Шедевры хаяо миядзаки: — 10 незабываемых шедевров от мастера анимации Хаяо Миядзаки

Содержание

9 лучших аниме Хаяо Миядзаки - Что посмотреть

Хаяо Миядзаки — добрый сказочник-аниматор. Все созданные им аниме наполнены добром и волшебством. Очень старательно нарисованы и продуманы. Его персонажам искренне сопереживаешь. Все ленты подходят для всех, хотя чаще всего, по задумке автора, возраст аудитории мультфильма совпадал с возрастом ее главных героев. Почти во всех его аниме есть вода, ветер и те или иные летающие аппараты. Отец Хаяо был директором фабрики, которая делала детали для самолетов и то, что он постоянно находился рядом с ними, развилось в огромное его увлечение авиацией.

Навсикая из долины ветров

Кадр: Studio Ghibli

Эта лента считается первым аниме студии Гибли, хотя была создана немного раньше официального ее основания. И это второй полнометражный мультфильм Хаяо Миядзаки. Он снял его по манге, которую сам придумал и сам рисовал. Можно сказать, что это то самое аниме, которое задаст тон всем остальным его работам. В нем есть самолеты, баланс сил в природе и подняты важные вопросы об экологии. Сюжет мультфильма разворачивается в мире, где тысяча лет прошла с окончания страшной войны — «семи дней огня», в мире, который покрыт огромным лесом и где люди стремятся жить в гармонии с природой.

Небесный замок Лапута

Кадр: Studio Ghibli

Огромный летающий остров Лапута — старинная легенда, которую никто никогда не видел. Найти который можно только тому, у кого есть кристалл Летающего камня. Сита — девочка-подросток, потомок владельцев Лапуты. И у нее есть этот самый кристалл. Кто только не охотится на Ситу, чтобы завладеть Лапутой, на которой есть и богатства, и страшное оружие…

Мой сосед Тоторо

Кадр: Studio Ghibli

Тоторо — дух-хранитель леса, большое и милейшее существо, которое подружится с двумя маленькими девочками. И будет помогать им и заботиться о них. Вместе с Тоторо в этом мире существует еще котобус, маленькие духи леса и сусуватари — черные чернушки. Чернушки потом еще появятся в аниме «Унесенные призраками». Эта лента сделала студию Гибли прибыльной, а Тоторо стал ее символом. Огромный дух-хранитель очень полюбился людям. А покататься на котобусе с мышами-габаритами — мечта всех детей и редакторов Титра.

Ведьмина служба доставки

Кадр: Studio Ghibli

Тринадцатилетняя ведьма Кики, по традиции, должна пройти годовую стажировку, в городе, где никто ее не знает. Но Кики умеет только летать на метле, и то не так уж хорошо. Миядзаки сталкивает девочку с вопросами взросления, поиска своего места в жизни, одиночества, принятия мира и принятия миром. А еще у Кики будет друг — мальчик, бредящий самолетами.

Порко Россо

Кадр: Studio Ghibli

Алый Свин — летчик-ас, участник первой мировой войны, разочаровался в людях до такой степени, что частично превратился в свинью.

Он летает на своем самолете где-то на Адриатике и охотится на воздушных пиратов, грабящих торговые суда и яхты. А на него охотится другой ас. Возможно для создания образа Порко Россо автор опирался на реально существовавшего аса первой мировой — Красного барона, летчика, на счету которого более восьмидесяти побед в бою.

Унесенные призраками

Кадр: Studio Ghibli

Десятилетняя девочка Тихиро переезжает с родителями в новый город, они идут гулять, сворачивают не на ту тропку и попадают в волшебный мир. В мир, куда боги приходят отдыхать. В мир, где колдунья Юбаба управляет банями-купальнями и ресторанами, а людей превращает в свиней. Красивое аниме, с бескрайней водой, богами, духами, чернушками сусуватари. Лента, в которой воспитывается характер Тихиро.

Ходячий замок

Кадр: Studio Ghibli

По словам Миядзаки, прообразом замка стала наша «избушка на курьих ножках».

Но замок огромен, хаотичен и как будто скроен из сотни разных объектов. А еще он меняется по ходу фильма. Завораживающий своей красотой мультфильм про шляпницу Софию, у которой злая Ведьма Пустоши отняла красоту и молодость.

Рыбка Поньо на утесе

Кадр: Studio Ghibli

Мультфильм про дружбу пятилетнего мальчика и рыбки Поньо, дочки колдуна и морской богини. Поньо влюбляется в Сооске и теперь мечтает превратиться в человека. Это аниме — особое прочтение сказки про русалочку. Доброе и очень красивое.

