Тимур новиков причина смерти – Айвор Стодольски. Что умирает со смертью русского нонконформиста?. (Конструирование «эпох» в некрологах Тимура Новикова (1958–2002)). «История и повествование» | Обатнин Геннадий Владимирович | Песонен Пекка | Зорин Андрей Леонидович | Григорьева Елена | Гольбурт Любовь | Смолярова Татьяна Игоревна | Парсамов Вадим Суренович | Майофис Мария Львовна | Киселева Любовь Николаевна | Калугин Дмитрий Яковлевич | Йенсен Петер Альберт | Пильд Леа Лембитовна | Никольская Татьяна Львовна | Энгельштейн Лора | Колоницкий Борис Иванович | Данилова Инга Феликсовна | Хуттунен Томи | Тамми Пекка | Яковлева Наталия Александровна | Постоутенко Кирилл Юрьевич | Пярле Юлле | Хеллман Бен | Тименчик Роман Давидович | Савицкий Станислав Анатольевич | Доценко Сергей Николаевич | Кёнёнен Майя | Стодольски Айвор | Башмакофф Наталия Владимировна

Содержание

биография, творчество, причина смерти, память

Тимур Новиков – петербургский живописец и график, великий деятель современного искусства, организатор выставок, а также музыкант, внесший большой вклад в искусство и основавший Новую Академию Изящных Искусств. Он прожил длинную и удивительную жизнь, оставив после себя огромное наследие. Многие даже не подозревают, сколь много он сделал для отечественной культуры и, в частности, изобразительного искусства.

Детство

Тимур появился на свет 24 сентября 1958 года в городе Ленинграде. Рос будущий художник под надзором родной матери Галины Васильевны. Отца мальчик никогда не знал. В школьные годы Тимур Петрович Новиков стал ходить в кружок рисования, который был организован в Доме пионеров.

В 1967 году в возрасте 9 лет он демонстрирует свои работы на своей первой художественной выставке детского рисунка в Нью-Дели. Уже через год он переезжает на Новую Землю, но спустя 4 года семья возвращается в родной Ленинград. Позднее художник вспоминал, что природа Крайнего Севера оказала на него большое влияние. И это отразилось на его творчестве и восприятии окружающего пространства.

Первые творческие шаги

В 1973 году он становится членом Клуба юных искусствоведов, организованном при Русском Музее СПб. Вскоре Тимур поступает в техникум, где изучает технологии лаков и красок. В 1975 он покидает стены заведения по собственному желанию.

Будучи убежденным пацифистом, Тимур отказывается от армии. Вместо этого, в 1976 он присоединяется к Клубу юных любителей искусства при Эрмитаже. В этот период Новиков пишет первые картины. Он работает не только в одиночку, но и сообща с другими творцами.

Так, он объединяется с единомышленником Олегом Котельниковым и сформировывает ансамбль «Монстерз».

В 1977 году Тимур Новиков вступил в авангардистскую группу «Летопись», сформированную Борисом Кошелоховым. Будучи членом группировки, Новиков принял участие в своей первой выставке-квартирнике.

Самостоятельное развитие

В 1978 году художник Тимур Новиков воплощает в жизнь дебютный кураторский проект. Он арендует помещения у закрытой церкви Шестаковской Божьей Матери, где обустраивает мастерские. Уже 2 июня он курирует собственную квартирную выставку. На ней можно было встретить как работы молодых художников того времени, так и картины Тимура Новикова.

Через два года художник вновь объединяется со своим старым другом, чтобы вместе открыть квартирную выставку. Галерея «Асса» Тимура Новикова и Олега Котельникова находилась на ул. Воинова, д. 24. Она располагалась в коммунальной квартире, которую снимали художники, но к 1987 году квартирник прекратил существование.

Позднее Тимур заводит в Москве знакомство с художницей Марией Синяковой-Уречиной. Общие интересы и крепкая дружба сплотили их. Впоследствии Мария вручила Тимуру право называться Председателем земного шара – это прозвище прочно закрепилось за ним в узких кругах.

В 1981 году Тимур примыкает к союзу неофициальных художников Ленинграда. Уже через год на первой выставке клуба в ДК им. Кирова в паре с Иваном Сотниквым – художником-современником – он устраивает скандальную акцию: экспонирует фанерный щит с дырой. В 2014 фильм «Ноль-объект» о Тимуре Новикове вышел в свет – это яркое название созвучно наименованию той самой акции, которая принесла художнику известность.

«Новые художники»

Но на этом успехе Тимур не остановился. В 1982 году он формирует группу «Новые художники», членами которой стали Олег Котельников, Георгий Гурьянов, Иван Сотников, Евгений Козлов и Кирилл Хазанович. Стиль этой художественной группы был созвучен таким западным движениям, как «Новые Дикие» из Германии, а также «Трансавангард» из Италии, французским «Фигурасьон Либр» и «Ист Вилледж» из США.

«Новые художники» придерживались таких явлений в искусстве, как «новый романтизм», «новая фигуративность», «новая волна». Тимур Новиков и его единомышленники стремились привнести в изобразительное искусство нечто новое, расширить границы общепринятых стандартов.

1985 – год образования Новой Академии Всеческих Искусств. В названии Тимур использует позаимствованное у футуристов слово «всечество», что делает отсылку к русскому авангарду. Таким образом, новое объединение стало связывать себя с этим течением, яркими представителями которого была подруга Новикова Мария Минякова-Уречина, а также Мария Спендиарова и Татьяна Глебова, к слову, написавшая превосходный портрет Тимура Новикова. Но «Новые художники» стояли несколько в стороне от чистого авангарда: их выделяло, в первую очередь, отсутствие серьезной теоретической базы.

Помимо основателей этого объединения, в нее также включались: Евгений Юфит, Виктор Черкасов, Вадим Овчинников, Сергей Бугаев, Инал Савченков, Олег Маслов, Андрей Медведев, Андрей Крисанов, Владислав Куцевич, Олег Маслов и знаменитый Виктор Цой.

«Новые художники» быстро стали популярны и были у всех на слуху. К тому же, группа проводила совместные акции с легендарными западными художниками, такими как Джон Кейдж, Роберт Раушенберг и Энди Уорхол.

Кино и музыка

Художник прославился не только благодаря выставкам. Тимур Новиков также увлекался музыкой, и имел некоторые успехи и в этой сфере. В 1983 году он создал авангардистскую группу «Новые композиторы». В это же время Новиков сотрудничал с оркестром Сергея Курехина, названным «Популярная механика».

И также с 1985 года Тимур работал с рок-клубом в качестве организатора концертов еще совсем молодой группы «Кино». А еще Новиков взял на себя роль художника-оформителя, который создавал неповторимую атмосферу выступлений. В 1987 году он даже пригласил талантливого модельера Константина Гончарова поработать над сценическими образами членов группы, в которую входил Цой, Каспарян и Гурьянов. Таким образом, Новиков много трудился над имиджем «Кино», наложив на него собственный отпечаток, отличающийся изысканным вкусом и пониманием психологии зрителя.

Примерно в то же время Новиков занимался и «Новыми художниками»: они ставили перформансы «Анна Каренина», «Стреляющий лыжник», «Идиот» и «Балет трех неразлучников» по мотивам Даниила Хармса с музыкой В. Веричева и В. Алахова. Группа также пробовала себя в кинематографе. Они работали в таких направлениях, как «некрореализм» и «параллельное кино» — многие эксперименты вышли крайне удачными и любопытными.

Творческие группы под началом Тимура Новикова были в целом весьма плодородными и многосторонними: участники также занимались музыкой и литературой, «новой критикой» и даже изобретали новые музыкальные инструменты, такие как, например, утюгон.

В 1987 году Тимур принимает участие в создании фильма «Асса», снимаясь в нем и участвуя в качестве художника-постановщика. Сотрудничая с режиссером Сергеем Соловьевым, он получил первую в истории премию за художественное оформление в советском кинематографе.

Тимур Новиков, вообще, стал одним из первых медиа-художником в Советском Союзе, став идеологом «Пиратского Телевидения», а позднее, в 1999 – режиссером-постановщиком таких известнейших картин, как «Кошмар модернизма» и «Золотое сечение». Кроме того, Новиков поучаствовал в съемках фильма «Два капитана-2», снятого Сергеем Дебижевым в 1992 году.

Тимур ни на шаг не отставал от своего времени: он принимал участие в создании рейва и клубного движения, в таком небезызвестном месте как Фонтанка-145. И также он стал одним из основателей «Гагарин пати» на ВДНХ, первое из которых произошло в 1991 году.

Свободный университет

Зимой 1988 года открылся Свободный университет, преподавателем в котором стал Тимур Новиков, а также Борис Юхананов и Сергей Курехин. Данное заведение располагалось в Центральном лектории объединения «Знание». На одном из заседаний Свободного университета Новиков заявил, что берет «курс на классику», таким образом провозглашая неоакадемизм продолжением так называемого техницизма искусства.

Тимур предпринял попытки применить новые формы в создании классического по содержанию и академического по форме искусства. Академизмом художник называл умение использовать в работе различные приемы художественного ремесла, в то время как неоакадемизм, по его мнению, – это преображенная форма искусства, включающая как использование традиционных методов, так и вкрапления новых технологий и современного содержания.

В 1990 году в Русском музее СПб прохошла выставка «Территория искусства», где он выставил свое панно «Нью-Йорк ночью». Позднее он вместе с Дуней Смирновой организовал выставку совместно с конференцией «Молодость и красота в искусстве», в которой поднял вечные темы эстетики, смерти и бессмертия, близкие каждому человеку. Вместе с Сергеем Бугаевым, носившим кличку Африка, а также Иреной Куксенайте, Виктором Мазиным и Олесей Туркиной он учредил журнал «Кабинет», в котором художники освещали важные для искусства того времени темы, поднимая новые вопросы о творчестве.

С возрастом Новикова все сильнее заботили политические темы. Имея тонкую душевную натуру, Тимур проникся громкими мировыми событиями и создал две политические инсталляции, посвященные американско-иракской войне: «Обстрел Багдада» и «Разлив нефти в Персидском заливе». Это не просто творчество, а настоящий диалог с обществом, политикой и миром – это сообщение, крик души о невыносимом ужасе войны.

Дворцовый мост

Летом 1990 года Тимур со своими коллегами пробует себя в Первой выставке на Дворцовом мосту, которую организовал Иван Мовсесян. Выставка ярко отразила идею о стремлении художников к акциям: теперь они хотят непросто творить, они хотят говорить, сообщать миру собственные мысли. Участники события создавали работы специально для данной экспозиции, в соответствии с предлагаемым городским пространством. Работы, представленные на этом мероприятии, были сохранены в собрании Музея «Дворцовый мост».

Еще через год Новиков принимает участие и во Второй такой выставке, где демонстрирует монументальное панно «Борцы». В выставке также поучаствовали сам Мовсесян, организатор выставки, Гурьянов, Тузов, Егельский и Ольга Комарова.

Неоклассика

В творчестве Новиков нередко прибегал к образности неоклассики, нарочито усиливая фактурные и декоративные эффекты. Художник делал отсылки к искусству 80-х годов, изящно подчеркивая идеи того времени. В новом периоде классические взгляды Новой Академии легко уживался с красочностью жизни людей в 90-е.

В конце 80-х Новиков навсегда бросил живопись. Будучи под влиянием эстетических воззрений своего товарища, модного дизайнера и художника Константина Гончарова, он отошел от «экспрессивного рисования» к совершенно новой для себя технике – текстильному коллажу. Тимур применял минималистичные трафареты, как можно сильнее упрощая свои работы, сводя их к разделению плоскости и установке на ней небольшого символа. Этот прием делал его творчество более абстрактным и вместе с тем глубоким. Отходя от академической точности, Новиков обращался к интуитивной образности, которая вторила современным воззрениям на искусство того времени.

Серия «Горизонты» Тимура Новикова, созданная в этот период, имела громкий успех и широкую огласку. Отголоски этих идей ныне нашли воплощение в настоящее время: мотивы произведений Новикова ныне применяются в оформлении одежды, такой как, например, свитшоты.

Новые идеи

В 1991 году Тимур Новиков провел выставку «Неокадемизм» в Русском музее. Участие в выставке приняли все те же Гончаров, Гурьянов, Бугаев и Егельский. Тимур экспонировал свою работу «Нарцисс», а также «Аполлон, попирающий красный квадрат». Гончаров же продемонстрировал зрителям «Рыцарские плащи», которые выглядят как просторные плащи из бархатистого материала, декорированные экстравагантными вставками из открыток.

Начиная с этого времени Новиков стал активно использовать фотографии и открытки с репродукциями классической живописи. И также после этой выставки Тимур стал прибегать к образам греческих божеств, которые, по его мнению, символизировали «живую силу творчества». На его произведениях стали появляться Афродита, Аполлон, Эрос. Целая серия картин была посвящена истории Амура и Психеи.

В творчестве художника стали мелькать великие эстеты с тяжелой судьбой – Оскар Уайлд, Людвиг Баварский. В их честь были даже проведены отдельные выставки «О красоте», «Тайный культ», «Риджина», «Людвиг Второй Баварский и «Лебединое озеро», «Лебединая песня немецкого романтизма».

НАИИ

К 1993 году неоакадемисты объединились в институт «Новой академии изящных искусств». В него вошли сам Новиков, а также Медведев, Гурьянов, Тузв и Егельский, которые получили звания почетных профессоров. НАИИ заняла помещения в ныне легендарном местечке по адресу Пушкинская, 10.

Здесь же прошли выставки профессоров – Ольги Тобрелутс (в девичестве Комаровой), Герьянова, Беллы Матвеевой, а также Маслова, Гончарова, Егельского и Кузнецова. Также показы работ здесь организовали студенты НАИИ Егор Остров и Станислав Макаров.

К 1995 году Тимур Новиков переехал в Берлин, где не прекратил свою творческую деятельность. Он организовал выставку «Закат немецкого романтизма», которая также имела название «Архитектура в Третьем Рейхе». Она была основана на проектах монументов на границах Третьего Рейха. Однако скандальную выставку закрыли по велению цензуры.

В 1997 году Тимур уже вернулся в Россию и продолжил активную деятельность. Он устраивал праздник неоакадемизма в Павловском дворце. Музыку для мероприятия исполнял композитор и музыкант Брайан Ино.

В то же время художник формировал учебные классы НАИИ в Михайловском замке. И также он принимал участие в создании Европейского общества классической эстетики с участием профессора Александра Зайцева. Таким образом, Тимур не забывал о своем детище, регулярно прилагая усилия к его развитию.

Поздняя деятельность

В 1998 году Тимур стал основателем «Института Истории Современного искусства» и организации «Художественная Воля», которые выступали за сохранение новейшей художественной культуры. Вместе с Андреем Хлобыстиным он учредил газету «Художественная воля» и журнал «Сусанинъ».

В этот период художник поменял взгляды в сторону консерватизма, утверждая, что классика – форма воспевания российской государственности. Таким образом, он объявил необходимость укрепления репутации Петербурга как культурной столицы, при этом не конкурируя с международными центрами современного искусства, такими как Нью-Йорк или Лондон. В 90-е Новиков занялся преимущественно издательской деятельностью.

23 мая 1998 года на 7-м форте Кронштадта НАИИ Тимур совместно с «Художественной волей» провел художественную акцию памяти. В пустом форте они устроили «Сжигание сует» в честь 500-летия казни Савонаролы на флорентийской Пьяцца Синьория. Во время акции живописцы жгли свои картины.

Последние годы

Во время поездки в Америку в 1997 году художник тяжело заболел. Болезнь привела к потере зрения. Несмотря на этот тяжкий недуг, он продолжил руководить Новой академией, а также проводить лекции в СПбГУ и других крупных учебных заведениях города. Кроме того, Тимур являлся ведущим передачи «Новая Академия» на радиостанции «Порт FM», на которой популяризируется классическая музыка. Часть своей художественной коллекции он передал Русскому музею и Эрмитажу.

В 2001 году Тимур участвовал в выставке «Между землей и небом», посвященной неоклассическим тенденциям в современном искусстве, которая была проведена в Бельгии, Остенд.

Смерть

В свое время многие современники задавались вопросом, от чего умер Тимур Новиков. Этот деятельный, активный, творческий человек не рисковал жизнью понапрасну, не прожигал годы, и даже не сдался после того, как полностью ослеп. Но скоропостижно скончался великий деятель искусства от банальной пневмонии 23 мая 2003 года. Захоронен Новиков на Смоленском кладбище в родном Санкт-Петербурге.

fb.ru

биография, творчество, причина смерти, память

Тимур Новиков – петербургский живописец и график, великий деятель современного искусства, организатор выставок, а также музыкант, внесший большой вклад в искусство и основавший Новую Академию Изящных Искусств. Он прожил длинную и удивительную жизнь, оставив после себя огромное наследие. Многие даже не подозревают, сколь много он сделал для отечественной культуры и, в частности, изобразительного искусства.

Детство

Тимур появился на свет 24 сентября 1958 года в городе Ленинграде. Рос будущий художник под надзором родной матери Галины Васильевны. Отца мальчик никогда не знал. В школьные годы Тимур Петрович Новиков стал ходить в кружок рисования, который был организован в Доме пионеров.

В 1967 году в возрасте 9 лет он демонстрирует свои работы на своей первой художественной выставке детского рисунка в Нью-Дели. Уже через год он переезжает на Новую Землю, но спустя 4 года семья возвращается в родной Ленинград. Позднее художник вспоминал, что природа Крайнего Севера оказала на него большое влияние. И это отразилось на его творчестве и восприятии окружающего пространства.

Первые творческие шаги

В 1973 году он становится членом Клуба юных искусствоведов, организованном при Русском Музее СПб. Вскоре Тимур поступает в техникум, где изучает технологии лаков и красок. В 1975 он покидает стены заведения по собственному желанию.

Будучи убежденным пацифистом, Тимур отказывается от армии. Вместо этого, в 1976 он присоединяется к Клубу юных любителей искусства при Эрмитаже. В этот период Новиков пишет первые картины. Он работает не только в одиночку, но и сообща с другими творцами.

Так, он объединяется с единомышленником Олегом Котельниковым и сформировывает ансамбль «Монстерз».

В 1977 году Тимур Новиков вступил в авангардистскую группу «Летопись», сформированную Борисом Кошелоховым. Будучи членом группировки, Новиков принял участие в своей первой выставке-квартирнике.

Самостоятельное развитие

В 1978 году художник Тимур Новиков воплощает в жизнь дебютный кураторский проект. Он арендует помещения у закрытой церкви Шестаковской Божьей Матери, где обустраивает мастерские. Уже 2 июня он курирует собственную квартирную выставку. На ней можно было встретить как работы молодых художников того времени, так и картины Тимура Новикова.

Через два года художник вновь объединяется со своим старым другом, чтобы вместе открыть квартирную выставку. Галерея «Асса» Тимура Новикова и Олега Котельникова находилась на ул. Воинова, д. 24. Она располагалась в коммунальной квартире, которую снимали художники, но к 1987 году квартирник прекратил существование.

Позднее Тимур заводит в Москве знакомство с художницей Марией Синяковой-Уречиной. Общие интересы и крепкая дружба сплотили их. Впоследствии Мария вручила Тимуру право называться Председателем земного шара – это прозвище прочно закрепилось за ним в узких кругах.

В 1981 году Тимур примыкает к союзу неофициальных художников Ленинграда. Уже через год на первой выставке клуба в ДК им. Кирова в паре с Иваном Сотниквым – художником-современником – он устраивает скандальную акцию: экспонирует фанерный щит с дырой. В 2014 фильм «Ноль-объект» о Тимуре Новикове вышел в свет – это яркое название созвучно наименованию той самой акции, которая принесла художнику известность.

«Новые художники»

Но на этом успехе Тимур не остановился. В 1982 году он формирует группу «Новые художники», членами которой стали Олег Котельников, Георгий Гурьянов, Иван Сотников, Евгений Козлов и Кирилл Хазанович. Стиль этой художественной группы был созвучен таким западным движениям, как «Новые Дикие» из Германии, а также «Трансавангард» из Италии, французским «Фигурасьон Либр» и «Ист Вилледж» из США.

«Новые художники» придерживались таких явлений в искусстве, как «новый романтизм», «новая фигуративность», «новая волна». Тимур Новиков и его единомышленники стремились привнести в изобразительное искусство нечто новое, расширить границы общепринятых стандартов.

1985 – год образования Новой Академии Всеческих Искусств. В названии Тимур использует позаимствованное у футуристов слово «всечество», что делает отсылку к русскому авангарду. Таким образом, новое объединение стало связывать себя с этим течением, яркими представителями которого была подруга Новикова Мария Минякова-Уречина, а также Мария Спендиарова и Татьяна Глебова, к слову, написавшая превосходный портрет Тимура Новикова. Но «Новые художники» стояли несколько в стороне от чистого авангарда: их выделяло, в первую очередь, отсутствие серьезной теоретической базы.

Помимо основателей этого объединения, в нее также включались: Евгений Юфит, Виктор Черкасов, Вадим Овчинников, Сергей Бугаев, Инал Савченков, Олег Маслов, Андрей Медведев, Андрей Крисанов, Владислав Куцевич, Олег Маслов и знаменитый Виктор Цой.

«Новые художники» быстро стали популярны и были у всех на слуху. К тому же, группа проводила совместные акции с легендарными западными художниками, такими как Джон Кейдж, Роберт Раушенберг и Энди Уорхол.

Кино и музыка

Художник прославился не только благодаря выставкам. Тимур Новиков также увлекался музыкой, и имел некоторые успехи и в этой сфере. В 1983 году он создал авангардистскую группу «Новые композиторы». В это же время Новиков сотрудничал с оркестром Сергея Курехина, названным «Популярная механика».

И также с 1985 года Тимур работал с рок-клубом в качестве организатора концертов еще совсем молодой группы «Кино». А еще Новиков взял на себя роль художника-оформителя, который создавал неповторимую атмосферу выступлений. В 1987 году он даже пригласил талантливого модельера Константина Гончарова поработать над сценическими образами членов группы, в которую входил Цой, Каспарян и Гурьянов. Таким образом, Новиков много трудился над имиджем «Кино», наложив на него собственный отпечаток, отличающийся изысканным вкусом и пониманием психологии зрителя.

Примерно в то же время Новиков занимался и «Новыми художниками»: они ставили перформансы «Анна Каренина», «Стреляющий лыжник», «Идиот» и «Балет трех неразлучников» по мотивам Даниила Хармса с музыкой В. Веричева и В. Алахова. Группа также пробовала себя в кинематографе. Они работали в таких направлениях, как «некрореализм» и «параллельное кино» — многие эксперименты вышли крайне удачными и любопытными.

Творческие группы под началом Тимура Новикова были в целом весьма плодородными и многосторонними: участники также занимались музыкой и литературой, «новой критикой» и даже изобретали новые музыкальные инструменты, такие как, например, утюгон.

В 1987 году Тимур принимает участие в создании фильма «Асса», снимаясь в нем и участвуя в качестве художника-постановщика. Сотрудничая с режиссером Сергеем Соловьевым, он получил первую в истории премию за художественное оформление в советском кинематографе.

Тимур Новиков, вообще, стал одним из первых медиа-художником в Советском Союзе, став идеологом «Пиратского Телевидения», а позднее, в 1999 – режиссером-постановщиком таких известнейших картин, как «Кошмар модернизма» и «Золотое сечение». Кроме того, Новиков поучаствовал в съемках фильма «Два капитана-2», снятого Сергеем Дебижевым в 1992 году.

Тимур ни на шаг не отставал от своего времени: он принимал участие в создании рейва и клубного движения, в таком небезызвестном месте как Фонтанка-145. И также он стал одним из основателей «Гагарин пати» на ВДНХ, первое из которых произошло в 1991 году.

Свободный университет

Зимой 1988 года открылся Свободный университет, преподавателем в котором стал Тимур Новиков, а также Борис Юхананов и Сергей Курехин. Данное заведение располагалось в Центральном лектории объединения «Знание». На одном из заседаний Свободного университета Новиков заявил, что берет «курс на классику», таким образом провозглашая неоакадемизм продолжением так называемого техницизма искусства.

Тимур предпринял попытки применить новые формы в создании классического по содержанию и академического по форме искусства. Академизмом художник называл умение использовать в работе различные приемы художественного ремесла, в то время как неоакадемизм, по его мнению, – это преображенная форма искусства, включающая как использование традиционных методов, так и вкрапления новых технологий и современного содержания.

В 1990 году в Русском музее СПб прохошла выставка «Территория искусства», где он выставил свое панно «Нью-Йорк ночью». Позднее он вместе с Дуней Смирновой организовал выставку совместно с конференцией «Молодость и красота в искусстве», в которой поднял вечные темы эстетики, смерти и бессмертия, близкие каждому человеку. Вместе с Сергеем Бугаевым, носившим кличку Африка, а также Иреной Куксенайте, Виктором Мазиным и Олесей Туркиной он учредил журнал «Кабинет», в котором художники освещали важные для искусства того времени темы, поднимая новые вопросы о творчестве.

С возрастом Новикова все сильнее заботили политические темы. Имея тонкую душевную натуру, Тимур проникся громкими мировыми событиями и создал две политические инсталляции, посвященные американско-иракской войне: «Обстрел Багдада» и «Разлив нефти в Персидском заливе». Это не просто творчество, а настоящий диалог с обществом, политикой и миром – это сообщение, крик души о невыносимом ужасе войны.

Дворцовый мост

Летом 1990 года Тимур со своими коллегами пробует себя в Первой выставке на Дворцовом мосту, которую организовал Иван Мовсесян. Выставка ярко отразила идею о стремлении художников к акциям: теперь они хотят непросто творить, они хотят говорить, сообщать миру собственные мысли. Участники события создавали работы специально для данной экспозиции, в соответствии с предлагаемым городским пространством. Работы, представленные на этом мероприятии, были сохранены в собрании Музея «Дворцовый мост».

Еще через год Новиков принимает участие и во Второй такой выставке, где демонстрирует монументальное панно «Борцы». В выставке также поучаствовали сам Мовсесян, организатор выставки, Гурьянов, Тузов, Егельский и Ольга Комарова.

Неоклассика

В творчестве Новиков нередко прибегал к образности неоклассики, нарочито усиливая фактурные и декоративные эффекты. Художник делал отсылки к искусству 80-х годов, изящно подчеркивая идеи того времени. В новом периоде классические взгляды Новой Академии легко уживался с красочностью жизни людей в 90-е.

В конце 80-х Новиков навсегда бросил живопись. Будучи под влиянием эстетических воззрений своего товарища, модного дизайнера и художника Константина Гончарова, он отошел от «экспрессивного рисования» к совершенно новой для себя технике – текстильному коллажу. Тимур применял минималистичные трафареты, как можно сильнее упрощая свои работы, сводя их к разделению плоскости и установке на ней небольшого символа. Этот прием делал его творчество более абстрактным и вместе с тем глубоким. Отходя от академической точности, Новиков обращался к интуитивной образности, которая вторила современным воззрениям на искусство того времени.

Серия «Горизонты» Тимура Новикова, созданная в этот период, имела громкий успех и широкую огласку. Отголоски этих идей ныне нашли воплощение в настоящее время: мотивы произведений Новикова ныне применяются в оформлении одежды, такой как, например, свитшоты.

Новые идеи

В 1991 году Тимур Новиков провел выставку «Неокадемизм» в Русском музее. Участие в выставке приняли все те же Гончаров, Гурьянов, Бугаев и Егельский. Тимур экспонировал свою работу «Нарцисс», а также «Аполлон, попирающий красный квадрат». Гончаров же продемонстрировал зрителям «Рыцарские плащи», которые выглядят как просторные плащи из бархатистого материала, декорированные экстравагантными вставками из открыток.

Начиная с этого времени Новиков стал активно использовать фотографии и открытки с репродукциями классической живописи. И также после этой выставки Тимур стал прибегать к образам греческих божеств, которые, по его мнению, символизировали «живую силу творчества». На его произведениях стали появляться Афродита, Аполлон, Эрос. Целая серия картин была посвящена истории Амура и Психеи.

В творчестве художника стали мелькать великие эстеты с тяжелой судьбой – Оскар Уайлд, Людвиг Баварский. В их честь были даже проведены отдельные выставки «О красоте», «Тайный культ», «Риджина», «Людвиг Второй Баварский и «Лебединое озеро», «Лебединая песня немецкого романтизма».

НАИИ

К 1993 году неоакадемисты объединились в институт «Новой академии изящных искусств». В него вошли сам Новиков, а также Медведев, Гурьянов, Тузв и Егельский, которые получили звания почетных профессоров. НАИИ заняла помещения в ныне легендарном местечке по адресу Пушкинская, 10.

Здесь же прошли выставки профессоров – Ольги Тобрелутс (в девичестве Комаровой), Герьянова, Беллы Матвеевой, а также Маслова, Гончарова, Егельского и Кузнецова. Также показы работ здесь организовали студенты НАИИ Егор Остров и Станислав Макаров.

К 1995 году Тимур Новиков переехал в Берлин, где не прекратил свою творческую деятельность. Он организовал выставку «Закат немецкого романтизма», которая также имела название «Архитектура в Третьем Рейхе». Она была основана на проектах монументов на границах Третьего Рейха. Однако скандальную выставку закрыли по велению цензуры.

В 1997 году Тимур уже вернулся в Россию и продолжил активную деятельность. Он устраивал праздник неоакадемизма в Павловском дворце. Музыку для мероприятия исполнял композитор и музыкант Брайан Ино.

В то же время художник формировал учебные классы НАИИ в Михайловском замке. И также он принимал участие в создании Европейского общества классической эстетики с участием профессора Александра Зайцева. Таким образом, Тимур не забывал о своем детище, регулярно прилагая усилия к его развитию.

Поздняя деятельность

В 1998 году Тимур стал основателем «Института Истории Современного искусства» и организации «Художественная Воля», которые выступали за сохранение новейшей художественной культуры. Вместе с Андреем Хлобыстиным он учредил газету «Художественная воля» и журнал «Сусанинъ».

В этот период художник поменял взгляды в сторону консерватизма, утверждая, что классика – форма воспевания российской государственности. Таким образом, он объявил необходимость укрепления репутации Петербурга как культурной столицы, при этом не конкурируя с международными центрами современного искусства, такими как Нью-Йорк или Лондон. В 90-е Новиков занялся преимущественно издательской деятельностью.

23 мая 1998 года на 7-м форте Кронштадта НАИИ Тимур совместно с «Художественной волей» провел художественную акцию памяти. В пустом форте они устроили «Сжигание сует» в честь 500-летия казни Савонаролы на флорентийской Пьяцца Синьория. Во время акции живописцы жгли свои картины.

Последние годы

Во время поездки в Америку в 1997 году художник тяжело заболел. Болезнь привела к потере зрения. Несмотря на этот тяжкий недуг, он продолжил руководить Новой академией, а также проводить лекции в СПбГУ и других крупных учебных заведениях города. Кроме того, Тимур являлся ведущим передачи «Новая Академия» на радиостанции «Порт FM», на которой популяризируется классическая музыка. Часть своей художественной коллекции он передал Русскому музею и Эрмитажу.

В 2001 году Тимур участвовал в выставке «Между землей и небом», посвященной неоклассическим тенденциям в современном искусстве, которая была проведена в Бельгии, Остенд.

Смерть

В свое время многие современники задавались вопросом, от чего умер Тимур Новиков. Этот деятельный, активный, творческий человек не рисковал жизнью понапрасну, не прожигал годы, и даже не сдался после того, как полностью ослеп. Но скоропостижно скончался великий деятель искусства от банальной пневмонии 23 мая 2003 года. Захоронен Новиков на Смоленском кладбище в родном Санкт-Петербурге.

autogear.ru

Вирус авангарда / Культура / Независимая газета

Он был быстр. Первый раз, когда я увидел его, мимо просто пролетел сгусток энергии — Тимур, с гордо торчащим подбородком, яркий и острый, спешил куда-то вдаль в свите, закрученной, как клуб пыли, вокруг уносящегося поезда. Тимур умер рано.

Тяжело узнать о том, что знакомый человек ушел навсегда. Трудно знать, что талантливый человек никогда не вернется. Печально: Леонид Талочкин умер неожиданно, но факт — смерть настигла его именно в том возрасте, в каком обычно приходит она к русским мужчинам. Вдвое тяжелее согласиться с несвоевременной смертью: Тимур Новиков не дожил даже до 45.

Леонид Талочкин и Тимур Новиков. Между ними было немного общего. Кроме одного — сумасшедшей увлеченности своим делом. Кроме харизмы. Кроме той — объединяющей — роли, которую каждый из них играл в своем кругу, в своем городе. За один месяц май 2002 года Россия потеряла не просто двух гениальных безумцев. Ушли две эпохи: шестидесятых и восьмидесятых. Век кончился.

Питер — искусство — конец XX века. Если задать такие параметры поиска, то фамилия «Новиков» всплывет первой. Он был главным заводилой — бунтарем и главарем. Сначала — в авангарде, потом — в арьергарде.

Было два Тимура. Одного я видел мельком — по младости лет. С другим не раз общался. Тимур # 1 был в восьмидесятых вождем «новой волны»: из авангардистов авангардист, зачинатель арт-группы «Новые художники» (1982) и музыкального движения «Новые композиторы» (1983). Тимур # 2 встал грудью на защиту неоклассики и придумал Новую академию изящных искусств (1991) вместе с ее Музеем (1993). Самый консервативный консерватор: автор погромных манифестов и реакционных статей. Таким я хорошо помню Новикова.

