7 искусств: Семь искусств

Содержание

Семь искусств

2021

  • 8(135) —
  • 7(134) —
  • 6(133) —
  • 5(132) —
  • 4(131) —
  • 3(130) —
  • 2(129) —
  • 1(128) —
  • 2020

  • 12(127) —
  • 11(126) —
  • 10(125) —
  • 8_9(124) — —
  • 7(123) —
  • 6(122) —
  • 5(121) —
  • 4(120) —
  • 3(119) —
  • 2(118) —
  • 1(117) —
  • 2019

  • 12(116) —
  • 11(115) —
  • 10(114) —
  • 9(113) —
  • 8(112) —
  • 6_7(111) — —
  • 5(110) —
  • 4(109) —
  • 3(108) —
  • 2(107) —
  • 1(106) —
  • 2018

  • 12(105) —
  • 11(104) —
  • 10(103) —
  • 9(102) —
  • 8(101) —
  • 7(100) —
  • 6(99) —
  • 5(98) —
  • 4(97) —
  • 3(96) —
  • 2(95) —
  • 1(94) —
  • 2017

  • 12(93) —
  • 11(92) —
  • 10(91) —
  • 9(90) —
  • 8(89) —
  • 7(88) —
  • 6(87) —
  • 5(86) —
  • 4(85) —
  • 3(84) —
  • 2(83) —
  • 1(82) —
  • 2016

  • 12(81) —
  • 11(80) —
  • 10(79) —
  • 9(78) —
  • 8(77) —
  • 7(76) —
  • 6(75) —
  • 5(74) —
  • 4(73) —
  • 3(72) —
  • 2(71) —
  • 1(70) —
  • 2015

  • 12(69) —
  • 11(68) —
  • 10(67) —
  • 9(66) —
  • 8(65) —
  • 7(64) —
  • 6(63) —
  • 5(62) —
  • 3_4(61) — —
  • 2(60) —
  • 1(59) —
  • 2014

  • 12(58) —
  • 11(57) —
  • 10(56) —
  • 8-9(55) — —
  • 7(54) —
  • 6(53) —
  • 5(52) —
  • 4(51) —
  • 2-3(50) — —
  • 1(49) —
  • 2013

  • 12(48) —
  • 11(47) —
  • 9-10(46) — —
  • 8(45) —
  • 7(44) —
  • 6(43) —
  • 5(42) —
  • 4(41) —
  • 3(40) —
  • 2(39) —
  • 1(38) —
  • 2012

  • 12(37) —
  • 11(36) —
  • 10(35) —
  • 9(34) —
  • 8(33) —
  • 7(32) —
  • 6(31) —
  • 5(30) —
  • 4(29) —
  • 3(28) —
  • 2(27) —
  • 1(26) —
  • 2011

  • 12(25) —
  • 11(24) —
  • 10(23) —
  • 9(22) —
  • 8(21) —
  • 7(20) —
  • 6(19) —
  • 5(18) —
  • 4(17) —
  • 3(16) —
  • 2(15) —
  • 1(14) —
  • 2010

  • 12(13) —
  • 11(12) —
  • 10(11) —
  • 9(10) —
  • 8(9) —
  • 7(8) —
  • 6(7) —
  • 5(6) —
  • 4(5) —
  • 3(4) —
  • 2(3) —
  • 1(2) —
  • 2009

  • 1(1) —

  • //

    Блоги журнала «Семь искусств» | Блоги журнала «Семь искусств» — наука, культура, словесность — всё, что интересно интеллигентному человеку

    Блог Виктора (Бруклайн)

    100 лет назад расстреляли Гумилева. Как и полагается большому поэту, он это предчувствовал, предзнал: расстреляют. Об этом его стихотворение «РАБОЧИЙ»: Он стоит пред раскаленным горном, Невысокий старый человек. Взгляд спокойный кажется покорным От миганья красноватых век. Все товарищи его заснули, Только он один еще…

    Read more →

    Блог Виктора (Бруклайн)

    Подошла к откосу Катерина. Всюду крепостничество и мгла. Катерина всех обматерила И, как крылья, руки развела. Вот на самом крае Антигона. Холодно в тунике продувной, Неохота вниз лететь со склона, Хорошо, хоть прыгать не одной. Новая встаёт на край обрыва…

    Read more →

    Блог Виктора (Бруклайн)

    Сто лет назад в эти последние августовские дни уже переведенной на новый стиль России, где-то в Петрограде были убиты по личному приказу Дзержинского, с полного одобрения Ленина и других членов политического бюро коммунистической партии, 103 члена Боевой организации, ставившей целью…

    Read more →

    Блог Виктора (Бруклайн)

    Спасибо, Господи, спасибо За то, что я еврей — Доисторическая рыба Из высохших морей, Былого замысла осколок, Как Ездра говорит, Читатель, жрец, халдей, астролог, Твой прежний фаворит. Сверх дела всякого и слова На мне стоит клеймо, Оно до выбора любого…

    Read more →

    Блог Виктора (Бруклайн)

    Человек, привыкший дышать этими миазмами, тысячами идеологических двойчаток и тройчаток, уже не в состоянии воспринимать нормальную человеческую речь без боли. В чем тайный смысл этих привычных для десятков миллионов словесных формул замедления мысли, формул обмана? Он парализует и ум и…

    Read more →

    Блог Виктора (Бруклайн)

    Видео: https://vk.com/video-2048479_456242470 Аудио https://disk.yandex.ru/d/lmo8R4NmYvtAzA

    Read more →

    Блог Виктора (Бруклайн)

    олгина сутки дежурила в интернате, двое отдыхала. Тогда навещал ее мужчина Пригожин. Еще в передней просила: только тише. Соседка пронюхает, что у нее мужик, устроит скандал. Пригожин снимал берцы, ставил к батарее. Доставал из рюкзака свои тапочки, майку с трениками.…

    Read more →

    СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ • Большая российская энциклопедия

    • В книжной версии

      Том 29. Москва, 2015, стр. 740

    • Скопировать библиографическую ссылку:


    Авторы: В. И. Уколова

    СЕМЬ СВОБО́ДНЫХ ИСКУ́ССТВ (лат. Septem Artes Liberales), цикл дис­ци­п­лин, со­став­ляв­ших ос­но­ву ан­тич­ной (гре­ко-рим­ской) и сред­не­ве­ко­вой сис­тем об­ра­зо­ва­ния. Вклю­ча­ли: грам­ма­ти­ку, диа­лек­ти­ку (ло­ги­ку), ри­то­ри­ку, ко­то­рые пред­став­ля­ли низ­шую сту­пень, «трое­пу­тье» по­зна­ния – три­ви­ум; ариф­ме­ти­ку, гео­мет­рию, му­зы­ку и ас­тро­но­мию – выс­шую сту­пень по­зна­ния, «чет­ве­ро­пу­тье» – квад­ри­ви­ум. В Древ­ней Гре­ции об­ра­зо­ва­ние име­ло уни­вер­саль­ный ха­рак­тер. В эл­ли­ни­стич. эпо­ху пре­по­да­ва­ние «сво­бод­ных ис­кусств» бы­ло до­пол­не­но прак­ти­кой ин­тер­пре­та­ции тек­стов вы­даю­щих­ся по­этов, пи­са­те­лей и фи­ло­со­фов, а так­же вклю­че­ни­ем све­де­ний ма­те­ма­тич. и ес­теств.-на­уч. ха­рак­те­ра. Рим­ля­не рас­ши­ри­ли «сис­те­му сво­бод­ных ис­кусств» за счёт вве­де­ния но­вых дис­ци­п­лин. На ру­бе­же ан­тич­но­сти и Сред­не­ве­ко­вья Бо­эци­ем бы­ло да­но раз­вёр­ну­тое тео­ре­тич. обос­но­ва­ние и под­роб­ное из­ло­же­ние квад­ри­виу­ма как выс­шей сту­пе­ни С. с. и.; ему же при­над­ле­жит и сам лат. тер­мин «квад­ри­ви­ум».

    В ср.-век. Зап. Ев­ро­пе об­ра­зо­ван­ным че­ло­ве­ком мог счи­тать­ся толь­ко тот, кто изу­чил курс С. с. и., сна­ча­ла – в об­ще­об­ра­зо­ват. шко­лах, бо­лее глу­бо­ко – в ун-тах на «фа­куль­те­тах ис­кусств», со­став­ляв­ших на­чаль­ную сту­пень выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния. «Сво­бод­ным ис­кус­ст­вам» бы­ли по­свя­ще­ны со­чи­не­ния не толь­ко вы­даю­щих­ся пе­да­го­гов Сред­не­ве­ко­вья (Вин­сен­та из Бо­ве, Гу­го Сен-Вик­тор­ско­го и др.), но и ху­дож. про­из­ве­де­ния (напр., по­эма «Бит­ва се­ми ис­кусств» А. д’Андели; 13 в.). Ал­ле­го­рич. фи­гу­ры «сво­бод­ных ис­кусств» – Грам­ма­ти­ки, Ри­то­ри­ки, Диа­лек­ти­ки, Ариф­ме­ти­ки, Му­зы­ки и вы­даю­щих­ся на­став­ни­ков в этих ис­кус­ст­вах изо­бра­жа­лись на сте­нах ср.-век. со­бо­ров. С. с. и. вхо­ди­ли и в об­ра­зо­ват. кур­ри­ку­лум эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния, од­на­ко по ме­ре раз­ви­тия дис­ци­п­лин, оп­ре­де­лив­ших тра­ди­цию клас­си­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния, «сво­бод­ные ис­кус­ст­ва» по­сте­пен­но от­тес­ня­лись на пе­ри­фе­рию.

    Еврейская панорама :: 5 (71) Май 2020 :: Семь искусств

    Журнал «Семь искусств», уже 11-й год издаваемый в Ганновере Евгением Берковичем, – одно из наиболее универсальных интеллектуальных изданий трансграничного русскоязычного пространства. У него есть и бумажная версия, и все же очень соблазнительно назвать его «толстым электронным журналом»: основному количеству своих читателей журнал известен и легче всего доступен в электронной версии, и премию им. А. Р. Беляева как лучшее научно-популярное издание в 2018 г. получила именно она. Из ближайших аналогов этого предприятия мне идет на ум разве что издаваемый по эту сторону российской границы журнал «Знание – сила», но и тот уступит «Семи искусствам» в универсальности, поскольку художественной литературы там нет.

    Искусств тут, правда, больше семи (ну хотя бы восемь – включая кино), но и ими дело не ограничивается: предмет внимания журнала, в пределе, – все, что интересно интеллигентному читателю – от наук и искусств до разных культурных практик. Вся эта цельность организована иерархически: от наиболее строго структурированной культурной области – от науки (рубрикой «Мир науки» открывается каждый номер) и философии – к областям все более своевольным, вплоть до спорта – если, правда, он достаточно интеллектуален: в соответствующей рубрике мартовского номера речь идет о шахматах.

    Название журнала (справедливо вызывая в читательской памяти семь свободных искусств, septem artes liberales) напрямую отсылает нас к европейской традиции с античными, восходящими к Аристотелю, корнями и средневековым христианским стволом. Но это не мешает ему быть и фактом еврейского участия в общекультурном деле: «Семь искусств» существуют в едином смысловом комплексе с порталом «Заметки по еврейской истории», у которого – общий с ним издатель и главный редактор. Разумеется, это части одного проекта, на электронных страницах которого заинтересованный читатель найдет множество примеров русско-еврейского культурного взаимодействия.

     

    Семь искусств: наука, культура, словесность // http://7i.7iskusstv.com

     

    Подготовила Ольга Балла-Гертман

    СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ — это… Что такое СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ?

    СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ
    «СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ», система учебных предметов в европейской средневековой школе. Включала 1-й цикл — тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и следовавший за ним повышенный 2-й цикл — квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). С эпохи Возрождения «Семь свободных искусств» стали сменяться классическим образованием.

    Современная энциклопедия. 2000.

    • СЕМЬ МУДРЕЦОВ
    • СЕМЬЯ

    Смотреть что такое «СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ» в других словарях:

    • СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ — (лат. Septem artes liberales), совокупность наук, составлявшая основу светского образования в раннем Средневековье (см. СРЕДНИЕ ВЕКА) и включавшая грамматику, диалектику, риторику, геометрию, арифметику, астрономию и музыку. Система Семи… …   Энциклопедический словарь

    • “Семь свободных искусств” — СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ , система учебных предметов в европейской средневековой школе. Включала 1–й цикл тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и следовавший за ним повышенный 2–й цикл квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). С …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

    • СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ — система учебных предметов в средневековой школе, включавшая 2 цикла: тривиум и квадривиум. С эпохи Возрождения стала заменяться классическим образованием …   Большой Энциклопедический словарь

    • Семь свободных искусств — …   Википедия

    • Семь свободных искусств — (лат. Septem Artes Liberales)     цикл дисциплин, которые составляли основу античной (греко римской) и средневековой систем образования (см. Античность, Средние века). Включали грамматику, диалектику (логику), риторику, которые представляли… …   Педагогический терминологический словарь

    • Семь свободных искусств — система учеб. предметов, которые преподавались в средневековых школах и ун тах. В «С.с.и.» входили грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка (как теоретическая математическая дисциплина). Были основой обучения в …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

    • Семь свободных искусств — («Семь свободных искусств» )         учебные предметы («науки») средневековой средней школы и «артистических» (подготовительных) факультетов университетов. Включали 2 цикла: тривиум (лат. trivium трёхпутие) грамматику, риторику, диалектику и… …   Большая советская энциклопедия

    • «семь свободных искусств» — система учебных предметов в средневековой школе, включавшая 2 цикла: тривиум и квадривиум. С эпохи Возрождения стала заменяться классическим образованием …   Энциклопедический словарь

    • СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ — (лат. Septem Artes Liberales), цикл дисциплин, к рые составляли основу антич. (греко римской). и ср. век. систем образования. Включали грамматику, диалектику (логику), риторику, представлявших низшую ступень, «троепутье» познания тривиум… …   Российская педагогическая энциклопедия

    • Семь свободных наук — Философия и семь свободных искусств. Миниатюра из книги Геррады Ландсбергской «Hortus Deliciarum» (1167 1185). Семь свободных искусств (septem artes liberales), свободные искусства (artes liberales), или свободные науки (doctrinae liberales), или …   Википедия

    Ганноверский международный семинар «Семь искусств»

    ДатаЛекторТемаВидеозапись заседания
    20.01.2021 (начало в 19:00)Игорь Юдович (США)Итоги и уроки выборов президента США в 2020 годуЗапись
    17.02.2021 (начало в 18:00)Елена Кушнерова (Баден-Баден)Музыка и судьба композитора Александра ЛокшинаЗапись
    17.03.2021 (начало в 18:00)Сергей Колмановский (Ганновер)От кадиша до рок-оперыЗапись
    21.04.2021 (начало в 18:00)Виктор Каган (Берлин)Человек тоталитарныйПеренесено!
    21.04.2021 (начало в 18:00)Евгений Беркович (Ганновер)Кому повезло вовремя родиться? Об известных и неизвестных встречах с ЭйнштейномЗапись
    19.05.2021 (начало в 18:00)Александр Бархавин (Бостон, США)Гражданская война в США — права штатовЗапись
    16.06.2021 (начало в 18:00)Евгений Беркович (Ганновер)Математика и меланхолия в трудах Томаса Манна и Альбрехта ДюрераЗапись
    21.07.2021 (начало в 19:00)Петр Ильинский (Кембридж, США)Открытие ХазарииЗапись
    18.08.2021 (начало в 18:00)Елена Консон (Штутгарт), Павел Грушко (Бостон)Свобода слов. К 90-летию Павла Моисеевича ГрушкоЗапись
    30.09.2021 (начало в 18:00)Семен Грудский (Ганновер)Леонардо да Винчи и его времяЗапись
    20.10.2021 (начало в 18:00)Игорь Мандель (Бостон, США)Исключительно простая теория искусстваЗапись
    17.11.2021 (начало в 18:00)Людмила Беккер (Бостон, США)Фанни и Феликс Мендельсон в в истории немецкой романтической музыки XIX векаЗапись
    15.12.2021 (начало в 18:00)Евгений Беркович (Ганновер)Еврейские образы в произведениях Томаса МаннаЗапись

    ДатаЛекторТемаВидеозапись заседания
    19.01.2022 (начало в 18:00)Виктор Каган (Берлин)Человек тоталитарныйЗапись
    16.02.2022 (начало в 18:00)Павел Нерлер (Фрайбург-Москва)Осип Мандельштам и еврейский мирЗапись
    16.03.2022 (начало в 18:00)Елена Кушнерова (Баден-Баден)Мой путь в музыкуЗапись
    20.04.2022 (начало в 18:00)Елена Минкина-Тайчер (Кирьят-Тивон, Израиль)Диалоги с БродскимЗапись
    18.05.2022 (начало в 18:00)Евгений Кац (Беер-Шева, Израиль)О Кеплере, Браге, Маарале и немного о собственной генеалогииЗапись
    15.06.2022 (начало в 18:00)Евгений Беркович (Ганновер)Советские физики и «революция вундеркиндов»Запись
    20.07.2022 (начало в 18:00)Семен Грудский (Ганновер)Самуил Маршак и еврействоЗапись
    17.08.2022 (начало в 18:00)Сергей Колмановский (Ганновер)Парадоксы еврейской музыкиЗапись
    21.09.2022 (начало в 18:00)Милана Гиличенски (Штутгарт)Фридрих Ницше и его времяЗапись
    19.10.2022 (начало в 18:00)Алекс Манфиш (Израиль)О мифах и стереотипах в истории Второй мировой войныЗапись
    16.11.2022 (начало в 18:00)Злата Зарецкая (Израиль)Подпольный театр отказников 1967-1989 как путь к национальной самоидентификацииЗапись
    21.12.2022 (начало в 18:00)Виталий Мацарский (Швейцария)Астроном Фред Хойл — жизнь и творчествоЗапись