Выставка гум: Выставка российского паблик-арта «Красный сад» на Красной площади

Содержание

Выставка российского паблик-арта «Красный сад» на Красной площади

С 1 июля по 31 августа 2021 ГУМ в партнерстве с фестивалем «Архстояние» представляет новый фестиваль ГУМ-Red-Line c выставкой российского паблик-арта «Красный сад», которая пройдет в рамках открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» при поддержке генерального партнера – компании «ИНТЕКО».

На два месяца пространство у стен ГУМа превратится в сад скульптур – здесь впервые состоится выставка паблик-арта, созданного известными российскими художниками. После завершения проекта работы участников продолжат свою жизнь в общественных пространствах города, жилых комплексах генерального партнера проекта компании «ИНТЕКО», а также возле Мануфактуры Bosco в Калуге и в арт-парке Никола-Ленивец.

Проект «Красный сад» – второй выпуск выставки-фестиваля современного искусства ГУМ-Red-Line, впервые состоявшегося в рамках «Черешневого леса» весной 2019 года и приуроченного к открытию галереи ГУМ-Red-Line. Он представляет срез целого спектра направлений современного искусства: за ленд-арт отвечает мэтр направления Николай Полисский; московский концептуализм представляет Андрей Филиппов; медиаискусство, мимикрирующее под садовую скульптуру, – Аристарх Чернышев; постмодернистскую традицию с элементами сюрреализма – Ринат Волигамси; монументальное искусство из металла в технике ковки – Дмитрий Жуков; абстрактную скульптуру – Роман Ермаков; паблик-арт с элементами советского монументального искусства – Дмитрий Аске; интерактивные инсталляции – Василиса Прокопчук и Евгений Брагин.


Дизайн экспозиции создан архитектурным бюро Wowhaus: подиумы, клумбы, газоны и дорожки в духе классических садово-парковых ансамблей. Все это становится своеобразным продолжением традиции ГУМа, который на протяжении вот уже девяти лет устраивает на Красной площади «Фестиваль цветов».

В день открытия выставки свои цветы на Красной площади посадили участники проекта: Николай Полисский, Роман Ермаков, Аристарх Чернышев, Андрей Филиппов, Дмитрий Жуков, Дмитрий Аске, Василиса Прокопчук, Евгений Брагин. 

Кураторы выставки: Антон Кочуркин, Марина Федоровская
Продюсеры проекта: Игорь Казаков, Юлия Бычкова, Иван Полисский.

Выставка «Николай Полисский. Русская античность» в галерее ГУМ-Red-Line

Галерея ГУМ-Red-Line рада сообщить об открытии выставки «Русская античность» основателя артели «Никола-Ленивецкие промыслы» и фестиваля «Архстояние» Николая Полисского, пионера российского лэнд-арта. 

В экспозицию первой персональной выставки художника в Москве вошли деревянные скульптуры, в которых он переосмысляет наследие античности. Важной частью экспозиции станет своеобразная ретроспектива фестиваля «Архстояние» за годы его существования. 

Экспозиция объединяет в единое целое два смысловых уровня: ландшафт земли и ландшафт неба. Первый слой – базовый, связанный корнями с творчеством гения места Николая Полисского и основанной им артели деревенских жителей, которые с его помощью стали художниками. Эту часть экспозиции составляют деревянные скульптуры Николая Полисского и «Никола-Ленивецких промыслов» – серия «Русская античность», отсылающая к руинированным классическим базовым элементам. Она развивает традицию, сложившуюся с первых лет деятельности Николая Полисского и его артели в Никола-Ленивце. С 2000 года художники переосмысливают архитектурные «бренды»: в 2000 году был возведен месопотамский «Зиккурат» из сена, в 2001-м – «Акведук» из снега, в 2002-м – «Дровник»-замок, в 2003-м – «Медиабашня». «К 2020–2021 году пришло время обратиться к началу – подпитаться от античного искусства, заложившего принципы и основы дальнейшей истории градостроения», – говорит Николай Полисский.

 

Второй слой экспозиции – нематериальный, являющий собой энергию художественного творчества и эксперимента с территорией, поиска места жизни в искусстве. Слой представлен проектами, реализующимися на территории Никола-Ленивца: фестиваль «Архстояние», Ночь новых медиа, «Архстояние Детское», а также другие события разного масштаба, после которых в парке сохраняются монументальные произведения архитектуры; однако многое уходит, не оставляя материальных следов. Этот слой представлен медианосителями и включает в себя медиапроекты «Архстояния»: перформансы, видеофильмы и другие арт-проекты, запечатленные за шестнадцать лет существования фестиваля.

Куратор: Антон Кочуркин.
Продюсеры: Юлия Бычкова, Иван Полисский

Галерея работает ежедневно с 10:00 до 22:00! Вход свободный!

На Красной площади впервые открылась масштабная выставка паблик-арта на фестивале ГУМ-Red-Line :: Кратко

На Красной площади в Москве впервые показывают паблик-арт – искусство для общественных пространств, популярное и востребованное во всем мире.

Выставка актуального российского паблик-арта «Красный сад» открылась в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес».

Масштабный арт-эксперимент стал возможным благодаря работе девяти известных художников, совместных усилий кураторов проекта Антона Кочуркина и Марины Федоровской, организаторов второго фестиваля – ГУМ-Red-Line и фестиваля «Архстояние» в партнерстве с компанией «ИНТЕКО», предоставившей для экспозиции арт-объекты из корпоративной коллекции. Выставка «Красный сад» продлится 2 месяца – с 1 июля до 31 августа 2021 года.

Проект «Красный сад» – второй выпуск выставки-фестиваля современного искусства ГУМ-Red-Line, впервые состоявшегося в рамках «Черешневого леса» весной 2019 года и приуроченного к открытию галереи ГУМ-Red-Line. Культурная значимость события обусловлена местом проведения и впечатляющим составом экспозиции. Среди художников проекта – Николай Полисский, Аристарх Чернышев, Ринат Волигамси, Дмитрий Жуков, Андрей Филиппов, Роман Ермаков, Дмитрий Аске, Василиса Прокопчук и Евгений Брагин. Им было предложено высказаться в своих произведениях на тему сада места, открытого для всех.

В результате были созданы произведения разных направлений, в которых и развивается паблик-арт: это ленд-арт, абстракционизм, сюрреализм, концептуализм, постмодернизм, медиаискусство, цифровой поп-арт, интерактивные инсталляции. При этом все работы выполнены в совершенно разных техниках из различных материалов, например таких как сталь и кортен-сталь, орешник, фанера, эмаль, пенополистирол, стеклопластик. Дизайн экспозиции – подиумы геометричных форм, клумбы, газоны и дорожки в духе классических садово-парковых ансамблей. Все это становится своеобразным продолжением традиции ГУМа, который на протяжении вот уже девяти лет устраивает на Красной площади «Фестиваль цветов».

По окончании выставочного проекта масштабные экспонаты – некоторые из них высотой 5,8 и 6,5 метров можно будет увидеть в общественных пространствах Москвы, возле «Мануфактуры Bosco» в Калуге, в арт-парке Никола-Ленивец, а бóльшая часть работ, входящих теперь в корпоративную коллекцию «ИНТЕКО», разместится на территории жилых проектов компании.

Игорь Казаков, руководитель проекта «Красный сад» и «ГУМ-Red-Line»: «Черешневый лес» и «ГУМ-Red-Line» во второй раз проводят фестиваль современного искусства, но в этот раз не только в ГУМе, но и на Красной площади. Два года назад мы уже проводили большой фестиваль внутри ГУМа, и следом за этим открыли галерею, которая на сегодняшний день открывает 5-7 крупных проектов в год. Тогда к нам пришли сегодняшние кураторы и предложили провести «Архстояние» в ГУМе на Красной площади. Два года мы готовились к тому, чтобы сегодня показать замечательные работы современных российских художников».

Юлия Бычкова, управляющий партнер арт-парка Никола-Ленивец, продюсер фестивалей «Архстояние» и «Архстояние Детское»:

«На выставке «Красный сад» мы хотели показать не только качественные произведения искусства, но и построить важную цепочку возникновения искусства в городе – идея, площадка, финансы. На выставке выставлены работы художников, представляющих разные направления в современном искусстве.

Отрадно осознавать, что в России, в Москве появляется настоящий, качественный паблик-арт музейного уровня. Надеюсь, что проект станет примером для художественных институций, властей, кураторов, лидеров мнений, и они начнут понимать, осознавать и продвигать искусство качественно, уверенно и долгосрочно».

Ирина Коршунова, директор по маркетингу компании «ИНТЕКО»:

«Первый раз главная площадь страны представляет не парад военной силы, а могучей арт-силы, которая существует в стране в лице современных художников. Возможно, с этого начнется новая страница в истории паблик-арта в России. В крупных городах мира 1% от строительных бюджетов отчисляют на развитие арта. В 2019 году город Филадельфия в США отмечал 60-летний юбилей с момента первого отчисления на арт. Такая практика существует в разных странах мира, но так не происходит в России, и даже в Москве мы не видим размещенного на постоянной основе хорошего паблик-арта. Сегодняшний вклад, который делает «ГУМ-Red-Line» и коллектив «Архстояния» в будущее паблик-арта, – бесценен».

***

Экспозиция «Красный сад»

Николай Полисский «Колонна» – Из коллекции «ИНТЕКО». Для ЖК WEST GARDEN (ул. Минская, д. 1г). Объект сделан из кустарника, обильно растущего в лесах деревни Никола-Ленивец, «гением места» которой стал Николай Полисский. «Колонна» открывает серию «Русская античность», представленную впервые летом 2021 года. Полисский берет структуру античной колонны, идеал классической красоты, но лепит ее не из пафосного мрамора, а из кривых ореховых палок, материала низменного, но живого, не потерявшего природные очертания. Появляются каннелюры, капители, базы, внешне схожие с античными, но без классического флера. Детали современной техники и бытового обихода, встроенные в капителях, завершают самоироничный и деревенский стеб, призванный возвести колонну, полную природной силы, а не музейного пафоса.

Дмитрий Аске «После Макоши» – Для Bosco di Ciliegi (Мануфактуры Bosco). Образ женщины, держащей над собой небосвод, – универсальная метафора значения и важности ее места в мире. Название работы отсылает к славянской богине Макоше, которая пряла полотно с нитями человеческих судеб и почиталась как покровительница земледелия и урожая, женщин и женских ремесел, прядения и творчества. Слово «после» подчеркивает современность прочтения древнего образа, его символику, перекликающуюся с парковой скульптурой.

Андрей Филиппов «Гномон» – Из коллекции «ИНТЕКО». Для архитектурного проекта «Ильинка 3/8». «Гномон», или солнечные часы, символизируют союз астрономии с историей. Глядя на движение солнечной тени, отбрасываемой гномоном, люди начали измерять время. Художник Андрей Филиппов напоминает, что солнечная тень – «это не просто тень, это связь с Солнцем, движение светил, музыка сфер! Глядя на эту тень, мы наблюдаем Космос». Солнечные часы в форме крыла вместе с тенью являют фигуру двуглавого орла: одна часть из металла, другая – эфемерная тень.

Солнечные часы, одновременно элемент садово-парковой архитектуры и символ Восточно- римской империи, соединяют нас с ходом истории, позволяют мысленно наблюдать настоящее, прошлое и будущее.

Дмитрий Жуков «Французский DE SAD» –Из коллекции «ИНТЕКО». Для ЖК WEST GARDEN (ул. Минская, д. 1г). Боскета – стены из подстриженных старых, разросшихся кустов. Обрезая лишнее, садовник создает красивую форму. Но жизнь берет свое, и боскета расцветает свежей зеленью. Созданная Дмитрием Жуковым двустворчатая боскета из кованой стали обвита со всех сторон горельефом из ветвей и листьев. Художник убежден, что после обрезки жизнь прорывается в ветках с удвоенной силой. Одновременно массивная и воздушная стальная боскета Жукова – это своего рода монумент жизни, побеждающей в любых искусственных формах. 

Аристарх Чернышев «Античная голова» –Из коллекции «ИНТЕКО». Для жилого комплекса (ул. Сергея Макеева, д. 11). Классическое искусство и современность соединяются в изготовленной из стеклопластика «Античной голове». Прообразом для работы послужила гипсовая копия бюста Александра Македонского. Черты лица стерты, вместо них – бесконечно вращающийся знак перезагрузки, один из символом современности. Совмещение знаков античной и цифровой эры создает новый контекст для памятников минувших эпох, предлагает задуматься о судьбе монументов. Что будет с ними через 10, 20, 100 лет? Установка памятников сегодня вызывает жаркие дискуссии и идея постоянной перезагрузки ценностей, по мнению художника, снимает остроту вопросов идеологического свойства.

Ринат Волигамси «Звезда» –Из коллекции «ИНТЕКО». Для клубных домов «Садовые кварталы» (ул. Ефремова, д. 10). Первоначально придуманная в миниатюре пятиконечная каноническая звезда трансформируется в невиданный кристалл, но важнейший символ отечественной истории остается незыблемым. Художник работает с символами прошлого, и проржавевшие железные конструкции начинают звучать новыми смыслами, обретают метафизическую динамику. По словам автора, «бесконтрольное наблюдение за происходящим» помогает ощутить течение времени.  

Роман Ермаков «Стабильная композиция» –Из коллекции «ИНТЕКО». Для ЖК «Вестердам» (Аминьевское ш., д. 4а). «Стабильная композиция» – часть проекта «Танцующая ось пятого измерения», в котором художник представил серию скульптур для Москвы. По идее автора, все скульптуры проекта – обитатели пятого измерения, где они могут безгранично менять конфигурации, цвета и взаимодействовать между собой. При переходе в наш, трехмерный мир они, подверженные действию силы тяжести и другим законам физики, застывают, обретая статичность скульптурного объекта. Представленная на выставке скульптура – исключение. Она и в пятом измерении стабильна и неизменна. Благодаря внутренней энергии собранности и стойкости она помогает совершить переход между мирами. 

Василиса Прокопчук и Евгений Брагин «Непроходимая чаща» –Для фестиваля «Архстояние» (деревня Никола-Ленивец). Василиса Прокопчук и Евгений Брагин, победители открытого конкурса на инклюзивный объект для «Архстояния» 2021 года, разработали интерактивную инсталляцию «Непроходимая чаща», представляющую собой конструкцию с подвижными стенами из свисающих «ветвей». У человека всего пять органов чувств. Однако, помимо них, ему присуще внутреннее чувство пространства. Прогуливаясь по незнакомым лесным массивам, можно легко потерять визуальные и звуковые ориентиры, будь то пересекающиеся тропинки, треск дерева или далекие звуки трассы. Доверяя интуиции, человек способен найти выход из самой непроходимой чащи. Прокладывая путь сквозь подвижные стены веток инсталляции, зрители будут учиться больше доверять среде, развивать интуицию и всегда видеть выход.

Изображения: Фото предоставлены пресс-службой «ИНТЕКО»

Записи перформансов «Архстояния» можно посмотреть на выставке в ГУМе

Сегодня, 21 июля, в галерее «ГУМ-Red-Line» открылась выставка основателя фестиваля «Архстояние» Николая Полисского «Русская античность». Частью экспозиции стала видеоретроспектива фестиваля, в том числе полные записи перформансов и опер лаборатории «КоOPERAция».

Напомним, «Архстояние» — ежегодный международный фестиваль ландшафтных объектов в Никола-Ленивце (Дзержинский район Калужской области). Впервые «Архстояние» прошло в 2006 году, и традиционно материальные арт-объекты здесь соединялись с пространственно-временными искусствами — перформансом, музыкой, театром. Документальная фиксация этих «разовых событий» за 15 лет существования фестиваля будет представлена на выставке, причём многое можно будет впервые увидеть за пределами Никола-Ленивца и «Архстояния».

Куратором «Русской античности» стал постоянный куратор «Архстояния» Антон Кочуркин. Описание выставки, опубликованное на сайте галереи, концептуализирует две её составляющие (совпадающие с составляющими «Архстояния»): «Идея экспозиции заключается в синкретичной связке двух уровней — основ Никола-Ленивца, состоящего из двух пластов культурного ландшафта „Никола-Ленивец“. Первый слой — ландшафт земли. Базовый слой, основа, корнями связанный с творчеством гения места Николая Полисского и созданной им артелью крестьян, ставших художниками, работающими с материалами калужских лесов. Второй слой — ландшафт неба. Слой нематериального, преходящего, слой энергии и творчества, событий, проходящих в Никола-Ленивце (фестивалей „Архстояние“, „Ночь Новых Медиа“, „Архстояние детское“ и других), которые часто не оставляют за собой материальных следов и монументов. Дуалистическая модель показывает весь диапазон происходящих в Никола-Ленивце процессов и изменений».

«Первый слой» представлен арт-объектами — скульптурами из орешника, созданными Полисским и Никола-Ленивецкими промыслами (объединения жителей Никола-Ленивца — постоянных соавторов Полисского). О «втором слое», состоящем из документации событий «Архстояния», в публикации на сайте ГУМа говорится так: «Этот слой представлен медианосителями и включает в себя медиапроекты „Архстояния“: перформансы, видеофильмы и другие арт-проекты, запечатлённые за шестнадцать лет существования фестиваля». В частности, впервые можно будет посмотреть видеодокументацию перформанса немецкого художника Марка Форманека «Ленивецкие часы» — как и сам перформанс, показанный в 2014 году, запись длится 33 часа.

Кроме того, можно будет полностью увидеть пять опер лаборатории «КоOPERAция», созданных для «Архстояния» и показанных в 2019 году: мультимедийную оперу о марсоходе «Curiosity» (режиссёр Алексей Смирнов), оперу растений «Plant-opera» (режиссёр Капитолина Цветкова-Плотникова), ландшафтную оперу «Блуждающие огни» (режиссёр Ася Чащинская), перформативную оперу «Отпечатки» (режиссёр Сергей Морозов) и оперу об искусственном интеллекте «ТЕО» (режиссёр Женя Беркович). Подробнее об этих работах можно прочитать на сайте «КоOPERAции».

Записи транслируются на экранах с индивидуальными наушниками в режиме нон-стоп.

Выставка продлится до 12 сентября, вход на неё свободный.

В ГУМе открылась выставка портретов ученых и популяризаторов науки

На экспозиции представлены фотопортреты двадцати российских ученых. Героями проекта стали лауреаты премий президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых, победители конкурсов президентской программы Российского научного фонда, и участники встречи президента с молодыми учеными на полях Конгресса молодых ученых-2021.

8 февраля при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ пройдет всероссийский просветительский марафон «Знание» о науке будущего», организованный Российским обществом «Знание».

«Я хотел бы напомнить, что 2021 год был объявлен Президентом Российской Федерации Годом науки и технологий. Символические итоги этого важного для научной сферы года подвел президент на Конгрессе молодых ученых в Сочи, поддержав идею посвятить ближайшее десятилетие в России науке и технологиям. Во многом это связано с тем, что в последние годы мы стали свидетелями фундаментальных изменений в научной сфере, которые можно наблюдать как минимум в трех измерениях. Во-первых, это желание молодых людей работать в науке. Во-вторых, мы видим огромный интерес к науке со стороны наших граждан. Наконец, растет и интерес бизнеса к науке. Мы видим, особенно в последние годы, не только как возникают и растут новые технологические компании, но и активно идут в науку компании из «традиционных» секторов — например, в области добычи полезных ископаемых», отметил на открытии выставки заместитель начальника управления Администрации президента по научно-образовательной политике Денис Секиринский.

Мероприятие пройдет в смешанном формате: жители Вологды, Екатеринбурга, Казани, Сочи и Тулы смогут участвовать офлайн, на площадках мультимедийных студий-лекториев; онлайн-трансляция марафона будет доступна всем желающим на сайте Российского общества «Знание» и в региональных сообществах «ВКонтакте».

«Наша наука продолжает стремительно развиваться и вписывать в свою историю новые имена. И выставка «Наука в лицах» показала нам эти имена — молодых, талантливых, интересных ученых. Глядя на эти лица, я понимаю, что быть ученым — это круто, хочется брать с них пример, хочется пойти в науку. Поэтому мы в обществе «Знание» сразу же откликнулись на предложение стать партнером этого проекта. Вообще, идея проекта очень созвучна с миссией общества «Знание». Мы тоже, помимо того, что несем уникальные, достоверные знания в интересной, увлекательной форме, стараемся транслировать их через реальных людей, через их истории успеха, примеры, тем самым заряжая и вдохновляя молодежь. Наши студии-лектории откроют двери в Вологде, Екатеринбурге, Сочи, Казани, Туле, и целый день зрители по сторону экрана смогут погружаться в разные научные темы — биотехнологии, искусственный интеллект, компьютерные интерфейсы, космос, синтез генов. В программе марафона очень много разных интересных тем, которые, я надеюсь, увлекут ребят», — рассказал на открытии выставки генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль.


в ГУМе стартует выставка портретов учёных и популяризаторов науки

Герои проекта – лауреаты премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых учёных, победители Президентской программы Российского научного фонда и участники встречи Президента с молодыми учёными на полях Конгресса молодых учёных-2021. Находясь на острие науки, они создают будущее России. 

7 февраля 2022 года в 13:00 состоится церемония открытия выставки, организованной Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию при поддержке Российского общества «Знание».

После церемонии открытия в Bosco Café пройдёт бранч с почётными гостями, учёными-героями выставки и лауреатами премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых учёных за 2021 год, имена которых будут объявлены несколькими часами ранее на пресс-конференции в ТАСС 7 февраля в 11:00. Участники встречи расскажут о своих исследованиях и перспективных отечественных разработках, обсудят итоги Года науки и технологии и ключевые вызовы на ближайшие десять лет.

Выставка «Наука в лицах» приурочена ко Дню российской науки и подчеркнёт особую значимость учёных и исследователей в формировании будущего страны. Подобный проект создается впервые. Автор работ выставки – фотохудожник Дмитрий Исхаков. Его герои – известные люди из мира бизнеса, политики и эстрады. На экспозиции он представит своё видение звёзд другой формации – звёзд науки.

Непосредственно в День российской науки, 8 февраля, пройдёт всероссийский просветительский марафон «Знание» о науке будущего», организованный Российским обществом «Знание» при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Программа, насыщенная лекциями, дискуссиями, презентациями и просветительскими фильмами, позволит зрителям и гостям марафона совершить увлекательное путешествие в мир науки. 

Мероприятие пройдёт в смешанном формате: жители Вологды, Екатеринбурга, Казани, Сочи и Тулы смогут участвовать офлайн, на площадках мультимедийных студий-лекториев; онлайн-трансляция марафона будет доступна всем желающим как на сайте Российского общества «Знание», так и в региональных сообществах «ВКонтакте».  
 

Выставка современного искусства ГУМ-Red-Line в ГУМе на Красной площади!