Стоило бы столкнуть лбами Тимура # 1 и Тимура # 2. Тогда дело дошло бы до драки. Два Тимура даже внешне не походили друг на друга. Тимур # 1 выглядел как юный титан Возрождения в американской рубахе, со сворой ангелов вокруг — на его рельефных скулах играло солнце. Тимур # 2 напоминал младостарца — в темных очках, в черной джинсе, с нечесаной бородой и кривой палкой: его обязательно вело под руку какое-нибудь существо — иногда пьяное, иногда забитое, но всегда странное (эти спутники смотрелись настоящими сектантами, уверовавшими в неоакадемизм). Но два Тимура покинули мир не одновременно: просто Тимур # 1 стал Тимуром # 2. Примитивист полюбил «чистую красоту», экспрессионист — «классическую эстетику». «Новое» — ключ к Новикову.

Тимур всегда жил в противотоке. Пока советская власть слыла советской, он оставался авангардистом. А потом он получил все, чего только мог хотеть победитель. Наверное, ему вдруг стало скучно среди позеленевшей от баксов либеральной гнили. Может быть, тогда, когда он взял первую (во всех смыслах) «Нику» за оформление фильма «АССА». А может, когда он впервые выставился в знаменитой галерее «Филлис Кайнд» и стал человеком, проторившим тропу Питер — Нью-Йорк (пару лет назад, проанализировав годовую подшивку журнала Art in America, с удивлением и ужасом я обнаружил, что Новиков — единственный, кто завоевал Штаты и остался на боевом троне до сих пор). Новиков застал золотую пору увядания нью-йоркской гей-богемы. Именно он занес в Россию заразу «рейва», «диджеев», «клубной культуры». Трудно представить сегодня, чем была «Гагарин пати» — Артемий Троицкий зазывал людей с фестиваля «Альтернатива» в Музее Глинки на ВДНХ, в павильон «Космос», и смирные симфонические радикалы шли как бараны на вечеринку Новикова. Рейв под Луноходом уже нельзя было превзойти. И Тимур пошел другим путем.

Сложно плыть против течения. Цой, Курехин — люди новиковского круга. Ими двигала энергия распада: так, словно из-под обломков Советского Союза вырвалось на свободу ядерное облако и они сидели в нем. Первым ушел Цой. Потом — Курехин. Весельчак. Когда по ТВ прошло объявление, что Курехин болен и ему нужны деньги на лечение, то мало кто воспринял это всерьез. Думали — Курехин играет со смертью. Не играл. Авария… Рак… Да они просто сгорели.

Причина смерти Новикова — пневмония. Трудно говорить о болезни Тимура. Слишком определенные слухи ходили о ее сути. Трудно отделить в них правду от лжи. Тимур сам любил создавать мифы вокруг себя. Не знаю до сих пор — правда ли то, что он в детстве жил на Новой Земле и видел атомный взрыв. Правда в том, что он сам жил как атомный взрыв. Как вирус питерского авангарда.

Последние годы жизни Новиков был слеп. Шутили, что однажды Тимур снимет очки и скажет: «Я прозрел!», — потрясая клюкой, и это будет веселуха почище «Дня святого Йоргена». Не прозрел. Не потряс.

В начале девяностых Новиков еще был ироничен. Как и все люди его круга — авангардисты, вышедшие из подполья. Эта ирония сыграла с ним злую шутку потом — ближе к концу жизненного круга. Взгляды Тимура Новикова в последние годы трудно назвать правыми. Он умер человеком крайне правых взглядов.

Он умер живой иконой. Его уже не воспринимали всерьез. Как бы делали скидку «на болезнь», или «на авангардный жест», или «на былые заслуги». Но я ни разу не замечал в нем «шутливости». Скорее он был умным циником. У Тимура была своя позиция в искусстве. Очень отчетливая. Крайне реакционная.

Трудно полагать, что было бы дальше. «Новые правые» стали в России интеллектуальным мэйнстримом. Трудно судить, куда мог бы повернуть Новиков…

P.S.

После его смерти пришел факс: «23 мая 2002 года умер Тимур Петрович Новиков. В «Айдан-галерее» до 12 июня 2002 года продолжается его выставка «Евро-Китай».

www.ng.ru

Как культовый художник Тимур Новиков оказался на свитшотах Гоши Рубчинского

Главные законодатели современной моды, дизайнеры Демна Гвасалия и Гоша Рубчинский, то и дело обращаются к исторической действительности постсоветского пространства как к главному источнику вдохновения, переосмысливают 80-е и эпоху перестройки. Одной из культовых фигур этого времени был художник Тимур Новиков. Он создал образы, которые цитирует сегодняшняя мода.

Тимур Новиков был лидером одного из главных арт-объединений 80-х — «Новые художники». Вместе с единомышленниками — Иваном Сотниковым, Сергеем Бугаевым Африкой и Олегом Котельниковым, Сергеем Курехиным, группой «Кино» и многими другими — Новиков осознает кризис эпохи, но выражает его в своих работах в очень красочном, едва ли не радостном ключе. «Перемен требуют наши сердца» — этой жизнеутверждающей песней Цоя заканчивается фильм «Асса» о любви Алики, юной героини Татьяны Друбич, и мальчика Бананана — творческого, безмятежного и непосредственного парня. Название «Асса» было позаимствовано режиссером Сергеем Соловьевым у галереи Новикова, а Бананана играет его друг — Сергей Бугаев Африка, на заднем плане мелькает и сам Тимур. Почему наследие Тимура Новикова оказалось не только в запасниках Русского музея и Третьяковки или в выставочных залах Эрмитажа и ММОМА, но и в мудбордах дизайнеров нового видения, – рассказываем в нашем материале.

Русский музей и ПТУ

Тимур Новиков родился и вырос в Ленинграде, что ключевым образом повлияло на его творчество. «К окончанию детского сада и переходу в школьный возраст я уже ощутил себя художником. И в дальнейшем никогда не сомневался в своем признании», — пишет он в автобиографии. Первую картину Тимур создает в возрасте шести лет — она называлась «Парад на Дворцовой площади» и была воспоминанием о военных парадах, на которые он ходил смотреть с мамой. Она была машинисткой в Русском музее, куда водила его на занятия и выставки. В школьные годы он отправился с мамой на Новую Землю, где, по его собственным словам, полюбил горизонтальные строения — они лягут в основу его серии «Горизонты» конца 80-х. Школу, а затем и ПТУ Новиков заканчивал уже в Ленинграде, однако Техникум химической промышленности пришлось покинуть «ради сохранения внешнего вида». Тогда Тимур еще был хиппи с длинными волосами, но эпоха нью-вейва — та, иконой которой и стал Тимур и его единомышленники, одетые в черные костюмы с галстуками-селедками, была уже на подходе.

Андеграунд и поп-культура

«Заслуга Новикова в том, что он соединил андеграунд и молодежную культуру, — говорит критик и друг Тимура Новикова Андрей Хлобыстин. Рассуждая о том времени, он добавляет: — Художник становится поп-звездой, ориентируется на новую власть через соблазнение поп-культурой, героем которой он и старается быть». Больше всего Тимур известен благодаря его «тряпочкам» — флагам из двух или более фрагментов ткани, с украшением в виде аппликации или трафарета. Одной из ключевых серий Новикова становятся «Горизонты». Еще при жизни Тимура критики видели связь «Горизонтов» с проведенным на Севере детством.

Тимур появляется на ленинградской сцене на закате нон-конформизма — направления художников, официально не признаваемых властью и открыто противостоящих ей. Начинал он с вполне традиционных станковых вещей с мрачными видами Петербурга, которые сейчас ценятся на рынке даже выше его флагов. Во многом Тимур обращался и к отечественным художникам авангарда — не в поисках конкретных художественных средств, а в стремлении следовать чему-то принципиально новому по своей сути. Гончарова и Ларионов, Малевич и Татлин, Родченко и Степанова — Тимур расписывал лицо подобно авангардистам и следовал их вектору развития в искусстве. «У Новикова была прекрасная черта, ему хотелось, чтобы правильно были расставлены акценты, связанные с появлением в мировых художественных традициях первородных моментов. Он считал достижения русских авангардистов важными и оригинальными, необходимыми для углубления в нашей культуре», — говорит Сергей Бугаев Африка.

Отсутствие полноценного художественного образования тоже сыграло свою роль. «Все в моем искусстве на поверхности», – часто говорил Тимур. Творчество Новикова можно назвать кочевническим или прикроватным: «Целая выставка могла перевозиться в одном чемодане, – рассказывает Хлобыстин. — Это искусство могло поворачиваться самыми разными гранями, превращаясь из флагов в сарафан для мамы Тимура». При этом оно вовсе не требовало особых усилий, как говорил сам Тимур: «Достаточно все делать на четыре процента: сделаешь больше — перенапряжешься, меньше — ничего вообще не произойдет».

«Лыжник», 1991 год

Востребованность на арт-рынке

В эфире РБК гендиректор Sothbey’s называет главным открытием последних лет Георгия Гурьянова —ударника группы «Кино» и близкого друга Тимура Новикова. Они оба входят в список «Топ 500» современных   художников по версии портала Artprice. Наряду с ними там представлены еще три: Валерий Кошляков, Павел Пепперштейн и, как ни странно, — Константин Разумов. Расцвет искусства Новикова происходит в ту эпоху, когда арт-рынок только формируется в России. В 1988-м году проходят первые торги «Сотбис», а в 1990-м Владимир Овчаренко открывает галерею «Риджина» — там не только начинают продавать все тех же Новикова и Гурьянова, но и собираются главные интеллектуалы Москвы. В это же время проходят и крупные экспозиции Новикова в западных музеях — в 89-м он выставляется вместе с Африкой в Tate в Ливерпуле, в 93-м — в музее Stedelijk в Амстердаме. В начале 90-х работы Новикова были в галереях Берлина, Гамбурга, Парижа, Нью-Йорка и, конечно же, Москвы и Петербурга. В 1998 году состоялась его большая ретроспектива в Русском музее, а в 2002-м — посмертная выставка в Эрмитаже.

Самым известным коллекционером Тимура Новикова на сегодня считается Игорь Маркин, создатель музея и онлайн-аукциона ART4. «Несмотря на большую коллекцию, я бы еще его купил. Сейчас на Christie’s и Sothbey’s довольно дорого ушли его работы — по 25-35 тысяч евро, я не смог их купить», — говорит Маркин, который собирает картины Тимура с 2000-х. Он считает Новикова главным петербургским художником, важным не только своим творчеством, но и теорией, а также местом, занимаемым в культуре. На вопрос, почему его начали покупать после смерти, а не в 90-е, Маркин отвечает: «Он всегда был интересен, просто рынок был не развит. А сегодня спрос не него очень велик. В ART4 большая коллекция работ Новикова. Часть из них мы выставляем на онлайн-аукцион». Как такой андеграунд попал в музеи и на художественный рынок? «Он не был андеграундом, он был мейнстримом. Вот шестидесятники были андеграундом, потому что их не допускали к официальным выставкам, а здесь совершенно иная история», – отмечает Маркин. Сам он начал собирать Новикова с покупок у Айдан Салаховой, которая занималась художником. После смерти Тимура он купил многие работы у семьи художника. «У них я купил «Пингвинов», долго не хотели продавать. А самую ценную живопись я купил в галерее Raab в Берлине — все это пролежало там десять лет, и никто не хотел покупать».

«Пингвины», 1989 год; «Без названия», 1990 год

Рейвы и неоакадемизм

«Вместе с Тимуром Новиковым в СССР впервые появилось искусство, совпавшее с подобными явлениями на Западе — «Ист-Виллиджем» в Нью-Йорке, «Фигурасьон Либр» во Франции, «Нойе Вильден» в Германии,—говорит Хлобыстин. — Влияние Тимура распространялось куда больше, чем на просто среду близких художников — он был частью культурного движения, охватившего молодежь и андеграунд и плавно выходившего в мейнстрим». «Это человек, который увидел вектор развития русского авангарда в определенных динамических условиях. Человек с самого начала не ограничивался своим развитием, он очень много внимания уделял расширению платформы взаимодействия художников с искусством», – говорит о нем близкий друг Сергей Бугаев Африка.

Капсульная коллекция Gosha Rubchinskiy x Timur Novikov; «Восход», 1991 год

Новиков был художником и близким другом самой популярной на то время рок-группы «Кино», проектировал авангардные инструменты для «Поп-механики» Курехина, поддерживал техно-музыку и рейвы, расцвет которых приходится на 90-е. С 1988 года его группа «Новые художники» начинает гастролировать по Швеции, Германии, Англии, США, Франции, а с 1989 года запускает пиратское телевидение вместе с режиссером Юрием Лесником и художником Владиславом Мамышевым-Монро. В 90-е интерес к постпанку сменяется на техно, а после и сам Тимур понимает, что «Новые художники» вышли далеко за рамки андеграунда. «Мы поняли, что за что боролись, на то и напоролись: появились коммерческие версии «Новых художников», сотни художников стали работать в такой же манере, возникло огромное количество клуб-промоутеров, дискотеки стали массовым явлением, а не уникальным явлением культуры». Эта декада проходит под знаком неоакадемистов: они организовывали собственные выставки («Ренессанс и резистанс», «Золотой осел», «Пэйнтинг и петтинг»), издавали газету «Художественаня воля», первыми показывали западных фотографов — Роберта Мэплторпа, Брюса Вебера, Карла Лагерфельда. В 1998 году они устроили акцию памяти Савонаролы — публичное сжигание собственных произведений, «не соответствовавших высоким эстетическим требованиям».

Образы Новикова в современной моде

Творчество Новикова развивается в тот период, когда художник буквально становится поп-иконой — ему хотят подражать и следовать. Таким становится и сам Тимур. «Тряпки — это минимал, очень чистое и оригинальное искусство, это главное, что он сделал», — говорит Маркин. Сочетание локальных цветов, разных фактур, обращение к коллажу и трафарету — все это лишь средства, которые мы встречаем сегодня в коллекциях постсоветских дизайнеров. Но главное — принцип, который так востребован и сегодня: комбинирование разных фактур, кажущиеся драгоценными дешевые материалы — бархат и шелк, доведение до уровня искусства простого предмета — прикроватного флага или коврика для медитации. Как и искусство восточноевропейских авангардистов — Малевича или Татлина — оно не про буржуазную культуру, а про идею творчества в своей сути. Сам Новиков тоже был близок к моде: вместе с дизайнером Константином Гончаровым они основали ателье «Строгий юноша», расцветом которого стало производство костюмов для постановки «Золотой осел».

Balenciaga весна-лето 2017; «Начало»

Как и Новиков,  Гвасалия и Рубчинский соединяют подростковую культуру и андеграунд и выводят их на совершенно новый уровень. Толстовки с трафаретными серпом и молотом и афишей «Титаника», нарочито нестандартные модели на показах, высокая мода путем простейших средств — все это во многом навеяно той культурной ситуацией, на которую в 90-е повлиял Тимур Новиков. В прошлом году Рубчинский и вовсе выпустил коллекцию, напрямую вдохновленную флагами Новикова. Здесь и знакомые «Пингвины», и солнышки, и кораблики, и контрастные сочетания двух цветов. За явным заимствованием кроется куда более глубокое косвенное, и кроме Демны и Гоши оно распространяется на целое поколение молодых дизайнеров, вращающихся в орбите постсоветского пространства. Бугаев говорит о том, что «современная молодежь считает, что все произошло на Западе, но это очень ущербная политика». И, похоже, времена меняются. Актуальные дизайнеры обращаются к наследию собственной культуры. Так и Новиков в свое время продолжал традиции основоположника авангарда художника Ларионов, по словам Бугаева, в «стремлении самим производить объекты изящного производства наряду с продукцией высокого искусства».

www.buro247.ru

Как умирают русские рокеры — 99%

В юности у меня был грех: я с увлечением слушал рок-музыку. К слову, очень жалею об этом, ничего хорошего мне это не дало. Потерял девственность, ослабел волей, научился курить, баловался легкими наркотиками, испортил музыкальный слух и вкус, впустую тратил время на разную ерунду… До сих пор остаются последствия этого греха.

От рок-музыки нужно отрекаться, с ней нужно порывать, разрывать отношения, бежать от нее, как от геенны огненной.

К сожалению, до сих пор встречаются христиане, которые пытаются примирить русский рок с Православием. Безполезно. Церковь сохранила слова Христа, не вошедшие в Евангелие: «В чем застану, в том и сужу». Если посмотреть, в чем застал Христос русских рокеров (момент смерти), то станет ясно, почему русский рок не совместим с Православием.

Вспомним.

1. Февраль 1988. А.Башлачев покончил жизнь самоубийством. Есть сведения, что он был психически болен (собственно поэтому его в конце концов разрешили отпеть), а следовательно одержим бесами. Вот в таком-то одержимом состоянии он и писал свои мрачные песни. Можно при этом пожалеть человека и даже подать за него милостыню или келейно помолиться на свой страх и риск. Но считать его песни, заслуживающими внимания, уже БЕЗУМИЕ.

2. Август 1990. В.Цой разбивается на машине в точности так, как кумиры его юности: бисексуал и колдун Марк Болан и гомосексуалист Джеймс Дин. Несколько месяцев раньше, январь 1990, от СПИДа умирает другой кумир Цоя — американский художник, гомосексуалист Кит Харинг. Нет, «последний герой» не был гомосексуалистом, он просто ушел от жены и жил с женщиной.

Развестить Цой не успел (или не хотел, или не дали — сейчас уже не важно). Он успел оставить своего сына с женщиной, с которой был в незаконных отношениях. Так он внезапно и умер.

3. Май 1991. Еще одна подлая, позорная и мрачная смерть. Кончает жизнь самоубийством рок-бард Янка Дягилева. Ее песни полностью соотвествуют ее выбору.

4. Август 1991. Умирает музыкант Майк Науменко. По некоторым данным ему проломили голову во дворе, по другим он умер от сердечной недостаточности. Такое ощущение, что скрывают причины смерти. Но известно, что в последние годы он много пил.

5. 1993 г. Умирает гитарист гр.»Алиса» И.Чумичкин. Причина смерти — передозировка наркотиками.

6. Май 2002. Тимур Петрович Новиков, известный ленинградский художник, вдохновлявший ленинградскую рок-тусовку (см. фильм «Асса»). Умирает от СПИДа.

7. Январь 2007. Илья Кормильцев, автор многих песни группы «Наутилус», перед смертью принимает ислам. Похоронен в саване, лицом к Мекке.

8. Февраль 2008. Егор Летов, бессменный лидер культовой рок-группы «Гражданская оборона». Умер от острой дыхательной недостаточности, развившейся от отравления алкоголем (сообщила старший помощник руководителя следственного Управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Омской области Екатерина Павлова). «Причина смерти — острая дыхательная недостаточность, развившаяся в результате острого отравления этанолом», — сказала Павлова. По ее словам, такая причина смерти значится в заключении экспертов.

Сотрудник омской службы скорой помощи сообщил, что музыкант уже был мертв, когда приехала неотложка. «Судя по внешнему виду, музыкант умер от анспирации рвотных масс. Другими словами, захлебнулся», — добавил он.

Об этом же говорил отец Летова: «- Вы звонили его жене Наталье? — Нет, считаю, что этот разговор был бы пустым. Думаю, она может винить в его смерти себя… — Почему? — Он в последнее время много пил — это и подорвало его здоровье. Она не могла его от этого уберечь, да и сама нередко прикладывалась к бутылке». http://www.kp.ru/daily/24052/104359/

Уже потом жена стала врать, что Летов умер от остановки сердца и слова прокурора и слова врача Скорой помощи быстро замяли.

9. Июль 2013. Причиной смерти лидера рок -группы «Король и Шут» Михаила Горшенёва стали алкоголь и наркотики. Рядом с бездыханным телом музыканта нашли шприц. Известно, что Горшенёв злоупотреблял алкоголем и «другими вещами».

10. Июль 2013. Барабанщик легендарный группы «Кино» гомосексуалист Георгий Гурьянов умирает, «по официальной версии от от сердечно-сосудистой недостаточности». Он прожил всего 52 года. В СМИ пишут о раке печени, о химиотерапии, которую Гурьянов проходил в Германии.

Однако известно, что Гурьянов был давно болен СПИДом (которым, по одним данным, он и Тимур Новиков заразился в Америке в начале 1990-х от какого-то мужеложника). В последнее время Гурьянов был ведущим тренингов по восточной медитации.

Сколько еще должно быть напрасных смертей и трупов, чтобы мы перестали врать своим детям о легендах русского рока?

maks-cccc7603.livejournal.com

Андрей Ковалев о Тимуре Новикове (полемика) — Искусство — OpenSpace.ru

Когда я упомянул о гомосексуальной эстетике Тимура, меня чуть не побили. Оказалось, это наносит урон его статусу государственного художника

©  Тимур Новиков. Оскар Уайльд и Бозие. 1991. Из коллекции Сергея Бугаева

Когда я упомянул о гомосексуальной эстетике Тимура, меня чуть не побили. Оказалось, это наносит урон его статусу государственного художника
На пресс-конференции перед выставкой Тимура Новикова в музее ART4.ru я попал в сердцевину скандала. Когда мне предложили выступить, в начале своей речи я произнес слова «гомосексуализм» и «фашизм». Поднялся страшный шум, Африка (Сергей Бугаев) на меня чуть не с кулаками бросился. Дальше мне ничего сказать не дали. А я, собственно, имел твердое намерение присоединиться к хору славословий, источаемых в адрес моего любимого художника, дружбой с которым горжусь. Правда, меня несколько фраппирует истовость возникшего вокруг Тимура Петровича культа. Но тут уж ничего не поделаешь. Тем более что после того, как пресс-конференция закончилась, мы с моими нежданными оппонентами примирились, светски обсудив семиотические различия между питерским и московским дискурсами.

Однако из гневного выступления Африки можно сделать удивительный вывод. Оказалось, что упоминания о гомосексуальной эстетике наносят урон установившемуся статусу Новикова как государственного художника (Африка прямо так и сказал). Странная история — непосредственно после смерти Тимура представители гей-сообщества очень болезненно реагировали на предположения о том, что он умер от СПИДа. Это я понимаю — в последние годы Тимур тактично обходил мои панибратские шуточки насчет питерской гомосексуальной мафии.

Удивительно: и прижизненная, и посмертная слава многих западных художников базируется как раз на причастности к гейскому дискурсу. А у нас, похоже, даже обсуждение такого вопроса может приводить к маргинализации. Еще интересней другое. Из последующих возмущенных реплик я понял, что слово «фашизм» особого возражения не вызывает, его нельзя только на Западе говорить.

Елена Елагина однажды назвала гомосексуализм питерских художников «декоративным». Однако шокирующее высказывание Тимура о том, что он согласен с Гитлером в эстетической области, декоративным никак не назовешь. Но я лично всегда надеялся на то, что вся его праворадикальная риторика, православная пропаганда и настойчивый антимодернизм (чем он явно злоупотреблял в последние годы жизни) были вполне разумно выстроенной провокацией, задача которой состоит в карнавальной интерпретации тех темных сил, которые бушуют под покровами нашего общества.

Нет никакой тайны — Тимур всегда умел мастерски держать грань между опасными провокациями, светской игрой и интеллектуальными причудами. Поэтому определение «Новиков — фашист» всегда так и повисало в воздухе. Однако времена с его смерти изменились. Государственная идеология эволюционировала ровно по проекту Тимура Новикова. И поэтому я лично очень даже за то, чтобы канонизировать его в качестве госхудожника, со всеми этими восхитительными тряпочками и трэшевым аполлонизмом, Людвигами Баварскими, Оскарами Уайльдами и Иоаннами Крондштатскими.

Тимур был очень ответственный художник. Кроме нового государственного канона, он ясно и четко оформил правила потребления возвышенного для новых правящих классов: искусство должно непременно взывать к прекрасному прошлому, быть возвышенным и декоративным. В этом смысле проект «Новой академии» Тимура очень схож с проектом «картин на заказ» Виноградова & Дубосарского. Но еще более радикален, поскольку к безрассудному сервилизму перед потребителем эстетического продукта Тимур добавил жесткую антилиберальную риторику. Желаете гламура, небесной красоты, рюшечек и фестончиков, классических восторгов и бесконечной духовности — кушайте все это. Но только во мраке политического и идеологического.

И, как ни странно, проект сработал. Если судить по новым частным коллекциям, которые регулярно представляют на Арт-Москве, покупателей нисколько не шокирует гипертрофированное мракобесие, сопровождающее прекрасные тряпочки знаменитого художника. Тут следует напомнить, что нынешняя выставка Тимура Новикова происходит в частном музее, которому как раз исполняется год. И особенно показательно то, что там преобладают работы из серии «Горизонты», которые делал еще не мрачный проповедник, а оптимистичный, расслабленный и лишенный избыточной патетики жизнелюб. Тогда, на рубеже 1980-х — 90-х, Тимур был еще аполитичен и предпочитал вместо писания манифестов устраивать буйные рейв-пати. Чего стоят одни «Пингвины», веселой стайкой тусующиеся по границам между мирами, минималистически оформленными из монохромных полотнищ.

И здесь надо отдать должное хозяину музея Игорю Маркину. При всем безупречном экстремизме его лично и его сотрудников экспозиция сделана почти идеально. И что самое интересное — на выставке, собранной из нескольких частных коллекций, самые лучшие вещи принадлежат именно Маркину. Особый комплимент собирателю — за то, что он вовсе не боится покупать вещи с выгоревшими краями, со следами мушиных засидов, протеков разных жидкостей и прочих результатов вопиюще варварского отношения к собственным шедеврам, которым отличался Тимур Новиков. Это, как минимум, свидетельствует о том, что происходят эти восхитительные штуки точно из того самого знаменитого сундука, из которого доставались для показа друзьям, поклонникам и просто заезжим любителям искусства.

Это, конечно, особая тема, но в последнее время отчего-то слишком много видишь работ, подписанных «Тимур Новиков», но каких-то слишком уж новеньких и ярких. В таком посмертном преумножении творческого наследия — признак величия. С другом Тимура и его небесным наставником Энди Уорхолом, как известно, такая же история произошла. Насколько я понял со слов Игоря Маркина, именно этим и займется комиссия по творческому наследию художника, возглавляемая Ксенией Новиковой. Но для решения этой злободневной задачи требуется сначала освободить его светлый образ от всего наносного.

Выставка Тимура Новикова открыта в музее ART4.RU (Хлыновский тупик, 4) до 30 июня, ежедневно, кроме понедельника, с 11 до 20 часов, в пятницу до 24 часов.

os.colta.ru

Как умирают русские рокеры. — Андрей

В юности у меня был грех: я с увлечением слушал рок-музыку. К слову, очень жалею об этом, ничего хорошего мне это не дало. Потерял девственность, ослабел волей, научился курить, баловался легкими наркотиками, испортил музыкальный слух и вкус, впустую тратил время на разную ерунду… До сих пор остаются последствия этого греха.

От рок-музыки нужно отрекаться, с ней нужно порывать, разрывать отношения, бежать от нее, как от геенны огненной.

К сожалению, до сих пор встречаются христиане, которые пытаются примирить русский рок с Православием. Безполезно. Церковь сохранила слова Христа, не вошедшие в Евангелие: «В чем застану, в том и сужу». Если посмотреть, в чем застал Христос русских рокеров (момент смерти), то станет ясно, почему русский рок не совместим с Православием.

Вспомним.

Первым, наш список откроет не известный рок-музыкант, а известный актер, кумир миллионов советских граждан – Владимир Высоцкий.

1.   Июль 1980. В.Высоцкий умирает в своей квартире. Есть основания утверждать, что причиной смерти стало злоупотребление наркотическими веществами.

2. 6 августа 1986. Александр Куссуль, скрипач рок-группы «Аквариум». Наспор решил переплыть Волгу. Утонул, возвращаясь с другого берега.

3. Февраль 1988. А.Башлачев покончил жизнь самоубийством. Есть сведения, что он был психически болен (собственно поэтому его в конце концов разрешили отпеть), а следовательно одержим бесами. Вот в таком-то одержимом состоянии он и писал свои мрачные песни. Можно при этом пожалеть человека и даже подать за него милостыню или келейно помолиться на свой страх и риск. Но считать его песни, заслуживающими внимания, уже БЕЗУМИЕ.

4. 22 апреля 1989 год – не стало участника группы «Калинов мост» Дмитрия Селиванова, музыкант повесился на собственном шарфе, его смерть квалифицируют как самоубийство.

5. Август 1990. В.Цой разбивается на машине в точности так, как кумиры его юности: бисексуал и колдун Марк Болан и гомосексуалист Джеймс Дин. Несколько месяцев раньше, январь 1990, от СПИДа умирает другой кумир Цоя — американский художник, гомосексуалист Кит Харинг. Нет, «последний герой» не был гомосексуалистом, он просто ушел от жены и жил с женщиной.

Развестить Цой не успел (или не хотел, или не дали — сейчас уже не важно). Он успел оставить своего сына с женщиной, с которой был в незаконных отношениях. Так он внезапно и умер.

6. 9 мая 1991. Еще одна подлая, позорная и мрачная смерть. Кончает жизнь самоубийством рок-бард Янка Дягилева. Ее песни полностью соотвествуют ее выбору.

7. Август 1991. Умирает музыкант Майк Науменко. По некоторым данным ему проломили голову во дворе, по другим он умер от сердечной недостаточности. Такое ощущение, что скрывают причины смерти. Но известно, что в последние годы он много пил.

8.  12 апреля 1993 год – лидер группы «Алиса» Игорь Чумычкин под влиянием наркотиков совершил роковой шаг и выбросился из окна своей квартиры в Москве.

9. 27 февраля 1997 год – из-за разрушительного действия самого сильного наркотика – героина умирает лидер группы «Черный обелиск» Анатолий Крупнов.

10. 20 августа 1998 года от перитонита (вызывается в частности попаданием панкреатических ферментов, мочи, крови или желчи в брюшную полость) скончался «единственный панк России» (по мнению некоторых изданий) Андрей Панов, известный под именем Свинья. Известен тем, что часто поедал собственные экскременты.

11. 24 августа 1999 год – рок-музыкант Илья Тюрин повторяет печальную судьбу Янки Дягилевой и тонет в реке.

12. 28 декабря 1999 год – гитарист группы «Гражданская оборона» Евгений Пьянов по прозвищу Махно, под действием наркотических средств, выпал из окна и разбился на смерть.

13. 18 февраля 2000 год – питерская команда «Кирпичи» теряет своего гитариста. Евгений Назаров умирает от передозировки героина.

14. 4 июля 2000 год – от сердечной недостаточности погибает бессменный вокалист группы «Сектор газа» Юрий Хой. Следствие выяснило, что смерть была спровоцирована неумеренным потреблением наркотиков и алкоголя.

15. Май 2002. Тимур Петрович Новиков, известный ленинградский художник, вдохновлявший ленинградскую рок-тусовку (см. фильм «Асса»). Умирает от СПИДа.

16. 24 сентября 2003 год – погибает от сильных хронических заболеваний, вызванных регулярным приемом наркотиков музыкант группы «Два самолета» Вадим Покровский.

17. Январь 2007. Илья Кормильцев, автор многих песни группы «Наутилус», перед смертью принимает ислам. Похоронен в саване, лицом к Мекке.

18. 2 июля 2007. Сергей Золотухин, сын актера В.Золотухина, ударник группы «Мёртвые дельфины». Повесился в своей квартире.

19. Февраль 2008. Егор Летов, бессменный лидер культовой рок-группы «Гражданская оборона». Умер от острой дыхательной недостаточности, развившейся от отравления алкоголем (сообщила старший помощник руководителя следственного Управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Омской области Екатерина Павлова). «Причина смерти — острая дыхательная недостаточность, развившаяся в результате острого отравления этанолом», — сказала Павлова. По ее словам, такая причина смерти значится в заключении экспертов.

Сотрудник омской службы скорой помощи сообщил, что музыкант уже был мертв, когда приехала неотложка. «Судя по внешнему виду, музыкант умер от анспирации рвотных масс. Другими словами, захлебнулся», — добавил он.

Об этом же говорил отец Летова: «- Вы звонили его жене Наталье? — Нет, считаю, что этот разговор был бы пустым. Думаю, она может винить в его смерти себя… — Почему? — Он в последнее время много пил — это и подорвало его здоровье. Она не могла его от этого уберечь, да и сама нередко прикладывалась к бутылке». http://www.kp.ru/daily/24052/104359/

Уже потом жена стала врать, что Летов умер от остановки сердца и слова прокурора и слова врача Скорой помощи быстро замяли.

20. 2 июня 2009. Жан  Сагаде́ев, известный рок-музыкант, лидер группы E.S.T. («Электросудорожная терапия»), один из основателей течения хеви-метал в России. Он повесился на телефонном проводе у себя в квартире.

21. Июль 2013. Причиной смерти лидера рок -группы «Король и Шут» Михаила Горшенёва стали алкоголь и наркотики. Рядом с бездыханным телом музыканта нашли шприц. Известно, что Горшенёв злоупотреблял алкоголем и «другими вещами».

22. Июль 2013. Барабанщик легендарный группы «Кино» гомосексуалист Георгий Гурьянов умирает, «по официальной версии от от сердечно-сосудистой недостаточности». Он прожил всего 52 года. В СМИ пишут о раке печени, о химиотерапии, которую Гурьянов проходил в Германии.

Однако известно, что Гурьянов был давно болен СПИДом (которым, по одним данным, он и Тимур Новиков заразился в Америке в начале 1990-х от какого-то мужеложника). В последнее время Гурьянов был ведущим тренингов по восточной медитации.


Сколько еще должно быть напрасных смертей и трупов, чтобы мы перестали врать своим детям о легендах русского рока?

1damer.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *