображении обнаженной натуры. Несмотря на то, что эти произведения также отличаются высоким мастерством и качеством исполнения, именно пейзажи мастера «трогают за душу» своим лирическим настроем и прозаичностью объектов. Картины художника безыскусно просты и тем необычайно привлекательны в глазах публики.

Жизнь

   Родился будущий талантливый художник в семье, абсолютно далекой от искусства — его отец был служащим на железной дороге. Его день рождения приходится на 27 марта 1875 года, событие произошло в Бордо, Франция.

   Любовь Альбера к живописи вылилась в обучение в классе Гюстава Моро, в Школе изящных искусств в Париже. Французская столица в те времена была центром искусства, плавильным котлом новых течений и направлений.

   Первоначально Марке примыкал к фовистам, поддерживал дружественные отношения с Дереном и Матиссом, выставлялся в 1905 и 1906 году. Но довольно скоро «дикие» эксперименты с цветом и формами перестали его интересовать, и он перешел к тому, что нравилось ему больше всего — тонким цветовым гармониям, прелести живой природы. Он очень много внимания уделял различным природным состояниям, изображая дождь, туман, зимнее время с его странной, колеблющейся серой пеленой в воздухе.

   С 1919 года художник проживал в маленьких городках исторической области Иль-де-Франс, лежащей вокруг Парижа. В поисках натуры совершал дальние путешествия, а политические убеждения привели его даже в Советский Союз, где он побывал в 1934 году. Художник занимал активную жизненную позицию, во время Второй Мировой Войны участвовал в движении Сопротивления, проживая в Алжире.

   В послевоенное время политическая вера Марке сделала его членом Коммунистической партии Франции. До конца жизни он оставался верен своим убеждениям — как в общественной жизни, так и в искусстве.

   В 1947 году мастер скончался после серьезного хирургического вмешательства.

Творчество

   Альбер Марке предпочитал писать пейзажи, связанные с водой — изображения Сены, взморья, побережий и гаваней. Еще одна большая любовь художника — городские улицы, площади и скверы. Изобразительные методы Марке можно назвать скупыми, даже скудными и простыми, тем не менее, картины производят сильное впечатление. Чувствуется рука настоящего мастера, уверенная, умеющая воспроизводить реальность, пропустив ее через призму своей души.

   Пейзажи Альбера Марке обычно не изображают никаких монументальных объектов. Это обычные места, участки городских кварталов, группы деревьев, улицы — все то, что окружает нас каждый день, то, на что мы большей частью не обращаем внимания.

Наверное, нужен гений Альбера Марке, чтобы заставить нас остановиться и оценить мгновение, запечатленное в вечности полотна и красок.

muzei-mira.com

Марке Альбер. Биография и творчество живописца

Французский художник Марке Альбер сумел создать свой выразительный стиль в живописи. Его произведения рождались вне политики, вне происходящих событий. Однако все творчество мастера пронизано живыми эмоциями и чувствами изображаемых персонажей, будь то портрет человека или городской пейзаж.

Годы обучения

Родился Марке Альбер в 1875 году в городе Бордо (Франция). Когда мальчику исполнилось пятнадцать лет, он вместе с родителями переехал в Париж. Семья Марке не была состоятельной, однако в столице мама смогла открыть небольшой бизнес в торговле.

В 1890 году будущий художник начал заниматься в Школе декоративных искусств, а после ее окончания поступил в Школу изящных искусств. По наставлению своего учителя Густава Моро он немало времени проводил в Лувре, копируя работы таких известных мастеров, как Лоррен, Ватто, Пуссен.

Во время учебы у парня завязались дружеские отношения с Матиссом, с которым они вместе усовершенствуют обучение в парижской Академии Рансона. Преподаватель Поль Серюзье старательно вкладывал в учеников знания и мастерство. Как и его учитель, Марке Альбер восхищался работами Гогена и Эмиля Бернара, но больше отдавал предпочтение искусству Коро.

Раннее творчество

В конце 1890-х практически все картины художника — это портреты и пейзажи, созданные в традиционном стиле импрессионистов. Знакомство с Ван Гогом и Сезанном оказало влияние на выполнение молодым мастером живописи в нежных поэтичных оттенках.

Прошло несколько лет, и уже Марке Альбер – художник, манера выполнения работ которого больше соответствовала фовизму. В творчестве живописца четко просматривалась необычная подача световых отражений и яркость красок, присущих этому стилю. Это увлечение фовизмом долго будет сказываться на манере исполнения картин Марке. Подтверждением тому является его известная работа «Пляж в Фекаме», написанная уже в 1906 году. Вместе с другими представителями фовизма Альбер экспонировал свою живопись в Осеннем салоне и в Салоне Независимых.

Париж в творчестве Марке

Спустя некоторое время в работах художника стали прослеживаться черты, отличающиеся от стиля фовистов: изображения выглядели мягче, использовались более приглушенные краски. Уже в феврале 1907 года Марке Альбер провел свою персональную выставку в галерее Дрюэ. Большую часть холстов, выставленных мастером, представляли пейзажи Парижа. Желая преобразить жизнь в светлые, праздничные тона, художник в своих работах показывал красоты города, выгодно переплетенные с прелестями природы.

Среди картин, сделавших живописца знаменитым, наиболее выделялись «Солнце над деревьями», «Набережная в зелени», «Париж. Вид Лувра», «Ярмарка в Гавре», «Гавань в Ментоне» и другие. В них движение людей и гармония природы соединяются в едином течении городской жизни. Вода, небо, каменные мосты и набережные, городские крыши выглядят на холсте мастера совсем не так, как их можно увидеть в работах других художников или на фото. Альбер Марке с собственной неповторимостью изображал чарующие виды Парижа. Они пронизаны глубоким, чувственным отношением человека к своему городу, щемящей непосредственностью и необычайной лиричной интонацией.

Путешествия и творчество

Большое значение в жизни Марке занимали путешествия по миру. Он посетил Германию, Румынию, Северную Африку, Италию, Испанию. Каждый город художник воспринимал в определенной цветовой гамме. Например, Париж он видел в серых тонах, Алжир – в белых, Неаполь – в голубых, а Гамбург – в желтых.

После пребывания в Неаполе живописец начал создавать полотна, на которых изображал не просто море, а как бы идеальную мечту о морской стихии. Жизнь в Алжире помогла Альберу показать на своих холстах всю красоту палящего солнца. Путешествия способствовали созданию таких картин, как «Порт в Онфлере», «Лебединый остров. Эрбле», «Вид на Сиди-Бу-Саид», «Пальмовое дерево».

Именно в Алжире встретил свою будущую жену Марке Альбер, биография которого тесно связана с этой страной. В счастливом браке с Марсель Мартине художник прожил 26 лет.

Марке открыто осуждал фашизм, поэтому во время Второй мировой войны супругам пришлось перебраться из Парижа в Алжир. Вернулся в 1945 году домой художник уже тяжело больным. Несколько перенесенных операций ненадолго помогли ему почувствовать себя лучше. Все это время Альбер не бросает свои труды, продолжая работать над новыми полотнами.

Несмотря на заботу жены и усиленную борьбу с болезнью, 4 июня 1947 года художника не стало. Он ушел, но оставил после себя творения, полные жизни и особенного света.

fb.ru

Альбер Марке в Пушкинском

Выставка познакомит с творчеством французского художника от ранних «алжирских» этюдов до поздних полотен Марке с видами парижских набережных и площадей

ГМИИ им. А.С.Пушкина,
27 сентября 2016 – 8 января 2017
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков
Москва, ул. Волхонка, 14

Пушкинский в последнее время прямо-таки разошелся: Рафаэль и Пиранези в 2016-м, виртуальная реальность, Гойя в 2017-м. Уникальные выставки топовых зарубежных авторов удается организовывать, несмотря ни на какие санкции. Молодцы.

Параллельно с заведомо всем известным и популярным Рафаэлем 27 сентября 2016 года стартует более «камерная» выставка «Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции». А поскольку в мире коллекционеров все друг на друга смотрят, то не сомневаюсь, что выставка заставит задуматься тех наших собирателей, кто пока не был близко знаком с творчеством Марке. В этой связи целесообразно заблаговременно посмотреть на рынок. А рынок у французского постимпрессиониста Марке весьма интересный.  

Начнем с того, что художник он ликвидный. В год выставляется порядка 80 картин Альбера Марке (без учета рисунков). Это хорошо, много. При этом более 70% продается – тоже очень хорошо. Марке — художник известный, его покупают коллекционеры всего мира. Но при этом стоит он примерно как наши шестидесятники первого ряда — то есть художники важные, но объективно локального значения. На мировом аукционном рынке его работы размера примерно 40х60 стоят в диапазоне 30 000 – 70 000 долл., реже 100 000 долл. Небольшие пейзажи 30х40 стоят в районе 20 000 – 30 000 долл. Особо интересные сюжеты (вдохновенные виды Сены) и прочие удачные работы размером порядка метра добираются в район 200 000 долл. 

За всю историю аукционных продаж лишь четыре раза картины Марке брали планку в 1 000 000 долл. на аукционах. Причем дважды в легендарном 2008 году. Рекорд был установлен на Sotheby’s: картина 1906 года «Пляж в Сент-Андрессе» была продана за 2,4 млн. долл.

Альбер Марке много путешествовал, а в 1934 году даже приезжал в Россию. В нашей стране у него к тому времени было немало почитателей и последователей среди художников. ГМИИ напоминает, что поклонниками творчества французского живописца были отдельные выпускники ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа 1920-х годов, представители московской группы «13» и ленинградского объединения «Круг художников». Они решали сходные пластические задачи, только источниками вдохновения в пейзажах русских художников были не Париж и Алжир, а Москва и Ленинград. Работы этих русских художников тоже войдут в экспозицию.

Владимир Богданов, AI

Источник: arts-museum.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

artinvestment.ru

Альбер Марке — NeWestMuseum

В 15 лет, переехав с родителями из Бордо в Париж, Марке поступил в Школу декоративных искусств [Ecole des Arts Décoratifs], где познакомился с Анри Матиссом. В 1895 году Марке успешно сдал экзамены в Школу изящных искусств и начал заниматься в классе Фернана Кормона [Fernand Cormon]. Позднее он присоединился к Матиссу, а также Жоржу Руо, Анри Мангену и Шарлю Герену, которые учились у Гюстава Моро — единственного преподавателя Школы, сочетавшего занятия в студии с беседами о картинах старых мастеров в Лувре и их копированием. Марке делал копии произведений Жана Батиста Шардена [Jean Baptiste Chardin], Николы Пуссена [Nicolas Poussin], Диего Веласкеса [Diego Velázquez] и Клода Лоррена [Claude Lorrain]. После смерти Моро Марке наряду с Матиссом посещал академию Эжена Каррьера [Eugène Carrière], где сблизился с Андре Дереном и Жаном Пюи.

В 1899 году картины художника впервые экспонировались в Салоне Национального общества изящных искусств. На следующий год он, как и Матисс, подрядился выполнять малярную работу по орнаментальной росписи фриза Гран-Пале [Grand Palais] к предстоящей Всемирной выставке. 

Гран-Пале, Париж
1900
Архив ГМИИ им. А. С. Пушкина

Если в первых работах Марке заметно влияние Анри Фантен-Латура [Henri Fantin-Latour], то на рубеже XIX–XX веков он, предваряя фовизм, начинает писать крупными красочными плоскостями («Модистки», около 1901). В 1901 году художник впервые принял участие в Салоне Независимых, представив картину «Абсида собора Парижской Богоматери» [«Abside de Notre-Dame de Paris»] (1901, Музей изобразительных искусств и археологии, Безансон). 

1 / 2

Альбер Марке
Абсида собора Парижской Богоматери
1901
Холст, масло. 50 х 61
Музей изобразительных искусств и археологии, Безансон
© Bridgeman / Fotodom

В 1902 году Марке выставлялся в галерее Эжена Дрюэ [Eugene Druet], ставшего его маршаном, а со следующего года начал выступать в Осеннем салоне. Летом 1905 года художник работал в Сен-Тропезе вместе с Матиссом и создал серию морских пейзажей в новой для себя яркой гамме чистых цветов.

В 1905 году картины Марке («Солнце над деревьями») были представлены в седьмом зале Осеннего салона, названном критиками «клеткой диких», наряду с работами Матисса, Мангена, Дерена и Мориса Вламинка. Ряд картин, написанных художником в этот период, относятся к лучшим произведениям фовизма («Пляж в Фекане» [«La plage de Fécamp»], 1906, Центр Помпиду, Париж). Однако, ставя перед собой сходные с фовистами колористические задачи, Марке по существу оставался в стороне от них и вскоре перешел к более сдержанной тональности и умеренному использованию чистого цвета («Вид на Сену и памятник Генриху IV», 1906).

Альбер Марке
Пляж в Фекане
1906
Холст, масло. 50 х 61
Национальный музей современного искусства, Центр Пампиду, Париж
© AKG Images / East News

Кроме того, Марке интересовали эффекты атмосферы и освещения, которые игнорировали фовисты. Художник использовал неожиданные ракурсы и смелое кадрирование, сохраняя, в отличие от Матисса, перспективные сокращения. В этот период на Марке оказала сильное влияние японская живопись с ее лаконичной выразительностью, о чем свидетельствую выполненные им многочисленные рисунки тушью.

В 1906 году выдающийся историк искусства Эли Фор [Elie Faure] пригласил художника, с которым его связывала тесная дружба, на выставку «Свободная эстетика» [«La Libre Esthetique»] в Брюссель. Летом того года Марке работал в Гавре вместе с Раулем Дюфи, а галерея Дрюэ организовала выставки его картин в нескольких городах Германии.

Пейзаж — главным образом, речной и морской — стал основным жанром в творчестве Марке. На протяжении всей жизни он писал набережные Парижа («Наводнение в Париже», 1910; «Дождливый день в Париже, Собор Парижской Богоматери», 1910), для чего снимал мастерские с видом на Сену. Помимо пейзажей Марке создал немало этюдов обнаженной натуры, значительно реже обращался к жанрам портрета и натюрморта («Мать художника» [«La Mère de l’Artiste »], 1905–1906, Музей изобразительных искусств, Бордо).

Альбер Марке
Мать художника
1905-1906
Холст, масло.
Музей изобразительных искусств, Бордо

В поисках мотивов Марке много путешествовал: география его картин включает бухты и рыбацкие поселки на побережье Франции, портовые города Англии, Голландии, Норвегии, Швеции, Румынии, Германии («Гамбургский порт», 1909), Италии («Неаполитанский залив», 1909). В 1913 году вместе с Матиссом Марке посетил Марокко; он побывал также в Египте и Тунисе, в Испании и даже в Советском Союзе. Второй родиной для художника стал Алжир, где Марке встретил свою будущую жену и провел годы Второй мировой войны.

На протяжении многих лет стиль художника менялся мало. Сочетая непринужденность манеры письма c точностью наблюдений, Марке достиг редкого артистизма в передаче свето-воздушной среды, зачастую возвращаясь к прежним мотивам ради того, чтобы представить их в других погодных условиях или при ином типе освещения. Поздние пейзажи художника по свежести восприятия и живописной изысканности мало уступают его ранним произведениям («Понт-Нёф» [«Pont Neuf»], 1935–1939, Центр Помпиду, Париж).

Альбер Марке
Понт-Нёф ночью
1935-1939
Холст, масло.  82,5 х 10,5
Национальный музей современного искусства, Центр Пампиду, Париж
© Bridgeman / Fotodom

www.newestmuseum.ru

Выставка Альбера Марке в Москве

Новость из мира искусства


Альбер Марке. Неаполитанский залив, 1909. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Если вы не смогли посетить выставку Альбера Марке в Париже, то теперь есть возможность увидеть его картины в Москве. Параллельно с шедеврами Рафаэля Пушкинский музей с 27.09.2016 по 08.01.2017 показывает произведения французского художника-постимпрессиониста Альбера Марке (1875-1947).

Выставка «Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции» разместилась в Галерее искусства стран Европы и Америки.


Марке Альбер. Контровой свет. Алжир. 1924. Частное собрание

В 2015 году многие крупнейшие музеи мира отмечали 140-летие со дня рождения художника. Недавно завершилась выставка Альбера Марке «Художник остановленного времени» в парижском Музее современного искусства. По сравнению с французской выставкой, проект Пушкинского музея дополнен новыми темами, которые позволяют по-другому взглянуть на Альбера Марке и его связь с Россией.


Альбер Марке. Модистки, 1901. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Друг Матисса, современник Пикассо и Дерена, известный французский художник Альбер Марке с женой приезжал в СССР летом 1934 года и, вообще, считался другом нашей страны. Он посетил Ленинград, Москву, Ростов, Тбилиси и из Батума через Средиземное море вернулся во Францию, в Марсель. Встречал художника лично писатель Валентин Катаев, он же и сопровождал гостя на приёмах и экскурсиях.


Альбер Марке. Апсида собора Парижской Богоматери, 1901. Музей изобразительных искусств и археологии, Безансон

В Москве Альбер Марке посетил Музей нового западного искусства, в котором заблаговременно вывесили все его картины. На протяжении своего визита, Марке встречался и с художниками — поклонниками своего творчества. Перед отъездом Марке говорил, что очарован людьми и природой и хотел бы приехать вновь, чтобы заняться живописью. Статьи о его визите появились в газетах «Вечерняя Москва»‘, «Правда», «Литературная газета», «Советское искусство».


Альбер Марке. Гавань в Ментоне, 1905. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Пушкинский музей и Эрмитаж имеют пейзажи Альбера Марке благодаря русским коллекционерам Сергею Щукину и Ивану Морозову, коллекции которых сначала оказались в Музее нового западного искусства. Как пишет искусствовед Наталья Семенова: «Именно на Марке, как ни странно, сошлись вкусы двух московских коллекционеров: в промежутке между 1908 и 1911 гг. Сергей Щукин купил девять, а Иван Морозов между 1907 и 1913 гг. приобрел шесть картин Марке».


Альбер Марке. Солнце над деревьями (Солнце над Парижем. Набережная Лувра), 1905. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва


Альбер Марке. Вид на Сену и памятник Генриху IV (Париж. Вид Лувра), ок. 1906. Эрмитаж, Санкт-Петербург


Альбер Марке. Париж зимой. Набережная Бурбон, 1907. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Катаев писал о Марке: «Ведь это он научил художников передавать воду белилами. Ведь это он с необычайной смелостью ввел употребление натурального черного цвета… Ведь это он наглядно показал, что цвет — это эпитет, который может с предельной, лапидарной, почти научной точностью определить качество предмета — будь то чугунная ограда Сены, буксирный пароход или куст боярышника на сельской меже».


Альбер Марке. Собор Парижской богоматери зимой, 1908. ГМИИ им. А.С. Пушкина


Альбер Марке. Наводнение в Париже. Мост Сен-Мишель. 1910. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Всего на выставке представлено 69 работ, сгруппированных в четыре раздела: «Марке и фовизм», «Париж Марке», «Путешествия художника», «Марке в России». Помимо полотен самого Марке показаны работы его друзей-фовистов — Рауля Дюфи, Анри Мангена, Андре Дерена, Мориса де Вламинка, а также произведения российских художников, испытавших влияние французского мастера.


Альбер Марке. Порт в Онфлере, 1911. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва


Альбер Марке. Венеция, 1936. Частное собрание


Альбер Марке. Алжир, вид на город с высоты, 1940. Частное собрание


Альбер Марке. Дома за деревьями,1944. Частное собрание

На выставке впервые представлены материалы о поездке и впечатлениях Марке в СССР. В экспозицию также входят произведения представителей московской группы «13» и ленинградского объединения «Круг художников», которые в изображении городских пейзажей Москвы и Ленинграда были близки к поискам французского живописца.

bellezza-storia.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *