7 искусств: Семь искусств

Содержание

Семь искусств

2021

  • 8(135) -
  • 7(134) -
  • 6(133) -
  • 5(132) -
  • 4(131) -
  • 3(130) -
  • 2(129) -
  • 1(128) -
  • 2020

  • 12(127) -
  • 11(126) -
  • 10(125) -
  • 8_9(124) - -
  • 7(123) -
  • 6(122) -
  • 5(121) -
  • 4(120) -
  • 3(119) -
  • 2(118) -
  • 1(117) -
  • 2019

  • 12(116) -
  • 11(115) -
  • 10(114) -
  • 9(113) -
  • 8(112) -
  • 6_7(111) - -
  • 5(110) -
  • 4(109) -
  • 3(108) -
  • 2(107) -
  • 1(106) -
  • 2018

  • 12(105) -
  • 11(104) -
  • 10(103) -
  • 9(102) -
  • 8(101) -
  • 7(100) -
  • 6(99) -
  • 5(98) -
  • 4(97) -
  • 3(96) -
  • 2(95) -
  • 1(94) -
  • 2017

  • 12(93) -
  • 11(92) -
  • 10(91) -
  • 9(90) -
  • 8(89) -
  • 7(88) -
  • 6(87) -
  • 5(86) -
  • 4(85) -
  • 3(84) -
  • 2(83) -
  • 1(82) -
  • 2016

  • 12(81) -
  • 11(80) -
  • 10(79) -
  • 9(78) -
  • 8(77) -
  • 7(76) -
  • 6(75) -
  • 5(74) -
  • 4(73) -
  • 3(72) -
  • 2(71) -
  • 1(70) -
  • 2015

  • 12(69) -
  • 11(68) -
  • 10(67) -
  • 9(66) -
  • 8(65) -
  • 7(64) -
  • 6(63) -
  • 5(62) -
  • 3_4(61) - -
  • 2(60) -
  • 1(59) -
  • 2014

  • 12(58) -
  • 11(57) -
  • 10(56) -
  • 8-9(55) - -
  • 7(54) -
  • 6(53) -
  • 5(52) -
  • 4(51) -
  • 2-3(50) - -
  • 1(49) -
  • 2013

  • 12(48) -
  • 11(47) -
  • 9-10(46) - -
  • 8(45) -
  • 7(44) -
  • 6(43) -
  • 5(42) -
  • 4(41) -
  • 3(40) -
  • 2(39) -
  • 1(38) -
  • 2012

  • 12(37) -
  • 11(36) -
  • 10(35) -
  • 9(34) -
  • 8(33) -
  • 7(32) -
  • 6(31) -
  • 5(30) -
  • 4(29) -
  • 3(28) -
  • 2(27) -
  • 1(26) -
  • 2011

  • 12(25) -
  • 11(24) -
  • 10(23) -
  • 9(22) -
  • 8(21) -
  • 7(20) -
  • 6(19) -
  • 5(18) -
  • 4(17) -
  • 3(16) -
  • 2(15) -
  • 1(14) -
  • 2010

  • 12(13) -
  • 11(12) -
  • 10(11) -
  • 9(10) -
  • 8(9) -
  • 7(8) -
  • 6(7) -
  • 5(6) -
  • 4(5) -
  • 3(4) -
  • 2(3) -
  • 1(2) -
  • 2009

  • 1(1) -

  • //

    Блоги журнала "Семь искусств" | Блоги журнала "Семь искусств" — наука, культура, словесность — всё, что интересно интеллигентному человеку

    Блог Виктора (Бруклайн)

    100 лет назад расстреляли Гумилева. Как и полагается большому поэту, он это предчувствовал, предзнал: расстреляют. Об этом его стихотворение «РАБОЧИЙ»: Он стоит пред раскаленным горном, Невысокий старый человек. Взгляд спокойный кажется покорным От миганья красноватых век. Все товарищи его заснули, Только он один еще…

    Read more →

    Блог Виктора (Бруклайн)

    Подошла к откосу Катерина. Всюду крепостничество и мгла. Катерина всех обматерила И, как крылья, руки развела. Вот на самом крае Антигона. Холодно в тунике продувной, Неохота вниз лететь со склона, Хорошо, хоть прыгать не одной. Новая встаёт на край обрыва…

    Read more →

    Блог Виктора (Бруклайн)

    Сто лет назад в эти последние августовские дни уже переведенной на новый стиль России, где-то в Петрограде были убиты по личному приказу Дзержинского, с полного одобрения Ленина и других членов политического бюро коммунистической партии, 103 члена Боевой организации, ставившей целью…

    Read more →

    Блог Виктора (Бруклайн)

    Спасибо, Господи, спасибо За то, что я еврей — Доисторическая рыба Из высохших морей, Былого замысла осколок, Как Ездра говорит, Читатель, жрец, халдей, астролог, Твой прежний фаворит. Сверх дела всякого и слова На мне стоит клеймо, Оно до выбора любого…

    Read more →

    Блог Виктора (Бруклайн)

    Человек, привыкший дышать этими миазмами, тысячами идеологических двойчаток и тройчаток, уже не в состоянии воспринимать нормальную человеческую речь без боли. В чем тайный смысл этих привычных для десятков миллионов словесных формул замедления мысли, формул обмана? Он парализует и ум и…

    Read more →

    Блог Виктора (Бруклайн)

    Видео: https://vk.com/video-2048479_456242470 Аудио https://disk.yandex.ru/d/lmo8R4NmYvtAzA

    Read more →

    Блог Виктора (Бруклайн)

    олгина сутки дежурила в интернате, двое отдыхала. Тогда навещал ее мужчина Пригожин. Еще в передней просила: только тише. Соседка пронюхает, что у нее мужик, устроит скандал. Пригожин снимал берцы, ставил к батарее. Доставал из рюкзака свои тапочки, майку с трениками.…

    Read more →

    СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ • Большая российская энциклопедия

    • В книжной версии

      Том 29. Москва, 2015, стр. 740

    • Скопировать библиографическую ссылку:


    Авторы: В. И. Уколова

    СЕМЬ СВОБО́ДНЫХ ИСКУ́ССТВ (лат. Septem Artes Liberales), цикл дис­ци­п­лин, со­став­ляв­ших ос­но­ву ан­тич­ной (гре­ко-рим­ской) и сред­не­ве­ко­вой сис­тем об­ра­зо­ва­ния. Вклю­ча­ли: грам­ма­ти­ку, диа­лек­ти­ку (ло­ги­ку), ри­то­ри­ку, ко­то­рые пред­став­ля­ли низ­шую сту­пень, «трое­пу­тье» по­зна­ния – три­ви­ум; ариф­ме­ти­ку, гео­мет­рию, му­зы­ку и ас­тро­но­мию – выс­шую сту­пень по­зна­ния, «чет­ве­ро­пу­тье» – квад­ри­ви­ум. В Древ­ней Гре­ции об­ра­зо­ва­ние име­ло уни­вер­саль­ный ха­рак­тер. В эл­ли­ни­стич. эпо­ху пре­по­да­ва­ние «сво­бод­ных ис­кусств» бы­ло до­пол­не­но прак­ти­кой ин­тер­пре­та­ции тек­стов вы­даю­щих­ся по­этов, пи­са­те­лей и фи­ло­со­фов, а так­же вклю­че­ни­ем све­де­ний ма­те­ма­тич. и ес­теств.-на­уч. ха­рак­те­ра. Рим­ля­не рас­ши­ри­ли «сис­те­му сво­бод­ных ис­кусств» за счёт вве­де­ния но­вых дис­ци­п­лин. На ру­бе­же ан­тич­но­сти и Сред­не­ве­ко­вья Бо­эци­ем бы­ло да­но раз­вёр­ну­тое тео­ре­тич. обос­но­ва­ние и под­роб­ное из­ло­же­ние квад­ри­виу­ма как выс­шей сту­пе­ни С. с. и.; ему же при­над­ле­жит и сам лат. тер­мин «квад­ри­ви­ум».

    В ср.-век. Зап. Ев­ро­пе об­ра­зо­ван­ным че­ло­ве­ком мог счи­тать­ся толь­ко тот, кто изу­чил курс С. с. и., сна­ча­ла – в об­ще­об­ра­зо­ват. шко­лах, бо­лее глу­бо­ко – в ун-тах на «фа­куль­те­тах ис­кусств», со­став­ляв­ших на­чаль­ную сту­пень выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния. «Сво­бод­ным ис­кус­ст­вам» бы­ли по­свя­ще­ны со­чи­не­ния не толь­ко вы­даю­щих­ся пе­да­го­гов Сред­не­ве­ко­вья (Вин­сен­та из Бо­ве, Гу­го Сен-Вик­тор­ско­го и др.), но и ху­дож. про­из­ве­де­ния (напр., по­эма «Бит­ва се­ми ис­кусств» А. д’Андели; 13 в.). Ал­ле­го­рич. фи­гу­ры «сво­бод­ных ис­кусств» – Грам­ма­ти­ки, Ри­то­ри­ки, Диа­лек­ти­ки, Ариф­ме­ти­ки, Му­зы­ки и вы­даю­щих­ся на­став­ни­ков в этих ис­кус­ст­вах изо­бра­жа­лись на сте­нах ср.-век. со­бо­ров. С. с. и. вхо­ди­ли и в об­ра­зо­ват. кур­ри­ку­лум эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния, од­на­ко по ме­ре раз­ви­тия дис­ци­п­лин, оп­ре­де­лив­ших тра­ди­цию клас­си­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния, «сво­бод­ные ис­кус­ст­ва» по­сте­пен­но от­тес­ня­лись на пе­ри­фе­рию.

    Еврейская панорама :: 5 (71) Май 2020 :: Семь искусств

    Журнал «Семь искусств», уже 11-й год издаваемый в Ганновере Евгением Берковичем, – одно из наиболее универсальных интеллектуальных изданий трансграничного русскоязычного пространства. У него есть и бумажная версия, и все же очень соблазнительно назвать его «толстым электронным журналом»: основному количеству своих читателей журнал известен и легче всего доступен в электронной версии, и премию им. А. Р. Беляева как лучшее научно-популярное издание в 2018 г. получила именно она. Из ближайших аналогов этого предприятия мне идет на ум разве что издаваемый по эту сторону российской границы журнал «Знание – сила», но и тот уступит «Семи искусствам» в универсальности, поскольку художественной литературы там нет.

    Искусств тут, правда, больше семи (ну хотя бы восемь – включая кино), но и ими дело не ограничивается: предмет внимания журнала, в пределе, – все, что интересно интеллигентному читателю – от наук и искусств до разных культурных практик. Вся эта цельность организована иерархически: от наиболее строго структурированной культурной области – от науки (рубрикой «Мир науки» открывается каждый номер) и философии – к областям все более своевольным, вплоть до спорта – если, правда, он достаточно интеллектуален: в соответствующей рубрике мартовского номера речь идет о шахматах.

    Название журнала (справедливо вызывая в читательской памяти семь свободных искусств, septem artes liberales) напрямую отсылает нас к европейской традиции с античными, восходящими к Аристотелю, корнями и средневековым христианским стволом. Но это не мешает ему быть и фактом еврейского участия в общекультурном деле: «Семь искусств» существуют в едином смысловом комплексе с порталом «Заметки по еврейской истории», у которого – общий с ним издатель и главный редактор. Разумеется, это части одного проекта, на электронных страницах которого заинтересованный читатель найдет множество примеров русско-еврейского культурного взаимодействия.

     

    Семь искусств: наука, культура, словесность // http://7i.7iskusstv.com

     

    Подготовила Ольга Балла-Гертман

    СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ - это... Что такое СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ?

    СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ
    "СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ", система учебных предметов в европейской средневековой школе. Включала 1-й цикл - тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и следовавший за ним повышенный 2-й цикл - квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). С эпохи Возрождения "Семь свободных искусств" стали сменяться классическим образованием.

    Современная энциклопедия. 2000.

    • СЕМЬ МУДРЕЦОВ
    • СЕМЬЯ

    Смотреть что такое "СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ" в других словарях:

    • СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ — (лат. Septem artes liberales), совокупность наук, составлявшая основу светского образования в раннем Средневековье (см. СРЕДНИЕ ВЕКА) и включавшая грамматику, диалектику, риторику, геометрию, арифметику, астрономию и музыку. Система Семи… …   Энциклопедический словарь

    • “Семь свободных искусств” — СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ , система учебных предметов в европейской средневековой школе. Включала 1–й цикл тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и следовавший за ним повышенный 2–й цикл квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). С …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

    • СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ — система учебных предметов в средневековой школе, включавшая 2 цикла: тривиум и квадривиум. С эпохи Возрождения стала заменяться классическим образованием …   Большой Энциклопедический словарь

    • Семь свободных искусств — …   Википедия

    • Семь свободных искусств — (лат. Septem Artes Liberales)     цикл дисциплин, которые составляли основу античной (греко римской) и средневековой систем образования (см. Античность, Средние века). Включали грамматику, диалектику (логику), риторику, которые представляли… …   Педагогический терминологический словарь

    • Семь свободных искусств — система учеб. предметов, которые преподавались в средневековых школах и ун тах. В «С.с.и.» входили грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка (как теоретическая математическая дисциплина). Были основой обучения в …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

    • Семь свободных искусств — («Семь свободных искусств» )         учебные предметы («науки») средневековой средней школы и «артистических» (подготовительных) факультетов университетов. Включали 2 цикла: тривиум (лат. trivium трёхпутие) грамматику, риторику, диалектику и… …   Большая советская энциклопедия

    • «семь свободных искусств» — система учебных предметов в средневековой школе, включавшая 2 цикла: тривиум и квадривиум. С эпохи Возрождения стала заменяться классическим образованием …   Энциклопедический словарь

    • СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ — (лат. Septem Artes Liberales), цикл дисциплин, к рые составляли основу антич. (греко римской). и ср. век. систем образования. Включали грамматику, диалектику (логику), риторику, представлявших низшую ступень, «троепутье» познания тривиум… …   Российская педагогическая энциклопедия

    • Семь свободных наук — Философия и семь свободных искусств. Миниатюра из книги Геррады Ландсбергской «Hortus Deliciarum» (1167 1185). Семь свободных искусств (septem artes liberales), свободные искусства (artes liberales), или свободные науки (doctrinae liberales), или …   Википедия

    Ганноверский международный семинар «Семь искусств»