Что надо знать: Такаси Мураками
Текст: Татьяна Сохарева05.10.2017 62782В 2017 году в Музее современного искусства «Гараж» прошла первая в России выставка японского художника Такаси Мураками «Будет ласковый дождь», название которой отсылает к постапокалиптическому рассказу Рэя Брэдбери. Искусство Мураками захватило все здание музея, включая кафе, книжный магазин, лестницы и фасады. В этой маленькой вселенной было легко заплутать, так что «Артгид» решил рассказать, что нужно знать о Мураками, прежде чем идти на выставку.
Такаси Мураками. Кайкай и Кики. 2000–2005. Сталь, стекловолокно, синтетическая смола, масло, акрил. Courtesy автор. © 2005 Takashi Murakami / Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.
Такаси Мураками работает на размывание границ между элитарным искусством и коммерческим, подбрасывая публике то перекодированные на современный лад образы классической японской культуры, то безвкусные безделушки для сверхбогатых. Первые от вторых, впрочем, разучился отличать, кажется, и сам художник. Улыбчивые ромашки, миленькие глазастые черепушки и анимешные герои ужасающих размеров — воплощение nobrow-культуры, существующей вне отмершей иерархии, которую описал культуролог Джон Сибрук. Стилистически родственными Мураками называют Энди Уорхола, Деймиана Херста и Джеффа Кунса. Однако японский художник пошел дальше своих западных коллег по поп-арту: сотрудничество с лейблом Louis Vuitton сделало Мураками одним из главных апологетов идеи искусства как бренда, а создание корпорации KaiKai Kiki Co. с филиалами в крупнейших городах мира в корне изменило модель производства современного искусства.
При виде маниакально жизнерадостного искусства, вышедшего с фабрики Мураками, как правило, говорят о культуре каваий и прочей няшности, в смысле нежности, японского масскульта. Однако не стоит забывать о контексте, в котором формировался художник. «Мое эстетическое видение было сформировано той средой, которая меня окружала: это узкие жилые помещения послевоенной Японии, откуда я мысленно сбегал в мир манги и аниме», — рассказывает он.
Такаси Мураками родился в 1962 году в семье таксиста и домохозяйки. Его детство и юность пришлись на эпоху Сёва, будто в насмешку над временем, отмеченным чередой войн, катастроф и оккупацией, названную «просвещенным миром». В этот период вслед за экономическим подъемом, связанным с отказом от политики самоизоляции и хлынувшими в страну новыми технологиями, в Японии буйным цветом расцветает массовая культура.
С одной стороны, в 1960-е японские режиссеры «новой волны» отказываются от свойственной предыдущему поколению тоски по классической культуре, чтобы заговорить о более серьезных вещах. В 1960 году в японский прокат выходит фильм «Захоронение Солнца» Нагисы Осимы, прозванного японским Годаром — констатация разочарования режиссера в «солнечном племени», поколении молодых бунтарей, очумевших от джаза, и захватившей страну потребительской лихорадке. Они представляются режиссеру обыкновенными юнцами, не способными выйти из порочного круга насилия и унижений — так же как и их исковерканные войной отцы.
Кэйдзи Накадзава. Босоногий Гэн. 1973–1974. Бумага, чернила. Мемориальный музей мира, ХиросимаС другой стороны, в этот же период в японский кинематограф врываются кровь и кишки, убийства и гангстеры, эксперименты с визуальными эффектами и гиперболизированная сексуальность, — все то, что пришло вместе с европейскими нуарами и переродилось в направление пинку эйга — низкобюджетное эксплуатационное кино. Из него, например, вырос знаменитый «Цветок-матанго» Мураками — громоздкий цветочный шар-мутант, превратившийся в монстра. Название скульптуры отсылает к фильму ужасов «Матанго» Исиро Хонды, автора первого фильма о Годзилле, который построил свою историю вокруг мутировавшего в результате радиационной атаки гриба-паразита, растущего на необитаемом острове.
Такаси Мураками. Цветок-матанго (d). 2009. Сталь, стеклопластик, масло, акрил. Частное собрание. Courtesy PerrotinАнтитезой мизантропической линии в японской культуре также становится набирающая обороты подростковая манга, вместе с которой в травмированный войной мир приходят образы, во многом определившие визуальную реальность молодого Мураками. Эта культура изобиловала воплощениями невинности и нежности в сочетании с гипертрофированным насилием. Одной из главных вех в ее развитии для Мураками становится выход «Навсикаи из долины ветров» — манги художника и режиссёра Хаяо Миядзаки, которая издавалась с 1982 по 1994 год и была своего рода антивоенным манифестом, пропитанным уважением к жизни во всех ее проявлениях.
В 2013 году Мураками даже попытается воспроизвести эстетику Миядзаки в своем первом полнометражном фильме «Глаза медузы». Действие происходит в небольшом японском городке, в который после ядерной атаки вторгаются странные существа, напоминающие медуз. Поначалу они выглядят мирными, играют с детьми и ничем не выдают тот факт, что были созданы на секретной военной базе. Для Мураками этот фильм — еще одна попытка создать яркий, массовый продукт для детей в стилистике его любимых аниме, но при этом донести мысль о жестокости и ненадежности окружающего мира.
Такаси Мураками. 500 архатов. Фрагмент. 2012. Частное собрание. © 2012 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.Корпорация Kaikai Kiki Co.Таким же откровением для художника стал американский масс-маркет — пространство некритического счастья и потребительских аффектов, пришедшее в жизнь Мураками вместе с американской оккупацией.
В 1994 году он отправляется на стажировку в Нью-Йорк, а вернувшись, создает небольшую студию Hiropon Factory, которая впоследствии перерастет в компанию Kaikai Kiki Co. Взяв за основу уорхоловскую «Фабрику», пристанище нью-йоркской богемы, Мураками соорудил настоящую корпорацию, где без выходных и праздников трудится более двух сотен сотрудников. Сегодня офисы компании открыты в Токио, в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Фабрика Мураками — это высокоэффективный конгломерат, штампующий искусство и сувениры, исполняющий заказы модных домов и продюсирующий дюжину начинающих японских художников. Коллективный труд и конвейерное производство, которое Мураками противопоставляет западной традиции восприятия творца как индивидуалиста, позволяет художнику ставить производственные рекорды и выпускать такие картины, как, например, «500 архатов», которая считается самой большой в истории (ее длина достигает ста метров). Мураками сделал ее в 2012 году после аварии на АЭС «Фукусима-1» в качестве талисмана от катастроф для жителей Японии.Мистер ДОБ
В 1996 году Мураками придумывает персонажа по имени Мистер ДОБ, имя которого — это сокращение фразы «Dobojite dobojite» («Зачем? Зачем?»). Художник замыслил его как нового Микки Мауса или Hello Kitty — образа-идола современной массовой культуры. Впервые Мураками изобразил мультяшного ДОБа на фоне морского пейзажа, заимствованного с классической гравюры Хокусая «Большая волна в Канагава», соединив вызывающе яркую попсу с традиционным японским искусством. Позже Мураками начнет помещать персонажа на брелоки, футболки и коврики для мыши, превратит зверька в гигантскую скульптуру и изобразит на нескольких своих картинах. Мистер ДОБ стал первоэлементом в свихнувшемся мире Мураками и одним из главных блуждающих образов, опробовавших на себе все возможные медиумы и форматы.
А в 2011 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке коллекционер Ларри Гагосян купил работу под названием «ДОБ в странном лесу» (1999) за 2,8 миллиона долларов. Сам художник называет зверька своим альтер-эго и объясняет, что зрителям нужен не автор, а аватар. По сути, Мураками один из первых в современном искусстве создал себе настоящего маскота — талисман, призванный очеловечить бренд. Такаси Мураками. Сумка из коллекции Takashi Murakami × Louis Vuitton. 2002. Courtesy Louis Vuitton. © 2002 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.Louis Vuitton
В 2002 году начинается сотрудничество Мураками с компанией Louis Vuitton: первым делом по просьбе арт-директора Марка Джейкобса Мураками обновил дизайн бренда и переделал монограмму LV, раскрасив ее в яркие цвета. Этот проект принес более 300 миллионов долларов Louis Vuitton и превратил Мураками в апологета идеи искусства как коммерческого бренда. Джейкобс с помощью художника стремился привлечь молодое поколение японской молодежи, а Мураками, со своей стороны, утверждался в мысли, что мода и элитарные бренды могут быть визуальным отражением эпохи. Вскоре после запуска его линии в Louis Vuitton Мураками те же самые изображения, напечатанные на сумках, повторил в своих картинах, а в 2007 году и вовсе выставил в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе бутик Louis Vuitton, создав, таким образом, единый мир моды и искусства для сверхбогатых.
Национальная идентичность и superflat
Разобравшись с личным брендом, Мураками решил заняться имиджем родной Японии. Идентичность страны, как полагал художник, должна выстраиваться на основе глубокого анализа культуры и ее корней. Разочаровавшись в способности соотечественников производить новые смыслы, он придумал понятие superflat — «суперплоский». Суперплоский визуальный язык, по Мураками, характерен как для традиционной японской живописи, так и для анимации, комиксов и графического дизайна. В результате получился гибрид классической живописи и рвущей глаз обертки от конфет с эстетикой, которой любит играть художник. Правда, критики над концепцией Мураками лишь посмеялись, назвав ее грубым искажением японской культуры. Но художник не отчаялся и в подтверждение своей теории в 2000 году создал, например, работу «Шампанская сверхновая» — многослойное изображение галлюцинаторных грибов-мутантов, напоминающее цветастые обои и вдохновленное серией панно японского художника XVI века Ито Якучу, известного вниманием к царству всего живущего. Название же работы было заимствовано у песни британской группы Oasis. В контексте истории послевоенной Японии грибы еще и являлись зловещим напоминанием об облаке ядерного взрыва, так что с наслаиванием смыслов Мураками справился не хуже добросовестных постмодернистов старшего поколения.«Хиропон» и скандал в Версале
Важным образом в визуальном словаре Мураками стала откровенно сексуализированная скульптура «Хиропон» — аниме-девица с тонюсенькой талией и огромной грудью, из которой рвутся струи молока. Поместив ее на пьедестал, Мураками напомнил, что аниме имеет право называться «высоким искусством», несмотря на порнографический задор и превращение девичьей невинности в объект фетиша. В пару к «Хиропон» художник создал знаменитую скульптуру «Мой одинокий ковбой», изображающую юношу в момент эякуляции. В 2008 году «Ковбой» был продан на аукционе Sotheby’s за рекордные 15,2 миллиона долларов. Мураками объясняет эти работы своей любовью к аниме в подростковом возрасте: «Я стал отаку, когда я учился в старшей школе, и проглотил много разных аниме — как эротических, так и фантастических… Так и родились эти произведения».
Именно «Мой одинокий ковбой» и «Хиропон» в 2010 году во многом стали причиной скандала, который разгорелся вокруг запланированной в Версале выставки Мураками. Тогда более 11 тысяч человек подписали петицию, требуя не пускать во дворец порочное современное искусство. Тем не менее художнику удалось зарифмовать пышное барокко версальского дворца с японским поп-артом. От «Ковбоя» и «Хиропон», «непристойных и оскорбительных», правда, пришлось отказаться. Комментируя ситуацию, Мураками заявил, что «когда кто-то забивает гол, кто-то обязательно будет недоволен». Свои скульптуры он предлагает воспринимать как сатиру на ту банальную сексуальность, которую превозносит японская массовая культура.
Такаси Мураками. Воспоминания о бурной жизни. 2015. Холст, монтированный на алюминий, акрил. Частное собрание. Courtesy Perrotin. © 2015 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.Черепа, маргаритки и индустрия
Улыбающиеся маргаритки и глазастые черепа появляются в творчестве Мураками постоянно. Больше всего они напоминают компьютерную графику, порожденную навязчивой идеей изобразить мир предельно милым и инфантильным. Черепа в истории западного искусства функционировали как символ бренности бытия, напоминание о memento mori. Эта интерпретация совпадает с буддийской концепцией, говорящей, что «всё временно». Однако Мураками идет дальше и утверждает, что «все в конце концов умрут, поэтому не стоит беспокоиться». Этот тезис иронично дублирует риторику общества супермаркета. В индустрию именно такого типа Мураками и превратил свою империю, основанную на эксплуатации жизнерадостных образов и агрессивном потреблении. Он посмеивается над поп-культурой, будучи плотью от ее плоти. Творчество Мураками — это пример, как культура изживания военных травм мутировала и обрастала новыми образами, прямо как «Цветок-матанго».
Мураками Такаши | ART Узел
Такаши Мураками ( 村上 隆) — японский художник, скульптор и дизайнер. Родился в Токио в 1962 году, окончил Токийский национальный университет изящных искусств и музыки. Один из наиболее известных в мире японских художников в стиле нео-поп.
Творчество Такаши Мураками — это оригинальный симбиоз современной поп-культуры и «высокого» искусства. В его работах прослеживается влияние популярных в Японии мультфильмов — аниме, и комиксов — манга.
Одной из ключевых работ автора является некое подобие автопортрета, его алтер-эго, — Mr. Dob. Персонаж представляет собой существо с круглой головой и большими ушами, на одном нарисована латинская буква D, на другом — B, голова изображает букву О. DOB — сокращение фразы “Dobojite dobojite” (Зачем? Зачем?). Фраза ассоциируется с японской культурой, так как принадлежит известному комику Toru Yuri, однако Мураками выбрал ее как обращение ко всем мировым культурам, воспринимаемый как своеобразный призыв к размышлению. Картина написана в 1998 году, но впоследствии художник создал целую серию с изображением Mr. Dob, где персонаж был перерисован в разных цветах.
Mr. Dob, 1997
Визитной карточной автора на протяжении уже многих лет являются рожицы-цветочки, изображающие весь спектр эмоций — улыбающиеся, веселые, грустные, злые, испуганные.
Killer Pink
Помимо них Такаши изображает героев аниме и манги, создает скульптуры персонажей, одна из которых — скандальная порнографическая работа «Мой одинокий ковбой» (My Lonesome Cowboy) — была продана на аукционе за 15.2 млн долларов.
My lonesome cowboy, скульптура
Мураками занимается не только написанием картин, но и создает предметы одежды, всевозможные аксессуары с изображением своих произведений — от сумок до диванных подушек и ковриков для компьютерной мыши. Он сотрудничает с Марком Джейкобсом — креативным директором известной марки Louis Vouitton — и создал для бренда коллекцию сумок Cosmic Blossom.
В 2002 году Такаши стал куратором выставки современных японских художников и скульпторов Superflat. Название выставки, которое переводится как «суперплоский», художник придумал сам, и назвал этим термином все современное японское искусство, сочетающее в себе продукты индустрии развлечений (аниме, манга), поп-культуры и изящных искусств. Автор задается вопросом, в чем различие между живописью евпропейских и японских художников, и приходит к выводу, что в Японии изобразительное искусство создает ощущение «плоскости» из-за отсутствия трехмерного изображения. Таким образом, Такаши Мураками выделяет современное японское искусство в отдельный «феномен», тем самым привлекая к нему внимание и способствуя его развитию на мировом рынке.
В 2010 году в Версале была организована выставка современных художников, где были представлены и скульптуры Такаши Мураками. Работы вошли в книгу Murakami Versailles. Поразительный контраст стилей — барокко и ни на что не похожий японский поп-арт — произвел неизгладимое впечатление на зрителей, вызвав как положительные отклики, так и волну негодования и критики преимущественно из-за эротических мотивов в некоторых работах автора.
Kaikai, Версаль, Франция, 2010
Творения Такаши Мураками — одновременно яркие, развлекательные и глубоко философские. Сам Такаши определяет свою творческую деятельность как критику японского общества. В современной Японии, по мнению художника, живопись, скульптура, игры, комиксы и дизайнерская одежда слились в одно целое, и уже нет разницы между высоким искусством и продуктами потребления.
В 2013 году состоялся дебют Такаши на большом экране — вышел его первый полнометражный фильм «Глаза медузы» (Jellyfish Eyes). Фантастическая лента рассказывает о небольшом японском городке, где появляются существа, похожие на медуз, с которыми дети города играют, не подозревая, что они созданы на секретной базе, которая ставит эксперименты и таит в себе много неизвестного и, возможно, опасного. Картина создана для детей в стиле, схожем с аниме, ярком, динамичном и развлекательном, однако автор ставит цель донести до детей мысль о жестокости и несправедливости мира, с которыми они должны находить силы бороться.
Трейлер фильма «Глаза медузы», 2013
Помимо своей творческой деятельности Мураками курирует коммерческие проекты. В 1996 году — еще в начале своей карьеры — Такаши открывает в Японии свою первую студию Hiropon Factory, а в 1998 появляется ее аналог в Нью Йорке. Позже, в 2001 году он создает компанию Kaikai Kiki Co., Ltd., которая до настоящего времени занимается продажей произведений современных японских деятелей искусства, а также их продюсированием и организацией выставок.
C 2002 года Такаши Мураками является куратором выставки современного искусства GEISAI, которая проходит два раза в год в Токио.
Takashi Murakami
Такаси Мураками – современный японский художник, покоривший мир своим оригинальным, милым и красочным творчеством. Родился в эпоху войны и японского «потерянного поколения», он выместил свои мировоззрения, взгляды и эстетические капризы на полотне и покорил сердца миллионов. Пиком успешности его карьеры стало создание корпорации KaikaiKiki LLC, обладательницы собственного торгового центра.
Такаси Мураками – современный японский дизайнер
Такаси Мураками
Такаси Мураками родился в 1962 году, в тяжелые для Японии времена. Общество потребления, инновации, переполох в головах населения, не знающего что выбрать – национальные традиции, или новое, неизведанное, чуждое – но такое притягательное.
Такаси часто сравнивают с Энди Уорхолом, знаменитого за «банки с супом» и диптихом «Мерлин Монро», но художник это отрицает. По его мнению, единственное, чем они схожи с американцем – жизнь в эпоху потребления.
Интересно, что свою творческую карьеру он начал не с животрепещущих набросков, а с анимации. С юношества он мечтал стать мультипликатором, но воплотив свою мечту, не нашел удовлетворения. В 26 лет, посетив выставку искусного художника Синро Отакэ, Мураками и сам решает стать художником.
Такаси Мураками
Благодаря своей необычной личности, Такаси Мураками и стиль приобрел уникальный. В своих работах он объединил любовь к мультипликации и традиционному искусству. Все это породило новое направление живописи – superflat (c англ. «суперплоский»). По мнению Мураками, традиционное изобразительное искусство, в отличие от европейского, никогда не стремилось к объему. Оно плоское, и в этом его прелестное своеобразие.
Стикер Такаши Мураками «Happy Flower»
Тем не менее, Такаси сочетает в своем творчестве Японское и Европейское, низкое и высокое. Это придает картинам оригинальность, ни свойственную никому иному. Так, сочетая несочитаемое, Мураками прославился на весь мир. В родной стране художника, между тем, не принимают.
Murakamiversailles
Версальский дворец. Зеркальный зал, апартаменты King’s Grand, Музей истории Франции
Murakamiversailles – это выставка, прошедшая во Франции в Версальском дворце. Она длилась три месяца и экспонаты выставки составили 22 работы Такаси Мураками. Одновременно, выставка собрала 11 тысяч петиций в пользу того, чтобы не впускать некоторые экспонаты в архитектурную гордость Франции.
Этими экспонатами были две скульптуры эротического характера. Первая, под названием «мой одинокий ковбой» — изображает веселого парня в стиле аниме. Из его фаллоса извергается семя, и он вертит им, наподобие лассо. Вторая называется «Хиропон» и это, в свою очередь – юная девушка с изумительно большой грудью и тонюсеньким остальным телом. Девушка держит в руках соски со струящимся молоком. Молоко девушка крутит, словно скакалку.
Сочетание таких «очень японских» экспонатов, и изысканного Версальского дворца, полного роскоши, золота и классического искусства, создает особый резонанс в голове зрителя. Золотой и розовый, белый и взрыв красок. На это определенно стоит посмотреть.
Сам Такаси Мураками рискнул выставить фигуры на всеобщее обозрение как аллюзию на культуру аниме и манги: в них превалирует именно такая комичная искусственная сексуальность. Наивные девушки и юноши, взращённые на таком, с позволения сказать, контенте, по-иному воспринимают реальное положение вещей.
Будет ласковый дождь
Московский музей гараж, огромное пространство которого оформлено в стиле лофт, подходит работам Такаси Мураками куда больше. Кирпичные стены, и пустые серые полотна предложили художнику куда больший простор для творчества. Специально для данной выставки были изготовлены огромные занавесы в стиле поп арт, украшающие его разноцветные работы.
В музей поместились его картины и скульптуры крупных и гигантских размеров, а работы поменьше ровными рядами разместились в выставочных залах.
Глядя на это, нельзя не признать, что Российская серая реальность сочетается с Японским безумием красок. И смотрится это по-настоящему круто.
Выставка проходила больше года – с 29 сентября 2017 г. по 4 февраля 2018 г.
Такаси Мураками в гостях у Ивана Урганта.
Лев на престоле в моем сердце, Такаси Мураками
Эта работа как нельзя лучше показывает приверженность художника к национальному искусству. А вот яркие, буйные цвета, напротив, говорят о близком ему поп-арте. В картине художник сохраняет традиционную перспективу (точнее, ее отсутствие) и изображение «карасиси» – каменного китайского льва, непохожего на настоящего.
В красочной картине Такаси Мураками иллюстрирует древнюю притчу: на скале стоит львица. Она сбрасывает своих львят к подножью скалы. Львята карабкаются, возвращаются к своей матери, но львица не помогает, смотрит. Эту японскую притчу, построенную на языке образов, Такаси решил раскрыть в общей теме творчества. Если сопоставить львицу с учителем, а львят – с учениками, то получится красочная иллюстрация сложного творческого пути. Интересно, что и львица, и ее дети, стоят на мосте из разноцветных футуристичных черепов. Будет ли лишним, сказать, что надпись вверху полотна переводится как «не все из них станут Буддой»?
Данный мотив не редко встречается и у других Японских художников, но Такаси придал ему особый смысл.
Такаси Мураками
Эко-эко рейнджер
Самые частые мотивы в полотнах Такаси Мураками – это цветы с веселыми лицами, не реалистичные черепа, глазастые грибы и мистер ДОБ. Каждый из них заслуживает отдельной статьи, но поговорим мы лишь об одном из мотивов.
Грибы в творчестве Мураками иллюстрируют, безусловно, не питательный продукт, а Аллюзию, на ядерный гриб Нагасаки. В картине «Малыш» художник использовал грибы, необычные для него. Они не выглядят как мультяшные чересчур глазастые грибочки с милыми шляпками. Эти грибы – два расплывчатых пятна: черный и белый. Их глаза выглядят несколько пугающе и вместе с тем мило.
Грибы изображены на светло-голубом, напоминающим небо фоне. А рядом летают веселые малыши, но непонятно, кто они – звери или люди.
Тем не менее, очевидно, что милое существо не собирается совершенно ничего делать с грибом.
Такаси Мураками
Вероятно, это очередная насмешка или иллюстрация на то, как изображают зло в современном японском искусстве. Если в остальном мире злодея либо показывают по-настоящему плохим, либо запутавшемся в себе, но достойному осуждения, то Япония в этом плане отличается.
Еще и сумочки
Еще в 90-х художник перешел в своем искусстве на корпоративный уровень и создал целую корпорацию KaiKaiKikiCo. Это, своего рода, собрание художников, продолжающих творить искусство, но уже под именем бренда.
Интересно, что в 2002 году директор Louis Vuitton Марк Джейкобс предложил модному художнику изменить дизайн традиционных сумок, уже ставших довольно однообразными для того времени.
Сумка Луи Виттон
Мураками справился с задачей свойственным ему образом: объединил стандартный дизайн бренда со своим безумным искусством. Благодаря такому сочетанию получились довольно интересные необычные экземпляры.
BAIT x Takashi Murakami. «Мистер ДОБ» Фигура многоцветная
К одной модели он прикрепил свое фирменное альтер-эго «Мистер ДОБ», другой добавил цветов, кроющихся в буквах «LV», а к какой-то пририсовал свои излюбленные цветы. Таким образом, задача была выполнена на ура, а сильные модницы мира сего приобрели милую и по-настоящему оригинальную вещицу.
Статьи об искусстве — Статьи о искусстве | |||
Автор: Павел Ин | |||
22.04.2019 14:54 | |||
Mark Grotjahn at Blum and Poe Современное (актуальное) искусство – интригующие художественные практики, которые притягивают к себе взгляды и интерес. К нему относятся произведения, созданные позднее второй половины XX века. Актуальное искусство не просто охватывает мир сегодняшнего дня, оно оказывает влияние на дальнейшее развитие художественных практик. Многие ошибочно полагают, что оно всегда эпатажное и провокационное, но это не так: его тематический спектр безгранично широк. Современное искусство реагирует на различные проявления человеческой деятельности, что явно отражается в созданных художественных практиках. На сайте о современном искусстве https://www.virtosuart.com вы найдете подробную информацию о 30 самых влиятельных современных художников: https://bit.ly/2FboaC7. В этой же статье расскажем о самых известных художниках. Самые известные художники современностиСпустя долгие годы современные художники уйдут в историю. Но что они оставят после себя? Многие художники вносят огромный вклад в развитие искусства, оставляя прочное наследие для потомков. Ниже приведены биографии трех наиболее известных и успешных художников современности:
Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
| |||
Обновлено 22.04.2019 15:00 |
Книга «Такаси Мураками. Будет ласковый дождь. Каталог выставки»
Такаси Мураками. Будет ласковый дождь. Каталог выставки
В каталоге воспроизведена структура выставки в Музее «Гараж». Он состоит из четырех глав, соответствующих разделам экспозиции: «Искусство», «„Малыш“ и „Толстяк“», «Каваий» и «Сутадзио, или студия». Специально для настоящего издания Айнура Юсупова, хранитель отдела восточной графики Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, написала статью о связях творчества Такаси Мураками с традиционной художественной культурой Японии, а знаток аниме Рюскэ Хикава — о японской послевоенной визуальной культуре. Каталог предваряет большое интервью Такаси Мураками, в котором он рассказывает о себе и своем творчестве.
Поделись с друзьями:- Издательство:
- Garage
- Год издания:
- 2018
- Место издания:
- Москва
- Язык текста:
- русский
- Редактор/составитель:
- Лорц Ж.
- Тип обложки:
- Твердый переплет
- Формат:
- 220×286 mm
- Размеры в мм (ДхШхВ):
- 286×220
- Вес:
- 1790 гр.
- Страниц:
- 312
- Код товара:
- 922446
- Артикул:
- 2346
- ISBN:
- 978-5-9909716-6-0
- В продаже с:
- 27. 03.2018
В каталоге воспроизведена структура выставки в Музее «Гараж». Он состоит из четырех глав, соответствующих разделам экспозиции: «Искусство», «„Малыш“ и „Толстяк“», «Каваий» и «Сутадзио, или студия». Специально для настоящего издания Айнура Юсупова, хранитель отдела восточной графики Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, написала статью о связях творчества Такаси Мураками с традиционной художественной культурой Японии, а знаток аниме Рюскэ Хикава — о японской послевоенной визуальной культуре. Каталог предваряет большое интервью Такаси Мураками, в котором он рассказывает о себе и своем творчестве. Читать дальше…
Такаши Мураками- Големите мъже — div.bg
Биография:
Такаши Мураками е роден на 1 февруари 1962 година в Токио. Израства в семейство, в което изящните изкуства се ценят значително. С този афинитет към изкуствата Такаши и брат му Юджи решават да станат художници.
Манията му към анимацията го отвежда в Университета по изкуства в Токио, като първоначалната му идея е да учи «Анимация», но в действителност специализира Нихонга – японски стил в рисуването, който комбинира традиционни японски художествени техники, обекти и правила в изкуството. Макар че става магистър в областта на Нихонга, Мураками започва да се разочарова от този стил поради високо изолираната му и политически насочена основа.
Творчески път:
Недоволен от състоянието на съвременното изкуство на Япония, Мураками прави първите си творчески стъпки с изразени нотки на социална критика и сатира. Художествените му произведения от този ранен период включват пърформанси (проект Osaka Mixer, 1992), пародии на популярното изкуство в Япония през 90-те (Dobozite Dobozite Oshamanbe, 1993) и концептуални творби на изкуството (проект Randoseru, 1991). Тогава започва да разработва и собствена поп икона – Mr. Dob, който след това се превръща в автопортрет и един от няколкото безкрайно трансформиращи се и повтарящи се мотиви в произведенията му.
Макар че работата на Мураками придобива голяма известност, първоначалните му творби не биват приети с голям успех в Япония.
През 1994 г. художникът получава покана от Азиатския културен съвет (неправителствена организация в подкрепа на американско-азиатския културен обмен) и заминава за Ню Йорк, където участва в международна програма на MoMa (най-старата и голяма институция за съвременно изкуство в Ню Йорк). По време на престоя си той започва да се влияе от творчеството на западните съвременни художници като Анселм Кийфър и особено от стила на Джеф Куунс.
В нюйоркския си период Мураками създава малко студио, което става предшественик на историческата му компания Kaikai Kiki.
След завръщането си в Япония скандалният вече художник развива основната си концепция зад артистичната си практика и започва редовно да показва творбите си в големи и известни галерии и музеи в Европа и Америка.
Стилът на Мураками, наречен Superflat, се характеризира с чисти цветове и графични обекти, включващи характери, изведени от аниме и манга. Superflat е художествен стил, който коментира «отаку» (субкултурата на личности, обсебени от аниме, манга и видео игри), консуматорството и сексуалния фетишизъм. Често определян като производен на поп арта стил.
Подобно на Анди Уорхол Такаши Мураками взема като предмет на работата си културата на обикновеното общество, «опакова» я добре и я продава на безумни цени на пазара за «висше» изкуство. За разлика от Анди Уорхол, Мураками направи преопакованата култура достъпна за всички останали пазари под формата на картини, скулптури, видеа, тениски, подложки за компютърни мишки, плюшени играчки, калъфи за телефони. ..
„Имах за цел да разследвам тайните за оцеляване на пазара – универсалността на герои като Мики Маус, Таралежа Соник и Хелоу Кити (Hello Kitty)”
От 2007 до 2009 година първата ретроспективна изложба на Мураками направи «околосветстко пътешествие» с помощта на Музея за съвременно изкуство в Лос Анджелис, Бруклинския музей на изкуствата, Музея за модерно изкуство във Франкфурт и музея Гугенхайм Билбао в Испания.
Интересни факти:
Художникът е работил с дизайнера Марк Джейкъбс за създаването на специална колекция легендарни чанти Louis Vuitton.
През 2010 г. стана третият модерен художник и първият японски артист, който е имал честта да направи изложба във Версай. Тя обаче предизвика скандални изявления и критиката на медиите, поради контраста на произведенията му с класическата историческа натовареност на двореца.
Мураками прави обложката на първия албум на Кание Уест и режисира анимираното видео на песента му Good Morning.
През 2003 г. ArtNews съобщават, че произведенията на Мураками са сред най-желаните в света. Сатиричната му скулптура на аниме героиня с гигантски гърди (с течащо мляко) се продаде за рекордната сума от 427 500 долара на търг на Christie’s през май 2002 г. Творбите му продължиха да покачват стойността си и това го доказа скулптурата му на мастурбиращо момче или My Lonesome Cowboy, продадена за 15.2 милиона от Sotheby’s през 2008 г.
Художник Бобров Алексей Алексеевич
1849 (Санкт-Петербург; возможно — Царское Село) — 1899 (Санкт-Петербург)
Живописец, гравер
Читать полностью Топ продаж художника Внимание! ARTinvestment. RU советует посетителям с осторожностью использовать цены из топа продаж для самостоятельной оценки имеющихся у них работ. В топе указываются только рекордные цены, достигнутые в исключительно благоприятных рыночных условиях. Для адекватной оценки необходимо учитывать весь набор факторов, влияющих на цену произведения.
Bobrov, Alexey Alexeevich
1849 (Санкт-Петербург; возможно — Царское Село) — 1899 (Санкт-Петербург)
Живописец, гравер
Из купеческой семьи; младший брат известного гравера Виктора Алексеевича Боброва. В 1865 начал заниматься рисунком под руководством брата. Учился в ИАХ в качестве вольнослушателя (1866–1871). В 1871 за рисунки с натуры и этюд «Комнатная перспектива» получил диплом на звание учителя в низших учебных заведениях. В 1874 за картины «Семейная сцена», «Курильщица», «Борьба художника с мухами» получил малую серебряную медаль.
Жил в Петербурге. Писал жанровые картины, интерьеры, портреты. Автор живописных произведений: «Проказы кошки» (1867), «В комнатах» (1869), «Доклад» (1870), «Внутренний вид комнаты» (1873), «За приготовлением уроков» (1874), «Повторение урока». В 1875–1881 служил вольнонаемным художником в музее Главного интендантского управления.
С 1883, пользуясь советами брата, В. А. Боброва, занимался офортом. Работал в области репродукционной гравюры, выполнял офорты по оригиналам Ф.-Л. Ланфана де Меца, Ф. А. Бруни. Автор около 15 гравюр, среди них — портреты И. А. Крылова, И. Ф. Горбунова, Д. М. Леоновой, М. Г. Савиной, А. В. Горчакова; жанровые композиции: «Встреча мальчика с собакой», «Дедушка с дочерью и внуком», «За кружкой пива», «Игра в прятки» (все — 1880-е) и других.
С 1867 участник выставок. Экспонировался на выставках в залах ИАХ (1867–1890, с перерывами).
Творчество представлено во многих музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева и другие.
ПодробнееИсточники:
1. Булгаков Ф. И. Наши художники. СПб., 1889. С. 42.
2. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись второй половины XIX века. М., 2001, т. 4, кн. 1. С. 62.
3. Кондаков С. Н. Список русских художников. К юбилейному справочнику Императорской Академии художеств. СПб., 1914. С. 17.
4. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков. СПб., 1895, т. 1, стб. 96.
5. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1970, т. 1. С. 414.
Takashi Murakami Art, Bio, Ideas
Hiropon (1997)
У этой откровенно сексуализированной скульптуры с ее крошечной талией и объемными розовыми косичками грудь настолько велика, что они вырываются из ее тонкого верха бикини, чтобы брызнуть брызги. струя молока обволакивает ее фигуру. Хотя эта скульптура напоминает мультипликационного персонажа, ее вырисовывающееся физическое присутствие и расположение на чистой белой витрине напоминает зрителям, что это «высокое искусство». Сочетание женственности остроумия и шокирующее извращения, эта скульптура отражает глубокое взаимодействие Мураков с отаком субкультур, и в частности, его порнографическое подбрюшье, известный как «лоли-ком» (сокращенно «Лолита комплекса»), в котором невинность и девичества парадоксальные ценится, а также фетишизируется.
Хиропон является частью персонажей, вдохновленных аниме Мураками , которые также включают мастурбирующую скульптуру мальчика по имени My Lonesome Cowboy . Мураками объясняет эти скульптуры просто празднованием своей любви к аниме в подростковом возрасте: «Я стал отаку , когда учился в старшей школе, и впитал много разных вещей из аниме , таких как его эротические и фэнтезийные элементы. … именно этот процесс привел к этой работе.»
Однако под своей мультяшной и кажущейся банальной поверхностью эта скульптура функционирует как парализующая критика послевоенной японской культуры. Мураками неоднократно заявлял в своих интервью и письмах, что Япония была инфантилизирована присутствием США после Второй мировой войны, что она стала «маленький мальчик» по сравнению с США. Мураками заявляет, что после окончания Второй мировой войны Япония была «лишена возможности полноценного участия в глобальной геополитике, японские эстетико-политические импульсы превратились в фантазии о монстрах и супергероях, галактических войнах, киборгах и школьницах». все дисплеи аниме , манги , видеоигры.«Он описывает это как кастрационный эффект на Японию, и в результате японская культура стала одержима молодостью, красотой, а вместе с ней возникло более мрачное и жестокое сексуальное проявление этой навязчивой идеи.
Само название намекает на более мрачное аспекты японской культуры — «хиропон» — это японский сленг, обозначающий наркотическое средство — кристаллический метамфетамин. Эта буквальная связь с культурой наркотиков показывает, что Мураками рассматривает культуру отаку как незаконную форму развлечения.
Эта ставшая культовой скульптура артикулирует в трехмерной форме манифест Мураками «Суперплоский», то есть слияние (или «сглаживание») высокого и низкого, изобразительного искусства и поп-культуры — путем извлечения эротики из «low» anime культура и вставка ее в скульптуру изобразительного искусства, предназначенную для влиятельных коллекционеров и престижных художественных учреждений. Эта скульптура была продана на аукционе Christie’s в 2002 году за 427 500 долларов и помогла Мураками стать суперзвездой мирового искусства.
Такаши Мураками | Японский художник и предприниматель
Такаши Мураками (родился 1 февраля 1962 года, Токио, Япония), японский художник и предприниматель, широко известный своей способностью адаптировать эстетику японского традиционного искусства для работы в контексте массовой культуры.
Мураками изучал японскую живопись в Токийском национальном университете изящных искусств и музыки, где в 1986 году получил степень бакалавра изящных искусств и докторскую степень. в 1993 году. После окончания учебы он все чаще выставлял свои работы на персональных и групповых выставках, дебютировав в Европе в 1995 году в «TransCulture» на 46-й Венецианской биеннале. В следующем году картины и скульптуры Мураками были особенно заметны на второй Азиатско-Тихоокеанской триеннале современного искусства в Художественной галерее Квинсленда в Брисбене, Остл.
Обученный традиционному японскому искусству, Мураками увидел сходство между плоской композицией японской живописи и упрощенной эстетикой аниме (японская анимация) и манги (японские комиксы). Его стиль, который подчеркивал двумерные формы и смелые, яркие образы, породил художественное движение, известное как Superflat, которое не только признало, но и прославляло взаимодействие между коммерческим миром и миром искусства.После кураторства выставки в 2002 году в Фонде современного искусства Картье в Париже, Мураками в 2003 году сотрудничал с Марком Джейкобсом, художественным руководителем модного дома Louis Vuitton, для производства модных аксессуаров. Он заработал статус знаменитости в мае 2003 года, когда его Miss Ko2 (произносится «ко ко») — скульптура из стекловолокна в натуральную величину, изображающая блондинку с большой грудью в миниатюрной униформе — была продана на аукционе в Нью-Йорке за 567 500 долларов; цена стала рекордной для работы современного японского художника.
К 2005 году Мураками был назван японец Энди Уорхолом и достиг нового уровня успеха в своей карьере художника, куратора, дизайнера, теоретика и предпринимателя. В галерее Japan Society в Нью-Йорке он был куратором выставки «Маленький мальчик: искусство развивающейся субкультуры Японии». Представляя работы молодых японских художников, шоу рассматривало движение отаку, («компьютерщиков»), продвигающее аниме и мангу — две отрасли, лежащие в основе японской поп-культуры.Также в 2005 году Мураками представил свою монументальную скульптуру Тонгари-Кун — Mr. Pointy & Four Guards в фешенебельном токийском районе Роппонги-Хиллз. Это красочное, тщательно выполненное произведение, созданное по образцу статуи Будды, стало четвертым изданием произведения, которое в 2003 году очаровало многих зрителей за пределами Рокфеллер-центра в Нью-Йорке.
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишись сейчасМураками также зарекомендовал себя как значительную силу в продвижении японского искусства и художников.В 2001 году он основал компанию по производству произведений искусства Kaikai Kiki Co., Ltd. с офисами в Японии и Бруклине, штат Нью-Йорк. Через компанию Мураками помог многим молодым художникам получить международную известность — путем установки выставок, производства и продажи товаров и организация двухгодичного художественного фестиваля и съезда в Токио. В 2007 году © MURAKAMI был установлен в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе, а затем он посетил ряд других крупных музеев, включая Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания, в 2009 году.Эта ретроспективная выставка художественной деятельности Мураками включала не только картины, скульптуры, кино и инсталляции, но также товары Kaikai Kiki и модную продукцию для Louis Vuitton.
Такаши Мураками: биография, работы и выставки
Сегодня художникам не нужно давать клятву бедности, чтобы добиться успеха или получить признание. Хорошим примером этого является Takashi Murakami , один из самых популярных японских художников на международной арт-сцене.О своем происхождении он признается: «Я хотел добиться коммерческого успеха. Я просто хотел зарабатывать на жизнь в мире« развлечений », и я очень четко понимал свою стратегию и какие картины мне нужно было нарисовать для этого. , но с тех пор моя мотивация изменилась «.
Фото: «Наша банда», доступно по адресу http://www.japantimes.co.jp/, 26 апреля 2013 г.
, известный как японец Энди Уорхол , потому что им обоим удалось превратить искусство в товар и привлечь массовую культуру, этот факт побудил некоторых рассматривать его искусство как просто бизнес.Но Murakami связывает высокое искусство с массовой культурой, утверждая, что искусство является частью экономики. Он оправдывает это словами: «Японцы согласны с тем, что искусство и коммерция будут взаимодействовать плечом к плечу; на самом деле они удивлены жесткой и претенциозной иерархией западного« высокого искусства »».
Фото (справа): Такаши Мураками, доступно на http://www.dw.com/
Родившись в Токио в 1962 году, он покинул Токийский университет изящных искусств и музыки в 1983 году, получив докторскую степень в области нихонга, в соответствии с которой картины следуют традиционным японским художественным традициям как в технике, так и в предмете и материалах.Он включает в свои работы элементы японской культуры разных эпох. С одной стороны, традиционная буддийская иконография, живопись 12 века, живопись дзэн и техники композиции периода Эдо 18 века, из которых он перенимает использование фантастических и необычных образов. С другой стороны, он заимствует современные популярные элементы выражения, такие как японское « аниме » (анимация) и « манга » (комиксы), а также американский поп-арт. Он преобразовывает это разнообразие влияний в бесчисленное множество художественных средств массовой информации и форматов, его работы варьируются от картин, напоминающих мультфильмы, до квази-минималистических скульптур, гигантских надувных воздушных шаров, фильмов, часов, футболок и других товаров массового производства.
Фотография (справа): Воздушные шары, доступно на http://www.terihaartadvisory.com/
Его работы красочны и увлекательны, и он использует свои обширные познания в западном искусстве, работая изнутри, чтобы представить «японскость» как инструмент, способный совершить революцию в мире искусства. «Я считаю, что все художники должны иметь в себе сильные темные эмоции, чтобы создавать работы, обладающие энергией», и, по словам Мураками, сила, стоящая за его работами, заключается в том, чтобы он «стал живым примером потенциала искусства.«
Фотография (справа): Crazy Z, доступно на http://www. artnet.com/
Murakami начал делать себе имя в 1990-х, после экономического кризиса в Японии в конце 1980-х, рука об руку с поколением Nipponese Neo-pop . Его работы выставлялись в престижных музеях по всему миру, таких как Tokyo Metropolitan Museum of Art , Museum of Fine Arts в Бостоне, Bard College of Art Museum и Versailles Palace .
Фотография (справа): Тонгари-кун, доступно на http://malaysiafinance.blogspot.com.es/
В 1996 году он основал в Токио фабрику Hiropon , которая в 2001 году стала Kaikai Kiki Co. Ltd, международной корпорацией , в которой работает более 100 сотрудников и занимается производством, управлением и коммерциализацией произведений искусства, созданных этим многогранным художником. а также для поддержки и продвижения новых художников: дважды в год он организует ярмарку GEISAI в Токио, которая позволяет молодым художникам выставлять свои работы, многие из которых в конечном итоге работают на него.Его компания разрабатывает разнообразные проекты с реальными рыночными стратегиями, которые выходят за рамки художественных кругов, чтобы охватить широкую публику, используя массовое производство, мерчандайзинг, производство и изготовление корпоративных дизайнов на заказ, некоторые из них для престижных брендов, таких как Louis Vuitton и Issey Miyake .
Некоторые из персонажей Мураками развивались с самого начала его карьеры.Его альтер-эго, мистер ДОБ, например, родился в 1990-х годах как симпатичная спираль ДНК ( ZaZaZaZaZa , 1994), но постепенно он превратился сначала в тревожное существо ( Tin Tin Castle , 1998), а затем в огромное монстр, символизирующий тягу общества к консьюмеризму ( Tan Tan Bo pomiting , 2002). Он — один из повторяющихся персонажей Murakami , своего рода логотип или товарный знак, который воспроизводится на футболках, плакатах, брелках и т. Д. И даже был воплощен в жизнь с помощью 3D-скульптур по всему миру.
В 2000 году Murakami организовали выставку японского искусства под названием Superflat , которая объединила современную японскую поп-культуру с японским историческим искусством, которое уступило место движению в сторону массового производства развлечений. Это породило одноименное постмодернистское культурное течение, которое относится к его плоскому стилю и отсутствию глубины или перспективности в его композициях.Эта эстетика, в которой все изображено в двух измерениях, предлагает внешнюю интерпретацию послевоенной японской поп-культуры через ее субкультуру « отаку », термин, обозначающий то, что на Западе мы называем «компьютерщиком» или «ботаником», и которое относится к людям, одержимым своим хобби. Отсюда его изобретение термина «POKU», — комбинация слов «pop» и «otaku»: «Все работают, чтобы зарабатывать на жизнь. Я тоже. И я надеялся, что некоторые люди заинтересуются моим искусством, если я предложу это выражение похоже на культуру Поку, потому что это весело.«
Примеры его работ этого периода: Miss Ko2 (1997), стилизованная официантка в стиле аниме, которая хочет быть певицей; Хиропон (1997 г.), молодая женщина с невероятно большой грудью; Мой одинокий ковбой (1998), голый подросток; PO + KU Сюрреализм Mr. DOB (1998), крупномасштабный триптих, в котором его типичный суперплоский монохромный фон разбит на анимированные изображения выпученных глаз и острых как бритва зубов; или одна из его больших скульптур, Дата рождения в Странном лесу (1999).
Начиная с 2000 года, Мураками создавал другие автопортреты в дополнение к г. Дата рождения : между 2003 и 2005 гг. г. Пойнти и четыре стражи , основанные на четырех буддийских божествах-защитниках; в 2004 году Inochi , подросток, напоминающий легендарный Spielberg из E.T.
Симпатичные Kaikai и Kiki , названия которых происходят от термина « kikikaikai », что означает «странный, но очаровательный», являются духовными опекунами автора.
Взглянув на его иконографию, мы видим, что одними из наиболее часто встречающихся являются грибы, возможно, атомные грибы? Для тех, кто так думает, это может означать травму, нанесенную атомными бомбами, сброшенными на Японию во время Второй мировой войны. Для других, однако, они символизируют мужские гениталии или ссылку на галлюцинации, вызванные наркотиками.
Другие мотивы — это его разноцветные ромашки с улыбающимися лицами и черепами, которые связаны с эстетикой « kawaii », что означает «привлекательность» и которая в Японии используется в ситуациях, которые для западного глаза могут показаться несочетаемыми.Разве это также критика чрезмерно потребительской культуры Японии со склонностью к детскому?
Очевидно, что его карьера была неудержима, и он представил несколько очень впечатляющих выставок, таких как Coloriage ( Фонд современного искусства Картье , Париж, 2002) и Little Boy: Искусство растущих субкультур Японии ( Японское общество , Нью-Йорк, 2005 г.).
После посещения MoCA в Лос-Анджелесе, Бруклинского музея в Нью-Йорке и Музея современного искусства во Франкфурте, он прибыл в Музей Гуггенхайма , Бильбао в 2009 году с © MURAKAMI , ретроспектива демонстрирует более 90 произведений искусства в различных средах. Например, со временем произошла эволюция Mr. DOB и некоторых других его знаковых персонажей, его образные проекты, вдохновленные « otaku » конца 90-х или фантастическими научно-фантастическими фигурами, такими как SMPKO2 , среди прочего.Стоит отметить наличие одного из его важнейших произведений: Овального Будды , серебра (2008 г.), на котором изображен Будда, медитирующий на листе лотоса. Выставка завершается некоторыми абстрактными картинами, выполненными в разных техниках (граффити, оп-арт или спецэффекты), некоторыми из его анимационных работ и, наконец, подборкой из 500 предметов мерчендайзинга, произведенных его компанией.
В 2011 году, после землетрясения и цунами в Тохоку, он провел международный благотворительный аукцион « New Day: Artists for Japan » на Christie’s в Нью-Йорке.Выставку Murakami-Ego , центральным элементом которой была удивительная 100-метровая картина, вдохновленная тем же землетрясением и ядерной катастрофой на Фукусиме, можно было увидеть в 2012 году в Riwaq Al Hall в Дохе, Катар. В 2014 году Takashi Murakami: Arhat Cycle был исполнен в Palazzo Reale в Милане в 2014 году и в Gagosian Gallery в Нью-Йорке, В стране мертвых, наступая на хвост радуги , который демонстрирует темы, которые художник разработал в последние годы о происхождении религий.
Как заядлый энтузиаст аниме, Мураками затем перешел к действию и привел в движение своих персонажей. Он снял короткие видеоролики, такие как Фаррел Уильямс It Girl , но он также занимался крупными проектами. «Глаза медузы» «» — первый полнометражный фильм из трилогии, которую он снял и спродюсировал сам.Премьера фильма состоялась в апреле 2013 года в Художественном музее округа в Лос-Анджелесе и демонстрировалась в музеях и кинотеатрах по всему миру. В течение 90 минут художник переносит нас через анимацию и реальных людей в Японию, которая пострадала от землетрясения 2011 года и катастрофы на Фукусиме, высвобождая весь спектр красочных существ, к которым мы уже привыкли. Осуществить этот проект было непросто из-за требований художника, как он сам признает: «Это непростой и приятный процесс.В конце первого фильма команда была настолько сыта по горло, что не захотела работать над вторым ».
Необычным в Murakami является использование им новых технологий: каждое творение начинается с эскиза в одном из его многочисленных карманных блокнотов.Эти рисунки сканируются и оттуда обрабатываются в Adobe Illustrator, композиция ретушируется, и тысячи цветов обыгрываются до тех пор, пока окончательная версия не будет доставлена его помощникам, которые распечатывают их на бумаге, наносят шелкографию контуры на холст, и только после этого начинается рисование. . Он сам признает: «Без поддержки технологий я бы никогда не смог создать такое большое количество работ эффективно, и работа не была бы такой напряженной».
Благодаря своей работе, Мураками играет с контрастами и двойным смыслом: Восток и Запад, прошлое и настоящее, высокая и низкая культура, сладость и извращение, юмор и социальная критика… при этом оставаясь неизменно веселым и доступным. По его словам, художник — это тот, кто понимает границы между разными мирами и старается с ними ознакомиться.
Его искусство, которое на первый взгляд можно было бы отбросить как наивное или поверхностное, на самом деле представляет собой сложный художественный проект, который при ближайшем рассмотрении оказывается вдумчивым и вдохновляющим. Художник не хочет ограничиваться простым копированием западной культуры, и за каждым выбором его, казалось бы, невинных фигурок стоит социальная критика, осуждающая потребительство и отсутствие культурных структур в Японии.Он сказал: «Я выражаю отчаяние. Если мое искусство кажется позитивным и веселым, я сомневаюсь, что оно будет принято на сцену современного искусства. Мое искусство — не поп-арт. Это признание борьбы людей, страдающих от дискриминации».
«Я удивлен влиянием этой выставки». Это слова Майкла Дарлинга , куратора музея современного искусства в Лос-Анджелесе, и относительно самого художника, он говорит: « Superflat также намекает на выравнивание различий между высоким и низким. Мураками любит хвастаться, что он может сделать скульптуру за миллион долларов, а затем взять ту же тему и изготовить кучу дешевого мусора ».
Несмотря на некоторые мнения, выступающие против коммерциализации его искусства, стремление Murakami к достижению того, к чему он стремится, неоспоримо, и это принесло ему место среди самых знаменитых и востребованных художников современности.
youtube.com/embed/5-qoRmeDd-8?rel=0&fs=1&wmode=transparent» allow=»autoplay; fullscreen; encrypted-media» allowfullscreen=»true» frameborder=»0″ scrolling=»no» title=»JoomlaWorks AllVideos Player»/>
(Перевод с испанского Шона Девлин)
— Такаши Мураками: Биография, работы и выставки — — Алехандра де Аргос —
Такаши Мураками — Биография | Broad
Такаши Мураками — один из самых заметных и важных японских художников, работающих сегодня.Влияние Мураками на Японию соперничает с влиянием Энди Уорхола в Соединенных Штатах, и он известен тем, что распространяет и продвигает стратегии поп-арта способами, неожиданными для американских критиков и художников. Объединение многих направлений культуры, которые часто считаются противоположными: традиционная японская живопись с западными влияниями, область изящного искусства с образом жизни отаку и (молодежная культура, одержимая игрушками, аниме и видеоиграми), а также коммерческие торговые площади с музеями и в других общественных местах — работа Мураками известна своими амбициями, изысканностью и прекрасным исполнением.
Художественная практика Мураками обширна, она проникает в моду, кино и другие коммерческие области, но его символы и интересы исходят из более глубоких импульсов. Например, использование грибов Мураками в своей работе касается как популярных наркокультуры, так и исторических проблем. Куратор Пол Шиммель, например, описывает увлечение художника грибами в истории, которую его мать рассказала ему в детстве, о том, как он родился в городе, «захваченном» атомной бомбой США. (В день падения в родном городе Мураками было слишком много облаков, и его избегали как мишени.) Мураками использует грибы в картине DOB в Странном лесу (Blue DOB) , 1999, в которой художник кокетливо помещает свое альтер-эго, DOB, в сложный японский пейзаж, который превращается в угрозу. ДОБ демонстрирует сопротивление, жест, который ясно указывает на критику культуры Мураками, а не просто на добавление к ее эксцессам. Это убедительное заявление о том, как Мураками видит себя по отношению к своей японской культуре. Он потерялся в безудержном безумии своей истории и упадка.
Социальная критика еще более остра в Nurse Ko2 (Оригинальный рендеринг Nishi-E-Da, моделирование BOME и Genpachi Tokaimura, советник Masahiko Asano, полноразмерная скульптура Lucky-Wide Co., Ltd.) , 2011. Работа посвящена культуре bishoujo , что примерно эквивалентно «стилю красивой девушки», концепции, охватывающей многие особенности отаку . Bishoujo — это преувеличенная, нереалистичная и фетишизированная версия женского начала, часто основанная на фантазиях мальчиков. Предложение Мураками является частью мультфильма, часть наивный подросток желание, часть порнографии. Слияние трех смесей образует эротически заряженное, но глупое скульптурное решение. Работа представляет собой проекцию чрезмерно раздутого ума мальчика, который, как отмечает Мураками, способствовал стерилизации и вытеснению подросткового возраста, который мешает Японии.
Мои руки и ноги сгнивают, и хотя моя кровь хлынет, спокойствие моего сердца будет цениться превыше всего. (Красная кровь, черная кровь, кровь, которая не является кровью) , 2007, является частью серии рисунков Мураками с портретом Дарумы, мудреца, великого патриарха дзен-искусства и основателя дзен-буддизма. Дарума известен тем, что сидел в медитации девять лет, не моргая, лицом к монастырю Шаолинь. Он потерял руки и ноги из-за тяжелой атрофии и даже сегодня является символом силы духа и трудолюбия в Японии.В этой работе Дарума сосредоточен в мягком задумчивом взгляде, в котором преобладает черный цвет с всплесками ярких бликов. Картина является типичным Мураками, смешивая визуальные приемы поп-арта с более глубокими культурными течениями. Мои руки и ноги …. — это и взгляд на историю Японии, и критика современников. Несмотря на возможность сенсации, которую открывает история Дарумы, Мураками использует осознанный, трезвый подход, вырезая кровавые детали и заменяя их одним лицом.Основное внимание в работе уделяется медитации, медлительности мысли, добродетелям, которые редко развиваются в перенасыщенном мире мгновенной информации. Оказавшись одной ногой в этом насыщенном изображениями мире, Мураками отходит от него.
Цветочный матанго (б) , 2001–06, берет за отправную точку поп-культуру. Matango — это японский фильм 1963 года о группе людей, оказавшихся на острове чудовищных грибов. Мураками представляет, как его узнаваемые улыбающиеся цветы растут и кружатся в пространстве галереи.Подобно грибам в Matango , цветы размножаются и захватывают власть, как снежная буря. Для Мураками популярные образы — это агрессивная спора, которую невозможно ни сдержать, ни остановить. Версия Flower Matango была выставлена в Версале во Франции, ее цветы были пропущены по спирали в доме Людовика XIV во многом так же, как декоративные цветы в стиле рококо покрывают обои и потолки дворца.
Такаши Мураками | Гагосян
Мы хотим видеть самое новое.Это потому, что мы хотим увидеть будущее, хотя бы на мгновение. Это момент, когда, даже если мы не до конца понимаем то, что мы увидели, это тем не менее нас трогает. Это то, что мы стали называть искусством.
—Такаши Мураками
Рисуя на основе традиционной японской живописи, научной фантастики, аниме и мирового арт-рынка, Такаши Мураками создает картины, скульптуры и фильмы, наполненные повторяющимися мотивами и мутирующими персонажами, созданными им самим. Его обширные работы воплощают собой пересечение поп-культуры, истории и изобразительного искусства.
Мураками получил степень бакалавра, магистра иностранных дел и доктора философии в Токийском университете искусств, где он изучал нихонга (традиционная японская живопись). В 1996 году он основал Hiropon Factory, студию / мастерскую, которая в последующие годы превратилась в компанию по производству произведений искусства и управления художниками, теперь известную как Kaikai Kiki Co. Ltd.
С начала 1990-х годов Мураками изобретал персонажей, сочетающих в себе аспекты популярных мультфильмы из Японии, Европы и США — от его первого мистера ДОБа, который иногда заменяет самого художника, до различных персонажей аниме и улыбающихся цветов, медведей и львов.Эти фигуры действуют как значки и символы — хозяева для более сложных тем насилия, технологий и фэнтези.
В 2000 году Мураками курировал выставку Superflat, , на которой были представлены работы художников, чьи техники и среды синтезируют различные аспекты японской визуальной культуры, от укиё-э (гравюры на дереве периода Эдо) до аниме и каваи (а). особая привлекательность в мультфильмах, почерке, товарах и т. д.). На этой выставке Мураками продвинул свою теорию искусства Superflat, которая подчеркивает «плоскостность» японской визуальной культуры от традиционной живописи до современных субкультур в контексте Второй мировой войны и ее последствий.
Мураками занимается производством товаров массового производства, таких как игрушки, брелки и футболки. В 2002 году он начал многолетнее сотрудничество с Марком Джейкобсом по переработке монограммы Louis Vuitton. Затем Мураками сделал радикальный шаг, напрямую включив монограммы и узоры Vuitton в свои картины и скульптуры. Хотя может показаться, что изображения Мураками представляют собой беспрецедентные персонажи и формы, многие из них содержат явные отсылки к истории искусства, а некоторые даже являются прямыми современными обновлениями традиционных японских произведений.
В 2009 году Мураками и уважаемый историк искусства Нобуо Цудзи начали творческий диалог, посвященный группе японских художников, известных как чудаки Эдо. Результатом этого сотрудничества стала выставка в Музее изящных искусств в Бостоне в 2017 году, для которой Мураками и Цудзи выбрали японские работы из коллекции музея и показали их вместе с работами Мураками. Последний включал «Дракон в облаках — красная мутация»: версия, которую я нарисовал в раздражении после того, как профессор Нобуо Цудзи сказал мне: «Почему бы тебе хоть раз не нарисовать что-нибудь самому?» (2010), красная монохромная версия знаменитой картины восемнадцатого века « Дракон и облака » Соги Сёхаку.
После землетрясения Тохоку 2011 года и последующего ядерного кризиса на Фукусиме Мураками начал глубоко изучать влияние исторических стихийных бедствий на японское искусство и культуру. На своей выставке Гагосяна в 2014 году на 24-й Западной улице в Нью-Йорке, В стране мертвых, наступая на хвост радуги , он создал иммерсивную инсталляцию эклектичных архатов; расплавление клонов своего вымышленного существа г-на ДОБа; и караджиси , мифические львы, охраняющие японские буддийские храмы, в которые посетители заходили через копию санмон (священных ворот).
Мураками не только объединяет разные периоды времени, стили и тематику в своих работах, но и его подход к искусству пересекает границы между галереей, студией, ярмаркой искусства и СМИ. Наряду с созданием картин и скульптур, он организовывал ярмарки искусства для начинающих художников, курировал выставки и снимал фильмы с участием его многочисленных персонажей и мотивов. Объединив фантастику, науку и историю, он показывает, что ни одну из этих категорий нельзя рассматривать изолированно.
2019 | «MURAKAMI POR MURAKAMI» Instituto Tomie Ohtake, Сан-Паулу, Бразилия «Superflat Doraemon» Galerie Perrotin, Токио «BAKA» Galerie Perrotin, Париж «От Superflat до Bubblewrap» STPI, Singapore «MURAMI» MURAMI Гонконг Галерея Гагосяна «GYATEI²», Лос-Анджелес |
---|---|
2018 | «ТАКАСИ МУРАКАМИ В СТРАНЕ ЧУДЕС» Galerie Perrotin, Шанхай «AMERICA TOO» Галерея Гагосяна, Лос-Анджелес «Измени правила!» Галерея Гагосяна, Гонконг «ТЕХНИКОЛОР 2» Галерея Гагосяна, Париж «Такаши Мураками: осьминог ест свою ногу» Музей современного искусства Форт-Уэрта, Форт-Уэрт Галерея «Головы и головы», Галерея Перротин, Нью-Йорк «Такаши Мураками : Осьминог ест свою ногу «Художественная галерея Ванкувера, Ванкувер » будущая история «Галерея Гагосяна, Дэвис-стрит, Лондон |
2017 | «Глубокий конец Вселенной» Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало «Такаши Мураками: происхождение чудаков, сотрудничество с Нобуо Цудзи и Музеем изящных искусств, Бостон» Музей изящных искусств, Бостон «Под радиацией Falls »Музей современного искусства Garage, Москва Музей современного искусства« Осьминог ест свою ногу »Чикаго, Чикаго « Мураками Мураками »Музей современного искусства Аструп Фернли, Осло, Норвегия |
2016 | «Изучение магии живописи» Galerie Perrotin, Париж, Франция |
2015 | «МУРАКАМИ ТАКАСИ: 500 АРХАТОВ» Художественный музей Мори, Токио, Япония Галерея «Энсо» Кайкай Кики, Токио, Япония Художественные проекты «Персональная выставка» Ибица, Lune Rouge, Ibiza Gran Hotel, СЕРДЦЕ Ибица, Ибица, Испания |
2014 | «В стране мертвых, наступая на хвост радуги» Галерея Гагосяна, Нью-Йорк, Нью-Йорк «ЦИКЛ АРХАТА» Palazzo Reale di Milano, Милан, Италия |
2013 | «Такаши в стране чудес суперплоскости», Художественный музей Samsung, Сеул, Корея «Персональная выставка» Galerie Perrotin, Гонконг «ARHAT» Blum & Poe, Лос-Анджелес, Калифорния |
2012 | Галерея Гагосяна «Flowers & Skulls», Гонконг Выставочный зал «Murakami — Ego» Al Riwaq, Доха, Катар |
2011 | «Персональная выставка» Галерея Гагосяна, Лондон, Англия |
2010 | «Персональная выставка» Галерея Гагосяна, Рим, Италия «MURAKAMI VERSAILLES» Версальский дворец, Версаль, Франция |
2009 | «Я люблю гравюры и поэтому делаю их» Галерея ARKI, Тайбэй, Тайвань «Я люблю гравюры, и поэтому я их делаю» Галерея Кайкай Кики, Токио, Япония «Такаси Мураками пишет автопортреты» Galerie Perrotin, Париж, Франция » © MURAKAMI «Музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания |
2008 | «Слеза Дэви Джонса», Blum & Poe, Лос-Анджелес, Калифорния «© MURAKAMI» Бруклинский музей, Бруклин, Нью-Йорк; Museum für Moderne Kunst, Франкфурт, Германия |
2007 | «© MURAKAMI» Музей современного искусства, Лос-Анджелес, Калифорния «Спокойствие сердца, мучения плоти — широко открывайте око сердца, и нет ничего невидимого» Gagosian Gallery, New York, NY |
Такаши Мураками: лицо японского современного искусства за рубежом, недооцененное дома
Это шестая серия из 10 частей, посвященных влиятельным фигурам эпохи Хэйсэй, которая началась в 1989 году и закончится после отречения императора Акихито от престола в апреле.В Хэйсэй Япония была потрясена экономическим избытком и стагнацией, а также борьбой за политические и социальные реформы. В этой серии рассказывается о тех, кто оставил свой след на этом пути.
«Вы видели его работы, даже если не знаете, кто он».
Примерно так люди, которые с по знают японского художника Такаши Мураками, в конечном итоге объясняют непросвещенным, кто он такой, особенно в Японии, где его имя должно быть нарицательным, но это не так.
Только в Токио коммерческие работы Мураками можно увидеть на официальных талисманах комплекса Roppongi Hills и Tokyo MX TV.В других местах его характерные образы украшают одежду, обувь, аксессуары и так далее, в многочисленных отношениях с такими брендами, как Louis Vuitton, Adidas, Uniqlo и даже монетными дворами Frisk.
В Instagram он делится новостями о совместных проектах с такими музыкантами, как Канье Уэст, Фаррелл Уильямс и, совсем недавно, Билли Эйлиш.
Однако, несмотря на его массовое присутствие на международной арт-сцене, как только Мураками показывают людям в Японии, реакция часто бывает простой: «О, он! Тот, кто делает эти kawaii (милые) цветы », имея в виду основной мотив в своей работе.
Так почему же этот художник, которого так хорошо знают и которым восхищаются за границей, не уважают больше в его родной стране? Наиболее вероятный ответ Мураками: потому что японцы его «ненавидят» или, по крайней мере, не понимают его искусства.
Что очень досадно, потому что, как сказал его французский представитель Эммануэль Перротен, «Такаши — не только самый важный японский художник эпохи Хэйсэй, но и самый важный художник следующей эпохи».
Такаши Мураками в 1998 году вместе с Осаму Мияваки, основателем компании по производству статуэток Kaiyodo, вместе с прототипом Miss ko2 Мураками.| ПРЕДОСТАВЛЕНО TAKASHI MURAKAMI / KAIKAI KIKI CO., LTD
Чтобы понять Мураками, нужно признать, что ему на самом деле все равно, что японцы думают о его искусстве, потому что он не создает его для них.
Напротив, его внимание всегда было сосредоточено на международном рынке, где его работы сейчас продаются за десятки миллионов долларов, а на его выставки выстраиваются тысячи поклонников, чтобы посмотреть их. Только за последние два года он организовал не менее 10 крупных выставок на трех континентах.
Однако Мураками — это гораздо больше, чем просто плодовитый художник. Он также успешный коллекционер произведений искусства, наставник, режиссер и куратор, без которого лицо современного японского искусства было бы совсем другим.
В 2000 году, когда Мураками опубликовал свой знаменитый манифест о суперплоскости, он навсегда изменил восприятие японского искусства. Мураками постулировал, что нет никакого различия между «низким» искусством японской культуры отаку (компьютерных фанатов), таким как аниме и манга, и искусством, традиционно считающимся «высоким» или изящным искусством.Поступив так, он в одночасье сровнял с землей мир искусства и взял курс на то, чтобы стать самым влиятельным художником своего времени.
По иронии судьбы, чтобы создать это новое направление японского искусства, ему сначала пришлось искать свою славу и богатство за границей.
После окончания Токийского национального университета изящных искусств и музыки (ныне Токийский университет искусств) в 1993 году со степенью доктора философии. в нихонга (живопись в японском стиле) Мураками обнаружил, что в то время у него возникли разногласия с японским арт-рынком.
В заявлении на сайте своей компании Kaikai Kiki Мураками пишет: «В послевоенной Японии не было надежного рынка искусства. Художественная сцена существовала только как поверхностное присвоение западных тенденций … не способных поддерживать карьеру художника на протяжении многих лет. Я осознал это, когда был студентом, и вообще перестал работать на японском арт-рынке, вместо этого вкладывая свои силы в продвижение своих работ за рубежом ».
Принимая участие в Международной ярмарке современного искусства Nippon в Иокогаме, в 1993 году Мураками познакомился с галеристом Перротином, который впоследствии стал представлять художника и первым, кто представил работы Мураками за пределами Японии.
Описывая свою первую встречу с Мураками, Перротин сказал, что в первый день своего визита на NICAF 1993 года он заметил какое-то искусство, которым он восхищался, и что позже он встретил Мураками среди группы молодых японских художников.
«У него была такая невероятная энергия», — вспоминал Перротен. «Он привел меня к стенду, где выставлялись его работы, и, как оказалось, это были те самые скульптуры, которые я заметил раньше».
Пара снова встретилась в Нью-Йорке в следующем году, когда Мураками был там по стипендии Азиатского культурного совета.Перротин представлял его на ярмарке Gramercy Park в Нью-Йорке в 1994 году, положив начало сотрудничеству, которое продолжается и сегодня.
«А потом, И потом И Потом И Потом И Потом (Синий)» | © ︎1994 TAKASHI MURAKAMI / KAIKAI KIKI CO., LTD. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.
Примерно в это же время Мураками впервые поэкспериментировал со стилем, который впоследствии определил его работу, создав своего персонажа Мистера ДОБа — улыбающееся альтер-эго, которое выглядит как нечто среднее между Микки Маусом и Ежиком Соником, и очевидно общие черты с персонажами японской манги.
Мураками начал сочетать свое формальное обучение высокому искусству нихонга со своей любовью к манге и аниме, создав новый стиль поп-арта, который сразу стал узнаваемым как японский, а не американский.
В 1995 году художник провел свою первую персональную выставку за пределами Японии в Galerie Perrotin в Париже, на которой был показан трехметровый надувной мистер ДОБ и картины с изображением этого персонажа.
«В то время японскому артисту было невероятно сложно дебютировать в Европе или Америке», — сказал Мураками The Japan Times по электронной почте.«Поэтому все, что я мог думать, это то, что мне очень повезет, если я вообще смогу дебютировать как артист, и я не ожидал большего».
Шоу, однако, имело огромный успех, и все работы были проданы, что дало Мураками и Перротину деньги и уверенность в том, что они могут продолжать создавать новые работы. Мураками никогда не оглядывался.
Чтобы работать над крупномасштабными изделиями, в 1996 году Мураками основал свою производственную мастерскую Hiropon Factory, которая была включена в Kaikai Kiki в 2001 году, со студиями в Японии и Нью-Йорке.
«Фабрика» и «поп-эстетика» работ Мураками — и то, как она черпается из манги и аниме, почти так же, как поп-артисты 1960-х годов черпали из комиксов и стирали границу между коммерцией и искусством — неизбежно привели к по сравнению с Энди Уорхолом и его Фабрикой.
Мураками, однако, продвигался вперед с ярко выраженной японской эстетикой нео-попа, которую он позже обозначил как суперплоскость, и через Hiropon Factory и Kaikai Kiki он стремился продвигать как этот новый стиль искусства, так и культуру отаку, из которой он возник. , к миру.
В 2000 году Мураками начал курировать то, что впоследствии превратилось в трилогию выставок, которые представили японскую субкультуру международной аудитории, жаждущей того, что тогда называлось «Крутой Японией».
Начавшаяся как небольшая, но успешная выставка в художественной галерее универмага Parco в Сибуя, Токио, «Superflat» была затем расширена и установлена в Музее современного искусства Лос-Анджелеса в 2001 году. Мураками продолжил это в 2002 году с «Coloriage». в Fondation Cartier pour l’Art Contemporain в Париже и «Маленький мальчик: искусство развивающейся субкультуры Японии в галерее Japan Society» в Нью-Йорке в 2005 году.
Основная цель трех выставок заключалась в том, чтобы подтвердить теорию Мураками о том, что современное японское искусство является прямым результатом уникальной японской психологии, возникшей после поражения страны во Второй мировой войне, — что культура отаку в аниме, манге и видеоиграх был художественным продуктом «детских» людей, которые не могли мириться с взрослением, и это «сглаживание» слоев инфантильных, эротических и апокалиптических образов было тем, как японские создатели и японское общество в целом справлялись с тревогой и страхом, вызванными тем, что на них сбрасывались атомные бомбы.
Действительно грандиозная тема, но она находила отклик в том, что Япония все чаще рассматривается миром через фильтр манги, аниме и видеоигр.
Хотя собственные работы Мураками присутствовали на каждой из выставок и теперь продавались по рекордным ценам, настоящим наследием трилогии о суперплоских выставках было представление работ других японских художников, в том числе Ёситомо Нара, Чихо Аошима, Ая Такано и многих других. , на международную арт-сцену и утвердить роль Мураками как куратора и популяризатора японского искусства.
По словам Перротина, Мураками теперь «сыграл решающую роль в развитии современного искусства в Японии».
Такаши Мураками на своей недавней выставке Bubblewrap в Музее современного искусства в Кумамото. | ФОТО ТОМОХИКО ТАГАВА © ︎2018 TAKASHI MURAKAMI / KAIKAI KIKI CO., LTD. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.
Параллельно с трилогией о суперплоскости Мураками в 2002 году также организовал в Японии местную художественную ярмарку под названием Geisai, которая проводилась два раза в год до 2014 года и пригласила тысячи художников представить свои работы международным коллекционерам.
«Благодаря Geisai более широкая аудитория начала интересоваться современным японским искусством», — сказал Перротин.
Тем не менее, несмотря на все эти усилия, признание Мураками в Японии все еще ускользало — сам художник считает, что за этим стоит зависть к его успеху за границей — и некоторые элементы его искусства стали отражать это. Его альтер эго, мистер ДОБ, например, медленно превратился из симпатичного улыбающегося персонажа в ужасного клыкастого зверя с несколькими головами и искаженным телом.
«Я считаю, что мой персонаж, мистер ДОБ, претерпел такую трансформацию, потому что, как только моя репутация художника начала расти на Западе, меня все больше ненавидели в Японии, и я был огорчен этой пропастью», — сказал Мураками. «Ревность может по-настоящему поглотить истинную природу существа, создавая пугающие явления».
Несмотря на свое горе, Мураками не полностью отказался от своей японской аудитории и в 2015 году провел успешную персональную выставку в Художественном музее Мори в Роппонги, Токио, под названием «Такаши Мураками: 500 архатов.Однако, по его собственному признанию, дома он, как правило, сместил акцент на производство фильмов и курирование выставок, в том числе его последнюю японскую выставку «Bubblewrap» в Музее современного искусства в Кумамото, в которой он пытался «переосмыслить послевоенное современное искусство Японии, сосредоточив внимание на художественных движениях так называемой эры экономики пузыря».
Практически невозможно перечислить здесь весь объем произведений Мураками за годы, прошедшие с тех пор, как «Суперплоскость» сделала его любимцем международного мира искусства.
У него были десятки выставок повсюду, от Дохи до Москвы, в том числе в Версальском дворце под Парижем, и нет никаких признаков того, что он замедляется.
Помимо работы художника, Мураками занимается созданием анимационных фильмов и телешоу, а также галереями и ресторанами.
«Эти проекты в конечном итоге включаются в мои работы в качестве мотивов, но управлять ими очень дорого. Каждый день я молюсь туманным небесам: «Пожалуйста, Боже, не дай моей компании рухнуть», — сказал Мураками.
«В общем, я доволен, пока моя компания защищена от банкротства, и я могу продолжать работать, пока не умру».
Знаете ли вы…
- Самым ярким признаком растущей известности Мураками на протяжении многих лет являются невероятные цены, которые продаются за его работы. В 2003 году, когда его Miss ko2 (1996) — модель блондинки ростом 1,83 метра в стиле аниме в красно-белом наряде горничной — была продана за 567 500 долларов, это была самая высокая цена, которую когда-либо платили за кусок современное японское искусство.Перенесемся в 2010 год, и та же статуя будет перепродана на аукционе за 6,8 миллиона долларов.
- В мае 2008 года «Мой одинокий ковбой» (1998), вдохновленная аниме скульптура мастурбирующего мальчика, струя спермы которого образует лассо, была продана за рекордные 15,2 миллиона долларов.