Ветер крепчает

Кадр: Studio Ghibli

Прощальная лента Хаяо Миядзаки посвящена страсти всей его жизни — самолетам. В мультфильме рассказывается о японском конструкторе самолетов Дзиро Хорикоси. О его судьбе, жизни, самолетах, которые он строил. Это грустное и очень светлое аниме, о страсти к делу всей жизни.

А вы знали что «Гибли», название студии Хаяо Миядзаки — одно из названий ветра сирокко?

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Лучшие мультфильмы Хаяо Миядзаки — Новости на Фильм Про

Хаяо Миядзаки - уникальный режиссёр. Не только потому, что принёс мировую славу японской анимации и установил высочайшую планку для семейных мультфильмов. Просто Миядзаки, помимо прочего, не знал промахов: у него не было творческого кризиса или явных неудач. Все знали, что раз в несколько лет можно ждать новый шедевр Миядзаки, - и его получали. Тем сложнее выделить его лучшие мультфильмы.

Лучшие мультфильмы Хаяо Миядзаки


Самый знаменитый мультфильм Миядзаки - лауреат «Оскара» и «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, где обошёл все игровые фильмы. Помимо прочего - почти $300 млн в мировом прокате. «Унесённые призраками» чаще других мультфильмов Миядзаки признаются его главным шедевром: вероятно, потому, что в них слилось всё, что дорого в картинах мастера - это и сказка, и грозное предупреждение, и японская мистика, какой позавидовал бы любой местный хоррор.

Трейлер «Унесённых призраками»


В XXI веке Миядзаки всё чаще снимал мультфильмы, которые детскими не назовёшь. «Ходячий замок» - тревожная история, действие которой разворачивается во время долгой и изнурительной войны, охватившей Европу. Конечно, в мультфильме собраны все любимые элементы из предыдущих картин Миядзаки: причудливые летательные аппараты, магия, юная девица в главной роли. Однако здесь уже нет наивности и непоседливости.

Трейлер «Ходячего замка»



В «Принцессе Мононоке» самое яркое воплощение получило деликатное отношение Миядзаки к природе и всему естественному. Конфликт во многом строится вокруг того, что настоящие бедствия начинаются тогда, когда человек меркантильно использует природные богатства или уничтожает их. В «Принцессе Мононоке» природа даже получает материальное воплощение в виде духов леса.

Трейлер «Принцессы Мононоке»



Самый знаменитый герой Миядзаки - это Тоторо, милый лесной зверь, который является и талисманом студии Ghibli. «Мой сосед Тоторо» - камерный мультфильм, в нём нет присущего Миядзаки размаха действия. Это не только идеальная картина для детей, но и идеальная картина про детей. Главные героини, две девочки, заводят дружбу с мохнатым Тоторо, но взрослым его увидеть не под силу. Наконец, совсем удивительное для современной анимации обстоятельство: у Миядзаки в мультфильме нет злодеев или тех, кто бы ими казался. «Мой сосед Тоторо» легко обходится без конфликта и не теряет увлекательность.

Трейлер мультфильма «Мой сосед Тоторо»



В своей заключительной режиссёрской работе (как он сам обещал) Миядзаки уже не притворяется, что делает мультфильм для детей. Главный герой - Дзиро, с детства мечтающий стать пилотом. Это ему не суждено - но он становится авиаконструктором, и так выходит, что именно в это время Япония и Германия развязывают Вторую мировую войну. «Ветер крепчает» - воззвание к каждому человеку, который, по мнению Миядзаки, должен заниматься своим любимым делом. И ни у кого нет права обвинять Дзиро в том, что его самолёты стали оружием, - он того не желал и повлиять на их судьбу не мог.

Трейлер мультфильма «Ветер крепчает»


рейтинг всех фильмов Хаяо Миядзаки

Хаяо Миядзаки — один из лучших мастеров анимации, которые только существовали. За 40 лет он написал и поставил множество фильмов, каждый из которых был успешным. Его фильмы любят взрослые и дети по всему миру. Его принцессы круче, чем у Диснея. Его фильмы переосмысляют японскую милитаристскую культуру и мотивы синтоизма, а его понимание человеческой природы и ума глубоко.

У Миядзаки нет откровенно плохих или скучных фильмов. Тем не менее, их можно ранжировать и сравнивать. Ваш список может отличаться от нашего — это не должно удивлять, ведь у каждого фильмы Миядзаки откликаются по-своему. Кинообозреватель «Вашего досуга» Денис Кудряшов составил рейтинг всех 11 фильмов Хаяо Миядзаки, в которых последний выступил как сценаристом, так и режиссером.

Кадр из фильма «Мой сосед Тоторо»

11 МЕСТО: «Замок Калиостро» (The Castle of Cagliostro, 1979)

Первый полнометражный фильм Миядзнаки, «Замок Калиостро» является частью японской франшизы «Люпен III». До полнометражного фильма, Миядзаки вместе со своим другом и коллегой Исао Такахатой работал над аниме-телесериалом про Люпена. 

Главный герой, Арсен Люпен III, вор-джентельмен, изобретальный и галантный. Таким его во многом сделал Миядзаки, превратив историю о неприятном человеке в динамичный и веселый боевик, полный энергии и юмора. Машина падает с утеса, ниндзя наводят смуту, «Замок Калиостро» — это японская аниме-версия Джеймса Бонда. В фильмографии режиссера он выглядит скорее как успешное творческое упражнение, которому не хватает идеи, стоящей позади сумасшедших сцен погони. Захватывающий фильм, с которого начался путь гениального аниматора.

10 МЕСТО: «Порко Россо» (Porco Rosso, 1992)

«Порко Россо» — фильм, который считается самой странной работой Миядзаки, и этому есть  объяснение. Тематически фильмы режиссера разделяются на две крупные категории. Первая — это потрясающие красотой детские фильмы, часто основанные на книгах и сказках. Вторая категория — серьезные истории о защите природы, борьбе с безудержным капитализмом и милитаризмом, внутренних озарениях и переосмыслении жизни. При таком разделении «Порко Россо» выпадает из классификации. 

Фильм невероятно веселый, с отличной музыкой, яркими персонажами и захватывающими авиационными сценами. Его нельзя назвать плохим — как было сказано выше, у Миядзаки нет откровенных неудач. Тем не менее, чего фильму не хватает, так это масштаба и объемности, которые есть у других работ Миядзаки.

9 МЕСТО: «Рыбка Поньо на утесе» (Ponyo, 2008)

«Рыбка Поньо» — это фильм Миядзаки, сделанный специально для детей. У режиссера нет конкурентов, которые могли бы лучше рассказывать детям истории и адаптировать сказки. Пока Дисней дает сказкам популярно-романтическую и безопасную оптику, Миядзаки работает со фантастическими и чудаковатыми образами, раскрывая темы семьи, дружбы, сохранения окружающей среды и индвидуальных озарений.  

«Рыбка Поньо» — это идеальных фильм для самых маленьких. Он потрясающе раскрывает как важно сохранять доброту поступков вне зависимости от обстоятельств — идея, которая достойна привития в самом раннем возрасте. 

8 МЕСТО: «Ведьмина служба доставки» (Kiki's Delivery Service, 1989)

Умилительный фильм Миядзаки, повлиявший на мир аниме через героиню юной ведьмы Кики. Аниме «Академия ведьмочек» явно вдохновлено героиней Кики. Вдобавок, у Кики есть потрясающий кот-компаньон Зизи, который превосходит всех компаньонов Диснея — от Абу и Ковра-самолета до Олафа и подсвечника с часами. 

«Ведьмина служба доставки» — отличный фильм, доказывающий лидерство Миядзаки, а не Диснея. Наблюдать за приключениями умной, любознательной девушки Кики намного интересней, чем за любым главным героем Диснея того же периода.  По сравнению с Поньо, фильм целится в более взрослую публику. Увлекательная история, которая порадует подростков по всему миру, вне зависимости от пола и страны проживания.  

7 МЕСТО: «Мой сосед Тоторо» (My Neighbor Totoro, 1988)

«Мой сосед Тоторо» — лучший фильм Миядзаки, сделанный прицельно для детей. Все последующие фильмы рейтинга будут состоять из преимущественно взрослых фильмов, и это не более чем вопрос вкуса. Фильмы скорее созданные для взрослых, с трудными темами и внутренней борьбой персонажей, интересней смотреть. Но это не означает, что Тоторо не оказал никакого влияния. Наоборот, его вклад в анимацию огромен.

В фильме великолепно сделанные персонажи, в особенности сам легендарный кот-кролик Тоторо. Обаятельный Тоторо и легкомысленная и веселая музыка не означают, что в фильме отсутствует масштабная идея. Она есть, и режиссер не занимается поучением своей юной аудитории. Вместо этого он говорит с ними как со взрослыми, зная, что они его поймут. Это важное качество всех детских фильмов Миядзаки, и в Тоторо оно заметно больше всего. 

6 МЕСТО: «Небесный замок Лапута» (Castle in the Sky, 1986)

Богато проработанный анимационный фильм «Небесный замок Лапута» был первым фильмом Миядзаки, сделанным им на студии Гибли, которую он основал вместе со своим коллегой и другом Исао Такахатой. Это мощная и трогательная приключенческая история открытий и озарений. Сюжетно, это сказка с элементами политической разобщенности. В ней есть маленькие люди, которые способны на большие поступки. 

«Небесный замок» — один из самых красивых фильмов режиссера. За все время своего существования студии Гибли удается поддерживать неповторимый стиль анимации. Однако в мире цифрового аниме ничто не может сравниться с магией анимации из 80-х. Фильм — это вершина анимации того времени, неповторимый стиль и потрясающее приключение от начала и до самого конца. 

5 МЕСТО: «Ходячий замок» (Howl's Moving Castle, 2004)

Ходячий замок» — это впечатление абсолютного восторга от начала и до финала. Настроение фильма, его тон и стиль стоят среди лучших работ Миядзаки. «Ходячий замок» — это лучший фильм Миядзаки, который подойдет абсолютно всем: женщинам и мужчинам, от 5 и до 95 лет. Все, кто посмотрят фильм, получат одинаковое количество радости и наслаждения от палитры разнообразных персонажей и их удивительной истории.

Проработка мира, особенного заглавного ходячего замка и самого Хоула, поражает и дает урок всем, кто хочет объединить компьютерную графику с рисованным стилем аниме. Это фильм-триумфатор, который порадует многих. 

4 МЕСТО: «Навсикая из Долины ветров» (Nausicaä of the Valley of the Wind, 1984)

 «Навсикая» выделяется среди прочих фильмов Миядзаки. У фильма более зернистое изображение, чем у других работ аниматора. Цветовая гамма также отличается — преобладают мягкие, пастельные тона, от чего фильм кажется более естественно-природным.

Даже дома персонажей и их одежда подчеркивают единство с природой. Этот вдохновленный синтоизмом мотив единства человека и природы появится с большим масштабом в «Принцессе Мононоке». Разумеется, это не делает Навсикаю менее прекрасным фильмом и отличным произведением искусства. 

3 МЕСТО: «Ветер крепчает» (The Wind Rises, 2013)

«Ветер крепчает» — это последний фильм Миядзаки на сегодняшний день, и он остался относительно незамеченным в момент выхода. К этому моменту режиссер уже несколько раз объявлял о выходе на пенсию, и возвращался, чтобы порадовать еще одним фильмом. «Ветер крепчает» — это уход режиссера от фантастических миров. Вместо этого Миядзаки предлагает рассказ о мрачных страницах японской истории — смелый выбор, который окупил себя.

Главный герой — очаровательный юноша, завороженный своей работой и любовью к авиации. Действие происходит в Японии начала ХХ века, с потрясающими костюмами, красивыми старыми самолетами и войной, которая служит фоном. В основе фильма лежит одноименная японская повесть, которая в свою очередь отсылает к «Волшебной горе» Томаса Манна. «Ветер крепчает» — это один из самых личных фильмов Миядзаки, и от этого он ощущается таким трогательным. 

2 МЕСТО: «Унесенные призраками» (Spirited Away, 2001)

На сегодняшний день, «Унесенные призраками» — это единственный неанглоязычный, аниме-фильм, который получил Оскар. У многих именно этот фильм является самой любимой работой Миядзаки и тому есть объяснения. С точки зрения дизайна, эстетики и анимации, «Унесенные призраками» — шедевр. Каждая деталь великолепна нарисована, и каждый персонаж тщательно проработан. Воображение, родившее невероятных фантастических существ, которые встречаются на протяжении фильма, поражает своим масштабом. 

«Унесенные призраками» — это история, явно вдохновленная «Алисой в Стране Чудес», и она идеально подходит для всех возрастов. Фильм на голову выше всего, что когда-либо выпускал Дисней. С момента выхода в 2001 году, фильм не устарел ни на каплю, и для многих это вершина творчества Миядзаки и его студии Гибли.  

1 МЕСТО: «Принцесса Мононоке» (Princess Mononoke, 1997)

«Принцесса Мононоке» — это первая попытка Миядзаки создать серьезный и взрослый анимационный фильм. Человек против природы — это тема, которая и до этого была популярной в кино, но не достигла такого масштаба, как в «Принцессе Мононоке». Жестокие бои и жуткие создания завораживают и приковывают к экрану.  

Фильм предупреждает зрителей об опасностях индустриализации, безграничного капитализма, загрязнения природы и глобального потепления. Об экологии фильм говорит с таким жаром, что эти проблемы больше невозможно не замечать. «Принцесса Мононоке» по своему размаху и значению не имеет равных в мире анимации и войдет в историю, как один из самых ярких шедевров Миядзаки. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Человеческие уроки»: 10 свежих корейских сериалов 2020 года

Лучшие переосмысления западной культуры глазами Азии.

23 июня 2020

От худшего к лучшему: рейтинг всех фильмов Паоло Соррентино

Обзор всех восьми фильмов «современного Феллини» в порядке значимости.

17 июня 2020

От худшего к лучшему: рейтинг всех фильмов Дэвида Линча

Обзор всех 10 фильмов культового американского кинорежиссера в порядке значимости.

29 мая 2020

Унесенные Миядзаки.

Как прославленный японец показал нам мир глазами ребенка

Фильмы Миядзаки прекрасно проработаны, а его режиссерский стиль необычайно своеобразен. Его очень практический подход к творческому процессу предполагает традиционные методы анимации — он рисует раскадровку своих рассказов карандашом на бумаге. Хаяо не использует сценарий; повествование развивается в раскадровках, и часто он до последнего не знает, куда будет двигаться сюжет. Режиссер понимает, как важно, чтобы миры, которые он создает, были реалистичными (даже в фантастическом контексте) и чтобы зрители в них верили. Миядзаки часто призывает зрителей думать по-детски, независимо от возраста его главных героев: исследовать и подвергать сомнению мир, который он сам создал. Взрослым, возможно, придется отбросить логику и принять его альтернативное, но четко определенное видение. Миядзаки часто дурачит нас. Он помещает свой сюжет якобы в реальном мире, а затем требует, чтобы мы отвергли свои представления о физике, биологии и географии, хотя бы для того, чтобы понять тот мир, куда он нас приглашает, даже если он и кажется нам знакомым. В интервью журналу Midnight Eye в 2002 году режиссер заявил: «Я стараюсь глубоко копаться в колодце своего подсознания. В определенный момент этого процесса крышка открывается, и высвобождаются очень разные идеи и видения». Фильмы Миядзаки обладают честностью, которая делает правдоподобными даже самые счастливые концовки, потому что они не умаляют остальных событий в повествовании. Западное кино в жанре фэнтези зачастую требует как сильного повествования, так и понятной концовки, плюс подтверждения того, что героев ждет светлое будущее. Хотя у большинства фильмов Миядзаки оптимистичные концовки, они не всегда предполагают легкий выход, поскольку события прошлого уже не отменить, и главные герои должны стремиться к успеху в своей будущей жизни. Персонажи Миядзаки многогранны, их нельзя изобразить как «хороших» или «плохих»; его «злодеи» не совсем злодеи, это сложные герои с правдоподобными мотивами, если таковые вообще присутствуют. Например, в «Моем соседе Тоторо» нет персонажей с отрицательными чертами характера. Кроме того, многие из главных героев Миядзаки — независимые и очень способные девушки или молодые женщины.

13 анимационных шедевров, покоривших мир

20 лет назад, 20 июля 2001-го, в Японии на большие экраны вышла анимационная картина «Унесенные призраками», которая впоследствии станет самой успешной кинопремьерой в истории страны ($ 305 миллионов по итогам проката), завоюет «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале, «Оскар» как «Лучший анимационный полнометражный фильм» и получит статус культового аниме на все времена. Это не было первой большой работой Хаяо Миядзаке и тем более не его первым мировым успехом, но окончательно закрепило за ним статус мастера анимации.

Он и его основанная в 1985-м студия Ghibli (самая прибыльная анимационная компания за пределами Голливуда на сегодняшний день) подарили нам сочетание реального и сказочного и такие взрослые и детские одновременно фильмы, в которых каждый улавливал что-то свое, а заслуги самого Хаяо Миядзаке несколько лет назад, в 2014-м, снова отметили на «Оскаре»: тогда аниматор получил почетную награду «за оказание глубокого влияния на мировую анимацию, вдохновляя целое поколение художников работать в этой области и освещая её безграничный потенциал». Это произошло через год после того, как он объявил о завершении карьеры — его последним фильмом стал «Ветер крепчает», идея которого пришла после прочтения цитаты «Все, чего я хотел — создать что-то красивое». Кажется, впрочем, что эти слова касаются не только последней картины, но и всей карьеры режиссера.

(Photo by Dan Kitwood/Getty Images)

Рассказываем, что посмотреть из блестящей фильмографии мастера анимации!


«Навсикая из долины ветров» (1984)

Можно сказать, что «Навсикая» стала первой работой Ghibli, несмотря на то, что официально студия была создана только через год после премьеры. В центре сюжета — конфликт природы и цивилизации, рассказанный через историю о далеком будущем, в котором человечество стало жертвой экологической катастрофы. В итоге цивилизации обратились в прах, поверхность планеты покрыло гигантское море Леса, испускающее в атмосферу ядовитые споры растений, а оставшиеся люди живут в тени, ограничивая распространение вредоносной растительности и продолжая братоубийственные войны. Сохранить мир предстоит принцессе Долины Ветров – Навсикае.


«Небесный замок Лапута» (1986)

Первый официальный фильм студии Ghibli. События разворачиваются в альтернативной реальности в начале XX века и рассказывают о девочке по имени Сита, в руках у которой находится Летающий Камень — цель агентов правительства и пиратов из-за своей ценности. Пытаясь скрыться от преследователей, она встречает своего ровесника, работающего в шахтерском городке, и вместе они выясняют, что Камень — ключ к таинственному летающему острову.


«Мой сосед Тоторо» (1988)

Очаровательный мультфильм о приключениях двух сестер, которые после переезда в деревенский дом обнаруживают по соседству лесных духов — хранителей леса во главе с могущественным, но очень добрым Тоторо, ставшим другом девочек. Интересно, что изначально в успех «Тоторо» верили немногие (мол, он слишком детский), но он превзошел все ожидания, и теперь профиль главного лесного духа даже красуется на логотипе Ghibli. А еще это был первый фильм Хаяо Миядзаки, выпущенный в СССР —  российские зрители увидели его в 1989-м.


«Могила светлячков» (1988)

Военная драма Исао Такахата (сооснователя студии Ghibli), события которой разворачиваются в последние дни Второй мировой войны, когда американская авиация бомбит беззащитные японские города, а в водоворот событий попадают 14-летний юноша и его сестренка, оставшиеся без близких. Теперь главному герою предстоит рано повзрослеть. Жестокая война не щадит даже детские души.


«Ведьмина служба доставки» (1989)

Еще одна культовая работа Хаяо Миядзаки о молодой ведьме, которая по достижении 13 лет должна определенное время прожить среди обычных людей. Вместе с любимым котом она отправляется в город, знакомится с добрым пекарем и начинает собственное дело — экстренную службу доставки.


«Порко Россо» (1992)

Это должна была быть короткометражная анимация для показа во время полетов самолетами Japan Airlines, но Хаяо Миядзаки сделал из «Порко Россо» полнометражный фильм. Это история об итальянском пилоте ВВС, который потерял веру в человечество и навлек на себя проклятие, превратившись в человекообразную свинью, после чего занялся охотой на воздушных пиратов, грабящих суда и яхты. Однажды ему, правда, предстоит самому стать мишенью. В общем, очень недетский мультфильм.


«Принцесса Мононоке» (1997)

Именно с «Принцессы» началось покорение международного рынка японской анимацией: компания Miramax выкупила фильм для широкого американского проката. Это классический для Хаяо Миядзаки эко-сюжет об уничтожении природы людьми и история о юном принце Аситака, который навлек на себя смертельное проклятие, убив вепря, и, чтобы изменить судьбу, отправился в опасное путешествие, оказавшись в загадочной стране, где люди под предводительством злой госпожи воюют с обитателями леса под предводительством повелительницы зверей и дочери волчицы: духами, демонами и гигантскими существами. Исход борьбы теперь зависит только от него.

После «Принцессы», кстати, Хаяо Миядзаки планировал уйти из режиссуры, но первая в его карьере награда Японской киноакадемии в номинации «Лучший фильм года», судя по всему, изменила его планы. Что, конечно, не может не радовать.


«Наши соседи Ямада» (1999)

Очень красивое акварельное аниме от уже упомянутого выше давнего друга и коллеги Хаяо Миядзаки Исао Такахата. Это серия новелл о самой обычной семье Ямада, с которой каждый день происходит что-то забавное: то сына в супермаркете оставят, то папа с мамой устраивают сложнопостановочные бои за право взять пульт от телевизора, то бабушка затеет приготовление странного блюда бефстроганов. Энциклопедия семейной повседневности.


«Унесенные призраками» (2001)

Главный фильм Хаяо Миядзаки, входящий во все мировые топы лучшей анимации. В центре сюжета — десятилетняя Тихиро, переезжающая в новый дом вместе с семьей. Заблудившись по дороге, они оказываются в странном пустынном городе и оживляет древнюю магию. Чтобы освободить родителей от магии злой колдуньи, девочке придется пройти через множество испытаний и повзрослеть.


«Ходячий замок» (2004)  

Волшебная сказка о силе любви по мотивам книги Дианы Уинн Джонс с номинацией на «Оскар». Злая ведьма заточила 18-летнюю Софи в тело старухи, и теперь та бежит из города, где встречает удивительный дом на ножках, могущественного волшебника и демона, с помощью которого она должна избавиться от чар.


«Рыбка Поньо на утесе» (2008)

Японская версия «Русалочки» с двумя наградами Венецианского кинофестиваля. Маленькая любопытная рыбка Поньо — дочь колдуна и морской богини — уплывает из дома, чтобы наблюдать за жизнью людей, но застревает в банке и оказывается выброшенной на берег, где ее подбирает пятилетний мальчик. Малыши привязываются друг к другу, и теперь у рыбки только одно желание — стать человеком.


«Ветер крепчает» (2013)

Последний шедевр Хаяо Миядзаки (плачем) с номинацией на «Оскар». Главный герой мечтает о полетах и красивых самолетах, способных обогнать ветер, и с мечтой о небе не расстается даже несмотря на близорукость. На пути к успеху и званию одного из лучших авиаконструкторов мира он встречает многих людей, переживает Великое землетрясение в Токио и жестокие войны и обретает любовь. Тонкая история о творчестве и свободе.


«Сказание о принцессе Кагуя» (2013)

Последний полнометражный фильм Исао Такахата по мотивам древнейших японских народных сказок (номинация на «Оскар»). Бездетный старик, зарабатывающий на жизнь продажей бамбука, как-то раз находит в бамбуковом лесу маленькую девочку размером с палец и удочеряет ее, еще не зная, чем обернутся ее стремительное взросление и красота.

Почему Хаяо Миядзаки — гений. Все фильмы великого режиссёра | Аниме, Классика кино

Сейчас, в 2021 году, кажется, что мультфильмы Хаяо Миядзаки существовали всегда — настолько глубоко они вошли в современную культуру. Миядзаки создал настоящий калейдоскоп образов, которые крепко засели в мировом сознании, будь то стоящие ночью на остановке девочка и Тоторо, скачущая на волке принцесса мононоке, летящая на метле ведьмочка или целый ворох сцен из оскароносных «Унесённых призраками».

Но что, помимо ярких и интересных кадров, кинематограф взял из работ Миядзаки? Или его фильмы — это просто гимн раскрепощённой фантазии, который не привнёс в кино ничего нового?

Сейчас, в XXI веке, работы Миядзаки могут показаться простецки скроенными, отстаивающими умирающее искусство двухмерной анимации, — но они совершенно не казались такими в восьмидесятых. Да и простота обманчива: она скрывает не только невероятную работу огромного числа аниматоров студии Ghibli, но и новаторские приёмы, оказавшие влияние на анимацию и — шире — на кинематограф.

Как правило, работы Миядзаки до «Навсикаи в долине ветров» опускают, полагая их не важными. Этот этап в его творчестве считают чем-то вроде стадии ученичества, с той разницей, что не всякое ученичество даёт два полнометражных фильма, россыпь сериалов и короткометражек.

Такая точка зрения несостоятельна не только потому, что к «Навсикае» Хаяо Миядзаки пришёл уже настоящим мастером и профессионалом, но и потому, что его произведения этого периода повлияли на аниме. Может быть, не так сильно, как полнометражные картины, но всё же ощутимо.

Карьера Миядзаки началась с сериала Lupin III. Part 1; первый же его полнометражный фильм — «Люпен III: Замок Калиостро». Логично, что к работе над полнометражной версией привлекли режиссёра, причастного к созданию лучших эпизодов в сериале (Who Had the Last Laugh?, Catch the Phony Lupin! и других). И этот же режиссёр помог создать лучшее полнометражное аниме по «Люпену» и одну из лучших частей его франшизы.

Стиль Миядзаки кардинально отличается от стиля создателя франшизы, мангаки Монки Панча. Но благодаря видению Миядзаки история получилась целостной — и это видение помогло привлечь к франшизе новых почитателей. Миядзаки очистил изначальный образ Люпена III — трикстера-мачо, не гнушавшегося жестоких преступлений, — от кровожадности и цинизма и добавил ему жалостливости, отзывчивости, даже доброты. Впрочем, кутить и девушек этот парень всё ещё очень любит.

При этом нельзя сказать, что Люпен стал упрощённой детской копией самого себя. Этот персонаж явно больше ориентирован на детей, чем убивающий людей похотливый гангстер, но его мотивация сложнее, а реакции разнообразнее. Пусть тон фильма и остаётся комедийно-приключенческим, в нём достаточно душевных, трогательных сцен и тихих моментов созидания, которые позволяют глубже проникнуться уютной (несмотря на остросюжетность) историей.

«Замок Калиостро» не только окупился и принёс студии Tokyo Movie Shinsha хорошую прибыль — он стал образцом для полнометражных аниме.

Конечно, Миядзаки не совершил откровений в проработке персонажей. И Тэцуя Имадзава, и Исао Такахата, и много кто ещё уже выводили интересные и сложные характеры. Но режиссура Миядзаки в сериале и полнометражном фильме показала перспективы дальнейшего развития франшизы: большая сосредоточенность персонажей, более плавный ритм — при сохранении лихого экшена, креативных визуальных находок и детективного сюжета. Нечто подобное попытались проделать годом ранее, в первой полнометражке о Люпене «Тайна Мамо», но результат получился не столь захватывающим, как у Миядзаки.

Люпен из «Замка Калиостро» более дружелюбный и медленный по сравнению с собратьями от Мамору Осии, Ючиро Яно и Ямамото Сайо, но без него не был бы возможен современный Люпен — и тот Хаяо Миядзаки, которого мы знаем.

Дарами «Замка Калиостро» стали хорошо проработанные персонажи (для аниме) и мягкий темп повествования (для мировой анимации). И есть мнение, что традиционные для Мидзаяки карикатурные бандиты и пираты растут именно из времён его молодости, когда он работал над «Люпеном III».

«Навсикая» стала первым оригинальным произведением Миядзаки; это важно помнить, поскольку большинство его фильмов — экранизации. Собственно, даже «Навсикая» — экранизация, просто она снята по его собственной манге. Материал пришлось страшно урезать, и Миядзаки остался недоволен результатом — чего не скажешь о зрителях.

«Навсикая» поражает размахом. Она хорошо встраивается в ряд фантастики 1980-х, но привносит в неё экологическую тему (которая войдёт в моду спустя пару-тройку лет) и невероятную душевность персонажей — необычный элемент для мрачной и сердитой анимационной фантастики того периода. В том же году выходят «Властелины времени» и «Тёмный кристалл», ранее триумфальное шествие по Европе закончили «Тяжёлый металл», «Дикая планета», «Волшебники» Ральфа Бакши и другие картины. Так что удивить зрителей потрясающими видами фантастических миров было уже нельзя. А вот удивительной, почти семейной сплочённостью героев — можно. Как и их трогательным очарованием, которым наделены почти все, кроме злодеев: у Миядзаки вообще сложные отношения с этим типом персонажей…

«Навсикая» умудряется быть одинаково доступной для зрителей любого возраста, затрагивая при этом серьёзные темы — загрязнение, деструктивная природа человека, ужасы войны. Да, они раскрыты достаточно просто, и можно понять недовольство Миядзаки, которому конфликты в фильме представлялись плоскими и ненатуральными. Но «Навсикая» всё равно производила впечатление зрелого и умного высказывания, казалась искренним порывом небезразличного человека — и при этом была достаточно аккуратна, чтобы не впадать в шок-контент и не отпугивать чувствительных зрителей.

В документальной картине «Царство грёз и безумия» Миядзаки заявил, что это последний его фильм, в основу которого лёг сценарий, а не отдельные фантастические образы, рождавшиеся у него в голове. Но визуальные решения, невероятные ракурсы и игра со светом доминируют над сюжетом уже в «Навсикае». Это ощущается не так остро, как, например, в «Хауле», но кто из смотревших фильм забудет проход Навсикаи по золотому полю? А подвешенного на тросах и зовущего родителей на помощь детёныша-ома? А восстание гниющего заживо монстра из-под земли? Ну и полёты, разумеется.

«Навсикая из долины ветров» подарила аниме экологическую проблематику, злые армии жуков и роскошные сцены полётов.